Казанский собор: интересные факты
Главный храм Санкт-Петербурга – Казанский собор – был заложен еще основателем города Петром I, хотя то здание, которое мы можем увидеть сейчас сильно отличается от первого, постройки 1733 года – и внешне, и по названию. В чем их отличие и сходство, и какие еще интересные факты мы знаем о Казанском соборе?
- Казанский собор стоит на одноименноq площади, которая выходит на Невский проспекте между каналом Грибоедова и рекой Мойкой.
- Высота собора – почти 72 метра, диаметр купола – 17 метров.
- Первая церковь, построенная на этом месте в 1733 году из бревен, была названа в честь Рождества Богородицы и по своей архитектуре (колокольне с высоким шпилем) напоминала Петропавловский собор.
- В течение XVII века в церкви происходили торжественные для царской семьи события, в том числе крещения и бракосочетания, служились молебны по случаю побед и заключений мира с другими странами.
- В 1762 году именно в стенах этого храма в ходе Дворцового переворота на верность Екатерине II присягнули гвардия, Сенат и Синод.
- Самой первой иконой, привезенной в храм из Москвы, стала икона Казанской Божьей матери – она и дала ему название.
- Казанским собор называли сначала неофициально. Это имя закрепилось окончательно только после перестройки здания при Павле I.
- Конкурс на строительство обновленного собора император объявил в 1799 г. – он хотел видеть величественное сооружение по образцу собора Святого Петра в Риме.
- Проекты представили несколько именитых зарубежных архитекторов, но победил Андрей Воронихин – русский представитель классицизма, предложивший возвести колоннаду, о которой как раз и мечтал Павел I.
- Строительство шло 10 лет: с 1801 по 1811 годы, в нем участвовали только русские мастера и использовались только местные материалы.
- Для облицовки колонн выбрали пудостский камень – известковый туф, месторождение которого находилось в Гатчинском районе, но было исчерпано в 20-е годы XX века.
- Облицовка стен и некоторые резные детали выполнены из рускеальского мрамора (добывали в Карелии), цоколь –из сердобольского гранита (с побережья Ладожского озера, из окрестностей современной Сортавалы).
- Грандиозная колоннада из 69 колонн полукругом разошлась от центральной части собора, образуя огромную площадь.
- Высота одной колонны – около 14 метров, вес – около 28 тонн.
- Еще 58 колонн из розового гранита расположены внутри храма.
- Снаружи собор украшают бронзовые статуи (отлитые в 1807 году) Святого князя Владимира, Андрея Первозванного, Александра Невского и Иоанна Крестителя, на которые суммарно ушло 1400 пудов (почти 23 тонны) бронзы.
- В 1812 году от Казанского собора отправился на борьбу с французами фельдмаршал Кутузов. В честь него и еще одного героя той войны Барклая-де-Толли в 1837 году на площади установили памятники.
- Умершего в 1813 году Кутузова и похоронили в соборе – его могила находится в Антониево-Феодосиевском приделе под иконой Смоленской Божьей матери.
- Военные трофеи – ключи от завоеванных городов, знамена поверженных врагов и даже жезл маршала Даву (соратника Наполеона) до сих пор хранятся в соборе. Их начали привозить сюда с войны 1812 года, а затем появились штандарты персидского, итальянского, немецкого, польского происхождения.
- Икона Казанской Божьей матери, которая находится в соборе – старинный список (копия) с иконы обретенной в Казани в 1579 году.
В настоящее время Казанский собор – это культурный, религиозный, социальный центр. Здесь свершаются православные таинства, проводятся богослужения, экскурсии, лекции, есть выставочный зал и библиотека.
Кусочек Рима в Петербурге. Интересные факты из истории Казанского собора
Казанский собор является не только культовым религиозным сооружением страны, но и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, жемчужиной архитектуры, украшающей Невский проспект. В годовщину освящения этого храма SPB.AIF.RU вспоминает интересные факты и события, связанные с историей собора.
Факт 1. Построен на месте другой церкви
Казанский собор, заложенный в конце августа 1801 года для хранения самой чтимой в столице иконы – Казанской Божией Матери (см. факт 4.), на самом деле имеет более давнюю историю. Дело в том, что храм был построен на месте каменной придворной церкви Рождества Богородицы. Сооружение обладало деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Ее строительство началось в 1733 году, а уже через 4 года церковь освятили и поместили здесь икону. Поэтому церковь часто называли Казанским собором.
С этой церковью связаны знаковые для города и страны события. К примеру, здесь венчались великая княгиня Анна Леопольдовна с принцем Антоном Ульрихом и цесаревич Павел Петрович с принцессой Гессен-Дармштадтской. Кроме того, в храме отмечались многие победы русской армии.
Однако российская столица не стояла на месте, и вскоре скромная барочная церковь на главной артерии города – Невском проспекте – стала казаться чересчур невзрачной для блистательного Санкт-Петербурга. В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового храма. Однако здание церкви простояло вплоть до освящения Казанского кафедрального собора, только тогда сооружение было разобрано.
Факт 2. Собор Святого Петра: найди 10 отличий
Существует расхожее мнение, что Казанский собор в Санкт-Петербурге является практически точной копией Собора Святого Петра в Риме. Конечно, данное утверждение не соответствует действительности, хотя и имеет под собой историческую почву. Дело в том, что император Павел I страстно желал, чтобы новый храм напоминал величественный Собор Святого Петра в Риме. Похожее свидетельство содержится и в письме сардинского посланника в Петербурге Жозефа де Местра, который вспоминал, что когда Павла спросили, какие будут приказания относительно проекта Казанского собора, он будто бы ответил: «Я хочу немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджорс в Риме». И на первый взгляд эти два сооружения действительно могут показаться похожими. К примеру, взять наличие у Казанского собора нехарактерной для православных храмов наружной колоннады.
Однако все-таки два собора совершенно разные.
Настоятель Казанского кафедрального собора, протоиерей Павел Красноцветов много раз подчеркивал, что сравнивать их совершенно неправомерно. Например, взять ту же колоннаду. Римская, описывая полный овал, как бы обнимает находящуюся перед храмом площадь. И она стоит отдельно от собора, не примыкая к нему. В Санкт-Петербурге колоннада примыкает к собору, который открыт к Невскому проспекту. То есть как бы раскрывая объятия. Кроме того, собор святого Петра – это четырехстолпный, однокупольный храм, имеющий в своем основании квадрат. А у Казанского собора в основании крест.
Факт 3. Проект не завершен
Проект Казанского собора, который разработал молодой архитектор Андрей Воронихин, так и не был доведен до конца. Так, у сооружения должны были быть… две колоннады! Предполагалось, что вторая будет украшать храм с южной стороны.
Также пустующие постаменты рядом с колоннадой – вовсе не художественная задумка. На них должны были возвышаться скульптуры архангелов. Более того, до 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии, которые со временем предполагалось заменить бронзовыми скульптурами. Однако этого так и не сделали.
Факт 4. Икона Казанской Божией Матери
В Казанском соборе находится одна из величайших религиозных святынь страны. Поклониться ей и попросить избавления от болезней приезжают верующие со всех уголков России.
Существуют разные версии происхождения иконы. Одна из самых распространенных заключается в том, что после того, как летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани, девочке по имени Матрона Онучина явилась во сне Богородица. Она поведала, что под остовом сгоревшего дома находится чудодейственная икона и велела откопать ее. В указанном месте действительно обнаружили чудом уцелевший в огне образ.
Во времена Ивана Грозного икона была помещена в монастырь Пресвятой Богородицы в Казани. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых позже также были признаны чудотворными.
Эту икону принято считать покровительницей Земли русской. В 1612 году ополчение под руководством Минина и Пожарского с образом Казанской Божией Матери разгромило польские войска. Перед Полтавской битвой в 1709 году Петр I с войском молился перед ней. Просил ее о победе над наполеоновской армией и Михаил Кутузов.
Факт 5. Сердце Кутузова
Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 года и воспринимается многими петербуржцами как памятник воинской славы. Недаром перед храмом стоят памятники прославленным русским полководцам Михаилу Барклаю-де-Толли и Михаилу Кутузову.
Кроме того, в соборе покоится и тело главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Его привезли в столицу России в 1813 году, после смерти Кутузова на территории Пруссии.
Вот именно с этим фактом и связана легенда, согласно которой сердце полководца захоронено отдельно. Якобы это было последней волей Михаила Илларионовича, пожелавшего, чтобы оно осталось с его солдатами, на военной дороге в Пруссии.
Этот миф опровергли еще в 1933 году, когда специальная комиссия вскрыла могилу генерала-фельдмаршала. Эксперты сообщили в составленном акте, что: «вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов. слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце».
Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе
К азанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым крупным храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе.
Внеконкурсный проект Андрея Воронихина
Павел I задумал построить новый Казанский собор на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император устроил конкурс проектов — в нем участвовали архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов порекомендовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, который не участвовал в конкурсе. Императору его работа понравилась. Воронихина назначили главным архитектором, а Строганова — председателем попечительского совета при строительстве собора.
Рим, Флоренция, Петербург
Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма. 96 колонн Казанского собора не были расположены по периметру, они распахнулись навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона храма стала парадной. По плану Воронихина, колоннаду должны были возвести и с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу «райских дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создал в XV веке скульптор Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «копиистом».
Музей российского природного камня
Казанский собор называют музеем российского природного камня. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Пудостский камень, как его называют, был похож на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Туф с пористой структурой легко обрабатывался, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму. Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.
Художники и скульпторы
И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.
Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.
Храмовый музей Отечественной войны 1812 года
Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.
В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.
В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.
Храм дома Романовых
Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых. Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери — она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II, здесь праздновали 300-летие дома Романовых.
В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.
Главная соборная святыня
Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.
После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.
Благотворительный центр
В XIX веке в Казанском соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром. В годы Первой мировой войны здесь собирали продовольствие и теплые вещи для отправки на фронт, открыли один из первых в России лазарет на деньги прихожан и церковные средства. Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.
Музей истории религии и атеизма
В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.
Мощи на чердаке
На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.
Легенды Петербурга: Казанский собор
А ведь создан он был русским крепостным, да еще и полностью из отечественных материалов. Раньше на этом месте стояла небольшая церковь, в которой хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. Именно в честь нее собор и назвали.
Павел I повелел, чтобы новый храм походил на собор Святого Петра в Риме . За проект взялся бывший крепостной графа Александра Строганова Андрей Воронихин , ставший впоследствии профессором Академии художеств. Строили десять лет – с 1801 по 1811 год.
Снаружи храм украшают бронзовые скульптуры, представляющие святых Владимира, Андрея Первозванного , Иоанна Предтечу и Александра Невского. Изнутри собор в манере эпохи итальянского Возрождения расписывали выдающиеся художники конца XVIII – начала XIX веков, такие как Брюллов , Бруни , Кипренский, Боровиковский, Угрюмов и другие. В 1837 году, в 25-ю годовщину победы над Наполеоном, перед Казанским собором установили памятники великим полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли.
Интересные факты
Казанский собор – самый большой храм начала XIX века: его высота 71,6 метра. Для купола диаметром семнадцать метров впервые использовали металлическую конструкцию.
Колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весят до тридцати тонн каждая. Все материалы
отечественные, а мастера, строившие архитектурную жемчужину, родом из России . И это не случайность – ведь сам граф Строганов предложил императору соорудить грандиозный храм силами российских мастеров и из российских же материалов. Царь идеей загорелся, и повелел следовать этой задумке.
6 декабря 1876 года на площади перед Казанским собором прошла первая в России политическая демонстрация с участием рабочих. В дальнейшем это место стало традиционным для многих подобных выступлений.
БЫЛ СЛУЧАЙ
Юрист Иван Григорьев:
– Невозможно не заметить этот парадный собор. Он – одно из главных украшений
Невского проспекта. Мне вспоминается зима. Каждое Рождество мы с семьей ездим в Казанский собор, чтобы встретить этот светлый праздник. Вифлеемская звезда, которую зажигают по центру колоннады здания, создает сказочное и праздничное настроение.
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
– Икону Казанской Божией Матери, которая хранится в Казанском соборе, испокон веков наделяли чудодейственными свойствами. По одной из легенд, в дни Второй мировой войны, когда русские войска готовились к прорыву блокады, икону приказали вывезти на фронт и пронести по всем воинским частям. Верующие считают, что именно она помогла советским войскам в январе 1944 года.
– Другие легенды связаны с именем знаменитого полководца Михаила Кутузова, который захоронен в соборе. Поговаривают, что там покоится только тело великого военачальника, а сердце будто бы согласно его последней воле осталось на военной дороге в Пруссии , где полководец неожиданно скончался, и захоронено на кладбище Тиллендорф . Все потому, что умирая, он якобы сказал, обращаясь к солдатам, что сердцем остается с ними.
– Между тем еще в 1933 году специальная комиссия вскрыла могилу генерала-фельдмаршала в Казанском соборе. В акте говорится буквально следующее: «вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов. слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце».
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Казанский кафедральный собор – символ мощи и доблести России
Соборы и Храмы
Краткое описание
Если храмы, выполненные в русском стиле, восхищают человека великолепием и буйством расцветок, то Казанский собор в Санкт-Петербурге поражает своим величием. Одиночный купол стелой взмывает в небо, под ним расположена полукруглая колоннада. 56 столбов, украшенных капителями, прячут за собой здание храма.
История
Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.
Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.
Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор. Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку. Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.
В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы. Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть. На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.
Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.
Когда строительство закончилось, Невский из обычного проспекта перешел в разряд центральной городской магистрали
Казанский собор в годы советской власти
После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.
Чтобы сохранить Казанский собор, сотрудники уговорили правительство открыть в этом здании музей атеизма. Экспозиции там были очень интересные, но такую организацию нельзя было размещать в православном храме.
Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.
В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.
Архитектура и архитектор Воронихин
Нельзя сказать, что Воронихин создал копию собора Святого Петра, об этом сооружении напоминает только полукруглая колоннада. Сам храм уникален. В плане его конфигурация напоминает латинский крест.
Расположенные по бокам колоннады, как гигантские руки, охватывают площадь перед храмом. Само здание увенчано огромным куполом.
Со стороны Невского проспекта расположены бронзовые двери, по бокам от них в нишах – бронзовые скульптуры 4 святых:
- Андрея Первозванного
- Иоанна Крестителя
- Владимира Равноапостольного
- Александра Невского
В своей работе архитектор использовал преимущественно отечественные материалы. На колонны и барельефы пошел пудостский известняк, месторождение которого находится в районе Гатчины. В земных недрах этот камень достаточно мягкий, его было несложно распиливать на фрагменты нужной формы и размера. На воздухе известняк затвердевал. Чтобы пористая поверхность не разрушалась под воздействием сырости, все наружные части обмазаны специальной шпаклевкой, имеющей такой же цвет, как пудостский камень.
56 колонн не только украшают памятник архитектуры, но и маскируют ассиметричную форму здания. Со стороны Невского проспекта незаметно, что купол находится не над центром храма, а сдвинут в восточном направлении.
Порталы украшены великолепными барельефами с изображениями библейских сюжетов. 14 гигантских каменных картин украшают аттики. Длина каждой из них около 15 м, в любом сюжете присутствуют более 40 персонажей.
Внутреннее убранство храма. Иконы
Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.
Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.
Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:
В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.
Кто похоронен в Казанском соборе
Казанский собор – не только памятник архитектуры, но и музей доблести русских воинов. В 1812 году началась война с Наполеоном, войска после молебна в Казанском соборе отправлялись отсюда прямо на фронт. Из храма пошел на войну и великий полководец М. И. Кутузов.
Режим работы и цена в 2022 году
Если вы проснулись рано и хотите насладиться красотами Санкт-Петербурга, посетите Казанский собор.
Храм открыт с 6-30 до 20-00. Вход свободный, но вы можете оплатить услуги гида и сходить на экскурсию.
Если туристы приехали группой свыше 20 человек, экскурсии проводятся только при помощи аудиогида.
Официальный сайт
Богослужения
Казанский собор – действующий православный храм.
Службы проводятся ежедневно в 7, 10 и 18 часов
Здесь проводятся церковные таинства. Даже если вы атеист или приверженец другой религии, отнеситесь с уважением к прихожанам. Во все времена в храм надевали парадную одежды, и сейчас не рекомендуется заходить в любую церковь в спортивных костюмах или в слишком открытых нарядах. Женщинам полагается покрывать голову, а мужчинам снять головной убор.
Выключите звук мобильного телефона. Если нужно срочно переговорить, выйдите на улицу. Общаться между собой нужно тихим голосом. При проведении служб может быть ограничен доступ туристов на участки, где прихожане молятся.
Где находится
Адрес
Казанская площадь дом 2.
Метро
- Невский проспект
- Гостиный двор
Как добраться
Интересные факты
- История создания Казанского собора позволяет нам гордиться своими соотечественниками. Бывший крепостной в конкурсе проектов победил именитых архитекторов из разных стран.
- Рабочие в старых полушубках на морозе высекали барельефы, ставшие шедеврами архитектуры. Полуголодные воины, прослушавшие молебен у чудотворной иконы выгнали из страны прекрасно обученную армию Наполеона.
Памятники перед Казанским собором
Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.
Барклай стоит с опущенным маршальским жезлом, весь его вид говорит о тяготах отступления. Кутузов жестом победителя поднимает жезл, у его ног лежит повергнутое французское знамя.
Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.
Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.
В 1837 году в честь победы в войне над Наполеоном был установлен памятник выдающемуся русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли .
В 1827 году скульптор Б. И. Орловский установил памятник русскому полководцу М. И. Кутузову на гранитном пъедестале.
Казанский собор Санкт-Петербурга: история создания
История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей.
Казанский собор Санкт-Петербурга: история создания
Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери.
Казанский собор Санкт-Петербурга: история создания
Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады.
На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения.
Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутренними и внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры.
Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства.
Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто «першпективой», соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью.
Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.
Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч. Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект.
В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел».
Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А. Н. Воронихиным. Бывший крепостной графа А. С. Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора.
Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины I. I. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение.
Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта.
Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св. Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу.
Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании.
По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория.
Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина.
Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину».
К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.
Великий проект крепостного. Интересные факты из истории Казанского собора
То, что происходит дальше, может послужить основой для притчи о непредсказуемости бытия: граф Александр Сергеевич Строганов предлагает императору проект, который был создан одарённым архитектором и, по совместительству, крепостным графа — Андреем Воронихиным. Проект получает «добро» со стороны монаршей персоны, а граф становится председателем попечительского совета при строительстве храма.
До Казанского собора, на месте всем известного сооружения, скромно стояла другая, небольшого размера постройка — церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в которую в 1737 году был перенесён образ Казанской иконы Божией Матери.
По слухам, именно граф Строганов посоветовал Павлу возвести на Невском проспекте новое, более величественное здание, которое будет построено из отечественных материалов и руками русских людей.
Император Павел I идею поддержал, но добавил к ней свой штрих, пожелав, чтобы возводимое здание строилось по облику Собора Святого Петра в Риме, над которым в своё время трудились художники с мировыми именами: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.
На месте Казанского собора стояла другая, небольшого размера постройка — церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Фото: www.russianlook.com «По образу и подобию собора Святого Петра. »
Таким образом, Воронихин возводит перед северным фасадом колоннаду из 96 колонн. В отличие от колоннады собора святого Петра, которая замыкает площадь, колоннада Казанского собора стоит «лицом» к Невскому проспекту, словно раскрываясь навстречу главной городской линии. Так архитектор не только удовлетворил царский каприз, но и решил непосильную задачу, которая встаёт рано или поздно перед всеми архитекторами, решившими украсить Невский проспект собором. Неминуемая загвоздка заключалась в том, что проспект также протягивается с запада на восток, как и организуются православные храмы: на западе располагается вход, а в восточной стороне находится алтарь. Колоннада, придуманная Воронихиным, позволила сделать северную (боковую часть) парадной, решив разом две задачи: собор «смотрел» прямо на проспект и не нарушал принятых в постройке храмов традиций.
Воронихин возводит перед северным фасадом колоннаду из 96 колонн. Фото: www.russianlook.com
Когда архитектор приступил к осуществлению своего замысла, который впоследствии стал одним из самых значительных в его карьере, он столкнулся со всевозможными слухами и неприятными пересудами, которые преследуют каждого, кто посмел вырваться из низов навстречу почитанию и славе. То злые языки поговаривали, что проект украден у архитектора Василия Баженова, который был создан им для Дома инвалидов в Париже, то злопыхатели утверждали, что идея строящегося собора и часть неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлёвского дворца — это одно и тот же здание, вышедший из-под руки всё того же Баженова. Разумеется, не последнее место в перешёптываниях относительно архитектора сыграло его происхождение.
Как бы то ни было, строительство продолжалось. Фасады собора облицовывали серым пудожским камнем, северные врата отлили из бронзы по образцу «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти. Внутренности храма украсило 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями, а для отделки храма использовали олонецкий мрамор, выборгский сердобольский гранит и рижский известняк. Для наружной облицовки послужил пудожский камень, привезённый из Гатчины.
Образа для собора были написаны живописцами Шебуевым, Егоровым, Ивановым, Брюлло, Щукиным, Кипренский и другими именитыми мастерами.
Архангелы ждут мудрого правителя
Работая над возведением храма, Воронихин так и не смог до конца осуществить намеченный им проект: собор должен был украситься второй колоннадой, но только с южного фасада.
Также не было закончено и внешнее оформление собора. Обе стороны колоннады по сей день «обрамляют» каменные пьедесталы, которые предназначались для скульптур двух архангелов. До 1824 года на пьедесталах высились их гипсовые копии, однако, со временем предполагалось заменить их бронзовыми скульптурами. Точная причина, почему изваяния так и не появились, неизвестна, но среди простого народа распространился слух, что архангелы «не пожелают занять свои места» до той поры, пока в России не появится «мудрый, правдивый и честный политик». Проходило время, архангелы, выполненные из гипса, ветшали и вскоре были и вовсе убраны со своих постаментов. А вот пьедесталы так и остались стоять на своем месте, будто дожидаясь, когда наступит нужный момент и их снова украсят скульптурами.
Любопытно, но приказом императора собор лишился и колокольни и дома для клира. Когда в 1800 году создаётся «Комиссия о построении Казанской церкви», во главе с графом Строгановым, Павел I получает письмо, в котором сообщается о необходимости построить колокольню и дома для священнослужителей. Император и здесь проявляет свой норов и тягу к итальянским мотивам: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему. Что касается церковнослужителей, то эти без жилья не останутся». Впоследствии именно так и получилось: колокола разместили в проёмах на колоннаде собора, а представители духовенства получили жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы.
2 Фото: www.russianlook.com Сердце великого полководца
Строительство завершается 15 сентября 1811 года. На торжественной церемонии открытия в соборе появляется образ Казанской иконы Божией Матери — копии чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. При освящении Казанского граф Строганов вручает императору Александру I ключи от нового храма. К тому времени Павел I уже десять лет, как был похоронен в стенах Петропавловского собора. На церемонии открытия труды Воронихина были вознаграждены орденом Анны второй степени и пожизненно причитавшейся ему пенсией. Статья по теме Сфинкс с лицом императрицы. Как Египетский мост попал в учебники по физике
Невзирая на торжественное открытие, работы по отделке, которыми руководил Огюст Монферран, продолжались до конца 1829 года.
Собор не только стал одной из самых красивых построек Петербурга, но и превратился для своих современников в символ героических побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. Именно сюда были доставлены почётные трофеи: военные французские знамёна и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же нашёл своё последнее пристанище фельдмаршал Михаил Кутузов.
Великий полководец скончался 16 апреля 1813 года на одной из военных дорог в Силезии. Его тело было набальзамировано и перевезено в столицу, где после со всеми почестями похоронено в Казанском соборе. Статья по теме Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике
Легенды и слухи, которые всегда окружали имя Кутузова, получили новый виток развития после его смерти. Стали поговаривать, что в соборе покоится только тело полководца, а его сердце осталось на той военной дороге и захоронено на кладбище Тиллендорф. Будто при бальзамировании, когда готовили отправку тела в Петербург, все внутренности разложили по серебряным колбам, но сердце решили захоронить отдельно. Эту мистическую версию современники подкрепляли слухом, что перед смертью Кутузов сказал, что сердцем навсегда останется со своими солдатами.
Однако в 1933 году, когда было произведено вскрытие, в могиле, где захоронен Кутузов, «в головах была обнаружена серебряная банка», в которой находилось забальзамированное сердце.
Последнюю дань памяти, отданную городом войне 1812 года, стало появление перед собором памятников Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, которое произошло в 1837 году, в 25-ю годовщину победы над Наполеоном.
В Казанском соборе нашёл своё последнее пристанище фельдмаршал Михаил Кутузов. Репродукция картины «М. И. Кутузов на Бородинском поле» работы художника Сергея Васильевича Герасимова.
Музей атеизма и чудотворная икона
В начале XX века перед Казанским собором разбили сад, а после событий февраля 1917 года с купола сняли крест, а на его месте водрузили позолочённый шар со шпилем.
Следующим надругательством над собором, которое, было выдержано в стиле характерного для большевиков чёрного юмора, в 1932 году здесь открыли музей истории религии и атеизма, а икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.
Любопытно, но испокон веков эта икона была символом исцеления и заключённых в ней чудотворных сил. Существует легенда, что в дни Второй Мировой войны, когда советские войска готовились к прорыву блокады, икону вывезли на фронт и пронесли по всем воинским частям, что помогло нашим войскам в январе 1944 года.
Казанская икона Божией Матери вернулась в собор в 1991 году, когда были возобновлены богослужения. Чуть позже купол вновь украсил золотой крест, а к 300-летию Санкт-Петербурга мастера Балтийского собора отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров.
Так, спустя долгое время, собор, построенный руками отечественных мастеров, вернул своё былое величие и заслуженное почитание.
Источники:
http://spb.aif.ru/city/event/kusochek_rima_v_peterburge_interesnye_fakty_iz_istorii_kazanskogo_sobora
http://www.culture.ru/materials/144865/pridvornyi-khram-semi-romanovykh-10-faktov-o-kazanskom-sobore
http://www.spb.kp.ru/daily/25974.5/2910220/
http://peterburg.guide/sobory-i-hramy/kazanskij/
http://vilingstore.net/article/174992/kazanskiy-sobor-sanktpeterburga-istoriya-sozdaniya/
http://sanktpeterburg.bezformata.com/listnews/fakti-iz-istorii-kazanskogo-sobora/23830504/
http://kuku.travel/country/georgia/city-france/stepancminda-kazbegi/kazbegi-gruziya-kakie-dostoprimechatelnosti-posmotret/