Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Центральный музей железнодорожного транспорта РФ в Санкт-Петербурге
Музеи Санкт-Петербурга
Краткое описание
Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге – один из старейших музеев научно-технической направленности не только в России, но и во всем мире. Созданный по указанию Александра I в начале XIX века, как хранилище моделей важнейших промышленных машин и механизмов, музей прошел долгий путь и сегодня радует посетителей уникальными экспонатами из разных эпох развития железнодорожного дела.
История
Император Александр I озаботился вопросом сохранения свидетельств научно-технического прогресса в нашей стране в 1809 году: по его велению во дворце Юсупова была создана «особая зала», куда со всех концов нашей необъятной страны поступали экспонаты. Здесь были собраны не только модели, но и проекты, посвященные строительству разного рода дорог и дорожных сооружений.
Экспонаты музей получал в дар от известных граждан, а также учреждений и предприятий, занимавшихся строительством дорожной системы в России и мире
Экспозиция музея быстро расширялась. И если в начале своего существования он был ориентирован на специалистов и использовался для учебных целей, то уже во второй половине XIX века музей стал доступен для посещения обывателям.
Со временем места для все прибывающих экспонатов стало не хватать. В год 100-летнего юбилей со дня рождения Николая I, в период правления которого в нашей стране появились первые железные дороги, было принято решение дать музею имя императора и перевести всю коллекцию в отдельное новое здание. Оно было построено в Юсуповском саду за полтора года. Открыт Музей ведомства путей сообщения имени императора Николая I был в 1902 году. Сюда были доставлены не только экспонаты из «особой залы», но и новые российские модели со Всемирной технической выставки 1900 года.
Спустя два года к помещениям музея присоединили павильон, в котором некоторое время хранился ботик Петра I
Первая половина XX века стала для музея чрезвычайно сложным периодом. В годы гражданской войны государство не выделяло финансирования, в музее фактически не осталось работников. Усилиями хранителя музея, а также преподавательского состава института, чудом удалось сохранить экспонаты.
Музей несколько раз закрывался и вновь открывался для посещения в 1924 и 1934 годах. В конце 1930-х годов музей стал подразделением преобразованного Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.
В период Великой Отечественной войны уникальную экспозицию удалось сохранить благодаря своевременной эвакуации из Петербурга в Новосибирск
Здание ощутимо пострадало при артобстрелах во время блокады города. В послевоенный период экспонаты были возвращены в музей, и после долгой восстановительной в 1948 году работы он вновь открылся для посещения, с небольшим перерывом на капитальный ремонт в 1957 году.
Музей железных дорог России
Санкт-Петербург: полезная информация
- Информация о городе
- Карта Санкт-Петербурга
- Куда сходить
- Достопримечательности (261)
- Музеи (105)
- Фестивали, праздники, шоу (6)
- Замки, дворцы (20)
- Храмы, соборы, мечети (22)
- Парки (25)
- Парки развлечений (18)
- ЖД вокзалы (5)
- Автовокзалы (2)
- Площади (6)
- Небоскрёбы (1)
- Мосты (13)
- Магазины и ТРЦ (12)
- Театры (47)
- Рестораны и кафе (46)
- Аэропорты (1)
- Водопады (1)
- Горнолыжные курорты (5)
- Зоопарки (3)
- Озера (18)
- Пляжи (13)
- Порты (2)
- Речные вокзалы (1)
- Рынки (1)
- Заповедники (1)
- Спортивные сооружения (1)
- Галереи (1)
- Центры активного отдыха (1)
- Пивные (1)
- Пабы (1)
- Учебные заведения (2)
- Клубы, концертные площадки (2)
- Фонтаны (1)
- Забронировать отель в Санкт-Петербурге
- Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
- Отзывы туристов
- Фотографии Санкт-Петербурга
- Советы о Санкт-Петербурге
- Вопрос-ответ
- Экскурсии в Санкт-Петербурге
Метро | до станции «Балтийская» |
Автобус | № 10, 43, 65, 67, 67б, 71 до остановки «Балтийский вокзал» |
Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге является одним из самых молодых и технически оснащённых выставочных центров, не только нашей страны, но и всей Европы. Он целиком посвящён поездам и более чем двухвековой истории перевозок. В залах находятся уникальные экспонаты, интерактивные стенды и богатая мультимедийная коллекция, посвящённая важным вехам развития главного российского транспорта.
История
Всё началось задолго до открытия, а именно — весной 1974-го года, когда профсоюз советских железнодорожников решил увековечить трудовую и боевую славу коллектива. Спустя 4 года в небольшом помещении на Литейном проспекте открылась первая выставка, где показали первые советские поезда, архивные фотографии, документы и макеты локомотивов, принимавших участие в Гражданской и Великой Отечественной войне.
Экспозиция росла и требовала отдельных площадей — так витрины перевезли на пригородную станцию Шушары, где они заняли одноэтажное кирпичное здание. Наличие заброшенных одноколейных рельсов позволило перегнать сюда несколько списанных со службы паровозов, и уже к началу 1991-го года выставочная площадь занимала 7500 метров и около 1 километра путей, на которых разместили первые полноразмерные образцы техники.
Популярностью среди петербуржцев этот район не пользовался — сюда просто никто не хотел ехать. Ситуация изменилась в 2001-м, когда музей перебрался на перроны недавно закрывшегося Варшавского вокзала. Такое расположение привлекло тысячи посетителей ежемесячно, и вскоре стало понятно — места для ретро-поездов не хватает. Начались переговоры о новой площадке и для нового дома выбрали не использующееся депо Балтийского вокзала.
Строительство шло почти 5 лет, и ровно столько же потребовалось для оформления необходимых документов. Помещение старого депо реконструировали, оставив строгую кирпичную отделку и арочные перекрытия, а рядом вырос новый ангар в современном стиле с обилием стекла и металла. Два здания соединили подвесным переходом, для удобства посетителей. В 2017-м году полностью обновлённый музей железных дорог гостеприимно распахнул свои двери.
Экспозиция
Какого-то официального маршрута для осмотра гигантской выставки нет, большинство обзорных туров начинается с исторической части. На витринах зрителям предлагают инсталляцию о развитии перевозок с Античности до наших дней — от первого колеса до скоростных составов. Вагонетки, элементы двигателей и первые прототипы машин присутствуют. Не обошлось и без знаменитого паровоза Черепаловых, ставшего прародителем массового транспорта.
Суперзвёзды экспозиции — красавцы-локомотивы серий СО, СД, П-36 и других легендарных моделей, которые создавались на передовых заводах Ленинграда, Луганска, Коломны и Куйбышева. Все — в идеальном состоянии, и будто готовы вот-вот издать протяжный гудок и плавно отъехать от платформы, набирая скорость. Перед каждым образцом — детальное описание характеристик, годы активного использования и выдающиеся достижения.
Особое внимание уделено пассажирским и промышленным перевозкам. Чудом сохранившийся первый советский тепловоз Щ-ЭЛ-1 — настоящее украшение залов. С виду скромная техника скрывает огромную историю подвига разработчиков и проектировщиков. Неподалёку — знаменитый «Крокодил» — электровоз на постоянном токе, который с 1930-х годов долгие десятилетия эксплуатировался трамвайными депо и советскими комбинатами.
Чего пока что не хватает музею, так это вагонов — они часто уходили на переработку, поэтому оригинальных моделей сохранилось очень мало. На сегодняшний день тут представлены грузовые отсеки, бронированные плацкарты периода Великой Отечественной войны и даже служебный вагон Китайской железной дороги 1904-го года. Заходить внутрь, к сожалению, нельзя, зато можно оценить инсталляции с ростовыми скульптурами.
Современность представлена не так широко, но уникальных экспонатов достаточно. Среди пассажирских локомотивов затесались экспериментальные электропоезда, ходившие между Ленинградом и Москвой до 1989-го года и опытный образец «Сокола», который так и не выпустили на массовый поток из-за дороговизны проекта и кризиса 1990-х годов. Есть даже пара образцов рельсовых автобусов, успевших походить в российских регионах.
Отдельно упоминается военная техника, которая, из-за своих габаритов, выставляется исключительно на улице. Неизменный восторг вызывает настоящий ракетный модуль «Молодец», прослуживший с конца 1980-х годов и переданный Министерством обороны. Чуть в стороне находится артиллерийская установка ТМ-3-12, побывавшая на фронтах Финской войны — она стала одним из первых экспонатов реконструированного музея.
Интересные факты
Мультимедийный центр — предмет гордости разработчиков. Здесь есть современный интерактивный стол, пользоваться которым может любой посетитель — достаточно выбрать временной промежуток, и на больших экранах появятся модели паровозов и другой техники, существовавшие в те годы. Также периодически включаются архивные видеозаписи — отреставрированные и оцифрованные хроники повседневной жизни российских вокзалов.
Музей железных дорог стал одним из первых выставочных центров страны, которые внедрили в постоянную экспозицию технологии дополненной реальности. На нескольких мониторах в полный человеческий рост добавлены анимированные исторические перроны. Например, возле одного из поездов можно увидеть трогательную сцену прощания благородной дамы с царским офицером. В будущем таких экранов должно появиться ещё больше.
Десятки манекенов находятся в залах не просто так — часто за ними скрывается реальные жизненные драмы или рассказы о забытых профессиях. Молодёжи обязательно прочитают краткую лекцию о телеграфистках — долгое время они были едва ли не единственными женщинами, коим разрешалось работать на вокзалах. Рядом — кабинеты станционных смотрителей, где проходят активные игры и квесты для детей и взрослых.
Студентам-инженерам и всем заинтересованным посетителям показывают не имеющий аналогов в мире макет паровоза ЭР-791-81 в масштабе 1:1. Его собрали в 2012-м году на экспериментальном заводе, и это единственный образец локомотива в разрезе, который показывает все физические процессы изнутри. Благодаря разноцветным деталям и подсветке наглядно показан процесс выработки энергии, приводящей в движение состав.
При музее работает симулятор машиниста тепловоза. Это использующаяся на практике трёхмерная модель, воссоздающая реальные дорожные ситуации, необходимость совершать остановки, загружать и выгружать вагоны. По аналогичным системам учат будущих железнодорожников, но почувствовать себя в «шкуре» машиниста до открытия выставки могли только студенты профессиональных и техникумов.
Зал с макетами хорошо осматривать не только в самом начале экскурсии, но и в её финале. Пока что стендов два — огромная по меркам дореволюционной России Царскосельская железная дорога и первая станция Владивостока. Обе витрины изготовлены вручную с участием не только художников-моделистов, но и инженеров, чтобы все мельчайшие детали соответствовали реальным прототипам и были исторически достоверными.
Как добраться до музея железных дорог России
Выставочный комплекс находится в оживлённом районе Санкт-Петербурга, и попасть в него не составит труда. Ближайшая станция метро — «Балтийская», выйдя из зала нужно повернуть направо и идти по Митрофаньевскому шоссе мимо вокзала. За терминалом, буквально через 50 метров покажется центральное музейное здание. Альтернативный способ — сесть на автобус и доехать до остановки «Балтийский вокзал», идти пешком в этом случае столько же.
Тем, кто привык пользоваться сервисами заказа такси Maxim, Яндекс, или Uber, совет один — бронировать машину заранее. Для заблаговременных поездок компании проводят акции, устраивают скидки и гарантированно не станут завышать тариф. Сказать такого об уличных питерских таксистах нельзя — поездка из соседнего двора обойдётся дороже входного билета в музей, что никак не порадует экономных туристов.
Самостоятельным путешественникам лучше сразу ехать по координатам навигатора — 59.905592, 30.297674. Заблудиться в этой части города сложно, но велик риск въехать под «кирпич» и заработать большой штраф. Непосредственно перед музеем есть большая платная парковка — рассчитаться за стояночное время можно с помощью карты Visa или мобильного телефона.
Музей паровозов в Санкт-Петербурге Железных дорог России. Адрес, описание
39 000 м²
такую территорию занимает наружная экспозиция – это больше пяти футбольных полей
уникальных экспонатов подвижно́го состава находятся в коллекции музея
мультимедийные инсталляции функционируют в музее
Билеты
Совершеннолетние и иностранные граждане.
Школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры.
Экскурсии
Сборные группы
100 рублей с участника
В составе группы до 20 человек.
По предварительной заявке
Для организованных групп до 20 человек.
Детский центр
- Объявление
- Партнерство
- Развитие
- Партнерство
- Объявление
- Развитие
Построен Невским судостроительным и механическим заводом в 1917 году. Один из самых удачных и распространенных пассажирских паровозов дореволюционной постройки. Локомотивы этой серии работали с поездами до начала 1960-х годов.
Россия
- 1917 год
- Максимальная мощность – 1300 л.с.
- Конструкционная скорость – 115 км/ч
Построен Коломенским тепловозостроительным заводом имени В.В. Куйбышева в 1956 году. Выпущен 251 локомотив этой серии. Последний пассажирский паровоз, построенный в СССР.
СССР
- 1956 год
- Касательная мощность – более 3000 л.с.
- Конструкционная скорость – 125 км/ч
Построен Русско-Балтийским вагоностроительным заводом в Риге в 1902-1904 годах. Эксплуатировался на Китайской Восточной железной дороге, являвшейся частью Великого Сибирского пути. Имеет кузов с несущими металлическими полустенками.
Россия
- 1902-1904 годы постройки
- Число осей – 4
- Длина кузова – 20,2 м
Бестопочные паровозы снабжались паром от стационарных котельных и использовались на маневрах, обслуживая пожароопасные производства. Этот локомотив был построен заводом Шварцкопф в 1928 году и долгое время работал на Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе. Поступил в музей в 1994 году.
Германия
- 1928 год
- Порожний вес – 36 тонн
- Осевая формула – 0-3-0
Построен по проекту Я.М. Гаккеля Балтийским судостроительным заводом и заводом «Красный Путиловец» в Ленинграде в 1924 году. Имеет электрическую передачу. Первый магистральный тепловоз отечественной постройки.
СССР
- 1924 год
- Мощность дизеля – 1030 л.с.
- Конструкционная скорость – 75 км/ч
Построен Рижским вагоностроительным заводом в 1973 году. Всего было выпущено 2 электропоезда и дополнительные головные вагоны. Эксплуатировался на линии Ленинград — Москва с 1984 по 2008 год.
СССР
- 1973 год
- Часовая мощность (10 вагонный состав) – 7680 кВт
- Конструкционная скорость – 200 км/час
Опытный электропоезд был построен ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» и Тихвинским заводом транспортного машиностроения «Титран» с участием других предприятий оборонного комплекса в 1999- 2000 годах. Всего был выпущен один состав, который в регулярную эксплуатацию не поступил.
Россия
- 1999-2000 годы
- Вместимость – 350 мест
- Конструкционная скорость – 250 км/час
Построена Николаевским судостроительным заводом им. Андре Марти в 1938 году. Первоначально применялись 305 мм стволы с линкора «Императрица Мария», позднее — с линкора «Император Александр III». Использовалась в период Советско-Финской и Великой Отечественной войн. Поступила в музей в 2000 году.
СССР
- 1938 год
- Построено – 3 ед.
Являлся частью боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) 15П961, который состоял из трех модулей. В состав каждого модуля входил тепловоз ДМ62, вагон технологического оборудования, пусковая установка и командный пункт. Поставлены на боевое дежурство в 1987 году, утилизированы — в 2002-2006 годах.
СССР
- 1986 год
- На вооружении было 36 пусковых установок
- Скорость движения – 80 км/ч
Построен Коломенским тепловозостроительным заводом имени В.В. Куйбышева в 1990 году. Самый мощный советский односекционный пассажирский тепловоз. 5 октября 1993 года на линии Санкт-Петербург — Москва установил рекорд скорости для тепловозов — 271 км/ч.
Железнодорожный музей – режим работы 2022 и стоимость билетов, адрес и официальный сайт
30 октября 2017 года в Санкт-Петербурге открылся новый железнодорожный музей. Официальное название «Музей железных дорог России», а в народе его часто называют «Паровозный музей». Осмотреть его экспозиции будет интересно не только взрослым и школьникам, но и детям, для которых организовано несколько занимательных игровых зон.
Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге – это самый большой музей подобного типа не только в нашей стране, но и в Европе. Для того, чтобы обойти все его экспонаты потребуется около пяти часов, а чтобы ознакомиться с ними, необходимо несколько дней. В музейном комплексе можно прекрасно провести время всей семьей.
Адрес железнодорожного музея в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, дом №4, корп. 2, стр. 1
Как доехать до железнодорожного музея в Санкт-Петербурге
Музей расположен рядом с Балтийским вокзалом, ближайшая станция метро «Балтийская». При выходе из метро следовать указателям «выход на площадь Балтийского вокзала». После выхода на площадь повернуть налево, пройти около 50 метров до арки с надписью «Гатчинский двор». Вход в музей находится в глубине Гатчинского двора Балтийского вокзала.
Для автомобилистов работает платная парковка в Гатчинском дворе, стоимость 150 рублей в час.
Телефон (справочная)
Режим работы Железнодорожного музея в Санкт-Петербурге в 2022 г.
- Время работы – с 10:30 до 18:00
- Выходные дни – понедельник и вторник
- Касса закрывается на час раньше
Стоимость билетов в Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге в 2022 г.
- Для взрослых – 300 рублей
- Для школьников, студентов и пенсионеров РФ – 100 рублей
- Любительская фото и видеосъёмка – бесплатно
Описание
Площадь новой выставочной площадки огромна – 57 тысяч кв. метров, это больше, чем размер Дворцовой площади. 17 тысяч кв. метров экспозиций находятся в закрытых помещениях. Всего собрано 28 тысяч экспонатов, причем, информацию о многих из них можно получить с помощью электронных киосков. Кроме того, представлено 38 мультимедийных инсталляций.
Конечно, осмотреть такое количество экспозиций без отдыха невозможно. Поэтому в музейном комплексе есть места для сидения, стилизованные под скамейки на перронах. Имеется детская комната, где дети могут поиграть в паровозики.
Для тех, кто посещал Паровозный музей (он находился за бывшим Варшавским вокзалом), отметим, что самые интересные экспонаты перенесены из него в новый музейный комплекс. Кроме старой железнодорожной техники, считавшейся гордостью российского машиностроения, представлены и новые экспонаты, которые раньше никто из посетителей не видел.
Примечательно, что самые популярные объекты (например паровоз) здесь можно увидеть не только снаружи, но и в разрезе. Внутреннее устройство вы рассмотрите с помощью мультимедийных вставок. То, о чем раньше вам на словах и на пальцах объяснял экскурсовод, теперь вы увидите в реальности.
Взрослые и дети постарше могут попробовать управлять электричкой. В музее установлен тренажер машиниста локомотива, выполненный в соответствии с кабиной электрички. Во время движения вам будет казаться, что вагон и ваш стул качаются. Всего предусмотрено шесть сценариев движения.
По одному из них на крыше вагона оказываются подростки-зацеперы. Машинист должен начать торможение, иначе может произойти несчастный случай.
Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге – это новый современный музей, где вы познакомитесь с прошлым и настоящим железных дорог. Благодаря применению мультимедийных технологий познавательный материал интересен и доступен для понимания не только взрослым, но и детям.
Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург первым в стране ворвался в эпоху механического транспорта. В 1837 году стала функционировать дорога с рельсами и поездами, позволявшая добраться из столицы в Царское Село за 42 минуты. Это событие само по себе заслуживает детального изучения. А ведь далее железнодорожный транспорт начал развиваться по всей стране. Происходили любопытные и печальные события, о которых стоит помнить и следует рассказывать потомкам. Именно поэтому в год 180-летия Царскосельской ж/д ветки в Санкт-Петербурге открылся музей, рассказывающий о железных дорогах России.
История появления музея железных дорог в Санкт-Петербруге
Можно сказать, что история возникновения музея началась уже при открытии Царскосельской дороги. В тот момент никто ещё не думал об экспозиции и отделах музея. Но история железнодорожного транспорта в стране началась и постепенно набирала обороты. Экспонаты для будущего музея появлялись одновременно с созданием новых моделей локомотивов, паровозов, усовершенствованием вагонов, расширением карты путей сообщения.
Постоянно накапливались какие-то документы, схемы, публикации, свидетельства очевидцев о произошедших событиях в сфере железнодорожного транспорта. Всё это бережно хранилось энтузиастами, влюблёнными в паровозы и поезда. Документы прятались в архивы, а все технические достижения по мере их списания скапливались в трёх запасниках Октябрьской железной дороги: платформа «Паровозный музей» в Пушкине и запасные базы в Лебяжьем и Зеленогорске.
Множество людей принимало участие в восстановлении и сохранении будущих экспонатов до того момента, когда открылся музей Октябрьской железной дороги (1978 г.). Эти экспозиции вызывали живой интерес и пользовались неизменной популярностью у петербуржцев и гостей города.
Но количество экспонатов увеличивалось с каждым годом, и площади у станционных путей Варшавского вокзала не позволяли выставлять имеющиеся предметы для всеобщего обозрения. Встал вопрос о расширении площадей музея. И вот, 30 октября, в день проезда первого поезда России, в Санкт-Петербурге открыли новый музей железных дорог.
Описание музея
Музей в Санкт-Петербурге в настоящее время называют крупнейшим европейским хранилищем истории железнодорожного транспорта. Он универсален по своей сути, так как предусматривает закрытые павильоны и открытые площадки, мультимедийные выставки и пространственные композиции, маршруты для экскурсантов и детские развлекательные программы. Территория, занимаемая новым паноптикумом, по размеру соотносится с Дворцовой площадью Петербурга. Для ознакомления со всеми экспонируемыми предметами может потребоваться не один день.
В перерывах между экскурсиями можно с комфортом отдохнуть на стилизованных скамьях, как бы переносящих посетителей на исторические перроны.
Создатели чётко продумали устройство всей выставки на основе хронологического порядка развития путей сообщения России. Любую интересующую посетителей информацию можно быстро получить в своеобразных электронных будках.
Коллекция насчитывает около 30 тысяч предметов, относящихся к истории железных дорог, и чуть более ста натуральных моделей подвижного состава.
Директором музея железных дорог России назначен Николай Буров, до этого занимавший пост директора Исаакиевского собора.
Экспозиции в железнодорожном музее в Спб
- Под закрытые экспозиции в музее отведено 17 тыс. кв. метров площади, на которых можно осмотреть около 30 тыс. экспонатов.
- Открытая экспозиция в новом музее у Балтийского вокзала включает в себя все уникальные экспонаты железнодорожной техники, которые ранее были представлены на Варшавском вокзале в Паровозном музее. Кроме того, здесь впервые выставлены некоторые экспонаты, до недавнего времени хранившиеся в запасниках и отреставрированные специально к открытию музея.
В экспозиции представлено около 100 подлинных экспонатов, путешествовавших по железным дорогам России и за рубежом. - Своеобразной экспозицией является хранилище у платформы «Паровозного музея». Здесь собраны исторические фонды железнодорожной техники, которым требуется реставрация, восстановленные, но не попавшие в основную экспозицию экземпляры, а также все предметы, выставленные в коллекциях, в виде дубликатов. К сожалению, открытого доступа для посетителей на этой экспозиции не предусмотрено.
- Экспозиция реставрационной площадки.
Посмотрите интересное видео, про некоторые экспонаты в музее железных дорог в Петербурге
Особые экспонаты
Среди экспонатов в музее железных дорог в Петербурге представлены предметы, имеющие колоссальную историческую ценность, так как дошли до наших дней в единственных экземплярах или связаны с конкретными фактами истории страны.
- Паровоз С-68 – экономичный локомотив, колесивший по дорогам империи в начале прошлого столетия и созданный для сопровождения небольших пассажирских составов.
- Макет рабочего паровоза Эр-791-81 в виде разрезной модели. Он является первым экспонатом в таком виде.
- Артиллерийская установка, снятая с «Императрицы Марии» (затонувшего линкора) и установленная на железнодорожный состав.
- Подлинный железнодорожный вагон с дореволюционным настоящим интерьером, ездивший по Китайско-Восточной железной дороге.
- «Ядерный щит» — макет мобильного железнодорожного комплекса, курсирующего по дорогам страны с баллистической ракетой. Является единственным в мире.
Экскурсии
На всех площадках посетителей ждут шесть специальных маршрутов экскурсий. Причём каждый посетитель имеет возможность самостоятельно выбрать маршрут, по которому пойти за экскурсоводом. Можно посетить дореволюционный Петербург. Или ощутить ужас блокадного Ленинграда, просто войдя в грузовой вагон, в котором незаметно установлены экраны с хроникой тех событий.
Можно узнать всё о работе паровой машины, паровозов, локомотивов и другой техники, получив ответ на вопрос в наглядном виде. Здесь имеется разрезной макет паровоза, на котором виден принцип работы. А ещё около поездов расположены электронные рамки, передвигающиеся вдоль экспоната и показывающие внутреннее строение.
Кто-то захочет побывать в рабочем кабинете министра путей сообщения. А кому-то интересно узнать, как вода попадает в паровоз.
Для маленьких посетителей можно найти особые развлечения познавательного характера, или просто игровые моменты.
Особо увлечённым посетителям предложат попробовать управлять электричкой. Можно сидеть в настоящей кабине и с помощью симулятора путешествовать по любому направлению железной дороги. Специалисты придумали шесть сценариев, по которым может развиваться поездка. Один из них – подростки – зацеперы, пугающие всех машинистов страны.
Режим работы
Музей железных дорог в России в Спб, открыт для посещения со среды до воскресенья.
Выходные дни: понедельник и вторник.
Время работы: с 10:30 до 18:00.
Кассы закрываются в 17:00.
Адрес и как добраться
Санкт-Петербург, Библиотечный пер., 4, к.2.
Ближайшая станция метро «Балтийская». После выхода из подземки на площадь необходимо найти арку «Гатчинского двора» — в глубине находится вход в музей.
Филиалы
В составе музея числятся четыре филиала: Музеи железнодорожников Пскова и Твери, а также два музея в Ленинградской области на станции Петрокрепость и станции Ладожское Озеро. Кроме того, к этим филиалам присоединяется вагон – музей, единственный в мире.
Достопримечательности рядом
Недалеко от музея находятся Обводной канал, памятник К. Э. Циолковскому, Церковь Воскресения Христова, Николо-Богоявленский Морской собор, Мариинский театр оперы и балета, Юсуповский дворец на Мойке, памятник Николаю II и Александре Фёдоровне и многие другие.
Посещение музея доставит истинное наслаждение и поможет узнать неизвестные и познавательные факты из истории железных дорог страны. Устройство экспозиций позволяет приходить на выставку в любое время года.
Музей железных дорог фото:
С детства ездила на все каникулы отдыхать в Петербург. С раннего возраста полюбила его всей душой. Спустя 10 лет живу в городе своей мечты. Писать статьи про Санкт-Петербург, для меня несказанная радость и счастье.
Музей Октябрьской железной дороги
Фото музея Октябрьской железной дороги
Стоимость: взрослый – 100 руб.; льготный – 50 руб.
Музей Октябрьской железной дороги – Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 114
Музей Октябрьской железной дороги в Петербурге является главным российским железнодорожным музеем. Учреждение было создано в 1978-ом году по приказу главы ОЖД В. Чубарова.
В музее посетители познакомятся с историей Петербургского железнодорожного узла, в состав которого в настоящее время входит более 30 веток, в том числе Царскосельская железная дорога – старейшая в России транспортная магистраль.
МОЖД занимается научно-методическим контролем важнейших железнодорожных музеев страны, расположенных в Москве, Мурманске, Твери, Бологом и др. городах РФ.
В 2002 году специально под МОЖД петербургские власти отреставрировали до того находившийся в плачевном состоянии Дом культуры им. К. Маркса на Обводном канале.
В основном фонде музея хранится больше 50 тыс. экспонатов. Это модели локомотивов, вагонов, узлы и детали паровозов, приборы связи, фрагменты путей, старинные фонари, семафоры, таблички с вагонов 19-го века, пассажирские саквояжи, посуда.
Кроме того, посетители увидят в музее коллекцию костюмов машинистов, проводников и кондукторов – 20 прекрасно сохранившихся комплектов одежды, относящихся к разным временным эпохам. Заинтересуют туристов и выставки тематической живописи, графики, марок, старинных фотоснимков и документов.
Экспозиции музея наглядно демонстрируют состояние железных дорог России в различные исторические периоды: зарождение железнодорожного транспорта, влияние революции и гражданской войны на состояние железных дорог, развитие транспорта, электрификация путей.
У музея есть четыре филиала, важнейшим из которых является Музей железнодорожной техники на Варшавском вокзале. Здесь посетители увидят 80 крупных экспонатов, среди которых локомотивы, вагоны, дрезины, техника для ремонта путей, железнодорожные краны.
Ключевым экспонатом выставки считается паровоз Ь-2023, внешне похожий на танк. Это уникальное транспортное средство было собрано в 1897 году и является одним из старейших паровозов полностью российской сборки. Паровоз С-68 по-настоящему легендарен: эта машина стала первым серийным локомотивом Царской России.
Не оставят посетителей равнодушными и тепловоз ЩЭЛ 1, разработки 1924 года, паровоз П36, ставший последним на отечественных железных дорогах локомотивом на паровой тяге. В ходе экскурсии гости познакомятся с бронепоездами времен революции и двух мировых войны, с железнодорожным составом, оснащенным баллистическими ракетами, с первым в СССР скоростным поездом на электрической тяге.
В экспозиции представлены не только отечественные, но и иностранные модели локомотивов. Туристы узнают, что на российских дорогах в разное время ходили американские, немецкие, чехословацкие, венгерские паровозы, тепловозы или электровозы.
Два филиала МОЖД – «Дорога жизни» и «Дорога Победы» расположены, соответственно, на станциях петербургской ЖД «Ладожское озеро» и «Петрокрепость». Обе выставки посвящены деятельности советских железнодорожников в блокаду Ленинграда. Под артобстрелами, бомбежками со стороны немцев, путейцы и машинисты смогли наладить работу двух веток, позволивших проводить эвакуацию женщин и детей, подвозить продовольствие умирающим от голода людям. Особое значение получила знаменитая Дорога жизни, спасшая сотни тысяч ленинградцев.
Четвертый филиал Музея Октябрьской железной дороги – вагон-музей. Передвижная экспозиция была создана в 1984 году, и за годы своего существования выставка побывала на многих станциях Российских железных дорог. Путешествовал вагон-музей и за границу – в 1995 году он отправился в Финляндию на торжества в честь юбилея узла Петербург-Риихимяки.
Большую часть времени вагон-музей находится на Варшавском вокзале, где его и могут осмотреть все желающие.
Как добраться:
Адрес МОЖД: наб. Обводного канала, д. 114
Адрес Музея железнодорожной техники и Вагона-музея:
Музей железных дорог России
Фотографии
Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге — это главный и самый крупный железнодорожный музей России, один из крупнейших музеев железных дорог в мире. Его торжественное открытие состоялось 30 октября 2017 года. В этот день 180 лет назад из Санкт-Петербурга в Царское Село прошёл первый пассажирский поезд. Царскосельская железная дорога стала первооткрывательницей железнодорожного сообщения в нашей стране. Открытие Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге было приурочено к 180-летию железных дорог России.
История Музея железных дорог
Музей железных дорог России нельзя назвать старейшим. Первенство в этом плане заслужил Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации, расположенный на Садовой улице, 50 в Санкт-Петербурге. Он был основан в 1813 году, его экспозиция посвящена железным дорогам, подвижному составу и всему, что с этим связано.
Новый Музей железных дорог в Библиотечном переулке является крупнейшим на сегодняшний день музеем в России, который посвящён железнодорожному транспорту и истории зарождения железнодорожной связи в нашей стране. Всё началось в 1974 году с Постановления Президиума Дорпрофсожа и руководства дороги от 22 марта “О создании музея революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников Октябрьской железной дороги”. Так было решено создать на железной дороге центральный производственный музей.
В 1977 году по Приказу начальника Октябрьской железной дороги Владимира Васильевича ЧубАрова “Об организации музея Октябрьской железной дороги” началась работа по сбору материалов и предметов для создания коллекции. В 1978 году 25 июля был открыт для посетителей Центральный музей Октябрьской железной дороги по адресу: Ленинград, Литейный проспект, 62. В экспозицию входил мемориал, посвященный истории строительства и эксплуатации дороги до 1917 года, участию железнодорожников в годы революции, гражданской войны и Великой Отечественной войны, а также восстановлению транспорта в 1920-1925 годах, первым пятилеткам 1926-1940 годов, научно-техническому прогрессу и т.д.
В 1980-е годы было решено сохранять объекты железнодорожной техники для создания музея на специально выделенном участке, близ станции ШушАры, недалеко от города и в месте, доступном по транспортному обслуживанию. Так как этот участок был заболоченным и заросшим кустарниками, были проведены колоссальные работы по осушению и расчистке. И в 1991 году 1 августа уже открыли там первый в России Музей железнодорожной техники как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги. Музей, построенный на заболоченной местности у станции Шушары в 1991 году, сегодня получил мировую известность.
Тогда площадь Музея составляла 7500 м², суммарная длина экспозиционных путей — 1000 м, количество экспонатов — 40, из них 9 паровозов, 8 тепловозов, 1 электровоз, по 8 пассажирских и товарных вагонов и другой техники. Все последующие годы велась очень активная деятельность по сбору и реставрации железнодорожной техники. Коллекция музея постоянно пополнялась и качественно преображалась. Сюда свозились экспонаты не только с Октябрьской железной дороги и не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. В итоге, к концу прошлого столетия и тысячелетия образовалась представительная и уникальная коллекция, состоящая из 180 единиц хранения, раритетных и необыкновенных экспонатов.
В 2001 году самые ценные экспонаты доставили на перронные пути Варшавского вокзала Санкт-Петербурга. Тогда он был закрыт для движения дальних и пригородных поездов. И тут 2 августа 2001 года открыли Музей железнодорожной техники им. В. В. Чубарова — филиал Центрального музея Октябрьской железной дороги. Расположение музея по адресу: набережная Обводного канала, 114 — в центре города, близость к станциям Петербургского метрополитена, а также фонд натурной техники, насчитывающий более 180 уникальных экспонатов, сделали музейное пространство местом доступным и притягательной силы для горожан и гостей города. Для туристов Музей площадью 20 тысяч м2, который занимал 4 экспозиционных пути — общей протяженностью более 1,5 километров и один путь для отправления ретропоездов на паровой тяге, вошёл в число значимых городских достопримечательностей и рекомендуемых для посещения.
В 2007 году по распоряжение президента ОАО “РЖД” от 13 апреля 2007 года, в рамках проекта переноса объектов железнодорожной инфраструктуры с территории станции Санкт-Петербург-Варшавский, в связи с необходимостью освобождения подъездных путей бывшего Варшавского вокзала, осуществился переезд Музея Октябрьской дороги. В 2012 году началось строительство Музея Октябрьской железной дороги на станции Санкт-Петербург-Балтийский. Новый музей у Балтийского вокзала открылся 30 октября 2017 года под названием “Музей железных дорог России”. До конца 2017 года вход в музей бесплатный.
Структура и экспонаты Музея
Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге был создан в 1978 году. Сейчас он входит в Союз творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, преобразованный в 2001 году в Союз музеев России, в Европейскую федерацию музеев и туристических железных дорог “Fedecrail” (Фэдеркрейл), во Всероссийское общество любителей железных дорог, в Российский комитет ИКОМ.
Музей представляет собой музейный комплекс, который расположился в Библиотечном переулке и занимает площадь свыше 57 тысяч м2. В него входит 2 корпуса — историческое здание бывшего локомотивного депо Балтийской железной дороги и недавно выстроенное для этих целей — новое современное эффектное пространство. В единое целое их объединяет стеклянная галерея с подвесным мостом.
Сегодня в Музее представлено самое масштабное в стране собрание железнодорожной техники — 28 тысяч экспонатов, из них 100 редких поездов, локомотивов и паровозов. Сотня единиц подвижного состава была тщательно отреставрирована. Старинные экземпляры выглядят точно так же, как и в те годы, когда они только начали свой путь по железным дорогам России.
Раритетами являются — единственный уцелевший в мире паровоз серии С — паровоз С-68; артиллерийская установка ТМ-3-12 — уникальная сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора “Императрица Мария”, первый в истории России разрезной макет, построенный на базе действовавшего паровоза Эр-791-81; служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги — дореволюционный вагон с полностью подлинным уникальным интерьером и уникальный мобильный “Ядерный щит”, не имеющих аналогов в мире, боевой железнодорожный ракетный комплекс с макетом баллистической ракеты.
Находятся экспонаты — некоторые прямо под открытым небом, большая часть — под крышей огромного многофункционального музейного комплекса. Музей интересен как взрослым, так и детям, как подросткам, так и людям старшего поколения. Он оснащен всеми современными мультимедийными средствами подачи информации. Экспозицию дополняют 38 интерактивных и мультимедийных инсталляций.
Сопутствующие мероприятия
Помимо постоянных экспозиций в Музее можно посетить лекции, временные выставки, тематические кинопоказы, презентации и многие другие мероприятия. В рамках тематического собрания реализовываются проекты для малышей и школьников, работает детский центр. Для посетителей устраивают специальные экскурсии по тематическим маршрутам, разрабатываются специальные детские программы. В Музее открывается прекрасная возможность всем желающим в доступной и интересной форме изучить историю железных дорог в России, понаблюдать за их развитием — от первого рейса до наших дней.
Музей в городе стал тем самым местом, где гости разных возрастных категорий получают очень много интересной и полезной информации относительно железных дорог и рельсового транспорта в России; узнают об устаревших технологиях, оставивших свой след в истории железных дорог нашей страны; а также слышат о новшествах и изучают железнодорожные профессии, что особенно важно для школьников в плане их профориентации. Ведь среди юных посетителей могут оказаться ребята, которые ещё не определились с выбором профессии, но в чьих сердцах живёт любовь к железной дороге и поездам. В будущем они станут превосходными специалистами и сделают большие открытия не только для города, но и страны, возможно, даже и для всего мира.
Также Музеем осуществляется научно-методическое руководство производственными музеями дороги, расположенными в Мурманске, КандалАкше, Петрозаводске, Москве, ТверИ, БологОе, Пскове, Великих ЛУках, и рядом музеев, расположенных на линейных предприятиях Санкт-Петербургского железнодорожного узла.
Миссия, задачи и цели Музея
- Свою миссию Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге усматривает в сохранении и содержании в отличном состоянии, реставрации и ремонте, а также в экспонировании уникальнейшей коллекции железнодорожной техники.
- Задачи Музея — изучение вместе с гостями истории железных дорог России; бережное отношение к памяти о вкладе железнодорожников в развитие в России железнодорожного сообщения; формирование у петербуржцев и жителей России патриотизма и уважения к труду железнодорожников.
- Цели Музея — стать крупнейшим в России информационно-просветительским центром, посвященным современным технологиям на транспорте; быть современной комфортной зоной для отдыха и развлечения детей и взрослых.
Что делать в Музее
Не успел Музей железных дорог России открыться в Санкт-Петербурге, как он стал привлекательным для горожан и гостей города, реальным парком развлечений и любимым местом прекрасного и познавательного семейного отдыха. В маршруты экскурсий включены просмотры коллекции редких и легендарных паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники. Никого не оставляют равнодушным исторические артефакты, которые соседствуют с действующими моделями. Гости увлечены интерактивными инсталляциями. Прекрасно оборудованные залы образуют необыкновенно увлекательное музейное пространство.
В Музее можно осмотреть экспонаты, посетить выставки, пройти по маршрутам, изучить технику и историю с экскурсией, разглядеть макет Царскосельской железной дороги, послушать лекцию, в формате семейного отдыха — побывать в детском центре, наконец, купить вещицу на память в сувенирном магазине, который находится в холле Музея, и вкусно провести время в кафе, взбадриваясь ароматным американо или согреваясь горячим чаем в чайнике, подкрепляясь свежими пирожками, хрустящими круассанами и нежными маффинами.
Чем ещё интересным заняться в Музее железных дорог России? — Можно каждому желающему попробовать себя в роли машиниста тепловоза, отчего без ума юные посетители. А ещё открыты интерактивные и необыкновенные инсталляции: “Анатомия паровоза”, “Окна времени”, “Тренажёр-симулятор тепловоза”, “Действующий поворотный круг”. Школьникам от 9 до 16 лет доступны 4 образовательных маршрута по основной музейной экспозиции. Гостям предлагают аудиогид на русском, английском и китайских языках.
Возможности и правила посещения
Для людей с ограниченными возможностями в Музее предусмотрено посещение на инвалидных колясках — на территории нет значительных перепадов высот, спроектированы широкие дверные проемы и пандусы, имеются санитарные места для колясок, 2 подъёмника и лифт для подъема на 2-ой ярус. Инвалиды-колясочники, а также сопровождающие их лица обладают правом бесплатного посещения музея. Запрещён вход в музей с животными. Данный запрет не распространяется на собак-поводырей.
Не разрешается перемещение на самокатах, роликовых коньках, велосипедах и иных колесных и спортивных средствах передвижения, включая детские коляски. В музее работает гардероб, где оставляют верхнюю одежду и небольшую ручную кладь. Разрешена бесплатная любительская селфи-фото-видео съемка, без штатива и реквизита, без применения дополнительного оборудования и вспышек. Профессиональная и свадебная фото-видеосъемка оплачивается по предварительному согласованию.
Строго запрещено курение, вход с огнестрельным, газовым, пневматическим, холодным и другими видами оружия, а также с взрывными устройствами, пиротехникой и газовыми баллончиками, легковоспламеняющимися, взрывчатыми и отравляющими веществами. Не позволительно прикосновение к музейным экспонатам, витринам и прочему оборудованию, за исключением предметов, которые находятся в интерактивных зонах. Запрещён вход с крупногабаритными предметами. Неуважительным поведением по отношению к другим посетителям может служить громкий разговор по мобильной связи на территории Музея железных дорог России.
Источники:
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/29647
http://rzd-museum.ru/
http://www.spb-guide.ru/page_21346.htm
http://spbinteres.ru/muzej-zheleznyx-dorog-spb.html
http://mos-holidays.ru/spb/muzei/muzej-oktyabrskoj-zheleznoj-dorogi/
http://peterburg.center/maps/muzey-zheleznyh-dorog-rossii.html
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/balaklava/museum/12447