Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге. Описание, история, адрес

История

Основание Воскресенского Новодевичьего монастыря относится ко времени царствования Елизаветы Петровны. На том месте, где сейчас высится великолепный собор Воскресения Словущего Смольного монастыря, в 1741 году стоял деревянный Смольный дворец Елизаветы, младшей дочери Петра Великого.

В этом дворце в ночь на 25 ноября Елизавета молилась перед иконой Божией Матери “Знамение” о даровании ей Российского престола. Во время молитвы Елизавета дала обет Господу: если станет государыней, не казнить ни одного человека. И на протяжении всего своего почти двадцатилетнего царствования этот обет она ни разу не нарушила.

Строительство монастыря на месте Смольного дворца являлось особым благодарением Богу за успешное воцарение Елизаветы на Российском престоле. Работу над проектом грандиозного монастыря начал в 1744 году архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

В 1748 году на месте будущего монастыря состоялся молебен об учреждении новой обители в присутствии императрицы. После молебна духовенство и присутствующие обошли крестным ходом вокруг Смольного Ее величества дворца, положив основание Воскресенскому Новодевичьему монастырю.

По разным причинам прочную монашескую общину создать в новообразованном монастыре не удалось, и к 1797 году монастырь был упразднен.

В середине XIX века, несмотря на расцвет женского монашества, в Санкт-Петербурге не было ни одной женской обители. Минуло восемьдесят лет со времени неудавшейся попытки основания Новодевичьего монастыря, когда дочь императора Николая I великая княгиня Ольга, предложила обер-прокурору Святейшего Синода графу Н. А. Протасову возродить женскую обитель.

Обер-прокурор представил императору Николаю I доклад о пользе учреждения в столице женского монастыря. Предложение было поддержано государем.

Церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы занимала участок на Малом проспекте между 7-й и 8-й линиями. Великолепный пятиглавый двухэтажный храм решен в стиле раннего барокко. Высокая четырехъярусная колокольня воздвигнутая в стиле раннего классицизма, имела хорошо подобранный по тону набор колоколов.

Вскоре монастырь было решено перевести на новое, более удобное место. Причиной перевода монастыря стало строительство первого постоянного моста через Неву – Благовещенского, который располагался как раз вблизи 7-й и 8-й линий.

В 1848 году монастырь получил обширный участок у Московской заставы, и после постройки новых корпусов монахини переехали туда.

Настоятельницей воссоздаваемой обители была избрана монахиня Феофания (Готовцева), бывшая личная пансионерка императрицы Марии Федоровны в Екатерининском институте, хорошо известная в Петербурге своим благочестием и активной деятельностью в Горицкой обители.

Еще в первые годы поступления матери Феофании в Горицкую обитель, ее духовник архимандрит Феофан рассказывал, что видел странный сон. «Мне снилось, – говорил он, – будто привели меня в столь прекрасное место, что слов нет описать его красоту. Много увидел я там обителей: и стали мне показывать, кому какая принадлежит, сказали, что там есть много спасающихся из Горицкого и других монастырей. Я спросил: “А это какие, мне неизвестные? ” И услышал ответ: “Петербургские”». Тогда никто не понимал, что это значит, и объяснили так: «Видимо к нам приедут из Петербурга и спасутся». Но отец Феофан ответил: «Нет, я видел петербургскую обитель и там много спасающихся».

Император и Священный Синод не раз удостаивали игумению Феофанию наград за ее ревностное служение Церкви и Отечеству. Она упокоилась о Господе в 1866 году и была погребена за алтарем Воскресенского Собора. Сейчас ее честные останки находятся в Афонском храме.

Последующие настоятельницы монастыря также внесли огромный вклад в созидание обители. Игуменией Евстолией (Ерофеевой), управлявшей монастырем двадцать лет (1866-1886 гг.), был позолочен купол Воскресенского Собора, приведено в порядок кладбище, организован приют для девочек с 8-классным училищем. Игуменией Валентиной (Ивановской) (1888-1904 гг.) была учреждена церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью, а так же скиты. При игумении Антонии (Рейнбот) (1904-1916 гг.) была воздвигнута колокольня по проекту Л. И. Бенуа и Цейлера. Незадолго до революции по проекту архитектора В. А. Косякова была построена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери в византийском стиле.

К началу революции 1917 г. в Новодевичьем монастыре жило более 400 насельниц – 75 монахинь, 58 штатных послушниц и около 280 сестер «на испытании». Имелось 8 храмов: собор в честь Воскресения Христова; домовые церкви в келейных корпусах: во имя Трех Святителей и во имя Афонской иконы Божией Матери; усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери; два храма на кладбище: во имя святого Илии Пророка и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери (не была освящена) и церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота в колокольне (освящена после 1917 г.).

У обители имелось большое хозяйство (конюшня, коровник, птичий двор, свинарник, квасоварня, пчельник и ферма). В обители действовали знаменитые иконописная, золотошвейная и ковровая мастерские. Значительная часть монастырского капитала шла на благотворительную деятельность, в частности на содержание больницы, детского приюта, богадельни для сестер.

Судьба Воскресенского Новодевичьего монастыря была схожа с участью многих святых обителей, принявших на себя удар богоборческой власти. Всю тяжесть обрушившихся гонений понесла игумения Феофания (Рентель) (1918-1935 гг.), которая была заботливой матерью для сестер и твердым защитником обители.

Уже первые постановления советской власти непосредственно коснулись жизни монастыря: запрещение религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация всего церковного имущества.

Летом 1919 года дело дошло до реквизиции всех капиталов обители.

После революции обитель фактически существовала еще пятнадцать лет под разными названиями: артель “Воскресенское трудовое братство”, “сельскохозяйственное общежитие Воскресенского Новодевичьего монастыря” и др. Игумения Феофания (Рентель) стала уполномоченным лицом для подписания контракта с центральным жилищным отделом Комгорхоза на долгосрочную аренду жилых помещений.

Теперь для проведения любого собрания, крестного хода необходимо было подать заявление в церковный стол и получить разрешение на его проведение. Игумения Феофания исполняла все предписания точно и безукоризненно, при этом оставалась человеком, не отказавшимся от веры, и при всех обстоятельствах считала себя игуменией.

Монахини не представляли своей жизни без монастыря, не собирались никуда уходить и готовы были умереть в родной обители.

Вот как описывал жизнь монастыря на рубеже 1920-30 гг. церковный историк А. Э. Краснов-Левитин: «Период с 1925 по 1932 г. — период величайшего расцвета питерского монашества. Все корыстолюбивые, недобросовестные люди ушли — остались лучшие. Полулегальное, стесненное со всех сторон, ежеминутно ожидающее ареста и полного разгрома (что и осуществилось в феврале 1932 г.), монашество в то время отличалось чистотой своей жизни, высотой молитвенных подвигов… Я и раньше знал многих монахов; но только здесь, в Новодевичьем, впервые понял обаяние монашества и сам стал страстно желать монашеской жизни».

Летом 1929 года по указу президиума Ленсовета были закрыты сразу три храма обители. Первой была закрыта и вскоре разрушена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В конце осени 1929 г. власти закрыли церковь во имя Трех Святителей Вселенских. Одновременно были закрыты и разобраны на кирпичи две часовни, построенные по проекту архитекторов Н. Е. Ефимова и Н. А. Сычева.

В 1930-31 гг. также были разобраны на кирпичи кладбищенские церкви Новодевичьего кладбища – во имя святого Пророка Илии и во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

История Новодевичьего монастыря

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом) по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки монастырь в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества.

Поле получило название Девичье от того, что согласно преданию, во времена нашествия войск хана Батыя, здесь отбирали русских девушек, которым впоследствии предстояло отправиться в неволю в Золотую Орду.

Каменные стены и башни обители возвели в конце XVI века во времена правления Бориса Годунова. «Кремлем в миниатюре» называли Новодевичий монастырь. Высокие стены, зубчатые башни, бойницы — настоящий форпост, с трех сторон окруженный Москвой-рекой. Они охраняли подступы к Москве с запада, входя в четверку мощных обителей вокруг столицы, наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет Новодевичьего монастыря начинается с приходом к власти династии Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь восстанавливается и становится действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он превращается в царское богомолье.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Сама же царевна Софья после прихода к власти Петра I была заключена и пострижена в Новодевичьем монастыре под именем Сусанны.

После захвата монастыря в 1812 году, Наполеон разместил здесь свою батарею, а перед уходом приказал сжечь обитель. К счастью, сожжен Новодевичий не был – после ухода французов, монахини успели погасить фитили у пороховых бочек и погасили не разгоревшийся огонь.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены, в самом соборе похоронены женщины царской фамилии.

Новодевичий — единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, в 1994 году снова стал действующим.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, сохранил сложившийся в конце XVII века уникальный ансамбль зданий. Монастырь никогда не перестраивался и не реконструировался, благодаря чему пронес через века удивительную красоту своей архитектуры.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Фото Воскресенского Новодевичьего монастыря

Воскресенский Новодевичий монастырь – Санкт-Петербург, Московский проспект, 100

Московские Ворота, Фрунзенская, Технологический институт-1

Первой женской обителью Петербурга стал Воскресенский Новодевичий монастырь, который изначально располагался неподалеку от Смольного собора, в летнем дворце Елизаветы I.

Во времена Екатерины II на базе монастыря был создан Смольный институт. Девушки, не пожелавшие учиться в светском учреждении, были отправлены в другие обители. Официально Воскресенский Новодевичий монастырь был расформирован в 1827 году.

Своим возрождением обитель обязана императору Николаю I, издавшему указ о возобновлении деятельности Новодевичьего монастыря. Под строительство нового комплекса выделили территорию на Васильевском острове у Благовещенской церкви.

В 1848 году специальная комиссия решила, что обитель должна находиться в менее шумном месте. В итоге Николай I выделил будущему монастырю часть леса неподалеку от Московских Триумфальных ворот общей площадью в 3200 кв. м.

Проект будущей обители разработал архитектор Н. Ефимов. После смерти Ефимова в 1851 году строительство монастыря продолжили Л. Бонштедт и Н. Сычев. Проект подразумевал возведение огромного комплекса, в состав которого входил собор, множество церквей, парковая зона, кладбище, огороды, жилые здания, хозяйственные постройки и проч.

Первым строением Воскресенского Новодевичьего монастыря стала церковь работы Н. Ефимова. Храм был целиком построен из дерева, в нем разместили чудотворную икону Казанской Богоматери – одну из главных святынь города на Неве.

В 1854 году было завершено строительство собора Воскресения Христова и жилых корпусов. В обитель начали заселяться первые монахини.

Жилые здания Новодевичьего монастыря выполнены в виде буквы «П», передняя сторона которой выходит на Московский проспект. В жилой комплекс гармонично встроены две пятиглавые домовые церкви с колокольнями шатрового типа.

Основной постройкой Новодевичьего монастырья является собор Воскресения Христова – монументальное строение в византийско-русском стиле, выполненное архитектором Н. Сычевым по макету Н. Ефимова.

Строительство храма началось в 1849 году. Первый камень в основание будущего собора заложил лично Николай I. Стоимость здания превысила 119 тыс. рублей: основную часть суммы пожертвовала купеческая семья Громовых.

К 1861 году собор освятил митрополит Исидор. В 1876 году храм был соединен с жилыми корпусами специальными пристройками. Купола изначально были выкрашены зеленой краской, позолоту на них нанесли лишь в 1885 году.

Воскресенский собор состоит из шести приделов (так в архитектуре принято называть пристройку к храму). Центральный придел посвящен Воскресению Христову, южный – Успению Богоматери, северный – Михаилу Архангелу, хоровой – Всем Святым, северный – Николаю Чудотворцу. Подвальный придел, созданный архитектором Г. Карповым, был освящен в честь св. Феодосия Печорского.

Колокольня Воскресенского собора была построена лишь через полвека после завершения строительства центрального придела. В 1895 году 50-метровую башню соорудил архитектор Л. Бенуа. Венчает колокольню золотой купол, придающий ей сходство с московской колокольней Ивана Великого.

Вторым по значению архитектурным памятником комплекса Воскресенского Новодевичьего монастыря является церковь иконы Ватопедской Богоматери. Пятиглавый храм возвел в 1854 году архитектор Н. Ефимов. Церковь стилизована под храмы 17 века, иконостас изготовил знаменитый зодчий А. Штакеншнейдер, образа написали монахини. В 1852 году в церковь была привезена важнейшая православная святыня – икона «Отрада и утешение», хранящаяся в храме по сей день.

В 1855 году на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря была построена Церковь Трех Святителей. Автор проекта – Н. Ефимов. Храм с пятью главами и звонницей шатрового типа был встроен в здание лечебницы. Деньги на строительство пожертвовал зажиточный крестьянин В. Чижов, попросивший архитектора в названии церкви упомянуть великих святителей православной церкви. В храме находится икона «Благоуханный Цвет» – одна из самых почитаемых в России.

Последний дошедший до нас храм из архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в Петербурге – Церковь Казанской Богоматери. Это невероятное по красоте здание, выполненное в византийском стиле и внешне напоминающее Софийский собор Константинополя. Интерьер храма поражает воображение обилием золотой лепнины, статуй и живописи. В революционные годы церковь была разграблена, ее стали использовать в качестве склада. При Хрущеве собор должны были взорвать, в его стенах уже были проделаны углубления для тротиловых шашек. К счастью, в реальность этот план так и не был воплощен по неизвестным причинам.

В состав ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря входило еще три церкви – Пророка Илии, иконы «Всех скорбящих» и Марии Магдалины. Все эти храмы были уничтожены в 20-х годах прошлого столетия.

В восточной оконечности Новодевичьего монастыря расположено кладбище, на котором похоронены знаменитые поэты Ф. Тютчев, Н. Некрасов, художник М. Врубель, врач С. Боткин, одиозный обер-прокурор Синода К. Победоносцев.

В наше время в монастыре снова живут монахини. Большинство зданий отреставрированы. Обитель ведет большую научную, религиозную и просветительскую работу.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь — один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею. Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице — в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

История

Монастырь этот был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. О том, почему монастырь назван Новодевичьим, единого мнения нет. По одной из версий, на месте монастыря раньше было поле, на котором выбирали самых красивых московских девиц и отправляли их в качестве дани в Золотую Орду. По другой — первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина. А третья версия — самая вероятная — что монастырь предназначался для девиц, а приставка «ново» появилась, чтобы отличать его от другого женского монастыря, находившегося в самом Кремле.

В свое время это был самый богатый и привилегированный монастырь в России. В него поступали знатные женщины, жертвовавшие при постриге драгоценности — жемчуг, золото, серебро. В XVII в. сформировался великолепный ансамбль монастыря в стиле московское барокко. Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня (вторая в Москве по высоте после Ивана Великого), появились трапезная и Успенская церковь. В ходе истории появлялись в Новодевичьем монастыре и постоялицы, не по своей воле переступавшие порог обители. В разное время здесь держали под стражей боярыню Морозову, Петр I заточил сюда царевну Софью, не желавшую уступать трон брату, незадолго до смерти перевели сюда и Евдокию Федоровну Лопухину — первую жену Петра Великого.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь чудом избежал гибели. По преданию, монахини в последний момент успели погасить фитили, ведшие к пороховым бочонкам, зажженные отступавшей армией Наполеона, и потушили начинавшийся в обители пожар.

Современность

В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI—XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.

Новодевичье кладбище — особая достопримечательность монастыря. Оно делится на «старое» (на территории самого монастыря) и «новое» — отгорожено от монастыря стеной. Последнее появилось в 1898—1904 гг. и расширялось в советское время, став вторым местом в столице по степени почетности после захоронений у Кремлевской стены. Здесь похоронены Чехов, Гоголь, С. Т. Аксаков, И. И. Левитан, актриса Любовь Орлова, Хрущев, Борис Ельцин. Не менее известны и авторы надгробий — Врубель, Мухина, Вучетич, Аникушин, Неизвестный.

Информация

Адрес и тел.: Новодевичий пр-д, д. 1, м. «Спортивная», авт. 64, 132, трол. 5, 15; +7 (499) 246-85-26

Время работы: ежедневно с 9:00 – 17:00.

Стоимость посещения: 300 RUB, школьники, студенты, пенсионеры — 100 RUB.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Московский пр., 100

Архитекторы, годы постройки:

Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте ведёт свою историю от Воскресенского Новодевичьего Смольного монастыря, который появился по желанию императрицы Елизаветы Петровны, и где она хотела провести свою жизнь после царствования. Однако уйти в монастырь ей так и не довелось. После смерти Елизаветы Петровны монашеская жизнь в обители постепенно угасала. В Смольном монастыре Екатерина II открыла женское воспитательное заведение, которое позже переехало в специально для него построенное рядом здание.

Возобновлён монастырь был при Николае I. Было решено переместить обитель на новое место. Поначалу её перевели на Васильевский остров к Благовещенской церкви. Однако затем, в 1848 году, монастырь был переведён на Царскосельскую дорогу (ныне Московский проспект).

Первой постройкой здесь стала деревянная церковь, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери 23 октября 1848 года. В день этого события сюда специально была перенесена Казанская икона Божией Матери из Казанского собора.

16 ноября 1849 года состоялась закладка каменного соборного храма Воскресения Христова. Первый камень в основание храма положил лично император Николай I. Собор строился по проекту Н. Е. Ефимова и Н. А. Сычёва, которые выполнили его в русско-византийском стиле. Архитектор Ефимов стал главным архитектором монастырского комплекса. Средства на сооружение Воскресенского храма были пожертвованы купцами Громовыми. Фундамент и цоколь возводились на казённые деньги. Фасад этого здания выходил на Московский проспект.

Храм Воскресения Христова был местом, где находились Казанская икона Божией Матери (родовая святыня семьи адмирала Ушакова), образ Спаса Нерукотворного XVI века, которым, по преданию, Иван Грозный благословил своего сына. В приделе Успения Пресвятой Богородицы хранилась Смоленская икона Божьей Матери.

Окончательное переселение монахинь на эту территорию с Васильевского острова состоялось в 1854 году. Для них был построен новый каменный корпус.

Освящение пятиглавого Воскресенского собора состоялось в 1861 году. В боковых корпусах были устроены ещё две церкви. В левом корпусе разместилась церковь во имя Трёх Святителей Вселенских, в правом – церковь Ватопедской Божией Матери. Иконостас в одной из них выполнил А. И. Штакеншнейдер.

На устроенном при монастыре Новодевичьем кладбище в 1855-1856 годах по проекту архитектора Э. И. Жибера был построен кладбищенский храм во имя иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”. Он был возведён на средства Авроры Карловны Карамзиной. Церковь возвели над могилой её мужа, полковника Карамзина. В 1902 году вдова была похоронена рядом с супругом.

В 1885 году купола, ранее выкрашенные в зелёный цвет, были позолочены. В главном монастырском корпусе были открыты мастерские, больница и аптека. В 1888 году справа от входа на кладбище был построен храм, посвящённый пророку Илии. Он был возведён по завещанию мецената Ильи Громова. Автором его проекта стал Л. Н. Бенуа.

Облик монастыря в те времена описала монахиня София Снессорева в книге “Санкт-Петербургский Воскресенский первоклассный общежительный женский монастырь”, изданной в 1887 году:

“Вся монастырская местность находится на обширной ровной и плоской, хотя несколько наклонной, площади по большой дороге у Московской заставы, отделяясь от столицы Обводным каналом, между двумя линиями железных дорог: Варшавской и Царскосельской.

Из окон верхних этажей монастырских корпусов виды очень живописны на необозримое пространство; с западной стороны летят паровозы Варшавской и Балтийской железных дорог и полосы дыма, долго расстилающиеся по небу вслед за исчезнувшими поездами; ближе Митрофановское кладбище с зелёными лугами городского выгона и длинные гурты рогатого скота. Прекрасную картину представляют пять золотых глав собора и зелёные главы домовых церквей под сводом ясного голубого неба, на котором сверкают 17 металлических золочёных крестов.” [Цит. по: 2, с. 284]

В 1891-1892 годах ансамбль Воскресенского монастыря была дополнен надвратной четырёхъярусной колокольней, напоминающая московскую колокольню Ивана Великого [2, с. 283]. Её авторами стали архитекторы Л. Н. Бенуа и В. П. Цейдлер. Высокая колокольня стала заметным архитектурным акцентом близлежащей местности.

К началу XX века первая постройка Воскресенского Новодевичьего монастыря, церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, сильно обветшала. Было решено строить новое каменное здание. Оно было заложено в 1908 году по проекту Василия Косякова и выполнено в греко-византийском стиле. Этот храм был освящён уже после 1917 года.

До 1917 года в монастыре хранились Казанской иконы Божией Матери (родовая икона Ушаковых), Нерукотворный Спас которым Иван Грозный благословил своего сына Фёдора.

При монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварная. Здесь были организованы огороды, сады, пчельник. В стране хорошо известны были изделия монастырских золотошвейных мастерских.

На монастырском Новодевичьем кладбище похоронены Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, М. И. Чигорин, М. А. Врубель, С. П. Боткин, Д. Отт, А. Лядов, Н. Римский-Корсаков, П. Багратион. Здесь жы был похоронен главный архитектор монастыря – Н. Е. Ефимов.

Советский период истории страны не обошёл стороной монастырь. В 1918 году было принято решение об основании в обители трудовой коммуны. У монахинь отняли большую часть помещений, куда поселили не имеющих никакого отношения к церкви людей. В 1925 году монастырь был закрыт. Позже, при расширении Московского проспекта взорвана колокольня. Снесены были и две поминальные церкви на Новодевичьем кладбище. Последней, в апреле 1938 года, была закрыта церковь во имя Ватопедской Божией Матери. Казанскую церковь долгое время использовали как склад. В советское время в монастырском корпусе размещался проектный институт. Во время Великой Отечественной войны в первом этаже Воскресенского храма располагалось бомбоубежище.

Возвращение верующим храма Казанской иконы Божией Матери состоялось в 1990 году. Спустя шесть лет в обители вновь поселились монахини. В 2001 году все постройки были окончательно переданы церкви. В настоящее время идёт реставрация монастырского комплекса. Единственной действующей церковью Воскресенского Новодевичьего монастыря является Казанская церковь, освящённая 17 июня 2006 года.

Воскресенский Новодевичий монастырь открыт для посещения ежедневно.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Воскресенский Новодевичий монастырь

Соборы и Храмы

Краткое описание

Воскресенский Новодевичий монастырь находится в самом центре города на Неве и поражает своим великолепием, несмотря на прошедшие годы советских репрессий и антирелигиозной политики.

История

Первый женский монастырь в Санкт-Петербурге появился в 1748 году, на том самом месте, где сегодня расположен Смольный дворец. Первые монахини были призваны из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска, отсюда и произошло название. Просуществовала обитель около 80 лет и была официально упразднена в 1827 году.

Разрешение на возрождение женской обители было подписано императором Николаем Павловичем, и в 1848 году в районе Московской заставы начались работы по возведению женского монастыря. Первой постройкой была церковь – усыпальница во имя Казанской иконы Божьей Матери. Затем началось строительство Воскресенского собора.

Восточная часть обители была отведена под некрополь. Кладбище существовало на территории монастыря с 1845 года. Долгое время погост имел репутацию самого элитного и престижного кладбища Петербурга, здесь хоронили выдающихся государственных деятелей – военачальников, ученых, литераторов.

На Новодевичьем кладбище похоронены:

Чести быть похороненными здесь удостаивались люди, принадлежавшие к богатому сословию, и на погосте было много шикарных и высокохудожественных памятников.

Наибольшие разрушения монастырскому ансамблю принесла Советская власть. В конце 20-х – начале 30-х годов XX века было снесено несколько храмов и монастырская колокольня. Обитель прекратила свою работу в 1925 году, началась конфискация земель и имущества.

Монастырь в наши дни

В настоящее время обители возвращены все сооружения, принадлежавшие ей в былые времена, храмы реставрируются и начинают работать. При монастыре открыт приют для молодых мам с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Работает группа самопомощи для зависимых от алкоголя и наркотиков. Большая часть обители уже открыта для верующих. Воскресенский Новодевичий монастырь – это место, куда нередко привозят великие святыни.

Как попасть в монастырь

Воскресенский монастырь работает каждый день с 09:00 до 19:00

Попасть в Воскресенский Новодевичий монастырь можно свободно, соблюдая известные правила посещения храмовых сооружений.

Где находится

Адрес

Московский проспект, 100

Метро

Как добраться

От станции метро Московские ворота пешком по Московскому проспекту в сторону центра.

Новодевичий монастырь

Кремль в миниатюре

В начале XVI века на левом низинном берегу Москвы-реки появился Новодевичий монастырь — крепость, закрывавшая врагу путь на Москву с юго-запада.

Новодевичий монастырь основали в 1524 году по обету Василия III — через 10 лет после возвращения Смоленска в состав русских земель.

Обитель поставили на том месте, где в 1456 москвичи провожали в Смоленск чудотворную «Одигитрию». Эти земли были известны под двумя названиями — Самсонов луг и Девичье поле. Московские краеведы часто вспоминают о легенде, по которой здесь татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек рабынь, которых в уплату дани отправляли в Орду. Но есть и более прозаичное объяснение: на этом поле девушки гоняли коров. А новым девичий монастырь назвали по отношению к более древним — Зачатьевскому (Стародевичью) и Вознесенскому монастырю в Кремле.

Основание обители совпало также с бракоразводным процессом Василия III и Соломонии Сабуровой. За 20 лет у четы так и не родился наследник, и князь решил сослать жену в монастырь, чтобы вступить в новый брак. Поэтому есть версия, что он «вспомнил» о своем обете и выстроил Новодевичий монастырь для великой княгини Соломонии Сабуровой. Но закончила она земную жизнь в Покровском монастыре в городе Суздале.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь много раз оказывался в центре исторических событий.

В 1571 году сюда вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея, а в 1606 в обители разместил воинов князь Шуйский, собираясь на решающее сражение с крестьянским войском Ивана Болотникова.

Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. А при Иване IV в Новодевичьем поселились его ближайшие родственницы: 30 апреля 1564 года в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Палецкая, вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV. Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. А в 1582 в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Шереметева (сестра Леонида), вдова сына Ивана IV. Она находилась в обители как вдовствующая «царица» и ни в чем себе не отказывали. Тогда за монастырем закрепился статус придворного.

В январе 1598 года, на девятый день после смерти царя Федора I Иоанновича, из Кремля в Новодевичий переселилась его вдова — царица Ирина Годунова. В то время она была единственной наследницей престола, и ее уход в монастырь был равносилен отречению. Тем не менее обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы.

С ней за стенами монастыря укрывался брат Борис Годунов. Трижды бояре и народ приходили на Девичье поле просить Годунова на царство. Наконец, 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис принял избрание на царство. О монастыре он не забыл и организовал строительство новых мощных стен длиной 900 метров. Они превратили обитель в крепость, а на ее территории появились даже караульни с выходом на куртины.

Во время смут Новодевичья обитель была убежищем для царственных персон. Из-за этого монастырь много раз страдал. Например, в 1605 году Лжедмитрий I «взял в долг» из монастырской казны 3 000 рублей. Конечно, деньги он не вернул.

Лишь с воцарением Михаила Федоровича Романова Новодевичий восстановили и освободили от податей в казну. А у московских царей установилась традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери, приезжать на богомолье в монастырь. Под стенами обители ставили шатры и ночевали в них, ожидая утренней службы. После нее угощали народ. Отсюда пошел обычай гуляний на Девичьем поле, а после строительства Клинического городка гуляния перенесли на Пресню.

Новодевичья обитель также была темницей. Здесь в 1689 году после стрелецкого бунта по приказу Петра I насильно постригли в монахини под именем Сусанны царевну Софью.

Верные стрельцы попытались освободить ее и даже устроили подкоп, но тщетно. Чтобы подобное не повторилось Петр устроил при Новодевичьем монастыре отделение Преображенского приказа — здесь допрашивали бунтовщиков, а готовы казненных нанизывали на зубцы монастырских стен.

Всего казнили 200 человек, а перед окнами кельи Софьи в Напрудной башне повесили самых верных ее сторонников. Теперь в народе эту башню называют башней желаний. Говорят, если приложить руку к стенам и обратиться в Софье, желание исполнится. Некоторые оставляют на стенах Напрудной башни целые сообщения для царевны.

Вообще имена есть у всех башен Новодевичьего монастыря: Лопухинская, Царицынская, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и четыре угловые — Напрудная, Никольская, Чеботарская, Сетуньская.

Также до 1868 года церковная власть использовала Новодевичью обитель в качестве исправительного учреждения для женщин, осужденных за неверие.

А в 1724 году в Новодевичьем открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Для этого Петр I специально выписал мастериц из Брабанта.

В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли и устроили там «Музей царевны Софьи и стрельцов».

В 1926 его преобразовали в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь». В 1930-1934 годах в монастыре работал «Музей раскрепощения женщин», а в 1934 обитель стала филиалом Государственного Исторического музея.

С 1994 года монашеская община находится в ведении митрополита Крутицкого.

Центр монастыря — пятиглавый (изначально, вероятно, девятиглавый) Смоленский собор. В его интерьерах сохранилась фресковая живопись XVI века работы Симона Ушакова и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. По преданию, ее написал евангелист Лука. Смоленский собор в Новодевичьем монастыре построен по образцу Успенского собора в Кремле. Возможно, руководил строительством также Алевиз Фрязин. Возведение храма высотой около 42,5 м завершилось в 1525 году.

В конце XVII века Смоленский собор стал центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Архитектором этого ансамбля и большинства сооружений Новодевичьего монастыря был Петр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке.

Шестиярусную колокольню высотой 72 метра построили при участии Осипа Старцева. Она стала в то время самой высокой колокольней в Москве после Ивана Великого.

А недалеко от колокольни находились больничные палаты, где в 1939-1984 годах жил реставратор Петр Барановский.

Рядом с Новодевичьим монастырем расположено самое престижное в Москве кладбище.

Первые захоронения появились на территории Новодевичьего монастыря в XVI веке. Там хоронили насельниц, знать, а позже — представителей других сословий.

К началу XX века свободного места на территории некрополя практически не осталось. В 1898 году для расширения кладбища выделили 2 га земли за южной стеной монастыря. Официально эту часть кладбища открыли в 1904, но захоронения стали производить раньше. Сейчас территорию за южной стеной монастыря принято называть «старое Новодевичье кладбище». В 1949 году кладбище еще раз расширили, а в конце 1970-х добавилась территория «новейшего Новодевичьего кладбища».

Сейчас Новодевичье кладбище включает 4 территории, на которых захоронено около 26 000 человек. На Новодевичьем некрополе покоятся Денис Давыдов, генерал Брусилов, Михаил Булгаков, Борис Ельцин.

Источники:
http://novodev.ru/istoria-novodevichego-monastirya/
http://mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/voskresenskij-novodevichij-monastyr/
http://tonkosti.ru/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
http://walkspb.ru/zd/voskr_mon.html
http://peterburg.guide/sobory-i-hramy/voskresenskij-novodevichij/
http://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/novodevichii-monastyr
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/istra/museum/24254

Ссылка на основную публикацию