Остров Матуа. Запрещенные фото, где находится, интересные факты, история

Важные находки на окутанном туманом острове Матуа

На небольшом, окутанном туманом Матуа в годы Второй мировой войны располагалась одна из крупнейших военно-морских баз Японии. Тот промежуток истории оставил для потомков артефакты и многочисленные загадки, которые манят сюда новых исследователей.

Площадь Матуа всего 52 квадратных километра. Причём большую часть занимает один из самых активных курильских вулканов — пик Сарычева. До самого северного обитаемого острова Парамушира — более 300 км и до южного Кунашира — почти вдвое больше. Поэтому добраться до самого таинственного острова гряды можно только на больших кораблях или промысловых судах. Может быть, по этой причине археологические сокровища острова не стали добычей черных копателей.

Остров рядом с островом

Загадки начинаются с названия местности. В гидрографических описаниях XVIII века его именовали Двенадцатым. По словам сахалинского историка, исследователя и краеведа Игоря Самарина, в переводе с языка айнов — коренного населения Матуа, которые называли его Матова, — название означает «остров, рядом с которым есть ещё один остров». Во времена японского присутствия его называли Мацувато (остров сосновых колец).

«Японцы подбирали под айнское название похожие по звучанию японские иероглифы. Так „мато“ заменило слово „мацу“ — сосна. Русские, которые в XVII веке также добирались до острова, называли его Мотого или островом Мутова», — рассказал Игорь Самарин.

Матуа стал японским в XIX веке. В 1855 году, по Симодскому договору, Россия отдала восточному соседу южные острова Курильского архипелага в обмен на право владения Сахалином. В 1875 году, по условиям Петербургского договора, Япония получила уже все Курильские острова. Айнов — коренных жителей — выселили с острова.

С исторической точки зрения у острова оказалось очень удобное стратегическое расположение. Матуа имеет выходы в Охотское море и Тихий океан. К началу Второй мировой войны японцы превратили остров в мощнейшую крепость, под контролем которой был северо-запад Тихого океана. По словам Игоря Самарина, на Матуа возвели более 1500 объектов.

«Островок небольшой, туманный, неприступный, с действующим вулканом, сильными ветрами и снегопадами — зачем такая оборона? Японцы явно готовились к встрече с американцами, как на Шумшу, так и на Матуа. Недавно стало известно, что здесь располагался и танковый батальон», — рассказывает Ирина Витер, постоянная участница экспедиций на Матуа начиная с 2007 года.

В августе 1945 года, в результате масштабной десантной операции, Курильские острова были освобождены. Японский гарнизон на Матуа сдался советским войскам. С тех пор остров стал русским: здесь стояли воинская часть и погранзастава. В 2000 году российская военно-морская инфраструктура на острове была законсервирована, и место вновь стало необитаемым.

Наблюдение с Хатимана

На вершине сопки над бухтой Двойная обнаружили командный наблюдательный пункт командира гарнизона Матуа. Японцы называли эту возвышенность Хатиман — в честь синтоистского божества, которое покровительствовало воинам.

«Пункт — самое массивное железобетонное сооружение, которое я встретил на Матуа. Стены и перекрытия достигают полутора метров. Вкупе с мощным слоем земли это делало объект достаточно трудно уязвимым для авиаударов», — рассказал Игорь Самарин.

Объект стал одним из самых труднодоступных на острове. Во время извержения вулкана Сарычева в ноябре 1946 года его засыпало мощным слоем шлака.

«С того времени в него невозможно было проникнуть. Нам потребовался целый день, чтобы раскопать и найти вход. Из земли торчал только козырёк амбразурной стенки», — рассказал учёный.

Сразу у входа расположился небольшой бытовой отсек, там стояла печка. Сам каземат, где находились приборы наблюдения, был размером два на полтора метра. Там могли находиться не больше трёх человек.

«То, что это была не огневая точка, стало понятно сразу: щели были узкие и горизонтальные. Скорее всего, они предназначались для какого-то мощного бинокля. Такие были в то время на вооружении японской армии. Были найдены достаточно интересные вещи, в частности японская полевая разборная армейская печка. Мы забрали её с собой, она вошла в экспозицию музейно-мемориального комплекса „Победа“ в Южно-Сахалинске. Кроме того, сохранились остатки оптических приборов, но из них мы ничего не взяли, так как они были повреждены и разукомплектованы», — отметил Игорь Самарин.

Бетонная шахта и дальномер

На мысе Орлова с помощью землеройной техники Минобороны удалось обнаружить пункт управления артиллерийским огнём. Подступы к нему Игорь Самарин сделал ещё во время экспедиции в 2016 году. Он тогда исследовал несколько объектов этой батареи. Среди них были два мощных каземата для размещения орудий. При каждом находился железобетонный склад боеприпасов.

Перед батареей стоял наблюдательный пункт с бетонной шахтой, где размещался оптический прибор для наблюдения за акваторией. Рядом с ним было круглое сооружение, в котором находился двухметровый стереоскопический дальномер. С его помощью можно было делать замеры дистанции до цели в достаточно крупном диапазоне — от нескольких сотен метров до нескольких десятков километров.

Сдвоенные зенитные корабельные пушки

Вблизи пункта управления огнём Игорь Самарин сделал ещё одно открытие. Комплекс сооружений, связанный с батареей 127-миллиметровых универсальных артиллерийских установок корабельного типа. Сдвоенные зенитные пушки устанавливались на специально подготовленных бетонных фундаментах, также в глубине. Каждый из них был оснащён боковой подземной камерой.

«В них, как я полагаю, стояли не только приборы управления, но и энергоустановки: дизель-генераторы или генераторы, которые включались от двигателя внутреннего сгорания. То есть эти пушки работали и управлялись только при помощи электричества — все вращения башен, подъём стволов производились автоматически. Кроме этого, стоит отметить тот факт, что все батареи 127-миллиметровых корабельных универсальных орудий имели по две установки, но три посадочных гнезда. То есть для орудия делали три дворика, но один был пустой», — рассказал Самарин.

Эту особенность отметили ещё американцы, когда обследовали систему обороны японцев на островах Тихого океана. Подобные артустановки нашли широкое применение у японцев практически на всех театрах военных действий. На Курилах такие установки, кроме Матуа, были на аэродроме Буревестник на Итурупе и на острове Парамушир.

Учёные убеждены, что на небольшом острове осталось еще немало загадок. Однако разгадать их можно только путём глубоких исследований.

Важные находки на окутанном туманом острове Матуа

На небольшом, окутанном туманом Матуа в годы Второй мировой войны располагалась одна из крупнейших военно-морских баз Японии. Тот промежуток истории оставил для потомков артефакты и многочисленные загадки, которые манят сюда новых исследователей.

Площадь Матуа всего 52 квадратных километра. Причём большую часть занимает один из самых активных курильских вулканов — пик Сарычева. До самого северного обитаемого острова Парамушира — более 300 км и до южного Кунашира — почти вдвое больше. Поэтому добраться до самого таинственного острова гряды можно только на больших кораблях или промысловых судах. Может быть, по этой причине археологические сокровища острова не стали добычей черных копателей.

Остров рядом с островом

Загадки начинаются с названия местности. В гидрографических описаниях XVIII века его именовали Двенадцатым. По словам сахалинского историка, исследователя и краеведа Игоря Самарина, в переводе с языка айнов — коренного населения Матуа, которые называли его Матова, — название означает «остров, рядом с которым есть ещё один остров». Во времена японского присутствия его называли Мацувато (остров сосновых колец).

«Японцы подбирали под айнское название похожие по звучанию японские иероглифы. Так „мато“ заменило слово „мацу“ — сосна. Русские, которые в XVII веке также добирались до острова, называли его Мотого или островом Мутова», — рассказал Игорь Самарин.

Матуа стал японским в XIX веке. В 1855 году, по Симодскому договору, Россия отдала восточному соседу южные острова Курильского архипелага в обмен на право владения Сахалином. В 1875 году, по условиям Петербургского договора, Япония получила уже все Курильские острова. Айнов — коренных жителей — выселили с острова.

С исторической точки зрения у острова оказалось очень удобное стратегическое расположение. Матуа имеет выходы в Охотское море и Тихий океан. К началу Второй мировой войны японцы превратили остров в мощнейшую крепость, под контролем которой был северо-запад Тихого океана. По словам Игоря Самарина, на Матуа возвели более 1500 объектов.

«Островок небольшой, туманный, неприступный, с действующим вулканом, сильными ветрами и снегопадами — зачем такая оборона? Японцы явно готовились к встрече с американцами, как на Шумшу, так и на Матуа. Недавно стало известно, что здесь располагался и танковый батальон», — рассказывает Ирина Витер, постоянная участница экспедиций на Матуа начиная с 2007 года.

В августе 1945 года, в результате масштабной десантной операции, Курильские острова были освобождены. Японский гарнизон на Матуа сдался советским войскам. С тех пор остров стал русским: здесь стояли воинская часть и погранзастава. В 2000 году российская военно-морская инфраструктура на острове была законсервирована, и место вновь стало необитаемым.

Наблюдение с Хатимана

На вершине сопки над бухтой Двойная обнаружили командный наблюдательный пункт командира гарнизона Матуа. Японцы называли эту возвышенность Хатиман — в честь синтоистского божества, которое покровительствовало воинам.

«Пункт — самое массивное железобетонное сооружение, которое я встретил на Матуа. Стены и перекрытия достигают полутора метров. Вкупе с мощным слоем земли это делало объект достаточно трудно уязвимым для авиаударов», — рассказал Игорь Самарин.

Объект стал одним из самых труднодоступных на острове. Во время извержения вулкана Сарычева в ноябре 1946 года его засыпало мощным слоем шлака.

«С того времени в него невозможно было проникнуть. Нам потребовался целый день, чтобы раскопать и найти вход. Из земли торчал только козырёк амбразурной стенки», — рассказал учёный.

Сразу у входа расположился небольшой бытовой отсек, там стояла печка. Сам каземат, где находились приборы наблюдения, был размером два на полтора метра. Там могли находиться не больше трёх человек.

«То, что это была не огневая точка, стало понятно сразу: щели были узкие и горизонтальные. Скорее всего, они предназначались для какого-то мощного бинокля. Такие были в то время на вооружении японской армии. Были найдены достаточно интересные вещи, в частности японская полевая разборная армейская печка. Мы забрали её с собой, она вошла в экспозицию музейно-мемориального комплекса „Победа“ в Южно-Сахалинске. Кроме того, сохранились остатки оптических приборов, но из них мы ничего не взяли, так как они были повреждены и разукомплектованы», — отметил Игорь Самарин.

Бетонная шахта и дальномер

На мысе Орлова с помощью землеройной техники Минобороны удалось обнаружить пункт управления артиллерийским огнём. Подступы к нему Игорь Самарин сделал ещё во время экспедиции в 2016 году. Он тогда исследовал несколько объектов этой батареи. Среди них были два мощных каземата для размещения орудий. При каждом находился железобетонный склад боеприпасов.

Перед батареей стоял наблюдательный пункт с бетонной шахтой, где размещался оптический прибор для наблюдения за акваторией. Рядом с ним было круглое сооружение, в котором находился двухметровый стереоскопический дальномер. С его помощью можно было делать замеры дистанции до цели в достаточно крупном диапазоне — от нескольких сотен метров до нескольких десятков километров.

Сдвоенные зенитные корабельные пушки

Вблизи пункта управления огнём Игорь Самарин сделал ещё одно открытие. Комплекс сооружений, связанный с батареей 127-миллиметровых универсальных артиллерийских установок корабельного типа. Сдвоенные зенитные пушки устанавливались на специально подготовленных бетонных фундаментах, также в глубине. Каждый из них был оснащён боковой подземной камерой.

«В них, как я полагаю, стояли не только приборы управления, но и энергоустановки: дизель-генераторы или генераторы, которые включались от двигателя внутреннего сгорания. То есть эти пушки работали и управлялись только при помощи электричества — все вращения башен, подъём стволов производились автоматически. Кроме этого, стоит отметить тот факт, что все батареи 127-миллиметровых корабельных универсальных орудий имели по две установки, но три посадочных гнезда. То есть для орудия делали три дворика, но один был пустой», — рассказал Самарин.

Эту особенность отметили ещё американцы, когда обследовали систему обороны японцев на островах Тихого океана. Подобные артустановки нашли широкое применение у японцев практически на всех театрах военных действий. На Курилах такие установки, кроме Матуа, были на аэродроме Буревестник на Итурупе и на острове Парамушир.

Учёные убеждены, что на небольшом острове осталось еще немало загадок. Однако разгадать их можно только путём глубоких исследований.

Загадочный остров Матуа (часть 2)

Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Мы продолжаем разговор с Евгением Верещагой, руководителем камчатско-курильской экспедиции, почти 10 лет пытающимся проникнуть в тайны острова.

– В чём уникальность сооружений на Матуа, в частности аэродрома? То, что мы видели, поражает. Спустя 70 лет покрытие абсолютно пригодное для использования. А каким был аэродром при японцах?

– Было три полосы с асфальтобетонным покрытием. Одна – 400 метров, на ней стояли четыре металлических ангара и шла рулёжка на большую полосу длиной около 2 километров. Ещё одна полоса – 1,5 километра. Ширина полос – 70 метров, по краям – желоба для стока воды. Под покрытием – уложенные трубы. Те, кто здесь служил, рассказывают, что до 1985 года аэродром отапливался термальными водами.

– Получается противоречие: с одной стороны, аэродром, а с другой – лаборатории. Но само наличие огромного аэродрома демаскировало бы секретные объекты. Что же всё-таки первично? Аэродром обслуживал какую-то важную инфраструктуру или все эти сооружения были построены для обслуживания аэродрома?

– Японцы начали осваивать остров давно. В 1923 году здесь уже был посёлок Мацуа-мура. Если представить, что строительство началось в 30-е годы, то тогда это была внутренняя территория Японии и вряд ли имелась необходимость скрывать работы. А потом началась война и ситуация изменилась. На американских фотографиях времён войны аэродрома с воздуха практически не видно. Всё было покрыто маскировочными сетями. Остатки этой маскировки сохранились до сих пор. Мы считаем, что помимо аэродрома здесь находилось какое-то производство. Заводы, запасы сырья…

– Известно, что японские подлодки доходили до Германии. Бочки с немецким горючим, найденные на острове, могут свидетельствовать о том, что и немцы приходили сюда. После мая 1945 года многие немецкие подлодки просто исчезли. Исчезли и материальные ценности, сокровища, документы. Позднее члены команд этих подлодок объявлялись в разных частях света. Вы нашли подводные причальные стенки, тоннели. Могли ли немцы что-то доставить своим союзникам на Матуа?

– Мы считаем такую возможность вполне реальной. Почему, например, ту же Янтарную комнату было не вывезти на один из далёких и труднодоступных островов, да ещё к союзникам? Фантастическая версия, конечно. Но имеет право на существование. В коммуникационном плане остров настолько развит, что на нём можно спрятать всё, что угодно. Утечка информации полностью отсутствовала. Любой груз, который завозился, сохранялся здесь в полной тайне, информация не могла уйти.

Японцы молчат до сих пор. Начальник гарнизона полковник Ледо умер в 1985 году, не оставив никаких мемуаров. До 2000 года в Японии официально существовало общество ветеранов Матуа. На острове Иводзима из 20-тысячного гарнизона в плен попали всего 200 человек, да и те ранеными. Их японское общество не воспринимает, считает изгоями, потому что они сдались, вместо того чтобы погибнуть за императора. А на Матуа 3 811 человек сдались, и общество их извиняет. Почему? Значит, их миссия состояла в этом.

– После того как Россия сняла свою заставу с Матуа, остров остался без присмотра. Могли ли в это время побывать здесь, скажем, те же японцы, чтобы что-то с острова забрать? Это в принципе возможно?

– Если перед японцами стояла такая задача, то возможности для этого были. По крайней мере японские самолёты в районе Матуа засекали не раз.

Практически все наземные военные объекты имеют единую соединяющую подземную галерею. Почти везде по верхней линии обороны идет узкоколейка, по которой ходили вагонетки для централизованной подачи боеприпасов. Также на острове есть противотанковые рвы, береговая полоса на всем протяжении — в окопах и противопехотных заграждениях.

Ядерные тайны острова Матуа

Матуа — небольшой островок, расположенный в самом центре Курильской гряды. В годы Великой Отечественной войны японцы превратили его в неприступную крепость, планируя использовать как плацдарм на случай войны с СССР.

Минобороны России принимает беспрецедентные меры по развитию военной инфраструктуры на Сахалине и Курилах. Экспедиция Министерства обороны РФ и Русского географического общества (РГО) приступила к инженерным работам по исследованию фортификационных сооружений на курильском острове Матуа. Об этом сообщил начальник пресс-службы Восточного военного округа полковник Александр Гордеев.

“На склонах сопок и у подножия вулкана Сарычева начато освобождение потерн (подземных коридоров для сообщения между фортификационными сооружениями, фортами крепости или опорными пунктами укрепленных районов) и складов от завалов”, – сообщил Гордеев. -Пять групп поисковиков “проводят земляные работы с использованием бульдозера, экскаватора и другой специальной техники”.

По мнению участников военно-исторической экспедиции, проведение научных изысканий поможет найти ответы на многие вопросы и “развеять ореол таинственности острова Матуа”. Перед началом работ в каждом фортификационном сооружении берутся пробы воздуха, которые в лаборатории тщательно анализируются на наличие отравляющих веществ.

До окончания Второй мировой войны Япония активно осваивала эти острова, включая и загадочный остров Матуа, находящийся в центре Курильской гряды. На этом острове Япония добывала какие-то ценные полезные ископаемые. После окончания Второй мировой войны Трумэн даже обращался к Сталину с просьбой передать остров Матуа США. Остров не отдали, но и сами его подземельями не пользуемся почему-то.

Во время Второй мировой войны союзная авиация, бомбившая в Тихом океана все, что принадлежало Японии, обходила Магуа стороной. А когда война закончилась, президент Трумэн обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США только один из островов в центре Курил, занятых советскими войсками. Чем же маленький островок Матуа так привлек президента Америки?

Матуа — небольшой островок, расположенный в самом центре Курильской гряды. В годы Великой Отечественной войны японцы превратили его в неприступную крепость, планируя использовать как плацдарм на случай войны с СССР. Война действительно началась, но в 1945 году 3811 японских солдат и офицеров «доблестно» сдались 40 советским пограничникам.

Остров, который достался СССР, был вдоль и поперек изрыт рвами, окопами и искусственными пещерами. Многочисленные доты и ангары сооружались на совесть. Все побережье Матуа по периметру было оцеплено плотным кольцом дотов, выложенных из камня или выдолбленных в скале. Делались они столь добротно, что члены самодеятельных экспедиций, уже много лет изучающих остров, утверждают, что и сегодня доты могли бы использоваться по своему прямому назначению. Причем их устройство не ограничивалось лишь подготовкой точки для ведения огня. Каждая такая позиция имела разветвленную сеть подземных ходов, также выдолбленных в скале.

Еще более тщательно сооружался аэродром острова. Расположен он столь удачно и сделан настолько технически грамотно, что самолеты могли взлетать и приземляться при ветре любой силы и направления. Японские инженеры предусмотрели и «антиснежную» конструкцию. Под бетонным покрытием были проложены трубы, в которые поступала горячая вода из термальных источников. Так что обледенение взлетной полосы японским летчикам не грозило, и самолеты могли взлетать и приземляться и зимой, и летом.

В одной из береговых скал трудолюбивые японцы вырубили огромную пещеру, где легко могла спрятаться подлодка. Рядом находилась подземная резиденция командования гарнизона, замаскированная в одном из окрестных холмов. Ее стены были аккуратно выложены камнем, неподалеку есть бассейн и подземная баня.

Одна из тайн острова — бесследное исчезновение всей военной техники. Несмотря на тщательные поиски, которые ведутся с 1945 года, на острове ничего не было обнаружено. Причем имеется удивительная, прямо-таки мистическая закономерность — люди, которые пытались заниматься поисками, гибли в пожарах, которые на острове часто случались, попадали в снежные лавины.

В конце 1990-х годов в результате несчастного случая погиб заместитель начальника погранзаставы, руководивший этими поисками. А когда попытались восстановить разрушенные коммуникации, неожиданно проснулся вулкан, находящийся в центре острова. Извержение происходило с такой силой, что вылетавшие из жерла огромные глыбы сбивали птиц, паривших за сотни метров от кратера!

Вот мнение о неразгаданных тайнах острова Матуа исследователя-энтузиаста Евгения Верещаги: «Есть на Матуа необыкновенный холм высотой более 120 метров и 500 метров в диаметре.

Природа не любит столь правильных форм. Это невольно наводит на размышления, что вся эта громадина сделана руками человека. Это искусственная сопка, служившая замаскированным ангаром для самолетов. На ее склоне отчетливо выделяется очень широкая рукотворная впадина, заросшая деревьями и кустарником. Вероятно, здесь располагались ворота в ангар, которые были сначала взорваны, а затем засыпаны пеплом извергающегося вулкана.

Кроме этого на острове разбросаны сотни ржавых бочек из-под горючего — в основном немецкие, причём абсолютно целые и с горючим времён фашистского Третьего рейха. В переводе маркировка на них гласила «Горючее вермахта, 200 литров». И даты — 1939, 1943 — вплоть до победного 1945 года.

Значит, обогнув земной шар, союзнические подлодки Гитлера швартовались у Матуа и доставляли грузы!?

Кстати, о вулкане. Вопросов, куда исчезла военная техника, которой, судя по подземным сооружениям, был буквально нашпигован остров-крепость, было много. Один из участников самодеятельных экспедиций высказал, казалось бы, совершено невероятное предположение: «Возможно, японцы сбросили в жерло вулкана весь свой боезапас, а затем подорвали его, вызвав мощное извержение . Эта версия, на первый взгляд, звучит как фантастика. Но вверх по конусу вулкана проложена дорога, где и спустя десятилетия можно различить следы гусеничной техники. О том, что японцы возили по ней, можно только догадываться».

Но все эти бросающиеся в глаза грандиозные сооружения — только внешняя, видимая часть японской секретной подземной крепости. После окончания Второй мировой войны прошло более полувека, но разгадать тайны подземелий никому так и не удалось.

Японцы, ссылаясь на секретность этой информации, упорно не отвечали на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа. Понять странный интерес к острову американского президента тоже не удалось.

Что же скрывает в своих глубинах курильский остров? А что если и гибель военных исследователей острова, и не вовремя проснувшийся вулкан, и интерес американского президента к Матуа, и отказ японцев в предоставлении материалов — не случайная цепь событий? Может быть, в тайных, еще не найденных подземельях острова-крепости скрывается не проржавевшая и никому сегодня не нужная военная техника, а секретные лаборатории, разрабатывавшие так и не использованное во время войны секретное оружие?

На рассвете 12 августа 1945 года, за три дня до объявления Японией капитуляции, в Японском море, невдалеке от Корейского полуострова, прозвучал оглушительный взрыв. В небо поднялся огненный шар диаметром примерно 1000 метров. Вслед за ним возникло гигантское грибовидное облако. По мнению американского эксперта Чарльза Стоуна, здесь была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, а мощность взрыва была примерно такой же, что и у американских бомб, взорванных за несколько дней до этого над Хиросимой и Нагасаки.

Заявление Ч. Стоуна о том, что во время Второй мировой войны Япония вела работы по созданию атомной бомбы и добилась успеха, было встречено с большими сомнениями многими учеными США. Более осторожно к этой информации отнесся военный историк Джон Дауэр.

По мнению этого известного ученого, полностью исключить вероятность того, что на рассвете 12 августа 1945 года в Японском море у побережья Кореи была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, нельзя. Свидетельством этого может служить огромный секретный военный Хыннамский комплекс, располагавшийся на территории современной КНДР. Он был достаточно мощным и оборудованным всем необходимым для производства атомной бомбы.

Правдоподобность неожиданной гипотезы Ч. Стоуна подтверждают изыскания бывшего американского разведчика Теодора Макнелли. В конце Второй мировой войны он служил в аналитической разведке штаба командующего войсками союзников на Тихом океане генерала Макартура.

В своей статье Макнелли пишет, что американская разведка располагала достоверными данными о крупном японском ядерном центре в корейском городе Хыннам, но держала информацию об этом объекте в тайне от СССР. Более того, утром 14 августа 1945 года американские самолеты привезли на свои аэродромы пробы воздуха, взятые над Японским морем неподалеку от восточного побережья Корейского полуострова. Обработка полученных проб дала ошеломляющие результаты. Она показала, что в вышеупомянутом районе Японского моря в ночь с 12 на 13 августа произошел взрыв неизвестного ядерного устройства!

Если предположить, что в подземном городе на острове-крепости действительно шли разработки самого страшного оружия XX века — ядерного, то это дает ответ на многие вопросы, ставящие в тупик организаторов самодеятельных исследовательских экспедиций.

Почему президент Трумэн, обращаясь к Сталину, просил передать США именно остров Матуа?

Еще до окончания Второй мировой войны американцы начали готовиться к вооруженному столкновению с СССР. После рассекречивания материалов о Второй мировой войне в британском архиве была найдена папка с надписью «Немыслимая операция». Действительно, о такой операции не мог помыслить никто! На документе дата — 22 мая 1945 года. Следовательно, разработка операции была начата еще до окончания войны, В документе самым подробнейшим образом расписывался план… массированного удара по советским войскам!

Основным козырем при военном столкновении могло быть ядерное оружие, имеющееся только у США. Советские танковые дивизии, прошедшие Вторую мировую войну, находились в центре Европы. Если бы Сталин получил к своему превосходству в сухопутных силах еще и ядерное оружие, созданное японскими учеными, то в случае военного столкновения исход войны был бы предрешен и Европа стала бы полностью социалистической.

Почему японцы, ссылаясь на секретность информации, упорно не отвечают на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа?

А как же они должны поступать?

Если на острове Матуа был бы обнаружен подземный засекреченный центр, в котором разрабатывалось ядерное оружие, и не только разрабатывалось, но и технология его изготовления была доведена до практической реализации, то это привело бы к переоценке событий Второй мировой войны. Атомная бомбардировка японских городов оказалась бы оправданной: американские летчики просто опередили будущие атомные налеты японских. Требования о возвращении Южных Курил можно было бы рассматривать как желание продолжить работы по созданию секретного оружия, остановившиеся в результате поражения Японии.

И вот на этом загадочном острове, Тихоокеанский флот России развернул беспрецедентные изыскания.

Представитель Восточного военного округа напомнил, что “на острове уже развернуты мобильные аэродромные комплексы для обеспечения полетов летательных аппаратов”. Расчищена дренажная система и завершена подготовка для посадки вертолетов любых типов.

Личный состав военно-исторической экспедиции продолжает активную деятельность в бухте Двойная в целях “подготовки прибрежного участка острова для подхода большого десантного корабля к берегу способом “на упор” для погрузки техники и материальных средств”, сообщил Гордеев.

Как сообщалось ранее, 200 участников экспедиции Минобороны РФ, Русского географического общества, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота под руководством заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Андрея Рябухина на шести кораблях и судах 7 мая вышли из Владивостока и 14 мая прибыли на остров Матуа.

Матуа: подземные «секреты» старого корейца

Почти все легенды острова разоблачены, а тайны раскрыты. Но часть имущества и техники остается – военные просто проводят ротацию, продолжая исследовать загадочный остров. Корреспонденты « КП » побеседовали со «штатным скептиком» экспедиции, профессиональным историком Игорем Самариным

Лагерь экспедиции исчезает на глазах, тает, как мороженное на солнце. Техника на пляже в бухте Двойная подсыпает молы, чтобы плашкоут-транспортер с килекторного судна мог забирать грузы круглосуточно – и в прилив, и в отлив. У костров из плавника греются первые отъезжающие. Любопытный морской лев лично контролирует погрузку. Как в цирке тянет вверх усатое рыльце, когда в пяти метрах над ним зависает редакционный квадрокоптер. Часть оборудования и палаток остается – через десяток дней на остров приедет экспедиция «Русского географического общества» и продолжит работу. А мы, прожив неделю в одной палатке с историком Игорем Самариным, только за час до его отъезда нашли время для интервью. Игорь Анатольевич – старший научный сотрудник Сахалинского областного краеведческого музея. На Матуа он руководил экспедиционной «секцией» русского географического общества. Автор 20 книг по истории Курил и Сахалина увозит с острова богатую музейную добычу – несколько ящиков с находками, японский фильтр для очистки воды и авиационную турель. Нам интересно, как профессиональный историк оценивает и сам остров как объект исследования, и экспедицию. Тем более, неофициальную должность Игоря Самарина в лагере иронично назвали так: «штатный скептик».

Игорь Анатольевич – старший научный сотрудник Сахалинского областного краеведческого музея Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Самолетная эстафета

– Игорь Анатольевич, вы излазили Курилы вдоль и поперек. Матуа вас чем-нибудь зацепил?

– Он прежде всего интересен тем, что здесь на сравнительно небольшой территории сконцентрировано очень много различного рода фортификационных сооружений, объектов военной инфраструктуры. Отличие его от других островов Курильской гряды в том, что здесь практически не было гражданского населения. Несколько человек, обслуживавших метеостанцию и станцию наблюдения за морским зверем, были выселены в 1943 году, когда сюда началось массовое перебазирование сухопутных и военно-морских сил Японии . Фортификация, изучению которой я уделил основное время, отличается от всего того, что я видел и на Северных Курилах, и на Южных. Максимальная толщина стенок составляет полтора метра, что позволяет относить эти сооружения к тяжелым.

– Сколько вы их насчитали на острове?

– 76 различных ДОТов. Не думаю, что это окончательное число. Еще часть острова лежит под снегом, особенно скаты, обращенные к морю. Установлены не все пещерные сооружения, которые использовались и как убежище, и в качестве складов, и как огневые точки. Кроме того остров интересен тем, что предназначался для размещения морской авиации. Аэродром здесь необычен — две полосы, сходящиеся под углом с учетом господствующих ветров. Он мог использоваться при любом направлении ветра. Но я бы не сказал, что он был всепогодным. В зимнее время из-за обилия снега он вряд ли функционировал. Да и летом в густые туманы — тоже. По японским данным можно сказать, что от использовался с апреля по июнь и в осеннее время.

Техника на пляже в бухте Двойная подсыпает молы, чтобы плашкоут-транспортер с килекторного судна мог забирать грузы круглосуточно Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

– С чем было связано такое внимание японского командования к этому острову?

– Японская доктрина ведения войны на рубеже 30-х — 40-х годов предполагала активное использование морской авиации. Японцы на всех оккупированных островах в первую очередь начинали строительство аэродромов, их были сотни по всему Тихому океану. Матуа очень выгодно отличается географически — он находится практически в центре Курильской гряды и мог принимать эстафету от патрульных самолетов, базировавшихся на Итурупе и передавать ее на Шумшу. То есть, осуществлять полный контроль над всеми курильскими островами. Строительство аэродрома здесь началось еще в конце 30-х годов. К августу 43-го уже были готовы обе ВПП, рулежные дорожки, ремонтные ангары и комплекс зданий, необходимых для обслуживания с множеством аппаратуры. Сейчас, конечно, уцелели только бетонные коробки.

– Почему японцы не сопротивлялись здесь до последнего? Какой-то надлом произошел, или были иные объективные причины?

– Мне удалось установить, что уже 2 августа, за две недели до указа императора Хирохито и присоединении Японии к Потсдамской декларации, командир Второго курильского гарнизона полковник Уэда получил приказ об эвакуации. В первую очередь острова перестали играть свою роль – сдерживание американского вторжения. Весна 45-го года показала, что основные бои войны на Тихом океане проходят не на Севере, а на Юге. Японцы постепенно начали перебрасывать с Курил на юг авиацию, артиллерию и ВМФ. Гарнизон на Матуа стал ненужен, части начали перевозить на Хоккайдо – остров, который должны были атаковать США . Все это подтверждают японские документы. В мае 1945 отсюда была снята танковая часть и перевезена на Хоккайдо. А второго августа началась эвакуация гарнизона. Причем есть сведения, что сам полковник Уэда съездил на Хоккайдо, вернулся и встретил советские войска. К тому моменту уже было известно о речи императора Хирохито. Никакого желания воевать у японцев уже не было.

У костров из плавника греются первые отъезжающие Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

– Что же сказал император?

– Он заявил, что Япония перестает воевать и присоединяется к Потсдамской декларации. СССР ее, кстати, не подписал. Приказа о капитуляции, фактически, не было. Был приказ прекратить боевые действия. Не все в Японии поддержали это решение, после 14 августа были волнения японских офицеров, например. Но Генштаб Японии принял решение – в 16.00 восемнадцатого августа прекратить боевые действия.

Французский коньяк от старого корейца

– Что-то интересного удалось найти за полтора месяца?

– Одной из загадок Матуа на протяжение последних лет была легенда, что остров представляет из себя тщательно законсервированную базу. Японцы, уходя, якобы, не теряли надежды использовать ее в будущем, поэтому все вооружение они спрятали. Советские архивные данные, к сожалению, не говорят, сколько артиллерии тут было обнаружено. Несомненным успехом нашей экспедиции является обнаружение останков нескольких артиллерийских систем — двух 150-мм орудий, морской 120-мм пушки, фрагменты 75-мм горного орудия. Эти находки позволяют говорить о том, что основная часть артиллерии здесь оставалась вплоть до 70-х годов и была утилизирована советскими войсками, которые тут дислоцировались. Помимо этого мы собрали коллекцию бытового и военного инвентаря, смогли понять, как жили тут японцы, чем питались, лечились. Военные здесь ничем не отличались от гарнизонов на других островах. Те же водяные фильтры системы Сиро Иси фрагментами мы находили везде, в том числе на Сахалине. Но здесь они сохранились полностью, это, по нынешним меркам, сверхъестественные находки. Было найдено и большое количество различных механизмов от автомобильного парка, катки для укладки асфальта, снегоочистительные машины. А также много непонятных изделий и агрегатов, о назначении которых еще предстоит подумать.

Экспедиция Министерства обороны, высадившаяся на Матуа, продолжает свою работу Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

– Как например найденная нами вагонетка со странными цилиндрами?

– Воображение людей всегда будоражат истории про сокрытые ценности и склады, законсервированные бункеры с неведомым и очень ценным добром. А в реальности вы сталкивались с такими объектами?

– Уже в сентябре 45 года здесь было размещено два батальона 302 пехотного полка – камчадалы. Они, кстати, не успели повоевать. Рота автоматчиков, рота минометчиков, рота химической защиты. Артиллерийский дивизион. Жили они в японском жилом фонде, скажем так. Фонд освободился 24 сентября – японцев вывезли с острова. Прекрасные дороги, масса техники. Вот этого стланика не было, все было на виду. Наши особисты сделали все, чтобы комендант Уэда рассказал про места дислокации своих подразделений.

– Имеется ввиду не только остров, а весь регион…

– Этот неоэпос будет существовать еще долго. В какую бы точку Курил или Сахалина ты явился, в попутке или на остановке… Узнав, что ты историк- краевед, тебе сразу же расскажут несколько баек. Вариантов немного. Первый, основной – «старый кореец», который все знал, исчезал и возвращался и леса с рюкзаком набитым галетами и рисом.

– И французским коньяком.

– Это обязательная деталь. Есть еще убитый медведь, в желудке которого нашли рис. Я, лично, в это не верю. Хотя знаю, что учитывая опыт войны на других островах, японцы были готовы к партизанским действиям. То есть, дисперсная система распределения продовольствия и боеприпасов использовалась здесь, учитывая рельеф. Не факт, что все эти склады показали или нашли сразу. Но советский человек найдет все. Я общался с человеком, который служил здесь в 1946 году. Он рассказывал, что они ныряли на затонувший на мелководье японский транспортный корабль и «доставали оттуда мануфактуру». Чтобы привезти с собой домой после демобилизации. Ныряли! Что уж тут говорить о складах в сопках. Конечно, все нашли.

Корреспонденты «КП» побеседовали со «штатным скептиком» экспедиции, профессиональным историком Игорем Самариным Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Главная тайна

– И все же один из мифов: на Матуа велись разработки бактериологического или химического оружия.

– Эти предположения построены на пустом месте. В качестве одного из доказательств приводилось здание из красного кирпича — такое же, как комплекс японского спецотряда 731 в Маньчжурии . Только здесь кирпич — советский, и на фундаменте дата: 1951 год. Гарнизон Матуа в конце 1944 года насчитывал 7600 человек. Заниматься здесь секретными разработками было нелогично. Это не укладывалось в систему организации японской армии того времени.

– В ходе американских бомбардировок Матуа доставалось больше, чем другим курильским островам.

– Потому что он находился на пределе дальности японских средних бомбардировщиков, которые летали сюда с Хоккайдо. Зафиксировано 35 налетов авиации США на этот маленький остров. Последний — силами 12 бомбардировщиков — зафиксирован в июле 1945 года. Основная цель — аэродром. На ВПП до сих пор видны следы попаданий. Они знали, что аэродром действующий, поэтому попросили у СССР в конце войны «один из средних островов Курильской гряды» для базирования своей авиации в письме Трумана к Сталину . Тот в ответ попросил для размещения советских самолетов один и островов Алеут. Американцы отказались и вопрос отпал сам собой.

Главная загадка Матуа в том, что остров привлекает к себе внимание исследователей, и каждый оказавшийся здесь почему-то чувствует себя первооткрывателем, забывая о том, что он тут далеко не первый Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

– Зачем американцам нужен был Матуа?

– В силу технических характеристик самолетов того времени нужна была промежуточная база для полетов на оккупированную ими Японию. Это был самый короткий путь, связывавший американский континент с Азией . Сейчас аэродром, к сожалению, не столь хорошего качества, как ожидалось.

– Ну хоть какая-то неразгаданная тайна для вас здесь осталась?

– Главная загадка Матуа в том, что остров привлекает к себе внимание исследователей, и каждый оказавшийся здесь почему-то чувствует себя первооткрывателем, забывая о том, что он тут далеко не первый. Здесь прошло несколько десятков призывов. Советские бойцы обслуживали станцию ПВО , служили на Погранзаставе номер один, 60 Морпогранотряда. Но каждому хочется быть здесь первым.

В исследованиях на острове Матуа в 2018 году обнаружены новые исторические сооружения

Камчатско-Курильская экспедиция из 8 человек под руководством Евгения Верещаги посетила остров Матуа в период с 13 июля по 8 августа 2018 года. В её состав в этом году вошли краевед и научный руководитель Ирина Витер, директор Историко-выставочного центра “Город воинской славы” Петр Рудев, сотрудники Института вулканологии и сейсмологии (ИВиС) ДВО РАН Виктор Округин, Александр Сокоренко и Олег Скильский, фотограф Владимир Зыков и иеромонах Петропавловской и Камчатской епархии отец Нестор. Доставка экспедиции на остров осуществлялась на гидрографическом судне Министерства обороны РФ, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на пресс-службу Камчатского отделения всероссийской общественной организации “Русское географическое сообщество”.

Основными задачами экспедиции являлось продолжение исследования острова; изучение инфраструктуры сопки Круглой (объект “Холм”), бухты Айну, мыса Юрлова; комплектование музейных предметов для ИВЦ, государственных и школьных музеев, выставок; изучение геологии острова; реставрация часовни во имя Великомученика и Чудотворца Георгия, кино— и фотохронология.

В ходе экспедиции было сформировано два отряда – поисково-исследовательский и геологический. Первый из них провел дополнительные исследования ранее пройденных маршрутов, используя накопленные в предыдущих экспедициях знания и поисковые приборы. Получены новые сведения об объектах японской оборонной инфраструктуры, выявлено около 20 новых сооружений и подземных коммуникаций. Проведена фото-кинофиксация всех маршрутов и объектов. За время работы обнаружено и собрано более 200 музейных предметов, которые после реставрации будут переданы в ИВЦ “Город воинской славы”, на выставку “К тайнам туманных Курил” в ККНБ имени С.П. Крашенинникова, муниципальные и школьные музеи.

Кроме того, участниками экспедиции проведены работы по реставрации часовни во имя Великомученика и Чудотворца Георгия — укреплены новые иконы, переданные Петропавловской и Камчатской епархией для Часовни на острове Матуа; проведены ремонт кровли, пропитка всего здания огне-биозащтным покрытием. Восстановлен поклонный крест в районе мыса Юрлова. Иеромонахом Нестором в Часовне проведено крещение двух военнослужащих и воскресные службы, а на кладбище острова Матуа – поминальная служба.

Благословение. Фото: пресс-служба Камчатского отделения всероссийской общественной организации “Русское географическое сообщество”

Служба на Матуа. Фото: пресс-служба Камчатского отделения всероссийской общественной организации “Русское географическое сообщество”

Реставрация. Фото: пресс-служба Камчатского отделения всероссийской общественной организации “Русское географическое сообщество”

Участниками экспедиции также прочитаны лекции военнослужащим, находящимся на острове, и экипажам гидрографического судна и морского буксира, на которых осуществлялась доставка экспедиции; произведена замена установленной в 2005 году мемориальной таблички в память о погибшем экипаже американской подводной лодки SS-233 “Херринг”. В качестве научного эксперимента высажены дополнительно 5 саженцев камчатской каменной березы (кроме уже ранее высаженных и прижившихся 7 елей и 6 кустов черной смородины).

Геологами экспедиции выполнены маршрутные исследования вулканических пород и их взаимоотношений, собрана представительная коллекция основных типов вулканических пород, обнаружены и описаны коренные выходы жильных зон. После проведения аналитических исследований собранных материалов будут подготовлены научные публикации.

Исследования, выполненные во время экспедиции, позволили сделать выводы, что укрепрайоны не имели четких границ, ранее обозначенных в некоторых отчетах – бухта Айну и мыс Юрлова, а захватывали более протяженное береговое пространство и состояли из нескольких линий обороны. Ниже приведены краткие описания этих укрепрайонов по результатам работ 2018 года.

Будни экспедиции. Фото: пресс-служба Камчатского отделения всероссийской общественной организации “Русское географическое сообщество”

Бухта Айну. Это пространство, находящееся за скалой с многоуровневым японским дотом, до аэродромного плато, где обнаружены и обследованы три подземные коммуникации. Все они вырублены в скальной породе, имеют бревенчатые крепи, выходы на поверхность, как правило, засыпаны, а не взорваны. Дот, находящийся в скале и прикрывающий артпозицию, обрушен, войти в него не удалось. Бронеплита, находящаяся около него, говорит о мощном орудии, которое там находилось. Все коммуникации находятся в удалении от моря в склонах и соединены траншеями с инфраструктурой на плато. Вся прибрежная линия перерезана коммуникационными и противотанковыми траншеями. На первой линии дюн находятся три железобетонных пулеметных дота — два одноамбразурных, один – с двумя амбразурами, направленных вдоль берега. Доты с бетонными станинами, сохранилась часть деревянной обшивки в одном из дотов с японскими надписями. Под аэродромным плато расположены казармы и ближе к берегу открытая, круглая в плане, артиллерийская позиция с высоким земляным бруствером. Итого 8 новых объектов в данном районе.

Мыс Юрлова. При обследовании берегового склона обнаружена небольшая обсыпка грунта, уходящая под скалу. Ход был исследован, где и была обнаружена мощная подземная инфраструктура, которая вырублена в скальном массиве, имеет несколько ответвлений с максимальной протяженностью до 100 метров, подъемов до 45 градусов, спусков с остатками взорванных японских снарядов и мин. Все предполагаемые выходы на поверхность и другие коммуникации засыпаны. Территориально подземный объект находится около двух мощных открытых артпозиций с системой подземных коммуникаций на глубине около 30 метров. Обнаружение данного подземного сооружения подтверждает нашу гипотезу о наличии подобных, еще не обнаруженных подземных сооружений на большой глубине в общей инфраструктуре острова.

Сопка Круглая (объект “Холм”). Продолжает привлекать внимание своим господствующим положением на местности, присутствием на ней наблюдательных сооружений, пулеметных ДОТов, защитных сооружений у подножия, наличием входных коммуникаций. Обнаружено бетонное сооружение-помещение в распадке у подножия Круглой, которое, возможно, является водным распределительным узлом. В предыдущую экспедицию на сопке были обнаружены две лестницы из прибрежных валунов, ведущие наверх; два выхода, по нашему предположению, из Круглой – об этом говорят обширные площадки, трубы, выходящие из склонов. В эту экспедицию, обследуя противоположный склон в поисках вентиляционной шахты, был обнаружен еще один выход. Каким образом использовались выходы, при отсутствии дороги к ним, с какой целью, пока нам не ясно. Предполагаем, что рисунок дороги был изменен специально японским войсками с целью маскировки входов в подземную инфраструктуру объекта “Холм”. По нашему мнению вход (въезд) в Круглую может быть не на склоне, а на плато. Однако для подтверждения нашей версии необходима мобильная буровая установка, которая бы могла бы пробурить склон по конкретным точкам в определенных местах, чтобы понять дальнейшее направление поиска.

Территория, условно называемая “Губановка”. Полковник Губанов был первым командиром гарнизона острова Матуа в 1945-1946 годах. В бухте Айну, недалеко от реки Хесупо, предположительно располагались казармы. По данному маршруту проходили в 2008-2009 годы, но необходимы были уточнения, исследование более широкого пространства. Несмотря на то, что остров небольшой, он имеет сложный рельеф, труднопроходим, и провести его тщательное исследование за месяц невозможно (как это предположили в экспедицию МО РФ и РГО в 2016 году). Кроме уже известных объектов, были обнаружены новые – входы во внутренние коммуникации в склонах, казармы со стационарными печками, скрытая артиллерийская позиция. Последняя представляет особый интерес – позиция направлена в сторону бухты Айну, засыпана. При раскопе обнаружен вход, который укреплен бревнами диаметром 30 см, длиной до 2,5 метров. Остались неисследованными склоны выхода к плато над Айну. Таким образом, на пройденном ранее маршруте обнаружено 6 новых объектов.

Обследована долина “Вервита” – маршрут, через подъем на пик Сарычева на 600-метровой высоте, спуск в бухту Айну по скалам. Кроме наших экспедиций в этом районе не было ни одного исследователя. Проведено тщательное исследование наблюдательного пункта на господствующей высоте над бухтой Двойной, система траншей. Наблюдательный пункт — железобетонное трехамбразурное сооружение, с конструктивными укреплениями.

При обследовании кулуара над объектом “Резиденция”, участники экспедиции вошли в ранее недоступные входы в подземные коммуникации. Высота до 170 см, длина штольни около 40 м, две другие – широкое пространство (“карман”) разной протяженности. Обследованы несколько объектов, обнаруженные ранее, которые, по предположению участников экспедиции, могли быть заездами машин в склоны кулуаров. Такое предположение получило опосредованное подтверждение – бревна диаметром до 40 см ограничивают въезд шириной до 3-х метров в склон. Проникнуть дальше, чем на 15 метров не удалось, так как далее идет обвал. Это еще одно подтверждение версии о существовании под землей коммуникаций, складов.

Новые открытия. Фото: пресс-служба Камчатского отделения всероссийской общественной организации “Русское географическое сообщество”

Новое в блогах

Флот ведет беспрецедентные изыскания на секретном острове Курильской гряды – Матуа

Как уже сообщалось Минобороны России принимает беспрецедентные меры по развитию военной инфраструктуры на Сахалине и Курилах. Экспедиция Министерства обороны РФ и Русского географического общества (РГО) приступила к инженерным работам по исследованию фортификационных сооружений на курильском острове Матуа. Об этом сообщил ТАСС начальник пресс-службы Восточного военного округа полковник Александр Гордеев.

По мнению участников военно-исторической экспедиции, проведение научных изысканий поможет найти ответы на многие вопросы и “развеять ореол таинственности острова Матуа”. Перед началом работ в каждом фортификационном сооружении берутся пробы воздуха, которые в лаборатории тщательно анализируются на наличие отравляющих веществ.

До окончания Второй мировой войны Япония активно осваивала эти острова, включая и загадочный остров Матуа, находящийся в центре Курильской гряды. На этом острове Япония добывала какие-то ценные полезные ископаемые. После окончания Второй мировой войны Трумэн даже обращался к Сталину с просьбой передать остров Матуа США. Остров не отдали, но и сами его подземельями не пользуемся почему-то.

Во время Второй мировой войны союзная авиация, бомбившая в Тихом океана все, что принадлежало Японии, обходила Магуа стороной. А когда война закончилась, президент Трумэн обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США только один из островов в центре Курил, занятых советскими войсками. Чем же маленький островок Матуа так привлек президента Америки?

Матуа — небольшой островок, расположенный в самом центре Курильской гряды.

В годы Великой Отечественной войны японцы превратили его в неприступную крепость, планируя использовать как плацдарм на случай войны с СССР. Война действительно началась, но в 1945 году 3811 японских солдат и офицеров «доблестно» сдались 40 советским пограничникам.

Остров, который достался СССР, был вдоль и поперек изрыт рвами, окопами и искусственными пещерами. Многочисленные доты и ангары сооружались на совесть. Все побережье Матуа по периметру было оцеплено плотным кольцом дотов, выложенных из камня или выдолбленных в скале. Делались они столь добротно, что члены самодеятельных экспедиций, уже много лет изучающих остров, утверждают, что и сегодня доты могли бы использоваться по своему прямому назначению. Причем их устройство не ограничивалось лишь подготовкой точки для ведения огня. Каждая такая позиция имела разветвленную сеть подземных ходов, также выдолбленных в скале.

Еще более тщательно сооружался аэродром острова. Расположен он столь удачно и сделан настолько технически грамотно, что самолеты могли взлетать и приземляться при ветре любой силы и направления. Японские инженеры предусмотрели и «антиснежную» конструкцию. Под бетонным покрытием были проложены трубы, в которые поступала горячая вода из термальных источников. Так что обледенение взлетной полосы японским летчикам не грозило, и самолеты могли взлетать и приземляться и зимой, и летом.

В одной из береговых скал трудолюбивые японцы вырубили огромную пещеру, где легко могла спрятаться подлодка. Рядом находилась подземная резиденция командования гарнизона, замаскированная в одном из окрестных холмов. Ее стены были аккуратно выложены камнем, неподалеку есть бассейн и подземная баня.

Одна из тайн острова — бесследное исчезновение всей военной техники. Несмотря на тщательные поиски, которые ведутся с 1945 года, на острове ничего не было обнаружено. Причем имеется удивительная, прямо-таки мистическая закономерность — люди, которые пытались заниматься поисками, гибли в пожарах, которые на острове часто случались, попадали в снежные лавины.

В конце 1990-х годов в результате несчастного случая погиб заместитель начальника погранзаставы, руководивший этими поисками. А когда попытались восстановить разрушенные коммуникации, неожиданно проснулся вулкан, находящийся в центре острова. Извержение происходило с такой силой, что вылетавшие из жерла огромные глыбы сбивали птиц, паривших за сотни метров от кратера!

Вот мнение о неразгаданных тайнах острова Матуа исследователя-энтузиаста Евгения Верещаги: «Есть на Матуа необыкновенный холм высотой более 120 метров и 500 метров в диаметре.

Природа не любит столь правильных форм. Это невольно наводит на размышления, что вся эта громадина сделана руками человека. Это искусственная сопка, служившая замаскированным ангаром для самолетов. На ее склоне отчетливо выделяется очень широкая рукотворная впадина, заросшая деревьями и кустарником. Вероятно, здесь располагались ворота в ангар, которые были сначала взорваны, а затем засыпаны пеплом извергающегося вулкана.

Кроме этого на острове разбросаны сотни ржавых бочек из-под горючего — в основном немецкие, причём абсолютно целые и с горючим времён фашистского Третьего рейха. В переводе маркировка на них гласила «Горючее вермахта, 200 литров». И даты — 1939, 1943 — вплоть до победного 1945 года.

Значит, обогнув земной шар, союзнические подлодки Гитлера швартовались у Матуа и доставляли грузы!?

На фото: Бочка с 200 литрами горючего , выпуска 1943, вермахт.

Кстати, о вулкане. Вопросов, куда исчезла военная техника, которой, судя по подземным сооружениям, был буквально нашпигован остров-крепость, было много. Один из участников самодеятельных экспедиций высказал, казалось бы, совершено невероятное предположение: «Возможно, японцы сбросили в жерло вулкана весь свой боезапас, а затем подорвали его, вызвав мощное извержение . Эта версия, на первый взгляд, звучит как фантастика. Но вверх по конусу вулкана проложена дорога, где и спустя десятилетия можно различить следы гусеничной техники. О том, что японцы возили по ней, можно только догадываться».

Но все эти бросающиеся в глаза грандиозные сооружения — только внешняя, видимая часть японской секретной подземной крепости. После окончания Второй мировой войны прошло более полувека, но разгадать тайны подземелий никому так и не удалось.

Японцы, ссылаясь на секретность этой информации, упорно не отвечали на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа. Понять странный интерес к острову американского президента тоже не удалось.

Что же скрывает в своих глубинах курильский остров? А что если и гибель военных исследователей острова, и не вовремя проснувшийся вулкан, и интерес американского президента к Матуа, и отказ японцев в предоставлении материалов — не случайная цепь событий? Может быть, в тайных, еще не найденных подземельях острова-крепости скрывается не проржавевшая и никому сегодня не нужная военная техника, а секретные лаборатории, разрабатывавшие так и не использованное во время войны секретное оружие?

На рассвете 12 августа 1945 года, за три дня до объявления Японией капитуляции, в Японском море, невдалеке от Корейского полуострова, прозвучал оглушительный взрыв. В небо поднялся огненный шар диаметром примерно 1000 метров. Вслед за ним возникло гигантское грибовидное облако. По мнению американского эксперта Чарльза Стоуна, здесь была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, а мощность взрыва была примерно такой же, что и у американских бомб, взорванных за несколько дней до этого над Хиросимой и Нагасаки.

Заявление Ч. Стоуна о том, что во время Второй мировой войны Япония вела работы по созданию атомной бомбы и добилась успеха, было встречено с большими сомнениями многими учеными США. Более осторожно к этой информации отнесся военный историк Джон Дауэр.

По мнению этого известного ученого, полностью исключить вероятность того, что на рассвете 12 августа 1945 года в Японском море у побережья Кореи была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, нельзя. Свидетельством этого может служить огромный секретный военный Хыннамский комплекс, располагавшийся на территории современной КНДР. Он был достаточно мощным и оборудованным всем необходимым для производства атомной бомбы.

Правдоподобность неожиданной гипотезы Ч. Стоуна подтверждают изыскания бывшего американского разведчика Теодора Макнелли. В конце Второй мировой войны он служил в аналитической разведке штаба командующего войсками союзников на Тихом океане генерала Макартура.

В своей статье Макнелли пишет, что американская разведка располагала достоверными данными о крупном японском ядерном центре в корейском городе Хыннам, но держала информацию об этом объекте в тайне от СССР. Более того, утром 14 августа 1945 года американские самолеты привезли на свои аэродромы пробы воздуха, взятые над Японским морем неподалеку от восточного побережья Корейского полуострова. Обработка полученных проб дала ошеломляющие результаты. Она показала, что в вышеупомянутом районе Японского моря в ночь с 12 на 13 августа произошел взрыв неизвестного ядерного устройства!

Если предположить, что в подземном городе на острове-крепости действительно шли разработки самого страшного оружия XX века — ядерного, то это дает ответ на многие вопросы, ставящие в тупик организаторов самодеятельных исследовательских экспедиций.

Почему президент Трумэн, обращаясь к Сталину, просил передать США именно остров Матуа?
Еще до окончания Второй мировой войны американцы начали готовиться к вооруженному столкновению с СССР. После рассекречивания материалов о Второй мировой войне в британском архиве была найдена папка с надписью «Немыслимая операция». Действительно, о такой операции не мог помыслить никто! На документе дата — 22 мая 1945 года. Следовательно, разработка операции была начата еще до окончания войны, В документе самым подробнейшим образом расписывался план… массированного удара по советским войскам!

Основным козырем при военном столкновении могло быть ядерное оружие, имеющееся только у США. Советские танковые дивизии, прошедшие Вторую мировую войну, находились в центре Европы. Если бы Сталин получил к своему превосходству в сухопутных силах еще и ядерное оружие, созданное японскими учеными, то в случае военного столкновения исход войны был бы предрешен и Европа стала бы полностью социалистической.

Почему японцы, ссылаясь на секретность информации, упорно не отвечают на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа?

А как же они должны поступать?

Если на острове Матуа был бы обнаружен подземный засекреченный центр, в котором разрабатывалось ядерное оружие, и не только разрабатывалось, но и технология его изготовления была доведена до практической реализации, то это привело бы к переоценке событий Второй мировой войны. Атомная бомбардировка японских городов оказалась бы оправданной: американские летчики просто опередили будущие атомные налеты японских. Требования о возвращении Южных Курил можно было бы рассматривать как желание продолжить работы по созданию секретного оружия, остановившиеся в результате поражения Японии.

И вот на этом загадочном острове, Тихоокеанский флот России развернул беспрецедентные изыскания.

Представитель Восточного военного округа напомнил, что “на острове уже развернуты мобильные аэродромные комплексы для обеспечения полетов летательных аппаратов”. Расчищена дренажная система и завершена подготовка для посадки вертолетов любых типов.

Личный состав военно-исторической экспедиции продолжает активную деятельность в бухте Двойная в целях “подготовки прибрежного участка острова для подхода большого десантного корабля к берегу способом “на упор” для погрузки техники и материальных средств”, сообщил Гордеев.

Как сообщалось ранее, 200 участников экспедиции Минобороны РФ, Русского географического общества, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота под руководством заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Андрея Рябухина на шести кораблях и судах 7 мая вышли из Владивостока и 14 мая прибыли на остров Матуа.

Источники:
http://pikabu.ru/story/vazhnyie_nakhodki_na_okutannom_tumanom_ostrove_matua_6233410
http://cont.ws/post/275849
http://www.kramola.info/vesti/novosti/yadernye-tayny-ostrova-matua
http://www.kp.by/daily/26549/3565929/
http://sakhalinmedia.ru/news/771028/
http://maxpark.com/community/5652/content/5271542
http://www.openarium.ru/%D0%A7%D0%B8%D0%BB%D0%B8/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B8/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

Ссылка на основную публикацию