Содержание
Графская пристань в Севастополе
На историю Крыма Графская пристань в Севастополе оказала наибольшее влияние — как политическое, так и культурное. Указ о закладке этого места издала Екатерина Великая, и с тех пор пристань считается чуть ли не главными вратами Черноморского флота. С позиции же императорского двора Графская пристань была одним из наиболее важных приграничных объектов. Через шестьдесят лет своего существования пристань обрела торжественный вид — появились мраморные скульптуры и дорическая колоннада.
Искать достопримечательность необходимо в Южной бухте — на ее западной оконечности. Ближайшие ориентиры — Морской вокзал и площадь Нахимова. GPS-координаты: 44°37′1″N (44.616942), 33°31′37″E (33.52691). Нами отмечена Графская пристань на карте Севастополя, так что вы без труда сумеете отыскать объект.
История возникновения пристани
Изначально на месте Графской пристани располагался деревянный причал — тут швартовались лодки, хозяева которых плыли в северные районы города. Так было с 1783 года. К прибытию Екатерины Второй деревянные ступени демонтировали и заменили на каменные — это случилось в 1787 году. Объект получил название Екатерининской пристани, а каменная лестница простояла в неизменном виде несколько десятилетий. Графской пристань сделалась благодаря авторитету Марка Войновича, в ту пору возглавлявшего ЧФ на полуострове.
Если же говорить о «парадной» составляющей, то подлинная история Графской пристани в Севастополе началась значительно позже. Город стремительно разрастался, и название объекта перестало соответствовать его облику. Адмирал и знаменитый путешественник Михаил Лазарев вознамерился превратить пристань в туристическую жемчужину Севастополя. Мысли об этом начали посещать Лазарева еще в 1834 году. Тогда адмирал возглавлял Черноморский флот и занимал почетную должность градоначальника.
Отметим, что Лазарев нуждался и в причалах военного назначения. Первые планы по модернизации причала были представлены Николаю Первому в 1837 году. Проектом занялся инженер Уптон, приложивший руку к знаменитой Башне Ветров. Масштабная реорганизация портовой территории началась в 1844 году и растянулась на два года. Вот несколько интересных фактов, касающихся проектирования и строительства Графской пристани:
- Изначально Николай Первый выступил против колоннады, которую Лазарев считал важным украшением (дискуссия растянулась на несколько лет, но мореплаватель добился своего).
- Количество лестничных маршей увеличилось до четырех.
- Завершение работ пришлось на 1846 год.
- Мраморные скульптуры львов изваял Фердинандо Пелличио.
- Рядом с колоннадой также располагались караульные домики.
Две войны
Крымская война стала наиболее трагичным событием для Графской пристани. В августе 1855 года произошел взрыв баржи, под завязку нагруженной порохом. Судно взорвалось рядом с причалом, что привело к катастрофическим разрушениям в гавани. Графская пристань (Севастополь), фото которой вы видите перед собой, была уничтожена. Пострадала и городская застройка — рухнули здания, расположенные на сравнительном удалении от берега.
Первоначальный вид пристань обрела в 1867 году после масштабной реконструкции. Последующие исторические события также не пошли на пользу сооружению. Значительные повреждения были нанесены Графской пристани в период Второй мировой. Восстановление достопримечательности было начато в 60-е годы прошлого столетия, но процесс растянулся на 20 лет. Нынешний вид набережная обрела в 1988 году.
Чем пристань привлекает туристов
Графская пристань всегда была в центре событий, определяющих историю Крымского полуострова. Поэтому здесь на каждом углу встречаются мемориальные доски, расширяющие кругозор путешественника. Например, если вы будете смотреть на пристань со стороны бухты, то сможете увидеть доску, установленную в честь победы адмирала Нахимова в Синопской битве (1853 год). Есть памятные дощечки, связанные и с другими эпохальными событиями:
- Отбытие лейтенанта Шмидта на крейсер «Очаков» с последующим принятием командования над революционными матросами (1905 год).
- Освобождение Севастополя от фашистов и поднятие военно-морского флага (1944 год).
- Поражение солдат Врангеля и отбытие с Графской пристани нескольких тысяч русских эмигрантов (1920 год).
- Уничтожение крейсера «Красная Украина» в период ВОВ.
Сейчас Графская пристань относится к числу визитных карточек Севастополя, поэтому объект включен во все туристические путеводители. Общий вид набережной мало отличается от достопримечательности, впервые построенной около двухсот лет назад. Площадь Нахимова с линией причала связывает монументальная гранитная лестница, основу которой составляют четыре продольных марша. Края лестницы ограничены каменным парапетом.
Подножье лестницы обозначено подпорными стенами и установленными на них мраморными львами. Это символические стражи Севастополя, взоры львов устремлены в морскую даль. Верхнюю площадку конструкции венчает арочная колоннада, которой севастопольцы могли лишиться по приказу императора. Дорические колонны придают набережной чарующий вид, это главный элемент всего комплекса. Античный стиль создает ощущение монументальности — вам кажется, что проект создавался больше тысячи лет назад.
Канелюрованные колонны сгруппированы в два ряда и украшены каймленным фризом. Всю эту красоту венчает аттик с выбитой резчиками датой постройки. Боковые пропилеи оборудованы нишами, внутрь которых помещены статуи древних богов. Изначально фигур было четыре, но до наших дней сумели дожить лишь две из них.
Практическая информация
Если вас заинтересовала Графская пристань в Севастополе, ничто не мешает ее посетить — вход свободный для всех желающих. От пристани регулярно отчаливают экскурсионные прогулочные катера, с помощью которых можно добраться в отдаленные севастопольские бухты. Обычно стоимость морского путешествия связана с габаритами судна — чем больше корабль, тем дороже обойдется экскурсия. Средняя цена прогулки составляет порядка 800-1200 рублей.
А вот добираться до пристани лучше всего через площадь Нахимова — эта необременительная прогулка отнимет у вас порядка четырех минут. Данный район местные жители называют Старым городом, а раскинулась пристань в самом сердце исторической застройки. Попасть сюда можно тремя способами:
- троллейбус (номера 12, 3, 7, 5, 13 и 9);
- маршрутка (107, 110, 109 и 112);
- катер (курсирует между Северной стороной и Графской пристанью каждые 15 минут).
Средняя стоимость проезда на общественном транспорте в Севастополе колеблется в пределах 10-15 рублей. Так что самостоятельная поездка получится бюджетной и весьма познавательной. Следует учесть, что неподалеку от пристани расположено множество других достопримечательностей (Вечный огонь, Мост влюбленных, Морской аквариум-музей), поэтому стоит отвести на посещение набережной побольше времени. Если останутся силы на посещение Артбухты, обязательно взгляните на Памятник затонувшим кораблям, а детей сводите в Севастопольский дельфинарий. Приятного отдыха!
Графская пристань
Графская пристань
Севастопольская Графская пристань уже много веков является главными морскими воротами города и по праву считается одной из самых красивых в Европе.
Географические координаты Графской пристани в Севастополе на карте Крыма GPS N 44.617023, E 33.526630.
Годом основания Графской пристани считается 1783 год. Этот же год является и годом основания города Севастополь. Графская пристань была заложена в числе первых сооружений в будущем городе и сразу же стала главными морскими воротами.
Находится Графская пристань на входе в Бухту Южная, на западном берегу в исторической части города, возле площади Нахимова. Адрес Графской пристани часто указывают как проспект Нахимова 4, но это не совсем верно. Сама пристань адреса не имеет, но здание проспекта Нахимова 4 находится в 5-ти метрах от пристани, по этому, следуя этому адресу, Вы точно попадете в указанное место.
Первая пристань, построенная в 1783 году, была полностью деревянная. В 1786 году в народе ее стали называть Графской в честь командира Черноморской эскадры, графа Марко Ивановича Войновича.
В 1787 году Графская пристань получает официальное название Екатерининская, как и первая улица в Севастополе (сейчас она называется Ленина). Название Екатерининская было приурочено к визиту императрицы в Крым, но в народе название так и не смогло прижиться.
С развитием города остро стал вопрос об обустройстве центральной пристани и приданию ей более благородного вида, нежели изношенные за полвека деревянные настилы.
В 1846 году Графская пристань полностью реконструируется и, как и подобает главным воротам города, ее покрывают камнем. Со стороны моря на пристани покоятся два мраморных льва, сделанные под заказ в Италии известным скульптором Фердинандо Пелличио. За львами начинаются каменные ступеньки к площади, сделанные из инкерманского камня, одного из лучших в Крыму. А выход на площадь заканчивает всю композицию огромная колоннада в римском стиле. Руководителем проекта, как и главным архитектором, был назначен полковник Джон Уптон. Именно его трудолюбие и мастерство позволи не только качественно завершить всё строительство, но и сделать эту достопримечательность одной из самых посещаемых в городе.
Через девять лет после окончания строительства, во время первой обороны Севастополя, возле Графской пристани взрывается баржа с порохом. Взрыв огромной мощности разносит несколько рядом стоящих шлюпок, но пристани наносит незначительный ущерб, по крайней мере его каменной части.
Самый большой ущерб Графской пристани был нанесен во время фашистской оккупации в 1941-1944 гг Севастополя при боях за освобождение города. Враг долго и упорно не хотел сдавать позиции города, и война велась буквально за каждый метр Севастополя. На территорию Графской пристани попало около 30 снарядов.
В конце 70-х годов прошлого века пристань была полностью реконструирована, восстановлена каменная кладка и колоннада.
Сегодня Графская пристань в Севастополе, не только главные морские ворота города, но главная пристань, с которой принимается парад Победы и все морские праздники и торжества. Также с пристани можно попасть на обзорную экскурсию по Севастопольской бухте или обзорную экскурсию по боевым кораблям черноморского флота. Экскурсия длится около 40-50 минут, но доставляет большое количество удовольствия и от морской прогулки и от истории города, которую Вам не только расскажут, но и покажут на всем протяжении Вашей прогулки.
Недалеко от пристани находятся несколько самых интересных достопримечательностей Севастополя: Памятник затопленным кораблям и Причерноморский бульвар. Если Вы решите посетить Севастополь, то посещение Графской пристани можете ставить на первое место.
Графская пристань — парадные врата Севастополя
Графская пристань в Севастополе – это одно из мест, оказавших наибольшее влияние на политическую историю Крымского полуострова после манифеста Екатерины II, в 1783 г. включавшего его территорию в состав Российской империи. Она с самого момента основания стала вратами Черноморского флота (ЧФ) в Крыму, а в глобальном, общеимперском масштабе имела значение, пожалуй, намного большее, чем весь полуостров, с его неисчислимыми природными богатствами.
Спустя 60 лет, когда пристань была полностью перестроена и дополнена архитектурными элементами, главным образом изящной дорической колоннадой и мраморными скульптурами, она стала парадными вратами Севастополя и самого Крыма. Долгие годы в Европе ей не было равных, а замысел создателей этого маленького чуда в том и состоял, чтобы все сходившие с борта судов поражались, увидев причал. Нужно сказать, что эффект этого сохраняется даже сегодня.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится пристань в Севастополе?
Не знаете, где находится в Севастополе Графская пристань? Она расположена на западном краю Южной бухты. Раскинулась она поблизости другой известной достопримечательности – Нахимовской площади.
Пристань на карте Крыма
История становления сооружения
Интересно, что Графская пристань была первым городским сооружением, появилась в момент, когда и города еще не было, лишь далеко идущие планы. Конструкция была полностью деревянной, но уже к 1787 г., накануне приезда Екатерины II, простую лестницу из дерева заменили широкие каменные ступени. Тогда и появилось ее название – Екатерининская пристань, которое, впрочем, не прижилось,
История, собственно, «парадной» достопримечательности Севастополя началась много лет спустя, когда внешний вид ее перестал соответствовать названию, особенно на фоне основательно разросшегося красивого города. Идея превратить ее в архитектурную жемчужину полиса принадлежала адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву, с 1834 г. одновременно занимавшему должность Севастопольского градоначальника и командира ЧФ.
Проект был разработан талантливым архитектором и инженером, англичанином Джоном Уптоном еще в 1838 г. Но поданный на рассмотрение Николаю I, он неожиданно лишился главного украшения – колоннады, которую император счел лишней. Сам Лазарев считал ее главным элементом всего сооружения, продолжал настаивать на первоначальном варианте, рискуя навлечь на себя гнев правителя. Все же деятель добился своего, а проект утвердили в 1844 г. Спустя два года, в 1846 г., строительство парадной пристани было завершено, причем во время проволочек с проектом к нему, добавились мраморные скульптуры львов, выполненные Фердинандо Пелличио.
Графская пристань в период двух войн
Пожалуй, самым трагическим моментом в истории этого величественного сооружения стала Крымская война.
Но в 1867 г. ее полностью отстроили, вернув первоначальный вид. Новые несчастья свалились на причал во время Великой Отечественной войны – в этот раз он также получил серьезные повреждения и был основательно потрепан. Реставрационные работы по восстановлению уникальной памятки в городе-герое проводились с перерывами около 20 лет и завершились только в 1988 г.
Чем интересна Графская пристань?
Сейчас Графская пристань, ставшая с первых дней визитной карточкой Севастополя и самым значимым сооружением в его истории, имеет фактически тот же вид что и 170 лет назад. Как и прежде, от причала по направлению к площади адмирала Нахимова поднимает широкая гранитная лестница, состоящая из 4
На верхней площадке блещет красотой и изяществом та самая арка, которой едва ли не лишилась Графская пристань по прихоти императора, что и придает всему сооружению неповторимый, чарующий вид, являясь его основным элементом. Арочная конструкция выполнена в классическом античном стиле, представляя собой двойной ряд стройных канелюрованных колонн, с каймленным фризом венчаемым аттиком и запечатленной на нем датой постройки. По бокам пропилеи, в нишах, красуются скульптуры античных богов, мужская и женская фигуры, поначалу их было четыре, но до сегодня сохранилось только две.
Как добраться до достопримечательности?
Непонятно, как добраться до Графской пристани в Севастополе? Все предельно просто – любым общественным транспортом, идущим в центр Старого города, а дальше ориентироваться на Нахимовскую площадь. Для этого может стать полезной карта города или туристический путеводитель.
Пешком дойти до памятки от севастопольского центра проще всего так:
Туристу на заметку
- Адрес: пл. Нахимова, Севастополь, Крым, Россия.
- Координаты: 44°37′1″N (44.616942), 33°31′37″E (33.52691).
Графская пристань в Севастополе – это намного больше, чем просто достопримечательность, это символ города-героя и одна из славных страниц его истории, о чем расскажут мемориальные доски, расположенные по периметру. С нею очень многое связано, поэтому сами горожане относятся к этому прекрасному сооружению не как к памятнику, а как к живому существу. Всего этого невозможно понять, пока не увидишь сам причал. Но не на фото – оно не в состоянии того передать, как и самый подробный и красноречивый рассказ! Предлагаем вам небольшое видео об этой уникальной памятке! Приятного просмотра!
Графская пристань в Севастополе
Ажурная колоннада Графской пристани просматривается за памятником адмиралу Нахимову, что на одноименной площади. Графская пристань в Севастополе является исторически первой пристанью города, выстроенной почти сразу после его основания (в 1783 г.). Она была построена по приказу командующего Черноморской эскадрой графа Войновича. Свое название получила от местного населения, хотя официально изначально называлась Екатерининской.
Gallery not found.
Графская пристань является одной из достопримечательностей современного Севастополя. Архитектурно она представляет собой площадь, отделенную от уходящей в море широкой каменной лестницы, двумя рядами дорических колонн. Колонны поддерживают карниз с парапетом и образуют парадный вход (пропилени). Графская пристань дважды разрушалась и дважды восстанавливалась в своем прежнем виде.
Графская пристань получила свое название по титулу М. И. Войновича, командира Черноморского флота и портов, по приказу которого и была выстроена. И чья шлюпка приставала в этом месте.
История Графской пристани в Севастополе
Исторически Графская пристань в Севастополе была простым шлюпочным деревянным причалом, без архитектурных изысков. Затем – в 1787 году – к приезду в Севастополь Екатерины II командиром Черноморского флота и портов графом М. И. Войновичем была построена широкая каменная лестница, которую назвали Екатерининской.
С приходом к власти большевиков до 1941 года пристань именовалась «Имени III Интернационала», но название также не прижилось. В 1843 году Графская пристань была украшена 2 мраморными львами и 4 античными статуями (установленными в нишах колоннады) работы итальянца Фердинандо Пелличио. Две статуи сохранились.
Колоннада Графской пристани
Колоннада появилась в 1846 году, когда военным губернатором города был Михаил Лазарев. Губернатор решил облагородить внешний вид пристани. Он заказал проект военному инженеру Джону Уптону (англичанину, состоявшему на службе России). Уптон подготовил проект с колоннадой, но Николаю I (а в то время любой проект должен был быть утвержден на самом высоком уровне) колоннада не понравилась. И проект был утвержден без нее. По одной из версий царь просто не хотел тратить деньги на подобное излишество.
Лазарев предпринимал неоднократные попытки убедить императора пересмотреть свое решение – утвердить проект с колоннадой. Была даже придумана история про некого пьяного кучера, который якобы съехал в море по ступенькам неогороженной пристани. По другой версии, императору рассказывались все подобные байки, и что по ночам на пристань регулярно падают пролетки извозчиков. Наконец, император сдался. И теперь Графская пристань с колоннами, пережив две обороны города, стала символом Севастополя.
С пристанью связано множество исторических событий, о которых напоминают мемориальные доски: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 г.», «Здесь, ведя бой с противником 12 ноября 1941 г., погиб крейсер «Червона Украина» и др.
Моряки до сих пор считают Графскую пристань Севастополя принадлежащей речному флоту и стараются именовать ее причалом. Но исторически сложилось так, что в Севастополе все причалы и пристани приято именовать либо пристанями, либо стенками.
По традиции к Графской пристани могут причаливать катера с офицерами в должности не ниже командира корабля. Справа от пристани (в стороне железнодорожного вокзала) находится Минная и Телефонная стенки. Именно от Графской пристани ходит рейсовый катер, на котором можно добраться до Северной части города (путь займет около 10 минут). Уже с пристани видны Михайловский и Константиновский форты. Открывается вид на Севастопольскую, Корабельную и Южную бухты.
Сегодня Графская пристань является парадным причалом Черноморского флота, считается памятником классической архитектуры. После Синопского сражения именно на Графской пристани встречали адмирала Нахимова.