Святыни обители
Главная святыня нашего монастыря – святые мощи Небесного покровителя нашей обители, преподобного отца нашего Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца (2, 31 октября и 23 мая (обретение мощей)), ныне почивают в Знаменском храме пустыни.
Множество святынь хранится в стенах нашей обители. Среди них:
В соборе Всемилостивого Спаса
Ковчег с частицей святых мощей благоверного князя Александра Невского (12 сентября, 6 декабря)
Ковчег с частицей святых мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы (4 января)
Ковчег с частицей святых мощей святителя Исаии, епископа Ростовского (28 мая)
Ковчег с частицей святых мощей святителя Игнатия, епископа Ростовского (10 июня)
В Никольском храме
Ковчег с частицей святых мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских (19 декабря, 22 мая)
Ковчег с частицами святых мощей Апостолов и Евангелистов Матфея (13 июля, 29 ноября), Марка (8 мая, 17 января, 10 октября, 12 ноября) и Луки (17 января, 5 мая, 31 октября)
Ковчег с частицей святых мощей священномученика Николая Любомудрова (2 ноября)
Ковчег с частицей святых мощей преподобномучеников Киево-Зверинецких (2 августа)
Ковчег с частицами святых мощей святителя Димитрия митрополита (1 августа, 4 октября, 10 ноября) и преподобного Авраамия архимандрита (11 ноября) Ростовских
Ковчег с частицей святых мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (13 апреля, 6 октября, 18 октября) – находится в алтаре
Ковчег в виде десницы с частицей святых мощей великомученика Евстафия Плакиды (3 октября)
Икона с частицей святых мощей блаженной Матроны Московской (8 марта, 2 мая)
Икона с частицей святых мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (8 октября, 18 июля)
В Вознесенском храме
Ковчег с частицей святых мощей преподобноисповедника Максима Грека (3 февраля, 4 июля) и др. – находится в алтаре.
В Знаменском храме
Копия Гвоздя Распятия Господня с частицей подлинного Гвоздя (Крестопоклонная неделя Великого поста, 19 марта (обретение Креста и Гвоздей), 20 мая (явление на небе в Иерусалиме), 14 августа (изнесение Креста), 27 сентября (Воздвижение Креста)) – находится в алтаре
Ковчег с частицей святых мощей преподобного Давида Солунского (9 июля)
Ковчег с частицей святых мощей преподобного Ферапонта Можайского (Белозерского), Лужецкого чудотворца (9 июня, 9 января)
Ковчег с частицей святых мощей святителя Германа Аляскинского (26 декабря, 9 августа)
Ковчег с частицей святых мощей преподобного Никиты Столпника, Переяславского чудотворца (5 июня, 6 июня, 6 июля)
Ковчег с главой Вифлеемского младенца (11 января)
Ковчег с частицами святых мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца ( 8 октября, 18 июля), преподобного схимонаха Кирилла (11 октября, 31 января), преподобной схимонахини Марии (11 октября, 31 января), преподобного Афанасия Высоцкого (Младшего) (25 сентября) и преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, Волоколамского чудотворца (22 сентября, 31 октября)
Ковчег с частицей святых мощей преподобного Моисея Угрина, Печерского (8 августа, 11 октября)
Ковчег малый с частицами святых мощей 15 святых угодников Божиих
Преподобного Антония Радонежского (25 мая, 16 октября)
Благоверной княгини Анны Новгородской (23 февраля)
Преподобной Софии Суздальской (29 декабря, 14 августа)
Блаженной Любови Рязанской (21 февраля)
Преподобного Даниила Переяславского (20 апреля, 12 января)
Ковчег большой с мощами 150 святых угодников Божиих
Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (6 октября, 25 октября, 20 января, 7 июля, 11 сентября, 9 марта, 7 июня)
Апостола и Евангелиста Луки (17 января, 5 мая, 31 октября)
Апостола, первомученика и архидиакона Стефана (9 января, 17 января, 15 августа, 28 сентября)
Праведного Лазаря Четверодневного (6 суббота Великого поста, 30 октября)
Равноапостольного царя Константина (3 июня)
Великомученика и целителя Пантелеимона (9 августа)
Великомученика Мины Египетского (24 ноября)
Мученика Трифона (14 февраля)
Мученика Иоанна Воина (12 августа)
Великомученика Феодора Тирона (2 марта, 1 суббота Великого поста)
Великомученика Феодора Стратилата (21 февраля, 21 июня)
Мучеников и бессребреников Космы и Дамиана (Асийских – 14 ноября, Римских – 14 июля, Аравийских – 30 октября)
Великомученика Евстафия Плакиды (3 октября)
Мученика и бессребреника Кира Александрийского (13 февраля, 11 июля)
Священномученика Михаила Воскресенского (9 сентября)
Мученика Созонта (20 сентября)
Мучеников Пяточисленных (26 декабря)
Преподобномучеников Давидо-Гареджийских (вторник Светлой седмицы)
Преподобномучеников Хозевитских (2 апреля)
Великомученицы Варвары (17 декабря)
Мученицы Татианы (25 января)
Великомученицы Параскевы Пятницы (10 ноября)
Преподобномученицы великой княгини Елисаветы и преподобномученицы Варвары (18 июля)
Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (26 ноября, 12 февраля, 9 февраля, 27 сентября)
Святителя Афанасия Патриарха
Святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси (6 сентября, 18 октября, 3 января)
Святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси (13 апреля, 9 июня, 23 июня, 18 октября)
Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси (2 марта, 25 мая, 18 октября)
Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца (22 февраля, 7 апреля, 9 октября, 18 октября, 18 ноября)
Святителя Митрофана, епископа Воронежского (1 августа, 20 августа, 17 сентября, 6 декабря)
Святителя Феофана, Затворника Вышенского (23 января, 19 января, 29 июня)
Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1 августа, 4 октября, 10 ноября)
Благоверного князя Александра Невского (12 сентября, 6 декабря)
Благоверного князя Даниила Московского (17 марта, 12 сентября)
Благоверного князя Андрея Боголюбского (17 июля)
Благоверного князя Феодора, Смоленского и Ярославского (2 октября, 18 марта)
Князя Давида Ярославского (2 октября, 18 марта)
Благоверного князя Георгия Владимирского (17 февраля)
Благоверного князя Глеба Владимирского (3 июля)
Благоверного князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев (8 июля, воскресенье перед 19 сентября)
Благоверной княгини Анны Кашинской (25 июня, 15 октября, 3 августа)
Благоверного царевича Димитрия Угличского (Московского) (28 мая, 16 июня)
Преподобного Саввы Стромынского (2 августа)
Преподобного Максима Грека (3 февраля, 4 июля)
Преподобного Антония Радонежского (25 мая, 16 октября)
Преподобного Амвросия Оптинского (23 октября, 10 июля, 24 октября)
Преподобного Анатолия Оптинского (младшего) (12 августа, 24 октября)
Преподобного Даниила Переяславского (20 апреля, 12 января)
Преподобного Шио Мгвимского (22 мая, 20 мая, сырный четверг)
Преподобного Ипатия, Целебника Печерского (10 сентября, 13 апреля)
Преподобного Вениамина Печерского (26 октября, 10 сентября)
Преподобного Тита, пресвитеря Печерского (12 марта, 11 октября)
Преподобного Паисия Печерского (1 августа, 10 сентября)
Преподобного Нектария Печерского (12 декабря, 10 сентября)
Преподобного Дамиана Печерского, Целебника (18 октября, 11 октября)
Преподобного Мартирия Печерского, Диакона (7 ноября, 10 сентября)
Преподобного Геронтия Печерского, Канонарха (14 апреля, 10 сентября)
Преподобного Леонтия Печерского, Канонарха (1 июля, 10 сентября)
Преподобного Марка Печерского, Гробокопателя (11 января, 11 октября)
Преподобного Лаврентия, Затворника Печерского (2 февраля, 10 сентября)
Преподобного Луки Печерского, Эконома (19 ноября, 11 октября)
Преподобного Моисея Угрина, Печерского (8 августа, 11 октября)
Преподобного Тита Печерского, Воина (12 марта, 10 сентября)
Преподобного Иоанна Печерского, Постника (20 декабря, 11 октября)
Преподобного Илариона Печерского, Схимника (3 ноября, 10 сентября)
Преподобного Алипия Печерского, Иконописца (30 августа, 11 октября)
Преподобного Григория Печерского, Иконописца (21 августа, 11 октября)
Преподобного Никона Сухого, Печерского (24 декабря, 11 октября)
Преподобного Нестора Печерского, Летописца (9 ноября, 11 октября)
Преподобного Исаакия, Затворника Печерского (27 февраля, 11 октября)
Преподобного Варлаама, игумена Печерского (2 декабря, 11 октября)
Преподобного Илариона Афонского
Преподобной Марии Египетской (14 апреля, 5 воскресение Великого поста)
Праведного Симеона Верхотурского (31 декабря, 25 сентября, 25 мая)
Блаженного Иоанна, Тульского Чудотворца (25 января, 3 августа)
Преподобного Иова, игумена Почаевского (19 мая, 10 сентября, 10 ноября)
Вознесенская Давидова пустынь в Подмосковье: история, описание, святыни и источники, советы для посетителей
Есть в Подмосковье дивное место. Пропитанное святостью, вот уже пять сотен лет оно влечет к себе паломников со всех уголков земли русской. Что же это за место? Монастырь. Старинная обитель, которую некогда основал преподобный Давид. На сегодняшний момент его детище стало одним из живописных духовных уголков Подмосковья. И далее мы поговорим о святой обители более подробно.
Как все начиналось
Свято-Давидова пустынь была основана в 1515 году. Ее основатель преподобный Давид. Пришел он на берег реки Лопасни с иконой Божьей Матери “Знамение” да двумя монахами и двумя послушниками. К сожалению, до наших современников не дошло большое количество сведений о преподобном Давиде, его помощниках, а главное – о их трудоемкой, но богоугодной работе. Однако из тех фактов, что посчастливилось получить на сегодняшний день, можно сложить определенную картину.
Первый настоятель
Как упоминалось выше, основателем Давидовой пустыни был преподобный Давид. А кто он? Что известно об этом святом?
Происходил будущий настоятель из знатного рода князей Вяземских. При рождении его нарекли Даниилом. Уже в молодом возрасте, а именно будучи 20-летним юношей, Даниил решил посвятить свою жизнь Богу. И отправился он в Боровск, где находился Пуфнутьевский монастырь.
Основателем этой святой обители был Пафнутий Боровский. Монастырь увидел свет в 1444 году. Туда-то и отправился юный Даниил. Когда он поступил в обитель, Пафнутий был еще жив. И являл собой образец для своей братии. Трудолюбием своим показывал пример. Наставничеством укреплял. Братия монастыря видела в своем настоятеле твердую веру в Бога и любовь к Нему. Пафнутий был учеником преподобного Никиты, который и постригал его. А Никита, в свою очередь, был учеником игумена земли русской – Сергия Радонежского.
Видя ревность по Богу и чистоту юной души, Пафнутий принял решение постричь молодого насельника своей обители. Даниил принял постриг монашеский, с наречением имени Давид. В честь преподобного Давида Солунского.
Когда преподобный Пафнутий отошел ко Господу, а это случилось 1 мая 1477 года, Давид нашел духовного наставника и покровителя в лице Иосифа Волоцкого. Это был светильник русского монашества. Как и Давид, Иосиф пришел в обитель 20-летним юношей. Здесь он принял монашеский постриг от преподобного Пафнутия и около 17 лет прожил рядом с ним. Предчувствуя свою кончину, великий старец предложил Иосифу стать его преемником. Что тот и сделал, управляя обителью с 1477 по 1479 годы. Он хотел сделать обитель общежительной, ввести строгий устав. Но многие из братии воспротивились этому. И тогда преподобный Иосиф покинул монастырь на некоторое время, чтобы самому лично посмотреть, каково устроение в других обителях.
Вернувшись в Пафнутиев монастырь, он принял решение покинуть обитель и основать свой монастырь. Вместе с самыми преданными иноками, преподобный ушел в Волоколамск. Точнее, в волоколамские леса. Где и был основан его известный монастырь, в котором преподобный Иосиф представился в сентябре 1515 года.
Преподобных Давида и Иосифа связывала дружба. И после ухода последнего из Боровской обители, связь между ними не прекратилась. В 1515 году, так же как и Иосиф, Давид покинул монастырь, в котором провел более 40 лет. Вместе с двумя монахами и двумя послушниками преподобный ушел в пустынную местность на берегу реки Лопасни. Здесь были возведены первые деревянные кельи и храмы. Давидову пустынь посетил и преподобный Иосиф. В августе 1515 года, незадолго до преставления своего.
Основатель обители на берегу реки покинул мир в 1529 году. Его тело упокоилось в созданном им монастыре.
Последующая жизнь обители
Всегда был беден монастырь Давидова пустынь. И эта бедность доходила до того, что монахам, населявшим обитель, не на что было питаться. По этой причине и начались присоединения обители то к одному монастырю, то к другому.
Так в 1657 году, по распоряжению Святейшего Патриарха Никона, монастырь вошел в состав Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Десять лет он числился предписанным к этому монастырю, пока указом царя Алексия Михайловича не был исключен из распоряжения Ново – Иерусалимской обители.
В 1712 году Давидову пустынь приписали в Чудову монастырю, в 1721 – к Московскому Златоустому. И все это отражалось на обители самым негативным образом, сказывалось на ее бедственном существовании. Наконец на этот фактор обратили внимание в Священном Синоде. И в 1727 году многострадальную обитель решено было отделить от других, а чтобы правил ей человек мудрый и мог держать насельников монастыря пристойно. А братии полагалось 30 человек собрать.
Кризис монастыря
Несмотря на то что Давидова пустынь стала самостоятельной, ситуация с ее достатком особо не улучшилась. В 1760 году тогдашний игумен писал Митрополиту Московскому, что средств в обители практически нет. На ремонт даже не хватает, а на расширение и подавно. По причине бедности насельники не спешили оседать в детище преподобного Давида. Обитель всегда была малонаселенной. По данным за 1730 год монашествующих в ней жило чуть больше 30 человек.
Окончательный упадок монастыря произошел в XVIII веке. Старые стены приходили в негодность, ремонтировать их было не на что. Да и некому. Нынешние наместники не могли в полной мере справляться со своими обязанностями, ибо одновременно были наместниками Чудова монастыря или исполняли какие-либо Епархиальные поручения. Обитель постиг кризис, и на это не могла не обратить внимание Епархия.
Преображение
Для того чтобы спасти Давидову пустынь от “мерзости запустения”, было принято решение превратить ее в общежительный монастырь. Кроме этого, отправить в затухающую обитель несколько насельников из других монастырей. Для строительства в ней духа общежительного, и выхода из упадка.
В 1799 году новые насельники приступили к реставрации пустыни. Как в ремонтном плане, так и в духовном. Кровлю и стены подремонтировали, завели новый порядок богослужений и жития насельников. Да и число последних стало возрастать.
В XIX веке обитель преображалась все более и более. Именно тогда была построена ныне существующая колокольня. Были открыты две церковно-приходские школы. В жизни монастыря наблюдалась особая чистота. Храмы отличались своей красотой, а братия – благочинием.
В 1915 году Свято – Давидова пустынь насчитывала свыше ста насельников. На ее территории располагались просфорня, рухлядная, чудесный сад, цветники, кладбище. За пределами монастыря находились скотный и конный двор, баня, мельница, пчельник, церковно-приходская школа.
1917-1929 годы
Революция внесла свои “новшества” в привычный уклад Давидовой пустыни. Монастырь весьма существенно пострадал от политики новой власти. В 1917 году стали закрываться монастыри и храмы, разрушаться все то, что было свято прежде. Безбожники глумились над святынями, пытались предать их на поругание. Не обошло это коллективное беснование и древнюю обитель. В 1917 году от прежней красавицы-территории осталась лишь одна церковь да с десяток насельников при ней.
В 1918 году революционеры образовали на территории монастыря совхоз, который так и назывался – “Давидова пустынь”. А в 1927 году здесь был создан курс подготовки для рабочих профессий, так необходимых на селе. И получил этот курс название “Новый быт”. Правда просуществовал недолго, в 1929 году было решено создать сельскохозяйственный техникум. Образовавшийся рядом с ним поселок получил свое название в честь того самого, недолго существовавшего курса.
1929-1990 годы
Окончательно произошло закрытие Давидовой пустыни (Чеховский район) в 1929-1930 годах. Храмы были осквернены, купола и кресты почти уничтожены. В Никольской церкви обители почти до конца 1980 годов существовал киноклуб техникума.
Знаменская церковь в послевоенные годы представляла собой кабинет с сельскохозяйственной техникой. В нем были представлены образцы той или иной атрибутики, необходимой для ведения сельского хозяйства – плуги, сеялки и т. д. В 1960 годах кабинет был переоборудован в гараж, а позже здание церкви служило складским помещением.
Успенскую церковь переоборудовали под спортивный зал. После войны зал превратили в химическую лабораторию. 80-е годы сделали святыню кабинетом военного дела при техникуме.
Собор Спаса Всемилостивого использовался как склад, потому что его помещение было самым большим из всех упомянутых выше церквей на территории обители.
Игуменский корпус был переоборудован в классы для студентов техникума, а также служил библиотекой для него же. Он назывался Чеховский механико-технологический техникум. Братские корпуса стали студенческими общежитиями, а монастырская гостиница превратилась в больницу.
Новое время
В 1992 году православной общине поселка “Новый быт” был передан в пользование Собор Всемилостивого Спаса. Приведя его в относительный порядок, люди стали собираться там для совершения совместных богослужений. Это и стало началом трудного пути возрождения обители.
В 1995 году Священный Синод постановил, что необходимо возродить монашескую жизнь в Давидовой пустыни. Настоятелем ее был назначен иеромонах Герман. Вместе с двумя молодыми послушниками он взялся за дело. Все готовилось к тому, чтобы хотя бы в одном храме можно было проводить богослужения.
И милостью Царицы Небесной в первую субботу Великого поста была совершенная первая Божественная литургия. Спустя 60 лет после закрытия и развала монастыря. А 1 июня 1995 года иеромонах Герман был возведен в сан игумена обители.
Жизнь сегодня
Сегодня идут своим чередом службы, приезжают благочестивые паломники, несут послушания насельники. Управляет монастырем настоятель Сергий. Став настоятелем в 2011 году, он уже успел проделать обширную работу. Например, подготовить вверенную обитель к празднеству 500-летия со дня основания. Праздник отмечался в 2015 году, была проделана грандиозная работа по подготовке к нему. Кроме этого обширного праздника 2015 год запомнился тем, что монастырь праздновал 20-летие со дня возрождения в нем монашества. Расписание в Давидовой пустыни служб представим ниже.
Богослужения
Расписание монастыря Давидова пустынь таково:
- В будние дни и субботы утренние богослужения совершаются в 7:45.
- В воскресные дни совершается молебен в 8 часов утра. Богослужение начинается в 8:45.
- Вечерние службы начинаются в 16:45 как в будни, так и в воскресные дни.
Паломникам
Расписание служб Давидовой пустыни приведено выше. На богослужения нужно приходить заранее, не опаздывая. Чтобы без суеты поставить свечи, приложиться к мощам и иконам. Женщинам надлежит заходить на территорию монастыря в юбках и платках. Мужчинам – в брюках.
Стоит помнить, что службы в Давидовой пустыни длительные, по монастырскому уставу. Поэтому желательно подумать об удобной обуви.
Трудникам
Для тех, кто хочет потрудиться во славу Христа, рекомендуется посетить дивную обитель в качестве трудника. Трудник – это тот, кто несет послушание (работает) в монастыре без оплаты. Послушания могут быть различными, их не просят и не выбирают. Они распределяются настоятелем или благочинным обители.
Вознесенская Давидова пустынь принимает лиц мужского пола в возрасте от 18 лет. По предварительной договоренности с монастырским начальством, ввиду того что количество мест в монастыре ограниченное. Чтобы не вышло так, что человек приехал потрудиться, а ему отказали из-за переполнения монастыря.
Людям с алкогольной зависимостью, наркотической, тем, кто является иноверцем или атеистом, запрещено приезжать в обитель в качестве трудника.
Заключение
Давидова пустынь (Чеховский район) – это одна из жемчужин Подмосковья. Желающим прикоснуться к чуду в современной жизни, подышать воздухом духовной старины или потрудиться ради Господа стоит нанести визит в эту обитель.
Мужской монастырь Свято-Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе
Русская земля богата святыми местами. Одно расположилось в Чеховском районе Московской области в посёлке Новый быт. Называется оно Свято-Вознесенская Давидова пустынь — мужской монастырь, основанный в начале XVI века.
История Давидовой пустыни
Датой основания святого места считается 1515 год, когда преподобный Давид Серпуховский в сопровождении четырёх человек пришёл на берег реки Лопасня. Обратившись с молитвой к иконе Божьей Матери «Знамение», братья начали возведение первых построек.
Давид Серпуховский
Преподобный Давид являлся представителем древнего рода Вяземских. В двадцатилетнем возрасте он отправился в Боровской монастырь. Его настоятель — преподобный Пафнутий — видя искреннее желание молодого человека посвятить жизнь служению Богу, уже через год постриг Даниила Вяземского в монахи. Приняв постриг, юноша получил имя Давид.
Другие монастыри Подмосковья:
Духовным наставником монаха стал игумен Иосиф, занявший это место после смерти старца Пафнутия. В истории религии он известен как преподобный Иосиф Волоцкий — великий православный святой.
В результате конфликта с монашеской братией игумен Иосиф в сопровождении шести монахов покинул Боровской монастырь чтобы основать другую обитель. Давид остался и 40 лет прожил отшельником в монастырской келье.
Основание монастыря
В 60 лет монах Давид уходит из Боровска в сопровождении четверых сподвижников. В излучине реки Лопасня они основывают новую обитель, построив два храма — церкви Вознесения Господня и святителя Николая — и кельи для монахов. Основатели монастыря получили личное благословение преподобного Иосифа Волоцкого, приходившего незадолго до кончины в обитель друга.
Пятнадцать лет руководил обителью её основатель. Известный своими способностями к исцелению, Давид Серпуховской и после смерти помогал страждущим, являясь к ним во снах. С 1602 года в церковных записях его стали называть преподобным, а с 1657 года чудотворцем.
Интересно! На монастырской территории сохранились следы липовой аллеи, которая, по преданию, была высажена основателем монастыря корнями вверх. Учёные отмечают, что это дерево не приживается на каменистой почве, содержащей большое количество мела. Но сила веры настоятеля и Божья помощь позволили саженцам прижиться в святом месте и вырасти.
Пустынь в царское время
Святая обитель за время существования переживала периоды подъёма и упадка. В 1619 году её разграбили и сожгли отряды гетмана Петра Сагайдачного. В царствование Михаила Фёдоровича Романова святое место возрождается к жизни, но доход, получаемый с небольших владений, не даёт монастырю обрести самостоятельность. В разное время он входил в состав Воскресенского, Новоиерусалимского, Чудова и Златоустовского монастырей.
В монастырское подворье, располагавшееся в Москве, входили:
- часовня у Арбатских ворот (с 1689 года);
- владения на Ордынской улице (с 1664 года);
- часовня Христа Спасителя у Москворецкого моста (с 1767 года).
В конце восемнадцатого столетия Свято-Вознесенская Давидова пустынь вступает в период расцвета: ремонтируются храмы и кельи, обновляются иконы, постоянно проводятся службы. На протяжении XIX века монастырь участвует в делах епархии и жертвует средства на благие дела в ней.
Советское время
После большевистской революции пустынь приходит в упадок. Монахи подвергаются гонениям и репрессиям. Церковные ценности распродаются, иконы сжигаются, а постройки переходят в ведение светской власти. В них размещаются сельскохозяйственный техникум, администрация посёлка и клуб, склады и гаражи. Советская власть, стараясь уничтожить характерные особенности культовых построек, разрушила купола храмов, уничтожила погост и сломала монастырскую ограду.
Возрождение обители в новое время
В 1992 году началось возрождение святого места. В посёлке Новый быт образовалась православная община, совершавшая коллективные молитвы в храме Всемилостивого Спаса. Официально пустынь возродилась в 1995 году. По решению Святейшего Синода настоятелем обители стал иеромонах Герман.
Монахи при помощи простых мирян и меценатов восстановили Свято-Вознесенскую Давидову пустынь. Сегодня в ней постоянно живут 12 монахов. Настоятелем является игумен Сергий.
В храмах монастыря постоянно проводятся литургии. А также проводятся экскурсии для групп паломников.
Архитектурный ансамбль
На небольшом участке земли, который занимает обитель, разместилось множество построек, составляющих единый ансамбль. Архитектура монастыря не похожа на аналогичные постройки в других обителях. Здания обители окрашены в тёплые насыщенные цвета, которые органично сочетаются с окружающим пейзажем и вселяют ощущение покоя и умиротворения.
Основным входом на территорию являются Святые ворота с расположенной над ними надвратной колокольней. Пройдя под ликом преподобного Давида, расположенным над входом, прихожане попадают во внутреннюю территорию монастыря, который огорожен стеной с четырьмя башнями.
В центре Свято-Вознесенской Давидовой пустыни расположены следующие строения:
- Вознесенский собор;
- Спасский собор;
- Знаменская церковь;
- Никольская церковь;
- Успенская церковь;
- Церковь Всех Святых.
Кроме культовых строений, на территории пустыни расположены братские корпуса и воскресная школа. Выделяется насыщенным жёлтым окрасом здание корпуса настоятеля. На кладбище захоронены монахи, представители дворянских родов, люди, участвовавшие в восстановление обители.
Святыни и реликвии
Главная святыня хранится в Знаменской церкви. К мощам преподобного Давида Вознесенского приходят поклониться и помолиться о помощи верующие люди. В этом же храме хранится икона Пресвятой Богородицы «Знамение», с которой основатель обители пришёл на берег реки Лопасня и ковчег со 150 частицами мощей православных святых. В алтаре храма находится частица Гвоздя, которым был распят Спаситель.
В Спасском храме располагаются ковчеги с частицами одеяний Иисуса Христа и Богоматери. Никольский храм хранит фрагменты мощей Матроны Московской, Сергия Радонежского, апостолов Марка, Матфея и Луки.
В обители собраны более 200 частиц святых мощей.
Внимание! Полное описание всех реликвий можно увидеть в официальных изданиях Свято-Вознесенской Давидовой пустыни.
Престольные праздники
Святая обитель считает своими престольными праздниками следующие даты:
- 2 и 31 октября, 23 мая — дни памяти преподобного Давида;
- 22 мая, 11 августа, 19 декабря — память Николая Мир Ликийского;
- 10 декабря — праздник иконы Божией Матери «Знамение»;
- 14 августа — праздник Спаса Всемилостивого;
- 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы;
- первое воскресенье после Святой Троицы — День Всех Святых.
Как доехать до обители
Свято-Вознесенская Давидова пустынь расположена по адресу: Московская область, Чеховский район, село Новый Быт.
Приехать в это уникальное место можно на общественном и частном транспорте. Любителям передвижения на автомобиле, необходимо двигаться по Симферопольскому шоссе в южном направлении до поворота на Каширу, а затем следовать информации дорожных указателей. Поездку в монастырь на общественном транспорте начинают с Курского вокзала, с которого отходят электропоезда в направлении Тулы, Чехова и Серпухова. Доехав до города Чехов, пересаживаются в автобус, следующий по маршруту No 36 до посёлка Новый Быт.
Обитель расположена на окраине посёлка и хорошо видна со всех сторон.
Совет! Первое путешествие в святую обитель лучше провести в виде экскурсии, которую проводит профессиональный гид. В программу такой поездки у большинства туристических фирм входит посещение самого монастыря и его подворья в селе Талеж, известного чудодейственным святым источником.
Рекомендации для посетителей
Не следует забывать, что визит в святое место не является увеселительной прогулкой. Одеваться в такую поездку необходимо скромно и в соответствии с требованиями обители.
Обязательно нужно взять с собой фототехнику. Съёмка на монастырской территории разрешена только с разрешения настоятеля. Но снять хорошие кадры можно и из-за ограды.
Чтобы сформировать впечатление о масштабах работ по восстановлению, проведённых в обители в девяностые годы, обязательно задержитесь около фотографий монастыря до начала реконструкции.
Совет! Читая перед поездкой отзывы других туристов и осматривая монастырский некрополь, помните «не судите, да не судимы будете».
Источники:
http://www.syl.ru/article/380086/voznesenskaya-davidova-pustyin-v-podmoskove-istoriya-opisanie-svyatyini-i-istochniki-sovetyi-dlya-posetiteley
http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/muzhskoj-monastyr-svyato-voznesenskaya-davidova-pustyn-v-chehovskom-rajone.html
http://tripplanet.ru/debrecen-dostoprimechatelnosti/