Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:
а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Информация об изменениях:
Пункт 10 изменен с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
ГАРАНТ:
См. Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138
Информация об изменениях:
Пункт 11 изменен с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:
а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;
б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Информация об изменениях:
Статья 2 дополнена пунктом 12 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Информация об изменениях:
Статья 2 дополнена пунктом 13 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Информация об изменениях:
Статья 2 дополнена пунктом 14 с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории – в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
В книжной версии
Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 149-154
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
На территории России с давних времён было принято охранять наиболее ценные и достопримечательные природные участки в качестве «святых мест», «священных рощ», «шаманских урочищ» и т. п. Древние охотничьи племена прекращали охоту на определённых территориях. Свод древнерусского права Русская правда, действовавший в Киевской Руси при Ярославе Мудром (нач. 11 в.), ограничивал промысел диких зверей и птиц. В 11 в. к западу от Киева возникли охотничьи заказники «Зверинец» и «Соколий Рог». В 13 в. в Беловежской Пуще ограничивалась добыча зубров. В 14–15 вв. в некоторых местах устанавливался заповедный режим, предусматривавший полный или частичный запрет на охоту, ловлю рыбы, вырубку леса и т. д. Своеобразными «охраняемыми территориями» в 16– 17 вв. стали т. н. засеки, составлявшие основу системы оборонительных сооружений на южных и юго-восточных границах Русского государства. При царе Алексее Михайловиче (17 в.) возникло понятие «государевы заповедные леса», в которых строго запрещались не только охота и рубка леса, но и пребывание людей (напр., т. н. Кунцевская Местность к западу от Москвы). Пётр I издал ок. 200 указов и распоряжений, касающихся охраны, воспроизводства и хозяйственного использования лесов, в т. ч. «корабельных» на Дону (1695) и водоохранных (1701), о принципах выделения заповедных лесов (1707). По его указу в 1706 был заложен Аптекарский огород, который в 1805 перешёл в ведение Московского ун-та и стал называться Ботаническим садом (ныне филиал Ботанического сада МГУ). В Сибири традиционно строго оберегались кедровые рощи, соболиные угодья, ритуальные мысы и скалы по берегам крупных рек и на озере Байкал. Кроме того, заповедными считались владения некоторых монастырей (Саровского, Печенгского и др.). В 1882 на Камчатке был создан Кроноцкий соболиный заказник (с 1934 государственный заповедник).
Опубликован актуальный перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения
В Главгосэкспертизе России уточнили, что до 2021 года представленный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения следует использовать при подготовке материалов инженерно-экологических изысканий и при разработке мероприятий по охране окружающей среды.
Перечень, сформированный в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2021 года, находящихся в ведении Минприроды России, включает 91 позицию. Среди них – муниципальные образования субъектов Российской Федерации, в границах которых имеются ООПТ федерального значения, их охранные зоны, а также территории, зарезервированные под создание новых ООПТ федерального значения. Ознакомиться с Перечнем можно, в том числе, в разделе «Важная информация» на официальном сайте Главгосэкспертизы России.
Необходимость в распространении списка была вызвана тем, что ежегодно в Минприроды России поступает до 10 тысяч запросов о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) особо охраняемых природных территорий федерального значения на участках предполагаемого осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Данные перечня необходимы при проведении инженерно-экологических изысканий, в связи с чем, как пояснили в Главгосэкспертизе, учреждение считает возможным его использование при проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с соответствующим указанием в экспертных заключениях до 2021 года.
Кроме того, Главгосэкспертиза рекомендует заинтересованным лицам обращаться в Минприроды России только при проектировании объектов на территориях, граничащих с представленными в Перечне административно-территориальными единицами субъектов РФ, с целью определения минимального расстояния объектов до границ ООПТ федерального значения, оценки возможного влияния планируемой деятельности на данные территории, а также обеспечения соблюдения правового режима охранных зон ООПТ федерального значения.
Источники:
http://bigenc.ru/text/3039769
http://gge.ru/press-center/news/opublikovan-aktualnyy-perechen-osobo-okhranyaemykh-prirodnykh-territoriy-federalnogo-znacheniya/
http://dostoprimechatelnosti-m.ru/dostoprimechatelnosti-ostashkova-spisok-foto-i-opisanie/