Государственный исторический музей, Москва. Адрес, история, произведения

Содержание

Государственный исторический музей (ГИМ)

Со школой, с детьми и с внуками

В 39 залах Государственного исторического музея представлена история России с древнейших времен до начала XX века. На 4 000 м 2 представлено около 22 000 предметов. Чтобы обойти экспозицию необходимо сделать 4 000 шагов или около 3 км. И если на каждый экспонат потратить около минуты, то для осмотра всего музея потребуется где-то 360 часов, а это только 0,5% коллекций ГИМ!

Государственный исторический музей (ГИМ) основали по указу императора Александра II 21 февраля 1872 года. А появился он благодаря Политехнической выставке того же года.

Оттуда в музей поступили первые экспонаты. Члены императорской семьи также передали музею свои коллекции предметов светского и религиозного искусства. Археолог Алексей Уваров и его супруга пополнили экспозицию находками из экспедиций по разным регионам России. А самый щедрый дар преподнес купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, а его коллекция тогда превышала весь фонд ГИМ.

В 1874 году Московская городская дума выделила для постройки Государственного исторического музея землю на Красной площади, где ранее находились здание земского приказа, первая в России аптека и московский университет.

Строили здание музея в псевдорусском стиле по проекту В.О. Шервуда и А.А. Семенова. В итоге в 1881 году на Красной площади появился сказочный теремок с шатрами и башенками. При этом здание из красного кирпича органично вписалось в ансамбль площади, стилистически перекликаясь с Московским Кремлем и собором Василия Блаженного.

27 октября 1917 года возле Государственного исторического музея произошла стычка солдат-двинцев (бывших узников Двинской тюрьмы) и кремлевских юнкеров. Погибшим посвящена мемориальная табличка.

После Революции музей стали называть Государственным Российским историческим музеем. Новые власти организовали специальную комиссию для реорганизации музея. По воспоминаниям хранителей, им не раз предлагали выбросить все «поганые черепки» и «никуда не годные бумаги», а в здании устроить фабрику.

В 1922 году к ГИМ присоединили музей Дворянского быта 40-х годов, а также закрытые церкви и другие здания: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в городе Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря», Палаты бояр Романовых, «Новодевичий монастырь».

Работу Государственного Исторического Музея переориентировали на коммунистическую пропаганду. Поэтому в 1935 году с башен здания исчезли двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов. А в 1936-1937 годах в связи с открытием новой экспозиции в честь 20-летия Октября уничтожили многие росписи и детали интерьеров залов.

В годы Великой Отечественной войны музей продолжал работать. Лишь однажды бомбежки заставили его закрыться на 8 дней. Но все равно самые ценные экспонаты эвакуировали сначала в Поволжье, а затем в Казахстан. Зато с начала войны сотрудники проводили выставки «по горячим следам», собирая материалы на фронте.

В 1986 году музей закрыли на ремонт, чтобы вернуть ему исторический вид. Окончательно облик ГИМ восстановили в декабре 2003 года, когда на башни вернулись львы и единороги (двуглавые орлы вернулись в 1997).

Каждый из залов Государственного исторического музея соответствует особой исторической эпохе, а росписи в них повторяют знаменитые церковные и дворцовые фрески. Еще на стадии проектирования здания разработали основную идею экспозиции. Поэтому каждый зал проектировали с учетом экспонатов, которые будут в нем располагаться.

Например, в зале «Неолит» можно увидеть копии наскальных рисунков с берегов Ангары, Онежского озера и Белого моря. Архитектура зала «Восточная Европа и Античный мир» воспроизводит ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX веке. Стены зала «Восточная Европа и Азия» украшены копиями шиферных плит из древнейших киевских храмов XI–XII веков. В оформлении зала «Древнерусское государство» использовали элементы древнерусской архитектуры, — сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. А в декоре наличников и мозаике мраморных полов угадываются орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг — Остромирова Евангелия 1056 года и «Изборника» Святослава 1073 года.
В оформлении зала «Древнерусский город» использовали копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в 1199 года. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942 году во время оккупации города фашистскими войсками. Источником богатого убранства зала «Внутренняя и внешняя политика государства (середина XII–первая половина XIII веков)» стали архитектурные памятники древнего Владимира — роспись Успенского собора XII века, белокаменная резьба Дмитриевского собора. В основу оформления зала «Культура Древней Руси XI–первой половины XIII веков» легла белокаменная резьба стен Георгиевского собора, построенного в 1234 году в Юрьеве Польском. А свод зала «Государев двор и государственное управление России в XVI–XVII веках» украсил травный орнамент наподобие росписей галерей Покровского собора.

Коллекция Государственного Исторического музея быстро росла за счет даров от монастырей, библиотек, институтов, университетов и издательств.

Знаменитые дворянские фамилии также передавали в дар музею свои коллекции. И сейчас фонды музея насчитывают уже 5 млн предметов. Вот наиболее интересные экспонаты:

  • Копия погребения со стоянки Сунгирь Владимирской области. Возраст ее более 25 000 лет. Погребенные оказались подростками, а причина их одновременной смерти и захоронения в одной могиле неизвестна. Умерших положили на одной линии, голова к голове, в одежде, расшитой тысячами бусинок из бивня мамонта.
  • Подлинные бивни мамонта. В конце XIX века иркутский купец И. Громов нашел их на берегу Енисея в слое вечной мерзлоты и подарил музею.
  • Челн длиной 7,5 метров, обнаруженный на берегу Дона, недалеко от Воронежа, в 1954 году. Лодка выдолблена из целого ствола дуба каменными топорами. С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия — места крепления сидений для гребцов.
  • Маски погребального культа таштыкцев. Главная их особенность — портретность, благодаря чему можно представить, как выглядели люди, населявшие в древности Южную Сибирь.
  • Таманский саркофаг, один из памятников античной культуры IV века до н.э. Он происходит с территории Боспорского царства, древнегреческого государства, занимавшего Таманский и Керченский полуострова. Скорее всего его привезли из Греции по заказу знатного боспорского вельможи. Для его изготовления использовали мрамор, добытый в горах Малой Азии.
  • Копия ритуального серебряного ковша, найденного в Западной Сибири. На нем изображен распространенный сюжет — единоборство богатырей. Этот древний ритуал передачи верховной власти бытовал у многих тюркских народов: правитель в рукопашной схватке должен был или победить, или уступить престол более удачливому сопернику.
  • Сборник XV века, в состав которого вошла «Русская Правда», — древнейший свод законов, записанный при Ярославе Мудром и его сыновьях.
  • «Изборник», составленный по приказу князя Святослава Ярославича в 1073 году. На одной из первых страниц можно увидеть портрет самого князя с женой и сыновьями.
  • Список «Повести временных лет», древнейшей русской летописи начала XII века, написанный и иллюстрированный миниатюрами XV века.
  • Самая первая берестяная грамота, найденная в новгородской земле в 1951 году. Она датируется XIV веком и представляет собой отчет управляющего крупной боярской вотчиной о сборе оброка.
  • Копия врат Новгородского Софийского собора, изготовленная специально для музея в XIX веке. Врата, созданные в XII веке в немецком городе Магдебурге, украшены литыми бронзовыми пластинами с рельефами на темы Ветхого и Нового Завета. Позднее врата попали в Новгород, где в XIV веке их перемонтировали. В нижнем ярусе левой створы можно видеть фигуры мастеров с кузнечными инструментами в руках. Две фигуры по краям изображают немецких мастеров XII века, отливших эти врата. Центральная фигура — автопортрет новгородского мастера Авраама, который сумел починить врата.
  • Берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в начале XIII века. Судя по характеру рисунков, ему было 5-7 лет, и он учился грамоте. На одном кусочке бересты он учится писать буквы, на другом изобразил рогатое чудище и написал «аз звере». Еще одна грамота XIII века с предложением выйти замуж обращена к женщине, следовательно, грамотным были не только мужчины.
  • Икона с изображением Василия III. Эта икона происходит из Архангельского собора Московского Кремля — она располагалась около гробницы великого князя. В конце XIX века икону передали на хранение в музей. В процессе реставрации выяснилось, что образ написан в начале XVI века, а изображены на ней святые Василий Великий и Пафнутий Великий. В 1670-е на месте лика Пафнутия появилось лицо великого московского князя Василия III.
  • Герса — самая древняя крепостная решетка, дошедшая до наших дней. Герсу с помощью ворота и цепей поднимали или опускали в воротах проездной башни, контролируя проход внутрь крепости. Уникальный памятник происходит из Новодвинской крепости с берегов Белого моря и датируется началом XVIII века.
  • Деревянные резные врата иконостаса церкви в селе Монастырщина, где, по легенде, были похоронены участники Куликовской битвы. Тонкая резьба покрыта золотой фольгой.
  • Копия «Царского места» Ивана IV, изготовленного в 1551 году для Успенского собора в Московском Кремле. Копия сделана специально для музея в конце XIX века и интересна тем, что представляет собой реконструкцию памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи. «Царское место» играло роль символа самодержавной власти российских государей. В документах XVI–XVII веков оно даже именуется «престолом», троном. На его дверных створках есть текст легенды, как в XII веке великий киевский князь Владимир Мономах получил государственные регалии и шапку Мономаха.
  • Покаянная моленная одежда царя Ивана IV, власяница. Эта вещь поступила в собрание музея из Александровской слободы, которая 10 лет была центром формирования опричного войска.
  • Комплекс оборудования соляной варницы и орудия солевара. Их привезли в музей из Вологодской области в 1930-х годах.
  • Одна из самых первых европейских карт с изображением Российского государства. Ее составил английский купец и путешественник Антонин Дженкинс в 1552 году. В поисках сухопутного пути в Индию англичанин посетил Россию. В итоге Московское государство заключило с Англией торговый договор. Основной статьей экспорта из Англии стали олово и оловянная посуда.
  • «Апостол» 1564 года Ивана Федорова, первая датированная русская печатная книга без единой опечатки или помарки. «Апостол» до сих пор является непревзойденным образцом печатного искусства.
  • Медный, вставленный в оправу резного дерева глобус, изготовленный в Голландии в начале 1690-х годов фирмой наследников картографа Виллема Блау по заказу шведского короля Карла XI. Его наследник, Карл XII, отказался выкупать глобус, а в 1697 году, будучи с Великим посольством в Европе, его приобрел Петр I. В 1733 году глобус поместили в Сухареву башню, где располагалась московская математико-навигационная школа. Там он служил учебным пособием до 1752 года. Затем его перевезли в Санкт-Петербург. Вскоре глобус вернулся в Москву в Румянцевский музей, откуда в 1912 году попал в ГИМ.
  • Сабля и меч-палаш в украшенных драгоценными каменьями ножнах. Оружие принадлежало героям борьбы русского народа с иноземной интервенцией — князьям Д.М. Пожарскому и М.В. Скопину-Шуйскому. Полководец Михаил Скопин-Шуйский не позволил интервентам отторгнуть от Российского государства Северо-Западные земли. Князь Дмитрий Пожарский возглавил в 1612 году народное ополчение, штурмом взял Московский Кремль, где засели поляки, и освободил город от захватчиков. По преданию, благодарные москвичи преподнесли князю эту саблю. Она считается самым древним русским наградным оружием.
  • Исполненные неизвестным польским художником в начале XVII века, картины обручения Марины Мнишек в Кракове, ее торжественного въезда в Москву и венчания в Успенском соборе Кремля в мае 1606 года. Но особый интерес представляют парадные портреты Марины Мнишек и Лжедмитрия I. Марина и Лжедмитрий изображены в соответствующих моменту одеяниях, в торжественных позах. Портреты сопровождают пояснительные надписи, в которых обоих называют «императорами Московскими», причем подчеркнуто — Дмитрий является зятем Сандомирского воеводы Юрия Мнишка, что отражает зависимое положение Самозванца. На самом деле, возведение на престол Лжедмитрия было организовано на деньги польской знати и самого короля. Других современных портретов участников событий начала XVII века не существует.
  • Русская «мумия» — мумифицированные останки женщины 25-ти лет, чей возраст сравним со знаменитыми египетскими мумиями.

Мало кто знает, что были идеи снести здание Государственного исторического музея.

Например, в 1940 году Н.А. Милюков представил проект устройства эстакады, соединявшей Красную площадь с улицей Горького Тверской). Но проект не приняли.

История музея

Подборка видео об истории и отцах–основателях музея:

Почти полтора столетия Красную площадь Москвы украшает величественное здание Исторического музея, построенное в 1875–1883 гг. специально для размещения национальной сокровищницы России. Своим появлением один из старейших московских музеев обязан грандиозной Всероссийской Политехнической выставке. Инициаторами создания музея выступили организаторы ее Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя во время Крымской войны, а также исследованиям древнего Херсонеса. 9 февраля 1872 года было получено “высочайшее соизволение” императора Александра II на устройство в Москве Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея. Идея создания музея национальной истории объединила множество людей — ученых, военных, художников, промышленников, государственных деятелей, членов царской фамилии и рядовых граждан. Московская городская дума отдала под строительство музея участок земли на Красной площади, изначально планировавшийся для размещения собственного здания. В августе 1875 года император Александр II лично заложил камень в основание будущего музея. 27 мая 1883 года, в дни коронационных торжеств, Исторический музей посетил император Александр III с императрицей Марией Федоровной.

Благодаря участию меценатов и дарителей, музей стремительно пополнял свое собрание — Щукин, Бахрушин, Забелин, Катуар де Бионкур, Уваров, Щербатов и многие другие жертвовали свои собрания ради общего дела, не имевшего ничего общего с личной славой или выгодой. Благодаря усилиям отцов–основателей музея, его попечителей, директоров и рядовых сотрудников, которые своим подвижническим трудом сохранили и приумножили бесценные коллекции, сегодня Государственный исторический музей — один из крупнейших музеев мира. Здесь хранятся бесценные памятники археологии, нумизматики, древней книжности, оружие, произведения изобразительного и декоративно–прикладного искусства.

Музей, “воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа”, разделил со страной героические и трагические, радостные и горестные моменты ее истории. Коронационные торжества, революционные события, демонстрации, легендарный военный парад в тревожном 1941 году, триумф народа–победителя в 1945… Главный музей истории страны стал свидетелем множества событий и хранителем памяти о них. Сменялись времена и правители, рушились и создавались государства, менялась идеология, но неизменным оставалось назначение музея на Красной площади — “собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и знаменательнейшие события — живым словом раскрыть перед народом страницы его истории”.

Собрание музея является важнейшим источником изучения истории и культуры России, основой создания постоянной экспозиции и разнообразных выставок, образовательной и научно–просветительной работы ГИМ.

На фундаментальной источниковой базе в музее выросла плеяда известных советских и российских историков, искусствоведов, музееведов и культурологов, написаны крупные работы по истории страны, издано более 200 томов трудов ГИМ, выпущены каталоги отдельных коллекций и выставок, проведены сотни конференций, чтений, симпозиумов. В коллективе трудится 80 кандидатов и 6 докторов наук. Исторический музей является признанным центром исторического знания и памятниковедения, ведущим научно–методическим центром в области музееведения и культурологии.

Исторический музей — старейший музееведческий центр страны. С 1918 года в его составе работает отдел музееведения, с 1994 года Государственный исторический музей является научно–методическим центром для исторических и краеведческих музеев Российской Федерации, координирующий исследовательскую, экспозиционную, фондовую, просветительную деятельность этих музеев.

В регионы России регулярно отправляются выставки на основе богатейшего фондового собрания ГИМ. Ежегодно региональные музеи и культурные центры страны принимают от 40 до 60 выставок из Исторического музея.

В комплекс Государственного исторического музея входят также Покровский собор и памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, Палаты бояр Романовых на Варварке и царская усадьба “Измайлово”. Все здания Исторического музея отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов России, на которых ежегодно проводятся планомерные реставрационные работы.

В начале 2000–х годов Историческому музею были переданы соседние здания бывшей Московской городской Думы, Монетного двора и Никольских торговых рядов в целях освобождения ансамбля Новодевичьего монастыря и Крутицкого Патриаршего подворья от коллекций и служб музея. В этих пространствах были открыты новые выставочные залы, Музей Отечественной войны 1812 года и Артиллерийский дворик.

3 сентября 2017 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ “О праздновании 150–летия Государственного исторического музея”. В программу мероприятий по подготовке музея к юбилейной дате включены значимые проекты, реализация которых позволит решить основные задачи по развитию музейного комплекса.

В первую очередь, необходимо качественно улучшить условия сохранности ценнейших фондов музея, построив для этого здание Музейно–депозитарного центра ГИМ в Новой Москве, намечаемое Минкультуры РФ в комплексе с книгохранилищем Российской государственной библиотеки. В настоящее время в среднем на один кв. м. фондохранилищ Исторического музея приходится 392 музейных предмета, тогда как по всем музеям России этот показатель равен 154 предметам, а в музеях федерального подчинения — 98 предметов.

Строительство Музейно–депозитарного центра ГИМ в Новой Москве (п. Коммунарка) к 2022 году позволит также увеличить посещаемость музея в целом в 2 раза, количество экскурсантов в 1,5 раза, и освободить значительные экспозиционные площади в основном комплексе зданий на Красной площади.

В начале 2020 года в Измайлово состоится открытие экспозиции Центрального музея российского казачества, который войдет в состав комплекса Государственного исторического музея.

Одним из важнейших проектов в рамках программы развития Государственного исторического музея станет строительство здания Экспозиционно–выставочного музейного центра вблизи Новодевичьего монастыря в 2018–2023 гг. с экспозицией, посвященной истории Русской Православной Церкви. Создание нового объекта, который войдет в состав музейного комплекса ГИМ, предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2016 № 2241–р.

К 2022 году Исторический музей предполагает осуществить программу крупных выставок из российских и зарубежных национальных музеев, международных и российских научных конференций, серию фундаментальных научных и популярных изданий, посвященных проблемам изучения и презентации отечественной истории и историко–культурного наследия России, а также завершить в основном создание электронного Каталога музейного фонда ГИМ.

Государственный исторический музей

Государственный исторический музей – один из лучших музеев страны, находится в самом центре столицы на Красной площади.

Уникальная экспозиция отражает все вехи истории России с древних времен и до начала 20-го века, в музейных фондах хранится более 5 000 000 экспонатов. ГИМ является самым крупным музеем России.

Основан музей указом императора Александра Второго 21 февраля 1872 года, а первых посетителей принял 27 мая 1883 года. Здание для Исторического музея на Красной площади было построено по проекту выдающихся архитекторов В.О. Шервуда и А.А. Семенова в псевдорусском стиле с элементами теремной архитектуры, отделку интерьеров выполнили известные художники Айвазовский, Репин, Васнецов, Коровин и другие.

В 1990 году здание Государственного Исторического в составе объектов Красной площади внесено в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В годы Советской власти интерьеры многих залов были изменены: забелены росписи, уничтожены детали декоративного оформления. В 1990-х годах была проведена реставрация здания и внутренних помещений и приведение их к первоначальному виду.

Парадные сени с богатой настенной росписью и львами. На потолке – «Родословное древо государей Российских», 68 портретов великих князей, царей и императоров.

Постоянная экспозиция размещена на двух этажах в хронологическом порядке, каждый зал соответствует определенной исторической эпохе. В начале пути расположены экспонаты времен первобытнообщинного строя – каменные орудия труда, подлинные бивни мамонта, скульптурные портреты древних людей.

Найденный на территории Воронежской области огромный 7,5-метровый челн, выдолбленный каменными топорами из цельного дуба:

Зал Бронзового века. В центре находится сравнительно недавно перевезенный в ГИМ из-под Туапсе дольмен «Колихо» — древнее сооружение из каменных плит.

Бронзовый идол, обнаруженный в Галичском кладе в Костромской области, считается атрибутом шаманского культа. На втором фото — бронзовые женские налобные украшения, найденные около муромской деревни Подболотье.

Переход из зала раннего средневековья Восточной Европы и Азии в зал с экспонатами Древнерусского государства.

Музей помогает вспомнить о драматических событиях русской истории: раздробленности, Монгольском нашествии, войне со шведами и Ледовом побоище, Куликовской битве и Смутном времени.

Витрина с доспехами и оружием русского воина времен Ледового побоища, печатью Александра Невского и шлемом и щитом западноевропейского рыцаря.

На второй фотографии — стальные доспехи и сабля польского Крылатого гусара. Позади доспехов – «крыло» с лебедиными перьями, придававшее всаднику эффектный и грозный вид. Реконструкторов в похожем облачении я видела в прошлом году в Коломенском на историческом фестивале «Времени эпохи» .

Зал «Русская культура в 16-17-х» веках.

Икона «Богоматерь Казанская» с золотым и серебряным обрамлением, драгоценными камнями – сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчугом, шпинелью и альмадинами.

Особо ценный экспонат – глобус голландской фирмы Блау, приобретенный Петром Первым во время поездки в Западную Европу.

На другом этаже показана политика, экономика и культура Российской империи от Петра Первого до Александра Третьего.

Первый российский Император — отливка, выполненная по маске, снятой скульптором Растрелли в 1719 году.

Камзол Петра Первого.

Залы времен царствования Екатерины Второй и Александра Первого.

В музее регулярно проводятся интересные тематические выставки. Одна из них – «Золото. Металл богов и царь металлов». Здесь представлены роскошные золотые предметы и украшения, монеты и ордена, экспонаты религиозного характера Востока и Запада двух последних тысячелетий из фондов Исторического музея.

Золотой кувшин среднеазиатского Сасанидского государства, 3-4 вв. Позолоченные чайники и канделябр, Россия, 19 век.

Позолоченная дарохранительница, Санкт-Петербург, 1843 г. На втором фото — Буддийские божества, Тибет или Индия, 19 век.

При желании можно заказать экскурсионное обслуживание, подробнее о нем можно узнать на официальном сайте Государственного исторического музея. Стоимость аудиогида – 400 рублей.

В ГИМе работают исторические, художественные и археологические студии, проводятся театрализованные представления, музейные занятия для детей.

Справочный телефон: (495) 692-40-19

Как доехать до Исторического музея

На общественном транспорте: м. Охотный ряд, м. Театральная, м. Площадь Революции, далее 1-3 минуты пешком.

Адрес: Красная площадь, д. 1

Часы работы

С 1 сентября по 31 мая:

  • Понедельник — воскресенье: с 10-00 до 18-00
  • Пятница и суббота: с 10-00 до 21-00

С 1 июня по 31 августа:

  • Ежедневно с 10-00 до 21-00

7 августа —выходной день

Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.

Стоимость билетов

  • Взрослые – 400 рублей, школьники,
  • Студенты, пенсионеры, учащиеся от 16 до 18 лет – 150 рублей
  • Семейный билет (два родителя и один или двое детей) — 600 рублей
  • Дети до 16 лет — бесплатно

Последнее воскресенье каждого месяца для студентов, учащихся от 16 до 18 лет, членов многодетных семей вход на основную экспозицию бесплатен.

Есть другие льготы.

Любительская фотосъемка бесплатна.

Комментарии (5)

diana

14.12.2013 в 09:34 | #

ДОБРЫЙ ДЕНЬ! ХОТЕЛА БЫ ПРОДАТЬ 2-ТОМИК АНТИКВАРНОЕ ИЗДАНИЕ»ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ» ПРОФЕССОРА М. НЕЙМАЙРА ,1896 ГОДА ИЗДАНИЯ. С.-ПЕТЕРБУРГ-ОЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО» ПРОСВЕЩЕНИЕ

ikumok

25.10.2014 в 02:15 | #

В честь -70 ти летия победы над фашизмом хочу передать Музею = реликвию =
Это единственный из сохранившихся в мире плакатов / фото плакат о встрече глав 3 государств в Ялте 1943 года. Цветной. Нигде не опубликованный, включая Западные Музеи. Ракурс совсем не обычный. Понятно -он был сделан случайно, -кем не известно.Если музей интересуется, -прошу написать.
Неужели Россия позволит, что бы такой мал. но раритет был растерзан или уничтожен ?
Сообщите сайт, куда я могу поместить фото этого плаката ?
В настоящее время — он в рамке и радует глаза мои и моих соседей.

Проживаю в Сент-Луисе штат МО.

Благодарю за ответ,

==============
Кстати, я писал в Администрацию През. РФ.
И ….всем не до Истории….
= асетиа куморчинов асетиа джгершия =
говорил мой друг из мингрелов =

lyudmyla

20.01.2015 в 17:25 | #

sorry, I use english letters,

pravda li chto v sdanii museya byla ranyshe katolicheskaya zerkovy?
kogda-to s nachalynikom is Kieva my proektirovali chto-to dlya katolicheskogo sobora v Kieve

21.05.2016 в 11:05 | #

21 мая музей будет работать бесплатно?

Татьяна (admin)

21.05.2016 в 11:40 | #

Исторический музей участвует в Ночи музеев 2016: после 18.00 — билеты со скидкой 50%, программа мероприятий — shm.ru/shows/7016

Оставить комментарий

Новости и события

Туристам

КОПИРОВАНИЕ СТАТЕЙ И ФОТОГРАФИЙ ЗАПРЕЩЕНО! Информация, размещенная на этом сайте, предназначена только для личного использования. Не разрешается дальнейшее воспроизведение и/или распространение в любой форме.

Москва

55° 45.3138 ′N , 37° 37.0724 ′E
55.75523N, 37.61787E
55°45′18.83″N, 37°37′4.35″E

1475 материалов по 1 482 объектам, 48 217 фотографий

  • Карта
  • Заметки 1474
  • Фотографии 48 217

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Москве.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Государственный Исторический музей

Крупнейший национальный исторический музей России, Государственный Исторический музей, был основан в 1872 году по инициативе российской научной общественности.
Для музея, в котором планировалось собрать памятники “знаменательных событий истории Русского государства”, было решено возвести отдельное здание на выделенном участке в самом центре Москвы, на Красной площади. Строительными работами, длившимися с 1875 по 1881 год, руководили архитекторы В. О. Шервуд и А. А. Семёнов. Они разработали проект здания в русском стиле, которое прекрасно дополнило ансамбль Красной площади. Стены Исторического музея выложены из красного обожженного кирпича, как и стены находящегося рядом Кремля. Башни, венчающие здание музея, также напоминают кремлевские. А в декоре были использованы мотивы стоящего напротив храма Василия Блаженного.
Так как Государственный Исторический музей должен был “служить наглядной историей”, то материалы и памятники для него привозили со всех уголков России. Совместными усилиями русских ученых, историков и археологов удалось собрать более 4 миллионов экспонатов. И в 1883 году, в день коронации императора Александра III, первые 11 залов музея, представлявшие историю России с древнейших времен до конца 12 века, были торжественно открыты для посетителей.
В собрании Государственного Исторического музея представлены археологические находки, рукописи, старопечатные книги, древние иконы, русское и западноевропейское боевое и охотничье оружие, изделия кузнечного ремесла, научные приборы, ювелирные украшения, стекольные и керамические произведения искусства, образцы народной одежды, собрание усадебной мебели и многое другое. Особым интересом посетителей пользуются личные вещи великих монархов – Ивана Грозного, Петра I и последних представителей дома Романовых.
Довольно обширна коллекция изобразительного искусства, которая насчитывает около 500 000 экспонатов. Коллекция включает в себя портреты выдающихся российских и иностранных деятелей, пейзажи различных уголков России, акварели, рисунки, литографию. Примечательно, что в музее можно увидеть не только работы прославленных живописцев, но и неизвестных художников, безымянных мастеров, чьи произведения зачастую не уступают полотнам знаменитых авторов.
Постоянная экспозиция музея организована таким образом, что каждый из залов посвящен определенной исторической эпохе. Богатое внутреннее убранство помещений соответствует времени и стилю выставляемых экспонатов. Фрески, лепнина, резьба по дереву и прочие декоративные украшения позволяют ощутить атмосферу прошлого.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. – точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета – Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Государственный исторический музей

Государственный исторический музей

Государственный исторический музей является одним из самых крупных музеев Российского государства, сохраняющих национальную историю: памятники археологии, произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, оружие, нумизматику и др.

Собрание музея (а это около 5 млн. экспонатов и более 14 млн. листов документов) отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней.

История музея

Чтобы восстановить историческое величие России после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг., было предложено создать Исторический музей. Кто был инициатором такого предложения?

В 1872 г. в Москве была открыта Политехническая выставка. Она была приурочена к 200-летию рождения Петра I.

Севастопольский отдел выставки, посвящённый героической обороне Севастополя и исследованиям древнего Херсонеса, возглавлял известный русский учёный А.С. Уваров. Именно он и его сотрудники выступили инициаторами создания Исторического музея.

О людях, стоявших у истоков музея

Алексей Сергеевич Уваров (1825-1885)

И. Куликов «Портрет археолога А.С. Уварова» (1916)

Граф Алексе́й Серге́евич Ува́ров – русский археолог, член-корреспондент и почётный член Петербургской Академии наук. Один из основателей Московского археологического общества и Исторического музея в Москве.

Происходит из дворянского рода Уваровых. Его отец, Сергей Семёнович Уваров, был министром народного просвещения.

А.С. Уваров окончил Петербургский университет, а затем продолжил образование в Берлине и Гейдельберге.

Широкую известность как учёному принёс ему труд «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря», изданный в 1848 г. на русском и французском языках.

Участвовал в археологических раскопках на территории России. Руководил Московским археологическим обществом.

9 февраля 1872 г. было получено «высочайшее соизволение» на устройство Музея имени Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея.
А.С. Уваров составил первый музейный Устав. Основной целью будущего музея было «служить наглядной историей главных эпох русского государства». Уваров разработал и научную программу музея, определившую планировку будущей экспозиции. За каждым залом первого и второго этажей закреплялся определенный исторический период.

У истоков музея стоял также крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин.

Ива́н Его́рович Забе́лин (1820-1909)

И.Е. Репин «Портрет И.Е. Забелина» (1877)

И.Е. Забелин – русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный член Императорской Академии наук, инициатор создания Исторического музея.

Закончил Преображенское училище в Москве. Работал архивариусом в Дворцовой конторе, служил в Императорской археологической комиссии младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, около Керчи, где было сделано множество интереснейших находок.

Результаты раскопок он описал в «Древностях Геродотовой Скифии» и в отчётах Археологической комиссии. Университет святого Владимира удостоил его степени доктора русской истории, и в 1879 г. он был избран председателем Московского общества истории и древностей и затем товарищем председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III. Исследования Забелина касаются, главным образом, эпох Киевской Руси и становления Русского государства.

В разработке научной концепции музея принимали участие ведущие историки России: С. Соловьёв, Н. Румянцев, Ф. Буслаев, Д. Иловайский, В. Ключевский.

Название

Первоначально Исторический музей назывался Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. С мая 1895 г. до ноября 1917 г. официальное название музея звучало так: «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III».

После Октябрьской Революции музей стал называться Государственным Российским Историческим музеем. С февраля 1921 г. по сегодняшний день название музея – Государственный исторический музей.

Строительство здания музея

В 1874 г. под строительство музея была отведена территория на Красной площади между Сенатской и Никольской башнями. Рядом, между Кремлевской стеной и Воскресенскими воротами, находилось владение Московской городской думы, которое сейчас входит в состав музея, как и здание монетного двора.

Здание Московской городской думы. Автор: Moscowjob.net, из Википедии

Один из корпусов монетного двора. Автор: Ludvig14 – собственная работа, из Википедии

С момента основания музей являлся общественным учреждением, существовавшим на пожертвования и «самостоятельные средства».

Архитектурный образ музея был определён в декабре 1873 г. Но проект, предложенный художником-архитектором В. О. Шервудом и инженером А.А. Семёновым, был принят не сразу, т.к. здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI в., чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся архитектурному ансамблю Красной площади

Для оформления фасадов архитектор и инженер использовали мотивы декоративного убранства Покровского собора на Красной площади, церквей Вознесения и Иоанна Предтечи в Коломенском и Дьякове, Троицы в Останкине, Рождества Богородицы в Путинках, деревянного дворца в Коломенском, вологодских и ярославских храмов. Этот проект под девизом «Отечество» был рекомендован к строительству. С особым вниманием Шервуд отнесся к фасаду, обращённому на Красную площадь. Здание музея «уравновесило» Покровский собор (Храм Василия Блаженного), не умалив его композиционной роли.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)

Строительство здания музея продолжалось в течение 1875-1879 гг. В 1879 г. строительство на 3 года приостановилось из-за нехватки средств и возобновилось только 1881 г., когда Москва стала готовиться к коронации Александра III. Музей был передан в ведение Министерства финансов и приобрел статус правительственного учреждения. Директором музея был назначен А.С. Уваров, а после смерти Уварова в 1884 г. его сменил И.Е Забелин.

В 1878 г. место Шервуда занял архитектор А. П. Попов. Он фактически завершил строительство музея, разработал инженерный проект башен здания и проекты художественного оформления всех 11 экспозиционных залов, опираясь на замысел А. С. Уварова.

На шатрах и кровлях музея были установлены геральдические скульптуры и прапоры с поворотными механизмами, что позволяло им выдерживать ветровые нагрузки. Шатры четырех высоких башен венчали двуглавые орлы, рисунок которых был заимствован с герба царя Алексея Михайловича и с башен Кремля.

Навершие башен. Автор: Валдес Иванов – собственная работа, из Википедии

Интерьеры музея

Полы первого этажа были украшены мозаиками, пол Парадных сеней и ступени лестниц выполнены из каррарского мрамора.

Известные русские художники оформляли залы музея: В.М. Васнецов написал фриз «Каменный век», Г.И. Семирадский выполнил два живописных полотна «Похороны руса в Булгаре» и «Ночные жертвоприношения», панорама Керченского пролива была создана И.К. Айвазовским. Позднее в отделке залов приняли участие В.А. Серов, С.А. Коровин, И.Е. Репин. Архитектором Н.В. Никитиным были оформлены Новгородский и Владимирский залы (№ 9, 10). Архитектор П.С. Бойцов спроектировал оформление Суздальского, Ростовского и Московского залов. Мастера из Палеха к 1903 г. окончили оформление залов эпохи Ивана Грозного, Бориса Годунова и Смутного времени. Залы Западной Руси и Литвы, Ивана III и Василия III и залы 2 этажа до революции оформить не удалось. Эти залы иногда использовались художниками как мастерские – здесь работали В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов.
А.С. Уваров находил и приобретал подходящие коллекции для нового музея, а также передал часть собственных: археологические древности, слепки и копии декоративных элементов киевских и новгородских храмов, большое собрание рисунков и фотографий.

Интерьеры Суздальского зала музея оформлены в 1890-х годах по проекту архитектора П. С. Бойцова. Оборудование и отделка читального зала музея произведены в 1911-1912 гг. по проекту архитектора И.Е. Бондаренко.

27 мая 1883 г., завершая коронационные торжества, музей посетила императорская семья – Александр III и его супруга Мария Федоровна. Царь выразил желание, чтобы устройство музея было продолжено.
2 июня 1883 г. Императорский Российский исторический музей был открыт для широкой публики.

Коллекции музея

Крупные дары поступали в музей и от других знатных семейств: Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Олсуфьевых, Щербатовых.

Коллекции музея собраны в соответствующих 18 отделах: отдел драгоценных металлов, отдел древнерусской живописи, отдел керамики и стекла, отдел металла, отдел книжного фонда, отдел нумизматики, отдел оружия и др.

Давайте зайдём в некоторые отделы.

Отдел древнерусской живописи

Коллекция икон музея начала складываться в 1880-1890-е годы. В разное время музею подарили иконы крупные антиквары-коллекционеры С.Т. Большаков, И.Л. и Д.И. Силины, А.П. Бахрушин, также сюда вошли коллекции российских древностей П.И. Щукина и А.С. Уварова, в которых большое место занимали иконы, и многих других коллекционеров. К концу XIX в. в Историческом музее было собрано около 1200 икон. В то время это была одна из крупнейших государственных музейных коллекций русской иконописи.

Отдел оружия

В этом отделе хранится более 16000 экспонатов. Его коллекция сформировалась в основном благодаря дарам частных коллекционеров: П.И. Щукина, А.А. Катуар де Бионкура, В.А. Барятинского, В.С. Турнера. Редкие экземпляры оружия поступили в ГИМ из Военно-исторического музея. «Жемчужина» музея – палаш М.В. Скопина-Шуйского, получившего его в награду в 1610 г. после победы над самозванцем Лжедмитрием II. Это один из самых ранних сохранившихся русских палашей.

Шедевром коллекции отдела является сабля графа А.И. Чернышева. К музейным раритетам относятся сабля императора Наполеона, морской палаш короля Швеции Карла Юхана XIV, жезл маршала Л.Н. Даву и дуэльный набор генерала Виктора Леопольда Бертье.

Здесь представлены образцы оружия с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесные, кремневые, капсюльные, оружие под унитарные патроны – шпилечные и с капсюлем центрального воспламенения.

Много оружейных памятников с оригинальными конструкторскими решениями, позволяющими проследить развитие инженерной мысли в оружейном деле на протяжении нескольких веков. В собрании представлено искусство немецкой, французской оружейной школы, изделия испанских оружейников, дуэльные и целевые пистолеты французских, английских, австрийских, чешских, бельгийских и русских мастеров.

Здесь замечательная коллекция восточного оружия, в том числе турецкого: щиты, сабли, кинжалы, ятаганы, ножи, пистолеты, ружья XVII-XIX вв.

Исторический музей сегодня

Здание Исторического музея

В 2006 г. Исторический музей закончил работу над постоянной экспозицией. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX в. Начало экспозиции на втором этаже – первобытное общество, затем Древняя Русь, раздробленность, борьба с иноземными захватчиками, объединение России, освоение Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи.

После реконструкции в музее восстановлены исторические интерьеры, разрушенные или испорченные в годы после Октябрьской революции. Музей соответствует всем требованиям наших дней.

В состав Государственного Исторического музея входят также:

  • Покровский собор (храм Василия Блаженного)
  • Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых)
  • Музей Отечественной войны 1812 г.

Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых). В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена – 11 разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII вв. Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом.

Музей Отечественной войны 1812 г. расположен в двухэтажном павильоне, возведённом специально для этой цели под руководством архитектора П.Ю. Андреева во внутреннем дворе между зданием Московской городской думы и палатами Старого Монетного двора.

Сейчас в Историческом музее 39 залов на двух этажах (втором и третьем).

Истоический музей в Москве – история и культура России

Государственный исторический музей – историческое достояние России

Государственный исторический музей (ГИМ) в Москве – крупнейший в России музей, материалы которого хранят историю и культуру государства Российского с самых древних времен до наших дней. В 14 фондовых отделах и 7 филиалах ГИМ хранится более 4,5 млн. музейных экспонатов и около 15 млн. листов документальных материалов, что в совокупности составляет 1/12 часть всего музейного фонда.Если соединить воедино все залы исторического музея, то длина экскурчионного маршрута составит 3,5 км.

Музей находится на севере Красной площади Москвы, включает здание монетного двора и Московской городской думы.

История основания Государственного исторического музей в Москве

Инициаторами создания музея были организаторы Севастопольского раздела Всероссийской политехнической выставки 1872 г. в Москве: А. А. Зеленой, граф А. С. Уваров, полковник Н. И. Чепелевский. Именно полковник Н.И. Чепелевский, занимавший должность гласного Можайского уездного земства Московской губернии, обратился к Александру III с прошением создания в Москве особого музея.

9(21) февраля 1872 г., рассмотрев докладную записку А.А. Зеленого, наследник российского престола, предварительно посоветовавшись по вопросу создания музея с отцом, утвердил создание музея. Указанная дата официально считается днем основания Исторического музея, получившего название – Музей имени его императорского высочества Государя наследника Цесаревича Александра Александровича, который и стал его почетным президентом.

Приоритетной целью музея было “служить наглядною историею главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории”. Собираемые музеем исторические материалы, “расположенные в хронологической последовательности, должны представлять . полную картину каждой эпохи, с ее памятниками религии, законодательства, науки и литературы, с предметами искусств, ремесел, промыслов и, вообще, со всеми памятниками бытовой стороны русской жизни, а равно и с предметами военных и морских сил”. Главными направлениями деятельности музея являлись, по Уставу, “научная обработка памятников” и проведение “публичных чтений и лекций по предметам отечественной истории и древностей”, для чего в 1874 г. были созданы две постоянные комиссии. В работе Ученой комиссии под председательством Уварова принимали участие многие крупные археологи, историки, этнографы, искусствоведы, знатоки древнерусской литературы: К. Н. Бестужев-Рюмин, И. Е. Забелин, Д. И. Иловайский. В. О. Ключевский, В. Е. Румянцев, С. М. Соловьев и др. Ученая комиссия начала разработку подробной программы музея, в соответствии с которой он подразделялся на отделы, что также было закреплено в Уставе.

Строительство Государственного исторического музея в Москве

В апреле 1874 г. Московская городская дума безвозмездно передала под будущий музей земельный участок между Кремлевской стеной и Воскресенскими воротами. Ученая комиссия объявила конкурс на лучший проект здания музея. В нем участвовало 8 известных архитекторов. Победил проект академика портретной живописи В. О. Шервуда и инженера А. А. Семенова.

8(20) августа 1875 г. проект был утвержден Александром II, и 20 августа (1 сентября) того же года состоялась торжественная закладка музея при участии императора.

К концу 1879 г. строительство коробки здания было в основном закончено, но из-за постоянных финансовых затруднений (музей практически полностью зависел от добровольных денежных пожертвований) строительство шло очень медленно.

29 мая (10 июня) 1881 г. решением Александра III музей получил статус государственного учреждения и был передан в ведение Министерства финансов. Он стал называться Императорским Российским Историческим музеем.

В 1881 г. в здании музея начались отделочные работы, при этом, по замыслу Уварова, каждый зал оформлялся с использованием элементов живописного и архитектурного убранства, характерных для освещаемой в нем исторической эпохи. К этой работе привлекались известнейшие художники: В. М. Васнецов, А. К. Айвазовский, Г. И. Семирадский, а позднее – В. А. Серов, С. А. Коровин, И. Е. Репин.

2(14) июня 1883 г. произошло торжественное открытие первых 11 залов в присутствии московских властей, высшего чиновничества, представителей прессы и научной общественности.

Коллекционные фонды музея

6(18) апреля 1885 г. после смерти графа Уварова, последовавшей в конце декабря 1884 г., пост товарища председателя музея перешел к знатоку русской старины, археологу, историку-москвоведу Забелину. При нем были решены многие важные организационные и правовые вопросы: введены “Правила для руководства и управления” (1887 г.), принято новое “Положение о музее” (1888 г.), упорядочены штаты и финансовые дела музея, открыты следующие пять залов и завершено художественное оформление еще пяти.

С 1887 г. по настоянию Забелина казна ежегодно выделяла по 10 тыс. руб. на закупку для музея различных экспонатов. Однако одним из основных способов комплектования фондов музея было поступление в дар крупных собраний и отдельных предметов от государственных, общественных, научных и образовательных учреждений и организаций и частных лиц (всего в списках дарителей музея на начало 1917 г. значилось более 900 человек).

Среди дарителей – члены императорской фамилии и представители известнейших дворянских родов России: Голицины, Кропоткины, Оболенские, Щербатовы, Масальские, Бобринские, Олсуфьевы, Уваровы, Чертковы, Дашковы и др. Огромный вклад в пополнение фондов музея внесли купцы-меценаты: Бахрушины, Бурылины, Боткины, Вахрамеевы, Грачевы, Карзинкины, Найденовы, Постниковы, Сапожниковы. В перечне дарителей Исторического музея значатся имена знаменитых художников: А. М. и В. М. Васнецовых, А. Н. Бенуа, В. В. Верещагина, В. Д. Поленова, В. И. Сурикова, крупных ученых: Д. Н. Анучина, Е. В. Барсова, А. Н. Веселовского, И. Е. Забелина, П. В. Зубова, Д. И. Иловайского, Н. П. Кондакова, Н. П. Лихачева, Д. А. Ровинского, Л. М. Савелова, А. И. Соболевского, А. А. Шахматова.

Самый удивительный и весомый подарок Историческому музею сделал в 1905 г. купец П. И. Щукин, передавший ему свой музей-коллекцию “Российских древностей” (всего около 300 тыс. экспонатов). Все это богатство поступило в Исторический музей вместе с земельным участком и несколькими зданиями по Малой Грузинской улице в Москве, где оно хранилось.

Первое десятилетие XX в. было чрезвычайно насыщено самыми разными событиями. Продолжалась отделка и художественное оформление еще 8 залов первого этажа, в январе 1904 г. графиня С. А. Толстая передала в музей на хранение архив Л. Н. Толстого, в 1906 г. в полную собственность РИМ поступили материалы “Музея памяти Ф. М. Достоевского”, созданного вдовой и сыном писателя.

В канун нового 1909 г. ушел из жизни И. Е. Забелин, оставив музею все свои коллекции, библиотеку, архив и 270 тыс. рублей личного капитала. Его должность товарища председателя РИМ занял 23 февраля (8 марта) 1909 г. его друг и соратник князь Н. С. Щербатов.

29 августа(11 сентября) 1912 г. в залах 2-го этажа РИМ открылась грандиозная выставка, посвященная 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г., на которой были представлены богатейшие материалы практически со всей страны (из музейных собраний, картинных галерей, частных коллекций). Многие памятники впоследствии так и остались в фондах Исторического музея.

В 1912 г. Щербатов выступил с инициативой о передаче музею здания Московского губернского правления (бывшего монетного двора царей Ивана и Петра Алексеевичей), а Московская городская дума в 1914 г. предложила передать музею свое здание (ныне филиал ГИМ “Музей В. И. Ленина”). Но решению всех этих вопросов помешала начавшаяся первая мировая война, а затем и Октябрьская революция.

Государственный исторический музей в Советское время

В ноябре 1917 г. музей в третий раз поменял свое название, став Государственным Российским историческим музеем, а с 1925 г. – Государственным историческим музеем (ГИМ).

В первые годы Советской власти возникла весьма серьезная угроза расчленения и изъятия значительной части фондов музея. В 1919 г. при Наркомпросе была создана особая комиссия, определявшая пути реорганизации музея. Результаты ее работы получили одобрение и, спустя 2 года, в 1921 г. был принят новый Устав и сформирована очередная Комиссия под председательством заместителя наркома просвещения РСФСР проф. М. Н. Покровского по уточнению профиля музея. Тогда же, в 1922 г., произошло разделение музея на 6 отделов археологический, исторический, исторический специальный, исторических источников, исторических пособий и функциональный.

1920 – 30-е гг. в музей влились фонды других ликвидированных или несостоявшихся музеев, монастырей, архитектурных и исторических памятников и комплексов, многие из которых стали филиалами ГИМ: Музей 1812 года, Музей дворянского быта 40-х годов, Военно-Исторический музей, Музей-усадьба Коломенское, Боровский-Пафнутиев монастырь, Александрова слобода, Алупкинский дворец, Грузинская церковь и Судакская крепость в Крыму, Новодевичий монастырь в Москве, Покровский собор (Храм Василия Блаженного), Палаты бояр Романовых в Зарядье, Церковь Троицы в Никитниках. Спустя полвека, в 1980 – 90-е гг. этот список расширился за счет Крутицкого подворья, Музея декабристов, Усадьбы Измайлово, Центрального музея В. И. Ленина.

К концу 1920-х гг. приоритетным направлением в деятельности ГИМ стала пропаганда, но уже по Положению 1940 г. основное внимание стало уделяться научно-исследовательской работе. В ГИМ существовала своя аспирантура, где обучались многие музейные сотрудники..

Государственный исторический музей в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны наиболее ценная часть фондов ГИМ была эвакуирована сначала в г. Хвалынск на Волге, затем – в г. Кустанай.

Осенью 1941 г. в ГИМ открылась первая в стране межмузейная “антифашистская” выставка, посвященная истории борьбы нашего народа с немецкой агрессией (начиная с времен Александра Невского), позднее она трансформировалась в выставку “Разгром немецко-фашистских войск под Москвой в 1941 – 1942 гг.”, занявшую сначала 3 (в мае 1942 г.), а затем 6 залов (в 1943 г.).

Сотрудниками ГИМ в годы войны было собрано более 12 тыс. предметов па местах сражений и у участников военных действий. За всю войну музей был закрыт только 8 дней (с 30 октября по 6 ноября 1941 г.), и то лишь потому, что из-за частых бомбежек в окнах многих залов были разбиты стекла.

Сразу после войны в семи залах 2-го этажа открылась экспозиция, охватывавшая историю первой половины XIX в., которая заканчивалась темой “Героическая оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.”. Но постоянную систематическую экспозицию по отечественной истории с древнейших времен и до 1917 г. удалось создать лишь к 1957 году.

Государственный исторический музей в наши дни

В 1997 г. (после капитального ремонта, начавшегося в 1986 г.) ГИМ открыл первую очередь экспозиции (8 залов) и выставку “Реликвии истории Государства Российского” (3 зала).

В 2006 г. новая постоянная экспозиция ГИМ с древнейших времен до конца XIX в. предстала перед посетителями в 35 отреставрированных и восстановленных залах. В том же году был окончательно решен вопрос о передаче ГИМ здания Центрального музея В. И. Ленина и прилегающих к нему пяти строений.

В настоящее время ГИМ и его филиалы ежегодно посещает свыше 1 млн. 300 тыс. человек, проводится 26 тыс. экскурсий, читается 850 – 900 лекций. В музее работает 18 детских исторических и художественных кружков и клубов, в которых занимается около 700 детей. В ГИМ созданы: Научное общество учащихся ГИМ, семейный клуб “Наш дом – музей”, кукольный исторический театр.

ГИМ регулярно принимает на стажировку и практику группы студентов профильных вузов и музейных работников со всех концов России и из стран СНГ. За последние 10 лет ГИМ организовал около 600 выставок, свыше половины из них прошли в российских регионах и более 40 – за рубежом. В музее работает около 280 научных сотрудников, треть из которых имеет ученые степени кандидатов и докторов наук.

Сегодня экспозиция ГИМ охватывает время от каменного периода на территории России до середины XVIII века. Экспозиция Музея построена тематически. Каждый зал посвящен одному или нескольким неразрывно связанным между собою узловым моментам истории России. Экспозиция строится на сочетании подлинных вещественных, иллюстративных и письменных документальных памятников с дополнительными экспонатами, созданными на основе научной реконструкции явлений прошлого: макетами, историческими картами, картинами и художественными зарисовками, моделями и т. п.

Государственный Исторический музей – имеет огромную ценность, как для России, так и всего мира в целом. Ежедневно он открывает людям мир истории, рассказывает о предках и великих исторических событиях. Государственный исторический музей – это великое наследие России.

Исторический музей на Красной площади – Фото

Источники:
http://shm.ru/missiya-i-organizatsiya/museum_history/
http://pro-stranstva.ru/istoricheskij-muzej/
http://turbina.ru/guide/Moskva-Rossiya-112312/Zametki/Gosudarstvennyy-Istoritcheskiy-muzey-997/
http://www.rosimperija.info/post/2915
http://www.narasputie.ru/dostoprimechatelnosti/moskva/istoricheskiy_muzey/
http://estetico.me/posts/view/maltijskij-orden

Ссылка на основную публикацию