Особо охраняемые природные территории федерального, местного значения в России

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

ГАРАНТ:

См. Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 12 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 13 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 14 с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории – в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

В книжной версии

Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 149-154

Скопировать библиографическую ссылку:

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

На тер­ри­то­рии Рос­сии с дав­них вре­мён бы­ло при­ня­то ох­ра­нять наи­бо­лее цен­ные и дос­то­при­ме­ча­тель­ные при­род­ные уча­ст­ки в ка­че­ст­ве «свя­тых мест», «свя­щен­ных рощ», «ша­ман­ских уро­чищ» и т. п. Древ­ние охот­ни­чьи пле­ме­на пре­кра­ща­ли охо­ту на оп­ре­де­лён­ных тер­ри­то­ри­ях. Свод древ­не­рус­ско­го пра­ва Рус­ская прав­да, дей­ст­во­вав­ший в Ки­ев­ской Ру­си при Яро­сла­ве Му­дром (нач. 11 в.), ог­ра­ни­чи­вал про­мы­сел ди­ких зве­рей и птиц. В 11 в. к за­па­ду от Кие­ва воз­ник­ли охот­ни­чьи за­каз­ни­ки «Зве­ри­нец» и «Со­ко­лий Рог». В 13 в. в Бе­ло­веж­ской Пу­ще ог­ра­ни­чи­ва­лась до­бы­ча зуб­ров. В 14–15 вв. в не­ко­то­рых мес­тах ус­та­нав­ли­вал­ся за­по­вед­ный ре­жим, пре­ду­смат­ри­вав­ший пол­ный или час­тич­ный за­прет на охо­ту, лов­лю ры­бы, вы­руб­ку ле­са и т. д. Свое­об­раз­ны­ми «ох­ра­няе­мы­ми тер­ри­то­рия­ми» в 16– 17 вв. ста­ли т. н. за­се­ки, со­став­ляв­шие ос­но­ву сис­те­мы обо­ро­ни­тель­ных со­ору­же­ний на юж­ных и юго-вос­точ­ных гра­ни­цах Рус­ско­го го­су­дар­ст­ва. При ца­ре Алек­сее Ми­хай­ло­ви­че (17 в.) воз­ник­ло по­ня­тие «го­су­да­ре­вы за­по­вед­ные ле­са», в ко­то­рых стро­го за­пре­ща­лись не толь­ко охо­та и руб­ка ле­са, но и пре­бы­ва­ние лю­дей (напр., т. н. Кун­цев­ская Ме­ст­ность к за­па­ду от Моск­вы). Пётр I изда­л ок. 200 ука­зов и рас­по­ря­же­ний, ка­саю­щих­ся ох­ра­ны, вос­про­из­вод­ст­ва и хо­зяй­ст­вен­но­го ис­поль­зо­ва­ния ле­сов, в т. ч. «ко­ра­бель­ных» на Дону­ (1695) и во­до­ох­ран­ных (1701), о прин­ци­пах вы­де­ле­ния за­по­вед­ных ле­сов (1707). По его ука­зу в 1706 был за­ло­жен Ап­те­кар­ский ого­род, ко­то­рый в 1805 пе­ре­шёл в ве­де­ние Мо­с­ков­ско­го ун-та и стал на­зы­вать­ся Бо­та­ни­че­ским са­дом (ны­не фи­ли­ал Бо­та­ни­че­ско­го са­да МГУ). В Си­би­ри тра­ди­ци­он­но стро­го обе­ре­га­лись кед­ро­вые ро­щи, со­бо­ли­ные уго­дья, ри­ту­аль­ные мы­сы и ска­лы по бе­ре­гам круп­ных рек и на озере Бай­кал. Кро­ме то­го, за­по­вед­ны­ми счи­та­лись вла­де­ния не­ко­то­рых мо­на­сты­рей (Са­ров­ско­го, Пе­ченг­ско­го и др.). В 1882 на Кам­чат­ке был соз­дан Кро­ноц­кий со­бо­ли­ный за­каз­ник (с 1934 государственный за­по­вед­ник).

Опубликован актуальный перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения

В Главгосэкспертизе России уточнили, что до 2020 года представленный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения следует использовать при подготовке материалов инженерно-экологических изысканий и при разработке мероприятий по охране окружающей среды.

Перечень, сформированный в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, находящихся в ведении Минприроды России, включает 91 позицию. Среди них – муниципальные образования субъектов Российской Федерации, в границах которых имеются ООПТ федерального значения, их охранные зоны, а также территории, зарезервированные под создание новых ООПТ федерального значения. Ознакомиться с Перечнем можно, в том числе, в разделе «Важная информация» на официальном сайте Главгосэкспертизы России.

Необходимость в распространении списка была вызвана тем, что ежегодно в Минприроды России поступает до 10 тысяч запросов о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) особо охраняемых природных территорий федерального значения на участках предполагаемого осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Данные перечня необходимы при проведении инженерно-экологических изысканий, в связи с чем, как пояснили в Главгосэкспертизе, учреждение считает возможным его использование при проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с соответствующим указанием в экспертных заключениях до 2020 года.

Кроме того, Главгосэкспертиза рекомендует заинтересованным лицам обращаться в Минприроды России только при проектировании объектов на территориях, граничащих с представленными в Перечне административно-территориальными единицами субъектов РФ, с целью определения минимального расстояния объектов до границ ООПТ федерального значения, оценки возможного влияния планируемой деятельности на данные территории, а также обеспечения соблюдения правового режима охранных зон ООПТ федерального значения.

Источники:
http://bigenc.ru/text/3039769
http://gge.ru/press-center/news/opublikovan-aktualnyy-perechen-osobo-okhranyaemykh-prirodnykh-territoriy-federalnogo-znacheniya/
http://dostoprimechatelnosti-m.ru/dostoprimechatelnosti-ostashkova-spisok-foto-i-opisanie/

Ссылка на основную публикацию