Площади Санкт-Петербурга. Истории, описание: Дворцовая, Сенная, Восстания, Сенатская, Победы, Александра Невского, Конституции

Rentofficetoday.com

История Сенатской площади Санкт-Петербурга

Здание Сената на Сенатской площади

В 1827 году инженерному департаменту поручается перестройка здания Сената. Проектирование вел главный архитектор этого департамента А. Штауберт. Он не смог справиться с проблемой парадной застройки площади. Проект его отклоняют и в 1828 году объявляют конкурс. Принять участие в нем предлагается К.Росси, В. Стасову, С. Шустову. (Характерно, что в приказе имя Росси было названо первым). Обиженный этим решением, Штауберт отказывается участвовать в конкурсе. По собственной инициативе представили проекты еще В.Глинка, А. Михайлов и П.Жако. Таким образом, в конкурсе участвовали почти все лучшие архитектурные силы столицы. В условиях говорилось о необходимости дать зданию Сената «характер, соответствующий огромности площади, на которой оно находится». Росси, загруженный огромным строительством, работами по оформлению пышных похорон матери царя, а затем выведенный из строя болезнью, представляет проект последним в 1829 году после нескольких напоминаний. В проектах фигурировали различные варианты застройки западного фронта площади.

Некоторые авторы на месте двух зданий спроектировали одно. Другие, как, например, В. Стасов, предложили перестроить только здание Сената. Росси за короткий срок – около двух месяцев – разработал ряд вариантов. В одном из них на площади возводилось два корпуса, близких по композиции, но трактованных в различных ордерах. Здание Сената – в коринфском, а соседнее – в более скромном ионическом. Адмиралтейский канал, проходивший тогда на месте нынешнего бульвара Профсоюзов, по этому варианту предполагалось засыпать, мост уничтожить и между новыми зданиями и Манежем воздвигнуть триумфальную колонну.

В другом варианте оба здания проектируются в едином коринфском ордере. Простыми приемами достигнуто композиционное единство обоих зданий. Адмиралтейский канал и мост через него в этом варианте сохраняются. В окончательном и наиболее совершенном варианте Росси округляет обращенный к Неве угол здания Сената. Тем самым он создает плавный переход от застройки площади к застройке набережной и выравнивает длину фасадов обоих корпусов. От этого вся композиция значительно выигрывает. Над Галерной улицей перекидывается арка, и корпуса соединяются в едином мощном фронте, созвучно крупному масштабу площади и фасаду Адмиралтейства.

Так объединяется композиционно застройка обеих протяженных сторон площади. Появляются архитектурные мотивы, близкие Дворцовой площади – триумфальная арка, коринфские колоннады, тематические скульптуры, и тем самым достигается художественное единство площадей. Но Дворцовая площадь – главная в городе.

Здание Синода на Сенатской площади

При общем стилевом единстве композиции заметно отличаются друг от друга. На арке Сената и Синода нет триумфальной колесницы, сама арка не столь грандиозна. Начальник инженерного департамента князь Долгорукий возражал против этого наиболее удачного проекта Росси. Он считал, что «и без приведения всей западной стороны Петровской площади под один фасад, она не потеряет величественного вида; лишь бы одинаковая высота и в том же стиле….когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки». Эту мысль старались внушить Николаю I. Но, видимо, проект Росси имел явные преимущества перед всеми другими, в том числе и экономические. Зодчий рационально использовал существующие стены. После детального рассмотрения утверждается вариант с аркой, как наиболее удачный во всех отношениях.

Второе здание предоставлялось высшему церковному учреждению – синоду. Росси поручили разработать внутреннюю планировку и этого сооружения. Затем Николай I требует сделать в арке переход, соединяющий оба корпуса, так как часть помещений Сената, в том числе и общий зал заседаний обоих учреждений, находилась в здании Синода. От руководства строительством Росси отказывается, мотивируя чрезмерной занятостью и болезнью. Видимо, все перипетии утверждения проекта и межведомственные споры создавали сложную ситуацию и влекли за собой новые неприятности, на преодоление которых у Росси не было ни времени, ни сил. Строительство поручается Штауберту, он согласовывает с Росси сметы и архитектурно-строительные вопросы, возникшие в процессе осуществления проекта. Возведение здания Сената начинается в августе 1829 года, а Синода на следующий год. Заканчиваются все работы в 1834 году. И в этом произведении также проявился градостроительный талант Росси, мастерство композиции архитектурного ансамбля, уменье тактично вписать новое сооружение в окружающий городской пейзаж, приумножив его эстетические достоинства.

Сложное архитектурное окружение зодчий великолепно учел в своем произведении. Он и теперь проектировал не здания, а всю площадь как единый архитектурный организм. Новое сооружение одинаково удачно сочеталось и со зданием Адмиралтейства, и с Конногвардейским манежем, и с растущей громадой Исаакиевского собора. Рустованный цоколь, горизонтальные членения, ритм колонн близки архитектурным формам Адмиралтейства. Единство композиции особенно ясно прослеживается с противоположного берега Невы. Благодаря закругленной части здания площадь как бы вклинивается в панораму набережной.

Достаточно активно, но неназойливо акцентированы входы в оба здания, размещенные под десяти колонными портиками, увенчанными аттиками. Колоннады портиков ни в коей мере не спорят, а, наоборот, аккомпанируют основному композиционному центру-арке. Интересна пластическая проработка фасадов, создающая богатую игру светотени, отчего столь протяженное сооружение не кажется монотонным. Это достигается излюбленным Росси приемом ритмического повторения в различных вариациях однотипных элементов. Так, повторяются колоннады лоджии на фасадах обоих зданий. Такая же колоннада огибает угол, обращенный к набережной, и она же шести колонном варианте возникает на невском фасаде. Портики из двух колонн с большим арочным окном между ними встречаются в сооружении шесть раз, а два таких элемента, соединенных аркой, увенчанной аттиком и скульптурными композициями, создают парадный акцент в центре здания.

Такое виртуозное использование во всевозможных вариациях повторяющихся архитектурных элементов характерно для Росси. Он блестяще развивал принципы, примененные Захаровым в композиции Адмиралтейства. Мастерски развив эти приемы, Росси компоновал сооружения огромной протяженности, архитектурно единые, но не монотонные, а выразительные, яркие. Великолепно воспринимающееся издалека, сооружение Росси вблизи оказывается несколько перегруженным скульптурным декором, который хотя и исполнен лучшими скульпторами: В. Демут-Малиновским, С.Пименовым, Н.Токаревым, И.Леппе, П.Свинцовым, П.Соколовым и Н.Устиновым, но не отличается такой слитностью с архитектурой, как в других произведениях Росси. И это понятно. Зодчий всегда сам тщательно прорисовывал скульптурные Композиции и декоративные детали, искал наиболее совершенные, умело руководил работой художников. Во всем чувствовался его творческий почерк, его «дирижерская рука».

Отсутствие непосредственного авторского надзора Росси за строительством в зданиях Сената и Синода весьма ощутимо. Здесь зодчий составил лишь основные чертежи, а прорисовкой деталей не занимался, и выполнял их Штауберт, не обладавший его мастерством. Поэтому, несмотря на обилие декора, сооружение, как ни странно, кажется «суховатым». Вредило и вмешательство Николая I, потребовавшего изменений в тематике скульптуры. Вместо аллегорических композиций появились изображения, прославляющие духовенство и самодержавие. Излишняя пышность и даже пестрота ощущаются и в интерьерах. Росси, безусловно, создавал композицию площади с расчетом ее восприятия с Васильевского острова. Он думал об этом еще в молодости, работая над грандиозным проектом соединения Дворцовой и Галерной набережных. Он думал об этом и реконструируя Сенатскую площадь. Ведь только через эту площадь и плашкоутный мост осуществлялась тогда связь центра города с Васильевским островом.

Недалеко от моста еще в 1818 году по проекту Росси на набережной Невы между Академией художеств и кадетским корпусом создана парадная Румянцевская площадь (ныне площадь Шевченко). Обелиск «Румянцева Победам»», ранее находившийся на Марсовом поле, по проекту зодчего переносят на эту площадь. Его устанавливают на ступенчатом стилобате, и он делается величественнее. Площадь с обелиском приобретает парадный вид. Формируя ее, Росси думал об архитектурном взаимодействии с Сенатской площадью, с памятником Петру I, с набережной Невы. Позднее (в 1844-1845 годах) зодчий снова возвращается к ансамблю Сенатской площади, развивает его архитектурно-пространственную связь через Конногвардейский бульвар (ныне бульвар Профсоюзов) с Благовещенской площадью. Бульвару, проложенному на месте канала, придавалось тогда очень большое значение. Ведь он соединял центральные площади города с построенным тогда первым постоянным мостом через Неву-Благовещенским (позднее Николаевским, ныне мост Лейтенанта Шмидта).

Перекрытие Адмиралтейского канала и возведение триумфальной колонны между зданием Синода и Конногвардейским манежем предлагались Росси еще в 1829 году в одном из вариантов проекта застройки Сенатской площади. Тогда этот замысел не получил осуществления. В 1840-х годах канал был перекрыт и на его месте по проекту Н.Ефимова устроен бульвар. В начале бульвара по проекту Росси в 1845 году установлены две триумфальные колонны из сердобольского гранита, увенчанные статуями Победы (работы скульптора Х.Раухта). Они удачно акцентировали вход на бульвар и вписались в ансамбль площади. По замыслу зодчего колонны предполагалось возвести и при въездах на Благовещенский мост- «две статуи со стороны Английской набережной (ныне набережная Красного Флота) и две со стороны Васильевского острова». Известны слова Росси: «Статуи, изображающие Победу, будут означать ту Победу, которой увенчалось преодоление всех прежде бывших препятствий к устроении с толь великолепного моста».

Карл России и главные площади Санкт-Петербурга

В последние годы жизни зодчего творчество его по прежнему проникнуто патриотическими идеалами. Он не оставлял мысли о красоте города, о градостроительных преобразованиях, не утратил интереса к новым техническим достижениям. Стремление архитектурно связать застройку обоих берегов Невы и пространственно развить ансамбль центральных площадей ощущается и в предложении связать в единый комплекс Сенатскую площадь, Конногвардейский бульвар и въезд на Благовещенский мост. Интересное предложение Росси, к сожалению, не получило реализации, как и его более ранний (1830-е гг.) проект устройства набережной и озеленения хозяйственной территории Адмиралтейства. Неоднократно обращается Росси к мысли об архитектурно- пространственном развитии ансамбля центральных площадей вглубь города от Невы. Интересны его проектные предложения, связанные с Исаакиевской площадью. Зодчий занимается ею трижды. Первый раз это было еще в 1817 году, когда он проектировал перестройку дома Чернышева под Михайловский дворец. Росси предлагал тогда возвести монументальное здание, которое, видимо, значительно гармонировало бы с Исаакиевским собором. Проект этот не был осуществлен. В те же годы Росси проектировал на том же участке здание Кабинета, и здесь удачно решая градостроительные проблемы. Но и этот проект не был осуществлен. И снова Росси возвращается к Исаакиевской площади в 1840-х годах. Зодчий составляет несколько вариантов благоустройства площади. В одном из них в центре площади предполагалось установить обелиск, в другом намечен сквер с фонтаном. По бокам площади, у Синего моста в обоих вариантах намечалась посадка деревьев. Это должно было создать достойный фон для Исаакиевского собора. Идеи зодчего получили воплощение позднее. Был устроен сквер, расширен Синий мост, а в наши дни около него появились ряды деревьев.

После реконструкции Росси центральные площади города преобразились. Грандиозное здание Главного штаба и министерств с его величественной Триумфальной аркой превратило Дворцовую площадь в одну из самых знаменитых площадей мира. Здания Сената и Синода совершенно преобразили еще одну площадь, которая вместе с Дворцовой и существовавшей ранее Адмиралтейской площадями зазвучала как архитектурно единая парадная анфилада. Росси проектирует развитие этой композиции и вглубь города от Невы, и на другом ее берегу. Он создает ряд вариантов застройки Исаакиевской площади, к сожалению не осуществленных. Но некоторые предложения зодчего по благоустройству получили реализацию. Ансамбля центра отвечают ансамбли и на правом берегу Невы, на Васильевском острове. Здесь Румянцевская площадь как бы перекликается с Сенатской, которая, в свою очередь, проектировалась с расчетом на восприятие с Васильевского острова. Зодчий развивает парадную композицию площадей вдоль берега Невы, создавая небольшую Суворовскую площадь и проектируя еще площадь у Благовещенского моста.

Столь же четкая система взаимосвязанных парадных ансамблей формируется зодчим и вдоль Невского проспекта. Композиция Дворцовой площади поддерживается и развивается ансамблями Михайловского дворца и Манежной площади, а затем Театрального комплекса. Создан стройный ритм парадных глубинных перспектив, что придает Невскому проспекту неповторимое своеобразие. Ансамбль центральных площадей, их взаимосвязь значительно изменились, когда во второй половине XIX века между павильонами Адмиралтейской площадях был разбит сад, а перед западным фасадом Зимнего Дворца – сквер. Зеленый массив со временем почти полностью закрыл фасад Адмиралтейства и занял площадь перед ним. Вдоль сада остался лишь проспект. Связь между площадями стала менее ощутима. Но вместе с тем живописные группы зелени удачно оттенили величественные сооружения.

Восстание декабристов на сенатской площади

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Восстание декабристов на сенатской площади состоялось 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге. Это было одно из первых хорошо организованных восстаний в Российской Империи. Оно было направлено против укрепления власти самодержавия, а также против закрепощения простых людей. Революционеры пропагандировали важный политический тезис той эпохи – отмена крепостного права.

Предпосылки восстания 1825 года

Еще при жизни Александра 1 революционные движения в России активно работали над созданием условий, которые ограничили бы власть самодержца. Это движение было достаточно массовым и готовилось к тому, чтобы в момент ослабления монархии провести государственный переворот. Скорая гибель императора Александра 1 заставила заговорщиков активизироваться и начать свое выступление раньше запланированного срока.

Этому способствовала сложная политическая ситуация внутри Империи. Как известно Александр 1 не имел детей, а значит, сложность с наследником была неминуемой. Историки говорят о секретном документе, согласно которому старший брат убитого правителя, Константин Павлович, давно уже отказался от престола. Наследник был один – Николай. Проблема заключалась в том, что еще 27 ноября 1825 года население страны принесло присягу Константину, который формально с того дня стал императором, хотя он сам никаких полномочий по управлению страной не принимал. Таким образом, в Российской Империи возникла ситуация, когда фактического правителя не было. В результате активизировалась декабристы, которые поняли, что такого удобного случая у них больше не будет. Именно поэтому случилось восстание декабристов 1825 года на сенатской площади, в столице страны. День для этого был избран тоже знаменательный – 14 декабря 1825 года, день, когда вся страна должна была присягнуть на верность новому правителю, Николаю.

В чем состоял план восстания декабристов?

Идейными вдохновителями восстания декабристов были следующие люди:

  • Александр Муравьев – создатель союза
  • Сергей Трубецкой
  • Никита Муравьев
  • Иван Якушин
  • Павел Пестель
  • Кондратий Рылеев
  • Николай Каховский

Были и другие активные участники тайных обществ, которые приняли активное участие в попытке переворота, но именно указанные люди были лидерами движения. Общий план их действий на 14 декабря 1825 года был следующим – помешать вооруженным силам России, а также органам государственной власти, в лице Сената, принести присягу на верность императору Николаю. Для этих целей планировалось сделать следующее: захватить Зимний дворец и всю царскую семью. Это передавало бы власть в руки восставших. Руководителем операции был назначен Сергей Трубецкой.

В дальнейшем тайные общества планировали создать новое правительство, принять конституцию страны и провозгласить в России демократию. Фактически речь шла о создании республики, из которой вся царская семья должна была быть выслана. Отдельные декабристы в своих планах шли еще дальше и предлагали убить всех, кто имеет отношение к правящей династии.

Восстание декабристов 1825 года, 14 декабря

Восстание декабристов началось ранним утром 14 декабря. Однако, изначально все пошло не так, как они планировали и руководителям тайных движений пришлось импровизировать. Началось все с того, что Каховский, который ранее подтвердил, что готов ранним утром проникнуть в покои Николая и убить его, отказался это делать. После первой локальной неудачи последовала и вторая. На этот раз Якубович, который должен был направить войска на штурм Зимнего дворца, также отказался это делать.

Отступать было поздно. Ранним утром в казармы всех столичных подразделений декабристы направили своих агитаторов, которые призывали солдат выйти на Сенатскую площадь и выступить против самодержавия в России. В результате на площадь удалось вывести:

  • 800 солдат Московского полка
  • 2350 матросов Гвардейского экипажа

К тому моменту как восставшие были выведены на площадь, сенаторы уже принесли присягу новому императору. Случилось это в 7 часов утра. Такая спешность была необходима, поскольку Николая предупредили о том, что ожидается крупное выступление, направленное против него с целью сорвать присягу.

Восстание декабристов на сенатской площади началось с того, что войска выступили против кандидатуры императора, полагая, что у Константина больше прав на престол. К восставшим вышел лично Михаил Милорадович. Это прославленный человек, генерал российской армии. Он призывал солдат покинуть площадь и вернуться в казармы. Он лично показывал манифест, в котором Константин отказывался от престола, а значит, текущий император имеет все права на престол. В это время один из декабристов, Каховский, приблизился к Милорадовичу и выстрелил в него. В тот же день генерал умер.

После этих событий на декабристов направили конную гвардию, которой командовал Алексей Орлов. Дважды этот полководец безуспешно пытался подавить бунт. Усугублялась ситуация тем, что на сенатскую площадь вышли простые жители, которые разделяли взгляды восставших. Всего же общая численность декабристов насчитывала несколько десятков тысяч. В центре столицы творилось настоящее безумие. Царские войска спешно подготавливали экипажи для эвакуации Николая и его семьи в Царское село.

Император Николай торопил своих генералов решить вопрос до наступления ночи. Он боялся, что восстание декабристов на сенатской площади подхватит чернь и другие города. Такая массовость могла стоить ему престола. Как итог к Сенатской площади была стянута артиллерия. Стараясь избежать массовых жертв, генерал Сухозанет отдал приказ стрелять холостыми. Это результатов не дало. Тогда лично император Российской Империи отдал приказ стрелять боевыми и картечью. Однако, на начальном этапе это только обострило ситуацию, так как восставшие открыли ответный огонь. После этого по площади нанесли массированный удар, который посеял панику и заставил революционеров бежать.

Последствия восстания 1825 года

К ночи 14 декабря с волнением было покончено. Многие из активистов восстания были убиты. Сама же Сенатская площадь была усеяна трупами. Государственные архивы предоставляют следующие данные о погибших в тот день с обеих сторон:

  • Генералов – 1
  • Офицеров штаба – 1
  • Офицеры разных чинов – 17
  • Солдаты лейбгвардии – 282
  • Простых солдат – 39
  • Женщин – 79
  • Детей – 150
  • Простых людей – 903

Общее число жертв просто огромное. Никогда Россия не видела еще таких массовых движений. Всего восстание декабристов 1805 года, которое произошло на Сенатской площади, стоило жизни 1271 человеку.

Кроме того, ночью 14 декабря 1825 года Николай издает указ об аресте самых активных участников движения. В результате в тюрьму было посажено 710 человек. Изначально всех везли в Зимний дворец, где император лично вел следствие по этому делу.

Восстание декабристов 1825 года это было первое крупное народное движение. Его неудачи заключались в том, что оно носило во многом стихийный характер. Организация восстания была слабой, а вовлеченность масс в него практически не существовала. В результате только малочисленность декабристов повалила Императору в короткие сроки подавить бунт. Однако, это был первый сигнал, что в стране ведется активное движение против власти.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Сенатская площадь

Площади

Краткое описание

Сенатская площадь – один из самых старых архитектурных центров Санкт-Петербурга. На севере она выходит к Неве, на юге за Александровским садом просматривается Исаакиевский собор. С западной стороны располагаются Сенат и Синод, на восточной границе – Адмиралтейство.

Визитная карточка площади – Медный всадник, памятник российскому императору Петру I. Бронзовая статуя – знаменитая достопримечательность города на Неве, его главный символ.

История

Для Петра I закладка кораблей Балтийского флота была важным событием. В 1704 году между Мойкой и Невой на острове началось строительство Адмиралтейства – крепости и верфи.

Сенатская площадь исторически развивалась из гласиса перед Адмиралтейством – открытой местности для лучшего обстрела врага при атаке с запада. Когда крепость потеряла свое военное значение, эта территория приобрела новый смысл. Началось формирование городской площади.

Для сплава леса в 1717 году по южному краю будущей Сенатской площади прорыли канал. Он соединял Новую Голландию и Адмиралтейскую верфь. В 1844 году Адмиралтейский канал заключили в каменную трубу и засыпали. На его месте проложили Конногвардейский бульвар.

Постепенно окрестность вокруг верфи превратилась в обширный Адмиралтейский луг. Его прибрежная западная часть застраивалась частными домами. Здесь в 1709 году построили деревянную церковь, освятили в честь игумена Далматской обители Исаакия. Храм долго не простоял в сыром климате. В 1717 году вторую церковь заложили в камне. В дальнейшем Исаакиевский собор ограничил часть Сенатской площади с юга.

С 1727 года к Васильевскому острову через Неву провели Исаакиевский мост из деревянных барок-плашкоутов. Почти двести лет прослужил мост жителям города. Пожар уничтожил его в июле 1916 года. Мост так и не восстановили. О нём сейчас напоминают гранитные устои на Адмиралтейской набережной.

К середине XVIII века по приказу императрицы Елизаветы на углу площади рядом с Английской набережной для канцлера Бестужева — Рюмина возводится здание. Особняк построили в стиле барокко на месте дворца князя Меншикова.

В правление Екатерины II дом отписали в казну. В 1763 году его по императорскому указу передали Сенату, располагавшемуся ранее в здании Двенадцати коллегий. Пространство между Адмиралтейством и Сенатом получило наименование Сенатская площадь.

На площади в 1782 году установили памятник императору Петру I. Сенатская площадь получила новое название – Петровская. Но для жителей Петербурга площадь, как и прежде, была Сенатской

Восточная граница Сенатской площади полностью оформилась к 1823 году, когда построили обновленные корпуса Адмиралтейства. А в 1825 году 14 декабря шеренги военных выстроились перед этими корпусами. Мятежные полки отказались присягать Николаю I. Началось восстание декабристов.

Офицеры вывели и построили в каре около 3 тысяч человек. Их окружили верные императору войска. Залпы картечи обратили в бегство восставших. К ночи все закончилось.

В 1874 году вокруг Адмиралтейства создали сад. Частью его стала Сенатская площадь. Возле памятника Петру посадили невысокие деревья, разбили газоны. Ближе к Исаакиевскому собору появились дубы.

Участок сада в 1890 году преобразовали. Устроили площадь, и территорию рядом с Медным всадником вымостили булыжником. Обустроили павильон, чтобы укрыться в дождливую погоду. Со временем он обветшал и был разобран в 1903 году.

В 100-летие декабрьского восстания площадь переименовали. В 1925 году она стала площадью Декабристов

При Советском Союзе Медный всадник стал свидетелем выступлений инакомыслящих.

В 2008 году Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, подписала постановление о возвращении исторического названия площади Декабристов. Площадь вновь стала Сенатской.

Архитектура

Площадь широко открыта на Неву и является украшением набережных. Архитектурный ансамбль Сенатской площади эффектно выглядит со стороны Васильевского острова.

Слева – Адмиралтейство, справа – здания Сената и Синода. Доминирует в центре Исаакиевский собор, и на его фоне – памятник Петру

В 1829–1834 годах по проекту Росси между Галерной улицей и Адмиралтейским каналом возвели здания Сената и Синода. Здания соединили в единый комплекс, перебросив над Галерной улицей арку. Две пары коринфских колонн с каждой стороны и единый аттик над этой композицией зрительно расширили узкую арку. Архитектура арки позволяет назвать ее триумфальной.

Западную сторону площади привели под один фасад 25 метров в высоту. Он по стилю и размеру гармонировал с фасадом Адмиралтейства на противоположной стороне.

Завершающий элемент ансамбля Сенатской площади – Исаакиевский собор. Его построили в 1818–1858 годах по проекту Монферрана. Золотой купол собора возвышается над историческим центром Санкт-Петербурга. В итоге площадь стала законченным архитектурным ансамблем.

Главный элемент Сенатской площади — Исаакиевский собор

Что находится рядом

От Адмиралтейства под одинаковыми углами расходятся 3 луча:

  • в центре – Гороховая улица
  • в стороны – Вознесенский и Невский проспекты

Эти улицы образовали так называемый Невский трезубец и объединили главные городские площади – Исаакиевскую, Дворцовую и Сенатскую.

От Сенатской площади можно выйти на невские набережные:

Аллеи Александровского сада приведут к Адмиралтейскому фонтану и бюстам:

  • Н. В. Гоголя
  • М. Ю. Лермонтова
  • А. М. Горчакова
  • М. И. Глинки

А дальше от красот природы переход к великолепию Дворцовой площади и Зимнего дворца.

Где находится

Метро

Станция метро Адмиралтейская

Как добраться

Станция метро Адмиралтейская. Выход на Малую Морскую. По ней налево до Исаакиевского собора. Поворот направо к Неве. Справа впереди – Александровский сад. Сенатская площадь за ним.

Или из метро налево, и через Александровский сад – выход на набережную Невы у Адмиралтейства.

Наземный транспорт

  • остановка Дворцовая площадь – автобус № 7,10,24,191; троллейбус № 1,7,10,11
  • остановка Адмиралтейский проспект – автобус № 10
  • остановка Конногвардейский бульвар – автобус № 3,22,27,71,100

Площади Санкт-Петербурга. Истории, описание: Дворцовая, Сенная, Восстания, Сенатская, Победы, Александра Невского, Конституции

В. И. Суриков Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, 1870 год Холст, масло. Краевой музей, Красноярск; Русский музей, Санкт-Петербург

Примечания

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Лик, 1997. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. Петровская- Декабристов- Сенатская

Литература

  • Канн П. Я. Площади революционных восстаний. — Л. : Лениздат, 1955. — С. 7 – 79. — 168 с. — (Исторические достопримечательности Ленинграда). — 30 000 экз . (обл.)

Ссылки

Набережные:

Адмиралтейская • Адмиралтейского канала • Английская • канала Грибоедова • Крюкова канала • реки Мойки • Ново-Адмиралтейского канала

Улицы Адмиралтейства: Улицы Адмиралтейского острова: Улицы Казанского острова: Улицы Спасского острова: Площади:

МО Адмиралтейского района: Коломна | Сенной округ | Адмиралтейский округ | Семёновский | Измайловское | Екатерингофский

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Сенатская площадь (Санкт-Петербург)” в других словарях:

Манежная площадь (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Манежная площадь. Координаты: 59°56′09″ с. ш. 30°20′25″ в. д. / 59.93 … Википедия

Никольская площадь (Санкт-Петербург) — Никольская площадь Санкт Петербург Общая информация Район города Адмиралтейский Населённый пункт Санкт Петербург Исторический район Адмиралтейский Ближайшие станции метро … Википедия

Театральная площадь (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Театральная площадь. Координаты: 59°55′32.63″ с. ш. 30°17′49.79″ в. д. … Википедия

Площадь Декабристов (Санкт-Петербург) — Сенатская площадь Санкт Петербург Общая информация Район города Центральный Прежние названия Петровская пл. (1770 е 1920 е гг.), она же Сенатская пл. (1820 е 1920 е гг.); Исакиевская пл. (20 апреля 1738 1753), пл. Декабристов (1923 31 июля… … Википедия

Площадь Искусств (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь Искусств. Координаты: 59°56′14″ с. ш. 30°19′54″ в. д. / 59.9 … Википедия

Площадь Островского (Санкт-Петербург) — Координаты: 59°55′57″ с. ш. 30°20′11″ в. д. / 59.9325° с. ш. 30.336389° в. д. … Википедия

Площадь Восстания (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь Восстания. Координаты: 59°55′51.48″ с. ш. 30°21′42.6″ в. д. /  … Википедия

Площадь Труда (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Площадь Труда. Координаты: 59°55′54″ с. ш. 30°17′33″ в. д. / 59 … Википедия

Сенатская площадь — У этого топонима есть и другие значения, см. Сенатская площадь (значения). Координаты: 59°56′08.77″ с. ш. 30°18′13.08″ в. д. / 59.935769° с. ш … Википедия

Санкт-Петербург — Петербург, в 1914 24 Петроград, в 1924 91 Ленинград, город в России, центр Ленинградской области. Санкт Петербург важнейший промышленный, научный и культурный центр России. Крупный транспортный узел (железнодорожных, шоссейных дорог).… … Энциклопедический словарь

Сенатская площадь

1738. История строительства Исаакиевского собора восходит к эпохе Петра Великого, родившегося в день поминовения Исаакия Далматского, малоизвестного на Руси византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. В 1710 году в честь своего святого покровителя Петр велит построить в Петербурге деревянную Исаакиевскую церковь. Она находилась в непосредственной близости к Адмиралтейству и была, собственно, даже не церковью, а «чертежным амбаром», в восточной части которого водрузили алтарь, а над крышей возвели колокольню.

В 1717 году на берегу Невы, западнее Адмиралтейства, по проекту архитектора Г. Маттарнови начали строить новую, уже каменную Исаакиевскую церковь. Но из-за досадной ошибки в расчетах грунт под фундаментом начал оседать, и церковь пришлось срочно разобрать. В 1768 году Екатерина II, всегда считавшая себя политической и духовной наследницей Петра, начала возведение нового Исаакиевского собора по проекту архитектора Антонио Ринальди. Собор строился на новом месте, сравнительно далеко от берега. Он облицовывался олонецкими мраморами, яркий, праздничный и богатый вид которых, по мнению современников, достаточно точно характеризовал «золотой век» Екатерины. Но строительство затянулось, и к 1796 году – году смерти Екатерины – собор был построен лишь до половины.

Павел I сразу после вступления на престол приказал передать мрамор, предназначенный для Исаакиевского собора, на строительство Михайловского замка, а собор достроить в кирпиче. Нелепый вид кирпичной кладки на мраморном основании рождал у обывателей дерзкие сравнения и опасные аналогии. В столице появилась эпиграмма, авторство которой фольклор приписывает флотскому офицеру Акимову, поплатившемуся за это жестоким наказанием плетьми и каторжными работами в Сибири:

Двух царствований памятник приличный:

Низ мраморный, а верх кирпичный.

В разных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму, прекрасно понимая, что символизирует «низ мраморный» и «верх кирпичный». Приводим все известные нам варианты, одно только количество которых доказывает фольклорное происхождение эпиграммы:

Сей храм докажет нам,

Кто лаской, кто бичом.

Он начат мрамором,

Се памятник двух царств,

Обоим им приличный,

На мраморном низу

Воздвигнут верх кирпичный.

Сей храм есть монумент

Монархам двум приличный:

Построен с мрамора,

А верх на нем кирпичный.

Се памятник двух царств,

Обоим столь приличный,

Основа его мраморна,

А верх кирпичный.

Кстати, когда при императоре Александре I приступили к исполнению последнего, окончательного монферрановского проекта и начали разбирать кирпичную кладку, фольклор немедленно откликнулся новой эпиграммой, в которой появился третий символ третьего царствования:

Сей храм трех царств изображенье:

Гранит, кирпич и разрушенье.

В 1809 году Александр I объявил конкурс на проектирование нового Исаакиевского собора, а 26 июня 1818 года произошла его торжественная закладка. Проект создал молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию. Это и есть тот Исаакиевский собор, который существует ныне. Вокруг строящегося собора возникла площадь, которая начала формироваться на левом берегу Невы уже во время строительства здесь первого Исаакиевского собора. Еще в 1738 году она была официально названа Исаакиевской.

1782. 7 августа 1782 года в центре Исаакиевской площади при огромном стечении народа, в присутствии членов императорской фамилии, дипломатического корпуса, приглашенных гостей и всей гвардии был открыт памятник Петру Первому, великому императору и основателю Санкт-Петербурга. Значение памятника состояло еще и в том, что это была первая монументальная скульптура, установленная в Петербурге. До этого памятные даты и события на Руси отмечались возведением церквей, а памятники людям не ставились вообще. После торжественного открытия памятника площадь была переименована в Петровскую.

1834. Одновременно с Петровской у площади было еще и второе, полуофициальное название – Сенатская. История этого топонима восходит к 1711 году. В этом году Петр I учреждает высший орган государственной власти – Правительствующий Сенат. Через десять лет, в 1721 году, вместо упраздненного патриаршества Петр создает Святейший Правительствующий Синод. Первоначально здание Сената находилось на Троицкой площади. Затем он переехал в здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове, а в 1762 году ему предоставляется особняк канцлера А. П. Бестужева-Рюмина на левом берегу Невы, на углу Исаакиевской площади и Английской набережной. Синод, который подчинялся непосредственно императору и состоял из двенадцати не освобожденных от основных должностей членов, вообще не имел еще постоянного места для своих заседаний. Собирались, где придется.

В 1829–1834 годах было принято решение о строительстве для обоих государственных учреждений специального здания. Местом для его возведения была избрана Петровская площадь. Проект зданий выполнил архитектор Карл Росси. Комплекс Сената и Синода представляет собой два отдельно стоящих величественных здания по обе стороны Галерной улицы, объединенных торжественной аркой. Арка символизирует единство церкви и государства, она увенчана двумя сидящими женскими фигурами, олицетворяющими Правосудие, которое воплощает государство, и Благочестие, за которым следит церковь. Согласно легендам, женские фигуры должны были стоять, но Николай I, старавшийся всегда демонстрировать перед подданными рыцарскую почтительность по отношению к дамам, будто бы сказал Росси: «С одним условием, чтобы женщины не стояли, а сидели».

Однако у народа были свои представления о деятельности государственного аппарата. Громоздкая и неуклюжая машина управления давно проржавела, а чиновники, как светские, так и церковные, были коррумпированы и издавна славились своей продажностью.

Благодаря удивительно счастливой архитектурной находке – объединению двух ведомств одной аркой – в Петербурге родился блестящий каламбур, характеризующий деятельность государственного аппарата, сразу же облетевший обе столицы: «Сенат и Синод живут ПОДарками». Тем не менее с 1834 года площадь все чаще и чаще в официальных документах называется Сенатской.

1923. 14 декабря 1825 года на площадь перед Сенатом вышли гвардейские полки Петербургского гарнизона, возглавляемые офицерами – членами тайных политических обществ, которых позже назовут декабристами. Предполагалось принудить Сенат объявить о созыве Учредительного собрания. Формально это должно было быть облечено в требование присяги не Николаю Павловичу, а его брату Константину, который слыл в обществе либералом. Согласно широко распространенной легенде, гвардейские солдаты, стоя на площади, весело скандировали: «Конституция», наивно полагая, что это жена Константина. Однако восстание было плохо подготовлено, его руководители даже не вышли на площадь, солдаты не очень хорошо понимали, за что они мерзнут на декабрьской стуже, а народ вообще не знал, что происходит. Выступление декабристов было жестоко подавлено. Пятеро руководителей были казнены, сотни сосланы на каторгу в Сибирь, тысячи отправлены на Кавказ в действующую армию.

Между тем большевики считали себя прямыми политическими наследниками декабристов и поэтому, придя к власти, сделали все возможное для увековечения их памяти. В 1923 году, в рамках подготовки к столетию со дня восстания Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов.

2008. С лета 2008 года площадь вновь стала Сенатской.

Сенатская площадь

Сенатская площадь в Санкт-Петербурге

Сенатская площадь — один из самых пронзительных петербургских пейзажей. Просторная и широко раскрытая на Неву площадь расположена перед бывшим зданием Сената и Синода.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Композиционный центр Сенатской площади – сквер с памятником Петру Великому. Этот знаменитый монумент, один из символов имперского Петербурга, был создан французским скульптором Этьеном Фальконе в 1782 г. Император изображен здесь в виде всадника, на скаку останавливающего разгоряченного коня и подчиняющего его своей твердой воле. Жестом правой руки он утверждает свою победу, торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющую противников петровских реформ.

Ужасен он в окрестной мгле,
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

писал о нем Пушкин.

Интересно, что модель головы Петра I создал не сам Фальконе (она ему никак не удавалась), а его ученица Мари Колло, которая, желая помочь учителю, сделала ее за одну ночь. Саму модель можно увидеть в Русском музее на площадке второго этажа главной лестницы.

Момент отливки статуи был драматичен: глиняная форма треснула от раскаленной бронзы. Литейный мастер Емельян Хайлов с риском для жизни заделал трещину и довел отливку до конца.

Основанием статуи служит огромная гранитная скала, найденная в лесу у села Лахта и называвшаяся в городе «гром-камень», поскольку когда-то она была рассечена ударом молнии. По преданию, на нее при жизни поднимался Петр I, осматривая окружающую местность. Чтобы перевезти огромную глыбу в Петербург, ее поставили на желоба, внутри которых находились бронзовые шары. Четыре месяца при помощи рычагов и канатов глыбу тянули к Финскому заливу, одновременно обтесывая ее. Затем «гром-камень» перенесли на баржу и доставили в Петербург. Обратите внимание на его форму –

она напоминает морскую волну и тем самым символизирует стремление русского царя вернуть для России выход к морю. На постаменте памятника лаконичная надпись на русском и латинском языках «Петру Первому – Екатерина Вторая». К этому монументу традиционно возлагают цветы молодожены и фотографируются на его фоне.

Памятник Петру с легкой руки Александра Пушкина все называют Медным всадником, поскольку именно так он был назван в его знаменитой поэме. Множество других поэтов, писателей, художников, музыкантов также вдохновлялись этим торжественным монументом. Так, к примеру, Валерий Брюсов писал:

В морозном тумане белеет Исаакий,
На глыбе оснеженной высится Петр,
И люди проходят в дневном полумраке,
Как будто пред ним выступая на смотр,
Ты также стоял здесь, обрызган и в пене,
Над темной равниной взмутившихся волн,
И тщетно грозил тебе бедный Евгений,
Охвачен безумием, яростью полн.

Писатель Николай Анциферов называл Медного всадника гением места, гением духа Северной столицы, утверждая, что без образа Петра Великого не почувствовать лица Петербурга. А наш современник Александр Розенбаум поет о нем так:

Так век благодарить я буду Фальконе:
Он всех нас осенил рукой Петровой.
Мой государь на вздыбленном коне!
Спешу к тебе за музыкой и словом.

История Сенатской площади тесно связана с одним из самых драматических моментов истории нашей страны. 14 декабря 1825 г. здесь произошло знаменитое восстание декабристов. Группа офицеров, сторонников политических реформ, вывела на эту площадь войска, отказавшиеся присягнуть новому императору Николаю I. Захватив Сенат, они хотели наложить вето на его воцарение.

В этот момент памятник Петру, с которым связывали все передовое и прогрессивное в России, оказался в центре каре восставших, и декабрист Александр Бестужев символически заточил свою саблю о его гранитный гребень. Однако вскоре площадь была окружена верными царю войсками, по мятежникам был открыт огонь, и восстание было подавлено. Пятерых руководителей мятежа приговорили к смертной казни, многие другие после расследования были осуждены на разные сроки каторги и ссылки. Сто лет спустя, уже при советской власти, Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов. Совсем недавно ей вернули историческое имя.

Раньше перед памятником Петру на Васильевский остров вел наплавной мост через Неву, но он сгорел перед самой революцией от искр, вылетевших из трубы проходившего рядом буксира. Это зрелище наблюдал поэт Александр Блок, отметивший его в своей записной книжке. Больше мост не восстанавливали, от него остался только гранитный спуск к реке.

С востока Сенатская площадь ограничена огромным желтым зданием Адмиралтейства – первой русской кораблестроительной верфи на Балтике. Адмиралтейство было заложено по повелению и личным карандашным наброскам Петра I, о чем 5 ноября 1704 г. в царском походном журнале была сделана запись: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в Аустерии». Для работы на верфи по всей стране нанимали «для корабельного дела охочих плотников». Лес для кораблей привозили с Волги, использовали также и местные деревья.

Первое судно – 18-пушечный бомбардирский корабль спустили на воду уже в 1706 г. Спуск судна всегда был праздником – салютовали орудия, играла музыка, корабельный мастер получал награду. Царь придавал огромное значение развитию российского флота. Он любил повторять, что тот властитель, «который едино войско имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, две руки имеет».

К концу жизни Петра Адмиралтейство встало в ряд крупных европейских верфей. Английский посланник в Петербурге Джеффрис писал в Лондон: «Корабли строят здесь не хуже, чем где бы то ни было в Европе». При жизни основателя города на Адмиралтейской верфи построили более 40 кораблей, всего же отсюда на воду сошло около 300 судов. Современник Пушкина Николай Тургенев говорил по этому поводу: «Петр создал флот, на котором мы прибыли с земли варварства на землю образованности».

Адмиралтейство одновременно являлось и верфью, и крепостью, державшей под прицелом фарватер Невы. В башне над главным входом в Адмиралтейство располагалась Адмиралтейств-коллегия – высший орган управления российским флотом, где вместе с адмиралами заседал и сам царь. Он бывал на верфях ежедневно и проводил там много времени. Заседания коллегии, как правило, продолжались до 11 часов, когда поднимавшийся в пять утра государь, по давней привычке, подкреплял себя анисовкой. Адмиралы с удовольствием следовали его примеру. С тех пор предобеденную выпивку стали называть «адмиральский час» или «адмиральский полдень».

Петровское Адмиралтейство было большим (что естественно, так как там одновременно строилось по нескольку судов), но не слишком выразительным и красивым. Поэтому в начале XIX в. оно было перестроено по проекту русского архитектора Андреяна Захарова. Сохранив прежнюю планировку здания, Захаров придал ему абсолютно новый – легкий и гармоничный – облик. Его золоченый шпиль высотой 72 м был увенчан флюгером-корабликом, ставшим одним из основных символов Санкт-Петербурга. «. И светла Адмиралтейская игла» – так Пушкин писал именно об этом шпиле.

Эта грандиозная постройка воплощает идею величия России как морской державы. Ее фасад богато украшен скульптурами и барельефами, в аллегорической форме прославляющими созданный Петром русский военно-морской флот. К сожалению, не все скульптурное убранство Адмиралтейства сохранилось. Во второй половине XIX в. по просьбе священнослужителей убрали «непристойные языческие фигуры», украшавшие павильоны. На опустевших пьедесталах появились якоря и маленькие пушки с ядрами, которые сохранились до сих пор.

В XIX в. здание Адмиралтейства было передано Училищу корабельной архитектуры, от которого ведет свою историю находящийся здесь и поныне Военно-морской инженерный институт, поэтому здесь часто можно встретить молодых людей в морской форме – будущих специалистов по атомным подлодкам.

Адмиралтейство является архитектурным центром города, от которого, по замыслу Петра, расходятся три луча: Гороховая улица в центре. Невский и Вознесенский проспекты по сторонам. Образовав так называемый Петербургский трезубец, эти улицы объединяют вокруг себя главные городские площади – Дворцовую, Исаакиевскую и Сенатскую.

От Сенатской площади до площади Труда тянется Конногвардейский бульвар, начинающийся сразу за зданием Синода. Там находились казармы лейб-гвардии Конного полка. Кстати, именно в этом полку служил герой романа Лермонтова Печорин.

Восстание на Сенатской площади: проигрыш романтиков

«Ah! mon Prince, vous avez fait bien du mal à la Russie, vous l’avez reculée de cinquante ans!» («Ах, князь, вы сделали много зла России, вы её отодвинули назад на пятьдесят лет!») Генерал Левашов — князю Трубецкому

190 лет назад, утром 26 декабря 1825 года, офицеры гвардии (штабс-капитаны, лейтенанты, поручики…) и несколько штатских вывели на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге около трёх тысяч солдат. Так началось знаменитое восстание декабристов. Дальнейшие события потрясли всю страну и во многом определили её судьбу на десятилетия вперёд.

За настоящего царя

Предлогом для восстания послужила случившаяся 19 ноября смерть императора Александра I. Унаследовать трон Российской империи должен был его брат — Константин, но он был, как и Александр, бездетен. К тому же женат на польской дворянке — и его будущие дети всё равно не смогли бы наследовать престол. Поэтому ещё в 1822 году Константин отрёкся от престола, а в следующем году Александр I тайно составляет манифест о передаче престола следующему по старшинству брату Николаю.

Ничего не подозревающее общество продолжало считать наследником Константина. В армии Николай тоже не пользовался любовью. И 27 ноября началась присяга именно Константину — первым пришлось присягать Николаю. Но тут вскрылось завещание Александра I — и началось двухнедельное междуцарствие. В итоге Константин отказался от власти, 14 декабря должен был быть обнародован манифест о восшествии на престол Николая. Этим шансом «вклиниться» между двумя легитимными монархами и решили воспользоваться декабристы — и вывели подчиняющиеся им войска под предлогом защиты «правильного» царя — т. е. Константина, которого держат в цепях.

Если сравнить воспоминания участников событий, то в глаза бросается заметная разница в поведении сторон. Декабристы выводят войска на площадь, но затем они час за часом пассивно стоят на месте и в лучшем случае обороняются — и то делают это запоздало. Всей энергии заговорщиков хватало на единичные удары саблей, штыком или выстрел по офицерам, пытающимся разговаривать с солдатами. А солдаты стреляют с руки и неприцельно, чаще всего — вверх, а то и холостыми.

Николай и его сторонники — например, начальник артиллерии Иван Сухозанет, с боями прошедший от Пултуска до Парижа, — хоть и не знают, что именно происходит, но не теряют управления солдатами, имеющимися под рукой. И действуют. В Сенате и Синоде успевают присягнуть новому императору около восьми часов утра. Генералы и полковые командиры гвардии также присягнули Николаю и отправились по своим частям — ещё до того, как восставшие в одиннадцатом часу вышли на площадь. Зимний дворец занимают лично преданные Николаю сапёры. Приказы отдаются громко и уверенно, войска активно перемещаются за командирами. Николай сам ведёт Преображенский батальон. Атакуют кавалеристы. Высылаются парламентёры. И, как решающий аргумент, — находится (и применяется) артиллерия. Ещё до восстания продумана и выполнена операция по аресту руководителя Южного общества декабристов Павла Пестеля.

При подавлении восстания стреляли четыре пушки. По словам Сухозанета, «орудия наводить не было надобности, расстояние было слишком близкое». При третьем залпе на месте уже никого не осталось. Всего на площади было сделано не менее семи выстрелов картечью — причём часть из них, по мнению некоторых историков, могла быть выпущена вверх.

Сведения о человеческих жертвах отличаются в десятки раз — от нескольких десятков до более чем тысячи убитых. В советское время наиболее достоверными считали данные полицейского чиновника Сергея Николаевича Корсакова. Согласно его заметке, всего был убит 1271 человек, включая 39 «во фраках и шинелях», 903 «черни» и 9 «женска пола». 1 генерал (Милорадович) и 1 штаб-офицер (вероятно, полковник Стюрлер) — были смертельно ранены декабристом Каховским. Нижних чинов лейб-гвардии Московского полка — убито 93, хотя, по подсчётам полкового историка, было вместе убито, ранено и пропало без вести не более 29 человек. Такие же несоответствия записки архивам частей встречаются и в других случаях — в совокупности ещё 189 убитых нижних чинов против 27 вместе с пропавшими без вести.

Чего хотели декабристы

И до сих пор практически каждый участник тех событий, их поступки и поведение оцениваются крайне эмоционально и противоречиво. Декабристы — то мятежники и предатели, то практически святые «богатыри, кованные из чистой стали» (Герцен). Николай I — то кровавый деспот и жандарм Европы, то мудрый и великодушный правитель. Увы, объём статьи не позволяет раскрыть все аспекты движения декабристов (да это и невозможно) — только поставить некоторые вопросы.

«Борцы против векового рабства?» Но предполагавшимся диктатором должен был стать князь Трубецкой — Гедиминович. Один из наиболее активных участников восстания — Рюрикович князь Оболенский. Представители столь древних и знатных родов технически даже на Романовых могли смотреть как на безродных выскочек.

Полковника Пестеля, первого в выпуске Пажеского корпуса, награждённого пятью боевыми орденами, ещё столетие назад называли «изувером-доктринёром», который якобы запарывал своих солдат, «чтобы научить их ненавидеть начальство» — что опровергается документами полка. При этом будущий революционер-республиканец любил отца, генерал-губернатора Сибири, и часто советовался с ним. Некоторые родственники проклинали декабристов — но не Пестель-старший (история о последней беседе Пестелей выдумана Герценом). Ещё один парадокс — в 1821 году Пестель составляет неблагоприятные доклады о греческих повстанцах — якобы членах всемирного революционного заговора.

«Желание видеть в Отечестве своём представительное устройство»? Но это отнюдь не означало желания немедленно свергнуть царскую власть — более того, после заграничных походов русской армии на Александра I смотрели как на освободителя Европы от Наполеона. А первая идея убить императора возникла в 1817 году — после сообщения, что «государь намерен возвратить Польше все завоёванные нами области и удалиться в Варшаву со всем двором».

Освобождение крестьян как главная цель? Но первое же Главное Правило «Русской правды» гласило: “Освобождение Крестьян от Рабства не должно лишить Дворян дохода ими от Поместий своих получаемых“. Второй пункт не менее показателен: «Освобождение сие не должно произвести Волнении и Беспорядков в Государстве для чего и обязывается Верховное Правление безпощадную строгость употреблять противу всяких Нарушителей общего спокойствия». При этом крестьяне освобождались бы далеко не сразу и, главное, — без земли. А согласно Указу о вольных хлебопашцах декабристы уже имели возможность отпустить собственных крестьян.

Вообще, планы декабристов лучше всего характеризует фраза: «Распределение Народа по Волостям соединяет все Выгоды и все Удобности, отвращая все Несправедливости, и все 3атруднения». Иными словами — в буквальном смысле борьба за всё хорошее против всего плохого. При том, что и среди самих декабристов и близко не было единства взглядов. Даже предложения по политическому устройству колебались от конституционной монархии во главе федерации тринадцати держав и двух областей (Никита Муравьёв, Северное общество) до унитарной республики (Пестель, Южное общество).

Пестель отстаивал юридическое равенство всех людей. Но на практике это обернулось бы конфискацией земель у помещиков, высылкой обособившихся от всех евреев в Малую Азию — в случае неповиновения, переселением кавказских народов в центральные губернии, и т.д. и т.п. Любое национальное своеобразие уничтожало бы принципы равных возможностей, «единородства, единообразия и единомыслия».

Итоги неудавшегося восстания

Декабристы, как и их противники, были людьми своей эпохи. Эпохи на переломе романтики XVIII века и циничного прагматизма века XIX-го. Когда тайные общества росли, как сегодняшние кружки по интересам, а масоном светский человек становился ещё в юности, в перерывах между карточными играми, винопитием и прочим приятным времяпровождением. Эпохи, когда заговорщик, коммерсант и поэт Рылеев мог дружить с поэтом и агентом тайной полиции Булгариным. Эпохи просвещения — немало декабристов получили не просто хорошее, но элитное образование, но в закрытых заведениях, что накладывает определённый отпечаток на личность. Хотя Рылеев, напротив, был самоучкой. Эпохи множества заговоров и революций, от Испании до Греции — когда даже генералы интриговали и стрелялись на дуэлях. А каждый молодой военный мог видеть карьеру артиллерийского поручика Наполеона, а в 1820 году — успех командира батальона Риего, переделавшего Испанию в конституционную монархию и ставшего президентом кортесов. «Масса ничто, она будет тем, чего захотят личности, которые всё», — говорил Сергей Муравьёв, один из наиболее деятельных участников Южного общества декабристов.

Но шло время. Былые восторженные юноши становились взрослыми государственными мужами. Многие из основателей и активных деятелей декабризма (основатель «Союза спасения» Александр Муравьёв, Лунин, предлагавший убить Александра I) к моменту восстания уже отошли от прежних идей. Немало участников тайных обществ благополучно сделали успешные карьеры. Часть бывших декабристов вообще принимала участие в подавлении мятежа. Трубецкой, находясь рядом с Сенатской площадью, не участвует в восстании — за что его то обвиняют в трусости и даже подлости, то восхваляют за трезвость оценки происходящего. Полковник Моллер, командир батальона, несущего охрану у Зимнего дворца, прямо отказался участвовать в восстании.

Человеку XXI века может показаться невероятной, например, такая ситуация — император лично, почти наедине, «в упор» допрашивает опаснейших заговорщиков, многие из которых немало лет провели в армии, а то и храбро воевали. Стоит отметить, что часть заговорщиков ранее предлагала решить проблему путём убийства Николая. Однако сами участники событий были воспитаны в традициях общества ещё XVIII века, в котором от дворян прежде всего требовалось рыцарственное поведение. Вероятно, этим же объясняется и другое «немыслимое» с нашей точки зрения поведение — практически все участники тайного общества (кроме Лунина и Пестеля) на допросах не утаивали ничего — в том числе и о других членах. А ранее декабристы с негодованием отвергали идеи Пестеля о конспирации и создании своей тайной полиции, «канцелярии непроницаемой тьмы».

О состоянии конспирации «тайных обществ» лучше всего говорит фраза Пушкина: «Но кто ж, кроме полиции и правительства, не знал о нём? о заговоре кричали по всем переулкам». А тот факт, что ещё в 1823 году Александр I делает недвусмысленный намёк генералу Сергею Волконскому (кстати, единственному действительному генералу среди декабристов) заниматься своей бригадой, а не управлением Российской империей, показывает, что и правительство давно было в курсе. Впоследствии часть современников возмущал даже не столько сам факт заговора, сколько подделка Волконским казённой печати для вскрытия правительственных бумаг. Неудивительно, что за весь период движения декабристов целостных организаций практически не существовало, а детально разработанные строгие правила на практике не выполнялись. Часть обществ вообще существовала лишь на словах. В Петербурге едва ли не у каждого декабриста была своя программа действий. Пестеля, теоретика и практика тайной полиции, выдаст человек, которого он сам и ввёл в тайное общество.

Согласно 19-му воинскому артикулу, «если кто подданный войско вооружит, или оружие предприимет противу его величества, или умышлять будет помянутое величество полонить, или убить, или учинить ему какое насильство», то он и все помогавшие ему должны быть четвертованы с конфискацией имущества. То есть, строго по букве действовавшего тогда закона, пять повешенных и сотня отправленных в Сибирь на два восстания, включая Черниговский полк на Украине, — это чрезвычайно мягко. Особенно по меркам последующих эпох, когда число погибших в ходе «социальных экспериментов» измерялось десятками тысяч, а то и миллионами. Но, с другой стороны, в век надежд на просвещение и всевозможный прогресс аресты и казнь неприкосновенной элиты общества — дворян и офицеров — выглядели неслыханным злодеянием. А судьба солдат, которых сначала вывели на площадь под картечь, а потом послали на Кавказ, тогда никого особенно не волновала.

Сейчас трудно сказать, имели ли декабристы шансы на победу, и тем более — каким путём пошла бы тогда Россия. В нашей реальности самым печальным последствием стало взаимное ожесточение на долгие десятилетия как власти, так и оппозиции. С первых часов царствования Николай I на собственном примере убедился в наличии огромного и жестокого заговора — угрожающего как жизни самого Николая, так и его семьи. Равно и оппозиция решила, что с такой кровавой властью иначе нельзя.

Пушкин по горячим следам отмечал крайнюю амбициозность и перекосы в воспитании молодого поколения: «Он входит в свет безо всяких основательных познаний, без всяких положительных правил: всякая мысль для него нова, всякая новость имеет на него влияние. Он не в состоянии ни поверить, ни возражать; он становится слепым приверженцем или жарким повторителем первого товарища, который захочет оказать над ним своё превосходство или сделать из него своё орудие». Как противоядие Пушкин предлагал реформу общественного образования. Увы, как сторонники, так и противники власти обычно предпочитали более радикальные методы.

Источники:
http://istoriarusi.ru/imper/vosstanie-dekabristov-na-senatskoj-ploshcadi-1825.html
http://peterburg.guide/ploshhadi/senatskaja/
http://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/681737
http://history.wikireading.ru/139278
http://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/senatskaya-ploshchad/
http://warspot.ru/4849-vosstanie-na-senatskoy-ploschadi-proigrysh-romantikov
http://travelata.ru/blog/plyazhi-baku/

Ссылка на основную публикацию