Мыс Челюскин
Мыс Челюскин — самая северная оконечность Евразии, самая северная точка Таймыра.
Мыс Челюскин — самая северная точка России и материка Евразия (77°43′ с. ш. и 104°18′ в. д.). Расположен на севере полуострова Таймыр в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края. Глубина вод у мыса до 10 м. Высота суши менее 10 м, берег обрывистый. Мыс омывается проливом Вилькицкого.
Климат на мысе Челюскине — арктический, очень суровый. Средняя температура июля и августа (самых теплых месяцев) составляет –0,1 и –0,9 °C. Снег лежит 10—11 месяцев в году. Снег может лежать даже круглый год. Самый холодный месяц — февраль, средняя температура составляет –39,3 °С, а абсолютный минимум температуры –52 °С. На мысе можно встретить моржей и белых медведей.
Самая северная оконечность России была впервые достигнута участником Второй Камчатской экспедиции штурманом . В начале декабря 1741 г. Челюскин на собачьих упряжках с казаками Фофановым и Гороховым отправился на Таймыр, чтобы завершить опись северной части полуострова. Почти три месяца путешественники добирались до устья Хатанги. Стояли суровые морозы — до –50 °С, провизии постоянно не хватало.
В апреле 1742 г. группа дошла до мыса Св. Фаддея, где на высоком берегу путешественники соорудили маяк. Севернее еще никто не проникал, а штурман с двумя казаками двинулись дальше на север. 20 мая (9 мая по старому стилю) 1742 г. Челюскин на собачьей упряжке достиг мыса, как впоследствии будет доказано, — самой северной точки материка Евразия. Оконечность была названа Восточным Северным мысом.
Челюскин отметил в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». К экспедиции мыс был переименован Русским географическим обществом из мыса в мыс Челюскин. С 1878 г. это название было внесено в международную литературу и карты. Однако только в 1919 г. норвежский геофизик и океанограф Х. Свердруп установил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.
В 1878 г. мыс Челюскин посетил шведский путешественник и исследователь Арктики , а в 1893 г. — норвежский исследователь Ф. Нансен первым смог его обогнуть. В 1919 г. до мыса добрался норвежский путешественник Р. Амундсен. На мысе он соорудил гурий — пирамиду из сланцевых плит, предварительно разломав каменные пирамиды, построенные ранее экспедициями Толля и Вилькицкого. В 1932 г. экспедиция под руководством , советского полярного исследователя, соорудила на мысе первую полярную станцию.
В настоящее время в самой северной точке Евразии работает радиометеорологический центр, где зимуют 8—10 человек. Здесь же расположены самый северный аэродром континентальной Евразии Мыс Челюскин и пограничная застава.
В 1992 г. на мысе установлен памятник всем участникам открытия. Колонну, символизирующую знаменитое бревно Челюскина, венчает бронзовая «Якуцк», на которой двигались участники экспедиции. «Якуцк», затертый льдами, не достиг северной оконечности Таймыра.
Шкала времени
Источники
- Дубровин, Л. И. Русские и советские географические названия на картах Антарктики / Л. И. Дубровин, М. А. Преображенская. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — С. 76.
- Официальный сайт Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
- Научно-популярный географический портал National Geographic Russia.
- Энциклопедия «Вокруг света».
© 2015, По заказу Агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края
20 мая 1742 года русский моряк и исследователь Семен Иванович Челюскин достиг самой северной оконечности Евразии, которую через сто лет назовут в его честь — Мыс Челюскин
С именем Челюскина связано множество географических названий, но, прежде всего, это самая северная оконечность полуострова Таймыр, открытая им в 1742 году во время полярного похода к ледяным водам Карского моря. Тогда этому открытию не придали большого значения и даже не удостоили награды первопроходца, но, как выяснилось позже, Челюскин совершил значительное открытие — первым достиг и описал самую северную часть Евразии.
Поскольку при жизни Семену Ивановичу Челюскину получить признание не довелось, многие факты о его рождении и смерти противоречивы и запутанны. Годы жизни —примерно 1704-1764. Есть источники, указывающие и на другие даты. Место рождения историки также называют неоднозначно, опираясь на разные архивные материалы. Тем не менее известно, что человек этот был дворянского происхождения, родился в Тульской губернии и отличался необычайной силы характером и несгибаемой волей.
Как дворянин, получив образование в Москве, в 1720-е годы Челюскин поступил на военную службу, став морским офицером Балтийского флота. В Петербурге он учился навигации и стал помощником штурмана. Затем обзавелся семьей и занимался обучением гардемаринов.
До подписания 17 апреля 1732 года указа о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга у Семена Челюскина была возможность хорошо зарекомендовать себя в качестве помощника штурмана и толкового моряка. Но взлета карьеры ожидать не приходилось — на руководящие посты во флоте при царице Анне Иоанновне принимали в основном иностранцев.
И в конце января 1733 года Семен Челюскин отправляется в Камчатскую экспедицию. Его произвели в штурманы и направили в Екатеринбург для подготовки судов, приспособленных к плаванию по рекам Сибири и Северному Ледовитому океану. Столкнувшись с местным бюрократизмом и волокитой, Челюскину пришлось проявить немало воли и упорства, чтобы с большим трудом добыть необходимое снаряжение.
Во второй Камчатской экспедиции, в 1733-43 годах, Челюскин работал в отрядах Василия Прончищева, с которым был дружен с юношеских лет, и Харитона Лаптева, в честь которого позднее назовут одно из северных морей России. В конце июня 1735 года отряд первопроходцев отправился в опасное плавание к берегам полуострова Таймыр, а спустя год Челюскин похоронил своего командира Василия Васильевича Прончищевых и его жену Татьяну (первую женщину — участницу полярной экспедиции) в вечной мерзлоте на берегах якутской реки Оленёк.
Исследования шли в суровых условиях заполярья. Северные походы тогда были крайне опасными предприятиями, с большой смертностью участников от цинги, заболеваний и несчастных случаев. Такой суровый опыт формирует и закаляет характер Челюскина, позволяет ему идти дальше, в ледяные края, куда еще не ступала нога человека.
В 1740 году Семен Челюскин снова собирает экспедицию на Таймыр. 13 июля того года исследовательское судно «Якуцк» отправляется в последний полярный поход. О том, как это было, может поведать единственный достоверный документ — путевой журнал, копия которого хранится в архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.
Спустя два месяца экспедицию заблокировало дрейфующими льдами на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. На лед сгрузили снаряжение и припасы. Смастерили сани и пошли к берегу, где построили две «юрты земляные». Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, команда во главе со своим штурманом, пережив болезни и голод, достигла зимовья. Людей спасли, но Семен Челюскин не собирался останавливаться. Вместе с казаками Фофановым и Гороховым, на собачьих упряжках он отправляется в северную часть полуострова, чтобы завершить его описание.
Морозы стояли до 50 градусов ниже ноля все три месяца, пока троица первопроходцев добиралась до устья реки Хатанги. В апреле 1742 года они вышли к мысу Святого Фаддея, там исследователи соорудили маяк и двинулись еще севернее, в совершенно неизведанные земли. Челюскин с особой тщательностью продолжал вести и записывать наблюдения.
20 мая (9 мая старого стиля) 1742 года собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Штурман Челюскин записал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Именно эта его запись в журнале станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина.
Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента. За время своих походов и экспедиций Семен Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров, и среди прочего открыл мыс, тогда показавшийся ему незначительной находкой.
Сто лет спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик Александр Федорович Миддендорф. Именно он предложил Русскому географическому обществу переименовать северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 года это название было внесено в международные карты, а в 1919 году тесно сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.
Сейчас на мысе Челюскина располагается полярная станция, и самый северный аэродром континентальной Евразии. Это одно из немногих мест на нашем материке, где средняя температура всех месяцев отрицательная.
Бревно как знак самой северной точки Евразии
20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя
Фамилия Челюскина у большинства жителей нашей страны ассоциируется со знаменитым пароходом ледового класса и эпопеей, связанной с его экспедицией и спасением участников после гибели судна. Тот, кто хорошо знает географию, вспомнит, что такое же имя носит самая северная оконечность Евразийского континента — мыс Челюскина. И лишь немногие скажут, что свое название и знаменитый пароход, и самый северный мыс получили в честь первооткрывателя этой точки — русского штурмана Семена Челюскина. Именно он 20 (9 по ст. ст.) мая 1742 года сумел добраться до безымянного еще мыса на северной оконечности полуострова Таймыр, тем самым навсегда и вписал свое имя в историю великих географических открытий и в историю России.
Недоросль из Навигацкой школы
Биографы Семена Челюскина по сей день спорят о том, в каком году он появился на свет. Наиболее вероятными считаются две даты – 1704 и 1707 годы. Получается, что в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году — это первая точная дата в биографии Челюскина — он явился в возрасте семи или десяти лет, и почти сразу же был зачислен в Школу математических и навигацких наук.
Портрет штурмана русского флота Семена Челюскина работы неизвестного автора, XVIII век.
Источник: http://stuki-druki.com
Зачисление в это учебное заведение, считающееся первым в российской истории специализированным инженерно-техническим и военно-морским заведением, стало поворотным моментом в судьбе будущего первооткрывателя. Однако его могло и не быть. по политическим причинам. Семья Челюскиных, или, как они писались до конца XVII века, Челюсткиных, была хорошо известна в Московском царстве, из нее вышло немало высокопоставленных придворных — воевод, «письменных голов», стольников и стряпчих. Должности головы, то есть фактически чина полковника, достиг дед будущего штурмана, Родион Матвеевич, который активно участвовал в карьере своего сына, Ивана Родионовича. Но именно с него и начались неприятности рода Челюскиных. После знаменитого стрелецкого бунта 1698 года фамилия оказалась в списке неблагонадежных. И если бы не потребность царя Петра I в новых морских кадрах и не способности недоросля Семена, неизвестно, сохранилась бы память о семействе Челюскиных в истории нашей страны.
А способности у мальчика оказались недюжинными. Поначалу, как удалось установить историку и биографу Валерию Богданову, он был определен в класс русской грамоты, основной задачей которого было выявление наиболее способных учеников и подготовка их к более серьезному обучению. Семен Челюскин сумел отлично зарекомендовать себя, и уже через три года его перевели в навигацкий класс — готовить к будущей морской службе. Обучение было серьезным: ученики осваивали алгебру и геометрию, географию и астрономию, учились ориентироваться по Солнцу, звездам и планетам. Позднее эта наука пригодится Семену Челюскину, когда он будет определять координаты мыса, сегодня носящего его имя.
Школу математических и навигацких наук Семен Челюскин окончил через семь лет, в 1721 году, когда ему было от четырнадцати до семнадцати лет от роду. Окончил и получил назначение на корабли единственного тогда российского флота, Балтийского, на должность навигатора.
Памятная доска на территории полярной станции «Мыс Челюскин» в честь открытия этой географической точки.
Источник: https://rusplt.ru
Надо сказать, что в петровские времена навигаторы и штурманы были на флоте сословием не слишком уважаемым, и останься Челюскин простым штурманом, вряд ли ему удалось добиться славы. Но судьба благоволила умному юноше. Хорошо проявивший себя на Балтике, особенно в таком непростом деле, как описание и составление карт Финского залива, подштурман Челюскин был отряжен обучать молодых учеников Навигацкой школы, прибывавших на практику.
А вскоре выпал ему счастливый случай: среди офицеров, участвовавших в подготовке Великой Северной экспедиции, затеянной императрицей Анной Иоанновной как продолжение предприятия Петра I, оказался бывший однокашник по Навигацкой школе лейтенант флота Василий Прончищев. По его протекции в списке офицеров и моряков, которые требовались для этого непростого путешествия, оказался и Семен Челюскин, причем имя его стояло в первых рядах — как опытного и старательного офицера-картографа. А когда все было уже утверждено, лейтенант Прончищев добился, чтобы его товарища зачислили к нему в команду. Ей предстояла непростая задача: исследовать северные берега России от Лены до Енисея. В те времена на картах эти места изображали как прямую линию, признавая, что никаких сведений о них попросту нет…
Несломленный Севером
Дорога к мысу, обессмертившему его имя, у Семена Челюскина оказалась куда как непростой и куда как печальной. На этом пути его ожидали серьезные потери, и одной из них стал его друг и покровитель, лейтенант Василий Прончищев. В 1736 году корабль «Якутск» с 45 членами экипажа, они же участники Великой Северной экспедиции, возвращался к месту зимовки в устье реки Оленек, где годом ранее зимовал перед броском на север. Многие участники плавания страдали от неизбежной в то время северной болезни — цинги. Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти.
Российская исследовательская полярная станция на мысе Челюскин.
Источник: https://geography-a.ru
Но ни это печальное событие, ни тяжелейший дрейф «Якутска» в 1740 году, который закончился гибелью корабля и почти восьмисоткилометровым пешим возвращением уцелевшей команды к месту зимовья, не остановили штурмана Челюскина. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».
Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова.
В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад.
Корабли «Вега» и «Лена» экспедиции Адольфа Норденшёльда салютуют мысу Челюскин, 20 августа 1878 года.
Гравюра художника Раймонда Ньюкомба.
Источник: https://commons.wikimedia.org
К концу марта температура поднялась настолько, что можно было тронуться в путь, уже не рискуя замерзнуть на первых же километрах пути. Тогда Семен Челюскин и отправился дальше в сопровождении двух солдат — Антона Фофанова и Андрея Прахова. На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра (о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал), у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей. В последний раз подстрелить хищника удалось за три дня до того, как отряд добрался до мыса, названного самим Челюскиным Восточным Северным.
Эта точка, на которой Челюскин оказался 20 мая 1742 года и широту которой он определил как 77°27’ северной широты, не произвела на измотанного моряка большого впечатления. В его записках встреча с нею описана так: «Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». И все. Так прозаически совершилось одно из самых крупных географических открытий XVIII века…
Доказательство Свердрупа
После Восточного Северного мыса Челюскин с товарищами повернули на запад, направляясь навстречу второй части экспедиции под руководством поручика Харитона Лаптева. Встреча состоялась спустя два месяца – 20 июля 1742 года. А уже осенью штурман Челюскин вернулся в Петербург, отчитался обо всех своих приключениях на Севере и вернулся к службе на Балтике. Он вышел в отставку в 1756 году в чине капитана третьего ранга, что считалось неплохим достижением для штурмана в то время. А через восемь лет умер, и могила его до сих пор неизвестна.
Шхуна «Мод» экспедиции Руаля Амундсена во льдах у мыса Челюскин, 1 мая 1919 года.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Но имя Семена Челюскина навсегда осталось вписанным в историю великих географических открытий. В 1842 году академик Александр Миддендорф стал вторым после штурмана Челюскина исследователем, побывавшим на Восточном Северном мысе, и именно тогда он высказал предложение переименовать его в мыс Челюскина. Идея встретила поддержку Русского географического общества, и на русских картах появился новый топоним. А в 1878 году он получил признание и за пределами России: название «мыс Челюскин» появилось на международных картах.
Шхуна «Фрам» экспедиции Фритьофа Нансена у мыса Челюскин, 9 сентября 1893 года.
Рисунок гуашью с фотографии Фритьофа Нансена.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Но прошло еще сорок лет, прежде чем удалось достоверно установить, что Семен Челюскин открыл самую северную оконечность Евразийского континента. В 1919 году экспедиция под руководством знаменитого полярного исследователя Руаля Амундсена на шхуне «Мод» шла Северным морским путем, и в сентябре оказалась зажата льдами у мыса Челюскина. Именно в это время участник экспедиции, известный шведский океанолог и метеоролог Харальд Свердруп с помощью современной аппаратуры уточнил координаты мыса — 77°43’ северной широты, чем и подтвердил, что это и есть самая северная точка Евразии.
Семён Челюскин – биография, информация, личная жизнь
Семён Иванович Челюскин
Семён Иванович Челюскин. Родился около 1700 года в Борищево Калужской губернии — умер в ноябре 1766 года. Русский полярный мореплаватель, путешественник и исследователь. Первооткрыватель крайней северной точки Евразии.
Семён Челюскин родился около 1700 года в селении Борищево Калужской губернии. Впрочем, ни точная дата ни место его рождения достоверно не известны. Так, по другим источникам он родился в 1704 году или даже в 1707-м году. Некоторые биографы допускают, что он мог родиться в уездном городе Белёве Тульской губернии.
Отец – Иван Родионович Челюскин.
Потомок старинного дворянского рода (во многих документах XVII в. их фамилия значилась как Челюсткины). Его предки были воеводами, стольниками и стряпчими. Его дед Родион Матвеевич дослужился до “головы” (чин полковника) московских стрельцов.
Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне.
В 1720-е годы нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. В 1721 Челюскин “получил аттестации в науке и в практике” и хорошо зарекомендовал себя в “штурманской должности и хорошем обхождении”.
С 1726 года служил на Балтийском флоте. В 1733—1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. Как участник экспедиции Беринга, Челюскин находился сначала в отряде Прончищева, а затем, после смерти последнего, в отряде Харитона Лаптева, под начальством которых и принимал деятельное участие в исследованиях побережья Северного океана от устья реки Лены до Енисея. На его долю выпала задача описать самую северную конечность Таймырского полуострова.
В 1735—1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736 года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк.
В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск.
В 1738—1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева.
В 1741—1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.
В феврале 1742 г. он прибыл в устье р. Хатанги, оттуда к маю месяцу дошел до мыса св. Фаддея. Отсюда, следуя на нартах по закраинам берега, начал опись. 7-го мая он достиг крайней северной точки — северо-восточного мыса, — которая и была им определена под 77°34′ с. ш. Затем, обогнув его, он спустился к югу, к устью р. Таймуры, где и присоединился к шедшему ему навстречу Лаптеву. Журнал его описи в извлечении, сделанном А. Соколовым, помещен в “Записках гидрографического департамента” за 1851 г., т. IX, стр. 58—64. Челюскин астрономически определил вышеупомянутый пункт и сделал обстоятельное геодезическое описание берега.
экспедиции Семёна Челюскина
Позже об этой экспедиции писал Михаил Ломоносов: «Сколь же мне сведомо, с востока от устья р. Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом».
Ломоносов создал в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный “Чукотский нос”. Хотя Ломоносов и Челюскин не смогли точно указать крайнюю северную точку Евразии. Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф. Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году): «Как бы то ни было, но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью. Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае».
Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты.
16 августа 1760 года уволен от службы в чине капитана 3-го ранга.
Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года. Место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.
«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае. вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки», – говорил о Челюскине русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф.
Семён Иванович Челюскин
Личная жизнь Семёна Челюскина:
Был женат на Аграфене Павловой.
В фондах Поместного приказа Госархива древних актов найдена челобитная жены Челюскина, датированная мартом 1765 года, обращенная к “Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне”: “бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало”.
В челобитной вдова Челюскина сообщала, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский р-н Тульской обл.), Алексинском (Тульская обл.), Перемышльском (Калужская обл.) и Белевском.
Память о Семёне Ивановиче Челюскине:
В честь Челюскина названа улица в городе Путивль;
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин;
Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин;
В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина;
В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым;
В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица;
В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица;
В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок;
В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина);
Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина);
Улица в г. Нежин (Украина);
В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка;
В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица;
В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA;
В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица;
В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд;
В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица;
В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок;
В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица;
В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Барнауле и Тюмени есть улица Челюскинцев;
В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Минск (Беларусь) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» назван парк;
В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица;
В городе Донецк(Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь назван переулок;
В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица.
Челюскин: на пути к северному краю мира
20 мая 1742 года русский моряк и исследователь Семён Иванович Челюскин достиг самой северной оконечности Евразии, которую через сто лет назовут в его честь — мыс Челюскин. Это не единственное место в России, связанное с Семёном Ивановичем. Несколько географических топонимов и множество улиц, названных в его честь. О жизни Челюскина известно немного, а та информация, что есть, противоречива.
Прежде всего с именем Челюскина связан мыс, сама северная оконечность полуострова Таймыр и всей Евразии. Челюскин открыл его в 1742 году во время полярного похода к ледяным водам Карского моря. Тогда этому открытию не придали большого значения и даже не удостоили награды первопроходца, но, как выяснилось позже, Челюскин первым достиг и описал самую северную часть Евразии. Этому открытию предшествовали другие, не менее опасные экспедиции на русский север. Опасные и суровые — выжить в этих условиях людям из более тёплых краёв тяжело. Для этого надо обладать железной силой духа. Точно как у Семёна Ивановича. Воля Челюскина как раз и закалялась в предыдущих походах на север. Хотя, очевидно, человек он был необычный с детства.
Поскольку при жизни Семену Ивановичу Челюскину получить признание не довелось, многие факты о его рождении и смерти противоречивы и запутанны. Годы жизни — примерно 1704 — 1764. Есть источники, указывающие и на другие даты. Место рождения историки также называют неоднозначно, опираясь на разные архивные материалы. Тем не менее известно, что человек этот был дворянином, родился в Тульской губернии и отличался необычайной силы характером и несгибаемой волей.
Как дворянин, получив образование в Москве, в 1720-е годы Челюскин поступил на военную службу, став морским офицером Балтийского флота. В Петербурге он учился навигации и стал помощником штурмана. Затем обзавелся семьей и занимался обучением гардемаринов.
До подписания 17 апреля 1732 года указа о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга у Семена Челюскина была возможность хорошо зарекомендовать себя в качестве помощника штурмана и толкового моряка. Но этому не суждено было случиться: на руководящие посты во флоте при царице Анне Иоанновне принимали в основном иностранцев.
В конце января 1733 года Семен Челюскин отправляется в Камчатскую экспедицию. Он был произведён в штурманы и направлен в Екатеринбург. Там ему предстояло подготовить суда, приспособленные для плавания по рекам Сибири и Северному Ледовитому океану. Местные бюрократизм и волокита стали первым испытанием для силы воли Челюскина в этом походе. Он с трудом добыл необходимое снаряжение для экспедиции.
Во второй Камчатской экспедиции, в 1733 — 43 годах, Семёну Челюскину довелось поработать в отрядах Василия Прончищева. С ним Челюскин был дружен с юношеских лет. Также случилось Семёну Ивановичу побывать под началом Харитона Лаптева, в честь которого позднее назовут одно из северных морей России. В конце июня 1735 года отряд первопроходцев отправился в опасное плавание к берегам полуострова Таймыр. Спустя год Челюскин похоронил своего командира Василия Васильевича Прончищевых и его жену Татьяну (первую женщину-участницу полярной экспедиции) в вечной мерзлоте на берегах якутской реки Оленёк. Это была не единичная смерть. От суровых условий погибали многие: болезни, цинга, в частности, несчастные случаи тоже были нередки. Всё это закаляло характер Семёна Челюскина.
В 1740 году Семен Челюскин снова собирает экспедицию на Таймыр. 13 июля того года исследовательское судно «Якуцк» отправляется в последний полярный поход. О том, как это было, рассказывает единственный достоверный документ — путевой журнал, копия которого хранится в архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.
Экспедицию спустя два месяца ждало новое несчастье — судно заблокировали дрейфующие льды на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. На лёд перенесли снаряжение и припасы, соорудили сани и пошли к берегу. Там построили две «юрты земляные». В них — ожидание до тех пор, пока не был установлен зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, команда во главе со своим штурманом, пережив болезни и голод, достигла зимовья. Людей спасли, но Семен Челюскин не собирался останавливаться. Вместе с казаками Фофановым и Гороховым, на собачьих упряжках он отправляется в северную часть полуострова, чтобы завершить его описание.
Пока три первопроходца добирались до устья реки Хатанги, морозы не думали сдавать — все три месяца температура не поднималась выше 50 градусов. В апреле 1742 года они вышли к мысу Святого Фаддея, там исследователи соорудили маяк и двинулись еще севернее, в совершенно неизведанные земли. Челюскин с особой тщательностью продолжал вести и записывать наблюдения.
20 мая (9 мая старого стиля) 1742 года собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Штурман Челюскин записал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Именно эта его запись в журнале станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина.
Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента. За время своих походов и экспедиций Семен Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров, и среди прочего открыл мыс, тогда показавшийся ему незначительной находкой.
Назвать мыс в честь Челюскина предложил российский академик Александр Федорович Миддендорф. Он первый после первопроходцев спустя 100 лет путешествовал по Таймыру. С 1878 года это название было внесено в международные карты, а в 1919 году тесно сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.
Сейчас на мысе Челюскина располагается полярная станция, и самый северный аэродром континентальной Евразии. Это одно из немногих мест на нашем материке, где средняя температура всех месяцев отрицательная.
Мыс Челюскина. Фото, где находится на карте России, история, кто открыл
Достигнут впервые участником 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции штурманом С. И. Челюскиным вместе с казаками Фофановым и Гороховым в 1742 году (в «Очерках по истории географических открытий» спутники Челюскина названы солдатами Антоном Фофановым и Андреем Праховым [1] ). К 100-летию экспедиции мыс был переименован Русским географическим обществом из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин.
В 1878 мыс Челюскин посетил шведский исследователь Арктики Норденшельд, а в 1893 — норвежский исследователь Нансен смог первым обогнуть его.
В 1932 году экспедицией Арктического Института под руководством Рудольфа Самойловича на ледоколе «Семён Дежнев» на мысе Челюскин сооружена полярная станция. Вторую зимовку возглавил И. Д. Папанин, расширив станцию до обсерватории.
В настоящее время станция называется радиометеорологическим центром, где зимуют от 8 до 10 человек. Построен ряд жилых зданий и научных павильонов. Часть зданий брошены и не эксплуатируются. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин», который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, обслуживается военными.
2 октября 2009 года из посёлка Хатанга на мыс Челюскина в сопровождении миссионерской группы епархиального духовенства прибыл архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний для установки поклонного креста. По завершении церемонии водружения архипастырь отметил сугубый церковно-патриотический смысл этой, проведённой совместно с руководством Таймыра, акции [2] :
![]() |
Крест на берегу Северного Ледовитого океана воздвигнут, дабы явственно было видно и на самых северных рубежах России: это — наше православное государство | ![]() |
География
Мыс Челюскина расположен на севере полуострова Таймыр (Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край, Россия) и омывается проливом Вилькицкого. До ближайшего берега острова Большевик — 53 км. Глубина вод у мыса до 10 метров. Высота суши менее 10 метров, берег обрывистый. С запада мыс омывает бухта Спартак.
На мысе расположена полярная станция Челюскин.
Климат
Климат мыса Челюскина — арктический, очень суровый. Средняя температура июля и августа (самых тёплых месяцев) составляет +1 °C, а средний минимум всегда ниже нуля.
Зима очень суровая и длительная. Снег лежит 10-11 месяцев в году (и может лежать даже круглый год, т.е к следующей зиме прошлогодний снег не успевает растаять). Самый холодный месяц – февраль.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Продолжаем изучать интересные темы январского стола заказов. Вот что пишет нам aleks18771
“Можно сделать серию про крайние точки России. Например найти восточную и западную не сложно.
Где Южная походу не знает ни кто. Во всяком случае в интернете пока толком никто не пишет.”
Ну что же, давайте пойдем искать точки ..
Россия расположена на севере материка Евразия, занимает около трети его территории (31,5%). Крайняя северная и восточная точки материка являются одновременно и крайними точками России. Страна находится в двух частях света и занимает восточный сектор Европы и северную часть Азии. Россия омывается морями трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого.
Граница между Европой и Азией в пределах России проведена по Уральским горам и по Кумо-Манычской впадине. К Европе относится лишь немногим более 1/5 площади страны (около 22%). При этом часто под Европейской территорией России подразумевают всю территорию, лежащую западнее Урала (около 23% площади). В любом случае на долю азиатской части России приходится свыше 3/4 территории страны. Через остров Врангеля и Чукотку проходит 180-й меридиан, следовательно, восточная окраина России лежит в Западном полушарии. Географический центр России расположен в Красноярском крае, Эвенкийском автономном округе на озере Виви. В Туве, близ Кызыла, находится центр Азии.
Российская Федерация является самым крупным по размерам территории государством мира, площадь страны составляет 17 млн 75 тыс. 400 км2 (одна восьмая часть территории мира). Площадь России в 1,7 раза больше площади Европы и в 1,8 раза больше площади США, в 2 раза больше площади КНР и в 29 раз больше площади крупнейшего европейского государства — Украины.
Крайняя северная точка
Крайняя северная точка России на материке находится далеко за полярным кругом на мысе Челюскин (77° 43′ с.ш.).
Мыса Челюскин, который является самой северной точкой полуострова Таймыр и материка Евразия, человек впервые достиг в 1742 году. Тогда экспедиция во главе с Семеном Ивановичем Челюскиным назвала мыс Восточно-Северным. Она проходила в рамках Великой Северной экспедиции, которая была одобрена Адмиралтейств-коллегией, считавшей, что необходимо подробно исследовать север России от Печоры до Чукотки и сделать описание тех мест. В честь Семена Челюскина, полярного мореплавателя и исследователя севера России, мыс назвали уже в 1842 году, когда отмечали столетие его экспедиции.
Путевой журнал Челюскина, в котором он делится впечатлениями о своем путешествии на собачьих упряжках, трудном пути, проделанном им с товарищами, и их прибытии на мыс, до сих пор хранится в Петербурге, в архиве военно-морского флота.
Самая северная точка полуострова Таймыр отличается суровым климатом. Зима здесь стоит круглогодично, снег практически не тает, и температура в июле и августе обычно не превышает +1С°.
Вторым человеком, побывавшим на этом мысе, стал геологи и географ из Швеции Нильс Норденшельд. Третьим был норвежец Фритьоф Нансен, который 9 сентября 1893 года проплыл мимо мыса Челюскин в сильную снежную бурю на судне «Фрам».
В настоящее время станция называется радиометеорологическим центром, где зимуют от 8 до 10 человек. Построен ряд жилых зданий и научных павильонов. Часть зданий брошены и не эксплуатируются. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин», который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, обслуживается военными.
В 1932 году на мысе была обустроена полярная станция, к которой позже добавили обсерваторию. Сейчас станция переведена в статус метеорологической. На ней постоянно зимуют около 10 человек. Связь с большой землей и цивилизацией обеспечивает аэродром «Мыс Челюскин» с вертолетной площадкой.
И еще одна островная точка: мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земли Франца-Иосифа расположен еще севернее — 81° 49′ с.ш., расстояние от мыса Флигели до Северного полюса составляет всего 900 км.
Остров Рудольфа — самый северный из островов Земли Франца-Иосифа. Мыс Флигели на острове — самая северная точка суши, принадлежащая Российской Федерации, одновременно самая северная точка Европы. Остров административно принадлежит Архангельской области. Площадь 297 км². Почти полностью покрыт ледником.
Остров, как и весь архипелаг Франца-Иосифа, открыт в 1873 австро-венгерской экспедицией исследователя Ю. Пайера, был назван по имени Рудольфа, кронпринца Австрии. В 1936 году на острове была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжелых четырёхмоторных самолета АНТ-6 доставили папанинцев на вершину мира.
Метеорологическая станция на острове Рудольфа была открыта в августе 1932 года в рамках программы Второго Международного Полярного года. На первую зимовку остались 4 человека во главе с Н.Ф.Балабиным. Через год станцию законсервировали, и вновь работы продолжились летом 1936 года. Изначально станция была оборудована как база для воздушной экспедиции 1937 г. на Северный полюс. Вблизи станции и на ледяном куполе острова были оборудованы аэродромы. В период с апреле 1942 г. до 1947 года – вновь была законсервирована. Последний период работы 1947-1995 годы.
Крайняя южная точка
По первой версии крайняя южная точка расположена юго-западнее горы Базардюзю в восточной части Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа, на границе Дагестана и Азербайджана. Широта точки составляет 41° 11′ с.ш. Расстояние между крайними северной и южной точками превышает 40° по меридиану, а северная материковая точка удалена от южной на 36,5°. Это составляет чуть более 4 тыс. км.
Во всех справочниках указывается – Базардюзю (4 466 м*) — высшая из горных вершин Республики Дагестан и соседнего Азербайджана. 41°13′16″ с. ш. 47°51′29″ в. д.
Однако есть и другая версия: Крайний южный изгиб границы между РФ и Азербайджаном находится в нескольких километрах к юго-западу от пика Базардюзю. К южной точке России ближе находится гора Рагдан (41°12′ с.ш.) А аул Куруш самый южный населенный пункт.
Вершина слева – Базардюзю, справа – Рагдан
Долина Усухчая уникальна в части обладания эпитетами «самый», «самое», «самая». Здесь находится самый восточный ледник Дагестана — Тихицар. И самый южный ледник Дагестана и России — Чарын также лежит в бассейне реки. Рядом с ледником Чарын возвышается гора Рагдан — самая южная точка Российской Федерации. Одной из самых протяжённых и высоких скальных стен Кавказа является Западная стена Ерыдага — гордость наших альпинистов-стенолазов. Наконец, самая высокая вершина Дагестана — Базардюзи (4466 м) также примыкает к долине Усухчая. Можно отметить ещё один природный феномен долины. С гребня Ерыдага срывается на глубину до 300 метров водопад Чараур, самый высокий в Дагестане.
К южной точке России ближе находится гора Рагдан (41°12′ с.ш.), но ее можно найти только на крупномасштабных картах.
Такая протяженность территории с севера на юг в сочетании с широтным положением определяет неравномерное поступление тепла на поверхность страны и формирование в ее пределах трех климатических поясов (арктического, субарктического и умеренного) и десяти природных зон (от арктических пустынь до пустынь умеренного пояса). Основная часть территории России находится между 70 и 50° с.ш. Около 20% территории лежит за Северным полярным кругом. Площадь районов Севера составляет 10 млн км2, в этом отношении аналогом может служить только Канада.
Крайняя западная точка
Крайняя западная точка России расположена в Калининградской области на песчаной Балтийской косе Гданьского залива Балтийского моря на 19° 38′ 30″ в.д. Но в связи с тем, что Калининградская область отделена от остальной площади России территорией других государств и является анклавом, крайняя западная точка превратилась в своеобразную «островную» точку.
Называют еще западную точку компактной части России, то есть без учета Калининградской области, — в Псковской области, чуть севернее стыка границ Эстонии, Латвии и России (27°17′ в.д.).
Крайняя восточная точка
Крайняя восточная точка России на материке находится на мысе Дежнёва (169° 40′ з.д.) — Остров Ратманова в Беринговом проливе расположен еще восточнее — 169° 02′ з.д.
Мыс Дежнева , одно из самых брутальных мест Чукотского полуострова. Здесь скалы громоздятся одна на другую, часто бывают туманы и постоянно дует пронизывающий ветер. От этой точки до крайней западной точки Америки – мыса принца Уэльского – 86 километров.
Несмотря на удаленность от цивилизации, в этих местах есть достопримечательности. Маяк имени Семена Дежнева и старинный крест, установленный рядом, заброшенный поселок китобоев XVIII-XX веков – Наукан (его расформировали при советской власти). Впрочем, те, кто забираются в эти края, едут чтобы посмотреть на уникальную фауну: здесь расположены бесчисленные птичьи базары, есть моржовое и тюленье лежбище, весной можно увидеть белых медведей с медвежатами. Иногда совсем рядом с берегом проплывают касатки и серые киты.
Семен Иванович Дежнев в 1648 году обогнул Чукотский полуостров с севера и доказал, что из Европы в Китай можно добраться и через северные моря. Он на 80 лет раньше Витуса Беринга прошел через пролив, отделяющий Америку от Евразии, но про русских первопроходцев в Старом Свете тогда мало что знали. Поэтому слава досталась Берингу.
Однако в 1879 году, восстанавливая справедливость, шведский исследователь Арктики Нильс Норденшельд назвал крайнюю восточную точку Евразии – мыс Дежнева, именем русского мореплавателя. До этого времени мыс назывался Восточным.
Как добраться: ближайший поселок Уэлен расположен в 10 километрах от мыса Дежнева, а ближайший аэропорт находится в бухте Провидения, куда летают самолеты из Анадыря.
Остров Ратмановаимеет неправильную форму (в длину примерно 9 км, в ширину – 5 км) и площадь около 10 кв. км; практически это большая скала с плоской вершиной. Всего лишь в 4 км 160 м расположен остров Крузенштерна (бывший Малый Диомид), площадью около 5 кв. км, который принадлежит США. Тут же имеется скала Фэруэй. Имя Диомида этому архипелагу дал Витус Беринг, который на боте «Святой Гавриил» подошёл к большому острову 16 августа 1728 году в день святого Диомида. Но ещё до этого названия остров Ратманова уже имел имя – Имаклик (в переводе с эскимосского – «окружённый водой»), которое ему дали эскимосы, жившие на нём более двух тысяч лет. Кстати, остров Крузенштерна (бывший Малый Диомид) эскимосы называли Ингалик, что означает «противоположный».
История же с получением островом имени Ратманова такова. В 1816 году известный мореплаватель Отто Коцебу, исследуя Берингов пролив, по ошибке насчитал в архипелаге Диомида не три (как было нанесено на карте ещё с 1732 года), а четыре острова. «Вновь открытому» острову он решил дать имя своего сослуживца – морского офицера Макара Ратманова, с которым принимал участие в кругосветной экспедиции несколькими годами ранее. Когда ошибку обнаружили, решили оставить имя Ратманова на карте, и с середины ХIХ века Большой Диомид поменял своё название.
Западный (большой) – остров Ратманова
Остров — как двускатная крыша, с обширным более пологим северным склоном. С юга на север, как бы прогибая его посередине, течет речка с топкими берегами, а ближе к приподнятым краям начинаются россыпи голых камней и причудливые останцы. Южный скат меньше, но круче. Останцы на нем многочисленнее и обрывистые берега выше. Место стыка обоих скатов образует маленький хребет, высшая точка которого так и называется — гора Крыша. Остров занимает ключевое положение на границе Азии и Северной Америки и двух океанов — Тихого и Ледовитого. С него просматривается огромная акватория. На десятки километров на запад, север и восток легко проследить перемещения морских животных и перелеты птиц.
На островах жили смелые мореходы-эскимосы инупик. Через них шла меновая торговля азиатских и американских эскимосов, они были в центре всех событий Северного Бёрингоморья и, создавая свою культуру, многое восприняли от культурных традиций, уже существовавших на обоих материках. В 1948 году с началом холодной войны между СССР и США жителей острова отселили на материк.
Сейчас на острове Ратманова стоит российская пограничная застава. На острове Крузенштерна имеется посёлок с населением в 600 человек. Между этими островам проходит российско-американская граница, а также международная линия смены дат. Попасть на остров Ратманова не просто сложно, а архисложно. И не только потому, что это фактически государственная граница, но ещё и по погодным условиям – 300 дней в году остров окутан густым туманом. Самый короткий путь: из Анадыря вертолетом через св. Лаврентия. Но это только после получения разрешения от СВРПУ. Но оно того стоит!
Расстояние между западной и восточной окраинами России составляет 171° 20′ или почти 10 тыс. км. При огромной протяженности территории с запада на восток изменяется степень континентальности климата, что влечет за собой проявление секторности в изменении природы. В пределах Российской Федерации находится 10 часовых поясов.
Высшей точкой России является гора Эльбрус (5642 м), расположенная в Карачаево-Черкесской Республике на границе с Кабардино-Балкарской Республикой. Наименьшая абсолютная высота отмечена на Прикаспийской впадине ( — 28 м).
Вот мы и обошли нашу родину-матушку Россию вокруг 🙂
А вот тут интересный рассказ жителя ОСТРОВА БЕРИНГА
Источники:
http://rusplt.ru/wins/otkryitie-myisa-chelyuskin-25032.html
http://histrf.ru/biblioteka/b/brievno-kak-znak-samoi-sieviernoi-tochki-ievrazii
http://stuki-druki.com/authors/Chelyuskin-Semen.php
http://diletant.media/articles/35718699/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2280
http://masterok.livejournal.com/636137.html
http://tonkosti.ru/%D0%9C%D1%8B%D1%81_%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%8B