Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге. Где находится, архитектор, часы работы

Меншиковский дворец: режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге расположен на Университетской набережной Невы напротив Адмиралтейства. Это одно из великолепнейших строений 18 века. Стиль здания отражает настроение и дух, с которым Петр задумывал построить величественный город на Неве.

Режим работы Меншиковского дворца в 2021 г.

  • вторник, четверг, суббота и воскресенье 10:30 – 18:00
  • среда и пятница 10:30 – 21:00
  • касса закрывается на час раньше
  • выходной день – понедельник

Как добраться до Меншиковского дворца

Меншиковский дворец расположен в центре Санкт-Петербурга на Университетской набережной. Поэтому посещение музея можно совместить с прогулкой по центру города.

Ближайшее метро – «Василеостровская». От метро идти по 6-7 линии до Большой Невы, далее по Университетской набережной в сторону стрелки Васильевского острова (на Васильевском острове часть улиц называются линиями; название осталось с тех времен, когда здесь располагались склады). Дорога от станции метро займет порядка 15 минут.

Стоимость билетов в Меншиковский дворец в 2021 г.

  • Взрослые – 300 руб.
  • Пенсионеры РФ – бесплатно
  • Студенты, школьники и дети, независимо от гражданства, – бесплатно
  • Третий четверг каждого месяца, 18 мая и 7 декабря – бесплатно для всех категорий посетителей.

Телефон

Музей административно является частью Государственного Эрмитажа

Телефон 8 (812) 323-11-12.

История создания Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге

Первый российский император Петр I, сам не ценивший роскоши и особого комфорта в бытовой жизни, в силу своей щедрости отвел своему другу, первому губернатору Петербурга, Александру Даниловичу Меншикову резиденцию на Васильевском острове. Здесь в 1710-1714 гг. с участием зарубежных архитекторов Г. Фонтана, Г. Шеделя и других знаменитых мастеров велось строительство дворца. Западноевропейские зодчие разработали облик дворца, но его строительством занимались русские умельцы – каменщики, столяры и художники. Уникальность здания в том, что оно использовалось и как служебное и как жилое помещение. В стиле строения видны как исконно русские черты, так и новые решения. В строительстве использовались новейшие достижения в области росписи и укладки камня. Скульптуры, украшающие помещения, выполнены в античном и итальянском стиле. Комнаты отделаны мрамором. К 1721 году Меншиковский дворец стал центром культурной жизни города. В нем были представлены ценные коллекции живописи и скульптуры, книги и монеты. Во дворце, который часто называли Посольским домом, проходили пышные приемы, праздники. Поэтому внутренняя отделка дворца была великолепна.

Напротив парадного входа у Невы была пристань, к которой причаливали небольшие судна.

В 1727 г. губернатора Меншикова сняли с должности и отправили в изгнание. После ссылки царского фаворита в Сибирь, дворец горел. Знаменитый регулярный парк с оранжереей и цветниками, фонтанами и статуями был заброшен и погиб. Все имущество князя было изъято. Строение передается Первому кадетскому корпусу и перестраивается для нужд училища. В этом учебном заведении учились Суворов, Задунайский и другие знаменитые личности. С 1880 г. здание становится музеем Первого кадетского корпуса.

С 1956 года в нем проводились реставрационные работы. Они осложнялись тем, что здание многократно перестраивалось. Кроме того, уровень высокого крыльца из-за надстроек набережной и мостовой сильно опустился за три столетия. Цвет здания изменился с темно-красного до желтой охры. Благодаря большой работе реставраторов здание было восстановлено в первоначальном виде.

В 1981 году Меншиковский дворец был передан музею Эрмитаж. И стал открыт для посетителей.

Наружное убранство и интерьеры Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге

Дворец построен в четком и парадном стиле раннего петровского барокко. Это было первое каменное здание такого размера в Северной столице.

Главным входом в Меншиковский дворец служили Большие сени, где хранились приобретённые князем античные статуи, многие из которых позже были установлены в Летнем саду.

К Большим сеням с восточной стороны примыкает Кардегардия. Это помещение служило для почётной охраны, ожидания приёма высокими военными гостями. С западной стороны к сеням примыкал зал, называемый Большими палатами. До окончания строительства здесь проводились большие приемы. Зал был пышно украшен шпалерами итальянской работы XVII века и коврами. В нем стояла мебель из ценных материалов.

По дубовой лестнице можно подняться в княжеские покои. В Ассамблейном – Большом зале, проходили знаменитые ассамблеи Петра I, отмечались знаменательные даты, праздновались военные победы.

Восточная анфилада представлена конторкой для дежурных секретарей и обер-секретарей, где писались деловые бумаги. Далее расположены комнаты с изразцовой отделкой. Здесь мы видим уникальные интерьеры, не имеющие аналогов в Европе – белая голландская плитка покрывает стены и потолки нескольких комнат. В то время в самой Голландии такой плиткой покрывались только вставки и панели. Главное место в восточной анфиладе принадлежит прихожей. Для Меншикова она была приёмной, столовой и кабинетом. Здесь мы видим часы и овальный стол, а также портрет Меншикова, один из немногих сохранившихся портретов князя. В кабинете – живописный плафон с военными сюжетами. Образ воина-победителя напоминает нам Петра I.

В центральном вестибюле – фигура бога солнца Аполлона римской работы II века нашей эры, привезенной, скорее всего, из Греции, и другие античные статуи.

Можно увидеть редкие предметы прикладного искусства и образцы оружия, астрономические инструменты и коллекцию живописи. Привлекателен так называемый Ореховый кабинет, отделанный редкими сортами дерева и аппликацией из бронзы и черепахового панциря. Он служил парадным кабинетом для приема особо важных гостей. Князь любил играть в шахматы и здесь находится уникальный шахматный столик с янтарными фигурами. Петр I любил сидеть в кресле и играть в шахматы.

К реликвиям музея относятся и портрет императора, а также зеркало в янтарной рамке, подаренное Петру королем Пруссии в 1709 году.

В наши дни Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге является филиалом Государственного Эрмитажа и представляет нам историю русской культуры первой трети восемнадцатого столетия, атмосферу петровского времени.

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге

Меншиковский дворец – единственная сохранившаяся часть некогда роскошной усадьбы фаворита Петра І. Сегодня он является объектом культурного наследия РФ, привлекая туристов и жителей СПб как яркий образец архитектуры раннего петровского барокко и как музей с ценными экспонатами.

Общее описание

Имеющий типичные для барокко и классицизма черты, он строился по проекту Франческо Фонтана и под руководством Готфрида Иоанна Шеделя в соответствии с передовыми для того времени тенденциями европейского зодчества.

Возведенный на Васильевском острове и обращенный фасадом к Неве, дворец стал первым каменным строением в Северной столице. Сегодня это крупнейший из жилых домов петровской эпохи, уцелевших до наших дней. На протяжении трехвековой истории внешний облик постройки претерпевал изменения, использовалась она для самых разных нужд. С 1981 года в этом здании размещается музей русской художественной культуры, являющийся филиалом Эрмитажа.

История

Строительство усадьбы Меншикова, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, началось в 1710 году на пожалованном князю за заслуги Васильевском острове. Деревянный дом (Посольский дворец) был завершен в том же году, а возведение и отделка каменного дворца растянулись более чем на 10 лет. Основная часть проекта была разработана и реализована итальянским архитектором Фонтана, а после его отъезда в 1713 году расширением дворца и отделочными работами руководил Шедель.

В цоколе и на первом этаже были служебные помещения, некоторые палаты и кабинеты предназначались для проведения официальных мероприятий. В западном флигеле на правах будущего зятя Меншикова некоторое время жил наследник престола Петр II, которому в том момент было всего 12. Во внутреннем дворе и вестибюле резиденции было собрано немало произведений искусства, внутренние покои богато декорировали керамическими изразцами, ореховым деревом.


Гигантская головоломка для взрослых и детей — чудо-парк «Галилео» в Новосибирске .

Строительство дворца постепенно продолжалось, к 1727 году был заложен фундамент восточного крыла, а построили его лишь через сорок с лишним лет. После ссылки князя, сопровождавшейся конфискацией всего имущества, роскошная усадьба стала достоянием государства и постепенно утратила свое величие и пышность.

А каменный дворец Меншикова из личной резиденции превратился в административное здание и в разные эпохи использовался по-разному.

  • В 1727–1731 гг здесь размещались канцелярии разных ведомств.
  • С 1731 г. здание дворца использовали для нужд нового учебного заведения – Шляхетского кадетского корпуса. Была выполнена двухэтажная пристройка к западному флигелю, а главному фасаду придали более скромный вид: из вестибюля убрали мраморные статуи. Восточный флигель построили в 1768–69 гг.
  • В конце XIX века в бывшем дворце разместили Совет Главного управления военно-учебных заведений, часть здания отвели под музей кадетского корпуса, действовавший здесь до 1924 г. Тогда же начался первый этап реставрационных работ.
  • В годы советской власти дворец неоднократно менял свое предназначение, дольше всего он служил зданием военно-политического училища.
  • В 1966–81 годах по инициативе Гессена в Меншиковском дворце развернулись реставрационные работы, а здание передали Государственному Эрмитажу. После реставрации здесь разместили музейную экспозицию, отражающую историю русской культуры петровской эпохи.

Где расположен дворец

  • Ближайшей станцией метро является «Василеостровская». От нее к набережной Большой Невы ведет пешеходная улица 6-я линия, а на набережной нужно повернуть налево и двигаться к Румянцевскому саду. Дорога займет около четверти часа.
  • Также от метро к Университетской набережной ходят автобусы № 6 и 24 по Среднему проспекту и Кадетской линии, ехать нужно три остановки и пройти пешком 200 метров до дворца.
  • От стрелки Васильевского острова до дворца можно добраться пешком или на автомобиле, двигаясь по Биржевому проезду к Биржевой площади, от нее вправо, к Университетской набережной, и дальше прямо до 15 дома; вся дорога составляет меньше километра.
  • В 260 м от дворца на Университетской набережной находится причал аквабуса.

Обзор дворца

На массивные колонны крыльца опирается балкон, по бокам возвышаются башенки с куполами. От главного входа во дворец, именовавшийся при Меншикове Большие сени (Вестибюль), можно подняться на второй этаж по парадной дубовой лестнице, выдержанной в стиле петровского барокко. Здесь когда-то находились личные княжеские покои и Ассамблейный (Большой) зал, неоднократно перестраивавшийся. Но пилястры, лепнина, позолота и некоторые другие элементы его первоначальной отделки сохранились либо были отреставрированы.

Среди наиболее примечательных помещений Меншиковского дворца:

  • Варварин покой с оригинальным интерьером, изразцами и гобеленами, изображающими сюжетные сценки, роскошной кроватью под балдахином;
  • Ореховый кабинет с богатой деревянной мебелью и декорированными ореховым деревом стенами, с инкрустацией из бронзы и черепахового панциря, расписным плафоном на потолке, изображающим воина-победителя;
  • Морской кабинет, облицованный плиткой в бело-голубых тонах, где хранятся навигационные приборы;
  • Китайский кабинет, оформленный в соответствии с модой того времени в китайском стиле, с вазами, статуэтками, панно на стенах;
  • Красный кабинет, стены которого обшиты деревянными панелями и обиты узорчатой красной тканью; здесь экспонируются картины, статуи.

Интересные факты, особенности дворца

  • Петр, в отличие от своего фаворита, не имел собственной парадной резиденции, поэтому его ассамблеи проводились в Большом зале Меншиковского дворца.
  • Усадьба Меншикова включала в себя ряд деревянных построек: Посольский дворец, двухэтажные палаты, предназначавшиеся для проживания секретаря князя, Воскресенскую церковь, а также кузню, пекарню, медоварню, бани. Из всего комплекса до наших дней сохранился только каменный дворец.
  • Лоджия, опирающаяся на портик, предназначалась для оркестра, встречавшего гостей, которые прибывали по реке. Лодки могли причаливать прямо к парадному входу. От Невы к дворцу был отведен канал, соединявший реку с выкопанным возле парадного входа прудом.
  • Меншиков содержал собственный гвардейский полк, гвардейцы несли караул в Кордегардии – помещении возле Вестибюля. Сейчас оно отреставрировано, воспроизведен прежний лаконичный интерьер.
  • В стенах дворца действовало несколько кухонь, обслуживающих семью светлейшего и его многочисленную прислугу. Сегодня частью музейного комплекса является поварня с печами, посудой и прочей утварью.
  • Многие помещения дворца были полностью облицованы голландской керамической плиткой, в то время как в самой Голландии она из-за дороговизны использовалась только для вставок.
  • До того как дворец передали кадетскому корпусу, его фасад был более пышным, его венчала высокая кровля красно-белой шахматной расцветки с аттиком, украшенным статуями шести античных богов.
  • Колонны крыльца изготовлены из дерева, но имитируют камень, действовавшая при Меншикове деревянная пристань тоже была раскрашена под кирпич.
  • Планировка дворца соответствует архитектурным тенденциям первой трети XVIII века, отличается строгой симметрией и анфиладным принципом расположения помещений.
  • Центральный корпус здания изначально был четырехэтажным, но цокольный этаж дворца, где размещались кладовые и погреба, сегодня скрыт от глаз трехвековыми наслоениями, надстройками, фактически он ушел в землю на 2 метра.
  • В эпоху Кадетского корпуса бывший Ассамблейный зал использовался как церковь, в него были перенесены фрагменты Воскресенской церкви – алтарь и иконостас.
  • Дворец Меншикова А. Д. внесен в реестр Объектов культурного наследия РФ под кодом 7810176001.


Функции и обязанности посольства Латвии в Москве .

Контактную информацию посольства Танджикистана вы можете узнать здесь

Как попасть в музей

На официальном сайте Государственного Эрмитажа указано, что стоимость билета в экспозиционный комплекс «Дворец Меншикова» составляет 300 руб., можно также приобрести однодневный единый билет на посещение всех музейных комплексов Эрмитажа за 600 руб.

Продаются такие билеты в кассе Главного музейного комплекса Эрмитажа (Дворцовая пл., 2) и в кассе самого Меншиковского дворца. На сайте https://www.hermitageshop.ru/tickets/ можно купить электронный билет, дающий право на посещение всех музейных комплексов Эрмитажа и действительный на протяжении двух дней; его стоимость составляет 1 000 руб.

Ежемесячно в первый четверг вход для всех категорий индивидуальных посетителей свободный, но сначала нужно получить в кассе бесплатный билет. В другие дни без оплаты посещать музей могут дети, студенты, школьники с любым гражданством, пенсионеры и курсанты военных училищ РФ.

В музей нельзя входить с животными, крупным багажом, в верхней одежде, проносить жидкости, курить, есть и вести фотосъемку со вспышкой в залах.

Понравилась статья? Следите за обновлениями

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Меншиковский дворец на Университетской набережной в Санкт-Петербурге

Музеи Санкт-Петербурга

Краткое описание

Бывшая резиденция знаменитого Александра Даниловича Меншикова, уютно вписавшаяся в архитектурный вид Васильевского острова — один из первых каменных домов города, построенных в стиле петровского барокко в период 1710 — 1714 годов. Меншиковский дворец считается самым большим жилым зданием прошлой эпохи из сохранившихся.

История

Любимый многими, величественный Санкт-Петербург стал символом власти России на берегах Балтийского моря, символом огромного труда людей, создавших сказку среди болот, рек, озер, многочисленных островов местности. Можно часами бродить по его набережным, слушать волшебные звуки каналов, прокатиться по ним на кораблике, восхищаясь дворцами, архитектурными творениями совсем не старого города.

Почти 210 метров вдоль морского берега занимают постройки дворца, история возведения которого связана с жизнью генерал-губернатора, управляющего краем, личного друга Петра I — Александра Даниловича Меншикова

Получив для строительства усадьбы почти весь Васильевский остров, начиная от Большой Невы до Малой Невы, высокопоставленный владелец стал возводить удобный для жизни комплекс.

Вид дворца предложили зарубежные архитекторы Г. Фонтана, Г. Шедель. Реализация осуществлялась русскими специалистами: каменщиками, столярами, плотниками, художниками.

При этом использовались все лучшие достижения технологий строительства каменных построек, применяемые в то время. Это отразилось в общем стиле строения, где вместе с исконно русскими приемами нашли место новые архитектурные предложения в способах укладки каменных элементов, вариантах росписи.

В начале строительства одновременно возводилось два дома: каменный и из дерева, называемый Посольским дворцом. В нем встречали иностранных послов, проводили торжественные мероприятия, свадьбы.

Вместе с этими постройками появились дом для управляющего усадьбой и церковь Воскресения Христова. В XVIII столетии церковь снесли и на её месте построили манеж для обучения верховой езде воспитанников кадетского корпуса. На площадях усадьбы разбили большой сад с огородами, прудами, украшенный скульптурами. Медоварня, бани, кузница, пекарня.

Главным зданием усадьбы был дворец — трехэтажная постройка на «погребах» — возведенный на берегу Невы. Меншиков поселился в нем в феврале 1714 года

На первом этаже размещались служебные помещения. Семья проживала на втором этаже.

Несмотря на сложный период своей деятельности, он постоянно достраивал свой дом. Рядом появилось двухэтажное западное крыло. В нем разместились «Наугольные палаты» для проведения заседаний Военной коллегии.

Возведение второго крыла началось в 1727 году. В этот период Меншиков был отправлен в ссылку. В конце строительства план дворца имел вид четырёхугольника, сформированного четырехэтажным главным зданием, двумя двухэтажными пристройками и строениями со стороны сада.

Главный фасад выходил к Неве и имел огромное входное крыльцо. Он был отделан изогнутыми фронтонами, оригинальными золочеными коронами

Внешний вид дворца гармонично сочетается с его внутренним убранством.

После ухода из жизни Меншикова в 1729 году усадьба перешла в государственную казну. До 1731 года в ней работали канцелярии многочисленных ведомств. В дальнейшем судьба здания прошла следующие этапы:

  • размещение первого Кадетского корпуса. В нем получили образование выдающиеся деятели, полководцы XVIII, XIX столетий. В том числе А.В.Суворов
  • в XIX столетии здесь размещался Совет Главного управления российских военно-учебных заведений
  • в 1917 году многие помещения дворца были отданы под государственные учреждения. Среди них функционировало Ленинградское Военно-политическое училище
  • с 1956 года дворец был сдан в аренду университету Ленинграда
  • передача дворца Государственному Эрмитажу в 1967 году. С этого времени началась грандиозная реставрация, возрождение дворца, продолжающаяся и сейчас

На всех этапах дворец перестраивался, дополнялся новыми зданиями с учетом новых требований. Некоторые строения были разрушены, например, Воскресенская церковь. В церковь Кадетского корпуса был превращен Ассамблейный зал.

В наше время из всех первых зданий усадьбы сохранился только дворец

Архитектура

Во внешнем облике дворца и архитектурном стиле здания отражены дух, настроение, заложенные Великим царем при рождении города.

Убранство дворца определилось значением положения в обществе его хозяина. В его элементах отражены все достижения зодчества Европы: красота дворцов Италии, классика французских особняков. Меншиковский дворец полностью соответствовал парадному варианту петровского барокко тех времен

В соответствии с действующими традициями, планировка дворца выдержана в строгом симметричном варианте с размещением помещений по анфиладному способу. Это были светлые, уютные комнаты небольших и невысоких размеров с большими стеклянными окнами.

В главном входе — Большие сени — стояли шесть античных статуй богов. В дальнейшем многие из них стали украшением Летнего сада

Крыша была раскрашена яркими ромбами, расположенными в шахматном порядке. У парадного входа находились деревянные колонны, поддерживающие балкон, предназначенный для музыкантов во время праздничных мероприятий. К входу примыкала нарядная пристань.

Проход из Больших сеней вел во внутренний двор, в центре которого находилась античная статуя бога солнца Аполлона и дорожка, ведущая в сад.

В усадьбе имелось несколько помещений для кухонь — Поварни. С восточной стороны Больших сеней находилась Кордегардия — Меншиков имел свой гвардейский полк. Были комнаты для почетной охраны, гостей, ожидающих приема. Все подсобные помещения имели сводчатые потолки, белые стены, дощатые полы.

К ним же примыкали Большие палаты. В них проходили основные приемы. Зал был украшен коврами, уникальными итальянскими шпалерами, мебелью из редких пород дерева.

Дубовая парадная лестница вела в личные покои семьи.

Многие комнаты восточной анфилады имели уникальные интерьеры — аналогов в Европе им не было. Для их создания использовалась дорогостоящая голландская плитка, изразцы.

Особое место отведено прихожей. Она использовалась Меншиковым в роли приемной, кабинета, столовой. В цоколе находились винные погреба, кладовые, пивные. Сейчас цоколь не виден из-за наслоений.

Личные покои княгини размещались на западной части второго этажа дворца — их отделка не сохранилась. Рядом с ними размещалась домовая церковь семьи.

Наиболее важные дела решались в помещении Орехового кабинета, где владелец хранил уникальные редкости.

Во дворце отдельно был оформлен «Варварин покой» — спальня сестры-горбуньи супруги князя. Она управляла хозяйством, воспитывала детей Меншикова. В этих покоях в дальнейшем разместилась дирекция Кадетского корпуса. В 1988 году они были отданы первому музею кадетов. В дальнейшем экспонаты из его богатых коллекций перешли в разные музеи.

Экспозиция

Большие работы, проведенные во время последней реставрации, позволили открыть посетителям интересные экспозиции филиала музея русской художественной культуры начала XVIII столетия.

Предметы первоначального убранства дворца, имущества царей, богатых семей России представлены в постоянных выставках музея.

Среди них коллекции живописи, образцы оружия, старинные приборы. Особенно ценными экземплярами музея считаются портрет императора, уникальный шахматный столик с фигурами из янтаря, зеркало в янтарной рамке.

Атмосфера петровского времени чувствуется во всех помещениях. В том числе в знаменитом Ореховом кабинете Меншикова, стилизованном под каюту корабля. Овальный стол для работы, часы, старинный плафон с военными сюжетами, вид на Неву, Зимний дворец , Адмиралтейство полностью передают атмосферу времени появления столицы на берегах Балтики.

Меншиковский дворец – резиденция первого губернатора Санкт-Петербурга

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге

Меншиковский дворец построен для сподвижника Петра I, приближенного и друга императора, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова. Старейшее здание Санкт-Петербурга, дворец – единственное сохранившееся жилое строение того времени.

О владельце Александре Меншикове

Генерал-фельдмаршал, первый помощник и любимец царя-реформатора, богатейший человек, Меншиков помогал царю утверждать новый уклад жизни в России. С юных лет «Алексашка» (так называл его царь) служил императору.

Денщик Петра I, бомбардир Преображенского полка, участник Азовских походов, сотоварищ Петра, усмиритель «стрелецкого бунта». Александр Данилович Меншиков – тайный советник, светлейший князь Российской империи и герцог Ижорской, князь Священной Римской Империи, президент военной коллегии.

Талантливый военачальник, мужественный, преданный, Меншиков пользовался безграничным доверием Петра. Головокружительная карьера при покровительстве царя помогла ему получить титул графа, став генералиссимусом, занять пост генерал-губернатора Петербурга. Властолюбивый и алчный, князь владел несколькими городами и десятками тысяч крепостных крестьян.

После смерти Петра I, Меншиков, опираясь на гвардию, возвел на престол жену царя Екатерину I и сам стал править страной. Дочь Меншикова, Мария, стала невестой наследника престола Петра II. Однако недальновидное поведение князя принесло неприятности.

В сентябре 1727 года обвиненный в государственной измене князь Меншиков с семьей оказался в ссылке. По пути в Тобольскую губернию к месту ссылки скончалась княгиня Дарья Михайловна. В городке Березове сосланный Меншиков лично срубил избу и поселился с семейством. В сентябре 1729 года на 56 году жизни Меншиков умер от апоплексического удара и похоронен близ алтаря построенной им же церкви.

Строительство дворца

«Родовое гнездышко» Светлейший князь начал строить в 1710 году, в разгар Северной войны. В 1709 Россия разгромила шведов под Полтавой. В знак благодарности за заслуги в этой баталии Петр I пожаловал Меншикову крупнейший Васильевский остров площадью 11 квадратных километров.

Петербург в тот период только-только возник как город. А поодаль развернулось грандиозное строительство, в короткий срок князь построил богатейший дом в Санкт-Петербурге.

Каковы же заслуги Меншикова перед царем, если государь, считавший каждый положенный камень в болотистое основание новой столицы, предпочел не заметить сверхрасточительства князя! Летом 1714 года князь с семьей вселился во дворец, самое высокое здание Петербурга. Внутренняя отделка покоев продолжалась до 1727 года.

Особенности строительства

Строительством руководили архитекторы Джованни Фонтана и Иоганн Шедель. На подаренной царем территории Меншиков построил усадьбу с цветниками и садом, протянувшуюся через весь Васильевский остров. Одновременно строили комплекс зданий: церковь Воскресения, деревянный Посольский дворец и каменные палаты, дворец Меншикова.

Фасад Посольского дворца украшала балюстрада на крыше. Двухэтажное здание с высоким крыльцом в центре дома с башенками, ведущее сразу на второй этаж. Со стороны Невы, возле крыльца – деревянная пристань, раскрашенная под кирпич, к которой причаливали лодки и гондолы с гостями. По центру здания проходила деревянная галерея, с которой музыканты встречали подъезжающих гостей «живой» музыкой.

Возведение каменных палат

Место для строительства дворца на Васильевском острове выбрано не случайно. Здесь, на острове, Петр I задумывал создать центр будущей столицы. Зная о желании государя видеть в столице каменные здания, Меншиков построил дворец, который одновременно стал и административным зданием. Здесь первый помощник царя Александр Данилович устраивал дипломатические приемы и заседания.

В строительстве дворца для князя участвовали все зодчие и строители Петербурга того времени. Каменщики и керамисты, художники и крестьяне, солдаты, даже каторжники трудились здесь, создавая дворец. На фронтоне здания красуется цифра «1710» – дата основания дворца светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.

Чем уникальна архитектура

Выстроенный в стиле петровского барокко, четырехэтажный дворец под высокой, с переломом, кровлей поражал высотой – таких зданий еще не было в Санкт- Петербурге. Дворец превратился в замкнутый четырехугольник, когда пристроили двухэтажные боковые флигели и здания со стороны сада.

На главном здании красуются пилястры, придавая зданию презентабельный вид вертикальными выступами. По бокам, в верхней части здания, на фронтонах сияют позолоченные княжеские короны и вензеля.

Парадный фасад дворца, украшенный скульптурами римских богов, выходит на берег Невы.
Пышный сад со скульптурами и прудами, гротами и оранжереями оттенял великолепие каменных палат.

Обзор помещений

Петр I, скромный в быту и одежде, восхищался «палатами» любимца. Гобеленовые обои и венецианские зеркала, хрустальные люстры с золотом и серебром, стулья и диваны с княжескими гербами, столы на золоченых ножках – свидетельства богатого дома светлейшего князя. Александр Меншиков украшал дворцовые стены картинами, изящными скульптурами, бархатными тканями, мраморной отделкой и мебелью из орехового дерева.

Чем интересен дизайн

Особенность интерьеров – голландская узорчатая плитка, украшающая стены. Бело-синяя керамическая «диковинка», полученная князем в подарок от голландских купцов, вдохновила русских мастеров в Стрельне на кирпичных заводах изготовить точную копию.

Стены Меншиковского дворца украшает 27810 изразцов, половина из которых сделана русскими мастерами. Следуя моде времени, князь позаботился о том, чтобы украсить залы наборным и резным деревом, изразцами и кожей. Мебель доставлялась из Франции и Италии.

Помещения расположились анфиладами. Фаянсовые изразцы, лепнина, обилие живописи, шелка на стенах, большие мелкорасстеклованные окна – дань европейской моде. Кирпичные печи, внутренние ставни на окнах, обилие дерева и резьбы – русские элементы в интерьере.

Залы Меншиковского дворца

Парадный вестибюль поражает гостей торжественностью и нарядным обликом. На первом этаже обустроены служебные помещения и мастерские. Второй этаж занимала княжеская семья, здесь большие богато украшенные залы, парадные комнаты.

Дворец Меншикова – жилое здание и одновременно административный центр новой столицы в ранний период развития. Здесь решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков – проводник в жизнь России европейских ценностей, что определило особенность устройства залов дворца. Иностранцы называли дворец Меншикова «великолепнейшим во всем Петербурге».

В двусветном зале для приемов и ассамблей торжественно встречали иностранных дипломатов, устраивали пиры и маскарады в честь побед в Северной войне, праздновали шумные свадьбы. Стены украшает золоченая лепнина и картины. В торце зала – уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу.

Многочисленных гостей развлекала «живая» музыка оркестра и пение крепостного хора. Часто под руководством царя здесь устраивали Петровские ассамблеи, во время которых знать обязана танцевать и культурно общаться. Обязательной считалась одежда по-европейски. Мужчины должны являться на ассамблеи чисто выбритые.

Большой зал украшен 14 золочеными напольными подсвечниками с фигурами купидонов и австрийскими хрустальными люстрами. Здесь заседала военная коллегия.

Стены столовой декорированы китайскими шелковыми обоями в дубовых рамах. Нижняя часть стен отделана панелями из плиток. В центре – шкаф-горка красного лака с восточным фарфором и росписью в китайском стиле.

Наборное панно из персидского ореха, дополненное золоченым орнаментом – уникальная отделка стен Ореховой комнаты. Напольные часы в ореховом корпусе изготовлены в Англии. Декоративный плафон расписан французским художником Филиппом Пильманом. Здесь гостили члены императорской семьи, отдыхал Александр Данилович и принимал дипломатов, ведя секретные переговоры.

В Большой палате – зале для парадных приемов, стены прокрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены – древнеримская скульптура Аполлона. В центре зала на персидской скатерти серебряная лохань для льда.

Княжеские покои

Парадная лестница из дуба ведет в княжеские покои.

Варварин покой – комната сестры княгини, Варвары Арсеньевой. Горбатая от рождения, она не вышла замуж и нянчила детей Меншиковых. Интерьер комнаты создают дорогие изразцы и гобелены. Фаянсовой плиткой на стенах выложены голландские морские пейзажи. Роскошная кровать под расписным балдахином – любимое место детей.

В комнате княгини Дарьи Михайловны на обитых тканью стенах – портреты дочерей, Александры и Марии. Обе прожили недолго. Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в ссылке отца в день своего восемнадцатилетия. Роль украшений в комнате выполняют большие фарфоровые блюда. Рядом с резной французской мебелью стоит примечательный деревянный сундук.

В кабинете с живописью у стены – секретер XVII века с живописными мраморными вставками. На стенах, обитых синим сукном, симметрично развешаны картины европейских художников. На потолке размещен огромный плафон, изображающий Марса с лицом Петра Великого.

В азиатском стиле оформлен Китайский кабинет. Комнату украшают напольные вазы, скульптуры, панно на стенах.

В Красном кабинете, обитом по периметру красной узорчатой тканью, много картин и статуэток.

На усадьбе Меншикова построены бани, медоварня, кузница, пекарня. Огромный штат прислуги, французские повара обслуживали семейство князя и многочисленных гостей дворца.

Меншиковский дворец и время

В 1727 году дворец оказавшегося в ссылке князя поступил в казну. В 1731 году во дворце расположился Кадетский корпус, на территории построили комплекс новых зданий. В советское время здесь устроили Военно-политическое училище имени Энгельса. В блокадном Ленинграде во дворце находился госпиталь.

В 1966 году началось возрождение дворца. Реставрация завершилась в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа с экспозицией культуры России петровского времени.

Мой Питер. Дворец Меншикова

Этот музей лично для меня – особенный. Он был одним из первых, в который я попала, переехав в Петербург. В моем детстве музеев не было. Единственный в городе краеведческий был закрыт на вечный ремонт. Когда ездили куда-то, что случалось не часто, в музеи не ходили обычно, единственное подобное воспоминание – Дом-музей В. В. Маяковского в Багдати (Грузия). Поэтому представляете, какое впечатление на меня произвел в 19 лет Дворец Меншикова? Я до сих пор вижу некоторые залы и испытываю все то же чувство: восторг! Хотя после этого я видела много интерьеров дворцов и замков по всей Европе, но перебить впечатление от Меншиковского Дворца не удалось ни одному из них. Но если абстрагироваться, надо сказать, что и объективно Меншиковский Дворец мало кому проиграет.

Стоит Дворец Меншикова на Васильевском острове, у Большой Невы, прямо на набережной. А вначале сад и огороды дворца простиралась до самой Малый Невы, через весь остров.

Почему Васильевский остров? Потому что именно здесь выделил имение сам не склонный к роскоши Петр своему сподвижнику первому губернатору Петербурга светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову. И было это аж в 1704 году. И имение это занимало ни много, ни мало – весь остров. В глубине сада стоял первый, деревянный дворец, называемый Посольским Дворцом.

изображение с сайта http://walkspb.ru

Но уже в 1710 началось строительство каменного дворца на берегу под руководством архитектора Франческо Фонтана, а работы выполнялись в основном крепостными Меншикова из разных его имений. Строительство дворца велось очень долго, некоторые фрагменты достраивались и в 1760-х, однако князь заселился во дворец уже через год после начала постройки, в 1711, когда готов был лишь один этаж центральной части.

Вы помните, что Меншиков был сослан, и дворец его использовался как склад, потом перешел к кадетскому корпусу. После революции там располагалась Военно-политическая академия, во время блокады во дворце был госпиталь. С 1956 начинается восстановление дворца и в 1981 он открывается, как музей.

Итак, пройдемте же во Дворец. Через парадный вход, правда, не пускают, воспользуемся боковым.

Тут в скверике стоит бюст Александра Меншикова работы с кульптора М. Т. Литовченко-Аникушина, архитектора О. А. Брунина (да, я тоже не очень понимаю, зачем памятнику архитектор).

Купив билет и раздевшись в гардеробе, можно увидеть давно забытое – тапочки в музее!

Осмотр начнем с первого этажа. В окна виден внутренний дворик.

В одном из первых помещений экспозиции – археологические находки, найденные при реставрации дворца.

При всей красоте парадных залов и гостиных следующее помещение – мое любимое во Дворце. Это Поварня! Но она на самом деле прекрасна, посмотрите!

Кухня у Меншикова считалась одной из лучших в Петербурге. Колпак над плитой – настоящая работающая вытяжка.

Правда, чтоб снять отверстие выхода дыма, мне пришлось так изогнуться, что зазвенела охранная сигнализация 🙂

В 17-18 веках в богатых домах Европы и России существовало модное увлечение – домашние токарни. Широко известно, как увлекался этим Петр, а Меншиков вполне поддерживал это увлечение царя, вот один из станков того времени, изготовленный в Петербурге, представлен в следующем зале музея.

Большая Палата – первое парадное помещение во Дворце Меньшикова

Большие сени – именно сюда бы мы попали, если бы вошли через парадный вход. Лестница ведет на второй этаж, но мы еще не закончили осмотр первого этажа.

Украшены Большие Сени античными статуями

Восточнее Больших сеней расположено помещение, которое называется Кардегардия. В петровскую эпоху здесь стоял почетный караул, и ждали приема высокопоставленные посетители.

За Кардегардией вас ждет небольшой дополнительный бонус, входящий музейный билет – выставка голландских печей. Они ужасно милые 🙂

По достаточно узкой и скользкой боковой лесенке поднимаемся на второй этаж, и первое, что поражает – паркет. Он потрясающий, может, и не очень узорный, но его хочется гладить руками.

В следующей зале на стенах висят портреты Александра Даниловича и Дарьи Михайловны Меншиковых.

Отличный вид из окна, как говорят риелторы 🙂

Морской кабинет. Начинаются покои, отделанные уникальными голландскими расписными изразцами.

«Варварин покой». Комната принадлежала Варваре Арсеньевой, сестре супруги губернатора. Обратите внимание на размер кровати.

А теперь посмотрите на плитку. Роспись ручная, вроде бы один и тот же сюжет, но ни одной повторяющейся плитки

Настоящий 3D паркет 🙂

Центральным парадным помещением дворца является Большой зал. Здесь состоялась одна из первых ассамблей в России. После ссылки и смерти А.Д.Меншикова парадный зал и две приемные были перестроены под церковь устроенного во дворце Кадетского корпуса.

В большом зале стоят уникальные часы-орган, сделанные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века. Часы принадлежали князю Потёмкину и стояли в Таврическом дворце.

Пожалуй, самое известное помещение Дворца – Ореховая. Комната, отделанная натуральным персидским орехом. Меншиков любил проводить здесь время, и, говорят, именно здесь проходили секретные переговоры.

Комнаты, принадлежавшие супруге князя. На стенах портреты дочерей Меншиковых, к сожалению, обе прожили недолгую жизнь.

Чудесные тканевые обои на стенах

Мода на все китайское не минула дворец

Конечно, я не буду показывать фото всех-всех помещений, иначе вам будет совсем неинтересно посетить Дворец, когда будете в Петербурге. Но однозначно, одно из самых старых каменных зданий Петербурга достойно того, чтоб там побывать. Тем более, скажу по секрету, что билет стоит всего-то 100 р 🙂

27.11.14,
Наталья Очева,
фото автора, если не указано иное.

Меншиковский дворец

Университетская наб., 15

Архитекторы, годы постройки:

Дворец Меншикова находится на Васильевском острове, который Пётр I сразу после основания Петербурга подарил своему приближённому, генералу-фельдмаршалу, генералиссимусу, светлейшему князю, первому губернатору Петербурга Александру Даниловичу Меншикову. В 1704 году князь заложил здесь огород и сад. В глубине участка под руководством комиссара от строений У. А. Сенявина был построен деревянный дворец.

Историк К. В. Малиновский в книге “Санкт-Петербург XVIII века” пишет, что строительство деревянного дворца началось в июне 1704 года. В качестве доказательств он приводит документы, среди которых самый ранний – письмо И. Я. Яковлева Меншикову от 23 ноября 1705 года: “. у того дому строения многова числа ещё требует и вскоре, чаю, поспешить невозможно, а елико можем, будем чинить всякое в строении поспешительство” [Цит. по: 2, с. 49]. Другое письмо Яковлева Меншикову от 21 августа 1706 года свидетельствует о том, что тогда собирались приступать к отделке помещений: “При Санкт Петер Бурхе архитектурного дела мастер, которой у строения дому вашего сиятельства, что на Васильевском острову, подал нам роспись, что потребно ко украшению того дому купить на обивку по стенам шпалер, зеркол, стулов и протчих тому подобных вещей. И по той Государь росписи у города, что можно сыскать, то конечно государь покупкою управим” [Цит. по: 2, с. 49, 50]. Отделка была завершена только в октябре 1710 года.

При устройстве усадьбы первое время предпринимались мероприятия оборонительного характера. На отвоёванные земли продолжали претендовать шведы, поэтому Меншиков в октябре 1707 года писал У. А. Сенявину: “. изволте поспешить в строении моего дому на Васильевском острову, также ради надлежащие осторожности на том острову круг всего строения изволте зделать немедленно полисад с выводом, дабы оное строение оборонять было возможно, что чего не дай боже неприятел подбегом не учинил и не сжёг или иного какова учинить не мог” [Цит. по: 2, с. 52].

Описания современников характеризуют этот дворец как построенный “на итальянский манер”. Это косвенно свидетельствует о том, что проект первого деревянного Меншиковского дворца составил Доменико Трезини, единственный в то время архитектор способный создать такое архитектурное произведение.

Двухэтажное здание имело форму буквы П, с высоким крыльцом ведущим на второй этаж. Парадным подъездом к Нему служил прокопанный от Невы канал с бассейном перед входом. В Посольском дворце устраивали официальные приёмы и торжества.

Первым крупным торжеством в Меншиковском дворце стала свадьба племянницы Петра I Анны Иоанновны и герцога Курляндского Фридриха Вильгельма, состоявшаяся 31 октября 1710 года. Это событие описал историк П. Н. Петров в своей книге “История Санкт-Петербурга”:

За дворцом был разбит сад, устроен огород, вплоть до Малой Невы. В усадебном саде также устраивались ассамблеи. Устройством сада занимался личный садовник князя голландец Ян Эйк. По его плану здесь была проложена сетка дорожек, устроены фигурные боскеты и пруды, скульптурные композиции, лабиринты. В 1711 году в саду от Невы прорыли канал с круглым прудом у дворцового крыльца.

После победы в 1709 году русских войск под Полтавой уже ничто не мешало преобразования посада вокруг Петропавловской крепости в полноценный город. В 1710 году на самом берегу Невы (на будущей Университетской набережной), рядом с ещё недостроенным деревянным дворцом, приступили к строительству каменного Меншиковского дворца.

Строительством руководил архитектор Франческо Фонтана [2, с. 64]. Для выполнения строительных работ Меншиковым сюда были отправлены его крепостные из суздальских, ижорских и копорских селений, тамбовские плотники, костромские штукатуры, большое число наёмных рабочих. 1 октября 1711 года, когда был построен лишь первый этаж, здесь праздновали новоселье.

В 1712 году были построены боковые симметричные корпуса, обустроен центральный ризалит с крыльцом на северном фасаде. В этом же году здесь игрались свадьбы Я. Ф. Долгорукова, Б. П. Шереметева и других влиятельных лиц, не имевший к тому времени в Санкт-Петербурге собственных особняков.

Фонтана не окончил строительство, из-за тяжёлых условий жизни в новом городе уехал из России. В 1713 году для завершения строительства Меншиков нанял архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Им при помощи дополнительных флигелей был устроен курдонер со стороны сада и Посольского дворца. Благодаря своей власти для работы над зданием Меншиковым привлекались архитекторы Д. Трезини, Б. К. Растрелли, Г. И. Маттарнови, Ж. Б. Леблон.

В феврале 1714 года Меншиков заселился в только что завершённое трёхэтажное здание (сейчас его центральный корпус). К тому времени дворец был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Иностранец, посетивший Петербург в 1716-1717 годах так описал Меншиковский дворец:

В 1716-1720 годах дворец Меншикова был расширен на север, дворовое пространство стало заключено в каре. В 1720-1721 годах параллельно набережной к основному зданию было пристроено западное крыло. Здесь были устроены “Наугольные палаты”, где в большом зале заседала Военная коллегия. Её первым президентом был сам князь Меншиков. В 1727 году было начато строительство восточного крыла, однако перед ссылкой хозяина усадьбы успели возвести только фундаменты.

Дворец Меншикова в начале XVIII века стал самым заметным жилым домом в городе. Даже дворец Петра I тогда был всего одноэтажным. Меншиков же, любящий роскошь, не жалел средств на благоустройство. Внутреннее убранство дворца чрезвычайно богато, внутри здания всё обустраивалось на современный европейский манер. Стены кабинетов облицовывались голландской керамической плиткой, в России тогда её не производили вообще. Получал её Меншиков от голландских купцов в виде подарков. Мебель привозилась из Италии и Франции. Крыша дворца была двухярусной с переломами, раскрашена белыми и красными ромбами в шахматном порядке. Аттик со стороны Невы украшали шесть статуй (предположительно Зевса, Юноны, Меркурия, Марса, Нептуна и Венеры). Боковые ризалиты украшались княжескими коронами.

Второй этаж считался главным. Здесь находился Большой (Ассамблейный) зал. Первый этаж дворца предназначался для исполнения государственных обязанностей его владельца. Здесь размещались большая палата для официальных мероприятий, приёмные помещения, кордегардия, комната для дежурных матросов и гребцов. Кроме того – парадная поварня, токарня, различные мастерские. В цокольном этаже находились погреба и жильё служащих князя.

Пётр I использовал дворец для приёма послов, здесь в Ассамблейном зале проходили “петровские ассамблеи” на которых собиралось до 200 человек. Мужчины были обязаны приходить сюда без бород, в европейской одежде. В 1721 году здесь состоялся грандиозный маскарад по случаю Ништадтского мира.

После ссылки князя А. Д. Меншикова бывшая его резиденция использовалась как склад. По указу императрицы Анны Иоанновны от 29 июня 1731 года дворец перешёл привилегированному военному училищу – Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу (с 1800 года – Первый кадетский корпус).

В 1732 году по проекту М. Г. Земцова помещения во дворце были переоборудованы для нужд учебного заведения. В 1739 году шатровая крыша была заменена вальмовой, на боковых ризалитах возвели треугольные фронтоны. Со стороны Кадетской линии ко дворцу архитектором Джузеппе Трезини для нужд учебного заведения пристроили новое протяжённое здание. В 1743-1745 годах в Ассамблейном зале была устроена домовая церковь Воскресения Христова. Место аттика занял полукруглый фронтон с символикой кадетского корпуса. С этого времени корпуса дворца, построенные до 1714 года, стали именоваться церковью Кадетского корпуса. Здесь же разместили квартиры церковнослужителей. В 1768 году церковный зал был перестроен, он стал двухсветным с овальными окнами-люкарнами.

Усадебный сад был также реорганизован. Множество деревьев и скульптур отсюда по желанию императрицы Елизаветы Петровны были перенесены в Летний сад. Освободившееся пространство отдали под сад Кадетов, который по праздничным и выходным дням был открыт для всех желающих.

На месте фундаментов восточного фасада в 1758-1760 годах построили новый флигель, фасады которого оформили по образу и подобию западного. Этими работами руководил И. Борхард. Часть флигеля со стороны Филологического переулка была предназначена для учебных классов и лазарета. В соединительном корпусе был устроен рекреационный зал для свиданий и публичных собраний. После пожара 1773 года его восстановили по проекту, предположительно Ю. М. Фельтена. Зал стал двусветным, стал называться Елизаветинским. В 1776-1779 годах церковный зал был заново оформлен, на этот раз в классическом стиле.

По повелению Александра III в 1888 году в сохранивших со времён Меншикова отделку помещениях устроили музей Первого кадетского корпуса. Под руководством архитектора М. А. Иванова здесь проводилась реставрация, с 1895 года к ней привлекался архитектор А. А. Парланд.

В 1920-х годах в Меншиковском дворце размещалась Военно-политическая академия. Церковь и музей были закрыты в 1924 году. В 1937 году здание передали Военно-Транспортной академии (сейчас Военная академия тыла и транспорта). Несколько лет в некоторых помещениях работал 1-й Юридический институт. Во время блокады Ленинграда во дворце работал военный госпиталь.

В 1956 году дворец Меншикова сдали в аренду Ленинградскому государственному университету. Под руководством А. Э. Гессена были проведены архитектурно-археологические исследования. В 1965 году здание освободили занимающие его организации, в 1967 году оно стало принадлежать Государственному Эрмитажу. С 1976 по 1981 год дворец реставрировался. По предложению Гессена зданию был возвращён первоначальный облик. Сделано это было в 1970-х годах институтом Ленжилпроект. Проект реставрации составили архитекторы В. К. Галочкин, Г. В. Михайлов, И. В. Бурковская и инженер К. А. Кочергин. Были воссозданы шатровая крыша с переломами, аттик, прямоугольные окна с мелкой расстекловкой. В 1981 году здесь открылся музей дворянского быта начала XVIII века – “Меншиковский дворец-музей”, филиал Государственного Эрмитажа.

В 2002 году были восстановлены короны и вазы на фронтонах, в ноябре возле входа установили бюст А. Д. Меншикова работы скульптора М. Т. Литовченко-Аникушиной и архитектором О. А. Бруниной. Предполагается восстановление скульптур на аттике.

Меншиковский дворец

    • Упомянуто в аудиогиде:
    • Меншиковский дворец,

Меншиковский дворец построен для приближенного императора Петра I, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова

Дворец построен в стиле петровского барокко, он является первым каменным зданием Санкт-Петербурга. Авторы проекта — приглашённые зодчие Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель.

Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года.

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским.

В 1727 году князь Меншиков был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в Берёзов. Его дворец поступил в казну.

В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного Шляхетского корпуса (с 1800 года Кадетский), и уже в 1731 году здание и весь огромный земельный участок были переданы в пользование Кадетскому корпусу. Вскоре на территории был выстроен комплекс новых зданий (дома 1,3,5 по Кадетской линии).

Позже главный, невский фасад дворца был изменен и получил более упрощенный облик. Вместо мансардной кровли появилась двускатная, вместо центрального аттика со скульптурами — лучковый фронтон. В работах по перестройке дворца под нужды Кадетского корпуса во второй половине XVIII века участвовали Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.

Первая научная реставрация здания прошла еще в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена. Тем не менее, реставрационные работы в Меншиковском дворце еще продолжаются, хотя сделано уже очень много. Особое внимание в интерьерах дворца обращают на себя: Ореховая — кабинет с облицовкой стен из ореха, великолепная анфилада парадных комнат, Большая палата со шпалерами XVII века и предметами декоративно-прикладного искусства.

В советское время во дворце располагалось Военно-политическое училище им. Энгельса. В 1966 году было принято решение придать зданию первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиаломЭрмитажа. С этого времени там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени. До нашего времени от Меншиковской усадьбы сохранился только дворец.

Источники:
http://samsebeturist.net/rossiya/sankt-peterburg/menshikovskij-dvorets.html
http://peterburg.guide/muzei/menshikovskij-dvorec-na-universitetskoj-naberezhnoj/
http://architectureguru.ru/menshikov-palace-in-st-petersburg/
http://dom.sibmama.ru/peterburg8.htm
http://walkspb.ru/zd/univer_nab15.html
http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/196852/
http://temapenza.ru/articles/tourism/fenomen-mertvogo-ozera-v-penzenskojj-oblasti-poluchil-novoe-obyasnenie-1948/

Ссылка на основную публикацию