Национальный парк Алханай в Забайкальском крае. Фото, достопримечательности, карта, отдых

Национальный парк Алханай

ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

На территории Забайкалья располагается национальный парк Алханай, призванный поддерживать экологический баланс региона, сохранить уникальные виды животных и растений.

Краткая история

В Дульдургинском районе Забайкалья в 1999 году был основан национальный парк Алханай. Главная миссия заповедной территории заключается в сохранении и изучении горно-таежных массивов и культовых мест Бурятии. Природный комплекс играет немаловажную роль в экологическом, историческом и эстетическом аспекте. Большая часть национального парка Алханай доступна для экскурсионных и самостоятельных туристических маршрутов.

Природа

Алханай – это живописный горный массив, величественно возвышающийся над просторами степных и лесостепных ландшафтов юга Забайкальского края. Рельеф местности преимущественно среднегорный. На просторах территории парка расположено немало природных и геологических памятников. Здесь функционирует палеовулканарий, с удивительными экспонатами, в основном представленными лавами.

Гидравлическим центром национального парка Алханай выступает река Иля. Всего на заповедных просторах протекает 37 ручьев. Помимо них, имеются озера, среди которых выделяют Алханайские, Красноярово и Бальзино.

Растительный мир

На территории парка скалы и холмы плавно сменяются равнинами, лугами, степями и водопадами. Преобладающие типы растительного мира: кедровые и лиственничные леса с подлеском из рододендрона даурского, смешанные леса, где прорастают березы и тополя. Возраст кедровых лесов почти 200 лет.

Экологи насчитывают более 340 видов растений, обитающих на просторах. Среди них около 180 разновидностей нашли свое применение в нетрадиционной медицине. В частности, одни из наиболее популярных и востребованных в медицине трав Забайкалья, считаются родиола розовая, ревень компактный, вздутоплодник сибирский, астрагал перепончатый.

В природоохранную книгу попало более 20 видов растений, обитающих на территории национально парка Алханай.

Животный мир

Национальный парк Алханай Забайкальского края богат разнообразием животных. На территории насчитывается более трех сотен видов животного мира. Самыми распространенными обитателями местности признаны зайцы, лисы, волки, горностаи, соболи, лоси, медведи, изюбри, аисты. Необходимо обратить внимание, что около 12% животных нацпарка занесено в особый природоохранный перечень. Среди них беркут, черный аист, лебедь-кликун.

В местных водоемах можно встретить хариуса, тайменя.

Особую роль национальный парк Алханай играет в период миграции птиц. В обычном режиме на территории обитает более 95 видов птиц. Во время перелета птиц в теплые края численность пернатых в парке достигает 150 видов.

Туризм

Национальный парк Алханай предлагает туристам специально оборудованные тропы и маршруты, как в составе экскурсии, так и самостоятельно. Туристов поразит красота местности, обычаи народов. Среди достопримечательностей почитаемая бурятами гора Алханай, плиточные могильники, скала Дордже Пагмо и Сэндема, скальная гряда Щель грешников.

В парке находится большое количество религиозных сооружений, отражающих вероисповедание бурятов. Среди наиболее ярких можно выделить буддийский храм, статую Будды, памятный субурган, посвященный визиту Далай-ламы XIV.

Алханай – отличное место, где можно отдохнуть телом и душой, насладиться уникальной природой, горным воздухом и тишиной. Несмотря на то, что порядок посещения намного проще, чем в заповедниках, визит необходимо согласовать с руководством учреждения, ознакомиться с правилами посещения и графиком работы. Подробная информация о национальном парке Алханай изложена на официальном сайте.

Национальный парк «Алханай»

Чита: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Читы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (3)
    • Национальные парки (1)
    • Аэропорты (1)
    • Озера (2)
    • Автовокзалы (1)
    • Зоопарки (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Парки (2)
    • Парки развлечений (1)
    • Музеи (1)
  • Забронировать отель в Чите
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Читы
  • Советы о Чите

Автобус Из Читы до Дульдурги автобус № 512, потом на такси.
Автострада А-166, после пос. Дарасун поворот на А-167 до села Дульдурга, потом поворот на северо-запад до села Алханай.
Такси От Дульдурги Яндекс Такси или такси Час-пик (тел. 8-914-520-13-15).

Национальный парк «Алханай» расположен в Забайкальском крае, в Дульдургинском районе Бурятского автономного округа. Этот самый восточный национальный парк России раскинулся на южном склоне Могойтуйского хребта и получил название по его самой высокой вершине — горе Алханай, бывшему вулкану.

«Алханай» интересен живописностью горного массива, возвышающегося над степными и лесостепными просторами юга Забайкалья, свежим горным воздухом и целебными минеральными источниками. В результате выветривания более мягких горных пород, возникли интересные скальные образования, напоминающие ворота, храмы, колонны.

Парк «Алханай», являющийся особо охраняемой природной территорией федерального значения, основан 15 мая 1999 г. и является самым молодым национальным парком России. На его территории находятся два села — Красноярово и Ара-Иля.

На территории парка растет более 960 видов растений, включая краснокнижные башмачок крупноцветковый, башмачок пятнистый, лилию пенсильванскую и лук алтайский, а также 132 вида лишайников. По охраняемой территории свободно перемещаются 30 видов млекопитающих и более 400 видов насекомых, в реках и ручьях водится 21 вид рыб, 2 вида рептилий и 2 вида земноводных. В парке «Алханай» встречается занесенная в Красную книгу редкая бабочка Парусник Апполон, а также краснокнижные птицы дрофа, черный аист, беркут, сапсан и журавль-красавка.

Горный массив Алханай является уникальным природным культовым комплексом, входящим в число 5 самых популярных и почитаемых святынь северного буддизма. Большинство из культовых буддийских сооружений построено в XIX веке, однако в 1991 году, в связи с приездом Далай-Ламы XIV, была сооружена памятная ступа. Буддийские святыни Алханая привлекают религиозных паломников не только из России, но и из стран зарубежья.

Отдых в национальном парке «Алханай»

За посещение национального парка «Алханай» взимается оплата в размере 200 руб. с человека за одно посещение или 100 руб. с граждан льготной категории. Ряд категорий граждан может посещать парк бесплатно или со скидкой, подробности можно уточнить на официальном сайте национального парка.

На КПП у въезда в «Алханай» можно приобрести информационную брошюру, которая поможет сориентироваться среди красот национального парка.

На территории парка расположена база отдыха «Дали», в летних каркасных домиках которой может одновременно разместиться до 100 человек.

Оплата за койко-место в сутки составляет 500 рублей.

Помимо этого на территории работает база «Алханатур», но она не является подразделением парка.

На территории «Алханая» есть палаточный городок, находящийся примерно в 3 км от знаменитых целебных источников. В палаточном лагере питьевая вода подается из водонапорной башни, а на базе «Дали» — из цистерны. Для туристов работают кафе, медпункт, есть туалеты, обустроено место, где можно установить палатку и разжечь костер. На Алханае запрещено рубить сухостой, в качестве дров разрешено собирать только валежник или можно купить дрова на базе.

Около источников расположен музей, в котором также продаются памятные сувениры.

Лучшее время для поездок на Алханай, когда тепло по ночам, — с начала июля до середины августа. В первой половине сентября наступает так называемый период «Риха». Буддийские священнослужители говорят, что в это время воды минеральных источников имеют максимальную целительную силу.

Цены на экскурсии

Сотрудники парка готовы провести экскурсии по специально разработанным маршрутам. Это платная услуга, ниже указана сумма оплаты, которую должен внести каждый участник экскурсии.

  • Маршрут № 1 «Малый путь» — 150 руб.;
  • Маршрут № 2 «Малое гороо» — 250 руб.;
  • Маршрут № 3 «Вершина Алханая» — 500 руб.;
  • Маршрут № 4 «Камень Сердце» — 100 руб.;
  • Маршрут № 5 «Каменный забор» — 50 руб.;
  • Маршрут № 6 «Большое гороо» — 800 руб.;
  • Ознакомительный маршрут по зоне отдыха до Аршана и Дэмчог Сумэ — 100 руб.

Прокат автомобилей

  • Автобус УАЗ-2206, 8 пасс. мест, 1 час — 1500 рублей;
  • УАЗ-хантер, 4 пасс. мест, 1 час — 1000 рублей;
  • ГАЗ-2217 Соболь, 6 пасс. мест, 1 час — 1500 рублей.

Правила посещения

Руководство национального парк «Алханай» может ограничить посещение территории в случае высокой сезонной активности клещей, высокой пожароопасности и при возникновении стихийных бедствий. Помимо этого вход в парк закрывается в случае превышения допустимого количества численности посетителей (более 2 тысяч человек в день). Поэтому перед тем, как выезжать в парк, лучше уточнить, разрешено ли в эти дни посещение, позвонив в приемную парка: 8 (30256) 21621 .

На территории национального парка запрещено разжигать костры в специально не предназначенных для этого местах.

Мероприятия

В июне в национальном парке по традиции проводится два буддийских молебна-хурала «Алханын Обоо» и «Согшид», посвященного божеству Дэмчог, хозяину Алханая.

В июле на территории ежегодно организуется межрегиональный турнир по пляжному волейболу, а каждый август проходит международный турнир по национальной бурятской борьбе «Большой приз Алханая».

Помимо этого в парке «Алханай» постоянно проводятся другие мероприятия, например, турниры по перетягиванию каната, лыжные состязания, чемпионаты по борьбе, соревнования по спортивному ориентированию и т. п.

Как добраться

В летнее время можно доехать из Читы до Дульдурги автобусом № 512, который в теплый сезон, до 20 ноября, ходит ежедневно. Время отправления автобуса: 07:30, 14:00, 17:15. Далее придется ехать до источника Алханай на такси, что обойдется в 850 руб. В Дульдурге можно воспользоваться услугами Яндекс Такси или местной службы такси Час-пик.

Также можно доехать автобусом из Читы до пос. Агинское, в этом направлении есть довольно много рейсов. Несколько лет ходил автобус от Агинского до источника Алханай, отправляющийся в 9:00. Однако его наличие лучше выяснять, позвонив предварительно по тел. +7 (39142) 2-14-01.

В последние годы велась реконструкция дороги к селу Алханай Дульдургинского района, а осенью 2018 года асфальтовая дорога была достроена до источника в Национальном парке «Алханай». В результате добираться к национальному парку автомобилем стало гораздо удобнее.

Чтобы добраться до национального парка Алханай, необходимо ехать по дороге А-166, а после поселка Дарасун свернуть на дорогу А-167 и ехать до села Дульдурга, потом поворот на северо-запад до села Алханай. Маршрут из города Чита: пгт. Атамановка — пгт. Новокручининск — ст. Маккавеево — ст. Дарасун — с. Новодоронинск — с. Тыргетуй — с. Кумахта — курорт Дарасун — с. Каланга — с. Иля — с. Дульдурга — с. Алханай — источник Алханай. Если перед селом Иля свернуть направо к реке и дальше ехать по проселочной грунтовой дороге, то можно сократить путь на 30 км.

Расстояние от Читы до Дульдурги — 200 км, потом до села Алханай — 12 км., затем еще 6–8 км. на северо-восток до туристического комплекса.

После въезда на КПП нужно проехать 2 км до поворота направо, у которого расположены ворота в восточном стиле. После поворота направо сразу идет поворот налево, ведущий вверх, в гору. В конце этой дороги находится огороженная бесплатная автостоянка, а за ней — база «Дали». Если проехать прямо еще 0,4 км, то поворот направо приведет в верхний палаточный лагерь.

Чита сейчас
событийный портал

События

Акции

Места

Конкурсы

Билеты on-line

  • Главная
  • Все организации
  • ТУРИЗМ И ОТДЫХ
  • достопримечательности в Чите
  • Национальный парк Алханай

Национальный парк Алханай Страница организации

Контакты

Описание

Краткая информация. Алханай – величественный горный массив, возвышающийся над просторами Забайкальского края. Являясь одним из самых ярких природных памятников региона, Алханай привлекает тысячи туристов ежегодно. Славится этот национальный парк и целебными источниками, и уникальностью сакральных объектов буддийской религии.

Располагается парк в Дульдургинском районе Агинского Бурятского округа. Каньонообразные ущелья, кристальная вода холодных целебных источников, великолепные водопады и пороги, диковинные каменные «реки» на крутых склонах гор, причудливой формы скалы, имеющие каждый свое название, куда люди приходят молиться, удивительные грязевые вулканчики, богатейшее разнообразие растительного и животного мира – все это Алханай, являющийся Меккой буддистских паломников и входящий в первую десятку самых почитаемых природных святынь буддийского мира. По устной буддийской традиции гора Алханай в иерархии святынь занимает высокое место после Поталы в Тибете и горы Утайшань в Китае.

Эмоции. Единожды побывав в этом замечательном месте, хочется посещать его как можно чаще. Большинство любителей окунуться в холодные целебные воды Алханая говорят об одном: после каждого приезда сюда ты ощущаешь себя легче, иначе смотришь на свои проблемы, очищаешься и набираешься сил для новых дел. И не зря. Это место поистине считается святым, так как именно здесь находятся сотворенные природой каменные изваяния, которые являются объектами почитания и поклонения буддийских паломников с давних времен. Главные из них: «Дэмчог Сумэ» – обитель хранителя Алханая божества Дэмчог (идама Чакрасамвары), поклонение которому по поверьям приносит человеку неисчислимые заслуги в этой жизни и будущих рождениях. «Храм Ворота» – величественная скала со сквозным проемом, в центре которой сооружен субурган обладающий свойствами умиротворять и излечивать людей. «Чрево матери», пещера, дарующая женщинам детей. «Нара-Хажад»- место медитаций буддистских священнослужителей и многие другие.

Легенды. Алханай – единственное место в России, где гармонично соседствуют уникальные памятники природы и сакральные объекты буддийской религии. Существует множество интереснейших легенд об Алханае и чудесах, что там происходят. Вот некоторые из них:

Легенда «КАК БОГИ ГОРЫ ДЕЛАЛИ»

…Это было давно, когда боги мир создавали. Старцы слепили основание земли, уморились, решили отдохнуть. Молодым богам поручили закончить работу: создать горы и долины, а по долинам реки пустить, горы соорудить невысокие, с пологими склонами, чтобы охотникам через них ходить одно удовольствие было.

Принялись молодые боги за дело. Известно, молодежь – озорники. Наносят камней кучу, а каждый камень с гору, перемешают с глиной и столкнут с неба. Камни лопаются при ударе, из них искры летят, молодым богам любо. И получилось на земле гор где пусто, а где густо. Долго развлекались озорники, и тут подошло время старцам просыпаться.

Забеспокоились молодые боги: не миновать им хорошей взбучки, надо как-то выкручиваться. Решили они создать горный хребет высотой до неба, чтобы по нему старцы на землю могли спуститься. Слепили Большой и Малый Сохондо. Проснулись старцы, посмотрели на работы молодых, покряхтели, почесали затылки и решили: пусть так будет.

Возгордились вершины Сохондо своей высотой, никого не стали признавать. Тогда боги выпустили десять шаровых молний. Раздался оглушительный взрыв. Вершины Сохондо отделились и разлетелись во все стороны. Те, что были ближе всех к небу, опустились на Агинскую цветущую степь. С той поры среди цветущей Агинской земли и стоят вершины небесной горы Алханай.

Легенда “УЧИТЕЛЬ”

Твердо решив стать в этой жизни отшельником, Намнанай приблизительно с год медитировал на Алханае, служившем в то время местом обитания многих шаманов, весьма искусных в своем ремесле.

К молодому отшельнику эти шаманы отнеслись весьма враждебно. И когда Намнанай понял, что без хорошего учителя ему шаманов не победить, он прекратил свою медитацию и отправился в Тибет искать такого учителя.

В Лхасе Намнанай долго ходил по монастырям, беседуя с самыми разными монахами, но близкого своей душе человека в этом городе не нашел.

Как-то, находясь на базаре, Намнанай разговорился с одним торговцем, и тот посоветовал ему отправиться в горы и там, в диких безлюдных местах, искать себе учителя. И Намнанай согласился искать.

Он поднялся высоко в горы и после многих дней пути увидел пещеру, возле которой старик, похожий на жилистую мумию, стирал в корыте свое сильно засаленное белье. День был жаркий и солнечный, и Намнаная мучила жажда. Низко поклонившись старику, Намнанай попросил дать ему напиться, и старик, не говоря ни слова, подвинул ему корыто.

Ни на минуту не сомневаясь в добрых намерениях старика, Намнанай стал пить эту мутную, в грязных разводах воду и вдруг почувствовал на своих губах вкус родниковой воды.

Именно этот самый старик, многие годы проживший в затворничестве, и стал учителем Намнаная, посвятив его в тайны проведения самых высших практик.

После этого Намнанай снова приехал на Алханай, и все местные шаманы, убоявшись его тантрической силы, многократно возросшей за время пребывания в Тибете, покинули эти места.

На этот раз Намнанай медитировал на Алханае почти двадцать лет.

Легенды взяты из замечательной книги И.Л. Муханова “Дождь из цветов”

Нужно знать: При въезде на территорию рекреационной зоны вносится входная плата – это экологический сбор за то, что гости парка пользуются его ресурсами. При администрации турбазы работают один-два медика. Тем не менее, нужно взять с собой аптечку первой помощи, а также репелленты от комаров, клещей и других насекомых. Так же с собой следует взять цистерны для воды, они пригодятся как во время проживания на территории палаточного лагеря или на территории базы, а при отъезде эти цистерны можно наполнить водой из горных источников. Как в любом другом святом буддийском месте, верующие и паломники делают Алханаю подношения. В зоне отдыха, проживания и принятия ванн делать подношения в виде риса, другого зерна или монет не возбраняется. Нигде не следует делать подношения молоком, конфетами или другими продуктами. Лучше просто воскурить благовония и прочитать молитвы.

Несколько правил, которые должны соблюдаться гостями парка:

1. с собой в национальный парк Алханай запрещено привозить домашних животных;

2. на территории национального парка запрещено курение и распитие спиртных напитков, это по буддийским канонам является большим грехом;

3. на территории Алханая нельзя сдвигать, передвигать с места на место камни, а также завязывать на ветках деревьев хадаки или лоскутки ткани;

4. в качестве подношений можно привезти с собой рис или другие зерна, монетки;

5. если вы планируете поездку на Алханай, заранее забронируйте места в домике или коттедже. Летом в национальном парке очень много туристов, свободных мест там может не оказаться. Администрация парка располагается в селе Дульдурга.

Алханай – поистине то место, которое не оставит равнодушным ни одного человека. Невероятная природная атмосфера Алханая завоюет ваше сердце навсегда. Для религиозных людей – это паломничество, для заядлых путешественников и любителей гор – невероятнейшая поездка на природу, для начинающих туристов – целое открытие. Кем бы вы ни были, здесь, на Алханае, вы найдете себя…

Более подробную информацию об услугах и актуальных расценках можно найти на официальном сайте парка.

Путешествие в Национальный парк «Алханай»

Вместо предисловия: мне часто думается о том, что интересные и красивые места находятся где-то далеко и, чтобы их увидеть, надо проехать тысячи километров, поэтому зачастую без внимания остается то, что находится совсем рядом, и куда съездить, по этой причине, как всегда, не хватает времени. Я очень много слышал про Национальный парк «Алханай», который расположен в Забайкальском крае, примерно в 250 километрах от Читы, видел фотографии его главной достопримечательности, визитной карточки Алханая — «Храм Ворота», но, прожив в Чите более девяти лет, так и не был там. Само путешествие задумывалось скорее как небольшой фототур, но, к сожалению, главной цели путешествия я так и не достиг, в силу определенных обстоятельств, собственно из-за которых и остались у меня неоднозначное впечатление от поездки.

Из Читы я выехал с рассветом, около семи часов утра. Когда едешь и знаешь, что торопиться некуда, дорога и вождение автомобиля доставляет удовольствие. Чтобы добраться до национального парка Алханай, необходимо ехать по дороге А-166, а после поселка Дарасун свернуть на дорогу А-167 и ехать до села Дульдурга, потом поворот на северо-запад до села Алханай. К сожалению, навигация от Гугл полагает, что проложить указанный маршрут невозможно, а карты «Навитела» на участке от с. Маккавеево до курорта Дарасун считают, что дороги проходят не там, где им положено быть. Указателей на дорогах никаких нет, поэтому приходилось подключать интуицию и здравый смысл.

Вся дорога (достаточно неплохая, особенно если не разгоняться больше 100 км/час) проходит по весьма живописным местам,…

…иногда попадаются смотровые площадки, с которых отрывается красивый вид.

О том, что я уже приближаюсь к цели своего путешествия, известил дорожный указатель.

Проехав этот равнинный участок, заметил, что сопки стали немного другими, впрочем, как и дорога.

Тем не менее, такая дорога меня обрадовала, поскольку, если судить по обозначениям в «Навителе», меня ждала грунтовка. На всем протяжении пути от Читы до села Дульдурга мне попалось на глаза 3-4 заправки и всего 1 шиномонтаж. Не зная, что ожидает дальше, в Дульдурге пополнил запасы топлива.

Дорога на Алханай в Дульдурге резко сворачивает, и до Национального парка остается проехать около 40 километров на северо-запад, асфальт наконец закончился и началась грунтовка.

После поворота увидел местного жителя, «голосовавшего» на остановке, сжалился и решил подвести. Он представился Максимом (как оказалось впоследствии, его звали Сергей).

На этом я все же остановлюсь поподробней. Он рассказал, что работает в Национальном парке гидом и все мне покажет и расскажет, проведет по самым интересным местам. Стоимость своих услуг за три дня он оценил в 3 000 рублей (что, собственно, примерно вписывалось в то, что я прочитал в интернете о гидах). Он показал мне дорогу в палаточный лагерь, по пути рассказывая много интересного про здешние места, историю и традиции. Я, собственно, обрадовался такому знакомству, и совсем забыл, что нахожусь в России, в местности, где нет работы, где местное население (которое либо уже отсидело, либо еще будет сидеть) занимается фактически только пьянством, а когда трезвеют, то их цель поиск денег на опохмел. Я с радостью расстался с деньгами и больше своего гида не видел. Потом, пообщавшись с «официальным» гидом по имени Роман (который по внешности сильно был похож на Максима — Сергея) узнал, что я не один такой доверчивый, две недели назад этот парень под предлогом, что сейчас «быстро сбегает и распечатает фотографии» с телефона одной туристки, пропал с ее телефоном. Поэтому для тех, кто поедет туда первый раз, рекомендую ни на минуту не терять бдительности. Гиды водят людей группами, стоимость услуг 100-200 рублей с человека, по возможности не пользуйтесь услугами гидов-русских, как меня потом уверяли, на святом месте бурят не обманет, в это я склонен поверить, но и особой помощи от них не ждите, отношение к туристам не бурятам достаточно равнодушное. Для поддержания правопорядка там открыт временный пункт полиции, сотрудники которой всегда окажут вам помощь.

Проехав село Алханай и поднявшись по склону, увидел вот этот знак, означающий начало границ Национального парка.

До ворот КПП стоит Cтупа Далай-Ламе XIV, который в 1991 году посетил и освятил Алханай.

Въезд на территорию Национального парка «Алханай» платный, 100 рублей за машину и 70 рублей за человека, рекомендую там же приобрести путеводитель, его стоимость — 200 рублей. Остановиться и поставить палатку можно в любом месте, не обращая внимание на угрожающие надписи в виде «За установку палатки штраф 1 000 рублей», и если с вас попытаются взять штраф, то попросите сделать это обязательно в присутствии сотрудника полиции, думаю, вопрос сразу решиться.

Я остановился в палаточном городке примерно в трех километрах от источников, все простенько и уютно, рядом есть туалеты, кафе, продают дрова, есть, где поставить машину, палатку, разжечь костер. Там же недалеко медицинский пункт, юрточный городок, база отдыха, где через туроператоров можно купить места для проживания.

В палаточный городок я приехал в полдень, немного подкрепившись, так и не дождавшись своего сбежавшего проводника, самостоятельно отправился искать местные достопримечательности.

От палаточного городка до источника ведет асфальтовая дорога. У самого входа к источникам расположен музей, который рекомендую посетить, всего за десять рублей вы найдете там ответы на абсолютно все интересующие вас вопросы и можно приобрести сувениры.

Осмотревшись на местности и изучив карту путеводителя, я подумал, что сложного ничего нет, все рядышком. Протяженность маршрута по путеводителю всего пять километров и перепад высоты 260 метров (всего-то). Прихватив к рюкзаку с фотоаппаратом и штативом 0,5 литров воды и шоколадку, я вступил на тропу.

Согласно путеводителя в практике буддистов-бурят существует наиболее доступный ритуал поклонения и почитания Алханая — малое гороо, это тот самый маршрут, по которому я и вознамерился пройти. Верующие проходят его в течении одного дня.

Маршрут начинается от ручья Аршан, относящийся по составу воды к гидрокарбонатно-кальциевым, и имеет большое содержание, помимо некоторых микроэлементов, йода и серебра, что делает воду Аршана по словам местных поистине «святой».

Пройдя по мостику на другой берег, я бодро начал подъем по тропинке и вскоре достиг Димчиг Сумэ (Хозяин Алханая), расположенный на высоте 1 200 метров над уровнем моря (ручей Аршан расположен на высоте около 1 080 метров над уровнем моря). Культовое место связано с естественным гротом, по трещинам которого просачивается вода.

Обойдя Димчиг Сумэ против часовой стрелки, попадаешь на смотровую площадку, с великолепным видом «Качающегося камня».

Поднявшись дальше по тропе, миновав высоту 1 325 м, прошел мимо Зула (Вечная лампада), останец, который по своей форме напоминает светильник с ручкой, и вышел к Сэндэма (Небесная фея Мудрости), со смотровой площадки которой виден Храм Ворота.

Дойдя до этой точки, я понял, что хождение по таким тропам очень скоро меня измотает, особенно если это вообще можно назвать тропой,…

…но вид Уудэн-Сумэ (Храм Ворота), до которого казалось подать рукой, вселил в меня надежду и силы, несмотря на то, что запаса воды осталось меньше половины. Я продолжил движение, но вскоре понял, что Небесная фея Мудрости решила подшутить над до мной, направив меня по тропе, ведущей к обрыву, пришлось карабкаться назад и искать тропу, которая петляя спускалась вниз по склону. То тут, то там попадались пирамидки из камней, сложенные паломниками.

Оказалось, что спуск требует не меньше усилий, чем подъем, и когда я уже понял, что без отдыха не обойтись, на пути попался ручей.

Вода была в нем, как и в Аршане, очень холодной, обмыв лицо и голову, я буквально тут же ощутил себя бодрым и практически не уставшим, как будто позади не было подъема и спуска, может, это всего лишь просто ощущения, но лучше буду думать, что это «волшебное действие места».

На другом берегу ручья стояла каменная часовня, выложенная еще в 18 веке.

Только здесь я первый и последний раз за все время встретил людей.

Немного отдохнув и восстановив силы, я наконец добрался до «визитной карточки» Алханая: Уудэн-Сумэ (Храм Ворота).

Храм Ворота — это ворота в мир божества Дэмчог (так по-тибетски звучит Димчиг). В центре арки находится субурган, вокруг которой производится жертвоприношение хадаками, рисом, деньгами. Вход в Храм Ворота охраняет страж,…

…а чуть выше расположена скала Загуурди (Промежуточный мир).

Это месторасположение промежуточного мира, где 49 дней витает душа умершего, после чего она должна пройти свое перерождение.

С этого места хорошо видно Доржо Пагма (Алмазная Царица), но тропинка уходит в сторону от нее и выводит меня к Эхын Умай (Чрево матери).

Согласно добуддийского культа Матери Земли, женщины, просящие детей, должны провести обряд почитания и поклонения, затем проникнуть в пещеру, найти камешек или другой предмет и таким образом получить магическое исцеление и способность иметь детей. Говорят, что найти в пещере камешек сейчас уже не просто сложно, а очень сложно.

После пещеры тропа опять пошла вниз, мимо камней, выложенных паломниками,…

… таких «столбиков» стояло больше сотни и занимали большую площадь на склоне.

Опять изматывающий спуск и подъем по тропинке которая периодически внезапно обрывается, и ее приходится искать заново, несколько раз приходилось возвращаться, у меня стали закрадываться сомнения относительно пяти километров, но отступать было некуда, если я хотел до наступления темноты добраться до лагеря, мне надо было подняться на вершину хребта (1 200 метров над уровнем моря) спуститься с него. Подойдя к скале Наро-Хажод (Небесная музыкантша), я просто скинул с себя рюкзак с фотоаппаратом, дрожащими руками достал плитку сникерса (единственное из съестного, что было со мной) и с ужасом посмотрел на остатки воды.

Особенностью этого останца является воронкообразная трещина. Считается, что через трещину проходит поток космической энергии из Вселенной на Алханай. Глядя сейчас на этот снимок и пытаясь его откорректировать, вспоминаю Маргулиса с его Йеллоустонским национальным парком, я только сейчас стал понимать, что серого цвета на Алханае нет, камни покрыты мхом и лишайником, и сами имеют самый невообразимый цвет, вот где раздолье для творчества цветокорректоров.

Дальше опять подъем, по тропинке, которая никак не хотела меня выводить к цивилизации, периодически прячась от меня.

Поднимаясь по ней, стал вспоминать преимущества карбоновых штативов перед алюминиевыми, вспомнились простые истины опытных альпинистов-фотографов о каждом лишнем грамме веса, о воде, которой уже не было ни в бутылке, ни в организме, и я просто перестал потеть и стал раскаляться, как камень на солнце. Так я дошел до дома затворника, доставать фотоаппарат уже не было сил, возле дома нашел очень маленькую идеально круглую лужицу с ледяной водой, которая помогла немного охладиться. Это было самой верхней точкой, предстоял опять спуск, который выматывал не меньше. Сначала он был достаточно пологий, но, приближаясь к Аршану, стал почти отвесным, я не знал правильно ли иду, и вообще тропинка ли это, но я знал, что внизу Аршан, и это все что было нужно.

Как было приятно в очередной раз ощутить живительную прохладу ручья, которая тонкими струйками текла по раскаленному лицу, даже стало казаться, что вода шипит и испаряется прям на коже. Насладиться прохладой, раздевшись и окунувшись полностью в ручей не удалось, как ни странно, с этого места меня просто выгнали комары, жаждущие свежей крови, которых почему-то в других местах ручья не было. Оставшийся путь до машины занял немного времени, по пути попадались люди, идущие искупаться в водах Аршана.

Всего на прохождение маршрута у меня ушло пять часов. В последствии мои сомнения насчет 5 километров подтвердились, со слов местных гидов маршрут, по которому я прошел, составлял 10,5 километров.

Затем была попытка розыска моего гида (я еще не знал, что он не работает гидом), общение с полицией, удивление, что я путешествую один.

Ночевка в палаточном лагере прошла спокойно и тихо, проснувшись утром, я понял, что добраться до тех мест, где был вчера, к тому же в «режимное» время уже не смогу, сказывается отсутствие должной физической подготовки, и, по всей видимости, придется довольствоваться только рабочими набросками.

Уезжал с некоторой досадой и разочарованием.

P.S. Надеюсь мой рассказ для кого-нибудь будет полезным и познавательным, вопросы можно мне задать написав сюда: flash-v@mail.ru.

01 сентября 2011 года .

Использованные источники: путеводитель «Аршан — Храм Ворота», фотографии автора.

Памятка туристам, едущим на Алханай

В разгар туристического сезона национальный парк Алханай посещает до 2 тысяч человек в день . Многие из них приезжают в парк впервые , многие не имеют никакого представления о том , что это за место , где и как остановиться , что посетить и как нужно правильно себя вести в этих священных , известных далеко за пределами Забайкалья местах . На эти и другие вопросы ответит специальная памятка , подготовленная туристическим разделом « Чита.Ру » совместно с отделом туризма национального парка « Алханай» .

С 1999 года горный массив Алханай является частью особо охраняемой природной территории – национального парка « Алханай » и по сей день остается единственной зоной подобного рода в Забайкальском крае . Согласно закону , национальные парки создают условия для регулируемого туризма , поэтому администрация парка вправе ограничивать посещение своей территории в некоторых случаях: из-за высокой пожарной опасности , периода высокой активности энцефалитных клещей , при чрезмерной антропогенной нагрузке на природные экосистемы Алханая и прилегающей территории . По этой причине лучше не приезжать « наобум» , а заранее позвонить сотрудникам национального парка.

Лучшее время для поездок на Алханай — это начало июля – середина августа , время наиболее тёплых ночей . Также хорош бархатный сезон в первой половине сентября , так называемый период « Риха» . Это когда , по утверждениям священнослужителей , наступает время наибольшей целительной силы минеральных источников , в том числе и вод Алханая.

Въезд в рекреационную зону начинается с КПП , где оплачивается входная плата — экологический сбор за пользование рекреационными ресурсами национального парка . Расценки на платные услуги размещены на официальном сайте национального парка.

Далее по асфальтовой дороге необходимо проехать около 2 километров , до перекрёстка с отворотом направо . Вверх по дороге через 100 метров расположены ворота в восточном стиле.

За « воротами » поворот направо , и через 3-5 метров сразу поворот налево вверх в гору . Дорога заканчивается огороженной бесплатной автостоянкой для транспорта отдыхающих . За автостоянкой размещены летние домики базы « Дали» .

Если от перекрестка « Дали » проехать прямо ещё 400 метров – будет поворот направо в верхний палаточный лагерь . Это « Старый палаточный лагерь» , который был закрыт в 2007 году , чтобы территория могла отдохнуть от антропогенной нагрузки . В 2013 году национальный парк вновь открыл территорию лагеря . Установка палаток в палаточном лагере стоит 50 рублей за всё время отдыха . Установка палаток вне территории палаточного лагеря запрещена.

По асфальтовой дороге вверх мимо палаточного лагеря через 300 метров располагаются визитно-информационный центр и музей природы . Здесь можно получить информацию об истории создания парка , о природе , животном и растительном мире , основных достопримечательностях , лечебных свойствах аршанов . Работает этнографический зал , где можно познакомиться с культурой и бытом бурятского народа , а также старинной русской крестьянской утварью . Можно приобрести сувенирную продукцию , информационные брошюры и путеводители.

Привозить с собой домашних животных строго запрещается . Штраф от 1 000 до 2 000 рублей.

С 2013 года на контрольно-пропускном пункте для мониторинга и учёта посетителей ведётся видеонаблюдение . В палаточном лагере также установлены видеокамеры для охраны правопорядка.

При администрации турбазы имеется своя аптечка и работают один-два медика . Тем не менее , захватите с собой аптечку первой помощи ( бинт , йод и пр . ) а также медикаменты , которые могут понадобиться в вашем конкретном случае ( от аллергии , диабета и пр . ) . Также необходимо взять с собой репелленты от комаров , клещей и других насекомых.

Питьевая вода подаётся из водонапорной башни в палаточном лагере , и из цистерны на базе « Дали» , поэтому возьмите с собой ёмкости для воды . Любителям « дикого отдыха » рекомендуется брать навесы на палатки на случай дождя и топор для рубки дров.

В качестве дров на Алханае можно использовать только валежник . Рубить даже сухостой запрещено . Вязанка дров на базе стоит 50 рублей.

На турбазе « Дали» — 19 летних домиков-кемпингов ( 2-местные и 4-местные) . Время заселения – с 15.00 , время выселения – с 14.00 до 14.30.

В домиках есть кровати , при заселении выдается чистое постельное белье . Возле каждого домика установлены столы со скамейками , оборудовано кострище , умывальник .

Среди дополнительных услуг есть баня стоимостью 100 рублей с человека.

Гидовую службу организует национальный парк « Алханай» . Предлагаются несколько туристических маршрутов . Стоимость экскурсий варьируется от 100 до 500 рублей , в зависимости от уровня сложности и времени прохождения маршрута.

При выходе на экскурсию надевайте лёгкую , но соответствующую погоде одежду , проверенную обувь , головной убор . Не берите в дорогу много воды , по пути есть чистый питьевой ручей.

Туристы с маленькими детьми чаще ходят только до зоны принятия ванн . Детей можно взять и на туристические маршруты . если вы готовы особо следить за поведением своих чад , прежде всего за соблюдением техники личной безопасности на горных каменных тропах Алханая.

Как в любом другом святом буддийском месте , верующие и паломники делают Алханаю подношения . Принято делать подношения возле каждого культового религиозного места ( «дацан » и « дуган » — буддийские храмы , « субурган » — буддийская стела , или ступа , « дабан » — горный перевал , « обоо » — культовое родовое место , вершина для поклонения духам местности и почитания своих предков) . В зоне отдыха , проживания и принятия ванн делать подношения в виде риса , другого зерна или монет не возбраняется . Нигде не следует делать подношения молоком , водкой , конфетами , другими продуктами . Лучше просто воскурить благовония и прочитать молитвы.

Вокруг культовых мест принято совершать обряд гороо — обход вокруг культовых объектов по часовой стрелке нечётное количество раз . Вокруг объектов Димчог ( дуган Димчог , скала Димчог Сумэ) позволяется совершать гороо против часовой стрелки , так как , по легенде , воплощение божества Димчог являлся левшой и совершал обхождения в обратном направлении . При совершении подношений и прохождении гороо рекомендуется про себя зачитывать известные молитвы , или просто выражать свои просьбы благополучия и здоровья для себя , своей семьи и всех живых существ на Земле простыми словами.

Не стоит завязывать хадаки и прочие лоскутки материи ( зурам) на стволах и ветках растущих деревьев . Также не стоит развязывать уже завязанные хадаки и лоскутки.

Наверху в молитвенном домике рядом с « нижними » ваннами можно записать имена представителей своей семьи в книгу Сахюусан для благополучия и здоровья тех , кто записан в книге , либо в дугане Димчог возле КПП . Здесь можно сделать подаяние ламам в виде продуктов питания , денег и прочего . Согласно учениям Будды , существуют три вида подаяния ламе: питание , одежда и книги буддийских текстов.

В понимании бурят , человек – дитя неба и земли , поэтому буряты всегда поклонялись небу и земле . Этот древнейший обычай сохранился и до наших дней . Во время особых торжеств хозяин с чашей кропит трижды питьём на юг в знак почтения огню , потом повторяет то же на восток ( воздух) , потом на запад ( вода) , и , наконец , на север – в память умерших . Такой обряд часто можно видеть за бурятской трапезой . Местное население может попросить и вас повторить такой обряд.

Большим грехом в традиции считалось не только копание земли , но даже царапанье почвы . Даже сдвигание с места камней считалось большим грехом , если только это не было очищением дороги . Тот же , кто чистил дорогу , считался благодетелем , способствующим очищению жизненного пути своих потомков . Поэтому каждый бурят старался убрать с проезжей части дороги или тропы предметы , которые мешали проезду или ходьбе . На Алханае можно увидеть вдоль троп скученные камни — раньше таким образом очищали тропу , совершая благодетель . При подходе к Храму Ворота встречаются уже высокие и длинные каменные заборы вдоль тропы . В настоящее время тропа уже достаточно очищена и проторена , поэтому сдвигать камни , передвигать их с места на место , сооружать из них каменные башни типа индивидуальных « обоо » строго запрещено.

Рекреационная зона национального парка « Алханай » приравнивается к общественным местам и поэтому курение и распитие спиртных напитков на её территории также запрещено.

Достопримечательности Национального парка Алханай

Восьмого июля 2011 года, в день семьи, любви и верности, на пересечении улиц Амурской и Столярова был открыт новый сквер. Жемчужиной сквера стала скульптурная композиция «Любовь и верность». Площадка была выбрана не случайно, она находится рядом с той улицей, на которой жили жены декабристов. Автором проекта паркового комплекса был архитектор М. Альтабасов. Памятник, изображающий мужчину и женщину в костюмах XIX века, был изготовлен по проекту Арама Григоряна, который является членом-корреспондентом Российской Академии художеств и вице-президентом Союза художников России. В скульптуре запечатлена трогательная встреча влюбленных.

Забайкальский ботанический сад, находящийся в Чите — столице Забайкалья, был основан в 1990 году. Живые экспозиции сада удивляют, вдохновляют и радуют как гостей города, так и коренных жителей. Площадь сада составляет около 27 гектаров. Ботанический сад своей целью ставит интродукцию и акклиматизацию растений в условия Восточного Забайкалья, а также важной деятельностью сада является стремление рационального использования мировых растительных ресурсов. Экспозиции Ботанического сада со временем увеличиваются. Сегодня в планах существует создание публичного Читинского Ботанического сада, как экологический технопарк и туристический центр города Чита.

Титовская сопка — это комплекс природных археологических памятников, расположенных на юго-западе Читы. Первые сведения о Титовской сопке и находках на ней были найдены А.К. Кузнецовым, который организовывал сбор каменных изделий на месте стоянки-мастерской на склоне сопки. После него проводились еще несколько раскопок на этой территории. В 1920-х годах Е.И. Титов занимался раскопками средневековых погребений недалеко от мастерской. В 50-х годах ХХ века проводились раскопки самой стоянки-мастерской, где были найдены кирки из рогов животных, каменные орудия труда, кострища, а также обнаружены ямы по добыче камня и даже наскальные рисунки эпохи бронзы.

Памятник архитектуры начала XX века, одно из самых красивейших зданий Читы, украшенное лепниной и напоминающий расписной пряник, находится в центре Забайкальского округа. Шумовский Дворец скорее уместен на улицах Европы, нежели на территории Восточной Сибири. Строительство дворца возглавлялось читинскими архитекторами Ф.Е Пономаревым и Г.С. Мосошвили. В 1911 году проект здания был удостоен премии Гран-при в Париже, именно той, которой был награжден знаменитый автор Эйфелевой башни Густав Эйфель.

Казанский собор является кафедральным в городе Чита, а это означает, что он главный. Здесь расположена кафедра епископа Читинского и Забайкальского.Храм украшает город и радует глаз горожан и гостей Читы своей внешней красотой и гармоничным звоном колоколов. В конце 2000 года был создан благотворительный фонд на строительство кафедрального собора. 5 марта 2002 года был заложен первый камень стен кафедрального собора. Уже 21 июня 2002 году в строящемся храме была проведена первая Божественная литургия в честь чествования Казанской иконы Божией Матери.

Читинский дацан является буддийским монастырем-университетом у Бурят в России и организацией Буддийской традиционной Сангхи России. Это первый дацан в Чите. Он строился одновременно с возведением Казанского кафедрального собора и открыт был в 2010 году.Место под строительство дацана было освящено 26 мая 2001 года. В период с 2002 до 2007 года шли строительные работы, а с 2008 года с трех сторон сторон храма возвели конструкции с резьбой и кровлей из черепицы. Из Улан-Удэ осенью 2009 года была доставлена статуя Будды Шакьямуни высотой около двух метров, также были привезены фигуры львов и сосуд-курильница.

История театра начинается в 1920-е годы в городе Самара и назывался он Театр Рабочей молодежи (ТРАМ), позже назывался Куйбышевский театр имени ХХ-летия ВЛКСМ. Помимо этого существуют другие версии его основания. Одни источники указывают на то, что он основан в 1937 году, коллектив состоял из артистов Горьковского театра оперетты и был Читинским областным театром музыкальной комедии. В другом источнике говорится, что театр основан в 1911 году.С 1939 года театр переезжает в Читу. Многие талантливые режиссеры этого театра оказали большое влияние на развитие русского театрального искусства.

Часовня Александра Невского расположена на Титовской сопке. Она была освящена в сентябре 2001 года в день памяти святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Интересно то, что строительство часовни длилось всего несколько месяцев. 14 июня начались первые строительные работы, а уже 24 августа 2001 года священник Виталий Елисеев освятил крест, установленный на куполе. Икону святого князя Александра Невского написали читинские художники Ян и Елена Шплатовы. В Чите имеется особое отношение к Александру Невскому, ведь он является покровителем пограничных земель России.

20 июля 1994 года главой Администрации города Читы было принято постановление об открытии МУ «Читинского городского зоопарка». Небольшой зоопарк уже существовал к тому времени в городе: на территории Пионерского парка находились вольеры с животными, у которых вечерами собирались взрослые и дети. Здесь были козы, косуля, лебеди и павлин. Первые животные в Читинском дворце пионеров (сегодня — Центр детского творчества) появились еще в 1986 году, а первым энтузиастом этого дела был Г.П. Спрягин, руководитель кружка аквариумистов.

Здание почты было построено в 1893 году по проекту известного архитектора М.Ю. Арнольда. В двухэтажном здании располагалась почтово-телеграфная контора. Постройка состоит из трех частей: центральная часть и два деревянных крыла, симметричных друг другу и разделенных между собой каменными двухэтажными тамбурами. В 1895 году здесь была открыта сберегательная касса, а позже работники почты организовали первое в Чите общество потребителей. Их усилиями открылась библиотека, фонды которой собирались на паевые взносы почтовых чиновников.

Храм был построен в 1851 году, и изначально здесь размещался католический костел во имя святых Петра и Павла. В ХХ веке с приходом к власти Советов храм был закрыт, а помещение использовалось как мастерская по изготовлению гипсовых статуэток и зеркал, которая вскоре переехала. После этого здание занял клуб. Во время Великой Отечественной войны отношение к церкви стало мягче, в это время многие церкви были вновь открыты. В 1944 году здание было передано православным, и в честь победы в 1945 году храм был открыт. Победа была одержана на Пасху, именно поэтому церковь была названа в честь Вознесения Христова. Длительное время он был единственным действующим храмом в Читинской области, являясь кафедральным собором.

Здания усадьбы были построены в начале ХХ века купцами Соломоном и Зусей Зазовскими, имение стало самым дорогим в Чите. Некоторые помещение были отданы арендаторам: Сибирскому торговому банку, ресторану «Самсон», в 1912 году была открыта контора и главный бакалейный магазин общества «Эконом». В 1917 году здесь разместились правление, отделения и главный магазин компании «Зингер». За несколько лет в помещения заехало множество организаций. В 1920-е годы здесь находились Народный государственный контроль ДВР, «Забойкальское АО», ГАЧО и даже редакция газеты «Забайкальский рабочий».

Старо–Читинская Михайло–Архангельская церковь является единственным примером культовой деревянной архитектуры XVIII века в Забайкалье. Была построена в старейшей юго-восточной части города в 1775-1776 гг. из лиственницы в два этажа. Вверху Никольский престол, внизу Михаило-Архангельский. В обиходе её называют церковью декабристов. Храм выстроили за 50 лет до появления в городе декабристов. Архитектура церкви являет собой типичный русский храм. До 1875 года имела статус городского собора.

Музей «Церковь декабристов» является филиалом Забайкальского краеведческого музея имени А.К. Кузнецова и находится в здании бывшей деревянной Михайло-Архангельской церкви. Она была возведена на пожертвования горожан в 1776 году, за 50 лет до появления в Сибири декабристов, с чьими именами она связана. Церковь является уникальным памятником русского зодчества и единственно сохранившейся в Восточной Сибири двухпрестольной деревянной церковью.Заброшенное здание Михайло-Архангельской церкви в 1971 году было передано для открытия филиала. Изначально здесь размещались коллекция предметов, связанных с историей Читы.

Читинский областной театр начал свою деятельность 11 февраля 1935 года на базе краевого кукольного театра и является одним из старейших театров России. В 2005 году театр торжественно отметил свое семидесятилетие. Сегодня в репертуаре театра 29 спектаклей, которые рассчитаны на разные возрастные категории зрителей. Здесь используются несколько систем кукол — перчаточные, тростевые, марионетки, тантамарески, планшетные куклы. Театр занимается общественной деятельностью, постоянно проводя шоу-конкурс «Кукломания», спектакли для детей-сирот, инвалидов, а также для социально-необеспеченных групп населения.

Памятка туристам, едущим на Алханай

В разгар туристического сезона национальный парк Алханай посещает до 2 тысяч человек в день . Многие из них приезжают в парк впервые , многие не имеют никакого представления о том , что это за место , где и как остановиться , что посетить и как нужно правильно себя вести в этих священных , известных далеко за пределами Забайкалья местах . На эти и другие вопросы ответит специальная памятка , подготовленная туристическим разделом « Чита.Ру » совместно с отделом туризма национального парка « Алханай» .

С 1999 года горный массив Алханай является частью особо охраняемой природной территории – национального парка « Алханай » и по сей день остается единственной зоной подобного рода в Забайкальском крае . Согласно закону , национальные парки создают условия для регулируемого туризма , поэтому администрация парка вправе ограничивать посещение своей территории в некоторых случаях: из-за высокой пожарной опасности , периода высокой активности энцефалитных клещей , при чрезмерной антропогенной нагрузке на природные экосистемы Алханая и прилегающей территории . По этой причине лучше не приезжать « наобум» , а заранее позвонить сотрудникам национального парка.

Лучшее время для поездок на Алханай — это начало июля – середина августа , время наиболее тёплых ночей . Также хорош бархатный сезон в первой половине сентября , так называемый период « Риха» . Это когда , по утверждениям священнослужителей , наступает время наибольшей целительной силы минеральных источников , в том числе и вод Алханая.

Въезд в рекреационную зону начинается с КПП , где оплачивается входная плата — экологический сбор за пользование рекреационными ресурсами национального парка . Расценки на платные услуги размещены на официальном сайте национального парка.

Далее по асфальтовой дороге необходимо проехать около 2 километров , до перекрёстка с отворотом направо . Вверх по дороге через 100 метров расположены ворота в восточном стиле.

За « воротами » поворот направо , и через 3-5 метров сразу поворот налево вверх в гору . Дорога заканчивается огороженной бесплатной автостоянкой для транспорта отдыхающих . За автостоянкой размещены летние домики базы « Дали» .

Если от перекрестка « Дали » проехать прямо ещё 400 метров – будет поворот направо в верхний палаточный лагерь . Это « Старый палаточный лагерь» , который был закрыт в 2007 году , чтобы территория могла отдохнуть от антропогенной нагрузки . В 2013 году национальный парк вновь открыл территорию лагеря . Установка палаток в палаточном лагере стоит 50 рублей за всё время отдыха . Установка палаток вне территории палаточного лагеря запрещена.

По асфальтовой дороге вверх мимо палаточного лагеря через 300 метров располагаются визитно-информационный центр и музей природы . Здесь можно получить информацию об истории создания парка , о природе , животном и растительном мире , основных достопримечательностях , лечебных свойствах аршанов . Работает этнографический зал , где можно познакомиться с культурой и бытом бурятского народа , а также старинной русской крестьянской утварью . Можно приобрести сувенирную продукцию , информационные брошюры и путеводители.

Привозить с собой домашних животных строго запрещается . Штраф от 1 000 до 2 000 рублей.

С 2013 года на контрольно-пропускном пункте для мониторинга и учёта посетителей ведётся видеонаблюдение . В палаточном лагере также установлены видеокамеры для охраны правопорядка.

При администрации турбазы имеется своя аптечка и работают один-два медика . Тем не менее , захватите с собой аптечку первой помощи ( бинт , йод и пр . ) а также медикаменты , которые могут понадобиться в вашем конкретном случае ( от аллергии , диабета и пр . ) . Также необходимо взять с собой репелленты от комаров , клещей и других насекомых.

Питьевая вода подаётся из водонапорной башни в палаточном лагере , и из цистерны на базе « Дали» , поэтому возьмите с собой ёмкости для воды . Любителям « дикого отдыха » рекомендуется брать навесы на палатки на случай дождя и топор для рубки дров.

В качестве дров на Алханае можно использовать только валежник . Рубить даже сухостой запрещено . Вязанка дров на базе стоит 50 рублей.

На турбазе « Дали» — 19 летних домиков-кемпингов ( 2-местные и 4-местные) . Время заселения – с 15.00 , время выселения – с 14.00 до 14.30.

В домиках есть кровати , при заселении выдается чистое постельное белье . Возле каждого домика установлены столы со скамейками , оборудовано кострище , умывальник .

Среди дополнительных услуг есть баня стоимостью 100 рублей с человека.

Гидовую службу организует национальный парк « Алханай» . Предлагаются несколько туристических маршрутов . Стоимость экскурсий варьируется от 100 до 500 рублей , в зависимости от уровня сложности и времени прохождения маршрута.

При выходе на экскурсию надевайте лёгкую , но соответствующую погоде одежду , проверенную обувь , головной убор . Не берите в дорогу много воды , по пути есть чистый питьевой ручей.

Туристы с маленькими детьми чаще ходят только до зоны принятия ванн . Детей можно взять и на туристические маршруты . если вы готовы особо следить за поведением своих чад , прежде всего за соблюдением техники личной безопасности на горных каменных тропах Алханая.

Как в любом другом святом буддийском месте , верующие и паломники делают Алханаю подношения . Принято делать подношения возле каждого культового религиозного места ( «дацан » и « дуган » — буддийские храмы , « субурган » — буддийская стела , или ступа , « дабан » — горный перевал , « обоо » — культовое родовое место , вершина для поклонения духам местности и почитания своих предков) . В зоне отдыха , проживания и принятия ванн делать подношения в виде риса , другого зерна или монет не возбраняется . Нигде не следует делать подношения молоком , водкой , конфетами , другими продуктами . Лучше просто воскурить благовония и прочитать молитвы.

Вокруг культовых мест принято совершать обряд гороо — обход вокруг культовых объектов по часовой стрелке нечётное количество раз . Вокруг объектов Димчог ( дуган Димчог , скала Димчог Сумэ) позволяется совершать гороо против часовой стрелки , так как , по легенде , воплощение божества Димчог являлся левшой и совершал обхождения в обратном направлении . При совершении подношений и прохождении гороо рекомендуется про себя зачитывать известные молитвы , или просто выражать свои просьбы благополучия и здоровья для себя , своей семьи и всех живых существ на Земле простыми словами.

Не стоит завязывать хадаки и прочие лоскутки материи ( зурам) на стволах и ветках растущих деревьев . Также не стоит развязывать уже завязанные хадаки и лоскутки.

Наверху в молитвенном домике рядом с « нижними » ваннами можно записать имена представителей своей семьи в книгу Сахюусан для благополучия и здоровья тех , кто записан в книге , либо в дугане Димчог возле КПП . Здесь можно сделать подаяние ламам в виде продуктов питания , денег и прочего . Согласно учениям Будды , существуют три вида подаяния ламе: питание , одежда и книги буддийских текстов.

В понимании бурят , человек – дитя неба и земли , поэтому буряты всегда поклонялись небу и земле . Этот древнейший обычай сохранился и до наших дней . Во время особых торжеств хозяин с чашей кропит трижды питьём на юг в знак почтения огню , потом повторяет то же на восток ( воздух) , потом на запад ( вода) , и , наконец , на север – в память умерших . Такой обряд часто можно видеть за бурятской трапезой . Местное население может попросить и вас повторить такой обряд.

Большим грехом в традиции считалось не только копание земли , но даже царапанье почвы . Даже сдвигание с места камней считалось большим грехом , если только это не было очищением дороги . Тот же , кто чистил дорогу , считался благодетелем , способствующим очищению жизненного пути своих потомков . Поэтому каждый бурят старался убрать с проезжей части дороги или тропы предметы , которые мешали проезду или ходьбе . На Алханае можно увидеть вдоль троп скученные камни — раньше таким образом очищали тропу , совершая благодетель . При подходе к Храму Ворота встречаются уже высокие и длинные каменные заборы вдоль тропы . В настоящее время тропа уже достаточно очищена и проторена , поэтому сдвигать камни , передвигать их с места на место , сооружать из них каменные башни типа индивидуальных « обоо » строго запрещено.

Рекреационная зона национального парка « Алханай » приравнивается к общественным местам и поэтому курение и распитие спиртных напитков на её территории также запрещено.

Источники:
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/chita/nationalparks/21986
http://now-chita.ru/alkhanai_chita/
http://travel.drom.ru/17539/
http://www.chita.ru/tur/51174/
http://www.101hotels.ru/recreation/russia/region/natsionalniy_park_alhanay/points
http://www.chita.ru/tur/51174/
http://ispaniainfo.ru/putevoditel-po-alikante-kak-dobratsya-kogda-ehat-istoriya-dostoprimechatelnosti-sovety-shopping.html

Ссылка на основную публикацию