Храм Вознесения в Коломенском. Архитектор, история, фото, адрес, расписание богослужений

Церковь Вознесения Господня в Коломенском в Москве

Москва: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Москвы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (912)
    • Музеи (263)
    • Автовокзалы (13)
    • Парки (66)
    • ЖД вокзалы (17)
    • Парки развлечений (51)
    • Магазины и ТРЦ (407)
    • Храмы, соборы, мечети (420)
    • Фестивали, праздники, шоу (20)
    • Аэропорты (4)
    • Зоопарки (12)
    • Клубы, концертные площадки (234)
    • Площади (3)
    • Театры (91)
    • Галереи (6)
    • Фуникулеры, канатные дороги (1)
    • Кинотеатры (132)
    • Озера (4)
    • Смотровые площадки (4)
    • Национальные парки (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Небоскрёбы (1)
    • Мосты (3)
    • Речные вокзалы (1)
    • Бани, сауны (3)
    • Замки, дворцы (4)
    • Пляжи (21)
    • Рестораны и кафе (34)
    • Центры активного отдыха (12)
    • Спортивные сооружения (2)
    • Фонтаны (4)
    • Учебные заведения (1)
  • Забронировать отель в Москве
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Москвы
  • Советы о Москве
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Москве

Метро «Коломенская», «Каширская»
Автобус ост. «Музей Коломенское» 263, 291, 299, 608, 701, 901
Троллейбус ост. «Музей Коломенское» 67
Маршрутное такси ост. «Музей Коломенское» 608м

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм, расположенный в Коломенском, которое ранее являлось селом и резиденцией русских князей, а сегодня входит в городскую черту Москвы.

Храм Вознесения в Коломенском — шедевр русской и мировой архитектуры, возможно, первая шатровая церковь в России.

История

Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой.

Вознесенскую церковь также относят к мемориальным храмам — сооруженным в честь какого-то события. Традиция мемориальных церквей на Руси появилась в XVI веке.

Особенности архитектуры

В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля, семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля.

Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.

Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей. Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом. Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.

Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.

Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.

Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.

Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.

Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к. церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов. Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.

Современное состояние

За долгий период своего существования церковь практически не перестраивалась, из-за чего храм Вознесения Господня в Коломенском был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе комплекса зданий музея-заповедника «Коломенское». Современный вид храма не полностью соответствует первоначальному облику.

Первое освящение храма Вознесения Господня состоялось в Коломенском в 1532 году, повторное — в 2000 году.

В начале XXI века было проведено значительное восстановление храма, но полностью уничтожены деревянные конструкции перекрытий над галереями, недостаточно тщательно изучены и заделаны трещины в стенах. Нынешнее состояние церкви вызывает опасения из-за ее расположения на берегу, склонном к оползням.

Богослужения в храме

Богослужения проводятся не в храме Вознесения Господня в Коломенском, а в приписном храме Георгия Победоносца по воскресеньям и некоторым праздникам.

Экспозиция храма

После завершения реставрации в подклете храма Вознесения Господня в Коломенском действует постоянная выставка «Тайны церкви Вознесения». Сам подклет также вызывает интерес, некоторые его детали не вполне ясны исследователям. Именно в Коломенском, в подклете церкви Вознесения, пытались искать загадочно исчезнувшую библиотеку Ивана Грозного. Также В 1917 в подвале храма Вознесения Господня чудесным образом была обнаружена древняя чудотворная икона Богоматери «Державная», которая сегодня хранится в церкви иконы Казанской Божьей Матери.

В экспозиции, находящейся здесь же, в подклетных помещениях, представлены редкие материалы из фондов музея-заповедника «Коломенское». Кроме фотографий, фиксирующих состояние Вознесенской церкви в разные периоды, выставлены фрагменты летописей, список с «Державной» иконы Божьей Матери, обмерные чертежи и проекты архитекторов прошлых веков. Посетители могут посмотреть фильм о церкви Вознесения в Коломенском.

В ХХ веке в Коломенском были проведены археологические раскопки, выявившие большое количество резных белокаменных декоративных деталей Вознесенской церкви и других артефактов, свидетельствующих о жизни русских людей в древности.

Как добраться

Для начала вам необходимо доехать до усадьбы Коломенское, ее официальный адрес — проспект Андропова, 39.

На метро следуйте до станции «Коломенская» по Замоскворецкой (зеленой) линии, затем идите пешком около 15–20 минут вдоль жилых домов до входа в музей-заповедник. Далее пользуйтесь указателями заповедника, направляясь к берегу Москвы-реки, на котором вы увидите церковь Вознесения. Рядом с храмом расположены Георгиевская церковь с колокольней и Водовзводная башня.

В музей-заповедник можно зайти также с другой стороны, где расположен дворец Алексея Михайловича. Направляйтесь до станции метро «Каширская» по зеленой Замоскворецкой линии или бирюзовой Каховской. От метро нужно пройти около 300 метров до входа в музей, а далее следуйте указателям до храма Вознесения.

Используйте наземный транспорт, чтобы доехать до остановки Коломенская около метро.

На автомобиле удобно добираться до проспекта Андропова, около усадьбы Коломенское есть большое количество парковочных мест. Будьте внимательны, на этой дороге часто бывают пробки.

Для комфортных поездок по Москве пользуйтесь услугами такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим и другими.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Панорама храма Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Храм Вознесения Господня

На высоком берегу Москвы-реки Вы увидите устремленное в небо и необычайно гармоничное сооружение – это церковь Вознесения в Коломенском. Памятник древнерусского зодчества, возведенный в XVI веке, стал первым шатровым храмом в России.

Точная дата закладки строения не установлена, но известно, что его освящение прошло в сентябре 1532 года во время правления Великого князя всея Руси Василия III. Некоторые историки полагают, что храм был заложен в честь его сына, будущего правителя Ивана IV Грозного, рожденного за два года до этого события (для Василия III, перешагнувшего пятидесятилетний рубеж, рождение наследника было чрезвычайно важным и счастливым событием).

Церковь Вознесения – краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» – отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы – вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое – около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня – это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Режим работы музеев в церкви Вознесения в 2020 г.

  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник – выходной день
  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник – выходной день

Стоимость билетов на выставку в основном объеме церкви Вознесения в 2020 г.

  • Для взрослых – 150 руб.
  • Для школьников и пенсионеров – 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ – бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно – бесплатно

Стоимость билетов на выставку «Тайны церкви Вознесения» в подклете в 2020 г.

  • Для взрослых – 100 руб.
  • Для школьников и пенсионеров – 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ – бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно – бесплатно

Вход бесплатный для всех категорий посетителей 14 июня, 19 июля, 16 августа, 13 сентября, 18 октября, 15 ноября и 13 декабря (Московская музейная неделя).

Церковь Вознесения в Коломенском — история создания и краткое описание

Памятник всемирного наследия, Церковь Вознесения в Коломенском несет через века свою культурную и духовную значимость и является настоящим шедевром архитектуры известным на весь мир. Это один из первых храмов шатрового зодчества, доказывающий своим великолепием и оригинальностью, бескрайние возможности человека.

Появление храма в Коломенском

С давнего времени село Коломенское, раскинувшееся на берегу Москвы-реки, притягивало к себе московскую знать. Живописная деревня, скрытая от чужих глаз, в сосновом бору – служила отличным местом для охоты и отдыха именитых особ.

Не обделял вниманием Коломенское и князь Василий III. По легенде Московский князь долго не мог иметь сына. Долгожданный наследник появился, когда Василий был уже в зрелом возрасте. В честь крещения будущего русского царя и была построена Церковь Вознесения в 1532 году. Правитель настолько был впечатлен храмом, что окончание строительства праздновалось 3 дня торжественными пиршествами с присутствием самого князя и митрополита.

Архитектура храма в Коломенском

Постройка храма – это смешение архитектурных стилей. Здесь и раннее возрождение, и готика, и классический стиль русских кокошников.

Строение оригинально тем, что это была первая церковь, исполненная в шатровом стиле из камня, до этого такие возведения выполнялись только из дерева. Эксперимент неизвестного мастера превзошел даже самые смелые ожидания.

Храм в виде белоснежной башни взмывает ввысь на 62 метра. Все детали архитектуры подчеркивают устремление к небесам, а мощное основание, неспешные переходы галерей и лестниц только усиливают это возвышение.

Несмотря на толщину стен и строгое убранство, церковь кажется парящей в воздухе. Объемы как-бы перетекают снизу вверх. Храм словно выходит из воды, а взмывающий под облака каменный шатер отблескивает на солнце белоснежными бусинами.

Если посмотреть сверху, то храм похож на равноконечный крест. С восточной стороны сохранился трон из камня на львиных лапах. Отсюда московские князья любовались красотой реки и лесов.

Достопримечательности храма

На сегодняшний день церковь Вознесения порадует не только красотой архитектуры. В ее стенах расположились и культурно-исторические реликвии, и музейные экспозиции.

В подклетном ярусе для посетителей действует выставка «Тайны Вознесенского храма», в которой собраны уникальные экспонаты. Детали церкви из белого камня, предположительно 16 века, сохранившиеся царские врата 19 века, старинный тябловый иконостас – все говорит о величии и красоте.

Коломенское, подклет церкви Вознесения Господня. Постоянно действующая выставка «Тайны церкви Вознесения».

Но главной святыней Вознесенского храма по праву считается икона Богородицы Державная, найденная чудесным образом в день отречения царя Николая II от престола. С ней связывают множество историй о благих делах и исцелении.

Внутреннее убранство

Несмотря на внушительные размеры снаружи, внутреннее пространство невелико, ведь изначально церковь строилась для княжеской семьи, как домовой храм. Но великолепие внутреннего убранства заставляет забыть и о маленьких залах, и обо всем остальном.

Через множество окон струятся солнечные лучи и освещают и без того светлые стены. От этой игры света создается ощущение огромного простора. Уходящий ввысь шатер напоминает лестницу к небесам. Стены расписаны библейскими сюжетами в позолоте.

Иконостас в нынешние дни собран из икон, которые смогли уцелеть и сохраниться, ведь за все время существования храма его несколько раз реконструировали

Замечательная акустика позволяет голосам певчих переливами взлетать под купол и возвращаться прямо в души прихожан.

Церковь Вознесения в Коломенском селе сегодня, как и в год создания, продолжает изумлять своей грандиозностью, индивидуальностью и гармонией красоты. Оставаясь местом паломничества, своды храма дарят ощущения великого чуда и Божьей Благодати.

Время работы музея

Экскурсионный маршрут может занять от 40 минут до полутора часа.

  • Посещение выставки в объеме церкви: 150 рублей за взрослого и 50 за – ребенка
  • Посещение выставки в подклети: 100 рублей за взрослого и 50 – за ребенка

И летом и зимой музей работает ежедневно с 10 утра и до 18-00. Исключения в работе по пятницам: до 19-00. Выходные по понедельникам.

Сам парковый комплекс в Коломенском работает в летний период до 24-00, а в зимний до 21-00.

На территории усадьбы запрещается разводить костры, выгуливать собак. Купаться в водоемах или загорать, употреблять спиртные напитки.

Церковь Вознесения в Коломенском

Характерные черты древнерусского православного храма

Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.

Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.

Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.

Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.

Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

В храме:

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».

Церковь Вознесения в Коломенском

Характерные черты древнерусского православного храма

Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.

Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.

Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.

Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.

Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

В храме:

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».

История церкви Вознесения Господнего в Коломенском

Содержание:

История создания церкви Вознесения Господня в Коломенском доподлинно неизвестна. Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство.

Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV Грозного.

Вознесенский храм в Коломенском сомнения историков

На фото: Этот вид дворца в Коломенском был снят с натуры Ф. Гильфердингом в эпоху Екатерины II. Иллюстрация из книги «Описание дворца царя Алексея Михайловича» (Москва, 1869).

Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV, наречённого позже в народе Иваном Грозным.

Решение о строительстве Василий III принимал после августа 1530 года. Однако многие современные ученые сомневаются, что Вознесенский храм в Коломенском мог вырасти за какие-то два года при технологиях XVI века. Ведь даже строительство возрожденного храма Христа Спасителя в 1994—1997 годах шло дольше. А стены и пилоны Исаакиевского собора в Петербурге возвели в 1828— 1836 годах, то есть, за восемь лет.

По этой причине датой начала работ чаще называют 1528 год, возникла версия, что храм воздвигли по случаю победы Василия над полчищами крымского хана Ислам-Гирея. Правда, существует гипотеза, что речь шла просто о моленном храме. Князь хотел замолить грехи и дождаться наследника.

Строители церкви Вознесения в Коломенском

Покрыто туманом и имя создателя церкви Вознесения в Коломенском. Чаще других называют работавшего тогда в Москве итальянского зодчего Петрока Малого, или Петра Малого Фрязина.

В ходе реставрации памятника в 1979 году на белокаменном карнизе крестовой части Вознесенского храма обнаружили надпись «1533» арабскими цифрами. Подобные вещи были характерны только для памятников, возводимых выходцами из стран Западной Европы. Теория о причастности к появлению шедевра именно Петрока Малого считается наиболее вероятной.

Если отталкиваться от версии, что церковь построил Петрок Малый в 1532 году, а сама идея исходила от великого князя, желавшего искупить свои грехи, то история строительства храма могла выглядеть следующим образом. В 1527 году истек двухлетний срок епитимии, наложенной на Василия III из-за двоеженства. Дело в том, что Церковь не признала его развода с не сумевшей подарить ему наследника Соломонией Сабуровой и нового брака с Еленой Глинской. Желая отмолить грех и дождаться наследника, князь и велел построил церковь Вознесения в Коломенском. После этого Петрок Малый (Петр Малой Фрязин) приступил к работе.

Строительство церкви Вознесения господнего в Коломенском

Местом для строительства церкви Вознесения Господнего выбрали подмосковное село Коломенское, бывшее к тому моменту вотчиной московских князей. Оно располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки, там, где река поворачивает на юг, церковь можно было увидеть издалека.

Согласно современным расчетам архитекторов, исследовавших фундамент, высота основного Вознесенского храма в Коломенском составляла более 42 метров (а то и все 60 метров), высота приделов — почти 25 метров, высота западного притвора — свыше 14 метров.

Окончательное решение о том, как выглядеть будущему храму, по всей видимости, приняли летом 1529 года. В том же году приступили к сооружению подклета, а в 1530-м — четверика. Спустя еще год настала очередь кокошников и восьмерика. Наконец, в первой половине 1532 года сделали шатер. Далее поставили столбы второго яруса папертей, на южном крыльце выросла звонница. В завершение настелили полы и обустроили «царское место».

Освящение церкви Вознесения в селе Коломенском

Если верить летописям, то к концу лета 1532 года церковь Вознесения Господня в селе Коломенском была построена. 3 сентября того же года новый храм освятил митрополит Московский Даниил. На церемонии присутствовали Василий III, княгиня Елена Глинская и царевич Иван Васильевич.

Церковь нарекли в честь Вознесения Господня. Есть версия, что гора в Коломенском находилась от Кремля на том же расстоянии, что и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя. А поскольку в те времена господствовала идея «Москва — третий Рим», то было логично предположить, что Господь перед концом света сойдет на землю именно в Москве. Московская легенда гласит, что в восточной части церкви Вознесения в Коломенском даже приготовили место для Господа.

Так или иначе, но над селом Коломенским вознесся храм. В 1542 году летописец отмечал:

«Бе же церковь та вельми чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси».

Церковь Вознесения Господня (Коломенское)

Контактная информация

Из истории строительства

Бывшее подмосковное село Коломенское, в настоящее время являющееся музеем-заповедником, богато многими архитектурными памятниками, особое место среди которых занимает Вознесенская церковь – первое и главное строение бывшего Государева двора.

Первое письменное упоминание о храме содержится в Лицевом летописном своде, в котором церковь упомянута как освящённая в 1532 году в честь Вознесения Господня. Если верить устной легенде, то храм был заложен в 1528 году московским князем Василием III для молитв о чадородии. Стоит упомянуть, что у женатого вторым браком на Елене Глинской князя к концу 1520-х годов наследников не было – первая его жена (Соломония Сабурова) была бездетной, из-за чего после двадцати лет супружества была сослана в монастырь. Поэтому на появление наследников во втором браке князь Василий III очень надеялся, для чего они вместе с княгиней часто посещали монастыри и молились о даровании им сына.

В XVI столетии существовала практика возведения так называемых моленных церквей, строившихся с одной целью – вымолить у Бога рождение детей. Видимо, с этой целью по указу князя в Коломенском в 1528 году и было начато строительство храма. Неизвестно, что именно повлияло на осуществление мечты князя и его супруги, но факт остаётся фактом – в августе 1530 года в теремном дворце Коломенского у великокняжеской четы родился долгожданный первенец, крещённый Иоанном (в будущем – царь Иоанн IV Грозный). И первой церемонией государственного уровня, при которой присутствовал двухлетний княжич, было освящение в 1532 году Вознесенской церкви в Коломенском. Князь Василий III после освящения московским митрополитом Даниилом храма пожаловал в его ризницу драгоценные церковные сосуды, иконы в дорогих окладах и устроил трёхдневный пир, о котором сохранились упоминания в летописях.

Долгое время оставался открытым вопрос об архитекторе, чей каменный шедевр и сегодня поражает взгляд совершенством пропорций, оригинальностью воплощения, обилием декоративных деталей, характерных для архитектуры Возрождения. Историки, сопоставив информацию об известных событиях тех лет, пришли к выводу, что Вознесенский храм строил итальянский мастер Петрок Малой (Пьетро Аннибале), прибывший в Москву в 1528 году вместе с другими архитекторами в составе делегации из Рима.

Вознесенский храм Петрока Малого стал невиданным до тех пор строением. Возведённый на высоком правом берегу Москва-реки, рядом с чудодейственным водным ключом, на высоком массивном подклете трёхметровой толщины, 62-метровый храм для своего времени оказался самым высоким архитектурным сооружением на просторах тогдашнего Московского княжества. А его кирпичное конусообразное (шатровое) навершие, богато декорированное белокаменными тягами в виде бриллиантовых рустов и увенчанное восьмигранным барабаном с маленьким куполом с крестом, на целое столетие (до запрета строительства шатровых церквей патриархом Никоном) определило направление русского церковного зодчества.

Место для возведения храма было выбрано на склоне речной террасы, хорошо просматривавшемся как со стороны реки, так и с противоположного берега. Подготовительные работы включили в себя устройство котлована, который укрепили сваями и уложили в него мощный фундамент из скреплённых специальным раствором блоков известняка. Уже на подготовленный фундамент поставили массивный четверик, завершив его тройными кокошниками и высоким восьмериком, декорировали стены четверика глухими треугольными арками, а фасады восьмерика – пилястрами и пристенными пилонами. Со всех сторон храм опоясала открытая двухъярусная галерея с тремя внешними крыльцами-всходами, причём столбы второго яруса галереи были украшены белокаменными резными капителями. Эта галерея наряду с шатровым навершием храма стала новшеством в церковном зодчестве тогдашнего Московского княжества.

Естественное освещение храма достигнуто за счёт необычно расположенных окон. В четверике они находятся не традиционно на фасадах, а в угловых выступах, в восьмерике в противоположных гранях шатра крестообразно, а грани без окон оформлены нишами. В шатровом навершии окна расположены по сторонам света.

Центр восточного фасада галереи архитектор акцентировал каменным троном, оформленным высокой спинкой с каннелюрой, полуциркульным, заполненным дубовыми ветвями перекрытием (конхой), боковыми филёнками с растительным орнаментом. Об этом троне сохранилось множество преданий. Так, считается, что с этого возвышения князь Василий III после богослужений раздавал милостыню, но многие историки склоняются к версии о том, что это сооружение является некой трёхмерной иконой «Престол уготованный» и символизирует Второе пришествие Христа и Страшный суд.

Ещё одна версия приписывает появление трона рождению у князя наследника. Уже во время строительства храма выяснилось, что княгиня ждёт ребёнка, поэтому в августе 1530 года, когда княжич Иоанн уже родился, у восточного фасада для него обустроили «царское место», установив его на овальное белокаменное основание.

Внутреннее пространство церкви, несмотря на её внушительный внешний объём, было рассчитано только на нахождение в ней княжеской семьи. Являясь домовым храмом церковь достаточно мала (внутренние размеры – 8,5х8,5 метров), хотя её высота достигает 42 метров. Западная стена храма, по древней традиции, была оформлена хорами, на которых во времена Василия III находились «государевы певчие дьяки». Сведений об интерьере Вознесенского храма того периода не сохранилось, видимо, все бумаги и чертежи со временем были утеряны как и сведения о княжеском тереме тех лет. Но его наличие не подлежит сомнению, ведь именно с теремом соединялись крытыми переходами домовые храмы.

Известно, что первоначально пол в храме был выстлан треугольными керамическими плитками серого и белого цветов в форме конвертов, которые при проводимых в 1570-е годы ремонтных работах были частично утрачены, а частично переложены тыльной стороной вверх. Возможно, тогда же в иконостасе храма появились новые Царские врата, сохранившиеся до наших дней.

Дальнейшая судьба храма

В XVII столетии в Вознесенской церкви был проведен ремонт, в результате которого мастера поновили иконы в иконостасе и фрески на восточном фасаде храма. Фресковая живопись на фасадах храма сохранялась до 1884 года, когда стены оббили цинковыми листами и нанесли на них масляную живопись.

Следующий ремонт храма состоялся, видимо, в 1766–1767 годах, когда по указу императрицы Екатерины II князем П. В. Макуловым был разобран и выстроен наново деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Вознесенский храм в то время лишился резных белокаменных капителей с колонн второго яруса галерей, а вместо них появились парапеты с ширинками. Тогда же рисунок пола храма и папертей переделали под «ёлочку».

Благоустройство Вознесенской церкви продолжилось в XIX столетии. Так, в 1836 году «царское место» оградили кованой решёткой, над ним поместили бочкообразную сень с гипсовым изображением орла, гипсовыми деталями украсили и парапет. Руководивший в 1866–1867 годах ремонтом Вознесенской церкви архитектор Николай Александрович Шохин видоизменил южную грань восьмерика, сделав в ней дверь, разобрал каменный шатёр, заменив его более плоской, прикреплённой к железному каркасу металлической конструкцией и установил новый иконостас с иконами, перевезённый из одной из церквей московского Вознесенского женского монастыря (первый тябловый иконостас располагался между южным и северным порталом, а иконостас Н. А. Шохина занял пространство между пилястрами).

Изначально покрытые тёсом крыши папертей в 1873 году следующий архитектор Фёдор Никитич Кольбе заменил брусом и досками из разобранного в 1872 году дворца Александра I. Им же на папертях были настелены новые полы и переделаны крыши.

Следующий комплекс ремонтно-реставрационных работ проводился в Вознесенском храме уже в начале XX столетия. В 1914–1916 годах новым большемерным кирпичом был облицован шатёр и проведены исследовательские работы – обмер и фотографирование храма, археологическая разведка прилегающей к нему территории.

Вознесенский храм в советское время и в наши дни

Во время бурных революционных событий 1917 года в Коломенском произошло судьбоносное для всех прихожан событие – в подклете Вознесенской церкви чудесным образом была обретена икона Божьей Матери «Державная», предположительно, находившаяся в иконостасе, принесённом из Вознесенской женской обители в середине XIX столетия. После обретения икону отреставрировали и долгие десятилетия она хранилась в запасниках Государственного исторического музея. В 1990 году образ Пресвятой Богородицы был торжественно установлен в церкви Казанской иконы Божьей Матери, входящей в комплекс строений Коломенского.

В 1923 году, когда загородная царская усадьба Коломенское была перепрофилирована в музей, в Вознесенской церкви богослужения прекратились.

1994 год стал судьбоносным для Вознесенской церкви – она получила статус Патриаршего подворья и была внесена ЮНЕСКО в перечень памятников истории и архитектуры мирового значения. Наново храм был освящён в декабре 2000 года и с тех пор в летнее время в нём совершаются богослужения.

В 2007 году после капитальной реставрации для посетителей был открыт подклетный ярус, в котором в настоящее время действует стационарная выставка «Тайны Вознесенского храма». В первом зале представлены уникальные древние экспонаты – белокаменные детали церкви, датируемые XVI веком (обнаружены во время одного из археологических исследований церкви в 1980-х годах), а на фото– и медийной выставке второго зала рассказывается о судьбе и реставрациях церкви в период с конца XIX до начала XXI столетия.

Источники:
http://www.msk-guide.ru/page_21287.htm
http://1001molitva.ru/svyatye-mesta/tserkov-vozneseniya-v-kolomenskom-istoriya-sozdaniya-i-kratkoe-opisanie.html
http://www.culture.ru/institutes/7825/cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom
http://www.culture.ru/institutes/7825/cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom
http://posmotrim.by/article/istoriya-cerkvi-vozneseniya-kolomenskoe.html
http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-vozneseniya-gospodnya-kolomenskoe
http://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/vsex-skorbyashhix-radost-na-bolshoj-ordynke.html

Ссылка на основную публикацию