Храм Рождества Христова в Вифлееме, история Базилика с описанием

Храм Рождества Христова в Вифлееме

В древнем городе Вифлееме, расположенном на Святой земле, находится одна из главных христианских святынь — храм Рождества Христова. Эта древняя церковь построена над местом рождения Иисуса Христа, почитаемого и в христианской, и в исламской, и в иудейской религии.

История основания

За полторы тысячи лет существования храм Рождества Христова пережил множество событий. Но, несмотря ни на что, он практически не прерывал своей работы.

Святая Елена — мать первого византийского императора Константина — много времени посвятила поискам реликвий, связанных с библейскими событиями. В 30-е годы IX века она приехала в Вифлеем и уговорила местного раввина показать ей место, где появился младенец Иисус. На указанном месте построили небольшую церковь. Первоначально постройка не предназначалась для проведения богослужений. Она защищала святое место и давала возможность всем христианам увидеть его увидеть. Но уже через несколько лет в церкви проводились службы.

Интересно: историки отмечают, что первое здание Рождественского храма было похоже на церковь Гроба Господня в Иерусалиме.

Появление современного здания

В начале VI века первоначальное здание сгорело в ходе восстания самаритян. В 531 году на месте сгоревшей постройки по приказу императора Юстиниана возвели новый храм. Это здание в практически неизменном виде существует по сегодняшний день.

Читайте также похожие статьи:

В начале VII века Вифлеем был практически полностью уничтожен во время персидского нашествия. Базилику Рождества Христова завоеватели не разрушили, так как их поразила фреска, изображённая на фасаде здания. На ней были изображены персидские волхвы, пришедшие с дарами к святому младенцу. Базилику в XI веке сохранили и даже использовали её южную часть в качестве мечети исламские завоеватели.

Храм в раннем Средневековье

В период христианского Иерусалимского государства в базилике службу проводил епископ Вифлеема и Аскалона. В это время к церкви со всех сторон примыкали монастыри. Этот комплекс был обнесен мощными оборонительными сооружениями.

В начале XVII века Палестину завоевал египетский султан Салах-ад-Дин. Он выгнал из храма Рождества Господня католических священников. Через некоторое время храм был передан Сирийской православной церкви. При этом в нём разрешили проводить службы двум католическим священникам.

На протяжении XIII века Вифлеем захватывали разные правители, исламского происхождения. Но храм устоял, и в нем продолжали возносить молитвы господу.

Интересно: в начале XII века произошло второе чудо церкви Рождества Господня. В неё ворвались арабские захватчики, желая разместить в ней конюшню. В ответ на усердную молитву прихожан из одной колонны вылетели осы и жалили арабов до тех пор, пока они не покинули храм. Сегодня на колонне, из которой вы летали осы, имеются углубления в виде креста.

Османский период

Турки-османы не только не разрушили базилику, но и разрешили представителям христианских церквей совершать в ней богослужения. Ремонтные работы в разное время проводились на средства правителей Англии, Греции и Российской империи. Российские императоры пожертвовали древней церкви паникадила, расположенные у главного алтаря, колокола для звонницы и почитаемую чудотворную икону Вифлеемской Божьей Матери.

Архитектура и интерьер

Храм в Вифлееме, расположенный на месте Рождества Христова, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне церковь, построенная в форме базилики, напоминает каменную гору. Её принадлежность христианской религии обозначена небольшими крестами на крыше и колокольней над армянской частью здания.

Другие храмы в честь Рождества Христова:

Стены сложены из природного тесаного камня. В храм можно попасть через единственный сохранившийся вход — Врата смирения. Изначально они были значительно шире и выше, но были уменьшены во времена крестоносцев до современных размеров. В них можно пройти, только склоняя голову. Пять нефов собора разделяет колоннада из розового известняка, отполированного так, что он напоминает мрамор.

Колонны выполнены в коринфском ордере. Стены и полы, кроме участков с древними мозаиками времен императоров Константина и Юстиниана, облицованы мраморными плитами.

Интересно! Сегодня внутреннее пространство постройки имеет искусственное освещение. Но изначально свет поступал в помещение через 22 окна, которые сегодня заложены.

Святыни и достопримечательности

Пещера Рождества

Главной святыней храма Рождества Господня в Вифлееме является Пещера Рождества. Вход в нее находится в православной части храма. Две ведущие в неё лестницы принадлежат православным и католикам. Пещера освещается лампадами, принадлежащими греческой, католической и армянской церквям.

Место рождения Спасителя отмечено серебряной звездой с семнадцатью лучами. Современная звезда была помещена в нишу в XIX веке. Она заменила украденную реликвию.

Напротив ниши со звездой находятся ясли, в которые Богородица положила своего сына после рождения. Их внутренняя поверхность вымощена белым мрамором. Внутри яслей лежит изображение младенца Христа, сделанное из воска.

Интересно: исследователи не могут точно определить, в правильном ли месте, был построен храм. В священных текстах содержатся сведения о других местах, в которых могло произойти великое событие. Но, несмотря на это, миллионы паломников и туристов стремятся оказаться в святом месте.

Икона Вифлеемской Божьей Матери

В Вифлеемском храме находится одна из самых почитаемых православных святынь — икона Вифлеемской Божьей Матери. Она была пожертвована церкви правящей российской династией.

Уникальность этого образа заключается в оригинальной иконографии, на которой Богородица изображена с улыбкой на устах. Икона расположена справа от входа в пещеру Рождества.

Как добраться

Храм Рождества Господня, расположенный на западном береге реки Иордан в городе Вифлееме, на площади Яслей. Туристы могут попасть в храм с 10 до 18 часов. Престольный праздник отмечается 7 января.

В Вифлеем паломники и туристы, как правило, попадают с израильской территории. Сделать это можно двумя способами:

  1. Из Иерусалима выезжают по Хевронскому шоссе через КПП 300. Далее следуют прямо до развилки, на которой поворачивают налево.
  2. От Дамасских ворот Иерусалима в Вифлеем следует автобус 124, принадлежащий арабскому автопарку.

Следует знать: перед поездкой необходимо проверить наличие заграничного паспорта, так как граждане Израиля на территории автономии нежелательные гости.

Где остановиться

В городе расположено более 40 отелей, различного класса. Среди них можно выделить:

  • отели (Парадайз, Шеперд хаус);
  • хостелы (Свит дримс, Хаус оф Пис);
  • Дом паломника, открытый Русской православной церковью.

Позаботиться о жилье следует перед поездкой. Забронировать место в гостинице можно на специальных сайтах. По поводу жилья в Доме паломника необходимо связаться с Паломнической службой Русской Духовной Миссии.

Советы туристам

  1. Туристам следует позаботиться о подходящей одежде: брюки и рубашка для мужчин, длинное платье с закрытыми руками и головной убор для женщин.
  2. Покупать сувениры дешевле на улице, чем в специальных магазинах.
  3. Не рекомендуется, есть в местных точках общепита. Туристы, побывавшие в Вифлееме, отмечают низкий уровень соблюдения в них санитарных норм.
  4. Следует заранее договориться о проведении экскурсии экскурсоводом христианином, проживающим на палестинской территории. Это можно сделать на специализированных сайтах.
  5. Очередь к святыне может занять не один час, поэтому следует запастись водой и терпением.

Храм Рождества Господня в Вифлееме имеет большое историческое, культурное и духовное значение для многих миллионов христиан и мусульман. Его следует посетить, и верующим людям, и атеистам, желающим увидеть старейший памятник христианской культовой архитектуры.

Самая рождественская история: завершена реставрация мозаик базилики Рождества в Вифлееме

Мозаика с ангелом, найденная в базилике Рождества Христова. Фото: Nasser Nasser, AP

Ангелы в базилике Рождества. Фото: Emil Salman / Haaretz

Евангельская сцена «Уверение апостола Фомы» в базилике Рождества. Фото: piacenti.org

Мозаика «Вход Господень в Иерусалим». Фото: LPJ / Saher Kawas

Одна из масштабных мозаик в базилике Рождества. Фото: Thomas Coex

Сотрудник реставрационной мастерской Пьяченти за работой. Фото: CNS/Debbie Hill

Реставрация одного из мозаичных фрагментов. Фото: piacenti.org

Реставрация мозаичного пола IV века в базилике Рождества. Фото: Thomas Coex

То, в каком состоянии оказалась одна из главных святынь христианства в наше просвещенное время, – чудовищно. То, что происходит с ней в последние годы – настоящее чудо. Рождественское.

В это трудно поверить, но базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная в IV веке над предполагаемым местом рождения Иисуса, еще недавно была на краю гибели. Зима 2012-2013 годов стала последней каплей, буквально: тогда в регионе выпало рекордное количество осадков, чего дырявая крыша и старые окна просто не выдержали. Базилику затопило, вода повредила древние мозаики, фрески и иконы.

1700-летний храм – не частный домик в деревне: опция замены древней свинцовой крыши на новенькую финскую черепицу исключена, а любые хозяйственные вопросы быстро становятся политическими. И без того непростая ситуация осложнялась натянутыми отношениями между тремя христианскими церквями – Иерусалимской греко-православной, Армянской апостольской и Римско-католической, в совместном управлении которых находится базилика Рождества. Управляющие стороны столь ревниво соблюдают разграничения полномочий, прописанные в особом кодексе Status Quo еще в XIX веке, что один из священников признал: сами христианские «хозяйствующие субъекты» никогда бы между собой не договорились, несмотря на критическое состояние базилики.

Строители храма – императоры Константин и, позже, Юстиниан, – были бы шокированы таким известием. Возможно, христианские правители Византии испытали бы еще больший шок, узнав, что инициатором работ по спасению базилики выступили «иноверцы» – власти мусульманской Палестины. Правительство Палестины стало посредником в переговорах и выделило на реставрацию первый миллион долларов США. В 2013 году в храме начались реставрационные работы, впервые за почти 600 лет.

Финансирование дорогостоящей реставрации – еще одно чудо современного мира. В начале, в 2013-м, мало кто надеялся собрать всю сумму, необходимую для полноценных работ, – почти 20 миллионов долларов. Однако сегодня можно констатировать, что чудо произошло: деньги поступали от самых разных государств, включая Россию и Ватикан, но самым мощным источником финансирования стали частные лица и компании со всего мира, от Мексики до Греции, от Марокко до Турции.

Однако главное чудо, самое светлое и радостное, – то, что обнаружили реставраторы под слоями старой штукатурки, многовековой грязи и копоти. Сияющее великолепие мозаик, созданных в эпоху крестовых походов и королей Иерусалима, стало чуть ли не самой большой неожиданностью для всех, включая самих реставраторов и служителей храма: никто не подозревал, какие сокровища все эти годы украшали стены базилики.

«Снизу цвета мозаик были едва различимы, и многие искренне удивлялись: “А что, в этой церкви действительно есть мозаики?!”. Сейчас впервые стало заметно, особенно если подняться повыше, какие великолепные, фантастические, единственные в своем роде мозаики украшают эту церковь!», — говорил в 2016-м реставратор Миммо Нукатоло.

Об одной из находок мы писали в 2016 году, в статье «В Вифлееме нашли загадочную “чрезвычайно ценную” икону». «Иконой» оказалось мозаичное изображение, о существовании которого никто не знал (фрагмент – на заглавной фотографии). Огромный, высотой почти 2,5 метра ангел веками прятался под толстым слоем штукатурки. Реставраторы полагают, что ангела когда-то скрыли от глаз паломников из-за «непрезентабельного», полуразрушенного вида. Сейчас, полностью восстановленный, он стал седьмым в строю величественных крылатых фигур, словно приземлившихся с золотого неба на ковер из сочной изумрудной травы. По словам реставраторов, «явление» седьмого ангела стало невероятной, нежданной наградой за самоотверженный труд сотен людей по спасению 1700-летнего храма.

Древняя базилика впервые за много лет заполнилась светом: в просторные окна, некогда заложенные кирпичом, вставили новые рамы и стекла. В лучах солнца мозаики, очищенные от вековых наслоений, засияли золотом, серебром и невероятными оттенками красок. Реставраторы говорят, что ангелов когда-то было 24. Размещенные в простенках между окнами, они указывали на место рождения Иисуса и символизировали божественный свет – в храме, куда десятилетиями почти не проникал свет дневной.

В декабре 2018 года агентство AFP сообщило, что реставрация настенных мозаик в базилике Рождества Христова полностью завершена, убраны реставрационные леса, несколько лет стеснявшие паломников.

За последние полтора года реставраторы – мастера семейной итальянской компании Piacenti – очистили и подновили всё, что осталось от шедевра эпохи крестовых походов: 130 из первоначальных 2000 кв. метров драгоценных мозаик. Остальные погибли безвозвратно от времени, войн, землетрясений и сырости.

В процессе работ специалисты подтвердили время создания мозаик: середина XII века. Заказчиками выступили император Византии Мануил I Комнин, король Иерусалима Амори I и Рауль, епископ Вифлеемский. По мнению историков, в средневековом монументальном искусстве это редчайший, если не единственный, пример сотрудничества правителей разных христианских конфессий, Римской и Константинопольской церквей, ради украшения общей для всех христиан святыни.

Художественный стиль мозаик – византийский, они «напоминают византийские мозаики на Сицилии, во Флоренции и Равенне», – говорит Марчелло Пьяченти. Реставраторы добавляют, что есть и более близкий пример схожего византийского стиля: мозаичные изображения растений и животных в Иерусалиме, в мечетях Аль Акса и Купол Скалы.

Имена мастеров, выполнивших мозаичные работы в базилике Рождества, давно известны – их подписи сохранились. Однако открытия реставраторов помогли выяснить новые подробности и, среди прочего, уточнить время создания мозаик.

Один из мастеров, монах Эфраим – грек или сириец-мелькит (в данном случае – православный араб) – долгое время считался старшим мастером, продумавшим все мозаичное убранство храма в соответствии с доминировавшим в то время византийским стилем в искусстве. Его имя упоминается в надписи на латыни и греческом вместе с перечислением заказчиков нового убранства храма и годом создания мозаик, 1169.

Другая подпись содержит имя Василий, Basilius. Ранее историки полагали, что Василий был местным художником, работавшим под руководством Эфраима. Однако, по словам реставраторов, Василий (имя которого фигурирует в подписи с эпитетом «мастер») мог быть известным в свое время художником, одним из иллюстраторов знаменитого «Псалтыря Мелисенды» – иллюминированного манускрипта 1135 года, созданного в Иерусалимском королевстве во время правления королевы Мелисенды. Как и мозаики в базилике Рождества, этот манускрипт отражает смешанную культурную среду той эпохи: романо-католическое содержание с иллюстрациями в восточно-православном стиле.

В третьей подписи, на латыни и сирийском, оба имени – Эфраим и Василий – упоминаются вместе. Свою подпись они оставили под масштабным изображением сцены «Уверение апостола Фомы», там же указан год создания мозаики, 1155.

Эти даты, а также химический анализ использованной в разных мозаиках смальты, подтвердили гипотезу, что мозаичные работы в храме проходили не в разные века, а в течение достаточно короткого периода времени, совпадающего с датами в подписях, 1155 – 1169 год. Вероятно, сириец (или грек) Эфраим действительно был создателем общей концепции и «руководителем работ», поскольку анализ стиля и методов укладки смальты показал, что в базилике одновременно работали несколько мастеров со своими подмастерьями. Историкам известно и третье имя, Дзан (Иоанн) – он был венецианцем.

Как и полагали историки, обновление убранства храма Рождества в жестоком XII веке стало редчайшим для того времени международным, межкультурным и межконфессиональным проектом.

Для мозаик в базилике Рождества Эфраим и Василий выбрали основным материалом смальту – золотую и серебряную, а также любимый в Палестине перламутр (реставраторы видят в этом влияние Василия, местного мастера) и поделочные камни.

«Мозаики по большей части выложены из золотой смальты – тончайшей золотой фольги, помещенной между стеклянными пластинами. Только лица, руки и ноги выполнены из местных поделочных камней», – говорит Марчелло Пьяченти (Marcello Piacenti), представитель реставрационной мастерской Пьяченти. Специалист по мозаике Миммо Нукатоло добавляет, что смальту укладывали особым образом, под небольшим углом, чтобы при попадании света она создавала живые блики и эффект неземного свечения.

Из наиболее крупных и хорошо сохранившихся изображений – родословие Христа согласно Евангелию от Матфея, Второй Вселенский Собор, Уверение апостола Фомы («Фома неверующий»), Вознесение Господне и гигантское мозаичное полотно «Вход Господень в Иерусалим».

Некоторые фрагменты мозаик решили не восстанавливать: согласно современной теории реставрации, вмешательство должно быть минимальным. Например, реставраторы заделали след от минометной мины, попавшей в крышу во время Шестидневной войны 1967 года, но выбоины от пуль, оставшиеся после 39-дневного вооруженного противостояния между израильскими военными и палестинцами в 2002 году, решено сохранить.

Полуразрушенное лицо одного из ангелов реставраторы восстановили с использованием новых материалов, отличающихся от оригинальных, чтобы не вводить в заблуждение будущие поколения реставраторов и археологов.

Специалисты компании Piacenti занимались не только мозаиками: в 2013-м они начали с замены свинцового покрытия и деревянных балок крыши, в 2018-м дали новую жизнь фрескам 1127 – 1200 годов в нефе базилики: состоятельные паломники заказывали живописцам портреты своих родных или своих местных святых, чтобы их образы веками «жили» в древнем храме.

По словам Марчелло Пьяченти, «эти изображения почернели от времени и стали едва различимы». Теперь их безликие силуэты вернулись на стены базилики: лица были уничтожены после завоевания Палестины мусульманами, согласно запрету на изображение людей в исламе. И это тоже часть истории многострадального храма.

Реставраторы даже изменили каноническую историю базилики. Долгое время считалось, что первый храм над местом рождения Иисуса, воздвигнутый в IV веке императором Константином, был сильно поврежден пожаром в 529 году, во время Самаритянского восстания. Однако за время работ реставраторы так и не обнаружили следов огня. Сейчас наиболее вероятной причиной разрушения первого храма называют землетрясение.

Базилика была восстановлена в VI веке императором Юстинианом, получила великолепное убранство при крестоносцах, однако «многие забывают, что она пережила всех завоевателей, войны и природные катаклизмы», – напоминает Пьяченти. Основной (западный) вход еще в древности уменьшили до полутораметрового проема в стене: сейчас его называют «Врата смирения», ведь обычный человек не может войти в храм, не склонив голову. На самом деле низкий проем был сделан для защиты от всадников, частенько въезжавших в церкви на лошадях.

«Эта базилика – настоящая крепость, выдержавшая бесчисленные войны и 15 разрушительных землетрясений. Однако она все еще стоит», – говорит Пьяченти.

На конец 2018 года реставраторы завершили около 2/3 от намеченных работ. В 2020-м, по мере поступления средств, планируется закончить реставрацию напольных мозаик, сохранившихся от первой базилики IV века, построенной императором Константином.

Скрытые под деревянными досками и поздними каменными плитами, эти полы прекрасно сохранились – в отличие от знаменитых колонн храма, общим числом 50. Вернее, каменные колонны чувствуют себя неплохо, однако украшавшие их росписи со временем стерлись от ежедневных прикосновений паломников. Краску наносили непосредственно на камень и спасти нижние росписи, вероятно, не удастся. Но верхние фрагменты фресок, куда не дотянулись руки пилигримов, уже очищают от многовековой грязи и свечной копоти, и красноватые тона росписей привносят новый оттенок в богатую цветовую палитру храма. Напоследок базилику Рождества оснастят современной пожарной сигнализацией и установят новое освещение.

«Работать в таком месте – ни с чем не сравнимое чувство. Иногда мне приходится чуть ли не силой заставлять своих сотрудников покинуть базилику в конце дня», – говорит Пьяченти. Значит, можно не сомневаться, что все работы будут завершены до конца 2020 года, как и планировалось.

Храм Рождества Христова (Вифлеем)

Храм Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

Содержание

История

Византийский период

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов.

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.[6]

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Архитектура

Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта — 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.

Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.

Святыни

Пещера Рождества Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.

Вифлеемская икона Божией Матери На иконе изображена Дева Мария, которая улыбается, прижимая к себе младенца Иисуса Христа. Икона уникальна и считается чудотворной, наравне с иконой Владимирской Божьей Матери и иконой Казанской Божьей Матери на Руси.

• Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)

• Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)

Престольные праздники

Где остановиться

  • Дом паломника в Вифлееме

В свете наметившейся стабильности и дальнейшего урегулирования ситуации в Палестине, Русская Православная Церковь открыла в Вифлееме дом паломника “Pilgrim Residence”, выражая надежду на возможность дальнейшего мирного сосуществования народов Святой Земли.

Дом паломника в Вифлееме находится в 200 метрах от великой христианской святыни – храма Рождества Христова. Благодаря такому расположению гости каждое утро имеют возможность молиться за Божественной литургией в пещере, где родился Господь Иисус Христос.

Гостиница создает все необходимые условия, чтобы каждый паломник, посещающий Святую Землю, почувствовал радушие и гостеприимство Святого града Вифлеема и надолго сохранил в сердце радость Рождества Христова.

Построена гостиница в 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Вблизи великой христианской святыни Резиденция предоставляет для удобного и безопасного проживания:

  • 62 стандартных номера для размещения от 1-го до 3-х человек.
  • 8 люксов для проживания особо важных персон.
  • Президентский люкс с джакузи, лифтом и рабочим кабинетом.

Поселение в Дом паломника в Вифлееме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии.

Адрес: Pilgrim Residence. 73, Milky Grotto Street, Bethlehem.

Почтовый адрес: Pilgrim Residence. 73, Milky Grotto Street, Bethlehem, Palestine P.O.B.436

Телефоны: +972 (2) 276-60-40, факс: +972 (2) 276-60-41; +972 (2) 625-00-94 (Паломническая служба Русской Духовной Миссии).

“Врата смирения” – основной (западный) вход в базилику (обычному человеку можно войти только склонив голову)

Литургия в пещере Рождества

Алтарь Рождества в пещере Рождества

Место Рождества Христова

Чудотворная православная Вифлеемская икона Божией Матери

Видео




Как добраться

Адрес: Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq)

Проезд: По Хевронскому шоссе в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300 Далее прямо, а на развилке налево. Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании.

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова (Church of the Nativity)

Храм Рождества Христова в Вифлееме – расположенная на территории Палестинской автономии действующая церковь, построенная прямо над пещерой, где появился на свет Иисус. Здание, возведенное почти полторы тысячи лет назад, дошло до нашего времени с незначительными изменениями.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Храм Рождества Христова

История храма Рождества Христова в Вифлееме

Время, природа и люди отнеслись к храму Рождества Христова бережно, особенно если сравнивать его историю с судьбами других религиозных объектов на Ближнем Востоке. Первый вариант базилики был возведен византийским императором Константином I по просьбе его набожной матери Елены примерно в 30-е годы IV в. С именем этих государственных деятелей вообще связано много важных для христианства фактов. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест – основные христианские святыни.

В 529 году здание все-таки сгорело, но это был единственный серьезный пожар за многие столетия. Через 2 года по распоряжению императора Юстиниана начались восстановительные работы, в результате которых появился современный храм. Еще через 100 лет на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь. Пощадили ее и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.

Значение храма для христиан

Насколько верно императрица Елена выбрала место для базилики, не знают даже досконально изучившие вопрос христианские теологи. В религиозных текстах этого периода в качестве места рождения Христа указываются и другие окрестности Вифлеема, и даже точки в самом городе. Считается, что Елена сначала просто пыталась сберечь пещеру для потомков, но довольно быстро базилика стала местом постоянных богослужений для паломников. В общем, уверенность в выборе места – это скорее плод общественной договоренности, нежели достоверные факты, что не мешает христианам всех конфессий с замиранием сердца ожидать наступления Рождества и торжественного богослужения в Вифлееме.

Ветви христианства и храм

Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова в Вифлееме. Православным достался главный алтарь, католикам – маленькая часовенка Придел Яслей, построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения. Богослужения в церкви не прерывались, кто бы ни был у власти в Палестине. Армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма. Армянская, православная и католическая церкви вместе управляют храмом, содержат свои монашеские общины в пристройках к нему. Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.

Главные святыни

Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов древнего и недавнего происхождения, привлекающих особое внимание туристов.

Звезда Рождества

В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.

Чудотворная икона Божьей Матери

Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.

Ясли Христа

Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.

Архитектурные черты храма

Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.

Интерьер церкви

Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.

Информация для туристов

Попасть в храм Рождества Христова можно через западный вход, или Врата смирения, ниже человеческого роста. Как показывают следы на каменной кладке, первоначально вход был в два раза выше и намного шире, но затем его частично замуровали. Туристы проходят в храм с 10 до 18 часов, чтобы не помешать службам.

Как добраться

Христианские паломники часто останавливаются в монастырях, примыкающих к храму. Туристы обычно отправляются в Вифлеем из Израиля. Напрямую от Иерусалима до Вифлеема всего 8 км, но из-за разных статусов территорий путешествие будет довольно долгим. С собой обязательно иметь загранпаспорт, поскольку граждан Израиля в Палестине не жалуют. От Дамасских ворот Иерусалима, сооруженных в XVI веке, отправляется автобус № 21, который идет до конечной остановки около 40 минут. В пути возможна задержка на КПП, где у местных жителей проверяют паспорта. От станции нужно двигаться в направлении площади Мангер, рядом с которой расположен храм.

Правила безопасности

По отзывам путешественников, городские районы Палестины достаточно безопасны, регулярно патрулируются военными и полицией. Если вы путешествуете самостоятельно, в одежде достаточно придерживаться правил, которые и так выполняют паломники: женщинам желательно покрывать головы, не обнажать колени и плечи, мужчинам не ходить в шортах. На то, как одеты члены организованных туристических групп, никто особого внимания не обращает. Питаться лучше на израильской территории – санитарные нормы в кафе и ресторанах там соблюдаются более тщательно, чем в Палестине.

Базилика Рождества Христова: от создания до наших дней

Вифлеем – город, представляющий собой огромную значимость для каждого, независимо от того, в какой стране он рожден. Ведь именно здесь находится Святой Вертеп и появился на свет Иисус, а теперь над Святой Пещерой возвышается базилика Рождества Христова — самая древняя из действующих церквей в мире. Она терпела разрушения, перестройки, но начиная с 550 года, обрела свой настоящий облик и с тех пор практически беспрерывно принимает прихожан. То, что храм благополучно дожил до наших дней, называют огромным чудом!

Немного об истории этого места

Как написано в Евангелии, незадолго до того, как родился Иисус, римские власти организовали перепись населения страны и каждый должен был пройти ее там, где родился. Иосиф, муж Девы Марии из Назарета, был родом из Вифлеема, поэтому супругам и пришлось приехать в этот город. Но все гостиные дворы оказались переполненными и единственным местом, где можно было устроиться на ночь, стала пещера для животных. Именно здесь и появился на свет Иисус, которого Мария запеленав, уложила в ясли. Тем временем над этим святым местом взошла Вифлеемская звезда, извещая о рождении Сына Божьего.

Как была возведения базилика

В память об Иисусе первыми христианами была воздвигнута на месте его рождения маленькая церковь. Но в 130 году император Андриан, будучи язычником, решил разрушить ее, и для того, чтобы окончательно осквернить место рождения Христа, соорудил здесь языческий храм.

Спустя два века, матерью Константина, Византийского императора, благочестивой Еленой, на этом месте была заново построена церковь. В 529 году храм сгорел от пожара, к которому привело восстание самаритян, но уже спустя два года на этом месте появилась базилика Рождества Христова в Вифлееме, с той поры практически не прекращающая действовать.

Архитектурные особенности строения храма

Вход в церковь Рождества Христова

По форме Вифлеемская базилика Рождества Христова похожа на храм Гроба Господня. Она прямоугольная, состоит из пяти разных по высоте нефов, которые разделяются колоннадой из 10 расписанных колонн. На всех них были нанесены лики святых, но к сегодняшнему дню на большинстве видны лишь нечеткие изображения, только лик Иисуса Христа сохранился лучше всех.

Из всех колонн базилики Рождества Христова ярко выделяется одна, на которой пять углублений. Их появление объясняется древним поверьем. Однажды, во время очередного арабского набега, часть жителей Вифлеема спрятались в храме и стали молить Бога о помощи, и эти молитвы были услышаны Всевышним. Когда их обидчики ворвались в храм, в одной из колонн образовалось пять отверстий, через которые вылетел рой обозленных ос, безжалостно искусавших арабов. Налетчикам ничего не оставалось, как срочно покинуть святое место.

Построена базилика Рождества Христова из тесаного камня, стены сделаны из мрамора. Пол здесь двойной, верхнее перекрытие защищает частично сохранившуюся со времен правления Константина мозаику. В левой части храма специально оставлен в полу проем, через который ее хорошо видно.

Можно обратить внимание, и на всех фотографиях базилики Рождества Христова в Вифлееме это видно, что вход в нее очень низкий и узкий. Его высота составляет всего 120 см. Сделано это было для того, чтобы каждый входящий в святыню смиренно поклонился. Именно поэтому его назвали «Вратами смирения».

Какой он — Святой Вертеп?

В Вертеп Рождества из базилики ведут два лестничных проема, стены которых красиво украшены тканью, а входы – иконами, а также резьбой работы XII века. С южной стороны — спуск, а с северной – подъем. Внутрь не попадает солнечный свет, поэтому освещение происходит за счет лампад. Площадь маленькая и узкая. Здесь размещен небольшой престол для служб, а Святое место, где родился Спаситель, украшает серебряная с драгоценными камнями Вифлеемская звезда, освещаемая шестнадцатью лампадами. По центру звезды отверстие, дающее возможность прикоснуться к части скалы.

Пройдя престол, паломники попадают в Предел Яслей. Это маленькая ниша, куда Богородица положила новорожденного Иисуса. Теперь здесь Ясельная часовня.

Прилегает к Святому Вертепу подземная пещера, в которой Иосиф прятал Деву Марию с младенцем от царя Ирода. Здесь же покоятся останки святых мучеников – Вифлеемских младенцев, которые были убиты по царскому приказу, когда тот был занят поисками Христа.

Настоящие чудеса внутри храма

Церковь Рождества Иисуса Христа

Перед самым входом в Пещеру Рождества расположена красивая икона, на которой представлен лик Пресвятой Девы Марии, нежно и тихо улыбающейся, прижимая к груди своего младенца. Она изображена безгранично счастливой, так как еще совсем не знает, сколько страданий выпало ему перенести. Эта икона – особая ценность храма, она считается чудотворной и миллионы женщин с разных стран мира, которым не удается познать счастья материнства, приезжают сюда, молить Богородицу о помощи. Светлая и нежная улыбка Девы Марии успокаивает их и вселяет в сердца надежду.

Сохранился в Святом Вертепе старый колодец, в который по преданью упала Вифлеемская звезда. Говорят, что ее отраженный свет до сих пор видится тем, кто продолжительное время смотрят в его глубь.

Особенным местом здесь является алтарь Ясел, находящийся именно там, куда Богородица положила только что рожденного сына, а также дары, преподнесенные волхвами будущему Царю мира. Сегодня в этом алтаре лежит восковая скульптура младенца. Нередко паломникам приходится часами стоять, чтобы пройти именно в это святилище.

Еще одно чудо в базилике Рождества Христова – взгляд Иисуса, лик которого нанесен на одну из колонн колоннады. Одним, проходящим мимо, видятся открытые глаза Спасителя, а другим – закрытые. На первый взгляд — интересный оптический эффект, но как тогда объяснить, что в 1998 году прихожанам посчастливилось наблюдать слезотечение лика? Об этом событии много писали в прессе.

Храм рождества в Вифлееме: история и святыни

Храм Рождества в Вифлееме представляет двойную ценность для мировой цивилизации – как архитектурный памятник и христианская святыня. На скромное здание в Палестинской провинции обращали свои взоры могущественные монархи и патриархи. Его громили и грабили враги веры Христовой. Его восстанавливали и украшали благочестивые люди. Особое значение Храма Рождества обусловлено тем, что построен он над пещерой, где родился Иисус Христос.

Первые христианские цари

Первую базилику над пещерой Рождества возвела равноапостольная царица Елена (250-330 г), мать первого христианского царя Константина.

Будучи почтительным сыном, он сделал мать соправительницей и приобщил её к вере Христовой. Царица Елена вместе с сыном не просто распространяли христианство в своих владениях. Они провели археологические изыскания, в результате которых был обнаружен Гроб Господень, крест Господень и несколько гвоздей.

Елене было уже семьдесят лет к тому времени. Она понимала, насколько преходяща земная власть и сделала её средством для спасения души, строя храмы и часовни в святых местах.

После того, как по приказу Елены была построена базилика над пещерой, царь Константин прислал сюда дорогие ткани и другие украшения для здания и пещеры.

Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Император Юстиниан (483-565 г), талантливый военачальник и православный христианин, за период своего правления (527-565 г) вдвое расширил владения Византийской империи.

С древней мозаики на нас смотрит человек с открытым смелым взглядом и, по-видимому, энергичным решительным характером. Это он возвёл собор Святой Софии, ныне, увы, превращенный турками в мечеть.

Юстиниан не забывал о своих палестинских владениях. Над пещерой Рождества им была построена церковь. Затем она пострадала во время восстания самаритян (529 г), была разрушена и отстроена заново. Именно это здание устояло до наших дней.

Под властью рыцарей-крестоносцев

Войны за Святую Землю сменяли одна другую. В 619-629 годах Вифлеем оккупировали персы. Они хотели разрушить Храм, но местные жители показали им фреску с изображением персидских волхвов, явившихся поклониться Христу. Персы смутились и оставили святыню в покое. В 630-х годах Вифлеем захватили арабы-мусульмане. Они были воинственны, но недостаточно многочисленны, чтобы вытеснить коренное население. Зато постепенно вынуждали местных крестьян принимать ислам. Учёный Джеймс Паркес пишет: «древнейший элемент палестинских крестьян состоит в основном из бывших евреев и бывших христиан».

Крестовые походы XI-XV веков – вооруженное движение народов христианского Запада, имели главной целью освобождение Иерусалима, Вифлеема, Назарета.

В июне 1099 года Вифлеем взял двадцатисемилетний военачальник Танкред Таренский с отрядом в 100 всадников-крестоносцев. Рыцари были католиками. Они первые учредили здесь Вифлеемскую епархию. В Храме Рождества короновались Иерусалимские короли Балдуин I (1058-1118 г) и Балдуин II (1075-1131 г).

Крестоносцы владели Вифлеемом до 1187 года. Затем его заняла армия султана Салах-ад-дина, повелителя Египта и завоевателя Сирии. Через 5 лет в Храм Рождества было разрешено вернуться двум католическим священникам и диакону. Сам он был передан Сирийской православной церкви. Затем городом владел племянник Салах-ад-дина – Аль-Камиль. В 1244 году Вифлеем вошёл в состав Мамлюкского Египта.

Под властью ислама христиане Вифлеема терпели притеснения.

В 1263 году был уничтожен один из монастырей, примыкавших к Храму Рождества. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Египет мрамор и колонны из базилики.

Мы не знаем, кто вёл переговоры с мусульманской властью, но с 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года по настоящее время католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Турецкая оккупация

В 1500 годах Вифлеем завоевали турки-османы. С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским правителем), под контролем которого находился город в течение десяти лет. Россия вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой Земле.

Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.

Британия и Израиль

В 1922 году Османская Империя потеряла своё влияние в Палестине. Вифлеем перешёл под покровительство Великобритании. В 1947 году, с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми районами под юрисдикцией ООН.

В 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии и стал столицей провинции, где проживает около 180 тысяч человек.

В судьбе храма Рождества последнее столетие не отмечается особыми событиями. Кроме его захвата в 2002 году боевиками-радикалами, которые укрылись там от израильской армии. Накануне исламисты провели серию терактов в Израиле, при этом погибли 130 человек. Израильская армия начала операцию «Защитная стена». Храм, похожий на крепость, боевики сочли за хорошее убежище. Тем более, что там оказались мирные жители, а во францисканском монастыре около 60 монахов. Все эти люди стали заложниками. Переговоры с боевиками длились несколько недель, после чего конфликт был разрешен мирным путём. Боевиков выслали за границу, а мирные жители и монахи вознесли молитвы за своё освобождение.

Достопримечательности базилики

Сегодня храм Рождества – это комплекс построек различных стилей и разных эпох. Снаружи он напоминает крепость. Вступая в её главную дверь, придётся наклониться. Высота проёма всего 120 см. Раньше она была намного выше, но во времена арабских и турецких завоеваний христиане сделали вход низким, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошадях. С тех пор эту дверь именуют «врата смирения».

В здании, сложенном из каменных глыб, в любое время года царит прохлада. Справа и слева – ряды потемневших от времени колонн, когда-то украшенных росписью. Теперь её сложно рассмотреть, но на одной колонне есть лик Христа, глаза которого порой кажутся открытыми, порой закрытыми.

Другая колонна примечательна тем, что в ней есть пять отверстий, из которых якобы вылетел рой пчёл и изгнал из храма отряд сарацин. Отверстия расположены так, что в них можно вставить пальцы. Существует поверье, что если паломнику удалось это сделать сразу, его просьба к Богу будет исполнена.

В некоторых местах заметен мозаичный пол, сделанный при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись.

Крыша храма, к сожалению, протекает. Представители трёх конфессий договорились о богослужениях, но никак не договорятся о ремонте…

Пещера Рождества

Пещера Рождества находится под алтарём, в неё спускаются по древней лестнице. Здесь ещё холодней. Недаром на иконах и картинах Рождества мы видим, что Святое семейство окружили домашние животные – волы, овцы, ослы согревали людей своим дыханием. В такой обстановке, полной лишений, появился на свет Богомладенец.

Сегодня в пещере создана по возможности уютная обстановка, стены её задрапированы красивыми тканями, повсюду горят лампады и свечи.

Звездой отмечено место рождения Христа

Место рождения Иисуса в восточной части пещеры обозначено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Неподалёку находятся ясли – кормушка для скота, ставшая первой колыбелью Христа. Дощечки из неё убраны, но хранятся в Храме. Дары волхвов тоже сохранились, но находятся на Афоне. Но главное, что влечёт сюда людей – священные камни пещеры, первый кров сына Божьего.

Вифлеемский образ Богородицы

Чудотворная икона Божией матери, или «улыбающаяся Богородица», находится рядом со спуском в пещеру.

По преданию икона написана апостолом Лукой.

Говорят, что улыбается Мария, ещё не зная о грядущем распятии своего Сына.

«И Тебе самой душу пройдёт оружие», –

скажет Ей позже Симеон Богоприимец

Икона за века своего существования успела побывать в России, откуда была передана в Вифлеем незадолго до революции.

Оклад иконы украшен приношениями людей, исцелённых ею: здесь можно увидеть колечки, браслеты, цепочки из драгоценных металлов.

За каждой вещицей – свершившееся чудо, чьё-то счастье, дарованное Святой Марией и её Божественным Сыном.

Молочный грот

Если встать на площади лицом к храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырём, начинается небольшая улица Молочной пещеры.

Пройдя по ней около 300 м, можно увидеть справа вход в католический храм, который прикрывает вход в большую пещеру. Это Молочный грот. Здесь, по преданию, Святое семейство скрывалось от воинов Ирода. Когда Божья матерь кормила младенца, несколько капель молока упали на пол, и своды пещеры внезапно побелели.

Молочный грот с иконой Млекопитательница

Камень здесь действительно светлее, чем тот, который используют местные жители при строительстве зданий. Известняк порой соскабливают со стен грота, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей прибавляется молоко. В это верят и мусульмане и христиане. В Молочном гроте можно увидеть многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами — свидетельства чудес. Стены украшены благодарственными надписями счастливых родителей. Грот украшает икона «Млекопитательница».

Пещера Вифлеемских младенцев

Вблизи храма Рождества Христова находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет по совету ангела.

Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».

С Храмом Рождества соседствуют три монастыря:

  • Православный греческий монастырь.
  • Армянский монастырь.
  • Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.

Под церковью Святой Екатерины находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является святой и для православных. Эта мудрая девушка за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая этой подвижнице.

Пещера святого Иеронима

В окрестностях Вифлеема есть немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.

В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.

Палестина – вторая родина христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто к ним стремится.

Но даже вдали от Вифлеема и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют и вдохновляют нас среди житейских бурь.

Базилика Рождества Христова, проникнись чудесами Святого места

Величественная базилика Рождества Христова находится на Земле Обетованной в воспетом в легендах и преданиях городе Вифлееме, являет собой одну из наиболее почитаемых святынь для всех христиан. Храм построен на историческом месте – там, где на свет появился великий Спаситель Иисус Христос.
Сюда ежедневно устремляются паломники. Но они осматривают не только сам Храм, но и прочие достопримечательности, культовые места. Среди таковых:

  • пещера, в которой по преданию, некоторое время жили и ночевали Мария и Иосиф;
  • Молочный грот;
  • и многое другое.

Как говорится в священной книге Ветхом Завете, на свет Иисус появился в 5508 году со дня сотворения мира. За несколько дней до рождения Иисуса Мария и Иосиф пришли в Вифлеем из Назарета. Этот путь они проделали из-за указа императора. В соответствии с документом, проводилась перепись населения. Поэтому каждый человек обязан был прийти в город своего рождения. Иосиф родился в Вифлееме, поэтому они с Марией и отправились туда. По прибытию в город оказалось, что остановиться им негде.

Все гостиницы были заполнены, а на постой проситься было не к кому. Иосиф и Мария начали искать удобное место, где они могли бы переночевать. Таким местом оказалась небольшая пещера, расположенная на окраине Вифлеема. В ней местные пастухи часто укрывались от непогоды вместе со своим стадом. Именно в этой пещере и был рожден Спаситель. К нему сразу же пришли пастухи, а через некоторое время и посетили волхвы.

Святилище в Вифлееме

Если вы попали на эту страниц по запросу «базилика Рождества Христова Вифлеем», вероятно, вас интересует история религии и информация о культовых местах Земли Обетованной.
Храмы, как православные, так и католические, строить в самом Вифлееме, впрочем, как и в Иерусалиме, начали намного позже после рождения Иисуса. «Бум» строительства стартовал после вознесения Иисуса. Сначала непосредственно над местом появления на свет Спасителя римские завоеватели возвели храм Адониса.

В римской мифологии Адонис символизировал собой времена года и их смену. То есть, первоначально над местом рождения Иисуса Христа располагалось языческое сооружение. Что может расцениваться, как святотатство. Хотя следует понимать – этот языческий храм способствовал сохранности самой пещеры. Ведь существует вероятность, что не будь святилища Адониса, пещера подверглась бы разрушению. И для потомков не сохранилось бы место рождения Спасителя.

Базилика Рождества Христова: история строительства храма

Лишь спустя более 300 лет после рождения Иисуса над знаменитой пещерой была построена небольшая базилика. Ее строительство окончилось в 339 году. Вдохновительницей и инициатором строительства выступила мать византийского императора Константина Елена. Женщина побывала в Вифлееме во время своего паломничества.

Осмотрев пещеру, она приняла решение о том, что здесь должна быть построена базилика Рождества Христова. Первоначально над входом в пещеру располагалось небольшое строение. Крыша имела коническую форму. В строении был предусмотрен маленький проем – через него паломники могли попасть внутрь и осмотреть место рождения Иисуса.

Исторический экскурс

Базилика Рождества Христова в Вифлееме фото которой представлено в этой статье, имеет интересную, хотя порой и весьма печальную историю. Например, самаритяне нанесли строению повреждения во время своего восстания. Реконструкция базилики была проведена только в 550 году. Нею опекался Юлиан, правивший в то время. Во время восстановительных работ базилику сделали большей. Кроме того, соорудили специальный спуск в саму пещеру, который получил название Святой Вертеп.

Еще одно знаковое событие произошло в 1717 году. Место рождения Спасителя пометили звездой с 14-ю лучами, которую впоследствии стала символом Вифлеемской звезды. Сверху расположена надпись «Здесь Дева Мария родила Христа». Сегодня именно там ежедневно проводят богослужения. Для проведения службы соорудили своеобразный престол из мраморного камня. Там же – построили удобный спуск к месту, где и были ясли, в которые сразу после рождения положили младенца.

Базилика Рождества Христова в Вифлееме фото которой представлены на этой странице – древнее, культовое сооружение, к которому ежедневно приходят сотни и тысячи паломников. История у храма действительно глубокая и интересная. Так, в соответствии с преданиями, когда персидские войска в 12 веке атаковали эти земли, не разрушенным остался только описываемый храм. А защитили строения изображения волхвов, нарисованных на стенах здания. Воины-персы приняли волхвов за жрецов, поклоняющихся богу солнца зороастрийцев.

Обратите внимание! Столь невероятное спасение базилики от разрушения принято считать одним из божественных чудес.

Благодаря своему спасению храм стал самым старейшим культовым строением на территории Палестины.

Не только религиозная, но и историческая ценность

Базилика Рождества Христова, Вифлеем несет в себе не только культовую, религиозную, но и историческую ценность. В частности, следует отметить наличие фрагментов мозаики, которой выложен пол. Историческую ценность представляют и колонны, на которых держится потолок – они были возведены во времена правления Юстиниана.

Обратите внимание! Для строительства колонн использовали обычный песчаник. Его отполировали так, что он выглядит мрамором.

Прекрасно сохранились великолепные мозаики, росписи. Ними внутреннюю часть храма оформляли почти 50-ти лет – с 1143 по 1180 годы. Среди прочих отдельных элементов, имеющих не только религиозную и культурную, но историческую и архитектурную ценность следует выделить:

  • фрагменты 11 Вселенских соборов;
  • иконостас, созданный греческими мастерами в 18 веке;
  • колокола.

Базилика Рождества Христова, Вифлеем – место паломничества. Сюда прибывают верующие из всех стран мира. Они очаровываются прекрасным строением и проникаются его невероятной божественной атмосферой.

Не только базилика Рождества Христова: что еще посмотреть в Вифлееме

Но не только базилика Рождества Христова привлекает туристов и паломников в величественный Вифлеем. Есть здесь масса прочих достопримечательностей, заслуживающих внимания. Расскажу вкратце об основных и наиболее важных, ценных.

Поле Пастушков

Это небольшая церковь. Она находится рядом с главным храмом города. По преданию, именно на этом месте пастухам явились прекрасные ангелы. Они принесли добрую весть о рождении Иисуса Христа. Строительство церкви было инициировано все той же царицей Еленой. Хотя через некоторое время она была разрушена. В настоящее время работает только подземный храм. Над ним – поле, с деревьями. Утверждают, что некоторые из них сохранились еще с момента рождения Спасителя.

Подземелье младенцев

Еще одна глубоко почитаемая христианами святыня. С южной стороны базилики сооружена лестница. По ней спускаются в подземелье – это пещера, в которой находятся захоронения младенцев. По древним преданиям – это кости малышей, убитых по приказу злобного Ирода. Ведь волхвы не сообщили ему о месте рождения Иисуса, принеся весть о появлении на свет Спасителя.

Поэтому Ирод приказал уничтожить всех младенцев, родившихся в тот период. Всех убитых младенцев похоронили в Вифлееме. Но никто точно не знал, где именно находится захоронение. Чтобы найти его, царица Елена обратилась за помощью к местному раввину. Она отправила ему в дар особую, уникальную, вышитую одежду. После чего раввин, проникшись благодарностью Елене, указал место, где были останки детей. Елена приказала соорудить там гробницу.

Молочный грот

В непосредственной близости к базилике располагается еще одно культовое место, почитаемое паломниками – Молочный грот. Считается, что в данном месте Дева Мария кормила младенца Иисуса грудью. Якобы капля молока скатилась на грунт. Земля в этом месте моментально окрасилась в белый цвет. Грот принадлежит католикам. В нем находится уникальная икона, изображающая Деву Марию, кормящую младенца Христа.

Врата смирения

Базилика Рождества Христова принадлежит греко-православной церкви. Храм – очень красиво оформлен. У него – богатое убранство. Основной вход в базилику носит название Врата смирения.
Дано оно не случайно. Ранее в базилику вело три входа. Однако в средние века два боковых полностью заложили камнем. Основной – сделали меньшим, он стал не таким высоким. Уменьшение входа преследовало важную цель – чтобы в базилику не могли въезжать всадники. Теперь, чтобы войти внутрь, верующим нужного склонять головы. Отсюда и возникло название главного входа в базилику.

Базилика Рождества Христова: как добраться

В заключении хотел бы вам поведать о том как же добраться до города Вифлеем. Есть четыре способа о которых я вам расскажу, а вы для себя выберете более подходящий. И так :

  • первый — это самостоятельно на автобусах Эгед это израильский перевозчик который отправляется со Станции в Иерусалиме. На нем проезд будет до десяти шекелей. Так же есть автобус который относится к арабским перевозчикам. Но главное есть моменты такие как : на посту между Израилем и Палестиной — Вифлеем вас пропускают не придавая особого значения. Но вот на обратном пути вас обыщут. Так же вы должны за ранее продумать маршрут и посмотреть какие автобусы идут обратно. Так как если Компании Эгед довезет вас туда на обратном пути придется добираться другими номерами автобусов.

  • второй — это такси их так же можно увидеть на посту или за постом. Но будьте бдительны ведь прежде чем ехать обговорите цену. Что бы не получилось что эта сума выше.
  • третий — это если вы хотите все сделать сами. То тогда для вас лучшим вариантом будет арендовать машину. На Израильской регистрации. Только при заключении договора об аренде авто проконсультируйтесь о том как правильно вести себя при пересечении поста и что нужно вообще знать
  • четвертый — это для тех кто как я считаю не хочет тратить свое время на поиски автобусов и с таксистами договариваться. Этот вариант заказать экскурсию у местных израильских тур операторов. В этом случае вам да нужно будет побольше денег чем если вы будете добираться первым или даже вторым способами. Но за то здесь вы сможете по полной проникнутся теми моментами которые присутствуют в Базилике Рождества Христова. Да и сама тематическая экскурсия направленная на то что бы вы насладились всем процессом.

Во всяком случае Вам решать какой для Вас будет оптимальный вариант. Но то что это место нужно посетить это по моему мнению даже не обсуждается. Так что друзья хорошего отдыха.

Вячеслав Брыгардый

Мне 30 лет родился в Украине, на данный момент в Израиле. Веду личный Блог об маленькой и удивительной стране

Источники:
http://nauka.vesti.ru/article/1129683
http://azbyka.ru/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%92%D0%B8%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%B5%D0%BC)
http://wikiway.com/izrail/vifleem/khram-rozhdestva-khristova/
http://sunnyisrael.ru/blog/bazilika-rozhdestva-hristova-ot-sozdaniya-do-nashih-dnej.html
http://media.elitsy.ru/istorii/hram-rozhdestva-v-vifleeme-istorija-i-svjatyni/
http://israelbrigardimap.ru/bazilika-rozhdestva-hristova/
http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/centroblag/ioannp.htm

Ссылка на основную публикацию