Благовещенский мост в Санкт Петербурге. История, где находится на карте, ближайшее метро, архитектор

Содержание

Благовещенский мост

Благовещенский мост (ранее – Николаевский, Лейтенанта Шмидта) расположен на Английской набережной в створе площади Труда, на Васильевском острове – на стыке набережных Лейтенанта Шмидта и Университетской. Стал первым постоянным мостом на реке Неве. До строительства постоянного моста существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе площади Декабристов (бывшей Сенатской) и Университетской набережной на Васильевском острове. Он был наведён в 1727 году и стал первым наплавным мостом на реке Неве. До этого момента сообщение велось на судах. Своё название получил от церкви Исаакия Далматского. Наплавной мост был сооружён из деревянных барж, обустроенных деревянными прогонами и настилами. В двух местах мост имел подъёмные части для пропуска судов. Наплавной мост неоднократно ремонтировался, а в 1816 году баржи были заменены на понтоны и сделаны по проекту инженеров А.А. Бетанкура и Г. Треттера. Они сохранились до наших дней.

В связи с постройкой постоянного моста Лейтенанта Шмидта, наплавной мост в 1850 году был переведён вверх по течению и установлен в створе Дворцового проезда и Пушкинской площади (бывшей Биржевой) и получил название Дворцового.

С началом строительства постоянного Дворцового моста, в 1912 году его вернули на старое место – к площади Декабристов, после чего он вновь стал называться Исаакиевским. В 1916 году наплавной мост сгорел от искры проходящего буксира. Исаакиевский наплавной мост был первым и последним мостом, который прослужил 189 лет.

Постройке постоянного моста через реку Неву предшествовала огромная творческая деятельность мостостроителей. Предметом дискуссий была и трасса моста. Инженером Корпуса путей сообщения генерал-лейтенантом М.Г. Дестрема была предложена трасса моста, проходившая от истока Крюкова канала. Автор предложил заключить в подземную трубу часть Крюкова канала от его истока до пересечения с Адмиралтейским каналом и создать на этом месте предмостовую площадь с церковью посередине. Это сказалось на планировке района, прилегающего к площади Труда. Был засыпан Адмиралтейский канал (заключён в трубу) на участке от площади Декабристов до Крюкова канала, а на его месте разбит бульвар Профсоюзов.

С 1750 года до начала строительства моста было разработано более 40 проектов постоянного моста через реку Неву. Проблема разработки стояла перед городом долгие годы. Среди авторов проекта были такие изобретатели-самоучки, как И.П. Кулибин, крепостной крестьянин М. Калашников, ржевский мещанин М.И. Немилов и другие, а также иностранцы по происхождению инженеры П.П. Базен, И.К. Герард, европейские инженеры А.С. Лудон, И.Х. Брюнель, Б.П. Клайперон, Ж.-Р. Перроне, Дефонтен, А.Л. Витберг, В.И. Гесте и другие. Победителями в этом длительном соревновании стали инженер С.В. Кербедз и архитектор А.П. Брюллов.

В 1842 году проект постоянного моста был утверждён царем, после чего началось строительство, которое было закончено через 8 лет – в 1850 году. В день открытия мост получил название Благовещенского по имени находившейся на предмостовой площади церкви лейб-гвардии конного полка, а в 1855 году переименован в Николаевский. После революции мост был назван именем лейтенанта Шмидта.

Новый мост представлял сооружение, состоящее из восьми пролётов, из них – семь постоянных пролётов разных размеров были перекрыты 2-х шарнирными чугунными арками. В каждом пролёте было по 13 арок. Разводной пролёт располагался у правого берега и был перекрыт однорукавным несимметричным поворотным металлическим пролётным строением, состоящим из 2-х частей: низовой и верховой с пролётом в свету 21.33 метра. Длина моста составляла в те годы 298.2 метра, ширина – 20.3 метра, в том числе проезжая часть – 13.87 метра и два тротуара по 3.2 метра.

Устой левого берега представлял собой сплошной массив из бутовой кладки на свайном основании. Устой правого берега был выдвинут на 15.0 метров в русло реки, его длина составляла 90.0 метров и была равна длине 2-х частей разводного пролёта, располагавшихся при разводке вдоль берега. Устои облицованы гранитом.

Промежуточные опоры располагались на свайном основании и были ограждены 2-х рядными шпунтовыми перемычками с каменной засыпкой, что весьма ограничивало подмостовой габарит. Тело опор состояло из каменной кладки на гидравлическом известняковом растворе. Опоры облицованы гранитом.

Опора разводного пролёта была широкой и для принятия давления арок имела центральное ядро с рядами, наклонёнными соответственно ходу кривой давления, распёртой обратным каменным сводом, уложенным по дну разводного пролёта.

Покрытие на постоянных пролётах представляло собой торцовую мостовую, на разводном – дощатый настил. На мосту было установлено уникальное чугунное перильное ограждение художественного литья. Основным мотивом рисунка стали «морские коньки» (тритоны). Авторство рисунка приписывают архитектору А.П. Брюллову, но его подписи на чертежах нет. На одном из чертежей есть надпись С.В. Кербедза о том, что рисовал и чертил перила поручик Бельмеринг. Однако, знаток Петербургской старины В.Я. Курбатов считал, что рисунок принадлежит Огюсту Монферрану. Строительство моста осуществлялось под руководством инженера С.В. Кербедза. В таком виде мост просуществовал 85 лет.

Основной причиной переустройства моста послужило состояние его разводного пролёта, не удовлетворявшего условиям судоходства по реке Неве. Кроме того, разводной пролёт находился не на середине реки, а у правобережного устоя, где глубина и отверстие разводного пролёта были недостаточны для пропуска судов с глубокой осадкой.

Вопрос о реконструкции разводного пролёта возник ещё в 1885 году, когда был проложен Морской канал из Финского залива на Гутуевский остров, а глубоководные океанские суда не могли войти в Неву.

В 1936-1938 годах по проекту инженеров Г.П. Передерия и В.И. Крыжановского, архитекторов К.М. Дмитриева и Л.А. Носкова, мост был полностью перестроен. Количество пролётов сохранилось прежним – 8. Старый разводной пролёт был перекрыт железобетонным пролётным строением 2-х шарнирной арочной системы. Чугунные арочные пролётные строения заменены 3-х пролётными цельносварными металлическими пролётными строениями балочно-неразрезной системы.

Разводной пролёт расположен в середине моста. Пролётное строение металлическое цельносварное двукрылое, раскрывающейся системы с жёстко прикреплёнными противовесами, с электромеханическим приводом, с неподвижной осью вращения. В наведённом состоянии разводное пролётное строение превращается в балочно-консольную систему. Отверстие в свету – 42.0 метра.

При реконструкции часть опор была использована без изменений. Опоры разводного пролёта расширены для размещения в них механизмов развода, противовесов и пульта управления с использованием существующих свайных фундаментов.

Покрытие на постоянных пролётах асфальтобетонное по железобетонным плитам, а на разводном пролёте – деревянное. В трамвайной полосе осталась торцевая мостовая.

Перильное ограждение было восстановлено прежнее. Длина моста составляла 328.7 метров, ширина – 24.0 метра, в том числе проезжая часть – 11.8 метра, трамвайная полоса – 6.2 метра и два тротуара по 3.0 метра. На мосту были установлены новые столбы с шестигранными фонарями.

Мост Лейтенанта Шмидта является одним из первых цельносварных мостов. В процессе перестройки моста был использован способ подводного бетонирования, а также новый способ испытания пролётных строений водяной статической нагрузкой.

Снятые чугунные арки были перевезены в город Калинин и установлены на одном из мостов через реку Волгу. Старые фонари были установлены на Марсовом поле вокруг памятника борцам революции.

Работы по переустройству моста Лейтенанта Шмидта осуществлялись под руководством профессора Г.П. Передерия и В.И. Крыжановского.

В 1975-1976 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта Б.Б. Левина и Б.Н. Брудно был произведён капитальный ремонт разводного пролёта. Также в рамках проекта была произведена замена деревянного настила на эпосланбетонное по ортотропной плите, уложена новая гидроизоляция, деформационные швы и водоотводные трубки, установлено металлическое силовое ограждение.

Работы по капитальному ремонту разводного пролёта осуществлялись под руководством главного инженера СУ-1 Ленмостостроя Е.В. Лейкина, главного инженера РСУ Ленмосттреста Г. Киселева и прорабов Б.П. Романова, и Н.И. Тарасенко. Технический надзор вёл инспектор Дирекции В.А. Кононов и инженер ТО А. Мумрин.

В мае 2006 года мост был передан в реконструкцию. Работы по реконструкции выполнялись организацией ОАО «Мостоотряд 19» по проекту, разработанному ЗАО «Институт Стройпроект». Автор проекта реконструкции – Кузнецова Т.Ю., архитектор – Горюнов А.Е., главный инженер ЗАО «Мостоотряд 19» – Тарбаев Н.А., ответственный производитель работ – Кан И.Е. Технический надзор осуществляла СПб ГУ «Дирекция Транспортного строительства», главный инженер надзора – Зырянов О.В., инспектор надзора – Минагулов О.Т. Технические решения проекта были разработаны на основе анализа результатов историко-архивных исследований и детального обследования конструкций. Перильное ограждение, опоры освещения и павильоны моста являются памятниками истории и культуры и находятся под охраной КГИОП.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 года № 920, подписанного губернатором В.И. Матвиенко, мосту через реку Неву у площади Труда и площади Трезини возвращено историческое название –Благовещенский мост.

Благовещенский мост

Время
разводки моста
в 2019 году 1:25 – 2:45 3:10 – 5:00

Общая длина: 349,8 м

Архитекторы: А.П. Брюллов

Год открытия: 1850

Инженеры: С.В. Кербедз

Ширина моста: 38,07 м

Благовещенский мост на карте

Аудиоэкскурсия «Благовещенский мост»

Характеристики моста

Благовещенский мост перекинут через реку Большую Неву. Он сединяет Адмиралтейский район с Васильевским островом. По оси моста проходит водораздел между Финским заливом и Большой Невой. Это первая постоянная переправа через реку Неву: как по времени постройки, так и по месту расположения.

Длина переправы – 349,8 метров, ширина – 38,07 метров. Мост восьмипролетный с разводным пролетом посередине. Пролётное строение металлическое двукрылое раскрывающейся системы.

Масса крыльев разводного пролета составляет 597 тонн каждое. В ходе реконструкции Благовещенского моста 2005-2007 гг. крылья были оперты на концы ферм постоянных пролётов. Это уникальное решение позволило снять часть веса с разводного пролета, в результате отпала необходимость в перестройке его опор. Также впервые в истории мостостроения противовесы изготовлены с использованием свинцовых блоков.

Разводка осуществляется с помощью новейшей гидравлической системы. Павильоны для механиков расположены прямо на поверхности моста.

На мосту установлены уникальные чугунные перила по рисунку архитектора Александра Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова. Основной мотив рисунка — гиппокампы, мифологические морские лошади с рыбьими хвостами.

История моста

Проекты постоянных мостов через Неву стали появляться в Петербурге уже в середине XVIII века, но в то время их возведение было слишком дорогим и непростым удовольствием. Нева — достаточно глубокая река с мощным течением. К тому же из залива в Неву входили суда с высокими мачтами, а значит, требовались разводные мосты.

В результате Санкт-Петербург долгое время обходился наплавными или плашкоутными мостами — это были временные конструкции, сделанные из деревянных барок-плашкоутов. К середине XIX века и в мире, и в нашей стране накопился опыт возведения постоянных металлических мостов. В 1842 году российский инженер Станислав Кербедз составил проект переправы через Большую Неву на Васильевский остров. Проект предусматривал создание в этом месте конструкции с чугунными арками. 15 октября того же года проект был утвержден императором Николаем I. 1 января 1843 года состоялась закладка нового моста. Все работы предполагалось завершить за четыре года. Однако на практике срок оказался вдвое большим.

Впервые в истории российского мостостроения при возведении Благовещенского моста пришлось забивать сваи в дно такой быстрой и полноводной реки. Работы под водой велись с помощью воздушных колоколов. Подводную часть береговых устоев выложили из финляндского гранита, надводную — из сердобольского. Их углубили в русло Невы на десять метров.

Пролетов у моста было 8, из них 7 постоянных пролетов разных размеров были перекрыты двухшарнирными чугунными арками. Разводной пролет находился у правого берега Невы, со стороны Васильевского острова. При помощи механизма два крыла раздвигались в горизонтальной плоскости, параллельно поверхности воды. Разводка занимала около 40 минут. Впервые в мире крылья моста были сделаны в виде раскосных ферм. Все металлические конструкции изготовили в Петербурге на заводе Чарльза Берда.

При строительстве моста была реконструирована прилегающая территория. На левом берегу появилась Благовещенская площадь. Часть Крюкова канала была заведена в трубу. Со стороны Васильевского острова значительно расширили набережную.

Новый мост получил имя Благовещенский по церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади.

Открытие состоялось 21 ноября 1850 года. На торжество прибыл император с семьей и свитой. Николай I с сыновьями прошел пешком на Васильевский остров, а назад проехал в открытой коляске с наследником.
На тот момент, в середине XIX века, новый Благовещенский мост был самым длинным в Европе. Его протяженность составляла около 300 метров.

В 1854 году у разводного пролета была построена небольшая часовня, освященная во имя святого Николая Чудотворца. После кончины императора в 1855 году мост переименовали в Николаевский.
В 1918 году мосту дали новое имя в честь лейтенанта Петра Шмидта, руководившего восстанием на крейсере «Очаков» в первую русскую революцию.

Уже в XIX веке разводной пролет моста стал узок для больших океанских судов. В начале двадцатого века инженеры разработали несколько проектов реконструкции. Предлагалось перенести разводной пролет в центр моста. Но воплощению в жизнь этой идеи помешали Первая мировая война и революция.

В 1936–1938 годах мост был перестроен. Проект разработал инженер Григорий Передерий. Количество пролетов сохранилось прежним — 8, но разводным стал средний пролет. Цельносварное металлическое пролетное строение — двукрылое раскрывающейся системы с жестко прикрепленными противовесами и неподвижной осью вращения. Старый разводной пролет был перекрыт железобетонным пролетным строением двухшарнирной арочной системы. Мост разводился с помощью электромеханического привода.

Мост Лейтенанта Шмидта — один из первых цельносварных мостов в нашей стране. При его строительстве был применен передовой на то время метод — электросварка. В процессе перестройки использована технология подводного бетонирования, а также новый способ испытания пролетных строений водяной статической нагрузкой.

Новые механизмы сделали на Кировском заводе в Ленинграде. Чугунные конструкции старого моста перевезли в Тверь, их использовали для строительства переправы через Волгу. Фонари со старого моста установили на Марсовом поле. Часовню восстанавливать не стали. От старого сооружения остались деревянные сваи и литые перила.

В 1975–1976 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта был произведен капитальный ремонт. Деревянный настил разводного пролета заменили металлическим.

В 2004 году встал вопрос о реконструкции моста Лейтенанта Шмидта. Принято решение максимально приблизить архитектурный облик нового моста к тому виду, который он носил в XIX веке. Работы стартовали в сентябре 2005 года.

Реконструкция проходила в 2005–2007 годах. Старые фундаменты опор за полтора века сохранились в рабочем состоянии, а стальные конструкции пришлось полностью заменить. Значительно увеличен разводной пролет. Мост стал гораздо шире, с него убрали трамвайные пути. Гидравлическая система разводки сделала подъем крыльев моста быстрым и плавным.

15 августа 2007 года переправу торжественно открыли и вернули ей историческое название — Благовещенский мост.

Дополнительная информация

Петербургская газета «Северная пчела» в сентябре 1844 года так прокомментировала сооружение Благовещенского моста: «Самая постройка моста — дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте».

В 1917 году за Николаевским мостом стоял крейсер «Аврора». Именно оттуда был совершен холостой выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца.

На время капитального ремонта 2005-2007 годов для автомобильного и пешеходного движения между Центральным районом и Васильевским островом был сооружен мост-дублер выше по течению Невы, который получил в народе название «сын Лейтенанта Шмидта».

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (261)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (18)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Площади (6)
    • Небоскрёбы (1)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (47)
    • Рестораны и кафе (46)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Зоопарки (3)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Метро линия 3 (станция Василеостровская)
Автобус 3, 6, 22, 27, 71, 100 (остановка площадь Труда)
Маршрутное такси К-6К, К-62, К-124, К-169, К-306, К-350 (остановка площадь Труда)

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге (старое название которого мост Лейтенанта Шмидта или Николаевский мост) является самым первым разводным мостом, возведенным через реку Большая Нева на основе постоянного функционирования. Этот мост проложил горожанам путь через Большую Неву. Сооружение соединяет между собой Васильевский остров (и, соответственно, Василеостровский район) с Адмиралтейским районом города (второй Адмиралтейский остров которого по совместительству является также центром Санкт-Петербурга).

Разводка Благовещенского моста в Санкт-Петербурге

Каждый год начиная с апреля и заканчивая ноябрем, разводные мосты Санкт-Петербурга обеспечивают свободное движение по реке Нева, благодаря специально разработанному графику их развода.

Благовещенский мост имеет следующее время развода:

  • Первая разводка: прекращение движения транспорта в 01:25, начало судоходства в разводной пролет 01:35, окончание судоходства в разводной пролет 02:40, открытие движения транспорта 02:45.
  • Вторая разводка: прекращение движения транспорта в 03:10, начало судоходства в разводной пролет 03:20, окончание судоходства в разводной пролет 04:55, открытие движения транспорта 05:00.

История Благовещенского моста

Благовещенский мост был первый, на момент его строительства, постоянный мост Санкт-Петербурга, проложенный через быстроходную Неву. 15 октября 1842 года был принят проект Станислава Кербедза на строительство переправы. По предложенному им проекту необходимо было выполнить абсолютно новые для тех времен задачи, например, вбить сваи в дно реки или вести работы под водой с учетом того, что скафандров в то время не существовало.

С именем Кербедза и Благовещенским мостом связывают также необычную легенду, согласно которой Николай I дал ему обещание, что будет повышать звание за каждый возведенный пролет моста. Якобы из-за этого Кербедз увеличил количество пролетов в отличие от изначального проектного решения. В качестве украшения моста служили изображения Нептуна и раковин, трезубца и морских коньков на его перилах, ограде и решетке, выполненные под руководством известного архитектора Брюллова. Ко всему прочему, во времена запрета курить из-за боязни пожаров, на Благовещенском мосту делать это было разрешено. Ради такого удовольствия сюда стекались толпы народа.

Первая масштабная реновация моста была проведена в 1936–38 годах. Это в большей степени было связано с тем, что для растущих судов, идущих по важным Беломоро-Балтийскому и Волго-Балтийскому путям, проход через раздвижную часть моста становился мал. В ходе работ ширину проходной части моста увеличили на 4 метра, а мостовые опоры укрепили.

В 2004 году было решено провести ещё одну реконструкцию моста, при этом как можно более приблизив его внешний вид к изначальной исторической архитектуре XIX века. Вторая реконструкция моста прошла в 2005–2007 годах. Взамен ремонтируемой постройки возвели временную переправу, которая впоследствии послужила заменой при реконструкции Дворцового моста. За время работ было переделано все, кроме опор времен Кербедза. Разводной пролет был значительно расширен, размеры самого моста увеличены и убраны трамвайные рельсы.

Год открытия: 1850

Категория моста: разводной, автомобильный, пешеходный

Общая длина: 349,8 метров

Ширина: 38,07 метров

Масса крыльев разводного пролета: 597 тонн каждое

Водная преграда: река Большая Нева

Архитектор: Брюллов А.П.

Инженер: Кербедз С.В.

15 августа 2007 года состоялось официальное праздничное открытие Благовещенского моста. По сей день сооружение имеет вид арочного моста времен Николая I и носит свое первое историческое название — Благовещенский мост.

Благовещенский мост, названный так своим создателем, за время своего существования несколько раз менял наименование. С 1855 по 1918 год он назывался Николаевским мостом в честь императора Николая I. А с 1918 по 2007 год он был переименован в мост лейтенанта Шмидта. Это название до сих пор популярно среди жителей Петербурга. Названо так сооружение было в честь Петра Шмидта — прославленного лейтенанта черноморского флота, расстрелянного за организацию восстания в Севастополе. Оригинальное название Благовещенского моста было возвращено ему после реконструкции 2007 года вместе с историческим внешним обликом.

Благовещенский мост Санкт-Петербурга на google-панорамах

Как добраться

Благовещенский мост находится недалеко от площади Трезини в районе Университетской набережной с правого берега Невы и площади Труда в районе Английской набережной. Сооружение имеет статус видимой границы между Невой и Невской губой, с которой начинается Финский залив. Недалеко от моста находится Дворец Меншикова, который в наше время является филиалом Эрмитажа.

Доехать до Благовещенского моста можно на общественном транспорте Санкт-Петербурга. В непосредственной близости от моста проходят автобусные маршруты под номерами 3, 6, 22, 27, 71 и 100 и маршрутные такси К-6К, К-62, К-124, К-169, К-306, К-350 — остановка называется площадь Труда. Ближайшая к мосту станция метро — Василеостровская линии 3. Также в городе работают все известные сервисы для вызова такси: Uber, Яндекс. Такси, Gett, Maxim и другие.

Поездка по Благовещенскому мосту Санкт-Петербурга на google-панорамах

Видео Благовещенского моста в Санкт-Петербурге

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Благовещенский мост

Мосты Санкт-Петербурга

Краткое описание

Благовещенский мост считается первым постоянным мостом через Неву. Он был построен в 1842-1850 годах по проекту архитектора С. В. Кербедза с участием А. Брюллова. Размеры моста — 331 х 24 метра, вес – 95 тыс. тонн. На момент сооружения это был самый протяженный мост в Европе.

Мост, долгое время носивший имя Лейтенанта П. Шмидта, сегодня имеет первоначальное историческое название – Благовещенский. Оно произошло от Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка. Ее планировалось построить на берегу, в качестве части целого архитектурного ансамбля. Мост был построен, а церковь нет.

История

Кратко хронологическая история моста может быть представлена так:

  • 1842-1843 гг. – проектирование моста и окрестной территории, в частности – предмостной площади
  • 1843-1850 гг. – строительство моста
  • 1936-1939 гг. – перестройка моста, изменение его архитектурного вида
  • 2006-2007 гг. – реконструкция моста, возвращение ему первоначального облика и имени

Проект моста составлял часть больших проектов реорганизации той части города, где Крюков канал выходит к Неве. Участок перед рекой был специально засыпан и на нем устроена предмостная площадь. В 1843 году архитектор Н. Е. Ефимов спроектировал здание в стиле Ренессанс перед мостом. Тогда же французский инженер А. Жоффрио предложил свой проект перепланировки. От моста должна была протянуться новая магистраль, открывающая вид на Никольский собор. А на площади – построена церковь лейб-гвардии Конного полка, дающая название собору. Ни один проект не был реализован.

При проектировании предполагалось и художественное оформление моста. По рисунками Клодта и Пименова планировались аллегорические фигуры, но на это не хватило денег.

К 1930 году Благовещенский мост уже не обеспечивал достаточного пропуска как сухопутного, так и морского транспорта. Устои были использованы старые, расширены механизмы развода, устроены павильоны управления. Мост стал современным в техническом плане, но архитектурно существенно уступал прежнему. Пролеты были демонтированы и увезены в Тверь, где после войны установлены на мосту через Волгу.

В конце ХХ века опоры моста стали не справляться с нагрузкой транспорта. Генеральная реконструкция позволила вернуть первоначальный облик.

Сегодня длина моста – 331 м, ширина – 37 м, ширина тротуаров – 3 м. Демонтированы трамвайные ветви.

Архитектура

Благовещенский мост, одним концом упирающийся в Английскую набережную, а другим выходящий к сфинксам у Академии Художеств и Дворцу Трезини, словно создан для пеших прогулок. С него открывается великолепная панорама на дельту Невы и Университетскую набережную. Вдали видны Петропавловский собор и Эрмитаж, с другой сторон – ледокол Красин и Адмиралтейские верфи.

Благовещенский мост представляет собой чугунную конструкцию, опирающуюся на гранитные устои, углубленные в русло на 10 метров. Он состоит из 8 пролетов и 7 пологих арок, один пролет – разводной. Все пролеты одинаково пологи, так что мост выглядит гармонично. Все элементы соединяются методом электросварки, во время возведения использовались заклепки и свинцовые прокладки для стыков.

Благовещенский мост впервые связал Васильевский остров и центральную часть города – Адмиралтейские острова. В его облике воплотились идеи «рациональной архитектуры»: большепролетные металлические конструкции не прикрыты никакими декорациями. Фактически мост стал образцом, на который ориентировались в дальнейшем при сооружении других постоянных мостов.

Расписание развода моста на 2019 год

График разводки моста

Днем мост разводят для экстренного прохода судов и при случае в дни государственных праздников – например, в День ВМФ

Лучшее место и время для наблюдения развода моста

  • Лучшее место для наблюдения развода моста – Английская набережная. С нее открывается великолепный вид на всю структуру моста и на дельту Невы.
  • Лучшее время наблюдения – «белая ночь», т. е. одна из ночей в конце мая – начале июня. В этот момент мост поражает сочетанием величественной металло-гранитной мощи и тонкой филигранной отделки.

Легенды и приметы

Одна из легенд связана с проектированием моста. Она рассказывает, что император Николай I настолько серьезно относился к сооружению прочного моста через Неву, что обещал архитектору очередное повышение в чине за каждый построенный пролет. Так что первоначальный 5-пролетный мост превратился в 8-пролетный.

Система чинов в российской империи определяла положение чиновника при императорском дворе: высокий чин давал постоянное денежное содержание и разные социальные блага. Так что архитектор, соорудив 8-пролетный мост, имел неслыханное довольствие – поднялся сразу на 8 чинов – от майора до генерал-майора.

Где находится

Адрес

Он находится в дельте Невы, недалеко от Медного всадника и Исаакиевского собора.

Метро

Как добраться

Добраться до моста можно, гуляя по Английской набережной или Конногвардейскому бульвару.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

Благовещенский мост — одна из знаменитостей Санкт-Петербурга. В былые времена он был одним из самых длинных в Европе и первым разводным мостом в Северной Пальмире. Именно он является границей, где заканчивается Нева и начинается Финский залив, вернее, Невская губа. За свою историю это сооружение, интересное в архитектурном и инженерном плане, имело различные названия, именуясь то Николаевским, то мостом Лейтенанта Шмидта, то снова Благовещенским.

Благовещенский мост: история создания

Это первая постоянная переправа, переброшенная через Большую Неву и соединяющая центральную часть города с Васильевским островом. Изначально два берега реки соединял наплывной Исаакиевский мост, который в 1843 году решили заменить. Строительство велось в течение семи лет. Руководил работами знаменитый архитектор С. Керберидзе, непосредственное участие в создании и художественном оформлении этого грандиозного сооружения принимали архитектор Брюллов, инженер Дж.Уистлер, скульпторы Пименов, Клодт, Антокольский и многие другие.

Полуторавековая история Благовещенского моста тесно связана с именем императора Николая I. Именно поэтому открытое в 1850 году чугунное арочное сооружение назвали сначала Благовещенским мостом (как и расположенную рядом площадь), а потом Николаевским. Переправу еще не раз переименовывали, пока в 2007 году ей не было возвращено первоначальное название.

Архитектура сооружения

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге на фото выглядит легким и массивным одновременно. Он представляет собой 300-метровое чугунное сооружение из восьми пролетов, один из которых является разводным. Интересно, что при строительстве этой переправы впервые в России был применена поворотная система разводного пролета.

Знаменитую ажурную решетку Благовещенского моста спроектировал Брюллов. Изображенный на ней трезубец Нептуна символизирует силу водной стихии. По проекту архитектора Штакеншнейдера у разводного пролета была построена небольшая часовенка в честь Николая Чудотворца.

За время своего существования знаменитая чугунная переправа пережила две масштабные реконструкции. В 30-ые годы мост несколько изменили в связи с увеличением грузоподъемности проходивших под ним речных судов и возросшим количеством проезжавшего по нему наземного транспорта. Вторая серия аварийно-восстановительных работ выполнялась в 2006—2007 годах, тогда мосту вернули первоначальный облик.

Где находится благовещенский мост в Питере

Переправа переброшена через реку в районе площади Трезини и Университетской набережной и площади Труда, что находится на Английской набережной. По расположению на карте Благовещенский мост в Санкт-Петербурге находится в центре города и добраться до него достаточно просто. Рядом открыты две станции метрополитена — «Василеостровская» и «Адмиралтейская». Если доехать до станции метро «Адмиралтейская», то весь путь до моста может занять чуть больше 20 минут.

Когда пользоваться наземным транспортом, то следует сойти на остановке «Площадь Труда» или «9 линия Великой Отечественной».

Туристу на заметку

Посещение этого знаменитого места Северной столицы будет интересно туристам. Можно увидеть развод Благовещенского моста, который в весенне-осенний период проводится ежедневно с 1.25 до 2.45 и с 3.10 до 5.00. Туристы, интересующиеся архитектурой города, с удовольствием познакомятся со многими его достопримечательностями: побывают в особняке Румянцева, увидят сфинксов на Университетской набережной или памятник Доменико Трезини.

Приятной во всех отношениях будет прогулка по Английской или Университетской набережной, по Румянцевскому саду. А можно купить билеты в знаменитый музыкальный театр Санктъ-Петербургъ Опера, что находится неподалеку. Рядом расположено несколько музеев (дом Академиков, Академия художеств), поэтому знакомство с этой частью города будет не только интересным, но и познавательным.

Родоначальник питерского мостового строительства – Благовещенский мост

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге – жемчужина среди мостов города. С его строительством начали создаваться постоянные переправы. А его конструкция стала примером для мостостроителей следующих поколений.

Его популярность не исчезает. Каждый год к нему стекаются туристические потоки со всего мира.

Где находится и описание

Благовещенский мост раскинут между двумя берегами Большой Невы – с одной стороны он опирается на Васильевский остров, с другой на набережную Адмиралтейского района. Если смотреть глубже, то он связывает вместе площадь Трезини на Университетской набережной и площадь Труда с другой стороны.

Если на улицах города вы подойдете к кому-то и спросите, где в Санкт-Петербурге находится Благовещенский мост, то можете услышать, что он располагается прямо на границе Невской губы и Невы. То есть практически в Финском заливе. Это первый по расположению мост в Питере.

По нему разрешено движение автотранспорта и пешеходов. На нем расположены восемь дорожных полос и тротуары для пеших прогулок и велосипедистов. Для безопасности они отгорожены парапетом из металла.

Уникальная чугунная решетка Благовещенского моста известна далеко за пределами СПб. Это проект, созданный старшим братом Карла Брюллова – архитектором Александром Брюлловым. За основу он взял изображения гиппокампов – морских лошадей с хвостами рыб. Вместе с ними он добавил туда трезубец Посейдона и морские раковины.

Фото: Решетка Благовещенского моста

Перила, освещение и павильоны Благовещенского моста охраняются как культурное наследие России и находятся под опекой ГИОП. У него восемь пролетов, включая двукрылый – разводной. Он располагается в самом центре конструкции и может подниматься под углом 72 градуса. Механизм разводки – домкраты, работающие на гидравлике.

В длину мост 331 метр, в ширину – 37 метров, а вес его составляет 4,3 тонны.

Интересно! В 1850 году мост в СПб признали самым протяженным среди европейских собратьев. Тогда он был немного короче, и его длина составляла триста метров.

История строительства

История Благовещенского моста в СПб началась с 1842 года после указа императора о строительстве новой постоянной переправы через Неву. Его чертеж создал инженер Станислав Кербедз. Он разработал первый российский проект моста с использованием металла в конструкции.

В 1843 году постройку заложили. Планировалось, что за 4 года работа будет окончена, но получилось иначе. Срок растянулся до восьми лет.

Нева – река полноводная, с сильным течением. Работа по забиванию свай в дно оказалась не такой уж и легкой, как рассчитывали строители. Она и затормозила процесс возведения моста.

Все металлические детали конструкции изготовили на городском заводе Ч. Берда.

Из-за строительства пришлось облагораживать близлежащую к Неве территорию. С левого берега появилась Благовещенская площадь и одноименный собор. На правом берегу увеличили набережную.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге открыли в 1850 году, а первый переход через него сделал Николай I в сопровождении семьи.

В начале XX века его решили перестроить. Предпосылки для этого были и раньше, но воплощению планов помешали политические события в стране в то время.

Строители сделали его цельносварным, при переделке использовалась электросварка. От старой конструкции остались только опора и чугунная ограда. Лишние детали отправили на строительство других объектов, например, в Тверь «ушли» чугунные конструкции. Их использовали для постройки переправы через Волгу.

Обновленный мост простоял до 70-х годов, пока не было принято решение произвести его капитальный ремонт. В частности, деревянный настил надо было поменять, поэтому его заменили на белее стойкий настил из металла.

В начале XXI века стартовал новый этап улучшения конструкции. Инженеры решили переделать облик моста. Сделать его похожим на далекого предшественника из XIX века. И вернуться к тому, как раньше назывался мост в СПб – Благовещенский.

Стальные конструкции пошли под замену, а вот фундамент опоры оказался крепким – его оставили нетронутым. Увеличилась и ширина моста, отчасти благодаря тому, что трамвайные пути убрали. Разводной пролет тоже стал больше, а подъем крыльев моста стал плавнее и быстрее из-за замены системы разводки на гидравлическую.

Открыли обновленный Благовещенский мост в августе 2007 года.

Интересно! Первая перестройка моста состоялась только спустя 70 лет после введения его в эксплуатацию.

Интересные факты про Благовещенский мост

  • Рядом с ним часто швартуются огромные иностранные лайнеры. Они привозят множество туристов из всех уголков земного шара. Особенно их наплыв наблюдается во время белых ночей.
  • Он – рекордсмен по количеству наименований. Как только его не называли! Изначально данное имя вернулось к нему только спустя 152 года! Он успел побыть Николаевским, благодаря почившему в 1855 году императору Николаю I. В советское время ему дали другое название – мост Лейтенанта Шмидта, в честь человека, руководившего восстанием на «Очакове». Лишь к 2007 году он вновь стал зваться Благовещенским, в память о соборе на одноименной площади. К сожалению, собор снесли в 1929 году.
  • Он строился долго, целых семь лет. Это было вызвано трудностями в работе на глубине в тех местах, где Нева имела сильное течение.

  • На внутренней стороны стоек расположены изображения различных сосудов, в качестве украшения хотели добавить аллегорические скульптуры, но финансов на это из городской казны не дождались.
  • Прямо на нем построили церковь Святого Николая Чудотворца.
  • Впервые в России при его строительстве применили поворотную систему.
  • Возле него находился известный всем крейсер Аврора, с которого в 1917 году был дан залп по Зимнему Дворцу.
  • Детали декора использовались на других архитектурных постройках.

Интересно! Местоположение для Исаакиевского моста, предшественника Благовещенского, выбирал сам Александр Меньшиков, доверенное лицо Петра I.

Благовещенский мост: график разводки

Гостям города, конечно, важно знать, во сколько начинается разводка, и когда сводят Благовещенский мост. Это помогает им спланировать свой день и маршрут так, чтобы успеть полюбоваться на незабываемое зрелище.

Разводят его в Питере два раза в сутки. Чтобы информация о расписании была более наглядной, она помещена в таблицу (по московскому времени):

Благовещенский мост в Санкт Петербурге. История, где находится на карте, ближайшее метро, архитектор

Город Санкт-Петербург с уникальной архитектурой имеет большое количество мостов, один из которых прославил его на всю Европу. Благовещенский мост считался самым длинным в Европе на момент его открытия.

Характеристика строения

Это был первый разводной мост в Санкт-Петербурге. Он состоит из 8 пролетов: по 3 с каждой стороны перекрываются стальными строениями. 4 пролет, находящийся посередине реки Невы, имеет 2 разводных крыла.

Общая протяженность моста составляет 348 м, а ширина 38 м. Его вес достигает практически 4,5 тыс. т, из которых 590 т — вес одного разводного крыла.

Неподвижные части моста имеют габариты: 38×42×48. Каждая из 7 стационарных его частей имеет 4 основные балки-опоры, по 2 укрепляющих металлических пояса и цельную железобетонную плиту на проезжей части. Правосторонние конструкции изготовлены из стали, бетона и железа. У левого берега конструкции облицованы гранитом, привезенным из Финляндии еще во времена строительства моста.

Разводные части имеют длину 50 м и способны образовывать при раскрытии угол 72 градуса, который является максимально возможным для данного моста. Пролеты также имеют по 4 опорные балки, укрепленные двумя поясами из металла, и цельную стальную плиту с приваренными к ней ребрами жесткости.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге используется для движения и машин, и людей. Мост имеет 8 полосную дорогу для автотранспорта, а по обеим сторонам от проезжей части располагаются пешеходные зоны, отделенные металлическим забором. Площадь моста, предназначенная для передвижения, покрыта асфальтобетоном.

На стационарных пролетах перила сделаны из чугуна, а на движущихся частях — из сплава кремния и алюминия. Каждое ограждение украшено художественным литьем, которое сохранилось с 1850 г. Автором этих перил является брат художника Брюллова Карла — Брюллов Александр. Узор ограждений является символом стихии воды: мифические гиппокампы, трезубец Нептуна и речная ракушка.

Благовещенский мост имеет несколько мемориалов из гранита в виде памятных досок. Освещение моста обеспечивается 22 опорными фонарями, что позволяет даже в ночное время детально рассмотреть его конструкцию.

Благовещенский мост является одни из главных разводных переправ города. Он соединяет два берега Большой Невы и имеет большое значение для города, так как является основной связью центра Санкт-Петербурга с Василевским островом.

Мост находится между:

  • С правого берега: площадью Трезини, где расположена Университетская набережная.
  • С левого берега: площадью Труда, где расположена Английская набережная.

Благовещенский мост отделяет реку Нева от Финского залива. В Санкт-Петербурге у этой границы есть название — Невская губа.

История строительства и реконструкций

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге открылся в 1850 г.

Он несколько раз подвергался реконструкциям:

Мост 1850 года

В 1842 г. было принято решение о замене временных плавающих мостов на постоянные. Первым через реку Неву решили строить Невский мост. Сооружение опорных конструкций являлось сложной для того времени задачей, так как рабочим мешали грунтовые воды на береговых линиях города. Для забивания свай использовались паровые машины.

Несколько тысяч рабочих занимались строительством моста под руководством Станислава Валериановича Кербедзу. Ограждения создавались по иллюстрациям художника Александра Брюллова, а по проектам Петра Клодта и Николая Пименова планировалось отлить скульптуры. Идеи двух скульпторов не были осуществлены из-за высокой стоимости материалов.

На набережной слева от моста построили Благовещенскую площадь и Благовещенскую церковь, а справа — площадь Трезини.

Открылся мост 21 ноября 1850 г. На этом событии присутствовал император Николай I, он самым первым прошелся по мосту в сторону Васильевского острова. Мост имел длину 298 м, ширину 20 м и 8 пролетов. Общая масса сооружения достигала 9,5 тыс. т. Разводные крылья находились у правого берега и их разведение занимало около 45 мин.

В 1855 г. император умер, и в его честь мост переименовали в Николаевский. Также у Василеостровского берега возвели часовню Николая Чудотворца. Необходимость первой реконструкции появилась после испытаний моста на прочность, когда начались деформации правых разводных опор.

Также эту необходимость диктовали темпы развития судостроения, так как:

  • увеличились параметры кораблей;
  • разводная часть находилась на мелководье.

Пролетные крылья было решено перенести на самую глубоководную часть Невы — примерно на середину. Но реконструкция не состоялась из-за начала Первой Мировой войны.

Благовещенский мост также стал известен благодаря событиям 1917 г., когда около него сделал залп крейсер «Аврора», известив о начале атаки на Зимний дворец. Через несколько лет мост снова переименовали в честь лейтенанта П.П. Шмидта, который организовал бунт на крейсере «Очаков».

Мост 1939 года

Благовещенский мост, в то время именуемый мостом Лейтенанта Шмидта, в Санкт-Петербурге являлся один из самых важных переправ города, но оказался слишком непродуманным. В связи с развитием кораблестроения, строительства Морского канала и несовершенства разводных механизмов мост Лейтенанта Шмидта было необходимо срочно реконструировать.

Суда проходили через разводные крылья слишком долго, и приходилось прибегать к помощи буксировочных лодок. В 1936 г. план ремонта моста был утвержден, а руководителями реконструкции назначены Г.П. Передерий и В.И. Крыжановский. Оформление моста велось под руководством архитектора Л.А. Носкова.

Стальные детали конструкции моста и разводные механизмы изготавливали на Кировском заводе, а сварные части доставлялись со всех уголков страны.

На время реконструкции транспорт и пешеходы двигались по соседним мостам и временным переправам. В начале ноября 1938 г. было возобновлено движение по сооружению, и через несколько дней провели церемонию открытия. Однако комиссия приняла отремонтированный объект только спустя 2 года. Все это время мост Лейтенанта Шмидта находился в статусе временного.

В результате реконструкции:

  • разводная часть перенесена в середину сооружения;
  • были расширены пролетные крылья;
  • установлены гидравлические механизмы развода;
  • подобраны противовесы;
  • были проложены новые трамвайные пути.

После реконструкции в 1939 году, Благовещенский мост в Санкт Петербурге стал более функциональным. Его разводная часть перенесена в середину сооружения.

При этом сваи фундамента, опоры моста и ограждения из чугуна остались неизменными, что сократило время и стоимость ремонта.

После реконструкции изменились и параметры переправы: длина увеличилась до 331 м, ширина всего моста стала 24 м, ширина дорожного покрытия — 18 м, а каждый тротуар составлял около 3 м. Увечилась и ширина сквозного окна при разведении моста — 42 м. Общий вес конструкций составил 2,4 тыс. т.

Мост Лейтенанта Шмидта стал первым мостом в Советском Союзе, в котором использовалась электросварка и подводное бетонирование. Однако визуально мост не мог сравниться с первоначальной постройкой, так как сохраненные решетчатые узоры на пролетах не гармонировали с новыми формами.

Мост 2007 года

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге, который сейчас полностью функционирует, был подвергнут серьезным изменениям в конструктивной части в 2005 г. Необходимость повторной реконструкции была обоснована растущим потоком транспорта через него. В этот момент она была ограничена 20 т.

Чтобы избежать разрушения исторического сооружения, городское управление приняло решение о закрытии Благовещенского моста на реконструкцию.

Инженеры обнаружили, что на опоры обоих пролетов оказывается большое давление. Чтобы сохранить опорные балки, они решили изменить их конструкцию и изготовили специальную прочную стержневую систему с подвижными частями. Необходимые противовесы были впервые изготовлены из свинца.

Оперев на них крылья, строители сохранили первоначальный вид опор, а также смогли снизить нагрузку на подвижные пролеты и их вес. Для обеспечения переправы выше по Неве был создан дополнительный временный мост, который местные жители прозвали «сыном лейтенанта Шмидта».

Во время реконструкции проводился монтаж старых пролетов и установка новых. Затем устанавливались механизмы разводных систем. 10 апреля 2007 г. через разводные крылья прошли первые суда, а к середине лета закончились работы по отделке.

25 июля мост подвергся испытаниям на прочность. Для этого по нему пустили поток грузовых машин. Мост лейтенанта Шмидта оборудовали новейшими гидравлическими механизмами и автоматизированными системами управления. А также была полностью заменена вся электросистема.

С моста убрали трамвайные пути, установили дорожное ограждение и автоматизированные подъемные барьеры, ограничивающие движение транспорта при разводе пролетов. Также мосту вернули его первоначальный облик.

В августе 2007 г. губернатор В.И. Матвиенко вместе с правнучкой С.В. Кербедза открыли мост сведением разводных частей и вернули старой название — Благовещенский мост.

На мосту с обеих сторон находятся павильоны, на которых расположены гранитные мемориалы:

  • справа мемориальная доска посвящена офицеру П.П. Шмидту;
  • слева — доска в память о постройке моста С.В.Кербедзу и последующей реконструкции Г.П. Передерием и Л.А. Носковым.
  • на правом парапете: доска в память о Николае I.

Эксплуатация в нынешнее время, значимость

Благовещенский мост до сих пор является одним из самых крупных в Санкт-Петербурге. У этого моста останавливаются многотоннажные круизные лайнеры, количество которых увеличивается до 5-7 кораблей в период белых ночей.

За счет расширения моста до 37 м увеличилась и его пропускная способность: за день по мосту проезжает около десятка тысяч единиц транспорта.

Благодаря современному оборудованию разводка мостов занимает всего несколько минут, а не 40. Это позволяет пропускать большее количество судов через Неву. Так были налажены торговые пути страны. Корабли, которые проходят через Благовещенский мост, плывут из Европы в сторону Ладожского озера, Волги и Астрахани.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге разводят по определенному расписанию 2 раза в день в ночное время и рано утром:

Дальнейшая судьба моста

Для обеспечения большей безопасности и контроля над разводом мостов Благовещенский мост был включен в проект о создании «Единой информационной системы контроля состояния оборудования моста».

Данная система позволит сократить число аварий и происшествий при разводе пролетов, а также предупреждать возможные неполадки при прохождении через мост крупногабаритных судов. Данный проект направлен на автоматизированный анализ всех электронных систем моста, его механизмов и конструкций.

Благодаря Благовещенскому мосту налажено сообщение между Василеостровским регионом и центральной частью города. Мост является архитектурным достоянием Санкт-Петербурга и охраняется законом.

Автор: Шалунова Анна

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Благовещенском мосте

История Благовещенского моста в Санкт-Петербурге:

1 КОММЕНТАРИЙ

Шикарно мост выглядит в ночное время. Фонари идеально освещают его, вид поразительный.

Источники:
http://mostotrest-spb.ru/bridges/blagoveshhenskij
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/bridges/12788
http://peterburg.guide/mosty/blagoveshhenskij/
http://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/arkhitektura/blagoveshhenskiy-most-v-sankt-peterbur/
http://spbinteres.ru/rodonachalnik-piterskogo-mostovogo-stroitelstva-blagoveshhenskij-most.html
http://touristam.com/blagoveschenskiy-most-v-sankt-peterburge.html
http://aeroflot-trip.ru/bloshinyy-rynok-moskve/

Ссылка на основную публикацию