Набережная Обводного канала, Санкт-Петербург. Фото, история, экскурсии

Обводный канал

По набережной Обводного канала не бродят толпы туристов, здешняя архитектура мало похожа на столичную роскошь. Самая длинная рукотворная водная артерия Санкт-Петербурга соединяет речку Екатерингофку (фактически — акваторию морского порта) с Невой. Канал прорыли с целью доставки грузов минуя центр города. Подобные сооружения в 18-19 веках выполняли ту же роль, что сегодня окружные автодороги. В то время местность еще не была застроена, однако постепенно берега заняли разные промышленные предприятия, спускавшие в канал отходы производства.

Старожилы еще помнят мрачноватую шуточку: «Как найти Обводной канал? — Идите на запах. ». Сегодня она уже неактуальна.

Немного мистики

Таинственная аура роднит набережную Обводного канала с Медным всадником и Петропавловкой. Рассказывают, что задолго до основания города где-то в этом районе было древнее языческое капище, разрушенное шведским воинским отрядом. Перед смертью главный волхв проклял захватчиков и предрек, что все они утонут в болоте. В 1923 г. при строительстве теплотрассы рабочие наткнулись на несколько гранитных надгробий со скандинавскими рунами. Во избежание кривотолков их распилили на поребрики, а скелеты просто выбросили на свалку. С тех пор, как говорят, самоубийства здесь стали обыденностью.

Прогулка вдоль набережной

Александро-Невская Лавра

Канал начинается от Невы рядом с Александро-Невской Лаврой, учрежденной Петром I. На набережную выходит строгий фасад Духовной академии. Сразу за ней русло расширяется почти вдвое и протока ведет в так называемый бассейн, который, по идее, должен был собирать излишек воды и спасать город от наводнений. Но надежды не оправдались, все равно пришлось строить дамбу.

Арт-пространство «Ткачи»

В пятиэтажном промышленном здании середины 19 века под № 60, расположился крупнейший лофт Санкт-Петербурга. Первый и второй этажи занимают магазины сувениров, картин и одежды отечественных дизайнеров, винтажного секонд-хенда. Третий уровень отведен под интерактивные квесты, наверху расположены лекторий, выставочные залы и книжный магазин «Борхес». [Оф. сайт].

Газгольдеры

Чуть дальше, под № 74 высится огромный кирпичный цилиндр, а правее еще три, поменьше. В них когда-то хранился запас светильного газа для уличных фонарей. Здание считается памятником промышленной архитектуры, сейчас в нем размещается креативное пространство Люмьер-холл ([оф. сайт]). Во втором газгольдере открыт бар-клуб «Башни» с живой музыкой, любимое место сбора питерских байкеров.

Церковь Воскресения Христова

Храм на набережной Обводного канала, 116 построен в 1908 г. на деньги, собранные членами Всероссийского общества трезвости.

В народе церковь получила прозвище «с бутылочкой» за характерную форму колокольни.

В 1930 г. ее закрыли, по традиции сделали складом, богослужения возобновлены в 1990 г.

Вокзалы

В реконструированном и перестроенном здании бывшего Варшавского вокзала, закрытого в начале нынешнего века, расположен ТРК «Варшавский экспресс». За небольшим сквером высится фасад Балтийского вокзала, откуда отправляются электрички в Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Лугу и Псков. Рядом находится Музей железных дорог России с обширной коллекцией паровозов, тепловозов и вагонов. Особенно интересны редкие платформы с орудиями большого калибра.

Красный треугольник

Огромное мрачное здание под № 134 — некогда знаменитый завод резинотехнических изделий. Галоши, сделанные здесь, носила вся Россия, а потом и Советский Союз. Ныне предприятие закрыто и практически заброшено, помещения сдают под офисы и склады, большинство цехов пустует. Зрелище впечатляющее и грустное, многие стекла выбиты, но жизнь постепенно возвращается и сюда.

Практическая информация

Местоположение: между реками Екатерингофкой и Невой.

Как добраться: на метро до ст. «Обводной канал», «Балтийская»; автобусами №№ 5М, 5МБ, 65, 70, 74, 76, маршрутными такси К67, К124, К404.

Обводный канал

Обводный канал считается самым крупным каналом в Санкт-Петербурге, который образовался искусственным путем. Начинается он от Невы в том районе, где располагается Александро-Невская Лавра и течет до реки под названием Екатерингофка.

По протяженности он составляет 8.08 км, в то время как ширина его достигает 42 метра в восточном направлении канала, а средней шириной можно считать примерно 21 метр. Глубина относительно не большая, если сравнивать его с другими его собратьями – до 2 метров.

Обводный канал является «отцом» для впадающих в него рек, таких как Монастырка с правой стороны, а также Волковка, протекающая слева.

Так повелось, что Обводный канал стали считать условной границей той части города, которая является исторической. С южного его берега располагается гораздо больше объектов культурного и исторического наследия, нежели с северной стороны, которая и считается историческим центром.

История Обводного канала

История создания канала восходит к 1766 году, когда по документам Комиссии для благоустройства города планировалось «присовокупляющиеся к городу предместия к ограничению от выгонов, вокруг обвести каналом шириною в 4 и 5 сажень». Этот документ положил начало созданию Обводного канала.

Изначально в предназначение канала входила функция городского рва, который должен был служить таможенным, а также пограничным целям. Он был прорыт между Лиговским каналом и Екатерингофкой.

Строительство канала началось в 1769 году и продолжалось довольно таки долгое время – до 1780 года. Проектом руководил опытный инженер Л.Л. Карбонье.

На заставах, которые располагались на главных магистралях, работал паспортный контроль, а кроме того, здесь проводился досмотр разнообразных товаров и грузов.

Важно отметить, что в те времена этот ров был в некотором роде «защитником» города от различных эпидемий, которые тогда были распространены.

В то время каналу было присвоено имя Городского канала, но это было не единственное его имя. Так, его еще величали Городовым каналом, каналом, который ограничивал город, а также Новым каналом. Одним словом, в тот период он еще не имел устоявшегося официального названия.

И только с приходом к власти Александра I начался второй и самый главный этап в строительстве Обводного канала. Здесь государь повелевал построить своего рода транспортную магистраль, которая бы соединяла Неву со взморьем, причем не доходя до ее дельты и до городского центра. Таким образом, был сооружен канал, определяющей функцией которого было «обводить» город с южной стороны, а также служить его границей.

Впоследствии само предназначение канала, как его называли в городе, перевоплотилось в его название, которое и дошло до наших дней.

1805 год становится для Обводного канала началом строительства прокладки участка, находившегося с восточной стороны. Кроме того, по проекту инженера И.К. Герарда началось углубление, а также расширение уже существующего русла.

В конце октября 1833 года произошло торжественное открытие Обводного канала как места для судоходства.

В советский период началось обновление всех мостов, которые были перекинуты через Обводный канал, ведь на тот момент все они были изготовлены из дерева. Мосты строились по новым современным технологиям, отвечающим всем тогдашним стандартам качества. Помимо этого, в то время начали обихаживать и расширять берега канала, начались постройки архитектурных комплексов, которые являлись великолепным оформлением набережной Обводного канала.

Обводный канал в настоящее время

На сегодняшний день можно сказать, что историческое предназначение канала практически утрачено, ведь он порядком обмелел, и как следствие большим суднам сложно проходить по таким водам, в связи с чем судоходство затруднено, за исключением судов малых размеров и с малой осадкой, которые могут провозить небольшие грузы.

Обводный канал собрал по всей своей протяженности два железнодорожных, пятнадцать автомобильных мостов, а также шесть пешеходных мостов, многие из которых имеют свою определенную историческую ценность.

Водная транспортная магистраль как основное предназначение канала была утрачена, со временем превратившись в автотранспортную.

Обводный канал – это рабочее сердце Санкт-Петербурга, без которого невозможно было бы полностью понять всю ту богатую и насыщенную событиями историю города.

Достопримечательности Обводного канала

Набережная Обводного канала начинается в районе, где располагается Александро-Невская Лавра. Здесь находятся Хлебные амбары, которые знамениты своей исторической ценностью, ведь построены они были еще в 19 веке.

Кроме того, прогуливаясь в этом районе по набережной канала, можно увидеть старейший памятник классицизма, коим является здание, состоящее из трех этажей, где ранее располагалась Духовная Академия. В настоящее время в этом здании находится Ленинградский техникум физкультуры и спорта.

Стоит отметить, что особой красоты и изящества на набережной Обводного канала можно и не встретить, потому что он знаменит несколько иными вещами. Так, здесь расположились старые здания, имеющие богатую и интересную историю, в которую хочется погрузиться с головой. Например, дом под номером 91, где находится старейшая типография, которая носит имя первого российского печатника И. Федорова. Популярность этому учреждению принес талантливый художник А.Н. Лео, который известен тем, что сотворил Герб России, а также написал иллюстрации к великому роману «Евгений Онегин».

Одним словом, здесь есть что посмотреть, а главное – узнать и задуматься о том, как все это создавалось, как строилось.

Страшная легенда

По некоторым данным в 1923 году, когда производились строительные работы теплотрассы, в том месте, где река Волховка впадает в Обводный канал, обнаружили плиты из гранита, которые имели неизвестного рода надписи, а что самое интересное – под этими самыми плитами находились древние скандинавские захоронения, относящиеся к 11-12 векам.

Не принимая в серьез всей ситуации, эти плиты было решено использовать как поребрики в строительстве дороги, находящейся на Лиговском проспекте. Кроме того, человеческие останки были увезены на свалку.

И вот с этого времени именно на том месте начали происходить самоубийства, причем в определенной последовательности. Так, трагедия совершалась 1 раз за десятилетие.

В 1923 году погибло 89 человек, которые по неизвестным причинам бросились в воду, а в 1933 – уже 107 человек.

Те уникальные личности, которым удалось выжить, рассказывают, будто их манил в воду неизвестного происхождения голос, которому они не могли не подчиниться.

На сегодняшний день эту легенду знают множество людей, как проживающих в Петербурге, так и вновь прибывших в Северную столицу, но статистика по самоубийствам сейчас не известна.

Одним словом, каждый сам решает, верить ему в это или нет, но стоит помнить, что просто так никто бы не начал говорить об этих происшествиях.

Полное копирование материалов сайта запрещено. Частичное копирование (не более 30%) разрешено с указанием активной ссылки на страницу материала.

Отзыв: Экскурсия по Обводному каналу (Россия, Санкт-Петербург) – На ОБВОДНОМ ЕСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ, которые не подарят вам именитые реки Петербурга!

Эта замечательная историческая водная магистраль попросту называется Обводным каналом. Её отличие от других рек, на которых расположен Петербург, в том, что это искусственное сооружение. В прошлые века канал назывался Загородным и окончательно прорыт от реки Невы у Александро-Невской лавры в исторической центральной части города и до реки Екатерингофки практически в нынешнем Кировском районе для обслуживания старинных промышленных предприятий: источник воды, стоки воды, перевозка сырья и готовых изделий. В 1830 году Загородный канал являлся собственно южной границей Петербурга.

Вы можете совершить бесплатную экскурсию по Обводном каналу вместе с этой турфирмой или самостоятельно. Удобнее всего двигаться по одному берегу канала в любом направлении, а возвращаться по другому, так вы никогда не заблудитесь)

В отличие от набережной Фонтанки, набережной Невы и др. рек у Обводного канала заведомо высокие парапеты и берега, поэтому визуально уровень воды низкий и плеск волн не так романтично наблюдать.
Это сделано и для защиты о наводнений, и потому, что Загородный канал в 18 веке являлся оборонительным объектом с высоким валом на стороне города, и потому что канал обмелел. Тем не менее виды на Обводном великолепны, загадочны, атмосферны в любое время года:

Сейчас глубина Обводного всего около 4 метров. К сожалению, его воды загрязнены стоками, особенно ниже по течению. За каналом не следят как должно ((, это электрические провода, упавшие в воду со столба:

НО НА ОБВОДНОМ ЕСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ, которые не подарят вам именитые реки Петербурга! Это мои любимые “туннели”, проходы сквозь дома на четной стороне набережной. Ниже проход, расположенный на перекрестке со Старо-Петергофским проспектом:

Ниже на фото проход через дом на набережной Обводного канала недалеко от Храма Воскресения Христова:

А это сам действующий храм, построен в 1904–1908 стараниями Всероссийского Александро-Невского общества трезвости! В подвале храма располагалась типография, которая печатала газеты и брошюры о вреде пьянства и алкоголизма, а трезвенническое движение имело хождение по всей России. Я сказал, что храм Воскресения Христова действующий. я посетил его, он великолепен! огромен! необычен! но впечатление портит прямо на входе справа сидящий служащий – в роли охранника и хозяина – южной национальности однозначно другой религии:

На Обводном канале расположен заброшенный ныне завод Красный треугольник, который отсчитывает свою историю с 1860 года, когда один предприимчивый немец стал представителем американской компании галош не только у себя на родине, но и приехав в отсталую Россию. Так родилось Товарищество российско-американской мануфактуры Треугольник:

Ну а в России не может же что-то быть просто треугольником или квадратом. Если треугольник, то красный, особенно после 1917. Если квадрат, то черный. Корпуса завода Красный треугольник тянутся и тянутся на протяжении больше километра по набережной Обводного канала:

Сами по себе здания Треугольника являют собой памятник так называемой красно-кирпичной архитектуры. Огромный тротуар вдоль этой стороны набережной Обводного канала вплоть до Старопетергофского проспекта, как я заметил, раз в 5 шире, чем противоположный тротуар нечетной стороны набережной и был изначально рассчитан на огромную проходимость для рабочих Треугольника и на выезд конных повозок, а затем машин из его ворот.

Это вид на Обводный канал с Ново-Калинкина моста в сторону реки Екатерингофки. Слева купола Храма богоявления на Гутуевском острове:

А справа историческое здание бумагопрядильной мануфактуры с пожарной каланчой, построенное на берегу канала в 1835 году:

Ниже на фото памятник истории и культуры Лермонтовский мост через Обводный, с львиной оградой:

А внизу утки “борются” с течением. Можно подумать, что и правда борются:

На самом деле это гидромассаж, им нравится перебирать лапами возле опор моста, где течение усиливается. Когда надоедает, они отклоняются в сторонку и конечно. ждут вкусненького от жителей и туристов! По течению воды под мостом сразу видно направление течения канала – от центра в сторону Екатерингофки.

ПРО ДРУГИХ МАЛОИЗВЕСТНЫХ ЛЬВОВ города читайте отзыв Ищем львов Петербурга !!

Обводный канал

Обводный канал считается крупнейшим в Санкт-Петербурге. Его протяженность – более восьми километров, ширина в восточной части составляет 42 метра, а средняя равняется 21 метру. При этом глубина остается относительно небольшой на всей протяженности – порядка двух метров. Канал был создан искусственным образом. Он выходит из Невы около Александро-Невской лавры, а его конец входит в реку Екатерингофка. Вокруг Обводного канала ходит множество легенд, из-за которых он снискал не самую лучшую славу.

Содержание:

История создания

П роект Обводного канала появился в 1766 году, а к строительству приступили три года спустя. Процессом на протяжении 11 лет руководил Л. Карбонье. Под его началом был создан участок от Екатерингофки до Лиговского канала. В XIX веке строительство продолжил И. Герард, он создал восточную часть канала, а также углубил и расширил его.

Торжественное открытие состоялось в 1833 году. Тогда канал был судоходным. Сегодня это предназначение почти полностью утрачено, поскольку канал значительно обмельчал, и крупные суда не могут проходить по нему. Здесь могут проплывать только небольшие корабли, перевозящие негабаритные грузы.

Обводный канал известен в первую очередь благодаря жутковатой легенде о самоубийствах. Однако с проектом было что-то «не так» еще до первых утопленников. Когда строительство только начинали, в 1803 году, наемные работники и солдаты отказывались трудиться дальше под предлогом того, что это место «нехорошее».

В 1913 году из вод канала достали расчлененное тело мужчины. Как выяснилось позднее, его убила собственная супруга. С того момента убийства и самоубийства в районе Боровского моста участились.

В 1923 году, когда прокладывали теплотрассу, на том месте, где река Волковка впадает в Обводный канал, нашли гранитные плиты со странными письменами. А под ними – человеческие останки времен XI-XII веков. Власти города не отнеслись к находке с достаточной серьезностью, поэтому кости вынесли на свалку, а плиты распилили и сделали бордюры на Лиговском проспекте. С тех пор на Боровском мосту начали происходить самоубийства, причем строго раз в десять лет. В 1923 в воду бросилось больше 80 человек, а в 1933 – больше сотни. Те, кому удалось выжить, рассказывали, что из канала их зовет неизвестный голос, и они просто не могут ему отказать. Спасенными занимались психиатры, но никто так и не нашел объяснения массовым самоубийствам.

В последние десятилетия подсчет жертв официально не ведется, поэтому наверняка никто не знает, продолжаются ли самоубийства и теперь.

Мосты Обводного канала

В сего через Обводный канал перекинут 21 мост, из них два являются железнодорожными. Некоторые из них – пешеходные, однако большинство сейчас используются для проезда автотранспорта. С момента строительства все мосты неоднократно реконструировались и расширялись, подстраиваясь под запросы современной жизни. Большинство мостов не блещут своей изысканностью и выглядят весьма просто и строго. Исключение составляет разве что

Ново-Петергофский мост, включенный в список памятников культуры и истории – его чугунные решетки были созданы по проекту Бенуа.

Самым известным мостом через Обводный канал является Боровский – именно с него прыгали в воду самоубийцы. Некоторые время около него в годы Х постоянно дежурили представители закона и не подпускали людей близко к краю.

Через Обводный канал также переброшены пять так называемых «Американских» мостов. Их строили в 1840-х годах одновременно с железной дорогой Москва-Петербург. Изначально в основе проекта лежала идея Уильяма Гау (поэтому мост и назвали американским), суть которой заключается в соединении деревянной фермы и железных стержней (на тот момент это было в новинку). Такая конструкция должна была сделать сооружение более прочным, но при этом не сказаться на его весе.

Сегодня таких мостов пять. С конца 2008 года все их официально называют Американским мостом, при этом у каждого дополнительно есть литера или номер.

Еще один мост – Ново-Каменный – строился для того, чтобы пропускать воду из Лиговского канала, уровень которого был значительно выше, чем Обводного. Он расположен между Боровым и Предтеченским мостами. Последний, кстати, назван так в честь Рождества Иоанна Предтечи и находящегося рядом Крестовоздвиженского собора.

Достопримечательности

Набережная Обводного канала не богата достопримечательностями и историческими местами. В основном здесь располагаются производственные здания, бывшие и действующие заводы.

Адрес: наб. Обводного канала, 3, 5, 5а, 5б и 5в

Обводный канал берет свое начало около Александро-Невской Лавры. На набережной располагаются Хлебные амбары, сохранившиеся с XIX века. Они сдавались в аренду торговцам хлебом. Раньше амбаров было значительно больше, но после окончания Великой Отечественной войны были снесены те, которые закрывали вид на Лавру. Осталось только пять зданий.

Типография имени Ивана Федорова

Адрес: наб. Обводного канала, 91

Еще одно интересное здание на набережной – это типография, названная в честь Ивана Федорова. Долгое время роль главного художника игра А. Н. Лео, автор проекта герба Российской Федерации и известных иллюстраций к «Евгению Онегину».

Крестовоздвиженсий казачий собор

Адрес: Лиговский проспект, 128

На пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного Канала находится Крестовоздвиженский собор, один из старейших в городе. Изначально она была построена как небольшая церквушка в честь рождества Иоанна Предтечи. В 1731 году постройка сгорела, и на ее месте построили часовню, а затем и весь собор. Современный вид она приобрела в 1850-х годах.

Адрес: наб. Обводного канала, 60

В последние годы многие заводы, которые сейчас стоят на набережной без дела, становятся галереями, мастерскими или творческими кластерами. Наиболее известным арт-пространством в районе Обводного канала являются «Ткачи». Сегодня это место пользуется огромным успехом у молодых жителей Петербурга. Здесь проводят различные мастер-классы, концерты, праздники, спектакли и многое другое.

Новое в блогах

Обводный канал. Гиблое место. История и легенды

«Тёмные улицы рождают тёмные чувства» ( М.Кузмин )

Впервые проект нынешнего Обводного канала появился в 1763г. К строительству канала или выгонного рва приступили в конце 1760-х г.г. и к концу 1770-х довели его почти до Лиговского канала. Обводный канал образовывал границу города, как бы обводя его с юга.
Второй этап строительства Обводного канала начался в 1805 г., после того, как Александр I указом от 23 декабря 1804 года повелел начать в следующем году работы по устройству Обводного канала и сооружению каменного акведука в месте его пересечения с Лиговским. 25 октября 1833 года Обводный канал был торжественно открыт для судоходства. В результате протяженность Обводного канала, соединившего Неву и реку Екатерингофку, составила более более 8 км, в него впадают реки – Монастырка и Волковка. Берега канала стали активно застраиваться. Прежде всего, широкие возможности открывались для возникновения промышленных предприятий: многим производствам требовалось большое количество оборотной воды. Вдобавок, это была удобная и дешевая транспортная артерия для перевозки сырья и готовых изделий. Вдоль канала начали интенсивно строиться заводы и фабрики, склады.В формировании образного ряда Обводного канала доминировали промышленные корпуса.

В восприятии петербуржцев Обводный канал слыл мрачной промышленной окраиной города.

Дымили газовый завод, трубы электростанции, заводов и фабрик. При юго-западном ветре канал обволакивали удушливые запахи мыловаренного и костеобжигательного заводов. Сквозь дым бесконечных труб котельных тускло светились керосиновые и газовые фонари, окна гигантских фабрик, казарм рабочих, кабаков и лавок. Сладковатый запах солода доносился со стороны двух заводов – Ивана Дурдина и Калинкинского пивоваренного. Берега канала были захламлены, здесь часто коротали ночи нищие и бродяги. По утрам вдоль длинных корпусов резиновой мануфактуры «Треугольник» выстраивались бесконечные очереди женщин, нанимавшихся на поденную работу.

Художник Мстислав Добужинский вспоминал: «Окрестности нашего жилища были мрачные, недалеко пролегал жуткий Обводный канал, а наша улица упиралась в Забалканский (сейчас Московский) проспект, всегда грохочущий от ломовиков, полный суетливого люда, одна из самых безобразных и даже страшных улиц, настоящий Питер. В осеннюю липкую слякоть и унылый, на много дней зарядивший петербургский дождик, казалось, вылезали изо всех щелей петербургские кошмары и «мелкие бесы», и я спешил пройти скорее угнетавшие меня места, подняв воротник до ушей и проклиная гнилую питерскую погоду, лужи и мокроту, забиравшуюся всегда в калоши». Эта образная характеристика историко-архитектурной среды Обводного канала оставалась за ним на протяжении всего прошлого века, несмотря на многочисленные преобразования в области нового строительства и благоустройства набережных.

Поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский, в детстве какое-то время там живший, называл Обводный «полным индустриальным потусторонним миром».

С Обводным каналом связана одна древняя и кровавая легенда. Средневековая хроника Эрика Абосского гласит: в 1300 году маршал Торкель основал устье реки Охты крепость Ландскрону.
Хроника Эрика (Erikskrönikan) является одним из древнейших шведских литературных памятников. Она была составлена в 20-е годы XIII в. неизвестным автором. В основу рифмованной хроники положена история династии шведских конунгов — Фольгунгов — с момента ее основания в середине XIII в. до вступления на трон Магнуса Эрикссона в 1319 г. Хроника названа по имени отца Магнуса Эрикссона, герцога Эрика, который является ее главным героем.

Владычество шведской короны на берегах Невы закреплялось жестоко. Отряды маршала огнем и мечом прошлись по карельским поселениям на реках Кеме (Фонтанка) и Сутилла (Волковка). Там, наберегах Сутиллы, шведы наткнулись на капище, где идолопоклонники устраивали нечестивые шабаши, принося в жертву своим богам животных и собственных младенцев. Гнев ревностных христиан был беспределен: солдаты с яростью принялись сокрушать истуканов. И вот в самый разгар погрома из густого ельника появился безумный старик отвратительного вида и стал призывать на головы погромщиков месть всех сил Тьмы. Солдаты тут же убили старого нечестивца, но страх от заклинаний проник глубоко в их души, поскольку в те время рассказы о страшных возможностях карельских колдунов заставляли трепетал всю Скандинавию.

В Ландскроне нашелся некий человек весьма сведущий в темных, запретных учениях, который предложил вышибить клин клином. Маршал Торкель был непреклонным ревнителем веры, но все же согласился на сомнительное предложение.

В одну из ночей на месте бывшего капища состоялся не менее гнусный и отвратительный шабаш, чем те, что разворачивались здесь прежде. Чтобы лишить заклинания колдуна силы, в жертву дьявола было принесено пять молодых карелок. Их кровью окропили гранитные плиты с выбитыми на них магическими словами и знаками, а трупы бросили в одну яму вместе с трупом колдуна. Затем знаток потусторонних тайн навечно заклял дух злобной старикаи в завершение осквернил святое распятие. Как далее повествует хроника, едва святотатство свершилось, по ночному лесу разнесся ужасающий хохот и внезапно поднявшимся вихрем с корнем опрокинуло огромную ель.

С тех пор это место считалось проклятым. Во времена Петра1 и позже в здешних лесах часто случались необъяснимые, таинственные происшествия, поэтому люди старались обходить их далеко стороной.

Рассказывают, что в 1923 году при строительстве теплотрассы в месте впадения реки Волковки в Обводный канал были обнаружены гранитные плиты с надписями и под ними – захоронения XI – XII веков скандинавского происхождения. Несмотря на протесты археологов, плиты были использованы в качестве поребриков при строительстве дороги на Лиговском проспекте, а человеческие останки увезли на свалку. С тех пор на этом месте 1 раз в 10 лет происходят самоубийства. В 1923 году 89 человек бросились в воду, спасти удалось только одного. В последующие 9 лет трагедий не происходило, а в 1933 году уже 107 человек покончили жизнь самоубийством. Причем все они были здоровыми людьми и не имели никаких причин лишать себя жизни. Случайно выжившие говорили, что их звал в воду какой-то голос, а другие рассказывали, что возле Боровского моста их подхватывала какая-то сила и сбрасывала в воду. Согласно легенде, на это место наложено проклятие, а цифра 3, с которой связывают годы происшествий, в карельских преданиях несет колдовство. Статистика за последние годы неизвестна, но это место по-прежнему считается проклятым и зловещим и одним из самых привлекательных для желающих свести счеты с жизнью. Когда происходило какое-то преступление, если выбрасывали тело, то в Обводный канал. Вообще Обводный канал всегда сопровождали какие-то жуткие истории. …

В наше время Обводной канал в Санкт-Петербурге постоянно уменьшается. В определённых местах глубина канала достигает не больше метра. Ширина тоже уменьшается, потому что канал постепенно зарастает камышом и водорослями, к тому же, на нём появились небольшие островки.

Вода в этом канале считается особенно грязной, и рыбу, которая сюда прибывает из Невы, ловить то можно, но есть не советуют.

Так как Обводной канал очень мелкий, его давно собирались осушить, ещё при Николае Втором, когда по этому каналу перестали ходить судна. Затем советские власти пришли к точно такому же выводу. В 1960-е в Ленинграде власти решали, что канал нужно либо благоустроить, либо засыпать. И всё же тогда решили канал благоустроить.

Возле завода “Красный треугольник” появилась первая набережная из гранита. Однако за все 50 лет канал так ни разу и не почистили.

Экологи относят окрестности Обводного канала к числу наиболее загрязненных и депрессивных районов. Санкт-Петербурга. Территория легендарного, а ныне полузаброшенного ПО «Красный треугольник» буквально пропитана ядохимикатами, вода канала давно имеет маслянистый блеск от растворенных в ней промышленных отходов, на набережной можно встретить разрушающиеся постройки. Тут постоянно случаются ограбления, драки, убийства, не говоря уже о бытовых ссорах. Многие встречают на Обводном канале каких-то странных людей, одетых в не менее странные разноцветные лохмотья, кто-то утверждает, что видел здесь призраков. У особо чувствительных возникает ощущение, что тёмные воды манят к себе, зовут в потустороннее царство. Кому-то и вовсе кажется, что из канала тянутся страшные призрачные руки. За долгие годы канал приобрёл репутацию своеобразного «рая» питерских самоубийц.

Экстрасенсы и парапсихологи негласно подтверждают присутствие над каналом негативных энергетических сущностей, воздействующих на психику как местных жителей, так и случайных прохожих. Люди проваливались на Обводном канале во временные дыры, кого-то «поглощал» мистический туман над мостами, кого-то посещали на набережной до того странные мысли, что он невольно вздрагивал.

Так что пока Обводный канал так и остаётся мрачной, депрессивной водной артерией с энергией, порождающей тёмные мысли и странные чувства.

7 ноября 2012 года исполнилось 179 лет со дня открытия Обводного канала в Санкт-Петербурге.

Тайны Обводного канала

Обводный канал в Санкт-Петербурге изначально задумывался как судоходный. Другой, не менее важной целью его строительства являлся отвод избыточных вод из Невы в качестве защиты от наводнений. Если вторая задача была невыполнима в силу природных причин, то первая поначалу была достигнута: баржи и другие суда сновали по каналу, а его зеленые берега были излюбленным местом для прогулок и семейных пикников рабочих и других бедных слоев общества.

Погубила весь замысел промышленная застройка: многочисленные заводы вдоль одного из берегов канала спускали в его воды отходы производства, в результате канал обмелел, а вода стала издавать характерный «помоечный запах». В этом районе стали селится не только рабочие, но и маргинальные элементы, а окрестности канала приобрели дурную славу. Сегодня проводятся регулярные работы по очистке Обводного канала и благоустройству набережных, но судоходным ему не бывать еще долго.

Немалую толику к нехорошей славе Обводного канала добавили и таинственные истории и события, связанные с этим местом. Началось все еще при строительстве канала в 1803 году, когда солдаты и наемные работники наотрез отказались продолжать работы, заявив, что место здесь нехорошее, и «добра не выйдет». Только телесные наказания и угроза каторги смогли заставить людей продолжать строительство. Первые «страсти» начались лет через сто, в 1913 году, когда из канала выловили расчлененное тело мужа, убитого собственной женой. С этого момента на участке между Боровским мостом и устьем Волковки стали происходить необъяснимые события, а именно регулярные самоубийства, число которых росло с каждым годом. Самоубийцы сигали в зловонные воды с мостов и набережных, при этом чудом спасенные заявляли, что их толкала в воду неведомая сила, а некоторые повиновались странному голосу, звучавшему в голове.

Кабы не советская власть, возможно, церковь смогла бы чем-то помочь, но… В 1923 году началось строительство междугородного автовокзала на берегу Обводного канала и рабочие натолкнулись на древние каменные плиты, уложенные в круг и покрытые диковинными письменами. Старорежимного археолога, вызванного на место находки и просившего остановить строительство на месте капища, никто не стал слушать. Плиты вывезли и понаделали из них поребриков для Лиговского проспекта. Автовокзал успешно достроили, а самоубийства продолжились. В том же году утопилось 89 человек, один, правда, неудачно (то есть, наоборот, счастливо отделался). Спасти удалось ярого коммуниста и ленинца, приземлившегося на мелководье. В психиатрической больнице его лечением занялся профессор Ефимсон, который впал после этого случая в долгое раздумье.

Самоубийства продолжались с периодичностью в десять лет, то есть пик их приходился на 1933, 1943, 1953 годы и так до наших дней. На мостах даже стояли милицейские пикеты, останавливавшие незадачливых самоубийц от последнего шага. Многие из спасенных попадали к Ефимсону, который всерьез увлекся этой загадкой. Незадолго до Великой Отечественной Войны профессору Ефимсону и археологу, осматривавшему капище, довелось встретиться и обсудить все детали. Результатом стал поход профессора с докладом к самому товарищу Жданову. Профессора вежливо выслушали и отправили подлечить нервишки на Черное море.

Говорят, что профессор вел записи и в своих мемуарах раскрыл собственное видение этих необычных событий. Согласно легендам, именно на берегах нынешнего Обводного канала до XIV века находились поселения карелов. Шведский маршал Торкель основал здесь крепость Ландскрону, предварительно уничтожив местных жителей. А само капище предстало глазам маршала и его солдат в момент совершения на нем дьявольского шабаша со всей прилагающейся атрибутикой. Христиане не смогли этого вынести и предали язычников вместе с их колдунами огню и мечу. Порешили всех, а после испугались мести языческих богов. Нашелся некто, кто посоветовал избавиться от страхов, проведя собственное жертвоприношение. Все последующие беды, преследующие обитателей этих мест, в том числе и современных петербуржцев, – результат необдуманных действий предков нынешних шведов.

Возможно, способ избавления от проклятия кроется в зарисовках археолога, который успел запечатлеть надписи на древних камнях, но только где их теперь искать?

Обводный канал

Обводный канал считается самым крупным каналом в Санкт-Петербурге, который образовался искусственным путем. Начинается он от Невы в том районе, где располагается Александро-Невская Лавра и течет до реки под названием Екатерингофка.

По протяженности он составляет 8.08 км, в то время как ширина его достигает 42 метра в восточном направлении канала, а средней шириной можно считать примерно 21 метр. Глубина относительно не большая, если сравнивать его с другими его собратьями – до 2 метров.

Обводный канал является «отцом» для впадающих в него рек, таких как Монастырка с правой стороны, а также Волковка, протекающая слева.

Так повелось, что Обводный канал стали считать условной границей той части города, которая является исторической. С южного его берега располагается гораздо больше объектов культурного и исторического наследия, нежели с северной стороны, которая и считается историческим центром.

История Обводного канала

История создания канала восходит к 1766 году, когда по документам Комиссии для благоустройства города планировалось «присовокупляющиеся к городу предместия к ограничению от выгонов, вокруг обвести каналом шириною в 4 и 5 сажень». Этот документ положил начало созданию Обводного канала.

Изначально в предназначение канала входила функция городского рва, который должен был служить таможенным, а также пограничным целям. Он был прорыт между Лиговским каналом и Екатерингофкой.

Строительство канала началось в 1769 году и продолжалось довольно таки долгое время – до 1780 года. Проектом руководил опытный инженер Л.Л. Карбонье.

На заставах, которые располагались на главных магистралях, работал паспортный контроль, а кроме того, здесь проводился досмотр разнообразных товаров и грузов.

Важно отметить, что в те времена этот ров был в некотором роде «защитником» города от различных эпидемий, которые тогда были распространены.

В то время каналу было присвоено имя Городского канала, но это было не единственное его имя. Так, его еще величали Городовым каналом, каналом, который ограничивал город, а также Новым каналом. Одним словом, в тот период он еще не имел устоявшегося официального названия.

И только с приходом к власти Александра I начался второй и самый главный этап в строительстве Обводного канала. Здесь государь повелевал построить своего рода транспортную магистраль, которая бы соединяла Неву со взморьем, причем не доходя до ее дельты и до городского центра. Таким образом, был сооружен канал, определяющей функцией которого было «обводить» город с южной стороны, а также служить его границей.

Впоследствии само предназначение канала, как его называли в городе, перевоплотилось в его название, которое и дошло до наших дней.

1805 год становится для Обводного канала началом строительства прокладки участка, находившегося с восточной стороны. Кроме того, по проекту инженера И.К. Герарда началось углубление, а также расширение уже существующего русла.

В конце октября 1833 года произошло торжественное открытие Обводного канала как места для судоходства.

В советский период началось обновление всех мостов, которые были перекинуты через Обводный канал, ведь на тот момент все они были изготовлены из дерева. Мосты строились по новым современным технологиям, отвечающим всем тогдашним стандартам качества. Помимо этого, в то время начали обихаживать и расширять берега канала, начались постройки архитектурных комплексов, которые являлись великолепным оформлением набережной Обводного канала.

Обводный канал в настоящее время

На сегодняшний день можно сказать, что историческое предназначение канала практически утрачено, ведь он порядком обмелел, и как следствие большим суднам сложно проходить по таким водам, в связи с чем судоходство затруднено, за исключением судов малых размеров и с малой осадкой, которые могут провозить небольшие грузы.

Обводный канал собрал по всей своей протяженности два железнодорожных, пятнадцать автомобильных мостов, а также шесть пешеходных мостов, многие из которых имеют свою определенную историческую ценность.

Водная транспортная магистраль как основное предназначение канала была утрачена, со временем превратившись в автотранспортную.

Обводный канал – это рабочее сердце Санкт-Петербурга, без которого невозможно было бы полностью понять всю ту богатую и насыщенную событиями историю города.

Достопримечательности Обводного канала

Набережная Обводного канала начинается в районе, где располагается Александро-Невская Лавра. Здесь находятся Хлебные амбары, которые знамениты своей исторической ценностью, ведь построены они были еще в 19 веке.

Кроме того, прогуливаясь в этом районе по набережной канала, можно увидеть старейший памятник классицизма, коим является здание, состоящее из трех этажей, где ранее располагалась Духовная Академия. В настоящее время в этом здании находится Ленинградский техникум физкультуры и спорта.

Стоит отметить, что особой красоты и изящества на набережной Обводного канала можно и не встретить, потому что он знаменит несколько иными вещами. Так, здесь расположились старые здания, имеющие богатую и интересную историю, в которую хочется погрузиться с головой. Например, дом под номером 91, где находится старейшая типография, которая носит имя первого российского печатника И. Федорова. Популярность этому учреждению принес талантливый художник А.Н. Лео, который известен тем, что сотворил Герб России, а также написал иллюстрации к великому роману «Евгений Онегин».

Одним словом, здесь есть что посмотреть, а главное – узнать и задуматься о том, как все это создавалось, как строилось.

Страшная легенда

По некоторым данным в 1923 году, когда производились строительные работы теплотрассы, в том месте, где река Волховка впадает в Обводный канал, обнаружили плиты из гранита, которые имели неизвестного рода надписи, а что самое интересное – под этими самыми плитами находились древние скандинавские захоронения, относящиеся к 11-12 векам.

Не принимая в серьез всей ситуации, эти плиты было решено использовать как поребрики в строительстве дороги, находящейся на Лиговском проспекте. Кроме того, человеческие останки были увезены на свалку.

И вот с этого времени именно на том месте начали происходить самоубийства, причем в определенной последовательности. Так, трагедия совершалась 1 раз за десятилетие.

В 1923 году погибло 89 человек, которые по неизвестным причинам бросились в воду, а в 1933 – уже 107 человек.

Те уникальные личности, которым удалось выжить, рассказывают, будто их манил в воду неизвестного происхождения голос, которому они не могли не подчиниться.

На сегодняшний день эту легенду знают множество людей, как проживающих в Петербурге, так и вновь прибывших в Северную столицу, но статистика по самоубийствам сейчас не известна.

Одним словом, каждый сам решает, верить ему в это или нет, но стоит помнить, что просто так никто бы не начал говорить об этих происшествиях.

Полное копирование материалов сайта запрещено. Частичное копирование (не более 30%) разрешено с указанием активной ссылки на страницу материала.

Источники:
http://spbhi.ru/showplace/reki/obvodnyi-kanal.html
http://otzovik.com/review_7036829.html
http://www.sputnik8.com/ru/st-petersburg/pages/obvodnyy-kanal
http://maxpark.com/community/2576/content/1672419
http://www.peterburg.biz/taynyi-obvodnogo-kanala.html
http://spbhi.ru/showplace/reki/obvodnyi-kanal.html
http://wikiway.com/azerbaijan/nakhichevan/

Ссылка на основную публикацию