Дмитровский Собор во Владимире. Описание, история строительства, дата основания, адрес

Содержание

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Дмитриевский собор во Владимире

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Русь была великим государством, земли которого занимали большую территорию. Не удивительно, что некоторые из них пустовали и до них никому не было дела. Это касается и Суздальской земли. В начале 12 века никто особо ничего не знал об этом уделе. Но уже с начала 13 века она становится княжеством, которое играло очень значительную роль в истории государства. Наивысшего развития достигло оно при правлении Всеволода Большое Гнездо. На честь обозначения такого расцвета земель было принято решение о постройке придворного храма на княжеском дворе, неподалеку от Успенского собора.

История возведения

Строительство Дмитриевского собора во Владимире пришелся на промежуток между 1194-1197. Построенная церковь была украшена белокаменной резьбой. Имя дали ей на честь небесного покровителя Всеволода – Дмитрия Солунского. В те года основная особенность была в том, что князья имели 2 имени: христианское и княжеское. Имя Дмитрий было дано ему при крещении. Так как он был из большой семьи, то получил прозвище «Большое Гнездо».

Перед тем, как начать строительство храма, князь стал отцом, и это было еще одним фактором для освящения храма в честь великомученика Дмитрия.

Если взять исторические факты, то выйдет вот такое приблизительное краткое описание Дмитриевского собора во Владимире. Как уже было замечено, что построение припало на период расцвета Суздальского княжества. Строили его только самые лучшие мастера и использовали самые лучшие строительные материалы. Основой его стен был белый известняк. В 1197 году произошло завершение работы над его сооружением. Князь постановил там икону св. Дмитрия Солунского, а также ковжец с сорочкой на которой была кровь мученика.

В 1237 году собор разграбили монголо-татары. В то врем они немало принесли горя и всему княжеству. Но на этом неприятности не закончились для поврежденного и разграбленного собора. Он пережил еще три пожара и опять же таки терпел грабежи.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

В 1837-1839 году Николай 1 отдал распоряжение о проведении «реставрации» собора. Согласно ему храм должен был приобрести свой первоначальный вид. В следствии таких действий были разрушены самые интересные его части: галереи и лестничные башни.

В советские времена он был лишь памятником древнерусского искусства. В 1919 году было принято решение о закрытие его для проведения богослужений. В 20 веке это сооружение пережило немало реставраций. Последние были проведены в 1999-2004 годах. На данное время службы в храме не проводят. И собор относят к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Туристы могут посещать его как музейную экспозицию.

Интересные факты о соборе

Есть много сведений о данном соборе. Но среди них выделяют наиболее интересные факты о Дмитриевском соборе во Владимире:

  1. Рельефы, которые украшают белокаменные соборы, несут в себе определенный смысл, который был известен людям 200-300 лет назад. Современникам же понять смысл очень сложно. Можно только предположить, что там сказано о райском саду и небесном царстве.
  2. Возводили данное строение из камня известняка белого цвета. По кругу него находились галереи, которые на западных углах переходили в лестничные башни.
  3. Собор трижды переживал пожары, но при этом его восстанавливали снова и снова.
  4. Среди воспоминаний о нем в летописях сказано, что к храму привозили редчайшую святыню из самих Фессалоник. Это была гробовая доска мученика Димитрия. Многие говорили о том, что тогда происходили многочисленные исцеления.

Адрес и как доехать

Адрес Дмитриевского собора Владимира следующий: Россия, г. Владимир, улица Большая Московская, 60. Самое основное – это доберитесь до города. Там каждый местный житель сможет помочь Вам найти дорогу до храма.

Этот собор входит в экскурсионные маршруты многих туристических агентств. Хоть храм и не является действующим и побывать на службе или поставить свечу Вам не удастся, но зато его красота покорит Вас. В его экспозиции самым уникальным являются фрески, а также интерьер собора. Необходимо помнить хотя бы о том, что не много столь древних сооружений сохранилось до наших дней. И пока есть возможность, то стоит ими любоваться.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский (или Дмитровский) собор во Владимире построен в честь христианского великомученика Димитрия Солунского, правящего в Салуни в 1 веке н. э. и казненного за приверженность христианству. Эта небольшая крестово-купольная церковь из белого камня, внешне напоминающая знаменитый храм Покрова на Нерли — один из памятников, входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не только образец искусства, но и святыня: паломники приходят поклониться иконе и частице одежды с кровью мученика.

Собор известен богатейшими настенными барельефами: на них запечатлены жития святых и мифические животные. Интерьер не столь впечатляющий, но здесь есть несколько фресок и музейная экспозиция.

История

В конце 12 века князь Всеволод Большое Гнездо заказал построить храм на территории своего поместья в честь святого. К работе над великокняжеским собором были приглашены русские и греческие мастера, и его открытие состоялось приблизительно в 1997 г. Затем из Салуни (ныне — Салоники) привезли артефакты, принадлежащие святому Димитрию.

Позднее Дмитриевский собор подвергался набегам неприятеля и пожарам, после чего его подновляли. В процессе неумелых реставраций внешний облик здания был искажен и большинство фресок утеряно. Во время революции 1917 г. церковь передали Городскому музею Владимира, а реставраторы 20 века смогли извлечь из-под штукатурки фрагменты изначальных фресок и защитить белокаменную резьбу. Сейчас собор действующий, он открыт для прихожан и туристов.

Что посмотреть

Дмитриевский собор — это византийский храм, выстроенный в виде креста и обрамленный полукруглыми апсидами, позолоченный купол венчает ажурный крест с флюгером.

Этот шедевр зодчества сравнивают с драгоценной шкатулкой — настолько изящны его архитектура и орнаменты. Он выполнен из белого известняка и условно разделен на три яруса — земной, небесный (духовный) и промежуточный. Особый интерес представляют настенные белокаменные рельефы на верхнем поясе и на барабане у золотого купола, на их создание пошло около 600 элементов из камня. На барельефах причудливо переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, музыканты окруженные символическими цветами, птицами, львами.

На южной стене изображены сцены вознесения Александра Македонского, на северной — портреты князя Всеволода и его сыновей, восточная повествует о житие библейского царя Давида, а западная — о подвигах легендарного силача Геракла.

Внутри — действующий храм и одновременно музейная экспозиция. Здесь находится старый крест высотой 4 м, некогда венчавший купол собора, икона святого Дмитрия и частица его сорочки в серебряном ковчежце. На стенах можно увидеть спасенные фрагменты некогда утраченных фресок 12 века, среди них особо впечатляющая — «Страшный Суд». Также представлена надгробная плита графа Р. Воронцова, первого губернатора Владимира.

Практическая информация

Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 60. Веб-сайт.

Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, с ноября по март с 10:00 до 16:00, вторник и последняя среда месяца — выходные.

Дмитриевский собор во Владимире: история и описание

История Дмитриевского собора во Владимире, его крестово-купольная архитектура и белокаменная резьба вызывают неподдельный интерес туристов.

История собора

Здание собора во Владимире решил построить на своем земле великий князь Всеволод Большое Гнездо, для этого привлек русских мастеров. Работы велись в 1194-1197 годах, для строительства использовался белый камень-известняк.

Спустя 40 лет собор был разрушен и ограблен монголо-татарами, затем много раз полыхали пожары, он подвергался разграблениям. В итоге сооружение нуждалось в реконструкции, ее провели в 1837-1839 годах по указу Николая I. Здание собора приняло первоначальный облик, в котором и сохранился до наших дней.

В эпоху СССР собор уцелел, так как считался памятником древнерусского искусства. Здесь заседала комиссия, занимавшаяся сохранением памятников живописи. В 1919 году в соборе перестали проводить богослужения и стали заниматься его реставрацией. Работы длились годами и закончились лишь в 2004 году. На завершающем этапе в соборе здесь появились водосточные трубы, был установлен новый крест, а все рельефы и белый камень покрыли защитной смесью. Сегодня церковь считается музейной экспозицией и принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь не проходят богослужения.

Архитектура и внутреннее убранство

Дмитриевский собор отличается небольшой площадью, ведь использовался только семьей князя и был его личной церковью. Его когда-то обрамляли галереи с лестничными башнями, соединявшими его с дворцом великого князя. Впоследствии эти конструкции убрали при реконструкции, однако свое великолепие собор не утратил.

На южном фасаде находится композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса», а главной фигурой на всех фасадах является псалмопевец царь Давид с гуслями в руках.

Сама фасадная часть собора включает три яруса, один из них декорирован белокаменными фигурами и узорами, а другой полностью покрыт резьбой, ее видно даже на купольном барабане. Венчает конструкцию храма пологий золоченый купол, исполненный в виде шлема богатыря, на нем установлен крест из золоченой меди.

Рельефные фасады

Известность Дмитриевского собора в белокаменных фасадах, из-за этого его еще называют «белокаменной книгой». Все здесь усыпано многочисленными рельефами, на которых изображены животные реальные и мифические, а также виднеются облики святых. Большая часть рельефов, а их тут около 600, имеют первозданный вид. Некоторые пришлось реставрировать, когда в 19 веке проводили реставрацию. Основной мотив, который прослеживается во всем оформлении фасадной части собора, — это прославление власти князя. Недаром тут изображены геральдические символы – грифоны и кентавры, львы, орлы, имеются сцены охоты и борьбы животных.

Внутренняя отделка

Отделка здания изнутри не отличается богатством, от первозданного вида сохранилось несколько фресок 12 столетия, например, композиция «Страшный суд».

Также тут хранится купольный крест высотой 4 метра, он имеет просеченный орнамент. Его сняли с купола в 2002 году, заменив на новый. В Дмитриевском соборе можно увидеть надгробие первого губернатора Владимира графа Воронцова.

Святыни

  • Когда работы по строительству храма были закончены, князь Всеволод большое гнездо установил образ великомученика Дмитрия Солунского.
  • Также здесь поместили серебряный чеканный ковчежец-мощевик с частицей его сорочки, она пропитана кровью мученика.

Эти святыни собор во Владимире хранит и сегодня.

Адрес и как доехать

Собор Владимира находится в городе на Соборной площади.

Чтобы добраться до него, можно сесть на автобус из Москвы или воспользоваться пригородным поездом, он отходит с перрона Ярославского либо Курского вокзала.

Дмитриевский собор во Владимире — фото, история и описание храма

Дмитриевский собор во Владимире является архитектурным шедевром Древней Руси. Памятник белокаменного зодчества привлекает взор идеальными пропорциями, роскошными резными фасадами и скромным внутренним убранством. Храм уникален своим рельефным фасадом, художественными фресками, греческими реликвиями и святынями.

История возведения

Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Как полагают историки, Дмитриевский собор во Владимире 12 века постройки, точная дата неизвестна. Эта была эпоха высшего расцвета и могущества Владимиро-Суздальского княжества.

Возводился храм великим князем Андреем Боголюбским, старшим братом Всеволода Большое гнездо, в честь святого мученика Дмитрия Солунского. Имя небесного покровителя было дано князю при крещении в Константинополе. Церковь возводили из белого известкового камня. К работе привлекли лучших русских мастеров-зодчих. Над отделкой, кроме владимирских умельцев, трудились и греческие резчики.

Во время монголо-татарского нашествия в 1237 году собор очень сильно пострадал, но был восстановлен. В XVI—XVII вв. в нем случились большие пожары. После ремонта продолжились богослужения. Но больше всего исказили собор реставрационные работы 1837−1847 годов. Поменялся внешний облик:

  • были уничтожены галереи вокруг храма, ведущие в княжеские покои;
  • разобраны угловые башни с лестницами, поднимающимися к хорам. Их заменили винтовыми лестницами внутри здания;
  • устроили новый иконостас;
  • уничтожили древние фрески, закрасив и заменив их новой росписью.

Такой варварской реставрацией навсегда уничтожили прежний облик храма. В 1937 году были продолжены работы под руководством архитектора В. А. Столетова.

Реставраторы занимались проблемой сохранения материала собора — уникального белого камня. Здание вернуло себе первоначальный облик, благодаря укреплению. В 2004 году решался вопрос о сохранении храма.

Фасад здания был покрыт специальной пластиковой смесью для защиты от внешних природных воздействий. Вдоль арочных колонн провели водосточные трубы, а также провели работы по созданию внутреннего микроклимата в помещении. Благодаря этому удалось остановить разрушение храма.

Архитектура и убранство собора

Собор представляет собой одноглавый четырёхстопный храм в византийском стиле, обрамленный тремя полукруглыми апсидами. Изначально сооружение с трех сторон было окружено галереями. По ним княжеская семья проходила из дворца в собор на богослужение. С западной стороны по углам находились две лестничные башни.

Храм разделен на три яруса. Этот архитектурный подход в строительстве собора символически связывает земную церковь с небесной иерархией. Нижний ярус выполнен без убранств. На фоне гладких стен видны декоративно оформленные входные порталы. Промежуточный ярус представляет собой аркатурно-колончатый пояс с изящным растительным орнаментом и различными мифическими фигурами (лев с расцветшим хвостом и гуси, переплетенные между собой). Здесь же есть барельефы апостолов Павла и Петра, русских князей Бориса и Глеба. Верхний ярус здания богато украшен каменной резьбой.

Для росписи внутри храма были приглашены мастера из Греции. Большая часть фресок повредилась во время пожаров и разрушений. Во время реставрационных работ в XIX веке были убраны остатки оформления. Однако в начале XX века под сводами были обнаружены остатки подлинных фресок, датируемых XII веком. Они представляли собой образцы древнерусской живописи неизвестных авторов. Художественная фреска страшный суд в Дмитровском соборе находится на южном склоне большого свода.

Наружный рельеф

Колонны, соединенные арками, символизируют переход из земного бытия в Царство Божие. На верхнем (духовном) ярусе прорезаны узкие окна, а сами стены покрыты сплошной каменной резьбой. Белокаменные рельефы переходят и на барабан, на котором расположен золоченый купол. На него водружен большой медный крест с позолотой, который украшают кружевные узоры и флюгер в виде голубя. Голубь на кресте является символом Святого Духа.

Южная стена храма украшена композицией о вознесении Александра Македонского на небеса. Царь со львятами в руках находится в коробе, который несут грифоны. В XII веке этот сюжет был довольно популярным в Европе, но не традиционным для православия. На западном фасаде камнерезы изобразили подвиги Геракла и сцену, на которой Самсон разрывает пасть льва. На северной стене, выходящей к городу, была вырезана композиция о самом великом князе Всеволоде.

На руках он держит новорожденного сына Дмитрия, а вокруг трона стоят остальные сыновья. Их у него было 12, благодаря чему он получил прозвище Большое гнездо. На всех фасадах изображен Давид, играющий на гуслях и поющий псалмы. Все птицы, звери и люди слушают его песнопения и восхваляют Господа. Количество рельефов около 600. Они составляют каменный узор, на котором изображены герои древних легенд и языческой мифологии. На западной стене сохранилась резьба в первоначальном виде. На остальных фасадах рельеф был отреставрирован в XIX веке.

Святыни и реликвии

Князь Всеволод целых семь детских лет прожил в Константинополе вместе со своей матерью, византийской принцессой. Там он узнал о святом Дмитрии Солунском, казненном в 306 году по приказу императора за христианскую веру. Дмитрий, служивший проконсулом в городе Солунь, должен был истреблять в нем христиан. Но уверовавший во Христа, сам проповедовал новую веру среди городского населения. За это был заколот и отдан диким зверям на съедение. Только звери не коснулись тела святого мученика. Впоследствии христианский император Константин построил храм в Фессалониках (Салунь) в честь Дмитрия. Туда затем были перенесены мощи святого.

В Константинополе Всеволод был крещен и получил имя Дмитрий. Годы спустя, во время правления на Владимиро-Суздальской земле великий князь воздвиг главный собор в честь своего небесного покровителя.

Затем он привез святыни, по факту полученные из греческого храма:

  • большую икону с изображением святомученика Дмитрия Солунского, написанную на доске с его гроба;
  • серебряный чеканный ларец с частью одежды, пропитанной кровью святого.

Сегодня Дмитровский собор является музейной экспозицией. Также в нем представлены следующие реликвии:

  • подлинный 4-метровый храмовый крест, расположенный на месте иконостаса;
  • надгробие первого губернатора города Владимира — графа В. И. Воронцова. Много хорошего сделал он для города, и по завещанию был похоронен в соборе.

Местоположение храма

Расположен Дмитровский собор во Владимире на Клязьме, на территории Владимиро-Суздальского заповедника. Пять раз в год в нем проводят богослужения. Внутри здания находится музей, внутреннее оформление которого можно запечатлеть. С начала апреля и до конца октября его двери открыты для посещения туристами. Адрес — Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 60. Как добраться до храма:

  • на электричке от Курского вокзала Москвы в течение трех часов;
  • на рейсовом автобусе от Центрального вокзала у станции метро «Щелково»;
  • на фирменном или скоростном поезде «Сапсан»;
  • до Соборной площади Владимира на автобусах и троллейбусах.

Дмитриевский собор является интересным и удивительным архитектурным памятником Древней Руси. Он включен в список ЮНЕСКО и Всемирного наследия. Его белоснежная резьба на фасаде здания поражает своей красотой.

Поможет ознакомиться с Дмитриевским собором во Владимире краткое описание и его фотографии.

Домонгольские храмы Руси: Дмитриевский собор во Владимире

На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.

История строительства Дмитриевского собора

Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.

Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами. Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя. Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.

♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).

В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус. В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы. Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.

После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда». В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня. В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.

В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.

Дмитриевский собор, западный фасад

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Внутреннее убранство Дмитриевского собора

Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.

Своды и барабан Дмитриевского собора

Капители внутренних столпов украшают львы.

Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.

В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Убранство Дмитриевского собора

Дмитревский собор изнутри

Деталь ворот Дмитриевского собора

Адрес и режим работы

Адрес: Владимирская область, город Владимир, ул.Большая Московская, 60. Телефон: (4922) 32-42-63.

Режим работы: ежедневно, с апреля по октябрь с 10.00 до 17.00, с ноября по март с 10.00 до 16.00, кроме вторника и последней среды месяца.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор построен во имя святого Дмитрия Солунского князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, в крещении Дмитрием. Это же имя было дано при крещении и одному из сыновей Всеволода – Владимиру, с рождением которого в 1194 году связывают строительство храма. Через три года возведение собора завершили постановкой иконы святого Дмитрия.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой небольшую одноглавую, четырехстолпную церковь с золоченой шлемовидной главой и обращенным на восток трехчастным алтарем. Гладкая стена от подошвы до пояса объясняется тем, что нижний ярус был закрыт галереей и соединявшими церковь с княжеским дворцом резными лестничными башнями. Эти постройки, принятые за поздние, разобрали в 1838 году.

Барельеф на стене собора Дмитриевский собор

Посредине храм оцеплен нарядным поясом-колоннадой. Верхний ярус украшен белокаменной резьбой, представляющей около 600 рельефов. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, однако некоторая их часть была заменена в XIX веке при реставрации.

В XV веке Дмитриевский собор стал бесприходной церковью. Однако после ремонта 1838-1847 годов он приобретает статус приходского храма. В 1883 году в Дмитриевском соборе проводят пневматическое отопление, а с южной стороны возводят небольшую звонницу, к сожалению, не дошедшую до настоящего времени.

После Великой Октябрьской социалистической революции Дмитриевский собор сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. В последние пятьдесят лет собор неоднократно реставрировался. После завершающего этапа работ, произведенных в 1999-2004 годах, в церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.

В 1992 году Дмитриевский собор во Владимире вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Фрески в Дмитриевском соборе

В 1834 г., посетив Владимир, император Николай I обратил внимание на крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора и повелел привести храм в первоначальное состояние и убрать галереи. В 1843 г. при новой росписи стен церкви были обнаружены древние фрески под хорами, принадлежащие композиции «Страшный суд». В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей, сидящих на престолах, с ангелами позади них. В малом своде под хорами написаны сцены райской жизни: трубящие ангелы, ведущий в рай святых жен апостол Петр, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле.

В первоначальном замысле скульптуры фасада собора ведущей является тема власти, которую раскрывают композиции с рельефом святого Давида в трех центральных закомарах. Образ псалмопевца, пастыря, царя, пророка Давида является прообразом Христа. Такие композиции, как «Полет Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде, относятся к теме идеального правителя, а геральдические фигуры львов, барсов и орлов служат символами власти и покровительства.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Во времена правления великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью», — пишет В.О. Ключевский. И построенный Всеволодом Дмитриевский собор призван был олицетворять этот подъем Владимирской земли.

Точное время сооружения Дмитриевского собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул только, что князь на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и дивно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его русские мастера — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец».

В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, собор впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837—1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате храм был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.

Храм строился как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо. Это время ознаменовалось рядом выдающихся построек, среди которых Дмитриевский собор занимает одно из первых мест.

Собор — шедевр гармонии и меры. Благородство форм и идеальные пропорции делают уникальным Дмитриевский храм. Собор великолепен. Дух торжественности пронизывает его до мельчайших деталей. Все, что на Руси было создано замечательного в технике скани, гравировки, эмали и особенно деревянной резьбы, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских зодчих. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Насыщенность его убранства так велика, что она, пожалуй, стала бы чрезмерной, если бы зодчим и камнерезам изменило чувство гармонии, позволившее остановиться именно тогда, когда был достигнут высший предел, за которым начинается вычурность.

Авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, работавшие вместе с выходцами с Балканского полуострова — болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве собора так много мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе.

Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, на Кавказе и в Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции.

Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.

То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, вполне объяснимо. Дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного, фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.

В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы — льва с «процветшим» хвостом, гусей со сплетенными шеями… Настоящая сказка в камне!

На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет нам, сегодняшним, кажется несколько необычным для христианского храма, но в Средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот сюжет можно видеть на стенах собора во Фрейбурге, Сан-Марко в Венеции, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, на монетах Великого княжества Тверского и на средневековых печатях. «В церковной скульптуре второй половины XII в. “Вознесение Александра” равноправно важнейшим христианским изображениям», — пишет академик Б.А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, «грипы александрова воздухохождения», несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят — «приманку» для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.

Северный фасад собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Великий князь Владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Прозвище Большое Гнездо князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей.

Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Иллюстрацией к этим строкам Давидова псалма являются все персонажи дмитриевских рельефов. Это положение иногда пытаются оспаривать, утверждая, что, мол, «среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития». Да, грозные хищники, воинственные всадники… Но ведь сказано-то: «Всякое дыхание да хвалит Господа». «Всякое»! А что касается сцен «борьбы и кровопролития», то ведь «аще сниду во ад — и Ты тамо еси» («даже если сойду в ад — и Ты там»), говорится в другом духовном тексте. Мир людей, земной мир представлен на стенах собора во всех своих противоречиях. Но как все эти образы объединены Дмитриевским собором, так и мир, сотканный из противоречий, объемлется Богом вместе со всеми существующими в этом мире противоречиями — и с псалмопевцами, и с «воинственными всадниками»…

…После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто необыкновенное и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной. Кроме рядов тесаного белого камня, увы, на его стенах почти ничего нет.

Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены такими фресками, что у молящихся, вероятно, дух захватывало от восхищения. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками.

В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке стен обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века — сцены из «Страшного суда». Произошло чудо: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.

Сохранился фрагмент композиции «Страшный суд». Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера — греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века. Лики апостолов исполнены строгой красоты и наделены ярко выраженными портретными чертами. Колорит фресок построен на нежных полутонах — светло-зеленых, голубых, зеленовато-желтых, синевато-серых…

Внутри храм кажется небольшим, да он и на самом деле невелик — ведь Дмитриевский собор строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом. Это, конечно, «дом молитвы» — именно таким и задумывали его древние зодчие.

«Дмитриевский собор, — пишет Л.Д. Любимов, — один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».

Автор материала Lynx Mourmyss

Источники:
http://tonkosti.ru/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5
http://pravednik.info/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire-istoriya-i-opisanie.html
http://101mesto.com/svyatye-mesta/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html
http://anashina.com/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire/
http://wikiway.com/russia/vladimir/dmitrievskiy-sobor-vo-vladimire/
http://book33.ru/arxitekturnye-pamyatniki-goroda-vladimira/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html
http://www.kudanamore.ru/dolzhanskaja/

Ссылка на основную публикацию