Храм Святителя Григория Неокесарийского на Полянке, Москва, Россия. История, деятельность, духовенство, службы, как добраться

Храм Григория Неокесарийского

Трудно кого-то удивить красотой московских храмов, но христианская святыня 17 столетия вызывает восхищения с первого взгляда своим древнерусским стилем и витиеватостью архитектурных украшений. Храм Григория Неокесарийского — древняя церковь Москвы, главной святыней которой являются мощи святого.

История постройки

Царь Василий Темный, правивший в 15 веке, во время пленения татарами пообещал Творцу в случае своего освобождения построить христианскую обитель на месте, с какого он первыми увидит стены Москвы по возвращению из плена. В конце осени в 1445 году, по возвращении царя, велось богослужение в память святого Григория Чудотворца, это стало основанием для постройки церкви святого Чудотворца Неокесарийского.

Пожар 17 столетия полностью уничтожил деревянную святыню, на ее месте возвели временную церковь при Полянке или в Дербицах, местными жителями называлось это место Кадашево. Вокруг церковных построек на Якиманке жили рабочие ткацких мастерских и стрельцы царя, неподалеку стояли хоромы князей Трубецких.

В 1660 году по благословению Патриарха Никона Андрей Саввинов, настоятель временной церкви, начал строительство каменной святыни. Дружба царя с Саввиновым продолжалась многие годы, в 1665 году отец Андрей стал царским душепопечителем, Алексей Михайлович не жалел денег и материалов для возведения церкви.

Когда при правлении Федора Алексеевича были возведены каменные храмовые постройки, деревянная церковь была разобрана. Чтобы подчеркнуть принадлежность храмовых построек к царскому покровительству, на крестах установили короны.

Луковичное пятиглавие завершало трехрядие, завершающее килевидными кокошниками уникальную архитектуру храмового строения. Удивительное по красоте здание было возведено царскими зодчими Иваном Кузнечиком и Карпом Губой.

Изразцы, сохранившие яркость краски и до сих дней, были выполнены мастером Степаном Полубесом. За уникальную красоту новый храм местными жителями был назван Красным.

Интересно! В храме венчались царские особы, крестили будущего царя Петра Первого.

В начале марта 1679 года Григорьевский храм на Полянке был освящен Патриархом Иоакимом, на празднике освящения присутствовала вся царская семья во главе с Федором Алексеевичем.

В 1767 году по благословению и материальной поддержки прихожанина Г. Лихонина появился придел в память Григория Богослова.

Уникальность храма покорила в 1812 году французского императора Наполеона, он бросил все силы для спасения необычной красоты церкви от огня.

В 1830 году в церкви Григория собирались москвичи на молебны о спасении от холеры.

1834 год ознаменовался освящением еще одного придела святого образа Богородицы «Боголюбская», в основу архитектуры которого легла ампирная псевдоготика.

До 1859 года, когда было решено храм реставрировать, он оставался придворной церковью, перед иконами которой часто молилась Елизавета Федоровна.

Время разорения и восстановления

То, что не совершили пожары и время, удалось большевикам, в 1922 году разграбившими все храмовые ценности, а в 1930 году только силами историков удалось оставить снос шатровой колокольни, через которую прорубили проход.

В результате репрессий весь клир придворного храма был мученически уничтожен. В 1938 году церковь Григория Чудотворца на Поляне была окончательно закрыта, все святыни передали в хранилища музеев. Третьяковская галерея обогатилась иконой Божьей Матери «Умиление» или Елеуса-Киккская.

Время восстановления уникальной московской святыни началось в 1965 году, когда храм передали в качестве памятника архитектуры Всесоюзному производственно — художественному комбинату.

В 1990 году Патриарх Алексий Второй лично ходатайствует о возвращении святыни Православной Церкви.

В 1994 году храмовое здание, находящееся в ужасном состоянии без электропроводки, отопления, пола, окон было возвращено верующим. Соблюдая точные древние традиции, используя сурик, бирюзу, белила, позолоту, в 1996 году храм был восстановлен, ему было возвращено местное название Красный.

29 ноября 1999 года при присутствии патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго состоялось возвращение святых мощей святителя Неокесарийского, хранившихся в Лондоне.

В 2003 году на месте первой деревянной церкви построили часовню в Имя Всемилостивого Спаса. В связи с тем, что история не сохранила картин с изображением первой церковной постройки, часовня возведена по примеру северорусских древних церквей.

На заметку! Уникальностью современной московской жемчужины является колокольня с часами-курантами, каждый час отбивающие «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждые 15 минут звучит «Царице моя Преблагая».

Современное состояние

Полностью восстановленный к 21 столетию храм святителя Григория Чудотворца внешним видом подобен монастырю, на территории которого действуют:

  • сестринское общество в честь святого образа Богородицы «Державная»;
  • гимназия православных наук;
  • церковная лавка с духовной литературой;
  • магазин церковных тканей;
  • имеется своя крестильная.

Под окормлением церковного клира находятся военные 154-го Комендантского полка. Приход через патронажную службу и приходскую столовую помогает малоимущим едой, одеждой, лечением. Прихожане храма с медицинским образованием ведут прием больных, бесплатно оказывая им помощь.

Нищие и малоимущие по воскресеньям после богослужения получают хлеб, по великим христианским праздникам накрывается трапезный стол. Святейший Патриарх Кирилл благословил движение «Любовь и верность» поощряя паломнические поездки молодежи.

Важно! Епископ, владыка, настоятель храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве Иероним по-прежнему проводит миссионерскую деятельность и катехизацию.

Святыни

Тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться чтимому образу Богоматери «Боголюбская» и святым мощам:

  • Григория Неокесарийского;
  • Григория Богослова;
  • Димитрия Ростовского;
  • Нила Столобенского;
  • Тихона Задонского;
  • Великомученика Димитрия Солунского и других.
  • 30 ноября — день памяти святителя Григория Неокесарийского.
  • 7 февраля почитается память Григория Богослова.
  • 1 июля — престольный праздник в честь иконы Богородицы «Боголюбская».
  • 12 февраля чтится память Вселенских Учителей, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Интересно! Уникальность древнерусской обители не только в архитектуре, но и в названии. Это единственная православная обитель в честь святого Неокесарийского в белокаменной столице, она возведена в московском районе Якиманка.

Памятник памяти о великом богослове и хранителе веры третьего столетия Григории Неокесарийском — Символ веры, написанный епископом, почитается во всем христианском мире. Символ веры передается из поколения в поколения, звучит гимном Святой Троице и православной вере.

В помощь паломникам

Адрес храма святителя Григория Неокесарийского: Москва, Большая Полянка, д.29А.

До московской святыни в Дебрицах проще всего добраться на метро. Выйдя на станции «Полянка», внимательно осмотритесь вокруг, и вы обязательно увидите пряничные купола Григорьевской церкви.

Клира храма совершают все Таинства по предварительной договоренности, богослужения проходят по выходным и праздничным дням. В субботу утренняя Литургия начинается в 9.00. в воскресенье — в 9.30.

Всенощное бдение совершается в субботу в 17.00. О расписании богослужений можно узнать на официальном сайте церкви.

Московская церковь св. Григория Неокесарийского на Полянке

“”

Одна из самых красивых в Москве церквей, единственная освященная во имя этого святого, находится в Замоскворечье, на улице Большая Полянка. Уникальный памятник русской истории и архитектуры с «пряным, восточным привкусом», как характеризуют его современные специалисты, храм был закрыт в советское время, но его старинный облик сохранился с давних времен. Он был основан в древней Москве по особому случаю еще в XV веке, а история строительства каменного храма, дожившего до наших дней, оказалась сопряжена с трагической судьбой его фактического создателя, священника, ставшего духовником царя Алексея Михайловича.

Св. Григорий родился в городе Неокесарии на севере Малой Азии приблизительно в 3 в. от Рождества Христова. Он получил прекрасное образование и даже, отправившись в Александрию, учился там у самого Оригена. Вернувшись на родину, св. Григорий удалился от мира в пустыню и вел там святую жизнь в молитве и посте, обретя от Бога дар прозорливости и пророчества. О святом подвижнике узнал епископ города Амассии и решил поставить его епископом в родной Неокесарии. Св. Григорий согласился и перед хиротонией горячо молил Бога и Царицу Небесную открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. И было святому чудесное видение во время молитвы – ему явилась Сама Пресвятая Богородица вместе с Апостолом Иоанном Богословом. И от него святой услышал просимое знание о том, как следует истинно и достойно исповедовать Святую Троицу. Св. Григория немедленно записал все услышанное от Апостола в чудесном видении. И именно на этом Откровении потом было основано православное учение о Святой Троице, развитое Вселенскими учителями, Отцами Церкви святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским, а также составлен и сам Символ Веры. Св. Григорий Неокесарийский не дожил до этого. Он скончался около 266 – 270 г.

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освященная по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далекой-далекой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьезно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы- реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искаженно от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.

А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввинович Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царем и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевел его в кремлевский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

Свою близость с царем священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почетную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлевского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьезными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобожден из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашен к царю на обед за один стол с патриархом.

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошел уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишенный сана, уже находился в ссылке в далеком Кожеозерском монастыре

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес. Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлевских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе ее называли «красной», – красивой.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.

И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому ее считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времен отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен – московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад. Только в Кузьминках, по преданию, не было ни одного случая заболевания, что отнесли к благодатной помощи Влахернской иконы Божией Матери, хранившейся в местной церкви.

Трагические последствия холерной эпидемии еще долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в 1831 году был учрежден Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведен в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а еще раньше, в 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь ее снести для расширения тротуара. Чудом ее отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Именно такой метод расширения «полезной площади» тротуаров и мостовых рекомендовался последующим Генеральным планом 1935 года. И хотя ко времени перестройки колокольни замосквореченской церкви этот план еще не был создан, его идеи, как видно, уже витали в воздухе. Тем же способом, согласно Генплану, намеревались кардинально расширить Арбат – прорубить в нижних этажах его зданий сквозные проходы-тротуары, а бывшие, «освобожденные» от пешеходов тротуары обратить в мостовую и предоставить транспорту. Так поступили и с колокольней Григорьевской церкви.

К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно- художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата». И только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.

Храм Григория Неокесарийского на полянке в Москве (Красная церковь)

Содержание:

У храма святителя Григория Неокесарийского в Москве — редкое посвящение и редкая судьба. Он был и обетной церковью, и дворцовой, видел крещение первого российского императора и в некоторой степени «породнился» с Московским Кремлем.

На строительство и украшение этого православного храма Москвы царь Алексей Михайлович денег не жалел.

Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке.

Строительство храма Григория Неокесарийского в Москве

Место, где стоит храм Григория Неокесарийского, в древности именовалось Дербицами, то есть замшелой, топкой землей. Сначала здешняя церковь была деревянной. Известно, что ее строили по распоряжению великого князя Московского Василия Темного, внука Дмитрия Донского. По некоторым сведениям, находясь в татарском плену, он дал обет: если окажется на свободе, то возведет храм — на том месте, с которого увидит по возвращении стены Московского Кремля, а посвятит его тому святому, в день памяти которого это произойдет.

Свое обещание Василий Темный сдержал: он вернулся в Москву 30 ноября 1445 года — в день святителя Григория Неокесарийского. Потом этот храм сгорел, а вместо него к 1632 году построили новый — тоже деревянный. Через 20 лет, после эпидемии чумы, церковь пришла в запустение, и лишь в 1667 году государь Алексей Михайлович дал добро на строительство нового, каменного, храма.

Красная церковь

Алексей Михайлович отпускал на строительство и благоукрашение церкви немалые средства и лично контролировал ход работ. На строительстве работали «каменных дел подмастерья» Иван Кузнечик и Карп Губа, а материал доставляли из знаменитых подмосковных каменоломен в селе Мячкове — тех самых, откуда при Дмитрии Донском брали камень для стен Московского Кремля.

Почти девять тысяч изразцов с растительным орнаментом — так называемым «павлиньим оком» — поручили изготовить известному мастеру изразцов Степану Полубесу, а образа для иконостаса выполнял знаменитый царский изограф Симон Ушаков.

Над росписью храма Григория Неокесарийского трудились не менее известные костромские мастера — Гурий Никитин и Сила Савин, а также их коллеги из Переславля-Залесского — Семен Дмитриев и Дмитрий Плеханов. Учитывая все это, не приходится удивляться, что церковь получилась невероятно красивой — «красной», как ее сразу стали называть, причем не только в народе, но и в официальных документах. У тех, кто входил в нее, буквально захватывало дух.

Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии уже нового государя Федора Алексеевича.

С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны.

Храм на Большой Полянке история

Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел. Наполеоновские солдаты, славившиеся своим умением устраивать где ни попадя конюшни, — и те оберегали его от огня московского пожара. Главному разорению храм подвергся от своих. Впрочем — не снесли, хотя и порывались.

Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.

А потом начался XX век. И если еще в начале столетия храм продолжал иметь статус придворного — молиться сюда приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна, позже канонизированная Церковью, — то после революции для него, как, пожалуй, и для всей страны, наступили тяжелые времена. Свои же, московские, люди не пощадили того, что пожалел даже захватчик-иноземец.

В 1922 году из Красной церкви в Москве изъяли многие ценности. В попытке спасти настенные росписи, — совет общины принял решение:

«произвести окраску крыши на здании храма и тем самым предотвратить его от порчи и разрушения».

А вот спасти от порчи шатровую колокольню не удалось. В 1930 году Моссовет вообще постановил ее снести, потому что она якобы мешала пешеходам — перекрывала тротуар Полянки до самой проезжей части. Но после долгих баталий решили ограничиться. сквозным проходом. Как ни крути, все же лучше, чем снос. В конце 1930-х годов храм Григория Неокесарийского закрыли совсем.

В 1960-е годы храм на Большой Полянке сильно обветшал. Приличествующий ей вид вернули реставраторы, после чего она наконец получила статус памятника истории и культуры.

Возвращение Храма на Большой Полянке в лоно Церкви

Храм вернули верующим в 1990 году стараниями Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Богослужения в нем возобновились через четыре года, и одновременно началась новая масштабная реставрация, главной целью которой было возвращение зданию первоначального облика. Суриком, бирюзой и белилами выделили церковный декор, покрыли позолотой кресты и воссоздали набор утраченных колоколов. По сохранившимся фрагментам удалось восстановить древние настенные росписи. Даже новый иконостас «скопировали» с оригинала. Остальные иконы тоже выполнили в стиле Симона Ушакова.

30 ноября 1996 года, в день памяти святителя Григория Неокесарийского, главный престол отреставрированного храма освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке

Яркая расцветка храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке сразу бросается в глаза. Такое ощущение, что сначала видишь цвет — радостный, праздничный всплеск краски, и только потом начинаешь разбираться-понимать, на что же эта краска нанесена, какой под ней архитектурный памятник. Разбираешься уже под властью этого первого искрящегося впечатления, мажорной ноты в панораме «обминоренной» улицы.

В отличие от других зодчих московского узорочья, смело экспериментировавшими и с формами, и с композицией, создатели церкви Григория Неокесарийского придерживались, может быть, даже несколько архаизирующей линии.

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).

Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль.

Декоративное убранство — вот что выделяет церковь на Большой Полянке среди многих других храмов той же эпохи. Деликатно «архаизировав» композицию, создатели храма вовсю «отыгрались» на оформлении. Одни изразцы, не потерявшие до сих пор своего блеска, чего стоят! Двумя поясами-фризами (нижний разорван арками порталов) пересекают они первый ярус колокольни. Широким, как праздничный рушник, полотном пролегают под карнизом самого храма — эта пятиглавая пирамида кокошников словно вырастает из изразцового разнотравья.

Общее впечатление поддерживают небольшие, незаметные на первый взгляд, изразцовые вставки, белокаменная резьба порталов и общее декоративное исполнение фасадов, в котором специалисты усматривают элементы костромских традиций: и даже абсолютно «новодельные» (никогда их там не было) часы на колокольне как-то по-своему «вписались» в общий орнамент.

Интерьер храм Григория Неокесарийского в Москве на Большой Поляне

Можно только представлять себе, каким был интерьер храм Григория Неокесарийского в те времена, когда он являлся «царским храмом». Безбожная, в прямом и переносном смысле, реквизиция оставила потомкам мало шансов увидеть первозданную красоту церкви. Только росписи сводов невозможно было реквизировать.

Открывает храм богато украшенный входной портал в нижнем ярусе колокольни. Его оформление — своего рода перекличка с растительным орнаментом изразцов на фасаде; здесь та же яркая, насыщенная цветовая гамма — красный, желтый, зеленый, синий своих исконных, природных оттенков. Этот портал — напоминание о том, что входим мы не в простой храм, а — в монарший.

Внешнее ощущение «малости» церкви Григория Неокесарийского несколько стушевывается, поглощенное симфонией красок. И лишь внутри по-настоящему понимаешь всю камерность сооружения. Низкий, тяжеловесный крестовый свод трапезной напоминает нам о древних архитектурных приемах, когда строить широкие помещения без внутренних опор еще не умели.

По правую и по левую руку — входы в приделы Григория Богослова и Боголюбской иконы Божией Матери. Зрительно они несколько «корректируют» замкнутость внутреннего объема в сторону его увеличения, однако не стоит забывать, что изначально этих приделов не существовало и трапезная казалась еще тесней. Впрочем, это вполне в старых традициях русского храмового зодчества — камерность, внутренняя замкнутость церкви более располагает к молитве, к размышлениям о вечном и о бренности земного существования.

Трапезная, кстати, имеет деталь, не характерную для обычных посадских храмов Москвы: ее второй этаж раскрывается во внутреннее пространство самого храма. Это уже особенность царских, а еще раньше — великокняжеских церквей: правящее семейство молилось отдельно от подданных, над ними.

С XVIII века во втором этаже трапезной располагался придел святого Тихона Амафунтского. С того же времени там сохраняется лепнина в стиле барокко.

Внутренний объем основного помещения невелик, что лишь подчеркивается его глухим сомкнутым сводом: как мы помним, барабаны пятиглавия — чисто декоративные. Впрочем, при взгляде изнутри двухсветовой бесстолпный четверик как бы «разрастается». Росписи увеличивают его вверх, им вторит динамичный, акцентированно вертикальный пятиярусный иконостас под самый сомкнутый свод, который тоже украшен росписью. Когда храм наполняется дневным светом, ощущение рождается величественное и какое-то поистине «дворцовое».

Храм Святителя Григория Неокесарийского на Полянке, Москва, Россия. История, деятельность, духовенство, службы, как добраться

Колокольный звон плывёт по утрам над Большой Полянкой и Старомонетным переулком – Красная церковь созывает прихожан на службу. Построена она в стародавние времена и освящена в честь святого Григория Неокесарийского, епископа и чудотворца, жившего в Малой Азии в III веке от Рождества Христова.

Григорьевской церкви выпала нелёгкая судьба. Много веков назад её деревянная предшественница сгорела и была отстроена заново. Каменный храм, возведённый в XVII в., пережил сожжение Москвы во время Отечественной войны 1812 г., более полувека провёл под вывесками светских учреждений в советские времена, обветшал, но выстоял и теперь снова принадлежит верующим.

В древности здесь была глухомань, «дербицы». Сейчас это центр нашей столицы, о далёком прошлом напоминает только название: храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах. Это место дорого москвичам, его посещают паломники и многочисленные туристы.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Григория Неокесарийского на Полянке в его современном, каменном теле создан лучшими зодчими и расписан лучшими художниками XVII столетия. На памятной доске значится: архитекторы Карл Губа, Иван Кузнечик, братья Григорьевы, 1667 – 1679 г.г.

С высоты птичьего полёта он должен был выглядеть как крест, а с земли – радовать глаз гармонией идеальных пропорций, ярких красок и затейливых форм.

В плане это протянувшийся с востока на запад четверик, соединённый с прямоугольной трапезной, которая, в свою очередь, соединяется с квадратной в основании колокольней. Форму креста придавали ансамблю паперти под навесами, устроенные с северной и южной сторон четверика.

Над стенами шапкой высятся 3 ряда кокошников – «огненных языков», а венчают всё 5 куполов-луковок с крестами, на которых можно разглядеть небольшие короны (и неспроста, ведь храмоздателем был царь). Все продольные и поперечные швы стен подчёркнуты декором, богато обрамлены окна. Белокаменные входные порталы украшены искусной резьбой.

Колокольня выглядит тоже празднично, над её кубическим основанием высится ярус звона и шатровый купол с двумя рядами слуховых окон. Но главная изюминка отделки церкви Григория Неокесарийского – изразцовый фриз, выполненный знаменитым гончаром из Белой Руси Степаном Полубесом и его помощниками.

9 тысяч поливных керамических изразцов с многоцветным узором «павлинье око» обрамляют верхнюю часть стен нарядным поясом, до сих пор не утратившим яркости красок.

Стены при строительстве задумано было выкрасить суриком в цвет красного кирпича, «…а слухи и закомары и окна прописать разными красками». В народе церковь стала именоваться Красной и по цвету стен, и потому, что радовала глаз своей красотой.

История строительства

Построить каменное здание задумал настоятель деревянной Григорьевской церкви Андрей Саввинов (Постников). Бог весть, каким образом познакомился он с царём Алексеем Михайловичем, который за набожность свою прозван был Тишайшим. Жизнелюбивый и энергичный настоятель полюбился царю и вскоре стал его духовником.

Более того, Тишайший назначил его протопопом Кремлёвского Благовещенского собора и выделил из казны огромные деньги на строительство каменного храмового ансамбля. Стремительный взлёт простого священника не пришёлся по душе Патриарху Московскому Иоакиму, и пока царь с духовником увлечённо планировали и строили, он искал случая осадить «выскочку».

Строить новое здание решено было рядом с деревянной церковью, чуть севернее, чтобы не прекращать молитв. Камень для строительства взяли свой, подмосковный, из села Мячково. Из него уже возводили ранее постройки в Московском Кремле.

Тишайший приезжал на молитву в Григорьевскую церковь и интересовался строительством. Для него и членов царской семьи сооружали в новом храме особое молельное место в виде балкона, расположенное во втором этаже над трапезной.

Строительство и отделка завершились уже после смерти Алексея Михайловича. А Великое освящение 1 марта 1679 г. прошло и без настоятеля, Андрея Саввинова: без царского покровительства Патриарх Иоаким тут же лишил его сана и отправил в один из северных монастырей.

Внутреннее убранство

Внутри храм был не менее великолепен, чем снаружи. Пространство, наполненное светом из окон в два ряда, пятиярусный иконостас, украшенный позолоченной резьбой, искусно выполненное паникадило вызывали благоговейное восхищение. Образа для иконостаса написаны прославленным изографом Симоном Ушаковым и мастерами его школы.

Храм Святителя Григория Неокесарийского внутри.

Талантливый художник, новатор, Симон Ушаков стремился к соединению жизненной правды, красоты и света. Его творения – такие, как «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Элеуса-Киккская» – выполнены с выдающимся мастерством.

Ученик Ушакова – уже отмеченный при дворе художник Георгий Зиновьев – написал цикл восьмигранных икон, повествующих о Страстях Господних. К росписи привлекли многих искусных художников – Попова, Никитина, Дунаева и других. Благодаря их мастерству, полотна на стенах приближаются к монументальной живописи.

Святыни и мощи храма

Нарядная, как игрушка, церковь содержит немало бесценных для верующих артефактов. В 1998 г. храм на Полянке обрёл свою главную святыню – мощи Святителя Григория Неокесарийского. Хранятся здесь частица Креста Господня и мощи разных святых (Григория Богослова, Сергия Радонежского, Матроны Московской и других).

Весьма почитаема Боголюбская икона Божией Матери.

В числе святых новомучеников поминается казнённый в 1937 г. на полигоне в Бутово настоятель протоиерей Борис Ивановский.

Духовенство, наставники

С тех пор, как здание возвращено Русской Православной Церкви, настоятелем является епископ Иероним (Чернышов). Его заботами храм полностью восстановлен, а там, где была когда-то деревянная церковь, поставлена часовня Спаса Всемилостивого.

Наряду со священниками и дьяконами большую помощь в работе оказывают настоятелю его помощник, кандидат исторических наук Павел Митрофанович Золотарёв, кандидат социологических наук инокиня Алексия (Переведенцева) и другие клирики.

Приход и хор храма

Среди прихожан Григорьевской церкви – самые разные люди: и зрелые, состоявшиеся, и старшее поколение, и молодёжь. Многие молодые люди постигают мастерство звонарей, певчих и алтарников в кружках при храме.

Приход ведёт страничку в социальной сети ВКонтакте, на которой публикуются новости приходской жизни, информация о готовящихся паломнических поездках, предстоящих интересных лекциях и концертах.

На службах поёт мужской хор. Руководит им регент Николай Белов, прекрасно образованный музыкант, среди учеников которого – выпускники Московской консерватории и музыкальной академии им. Гнесиных.

Социальная работа, повседневная жизнь

Храм Григория Неокесарийского на Полянке сотрудничает с медицинскими учреждениями района – проводит беседы с персоналом и пациентами, исповеди, причащения, соборования.

Для малоимущих работает благотворительная приходская столовая, им помогают бесплатными продуктами и одеждой. В воскресные и праздничные дни после службы молящимся раздают белый хлеб. Приход оказывает патронажную помощь больным и немощным людям.

На протяжении многих лет приход духовно окормляет военнослужащих подразделений Московского военного округа, учреждает стипендии отличившимся на воинской службе, помогает с трудоустройством и получением образования увольняющимся в запас молодым воинам. Красная церковь часто становится местом проведения концертов и фестивалей духовной музыки.

Воскресная школа

С 2008 г. при храме работает воскресная школа, в которой дети осваивают основы Православия, правила церковной службы и церковное пение. Создан православный культурно-просветительный центр «Замоскворечье», в нём оборудованы комфортные помещения для творческого и духовного развития молодёжи.

Престольные праздники

С течением времени к главному зданию пристроили новые приделы, и теперь Григорьевский храм празднует в честь престолов:

  • Святителя Григория Неокесарийского (30 ноября);
  • Святителя Григория Богослова (7 февраля), он находится в южном приделе;
  • иконы Божией Матери Боголюбская (1 июля), которой посвящён северный придел.

Расписание служб, режим работы

По субботам Божественная Литургия начинается в 9 часов, а в воскресные дни и в дни больших православных праздников – в 9.30. Накануне праздников в 17 часов служится Всенощное бдение.

Расписание служб составляется на каждый месяц, его можно уточнить в самом храме или на его официальном сайте.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

В 1671 г., ещё задолго до полного завершения отделки, царь венчался здесь с юной Натальей Нарышкиной. Есть версия, что младенца Петра I год спустя крестили здесь же. После смерти Тишайшего царское место перестроили в придел святителя Тихона Амафунтского. Однако, путь туда был неудобен и тесен, поэтому служили в нём всего раз в году, в праздник святителя Тихона.

В 1812 г. Бонапарт принял все меры, чтобы очаровавшая его церковь-игрушечка не пострадала от пожаров. Солдатам было велено поливать её водой в случае приближения огня.

В окрестностях находится немало исторических и культурных объектов:

  • оба здания Третьяковской галереи (на Крымском валу и в Лаврушинском переулке);
  • много церквей и архитектурных памятников;
  • 100-метровая статуя Петра I работы З.Церетели;
  • Болотная площадь.

И сама улица Большая Полянка – одна из московских достопримечательностей.

Информация для паломников

Храм Григория Неокесарийского на Полянке открыт ежедневно с 9 утра до 8 вечера.

На стендах у входа есть правила посещения православных церквей, но уже заранее следует знать некоторые из них:

  • в храм не ходят в купальниках, шортах, в слишком яркой или слишком открытой одежде, женщины должны быть в платьях или юбках;
  • вести себя нужно спокойно, без суеты, шума и пустых разговоров;
  • в православной церкви молятся стоя; если стоять слишком трудно, можно присесть на скамью, но во время некоторых важных эпизодов службы (например, чтения Евангелия) нужно встать.

В церковной лавке при входе можно подать записки о здравии и об упокоении, заказать молебен, купить свечи, иконы, книги, памятные сувениры. Свечи есть и по невысокой цене, и дорогие, и совсем бесплатные для малообеспеченных прихожан.

Фотографировать в храме не разрешается. Тем, кто хочет поговорить с настоятелем или исповедаться отдельно, следует передать свою просьбу через алтарника. Приезжающим издалека необходимо заранее позаботиться о ночлеге и забронировать места в гостинице или хостеле. Их поблизости немало, есть возможность выбрать по своему бюджету.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Добираться до Красной церкви удобнее всего на метро по серой (Серпуховско-Тимирязевской) линии до станции «Полянка».

Выход в город здесь один – на улицу Большая Полянка. На её противоположной стороне слева видна колокольня храма Григория Неокесарийского.

Автор: Елена Анисимова

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Храме Святителя Григория Неокесарийского

Обзор Храма Святителя Григория Неокесарийского:

Храм Святителя Григория Неокесарийского на Полянке, Москва, Россия. История, деятельность, духовенство, службы, как добраться

Современное здание трехпрестольного храма возведено в 1679 году. Архитекторы Карп Губа и Иван Кузнечик.
Изразцы с узором «павлинье око» выполнены Степаном Полубесом. Иконостас и росписи исполнены Симоном Ушаковым «со товарищи».

Главный престол освящен во имя Святителя Григория Неокесарийского 1 марта 1679 года Святейшим Патриархом Иоакимом.

Южный придел посвящен памяти Святителя Григория Богослова, северный – в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм был закрыт и передан в народное хозяйство.

Последний настоятель протоиерей Борис Ивановский был расстрелян на Бутовском полигоне, ныне он причислен к лику святых.

В 1994 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

30 ноября 1996 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение главного престола. Святейший Патриарх Алексий II двенадцать раз служил в храме. Святейший Патриарх Кирилл также посещал храм.

Мощи Святителя Григория Неокесарийского, переданные митрополитом Сурожским Антонием (Блумом), которые были торжественно перенесены в 1998 году.
Частица Животворящего Креста Господня. Ковчег с мощами многих святых Вселенской Церкви. Боголюбская икона Божией Матери.

В воскресенье, двунадесятые и великие праздники – Божественная Литургия в 9.30, накануне – Всенощное бдение в 17.00.
В субботу и в дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная Литургия в 9.00.

Епископ Иероним (Чернышов) – настоятель
Родился 12 июля 1966 года.
Образование: Московская Духовная Академия, Исторический факультет Воронежского Педагогического Университета.
В 1990 году пострижен в монашество, рукоположен в сан диакона, хиротонисан в сан пресвитера.
2 июня 2008 года хиротония во епископа Орловского и Ливенского.
27 мая 2009 года Синод удовлетворил прошение епископа Иеронима о почислении на покой.
Иерей Кирилл Малевич
Родился 25 февраля 1987 г.
Образование: Московская Духовная Академия
Иерей Александр Рунов
Родился 13 октября 1989 г.
Образование: Московская Духовная Семинария
Диакон Владислав АСТАФЬЕВ, штатный клирик прихода храма.
Родился 15 июля 1971 года.
Образование: Московский Государственный Педагогический Университет.
11 июня 2006 года рукоположен в сан диакона.
Диакон Михаил ШИЧАНИН, штатный клирик прихода храма.

Проезд до станции метро «Полянка», перейти улицу.

При храме действует православный культурно-просветительский центр «Замоскворечье», включающий в себя воскресную школу, библиотеку, концертный и выставочный залы, досуговый центр с разнообразными кружками для детей и взрослых.

Также действуют благотворительная столовая и пункт раздачи еды нуждающимся.

2012 © Центральное Викариатство города Москвы

Храм Григория Неокесарийского: фото, история

Вряд ли найдется хотя бы один житель столицы, который не знал бы, где находится храм святителя Григория Неокесарийского. «На Полянке» – так отвечают туристам прохожие, хотя многие знают его под другим названием – как Красную церковь. Это одна из наиболее красивых обителей Москвы. Храм Григория Неокесарийского (на Полянке) – единственная церковь, названная в честь этого святого. Она расположена в Замоскворечье. У храма необычная история и совершенно уникальный внешний вид. Памятник русской архитектуры с «восточным, пряным привкусом» – именно так отзываются о храме Григория Неокесарийского специалисты.

О святом, в честь которого названа церковь

Св. Григорий родился на севере Малой Азии в городе Неокесарии примерно в третьем веке от Рождества Христова. Получив прекрасное образование в Александрии у самого Оригена, он вернулся на родину. Но вскоре, удалившись в пустыню, начал вести там свою святую жизнь в молитвах и посте, чтобы обрести от Бога дар пророчества. О подвижнике узнал епископ Амасии. Он решил поставить его в родной Неокесарии духовным руководителем. Св. Григорий согласился и стал перед хиротонией горячо молить Бога открыть ему истинное поклонение Святой Троице. И было ему чудесное видение: перед Григорием явились сама Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов. Именно от последнего святой получил знание об истинном и достойном исповедании Святой Троицы. На этом Откровении позже и было основано православное учение. Сам Григорий Неокесарийский до этого не дожил. Он скончался примерно в 266 году.

Где находится храм?

Место, где сегодня стоит Красная церковь, в древности именовали «Дербицами». Такое название было обусловлено замшелой, очень топкой землей района. Сначала церковь была деревянной. Доподлинно известно, что она строилась по приказу великого князя Московского внука Дмитрия Донского Василия Темного. Согласно некоторым сведениям, он, находясь в татарском плену, дал обет о том, что если обретет свободу, то обязательно возведет храм. Причем, построит его именно на том месте, с которого по возвращении увидит Московский Кремль. А посвятить его князь обещал тому святому, в день памяти о котором это событие произойдет. Так и появилась деревянная церковь на Полянке.

Когда-то здесь была глушь, по которой проходил тракт, ведущий из Новгорода в город Рязань. Название «Полянка» официально появилось только в восемнадцатом столетии. В то время, когда была основана Красная церковь в честь св. Григория Неокесарийского, на этом месте простирались большие поля. Именно они и дали название этой старинной улице в Замоскворечье.

Сначала в этой неказистой сырой местности проживали только крестьяне и ремесленники, но уже с шестнадцатого столетия здесь стали появляться поселения стрельцов. Там же находилась и дворцовая слобода бондарей – царских кадашей, делавших невероятно необходимые по тем временам в хозяйстве деревянные кадки и бочки. С XVIII века Замоскворечье и улицу Полянку начали потихоньку заселять и московские купцы.

История церкви

Туристам много интересного рассказывают о храме Григория Неокесарийского. И действительно, у него очень древняя история. Первоначально церковь была срублена из дерева. Согласно легенде, строительство было начато в знак благодарности богу за избавление от монголо-татарского пленения князя Василия Темного. Увидеть крепостные стены Москвы внуку Дмитрия Донского было суждено тридцатого ноября 1445 года. Именно в этот день согласно православному календарю празднуется память св. Григория из Новой Кесарии. Этим обстоятельством и была определена судьба будущей церкви.

Новая жизнь

Деревянная церковь просуществовала до семнадцатого века. Позже в тогдашнем храме Григория Неокесарийского случился пожар и он полностью сгорел. Здание было восстановлено, но оно опять было деревянным. Постепенно церковь приходила в запустение, особенно это стало заметно после эпидемии чумы. И только в 1667 году государем Алексеем Михайловичем был дан приказ на строительство нового, уже каменного, храма. Работами руководили лучшие по тем временам зодчие Иоанн Кузнечик и Карп Губа.

Алексей Михайлович давал немалые средства на строительство, он лично контролировал его ход. Материал доставлялся из знаменитых подмосковных каменоломен, откуда брался камень и для стен Кремля. Девять тысяч изразцов с так называемым «павлиньим оком» изготовил известный мастер Степан Полубес, а образы для иконостаса выполнил царский изограф Ушаков. Закончилось строительство через двенадцать лет. Первого марта 1679 года состоялось освящение и первая служба в храме Григория Неокесарийского. Обряд совершал Иоаким – Патриарх Московский и всея Руси в присутствии нового царя Федора Алексеевича.

Тяжелые годы

С тех пор Красная церковь, поражающая своей красотой, как бы получила статус придворной. И по сей день кресты всех глав в храме Григория Неокесарийского венчают короны. Тяготы 1812 года церковь перенесла без потерь. Она настолько понравилась Наполеону, что во время пожара в Москве он приказал, чтобы с храмом на Большой Полянке ничего не случилось. Французский император сокрушался, что не может, «поставив это строение на ладонь», забрать его в Париж. Нужно сказать, что в 1812-м ни убранство, ни утварь церкви, ни ее книги не пострадали. Чего не скажешь о последующих временах.

Если в начале двадцатого века на службы в храме Григория Неокесарийского приезжала сама великая княгиня Елизавета, то после революции свои же москвичи, в отличие от иноземных захватчиков, ничего в церкви не пощадили. Из нее изъяли практически все ценности. Не удалось спасти и шатровую колокольню, якобы мешающую пешеходам. В конце 30-х годов прошлого века храм и вовсе закрыли. И только в девяностых годах верующим вернули храм святого Григория Неокесарийского на Полянке.

Возвращение в лоно Церкви

Обновленный вид Красная церковь получила благодаря стараниям Патриарха Алексия II. Была проведена масштабная реконструкция, выделен церковный декор, позолочены кресты и воссозданы уникальные колокола. По сохранившимся фрагментам восстановили и древние росписи на стенах. Даже нынешний иконостас был «скопирован» с оригинала, которым некогда славился храм (на Полянке) Григория Неокесарийского. Расписание богослужений, которые и сегодня ежедневно совершаются в церкви, впервые можно было увидеть уже через четыре года после начала реставрационных работ. Тридцатого ноября 1996 года в стенах обновленного храма было проведено освящение главного престола.

Храм Григория Неокесарийского – расписание богослужений

По субботам в девять утра в Красной церкви на Большой полянке совершается Божественная литургия. Всенощное бдение начинается в семнадцать часов.

В праздничные дни и в воскресенье Божественная литургия совершается в половине десятого утра. Расписание богослужений следует уточнять как в самом храме, так и на его сайте.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Храм Григория Неокесарийского на Полянке

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Когда у человека случается беда, то первым делом он обращается за помощью к высшим силам. Чаще всего это происходит в храме. На сегодняшний день их насчитывается большое количество и все они разнообразны и отличаются друг от друга. Не остается без внимания храм Григория Неокесарийского на Полянке. Он имеет достаточно интересную историю.

Храм с момента возведения и по сегодняшний день

Храм Святителя Григория Неокесарийского был известен еще в давних времен. Изначально он был деревянным. Основателем его был князь Василий Темный, который таким образом высказал свою благодарность за освобождение от татарского плена. В плену ему было видение от Господа, что он должен соорудить храм на том месте, с которого увидит стены Кремля. А назвать его необходимо будет на честь того святого, день памяти которого будет припадать на тот день. Так и случилось 30 ноября 1445 года.

Деревянный храм просуществовал до 17 столетия. В 1668-1679 годах рядом возводят каменный храм.

По архитектуре данный храм относится к пятиугольным с шатровой колокольней. Внешне храм украшен изразцами с растительным орнаментом. Это убранство и яркие цвета может удивить обычного человека. Хотя отмечалось, что многие люди называли ее «красной», что означает красивой. В данном храме проводились некоторые обряды, связанные с царской династией:

  • В 1671 году тут было проведено обряд церковного венчания царя Алексея Михайловича и Натальей Нарышкиной.
  • В 1972 году был крещен будущий император Петр 1. Там до сих пор оберегают эту купель, где крестили маленького царевича.

Не стоит забывать о том, что данному храму был дан статус придворного. Его часто посещали царские особы, про что свидетельствовали короны на крестах.

Очень уж она припала по душе Наполеону. Он сожалел, что не может забрать ее с собой. Даже во время пожара, воины носили воду, чтоб не загорелось строение.

В 1939 году храм был осквернен, разграблен и разрушен. С 1994 года в храме вновь возобновились богослужения. А еще через 2 года – его снова освятили.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Святыни обители

Самыми важными считают мощи Григория Неокесарийского. В 1998 году их торжественно перенесли и поместили в раку. Кроме них есть также и мощи великомученика Пантелеймона, а также:

  • Матроны Московской,
  • Дмитрия Ростовского,
  • Сергия Радонежского.

Также чтимой иконой считают Боголюбскую Богородицу. На сегодняшний день большая храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке приобрел былую красоту. Несмотря на все те разорения, которые пришлось пережить данной обители, прихожане не дают ему полностью пропасть. Священнослужители прикладывают немало усилий для возвращения прежнего убранства.

Так, благодаря стараниям служителей церкви и верян, происходит постоянное обновление как внутреннего наполнения, так и внешнего убранства храма. За его живописную красоту люди вновь начали называть его «красным». Многие туристы включают его в свои маршруты. А некоторые приходят не только посмотреть на него, но и помолится святому Григорию Неокесарийскому.

Расписание богослужений

В этом храме, как и в прочих проводят богослужения. Расписание служб храма Григория Неокесарийского практически ничем не отличается от служб в прочих православных обителях. Бывает, что есть какие-то свои отдельные службы, но о них можно узнать или по телефону или уточнить информацию на сайте храма.

Как добраться

Данная обитель размещена в городе Москва на улице Большая Полянка 29-А.

Источники:
http://pravoslavie.ru/65.html
http://posmotrim.by/article/hram-grigoriya-neokesarijskogo-v-moskve.html
http://touristam.com/hram-svyatitelya-grigoriya-neokesariyskogo.html
http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/moskvoreckoe/ieronim-polyanka.htm
http://www.syl.ru/article/346271/hram-grigoriya-neokesariyskogo-foto-istoriya
http://ikona-i-molitva.info/xram-grigoriya-neokesarijskogo-na-polyanke/
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/simferopol/temples/16975

Ссылка на основную публикацию