Петровский Путевой дворец в Москве. История, фото, отель, экскурсии, интересные факты

Интересные факты об истории Петровского путевого дворца

Петровский путевой дворец Александр Сергеевич Пушкин называл замком. С этим красивым величественным зданием на Ленинградском проспекте связаны и важные события российской истории, и городские легенды.

Сон императрицы

Прежде чем рассказывать о дворце, нужно разобраться с путаницей, возникшей из-за того, что многие связывают его с именем Петра I. Здание было возведено по приказу Екатерины II во второй половине XVIII века на землях, которые раньше принадлежали Высоко-Петровскому монастырю, отсюда и пошло название Петровский. Дворцов, в которых останавливались по дороге из Санкт-Петербурга в Москву монархи, было несколько. Петровский стал самым величественным. Екатерина II повелела архитектору Матвею Казакову, ученику Василия Баженова, построить для нее каменную дачу, приписав к указу: «Фантазии своей не жалей…» Строительство началось в 1776 году, а уже в 1779-м приступили к отделочным работам. Все декоративные элементы, а их больше тысячи, были выполнены известным немецким мастером Иоганном Юстом, прибывшим в Россию вместе с другими мастерами для работы над Кремлевским дворцом.

В Петровском дворце сочетаются элементы различных эпох и архитектурных стилей. Он похож одновременно и на боярский терем, и на крепость, и на классическую усадьбу. Стены выложены из обыкновенного красного неоштукатуренного кирпича и дополнены белокаменными вставками. Обратите внимание на башни-донжоны, расположенные на въезде во дворец и придающие ему вид крепости. Парадное теремное крыльцо, опирающееся на бочкообразные колонны, соседствует с барочными окнами-люкарнами, украшенными рогами изобилия, и стрельчатыми готическими окнами. Присмотритесь к витым дымоходам на крыше и многочисленным декоративным деталям — каменным шарам, остроконечным звездам и т. п.

Екатерине дворец очень понравился. Впервые она посетила его в 1785 году по пути из Великого Новгорода и впоследствии часто в нем бывала. С пребыванием императрицы связана одна из городских легенд. Якобы ее величество отослала все поставленные для ее охраны караулы и сказала, что желает оставаться в этом дворце под охраной собственного народа. У ворот собралась огромная толпа, люди одергивали друг друга словами: «Тише, не срывайте покоя нашей государыни!»

Дорога к короне и Наполеон

В 1797 году в Петровском замке перед венчанием на царство останавливался Павел I. С тех пор дворец стал обязательной частью коронационных торжеств. В день коронации будущий император выезжал из дворца на белом скакуне, подкованном серебряными подковами с золотыми гвоздями, и направлялся в Кремль по Петербургскому тракту (так назывался нынешний Ленинградский проспект) и Тверской улице. Дорога занимала около пяти часов, так как во время пути монарха приветствовали подданные.

После строительства в 1851 году железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой высочайшие особы, приехав на Николаевский вокзал, пересаживались в поезд, который по специально проложенной Царской ветке доставлял их на Брестский (Белорусский) вокзал.

Здесь все садились в экипажи и двигались в обратную сторону от Москвы, в Петровский путевой дворец.

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин писал:

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою…

Наполеон отсиживался во дворце, пока в Москве бушевал пожар. Говорят, что пламя было такой силы, что даже стены здания нагрелись. «Мы поехали по прекрасной дороге к дворцу, называемому Петровским, где была квартира его величества…» — отмечал в письме, написанном во время дежурства у главного интенданта 4 октября 1812 года, Анри Бейль, будущий великий Стендаль, побывавший в те дни в Москве. Дворец частично пострадал при пожаре, был разграблен солдатами и простоял в полуразрушенном состоянии до 1827 года, когда император Николай I назначил архитектора Ивана Таманского, ученика Казакова, руководить его восстановлением.

Венецианские зеркала и драгоценный паркет

По первоначальной задумке Казакова дворец внутри был отделан в стиле Людовика XVI. Кроме того, Казаков придумал необычную планировку — парадная лестница вела на второй этаж в большой Круглый зал с потолком-куполом высотой 16 м, опирающимся на пилоны коринфского стиля. К залу примыкают с четырех сторон прямоугольные парадные гостиные, также с колоннами, декорированные «трофеями» — украшениями в виде воинских доспехов и оружия — и скульптурными портретами государей. Главной достопримечательностью Круглого зала является роспись в технике гризайль, выполненная братьями Артари. Из-за использования разных оттенков одного, обычно серого цвета или сепии создается эффект объемных барельефов, которые поражают воображение.

Восстанавливая дворец, Таманский переделал внутреннее убранство в стиле ампир, сохранив некоторые задумки своего учителя, в частности лестницу на второй этаж с обильной лепниной, имитирующей плоды изобилия и символизирующей процветание России под скипетром императрицы Екатерины Великой. Этаж делился на две половины: Императорскую, где находились покои государя, и Запасную, где располагались комнаты наследника престола. Внутри дворца было около 50 каминов и печей. Паркет был набран из 14 ценных пород дерева. Стены украшало несколько десятков настоящих венецианских зеркал. До нашего времени уцелело лишь шесть.

В 1917 году дворец был национализирован, здесь размещались то пулеметная команда, то стрелковая рота. Когда разразилась Первая мировая война, в нем был госпиталь. В 1923 году дворец отдали под Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, так как неподалеку было летное поле Ходынского аэродрома. В Круглом купольном зале выступал с лекцией Циолковский. Здесь продолжали свое образование Гагарин и другие космонавты. В музее хранятся не только тетради Юрия Алексеевича, но и стул и телефон, которыми он пользовался. Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского занимала дворец до 1996 года. После десяти лет реставрационных работ дворец стал Домом приемов Правительства Москвы.

Попасть во дворец сегодня можно лишь в составе организованной экскурсии, которые проводит Городское экскурсионное бюро Музея Москвы (ГЭБ). Ближайшая состоится 24 октября. Запись на экскурсию по тел.: +7 (495) 637-70-05. Подробная информация — на сайте бюро. Во время экскурсии вы посетите внутренний двор и побываете во дворце, где сможете осмотреть экспозиции вестибюля, залов первого этажа и парадных дворцовых залов второго этажа.

Петровский путевой дворец

Адрес: Ленинградский пр-т, 40 (м. Динамо)

Петровский путевой дворец

Раз уж так активно начали бродить по Москве, то не стоит сходить с этого пути, продолжим знакомиться с ее прекраснейшими уголками. В прошедшие выходные нам удалось побывать в Петровском путевом дворце.

Ни для кого не секрет, что попасть в путевой дворец не так то и легко, объект закрыт для свободного доступа. Самостоятельно побродить во его внутреннему помещению, да в прочем как и по самой территории невозможно, только в составе экскурсионной группы. И то, эти экскурсии проводятся несколько раз в месяц.

Более подробную информацию можно на сайте Мосбюро .

В выходные стоимоть билета составляет 600 рублей (льгот нет).

Добраться до дворца очень просто, находится он в двух минутах ходьбы от метро Динамо. Приходить на экскурсию стоит заранее, чтобы быстро пройти досмотр вещей. Кстати, объект тщательно охраняется, при покупке билета вам придется оставить свои паспортные данные.

Сбор гостей начинается тут — чуть левее главного входа.

Мы были первые, и пришлось немного побродить вокруг, полюбоваться башенками снаружи.

Процедура досмотра оказалась очень быстрой, наши фамилии нашли в списке и даже никто не проверял паспорта.

И вот мы находимся во внутреннем дворе: сразу же попадаем в нереальной красоты сказку. Дворец поражает с первого взгляда своим изысканным вкусом, в меру пышностью и благородностью.

Как утверждают знатоки, Петровский путевой дворец — самый роскошный и яркий. Поспорить с этим сложно. Архитектор Казаков четко следовал наказу императрицы: «Фантазии своей не жалей…»,

он объединил «под одним куполом» разные стили архитектуры. Сам дворец построен согласно канонам классицизма: по центру расположен главный дом, по бокам симметричные флигеля, проездные ворота. Однако во внешнем облике переплетены мотивы разных эпох: это и необычное крыльцо, напоминающее своими бочкообразными колоннами и арками боярский теремок, и элементы барокко (окна, украшенные рогами изобилия), и стрельчатые готические окна, и башенки-донжоны, украшенные на подобии стен Кремля зубцами, даже присутствует некоторое подобие минаретов.

Наш экскурсовод не дала нам разбрестись по территории, сразу сгруппировала, быстро провела вступитьльную часть, дала ценные указания по поведению внутри дворца, и мы хвостиком устремились вслед за ней.

Собсвенно основная часть экскурсии проводится в этом зале, где наш экскурсовод Лариса Скрыпник рассказала о всех этапах строительства и переделок дворца. Но обо всем постепенно.

Петровский путевой дворец был построен по распоряжению Екатерины II в. 1776–1789 годах. Его автором стал архитектор Матвей Казаков, ученик Василия Баженова.

Давайте попробуем разобраться почему дворец носит название «Путевой» и «Петровский», хотя построен во времена правления Екатерины II. Дело в том, что ранее на этом месте находился Высоко-Петровский монастырь. Монастырь не сохранился, а память о нем осталась и увековечилась в названии Петровского дворца.

Это сейчас мы с вами можем быстро преодолеть огромные расстояния за считанные часы, чтобы добраться до второй столицы нашего государства. А в былые времена на это путешествие уходило 2–3 недели. Императорская семья передвигалась вместе со своей свитой, останавливаясь на отдых на несколько дней, принимая визиты своих подданных. Для их удобства на всем протяжении пути возводились так называемые путевые дворцы.

В центре зала установлен макет Дворца и парка. Макет повторят оригинал точь-в-точь, каждая деталь настолько ювелирно выполнена, что долго можно любоваться им со всех сторон.

История строительства Петровского путевого дворца связана с событиями Первой русско-турецкой войны.

10 июня 1774 года между Россией и Турцией был заключен мирный договор, по условиям которого Российская империя получила выход к Черному морю и присоединила к себе земли Крыма.

В честь такого важного события Екатерина II решила достойно и с размахов отметить победу, доверив организацию празднования Баженову. По его проекту на Ходынском поле были воссозданы гарнизоны, проведены театрализованныевоенные представления взятия Крымских крепостей: Азова, Керчи, все это сопровождалось щедрым пиршеством и фейерверками.

Это место настолько понравилось Екатерине, что она пожелала возвести здесь «каменную дачу». Сам дворец был построен очень быстро, а вот отделочные работы тянулись дольше. Императрица после завершения строительства останавливалась в нем всего два раза по несколько дней.

Увы, подлинных вещей во дворце мы не увидим. От его былой роскоши ничего не осталось, но многие вещи выполнены современными мастерами по технологии тех времен и из тех материалов по сохраненным в архивах эскизам.

После переноса столицы в Санкт-Петербург вся царская семья в окружении своих подданных и свиты обосновалась там, и редко выбирались в Москву. Однако хотя бы раз в жизни каждый российский император был обязан побывать в Москве во время венчания, а позднее коронации, которая по традиции проходила в Успенском соборе Московского Кремля.

Чтобы предстать на торжественном мероприятии во всем блеске, величии и красоте, после дороги все императоры останавливались в Петровском путевом дворце, который иногда также называли подъездным.

Чтобы не заскучать в пути, наши великие государи возили с собой еще несколько возов с разными настольными играми.

В 1812 году дворец посетил император Наполеон Бонапарт, правда став нежеланным гостем. Именно отсюда он наблюдал за огненной стихией, обрушившейся на Московский Кремль. Здесь он ожидал, что к нему придет покоривший российский народ, здесь он планировал начать новое наступление на Индию и присоединить русское войско к своему. Но, к счастью, его мечтам было не суждено сбыться и уже через два дня он бежал из Москвы. При отступлении французы подожгли Петровский путевой дворец: обрушился купол и перекрытия, все остальные ценности были вывезены французами, а то что осталось — вынесено местными крестьянами.

В «Евгении Онегине» А. С. Пушкина есть несколько строк о Петровском путевом дворце

«Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он.

Прощай свидетель нашей славы,

Перед дворцом был разбит шикарный ландшафтный парк, который стал излюбленным местом гуляний знати.

Российская Империя

Петровский Путевой Дворец

Петровский путевой дворец – его еще иначе именуют Подъездным – исторически не мог возникнуть в другом месте, как только на последнем этапе пути от Северной Пальмиры (Санкт-Петербурга) в первопрестольную. Монархам и вельможам, совершившим непростой для того времени переезд, следовало передохнуть, привести себя в парадный вид для торжественного въезда в Москву со всей помпой.

Сегодня это – район Аэропорта, на Ленинградском шоссе, поблизости от печально-знаменитой Ходынки, имеющей к дворцу непосредственное отношение. Но об этом позже.

Красивое, но необычное здание дворца кто-то относит к стилю романтической неоготики, кто-то считает образцом “архитектурной эклектики”. Смешение стилей и деталей в нем действительно причудливо и эклектично переплетается, создавая уникальные формы и радуя глаз своей непохожестью ни на одно подобное сооружение в мире.

Давайте сделаем небольшой исторический экскурс, чтобы понять истоки и жизнь этого здания, сегодня ставшее не только памятником архитектуры XVIII века, но и играющего значительную административно-хозяйственную роль в качестве Дома приемов Московской мэрии, отеля VIP-уровня и туристической жемчужины столицы.

Предыстория

Еще в конце XVI века здесь, в Тверской-Ямской слободе, проходил широкий тракт, соединявший Москву с такими центрами торговли, как Псков, Тверь или Великий Новгород. Как следует из названия, слобода была местом дислокации (выражаясь современным языком) многочисленного “цеха” ямщиков, обеспечивавших транспортное сообщение на главной торговой магистрали.

Понимая потребности путешественников, то и дело прибывавших в Москву, и свою выгоду, предприимчивые хозяева стали сооружать первые путевые дома. Как грибы, стали они появляться в районе села Всехсвятского (нынешний район Сокол).

На Ходынском поле обосновали свою резиденцию иноземные послы, чтобы в комфорте и непосредственной близости от Кремля ожидать высокой монаршей аудиенции.

Этот двор в разные времена видал многих сиятельных и вельможных особ. В XVII столетии останавливался здесь принц Густав, когда прибыл из Швеции для женитьбы на Ксении Годуновой. В темный период смуты квартировали полки Шуйского, вышедшие на Лжедимитрия II, а после и сам супостат провел здесь последние дни перед тем как сбежать. Легенда о зарытом им кладе поныне витает в этих местах.

В конце XVII века земли окрестного Высокопетровского монастыря, существовавшего здесь с незапамятного времени (упоминаются в летописи 1492 года), были разорены Смутой, и перешли в княжеское владение Никиты Барятинского. Постепенно они трансформировались в мизерное село Петровское о 30-ти жителях в трех избах да скотном дворе. Сохранившаяся опись имения упоминает о великолепном монастырском саде, также перешедшем к новому владельцу, и добротном доме – “хоромах на каменном фундаменте”. Как особый признак зажиточности, упоминаются печи “изразцовые галанские”.

Административную и негоцианскую перспективность пролегающего через эти земли конного пути по достоинству оценил Петр I, превратив его с 1722 года в цивилизованный Петербургский тракт, соединивший впоследствии новую столицу – Санкт-Петербург – с Москвой.

Дворец построен

Русско-турецкая война, начатая в 1768 году, по разным источникам пятая или шестая в перечне конфликтов России с Османской империей, в 1774 году закончилась убедительной победой русских и подписанием Кючук-Кайнарджийского договора. По его условиям Россия получила протекторат над Крымом, несколько ключевых в военном отношении городов, включая крымские Керчь и Еникале, и долгожданный выход в Черное море с полноправным владычеством в нем.

Такую значительную победу царствующая Екатерина II Великая решила отметить с присущим ее правлению размахом и пышностью.

Для празднества архитектор Василий Баженов по высочайшему повелению выстроил целый “потешный город” из дерева, изображавший крепости, которые русским солдатам покорились в ходе баталии. Невиданная доселе при дворе экзотика Востока «на турецкий лад с разными вычурасами» оказали сильное впечатление на пытливый и энергичный ум императрицы. Ей запала в голову идея в таком же стиле выстроить капитальный путевой дворец.

Слова “матушки” редко расходились с делом.

Уже в 1775 году лучшему ученику Баженова – Матвею Казакову – поручено строить хоромы для временного отдыха первых лиц государства и особ, к ним приближенных. «Но, помни, я ведь хоть и православная буду, однако родом все же из немок. » – эта приписка в конце указа стала для Казакова руководством к действию. Недаром специалисты находят в Петровском дворце элементы немецкой готики.

Матвей Фёдорович Казаков (1738—1812) — русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле. Один из крупнейших представителей русской псевдоготики. Разработчик проектов типовой застройки.

Всего за три года Казаков блестяще воплотил замысел Екатерины, а к 1782 году были завершены последние отделочные работы. По воспоминаниям современников, каждая деталь путевого дворца говорила о победе и величии Российской империи. Его называли «дневной иллюминацией», настолько ярки и необычны были формы здания. Архитектор причудливо смешал строгий классицизм, праздничное барокко и воздушную готику. Дворец украшали два флигеля с башнями в модном тогда готическо-мавританском стиле. По словам современника, это было “прекрасное здание мавританской архитектуры, переделанной на европейские нравы”.

Казаков гармонично и точно расположил замок на отведенной под него обширной территории и мастерски сложил эффектную композицию, в основе которой красный кирпич и белый камень. Современные исследования говорят о том, что первоначальная окраска дворца сочетала в себе розовые, золотые, красные и белые оттенки. Купол здания покрыли итальянской белой жестью, а кровлю – красной черепицей.

Екатерине II хотелось, чтобы шестнадцатиметровый купол дворца напоминал купола константинопольского Софийского собора. В этом сходстве императрица видела некий сакральный смысл. И пользующийся особым благоволением государыни гениальный архитектор, конечно, постарался ей угодить. Петровский дворец стал воплощением мечты русской царицы «из немок». Великолепный дворцовый парк стал впоследствии излюбленным местом для прогулок старомосковской аристократии.

Вдохновительница строительства и хозяйка дворца, императрица, судя по свидетельству в ее собственном дневнике, только в 1787 году нашла возможность посетить его. Известно также, что пребывание в его стенах побудило Екатерину II остаться в резиденции в одиночестве, «под охраной своего народа», отослав не только многочисленную свиту, но и охрану. Такое решение было весьма опрометчивым, поскольку вызвало стечение зевак к стенам дворца и едва не привело к давке. Об этом вспоминали позднее, во время кровавых событий Ходынки, о чем мы еще поговорим.

Так родилась монархическая традиция.

В 1797 году на пути из Петербурга на коронацию в Москве во дворце остановился Павел, сын Екатерины Великой. Этот факт примечателен тем, что положил начало традиции: отныне все российские императоры останавливались здесь в ночь перед коронацией. Стены древнего дворца словно хранят воспоминания о чаяниях и треволнениях монархов перед воцарением на российском престоле.

Наибольшей пышностью отметил свое восшествие на престол Александр II, чье чело Корона Российской Империи увенчала в 1856 году. Он также готовился к таинству под сводами Путевого дворца.

Дни лихолетья

Легендарный дворец принимал у себя и незваных гостей. Так, во время Отечественной войны 1812 года Наполеон Бонапарт в течение нескольких дней держал в Петровском свою ставку и наблюдал оттуда за горящей Москвой. После бегства французов разоренный замок долгое время стоял обугленный и с провалившимся куполом.

Реставрация Петровского дворца началась только при Николае I. Проект восстановления поручили разработать архитектору Огюсту Монферрану, который возводил Исаакиевский собор в Петербурге. Император сам имел инженерно-техническое образование и прекрасно разбирался в архитектуре. Он лично руководил восстановлением дворца и внимательно следил за тем, чтобы реставрация ни в чем не противоречила первоначальному замыслу Матвея Казакова. В 1827 году государь утвердил план обустройства парка вокруг дворца. Были проложены криволинейные английские дорожки, вырыты пруды, организованы купальни. Затем были открыты кофейни, сувенирные и продуктовые палатки и даже небольшой зверинец. Очень скоро парк превратился в излюбленное место гуляний высшей московской аристократии. Там был построен театр, позднее открыты несколько роскошных ресторанов. Так Петровский дворец оказался в центре культурной и светской жизни Москвы.

Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.

Ходынка

Событиям 18 (30) мая 1896 суждено было стать самой трагичной страницей в летописи дворца.

Здесь, на Ходынском поле, и ранее проходили всевозможные мероприятия, парады и военные смотры. Были устроены торжества и в тот день. Они должны были ознаменовать восхождение на престол императора Николая II.

Праздник завершился кровавой трагедией. В неудержимом желании участвовать в празднестве, толпа людей создала массовую давку.

Жертвами стали 2279 человек, из которых 9 сотен покалечились, остальные погибли. Дурное предзнаменование тенью легло на восшествие императора на престол, о нем не раз вспоминали, связывая с трагической судьбой последнего в истории России государя и его семьи.

Петровский путевой дворец – как попасть на экскурсию и что теперь в императорской гостинице

Путешествуем сами! traveltu.ru

Привет, друзья. С этим роскошным московским зданием связаны многие ключевые моменты истории России. Перед коронацией в нём останавливались Российские правители. Здесь ждал падения Москвы Наполеон. И называется это примечательное место Петровский путевой дворец.

Петровский путевой, или как его еще называют, Подъездной, дворец находится в районе Аэропорт на Ленинградском проспекте на въезде со стороны Санкт-Петербурга в Москву. Напротив знаменитого Ходынского поля.

Выглядит дворец празднично и шикарно. Позади дворца и сейчас можно увидеть то, что осталось от Петровского парка, который был разбит к началу XIX столетия. Сейчас это небольшая зелёная зона. Но именно — небольшая.

Осмотр дворца снаружи и прогулка по парку займёт примерно 1 час.

Внутрь дворца попасть можно. Как это сделать и, что находится внутри, я расскажу дальше.

История

Здание дворца — образец романтической неоготики.

Закончилась русско-турецкая война и Екатерина II приказала возвести новый дворец. Строительство длилось с 1776 по 1780 год.

По задумке на территории дворца должны были останавливаться на отдых знатные особы, направлявшиеся в Москву. Остановка по пути в Москву. Так появилось название — путевой дворец. Или иначе — императорская гостиница.

За проект здания и реализацию строительства отвечал знаменитый русский архитектор Матвей Казаков.

Здание получилось красивым и удобным. Своё назначение оно выполняло исправно. Здесь побывало немало высокопоставленных лиц. Более того, здесь останавливались все российские императоры.

Место стало своеобразной последней ступенькой в их пути к Российскому трону. Утром будущие монархи въезжали в Москву, и начиналось венчание на царство. Традицию останавливаться в Путевом дворце накануне коронации положил Павел I.

Интересно о чём думают люди в ночь накануне коронации?

По иронии судьбы, во время военных действий 1812 года на пути в Москву здесь остановился Наполеон. В Путевом дворце располагалась его ставка. Отсюда он наблюдал, как горела, сдавшаяся, но непокорённая Москва.

У А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» есть такие слова, посвященные Петровскому Путевому дворцу:

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

После бегства Наполеона здание было разорено. Восстановили его при Николае I. Причем реставрация велась около 10 лет.

К концу XIX века в жизни императорской гостиницы призошло трагическое событие. Во время коронации Николая II случилась страшная давка на Ходынском поле, напротив которого и находится дворец.

Ходы́нка, Ходынская катастрофа — массовая давка, произошедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II, в которой погибли 1 379 человек и были покалечены более 900. Википедия

В тот трагичный день, вопреки всему произошедшему, в Путевом дворце состоялся обед по случаю коронации Николая II.

После революции 17 года, здание дворца в разное время занимали музей Красной авиации и Военно-воздушная Академия СССР.

Наши дни

К началу 2000-х властями города было принято решение превратить строение в элитную гостиницу. Так появился отель Петровский Путевой Дворец .

Открытие отреставрированного здания уже в новом амплуа состоялось в 2009 году.

Сейчас помимо гостиницы здесь располагаются бассейн, сауна, пресс-центр, ресторан «Карамзин». Часто здесь проходят концерты.

Попасть сюда можно во время экскурсии, которые организовывает музей Москвы, или забронировав номер в отеле.

Гостиница находится под управлением знаменитого московского отеля Метрополь . Сами понимаете насколько хорошее здесь качество обслуживания. Здесь представлены номера разной категории от доступного Стандартного номера до, так называемых, Екатерининских палат с несколькими спальнями.

Кроме того, здесь можно проводить деловые встречи. Для этого предусмотрены просторные конференц-залы.

Ну и, конечно, опция, пользующаяся огромной популярностью – проведение свадьбы во дворце.

Есть несколько пакетов свадебных услуг разной стоимости. Что бы вы ни вы ни выбрали, не забудьте вписаться в график на желаемый месяц, подписать договор в офисе и подать заявление в Тверской ЗАГС Москвы. Обо всем остальном позаботятся организаторы. Вам останется только получать удовольствие и наслаждаться фотографиями со свадебной фотосъемки во дворце.

Официальный сайт: www.petroffpalace.mos.ru/ru

Друзья, теперь мы есть в Телеграм: наш канал про Европу , наш канал про Азию . Добро пожаловать)

Экскурсия

Вот с экскурсией не всё так просто. Купить билеты рядом с дворцом невозможно. Попасть на экскурсию можно только в составе организованной группы в сопровождении экскурсовода.

Экскурсии проходят не каждый день. Расписание плавающее.

Внимание! Приходить на экскурсию нужно с паспортом, по которому вы покупали билет.

Можно заказать экскурсию на группу, например, на класс или войти в состав сборной группы из одиночных посетителей (как войти в такую группу в музее Москвы мне толком не ответили). Поэтому билеты покупать надо заранее. Продаются они в Музее Москвы.

Запись по телефону: +7 495 637 70 05, mosburo@mosmuseum.ru

Более удобный способ для одиночных посетителей — купить билеты через интернет.

На сайте Городское экскурсионное бюро (музей Москвы). Но это тоже не просто.

Самый простой способ:

1. Заходите на сайт бюро http://mosburo.com/

2. В таблице проверяете, когда будет экскурсия. Расписание плавающее.

3. Затем прокручиваете страницу вниз до красной кнопочки «купить билет».

4. Нажимаете на неё.

5. Попадаете на страницу с экскурсиями.

6. Прокручиваете вниз пока не найдёте Петровский путевой дворец.

7. Нажимаете на него.

8. Попадаете на страничку, где можно купить билет.

9. Выбираете число (стрелочка справа)

10. Стрелочка слева — показывает на число 6 — это число показывает, сколько мест осталось.

11. Нажимаете на кнопку оплатить, вносите паспортные данные свои и ребёнка (если вы с ребёнком идёте).

Приезжаете ко дворцу и находите своего экскурсовода.

У экскурсионного бюро музея Москвы есть группы в Фейсбуке и во В Контакте. Там выкладывается самая свежая информация и там же оперативно отвечают на вопросы.

Сколько стоит

У бюро есть эксклюзивная услуга — вы можете заказать экскурсию с экскурсоводом только для себя. Оплата как за группу и по предварительной записи.

Стоимость зависит от маршрута:

Дворец и парк

  • Экскурсии проходят в тёплое время (скорее всего с апреля по ноябрь или октябрь). Узнать по телефону это так и не удалось(
  • Начало может быть в разное время, т.е., как и дни экскурсий, начало плавающее. Надо уточнять в таблице афиши. Но примерное начало с 10:30 и начало последней экскурсии примерно в 15:00.
  • Стоимость: 750 р.
  • Льготный билет : 450 р.

Дворец

  • Расписание плавающее. Экскурсии не каждый день, но когда они есть, их может быть и 5 в день.
  • Начало может быть в разное время, т.е., как и дни экскурсий, начало плавающее. Надо уточнять в таблице афиши. Но примерное начало с 10:30 и начало последней экскурсии примерно в 15:00
  • Стоимость: 450 р.
  • Льготный билет (дети до 12 лет, пенсионеры, инвалиды 1 и 2 группы): 250 р.

Экскурсия по дворцу состоит из трех частей:

1. Парадный двор;

2. Музейные залы (история строительства, восстановления и реконструкции дворца, коронационные торжества);

3. Парадные помещения дворца (Колонный зал, Казаковская лестница, парадный купольный зал и аванзалы второго этажа).

Как добраться

На метро. Ближайшая станция метро – Динамо. От неё 10 минут пешком (сначала по Ленинградскому шоссе, а потом по аллеям выйдете прямо ко дворцу) или 5 минут на автобусе до остановки Петровский парк.

На машине из центра Москвы, поверните с Ленинградского проспекта на Правую дворцовую аллею и подъезжайте к чугунным воротам.

Автомобиль можно оставить на надземной или подземной парковке.

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 40.

Петровский путевой дворец на карте

Спасибо, что подписываетесь на нас, друзья. До свидания!

ПЕТРОВСКИЙ ПУТЕВОЙ дворец, г. Москва

Петровский дворец был построен по приказу Екатерины II зодчим Матвеем Казаковым в 1776-1780 годах. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Дворец предназначался в качестве резиденции для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой». Здесь во дворце несколько дней базировалась ставка Наполеона, отсюда он наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. У Наполеона здесь обгорели волосы, а М.Ю. Лермонтов потолстел за двя дня пребывания во дворце. При Николае I дворец был восстановлен. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей. После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С 1997 года здание находится в ведении администрации города Москвы. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная “лужковская” реставрация, длившаяся десять лет. Сейчас дворец открыт для приемов, дорогих свадеб и редких экскурсий.

Дата фотографий: 2015 год, 19 апреля.

События 1812 года описаны в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Напротив дворца на Ходынском поле регулярно проходили военные учения и смотры парадов. С 1997 года дворец находится в ведении администрации города Москвы.

О кутежах и оргиях на вилле Рябушинского в Москве слагали легенды. Но владельца, любившего эпатировать общество, преследовали несчастья. В 1911 году из-за финансовых проблем Рябушинскому пришлось продать большую часть своих художественных коллекций. В 1912 году на вилле вспыхнул страшный пожар и многие произведения погибли в огне. Восстановив виллу, Рябушинский в одну ночь проиграл ее в карты промышленнику Леону Манташеву, который тут же украсил “Черного лебедя” своими инициалами. Вскоре пришел революционный 1917 год, а потом на вилле “Черный лебедь” обосновалась большевистская ЧК.

5 сентября 1918 года в Петровском парке была проведена показательная казнь 80 “заложников” из числа “представителей старого режима” – бывших министров, высших чиновников, священнослужителей.

Г-н Скалкин сам пел в ресторанах, потом собрал собственный хор, много лет работал со своими артистами в ресторане “Золотой якорь”, в 1899 году приобрел собственный ресторан ” Эльдорадо ” в Петровском парке.

Это был небольшой деревянный дом, обставленный однако с известной долей изящества. У Скалкина выступала цыганка Варя Панина, знаменитая певица. Сюда приезжали смотреть на огненные пляски Саши Артамоновой. Уже в 1908 году Скалкин отстраивает новое здание, по проекту, над которым трудились Н.Д. Поликарпов и Л.Н. Кекушев. Кекушев разработал все металлические «украшения»: флагодержатели, фонари-торшеры, ограду.

Несколько лет назад Дом Офицеров выселили, и здание поставили на капитальный ремонт. Сейчас в здании обосновалась металлургическая компания «Мечел», на ее средства был проведен ремонт здания.

Петровский путевой дворец

Петровский дворец был построен в 1776-1780-х годах архитектором Матвеем Казаковым по приказу Екатерины II в честь успешного завершения Русско-турецкой войны, одним из результатов которой был переход Крыма под протекторат России. Именно здесь

«…напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.»

Петровский путевой дворец расположился на землях, принадлежащих Высоко-Петровскому монастырю, отсюда и его имя. Путевым же он называется потому, что предназначался для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Путь из новой столицы в старую пролегал как раз по Тверскому тракту, на котором и был возведен дворец (ныне это Ленинградский проспект). Расстояние от Петербурга до Москвы царские особы преодолевали за две-три недели, после чего несколько дней отдыхали и готовились к торжественным церемониям, ради которых они и прибывали в Москву.

Война 1812 года нанесла дворцу очень значительный урон. Восстановление же началось спустя много лет, при Николае I, и длилось 10 лет. Во время празднования коронации Николая II на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, произошла сильная давка, погибло много людей. С 1920 года в Петровском дворце размещалась Военно-воздушная инженерная академия им.Жуковского, где учился Ю.А.Гагарин и многие другие наши летчики и космонавты.

В конце 1990-х годов здание передали администрации Москвы. На протяжении долгого времени здесь велись работы с целью приспособить здание под современные нужды и вернуть его исторический облик. То, что первая задача преобладала, видно было даже мне, неспециалисту: слишком сильно впечатление новодела и современных материалов. Сейчас, насколько мне известно, дворец является Домом приёмов правительства Москвы, здесь расположена элитная гостиница, ресторан, иногда проводятся концерты. С высоты птичьего полёта видно, что Петровский путевой дворец представляет собой целый комплекс сооружений

Для экскурсии доступны помещения непосредственно самогО дворца, на фотографии это большое здание в центре, с куполом. Боковые флигели носили вспомогательный и обслуживающий характер. Они формируют так называемый курдонёр – тот парадный двор, который хорошо обозревается на фотографии. Он необходим для комфортного подъезда конных экипажей, ведь лошади с каретой, особенно при упряжке цугом, требовали много места для разворота.

А.С.Пушкин не случайно назвал дворец Петровским замком: он действительно похож на сказочную крепость. Такое облик придаёт ему и общее планировочное решение, и множество мелких деталей. Посмотрите, как разнообразны по форме и декору башни дворца. Вот круглые высокие, со стрельчатыми сдвоенными окнами,…

…украшенные зубцами, похожими на зубцы кремлёвской стены

Другие башни поменьше, круглым куполом похожие на ротонду, увенчанные многоконечной звездой, со стенами, прорезанными вертикальными узкими нишами

Такими же башнями оформлен парадный въезд во двор замка

Парадный въезд во двор Петровского замка. Вид из окна второго этажа

А вот ворота на хозяйственный двор обрамляют другие башенки, больше похожие на восточные минареты, но с готическими стрельчатыми дверями и аркой

В оформлении дворца причудливо сочетаются элементы различных эпох и архитектурных стилей. Дымоходы на крышах флигелей не простые, а винтообразные. Форма окон отсылает нас к готике, а пирамиды, увенчанные шарами, — к эпохе барокко

О барокко напоминают также цветные лепные рога изобилия над окнами второго этажа

Элементы древнерусского стиля можно увидеть в боярском теремном крыльце, где арки с гирьками опираются на бочкообразные колонны

Фото Петровского путевого дворца

Предлагаем вашему вниманию фотографии интерьеров Петровского путевого дворца, сделанные во время экскурсии. На первом этаже дворца сейчас располагается музейная экспозиция, рассказывающая о самом здании и о его истории. Здесь можно увидеть бюсты Наполеона и Юрия Гагарина, картины и гравюры с изображениями Москвы, войны 1812 года, различные вещицы, как подлинные, так и имитацию. Вот эти часы, например, вызвали у меня уважение

А этот светильник смутил незамутнённой восторженностью своей позолоты

Вообще надо отметить, что светильники дворца, в основном люстры, обращают на себя внимание индивидуальностью и разнообразием. Я не специалист по VIII-XIX векам, но насколько я могу судить по научно воссозданным интерьерам того времени, которые довелось видеть, люстры дворца если не соответствуют, то пытаются соответствовать эпохе. Светильники очень любопытны по декору. У этого подвесного светильника с первого этажа каждая подставка свечи продолжается изображением бородатого лица

А у этого между попарными свечами…

… расположены маски девушек (нимф? богинь? ундин?)

Вот ещё два светильника, и у последнего группу из трех свечей…

…поддерживают крылатые собаки с птичьими клювами

В музее выставлен макет Петровского дворца в масштабе 1:100

Также на первом этаже в проходном зале с колоннами уставлены бюсты российских императоров, вот, например, Екатерина II

Со старинными часами перекликается пара подсвечников у входа на лестницу

Эта парадная лестница ведет на второй этаж

Стены и свод потолка лестницы украшены пышной лепниной с характерными для барокко изображениями плодов изобилия — цветов, фруктов, гроздей винограда, символизирующих, по замыслу М.Казакова, процветание России при правлении императрицы Екатерины II

Потолок лестницы Петровского дворца

Лепнина на потолке лестницы Петровского дворца

Лепнина на потолке лестницы Петровского дворца

Вот вид на лестницу сверху. Посмотрите, как оригинально акцентирован раковиной свод ниши под светильник, а сам светильник выполнен в духе XVIII века

На втором этаже находятся главные достопримечательности Петровского дворца — Круглый или Купольный зал и примыкающие к нему четыре гостиные. Самое примечательное в Круглом зале – купол высотой 16 метров

Именно этот купол виден при взгляде на дворец снаружи. В центре купола до пожара 1812 года была лепнина, а при восстановлении дворца после наполеоновского нашествия художники братья Артари расписали свод в технике гризайль, имитирующей объем

По периметру Круглого зала лепниной украшены карнизы, капители пилястр, верхняя часть стены

Лепные карнизы, барельефы и навершия пилястр Купольного зала Петровского дворца

Пространства между пилястрами и над дверями украшены лепными панно с военной атрибутикой и барельефами с портретами полководцев и государственных деятелей. Напольные светильники, которые вы видите, при приближении становятся откровенным пластмассовым новоделом

Из Круглого зала двери ведут в парадные гостиные. Все они одинаковы по площади и планировке. Вот общий вид Кавалерской гостиной или Кавалерского зала. Мебель, зеркала, портьеры здесь и далее – все это новодел, не берусь судить насколько соответствует стилю, но свидетельствую, что всё по-магазинному новое

Вот надкаминное зеркало и резное обрамление камина под ним

Лепные барельефы на стенных панно гостиной изображают атрибуты славного ратного дела…

…и портреты полководцев

К Кавалерскому залу примыкает балкон, расположенный над крыльцом дворца

Следующая гостиная – Дворцовая. Лепной декор на стенах похож на предыдущий зал, но цветовое решение иное

Вид в обратную сторону

Обратите внимание, во всех залах зеркала висят друг против друга, что даёт эффект бесконечной глубины

Петровская гостиная решена в теплых желто-коричневых тонах…

…соответственно, встречает нас мебелью под карельскую березу

На стенах барельефы с портретами Петра I

Четвертая гостиная носит название Парковой

Она, пожалуй, самая сдержанная по декору

На втором этаже находится ещё приёмная – помещение административного дизайна, но вот с такой люстрой

Вот и всё, экскурсия окончена. Гости покидают Петровский путевой дворец.

Петровский путевой дворец

Петровский дворец был построен в 1776-1780-х годах архитектором Матвеем Казаковым по приказу Екатерины II в честь успешного завершения Русско-турецкой войны, одним из результатов которой был переход Крыма под протекторат России. Именно здесь

«…напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.»

Петровский путевой дворец расположился на землях, принадлежащих Высоко-Петровскому монастырю, отсюда и его имя. Путевым же он называется потому, что предназначался для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Путь из новой столицы в старую пролегал как раз по Тверскому тракту, на котором и был возведен дворец (ныне это Ленинградский проспект). Расстояние от Петербурга до Москвы царские особы преодолевали за две-три недели, после чего несколько дней отдыхали и готовились к торжественным церемониям, ради которых они и прибывали в Москву.

Война 1812 года нанесла дворцу очень значительный урон. Восстановление же началось спустя много лет, при Николае I, и длилось 10 лет. Во время празднования коронации Николая II на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, произошла сильная давка, погибло много людей. С 1920 года в Петровском дворце размещалась Военно-воздушная инженерная академия им.Жуковского, где учился Ю.А.Гагарин и многие другие наши летчики и космонавты.

В конце 1990-х годов здание передали администрации Москвы. На протяжении долгого времени здесь велись работы с целью приспособить здание под современные нужды и вернуть его исторический облик. То, что первая задача преобладала, видно было даже мне, неспециалисту: слишком сильно впечатление новодела и современных материалов. Сейчас, насколько мне известно, дворец является Домом приёмов правительства Москвы, здесь расположена элитная гостиница, ресторан, иногда проводятся концерты. С высоты птичьего полёта видно, что Петровский путевой дворец представляет собой целый комплекс сооружений

Для экскурсии доступны помещения непосредственно самогО дворца, на фотографии это большое здание в центре, с куполом. Боковые флигели носили вспомогательный и обслуживающий характер. Они формируют так называемый курдонёр – тот парадный двор, который хорошо обозревается на фотографии. Он необходим для комфортного подъезда конных экипажей, ведь лошади с каретой, особенно при упряжке цугом, требовали много места для разворота.

А.С.Пушкин не случайно назвал дворец Петровским замком: он действительно похож на сказочную крепость. Такое облик придаёт ему и общее планировочное решение, и множество мелких деталей. Посмотрите, как разнообразны по форме и декору башни дворца. Вот круглые высокие, со стрельчатыми сдвоенными окнами,…

…украшенные зубцами, похожими на зубцы кремлёвской стены

Другие башни поменьше, круглым куполом похожие на ротонду, увенчанные многоконечной звездой, со стенами, прорезанными вертикальными узкими нишами

Такими же башнями оформлен парадный въезд во двор замка

Парадный въезд во двор Петровского замка. Вид из окна второго этажа

А вот ворота на хозяйственный двор обрамляют другие башенки, больше похожие на восточные минареты, но с готическими стрельчатыми дверями и аркой

В оформлении дворца причудливо сочетаются элементы различных эпох и архитектурных стилей. Дымоходы на крышах флигелей не простые, а винтообразные. Форма окон отсылает нас к готике, а пирамиды, увенчанные шарами, — к эпохе барокко

О барокко напоминают также цветные лепные рога изобилия над окнами второго этажа

Элементы древнерусского стиля можно увидеть в боярском теремном крыльце, где арки с гирьками опираются на бочкообразные колонны

Фото Петровского путевого дворца

Предлагаем вашему вниманию фотографии интерьеров Петровского путевого дворца, сделанные во время экскурсии. На первом этаже дворца сейчас располагается музейная экспозиция, рассказывающая о самом здании и о его истории. Здесь можно увидеть бюсты Наполеона и Юрия Гагарина, картины и гравюры с изображениями Москвы, войны 1812 года, различные вещицы, как подлинные, так и имитацию. Вот эти часы, например, вызвали у меня уважение

А этот светильник смутил незамутнённой восторженностью своей позолоты

Вообще надо отметить, что светильники дворца, в основном люстры, обращают на себя внимание индивидуальностью и разнообразием. Я не специалист по VIII-XIX векам, но насколько я могу судить по научно воссозданным интерьерам того времени, которые довелось видеть, люстры дворца если не соответствуют, то пытаются соответствовать эпохе. Светильники очень любопытны по декору. У этого подвесного светильника с первого этажа каждая подставка свечи продолжается изображением бородатого лица

А у этого между попарными свечами…

… расположены маски девушек (нимф? богинь? ундин?)

Вот ещё два светильника, и у последнего группу из трех свечей…

…поддерживают крылатые собаки с птичьими клювами

В музее выставлен макет Петровского дворца в масштабе 1:100

Также на первом этаже в проходном зале с колоннами уставлены бюсты российских императоров, вот, например, Екатерина II

Со старинными часами перекликается пара подсвечников у входа на лестницу

Эта парадная лестница ведет на второй этаж

Стены и свод потолка лестницы украшены пышной лепниной с характерными для барокко изображениями плодов изобилия — цветов, фруктов, гроздей винограда, символизирующих, по замыслу М.Казакова, процветание России при правлении императрицы Екатерины II

Потолок лестницы Петровского дворца

Лепнина на потолке лестницы Петровского дворца

Лепнина на потолке лестницы Петровского дворца

Вот вид на лестницу сверху. Посмотрите, как оригинально акцентирован раковиной свод ниши под светильник, а сам светильник выполнен в духе XVIII века

На втором этаже находятся главные достопримечательности Петровского дворца — Круглый или Купольный зал и примыкающие к нему четыре гостиные. Самое примечательное в Круглом зале – купол высотой 16 метров

Именно этот купол виден при взгляде на дворец снаружи. В центре купола до пожара 1812 года была лепнина, а при восстановлении дворца после наполеоновского нашествия художники братья Артари расписали свод в технике гризайль, имитирующей объем

По периметру Круглого зала лепниной украшены карнизы, капители пилястр, верхняя часть стены

Лепные карнизы, барельефы и навершия пилястр Купольного зала Петровского дворца

Пространства между пилястрами и над дверями украшены лепными панно с военной атрибутикой и барельефами с портретами полководцев и государственных деятелей. Напольные светильники, которые вы видите, при приближении становятся откровенным пластмассовым новоделом

Из Круглого зала двери ведут в парадные гостиные. Все они одинаковы по площади и планировке. Вот общий вид Кавалерской гостиной или Кавалерского зала. Мебель, зеркала, портьеры здесь и далее – все это новодел, не берусь судить насколько соответствует стилю, но свидетельствую, что всё по-магазинному новое

Вот надкаминное зеркало и резное обрамление камина под ним

Лепные барельефы на стенных панно гостиной изображают атрибуты славного ратного дела…

…и портреты полководцев

К Кавалерскому залу примыкает балкон, расположенный над крыльцом дворца

Следующая гостиная – Дворцовая. Лепной декор на стенах похож на предыдущий зал, но цветовое решение иное

Вид в обратную сторону

Обратите внимание, во всех залах зеркала висят друг против друга, что даёт эффект бесконечной глубины

Петровская гостиная решена в теплых желто-коричневых тонах…

…соответственно, встречает нас мебелью под карельскую березу

На стенах барельефы с портретами Петра I

Четвертая гостиная носит название Парковой

Она, пожалуй, самая сдержанная по декору

На втором этаже находится ещё приёмная – помещение административного дизайна, но вот с такой люстрой

Вот и всё, экскурсия окончена. Гости покидают Петровский путевой дворец.

Источники:
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/castles/29998/responses/4173
http://ru.petroffpalacehotel.ru/history/the-russian-empire/
http://traveltu.ru/rossiya/moskva/petrovskiy-putevoy-dvorets.html
http://deadokey.livejournal.com/134376.html
http://trymoscow.ru/petrovskij-putevoj-dvorec/
http://trymoscow.ru/petrovskij-putevoj-dvorec/
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/petrozavodsk/placeofinterest

Ссылка на основную публикацию