Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Фото, история, описание, адрес

Содержание

Адмиралтейство

Местоположение: Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 1

Ближайшие станции метро: Адмиралтейская, Невский проспект

Описание: Адмиралтейство в Петербурге – это памятник архитектуры, расположенный вдоль Английской набережной рядом с Дворцовой площадью и Исаакиевским собором, с популярными достопримечательностями в Петербурге.

Фотография. Адмиралтейство и фонтан напротив главного фасада.

На фотографии изображён главный фасадный вид Адмиралтейства с позолоченным шпилем, простирающимся высоко в небо. Адмиралтейство привлекает внимание своим высоким шпилем. Высота шпиля – 72 метра. Переливающийся золотом шпиль Адмиралтейства виден с многочисленных улиц и проспектов города. Напротив фасада здания Адмиралтейства установлен фонтан.

Адмиралтейство – центр грандиозного ансамбля центральных площадей в Петербурге: Дворцовой площади, Исаакиевской площади и площади Декабристов.

История Адмиралтейства в Петербурге

5 ноября 1704 года произошла закладка судостроительной верфи – «Адмиралтейского дома», а к 1706 году здесь была сооружена деревянная крепость с пятью земляными бастионами. Адмиралтейство окружили рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и обширный луг, необходимый для обзора местности в случае внезапного нападения врага.

Фотография. Адмиралтейство в Петербурге, вид с Дворцового моста.

Первоначально Адмиралтейство представляло собой одноэтажное здание, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы и службы адмиралтейского ведомства. Во дворе здания велось строительство парусных кораблей.

Новое каменное здание Адмиралтейства возвели в 1732-1738 годах по проекту архитектора И.К. Коробова. Зодчий модернизировал здание Адмиралтейства, придав ему монументальность, отвечавшую его важному градостроительному значению. В центре, над воротами, поднялась башня с золоченым шпилем высотой 72 метра, сохранившимся до наших дней.

В 1806-1823 годах по проекту архитектора А.Д. Захарова возвели третье здание – ныне существующее здание, именованное Адмиралтейство в Петербурге. В его облике в полный голос зазвучала тема морской славы России, могущества русского флота. Адмиралтейство состоит из двух П-образных корпусов. Общая длина корпусов – 407 метра. В первом корпусе размещались разнообразные мастерские, во втором корпусе – административные учреждения, управлявшие морским и речным флотом России. В центре главного корпуса расположена увенчанная шпилем высокая башня, основание которой прорезано аркой, а средняя часть окружена колоннадой.

Строительство парусных кораблей в стенах и корпусах Адмиралтейской верфи велось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения, ведавшие флотом: Морское министерство, Главный военно-морской штаб, Гидрографическое управление.

С 1925 года в здании Адмиралтейства в Петербурге находится Высшее военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского.

Адмиралтейство

Фото и описание

Одно из главных архитектурных украшений культурной столицы России — Адмиралтейство. Этот комплекс зданий в стиле ампир был выстроен в XVIII веке. Первое упоминание о нем датировано началом названого столетия.

Нужно отметить, что первоначально его назначение и внешний облик были иными, чем в настоящее время: постройки были возведены для ремонта и строительства судов. Позже здания были перестроены. Сегодня в знаменитом комплексе зданий находится командование российского Военно-морского флота.

Силуэт кораблика, венчающий одно из величественных строений комплекса, в настоящее время является символом северной российской столицы.

Начало истории

В походном журнале Петра Великого сохранилась запись о закладке «Адмиралтейского дома», длина которого составляла двести сажен, а ширина — десять сажен. В той же записи упомянуто, что после закладки здания это событие весело отмечали в питейном заведении.

Строительные работы продвигались очень быстро. Уже спустя два года после того, как была сделана запись, проект «Адмиралтейского дома» был воплощен в жизнь. «Дом», построенный по чертежам императора, представлял собой настоящую крепость (она была необходима для защиты верфи). Ее окружали рвы с водой, постройку также защищал земляной вал.

Само строение было низким (состояло лишь из одного этажа) и очень длинным. Помещения этого здания использовались в качестве складов и кузниц, некоторые комнаты были отданы адмиралтейскому ведомству, точнее, его службам. Во дворе здания был прорыт канал (его засыпали в начале XIX столетия). Он был необходим для доставки строительных материалов, а также имел оборонительную функцию.

Спустя несколько лет после того, как здание было достроено, в нем оборудовали особую комнату, предназначенную для хранения чертежей и моделей кораблей. Здесь можно было увидеть модель каждого корабля, построенного на верфи, и ознакомиться с его чертежами. В начале XIX столетия эта комната была превращена в музей. Он просуществовал здесь до конца 30-х годов XX века.

Силуэт кораблика

История знаменитого кораблика, являющегося в настоящее время одним из символов города, начинается в конце 10-х годов XVIII века. Именно тогда силуэт кораблика появился над воротами адмиралтейства. Его водрузил туда Харман ван Болос — голландский плотничный мастер. Силуэт корабля был укреплен на длинном металлическом шпиле.

Какой же именно корабль стал прообразом этого элемента декора? Историкам до сих пор не удалось это установить. Некоторые придерживаются следующей версии: образцом явился силуэт того судна, которое первым вошло в только что достроенный санкт-петербургский порт. Согласно другой версии, шпиль увенчан уменьшенным силуэтом совсем другого корабля, построенного в 60-е годы XVII столетия; это был первый русский корабль, предназначенный для военных целей. Какая из двух версий верна? Ответ на этот вопрос пока не найден.

Существует предание о том, что флаги на мачтах знаменитого кораблика были изготовлены из золота. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту легенду в настоящее время невозможно, так как первоначальный силуэт кораблика, венчавший шпиль, был утерян в начале XIX столетия и заменен новым.

Этот новый кораблик также был заменен спустя примерно семьдесят лет. Тот силуэт, который украшает шпиль в настоящее время, является точной копией второго замененного кораблика.

Здание в XVIII столетии

Каменное здание было возведено в 30-е годы XVIII века. Его проект был разработан Иваном Коробовым. Перед архитектором стояла задача создать по-настоящему монументальное, величественное строение, и эта цель была достигнута.

Самой яркой деталью здания стала высокая башня, увенчавшая ворота. Ее шпиль был покрыт позолотой. Согласно некоторым историческим документам, золото для покрытия шпиля было получено в результате переплавки дукатов, которые нидерландское правительство преподнесло российскому императору в качестве подарка. Впрочем, эта информация вызывает у историков сомнения. Так или иначе, сверкающий на солнце, яркий шпиль по сей день производит большое впечатление на гостей столицы. Его острие оканчивается флюгером — знаменитым силуэтом кораблика. Этот силуэт находится на высоте семидесяти двух метров (высота башни — сорок девять метров, высота шпиля — двадцать три метра).

В 40-е годы XVIII столетия обширное пространство возле здания использовалось в качестве пастбища. Также здесь проходили военные учения. В праздничные дни на этом поле устраивались ярмарочные гуляния, все вокруг становилось пестро от ярко раскрашенных каруселей и балаганов.

При Елизавете Петровне возникли серьезные проблемы с крепостным каналом: в нем стала скапливаться грязная вода (туда сливались стоки). Императрица приказала систематически очищать русло канала. В тот же период времени обширное пространство возле здания было замощено.

Адмиралтейство в XIX-ХХ веках

В начале XIX столетия возникла необходимость в перестройке Адмиралтейства. Теперь оно было расположено в центральной части города, неподалеку от него высились величественные дворцы, а потому и оно должно было выглядеть менее утилитарно, более ярко и нарядно. Проект перестройки здания был разработан Андреяном Захаровым. Изменения, внесенные им в облик Адмиралтейства, были весьма существенными, но они не коснулись самой яркой и узнаваемой детали здания — изящной башни над воротами и позолоченного шпиля с флюгером-корабликом. Специалисты находят, что задача, стоявшая перед архитектором, была решена им блестяще.

Новый главный фасад здания в XIX столетии выглядел весьма внушительно (да и в наши дни производит большое впечатление): его протяженность составляет четыреста семь метров. Расскажем кратко и о других архитектурных особенностях величественного строения и всего архитектурного ансамбля, играющего столь важную роль в формировании облика культурной столицы России.

– В состав архитектурного ансамбля входят два корпуса, имеющие П-образную форму. Когда-то они были разделены рвом. В XIX столетии один из корпусов был занят мастерскими, а другой — учреждениями речного и морского флота страны.

– Центральный элемент ансамбля — башня, увенчанная шпилем, о которой уже было рассказано выше. В ее основании находится арка, среднюю часть башни украшает колоннада.

– Обратите внимание на то, что общая композиция архитектурного комплекса отличается строгостью, удивительной цельностью и четким ритмом.

– Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах, являющихся важной частью архитектурного ансамбля. В их числе изображение богини правосудия, награждающей ремесленников и воинов, неподалеку – фигуры нимф, держащих глобусы, скульптуры четырех прославленных героев античного мира. Нельзя не упомянуть и о двадцати восьми скульптурных аллегориях. Они символизируют стихии, времена года, стороны света; одна из статуй изображает музу астрономии; частью архитектурного ансамбля является также фигура египетской богини, покровительствующей мореплавателям; комплекс зданий украшают и другие аллегорические скульптуры. Обратите внимание на то, что все перечисленные изображения объединены одной темой: они утверждают образ нашего государства как морской державы. Этой же теме посвящены и многие другие скульптуры, не перечисленные здесь, но входящие в состав знаменитого архитектурного ансамбля.

– До настоящего времени сохранился не только архитектурный облик Адмиралтейства, но и часть старинных интерьеров. Это парадная лестница, расположенная в вестибюле, а также помещение библиотеки и зал, предназначенный для собраний. Интерьеры отличаются строгостью, но ее смягчает изящество отделки. Окна расположены так, что все помещения великолепно освещены; этот яркий свет также смягчает вышеупомянутую строгость оформления интерьеров.

В блокадные годы яркий позолоченный шпиль с корабликом, являвшийся весьма заметной мишенью для врага, был укрыт чехлом. Незадолго до Победы этот чехол был снят.

Здание, украшением которого является этот шпиль, несколько раз реставрировалось на протяжении XX столетия. Реставрационные работы проводились в конце 20-х годов, затем — во второй половине 70-х и в конце 90-х годов. В 70-е годы было проведено золочение шпиля; тогда в полость шара, расположенного под силуэтом кораблика, был помещен специальный контейнер с текстом Конституции Советского Союза.

Нынешнее время

Несколько лет назад горожанами был отмечен тревожный факт: на знаменитой башне со сверкающим шпилем появилась достаточно большая трещина. В настоящее время эта тревожная ситуация рассматривается Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Спустя пять лет после обнаружения трещины состоялся переезд в помещения архитектурного комплекса высшего командования ВМФ, это событие ознаменовалось поднятием Андреевского флага над одной из башен.

Спустя еще год на территории Адмиралтейства был открыт храм. У этой церкви есть одна необычная особенность: над ее куполом нет креста, так как его заменяет крест, изображенный на Андреевском флаге.

Существуют планы внесения некоторых небольших изменений в нынешний облик архитектурного комплекса. Согласно этим планам, пространство внутренних дворов накроет стеклянный купол, а исторические корпуса будут объединены стеклянными переходами.

Здание Адмиралтейства в Питере

Одним из главных петербургских символов по праву считается знаменитое Адмиралтейство. Это прежде всего исторический памятник – именно здесь лично Петром Первым была заложена верфь по созданию российских кораблей, здесь создавался отечественный флот, имеющий героическую и славную историю.

Во-вторых, Адмиралтейство является архитектурным памятником русского ампира 18-19 веков. История создания адмиралтейства и как судостроительного производства и как архитектурного градостроительного комплекса весьма интересна.

История создания и развития

18 век

Как комплекс сооружений, созданный для строительства и ремонта российских кораблей, Адмиралтейство возникло при Петре Первом. Самое первое русское адмиралтейство было построено в городе Воронеже, а суда, построенные там, принимали участие в Азовском походе.

Гото Предестинация – корабль времен Петра Первого в Воронеже

В новом же городе, строящемся на Неве, в непосредственной близости от моря, строить корабли, как говорится, сам бог велел.

Строительство кораблей на петербургской адмиралтейской верфи

В начале 18 века на берегу Невы, при самом активном участии Петра, была построена деревянная адмиралтейская крепость-верфь. Время было военное, поэтому при сооружении верфи были приняты соответствующие защитные меры, которые состояли в устройстве земляных валов, бастионов и рвов, заполненных водой. Так же с северо-восточной стороны за счет вырубки лесов была создана обязательная эспланада (ровная просматриваемая площадка).

Уже к 1706 году, меньше чем за два года, был построен и спущен на воду первый петербургский корабль. А через десять лет в Адмиралтейском приказе работало уже 10 тыс. человек, которые трудились на строительстве кораблей, в мастерских и складских помещениях, занимались различными административными делами ведомства. При адмиралтействе даже существовала модель-камера, специальное помещение для хранения схем, чертежей и даже моделей уже построенных кораблей. Позже модель-камера переросла в Морской музей.

Адмиралтейство начала 18 века

В 1716 году комплекс одноэтажных адмиралтейских зданий был вытянут вдоль Невы в п-образном виде. А в 1719 году ворота адмиралтейского въезда впервые украшаются металлическим шпилем с фигуркой трехфлагового кораблика, сделанного голландскими мастерами. С тех пор, кораблик адмиралтейского шпиля стал символом города. С какого корабля был создан силуэт адмиралтейского кораблика доподлинно неизвестно, говорят что флаги его были чисто золотые, а в носовую часть был помещен один из личных строительных инструментов Петра Первого.

Кораблик Адмиралтейства

Тот первый кораблик, простоявший на шпиле практически сто лет, при ремонтных работах был утерян. Второй кораблик весом 65 кг, установленный взамен первого, продержался более семидесяти лет, а затем был отправлен в Морской музей. Его заменил повторяющий его в точности – третий кораблик.

Только после смерти Петра, уже в 30-х годах 18 столетия, были, наконец построены каменные адмиралтейские корпуса. Архитектор И.Коробов смог создать монументальное сооружение, не меняя его первоначального плана. Въездные ворота он украсил стройной башней с золоченым шпилем, заканчивающимся флюгером-корабликом. С тех пор и плывет тот кораблик на 72-метровой высоте, видный из разных частей города.

Адмиралтейская арка со шпилем

В то время еще не существовало Дворцовой площади, не было нынешнего Зимнего дворца, а ненужная более эспланада постепенно превратилась в Адмиралтейский луг, на котором проводились народные гулянья, воинские ученья и пасся царский скот.

В 60-е годы того же столетия по градостроительному плану А.Квасова определились границы главных городских площадей. Адмиралтейский луг был покрыт каменной мостовой и постепенно превращался в Дворцовую площадь. Три главных городских улицы – Невского проспекта, Гороховой и Вознесенской – сходились к зданию Адмиралтейства.

Город хорошел, развивался, его облик становился стильным и узнаваемым. Настало время и само здание Адмиралтейства привести к общему гармоничному знаменателю с построенными рядом великолепными сооружениями. Эта задача легла на плечи архитектора А.Захарова в начале 19 века.

19 век

Оттолкнувшись от идеи создания Адмиралтейства как символа могущества российского флота, Захаров полностью перестроил корпуса зданий, сохранив, однако, общий существующий план и башню со шпилем И.Коробова.

Здание Адмиралтейства в начале 19 века

Остатки Адмиралтейского луга и верфные сооружения были превращены в бульвар, ставший впоследствии Александровским садом. Грандиозное, вытянутое на 400 метров вдоль Невы, сооружение состояло из внешних и внутренних корпусов. Коробовская башня была доминирующим центром. Чтобы очень вытянутое здание не смотрелось монотонно, оно было разбито на ритмические части – то выступающий портик, то гладкая стена.

Ритм адмиралтейских корпусов

На всем протяжении корпусов можно увидеть разнообразные скульптуры, барельефы, аллегоричные изваяния и т.д. Лейтмотивом всех украшений легко читается морская тематика и могущество Русской морской державы.

За весь период существования адмиралтейской верфи, с неё было спущено более 250 российских кораблей. Но с середины 19 века здание стало использоваться только как сугубо административное. Здесь, кстати, служили некоторые великие князья из династии Романовых. Находился здесь и Военно-морской музей.

Здания Адмиралтейства со стороны Невы

В 60-е годы при Александре Втором маленькая адмиралтейская церковь превратилась в Собор Св.Спиридона Тримифунтского, для которого была возведена колокольня. Выросший статус церковного учреждения Адмиралтейства привел к разногласиям светского и церковного отношения к некоторым изображениям, украшающим адмиралтейские стены. В результате многочисленных дискуссий часть языческих скульптур и архитектурных украшений была убрана, хотя против их изъятия выступали архитекторы и художники города.

В конце 60-х на башне Адмиралтейства появились часы европейского производства. При Николае Втором эти часы были заменены на электрические.

Часы на здании Адмиралтейства

20 век

После революции адмиралтейское здание было занято и Военно-морским революционным комитетом, и конструкторским бюро Газодинамической лаборатории, и Высшим военно-морским инженерным училищем им. Ф. Дзержинского.

Адмиралтейский кораблик над Петербургом

С 2013 года здание Адмиралтейства отдано Главному командованию Военно-Морского Флота России. А петровский кораблик, пусть и в отреставрированном виде, все также плывет над городом и над Невой через годы, через социальные потрясения, войны, разрухи и восстановления. Пожелаем же ему дальнейшего счастливого плаванья!

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (261)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (18)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Площади (6)
    • Небоскрёбы (1)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (47)
    • Рестораны и кафе (46)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Зоопарки (3)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Метро линия 5 (станция Адмиралтейская)
Автобус 1, 7, 10, 11, 24, 191 (остановка Дворцовая площадь)
Маршрутное такси К-252 (остановка Дворцовая площадь)

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге является одной из самых главных достопримечательностей города. Его фасады и шпиль давно стали визитной карточкой города, их можно увидеть на множестве фото, изображений и открыток с видами Санкт-Петербурга.

История

Самая первая верфь была построена в городе на Неве в 1703 году, она находилась на месте современной Петропавловской крепости. Во время ее использования стало понятно, что ресурсов этой верфи не хватает для нужд Санкт-Петербурга, поэтому Петр I приказал спроектировать и построить новую верфь на острове, находящемся между двух рек — Нева и Мойка (которая раньше называлась река Мья). В это время остров стали называть Адмиралтейским. Так, 5 ноября 1704 года в этом месте был заложен первый кирпич новой крепости. Закончили строительство здания примерно через год.

29 апреля 1706 года произошло знаменательное событие — с новой верфи-крепости был спущен на воду первый корабль. Спуск корабля на воду здесь каждый раз являлся праздником, сопровождающимся выстрелами из пушек, салютом и криками «ура». А ведь всего за время правления Петра I с Адмиралтейской верфи было спущено 262 военных судна. В 1717 году на верфи был прорыт новый канал, который назвали по имени крепости — Адмиралтейским. Использовался он для поставки материала для строительства кораблей. Образовавшийся в результате строительства новых каналов остров стали именовать Новая Голландия. На нем были выстроены специальные склады, защищенные от пожаров.

В 1727 году было решено отреставрировать здание Главного Адмиралтейства. Архитектор Коробов разработал такой проект, который сохранил бы изначальный исторический облик достопримечательности. В 1806 году Адмиралтейство вновь было перестроено, на этот раз архитектором являлся известный Захаров, который использовал для обновления здания стиль русского классицизма. Всю свою историю здание Адмиралтейства имело отношение ко флоту. В нем располагались в свое время и учебные заведения для моряков, и другие различные морские учреждения: это и уже упомянутая Адмиралтейств-коллегия, а также Высшее Военно-морское инженерное училище, Училище корабельной архитектуры и Морское министерство. Когда-то здесь располагался большой и интереснейший Центральный военно-морской музей, но позже и он переехал в соседнее здание. В наше время в здании Главного Адмиралтейства находится центральный штаб ВМФ, поэтому доступ внутрь комплекса зданий запрещен.

Архитектура здания Адмиралтейства

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге считается одним из самых значительных исторических памятников архитектуре. Изначально здание, являющееся в наше время Главным Адмиралтейством, имело функцию верфи, использовавшейся для постройки и ремонта военных судов (отсюда и пошло название — Адмиралтейство). Именно от возвышающегося шпиля этой достопримечательности в разные стороны раскинуты три самые главные исторические улицы города: Вознесенский проспект, Невский проспект и Гороховая улица. По этой причине раньше здание Адмиралтейства иногда называли «Невским трезубцем» или «Полярной звездой».

Архитектором Адмиралтейской верфи был сам Петр I, он собственноручно нарисовал план будущего строения, которое должно было выглядеть как огромная буква П, длиной около 425 метров, а шириной — 213 метров. По проекту внутри двора находилась «государева контора» — главное здание Адмиралтейства, по бокам которого располагались дополнительные пристройки в один этаж, выполненные из дерева. Через несколько лет в 1711 году к главному зданию была пристроена высокая башня с тонким возвышающимся шпилем с флюгером, ставшая впоследствии главным символом Санкт-Петербурга. В этой части Адмиралтейства заседала и управляла флотилией Адмиратейств-коллегия. В центре комплекса в свое время были расположены различные помещения для ремонта или постройки судов. В этом же месте была специальная камора для проектирования кораблей, в которой располагались чертежники и архитекторы.

Окружала здание Адмиралтейства основательная стена, укрепленная земляными бастионами в количестве 5 штук, а также защищенная достаточно глубоким крепостным рвом, в котором вместо воды на дне были установлены несколько рядов острых кольев. Верфь с рекой Нева соединяло два канала — один внешний, а второй внутренний. Место, необходимое для обстрела вражеских кораблей, освободили вырубкой леса, и стали именовать — Адмиралтейский луг.

Современное Адмиралтейство включает в себя два корпуса в виде букв П. Главный фасад достопримечательности притягивает взгляд туристов своими основательными колоннами, а также аркой, над которой возвышается башня в несколько ярусов, украшенная куполом со шпилем и часами. Главное Адмиралтейство имеет три этажа, а фасад его украшен 56 статуями, 11 барельефами и более 300 различных видов лепнины.

Кораблик на шпиле

На самой вершине шпиля Адмиралтейства на высоте 72,5 метра находится любимый символ всех местных жителей и гостей города — позолоченный кораблик, выполняющий роль вращающегося флюгера. По словам историков, форма корабля очень похожа на внешний вид самого первого судна, которое зашло в порт города сразу после его постройки.

Как добраться до Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

Сейчас здание Адмиралтейства, находящееся в самом центре города Санкт-Петербург на набережной главное его реки Невы в непосредственной близости от Дворцовой площади, принадлежит командованию ВМФ, поэтому экскурсии внутри не проводятся, осмотреть памятник архитектуры можно только снаружи. Также туристам для прогулок доступен Александровский сад и Адмиралтейская набережная.

Доехать до этой достопримечательности можно как на петербургском метро, сесть на линии 5 и выйти на станции Адмиралтейская, так и на других видах общественного транспорта: автобусы 1, 7, 10, 11, 24 и 191 останавливаются непосредственно около комплекса Адмиралтейства на остановке остановка Дворцовая площадь. Также одноименную остановку имеет маршрутка 252. До Адмиралтейства можно также доехать на личном автотранспорте или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.

Адмиралтейство на google-панорамах

Адмиралтейство на google-панорамах: вид сверху

Видео Адмиралтейства

Адмиралтейство

П редлагаем вспомнить историю главной работы архитектора Андреяна Захарова вместе с Натальей Летниковой.

Шести лет от роду отец — адмиралтейский чиновник отправил Андреяна Захарова в училище при Академии художеств. Уже спустя два года мальчик получил свою первую награду за успехи — книгу, а за годы обучения собрал полный комплект медалей Академии и был отправлен в Париж. Во французской стороне молодой архитектор учился у автора знаменитой Триумфальной арки Жана Франсуа Шальгрена.

Вернувшись в Россию, Захаров взялся за недострой Академии художеств и преподавал в альма-матер. В 1799 году сам Павел I назначил Захарова главным архитектором Гатчины. Зодчий построил лютеранскую кирху Святого Петра, Горбатый и Львиный мосты. Андреяна Дмитриевича приглашали экспертом как архитектора и строителя-практика во все крупные проекты Петербурга.

Захаров разработал проект главного торжища России — Нижегородской ярмарки и Литейной мастерской для Академии художеств, проектировал для Кронштадта, Херсона, Ревеля, Архангельска. Знаменитые работы зодчего — Андреевский собор в Кронштадте, Екатерининский собор в Екатеринославле — нынешнем Днепропетровске, собор Александра Невского в Ижевске, Черноморский госпиталь в Херсоне, Кадетский корпус в Николаеве.

Вошел в историю Андрей Захаров как создатель одного из самых красивых архитектурных комплексов Санкт-Петербурга — Адмиралтейства. Перестройка началась в 1805 году. Захаров сохранил конфигурацию плана архитектора Ивана Коробова и представил Александру I два варианта реконструкции: эконом и масштабный.

В итоге старые корпуса были разобраны и построены новые. Величественные и парадные фасады длиной в 400 метров, богато украшенные скульптурами, гармонично сочетались с находящимся поблизости Зимним дворцом. Верфь, которая берет свое начало со времен Петра Первого, превратилась в ансамблевое здание, одно из главных украшений Санкт-Петербурга.

Вспомним 10 фактов из истории символа России — морской державы

1. Гонимые бурей. Первые суда Балтийского флота строили на верфи у рек Свирь и Сясь. Спускали на воду полсотни кораблей под присмотром Петра Первого, дошли по Ладожскому озеру лишь пять из них — помешал ураган. Царь решил основать верфь ближе к Балтийскому морю — у деревни Гавгуево. Стратегически удобное место: дорога для подвоза материала, широкая Нева для спуска кораблей, Петропавловская крепость на расстоянии пушечного выстрела.

2. Царь — архитектор и плотник. Авторство первого проекта верфи приписывают Петру Первому. Изначально здание было одноэтажной мазанкой в форме буквы «П» с внутренним каналом. «Заложили Адмиралтейский дом в Остерии и веселились…» — записал царь в своем дневнике в 1704 году. Сменил веселье тяжкий труд — строительство. Работали с пяти утра и до девяти часов вечера. Трудился на строительстве и сам Петр. Военная угроза со стороны шведов добавила Адмиралтейству земляной вал и функции крепости.

3. Адмиралтейство в камне. Проект Ивана Коробова возник за ветхостью старого здания. В 1732 году Анна Иоанновна приказала заменить мазанковую башню на каменную. Коробов для пущей устойчивости намеревался шпиль понизить, но старые адмиралтейцы воспротивились, и новый проект символа морской державы предусматривал, что шпиль по-прежнему будет возвышаться над городом, но будет спускаться внутрь строения на 12 метров.

4. Придать Адмиралтейству величие. Над решением этой задачи трудился Андреян Захаров. Александр I решил создать Морское министерство и разместить ведомство в Адмиралтействе. Архитектор оставил от прежнего здания изящную башню со шпилем, придал строению Коробова более мощное звучание. В итоге Адмиралтейство лишилось бастионов, наружного канала. Зато щедрой рукой зодчего добавилась фигурная лепнина и скульптуры. Декор разрабатывал сам Захаров. А лестницу Адмиралтейства Карл Росси выбрал прототипом парадной лестницы Михайловского дворца.

5. Что скрывает шар? Во время реконструкции 1928 года в яблоке на вершине шпиля обнаружили газеты 1886 года. Добавили к находке свежую прессу — несколько номеров ленинградских газет. А в 1977 году — новую подборку газет и Конституцию СССР. Хранится в шаре и ларец со сведениями обо всех мастерах, проводивших ремонтные работы. Молва, как водится, заменила отчеты на золотые монеты и добавила драматизма — якобы открыть шкатулку невозможно: секрет механизма утерян.

6. Золото шпиля. 72 метра ввысь. «Адмиралтейская игла» — так стали именовать шпиль с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина. Это второй шпиль Петербурга — после Петропавловского собора. По легенде, на позолоту шпиля пошли дукаты, полученные Петром Первым от Соединенных провинций — 17,8 килограмма золота. Под шпилем Адмиралтейства располагались царские покои и трон с балдахином. В блокаду Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлен, и вновь он засиял над городом лишь 30 апреля 1945 года.

7. Парящий корабль. Один из символов Санкт-Петербурга. Автор флюгера — Ван Болос, обрусевший голландский мастер. Доподлинно неизвестно, какое именно из российских судов «воспарило» над городом. По легенде, три флага на первом кораблике были из чистого золота, а в носовой части хранилась личная буссоль, или компас, — Петра I. Менялся флюгер дважды — в 1815 и в 1886 году. Первый корабль был утерян, а второй, двухметровый и 65 килограммов веса, занял место в экспозиции Морского музея.

8. Адмиралтейский «трезубец». Три большие улицы встречаются в единой точке. Комиссия о санкт-петербургском строении 1738 года отвела Адмиралтейству градоообразующую роль. На шпиль был ориентирован не только Невский и Вознесенский проспекты. Средней «першпективой» стала нынешняя Гороховская улица. Так появилась трехлучевая система улиц, получившая морское название — «адмиралтейский трезубец».

9. Утерянные скульптуры. Европа и Азия, Африка и Америка у павильонов. Волга, Дон, Днепр, Нева у боковых входов. И еще двенадцать скульптур — месяцев года на фронтонах. При перестройке Исаакиевского собора в Адмиралтействе размещался временный храм, который так и остался в морском ведомстве. Нагие скульптуры античных богов не соответствовали такому соседству, и священнослужители вели против изваяний 40-летнюю борьбу. Фигуры «одели» и заменили на благопристойные. К примеру, вместо марта, апреля и мая — Вера, Надежда, Любовь.

10. Традиции Адмиралтейства. Адмиралтейская башня служила пожарной каланчой, а после наводнения 1777 года стала еще и сигнальной. На углах при подъеме воды вывешивали днем флаги, ночью — фонари и стреляли из пушки. При Екатерине II на башне в полдень ежедневно играл адмиралтейский оркестр. В качестве верфи Адмиралтейство перестало существовать в 1844 году, но спустя почти сто лет, во время блокады, здесь ремонтировали боевые корабли. Как в петровские времена, работали по 16 часов в день.

Адмиралтейство

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – это главная судостроительная верфь Российской Империи петровских времён. Большинство помещений были мастерскими для производства кораблей. Сейчас здесь располагается Главное командование ВМФ страны. Но для туристов эта достопримечательность интересна другим: своей архитектурой и историческим символом – корабликом на шпиле.

Вход в здания закрыт для посещения. Осмотреть достопримечательность можно со стороны в любое время.

Факты и цифры

  • Во время правления Петра Первого верфь спустила на воду 262 военных корабля.
  • Помимо основной функции, раньше строение выполняло роль крепости. Оно стояло на защите Санкт-Петербурга, окружённое рвом и земляными валами.
  • Высота центральной башни 72,5 м, из них 23 м приходится на шпиль. На верхушке прикреплён позолоченный флюгер в виде корабля, который вращается на 360 градусов.
  • Корабли здесь собирали и спускали на воду с 1711 г до 1844 г.
  • Современный вид Адмиралтейство получило только вначале 19 века после полной перестройки по проекту Андреяна Захарова. Сюда потребовалось разместить административные здания. Была оставлена только башня.

Что посмотреть

  • Башня со шпилем – символ Санкт-Петербурга. По центру находятся колоннады, а верхушку венчает позолоченный кораблик. Принято считать, что он изображает фрегат «Орёл» – первый военный корабль в Империи. Сейчас на верхушке установлена его копия.
  • Два П-образных корпуса в стиле ампир составляют архитектурный ансамбль. Раньше они разделялись рвом. В них располагались учреждения речного и морского флота, а внутри были мастерские.
  • Часть стен украшены барельефом и горельефом. Над центральной аркой положен сюжет «Заведение флота в России», на западном портике – «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги» и другие украшения, всего их 11. Общая идея – прославление российского флота.
  • Ещё больше по периметру расположено скульптур. Древние герои: Ахиллес, Аякс, Пирр и Александр Македонский. Над колоннадой выставлено 23 статуи аллегорий. У центральной арки стоят статуи нимф, которые несут глобус.
  • Композиции из чугунных якорей стоят на постаментах, где раньше были скульптуры Европы, Азии, Америки и Африки. Их убрали во второй половине 19 века и потеряли. Причиной тому было недовольство духовенства, которым не нравились языческие символы рядом с местом, где молились.

Лайфхаки для туристов

Лучше всего осмотреть Адмиралтейство со стороны Александровского сада, который находится через дорогу от Дворцовой площади. Он протянулся от Зимнего дворца до Исаакиевского собора. Напротив центральной башни установлен фонтан и несколько постаментов: Гоголю, Горчакову, Лермонтову и другим известным людям. Гуляя по саду, вы обойдёте достопримечательность с двух сторон.

Посетите Адмиралтейство вечером, когда включается подсветка. Со стороны фонтана будет самый лучший ракурс для осмотра.

Красивый вид на здание открывается с противоположной набережной Невы. Будет видна колоннада, арка и знаменитый шпиль.

Адмиралтейство в наше время

В советское время в зданиях Адмиралтейства располагались военные органы, газодинамическая лаборатория и инженерное училище в разные годы. До 2008 г базировалась военно-морская база. Была идея разместить здесь часть музея, учебное учреждение, но остановились на переезде Главного штаба ВМФ России. С 2012 г над достопримечательностью реет Андреевский флаг, который символизирует, что внутри заседает военно-морское командование страны.

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Адмиралтейство – это комплекс зданий первой Санкт-Петербургской верфи, располагающийся на живописной набережной Невы. Перестроенное трижды за время своего более чем трехсотлетнего существования, Адмиралтейство с его шпилем и корабликом стало настоящим символом морской столицы России.

История Адмиралтейства

Идея основания новой верфи возникла у Петра I после неудачных попыток вывести только что построенные корабли с верфей, располагавшихся на Ладожском озере: суда попадали в знаменитые ладожские штормы и не могли дойти до устья Невы.

После осмотра территорий было принято решение устроить новый кораблестроительный завод на берегу Невы, аккурат напротив Петропавловской крепости. Место было выбрано очень удобное: ширина русла реки позволяла легко спускать корабли на воду, недалеко располагался выход к Балтийскому морю, верфь находилась под защитой молодой крепости, а материалы для строительства можно было доставлять как по суше, так и по воде.

Автором первой постройки Адмиралтейства стал сам Петр I: в центральном военно-морском архиве хранится его чертеж. Государь собственноручно принимал участие и в строительных работах на верфи.

Здание было основано 5(16) ноября 1704 года, и уже спустя всего полтора года, в мае 1706 на воду был спущен первый построенные на Адмиралтействе корабль.

Адмиралтейство стало первым зданием, построенным на левом берегу Невы. Оно дало название всему большому острову, на котором располагается.

Первоначально Адмиралтейство представляло собой П-образное одноэтажное здание-мазанку, обращенное внутренней частью к Неве.

В первые годы существования Адмиралтейства шла Северная война. Поэтому верфь была укреплена дополнительными фортификационными сооружениями – пятью бастионами с пушками, земляным валом и рвами.

Густой лес вокруг Адмиралтейства был вырублен, чтобы была возможность лучше просматривать территорию. Позднее свободное пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и народных гуляний. Спустя много лет на месте этого Адмиралтейского луга появились Дворцовая, Сенатская, Исаакиевские площади и Александровский сад, прилегающий ныне к главному юго-восточному фасаду Адмиралтейства.

После постройки в здании расположились мастерские, склады, различные служебные помещения. Материалы для строительства поставлялись по специально прорытому Адмиралтейскому каналу с территории острова Новая Голландия. Во дворе верфи также был прорыт засыпанный впоследствии канал, здесь же находились устройства для сооружения и спуска кораблей.

Петр I, известный коллекционер и исследователь, повелел в 1709 году устроить в Адмиралтействе специальное место для хранения строительных чертежей, макетов и образцов военно-морской техники. Сюда при постройке каждой новой модели корабля доставлялись проект и миниатюрная копия судна. Коллекция этой модель-камеры стала базой для экспозиции будущего Морского музея, открытого в Адмиралтействе в 1805 году. Музей просуществовал в Адмиралтействе до 1939 года, а затем его коллекции были переданы в Центральный военно-морской музей.

Памятная табличка последнему морскому министру Российской империи адмиралу Ивану Константиновичу Григоровичу

С 1718 года в здании верфи располагалась Адмиралтейств-коллегия, которая в 1827 году была преобразована в Адмиралтейств-совет.

Построенное в целом наспех первое здание Адмиралтейства довольно быстро обветшало, и уже через несколько лет потребовалась его перестройка.

В 1719 году на башне над воротами верфи появился металлический шпиль и знаменитый кораблик-флюгер.

Он был создан голландским мастером Болесом. До сих пор доподлинно неизвестно, какое судно послужило его прообразом, так как ни один из построенных на верфи до 1719 года кораблей не похож по силуэту на кораблик.

Существует легенда, что флаги на мачтах этого кораблика были сделаны из золота, а еще в нем хранился личный компас Петра I. Однако проверить эту легенду на достоверность невозможно: первый кораблик таинственным образом исчез при ремонте в 1815 году.

Кстати, окутано легендами и «яблоко» шпиля — шар, на котором располагается кораблик. По слухам изначально туда был положен ларец с монетами, отчеканенными в Петербурге.

В 1928 году, когда проводился очередной ремонт, в шаре были найдены газеты выпуска 1886 года, но никакого ларца с монетами обнаружено не было. К старинным газетам добавили последние выпуски номеров ленинградских газет. Позднее, в 1977 году, «мини-библиотека» адмиралтейского яблока вновь пополнилась свежей прессой и экземпляром Конституции СССР. По некоторым сведениям, в шаре находится еще и шкатулка с документами о всех архитекторах и мастерах, принимавших участие в реконструкциях Адмиралтейства.

Вторая масштабная реконструкция Адмиралтейства произошла в 1730-х годах по приказу императрицы Анны Иоанновны. Автором нового проекта стал архитектор Иван Коробов. Адмиралтейство было перестроено в камне, общую планировку здания при этом зодчий оставил неизменной.

Созданная по его проекту центральная высокая башня с позолоченным шпилем существует до сих пор. Первоначальная башня не была такой высокой, после перестройки высота ее достигла 72 метров. Долгое время Адмиралтейство было третьим по высоте в городе после колокольни Петропавловского собора и Исаакиевского собора. При этом на сам шпиль приходится 23 метра. При таких тончайших пропорциях неудивительно, что шпиль стали называть Адмиралтейской иглой.

В 1750-1800 годах башня выполняла роль оповещателя: о пожарах и наводнениях горожанам сообщали яркими флагами на углах здания, фонарями и выстрелами из пушек.

К концу XVIII века левобережная сторона Невы стала основным центром города, здесь был возведен роскошный Зимний дворец. Невзрачное здание верфи требовало обновления. Тем более что по сути Адмиралтейство было градообразующим зданием: к нему сходятся тремя прямыми лучами Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица – знаменитый Адмиралтейский трезубец.

За реконструкцию взялся главный архитектор Адмиралтейского ведомства Андреян Захаров. Он подготовил проект, по которому здание приобретало особый торжественный вид, достойный парадной набережной столицы.

Перестройка началась в 1806 году и продолжалась семнадцать лет. Окончательный свой вид, которым можно любоваться и по сей день, Адмиралтейство приобрело уже после смерти Захарова в 1823 году.

Общая планировка была частично сохранена, однако архитектура и внешнее убранство коренным образом изменились. Здание стало трехэтажным. Основной целью реновации было преобразование здания в символ морской мощи России. При этом фортификационные сооружения были полностью убраны за ненадобностью – на их месте появился бульвар.

По новому проекту было устроено два П-образных корпуса: внешний был отдан под административные помещения флота, во внутреннем располагались мастерские.

Сторожевые львы на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства

Протяженность внешнего фасада вдоль Невы составляет более 400 метров. Фасад был украшен арками и портиками с колоннадами, лепниной, барельефами и скульптурами. Над украшением здания трудились лучшие скульпторы своего времени – Пименов, Теребенев, Щедрин.

Центральное место в ансамбле занимает башня с аркой и колоннадой, над которой возвышается золоченый шпиль. Справа и слева от арки на гранитных постаментах располагаются скульптурные группы – нимфы, несущие небесную и земную сферы. Над аркой размещены фигуры — парящие Славы со знаменами, а еще выше– барельеф «Зарождение флота в России». На нем изображен Петр I, принимающий символ морской власти – трезубец — от покровителя морей Нептуна.

На башне располагаются фигуры древних героев, аллегории стихий, времен года, сторон света и другие скульптуры. В целом здание Адмиралтейства украшают более пятидесяти статуй, 11 барельефов и множество лепных украшений – маски, венки, орнаменты.

Нимфы Адмиралтейства

На золоченом куполе центральной башни располагаются часы, а над ними – фонарик, на котором и установлен шпиль с корабликом. В процессе ремонта кораблик был заменен на новый, оригинальный же был утерян. Впоследствии второй по счету позолоченный кораблик также был заменен на полную точную копию, и в 1886 году стал экспонатом Морского музея.

В 1844 году Адмиралтейство перестало функционировать как верфь, здесь располагались различные учреждения флота России, а позднее — Советского Союза. С 1925 года здесь разместилось Высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского.

В 1932-1933 годах здесь находилась Газодинамическая лаборатория – конструкторское бюро по разработке космических ракетных двигателей. Позднее лаборатория переехала в Иоанновский равелин Петропавловской крепости.

В период блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлен серой тканью, чтобы скрыть столь яркий, просматривающийся на большом расстоянии возможный объект для обстрела. Несмотря на то, что Адмиралтейство к этому времени уже почти век как не являлось верфью, именно здесь проводился ремонт боевых кораблей. Шпиль расчехлили после снятия блокады за 10 дней до Победы. Здание ощутимо пострадало во время войны, и в послевоенные годы было отремонтировано.

Адмиралтейство сегодня

Сегодня жители и гости Петербурга имеют возможность любоваться третьей версией здания Адмиралтейства. Из внутренних помещений сохранились вестибюль, библиотека и зал собраний. Однако попасть в Адмиралтейство не получится: с 2012 года здание занимают ведомства Военно-морского флота России, о чем говорят Андреевские флаги, развевающиеся над павильонами Адмиралтейства, обращенными к Неве.

Поэтому для простых обывателей это полностью закрытая территория.

Храм святителя Спиридония Тримифунтского

Зайти можно только в небольшой храм святителя Спиридония Тримифунтского, который располагается в правом павильоне Адмиралтейства напротив Зимнего дворца. Еще при перестройке Исаакиевского собора в XIX веке здесь была устроена первая временная церковь. Обновленный храм был открыт в 2013 году. Вход располагается со стороны Адмиралтейской набережной.

Где находится и как добраться

Здание Адмиралтейства располагается по адресу Адмиралтейский проезд, дом 1 аккурат напротив Зимнего дворца, между Дворцовой и Сенатской площадями.

Ближайшая станция метро носит имя верфи — «Адмиралтейская». Есть два пути, чтобы добраться от выхода из вестибюля метро до здания Адмиралтейства. Можно выйти прямо, пройти по Малой Морской до Невского проспекта, повернуть налево и пройти по проспекту и через Александровский сад. А можно повернуть по выходу из вестибюля сразу налево, пройти до улицы Гороховой, повернуть на ней направо и дойти до пешеходного перехода. Во втором случае вид на Адмиралтейство со стороны Гороховой будет самым эффектным, ведь здание расположено точно в створе улицы. В любом случае пешая прогулка будет приятной и не займет более 10 минут.

Мозаика станции метро Адмиралтейская

Также до здания Адмиралтейства можно добраться по Невскому проспекту в течение 20 минут от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на любом автобусе или троллейбусе или пешком.

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный в Александровском саду у фонтана перед Адмиралтейством

Чтобы сделать красивые фотографии центральной части здания, лучше запланировать осмотр Адмиралтейства на утро буднего дня. В это время в Александровском саду немного посетителей. Фасад выходит на юго-восток, и если вам повезет с погодой, ярко-желтое здание с белоснежной лепниной и золоченым шпилем будет полностью освещено утренним солнцем. А вот фотографировать панораму Адмиралтейства со стороны Университетской набережной лучше уже во второй половине дня.

Источники:
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=2986
http://russo-travel.ru/landmark/sankt-peterburg/admiralteystvo/
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/placeofinterest/12817
http://www.culture.ru/materials/129726/admiralteistvo
http://www.sputnik8.com/ru/st-petersburg/sights/admiralteystvo/info
http://www.open24spb.ru/dostoprimechatelnosti/admiralteystvo/
http://wikiway.com/italia/adriaticheskoe-more/

Ссылка на основную публикацию