Храм Спаса на крови Санкт-Петербург. История, описание, адрес, расписание богослужений

Питерский храм Спаса на Крови: история, архитектура и правила посещения

Спаса на Крови или храм Воскресенья Христова – один из красивейших соборов Санкт-Петербурга. Правда его строительству предшествовало печальное и невероятное для Российской империи событие – убийство императора Александра II.

Мало кто знает, но на жизнь царя-освободителя, отменившего крепостное право, покушались не раз, но именно террористический акт 1 марта 1881 года стал «удачным».

Храм Спаса на Крови

Ставить часовни, храмы, соборы в честь важнейших событий или в память об ушедших людях – древняя традиция. Можно вспомнить Софийский собор, который был возведен Ярославом Мудрым после победы над печенегами, Покрова-на-Нерли, построенный Андреем Боголюбским в память об умершем сыне, Дмитрия-на-крови в Угличе…список будет очень длинным. Но только один храм в России стоит на месте гибели императора.

Расположение

Собор Воскресения христова стоит на набережной канала Грибоедова (точный адрес: набережная канала Грибоедова, 2А). Рядом находится Русский музей, Корпус Бенуа (на Инженерной улице).

Храм окружает великолепная, черно-золотая, кованая решётка Михайловского сада, в глубине которого спрятан Михайловский замок (именно здесь провел последние часы своей жизни император).

Недалеко от него (на Конюшенной площади) находится не менее знаменитая Спасо-Конюшенная церковь, в которой отпевали А. С. Пушкина. Через Царицынский проезд и 2-й Садовый мост можно выйти на набережную реки Мойки, к Марсовому полю и Летнему саду.

История

Покушение на императора было разработано народовольцем А. Желябовым и С. Перовской. Несмотря на то, что император в день покушения несколько изменил свой привычный маршрут (заезжал на чай к кузине в Михайловский замок), террористический акт удался.

Первая бомба, кинутая студентом Н. Рысаковым, уничтожила карету. Император не пострадал, но кинулся вместе с конвоем помогать раненым. Именно в это время другой бомбист Игнатий Гриневицкий кинул вторую бомбу прямо в императора.

Взрывом императору оторвало обе ноги, но он был жив и в сознании. Его отвезли в Зимний Дворец, где он и скончался. Его убийца, Гриневицкий умер в госпитале от полученных ран, а остальные члены террористической группы были казнены 3 апреля 1881 года.

Практически сразу после убийства власти Санкт-Петербурга приняли решение возвести на месте гибели царя памятник или часовню. Новый император, Александр III, идею одобрил, но настоял на возведении не часовни, а целого храма.

До 1883 года на месте убийства стояла часовня, которая была возведена на средства петербургских купцов. Только после того как был выбран окончательный проект храма (всего было предложено 26 проектов в первом конкурсе и 31 проект во втором) начались строительные работы.

В 1883 году началась работа и над проектом названия храма. В конечном итоге было утверждено следующее название: храм во имя Воскресения Христова. Оно не случайно, призвано напоминать о мученической смерти императора и о его обязательном воскрешении. Название же «Спас на Крови» не каноническое, но сохранившиеся в обиходе, и получившее распространение в народе.

Строительные работы продолжались боле 24 лет (с 1883 по 1907 год). Такая длительность объяснялась многочисленными редактурами проекта, сложностями его «вписания» в существующий городской ландшафт (с учётом того, что место гибели императора Александра II должно было находиться внутри церкви), обилием декоративным элементов и техническими сложностями. Сооружение строили с учётом схем достижений инженерной мысли начала XX века.

В нём было паровоё отопление, он был газифицирован и электрифицирован (храм освещало 1689 ламп), была создана защита от грунтовых вод и молний.

Собор был освещён в 1907 году. На торжественной церемонии присутствовал Николай II и многочисленные члены императорской фамилии. Храм сразу объявили не приходским, здесь шли заупокойные службы по Александру II, читались проповеди, но в нём никогда не крестили и не венчали.

Сразу после революции Спаса на Крови был закрыт. В 20-30 годы подвергался систематическому разграблению. В 1940 году было принято решение о том, что его необходимо взорвать, но эта идея была не реализована из-за начала Второй мировой войны. Во время блокады в Спас на Крови не раз попадали зажигательные бомбы (одну из них нашли на чердаке только в 70 годах).

После окончания войны здание использовался как склад. Уникальное внутреннее убранство продолжало разрушаться. В 1968 году было принято решение передать его в ведении начальника музея Исаакиевского собора.

Архитектура и внутреннее убранство

Интересно, что практически все проекты собора были выполнены в так называемом византийском стиле, но Александр III Александрович неожиданно забраковал всё, предложенное ему. Он решил, что храм будет возведён в русском стиле, а место убийства и гибели отца будет находиться в самом здании, в отдельном пределе.

Такая позиция объяснялась не столько эстетическим вкусом императора, сколько его политическим взглядами. Он начал проводить контрреформы, идеологически возвеличивал старую, допетровскую Русь и классическое самодержавие московских царей, старался «очистить» страну от реформаторского и либерального «мракобесия».

После двух конкурсов императором был утверждён проект архитектора А. А. Парланда. После утверждения, император приказал его доработать. В доработках приняли участие профессором Д. И. Гримм, профессор И. В. Штром (который предложил использовать красный кирпич и мозаику, для создания нечто похожего на Василия Блаженного в Москве).

Дорабатывался проект до 1887 года. Парланд живо откликался на все идеи и вносил всё новые и новые коррективы. В конечном итоге был разработан план постройки целого комплекса, с колокольней (или столповой башней, своеобразным монументом на месте гибели императора), музеем, крытой галерей.

К концу строительства на набережной Екатерининского канала появился центральный четырёхстолпный и восьмигранный шатровый храм с пятью главами, покрытыми цветной эмалью.

Со стороны Михайловского сада к нему примыкают три полукруглые алтарные аспиды, увенчанные луковичными куполами, а с западной стороны к нему примыкает колокольня, также увенчанная золотым куполом, самым большим среди всех. К колокольне примыкают крыльца-притворы, по форме напоминающие старинные русские терема.

Размеры сооружения символичны. Так, например, высота колокольни 81 метр, что соответствует году гибели императора, а высота главного купола центрального храма 63 метра, что соответствует возрасту Александра Николаевича на момент гибели.

Спаса на Крови богато украшен снаружи. В отделки использовались гранит, мрамор, декоративная облицовка из красного, фарфорового и керамического кирпича, изразцы и традиционное русское узорочье. Наличники окон украшены «кокошниками», стены – цветами, а вершины шатров – двуглавыми орлами. Стены также украшены мозаичными рисунками и мозаичными иконами.

В храме можно увидеть:

  • изображения киевских правителей и святых (Ольги, Владимира Святого, Бориса и Глеба, Александра Невского);
  • изображения, повествующие всю земную жизнь и страдания Христа, а также история его Воскресения;
  • многочисленные библейские сюжеты;

Самым монументальным полотном является «Христос Пантократор», расположенное в центральном куполе. Интересным также является полотно «Спас Эммануил» (редкое изображение Христа в юном возрасте).

Кроме мозаик интересным являются также мраморные композиции и композиции из камня: пол, колонны, иконостасы, киоты. Все работы по мрамору выполняли представители итальянских фирм, а по камню (родониту, яшме, кварцу) – русские мастера. Иконы для иконостасов и киотов также выполнялись в мозаичной технике, к сожалению, до наших дней сумели сохранить лишь 2 иконы.

Царские врата, покрытые сусальным золотом, также достойны внимания. Они полностью восстановлены в первозданном виде.

Центральным местом, мемориальным местом в храме является 14-метровая Сень над местом гибели. Здесь сохранилась часть аутентичной мостовой и часть решётки Гребного (ранее Екатерининского) канала. Сама сень выполнена в стиле «царских мест» эпохи Московской Руси, в виде шатра, который поддерживают 4 столба. Она богато украшена каменной резьбой и самоцветами.

Как добраться

Добираться до храма легче всего на метро. Ближайшая к нему станция – «Невский проспект». Она выходит прямо на канал Грибоедова. Двигаясь вниз вдоль канала можно за 5-10 минут дойти до Спаса на Крови (ориентир движения: двигайтесь от Казанского собора вниз, вдоль набережной).

Режим работы

Спас на Крови работает во все дни, кроме среды с 10.30 до 18.00. В высокий сезон (с мая по октябрь) с 18.00 до 23.00 проводятся специальные вечерние экскурсии.

В храме проводятся утренние и вечерние богослужения. Расписание служб можно найти на официальном сайте музея.

Входная плата

Полная стоимость 250 рублей
Стоимость для владельцев международных карт ISIC 150 рублей
Льготное посещение (пенсионеры, дети от 7-18, студенты и аспиранты) 50 рублей
Стоимость комплексного билета в Спас на Крови и Музей камня 350 рублей
Спас на крови +Музей камня в вечернее и ночное время 500 рублей

Вход в музей камня находится в храмовой часовне-ризнице.

Попасть внутрь можно только после того, как приобретен билет в кассах и пройдены турникеты. При покупке билетов можно приобрести аудиогида или же посетить храм в составе экскурсионной группы (экскурсионное обслуживание бесплатно, гид ожидает всех желающих около входа, экскурсия начинается после того, как группа достигнет размера 15 человек).

Спас на Крови – удивительное место. С одной стороны – яркое и красочное, с другой – мрачное и таинственное. В строительство этого храма были вложены не только баснословные средства, но и сердца, и души людей.

Наверное, именно поэтому сюда каждый год приезжают туристы, для того чтобы своими глазами увидеть настоящее чуду русской архитектуры.

Храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Каждый раз приезжая в Питер, как-то по-новому рассматриваешь давно знакомые места. Какие-то объекты реставрируются, какие-то просто начинаешь замечать, чего не делал прошлый раз. С подобным столкнулся, когда в прошлый раз посетил СПб: удивился, как раньше не замечал храм Спаса на Крови, видимо, из-за нехватки времени. Знаменит храм своим архитектурным решением, привлекает многих своей историчностью и уникален своей символичной высотой – 81 метр. Сегодня расскажу, как найти храм Спаса на Крови в Петербурге и какие его архитектурные особенности.

Где находится храм Спаса на Крови

Церковь Спаса на Крови была возведена в интересном историческом районе Санкт-Петербурга и находится в очень красивом и живописном месте города – на берегу канала Грибоедова. Неподалеку можно увидеть Михайловский сад и Конюшенную площадь рядом с Марсовым полем. Хорошим ориентиром может стать известный Казанский собор.

  • Адрес храма Спаса на Крови: город Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2а.
  • Телефон храма:+7 (964) 339-55-93, +7 (921) 862-70-63, +7 (812) 315-16-36; настоятеля: 274-26-33.

Как лучше добраться к храму Спаса на Крови

Храм располагается в историческом центре Питера, поэтому к нему можно добраться несколькими видами городского транспорта или на личном авто.

  • Как доехать на метро. Близлежащими станциями метро к собору будут «Канал Грибоедова», «Невский проспект» и «Гостиный двор». Лучшим выбором станет станция «Невский проспект», так как от нее ближе всего к храму – примерно 7 минут пешком вдоль канала (около 500 м). Кому удобнее выйти на «Канале Грибоедова», то от этой станции до храма потребуется 10 минут времени пешим ходом.
  • Как доехать на автобусе и троллейбусе. В случае выбора маршрутного такси к нужному месту довезут автобусы № 27, 22, 7, 3. Чуть дешевле можно добраться на троллейбусе – подойдут № 22, 11, 10, 7, 5, 1.
  • Как доехать на авто. Путешествуя по Питеру на личном авто, добраться до храма Спаса на Крови не составит труда, забив в своем навигаторе его GPS-координаты: 59°56’24.4″N 30°19’44.1″E.

Режим посещения и часы работы храма Спаса на Крови

В храме Спаса на Крови действуют стандартные правила поведения и стиля одежды, как при посещении любого культового здания. Посетителям запрещена спортивная и пляжная одежда. Для женщин нежелательны брюки и мини-юбки, и они всегда должны быть с покрытой головой, а для мужчин – шорты.
При посещении храма нельзя:

  • курить;
  • выражаться нецензурными слова;
  • быть под действием алкоголя;
  • шуметь и бегать.
  • Двери храма Спаса на Крови открыты каждый день кроме среды.
  • Собор принимает посетителей с 10:30 до 18:00, приобрести билеты в кассах можно до 17:00.
  • Желающим также предлагают воспользоваться вечерними экскурсиями «Спас на Крови в белые ночи», которые проводятся с первых чисел мая по конец сентября, начинаются в 18:00 и длятся до 22:00. Касса в это время работает до 21:00.

Стоимость билетов

Посещение собора Спас на Крови обойдется:

  • взрослым посетителям – в 250 рублей;
  • 6-летним детям и младше – бесплатно;
  • 7-летним детям и старше – в 50 рублей;
  • студентам России – в 50 рублей;
  • пенсионерам России – в 50 рублей;
  • в вечернее время – в 400 рублей.

Расписание богослужений в храме Спаса на Крови

Суббота
7:20 – Проводится литургия и часы;
18:00 – Проходит всенощное бдение.
Воскресение
7:20 — Проводится литургия и часы;
Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.

Где рядом можно остановиться

К сожалению, ни в самом соборе, ни поблизости нет паломнических гостиниц, готовых принять к себе путешествующих верующих. Однако, рядом с храмом находится довольно много отелей, которые разнятся как ценовой политикой, так и комфортабельностью.

  • Дворы Капеллы – в 300 м от храма. Ориентировочная стоимость экономного двухместного номера 2 300 р.;
  • Гостиничный комплекс«Наука» – в 0,5 км от церкви. Предлагается самая низкая стоимость за двухместный номер – 1 519 р.;
  • Пушка ИНН – в 300-350 м от собора. Примерная цена за экономный двухместный номер составит около 5 720 р.;
  • Отель Екатерина – в 400 м от храма. Предлагается комфортабельный двухместный номер, цена которого 5 900 р.;
  • Гранд Отель Европа – в 0,5 км от собора. Стоимость номера люкс составит 22 360 р.

История создания храма Спаса на Крови

  1. Официальное строительство храма Спаса на Крови, или Воскресения Христова, началось еще в 1883 году. Двумя годами ранее на том месте, где сейчас красуется храм, народоволец Игнатий Гриневицкий, используя бомбу, убил императора Александра II. Уже на следующий день на месте гибели правителя была построена деревянная часовня, однако по причине многочисленных пожертвований с разных губерний было принято решение возвести храм и таким образом на века оставить царя-мученика в памяти людей.
  2. На постройку храма ушло около 24 года, и к 1907 году он уже был готов. Поскольку культовое сооружение возводилось рядом с каналом Грибоедова, архитекторами было предложено не использовать сваи, а соорудить специальное основание из крепкого бетона по всей площади, что обеспечило невозможность прохождения воды под здание.
  3. В 1908 году неподалеку собора была освещена Иверская часовня, и спустя 15 лет храму Спаса на Крови дают статус кафедрального собора. В 1930 году его закрывают. Советская власть вскоре прекращает финансовую поддержку собора от государства, а затем и вовсе решает построить на месте церкви что-то полезное. Однако началась война и здание не сносится, а начинает использоваться под морг и овощехранилище. Позже в послевоенный период в помещении храма долгое время хранятся декорации из театра.
  4. В 1970 году церковь Спас на Крови передают музею «Исаакиевский собор» в виде отдельного филиала. Начиная с 1977 года и на протяжении 14 лет собор капитально реставрируется и только спустя 90 лет после того, как он был официально освящен, в 1997 году, храм Спас на Крови открывается для посетителей.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Сам храм является музеем-памятником за свою историчность и невероятное огромное количество использованных мозаик и различных изображений. Впечатляет ассиметричная форма здания, вытянутая по оси восток-запад. С западной стороны собор имеет двухъярусную столпообразную колокольню, увенчанную массивным куполом. С восточной части храма можно увидеть наличие трех алтарных аспидов – центральной и боковых с медными позолоченными куполами. С юго-западного и северо-западного углов собора видны входные двери. С цокольной части сооружения заметен сердобольский гранит.
«Русский стиль» церкви Спаса на Крови очень напоминает столичный собор Василия Блаженного. В ее внешнем оформлении использовалось мозаичное панно, выполненное по рисункам знаменитых художников, таких как Васнецов.

Также в отделке храма Спаса на Крови можно увидеть:

  • разные породы итальянского цветного мрамора;
  • крупнейшее собрание мозаики (свыше 7 тысяч кв. м);
  • разновидности полудрагоценных уральских и алтайских поделочных камней – яшмы, горного хрусталя, топаза и прочих;
  • мозаичную коллекцию российской геральдики.

Помимо всего прочего, цоколь церкви украшен 20 гранитными досками, рассказывающими о важных событиях при царствовании Александра II и его реформах, а колокольня имеет изображения гербов губерний и областей России.

Фото храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Фасад храма выполнен различной мозаикой в самых ярких цветах.
Декоративная люстра внутри собора поражает своей величественностью, хотя, впрочем, она соответствует храмовому предназначению.
Одна из реставрированных храмовых икон – «Сошествие во ад», изображающая освобождение людей от уз смерти и греха и передающая смысл Воскресения Христа.
На фото представлена часть мозаики внутри храма Спаса на Крови, впечатляющая как божественностью, так и мастерством ее создателей.

Храм Спаса на Крови — видео

Кажется, что Питерский храм Спаса на Крови – один из красивейших соборов не только города, но и страны. Увидев немалое количество различных мозаичных картин и икон как внутри храма, так и снаружи, понимаешь, какая огромная работа была проделана, чтобы все довести до такого совершенства. Посетители теперь лишь наслаждаются осмотром этих шедевров и заряжаются определенной духовностью.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге — история создания собора и общая информация

В самом центре города расположен один из самых грандиозных и величественных храмов Санкт-Петербурга – Спас на Крови. Золоченные и мозаичные купола видны издалека. Снаружи и внутри церковь отличается богатым убранством. Как и многие храмы России, Спас на Крови считается памятником знаменательному событию.

История «Спаса на Крови»

Место строительства выбирали не архитекторы и священнослужители, выбор сделан печальным событием мартовского убийства 1881 года. Царь Александр II был смертельно ранен народовольцем И.Гриневицким на этом месте. Было принято решение увековечить память царя и построить церковь.

На берегу Невы была возведена деревянная часовня, она простояла 2 года. За это время собрались деньги на строительства собора, в основном за счет пожертвований местных купцов. Проект храма достаточно долго утверждали и даже во время строительных работ вносили изменения. В 1907 году храм освятили, проводили поминальные службы по Александру II, а также проповеди.

После революции советские власти прекратили финансирование храма. Священники обращались к народу о пожертвованиях. В 1938 году администрация города приняла решение о разборе храма. Но Великая Отечественная война не дала привести в исполнение разрушительный приказ.

Во время войны находился морг. В советский период использовался под склад декораций Малого Оперного Театра. В 70-е годы передал на баланс музея «Исаакиевский собор», в 1997 году открылся для посетителей как музей

В 2004 году была отслужена первая литургия, после перерыва, а 21 февраля 2014 года приход Воскресения Христова ( Спаса на Крови), начались регулярные службы.

Архитектура

Основа храма «Спас на крови» составляет классический четверик, увенчанный пятиглавием. Венчает основание шатер 81 м. Всего куполов 9, несколько оформлены позолотой, а некоторые мозаикой. Храм часто путают внешне с церковью Василия Блаженного в Москве, они действительно схожи по архитектуре. Стиль архитектуры поздний русский.

Власти города не планировали менять набережную, это было основным требованием к архитекторам. При строительстве был установлен прочный фундамент, чтобы Нева не подмывала здание. Набережную пришлось немного расширить, уменьшив канал.

Интересные факты о Храме

Храм рассчитан на 1600 человек. Изначально не был рассчитан на массовые посещения людей, поэтому отличался шикарным и богатым убранством. Попадая впервые, посетители на несколько минут замирают на месте от красоты и царственности убранства.

Величие внутреннему виду храма «Спаса на Крови» придают грандиозные мозаичные полотна. Мозаики полностью покрывают стены, своды, купола. Создают единый стиль оформления высочайшего художественного стиля. В XX веке подобные сооружения не строились нигде в мире.

Здесь самое обширное собрание христианских персонажей 277 имен, библейских историй, 68 на евангельские темы. Всего выполнено 308 мозаичных произведений.40 мастеров и подмастерий трудились 12 лет над созданием внутреннего убранства.

Обилие золотой смальты на потолке создает необычайный небесный эффект, свет от окон переливается на каждом кусочке мозаики. Внутри все блестит и переливается. Особая техника создания перенята у мозаичников Венеции. Но русские мастера усовершенствовали технологию.

Советские власти несколько раз пытались уничтожить храм, многие церкви Санкт-Петербурга взорвали и разобрали на фрагменты. Но храм устоял, и чудесным образом удалось сохранить большинство фресок в хорошем состоянии.

В конце прошлого столетия началась реставрация. 24 года стены окружали строительные леса, работы велись долго и кропотливо. Но сейчас стены и внутреннее убранство поражают своим великолепием. Многие путешественники включают в свое путешествие посещение Храма на Крови в рамках экскурсионного тура или самостоятельно.

Расписание богослужений и экскурсий

В Храме проводятся службы 3 раза в неделю. В среду вечерняя служба, в субботу утренняя и вечерняя, в воскресенье начало богослужений в 7-20.

Храм относится к музейному комплексу. Гиды проводят экскурсии по 3 программам:

  • архитектурные особенности храма и внешнее убранство;
  • мозаика памятника;
  • библейские сюжеты.

Все гиды рассказывают от истории возникновения, советский период и современное существование Спаса на Крови. Полная стоимость экскурсий 250 руб, для многих категорий населения есть льготы.

Время работы музея с 10-30 до 22-30. Есть специальная вечерняя экскурсионная программа, действует в летний период.

Как добраться

Находится храм на Грибоедовской Набережной, недалеко от метро «Невский проспект» 5-10 минут пешком прямо по улице. Чуть дальше от станции метро «Гостиный двор».

Недалеко находится Русский Музей, Казанский собор. Храм находится рядом с Михайловским садом, можно ориентироваться на него.

История храма Спаса на крови

История храма Спаса на крови считается одной из судьбоносных для России. Поэтому архитекторы старались создать особый, исконно русский стиль, отличающийся от остальных.

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики. Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого – двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови, стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова. Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам. Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх. Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови, поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким. когда он направлялся на парад войск на Марсово поле. Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие. Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови». Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях. Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества». Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью. Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования. После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова. если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере, можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении. место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала. В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью. Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

Имеются также интересные факты о храме Спаса на крови которые необходимо знать. Строительство храма началось раньше утверждения окончательного проекта. Его строительство заняло 24 года, а смета составила 4 606 756 рублей. Из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное пожертвовали императорская, государственные учреждения, частные лица.

Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты. Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова. В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры. Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ, посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала. За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души. Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец – композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ, объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора. Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга. Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Питерский храм Спаса на Крови: история, архитектура и правила посещения

Спаса на Крови или храм Воскресенья Христова – один из красивейших соборов Санкт-Петербурга. Правда его строительству предшествовало печальное и невероятное для Российской империи событие – убийство императора Александра II.

Мало кто знает, но на жизнь царя-освободителя, отменившего крепостное право, покушались не раз, но именно террористический акт 1 марта 1881 года стал «удачным».

Храм Спаса на Крови

Ставить часовни, храмы, соборы в честь важнейших событий или в память об ушедших людях – древняя традиция. Можно вспомнить Софийский собор, который был возведен Ярославом Мудрым после победы над печенегами, Покрова-на-Нерли, построенный Андреем Боголюбским в память об умершем сыне, Дмитрия-на-крови в Угличе…список будет очень длинным. Но только один храм в России стоит на месте гибели императора.

Расположение

Собор Воскресения христова стоит на набережной канала Грибоедова (точный адрес: набережная канала Грибоедова, 2А). Рядом находится Русский музей, Корпус Бенуа (на Инженерной улице).

Храм окружает великолепная, черно-золотая, кованая решётка Михайловского сада, в глубине которого спрятан Михайловский замок (именно здесь провел последние часы своей жизни император).

Недалеко от него (на Конюшенной площади) находится не менее знаменитая Спасо-Конюшенная церковь, в которой отпевали А. С. Пушкина. Через Царицынский проезд и 2-й Садовый мост можно выйти на набережную реки Мойки, к Марсовому полю и Летнему саду.

История

Покушение на императора было разработано народовольцем А. Желябовым и С. Перовской. Несмотря на то, что император в день покушения несколько изменил свой привычный маршрут (заезжал на чай к кузине в Михайловский замок), террористический акт удался.

Первая бомба, кинутая студентом Н. Рысаковым, уничтожила карету. Император не пострадал, но кинулся вместе с конвоем помогать раненым. Именно в это время другой бомбист Игнатий Гриневицкий кинул вторую бомбу прямо в императора.

Взрывом императору оторвало обе ноги, но он был жив и в сознании. Его отвезли в Зимний Дворец, где он и скончался. Его убийца, Гриневицкий умер в госпитале от полученных ран, а остальные члены террористической группы были казнены 3 апреля 1881 года.

Практически сразу после убийства власти Санкт-Петербурга приняли решение возвести на месте гибели царя памятник или часовню. Новый император, Александр III, идею одобрил, но настоял на возведении не часовни, а целого храма.

До 1883 года на месте убийства стояла часовня, которая была возведена на средства петербургских купцов. Только после того как был выбран окончательный проект храма (всего было предложено 26 проектов в первом конкурсе и 31 проект во втором) начались строительные работы.

В 1883 году началась работа и над проектом названия храма. В конечном итоге было утверждено следующее название: храм во имя Воскресения Христова. Оно не случайно, призвано напоминать о мученической смерти императора и о его обязательном воскрешении. Название же «Спас на Крови» не каноническое, но сохранившиеся в обиходе, и получившее распространение в народе.

Строительные работы продолжались боле 24 лет (с 1883 по 1907 год). Такая длительность объяснялась многочисленными редактурами проекта, сложностями его «вписания» в существующий городской ландшафт (с учётом того, что место гибели императора Александра II должно было находиться внутри церкви), обилием декоративным элементов и техническими сложностями. Сооружение строили с учётом схем достижений инженерной мысли начала XX века.

В нём было паровоё отопление, он был газифицирован и электрифицирован (храм освещало 1689 ламп), была создана защита от грунтовых вод и молний.

Собор был освещён в 1907 году. На торжественной церемонии присутствовал Николай II и многочисленные члены императорской фамилии. Храм сразу объявили не приходским, здесь шли заупокойные службы по Александру II, читались проповеди, но в нём никогда не крестили и не венчали.

Сразу после революции Спаса на Крови был закрыт. В 20-30 годы подвергался систематическому разграблению. В 1940 году было принято решение о том, что его необходимо взорвать, но эта идея была не реализована из-за начала Второй мировой войны. Во время блокады в Спас на Крови не раз попадали зажигательные бомбы (одну из них нашли на чердаке только в 70 годах).

После окончания войны здание использовался как склад. Уникальное внутреннее убранство продолжало разрушаться. В 1968 году было принято решение передать его в ведении начальника музея Исаакиевского собора.

Архитектура и внутреннее убранство

Интересно, что практически все проекты собора были выполнены в так называемом византийском стиле, но Александр III Александрович неожиданно забраковал всё, предложенное ему. Он решил, что храм будет возведён в русском стиле, а место убийства и гибели отца будет находиться в самом здании, в отдельном пределе.

Такая позиция объяснялась не столько эстетическим вкусом императора, сколько его политическим взглядами. Он начал проводить контрреформы, идеологически возвеличивал старую, допетровскую Русь и классическое самодержавие московских царей, старался «очистить» страну от реформаторского и либерального «мракобесия».

После двух конкурсов императором был утверждён проект архитектора А. А. Парланда. После утверждения, император приказал его доработать. В доработках приняли участие профессором Д. И. Гримм, профессор И. В. Штром (который предложил использовать красный кирпич и мозаику, для создания нечто похожего на Василия Блаженного в Москве).

Дорабатывался проект до 1887 года. Парланд живо откликался на все идеи и вносил всё новые и новые коррективы. В конечном итоге был разработан план постройки целого комплекса, с колокольней (или столповой башней, своеобразным монументом на месте гибели императора), музеем, крытой галерей.

К концу строительства на набережной Екатерининского канала появился центральный четырёхстолпный и восьмигранный шатровый храм с пятью главами, покрытыми цветной эмалью.

Со стороны Михайловского сада к нему примыкают три полукруглые алтарные аспиды, увенчанные луковичными куполами, а с западной стороны к нему примыкает колокольня, также увенчанная золотым куполом, самым большим среди всех. К колокольне примыкают крыльца-притворы, по форме напоминающие старинные русские терема.

Размеры сооружения символичны. Так, например, высота колокольни 81 метр, что соответствует году гибели императора, а высота главного купола центрального храма 63 метра, что соответствует возрасту Александра Николаевича на момент гибели.

Спаса на Крови богато украшен снаружи. В отделки использовались гранит, мрамор, декоративная облицовка из красного, фарфорового и керамического кирпича, изразцы и традиционное русское узорочье. Наличники окон украшены «кокошниками», стены – цветами, а вершины шатров – двуглавыми орлами. Стены также украшены мозаичными рисунками и мозаичными иконами.

В храме можно увидеть:

  • изображения киевских правителей и святых (Ольги, Владимира Святого, Бориса и Глеба, Александра Невского);
  • изображения, повествующие всю земную жизнь и страдания Христа, а также история его Воскресения;
  • многочисленные библейские сюжеты;

Самым монументальным полотном является «Христос Пантократор», расположенное в центральном куполе. Интересным также является полотно «Спас Эммануил» (редкое изображение Христа в юном возрасте).

Кроме мозаик интересным являются также мраморные композиции и композиции из камня: пол, колонны, иконостасы, киоты. Все работы по мрамору выполняли представители итальянских фирм, а по камню (родониту, яшме, кварцу) – русские мастера. Иконы для иконостасов и киотов также выполнялись в мозаичной технике, к сожалению, до наших дней сумели сохранить лишь 2 иконы.

Царские врата, покрытые сусальным золотом, также достойны внимания. Они полностью восстановлены в первозданном виде.

Центральным местом, мемориальным местом в храме является 14-метровая Сень над местом гибели. Здесь сохранилась часть аутентичной мостовой и часть решётки Гребного (ранее Екатерининского) канала. Сама сень выполнена в стиле «царских мест» эпохи Московской Руси, в виде шатра, который поддерживают 4 столба. Она богато украшена каменной резьбой и самоцветами.

Как добраться

Добираться до храма легче всего на метро. Ближайшая к нему станция – «Невский проспект». Она выходит прямо на канал Грибоедова. Двигаясь вниз вдоль канала можно за 5-10 минут дойти до Спаса на Крови (ориентир движения: двигайтесь от Казанского собора вниз, вдоль набережной).

Режим работы

Спас на Крови работает во все дни, кроме среды с 10.30 до 18.00. В высокий сезон (с мая по октябрь) с 18.00 до 23.00 проводятся специальные вечерние экскурсии.

В храме проводятся утренние и вечерние богослужения. Расписание служб можно найти на официальном сайте музея.

Входная плата

Полная стоимость 250 рублей
Стоимость для владельцев международных карт ISIC 150 рублей
Льготное посещение (пенсионеры, дети от 7-18, студенты и аспиранты) 50 рублей
Стоимость комплексного билета в Спас на Крови и Музей камня 350 рублей
Спас на крови +Музей камня в вечернее и ночное время 500 рублей

Вход в музей камня находится в храмовой часовне-ризнице.

Попасть внутрь можно только после того, как приобретен билет в кассах и пройдены турникеты. При покупке билетов можно приобрести аудиогида или же посетить храм в составе экскурсионной группы (экскурсионное обслуживание бесплатно, гид ожидает всех желающих около входа, экскурсия начинается после того, как группа достигнет размера 15 человек).

Спас на Крови – удивительное место. С одной стороны – яркое и красочное, с другой – мрачное и таинственное. В строительство этого храма были вложены не только баснословные средства, но и сердца, и души людей.

Наверное, именно поэтому сюда каждый год приезжают туристы, для того чтобы своими глазами увидеть настоящее чуду русской архитектуры.

Собор Воскресения Христова (Спаса-на-крови) в Санкт-Петербурге

Один из самых известных православных церквей России находится в Санкт-Петербурге — это собор Воскресения Христова или храм Спаса-на-крови, который широко известен своими разноцветными узорчатыми куполами. Мало кто знает, что он построен на месте смерти императора Александра II и поэтому имеет такое необычное название. Не только этим интересен собор, но и своей богатой историей, а также уникальным архитектурным убранством.

История постройки

Во время пребывания императора возле Екатерининского канала народоволец приблизился к нему вплотную и бросил под ноги бомбу. В результате взрыва погибли и террорист, и император. А 2 марта уже вступившему в права императора Александру III пришел запрос на постройку часовни на том самом месте. Император одобрение на часовню дал, но изъявил желание впоследствии видеть там настоящий храм.

Другие православные храмы Санкт-Петербурга:

Уже в апреле 1881 года на деньги купцов и по проекту Л. Бенуа на набережной канала стояла часовня. Строительство собора начали лишь весной 1883 года, а часовню сначала перенесли, а позже и вовсе разобрали. Для строительства был выделен большой участок земли по обеим сторонам канала, который пожертвовала княгиня Екатерина Михайловна. Но вот создание проекта собора застопорилось.

Было проведено два конкурса, участие в которых принимали все именитые архитекторы России, но ни один из победивших макетов не понравился императору. Его желание заключалось в том, чтобы собор имел черты традиционных русских соборов XVII века. Обязательным условием было создание особого придела, в котором должны были воссоздать место гибели императора.

В итоге был одобрен совместный проект А. Парланда и настоятеля Свято-Троицкой лавры Игнатия. Строительство проводилось под надзором специальной комиссии, в которую входили многие именитые личности.

Освящение по окончании работ произошло только в 1907 году, 6 августа, поскольку работы по выкладыванию мозаики выполнялись долго и задержали сдачу собора на 10 лет. Освятил здание митрополит Антоний, а присутствовал при этом император Николай II. Полностью строительство обошлось почти в 5 млн рублей, часть финансов ушло также на электрификацию собора.

Собор изначально финансировался из городского бюджета, а посетить его можно было, только имея специальный пропуск. При этом проповеди в нем регулярно читались и совершались молебны в честь погибшего императора.

Во время революции 1917 года финансы перестали выделяться, и настоятели обратились за помощью к народу, временно с 1920 года церковь стала приходская по решению отдела юстиции Петросовета. А в течение 1922-1927 годов она переходила под управления различных епархий, пока не стала частью правого движения Русской Церкви. 30 октября 1930 года президиум ВЦИКа выпустил постановление о полном закрытии храма. До 1941 года неоднократно собор хотели разобрать, но не успели.

Затем началась война, и собор стал моргом на время, а после войны тут размещался Малый оперный театр и склад. В 1968 году церковь отошла под опеку Инспекции по охране памятников, которая и начала реставрационные работы. Они продлились с 1970-х по конец 90-х. Уже в августе 1997 года первые посетители могли свободно пройти в храм, а вот первая литургия была проведена здесь только весной 2004 года.

Описание

Композиция собора выполнена в виде небольшого четверика с пятиглавием, в качестве центральной главы представлен высокий (81 метр) шатёр. У храма Спаса на Крови 9 глав, которые все вместе создают весьма живописную группу, но крайне асимметричную. Главы частично покрыты позолотой, а частично эмалью.

Стоит подробно рассмотреть главный шатер архитектурной композиции — в его основании расположены 8 вытянутых окон, которые украшены наличниками. Украшения выполнены в виде кокошников, что отсылает к традиционному русскому стилю церквей. Кверху весь шатер немного сужается и венчается фонарем с луковичным куполом и крестом.

Купол центрального шатра покрыт эмалью разных цветов и украшен декоративными обвивающими полосками и рисунками. Цвета для оформления купола использовались яркие — белые, жёлтые и зелёные, а расположенные вокруг луковичные купола создают полностью симметричный образ всего архитектурного сооружения.

Окружающие главы стоят на небольших барабанах, которые были использованы в качестве основы. Купол колокольни, что располагается с западной части, делает ее схожей с колокольней Ивана Великого Московского Кремля.

В колокольне также 8 проемов в виде арок, которые разделены проемами.

Внешний вид

По своему внешнему виду и архитектурным особенностям храм Спаса весьма схож с традиционными русскими церквями Москвы и Ярославля. На самом деле архитектурный стиль церкви является образцом позднего этапа развития знаменитого «русского стиля» и выступает как собирательный образ традиционного русского православного храма XVI–XVII веков.

Здание имеет 5 углов, а с восточной стороны к нему примыкают сразу 3 алтарные апсиды с маленькими куполами. В западной части церкви располагается колокольня в два яруса в виде массивного купола, который ее венчает. Характерной особенностью здания являются луковичные купола, которые покрыты медными листами с позолотой и специальной ювелирной эмалью.

На заметку! Высота здания — 81 метр и эта цифра выбрана неслучайно — дата смерти императора Александра II — 1881 год, таким образом, параметры церкви символичны.

Даты жизни императора прослеживаются и в других параметрах: цоколь собора покрыт сердобольским гранитом с 20-тью памятными досками из красного гранита, на которых прописаны деяния императора 1855-1881 годов золочеными буквами. Часть отделки под цоколем выполнено в коричнево-красном кирпиче, а украшения сделаны в виде орнамента из керамических мраморных изразцов в виде поясков и крестиков.

Мозаика используется для оформления фасада, где из нее по трем сторонам колокольни выложены гербы городов, губерний и уездов России. На входе сделаны два крыльца, которые примыкают к колокольне, а между ними изображено мозаичное распятие Христа. При входной двери также сверху изображен двуглавый орел — символ Российской империи.

Интересно! В качестве декорирующих материалов использован: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм Спаса не уступает внешнему убранству, но являет собой настоящий музей русского мозаичного искусства площадью около 7065 кв. метров — это крупнейшая мозаичная коллекция в Европе. Всю использованную в убранстве мозаику делали в мастерской В. Фролова на основе эскизов 30 художников в течение 10 лет. Самые знаменитые из них — это Журавлёв, Бруни, Беляев и Харламов.

Немало труда вложил и художник Васнецов — его мозаики «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» украшают центральные места.

Мозаикой отделаны свод, стены, столбы и даже алтарь в церкви, а в общей коллекции использовано множество самоцветов. Главной особенностью узоров является их непрерывность, и высокий уровень художественности орнамента. Главный иконостас изготовлен из разноцветного мрамора в мастерской Италии, а в качестве декора использовались кресты из горного хрусталя.

Все иконы в церкви также оформлены мозаикой и украшены серебром. Отдельно под стеклянным куполом стоит макет первого здания храма. Четыре темные колонны из яшмы, которую добывают на Алтае, являются основанием крыши собора и отделяют воссозданное место убийства императора — часть решетки Екатерининского канала и камни из мостовой.

Богослужения

Храм Спаса располагается на набережной канала Грибоедова, под номером 2Б, корпус А. Добраться до него несложно, достаточно доехать до станции метро «Невский проспект», а оттуда повернуть на набережную канала Грибоедова и дойти пешком до церкви.

Богослужения проходят там под руководством протоиерея Сергия Куксевича по следующему графику:

Спас на Крови

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (261)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (18)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Площади (6)
    • Небоскрёбы (1)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (47)
    • Рестораны и кафе (46)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Зоопарки (3)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Ежедневно с 10:30 до 18:00, ср – выходной.
Вечерние программы музея: с 18:00 до 22:30 (с 27 апреля по 30 сентября, выходной день – среда).

Метро линия 2, синяя ветка (ст. «Невский проспект»)
Автобус № 3, 7, 22, 24, 27, 191 (ост. “Невский проспект”)
Троллейбус № 1, 5, 7, 10, 11, 22 (ост “Невский проспект”)

Спас на крови (Храм Воскресения Христова) в Санкт-Петербурге — православный мемориальный храм-музей, воздвигнутый на месте покушения на российского императора Александра II Освободителя. Этот действующий девятиглавый собор, вмещающий 1600 человек, является символом города и одной из главных его достопримечательностей.

История храма Воскресения Христова

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.

Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.

Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.

Архитектура собора

Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Интерьер и мозаика Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Собор Воскресения Христова является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Его коллекция считается крупнейшей в Европе. Площадь поверхностей, украшенных мозаикой, превышает 7000 кв. м. Для ее создания использованы уральские и алтайские поделочные камни, цветной итальянский мрамор и тысячи самоцветов.

Мозаикой украшены не только стены и колонны храма, пол собора, выполненный из мрамора, представляет собой 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Иконостас Спаса на Крови славится уникальным цветовым подбором мрамора: градация коричневых оттенков напоминает резьбу по дереву. Мозаика для украшения храма производилась в мастерской В. А. Фролова, а эскизы для нее создавали более 30 художников, среди которых В. М. Васнецов, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Убранство храма сильно пострадало после его закрытия в 1930 году, в течение 50 лет памятник не отапливали и использовали в качестве склада для театральных декораций. Реконструкция началась лишь в 1977 году и продолжалась до 1995 года.

Спас на Крови на панорамах Google: интерьер

Режим работы Спаса на Крови

  • Основное рабочее время храма: с 10:30 до 18:00 (среда — выходной день).
  • Вечерние часы работы музея: с 18:00 до 22:30 (с 27 апреля по 30 сентября, среда — выходной день).

Расписание богослужений в храме Воскресения Христова (Спас на крови)

  • Божественная литургия — 7:20;
  • Всенощное бдение — 18:00.

Цены на билеты в храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге в 2020 году

  • Полная стоимость — 350 рублей;
  • Владельцы международных карт ISIC — 200 рублей;
  • Посетители от 7 до 18 лет — 100 рублей;
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных организаций РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Входной билет в вечернее время — 400 рублей;
  • Аудиогид на русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском, финском, китайском, корейском, японском языках — 200 рублей;
  • Комплексный билет в храм Спас на Крови и Музей камня — 450 рублей.

Экскурсионное обслуживание на русском языке:

  • Экскурсионное обслуживание одного посетителя при условии присоединения к экскурсионной группе (для лиц, обладающих правом бесплатного посещения музея) — 50 рублей;
  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 600 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 1500 рублей.

Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:

  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 2000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 3000 рублей.

Тематические экскурсии

  • Евангельские сюжеты в мозаиках Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. В ходе экскурсии посетители знакомятся с коллекцией мозаики собора, ее персонажами, тематикой и христианской символикой;
  • Архитектура и наружное убранство Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Храм является уникальным памятником «русского стиля» рубежа XIX — XX веков. Познакомится с элементами декора наружных стен и великолепными куполами вы сможете на данной экскурсии;
  • Мозаика Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Экскурсовод расскажет не только о мозаике собора, но и о художниках, создавших этот уникальный объект, их технике и технологии мозаичного набора.

Лица, имеющие право на бесплатное посещение музея:

  • герои Советского Союза, Российской Федерации и Полные Кавалеры Ордена Славы;
  • многодетные семьи (три и более ребенка до 18 лет);
  • организованные группы детей и молодежи, отдыхающих в лечебно-оздоровительных учреждениях;
  • лица до 18 лет, студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры ВУЗов Российской Федерации и Республики Беларусь — третий четверг каждого месяца;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • воины-интернационалисты и участники боевых действий;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и/или знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ;
  • инвалиды I, II группы, дети инвалиды, и сопровождающее (инвалида I или II группы, либо ребенка- инвалида) лицо;
  • военнослужащие срочной службы;
  • лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов);
  • дети до семи лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка);
  • штатные сотрудники музеев Министерства культуры РФ, члены ИКОМ (Международный совет музеев), члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены Союза музеев России;
  • организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

Как добраться

Спас на Крови находится в историческом центре города по адресу: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2б, литер А.

До храма очень легко добраться на общественном транспорте. Самым удобным вариантом является поездка на метро (линия 2). От станции «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова) необходимо пройти всего около 7 минут.

Маршрут от ст. «Невский проспект» до собора на карте — Google Maps

Также можно добраться до Спаса на Крови на автобусах: № 3, 7, 22, 24, 27, 191 (ост. «Невский проспект») и троллейбусах: № 1, 5, 7, 10, 11, 22 (ост «Невский проспект»).

Чтобы заказать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber или Gett.

Если арендовать автомобиль, то дорога от аэропорта Пулково займет около 40 минут.

Маршрут от аэропорта до собора Спас на Крови на карте — Google Maps

Спас на Крови внутри: видео

Спас на Крови с высоты: видео

Источники:
http://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/spb/xram-spasa-na-krovi.html
http://1001molitva.ru/svyatye-mesta/spas-na-krovi-peterburg.html
http://snovadoma.ru/temples/Churches/Spas-na-krovi/
http://run4trip.ru/ru-sng/piterskij-xram-spasa-na-krovi-istoriya-arxitektura-i-pravila-poseshheniya.html
http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/sobor-spasa-na-krovi-v-sankt-peterburge.html
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/temples/12493
http://touristam.com/hram-stefana-permskogo-moskva.html

Ссылка на основную публикацию