Дмитриевский Собор во Владимире. Архитектор, описание, год создания, история, адрес

Содержание

Дмитриевский собор во Владимире: история и описание

История Дмитриевского собора во Владимире, его крестово-купольная архитектура и белокаменная резьба вызывают неподдельный интерес туристов.

История собора

Здание собора во Владимире решил построить на своем земле великий князь Всеволод Большое Гнездо, для этого привлек русских мастеров. Работы велись в 1194-1197 годах, для строительства использовался белый камень-известняк.

Спустя 40 лет собор был разрушен и ограблен монголо-татарами, затем много раз полыхали пожары, он подвергался разграблениям. В итоге сооружение нуждалось в реконструкции, ее провели в 1837-1839 годах по указу Николая I. Здание собора приняло первоначальный облик, в котором и сохранился до наших дней.

В эпоху СССР собор уцелел, так как считался памятником древнерусского искусства. Здесь заседала комиссия, занимавшаяся сохранением памятников живописи. В 1919 году в соборе перестали проводить богослужения и стали заниматься его реставрацией. Работы длились годами и закончились лишь в 2004 году. На завершающем этапе в соборе здесь появились водосточные трубы, был установлен новый крест, а все рельефы и белый камень покрыли защитной смесью. Сегодня церковь считается музейной экспозицией и принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь не проходят богослужения.

Архитектура и внутреннее убранство

Дмитриевский собор отличается небольшой площадью, ведь использовался только семьей князя и был его личной церковью. Его когда-то обрамляли галереи с лестничными башнями, соединявшими его с дворцом великого князя. Впоследствии эти конструкции убрали при реконструкции, однако свое великолепие собор не утратил.

На южном фасаде находится композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса», а главной фигурой на всех фасадах является псалмопевец царь Давид с гуслями в руках.

Сама фасадная часть собора включает три яруса, один из них декорирован белокаменными фигурами и узорами, а другой полностью покрыт резьбой, ее видно даже на купольном барабане. Венчает конструкцию храма пологий золоченый купол, исполненный в виде шлема богатыря, на нем установлен крест из золоченой меди.

Рельефные фасады

Известность Дмитриевского собора в белокаменных фасадах, из-за этого его еще называют «белокаменной книгой». Все здесь усыпано многочисленными рельефами, на которых изображены животные реальные и мифические, а также виднеются облики святых. Большая часть рельефов, а их тут около 600, имеют первозданный вид. Некоторые пришлось реставрировать, когда в 19 веке проводили реставрацию. Основной мотив, который прослеживается во всем оформлении фасадной части собора, — это прославление власти князя. Недаром тут изображены геральдические символы – грифоны и кентавры, львы, орлы, имеются сцены охоты и борьбы животных.

Внутренняя отделка

Отделка здания изнутри не отличается богатством, от первозданного вида сохранилось несколько фресок 12 столетия, например, композиция «Страшный суд».

Также тут хранится купольный крест высотой 4 метра, он имеет просеченный орнамент. Его сняли с купола в 2002 году, заменив на новый. В Дмитриевском соборе можно увидеть надгробие первого губернатора Владимира графа Воронцова.

Святыни

  • Когда работы по строительству храма были закончены, князь Всеволод большое гнездо установил образ великомученика Дмитрия Солунского.
  • Также здесь поместили серебряный чеканный ковчежец-мощевик с частицей его сорочки, она пропитана кровью мученика.

Эти святыни собор во Владимире хранит и сегодня.

Адрес и как доехать

Собор Владимира находится в городе на Соборной площади.

Чтобы добраться до него, можно сесть на автобус из Москвы или воспользоваться пригородным поездом, он отходит с перрона Ярославского либо Курского вокзала.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Дмитриевский собор во Владимире

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Русь была великим государством, земли которого занимали большую территорию. Не удивительно, что некоторые из них пустовали и до них никому не было дела. Это касается и Суздальской земли. В начале 12 века никто особо ничего не знал об этом уделе. Но уже с начала 13 века она становится княжеством, которое играло очень значительную роль в истории государства. Наивысшего развития достигло оно при правлении Всеволода Большое Гнездо. На честь обозначения такого расцвета земель было принято решение о постройке придворного храма на княжеском дворе, неподалеку от Успенского собора.

История возведения

Строительство Дмитриевского собора во Владимире пришелся на промежуток между 1194-1197. Построенная церковь была украшена белокаменной резьбой. Имя дали ей на честь небесного покровителя Всеволода – Дмитрия Солунского. В те года основная особенность была в том, что князья имели 2 имени: христианское и княжеское. Имя Дмитрий было дано ему при крещении. Так как он был из большой семьи, то получил прозвище «Большое Гнездо».

Перед тем, как начать строительство храма, князь стал отцом, и это было еще одним фактором для освящения храма в честь великомученика Дмитрия.

Если взять исторические факты, то выйдет вот такое приблизительное краткое описание Дмитриевского собора во Владимире. Как уже было замечено, что построение припало на период расцвета Суздальского княжества. Строили его только самые лучшие мастера и использовали самые лучшие строительные материалы. Основой его стен был белый известняк. В 1197 году произошло завершение работы над его сооружением. Князь постановил там икону св. Дмитрия Солунского, а также ковжец с сорочкой на которой была кровь мученика.

В 1237 году собор разграбили монголо-татары. В то врем они немало принесли горя и всему княжеству. Но на этом неприятности не закончились для поврежденного и разграбленного собора. Он пережил еще три пожара и опять же таки терпел грабежи.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

В 1837-1839 году Николай 1 отдал распоряжение о проведении «реставрации» собора. Согласно ему храм должен был приобрести свой первоначальный вид. В следствии таких действий были разрушены самые интересные его части: галереи и лестничные башни.

В советские времена он был лишь памятником древнерусского искусства. В 1919 году было принято решение о закрытие его для проведения богослужений. В 20 веке это сооружение пережило немало реставраций. Последние были проведены в 1999-2004 годах. На данное время службы в храме не проводят. И собор относят к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Туристы могут посещать его как музейную экспозицию.

Интересные факты о соборе

Есть много сведений о данном соборе. Но среди них выделяют наиболее интересные факты о Дмитриевском соборе во Владимире:

  1. Рельефы, которые украшают белокаменные соборы, несут в себе определенный смысл, который был известен людям 200-300 лет назад. Современникам же понять смысл очень сложно. Можно только предположить, что там сказано о райском саду и небесном царстве.
  2. Возводили данное строение из камня известняка белого цвета. По кругу него находились галереи, которые на западных углах переходили в лестничные башни.
  3. Собор трижды переживал пожары, но при этом его восстанавливали снова и снова.
  4. Среди воспоминаний о нем в летописях сказано, что к храму привозили редчайшую святыню из самих Фессалоник. Это была гробовая доска мученика Димитрия. Многие говорили о том, что тогда происходили многочисленные исцеления.

Адрес и как доехать

Адрес Дмитриевского собора Владимира следующий: Россия, г. Владимир, улица Большая Московская, 60. Самое основное – это доберитесь до города. Там каждый местный житель сможет помочь Вам найти дорогу до храма.

Этот собор входит в экскурсионные маршруты многих туристических агентств. Хоть храм и не является действующим и побывать на службе или поставить свечу Вам не удастся, но зато его красота покорит Вас. В его экспозиции самым уникальным являются фрески, а также интерьер собора. Необходимо помнить хотя бы о том, что не много столь древних сооружений сохранилось до наших дней. И пока есть возможность, то стоит ими любоваться.

Дмитриевский собор во Владимире — фото, история и описание храма

Дмитриевский собор во Владимире является архитектурным шедевром Древней Руси. Памятник белокаменного зодчества привлекает взор идеальными пропорциями, роскошными резными фасадами и скромным внутренним убранством. Храм уникален своим рельефным фасадом, художественными фресками, греческими реликвиями и святынями.

История возведения

Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Как полагают историки, Дмитриевский собор во Владимире 12 века постройки, точная дата неизвестна. Эта была эпоха высшего расцвета и могущества Владимиро-Суздальского княжества.

Возводился храм великим князем Андреем Боголюбским, старшим братом Всеволода Большое гнездо, в честь святого мученика Дмитрия Солунского. Имя небесного покровителя было дано князю при крещении в Константинополе. Церковь возводили из белого известкового камня. К работе привлекли лучших русских мастеров-зодчих. Над отделкой, кроме владимирских умельцев, трудились и греческие резчики.

Во время монголо-татарского нашествия в 1237 году собор очень сильно пострадал, но был восстановлен. В XVI—XVII вв. в нем случились большие пожары. После ремонта продолжились богослужения. Но больше всего исказили собор реставрационные работы 1837−1847 годов. Поменялся внешний облик:

  • были уничтожены галереи вокруг храма, ведущие в княжеские покои;
  • разобраны угловые башни с лестницами, поднимающимися к хорам. Их заменили винтовыми лестницами внутри здания;
  • устроили новый иконостас;
  • уничтожили древние фрески, закрасив и заменив их новой росписью.

Такой варварской реставрацией навсегда уничтожили прежний облик храма. В 1937 году были продолжены работы под руководством архитектора В. А. Столетова.

Реставраторы занимались проблемой сохранения материала собора — уникального белого камня. Здание вернуло себе первоначальный облик, благодаря укреплению. В 2004 году решался вопрос о сохранении храма.

Фасад здания был покрыт специальной пластиковой смесью для защиты от внешних природных воздействий. Вдоль арочных колонн провели водосточные трубы, а также провели работы по созданию внутреннего микроклимата в помещении. Благодаря этому удалось остановить разрушение храма.

Архитектура и убранство собора

Собор представляет собой одноглавый четырёхстопный храм в византийском стиле, обрамленный тремя полукруглыми апсидами. Изначально сооружение с трех сторон было окружено галереями. По ним княжеская семья проходила из дворца в собор на богослужение. С западной стороны по углам находились две лестничные башни.

Храм разделен на три яруса. Этот архитектурный подход в строительстве собора символически связывает земную церковь с небесной иерархией. Нижний ярус выполнен без убранств. На фоне гладких стен видны декоративно оформленные входные порталы. Промежуточный ярус представляет собой аркатурно-колончатый пояс с изящным растительным орнаментом и различными мифическими фигурами (лев с расцветшим хвостом и гуси, переплетенные между собой). Здесь же есть барельефы апостолов Павла и Петра, русских князей Бориса и Глеба. Верхний ярус здания богато украшен каменной резьбой.

Для росписи внутри храма были приглашены мастера из Греции. Большая часть фресок повредилась во время пожаров и разрушений. Во время реставрационных работ в XIX веке были убраны остатки оформления. Однако в начале XX века под сводами были обнаружены остатки подлинных фресок, датируемых XII веком. Они представляли собой образцы древнерусской живописи неизвестных авторов. Художественная фреска страшный суд в Дмитровском соборе находится на южном склоне большого свода.

Наружный рельеф

Колонны, соединенные арками, символизируют переход из земного бытия в Царство Божие. На верхнем (духовном) ярусе прорезаны узкие окна, а сами стены покрыты сплошной каменной резьбой. Белокаменные рельефы переходят и на барабан, на котором расположен золоченый купол. На него водружен большой медный крест с позолотой, который украшают кружевные узоры и флюгер в виде голубя. Голубь на кресте является символом Святого Духа.

Южная стена храма украшена композицией о вознесении Александра Македонского на небеса. Царь со львятами в руках находится в коробе, который несут грифоны. В XII веке этот сюжет был довольно популярным в Европе, но не традиционным для православия. На западном фасаде камнерезы изобразили подвиги Геракла и сцену, на которой Самсон разрывает пасть льва. На северной стене, выходящей к городу, была вырезана композиция о самом великом князе Всеволоде.

На руках он держит новорожденного сына Дмитрия, а вокруг трона стоят остальные сыновья. Их у него было 12, благодаря чему он получил прозвище Большое гнездо. На всех фасадах изображен Давид, играющий на гуслях и поющий псалмы. Все птицы, звери и люди слушают его песнопения и восхваляют Господа. Количество рельефов около 600. Они составляют каменный узор, на котором изображены герои древних легенд и языческой мифологии. На западной стене сохранилась резьба в первоначальном виде. На остальных фасадах рельеф был отреставрирован в XIX веке.

Святыни и реликвии

Князь Всеволод целых семь детских лет прожил в Константинополе вместе со своей матерью, византийской принцессой. Там он узнал о святом Дмитрии Солунском, казненном в 306 году по приказу императора за христианскую веру. Дмитрий, служивший проконсулом в городе Солунь, должен был истреблять в нем христиан. Но уверовавший во Христа, сам проповедовал новую веру среди городского населения. За это был заколот и отдан диким зверям на съедение. Только звери не коснулись тела святого мученика. Впоследствии христианский император Константин построил храм в Фессалониках (Салунь) в честь Дмитрия. Туда затем были перенесены мощи святого.

В Константинополе Всеволод был крещен и получил имя Дмитрий. Годы спустя, во время правления на Владимиро-Суздальской земле великий князь воздвиг главный собор в честь своего небесного покровителя.

Затем он привез святыни, по факту полученные из греческого храма:

  • большую икону с изображением святомученика Дмитрия Солунского, написанную на доске с его гроба;
  • серебряный чеканный ларец с частью одежды, пропитанной кровью святого.

Сегодня Дмитровский собор является музейной экспозицией. Также в нем представлены следующие реликвии:

  • подлинный 4-метровый храмовый крест, расположенный на месте иконостаса;
  • надгробие первого губернатора города Владимира — графа В. И. Воронцова. Много хорошего сделал он для города, и по завещанию был похоронен в соборе.

Местоположение храма

Расположен Дмитровский собор во Владимире на Клязьме, на территории Владимиро-Суздальского заповедника. Пять раз в год в нем проводят богослужения. Внутри здания находится музей, внутреннее оформление которого можно запечатлеть. С начала апреля и до конца октября его двери открыты для посещения туристами. Адрес — Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 60. Как добраться до храма:

  • на электричке от Курского вокзала Москвы в течение трех часов;
  • на рейсовом автобусе от Центрального вокзала у станции метро «Щелково»;
  • на фирменном или скоростном поезде «Сапсан»;
  • до Соборной площади Владимира на автобусах и троллейбусах.

Дмитриевский собор является интересным и удивительным архитектурным памятником Древней Руси. Он включен в список ЮНЕСКО и Всемирного наследия. Его белоснежная резьба на фасаде здания поражает своей красотой.

Поможет ознакомиться с Дмитриевским собором во Владимире краткое описание и его фотографии.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский (или Дмитровский) собор во Владимире построен в честь христианского великомученика Димитрия Солунского, правящего в Салуни в 1 веке н. э. и казненного за приверженность христианству. Эта небольшая крестово-купольная церковь из белого камня, внешне напоминающая знаменитый храм Покрова на Нерли — один из памятников, входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не только образец искусства, но и святыня: паломники приходят поклониться иконе и частице одежды с кровью мученика.

Собор известен богатейшими настенными барельефами: на них запечатлены жития святых и мифические животные. Интерьер не столь впечатляющий, но здесь есть несколько фресок и музейная экспозиция.

История

В конце 12 века князь Всеволод Большое Гнездо заказал построить храм на территории своего поместья в честь святого. К работе над великокняжеским собором были приглашены русские и греческие мастера, и его открытие состоялось приблизительно в 1997 г. Затем из Салуни (ныне — Салоники) привезли артефакты, принадлежащие святому Димитрию.

Позднее Дмитриевский собор подвергался набегам неприятеля и пожарам, после чего его подновляли. В процессе неумелых реставраций внешний облик здания был искажен и большинство фресок утеряно. Во время революции 1917 г. церковь передали Городскому музею Владимира, а реставраторы 20 века смогли извлечь из-под штукатурки фрагменты изначальных фресок и защитить белокаменную резьбу. Сейчас собор действующий, он открыт для прихожан и туристов.

Что посмотреть

Дмитриевский собор — это византийский храм, выстроенный в виде креста и обрамленный полукруглыми апсидами, позолоченный купол венчает ажурный крест с флюгером.

Этот шедевр зодчества сравнивают с драгоценной шкатулкой — настолько изящны его архитектура и орнаменты. Он выполнен из белого известняка и условно разделен на три яруса — земной, небесный (духовный) и промежуточный. Особый интерес представляют настенные белокаменные рельефы на верхнем поясе и на барабане у золотого купола, на их создание пошло около 600 элементов из камня. На барельефах причудливо переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, музыканты окруженные символическими цветами, птицами, львами.

На южной стене изображены сцены вознесения Александра Македонского, на северной — портреты князя Всеволода и его сыновей, восточная повествует о житие библейского царя Давида, а западная — о подвигах легендарного силача Геракла.

Внутри — действующий храм и одновременно музейная экспозиция. Здесь находится старый крест высотой 4 м, некогда венчавший купол собора, икона святого Дмитрия и частица его сорочки в серебряном ковчежце. На стенах можно увидеть спасенные фрагменты некогда утраченных фресок 12 века, среди них особо впечатляющая — «Страшный Суд». Также представлена надгробная плита графа Р. Воронцова, первого губернатора Владимира.

Практическая информация

Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 60. Веб-сайт.

Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, с ноября по март с 10:00 до 16:00, вторник и последняя среда месяца — выходные.

Дмитриевский собор: фото и описание, интересные факты, адрес и отзывы посетителей

Дмитриевский собор – древний белокаменный храм во Владимире. Историки относят его постройку к XII веку, однако годы строительства определены весьма приблизительно. Церковь является достоянием культуры России, находится под охраной ЮНЭСКО.

Экскурс в историю

В летописях нет точной даты строительства собора. Первое упоминание о нем встречается в перечне построек, которые оставил после себя князь Всеволод Большое Гнездо. Храм был посвящен его небесному покровителю – Дмитрию Солунскому. В оставшихся письменных свидетельствах сказано, что церковь строилась в период 1194-97 годов. В 1990 году были найдены летописи 1191 года, в которых упомянут белокаменный храм Владимира. Споров вокруг даты строительства нет, но уточнения будут происходить и дальше, по мере прочтения новых документов.

Основным строительным материалом для здания стал известняк. Считается, что над церковью трудились исключительно русские мастера, научившиеся к этому моменту всем премудростям возведения больших храмовых построек. Но вмешательство иностранцев все же прослеживается. Эксперты считают, что участие в работах принимали болгары и сербы. В пользу этой теории говорят общие черты в убранстве собора, характерные для Средневековья, объединяющие Византийскую и Балканскую школы архитектуры.

В 1197 году Дмитриевский собор во Владимире получил великую святыню – из Солунской базилики святого Дмитрия прибыла большая икона с изображением святого, а также серебряный кованый ковчег, где хранилась частица одежды, окропленная кровью мученика. В 1237 году собор постигла участь почти всех храмов на территории Руси – он был разграблен и осквернен татарами. В 16 и 17 веках храм сильно пострадал от пожаров.

Ремонты и реставрации

Первоначально, после строительства, собор выглядел совершенно по-другому. Центральный храм с трех сторон окружали каменные галереи, богато украшенные резьбой. Впервые ремонтные работы в храме были проведены в 15 веке, храм сохранял свое великокняжеское значение, но позднее привилегии были утеряны. В 16 и 17 веках проводились косметические работы. Усилия по сохранению уникальности храма не предпринимались, с каждым «улучшением» он терял часть индивидуальности – терялись декоративные детали и части конструкции, утрачивались фрески внутри помещения.

Самый большой урон, по мнению современных историков, был нанесен собору в 19 веке. С визитом во Владимир прибыл император Николай I, случилось это в 1834 году, осмотрев храм, он заметил его крайнюю ветхость. По его распоряжению церковь привели в «первобытный вид». За дело взялись рьяно, в результате была разобрана древняя галерея. Так же варварски избавились от северной и южной башен с внутренними лестницами, проложенными на хоры.

После всех трудов Владимирский собор безвозвратно утерял часть своей идентичности, также был нанесен урон конструкции здания. В 1840-47 годах произошло еще одно “обновление”, теперь внутри храма древние фрески погибли, на их месте появилась новая роспись. Также был опущен пол, установлен новый иконостас, а для прохода на хоры внутри помещения установили винтовую лестницу.

Архитектура

Дмитриевский собор во Владимире до наших дней дошел в виде одноглавой церкви с четырехстолпной конструкцией и тремя полукруглыми аспидами. При строительстве церковь окружали галереи с башнями. Галерейные переходы соединяли храм с княжеским дворцом, по ним князь с семейством отправлялись на богослужения.

Фасад собора разделен на три яруса. Нижняя часть лишена декора – ранее ее скрывали галереи. На втором уровне расположены аркатурные колонны, создающие единый пояс, дополненные фигурами святых, мифических животных и стилизованными растительными орнаментами. На верхнем, третьем ярусе, прорезаны узкие окна, вся внешняя поверхность стен покрыта искусной резьбой по камню. Купольный барабан также украшен каменной резьбой и увенчан золоченым куполом, формой напоминающим шлем русского витязя с массивным крестом, выполненным из позолоченной меди.

Южный фасад отдан под композицию «Вознесение Александра Македонского», сюжет был популярен для времени строительства храма, хоть и не характерен для национальных традиций. Центральной фигурой всех частей фасада является царь Давид. Его руки заняты гуслями, вероятнее всего, он поет псалмы. Дмитриевский собор в 12 веке выполнял функции домовой церкви княжеской четы и потому невелик размерами, но производит огромное впечатление. Фасады храма украшают более 600 уникальных рельефов.

Частично украшения собора были утеряны, подлинники сохранились лишь на западном фасаде, частично на пряслах центрального и северного фасадов. Большая часть утерянной резьбы была восстановлена в 19 веке. Фундамент глубиной более 1 метра состоит из двух ярусов. Для верхней части использован грубо отесанный камень, нижняя часть выложена булыжником, туфовым ломом. Камни скреплены известковым раствором, смешанным с песком. Ширина стенок основания шире стен собора на 68 сантиметров и выступает на внешнюю сторону в виде высокого цоколя.

После 1917 года

В 15 веке собор почти не посещался и стал бесприходной церковью. После проведенной реконструкции в 1847 году он вновь обретает приход. В 1883 году в храм проводят отопление, с южной части возводится звонница, на данный момент утерянная. После 1917 года храм закрывают и передают на баланс владимирскому музею. В 1918 году трудами реставраторов внутри храма были обнаружены фрески 12 века. В 1919 году в соборе полностью прекратили отправлять службы. Реставрационные работы начались в 1937 году и не прекращались даже в годы войны.

Архитекторы и реставраторы долгое время бились над решением проблемы сохранения белого камня, ее удалось развязать только в наше время. К 2004 году в ходе очередного этапа реставрации белый известняк покрыли пластической смесью. Также были установлены водоотводы и водосточные трубы. Купол увенчали новым крестом.

Внутри собора

Внутри собора создан микроклимат, позволяющий сохранить открывшиеся фрески и небольшую, но ценную экспозицию. В алтарной части находится копия древнего креста. На каркас 18 века в 1957 году закрепили латунные листы. Высота всей конструкции более 4 метров, размах перекладины креста – 2,7 метра. В экспозиции находится несколько фрагментов позолоченной меди от первоначального креста 12 века.

Дмитриевский храм был закрыт на длительную реставрацию, посетить музей стало возможно с 2005 года. Из сохранившихся фресок сегодня можно увидеть изображения 12 апостолов и ангелов позади них, композиция написана в центральном своде собора. Под хорами находится роспись со сценами рая. Главные особенности Дмитриевского собора – это его многочисленные резные украшения и древность постройки.

При храме нет некрополя, но есть единственное захоронение – здесь покоится граф Воронцов. Он был первым губернатором Владимира и завещал похоронить свои останки в соборе, из уважения к его заслугам его воля была выполнена. В соборе хранятся несколько реликвий – икона Дмитрия Солунского и ковчег-мощевик. Эти экспонаты являются копиями, оригиналы находятся в музеях Москвы.

Посещение музея

В Дмитриевском соборе Владимира пять раз в году проводятся богослужения. Главным праздником по-прежнему остается день памяти Дмитрия Солунского – 8 ноября. В остальное время это музей, где главным экспонатом является сам храм.

Время работы экспозиции:

  • Понедельник – четверг – 10:00-16:00.
  • Пятница, воскресенье – 10:00-17:00.
  • Суббота – с 10:00 до 18:00.

Адрес – улица Большая Московская, строение 60.

Добраться можно общественным транспортом до остановки «Соборная площадь»:

  • Автобусы маршрутов № 28, 12С, 22, 26, 15 или 25.
  • Троллейбусом маршрутов № 5, 1.

Успенский собор

Во Владимире стоит еще один древнейший православный храм – Успенский собор. Первый камень был заложен князем Андреем Боголюбским еще в 1158 году. Он высится на берегу Клязьмы и когда-то был способен вместить все население города. После пожара 1185 года его значительно расширили с тем, чтобы одновременно его могли посетить свыше 4000 прихожан, приказ об этом отдавал Всеволод Большое Гнездо.

На протяжении трех веков (12-14 в.) Успенский собор главенствовал на Руси, был одним из ее символов и резиденцией нескольких митрополитов. Именно в нем хранилась чудотворная икона Божией Матери – самая почитаемая русская православная святыня.

Расписан собор был в 1161 году, от первоначальных фресок осталось лишь несколько фрагментов. Повторное нанесение фресок провели в 15 веке, мастерами, трудившимися в соборе, были Андрей Рублев и Даниил Черный. Их работы также сохранились фрагментарно. Большая часть сохранившихся росписей относится к 19 веку.

В настоящее время Успенский и Дмитриевский соборы считаются жемчужинами русского зодчества, они хранят память поколений мастеров и символизируют историческое единство Руси. В Успенском соборе проводятся богослужения в выходные и праздничные дни, он является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии.

Отзывы

Дмитриевский собор век за веком подтверждает свою уникальность и значимость для русской культуры. К нему ежегодно приезжают тысячи туристов, и для всех белокаменный храм становится некоторым откровением. Посетители рассказывают, что резьба на стенах необыкновенно красива и почти нигде больше не встречается. Рассматривать ее можно бесконечно, настолько ее много на каждом из фасадов.

Некоторые посетовали, что экспозиция внутри храма очень скромная, но компенсируется архитектурой и красотой постройки. Не всем удалось попасть внутрь собора, но рядом расположена смотровая площадка, откуда открывается вид на реку и окружающий пейзаж. Большинство туристов рекомендуют посетить Дмитриевский собор, чтобы лично ощутить дыхание времени и связь поколений.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Во времена правления великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью», — пишет В.О. Ключевский. И построенный Всеволодом Дмитриевский собор призван был олицетворять этот подъем Владимирской земли.

Точное время сооружения Дмитриевского собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул только, что князь на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и дивно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его русские мастера — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец».

В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, собор впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837—1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате храм был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.

Храм строился как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо. Это время ознаменовалось рядом выдающихся построек, среди которых Дмитриевский собор занимает одно из первых мест.

Собор — шедевр гармонии и меры. Благородство форм и идеальные пропорции делают уникальным Дмитриевский храм. Собор великолепен. Дух торжественности пронизывает его до мельчайших деталей. Все, что на Руси было создано замечательного в технике скани, гравировки, эмали и особенно деревянной резьбы, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских зодчих. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Насыщенность его убранства так велика, что она, пожалуй, стала бы чрезмерной, если бы зодчим и камнерезам изменило чувство гармонии, позволившее остановиться именно тогда, когда был достигнут высший предел, за которым начинается вычурность.

Авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, работавшие вместе с выходцами с Балканского полуострова — болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве собора так много мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе.

Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, на Кавказе и в Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции.

Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.

То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, вполне объяснимо. Дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного, фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.

В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы — льва с «процветшим» хвостом, гусей со сплетенными шеями… Настоящая сказка в камне!

На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет нам, сегодняшним, кажется несколько необычным для христианского храма, но в Средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот сюжет можно видеть на стенах собора во Фрейбурге, Сан-Марко в Венеции, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, на монетах Великого княжества Тверского и на средневековых печатях. «В церковной скульптуре второй половины XII в. “Вознесение Александра” равноправно важнейшим христианским изображениям», — пишет академик Б.А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, «грипы александрова воздухохождения», несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят — «приманку» для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.

Северный фасад собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Великий князь Владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Прозвище Большое Гнездо князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей.

Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Иллюстрацией к этим строкам Давидова псалма являются все персонажи дмитриевских рельефов. Это положение иногда пытаются оспаривать, утверждая, что, мол, «среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития». Да, грозные хищники, воинственные всадники… Но ведь сказано-то: «Всякое дыхание да хвалит Господа». «Всякое»! А что касается сцен «борьбы и кровопролития», то ведь «аще сниду во ад — и Ты тамо еси» («даже если сойду в ад — и Ты там»), говорится в другом духовном тексте. Мир людей, земной мир представлен на стенах собора во всех своих противоречиях. Но как все эти образы объединены Дмитриевским собором, так и мир, сотканный из противоречий, объемлется Богом вместе со всеми существующими в этом мире противоречиями — и с псалмопевцами, и с «воинственными всадниками»…

…После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто необыкновенное и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной. Кроме рядов тесаного белого камня, увы, на его стенах почти ничего нет.

Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены такими фресками, что у молящихся, вероятно, дух захватывало от восхищения. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками.

В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке стен обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века — сцены из «Страшного суда». Произошло чудо: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.

Сохранился фрагмент композиции «Страшный суд». Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера — греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века. Лики апостолов исполнены строгой красоты и наделены ярко выраженными портретными чертами. Колорит фресок построен на нежных полутонах — светло-зеленых, голубых, зеленовато-желтых, синевато-серых…

Внутри храм кажется небольшим, да он и на самом деле невелик — ведь Дмитриевский собор строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом. Это, конечно, «дом молитвы» — именно таким и задумывали его древние зодчие.

«Дмитриевский собор, — пишет Л.Д. Любимов, — один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».

Автор материала Lynx Mourmyss

Дмитриевский собор во Владимире — белокаменная поэма

Адрес: Россия, Владимир, ул. Большая Московская, 60
Начало строительства: 1194 год
Окончание строительства: 1197 год
Координаты: 56°07’45.2″N 40°24’39.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Краткая история

Ещё в начале XII века Суздальская земля была захолустьем на северо-востоке Руси, но уже в начале XIII века она становится княжеством, играющим решающую роль в жизни страны.

При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигает наивысшего могущества. В ознаменование расцвета Владимирской земли Всеволод решил построить на княжеском дворе, в сотне метров от Успенского собора свой «личный», придворный храм.

Общий вид на собор

Между 1194 — 1197 годами князь воздвиг церковь, украшенную белокаменной резьбой, и освятил её в честь своего небесного покровителя — Дмитрия Солунского. В те времена князья носили два имени: княжеское и христианское, данное при крещении. Всеволоду досталось имя Дмитрий. За многодетность Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо». Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия.

Дмитриевский собор — мощевик-реликварий

Издревле святой Дмитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Дмитрий занимал должность проконсула в греческом городе Фессалоники (другое название — Солунь, современные Салоники). Помимо задач управления, проконсул должен был оборонять город от варваров и истреблять христианство. Защищая границы, Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, но разгневал языческого императора Галерия тем, что проповедовал христианскую веру. Дмитрия закололи копьями в тюрьме, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но те не тронули его, и христиане Фессалоник предали останки земле.

Юго-восточный фасад собора

Будучи в Фессалониках, христианский император Константин (306 — 337 гг.) на месте казни великомученика основал церковь, в которой и по сей день хранятся мощи Дмитрия Солунского. Спустя 8 веков Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, съездил в Фессалоники и привёз оттуда реликвии. В качестве святынь Дмитриевского собора были избраны икона великомученика Дмитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и частица одежды, пропитанная кровью святого.

Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя. Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.

Северно-восточный фасад собора

Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор окружали галереи, соединявшие его с великокняжескими палатами. Переход был разобран в 1837 — 1839 годах, во время реставрации, проведенной по приказу императора Николая I. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами. На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон. Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.

Юго-западный фасад собора

На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей. Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри. Его интерьеры оформлены скромно. Из старинных фресок XII века сохранился лишь фрагмент росписи «Страшный суд», выполненной греческим мастером и его русским помощником. Храм невелик, ведь он строился исключительно для княжеской семьи и не был рассчитан на прихожан и богомольцев. Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность.

Источники:
http://ikona-i-molitva.info/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire/
http://101mesto.com/svyatye-mesta/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html
http://tonkosti.ru/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5
http://www.syl.ru/article/389616/dmitrievskiy-sobor-foto-i-opisanie-interesnyie-faktyi-adres-i-otzyivyi-posetiteley
http://book33.ru/arxitekturnye-pamyatniki-goroda-vladimira/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html
http://putidorogi-nn.ru/evropa/295-dmitrievskiy-sobor
http://ikona-i-molitva.info/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire/

Ссылка на основную публикацию