Берингов пролив. Где находится на карте мира, открытие, характеристики, история и описание

Содержание

Берингов пролив

Берингов пролив – прилов, который разделяет между собой два континента – Азию и Северную Америку, а также соединяет два океана: самый огромный – Тихий и Северный Ледовитый океаны.

На берегах Берингова пролива находится самая крайняя восточная точка территории государства Россия – мыс Дежнева, которая также является самой крайней восточной точкой континента Евразия.

Также на берегах пролива находится самая западная точка Северной Америки и собственно, Соединенных Штатов – мыс Принца Уэльского.

Происхождение

Берингов пролив находится на так называемом Беринговом перешейке – участке суши, который в различное время то опускался, то поднимался выше уровня моря. В определенное время перешеек соединял два континента – Евразию и Северную Америку.

Во время последнего ледникового периода, который подошел к концу приблизительно десять тысяч лет назад, Берингов перешеек был покрыт толстым слоем льда, по которому люди из Евразии начали заселять Северную Америку – эта миграция начала происходить приблизительно 40 тыс. лет до нашей эры.

Берингов пролив на карте

Исторические события

Считается, что Берингов пролив был открыт знаменитым датским исследователем и мореплавателем, по имени Витус Беринг (служил Петру 1) – в честь него также было названо море. Беринг прошел пролив во время одной из своих экспедиций в 1728 году. Однако, до Беринга, первым пролив прошел другой русский исследователь – Семен Дежнев, в честь которого назван один из мысов.

Дежнев прошел проливом еще в 1648 году, но он не дал ему своего имени. Об этом важном открытии долго никто не знал. Берингов перешеек, а ныне Берингов пролив существенно повлиял на историю всего мира, ведь именно через него в 40 тысяч лет назад, люди из Азии начали заселять Северную, а затем Южную Америку.

Берингов пролив фото

Россия и США не раз планировали постройку тоннеля, который бы соединил два континента. Первые разговоры о постройке тоннеля начались в конце XIX века, но с технологиями того времени о начале работ в суровом Беринговом проливе не могло быть и речи. Проекты по строительству тоннеля существуют и по сей день, однако не один из не ушел дальше плана и чертежей на бумаге.

Мешать постройке тоннеля может суровый климат, который окутывает Берингов пролив, а также разногласия между двумя государствами, которые не могут прийти к одному общему заключению.

Города

Городов на берегу пролива немного, и он не могут похвастаться особой численностью – опять-таки, все причиной суровый климат и отдаленность от цивилизации. Самый большой населенный пункт – Уэлен с населением чуть больше 700 человек. Затем идут Уэйлс (140 человек) и Диомид – 110 человек.

Рельеф

Дно пролива достаточно ровное – в нем нет никаких желобов, впадин и горных хребтов, что дает возможность в будущем проложить тоннель между двумя континентами.

Животный мир

Несмотря на всю суровость климата, который в основном характеризуется отрицательными температурами, через пролив проходит теплое течение из Берингова моря, что значит – достаточно богатый животный мир. Пролив кишит такими видами рыб, как лосось – его особенно много, треска, окунь и др.

Берингов пролив. кит фото

Кроме этого, через пролив достаточно часто проходят такие редкие виды млекопитающих, как белуха, серый и гренландские киты, нерпа, тихоокеанские моржи, морские зайцы и полосатые тюлени. На берегах пролива также можно встретиться таких сухопутных хищников, как белые медведи. На берегах гнездуются тысячи морских птиц (кайры, чистики и др).

Характеристика

Длина пролива 96км. Наименьшая ширина Берингова пролива достигает 86 километров, тогда как наибольшая глубина составляет всего лишь 91 метр, что делает пролив достаточно мелким. Средняя глубина пролива – 31 метр в фарватере.

Климат морской субарктический. Среднегодовое количество осадков около 550мм, относительная влажность воздуха 85%. Зимой толщина льда достигант 1,5 метров. Большую часть года – с октября по август, Берингов пролив покрыт дрейфующими льдами, однако полностью он больше не замерзает, как это было с ним в последний ледниковый период. Причиной тому, что пролив не замерзает, является теплое течение поверхностных вод, которое проходит из Берингова моря.

Берингов пролив. тюлени фото

Также через пролив – в западной его части, идет холодное течение из Северного-Ледовитого океана. Температура воды в основном колеблется в пределах +1 – -1 градуса. По средине пролива находятся два небольших острова: Крузенштерна и Ратманова. Территория между этими двумя островами – это граница между США и Россией. Одни из островов – Крузенштерна, принадлежит США, а другой – Ратманова – России.

Интересные факты

Берингов пролив, в особенности острова Крузенштерна и Ратманова – это закрытие зоны, и чтобы попасть туда, необходимо достать специальное разрешение в правительства США и России.

Берингов пролив. Где находится на карте мира, открытие, характеристики, история и описание

Расположение Берингова пролива

Берингов пролив разделяет материки и две их крайние точки – это Евразия с мысом Дежнёва и Северная Америка с мысом Принца Уэльского. Во-вторых, соединяет огромный Тихий океан с самым холодным Северным Ледовитым. Кроме этого на карте мира он является официальной границей двух стран РФ и США.

На данный момент Берингов пролив используется, как морская, а также сухопутная зоны. Морская зона берет свое начало у реки Лены, включает в себя Чукотское море, сам пролив и Берингово море, а конец его у реки Макензи. Сухопутная зона представлена полуостровом Камчатка и Аляской.

Происхождение названия

Место, где соединяются Азия и Северная Америка, путешественники искали уже многие годы. В то время его именовали «поиском Северо-Восточного прохода», потому что все поиски оканчивались неудачей. Искали его с двух сторон, как с севера, так и с юга.

Впервые Берингов пролив был обнаружен обычным русским путешественником Семеном Ивановичем Дежнёвым. Он со своей торговой экспедицией переправился через весь Берингов пролив.

Но по необразованности путешественник так и не понял, что совершил важное открытие, о котором еще долгое время никто не будет знать. Но его имя не будет забыто, потому что в честь него будет названа восточная крайняя точка Евразии.

Второе открытие пролива состоится в 1728 году. Петр I перед своей смертью отправит секретную экспедицию на Дальний Восток, во главе которой будет датский офицер Витус Беринг. Главной задачей этой экспедиции будет поиск пролива или же перешейка, проходившего между Северной Америкой и Азией.

Спустя более 80 лет после путешествия Дежнёва, судно «Святой Гавриил» с Витусом Беринговым на борту выйдет в Чукотское море, через найденный пролив. Увидеть американские берега экспедиция не смогла, но факт существования пролива был доказан.

История Берингова пролива

Берингов пролив на карте мира ранее был большой территорией, которая объединяла Евразию и Северную Америку, а называлась она Беренгией. 20–25 тыс. лет назад она существовала за счет низкого уровня мирового океана. Это происходило в ледниковый период, когда большая часть воды приходилась на ледники.

Протяжность Беренгии составляла 2000 км. Ученые предполагают, что флора и фауна этой местности была тундровой. Беренгия являлась мостом, который позволил мигрировать древним людям. А также повлиял на обмен фауны и флоры.

Но после его затопило. Примерно 10–11 тыс. лет назад ледники начали оттаивать, а мировой океан подниматься над землей. В этот период Беренгия затерялась под водой. Ученые проводили исследование отложений, оставшихся на дне Берингово и Чукотского морей. Они выяснили, что Беренгия в последние 3 млн лет поднималась над мировым океаном еще как минимум 6 раз.

Географические особенности Берингова пролива

Берингов пролив в длину составляет примерно 96 км. Самое узкое его место – 86 км. Наименьшая глубина, на которой могут ходить различные судна составляет 36 м.

Гидрометеорология Берингова пролива

Большую часть времен по проливу дрейфуют льды, самые толстые из них достигают почти двух метров. Но весь пролив никогда не покрывается льдом, потому что течение здесь этого не позволяет. Его скорость настолько сильная, что вода не успевает замерзать. В проливе обмениваются водными массами Тихий и Северо-Ледовитый океаны. Зима для Берингова пролива – это период штормов.

Климат Берингова пролива

Берингов пролив на карте мира расположен в субарктическом поясе. Поэтому климат пролива морской субарктический. Температура здесь редко бывает плюсовой, даже в теплые сезоны. Температура в холодные сезоны варьируются от -15 °С и до -25 °С.

Постоянные ветра, которые здесь преобладают, приносят с собой дожди и снег. Средняя их скорость достигает до 7,5 м/с. Берингов пролив – это одно из самых суровых мест на всем Крайнем Севере. Влажность в проливе достаточно высокая, она доходит до 85%. В год выпадает в среднем от 500–600 мм.

Природные особенности

Особенностью Берингова пролива является большой птичий базар, который включает в себя около 11 видов птиц. А общая их численность достигает почти 5 млн.

Представители фауны:

  • тюлени;
  • более 50 видов птиц;
  • более 200 видов рыб;
  • серые киты;
  • кашалоты.

Особой популярностью в древние времена обладал большой гренландский кит. За счет него могло прокормиться целое поселение на протяжении всей северной зимы.

Тоннель под проливом

Разговоры о тоннеле между странами ведутся уже давно, но дальше карты проект не двигается, потому что технологически это все еще невозможно. Даже самое узкое место Берингова пролива слишком велико, чтобы прокладывать через него мост или же тоннель.

Многие мировые критики этого проекта считают, что он станет лишней тратой средств и не скоро сможет окупиться. Но их оппоненты наоборот уверены, что мост/тоннель сможет укрепить отношение двух стран и принести, только пользу.

Вопрос по этому поводу был поднят уже в 1864 году. В то время проект представлял собой телефонную линию, которая соединит два материка. Но проект закончился провалом. Вперед вышла Атлантика с необходимостью проводить линию через нее.

Но на этом идеи не заканчиваются. Уильям Гилпин в 1890 году предлагает новый проект. На этот раз была предложена железная дорога. Союз тихоокеанских дорог США принял данную идею и выразил свою поддержку.

А также ее активно поддержал магнат Эдвард Гарриман. Идею решают воплотить в реальность. На свет появляется «Транс Аляска – Сибирь». Но проект провалился. Российское государство отказывается предоставить земельный участок на территории Сибири для строительства железной дороги.

Начало XX века магнат и путешественник Лоик де Лобель предлагает Российскому правительству провести дорогу, которая, в конечном счете, должна была стать трансконтинентальным мостом. В 1900 году он озвучивал свое предложение от лица объединения Франции.

Позже в 1903 году уже от лица объединений Америки. Внутри Российского правительства было много сомнений и поэтому по первому и второму обращению они не давали никакого ответа.

Позже зимой 1905 года Совет Министров дает свое согласие на продвижение строительства моста. Теперь все зависит от согласия других ведомств. Через два года 20 марта 1907 года Совет Министров отказывается от проекта. Апрель 1918 года. Было подписано разрешение на строение железнодорожной дороги. В этом разрешение Берингов пролив был отмечен, как еще одно направление.

Берингов пролив составляет 86 км

Проект развивается с 1943–1953, но все строительные работы все еще далеко от Берингова пролива. Позже о продолжение строительства никто не упоминал.

1960 год. Теперь через Берингов пролив планируют провести не мост, а тоннель, который будет включать в себя ЛЭП. Данное предложение выдвигают инженеры Америки. По подсчетам тоннель мог бы привести к ежегодной экономии до 20 млрд. $.

1990-е годы. Обсуждение проекта, который смог бы соединить два материка активно ведется на различных конференциях.

1996 год. Союз стран Азиатского-Тихоокеанского региона выносит проект с тоннелем на одни из главных задач для реализации. Аляска тем временем отводит земли для будущей трассы.

Март 2007 год. Проект с тоннелем начинает первые свои шаги по реализации. Премьер-министр Михаил Фрадков оглашает свое разрешение на строительство важной части железной дороги, которая ведет к Берингову проливу. А именно на территории России начнут прокладывать Амуро-Якутскую магистраль.

10 апреля того же года. Владимир Путин оглашает план по строительству железной дороги до 2030 года действительным. В этот план входит магистраль, которая ляжет через Правую Лену – Зарянку – Уэлен. Она является ключевым моментом, которая необходима для продвижения проекта по Берингову проливу.

24 апреля 2007 год. Была собрана конференция, которая посвящалась решению вопроса по трансконтинентальному мосту через Берингов пролив. На данной конференции присутствовали представители более 12 зарубежных стран, не считая представителей и магнатов Российской Федерации.

28 мая 2007 год. Министр транспорта РФ Игорь Левитин высказался о том, что Россия не собирается финансировать данный проект. Но если частные компания посчитают нужным, то могут в полной мере стать спонсорами магистрали.

2010 год. У пилотов самолетов пропадает связь с землей. Выросла необходимость иметь транспорт, который будет поддерживать бесперебойную связь, для перевозки живых пассажиров и грузов. У трансконтинентального моста вновь появился шанс на активное возобновление работ.

18 августа 2011 год. Вопрос о проекте вынесли на более детальное обсуждение на международной конференции. Для эффективности решили включить в магистраль автодорогу, ЛЭП и скоростной поезд. Все это должно обойтись примерно в 30 – 35 млрд долларов.

Кроме тоннеля и моста появлялась идея с плотиной. Плотина должна была оградить поступление холодных вод из Северного Ледовитого океана, что привело бы к потеплению. А через плотину планировались автомобильная и железная дорога. Но данный проект представляет серьезную опасность для экологии.

Интересные факты о проливе

  1. После того как США выкупили Аляску. Дата и время на Аляске сдвинули почти на одни сутки, чтобы синхронизовать их с датой и временем в США. Так же в Беринговом проливе существуют два острова Диомида, которые разделяют всего 4 км. Один принадлежит России, а второй США. И разница во времени между ними более 20 часов.
  2. Остров Ратманова первый по всей территории России начинает встречать Новый год.
  3. В честь Беренгии (бывшей территории Берингова пролива) в штате Аляска в 1978 году был открыт национальный парк. Создан он был для того чтобы защитить северные ландшафты, озера и фауну, которая осталась от Беренгии. Парк названый в честь Беренгии имеется и на Российской территории, а именно в Чукотском округе.
  4. Берингов пролив на карте мира не единственный объект, который был назван в память о Беринге. Его же имя носят остров, море и ледник.
  5. Пересечь весь Берингов пролив пытались не только путешественники, но и спортсмены, используя самые разные способы.
Когда Кто На чем
1913 год. Макс Готтшлак. Капитан из Германии. Переправился на упряжке, запряженной собаками.
1979 год. Арно де Росней. Путешественник из Франции. Использовал для переправы парусную доску.
1987 год. Линн Кокс. Американка. Решив проплыть весь Берингов пролив. Линн Кокс хотела разбить «ледяной занавес», который в то время висел над проливом.
1998 год. Дмитрий и Матвей Шпаро. Русские путешественники. Покорять пролив отправились на лыжах.
2011 год. Евгений Новожеев и Константин Аксенов. Русские спортсмены. Покорять пролив решились на доске-кайтборде и воздушном змее-кайте.

6. Люди, живущие у берегов пролива, имеют право кормиться за счет пойманных морских млекопитающих. Для жителей Чукотки – это лучший способ получить все необходимые для организма полезные вещества.

7. Кроме активно обсуждающего тоннеля, который связал бы Евразию и Северную Америку, ранее предлагалась дамба. СССР в 1956 году предложил построить дамбу на Беринговом проливе для ускорения таяния ледников Серверного Ледовитого океана.

Так же возможно на карте появился бы мост, который лег над дамбой и соединил бы две страны. Но из-за большого количества сомнений и риска вреда мировой экологии проект был отклонен.

На карте Берингов пролив занимает место в арктическом поясе. Из-за этого климат здесь один из самых суровых во всем мире. Волны в проливе порой достигают до 12 м в высоту.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Беринговом проливе

История одного перехода через Берингов пролив:

Открытие Берингова пролива

материалы
по теме

статьи

Гарем: как это было

Когда он возник и как был устроен

экскурсии

Как негров везли в рабство

Дуэль

Что ты знаешь об этом культовом фильме?

1 Начало экспедиции

В начале XVIII века многих интересовал вопрос «соединяется или нет Азия с Америкой?». С просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру I Парижская академия наук, членом которой Петр формально являлся. Большое влияние на Петра I в этом вопросе оказал знаменитый немецкий ученый Лейбниц. В результате 23 декабря 1724 года Петр дал указание Адмиралтейств-коллегии снарядить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, Петр I с этой кандидатурой согласился. 6 января 1725 года (всего за несколько недель до своей смерти) Петр собственноручно написал инструкцию для Первой Камчатской экспедиции.

Тут необходимо упомянуть о том, что пролив между Азией и Америкой еще в 1648 году открыл казак Семен Дежнев. Но результаты его похода не были опубликованы. И о них не знали ни Петр, ни Адмиралтейств-коллегия, ни сам Витус Беринг. На сведения о походе Дежнева наткнулся в Якутске историк Миллер лишь в 1736 году, в ходе Великой Северной экспедиции. Но тем не менее, честь официального открытия пролива досталась Берингу.

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. 24 января 1725 года выехал из Петербурга Чириков со своей командой, 8 февраля он прибыл в Вологду. Через неделю к нему присоединился Беринг с другими членами экспедиции. Число только штатных участников экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся по пути следования доходило до 20 специалистов. Всего под командой Витуса Беринга, включая вспомогательный состав (гребцов, поваров ) было около 100 человек.

2 Охотск

Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция прошла в 43 дня. После месячного отдыха снова тронулись в путь. Почти все лето 1725 года команда провела в дороге. Зиму 1725−1726 годов пережидали в Илимске. 16 июня все отряды экспедиции прибыли в Якутск. И только 30 июля 1727 года, на третий год по отправлении из Петербурга, Беринг и его команда отдельными группами добрались до Охотска. По прибытии в Охотск, не теряя времени, приступили к постройке судна.

22 августа 1727 года только что построенное судно галиот «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот, прибывший с Камчатки, покинули Охотск и взяли курс на восток.

3 Нижнекамчатск

Путь от Охотска до западного побережья Камчатки занял неделю и 29 августа 1727 путешественники уже увидели камчатские берега. Несмотря на то, что русские к тому времени уже более-менее обосновались на Камчатке, Беринг не имел представления о размерах полуострова. Командир экспедиции решил высадиться на западном берегу и за зиму перебраться на восточный берег, в Нижнекамчатск. При этом он и не подозревал, что до южной точки Камчатки они не доплыли совсем немного. Беринг зашел в устье реки Большая и распорядился перетаскивать снаряжение и запасы на берег.

Несколько месяцев ушло на то, чтобы переправить все имущество, включая материалы для постройки кораблей, оружие, боеприпасы, провиант, на противоположный берег Камчатки. Пешком, по рекам и на собачьих упряжках экспедиция преодолела более 800 вёрст.

4 апреля 1728 года в Нижнекамчатске торжественно заложили новый корабль. Строительство шло необыкновенно быстро. 9 июня корабль был уже закончен. А 9 июля 1728 года бот «Святой Гавриил» под всеми парусами, с 44 членами команды на борту вышел из устья реки Камчатки и взял курс на северо-восток.

4 Пролив

Всего чуть больше месяца длилось плавание на север вдоль берегов Азии. 11 августа 1728 «Святой Гавриил» пересек пролив, отделяющий Азию от Америки. Но на тот момент моряки не могли знать, пролив это или что другое. На следующий день заметили, что земля, мимо которой они шли прежним курсом, осталась позади слева. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.

15 августа экспедиция вышла в Чукотское море и продолжала плавание на северо-северо-восток в полном тумане. Земля Чукотская далее к северу уже не простиралась. Других земель не было видно. В этом месте Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он не обнаружил никакого американского берега в зоне прямой видимости. Никакого перешейка не было и дальше к северу. Пройдя еще немного на север, до широты 67 ’18’, Беринг 16 августа отдал приказ возвращаться на Камчатку. Уже 2 сентября 1728 года «Святой Гавриил» возвратился в Нижнекамчатскую гавань. Здесь экспедиция решила зазимовать.

Беринг понимал, что он выполнил только часть поставленной задачи. Америки он не обнаружил. Поэтому летом следующего года он предпринял еще одну попытку прорваться к Американским берегам. Выйдя в море в июне 1729 года, экспедиция прошла строго на восток 200 миль и не встретила никаких признаков земли. Повернули обратно. Зато на пути в Охотск обошли Камчатку с юга и установили точные координаты южной оконечности полуострова. 23 июня 1729 года «Святой Гавриил» прибыл в Охотск. А 1 марта 1730 члены экспедиции прибыли в Петербург.

287 лет назад открыт Берингов пролив

Произошло это в 1728 во время Первой Камчатксой экспедиции во главе со знаменитым мореплавателем Виту сом Берингом. Он плыл другим путем, нежели Семен Дежнев 100 годами ранее. Возможно, количество открытых земель дало название проливу именно в честь Беринга. Но, по порядку…

Беринг Витус Йонассен родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году принят в Балтийский флот в чине подпоручика, в 1707 году произведен в поручики. В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты. В 1712 году переведен в Балтийский флот, в 1715 году произведён в капитаны 4 ранга.

Первая Камчатская экспедиция

Будучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался тогда пролив между Азией и Америкой – и рассчитывали использовать его в практических целях.

В конце 1724 года Петр I говорил: «…то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?…»

и, не откладывая в долгий ящик, составил приказ об экспедиции. Её начальником был назначен капитан 1-го ранга, позднее – капитан-командор, 44-летний Витус Йонассен (в русском обиходе – Иван Иванович) Беринг, уже 21 год служивший в России. Царь вручил ему собственноручно написанную секретную инструкцию. Официальная же задача состояла в разрешении вопроса, «сошлася ли Америка с Азией», и открытии Северного морского пути.

Первая Камчатская экспедиция, состоявшая вначале из 34 человек, отправилась в дорогу из Петербурга 24 января 1725 года. Двигаясь через Сибирь, шли до Охотска на лошадях и пешком, на судах по рекам. Последние 500 км от устья Юдомы до Охотска наиболее тяжёлые грузы тащили, сами впрягаясь в нарты. Страшные морозы и голод сократили состав экспедиции на 15 человек. Передовой отряд во главе с В. Берингом прибыл в Охотск 1 октября 1726 г., а замыкавшая экспедицию группа лейтенанта Мартына Петровича Шпанберга, датчанина на русской службе, добралась туда только 6 января 1727 г. Чтобы дожить до конца зимы, людям пришлось построить несколько изб и сараев.

Дорога через просторы России заняла 2 года. На всем этом пути, равном четвёртой части длины земного экватора, лейтенант Алексей Ильич Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяженность Сибири, а, следовательно, и северной части Евразии.

Как отмечают авторы «Очерков по истории географических открытий», В.Беринг, неверно поняв замысел царя и нарушив инструкцию, которая предписывала сначала пройти от Камчатки на юг или восток, взял курс на север вдоль побережья полуострова, а затем на северо-восток вдоль материка.

«В результате, – говорится далее в «Очерках…», – было заснято более 600 км северной половины восточного берега полуострова, выявлены полуострова Камчатский и Озерной, а также Карагинский залив с одноимённым островом… Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене». Кроме того, они открыли залив Креста (не зная, что он уже был открыт К.Ивановым), бухту Провидения и остров Св. Лаврентия.

Однако искомая часть суши всё не показывалась. В. Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад берега чукотского, приказал А.Чирикову и М.Шпанбергу письменно изложить свои мнения, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко. По сути, это и было открытие пролива. В результате этого «письменного совещания» Беринг решил идти далее к северу. 16 августа 1728 года моряки прошли через пролив и оказались в Чукотском море. Затем Беринг повернул назад, официально мотивируя своё решение тем, что сделано всё полагающееся по инструкции, берег далее к северу не простирается, а «к Чукоцкому, или Восточному, углу земли никакой не подошло». Проведя ещё одну зиму в Нижнекамчатске, летом 1729 года Беринг опять сделал попытку достичь американского берега, но, пройдя чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться.

Первая экспедиция описала южную половину восточного и небольшую часть западного берега полуострова на протяжении более 1000 км между устьями Камчатки и Большой, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу. Совместно с лейтенантом А.И. Чириковым и мичманом Петром Авраамовичем Чаплиным Беринг составил итоговую карту плавания. Несмотря на ряд погрешностей, эта карта была значительно точнее предыдущих и получила высокую оценку Д.Кука. Подробное описание первой в России морской научной экспедиции сохранилось в судовом журнале, который вели Чириков и Чаплин.

ОТКРЫТИЕ БЕРИНГОВА ПРОЛИВА

На географической карте хорошо видны острова Диомида, Ратманова и остров Крузенштерна. Их нельзя отнести к бесхозным, так как давным давно установлены связи с крупными странами. После продажи Аляски остров Ратманова принадлежит России, а остров Крузенштерна отошел к США. Эти два важных кусочка суши стоят на страже времени во всем мире. Именно между ними проходит международная линия, разделяющая смену дат и очередную границу часовых поясов.

Узкая полоска воды разделяет Северную Америку и Евразию. Также благодаря ему, соединяются Чукотское море (Северный Ледовитый океан) и Берингово море (Тихий океан). Данный пролив служит надежным обозначением нерушимой границы между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией.

Наименьшая глубина фарватера -36км, наименьшая ширина – 86км. Основная часть пролива покрыта толстым слоем льдов.

Люди всегда подозревали, что пролив между Евразией и Америкой должен быть. И когда начались поиски, он уже существовал на протяжении нескольких тысяч лет. Трудности в поисках с севера заключались в том, что большую часть времени все воды Северного Ледовитого океана были спрятаны под толстым слоем льда. В подобных условиях сложно сказать, где окончилась суша и началась вода.

В 1725 году царь Петр I снаряжает тайную экспедицию на Дальний Восток с заданием непременно отыскать пролив (первая Камчатская экспедиция). Командует ботом «Святой Гавриил» датский офицер Витус Беринг, находящийся на службе русского императора.

В 1728 году бот с секретной миссией вышел в Чукотское море, проложив дорогу кораблям через этот пролив. Так существование пролива было доказано. По этой причине его и назвали в честь Беринга. Однако, пролив получил название Берингов спустя 80 лет.

Еще позже было установлено, что пролив уже открывал другой русский мореплаватель, сибирский казак и торговец Семен Иванович Дежнев. В 1648 году в ходе экспедиции за «моржовой костью» и пушниной в бурю прошел пролив между Азией и Америкой по всей его длине на кочах (парусных судах с навесным рулем и веслами), из которых уцелели только три. Об открытии Дежнёва долгое время никто не знал (его отчет об экспедиции затерялся в архивах), не осознавал его важности и сам мореход, бывший отважным путешественником, но не имевший образования.

Почему Берингов пролив так назвали?

Географическое положение

Начнем с того, что выясним, где находится остров Ратманова. Для этого перенесемся в Берингов пролив, который своими мрачными холодными водами разделяет Западное и Восточное полушария, Азию и Америку, Аляску и Чукотку. Именно здесь находятся острова Диомида (второе название – острова Гвоздева), группу которых составляют два небольших острова, которые, несмотря на свои малые размеры, имеют важное политическое значение.

История острова

Проведем небольшой экскурс в историю острова. Впервые европейцы посетили остров в середине XVII века, это были члены экспедиции Дежнева. Однако «новый» остров, расположенный столь далеко и в таких неблагоприятных климатических условиях, не представлял интереса для первооткрывателей, и о нем забыли до начала 18 века.

В середине августа 1728 года к острову подошли корабли экспедиции В. Беринга, который дал острову название Большой Диомид. По рассказам команды кораблей население на острове на тот момент составляло около 400 коренных жителей, которые проживали в 2-х поселениях – Кунга и Имаклик. Спустя 4 года остров нанесли на карты, а в начале XIX века еще один русский исследователь ошибочно принял скалу, находящуюся между Большим и Малым Диомидом, за третий остров и, в честь своего друга, дал ему название остров им. Ратманова.

Население

В 1867 году, после продажи Аляски Америке, началась эмиграция коренного населения на остров Ингалик (так эскимосы называли о. Малый Диомид), который стал американской территорией. А в середине XX века после начала «холодной войны» советские власти переселили оставшееся население на материковую часть страны, а на самом острове организовали пограничную заставу.

Ландшафт острова

Остров Ратманова имеет площадь всего около 29 кв.км, длина его примерно 8,5 км, а ширина – 4,7 км. Своими очертаниями Имаклик (эскимосское название острова, переводимое как «окруженный водой») напоминает чашу, посредине которой находится высокое плато, окруженное скалистыми горами (южный и северный хребты) по периметру.

Южный горный хребет по большей части имеет крутые обрывистые склоны, изрезанные узкими ущельями с острыми отвесными краями, густо усеянными причудливыми останцами. Склоны северного хребта ниже, спуски здесь более пологие, у подножия – большие россыпи голых камней. Наивысшая точка острова – гора Крыша, высота которой составляет 505 метров над уровнем моря. Глубина моря у берегов достигает 43 метров. На острове текут 3 реки, две из них несут свои воды на север, а одна – на юго-восток.

Климатические условия на острове

Климат здесь суровый, мало подходящий для жизни. Шквальные пронизывающие холодом ветра дуют здесь практически круглогодично, принося с собой ледяной холод Арктики. 300 дней в году остров окружают плотные льды, по которым можно пешком перейти на соседний остров, метет пурга, снижая видимость практически до нуля, а оставшиеся 2 месяца «лета» остров погружается в густой туман. Из приятного – зимой в небе над островом зажигаются яркие короны северного сияния, завораживая своей красотой.

Природа

Растительными мир на острове Ратманова представлен очень скудно, ведь мало какое растение может выжить в столь тяжелых климатических условиях. Из растений здесь прижились лишь несколько видов трав и мхи, которые окутывают остров зеленым ковром в недолгие дни лета.

Остров Ратманова в Беринговом проливе известен своим животным миром – на узкой прибрежной полосе находятся обширные лежбища моржей. Такие лежбища есть только на российском Диомиде, что заставляет их «американских соседей» кусать локти от досады и периодически предпринимать попытки отправиться в соседнюю страну на свой нечестный промысел.

В прибрежной акватории острова проходит массовая миграция серого кита. Иногда на льдах пограничники встречают забредших сюда белых медведей. В 70-х годах прошлого века здесь был зарегистрирован единственный в истории России факт залета охристого колибри.

Берингово море: географическое положение, описание

Бывшее внутреннее море Российской империи теперь является самыми восточными владениями нашего государства. Северо-восточные территории еще ждут своих покорителей. Одной из кладовых природных богатств этой части планеты является Берингово море, географическое положение которого не только играет значимую роль в развитии местных регионов, но и открывает огромные перспективы расширяющейся экономической деятельности России в арктических широтах.

Берингово море. Описание

Северная окраина Тихоокеанского бассейна – обширнейшее из всех морей, омывающих берега России. Его площадь 2 315 тыс. км 2 . Для сравнения: поверхность Черного моря в пять с половиной раз меньше. Берингово море – самое глубокое среди прибрежных морей и одно из самых глубоководных в мире. Наиболее низкая отметка находится на глубине 4 151 м, а средняя глубина составляет 1 640 м. Глубоководные участки находятся в южной стороне акватории и именуются Алеутской и Командорской котловинами. Удивительно, что при таких показателях около половины морского дна удалено от поверхности моря всего лишь на полкилометра. Относительное мелководье позволяет отнести море к материково-океаническому типу. Северный дальневосточный водоем вмещает 3,8 млн км 3 воды. Большинство ученых происхождение Берингова моря объясняют отсечением от остальной части океана Командорско-Алеутской грядой, возникшей вследствие глобальных тектонических процессов в далеком прошлом.

История открытия и освоения

Современный гидроним происходит от имени первого европейского исследователя Витуса Беринга. Датчанин на русской службе организовал две экспедиции в 1723-1943 годах. Целью его путешествий был поиск границы между Евразией и Америкой. Хотя пролив между континентами был открыт топографами Федоровым, Гвоздевым и Машковым, позже он был назван в честь наемного мореплавателя. Во время второй экспедиции Беринга были изучены территории северной части Тихого океана и открыта Аляска. На старинных русских картах северное водное пространство именуется Бобровым, или Камчатским морем. Побережье исследовалось русскими землепроходцами с начала XVIII века. Так, Тимофей Перевалов в 30-х годах составил карту некоторых территорий Камчатки и Чукотки. Спустя тридцать лет эти места посетил Д. Кук. Царское правительство отправляло сюда экспедиции под руководством Сарычева, Беллинзгаузена и Коцебу. Современное название было предложено французом Флиорье. В широкий обиход этот термин вошел благодаря русскому мореплавателю адмиралу Головнину.

Описание географического положения Берингова моря

Геоморфологические характеристики определяются естественными границами береговой линии на востоке и западе, группой островов на юге и умозрительным рубежом на севере. Северная граница примыкает к водам одноименного пролива, соединяющего с Чукотским морем. Разграничение проходит от мыса Новосильского на Чукотке до мыса Йорк на полуострове Сьюард. С востока на запад море тянется на 2 400 км, а с севера на юг – 1 600 км. Южная граница обозначена архипелагами Командорских и Алеутских островов. Клочки суши в океане очерчивают своеобразную гигантскую дугу. За ее пределами Тихий океан. Самой северной окраиной величайшего на планете водоема является Берингово море. Геометрический рисунок акватории характеризуется сужением водного пространства к полярному кругу. Берингов пролив разделяет два континента: Евразию и Северную Америку – и два океана: Тихий и Северный-Ледовитый. Северо-западные воды моря омывают берега Чукотки и Корякской возвышенности, северо-восточные – запад Аляски. Сток материковых вод ничтожно мал. Со стороны Евразии в море впадает Анадырь, а на берегах Аляски имеет свое устье легендарный Юкон. Река Кускокуим впадает в море в одноименном заливе.

Побережье и острова

Многочисленные бухты, заливы и полуострова формируют изрезанный рисунок побережья, которым характеризуется Берингово море. Заливы Олюторский, Карагинский и Анадырский являются крупнейшими на сибирских берегах. Обширные заливы Бристоль, Нортон и Кускокуим находятся на берегах Аляски. Немногочисленные острова различны по своему происхождению: материковые острова – это небольшие участки суши в границах континентальных плато, острова вулканического происхождения составляют внутренний, а складчатого типа – внешний пояс Командорско-Алеутской дуги. Сама гряда протянулась на 2 260 км от Камчатки до Аляски. Общая площадь островов 37 840 км 2 . Командорские острова принадлежат России, все остальные США: Прибывалова, св. Ларентия, св. Матвея, Карагинский, Нунивак и, конечно, Алеуты.

Климат

Значительные колебания среднесуточных температур, характерные скорее для континентальных участков суши, отличают Берингово море. Географическое положение является определяющим фактором формирования климата региона. На большую часть территории моря приходится субарктическая зона. Северная сторона относится к арктической зоне, а южная к умеренным широтам. Западная сторона выхолаживается сильнее. А из-за того, что примыкающие к морю сибирские территории слабее прогреваются, этот участок акватории значительно холоднее восточного. Над центральной частью моря в теплый сезон воздух прогревается до +10 °C. Зимой, несмотря на проникновение арктических воздушных масс, не опускается ниже – 23 °C.

Гидросфера

В верхних горизонтах температура воды понижается к северным широтам. Воды, омывающие евроазиатское побережье, холоднее североамериканской зоны. В самое холодное время года у берегов Камчатки температура моря на поверхности равна +1…+3 °C. У побережья Аляски на один-два градуса выше. Летом верхние слои прогреваются до +9 °C. Значительная глубина проливов Алеутской гряды (до 4 500 м) способствует активному водообмену с Тихим океаном на всех горизонтах. Влияние вод Чукотского моря минимальное вследствие небольшой глубины Берингова пролива (42 м).

По степени волнообразования первое место среди морей России также занимает Берингово море. Какой океан является вышестоящей акваторией, то и отражается на характеристиках степени бурности периферии. Значительные глубины и штормовая активность являются производными для сильного волнения. Большую часть года отмечается волнение с высотой водяных гребней до 2 м. В зимний период имеет место ряд штормов с высотой волн до 8 м. За последние сто лет наблюдений в судовых вахтенных журналах зафиксированы случаи появления волн высотой до 21 м.

Ледовая обстановка

Ледовое покрытие по виду происхождения является местным: массив формируется и тает в самой акватории. Берингово море в северной части покрывается льдом в конце сентября. В первую очередь ледяной панцирь сковывает закрытые бухты, заливы и прибрежную зону, а наибольшего распространения ареал достигает в апреле. Таяние завершается только в середине лета. Таким образом, поверхность в зоне высоких широт скована льдами более девяти месяцев в году. В заливе св. Лаврентия, у берегов Чукотки, в некоторые сезоны лед и вовсе не тает. Южная сторона, напротив, не замерзает в течение всего года. Через алеутские проливы поступают теплые массы из океана, которые отжимают кромку льдов ближе к северу. Морской пролив между континентами большую часть года забит паковым льдом. Некоторые ледяные поля достигают толщины шести метров. У побережья Камчатки дрейфующие массивы встречаются даже в августе. Проводка морских судов, идущих Северным морским путем, требует участия ледоколов.

Животный и растительный мир

На прибрежных скалах устраивают свои колонии чайки, кайры, тупики и другие пернатые обитатели приполярных широт. У пологих берегов можно встретить лежбища моржей и сивучей. Эти настоящие чудовища Берингова моря достигают длины более трех метров. В большом количестве встречаются каланы. Морская флора представлена пятью десятками прибрежных растений. На юге растительность разнообразней. Фитоводоросли способствуют развитию зоопланктона, что, в свою очередь, привлекает множество морских млекопитающих. На откорм сюда приплывают киты-горбачи, представители серого и зубастого видов китообразных – касатки и кашалоты. Берингово море исключительно богато рыбой: подводная фауна представлена почти тремя сотнями видов. В северных водах обитают и акулы. Полярная держится на больших глубинах, а опасная хищница – лососевая – агрессии к людям не проявляет. Без сомнения, морские глубины открыли еще не все свои тайны.

Между Азией и Америкой

Малочисленные группы зверопромышленников начали осваивать северо-восточные воды с 40-х годов XVIII века. Острова Алеутского архипелага, словно огромный природный мост, позволили торговцам добраться до берегов Аляски. Положение Берингова моря, а именно его незамерзающая часть, способствовало установлению оживленного судоходства между Петропавловском на Камчатке и вновь построенными опорными пунктами на американском материке. Правда, русская экспансия в Америке продолжалась недолго, всего около восьмидесяти лет.

Территориальные споры

В эпоху правления М. С. Горбачева было заключено соглашение об уступках в пользу США значительной части акватории моря и континентального шельфа общей площадью почти 78 тыс. км 2 . В июне 1990 года министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе вместе с государственным секретарем Д. Бейкером подписали соответствующее соглашение. Отечественный траловый флот лишился возможности осуществлять отлов рыбы в средней части моря. Кроме того, Россия потеряла существенный сегмент перспективной нефтеносной провинции на шельфе. Законопроект был одобрен американским Конгрессом в том же году. В России соглашение подвергается постоянной критике и до сих пор не ратифицировано парламентом. Разделительная линия получила название Шеварднадзе – Бейкера.

Хозяйственная деятельность

Экономика региона складывается из двух компонентов: промыслового хозяйства и морского транспорта. Неисчерпаемые рыбные ресурсы способствуют активной деятельности российских рыбопромысловых компаний. На побережье Камчатки построено множество перерабатывающих заводов. В промышленных масштабах осуществляется лов сельдевых, лососевых тресковых и камбаловых видов. В небольших масштабах, в основном в интересах коренного населения, допускается охота на морских животных и китообразных. В последние годы возрос научный интерес к этому дальневосточному региону. В основном это вызвано поиском месторождений углеводородов на шельфе. У побережья Чукотки открыты три небольших нефтеносных бассейна.

Клондайк на дне океана

На морских глубинах еще не проводились комплексные исследования, целью которых был бы поиск полезных ископаемых или сбор геологических данных для дальнейших перспективных поисков. В границах акватории залежи полезных ископаемых неизвестны. А на прибрежных участках открыты месторождения олова и полудрагоценных камней. В Анадырской котловине обнаружены месторождения углеводородов. А вот на противоположном побережье уже несколько лет перепахивают дно в поисках желтого металла. Сто лет назад толчком к освоению региона послужило золото, найденное на берегах Юкона и последовавшая за этим золотая лихорадка. Берингово море в начале XXI века дарит новые надежды. Жажда наживы порождает хитроумные технические устройства. На старую баржу устанавливают обыкновенный экскаватор, грохот для просеивания инертных материалов и импровизированное помещение, напоминающее строительный вагончик, в котором размещается электрогенератор. Подобные технические “чудовища” Берингова моря получают все большее распространение.

Оригинальный проект канала Discovery

Вот уже пятый сезон подряд научно-популярный американский телеканал Discovery следит за судьбой искателей легкой наживы. Как только акватория освобождается от льда, на побережье Аляски собираются старатели со всего мира, и в северных широтах возобновляется золотая лихорадка. Берингово море у побережья имеет небольшую глубину. Это позволят пользоваться подручными средствами. Импровизированный флот бросает вызов стихии. Коварное море проверяет каждого на стойкость и мужественность, а морское дно неохотно делится своими сокровищами. Только считаных счастливчиков обогатила золотая лихорадка. Лед Берингова моря позволяет некоторым энтузиастам продолжать работы и в зимний период. На протяжении нескольких серий документального фильма можно наблюдать за тремя командами золотоискателей, рискующих своими жизнями ради заветной горсти желтого металла.

Источники:
http://touristam.com/beringov-proliv.html
http://diletant.media/excursions/29687249/
http://ocean-media.su/287-let-nazad-otkry-t-beringov-proliv/
http://drugayarossia.com/otkrytie-beringova-proliva
http://aeroflot-trip.ru/beringov-proliv-karte/
http://www.syl.ru/article/174341/new_beringovo-more-geograficheskoe-polojenie-opisanie
http://discovery-russia.ru/north-america/bermudskij-treugolnik/

Ссылка на основную публикацию