Буддийский храм в Санкт-Петербурге Дацан Гунзэчойнэй

«Дацан Гунзэчойнэй»: Как в Санкт-Петербурге в начале XX века появился буддийский храм, сохранившийся до наших дней

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На самом деле «Дацан Гунзэчойнэй» – это сокращенное название, а полностью оно звучит (если переводить с тибетского на русский) так: «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника». Появилось это здание в городе на Неве более ста лет назад.

Автор идеи – тибетский лама

В 1908-м тибетский далай-лама подал российскому правительству ходатайство о строительстве в России буддийского храма (дацана) и получил «добро». Его начинание поддержали отечественные востоковеды и даже Петр Столыпин. Кстати, буддизм в Россиийской Империи был официально разрешен еще при Елизавете II, так что подобное прошение не вызвало негативной реакции в обществе. Тем более что на петербургской земле, где было решено возвести храм, в начале прошлого века проживало около 200 буддистов (в основном волжско-донские калмыки и забайкальские буряты).

Через год на земельном участке, который выкупил бурятский лама Агван Доржиев, начали строить храм. Деньги пожертвовали ламы и проживающие на территории России буддисты.

Храм спроектировал Гавриил Барановский (автор многих известных зданий – например, Елисеевского магазина на Невском), переработав проект инженера Николая Березовского. Затем проектом занимался архитектор Р.Берзен.

Внутреннее помещение расписывал буддийский монах О. Б. Будаев по эскизам Николая Рериха. Доподлинно известно, что великий русский художник занимался в основном оформлением интерьеров внутренней части храма на финальной стадии строительства. Например, он был автором эскизов стилизованных под модерн цветных витражей светильников в главном зале.

Также современники Рериха говорили, что он как большой знаток буддийской культуры консультировал авторов и реализаторов проекта, благодаря чему храм удалось выстроить по всем правилам тибетской архитектуры. Кроме того, строительство курировал специальный комитет, состоявший из авторитетных российских ученых востоковедов.

1915-м строительство завершилось, но службы в храме шли и раньше, начиная с 1913-го.

Архитектура дацана

Здание получилось красивым, ярким, выдержанным в традициях буддийских храмов, что выглядело очень необычно для архитектуры этих мест. Стены трехэтажного храма покрыты красно-лиловым гранитом, окна обрамлены серым гранитом, антаблемент выполнен из ярко-красного кирпича. Все это смотрится очень самобытно. Башню, с которой соединено здание, украшает позолоченная верхушка, называемая «ганчжир». Здесь также можно увидеть традиционный символ буддистов “колесо дхармы”, расположенное на самом верху здания между отлитых из меди фигурок газелей (они символизируют проповедь) и много других интересных вещей. Все они человеку несведущему кажутся лишь интересными элементами декора, но для буддистов имеют большой смысл.

Над входом в храм можно увидеть тибетские надписи, смысл которых состоит в том, что входить в здание нужно лишь со светлыми и добрыми мыслями, оставив все плохое за его пределами.

У входа в здание восседают львы. Говорят, что они символизируют два начала – женское и мужское.

Кстати, в храме проводят экскурсии, так что желающие поближе узнать значение всех «украшательств» с точки зрения буддийской веры могут воспользоваться услугами местного гида-монаха.

В южной части двора здания расположены барабаны с тибетскими надписями. У прихожан принято обходить их поочередно, двигаясь по часовой стрелке, и крутить. При этом нужно думать о том, что тебя в данный момент беспокоит, и мысленно просить у высших сил ответа.

На территории храма можно увидеть интересные флажки – «лунг-та». Они – разного цвета и вешают их посетители, предварительно написав на них свое имя. Считается, что при этом нужно загадать желание или задать какой-то вопрос, и делать это тоже нужно с добрыми мыслями. Цвет флажка выбирается не случайно – согласно тибетской философии, у каждого цвета свое значение.

А что внутри?

Внутренняя часть храма не менее примечательна. Помимо цветных витражей с буддийскими символами и разноцветного плиточного пола, здесь есть много красивых предметов, которые у представителей этой религии считаются святынями. Например, статуя Будды, которая была привезена в храм из Монголии в 1990-х. Она появилась здесь вместо давно утраченной: первую сразу после строительства храма подарил российским буддистам царь Сиама, но в 1919-м статую разбили большевики, решив, что в ней спрятаны сокровища.

Современная статуя выполнена из папье-маше и покрыта позолотой. Ее высота – несколько метров.

Во время буддийских молебнов или обрядов в центре зала сидят ламы.

Если подняться на второй этаж, можно разглядеть витражи, сделанные по эскизам Рериха. Они представляют собой восемь главных символов буддизма. Здесь же, на втором этаже, расположены кельи лам. В особые часы они ведут прием граждан – отвечают на вопросы, дают советы и якобы даже исцеляют. А на самом верху, в башне, расположена комната, в которой нет окон – здесь ламы иногда уединяются, проводя взаперти по нескольку дней.

Как известно, в буддийский храм имеют право входить представители всех вероисповеданий, так что осмотреть питерский дацан не только снаружи, но и изнутри может любой.

После революции…

Сразу после 1917-го дацан пережил разорение, в нем располагались совершенно разные организации (например, тут квартировались красноармейцы), но само здание особо не пострадало. В 1968 году ему присвоили статус памятника архитектуры. В 1990-м храм вернули буддистам и он был отреставрирован.

Сейчас в храме, а также за его пределами ламы проводят религиозные ритуалы. Например, на днях прихожане совершали «лусууд» — на набережной Большой Невки умиротворяли хозяев воды нагов.

Буддисты верят, что из-за того, что человечество не относится бережно к живым существам и природе, духи гневаются и могут причинять людям вред. Если же к нагам отнестись с уважением, они, напротив, дадут энергию и духовное просветление. Во время этого обряда люди просят у духов прощения и приносят подношения – чаще всего это продукты белого цвета (например, молоко) и сладости. Ламы же молятся и в своих мыслях превращают эти дары в «лекарства», которые должны исцелить духов, после чего подношения нужно с почтением бросить воду.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Буддистский храм в Санкт-Петербурге

В начале XX века вдали от центра Санкт-Петербурга, в Старой деревне, был возведен Буддистский храм, необычный для восприятия большинства россиян. Здание словно возникло из восточной сказки. Рядом – деревья с флажками-оберегами и стойки с деревянными барабанами.

Каждый посетитель старается покрутить эти молитвенные барабаны и загадать желание. В народе же считается, что вращение барабана приносит удачу, здоровье и благополучие. А чтобы чудо сбылось, главное – не перепутать направление. Вращать нужно по часовой стрелке.

Есть тут и скульптуры львов, напоминающие, что мы все же в Санкт -Петербурге.

Буддистский храм, название которого «Дацан Гунзэчойнэй», можно смело отнести к необычным и интересным достопримечательностям Санкт-Петербурга. Посетив его, Вы можете чуть-чуть окунутся в восточный мир. Службы здесь проходят совсем не так, как в православных храмах.

В Санкт-Петербурге Буддистский храм расположен недалеко от Елагина острова и посетить его удобно до или после прогулки по ЦПКиО им. Кирова.

Как вести себя в буддистском храме

Войти в Буддистский храм могут все, и мужчины, и женщины любой веры, однако, существует несколько правил, которые следует обязательно выполнять:

  • Перед входом в закрытое помещение буддисткого храма, необходимо снять обувь или одеть бахилы
  • Независимо от пола, и женщины, и мужчины снимают головные уборы
  • Одежда посетителей – в рамках приличия, она не должна быть открытой и вызывающей, в шортах по монастырям ходить тоже не стоит
  • Нельзя дотрагиваться друг до друга и, тем более, до монаха. Ни в коем случае посетители не должны обниматься
  • Во многих монастырях имеются возвышения, предназначенные только для монахов и миряне садиться на них ни в коем случае не должны. Если Вы увидите стулья, то они, как и в православной церкви, предназначены только для пожилых людей
  • Если Вам захотелось сесть, то ноги надо подвернуть под себя или сесть по-турецки и ни в коем случае не вытягивать из по направлению к алтарному пространству
  • Обходить ступу или любую статую желательно по часовой стрелке
  • В храме имеются емкости для пожертвований, собранные деньги идут на благоустройство территории и реставрацию здания. Оставить небольшую денежку, вместо платы за «входной билет» не возбраняется
  • Фотографировать можно только во дворе дацана, внутри съемка запрещена.

В дацане Санкт-Петербурга имеется столовая, где готовят традиционные бурятские блюда – чай с молоком, буузы (мясо в тесте), суп и салат. Столовая работает ежедневно, кроме среды.

По субботам проводятся лекции по буддизму для начинающих.

Напомним, что мировым центром буддизма считается Тибет, а в России основными представителями буддизма являются буряты, тувинцы и калмыки. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 30 дацанов (дацан – это буддистский монастырь). Лама – это религиозный учитель (монах) буддийского храма.

Молитвенные флажки и барабаны

У каждой религии есть свои священные предметы, которые помогают совершать молитвы. У мусульман это четки, у христиан и католиков – крест, а у буддистов, это молитвенные флажки и барабаны. И, конечно, придя в Буддистский храм, Вы сразу увидите эти священные атрибуты.

Молитвенные барабаны

На цилиндрах молитвенных барабанов нанесены мантры и молитвы. Мантра – это стих, заклинание – священный текст, слово или слог в таких религиях, как индуизм, буддизм и джайнизм. Барабаны нужно вращать по часовой стрелке.

Молитвенные флажки

Молитвенные флажки представляют собой кусочки ткани с написанными на них молитвами. Разноцветные флажки необходимы, чтобы благословить данную территорию и защититься от злой магии. Согласно учению, когда флажки раскачивает ветер, молитвы возносятся ввысь.

В Буддистском храме есть два ритуала для накопления молитвенных заслуг:

  • Обход святого места, например дацана или ступы, обычно это делают 3, 7 или 21 раз
  • Вращение барабана. В дацане Санкт-Петербурга на барабанах начертана мантра Авалокитешвары «Ом Мани Падме Хум» (Авалокитешвара – это божество Сострадания). Если вращать барабан вокруг своей оси с верой в сердце, то прихожанин достигает просветления.

Из истории

Буддистский храм Санкт-Петербурга построен на берегу Большой Невки по проекту архитекторов Николая Березовского и Гавриила Барановского в 1909 – 1915 годах. Первая служба состоялась 21 февраля 1913 года в дни празднования 300-летия Дома Романовых.

В качестве образца здания был взят тибетский соборный храм, так называемый цогчен-дуган, который, был видоизменен в духе северного модерна (слово дуган означает «дом собраний»).

Во время Гражданской войны дацан был разграблен, службы в нем прекратились. В советское время здание использовалось для размещения самых разных организаций – от военной радиостанции до зоологической лаборатории. В 1990 году Буддисткий храм передан верующим.

Буддийский храм в Санкт-Петербурге (Дацан Гунзэчойнэй)

Фото Буддийского храма

Время: 10:00-19:00 (выходной – среда).

Буддийский храм – Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91

Буддийский храм в Санкт-Петербурге – действующий собор российской ветви буддизма, архитектурно-исторический памятник, входящий в список культурного наследия нашей страны. По-тибетски этот храм называется «Дацан Гунзэчойнэй», что означает «Источник учения Владыки-Отшельника».

Первыми буддистами Петербурга стали калмыцкие строители, трудившиеся над возведением Петропавловской крепости. Скорее всего, они покинули город на Неве сразу после завершения работ, потому что после этого об учении Будды в Петербурге долгое время не было никаких упоминаний.

В 1869 году в Петербурге была проведена перепись населения: лишь один житель города в графе «вероисповедение» указал «буддизм». К 1897-му году количество буддистов возросло до 75 человек. В основном это были представители малых народов Севера, калмыки и иностранцы с Востока. Охотно принимали буддизм и представители русской аристократии – эта религия в те времена стала очень модной в Европе. Перепись 1910 года выявила в столице 184 буддиста: эти люди уже задумывались о необходимости постройки в Петербурге пагоды (храма).

Лама Бурятии, посланник Далай-Ламы Агван Доржиев во время посещения столицы империи подал ходатайство о возведении в городе на Неве небольшой церкви, в которой могли бы молиться буддисты. Строительство началось в 1909 году и продолжалось вплоть до 1915-го. Авторами проекта здания стали архитекторы Н. Березовский и Г. Берзен. Статую Будды для петербургского дацана подарил король Сиама Рама V.

Строительство пагоды обошлось почти в 300 тыс. рублей – астрономическая сумма по тем временам. Дацан стал самым дорогим буддийским храмом в Европе. Обычно подобные сооружения возводили из дерева или кирпича, но в Петербурге строители не поскупились, использовав гранит. Кроме того, храм обильно украшен позолоченной лепниной.

Огромные цветные витражи с изображениями Будды выполнил знаменитый художник Н. Рерих. Эти витражи – ценнейшие произведения искусства, которые сами по себе являются весьма известной достопримечательностью.

В 1916-ом году из-за постоянных стачек, бушующих на улицах столицы, монахи Петербургского буддистского храма покинули город. После революции пагода была разграблена, многие документы, книги, предметы интерьера были уничтожены.

Дацан возобновил работу в 1924 году, но – ненадолго. Службы были полностью остановлены в 1935, а в 1937-ом году в храм ворвались сотрудники НКВД, арестовавшие всех лам и многих верующих. Через некоторое время арестованные были расстреляны или отправлены в лагеря. Здание петербургского дацана новые власти передали обществу физкультурников.

В годы ВОВ в пагоде была расположена радиостанция Красной Армии. В 1960-ом сын Н. Рериха Юрий вместе с коллективом видных востоковедов обратился к властям с просьбой передать дацан Академии наук, что и было сделано. В бывшей пагоде разместили лабораторию института зоологии.

В 1990 году Ленгорсовет возвратил храм духовному управлению советских буддистов. В наше время пагода является важным религиозным центром Петербурга, в котором проходят регулярные службы, ведется научная работа, ведущие ученые читают лекции по философии.

Мирян храм приглашает на практические занятия по медитации и самопознанию. В дацане на постоянной основе проживают несколько буддийских монахов. При храме работает лечебница, применяющая традиционные методики медицины Тибета. Использование фото и видеотехники в пагоде запрещено.

История петербургского дацана «Гунзэчойнэй»

Автор:
Золотая Орда

Дацан «Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге (antennadaily.ru)

На севере Петербурга, на Приморском проспекте – рядом с Елагиным островом, находится самый северный буддийский храм.

Первые буддисты появились на берегах Невы еще во времена строительства Петропавловской крепости. Это были волжские калмыки (подданные Калмыцкого ханства, вошедшего в состав России в 1609 году), трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости после 1706 года.

Жили они неподалёку, в Татарской слободе, расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). О том, сколько их было и как долго они пробыли в Петербурге, сведений не сохранилось.

Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист.

Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 году – 184 (163 мужчины и 21 женщина).

В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. Селились они, как правило, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).

В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 кв.м.), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.

Место в Старой Деревне на берегу Большой Невки было выбрано неслучайно. Канон предписывает возводить монастырские обители в уединённом месте вблизи воды. Участок этот некогда принадлежал Михаилу Васильевичу Шишмареву. Его родственник Я.П. Шишмарев служил генеральным консулом России в Монголии, он был хорошо знаком с Доржиевым. Так что вполне возможно, что именно Я.П. Шишмарев и порекомендовал Доржиеву приобрести этот участок в Старой Деревне (Приморский 91).

Согласно канонам, выбор точного места храма определяется путем гаданий.

Интересно, что согласно канонам, выбор точного места храма определяется путем гаданий, в расчет принимаются особенности ландшафта и астрологические приметы. После того как место определено, его очерчивают на земле, в центре зарывают сосуд с драгоценностями и травами, а также листами, на которых написаны молитвы и заклинания. После этого начинают закладку фундамента.

Для научного руководства строительством был создан комитет учёных-востоковедов, куда вошли Б. Я. Владимирцов, В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер и др.

Архитектурный проект храма был разработан Г. В. Барановским – автором проекта Елисеевского гастронома.

Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским – автором проекта Елисеевского гастронома на Невском.

Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. руб), Далай-ламой XIII (50 тыс. руб), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым.

Второе большое богослужение состоялось 9 июня 1914 года по случаю торжественного внесения в храм и освящения будд, подаренных королем Сиама. Известно, что наследный принц Чакрабон, учился в Петербурге в Пажеском корпусе, был женат на Е.И. Десницкой.

Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Первым настоятелем (ширээтэ) стал сам лама Агван Лобсан Доржиев.

Агван Лобсан Доржиев

Доржиев был родом из бурят. Девятнадцатилетним юношей покинул Забайкалье и отправился в Тибет. Но в Лхасу не попал, так как в то время бурятских и калмыцких паломников туда не пускали, а за нарушение запрета грозила жестокая и мучительная смерть. Поэтому Доржиеву пришлось вернуться на родину.

Через несколько лет, скопив деньги на обучение, Доржиев поселился в дацане неподалеку от Лхасы. Закончил обучение в 1888 году и был назначен от этой школы наставником юного Далай-Ламы XIII. Приобрел большое влияние на Далай-Ламу и был им отправлен в 1897 году с секретной дипломатической миссией в Россию.

Доржиеву удалось убедить Далай-Ламу, что русское правительство открыто покровительствует буддистам. Доржиев должен был склонить правительство России к установлению протектората над Тибетом. В 1900-1901 Доржиев совершил ещё несколько поездок в Петербург, соединяя политический зондаж с религиозной проповедью.

В Лхасе Доржиев обосновывал почему Тибету надо искать покровительства в Петербурге тем, что ещё со времен Екатерины Великой все российские самодержцы почитались бурятами и калмыками как воплощения одного из высших божеств – Цаган Дара-Эхе. В России правит Великий Белый Царь (Цаган Батор), в России находится легендарная Счастливая Страна – Шамбала.

Его инициативы поначалу успеха не имели. Николай II дал согласие на строительство храма в Петербурге, но православное духовенство было решительно против. Но под влиянием революции 1905 года был издан указ об укреплении веротерпимости. Буддистов официально запретили называть «идолопоклонниками» и «язычниками».

Примерно в это же время (1904) Далай-Лама бежал из Лхасы от англичан, поэтому он стал усиленно искать покровительства России, даже хотел лично посетить Петербург.

22 февраля 1906 года Доржиев в качестве посланца Далай-Ламы был принят Николаем II. Следующая аудиенция состоялась в Царскосельском дворце 23 февраля 1909 года. Наконец было получено принципиальное согласие на постройку храма.

«Аметистовый храм» – такой эпитет возник во времена постройки буддийского храма в Санкт-Петербурге благодаря необычному красно-фиолетовому оттенку гранита, которым он облицован.

Фасад храма отделан грубоколотым гранитом, облицовочным кирпичом, глазурованной плиткой. Эти работы осуществило Восточно-финляндское гранитное акционерное общество из Выборга. Внутренней отделкой интерьеров в 1914-1915 года руководил Николай Рерих.

По признанию самого Н.К. Рериха, именно во время строительства храма он впервые услышал от «одного весьма ученого бурятского ламы» легенду о Чанг Шамбале (Северной Шамбале).

Одновременно Доржиев принялся за строительство четырехэтажного дома по соседству с храмом. Дом строился по проекту Барановского. Доржиев обманул власти, заявив, что дом ему необходим в личных целях и не будет превращен в «учреждение» при молельне.

На самом деле, как он и планировал изначально, в первом этаже была размещена буддистская лавка, а на верхних трех этажах жили монахи, то есть по сути там был устроен монастырь. 30 ноября 1911 года Доржиев въехал в этот дом, объяснив это необходимостью наблюдать за строительством.

Позднее в 1916 году Доржиев построил дополнительный двухэтажный флигель позади этого дома. На первом этаже для монахов была устроена баня и прачечная, на втором этаже были личные апартаменты Доржиева. Флигель был снесен в 1980 году.

Регулярные богослужения в дацане прекратились в конце 1916 года, а все монахи, служившие в нём, покинули Петроград, так как у дацана не было средств к существованию.

В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге построили из колотого гранита. Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений.

Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными Николаем Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов.

Во время Гражданской войны, в 1919 году храм подвергся разграблению, была уничтожена библиотека, бесследно исчезли собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет.

В 1922 году с одобрения НКВД при буддийском храме Доржиев учредил неофициальную Тибетскую миссию. То есть это было дипломатическое представительство Тибетского государства, не признанного остальным мировым сообществом. В 1924 году дацан вновь начал функционировать с разрешения советской власти.

В 1937 году в ходе репрессий НКВД арестовал немногочисленных монахов и лиц живших при храме (среди них – бурятские религиозные просветители и русские ученые-востоковеды), бездоказательно обвинив их в работе на японскую разведку.

В газете «Правда» писалось, что «…японская разведка выступает иногда в костюме религиозных проповедников, буддийских и иных священников. Японские агенты, основывая храмы и монастыри, создают хорошо замаскированные опорные пункты для организации шпионажа и диверсий».

По решению тройки НКВД некоторых из арестованных в ленинградском дацане расстреляли, как «участников контрреволюционной шпионской организации» проводящей «активную шпионско-повстанческую работу».

Среди расстрелянных был и известный монголист Базар Барадийн, впоследствии оправданный Решением Верховного суда СССР.

13 ноября в Бурятии арестовали 85-летнего Агвана Доржиева, а 29 января 1938 года основатель дацана Гунзэчойнэй после единственного допроса умер в тюремной больнице Улан-Удэ.

После закрытия дацана, и находившейся в нём Монголо-тибетской миссии, здание передаётся во владение физкультурников. В 1939 году о нём упоминает Даниил Хармс в своей повести «Старуха» – персонаж произведения едет в пригородном поезде с Финляндского вокзала на станцию Лисий Нос и делится наблюдениями из окна: «Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка Буддийской пагоды, а вон показалось море».

В конце 1939-го, вскоре после начала финской войны с храма сняли позолоченный ганжир, который мог стать ориентиром при обстреле города. Также были сняты позолоченные украшения, некоторые блестящие детали были закрашены.

Легенды и мифы

Сохранилась легенда, согласно которой в одном из прудов Елагина острова лежат позолоченные осколки статуи Будды. Якобы рабочие, которые после закрытия храма для богослужений выносили из него художественные ценности, не смогли передвинуть ритуальную статую и были вынуждены разбить ее, чтобы вынести по частям. Кроме того, они надеялись найти внутри изваяния сокровища.

Разбитую статую, внутри которой ничего не оказалось, разочарованные рабочие посчитали бесполезным грузом. Они не стали перевозить ее в Музей истории религии и атеизма, подобно другим ценностям храма, а просто выкинули осколки в пруд Елагина острова. Когда спохватились, было уже поздно: поиски фрагментов статуи не дали никакого результата.

Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х годов и использовалась в качестве «глушилки». 9 июня 1960 года по ходатайству Ю. Н. Рериха и ряда других востоковедов, здание было передано Академии Наук на правах долгосрочной аренды. Впоследствии в здании бывшего дацана находились лаборатории Зоологического института АН СССР.

25 ноября 1968 года здание храма было объявлено памятником архитектуры местного значения. 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР. В 1991 г. получил свое нынешнее название – Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой его первоначального названия.

С привлечением материалов из книги А. И. Андреева «Храм Будды в Северной столице».

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

Дацан Гунзэчойнэй является местом каким-то потусторонним и уникальным по сравнению со всеми другими зданиями, которыми так известен Петербург. Я прихожу в этот храм для того, чтобы забыть обо всем — здесь я нахожу умиротворение, отвлекаюсь от проблем, оказываюсь на другом конце России — где-то в Бурятии, или как будто бы даже в Тибете. Настолько здесь все пропитано другой культурой, другим мировоззрением и философией, что кажется, будто действительно переносишься сквозь время и пространство. Однажды я сюда пришла тогда, когда несколько лам, скрестив ноги в позе лотоса, делали огромную песочную мандалу прямо в алтарном зале, переговариваясь на бурятском языке. Ну, скажите мне, как не проникнуться интересом к такому месту?

Где находится и как добраться

Дацан находится относительно далеко от центра города, но доехать сюда не составит никакого труда. Адрес храма — Приморский проспект, 91.

Ближайшая станция метро к дацану — это «Старая Деревня», то почти самый-самый север фиолетовой (пятой) ветки. От этой станции вы можете дойти пешком буквально за 5 минут. При желании, конечно, вы можете сесть на автобус 93 и проехать всего одну остановку, но, по моему опыту, лучше все-таки пройтись. Липовая аллея, то есть улица, по которой едет автобус, почему-то всегда загружена на этом участке, так что вы быстрее дойдете.

Еще вы можете доехать до храма от станции «Черная речка». Рядом с метро останавливаются трамваи под номерами 48 и 21 и автобусы 211 и 32 (а также масса маршруток, к примеру, 425, К206 и другие). Вашей остановкой будет ЦПКИО или Липовая аллея, в пути вы проведете около 15-ти минут, если не будет пробок.

Режим работы

Дацан открыт каждый день, кроме среды, с 10:00 до 19:00. Помимо этого, на сайте дацана находится подробное расписание молебнов. Каждый месяц расписание изменяется. Посмотреть его вы можете по ссылке.

Правила посещения дацана

В первую очередь, хочу сказать, что сюда могут приходить люди абсолютно любых вероисповеданий — двери дацана открыты для всех. При входе в храм нужно обязательно надеть бахилы: стоят они 5 рублей за пару. Небольшой контейнер с бахилами подвешен на одну из стенок киоска, под ним еще одна коробочка, в которую и кладутся деньги. Так что, если в киоске нету продавца, то, получается, здесь все на доверии.

Главное разочарование для туриста — это то, что в храме нельзя фотографировать и вести видеосъемку. При этом злоупотреблять этим правилом и фоткать втихаря не стоит — если это увидит кто-то из прихожан, то вы глубоко оскорбите его чувства своим неуважением. В дугане нельзя разговаривать по телефону и громко болтать. Когда я прихожу сюда с кем-то из знакомых, мы если и переговариваемся, то шепотом и краткими фразами. При входе в зал обязательно снимите головной убор.

Если же вы решили посетить хурал, то, разумеется, нужно соблюдать все вышеперечисленные правила. Из того, что я еще не говорила — во время молебнов можно сидеть на скамьях либо на ковриках в позе лотоса. Нельзя вытягивать и скрещивать ноги во время молебнов.

Из очевидных правил — нельзя находиться в дацане в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

История храма

Дацану Гунзэчойнэй (что переводится с тибетского как «источник святого учения Всесострадающего») пришлось пройти сквозь лед и пламя, чтобы прийти к тому состоянию, в котором он находится сейчас. Ему не много не мало уже больше 100 лет. Его строили в течение 6 лет с 1909 по 1915 годы при финансировании самого Далай-Ламы и множества верующих с Калмыкии и Бурятии. Правда, немногим после того, как в храме стали проводиться службы, он был покинут монахами. Храм разграбили, множество документов было уничтожено. В итоге по окончании Первой Мировой Войны в дацан стали возвращаться прихожане, но вскоре и это движение начало подавляться под действием правящей партии.

Долгие годы дацан так и переходит из рук в руки одной организации к другой. После того, как Советский Союз распался, храм наконец-таки вернули в управление буддийской общины. С того момента в храме сменилось двое настоятелей, последний из которых — Буда Бальжиевич — также некоторое время боролся за свободу дацана. В конце 90-х годов в храме обосновались сектанты, закрыв вход для всех, кроме своих. Лишь через несколько лет удалось отсудить здание обратно.

Сейчас в храме регулярно проходят лекции, отмечаются различные буддийские праздники, медитативные курсы и просто консультации у лам дацана.

Строение дацана

Для большинства жителей России, привыкших к православным церквям, устройство храма вызывает массу вопросов: что, зачем и почему? Я постараюсь кратко и доступно рассказать вам о самых необычных и интересных составляющих храма.

Сам двор храма уже является одной из самых ярких частей комплекса. Величественное здание окружает каменный забор, в котором есть три входа, при это работают из них всего два. Парадный — тот, что со стороны Приморского проспекта, — не функционирует. Все посетители входят через две калитки с западной стороны храма.

Первая интересность — это множество барабанов с надписями на тибетском языке по периметру забора в южной части двора. Проходить по ним следует по часовой стрелке или, как говорится в буддизме, по ходу движения солнца. Вы можете увидеть, как прихожане крутят эти барабаны, начиная свой круг по двору. Главное, делать это с добрыми мыслями в своей голове, закладывая смысл в каждое свое действие.

Если пойти дальше вокруг храма, то вы увидите столбы с сотнями разноцветных флажков, повязанных тут и там. Эти флажки называются лунг-та и, как и с барабанами, вешать их так же стоит, думая о добром и светлом; в буддизме вообще рекомендуется их вешать в определенные дни по тибетскому календарю. У каждого цвета — свое значение.

Закончите вы свой обход двора у огромных дверей, ведущих внутрь храма. Его охраняют два льва, символизирующих мужское и женское начало. У них можно попросить соответствующее благословение. Так, я, подойдя к львице, покручу шарик в ее пасти и попрошу ее о благополучии в семье, а вот мужчина, выполнив аналогичную процедуру у льва, попросит о стабильности и успехе в работе.

Дальше ваш путь пролегает вперед — в дацан, через двери, открыть которые у меня самой иногда не хватает сил. Над дверьми высечены надписи на тибетском языке, гласящие, что необходимо очистить свою голову от дурных мыслей и настроиться на благо, прежде чем входить внутрь.

Алтарный зал

Иначе его еще называют дуганом. Это тот зал, войдя в который, вы сразу увидите величественного Будду, мирно смотрящего на каждого посетителя. У каждой из стен дугана расположены статуи различных божеств, а на самих стенах висят изображения разных созданий, символизирующих определенные вещи в буддизме. Алтарный зал поразил меня своей гаммой цветов — флажки на столбах чередуются по цвету, над Буддой располагается огромный зонт, защищающий его от бед и невзгод.

В центре зала сидят ламы во время проведения хуралов (молебнов или обрядов). Прихожане начинают свой путь так же, как и вокруг храма – по ходу движения солнца или по часовой стрелке. Отходя от алтаря с Буддой, следует так же двигаться спиной назад — таким образом принято показывать уважение к Будде. По всему дугану расположены разные символы, несущие сакральный смысл для буддистов. При желании, любой посетитель может оставить пожертвования для храма и для лам, опустив деньги в один из нескольких ящиков. Как говорится на одном из стендов в холле дацана, так люди подавляют в себе жадность и развивают щедрость.

Мне нравится сидеть здесь на одной из скамеечек по краям зала, спрятавшись от общего взгляда. В дугане стоит особая атмосфера, дающая возможность уединиться в тишине и покое, думая обо всем и ни о чем одновременно.

Верхние этажи

Второй этаж — это вотчина настоятеля храма, Буды Бальжиевича. Чтобы посетить его, нужно прийти в его рабочее время с 14:00 до 19:00 в любой день, когда работает дацан, и занять очередь. Сколько раз я приходила в храм — к настоятелю всегда была длинная очередь, все скамейки были заняты, люди набивались в маленькую комнатку ожидания. У него можно проконсультироваться по поводу философии буддизма (по которой он читает лекции по субботам в 20:00), лечению каких-либо заболеваний и личным вопросам.

На третьем этаже, с которого открывается вид на дуган сверху, располагаются кабинеты других лам. Двое из них занимаются тибетской медициной и остеопатией, на сеанс к которым можно записаться в киоске. Остальные ламы, которые работают на этом этаже, консультируют по другим вопросам — естественно, по вопросам буддизма, личным и разным другим. Так, когда я впервые пришла в дацан и совершенно в нем не ориентировалась, я обратилась к одному ламе с вопросом своего гороскопа. Полистав несколько книжек, он рассказал мне, что меня ждет в этом месяце.

Практически ко всем ламам на верхних этажах можно попасть без предварительной записи, но, как правило, к ним выстраивается длинная очередь. Так что если захотите посетить кого-то из них, то придется немного потолкаться.

Столовая

Некоторые люди приходят в дацан исключительно ради столовой, в которой можно попробовать настоящую бурятскую кухню. Для меня столовая является неотъемлемой частью храма, так как она дополняет эту восточную, загадочную атмосферу. Чтобы попасть в столовую, при входе в здание вам необходимо повернуть налево и спуститься вниз. Стены небольшого зала расписаны какими-то красочными бурятскими рисунками, описывающими их жизнь в старину. В остальном, комната совсем непримечательная — стулья из пластика, несколько столов, небольшое окошко, в котором выдаются и принимаются заказы.

Если вы хотите тут перекусить, то не рассчитывайте на какой-то уровень обслуживания: вы сами подходите к оконцу, говорите, что хотите, и тут же получаете это. Оплата, конечно, только наличными. Главное блюдо этой столовой — бурятские «хинкали» (это моя личная ассоциация, но так говорить, конечно, не стоит), которые называются буузами. Даже если я прихожу не голодная, я никогда не могу отказать себе в удовольствии скушать 3-4 штучки — настолько они вкусные, да и готовятся вручную девушками-бурятками, работающими в дацане. Помимо бууз, в меню вы найдете несколько вариаций супов, салатов и чай. Средний чек на одного человека — около 150-200 рублей.

Столовая открыта с 12:00 до 19:00 (кроме среды).

Киоск

Это первое, что видит посетитель дацана после того, как откроет величественные двери. Киоск располагается левее входа в дуган (алтарный зал). Основной ассортимент — это различная литература на тему буддизма и его философии, благовония, четки, тибетские флажки и хадаки. Оплата, как и в столовой, только наличными.

Вводная экскурсия

Каждую субботу в 17:00 приглашаются все желающие посетить бесплатную экскурсию по дацану. На ней Антон-лама в миру и Цультим-лама в духовном мире расскажет вам вкратце историю постройки дацана, значение каждого элемента в храме, почему, что и как делается, как происходят обряды и, разумеется, осветит для вас все вопросы, касающиеся философии буддизма (поверхностно, конечно же —изучение этой науки требует много-много времени). Я была на этой экскурсии — у меня сложилось впечатление, что мне дали такую информацию о дацане, которую я не смогла бы узнать нигде больше.

Что посмотреть поблизости

При выходе из храма перед вашими глазами предстанет Елагин остров, на котором находится Центральный Парк Культуры и Отдыха (ЦПКИО). Помимо дворцового ансамбля на острове (скромного и при этом очень красивого), тут вы сможете найти уединение на какой-нибудь скамеечке даже летом, когда все жители округи сбегается в этот парк, чтобы провести здесь отличное время.

Для меня этот парк является из моих самых излюбленных мест с детства — тогда мы сюда приезжали с семьей, чтобы я могла пообщаться с белочками, уточками и прокатиться на катамаране. Затем я стала сюда приходить сама после уроков, чтобы посидеть на набережной, думая о своем или читая книгу. Так что здесь отлично сможет провести время каждый человек, любого возраста! Летом здесь проходят разные фестивали, молодежь в погожие деньки валяется на полянках тут и там, наслаждаясь солнечной погодой. Подробнее о парке вы прочтете здесь.

Буддийский храм

Петербургский Буддийский храм (он же дацан «Гунзэчойнэй») до недавнего времени являлся самым северным в мире. Он был основан по ходатайству тибетского Далай-ламы в 1909 году.

Для владельцев заведений

Буддизм получил своё распространение в России сравнительно недавно. Первые упоминания о буддистах в стране датированы XVII столетием. Согласно же официальной статистике, в середине XIX столетия в городе проживал всего один буддист, к концу века их стало 75, а накануне Первой мировой войны число выросло до 184.

Буддийский храм в Петербурге был основан стараниями Агвана Лобсана Доржиева — посланника XIII Далай-ламы. Получив разрешение на возведение святыни, Агван в 1909 году купил участок земли на северной окраине города в тихом и уединённом месте, и уже через четыре года дацан открыл двери под именем «Гунзэчойнэй», что в переводе с тибетских языков означает «источник Святого Учения Будды, который сострадает всему живому». Само же слово «дацан» переводится как «монастырская школа».

К несчастью, храм был построен в неспокойное время. Начало XX столетия с его государственными переворотами, практически не прекращавшимися военными действиями и Красным террором — одна из самых кровавых и печальных страниц в истории страны. Поэтому монахи-буддисты, смысл жизни которых заключается в добром отношении к ближнему и стремлении к душевному равновесию, покинули храм, не выдержав творящегося вокруг хаоса. В 1919 году строение было разграблено.

Некоторое затишье в жизни буддистов наступило в середине 1920-х годов. Однако новый виток несчастий не заставил себя долго ждать, ведь деятельность храма противоречила советской идеологии, согласно которой любая религия, будь то буддизм или православие, являлась «опиумом для народа». В итоге буддисты Северной столицы опять подверглись гонениям, часть была сослана в сибирские лагеря для политзаключённых или же расстреляна. В здании святыни человеколюбия стараниями властей в разные годы размещались лаборатория Института зоологии АН СССР, база физической культуры и военная радиостанция. Лишь спустя несколько десятилетий в 1990 году храм был возвращён обществу буддистов.

Новости буддизма в Санкт-Петербурге

Необычайная медитация, преображающая жизнь! 2-12 января 2022 г. (10 дней) » Московская обл. Этот ретрит — редкая и драгоценная возможность изучать и практиковать подлинные буддийские методы самопознания и совершенствования с тибетским Мастером Дзогчен. Вы познакомитесь с обширным.

28.11.19 Огненная пуджа Курукуллы. Начало 14:00, приходите заранее для помощи в подготовке (например в 12:00). Адрес: пос. Горелово, ул. Дачная, д. 182 http://www.buddhavihara.ru/contacts/ Приглашаются все желающие. Рекомендованное подношение от 1000 руб. Отсутствие средств не является.

С 16 ноября по 3 декабря 2022 г. Учения Дюнгсе Лунтрула Ринпоче в Санкт-Петербурге и Москве отменены в связи с нездоровьем Ринпоче. Дорогие друзья! Учения Дюнгсе Лунтрула Ринпоче в этом году отменяются. Ниже письмо Гьетрула Джигме Ринпоче о состоянии здоровья брата. “К сожалению, мой бр.

Дорогие друзья по Дхарме! В ноябре 2022 в Санкт-Петербурге под руководством досточтимого Гэрэлт-од Ламы состоится уникальное событие — традиционный 10-ти дневный ретрит дакини изначальной мудрости Курукуллы, а также серия учений в Санкт-Петербурге и Москве. Для того, чтобы событие состоялос.

«Открытие буддизма» – международная образовательная программа Фонда Поддержания Махаянской Традиции, инициированная на Западе под руководством тибетского йогина ламы Сопы Ринпоче и предназначенная для комплексного освоения теории и практики индо-тибетской традиции буддизма. Курс у.

Дорогие друзья! С началом нового учебного года набираю новую группу для изучения тибетского языка. С нуля. Занятия будут проходить по адресу: Апраксин переулок, 3. Дни и время – по согласованию со всеми учащимися. Если вы уже умеете читать по-тибетски, можно сформировать также группу втор.

Религиозная организация Московская община буддистов, при юридической поддержке Президента РФ Путина В.В., Правительства РФ, Правительства Москвы, депутатов Государственной Думы проводит большую работу для реализации проекта строительства Первого Буддийского Храма со ступой в Москве по адресу: Нов.

Чже Цонкапа просил будущих последователей не печалиться, что они не встретились с ним лично: «Прочтение Ламрима и Нагрима будет равносильно встрече со мной”, – сказал он в конце жизни. Два эти сочинения — «Ламрим», посвященный общему пути Махаяны, и “Нагрим”, .

Данное справочное пособие по буддийской иконографии является расширенным переизданием работ автора, опубликованных в 1981–1995 гг. В книге охватывается вся система иконографии северного буддизма: приводятся таблицы иконографических элементов с их санскритскими, тибетскими, русскими и английс.

Каталог пополнился пятью книгами фонда Сохраним Тибет: Шантидева. Путь Бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара); Сокращенное руководство к этапам пути Пробуждения (Средний Ламрим); Шантаракшита. Украшение срединности (Мадхьямака-аламкара); Майтрея. Уттаратантра; Шантидева. Собран.

Вниманию всех изучающих и практикующих буддизм! Издательство Нартанг подготовило 6-е, исправленное, издание «Большого руководства к этапам Пути Пробуждения» (Ламрим Ченмо) Чже Цонкапы. «Ламрим Ченмо», написанный в начале ХV века – ясный и авторитетный источник для всех, кто.

Фонд «Сохраним Тибет» представляет второе издание, переработанное и дополненное, книги Его Святейшества Далай-ламы «Вселенная в одном атоме. Наука и духовность на службе миру» (М., 2018), выпущенной в серии «Буддизм и наука». В ней Далай-лама убедительно показыва.

Его Святейшество Далай-лама – духовный лидер буддийских регионов Российской Федерации (Калмыкии, Бурятии, Забайкалья и Тувы), Монголии, Тибета и других регионов распространения тибетского буддизма. Он часто повторяет, что в нынешнем воплощении у него есть три основных обязательства: разъясня.

Издательство ”Нартанг” подготовило новое издание ”Большого руководства к этапам пути Пробуждения (Ламрим Ченмо)” Чже Цонкапы, основоположника наиболее влиятельной из буддийских школ — Гелуг. Реформатор тибетского буддизма Чже Цонкапа (1357-1419) почитается наравне с Б.

Бывает, современные люди хотят самостоятельно познакомиться с буддизмом и получить учение «из первых рук» в авторитетном изложении. Это объяснимо, поскольку сегодня, сравнительно с прошлым, люди больше привыкли осваивать информацию, и многие склонны к самообразованию. При этом они задаю.

Санкт-Петербургский дацан Гунзэчойнэй совместно с Буддийским университетом «Даши Чойхорлин» им. Д.Д.Заяева издали книгу Пандэ ламы (Олега Жигжитова) «Уроки Дхармы» (издательство «Анима», СПб, 2014). Основу книги составляют аудиозап.

Объявляется подписка на альбом: Буддизм в России – царской и советской (старые фотографии). Издательство Нартанг выпускает новую книгу – большой фотоальбом по истории буддизма в России до 1989 года, посвященный памяти тысяч бурятских, калмыцких и тувинских лам, загубленных при со.

Духовный лидер буддистов Далай-лама XIV провел в Риге третьи ежегодные учения для буддистов стран Балтии и России и ответил на вопросы российских деятелей культуры, в том числе рок-музыканта Бориса Гребенщикова и драматурга и режиссера, экс-руководителя театра ”Практика” Ивана Вырыпаева.

В Риге прошли учения Далай-ламы, которые завершились диалогами тибетского духовного лидера с Гребенщиковым, Манским, Херманисом, Вырыпаевым и публикой со всего света. Портал Delfi публикует краткий пересказ главных мыслей Далай-ламы по поводу самых актуальных тем. Тибетский духовный лидер пов.

“Если вы найдёте подлинного учителя, обладающего всеми необходимыми качествами, то таких учителей у вас может быть и десять, и сто, и тысяча”, — отметил Его Святейшество Далай-лама в ходе трёхдневных учений в главном храме Дхарамсалы, даруемых по просьбе сингапурской группы с 20 по 22 ок.

Буддизм

Буддизм сегодня

Школы буддизма

В настоящее время в буддизме из множества школ, сохранились четыре – Гелугпа, Нингмапа, Кагьюдпа, Сакьяпа а также древняя традиция Бонпо. Эти традиции также называют тибетским буддизмом. Какие бы различия не были между школами, все они содержат в себе Сутру, Махаяну и Тантру – воспринимать их в отрыве друг от друга или говорить, что одно лучше другого неправильно. Поскольку в Тибете наиболее развит тантризм, все тибетские школы являются представителями тантризма. У пяти традиций тибетского буддизма есть много общего — быть может, процентов на восемьдесят или даже больше.

Тибетский буддизм оформившийся как пять тибетских традиций, собрал и объединил в себе различные линии передачи учения, в основном происходящие из Индии. Четыре школы тибетского буддизма используют один и тот же свод монашеских обетов традиции мула-сарвастивада, заимствованный из Индии.

Все традиции тибетского буддизма следуют пути, сочетающему изучение сутры и тантры с ритуальными и медитативными практиками. В детстве монахи заучивают наизусть большое количество трактатов и ритуальных текстов и изучают их, участвуя в диспутах.

Все четыре школы тибетского буддизма изучают четыре индийские системы буддийской философии — вайбхашику, саутрантику, читтаматру и мадхъямаку. Все четыре школы изучают труды таких классиков индийской буддийской философии, как Майтрейя, Асанга, Нагарджуна, Чандракирти, Шантидева и др. В свою очередь, у каждой школы есть свой собственный набор тибетских комментариев к их текстам.

Тибетский буддизм включает в себя – монашескую традицию и традицию мирян, изучение и практику сутры и тантры, медитацию, ритуалы, систему тулку (лам-перерожденцев).

Источники:
http://www.spb-guide.ru/page_21125.htm
http://mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/buddijskij-xram-v-sankt-peterburge-dacan-gunzechojnej/
http://zolord.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-3/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%C2%AB%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%B7%D1%8D%D1%87%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8D%D0%B9%C2%BB
http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/buddiyskiy-khram
http://kudago.com/spb/place/buddijskij-hram-dacan/
http://dharmasite.ru/
http://www.tripzaza.com/ru/destinations/luchshie-dostoprimechatelnosti-buenos-ayresa/

Ссылка на основную публикацию