Александрийский столп на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. История, фото, интересные факты

Содержание

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Александровская колонна

Памятники

Краткое описание

Александровская колонна, или Александрийский столп, сооружена в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Она сделана из полированного красного гранита и имеет высоту 47,5 м. Вес колонны – более 600 тонн. Уникальна она тем, что держится на постаменте без креплений, только под тяжестью собственной массы.

История

История колонны начинается во времена правления императора Николая I, который пожелал увековечить память о своем брате – Александре I. В 1832 году колонну подняли 2 000 солдат. Использовались только канаты и ручной труд. В течение 2 лет длились различные доработки.

Архитектор

Колонна сооружена по проекту выдающегося французского архитектора Анри Огюста Рикара де Монферрана – автора существующего ныне Исаакиевского собора.

Особенности композиции

Колонна держится на основании без внутренних креплений. Собственная тяжесть притягивает ее к центру Земли. Радиальная геометрия земной сферы позволит понять, как не падает монолитный фуст, не прикрепленный к фундаменту.

Несмотря на массивность и материал, колонна кажется легкой и невесомой, словно взмывающей вверх. Причина – в ее идеальных пропорциях: высота и диаметр соотносятся как 84:12, т.е. 7:1. Использован энтазис – прием древней архитектуры, с уменьшением диаметра снизу вверх, так что создается эффект стройности.

  • аллегории Мира и Изобилия, Мудрости и Правосудия
  • изображения воинских доспехов
  • лавровые гирлянды, которые поддерживают 2-главые орлы, и венок из лавра
  • 2 фигуры — женщина и старик, олицетворявшие реки Вислу и Неман, которые сыграли определяющую роль в победе русской армии

Где находится

Адрес

Метро

  • Адмиралтейская
  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться

К Александровской колоне легче всего выйти с Невского проспекта, свернув на Малую Морскую улицу к знаменитой Арке Генерального штаба. Она видна с самого Невского. Если пройти под аркой, открывается панорамный вид на просторную и сдержанную Дворцовую площадь и на Александровскую колонну в центре нее.

Интересные факты

  • Старинная петербургская легенда связывает скульптуру Архангела Михаила на Александровской колонне с одним из 3 столпов-ангелов. Пока они «витают» над городом, он выстоит, он будет жить. Второй ангел – на Петропавловском соборе, третий – на церкви св. Екатерины на Васильевском острове, возле Тучкова моста.
  • Колонна посвящена победам России во времена Александра I, а лику ангела приданы черты лица этого императора. Скульптор Орловский несколько раз переделывал статую, пока она не понравилась Николаю I. Голова змеи, попираемая крестом, должна была непременно походить на лицо Наполеона.
  • Местные жители долго боялись, что колонна упадет и не приближаться к ней. Архитектор Монферран ввел в свой моцион правило каждый день гулять вокруг нее со своей собачкой.

Александровская колонна на Дворцовой площади, история, легенды, мифы и интересные факты

Александрийский столп в центре Дворцовой площади культурного Петербурга одна из самых мало оцененных достопримечательностей города, и не трудно понять почему. Ведь выходя на главную площадь города в глаза бросаются и другие красоты, нежный цвет Зимнего Дворца с восседающими на крыше статуями, здание Генштаба с несущейся колесницей, шпиль Адмиралтейства и подглядывающий за всем действием купол Исаакиевского собора. Хотя сегодня я хочу поговорить именно про гранитную иглу, засаженную в самый центр города, которую венчает миловидный ангел, но которого могло бы и не быть, ведь в советское время на его месте мог оказаться даже товарищ Сталин.

Победоносным маршем на страницы моего журнала возвращается любимый мною Петербург, давненько не было уже рассказов о наших легендах и достопримечательностях, настолько давно, что мне уже начали насыпать претензии полными пачками с выкриками: “Хватит путешествовать, ты нам лучше Питер покажи!”. А в этом году была такая неприятная зима, в отличии от сочных фотографий из путешествий, что естественно выбор падал в пользу последних, лучше обработать уже готовенькое под теплым пледом с чаем в руках, чем гулять по лужам. Но я обещаю исправиться, и теперь любимый город точно будет появляться на этих электронных страницах моего журнала чаще, ну а такое праздничное событие я предлагаю отметить шикарнейшим рассказом о столпе, установленном в честь победы над армией Наполеона. Пускай вашу комнату наполнит троекратное “УРА”, звук открывающегося шампанского и весенние солнечные лучи.

2.

Когда вы выходите на Дворцовую площадь, то при всем желании не сможете пропустить главную колонну, установленную на главной площади города, и от любой экскурсионной группы до вас донесется привычное: “Александровская колонна установлена Николаем I в честь победы Александра I, высота всей композиции аж сорок семь с половиной метров, сама же колонна высотой двадцать шесть с половиной метров, а ангел вышел высотой четыре с половиной метра. За что и получила в названии каламбуристое название Столб Столба Столбу”. Но блин, вы же не за такой информацией ко мне приходите, выпиваем шампанское и пританцовывая идем в исторический блуд.

3.

Не поверите, но колонна в первое время вызывала огромный страх у всех горожан, и мимо нее боялись ходить, потому что кто-то очень языкастый распустил по городу слух, что видите ли она плохо закреплена и может всем своим весом упасть вам на темечко, размозжив ваше тельце по мостовой и сразу отправив вглубь земли. Быть похороненными под такой плитой жители не хотели, несмотря на столь элитное место у Зимнего Дворца, но и оскорбленный недоверием публики архитектор этого чуда – Монферран решил ежедневно прогуливаться рядом с колонной вместе со своей собачкой, стремясь развеять пустые страхи обывателей. Постепенно народ осмелел и стал без опаски гулять мимо новой достопримечательности Санкт-Петербурга.

4.

Раз уже сегодня наша речь зашла о шампанском, то в те годы народ поговаривал, что под этой колонной при строительстве закопали ящик лучшего игристого напитка от известного поставщика императорского двора, дабы сооружение стояло долго и непоколебимо. Как знать, может и сейчас там храниться этот ценный напиток? Другие же говорят, что в сундуке хранятся не какие-то там алкогольные запасы, а настоящий клад из 105 монет, отчеканенных в честь той самой победы.

5.

Наблюдательные и глазастые жители заметили сходство между свежепоставленной Александровской колонной и возводившимся в те годы Исаакиевским собором, ну и распустили слух, что таким образом царь пристроил колонну из дорогостоящего финского гранита, которая оказался чуть длиннее чем необходимо для собора. Этакая бракованная деталь, которой просто нашли применение. Мы же можем отметить, что просто один и тот же материал с узнаваемым архитектурным виденьем одного мастера. Хотя кто его знает.

6.

Есть в архивах исторические документы, подтверждающие другую дикую идею Монферрана, оказывается он хотел внутри гранитного столба вырубить винтовую лестницу, которая вела бы на самый верх как в маяках и могла бы позволить желающим прикоснуться к стопам ангела, ну и посмотреть на город с высоты. Правда тогда бы срок установки памятника затянулся еще на десять лет, и Николай на очередной долгострой не согласился. Сегодня же комитет по туризму нашего города наверное кусается локти, ведь можно было бы с туристов как минимум по тысяче рублей за один подъем сдирать, а то и по полторы.

7.

К сожалению, благодаря такому решению у нас сейчас нет возможности подняться к ангелам собственноручно, но ученые утверждают, что идея не создавать полую колонну позволила ей не сгнить в трудных условиях нашего климата. Поэтому единственная возможность поглазеть на ангела вблизи это мощная оптика или квадрокоптер, но в связи с тем, что скудные рекламные контракты не позволяют мне приобрести такую чудо технику, то покажу вам фотографию любовно стыренную мной из чужих альбомов.

8.

фото Виталия Карповича

Кстати, самой же популярной среди наших горожан оказалась легенда о том, что лицу четырёхметрового ангела на вершине колонны приданы черты сходства с лицом Александра I. Понятное дело, что в те годы почти не было подходящего инструмента, дабы разглядеть все грани этого лица, но нам же все проверить намного проще и изучив картинки мы можем сделать выводы, что ничего общего с августейшим оригиналом черты ангела не имеют, тем более у ангела вопреки церковным канонам под одёжками вполне отчётливо просматривается женская грудь (кто не верит — смотрите соответствующие сайты с крупной фотосъёмкой в Интернете). Так рождается более верная версия о том, что лик небесного вестника Борис Орловский лепил по памяти, придавая ей черты умершей совсем молодой поэтессы Елизаветы Кульман.

9.

Главной же задачей перед скульптором был итоговый размер и крайне необходимо было сделать главного ангела города крупнее, чем фигура Наполеона на Вандомской колонне в Париже. Суть я думаю всем понятна? Ну как и выраженный символизм, в котором ангел своим крестом придавливает змею, таким образом заявляя о том, что Россия принесла в Европу покой, одержав победу над наполеоновскими войсками.

10.

Неудивительно, что советская власть, боровшаяся с символами имперской России, хотела установить свои. В узких кругах поговаривают, что в правительстве города на полном серьезе обсуждали идею установки на место ангела фигуры Ленина или Сталина, и говорят, что спасло нас от такого решения лишь то, что они так и не смогли определиться, кто же важней для нашей истории.

11.

Чем дальше прогресс нес нас в экономическое будущее, тем более странными становились мифы и легенды, так в определенный момент люди стали поговаривать, что вся колонна – большая затычка нефтяной скважины существующей в самом центре Петербурга. Возможно подобная бредятина и послужила главным импульсом для небольшого митинга уставшего советского народа. Ну а как иначе назвать сошедших с ума активистов, которые начали собирать подписи за перемещение колонны с центральной площади в соседний Александровский Сад? Но прикрывались они другой, такой же абсурдной идеей, оказывается существующая колонная мешала проводить масштабные парады и демонстрации.

12.

Зато более серьезно стоит отнестись к последующим строкам моего рассказа, ведь согласно свежепоявившейся традиции новоиспеченный жених обязан пронести свою невесту вокруг Александровской колонны столько раз, сколько они желают детей.

13.

Кстати, вам покажется, что это всего лишь милые традиции и обаятельные мифы, но народ у нас мнительный и во многие мистические вещи верит, иначе как еще объяснить нестерпимое желание стырить бронзовых орлов с ограды достопримечательности? Поэтому хранители эрмитажа не придумали ничего лучше, чем защитить ценности при помощи еще одного забора. Варварскими методами защищаемся от варваров, говорят, самыми урожайными месяцами пропажи орлов были зимние, в те периоды, когда на площади заливали городской каток.

14.

Вот такой вот у меня получился пост про одну из главных достопримечательностей города, но в конце хотелось бы добавить еще капельку исторической иронии, ведь французский архитектор поставил в центре города памятник великой победе над его собственным народом. Иронично. Ну и не забывайте, что у меня есть офигенный телеграм-канал, в нем посты выходят без рекламы, назойливых баннеров и комментариев, а если вам важна только картинка, с укороченной версией всей истории, то у меня есть и инстаграм.

Поцелуй вечной любви

В ожидании жертвы

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Александрийский столп на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. История, фото, интересные факты

А лександровский столп (Александринский) – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов.
Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела (похожего внешне на императора Александра), выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб – это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита.

Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника – 47,5 метров, гранитного монолита – 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону (она есть ТУТ)

Начну с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария – веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой “1830 год”, а также закладную доску со следующим текстом:

“”В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда”. “.

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар“. Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; “Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор. “

Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал “Ура!” А восхищенный император произнес: “Монферран, Вы себя обессмертили!”

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – кажется что колонна покачивается.

Это настоящее произведение искусства.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напоминает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил “резной мастер” Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую “с трёхглавыми орлами под фонарями”, проект которой Монферраном был составлен заранее.

Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра. Картина находится в Михайловском замке

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

“В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом”.

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника “Петру I – Екатерина II”, Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент “Столб Николая I Александру I”, что сразу же дало жизнь каламбуру: Столб столба столбу.

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история – министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква “N”.

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: “Simens”. При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С колонной связано много баек и легенд ))) истории о том, как её случайно раскопали строители во главе с Монферраном или версии об инопланетянах с Альфа-Центавра я сразу опущу. под плинтус. Этого добра будет достаточно в комментах )))

А вот занятные байки мне кажется будут интересны – занятные лохотроны прошлого.

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так ))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать.

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лаконичная надпись: “Юрий Гагарин! Ура!”

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

6 фактов об Александровской колонне

11 сентября 1834 года в Санкт- Петербурге воздвигли одну из самых знаменитых достопримечательностей города – Александровскую колонну. Ее установили по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. С того самого времени многие поэты ( Пушкин , Жуковский) воспевали этот шедевр архитектуры, о нем писали историки и ходили легенды. Существует много интересных фактов о колонне. Вот несколько из них.

1.Лицо ангела с чертами императора.

Общая высота Александровской колонны – 47,5 метра. Ствол колонны представляет собой монолит красного гранита, привезенного из-под Выборга . Колонну венчает фигура ангела, попирающего крестом змею. Лицу ангела скульптор Борис Орловский придал черты Александра I. Об этом требовал император Николай I. Постамент тоже изготовлен из цельного куска гранита и украшен барельефами, аллегорически изображающими различные эпизоды военных действий Отечественной войны 1812 года. Для подъема колонны на Дворцовой площади инженер А. Бетанкур соорудил леса и сложную колесную конструкцию. За два часа 2 тысяч солдат и 400 рабочих поставили ее на место. Посмотреть на установку колонны пришли 10 тысяч человек.

2. Колонна сделана из цельной гранитной глыбы.

Архитектурный памятник выполнили из красного гранита, обработанного недалеко от Выборга. Там в своем время высекались колонны для Исакиевского собора. Ходила легенда, что монолит собирались использовать для строительства храма, но он оказался такой величины, что его решили увезти на Дворцовую площадь. На самом деле колонну высекали по специальному заказу для памятника. Руководил работами техник-самоучка 20-летний Василий Яковлев . Если не получится сделать первый монолит, он поклялся безвозмездно «отбить второй и третий, и так до тех пор, пока потребный камень не займет своего места на Дворцовой площади». Монолит высекали в 1830-1831 годах. А из найденной в районе Летсарма глыбы изготовили гранитный блок в 25 тысяч пудов для пьедестала.

3. Доставка колонны на Дворцовую площадь.

Сначала в Петербург доставили пьедестал, который был помещен на песчаную подушку фундамента. А вот, когда приступили к транспортировке колонны, произошла авария. Опоры причала не выдержали веса колонны, и она рухнула в воду. В судно ее загружали 600 солдат, которых срочно вызвали из соседней крепости. До Петербурга судно с ценным грузом буксировали два парохода. В город колонна прибыла 1 июля 1832 года.

Забегая вперед, скажем, что колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, она стоит на гранитном основании без дополнительных опор и держится только за счет точного расчета и под действием собственной силы тяжести. Общий вес сооружения – 704 тонны.

4. Люди боялись, что колонна рухнет.

Долгое время по Петербургу ходили рассказы о том, что первое время после установки Александровской колонны многие дамы не подходили близко к ней, так как боялись, что сооружение упадет. Они даже обходили площадь по периметру. Иногда легенда видоизменялась: якобы такой боязливой была лишь одна дама, которая приказала кучеру держаться подальше от памятника. Чтобы развеять страхи горожан, архитектор Монферран взялся каждое утро прогуливаться с собачкой прямо под колонной. Это правило он соблюдал неукоснительно до самой смерти.

5. С колонной связывали предзнаменования.

С Александровской колонной случались чуть ли не мистические истории. 15 декабря 1889 года министр иностранных дел Ламсдорф написал в своем дневнике, что с наступлением темноты на монументе появляется светящаяся буква «N». По Петербургу сразу поползли слухи: это предзнаменование нового царствования в новом году. Но все оказалось не так страшно и таинственно. Дело в том, что на стеклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: «Simens». Когда светильники загорались, со стороны Исакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

6. Александровская колонна закрывает гигантское нефтехранилище.

Еще по городу ходила легенда о том, что Санкт-Петербург стоит на месте обширного нефтехранилища, которое ближе всего подходит к поверхности земли именно в районе Дворцовой площади. Якобы специалистам это было известно еще в 19 веке. Они то и посоветовали использовать тяжелую Александровскую колонну как «затычку». Некоторые верили, что если отодвинуть колонну, из земли якобы забьет фонтан нефти. Конечно, все это небылицы.

Туры в Санкт-Петербург

Александрийский столп – история, строительство, легенды

Александрийский столп (Александровский, Александринский) – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб – это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника – 47,5 метров, гранитного монолита – 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону.

Начнем с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария – веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой “1830 год”, а также закладную доску со следующим текстом:

“В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда”.

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

“При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар”. Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; “Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор. “

Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал “Ура!” А восхищенный император произнес: “Монферран, Вы себя обессмертили!”

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил “резной мастер” Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую “с трёхглавыми орлами под фонарями”, проект которой Монферраном был составлен заранее.

Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

“В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом”.

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника “Петру I – Екатерина II”, Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент “Столб Николая I Александру I”, что сразу же дало жизнь каламбуру: “Столб столба столбу”.

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история – министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква “N”.

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: “Simens”. При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд )))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так ))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать.

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: “Юрий Гагарин! Ура!”

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

Александровская колонна (Санкт-Петербург) — загадки и тайны монумента по стихотворению Пушкина «Памятник»

Существует несколько версий относительно того, почему Александровская колонна в Санкт-Петербурге так именуется. По одной из них, название связано с именем императора Александра I, победившего Наполеона. Эта версия является основной и на сегодняшний день. Но существует еще одна, по которой колонна якобы была названа так из-за своего сходства с Александровским (Фаросским) маяком, являющимся одним из 7 чудес света.

Общая информация

Александровская колонна на Дворцовой площади — великий и известнейший памятник Санкт-Петербурга. Он привлекает туристов со всего мира, так как имеет поистине впечатляющий и величественный вид. Еще А. С. Пушкин писал:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Благодаря стихам великого поэта монумент получил в народе второе название — Александрийский столп. Но настоящее название памятника, данное ему в момент торжественной церемонии открытия, — Александровская колонна.

Она была возведена на Дворцовой площади в 1834 году по приказу Николая I. Колонна установлена в честь победы России над наполеоновской армией. Это монументальное сооружение таит в себе множество интересных фактов.

Александровский обелиск создавался по проекту архитектора Огюста Монферрана, который выиграл конкурс эскизов памятника в честь победы Александра I в войне. Изначально Монферран предложил иной вариант, в котором высота обелиска должна была составлять 25 метров, но Николай I сделал выбор в пользу столпа, похожего по своему величию на другие достопримечательности:

  • римскую колонну Траяна;
  • Вандомскую колонну в Париже.

Этот проект впоследствии и реализовали. В процессе строительства колонны использовался настоящий финский гранит, который добывался из скал нереальными усилиями. Два года труда потребовалось для того, чтобы заготовить материал на величественную постройку. Место добычи гранита для Александровской колонны называлось Пютерлакской каменоломней, на ней трудились 250 человек.

Транспортировка и установка колонны

Для того чтобы установить Александровскую колонну на Дворцовой площади, ее нужно было сначала транспортировать из Финляндии. Для решения этой задачи было построено специальное судно, которое позволяло перевозить грузы весом более тысячи тонн. Шестьсот солдат участвовали в погрузке монумента на борт, при этом едва не уронили его в воду. С горем пополам Александровская стелла была поднята, погружена на корабль, доставлена к месту назначения и установлена.

В процессе закладки фундамента рабочие наткнулись на остатки сосновых свай. Было выяснено, что в этом месте ранее планировалось возвести памятник Петру I.

Устанавливать Александрийский столп было решено с применением инновационных технологий Августина Бетанкура. По его инженерным разработкам уже был построен Исаакиевский собор Огюста Монферрана, высота которого оказалась экстремально большой для тех времен.

При возведении Александрийского столпа в Санкт-Петербурге самая большая сложность для строителей заключалась в установке колонны. С этой целью была применена специальная подъемная система, разработанная Августином Бетанкуром для использования ее в процессе строительства Исаакиевского собора. Установка колонны длилась около 40 минут, а поднимать монумент помогали 2,5 тыс. человек. Николай I был очень впечатлен возведением колонны, он заявил, что это самое торжественное событие из всех, которые ему доводилось наблюдать в своей жизни.

Скульптурное оформление

Почти два года потребовалось для того, чтобы отшлифовать и украсить колонну. Скульптурным оформлением башни занимался Борис Орловский. По его эскизам был возведен ангел на Александровской колонне, держащий в одной руке крест, а другую возносящий к небу. Монферран предложил покрыть фигуру ангела золотом, но ограниченные сроки работ не позволили это сделать.

Пьедестал колонны украшен изображением всевидящего ока и двуглавых орлов, а также скульптурами двух женщин, держащих в руках табличку с надписью «Александру I — благодарная Россия», рядом находятся изображения символов рек Неман и Висла. Другие барельефы украшены аллегориями:

  • Мудрости и Изобилия;
  • Правосудия и Милосердия;
  • Победы и Мира.

Автором рисунков является сам Монферран, именно по его работам были сделаны эскизы и изготовлены скульптуры.

Александровская колонна является самым высоким памятником в мире, изготовленным из цельного гранита. Ее общая высота достигает 47,5 м, а вес составляет около 600 тонн. Устойчивость колонне обеспечивает только ее собственный вес, никаких дополнительных приспособлений для опоры столба нет.

Открытие памятника

11 сентября 1834 года состоялось торжественное открытие главного монумента города. Николай I лично пригласил архитектора Монферрана на церемонию открытия, хотя тот не планировал там присутствовать. Праздник был организован очень величественный. Для него специально были возведены трибуны, на которых восседали члены императорской семьи и другие гости, приближенные к Николаю I.

Момент открытия был поистине грандиозным: под выстрелы трех пушек к монументу со всех улиц вышли отряды русской армии в сопровождении барабанного грома. На протяжении двух часов проходило шествие войск по улицам города. Только к вечеру праздник закончился: шумные толпы разошлись, освещение погасло, музыка утихла. На площади остались лишь величественная колонна и ее одинокий часовой.

Достопримечательность после революции

Фигура ангела после революции на время городских праздников закрывалась воздушными шарами и красной тканью. Существовала даже легенда, что ангела планируется убрать, а вместо него установить статую. В. И. Ленина, но это не было осуществлено.

В 1930-е годы ограду, которая стояла вокруг памятника, переплавили на патроны. Во время Второй мировой войны монумент не был замаскирован полностью, как остальные архитектурные памятники города, и получил повреждения. После победы над фашизмом колонна, ограда и прилегающие территории были отреставрированы. Реставрация проводилась также в 1970-х и 2000-х годах.

Интересные факты и загадки

За время существования артефакта появилось множество слухов, но иногда, услышав какую-либо информацию об этом строении, люди сомневаются, верить ей или нет. Чтобы не возникало таких сомнений, нужно ознакомиться с тайнами строительства Александрийского столпа в Санкт-Петербурге, история создания которого многим непонятна. Все факты являются достоверными, а не вымышленными. Итак, краткое описание основных моментов:

  1. Колонна действительно состоит из настоящего красного гранита. Материал для строения привезли из-под Выборга, где ранее были высечены плиты для постройки Исаакиевского собора.
  2. Александровская колонна с момента постройки до сегодняшнего дня является самым высоким и тяжелым монолитом. Высота ее составляет 47,5 м.
  3. Лицо ангела — скульптуры, установленной в верхней части колонны, имеет черты императора Александра I, о чем распорядился сам Николай I.
  4. Процессом подготовки гранитных плит руководил Василий Яковлев — техник-самоучка, которому на тот момент было всего 20 лет. Он очень ответственно подошел к процессу, публично пообещав, что если один из камней будет иметь хотя бы малейший дефект, его заменят. Это правило соблюдалось на протяжении всего процесса подготовки материалов для монумента.
  5. Непокорная колонна потерпела аварию при погрузке — она упала в воду. Прибывшие на помощь солдаты из соседнего поселка помогли быстро устранить аварию и благополучно загрузить колонну на судно.
  6. Колонна установлена на песчаной подушке без укрепленного фундамента. Люди в первые несколько лет опасались подходить к ней на близкое расстояние, так как считали, что она может рухнуть в любой момент. Тем не менее памятник стоит уже почти два столетия, не давая поводов усомниться в его прочной конструкции, а разговоры по поводу его скорого падения со временем утихли.

Мистическая история, случившаяся с Александровской колонной, была развенчана. Однажды министр иностранных дел Ламсдорф сообщил, как вечером он отчетливо видел над колонной светящуюся букву N. Среди горожан тут же появились слухи, что это знак свыше. Многие считали, что он обозначает скорую смену власти. Но позже выяснилось, что буква появляется вследствие отражения света от фонарей, на которых была надпись производителя. Одна из букв этой надписи удачно падала на верхнюю часть колонны и выглядела мистическим образом.

Сегодняшний день

Сегодня Александрийский столп остается одним из известнейших памятников Санкт-Петербурга. Располагается он в самом посещаемом туристами месте — в центре города возле Зимнего дворца. О нем рассказывают в школах и университетах, памятник включают в список достопримечательных мест при организации экскурсий по городу. Даже издали можно увидеть шпиль адмиралтейства, а уже от этого здания видна и сама колонна.

Сооружение напоминает о победе в войне с Францией 1812 года. Все, кто побывал в Питере, среди прочих достопримечательностей обязательно выделяют Александровскую колонну. Ее величественный вид и удивительная красота еще никого не оставили равнодушным. Фотографии на Дворцовой площади получаются просто необыкновенными, что и объясняет любовь многих туристов к этому месту в Петербурге.

digitall_angell

.: Хроники ментальных путешествий :.

Ментальная разведка и метаконтакт. Новый взгляд на историю, медицину, “других” и возможности Матрицы

Александровская колонна и гигантские чаши Питера

Одним из самых загадочных артефактов Питера является Александровская колонна (Александровский столп) и её появление. Рассмотрим детали:

Когда легенду можно считать легендой? Когда миф достоин называться мифом? Насколько древним и забытым должно быть событие, чтобы с полным правом войти в категорию “сказки”? И почему некоторые события остаются неоспоримыми, в то время как другие теряют свою значимость и приобретают характер чего-то неустойчивого, зыбкого, сомнительного.

Теперь обратим теперь внимание на постройки

Знаменитая акварель, где Александровская колонна находится внутри какой-то постройки, которую разбирают.

Скорее всего речь идет о уже стоявшей тут с древних времен колонне, которую замаскировали церковью (или другим зданием), а потом разобрали

Это больше похоже на соревнование “Чья история появления колонны круче?” В официальной версии победил Монферан, но его метод ой как спорен: Постройте из спичек помост, а потом прокатите по нему пудовую гирю. выдержит? Я уже о технологии подъёма молчу, математическая модель такой операции не выдерживает никакой критики. Так кому верить?

При всём при этом не стоит забывать, что вес обработанной колонны составил около 700 тонн, сколько тогда весила заготовка под неё? Кто и когда обрабатывал такие монолиты? Где завод, документация, мастера, автор наконец? Из чего сделан фундамент под такой вес? И сколько таких. или чуть поменьше колонн в Питере?
О создателе колонн читайте тут: Суханов Самсон Семёныч-Ксенофонтыч

А вот вам ещё одна, на мой взгляд, абсурдная ситуация. Садовников не зная о мучениях Монферана рисует то, что видит, то что есть на самом деле.

Вот так выглядели все греческие Венеры, Афродиты, Дианы.

Как бы вы отнеслись вот к такой статуе, если бы её назвали “Александр I на троне”.

Александр 1. Тайна жизни и тайна смерти.

Статья сокращена для адаптации к ЖЖ.
Очень советую почитать всю статью в источнике, если интересуетесь темой Питера и сфабрикованной истории
.

И на закуску:
Царь Ванна в Баболово

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи» «Гранитным шедевром», и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.

Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая – бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? – Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения. В пользу этой версии говорит план-реконструкция водоснабжения.

Вторая версия – «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

Есть и третья версия, – космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша – элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..”

Однако самым знаменитым созданием камнерезов из Колывани стала «Царь-ваза», или «царица ваз» (ее-то и изобразили теперь на гербе Алтайского края). Вырезанная из яшмового монолита, получилась она в два с половиной метра высотой и достигает пятиметрового диаметра. Вес ее – 1200 пудов (свыше 19 тонн).
Только на то, чтобы доставить из каменоломни заготовку для этого исполина ушло почти три месяца. Тащила ее волоком тысяча с лишним рабочих, согнанных с близлежащих рудников. Наконец, в 1825 г. на фабрике, где тогда главенствовал Михаил Лаулин, принялись за обработку этой глыбы.
Восемь лет ушло на создание зеленой великанши. Летом 1843 г. «царицу ваз» наконец выгрузили с баржи на набережной близ Зимнего дворца. Однако отсюда в Эрмитаж ей пришлось «добираться» еще почти десятилетие.
Ваза-гигант до сих пор поражает, не только размерами и формой, но и безупречностью обработки.

(десять лет тащить вазу через город. конечно, дайте двадцать!
представляю себе, как проходя каждый метр, все 1000 тащильщиков останавливались на перекур, и столпившись вокруг вазы, набирали сил для следующего марш-броска гуськом по бездорожью.
. а тем временем их походная кухня стала рестораном с мировым именем, ибо варила в той же вазе обожаемый заморскими гостями легендарный борщ кайен (ну, чтобы лишней утвари с собой не таскать)
а сам эрмитаж тащили еще мильён человек. эка суматоха была )

Источники:
http://alkopona.livejournal.com/243591.html
http://pantv.livejournal.com/986733.html
http://www.samara.kp.ru/daily/26130/3022542/
http://www.tarispb.ru/guide/cnt/aleksandriyskiy-stolp-istoriya-stroitelstvo-legendy
http://101mesto.com/kulturnoe-nasledie/aleksandrovskaya-kolonna.html
http://digitall-angell.livejournal.com/301838.html
http://kurgan.pro/okn/n005/

Ссылка на основную публикацию