Храм Иоанна Воина на Якиманке, Москва. Фото, история, расписание богослужений, духовенство, адрес

Добро пожаловать в Храм Иоанна Воина

Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу»[1]. Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.

Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.

В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило». 1

Также, существует народная легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр»[2]. Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, — отец Алексий Федоров (ск. 1731 г.).

В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель. Московский губернатор, князь Михаил Григорьевич Ромодановский, уплату оброчных денег с этих земель отменил, а велел хозяевам платить только «мостовые деньги» — на приведение в порядок дорог у их владений. Через некоторое время новый губернатор, боярин Алексей Петрович Салтыков, предписал собирать и оброчные деньги. Так за церковью Иоанна Воинаобразовалась недоимка (с 1714 по 1720 год): 89 рублей 22 алтына 2 деньги оброчных денег и 24 рубля мостовых.

К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи«[3].

Однако, есть все основания полагать, что строительство Храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель[4]. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнуло начало строительства Храма Иоанна Воина.

Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный(ск. 1727 г.). Уже 11 (23) июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября) и в Храме началось богослужение.

Большое освящение Храма 12 июня 1717 года совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). С этого дня, который считается начало жизни нового Храма, по глубокому замечанию о.Назария, игумена Валаамского, «неотступно пребывает в храме Божием Ангел-блюститель Престола Господня».

Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она «уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни«[5]. Таким образом, наряду с Петром Великим основателем новой церкви Иоанна Воина следует признать священника Алексея Федорова.

В 1752 году в истории православной России произошло знаменательное событие — были обретены нетленными и позднее канонизированы мощи Святителя Дмитрия Ростовского (память 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября). Год представления святого совпадал с годом закладки Храма св. мученика Иоанна Воина. Погребение Святителя, своего почившего друга, совершал тот же Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который освящал Храм. Жизнь новоявленного Святителя и Храма протекала, таким образом, почти одновременно и духовно взаимосвязанно. Переплетение дат и событий сподвигли прихожан просить освятить новый престол во имя этого святого.

Таким образом, в 1760 году Храм св. мученика Иоанна Воина стал трехпрестольным.

Отечественная война 1812 года

В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами.

«Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною» («Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85).

Господь сохранил Храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.

После неприятеля престолы были освящены заново: св. Гурия, Самона и Авива — 20 февраля, св. Димитрия Ростовского — 9 марта, св. Иоанна Воина — 29 июня 1813 года. Несколько же дней, когда Храм был разграблен, так и остались единственными днями за всю 300-летнюю историю Храма, когда в нем не совершались богослужения.

Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.

Годы богоборчества

В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как сщмч. Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.

Молитвами сщмч. Христофора и всех небесных покровителей Храму удалось избежать скверны обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Все годы и поныне богослужения совершались и совершаются в соответствии с исторической православной традицией.

Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.

Выпало Храму и иное послушание — стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей. Это и икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи и икона св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.

Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.

Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.

Одним из последних изменений в Храме Иоанна Воина было в 1984 г., когда из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.

[1] Желябужский И.А. Записки // Записки русских людей. СПб., 1841. С.111.

[2] Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве // Московские губернские ведомости. 1841, № 10. С.100.

[3] Иванов О.А. К истории церкви Иоанна Воина // Московский журнал. 1999. № 7

[4] ЦИА Москвы. Ф.2134, оп.1, № 36, л.75

[5] Москва. Актовые книги XVIII столетия. М., 1895. Т.3. С.114 (№ 523).

Церковь Иоанна Воина на Якиманке

Древний красивейший храм Москвы Иоанна Воина на Якиманке впервые принимал патриарха Кирилла, прибывшего для проведения Литургии преждеосвященных даров. Храм Иоанна Воина на Якиманке — православная московская святыня начала 18 века, возведенная по чертежам царя Петра Первого в честь победы под Полтавой.

Уникальной особенностью церкви является тот факт, что она никогда не закрывалась, даже в периоды антихристианского движения, поэтому православные ценности из разрушенных ранее храмов переносились под покров Иоанна Воина.

Исторические сведения

В 1625 году, в районе Большой Якиманки, проживали стрелецкие семьи, считавшие, что Иоанна Воин является их покровителем, поэтому они собрали средства и возвели церковь в честь своего хранителя. Стрелецкое восстание причиной опустошения поселения и храма.

Наводнение 1708 года практически затопило церковь, но люди, чтобы попасть в нее, плыли на лодках. Этот факт заинтересовал проезжавшего по этой местности Петра Первого, по велению которого была построена новая церковь, расположенная на возвышенности. Чертежи церковных построек были сделаны самим царем, а проект разрабатывал любимый архитектор Петра Первого Иван Зарудный.

Архитектура

Эпоха Петра Первого ознаменовалась слиянием славянских и европейских стилей архитектуры. Смешанное русско-украинское барокко легло в основу проекта новой церкви, соответствующей законам архитектурных строений Москвы начала 19 века.

Храм, трапезная и колокольня по форме напоминают корабль, но при рассмотрении с дальнего расстояния церковная постройка была подобна круглой беседке — ротонде. Каждый ярус нововозведенного храма имел уникальный декор. Белокаменные ветви, цветочный орнамент обрамлял оконные проемы, придавая храмовым постройкам особой красоты.

Интересно! Уникальностью примыкающей к церкви колокольни является необычной формы главка и расписанный в шахматном порядке купол.

Старинная кованая ограда, выполненная согласно канонам елизаветинского барокко, украшена причудливым орнаментом, образованным вьющимися коваными ветвями и листьями.

Целых 9 лет шло строительство, и только в 1717 году после освящение была проведена первая Литургия.

Среди подарков, присланных царем по случаю освящения святыни, можно было увидеть золотую посуду для Таинств, тяжелую гирю, которую сразу прикрепили над главными воротами, и картину «Аптека, врачующая грехи».

В 1760 году церковь святого мученика имела 3 престола:

  • Святых Гурия, Самона и Авива;
  • Святого Дмитрия Ростовского;
  • Святого Иоанна Воина.

Война 1812 года стала катастрофой для прекрасного строения святого Иоанна Воина на Якиманке. Мародерство было основным занятием французской армии. Солдаты в поисках церковных сокровищ срывали двери и полы, напоследок они хотели сжечь Москву, но огонь, бушевавший на Якиманке, остановился перед церковной территорией.

Едва отремонтировав поломки, храм освятили, и в 1840 году с помощью прихожан удалось восстановить внутренние помещения.

Страшный для православия 1922 год принес в церковь праведного Иоанна Воина разорение. Все ценности конфисковали, иконостас разграбили, колокола сняли, настоятеля, протоиерея Христофора Надеждина расстреляли, но храм не закрыли.

Иоанн Воин стал хранителем множества икон из Московских храмов Москвы и самого Кремля. Внутреннее помещение церкви было украшено резным золоченым иконостасом 1708 года, перенесенного в 1928 году из храма Трех святителей, который впоследствии был снесен.

Последние изменения в храмовом комплексе были сделаны в 1984 году, когда, согласно архитектурному плану города, уникальную ограду церкви передвинули на несколько метров при расширении проезжей части улицы.

Святыни современного храма

С начала 20 столетия в храме мученика Иоанна Воина на Якиманке хранится множество святых образов.

  • Икона прп. Иоакима и Анны, родителей Пречистой Девы Марии, передана из одноименного храма, давшего название улице и снесенного в 1970 году.
  • Икона святой мученицы Варвары, защитницы от внезапной кончины, ангела-хранителя тех, кто опускается в шахты, борется с огнем или поднимается на высоты, с частью перста и перстень также передан из церкви, подлежащей сносу.
  • Святой образ мученика Иоанна Воина, служившего при императоре Юлиане Отступнике, и принявшего смерть, как христианин.
  • Самым почитаемым среди прихожан считается святой образ Богородицы «Владимирская», написанная, по преданию, одним из евангелистов Лукой.

Этот перечень церкви святынь святого Иоанна Воина на Якиманке далеко не полный.

В помощь паломникам

Адрес храма Иоанна Воина на Якиманке: Москва, ул. Большая Якиманка, д. 46.

Метро является самым удобным транспортом, чтобы добраться до московской древней святыни.

Выйдя на станции Октябрьская, нужно идти в сторону кафе «Шоколадница», оттуда пряничного вида храмовые постройки в красно-белом стиле видны издалека. Расписание храмовых служб следует уточнять на сайте церкви.

Храм Иоанна Воина в Москве на Якиманке открыт ежедневно, в 8.00 начинается утреня, в 17.00 — вечерня — по будним дням. Особенно людно на церковной территории в дни престольных праздников:

  • 12 августа — почитание Иоанна Воина;
  • 28 ноября — дань памяти мучеников Гурия. Самона, Авива;
  • 1 августа,10 ноября — чествование святого Дмитрия.

Социальная помощь и миссионерство

Священники и прихожане церкви ведут активную деятельность в распространении православной веры. Все дети в возрасте от 6 лет приглашаются на обучение в воскресную школу для познания основ Святого Писания и правил поведения при богослужениях.

Для подростков открыт клуб, руководители которого организовывают поездки для паломников, проводят тематические лекции и вечера. При поддержке церковной общественности оказывается помощь более 150 детям из коррекционного интерната в виде доставки одежды, продуктов, книг и игрушек.

Храм Иоанна Воина на Якиманке Москва

Содержание:

Храм Иоанна Воина в Москве — выдающийся памятник петровского барокко, он появился как бы «спонтанно», благодаря личному распоряжению царя, просто бросившего взгляд на эту местность.

Интересные факты

В храме хранятся частицы мощей более 150 святых. К моменту наполеоновского нашествия на храмовой колокольне было 7 колоколов, самый большой из которых весил 130 пудов.
Во второй половине XIX века колоколов было уже вдвое больше, а благовестный колокол весил аж 303 пуда. К сожалению, все эти колокола утрачены.

Первый храм Иоанна Воина на Якиманке упоминается уже в 1625 году, стоял он гораздо ближе к реке, в глубине улицы, а также дальше к югу — примерно на месте нынешнего Центрального дома художника. Храм служил приходской церковью стрелецкой слободы, устроенной здесь еще при Иване Грозном.

Постоянные губительные разливы Москвы-реки побудили стрельцов перестроить храм в камне, что и было сделано в 1671 году. Однако и это не помогло — сначала храм оказался в запустении после высылки стрельцов из Москвы вследствие Стрелецкого бунта, а в начале XVIII века оказался затоплен при наводнении 1709 года.

По легенде, во время того самого наводнения, проезжая по берегу, Петр I видел, как прихожане подплывают на лодке к церкви Иоанна Воина, стоящей прямо в воде. Царь пожелал перенести храм на возвышение у самой Большой улицы и выписал на постройку церкви сумму в 300 рублей. На эти деньги можно было построить не просто каменную церковь, а настоящий шедевр в новейшем вкусе, что в итоге и произошло.

12 июня 1717 года освятили новый храм во имя св. мученика Иоанна Воина на Якиманке, который теперь стоял не в глубине у реки, а близ линии улицы.

История храма Иоанна Воина на Якиманке

На фото: Храм Иоанна Воина в Москве в 1961 году.

«Благословление» Петра I как будто придало храму Иоанна Воина внутреннюю силу: он хорошел, развивался, переживал войны и революции — не без потерь, но почти не останавливая богослужебную жизнь, а в XX веке стал хранителем святынь и ценностей множества других московских храмов, закрытых советскими властями.

История храма Иоанна Воина на Якиманке в Москве протекала спокойно и размеренно. Разнообразие вносили разве лишь периодические ремонты и переустройства церкви. Менялись росписи храма, иконостас, храм обрастал пристройками. Первый катаклизм в спокойную жизнь церкви внесла Отечественная война 1812 года.

Отечественная война 1812 года

В 1812 году война пришла прямо под стены церкви Иоанна Воина на Якиманке. Французы, разграбившие всю Москву, осквернили и этот храм. Хуже того, после неприятеля здесь похозяйничали и местные нечестивые мародеры.

К счастью, разграбленный храм промыслом Божьим уцелел в великом московском пожаре. Полыхавший повсюду огонь не коснулся его: вся противоположная сторона улицы выгорела, но пламя остановилось прямо у церковной ограды, пощадив храм и вместе с ним не тронув и соседние здания.

Конец 1812-го и начало 1813 года стали единственным долгим периодом за всю историю храма (включая XX век!), когда в нем не совершались богослужения. После разграбления и осквернения церковь быстро оправилась. Щедрые жертвователи постепенно возместили утраченную утварь и убранство храма, и через некоторое, хоть и не очень короткое, время он стал не менее великолепен, чем раньше.

Храм и новая власть

XX век даже для внешне благополучно переживших его храмов все же был страшным временем. Не стал исключением и храм Иоанна Воина.

Однако храм не закрыли. Он стал не только единственной действующей церковью на большой окрестной территории, куда стекались не
боявшиеся исповедовать свою веру прихожане разных замоскворецких храмов, но и своеобразным хранилищем святынь из храмов, которые закрывали один за другим.

Вместе со святынями церковь обрела и новый иконостас: сюда перенесли иконостас 1708 года из церкви Трех Святителей у Красных Ворот, которую сломали для расширения Садового кольца. Так в храме появился иконостас-ровесник. Вместе с вещами и святынями из других приходов приходили и люди.

В 1930 году настоятелем церкви стал бывший настоятель древнего храма Марона Пустынника Александр Воскресенский, переживший вместе с ней и сталинские репрессии и Великую Отечественную войну.

Архитектура храма Иоанна Воина в Москве

Архитектура храма Иоанна Воина на Якиманке — Петровское барокко. Это переходный стиль, ставший из-за этого лишь эпизодом, царь хотел прорубить «окно в Европу» по всем направлениям.

В России Петровское барокко не стало популярным, оставшись лишь в единичных памятниках, в основном связанных с большими его поклонниками князьями Голицыными. Самый известный тому пример — знаменитая Знаменская церковь в подмосковных Дубровицах. Храмы же петровской и елизаветинской вариаций стиля с первого взгляда определяются как русские. Русский облик характерен и для церкви Иоанна Воина.

В основе храма — четырехугольный объем, увенчанный восьмериковой купольной кровлей с мансардными окнами по сторонам света, и далее — двумя последовательно уменьшающимися восьмериковыми световыми барабанами и изящной, почти круглой главкой.

Четверик в основании совсем не выглядит массивным благодаря декору, повышенным средним пряслам с арочным завершением и пинаклям на углах. Далее вверх «нарядность» лишь увеличивается благодаря по-барочному роскошно оформленным мансардным окнам, необычно яркой раскраске скатов крыши и почти игрушечной балюстраде, идущей по верху кровли. Как сам храм является промежуточным между нарышкинским и елизаветинским барокко, так и этот ярус между четвериком и восьмериком, вовсе отсутствующий в более традиционных храмах эпохи, становится в композиции церкви смысловым центром, именно на него обращает наибольшее внимание зритель.

Западная часть четверика продолжается одноэтажной трапезной, соединяющей храм с гораздо более традиционной, но гармонично смотрящейся восьмериковой колокольней. Нечастый случай — колокольня увенчана даже более массивной и заметной главкой, чем сама церковь, притом что она ниже и из-за расположения улиц стоит как бы в глубине.

Внутри Храма Иоанна Воина на Якиманке

Храмы, не закрывавшиеся при советской власти, отличаются особым великолепием и благородством внутреннего убранства. Это относится и к храму Иоанна Воина, причем местная старина не давит, не создает ощущения «музейности».

Вход в храм расположен с северной стороны в основании колокольни. Еще до порога в трапезную посетителя встречает икона святого мученика Иоанна Воина, как бы напоминающая, кому посвящен храм. Большая икона святого есть и внутри, но обилие крупных темных старинных икон различных святых, действительно, может сбить столку.

Внутренняя структура храма характерна для церквей подобной планировки: широкий притвор в дальней части трапезной завершается двумя боковыми приделами, из которых южный, во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива, был освящен еще до центрального алтаря, а северный, во имя святителя Димитрия Ростовского, напротив, был пристроен позже. Между ними узкий проход с иконами (среди них — икона преподобной Анны Кашинской с частицей мощей) ведет в основную, самую просторную и наиболее роскошно оформленную часть храма.

Интерьер трапезной, не знавший обычных для советского времени переделок, отличается великолепием: лепнина, орнаментальные и сюжетные росписи, позолота, рельефные головы ангелов и другие фигуры. Однако главный храм выигрывает за счет простора, света, льющегося из высоких окон, и прекрасного резного иконостаса.

Иконостас сужается кверху, из-за этого в верхних его рядах уже не так много икон, но их нехватку, по крайней мере с визуальной точки зрения, компенсирует тонкий декор. Как и снаружи, изнутри основной четверик храма производит впечатление ротонды, благодаря косым скатам крыши и уходящему ввысь восьмиугольному завершению.

Нынешние росписи и вообще внутреннее убранство храма относятся в основном к середине XIX века, когда они были полностью обновлены; более ранние росписи не сохранились, однако с тех пор внутренний вид можно считать в целом сохранившимся.

К достопримечательности внутреннего убранства относятся деревянные скульптуры Распятия и Сидящего Христа XVIII века, а также старинное архиерейское кресло на горнем месте, которое, по неподтвержденным данным, было изначально коронационным троном императора Павла I.

В настоящее время в храме существует четвертый, переносной престол, освященный во имя великомученицы Варвары.

Храм Иоанна Воина на Якиманке, Москва. Фото, история, расписание богослужений, духовенство, адрес

Строение современного здания храма связано с Полтавской победой и завершено в 1711 году.

Архитектором официально считается Иван Зарудный, но последние исследования дают основания таковым признать Григория Устинова.

Главный престол освящён во имя мученика Иоанна Воина, боковые приделы в честь мучеников Гурия, Самона и Авива, и святителя Димитрия Ростовского.

Главный предел был освящен в 1717 году местоблюстителем патриаршего престола, митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским).

В храме совершали богослужения Святейшие патриархи Сергий (еще в сане митрополита), Алексий I, Пимен, и Алексий II.

Четыре мощевика с мощами святых Вселенской церкви и в земле Российской просиявших. Частицы Гроба Господня и земля от Гроба Господня, Ризы Господней и Камень из реки Иордан

В воскресные и праздничные дни ранняя Божественная Литургия в 7.00, поздняя Божественная Литургия в 10.00, а накануне – Всенощное бдение в 17.00.
В воскресенье в 17.00 Вечерня и молебен с водосвятием и акафистом св. мч. Иоанну Воину.
В понедельник и вторник в 8. 00 Утреня и Божественная Литургия. В последующие дни в 8.00 ч. Божественная Литургия в 8.00
Вечерами: ( кроме понедельника) Вечерня и Утреня с акафистом (если нет полиелея) во вторник –Гурию, Самону и Авиву, в среду – свт. Димитрию, митр. Ростовскому, в четверг – Казанской иконе Б.М. и вмц. Варваре (попеременно), в пятницу без акафиста.

протоиерей Георгий Александрович МЕЗЕНЦЕВ.
Родился 25 августа 1949 года.
Образование:Московская Духовная Академия.
04 августа 1981 года рукоположен в сан диакона.
04 октября 1981 года рукоположен в сан пресвитера.
протоиерей Геннадий Николаевич ГЕРОЕВ.
Родился 03 февраля 1959 года.
Образование:Московская Духовная Семинария.
15 марта 1987 года рукоположен в сан диакона.
09 октября 1987 года рукоположен в сан пресвитера.
протоиерей Алексей Васильевич ПАЛИНОВ
Родился 01 ноября 1968 года.
Образование:Московская Духовная Академия.
21 сентября 1993 года рукоположен в сан диакона.
22 сентября 1993 года рукоположен в сан пресвитера.
иерей Антоний Игоревич Смирнов
Образование:Сретенская духовная семинария.
диакон Даниил Николаевич СЕМИН

Проезд до ст. метро “Октябрьская”, далее пешком в сторону центра по Б. Якиманке, с левой стороны будет храм.
В приходе храма действует детская Воскресная школа, молодёжный клуб,
пункт выдачи вещей бездомным

2012 © Центральное Викариатство города Москвы

Храм мученика Иоанна Воина на Якиманке

Москворецкое благочиние Москвы
(Округ Центральный, управления Замоскворечье и Якиманка)

Первое упоминание о храме относится к 1625 г. Ныне существующий храм был построен в 1709-1717 г., согласно преданию по чертежу Петра I в честь победы под Полтавой (предположительно архиеп. И.Зарудным) и относится к числу лучших произведений раннепетровской архитектуры в Москве. Храм не закрывался.

Престолы

Святыни:

  • Икона Божией Матери Владимирская с клеймами
  • Икона мчч. Гурия, Самона и Авива
  • Икона мч. Иоанна Воина с житием
  • Икона правв. Иоакима и Анны
  • Икона и часть перста с перстнем вмц. Варвары
  • Икона св. Василия Блаженного
  • Образ Спаса Смоленского
  • Образ свт. Николая
  • Икона прп. Анны Кашинской с частицей мощей
  • Икона прп. Серафима Саровского
  • Частицы свыше 150 угодников Божих в ковчегах и в иконах
  • Аналойная икона сщмч. Христофора (Надеждина), бывшего настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Расписание : ежедн., утреня и Литургия в 8 ч., вечерня и утреня в 18 ч., по воскр. и великим праздн. – две Литургии в 6.30 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 18 ч..

Адрес : ул. Б.Якиманка, 46

Настоятель – прот. Николай Смирнов, прот. Николай Ведерников, прот. Герасим Иванов, прот. Арсений Тотев.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. – сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

В храме Св. Мученика Иоанна Воина на Якиманке вечерня и утреня начинаются в 17 часов

Изменения в составе клира

В настоящее время в храме Иоанна Воина служат: прот.Николай Смирнов (настоятель), прот.Георгий Красноложкин, прот.Геннадий Героев, диакон Константин Афонин, диакон Дионисий Иванов.

Храм мученика Иоанна воина на Якиманке

К оглавлению – храмы Москвы

Архитектор: Зарудный И.
Построен: 1709-1717
Дни памяти: 30 июля/12 августа

Адрес храма: 117049, Москва, ул. Б. Якиманка, 46 (м. «Октябрьская»).
Телефон храма: (499) 238-20-56

Престолы: Мч. Иоанна Воина
Свт. Димитрия Ростовского
Мчч. Гурия, Самона и Авива
Вмч. Варвары

История: Первый храм на этом месте, известный с 1625 г., был разрушен наводнением и перенесен на другое место.

Существующий храм сооружен в 1709 — 1717 гг., согласно преданию, по инициативе Петра I в ознаменование победы в сражение под Полтавой, предположительно, по проекту архитектора И. П. Зарудного.

Церковь относится к числу лучших произведений раннепетровской архитектуры в Москве и составляет немногочисленную группу зданий начала XVIII в., тяготеющих к формам западно-европейского барокко.

В 1711 г. было завершено строительство двухпридельной трапезной, а в 1759 г. освящен левый придел свт. Димитрия Ростовского.

Трехъярусная колокольня традиционна для своего времени. На ее фасаде сохранился изразцовый рельеф «Евангелист Марк».

Существующий в храме барочный иконостас (1712 г.) в 1928 г. перенесен из разрушенной церкви Трех Святителей у Красных ворот.

Первоначальная лепная отделка интерьера и настенная живопись (1785 г., художник Г. Доможаров) поновлялись в 1859 — 1862 гг.; к тому же времени относятся классические придельные иконостасы в трапезной.

В 1754 — 1758 гг. церковный участок украсила замечательная барочная ограда с ажурными коваными решетками и воротами.

В храме находится много святынь из разрушенных храмов, т. к. эта церковь не закрывалась.

При храме действует детская воскресная школа с театральным коллективом, работает приходская библиотека.

Святыни: Иконы Храма Иоанна Воина
Икона Божией Матери Владимирская с клеймами
Икона мчч. Гурия, Самона и Авива
Икона мч. Иоанна Воина с житием
Икона правв. Иоакима и Анны
Икона и часть перста с перстнем вмц. Варвары
Икона св. Василия Блаженного
Образ Спаса Смоленского
Образ свт. Николая
Икона прп. Анны Кашинской с частицей мощей
Икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей
Частицы свыше 150 угодников Божих в ковчегах и в иконах
Аналойная икона сщмч. Христофора (Надеждина), бывшего настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке (1906 — 1922 гг.), прославленного на Архиерейском Соборе 2000 г.; в ковчегах и в иконах частицы мощей свыше 150 угодников Божиих.

Богослужение: ежедневно – Литургия в 8 час, вечерня и утреня в 17 час, во вторник – с акаф. Гурию, Самону и Авиву, в среду – с акаф. свт. Димитрию Ростовскому, в четверг-пятницу парастас с поминовением усопших, в воскресенье -вечерня и водосвятный молебен и акаф. мч. Иоанну Воину; по воскресеньям и великим праздникам – Литургия в 7 и 10 час, накануне всенощное бдение в 17 час.

Храм мученика Иоанна воина на Якиманке – май 2010 года.


Храм мученика Иоанна воина на Якиманке.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

Май 2010 года.

МОСКОВСКИЙ ИОАННО-ВОИНСКИЙ ХРАМ НА ЯКИМАНКЕ

Московский храм Иоанна Воина на Якиманке, 2012 год. Фото А.П. Сычева с сайта sobory.ru

Московский храм во имя мученика Иоанна Воина на Якиманке (Московская епархия)

  • Престолы: мч. Иоанна Воина (главный), мчч. Гурия, Самона и Авива, свт. Димитрия Ростовского, вмц. Варвары (приставной)
  • Адрес: Россия, г. Москва, ул.Б.Якиманка, д.46
  • Телефон: (499) 238-20-56
  • Официальный сайт: http://www.hram-ioanna-voina.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу» [1]. Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.

    Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.

    В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило».

    По народной легенде, Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр» [2]. Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, – отец Алексий Федоров.

    Есть все основания полагать, что строительство храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель [3]. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнуло начало строительства храма. Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный (ск. 1727 г.).

    11 июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, и в храме началось богослужение.

    В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель.

    Большое освящение храма 12 июня 1717 года совершил патриарший местоблюститель митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). К освящению храма Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: “Аптека, врачующая грехи” [4].

    Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она “уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни” [5].

    В 1760 году в храме был освящен придел святителя Димитрия Ростовского, год преставления которого совпал с годом закладки храма Иоанна Воина.

    В 1812 году при нашествии Наполеона храм был осквернен французами.

    Господь сохранил храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.

    Московский храм Иоанна Воина на Якиманке, 1882 год. Фото из альбома Найденова

    После неприятеля престолы были освящены заново в 1813 году: св. Гурия, Самона и Авива – 20 февраля, св. Димитрия Ростовского – 9 марта, св. Иоанна Воина – 29 июня. Благодаря щедрым пожертвованиям, храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.

    В 1922 году был мученически убит настоятель храма и благочинный Замоскворечья о. Христофор Надеждин.

    Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.

    В 1920-30-е годы в храм Иоанна Воина переносились святыни из закрываемых московских церквей, среди них

    • икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке
    • икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади
    • мощи и икона великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке
    • иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца, которые находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.

    Ныне существующий резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.

    В 1984 г. из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.

    Настоятели

    • Алексий Федоров (XVIII в.)
    • сщмч. Христофор Надеждин (10 июля 1906 – 26 мая 1922)
    • Пётр Сахаров (1930-е) [7]
    • Александр Воскресенский (? – 23 февраля 1950 [8])
    • Анатолий Казновецкий (1972 – 1978)
    • Николай Смирнов (18 марта 1982 – 22 сентября 2015)
      • Геннадий Героев (с 23 сентября 2015), и.о. настоятеля

    Использованные материалы

    [1] Желябужский И.А. Записки // Записки русских людей. СПб., 1841. С.111.

    [2] Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве // Московские губернские ведомости. 1841, № 10. С.100.

    [3] ЦИА Москвы. Ф.2134, оп.1, № 36, л.75

    [4] Иванов О.А. К истории церкви Иоанна Воина // Московский журнал. 1999. № 7

    [5] Москва. Актовые книги XVIII столетия. М., 1895. Т.3. С.114 (№ 523)

    [6] «Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85

    Источники:
    http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-ioanna-voina-na-yakimanke.html
    http://posmotrim.by/article/hram-ioanna-voina-na-yakimanke.html
    http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/moskvoreckoe/hramioannavoina.htm
    http://days.pravoslavie.ru/Hram/104.htm
    http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/hram_ioanna_voina_na_yakimanke.html
    http://drevo-info.ru/articles/13671174.html
    http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/tserkov-kosmy-i-damiana-na-marosejke.html

Ссылка на основную публикацию