Николо-Перервинский монастырь в Москве. Святыни, история, расписание богослужений

Николо-Перервинский мужской монастырь в Москве

Есть предположение, что обитель была основана во время Куликовской битвы, в которой противостояли друг другу русские и татаро-монгольские армии.

Изначально Николо-Перервинский церковный комплекс располагался за пределами столицы, поэтому постоянно подвергался нападениям захватчиков, разрушался, оставаясь на низком уровне развития. Расцвет наступил во время царствования Алексея Михайловича. Сегодня эта малоизвестная обитель, сооружённая в неовизантийском стиле, находится в 11 км от Кремля и значительно выделяется среди новых построек, являясь настоящим украшением района Печатники.

История основания обители

Предание гласит, что обитель основали в 1380 г., однако, достоверная документация об истории церковного комплекса появилась только с начала XV столетия. В указе Михаила Федоровича упоминалось о небольшой деревянной церквушке, построенной в честь преподобного Николая Угодника, а также о находящихся в ней игумене и двух старцах. Вскоре этот небольшой монастырь стали называть Прервинским.

Есть предположение: в Смутное время обитель подвергалась набегам и разорениям польских захватчиков. Делом восстановления занимался благодетельный царь Михаил Федорович. При его сыне, Алексее Михайловиче, Николо-Перервинский монастырь входит в эпоху расцвета, благодаря богатым правительственным вкладам, пожертвованиям духовенства и прихожан.

Другие монастыри Москвы:

До XVII века в «Перерву» привозят афонский список чудотворной Иверской иконы Пречистой Богородицы, высокочтимой в христианском мире, и отдают во владение часовню, располагавшуюся около Воскресенских ворот.

Основным строением на его территории стал Никольский собор, идея постройки возникла у патриарха Адриана, который сам же освятил его в 1700 г. Преподобный являлся последним представителем досинодального периода в истории Русской Церкви, он обладал консервативным видением и отрицал западное мировоззрение Петра I. Патриарх стремился сохранить традиции и чистоту православия, и, желая отстраниться от подобной полемики с государем, Адриан поселился в Перервинском монастыре и построил патриаршие палаты.

До создания собора здесь стояли три каменных храма, сооруженные в период с 1649 по 1674 г.. Патриарх Адриан объединил эти постройки, сделав их частью большого Никольского собора, на создание и украшение которого ушло четыре года.

  • Главное строение объединили с верхними покоями кельи патриарха при помощи деревянной галереи. Это сделалось для того, чтобы престарелый и больной Адриан мог легче добираться до самой церкви. После смерти патриарха в октябре 1700 г. галерея была разобрана.
  • В юго-западной части храма размещалось ризохранилище, а в северо-западной — особое помещение, находясь в котором Адриан мог слушать богослужения, проходящие в стенах Божьей обители. После кончины святителя окно, находящееся здесь, заложили кирпичом.
  • Стены верхней части Никольской церкви расписали живописью в 1727 г. Мастера использовали позлащенные клейма, на которых демонстрировались события из Священного Писания. Десятью годами ранее с помощью библейских изображений декорировали святой алтарь. На поверхности купола расписали сюжет Вознесения Господня. Со временем эти изображения постоянно реставрировались.
  • В нижней части располагалась церковь, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского. Она хорошо отапливалась в зимний период, состояла из трех больших архитектурных фрагментов: алтарной комнаты, обширной трапезной с мощным столпом посередине и центрального зала.
  • В 1750 г. на юге церковного комплекса построили корпус из камня, верхний этаж занимал настоятель, а нижний — несколько братьев. Через 17 лет здание объединили с патриаршими покоями при помощи деревянной галереи.

На заметку! Монастырь получил своё название от недалеко расположенной местности, которую именовали «Перерва».

Значение этого слова объяснялось изменением направления русла Москвы-реки, то есть «прерыванием» обыденного и традиционного течения. Река повернула здесь в правую сторону, к селу Коломенское, находящемуся прямо напротив монастыря, который стоит на другом берегу. Однако первоначально церковный комплекс называли «Никола Старый», историки не смогли обнаружить в архивах официальной даты переименования.

Облик монастыря в середине XVIII столетия

Знаменательная эпоха в истории обители началась с приходом митрополита Платона (Левшина), — человека великой души и благочестивых наклонностей. Этого замечательного проповедника современники называли «вторым Иоанном Златоустом», потому что святитель преподавал науку религии Павлу I и взрастил поколение мудрых иерархов и пастырей Церкви.

Митрополит Платон видел большой недостаток духовного образования и искал место, где люди смогут беспрепятственно обретать знание о Боге. Святитель выбрал для этой цели Николо-Перервинский церковный комплекс, зная о его удаленности от большого города и мирской суеты.

  • В 1775 г. в «Перерве» по авторитетному распоряжению преподобного Платона открывается духовная семинария. Между монастырской башней и храмом Толгского образа Божьей Матери начали создавать двухэтажный флигель для учеников.
  • В этом же году в монастыре поместили большую трапезную, где принимали пищу воспитанники духовной семинарии, основанной митрополитом Платоном.
  • Рядом с Никольским собором возвышалась пятиярусная колокольня, высота которой практически совместима с высотой самого храма. В 1767 г. мастера занимались росписью третьего этажа, используя серебряные и позлащенные клейма. Через 20 лет на четвертом ярусе поставили боевые часы.
  • В 1787 г. митрополит Платон распорядился восстановить Успенскую церковь, в работах использовались только серебро и золото. В последующие периоды постройка нуждалась в постоянной реконструкции. Богослужения здесь проводились только в престольные праздники, так как собор вмещал малое количество прихожан.
  • Надвратная церковь, построенная в 1733 г., при Платоне была оштукатурена и расписана. В 1778 г. на месте, где галерея объединяла настоятельный корпус с покоями патриарха, создали архиерейский двухэтажный дом. Снизу размещались семинаристы, ученики митрополита Платона. В 1784 г. к зданию пристроили флигель, где жили учителя-духовники.

История «Перервы» до 1917 г.

После митрополита Платона во главе Московской кафедры стояли архиереи Августин и Серафим. Они окончили Николо-Перервинскую духовную семинарию и чрезвычайно потрудились для благоустройства церковного комплекса. В 1821 г. кафедрой заведовал Филарет, который также чрезвычайно заботился о «Перерве», нередко посещал его, чтобы прочесть проповедь и провести литургию.

Преподобный желал придать внешнему облику монастыря религиозную монументальность и красоту. Филарет благословил возобновление и украшение внутреннего убранства и внешних стен главных строений обители. Училищный корпус обзавелся вторым этажом, рабочие соорудили многие подсобные строение и исправили уже существующие.

Денежные средства, поступающие от благотворителей, использовались Филаретом для нужд российских семинарий и училищ. Николо-Перервинская обитель на протяжении века пользовалась особенным расположением со стороны Московских владык, которые часто посещали её, проводя богослужения.

  • В 1834 г. училищный корпус на западной стороне обители, был перестроен. На востоке находился одноэтажный корпус, используемый в качестве кладовой и погреба. Когда рядом начали создавать Иверский собор (1904 г.), граница церковного комплекса несколько удалилась. В 1908 г. она преобразовалась в каменную стену, в центре которой поставили Святые врата.
  • По документации 80-х г. XIX столетия на востоке Перервинской обители находилось кладбище, огороженное решеткой из дерева. С трех сторон монастыря располагался палисадник, красующийся разнообразной растительностью.
  • На юге раскинулся роскошный плодовый сад, внутри которого посетители видели изящную беседку, огород, пчельник, пруд и двухэтажную баню. За Святыми вратами располагался скотный двор, а несколько дальше — больница, аптека и дом фельдшера. Рядом были квартиры учителей и смотрителей, здесь же могли ночевать посетители.
  • В начале осени 1890 г. произошло освящение нового Духовного училища. Это здание располагалось за пределами «Перервы», на севере, и вмещало до 200 учеников.
  • В 1904 г. в церковный комплекс прибыл митрополит Владимир, на следующий день сюда привезли Иверскую икону Богоматери. Духовенство возжелало возвести на территории величественный храм, освященный в честь этого чудотворного лика. Архитектором грандиозного строения на 3000 паломников назначили П. Виноградова, иконостас доверили И. Соколову, а создание икон — В. Гурьянову.

После революционного периода Николо-Перервинский монастырь понес тяжелые потери, как и Отечество, вовлеченное в суровые беды.

На заметку! Державная икона Богородицы чудесно явилась в Вознесенском храме в день, когда последний император Николай отрекся от престола. Небесная Царица лично пришла во сне к жительнице прихода Перервинской обители, и указала место, где она найдет святую реликвию.

После этого события в монастыре 15 марта традиционно поётся акафист перед Державным образом Божьей Матери и совершается крестный ход вокруг церковного комплекса.

Трудные времена

Молитвенную поддержку монастырю оказывал патриарх Тихон, который посещал его в 1921 г. Через три года здесь закрыли Толгскую церковь, помещение которой использовали в качестве столовой Детского дома. В 1928 г. обитель насчитывала только трех насельников, так как церковный комплекс практически закрыли. Через год советские власти распорядились снести Иверскую часовню, куда неоднократно проникали грабители.

  • В середине XX века богатый Иверский собор лишился глав, всех крестов и прочего церковного убранства. Цветные стекла поменяли на обыкновенные, вынесли бо́льшую часть крыши, заложили боковые проёмы. В 60-х годах закрашивали живопись в церквях, устанавливали перекрытия между этажами.
  • Здание Никольского собора выступало в роли обыкновенного склада, а через некоторое время здесь располагался завод. Церковь не ремонтировалась, поэтому возникла опасность разрушения. Никольский храм передали во владение РПЦ в январе 1991 г.
  • Учебный корпус использовали как жилищный, а в 70-х г. он стал помещением столовой. Без купола остались Толгская и величественная Иверская церкви. На их кровлях росли кустарники, а внутри помещений располагались станки.

Только в 1995 г. патриарх Алексий II учредил на территории «Перервы» патриаршее подворье. С этого момента начинается неспешное восстановление некогда величественного церковного комплекса. С 1996 г. в «Перерве» открыли пастырские курсы, вскоре переименованные в духовное училище. К 2000 г. в Никольском соборе восстановили роспись стен и создавали новый иконостас. В 2002 г. сюда поместили ковчег с останками святых людей. В 2008 г. реставрировали купол и внешний облик Никольского собора.

Как добраться

Николо-Перервинский церковный комплекс расположен в Москве по адресу: улица Шоссейная, д. 82.

Паломники добираются сюда как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте. От метро «Текстильщики» до обители едут автобусы № 703 или № 161, а также маршрутка № 38М. Выходить необходимо на остановке, которая называется «Николо-Перервинский монастырь». От метро «Печатники» до места назначения везет автобус № 292.

Основным престольным праздником для обители считается день памяти Николая Угодника (19 декабря)

В настоящий момент богослужения проводятся только в Никольском соборе, который работает с 7:00 до 17:00.

На заметку! Полюбоваться архитектурным ансамблем разрешено во всякое время.

Несмотря на то, что монастырь не является действующим, жизнь здесь не прекращается. Сегодня в обители, которая переквалифицировалась в патриаршее подворье, живет братия, совершаются ежедневные богослужения.

Прихожане имеют возможность заказать здесь требы, Таинства Крещения или Венчания. Николо-Перервинский монастырь занимается просветительством: управляет воскресной школой и православной гимназией, православным театром, а также дает бесплатное обучение в духовной семинарии. Паломники, приходящие в обитель, могут прикоснуться к Иверской и Державной иконе.

Николо-Перервинский монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Николо-Перервинский монастырь – это не самая большая и известная обитель Москвы, но от этого он не становится менее интересным. Считается, что построили его во времена Куликовской битвы, и изначально он находился за пределами столицы. Из-за такого расположения монастырь не раз подвергался нападениям, его разрушали, и назвать обитель процветающей было сложно. Изменилось все в период царствования Алексея Михайловича, который приписал к ней Иверскую часовню. Именно в этой обители жил патриарх Адриан, которого избрали вопреки желанию Петра Первого.

  • Особенностью монастыря является то, что очень долго значительная часть построек оставалась деревянной, а вместо колоколов использовались била – специальные доски из железа.
  • Позже ансамбль перестроили, сделав каменным. По некоторым сведениям именно здесь трудился знаменитый Растрелли в самом начале своей архитектурной деятельности.
  • Главная святыня монастыря – Иверская икона Божьей матери – была утеряна (есть версии, что она находится в Третьяковской галерее или Новодевичьем монастыре), однако с Афона сюда доставили новую икону.

Где находится обитель

Расположен Николо-Перервинский монастырь по адресу:

  • город Москва, улица Шоссейная, строение 82.
  • Телефон обители: 35-44-965.

Как добраться до Николо-Перервинского монастыря

Попасть в эту обитель можно как собственным автотранспортом, так и общественным транспортом. В последнем случае есть три варианта:

  • доехать до метро Текстильщики, а потом пересесть на автобус №703 или 161;
  • сесть на маршрутное такси № 38М;
  • добраться до метро Печатники, а потом ехать автобусами №161, 292, 703.

Выходить из автобусов и маршрутных такси следует на остановке «Николо-Перервинский монастырь».

Посещение обители

Поскольку на сегодняшний день монастырь не действует, его территория открыта ежедневно. Обратите внимание, что на текущий момент у обители статус подворья Патриарха.
Посетителям-паломникам отправиться сюда лучше во время, когда идут богослужения в храмах. Тем, кто интересуется архитектурой, можно прогуляться по монастырскому подворью и в другое время. Вы сможете полюбоваться оригинальным архитектурным ансамблем, который постепенно восстанавливают и реставрируют. Благодаря этому монастырский двор не выглядит опустевшим и заброшенным.

  • Всем посетителям обители стоит помнить, что фотографировать или снимать видео на территории монастыря категорически запрещено. В отдельных случаях можно испросить благословения у настоятеля для проведения съемок.
  • Также в обители нельзя появляться в неподобающем внешнем виде: женщинам – в брюках, шортах, открытых платьях, без головного убора; мужчинам – в пляжной или спортивной одежде, в головном уборе.
  • Помните, что на монастырской территории запрещено курить и распивать спиртные напитки, а также появляться здесь в нетрезвом состоянии.
  • Нельзя сквернословить, обсуждать, громко говорить, смеяться, включать музыку.
  • Посещая службы, необходимо соблюдать благоговейное молчание, не болтать со стоящими рядом людьми.

На территории Николо-Перервинского монастыря действует духовная семинария, а также две школы для молодежи: для девушек и для юношей.

Расписание богослужений в Николо-Перервинском монастыре

День недели Богослужение Время начала
Понедельник-суббота Литургия
Акафист
Вечерня, утреня
7.30
16.00
17.00
Воскресенье Литургия
Литургия для детей
Акафист
Вечерня, утреня
6.30, 9.00
8.00
16.00
17.00

Учтите, что в праздничные дни, а также во время поста в Николо-Перервинском монастыре в Печатниках возможны изменения в расписании служб.
При обители действует воскресная школа; в храмах можно заказать требы, таинство крещения или венчания.

Фото монастыря

  • Обитель видна и с другого берега Москвы-реки.
  • После возобновления служб в Никольском соборе обитель постепенно отстраивается.
  • Особенно величественно выглядит архитектурный ансамбль в ночное время.
  • Днем ворота монастыря открыты для всех верующих.
  • Иверский собор, где находилась Иверская икона Богоматери, восхищает размерами и красотой.
  • Именно в Никольском храме впервые после закрытия обители в советские годы зазвучала молитва.

Николо-Перервинский монастырь в Москве — видео обзор

Хотя монастырь и не является действующей обителью, жизнь на его подворье кипит. Многие стремятся побывать здесь – помолиться в тишине, полюбоваться архитектурой. Еще больше информации о монастыре узнаете из видео. Приятного просмотра.

[blockquote_gray»]Представляю вашему вниманию еще один монастырь, который находиться в Москве — Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь, о котором можно узнать по ссылке ниже:
//www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/svyatogorskij-v-pushkinskix-gorax.html
А также хочу познакомить вас с Покровским монастырем, где находяться мощи Святой Матроны.
[/blockquote_gray]

Николо-Перервинский монастырь – тайный подземный ход под Москвой-рекой

Адрес: Россия, Москва, улица Шоссейная
Первое упоминание: 1623 год
Основные достопримечательности: Собор Иверской иконы Божией Матери, Собор Николая Чудотворца, Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери
Координаты: 55°40’09.6″N 37°43’09.2″E

Живописная обитель, расположенная в 11 км с юго-востока от Московского Кремля, заметно выделяется на фоне типовой застройки. Монастырь, построенный в неовизантийском и псевдорусском стиле, считают настоящим украшением московского района Печатники.

Общий вид на монастырь

История обители

По легенде православный монастырь был основан во время Куликовской битвы. Он находился в нескольких верстах от города и славился тишиной и уединением. Свысокого левого берега Москвы-реки открывался отличный обзор на стоящие вдалеке купола московских храмов.

Первые свидетельства об Перервинской обители относят к 1623 году. Записи о маленьком деревянном храме Святителя Николая и живущих при нем игумене и двух старцах сохранились в старинном дворцовом документе.

К 50-60-м годам XVII века Русь оправилась от тяжелых последствий Смутного времени, поэтому в Николо-Перервинской обители, как и в других монастырях Москвы, начали возводить каменные храмы. Наибольшего расцвета обитель достигла в конце XVII столетия, когда патриарх Адриан решил использовать ее в качестве летней резиденцией.

В 1770-е годы здесь открыли семинарию, а спустя некоторое время для семинаристов возвели первый двухэтажный корпус. Еще одна примечательная страница истории монастыря связана с Екатериной II. Отправляясь в знаменитое путешествие в Крым, императрица сделала остановку в этой обители.

Николо-Перервинский монастырь на фоне Москвы-реки

Влияние монастыря на духовную жизнь Москвы росло год от года. Здесь обучали будущих священников, а в XVIII и XIX веках к обители приписали несколько московских часовен. В начале прошлого века Николо-Перервинская обитель имела каменные храмы и добротные жилые постройки. С трех сторон ее окружал зеленый палисадник. С юга располагался яблоневый сад, а к северу – большой скотный двор, за которым стояли аптека, больница и монастырская гостиница.

С приходом советской власти обитель ликвидировали не сразу. В 1928 году братию распустили, но церковные службы в Никольском и Иверском соборах проходили до 1940 года. Сначала бывшую монастырскую территорию использовали под склады. Но 1948 году в храме Святителя Николая организовали металлоштамповочный завод, а затем – фабрику по производству детских игрушек.

За тот период, пока культовые постройки служили цехами, были утрачены иконостасы и богослужебная утварь, закрашены фрески и разрушены полы. Из-за работы гальванического цеха сильно пострадали кирпичная кладка и своды соборов, а их облик исказили различные хозяйственные пристройки.

Долгое время в монастырских здания не делали ремонта, поэтому крыши, оконные проемы и перекрытия оказались полуразрушенными. В лучшем положении была только нижняя часть монастырской колокольни, да и то лишь потому, что в ней размещались кабинеты начальства.

Вид на монастырь с Москвы-реки

Богослужения в монастыре возобновили в 1991 году. На это момент всеми постройками владело предприятие «Станкоконструкция». Через два года территорию полностью передали церкви. Старинные здания выглядели ужасно, поэтому прихожане и волонтеры начали собирать средства и занялись восстановлением полуразрушенной святыни.

Легенда о подземном ходе

Предания о существовании подземелий, связывающих два берега Москвы-реки, существовали давно. Согласно им, тайный ход вел от церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском к Николо-Перервинскому монастырю. Его прорыли для того, чтобы царь и члены царской семьи в случае бунта или смуты могли спрятаться на другом берегу, в обители.

О подземелье хорошо знали местные жители. Они и показали проход известному археологу и историку Игнатию Яковлевичу Стеллецкому, который много лет занимался изучением старой Москвы и искал подземные тайники.

В конце 1920-х годов Стелеццкий обнаружил два коридора, ведущих из алтаря Казанского храма в подвал. Но в 1930-м году исследовательские работы пришлось приостановить, так как по мнению архитектора музея-заповедника «Коломенское» раскопки под храмом грозили обрушением здания. На сегодняшний день тайна подземелья Николо-Перервинской обители так и остается нераскрытой.

Вид на монастырь с юга

Храмы, здания и монастырские достопримечательности

Центральное место в комплексе монастыря занимает величественный Никольский храм, который часто называют «Старым Николою». Одноглавый собор был возведен в 1696-1700 годах на месте трех небольших церквей. В память об этих старинных храмах верхнюю часть собора посвятили Святителю Николаю, а престол в колокольне – Успению Богоматери.Теплая нижняя часть Никольского собора освящена в честь Сергия Радонежского. Она состоит из самого храма, алтаря и просторной трапезной, центр которой поддерживает массивный столп.

Стройная колокольня примыкает к храму с юго-востока. Высокое здание сложено четырехъярусным четвериком и восьмериком, где находятся звоны. А венчает колокольню аккуратная позолоченная главка с крестом.

С востока от старого собора стоит огромный Иверский храм или новый собор. Он был выстроен в 1905-1908 годах архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым для размещения знаменитого образа Иверской Божией Матери. Во вместительном храме одновременно может находится до 3000 верующих. Шестнадцать куполов окрашены в небесный синий цвет и хорошо видны с окрестных улиц, а также от станции «Перерва».

Собор Иверской иконы Божией Матери

Над воротами, ведущими в монастырь, возвышается надвратный храм, посвященный Толгской иконе Божией Матери. Он появился в 1733 году, когда монастырской братией руководил игумен Варлаам. Первоначально под храмом существовало двое ворот. Однако, до наших дней сохранились только одни – «водяные», получившие такое название потому, что через них монахи ходили за водой к реке.

С 1924 года в надвратной церкви находились клуб и столовая железнодорожного детского дома. Потом фрески на стенах забелили, а храмовое помещение переделали под жилье. В 1950-е годы со стороны алтаря пристроили корпус для завода. Из-за всех этих изменений восстановление надвратной церкви заняло долгое время.

Еще один небольшой храм появился в монастыре совсем недавно – в 2014 году. Деревянную церковь Иоанна Богослова построили между огородом обители и берегом Москвы-реки. В ней изредка проходят венчания, и раз в месяц совершают церковные службы.

С востока обитель окружает ограда. С севера, запада и юга монастырская территория ограничена каменными постройками XVIII-XIX веков – патриаршими кельями, старым и новым семинарскими корпусами, архиерейским и настоятельским корпусами.

Собор Николая Чудотворца

В монастыре установлен памятник митрополиту Платону (Левшину), который основал монастырскую семинарию и написал первую научную работу, посвященную истории Русской церкви. На монументе, изготовленном скульптором Анатолием Андреевичем Бичуковым, митрополит изображен стоящим в полный рост.

Обитель в наши дни

Вот уже более 20 лет монастырь имеет статус патриаршего подворья. Церковные службы в его церквях проходят каждый день: по будням – в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам – в 8.00 и 16.00. Территория обители ухожена и содержится в чистоте. Верующих и туристов пускают сюда в любой день с утра до вечера.

Обитель занимается большой просветительской деятельностью. При ней существует воскресная школа, гимназия, носящая имя митрополита Платона (Левшина), православный театр и курсы для взрослых. Кроме того, на базе монастыря работает духовная семинария, где в течение пяти лет будущие священники и катехизаторы получают бесплатное высшее образование.

Святыни

Верующие приходят в монастырские храмы, чтобы помолиться возле старинных икон. Особым почитанием пользуется несколько образов Богоматери – «Иверская», «Боголюбская» и «Державная».

Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери

Как добраться до монастыря

Монастырская территория расположена на улице Шоссейной, 82. За четверть часа до монастыря нетрудно дойти от платформы «Депо» Курской железной дороги. Кроме того, неподалеку от входа в монастырь делают остановку автобусы № 30, 161, 292, 438, 524, 703 и 736, которые курсируют от станций метро «Текстильщики» и «Печатники».

Москва. Николо-Перервинский монастырь.

Храмы монастыря:

Утраченный храм:

Другие постройки монастыря:

Перервинский Николаевский монастырь, заштатный, приписанный к митрополичьему дому, на берегу реки Москвы, в 9 верстах от города Москвы. Время основания неизвестно. Первое известие о нем встречается с 1567 года. Первоначально он назывался «Николою Старым». Настоящее наименование — позднейшее и произошло, по преданию, от того обстоятельства, что некогда протекавшая близ самых монастырских стен с западной стороны Москва-река внезапно прервала свое течение и, сделав крутой поворот в нескольких саженях от монастыря, пошла по направлению к селу Коломенскому.

В 1908 году освящен новоустроенный храм в честь Иверской иконы Богоматери, поражающий своим величием и красотой. При монастыре духовное училище и ( с 1906 года) училище для глухонемых ( помещающееся в здании, стоившем 100,000 руб. и обеспеченное вкладом на него монастыря в сумме 400,000 руб.). Монастырю принадлежит в Москве Иверская часовня (построенная в 1666 году) с празднуемой здесь 12 февраля и во вторник Пасхальной седмицы чудотворной иверской иконой Божией Матери (см. 31 марта). Святая икона в этой часовне помещена в небольшой, около 4 кв. аршин, нише; на иконе богатая золотая риза, украшенная крупным жемчугом и драгоценными камнями; первоначальная золотая риза, более простой работы, существовала до 1790 года; в этом же году, по благословению Московского первосвятителя Платона, купец Твердышев устроил новую богатую ризу, на что употреблено золота 27 фунтов 59 1/2 золотников; пред иконой висит большое паникадило; большую часть времени эта заветная Московская святыня развозится в нарочито устроенной богатой карете в 6 лошадей по Москве для служения усердствующими молебнов на дому, в часовне же остается вторая икона, точный снимок с чудотворной, пред которой постоянно совершаются молебны; Кроме икон Иверских, в трех стенах часовни помещено множество других в богатых окладах икон; в особенности по размерам и письму выделяются на боковых стенах иконы Спасителя и святого Николая чудотворца.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Время основания Николо-Перервинского мужского монастыря точно неизвестно, предположительно, XV в. Местность, где расположен монастырь издавна носит название Перерва (или Прерва) в связи с тем, что русло реки Москвы в этом районе меняло свое место, старое русло переставало быть проточным, и течение реки в старом русле прерывалось. История его прослеживается по документам с 1623 г. Монастырю принадлежали Иверская часовня с Иверской иконой Божией Матери (разрушена в 1929 г.) и часовня в дер. Выхине (сломана после 1917 г.). Калужская (за Калужскими воротами) и Серпуховская (у Серпуховских ворот) часовни во второй половине XIX в. были уступлены Николо-Перевинским монастырем Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда Моск. губернии (ныне они разрушены). На протяжении 300 лет история монастыря связана с пребыванием тут знаменитых деятелей русской церкви. Жизнь монастыря конца XVII в. связана с частыми посещениями его десятым и последним перед 1917 г. Патриархом Московским и всея Руси Адрианом (1635-15.10.1700). Неоднократно совершая в монастыре богослужения, заботясь о нем, Патриарх Адриан построил здесь в 1696 -1700 гг; соборный храм св. Николая. Кончина его также произошла здесь, похоронен он был в Успенском соборе Кремля. Надвратный храм Толгской иконы Божией Матери построен в 1733-1735 гг. В 1775 г. при монастыре учреждена Перервинская семинария.

Период истории монастыря конца XVIII-нач. XIX в. связан с именем митр. московского Платона Левшина (29.6.1737-11.11.1812). На территории обители им был выстроен двухэтажный митрополичий дом (1807 г.). В 1812 г. монастырь был занят французами, но мало пострадал, так как драгоценные предметы были вывезены или частью скрыты. В ХIХ в. выстроены корпуса келий и каменная ограда. В конце XIX в. в монастыре была выстроена еще одна церковь – домовая во имя св. прав. Никодима. Монастырь был закрыт, вероятно, в конце 20-х гг., но богослужение в старом соборе совершалось до 1940 г. Впоследствии многие здания были перестроены, купола храмов – сломаны, монастырский комплекс был занят заводом металлической и пластмассовой игрушки. В 1970-х гг. весь комплекс монастыря был занят заводом металлорежущих станков. В 1990-х гг. появились планы передать монастырь Патриархии. Церкви были переданы Толгская надвратная церковь и Никольский собор.

Двухэтажный собор Николая чудотворца построен на месте древних храмов в 1696-1700 гг. В нижнем этаже его – придельный храм св. Сергия, построенный тогда же; в колокольне – церковь Успения Божией Матери, одновременная им. Освящен святейшим патриархом Адрианом в октябре 1700 г. В главной части иконостас 1712 г., стенопись 1773 г. Колокольня украшена четырьмя рядами ценных изразцов с серафимами, остроконечными розетками, “георгиевскими” крестами – от основания звона до верха барабана. По преданию, “золотую комнату” над церковью Успения под колоколами отделывал В. Растрелли. Облик старого собора был обезображен трубами, пристроенными заводом игрушки, внутреннее убранство уничтожено.

В конце 1970-х гг. в старом соборе началась медленная реставрация, к 1982 г. на нем установили позолоченный крест и новую луковичную главу, также покрытую сусальным золотом. Новый собор нач. ХХ в. и корпуса обители, бывшие ранее жилыми, до сих пор используются заводом ЭНИМС. В 1904-1908 гг. рядом со старым был построен новый собор в честь Иверской иконы Божией Матери (арх. П.А.Виноградов). В марте 1991 г. были возобновлены богослужения в старом соборе. Сегодня в монастыре идет реставрация и богослужения совершаются во всех храмах. В 1998 г. Патриарх Алексий II освятил приделы Иверского собора. Святыни. Особо почитаемые иконы Божией Матери “Державная”, “Боголюбская” и “Иверская”.

Памятник митрополиту Платону (скульптор А.Бичуков) открыт в Николо-Перервинском монастыре в октябре 2008 года. Митрополит Платон (1737-1812 гг.) – выдающийся деятель Русской Православной Церкви. В сан митрополита возведен в 1787 году. В 1775 году Платон (тогда еще архиепископ Московский и Калужский) основал в Николо-Перервинском монастыре Духовную семинарию. Известен также как основатель семинарии в Спасо-Вифанском монастыре (ныне окраина г. Сергиев Посад) и реформатор Славяно-греко-латинской академии в Москве. Принимал активное участие в утверждении “единоверия” как формы воссоединения старообрядцев с православной церковью. Митрополит Платон – автор первого научного труда по истории Русской Церкви.

Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом» , законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I , ставшего одним из благочестивейших русских Царей, он взрастил также целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей. Один из самых просвещенных людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы – Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания. Он присутствовал на экзаменах, на диспутах, задавал вопросы, исправлял школьные упражнения, слушал ученические проповеди. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках. Так, на экзамене в Перервинской семинарии он заметил одного ученика – Алексия Васильевича Виноградского, бедного сироту. Написанные им латинские стихи понравились владыке, и он стал выделять его, провидя в нем будущего своего преемника на Московской кафедре – архиепископа Августина. То же случилось и с другим учеником Перервинской семинарии – будущим митрополитом Московским Серафимом (Глаголевским).

Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она все время находилась в цветущем состоянии, и по отзыву самого основателя своего, «многих произвела успешных учеников и добрых священников». Под свое особое покровительство принял архипастырь и Николо-Перервинский монастырь, неустанно во все время своего святительства в Москве заботясь о приведении в порядок монастырских дел и о его благоустройстве.

Перечень трудов митрополита Платона по благоустроению Николо-Перервинской обители был с благословения самого архипастыря вырезан на каменной двухаршинной плите, вделанной в стену близ восточных дверей Никольского собора (она сохранилась и доныне), и насчитывает 38 пунктов. Вот некоторые из них: сделан чугунный пол в верхней Николаевской церкви; в 1777 году возобновлена там настенная живопись; в 1778 году между Патриаршими и Настоятельскими кельями построены каменные покои; в 1779 году возобновлены иконостас в Николаевской церкви и святые иконы; вызолочены главы на церквах Николаевской и Толгской; в 1784 году сделаны на колокольне железные боевые с четвертями часы; построены двухэтажные учительские каменные келлии под линию и фасад настоятельским; сделана каменная ограда монастырского сада; в 1805 году выстроен новый двухэтажный Архиерейский дом на западной стороне монастыря, примыкающий южным концом к Патриаршим келлиям; в 1786 году выровнена и выложена дерном в саду гора и нижний огород засажен плодовыми деревьями.

Николо-Перервинский монастырь в Москве. Святыни, история, расписание богослужений

25 ноября
понедельник

Свт. Иоанна Милостивого,
патриарха Александрийского.
Прп. Ни́ла постника.

Ранняя литургия
Поздняя литургия

Всенощное бдение

6.45
9.00

17.00

26 ноября
вторник

Свт. Иоанна Златоу́стого,
архиеп. Константинопольского.
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

Ранняя литургия
Поздняя литургия

Полиелей

6.45
9.00

17.00

27 ноября
среда

Апостола Фили́ппа

Ранняя литургия
Поздняя литургия

Полиелей

6.45
9.00

17.00

28 ноября
четверг

Прп. Паи́сия Величко́вского
Начало Рождественского поста

Ранняя литургия
Поздняя литургия

Всенощное бдение

6.45
9.00

17.00

29 ноября пятница

Апостола и евангелиста Матфе́я

Ранняя литургия
Поздняя литургия

Вечернее богослужение

6.45
9.00

17.00

Водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери Неупиваемая чаша в храме во имя апп. Петра и Павла

17.00

30 ноября суббота

Свт. Григо́рия чудотворца,
еп. Неокесари́йского.
Прп. Ни́кона, игумена Ра́донежского, ученика прп. Сергия

Ранняя литургия
Поздняя литургия

Всенощное бдение

6.45
9.00

17.00

1 декабря
воскресенье

Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Глас 7-й.
Мчч. Плато́на и Рома́на

Божественная литургия
Божественная литургия
Божественная литургия

Всенощное бдение

6.30
8.00
9.30

17.00

По святым местам

7 декабря – поездка в Николо-Перервинский монастырь

21 декабря (суббота) – поездка «Храм Христа Спасителя-Зачатьевский монастырь»

2 – 5 января (четверг – воскресенье) – поездка «Ярославль-Вологда-Кострома-Ростов Великий»

18 января (суббота) – поездка в храм иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах и Серафимо-Знаменский…

“Тихий Ангел”, документальный фильм о прп. Пимене Угрешском. Режиссер Валерий Тимощенко.

Святая Угреша (док. фильм, 2009 год)

Свет Угреши

Гость программы иерей Димитрий Пасынков. Чин отпевания

Информация

Собор Угрешских святых

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 7 сентября 2012 года наместник Николо-Угрешского монастыря игумен Варфоломей совершил чин малого освящения храма, посвященного Собору Угрешских святых.

С того момента празднование Собора Угрешских святых совершается ежегодно во второе воскресенье сентября.

Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 1

Николаевский Перервинский монастырь, Свято-Екатерининская пустынь, Князе-Владимирский монастырь, Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь, Серафимо-Знаменский скит, подворье Новодевичьего монастыря в с. Шубино, подворье Свято-Данилова монастыря.

НИКОЛАЕВСКИЙ ПЕРЕРВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(мужской монастырь)

Возник предположительно в XV в. Первое упоминание в документах относится к 1623 г. Благоустройство обители началось при Государе Алексее Михайловиче. В 1666 г. к монастырю была приписана часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот Китай-города, ставшая основным источником доходов обители. При часовне находилось Перервинское подворье. В конце XVII в. на месте древних храмов был возведен Никольский собор, освященный в октябре 1700 г. патриархом Адрианом. Позднее строятся надвратный храм и другие монастырские здания. В 1775 г. Московским митрополитом Платоном здесь была учреждена семинария, переведенная затем в Троице-Сергиеву Лавру. В 1812 г. обитель мало пострадала, поскольку все святыни и ценности были заблаговременно вывезены.

Своего расцвета монастырь достиг при митр. Филарете (Дроздове), а в начале XX в. полностью сформировался его архитектурный ансамбль. В 1904-1908 годах рядом со старым был построен новый соборный храм во имя Иверской иконы Божией Матери, освященный Московским митр. Владимиром, будущим новомучеником.

В 20-е гг. монастырь был закрыт, но богослужения продолжались в Никольском соборе до 1941 г. Перестроенные монастырские здания были использованы под жилье. Позднее на территории обители расположились заводы: игрушек и станкоконструкций. Храмы приспособили под рабочие цеха.

Ныне приход бывшего Николо-Перервинского монастыря является Патриаршим подворьем.

Настоятель храмов протоиерей Владимир (Чувикин).

Размещение паломников ограничено (по предварительной договоренности). тел. 354-44-95 (лавка), 354-49-65 (проходная).

  1. Соборный во имя свт. Николая Чудотворца (конец XVII в.), на 1 этаже ц. прп. Сергия Радонежского с крестильней, на 2-м этаже — ц. свт. Николая Чудотворца, на 3-м этаже (ярус колокольни) — ц. Успения Божией Матери.
  2. Соборный во имя Иверской иконы Божией Матери (1908г.) с приделами в честь св. равноап. кн. Владимира (южн.) и Рождества св. Иоанна Предтечи (сев.).
  3. Надвратная ц. Толгской иконы Божией Матери (1733г.).
  4. Домовая ц. св. прав. Никодима (1870г.) в одной из келий 2-го этажа Патриарших палат (не сохранилась).
  1. Иверская у Воскресенских ворот (снесена в 1929 г., восстановлена в 1995 г., 26.10.1995 освящена);
  2. Калужская (на Шаболовке, близ Донского монастыря. Не сохранилась).

Местночтимые иконы Иверской и Державной Божией Матери, два ковчега с частицами св. мощей, старые иконы, принадлежавшие монастырю и ныне возвращенные.

Адрес: 109383, Москва, Шоссейная ул., 82, Николо-Перервенский монастырь

  1. От ст.м. Печатники, Текстильщики автобусами .№ 30, 161, 292, 703 до ост. «Монастырь».
  2. До станций Депо или Перерва Курской ж.д., далее пешком.

СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

Основана в 1658 г. государем Алексеем Михайловичем. Во время отдыха на охоте в Ермолинской березовой роще царю было видение. Во сне ему явилась св. вмц. Екатерина и предсказала скорое рождение ребенка, что и исполнилось 26 ноября 1658 г. Родившуюся дочь назвали Екатериной, а на месте видения был основан монастырь.

Тихо, прикровенно протекала духовная жизнь обители, не нарушаемая яркими внешними событиями. Монастырь был беден и жил за счет жалования (руги), а с 1764 г. числился заштатным.

В начале XIX в. пустынь посетил настоятель Новгородского Юрьевского монастыря архим. Фотий (Спасский). Желая поддержать нуждавшуюся обитель, он передал игумену снятый с себя наперсный крест, украшенный бриллиантами. Но крест остался в обители, позднее братия с благоговением возложила его на чудотворную храмовую икону св. вмц. Екатерины.

Революционные потрясения коснулись монастыря ранее большинства других. 13 сентября 1908 г. при попытке ограбления обители революционерами-богоборцами был убит игумен Мартирий.

  1. Соборный во имя св. вмц. Екатерины с тремя приделами: на хорах — в честь Успения Божией Матери и в трапезе — прп. Сергия Радонежского (сев.), свт. Николая Чудотворца (южн.).
  2. во имя свв. апп. Петра и Павла
  3. храм в колокольне
  4. строящийся в честь свт. Тихона, патр. Моск.

Храмовый чудотворный образ св. вмц. Екатерины.

Проезд до подворья: от ст. «Шугарово» Павелецкой ж.д., пешком 5 км до с. Теремец.

Настоятель епископ Тихон (Недосекин)

Прием паломников ограничен (необходимо наличие паспорта).

Адрес: 701708 г. Видное Моск. обл., Свято-Екатерининская пустынь

Проезд: до ст. Расторгуево Павелецкой ж.д. Далее авт. № 379, 59, 2 до ост. «Школа милиции».

КНЯЗЕ-ВЛАДИМИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

17 окт.1888 г. близ ст. Борки Азовско-Харьковской ж.д. потерпел крушение Императорский поезд. В катастрофе погибло 19 человек. В единственном вагоне, который не сошел с рельсов, находилось Августейшее семейство. И хотя вагон оказался изуродованным до неузнаваемости, никто из членов семьи Государя Императора не пострадал. Весть о чудесном спасении разнеслась по всей России.

На месте катастрофы, а также во многих городах и селах впоследствии были возведены храмы и часовни в память об этом.

Княжна В.Б. Святополк-Четвертинская решила увековечить чудесное событие учреждением женской монашеской общины в своем любимом имении при с. Филимонки. 3 окт. 1890 г. были утверждены устав и штат общины, получившей название Князе-Владимирской в память владельца имения и строителя храма кн. Владимира Борисовича, брата княжны.

В 1920-е гг. монастырь был официально закрыт, но до 1931 г. здесь при храмах (Троицком и Успенском), обращенных в приходские, проживали 65 монахинь. В 1931 г. храмы были закрыты и использованы в различных сельских нуждах, а келейный корпус отдан под жилье. После войны в перестроенном Успенском храме разместился психоневрологический интернат. В 60-е гг. для нужд интерната (действует и поныне) рядом с храмами возвели кирпичный корпус.

Усыпальница князей Святополк-Четвертинских, расположенная в подклети Троицкого храма, в 30-60-е гг. подверглась разорению: могилы вскрыты и опустошены. Все святыни утрачены.

В августе 1994г. организована православная община и началось восстановление переданного Троицкого храма (приход).

Настоятель иерей Александр Кирюхин.

  1. Св.Троицы (1862 г.), полуразрушен, в нижнем этаже храм прп. Сергия Радонежского (ныне здесь совершаются богослужения).
  2. Успения Божией Матери (1905 г.) с приделами св. равноап. кн. Владимира и Архистратига Михаила.

Адрес: 142780 с. Филимонки, Ленинский район, Московская область, Троицкий храм.

Проезд: от ст. м. Юго-Западная авт. № 611 до пос. Московский (ост. около ц. свт. Тихона, патр. Моск.), далее авт. № 420 до пос. Филимонки, далее пешком 500 м).

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский ставропигиальный монастырь)

Стараниями Ивана Степановича Саватюгина, принявшего подвиг юродства, а также с помощью средств, предоставленных П.Р. Саватюгиной, Н.Г. Рюминым и его сестрой Л.Г. Мороз, молитвенный дом разросся и в 1865 г., благодаря ходатайству митр. Филарета, был преобразован во Флоро-Лаврскую женскую общину. Ее возглавила Параскева Саватюгина, принявшая постриг с именем Павлы.

В мае 1870 г. благочестивая помещица А.П. Головина подарила Флоро-Лаврской общине свое имение в с. Лукино со всеми угодьями и лесом (300 десятин земли). Тогда же сестры переехали в это село, на территории которого была каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня, в связи с чем община стала именоваться Крестовоздвиженской.

В феврале 1887 г. определением Св. Синода община была переименована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный монастырь II класса, в июне того же года митр. Иоанникий совершил его освящение, а настоятельница, монахиня Евгения, была возведена в сан игуменьи.

До революции в обители работали: церковно-приходская школа, иконописная мастерская, больница с аптекой, богадельня для престарелых инокинь и приют для детей-сирот.

Монастырские постройки переходили из рук в руки, пока в них не расположилась табачная фабрика. Храмы в это время были перестроены под складские помещения. Во время войны в обители размещались госпиталь и общежитие.

Недалеко от с. Лукино расположена усадьба Горки, в которой последние годы жизни провел В.И. Ленин. В конце 40-х гг. было принято решение создать заповедник «Горки Ленинские» с включением в него излюбленных мест охоты вождя. Брат Ленина вспоминал, что при возвращении с охоты хорошим ориентиром для хозяина Горок служил «громадный белый купол монастырского собора». В конце 60-х гг. молодые архитекторы-реставраторы А.Г. Щабельников и К.Н. Ненарокова, апеллируя к данным воспоминаниям, предложили восстановить собор как объект, «который видел Ленин». Позднее на этом же основании ими было предложено восстановить стену, калитку в стене и башенки обители. Около 1968 г. здесь начались реставрационные работы.

В 80-х гг. на территории монастыря устроили лечебный диспансер, в связи с чем все храмы и постройки вновь подверглись переделке.

Монашеская жизнь в обители была возобновлена в 90-х гг. А вскоре сюда вернулась и главная монастырская святыня — Иерусалимская икона Божией Матери.

Настоятельница монахиня Фомаида (Стрельникова)

  1. Воздвижения Креста Господня (1848 г.)
  2. Иерусалимской иконы Божией Матери (1873 г.)
  3. Вознесения Господня с приделами: сев. — во имя Успения Божией Матери; южн. — во имя свт. Филиппа митр. Московского (согласно преданию, свт. Филипп (Колычев) происходил из этих мест).

Святыни: Чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери

Источник: мц. Анисии — вблизи монастыря.

Адрес: 142031 с. Лукино, Домодедовский район, Московская область, Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропегиальный женский монастырь.

  1. До ст. Домодедово Павелецкой ж.д., далее авт. до ост. Лукино, далее пешком.
  2. От ст.м. Домодедовская автобусом-экспрессом на аэропорт до ост. «Санаторий», далее пешком 1,5 км.

СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКИЙ СКИТ
(женский монастырь)

Игум. Ювеналию уважали и высоко ценили такие столпы Православия, как митрополиты Флавиан (Городецкий), Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский); старцы: схиигум. Герман, иеросхимонахи Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие. При их духовной поддержке все препятствия на пути к основанию скита были преодолены. Его закладка состоялась 27 июля 1910 г., а к сентябрю 1912 г. возведение скита было закончено. Близкое участие в работах приняла Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912 г. обитель была освящена митр. Владимиром, будущим новомучеником Российским.

21 сентября 1916 г. по благословению митр. Макария, апостола Алтая, еп. Арсений (Жадановский) совершил пострижение игум. Ювеналии в схиму с наречением имени Фамарь. В 1918-1919 гг. в скиту по благословению св. патр. Тихона матушка Фамарь укрывала еп. Серпуховского Арсения (Жадановского) и архим. Серафима (Звездинского), впоследствии еп. Дмитровского — будущих новомучеников Российских.

Казанской ик. Божией Матери (около скита на другом берегу р. Рожайки, рядом с ц. Воскресения Христова в с. Битягово).

Настоятельница монахиня Иннокентия (Попова)

Адрес: Московская обл., Домодедовский район, с. Битягово, монастырь

  1. До ст. Домодедово Павелецкой ж.д., далее авт. № 23 до с. Битягово или авт. № 31, 32, 58 до с. Заборье и пешком 2,5 км (не доходя села 500 м)
  2. До ст. Барыбино, далее авт. № 58 до с. Заборье, пешком 2,5 км.

ПОДВОРЬЕ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ В С. ШУБИНО
(женский монастырь)

В 1957 г. Успенский храм пострадал от пожара. Одно время он был закрыт, а часть его святынь утрачена. В последнее время окрестные деревни почти вымерли и приход обезлюдел. Поэтому в 1995 г. приход был преобразован в подворье Московского Новодевичьего монастыря. Каждый год 27 июня (н. ст.) тихое село преображается: сюда устремляется поток верующих на праздник чудотворной иконы.

Проезд: До ст. Белые столбы Павелецкой ж.д., далее авт. № 33 до ост. Шубино (10 км.), далее пешком — 3 км.

ПОДВОРЬЕ СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ
(мужской монастырь)

Настоятель иеромонах Петр

Проезд: До ст. Белые Столбы Павелецкой ж.д., далее авт. на Подольск до ост. «Долматово» (9 км.), Каширское шоссе.

Николо-Перервинская обитель

Николо-Перервинский монастырь. Москва

Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу Москва-реки, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, — она была поистине «обителью», — тихим островком среди житейского моря. За эту красоту окружавшей ее природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удаленность от мирской суеты ее любили, посещали и благоукрашали такие замечательные иерархи Русской Церкви, как Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и многие другие.

История Николо-Перервинского монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчеркивает ее основные вехи. Примечательно само название монастыря, полученное им от близлежащей местности, — «Перерва». Оно объясняется тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу. Впрочем, первоначально монастырь именовался «Никола Старый», и неизвестно, когда это название изменилось на нынешнее. Но именно оно послужило основанием для тех пророческих слов, которые в свое время произнес митрополит Московский Платон: « Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Провидению, которое печется о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно ступила ».

Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца. Кстати, здесь монастырь назван уже не Николою Старым, а Перервинским. Можно предполагать, что в Смутное время монастырь был разорен поляками, подобно другим русским монастырям, а при Царе Феодоре Михайловиче отстроен заново. В царствование Алексея Михайловича, положение обители значительно улучшается. Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям м i рских и духовных лиц, в 1649 году тут строятся каменные церкви: Успения Божией Матери (освящена в 1650 г.), и Николая Чудотворца с колокольней, освященная в 1654 году. В 1674 году возводится еще один каменный храм — в честь Преподобного Сергия Радонежского. В это же время во владение монастыря передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь.

Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней десятого и последнего перед Синодальным периодом Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы Патриаршества 1690-1700). В трудное время Петровских преобразований он был противником западных обычаев, чтил русскую старину и стоял за чистоту Православной веры. Не желая вступать в борьбу с Помазанником Божиим, он отошел от дел и уединился в любимом им Николо-Перервинском монастыре. В конце 1690-х годов на юго-западной стороне были им устроены Патриаршие келлии, или палаты, — приют для уединенного молитвенного жития.

В 1775 году Митрополит Московский Платон (Левшин) основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания.

Весьма много Перервинская обитель обязана святителю Филарету (Дроздов, 1821-1867) своим внешним благоустройством. При нем неоднократно возобновлялись внутренно и наружно стенным иконописанием и позолотой храмы Николаевский, Сергиевский, Успенский и Толгский; был надстроен вторым этажом училищный корпус и сделаны многие другие хозяйственные исправления и постройки. Иверская часовня, издавна приписанная к монастырю, ходатайством Царицы Небесной продолжала приумножаться в его правление денежными вкладами, которые по распоряжению святителя Филарета направлялись на нужды духовно-учебных заведений: академий, семинарий и училищ, — и на общественно-отечественные.

Николо-Перервинский монастырь. Москва

В том же любвеобильном отеческом духе действовали по отношению к Николо-Перервинской обители и прочие владыки Московские: архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов) (1868-1879 гг.), митрополиты Макарий (1879-1882), Иоанникий (с 1882 г.) и Леонтий (с 1891 г.). Они посещали ее, особенно в храмовой праздник св. Николая, и священнодействовали в ней.

Платоновская семинария просуществовала без малого 40 лет, — с 1775 по 1814 годы. Ее сменила Московская Перервинская семинария (1814-1823 гг.), — и мало кому известен тот факт, что Московская духовная семинария, находящаяся ныне в Троице-Сергиевой Лавре, свои истоки имеет именно в Николо-Перервинской обители. На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867) и, наконец, — Перервинское духовное училище (с 1867 по 1917 гг.). У этих различных духовных школ на Перерве имеется много общего и прежде всего то, что на протяжении всех лет своего существования они питались и духовно и материально от Николо-Перервинского монастыря, находились под покровительством обители и ее небесных заступников, — Матери Божией, — Иверской и Толгской Ея икон, — святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского, — в честь которых освящены главные престолы перервинских храмов.

Те немногочисленные сведения, которые в настоящее время известны о Николо-Перервинском монастыре после 1917 года, свидетельствуют о том, что судьба обители слилась с трагической судьбой всей России.

В 1924 году в монастыре была закрыта Трапезная (видимо, Толгская) церковь. Помещение ее было передано под клуб и столовую Детскому дому Управления Московской Курской железной дороги, который к этому времени уже использовал его под склад. В 1924 году в монастыре еще проживали монахи, но часть помещений была закреплена за тем же Детским домом. По сведениям на 16 июня 1928 года Николо-Перервинский монастырь имел лишь два здания и трех насельников, — ими были два архимандрита и регент-иеромонах, а братии уже не было, т.е. монастырь был фактически закрыт. Впрочем, по рассказам старых прихожан и окрестных жителей известно, что до конца 20-х годов в монастыре еще были иноки.

13 сентября 1940 года Исполнительным комитетом Московского областного совета депутатов было принято решение закрыть две перервинские церкви, а здания переоборудовать под клуб и дом пионеров. Вероятно, под двумя церквами разумелись Иверский и Никольский соборы или два храма Никольского собора. Решение было принято, но церкви были закрыты не сразу. Из рассказов старожилов известно, что в 1941 году перед Пасхой еще освящали куличи, но, когда верующие пришли на Пасхальную Заутреню, храм был уже опечатан, а настоятель храма протоиерей Александр арестован. Дальнейшая судьба его неизвестна, — скорее всего он мученически погиб в застенках НКВД, пополнив сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

После закрытия Иверского собора помещение его использовалось под склады и цех мелких предприятий. Примерно в это же время здание его было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера. 8 января 1991 года Никольский соборный храм бывшего Николо-Перервинского монастыря был передан общине Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Сразу же после этого пришли сюда верующие во главе с протоиереем Владимиром Чувикиным, настоятелем храма. Это были певчие и прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери, что в селе Алексеевском (ныне близ метро ВДНХ). Молились, читали акафисты, трудились. Первая служба — мефимоны — была совершена во вторник первой седмицы Великого поста 6/19 февраля 1991 года. 29 марта 1991 года, в пятницу, накануне Лазаревой Субботы, настоятель храма протоиерей Владимир совершил освящение малым чином храма святителя Николая. Богослужение было начато вечером того же дня, т.е. в канун Лазаревой Субботы, как бы в знак воскрешения обители, — и с тех пор, не прерываясь, совершается ежедневно и по сей день.

Иверская. Николо-Перервинский монастырь. Москва

Современное состояние

В 1991 году возобновлены богослужения в Никольском соборе.

Настоятель: Протоиерей Владимир Георгиевич Чувикин

При храме действуют:

  • воскресная школа
  • православная духовная семинария
  • катехизаторские беседы для взрослых
  • православный театр «Лампада»
  • молодежное движение «Держава»

Источники:
http://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/nikolo-perervinskij.html
http://putidorogi-nn.ru/evropa/946-nikolo-perervinskij-monastyr-istoriya-opisanie-foto
http://sobory.ru/article/?object=3495
http://ugresha.org/bogosluzhenie/raspisanie-na-sedmicu.html
http://www2.pravoslavie.ru/1875.html
http://putnik.cerkov.ru/2018/12/12/nikolo-perervinskaya-obitel/
http://susanin.top/azija/kipr/nikosiya

Ссылка на основную публикацию