Пролив Босфор и Дарданеллы. Где находится на карте мира, фото, история, кому принадлежит

Пролив Дарданеллы

Пролив Дарданеллы известен благодаря историческим событиям и огромному стратегическому значению. Он разделяет северо-западную часть Малой Азии и Галлипольский полуостров, соединяя внутреннее море страны – Мраморное с Эгейским морем, переходящим в Средиземное. Длина пролива – 120 км, ширина – от 1,2 до 27 км.

Природная противоречивость

Пролив Дарданеллы является одним из наиболее рискованных участков для прохода кораблей в мире. Причина заключается в его узости и рельефе берегов. Русло реки, которое здесь было в древние времена, затопилось в результате тектонических процессов. Солёность Мраморного моря варьируется от 22,5 до 38%, в Эгейском море показатели находятся в интервале от 37 до 40%, соответственно, различна плотность вод поверхности и слоя на глубине. В результате возникают течения в разных направлениях, что характерно для многих проливов.

Расположение Дарданеллы на карте мира

Проливы Дарданеллы и Босфор на карте

История названия

В древности пролив носил название Геллеспонт, в переводе с греческого языка означающее «море Геллы». В основе этого наименования лежит античный миф. У царя Фессалии Атамаса умерла жена Нефела. Вскоре царь женился повторно, и злая мачеха Ино захотела избавиться от близнецов Фрикса и Геллы. Нефела умолила бога Гермеса помочь им. Брат с сестрой попытались спастись бегством, улетев на златорунном овне – божественном подарке. Но во время полёта Гелла сорвалась в море и утонула, а Фриксу оставалось лишь её оплакивать. С тех пор пролив долгое время называли «морем Геллы».

Название, которое употребляется теперь, пролив получил благодаря находящемуся в непосредственной близости древнему городу Дардании. Впрочем, его существование в античности также основано на мифах.

Босфор и Дарданеллы

Названия этих проливов всегда стоят в одном ряду. Босфор разделяет Европу и Малую Азию, тем самым соединяя Мраморное и Чёрное моря. Длина составляет 30 км, ширина – от 0,7 до 3,7 км. Вместе с Дарданеллой Босфор является одним из звеньев водного маршрута, соединяющего Средиземное море открытого типа с закрытым Чёрным.

Расстояние между проливами – 190 км. Морское судно, следующее из Чёрного моря, сначала заходит в Босфор, по обе стороны которого раскинулся Стамбул. Далее пересекается Мраморное море, и сквозь Дарданеллы корабль попадает в Эгейское море, которое, в свою очередь, является восточной составляющей Средиземного. И в древние времена, и в настоящем эта территория имеет высокую значимость и неоднократно являлась поводом для крупномасштабных войн.

Дарданеллы и основные сражения

Первые военные операции за эту территорию относятся к временам Троянской войны (предположительно XII в. до н.э.). Её причины до сих пор являются предметом спора историков, а развалины легендарного города, находящиеся у входа в Дарданеллы, привлекают множество туристов.

V в. до н.э. характеризуется как период греко-персидских войн. Персидский царь Ксеркс I воспользовался узостью Дарданелл для возведения своеобразных мостов из кораблей. Для перехода его войск в Грецию были выставлены в ряд в двух местах пролива по 300 судов, по ним воины Ксеркса перебрались на сушу.

В 334 г. до н.э. Александр Македонский именно здесь положил начало своим знаменитым свершениям в Азии, перейдя пролив на кораблях из Греции.

XV век ознаменовался падением великой Византийской империи. Начиная с 1453 г. (взятие Константинополя — современного Стамбула) происходит укрепление османов и рождение новой империи. В 1462-1467 гг. на берегах Дарданелл возводятся две крепости – Чименлик и Килитбахир, — призванные отразить возможную атаку со стороны венецианцев.

В 1833 г. Россия выступила на стороне Османской империи во время Турецко-Египетской войны. Результатом этой помощи стало заключение Ункяр-Искелесийского соглашения, дающего России право без препятствий проходить через Босфор и Дарданеллы, а также блокировать проход судов других стран со стороны Средиземного моря. В 1841 г. в Лондоне была подписана конвенция, лишившая Россию этого права, только турецким судам разрешался проход через Дарданеллы. Во время Первой Балканской войны османы неоднократно были разбиты у проливов, но в дальнейшем они уже не теряли здесь своего преимущества.

Первая мировая война вновь втянула Турцию в битвы за Дарданеллы. В 1915 году операция по захвату пролива планировалась лично английским премьер-министром Черчиллем. Он был блестящим политиком и оратором, но не обладал талантом полководца. После поражения на море им было принято решение о высадке войск на Галлипольский полуостров. В результате затянувшихся сражений странами-участниками операции (Турция, Англия, Австралия, Франция) было потеряно свыше 300 тыс. человек. Османская армия победила, а Черчилль был вынужден уйти в отставку.

Не последнюю роль Дарданеллы сыграли и в трагическом участии России в Первой Мировой войне. Россия мечтала вернуть утраченные позиции, но планировала перебросить войска с других направлений не раньше 1917 года. Британские власти пообещали в случае успеха операции отдать русским и оба пролива, и Стамбул, тем самым втянув их в кровопролитную войну.

Пролив Дарданеллы сегодня

Пролив Дарданеллы на карте Евразии выглядит крошечным, но его значение по-прежнему очень велико. В период затишья между мировыми войнами турками было инициировано собрание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи был выбран г. Монтрё (Швейцария). В итоге в 1936 г. появилась одноименная конвенция, основные положения которой сводятся к следующему:

  • Торговым судам всех государств разрешён проход как в мирное время, так и при военном положении.
  • Страны черноморского бассейна могут проходить на военных судах любого класса, другие страны – только на надводных кораблях небольшого размера.
  • В случае вступления Турции в войну, ей отдан приоритет принятия решения о пропуске боевых судов любой страны мира.
  • При начале военных действий без участия Турции она обязана закрыть оба стратегических пролива для военных судов.

Сегодня проливы используются, в первую очередь, с торгово-экономическими целями. Россия таким образом осуществляет экспорт нефтепродуктов. Ежедневная пропускная способность проливов составляет свыше 130 судов, четверть из них – танкеры. Тем не менее военная значимость проливов по-прежнему стоит на первом месте. Страны-участницы НАТО регулярно нарушают разрешённые сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломок судов. США активно добивается получения статуса черноморской державы путём возможной аренды портов у какой-либо страны данного региона. Конвенция Монтрё может быть нарушена в любой момент.

Пролив Дарданеллы – «Море Геллы» (Пролив Босфор и Дарданеллы на карте мира)

Содержание:

Пролив Дарданеллы на карте мира.

Пролив Дарданеллы – гордость и слава всех жителей Турции. Для туристов – это уникальная возможность прикоснуться к месту боевой славы всей страны, интересная историческая достопримечательность Турции.

Посещая это место (вместе с прилегающим городом Чанаккале), возникают образы славных воинов, их покровителей и муз. Среди них: Ксеркс 1, Александр Македонский, Марк Антоний, Клеопатра и многие другие.

Дарданеллы – это пролив между северо-западной частью Малой Азии и, находящимся в европейской части Турции Галлипольским полуостровом. Пролив Дарданеллы, ширина которого составляет от 1,3 км до 6 км, а длина – 65 км, имеет важное стратегическое значение, так как является частью водного пути, соединяющего Средиземное море с Черным.

Пролив Дарданеллы в паре с Босфором и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции. По турецки пролив называется «Чанаккале Богазы» (от имени города на азиатском берегу пролива). Длина и ширина пролива Дарданеллы в два раза больше длины и ширины Пролива Босфор.

Легенды Пролива Дарданеллы (Море Геллы)

Устаревшее название пролива – Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы».

Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери – их воспитывала злая мачеха Ино.

Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла.

Место падения девочки – между Херсонесом и Сигеем – с тех пор прозвали «морем Геллы».

Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города – Дардания.

Дарданеллы – история воин за пролив со времён античного мира

Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. История пролива отмечена массой сражений и зафиксирована во множестве международных соглашений. А главная историческая реликвия вблизи пролива — развалины Трои.

Древний Город Троя (Илион) был расположен недалеко от западного входа в пролив Дарданеллы. Еще в 12 веке до н. э. пролив и земли вокруг пролива стали ареной Троянской войны.

Во время Греко-персидских войн (V в. до н.э), Ксеркс I повелел построить лодочный мост для переправы войск через Дарданеллы в Грецию. Геродот пишет, что Персидская армия Ксеркса построила 2 моста из морских судов через Дарданеллы и прошла по ним в Европу. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов.

В 334 г. до н. э. Александр Македонский, переправился из Европы через Геллеспонт (Дарданеллы) и начал свой знаменитый поход в Азию.

Спустя более полутора тысячелетия в самом узком месте пролива Мехметом II Завоевателем были построены две крепости. Крепость Чименлик — на азиатском берегу и крепость Килитбахир на европейском берегу пролива (как Румели Хисары и Анадолу Хисары на Босфоре).

Крепости были построены в 1462-1467 годах, спустя 10 лет после взятия Константинополя (1453), чтобы совсем обезопасить новую столицу Османской Империи от угрозы венецианского флота. Крепость Килитбахир (в переводе «замок моря») построена в форме трёхлистного клевера в центре которого находится семиэтажная 30 метеровая башня. Крепость Чименлик ныне служит как военно-морской музей, часть экспозиции музея, это полноразмерная копия минного заградителя «Нусрет» который швартован рядом с крепости у музейного причала.

По договору, заключенному в 1841 году, только турецкие военные корабли могли проходить Дарданеллы. Первая Балканская война положила конец такому положению вещей. Греческий флот разбил турецкий при входе в проливы дважды: в 1912 году, 16 декабря, во время сражения у Элли, и в 1913 году, 18 января, в битве при Лемносе.

После этого турецкий флот не решался более выйти из пролива. В дни Первой мировой войны за Дарданеллы велись кровопролитные бои между Атлантой и Турцией. В 1915 году сэр Уинстон Черчилль решил разом выбить Турцию из войны, прорвавшись к столице страны через пролив Дарданеллы.

Первый Лорд Адмиралтейства был лишен военного таланта, поэтому операция потерпела крах. Кампания была плохо спланирована и бездарно осуществлена. За один день англо-французский флот лишился трех броненосцев, остальные корабли получили серьезные повреждения и чудом уцелели.

Высадка бойцов на Галлипольский полуостров обернулась еще большей трагедией. 150 тысяч человек погибли в позиционной мясорубке, не принесшей никаких результатов. После того как турецкий миноносец и немецкая подлодка потопили еще три английских броненосца, а второй десант в бухте Сувла был бесславно разбит, военную операцию решено было свернуть.

Об обстоятельствах величайшей катастрофы в британской военной истории написана книга под названием «Дарданеллы 1915. Самое кровавое поражение Черчилля».

Острова пролива Дарданеллы

В Мраморном море несколько островов. Крупнейший из них Мармара, именно его именем назвали само море. На острове с древности и по сей день, добывают белый мрамор, а на побережье – можно найти шикарный пляж.

Другой остров – Тюркели, рай для любителей пляжного отдыха и вина, расположен на юго-западе. Наконец, девять, так называемых, Принцевых островов, находятся в пределах 25 км от Стамбула, четыре из них открыты для посещения, один – в частной собственности и другие четыре – необитаемы. Между материком и островами работает паромное сообщение. На паром можно сесть в порту Кабаташ, это конечная остановка трамвая.

На острова ездят как туристы, так и местные: гулять, купаться и загорать. Особое внимание стоит уделить двум из них. Это Кыналыада – ближайший к Стамбулу, спокойный и уютный остров с лучшими пляжами, особенно хорош для туристов с маленькими детьми. Далее, проехав мимо двух похожих на него островов, Бургазады и Хейбелиады, стоит высадиться на острове Бююкада. Это «законсервированный» и особо охраняемый муниципалитетом остров, самый посещаемый и интересный для туристов, ищущих погружения в местный колорит. На нем запрещено строить современные здания и нарушать атмосферу старины и самобытности.

На Бююкаде «табу» на классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Лошади, повозки, фаэтоны, электромобили и велосипеды: вот и весь выбор транспортных средств. Многие туристы гуляют по острову пешком. На пристани работает множество кафе, где готовят свежие морепродукты, и магазинов с местными сувенирами. Не пропустите уникальный мир Мармары, это небольшое море обогатит ваши впечатления от поездки по Турции.

Стратегическое значение Пролива Дарданеллы

Географическое расположение и значение моря для транзита из Европы в Азию сложно недооценить: оно соединяет два Мира посредством проливов Босфор и Дарданеллы. На обоих берегах тридцати километровой петляющей водной трассы между Черным и Мраморным морями – Босфора, стоит Стамбул.

Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации.

В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным. Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах.

Когда в 2004 году сильно увеличился объем экспорта нефти из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными.

Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Заслуженным призом по итогам победы в Первой мировой Россия считала аннексию Стамбула и Проливов. Однако англичане и французы сделали всё возможное, чтобы этого не произошло. На операцию по захвату Проливов оказался неспособен и российский Генштаб.

В русское патриотическое сознание почему-то крепко засела мысль, что по итогам выигранной Первой мировой Россия должны была бы получить Босфор и Дарданеллы, а также «Царьград» (Константинополь, Стамбул). Юридические такое обещание союзники России по Антанте, Франция и Англия, никогда не давали, всё ограничивалось устными договорённостями или некими меморандумами (сравните степень юридической проработки договоров о послевоенном устройстве на Ялтинской конференции в 1945 году).

Проливы Босфор и Дарданеллы стоят друг от друга на расстоянии 190 км и разделяются Мраморным морем (площадью 11,5 тыс. км). Проливы соединяют открытое море (Средиземное) с закрытым (Черным). Морское судно, идущее из Черного в Средиземное море, входит в Босфор, на берегах которого расположилась бышая столица Турции — Стамбул. Довольно узкий (в некоторых местах его ширина достигает 750 м) пролив длиной около 30 км у своих азиатских берегов образовывал бухту Золотой Рог длиной 12 км и глубиной до 33 м.

Минуя Босфор, корабль входит в Мраморное море, а через некоторое время его встречает другой пролив — Дарданеллы. Он имеет длину 60 км, ширину в наиболее узкой его части 1,3 км, в на­иболее широкой — 7,5 км и разделяет собой Галлиполийский полуостров, относящийся к Европейскому материку, и северо-западный берег Малой Азии.

Проливы Босфор и Дарданеллы во все времена являлись стратегически значимыми для России. Для юга огромной империи они были единственным выходом из Черного в Средиземное море, представлявшее собой в конце XIX века центр мировой цивилизации и торговли. Борьба за проливы — одна из самых старых проблем международных отношений, сохраняющая и поныне свою актуальность.

Понимала невозможность получения Проливов и российская интеллигенция. Вверху одна из карт (при нажатии на неё и другие карты можно посмотреть их в увеличенном размере), выпущенная в 1915 году в России. На ней обозначена перекройка границ Европы по итогам выигранной Антантой Первой мировой. Хорошо видно, что Проливы на карте – турецкие. Зато Россия должна была бы приобрести Восточную Пруссию, территорию нынешней Словакии, восточную Галицию. Частью восточной Германии приросла бы и Польша.

Хронологически можно проследить основные дискуссии на уровне дипломатии и действия генштабов по поводу Проливов и будущего Турции.
Министр иностранных дел России Сазонов 26 сентября 1914 г. направил правительству Франции и Англии официальную записку, в которой излагалась точка зрения российского правительства по вопросу о целях Антанты в ходе начавшейся на Балканах войны. В ней говорилось, что «турки должны остаться в Константинополе и его окрестностях», но Россия должна получить гарантии свободного прохода через проливы. Прямых притязаний на проливы и прилегающую турецкую территорию тогда ещё не было. Они возникли на государственном уровне после выступления Турции на стороне Германии.

25 февраля 1915 года британские и английские военные корабли обстреляли османские форты у входа в Дарданелльский пролив и приступили к осуществлению Дарданелльской операции. О подготовке этой операции Франция и Англия не поставили Россию в известность, о ней Петроград узнал по разведывательным каналам из Парижа.

Франция и Англия привлекли к операции Грецию. что вызвало крайне негативную реакцию в Петрограде — здесь опасались, что Афины потребуют в качестве награды Константинополь.В случае успеха задуманной операции Проливы в любом случае переходили под контроль Англии и Франции, что заставило Россию потребовать от своих союзников официальных заверений в передаче ей после войны проливов и Константинополя. В ход пошли даже прямые угрозы со стороны российского министра иностранных дел Сазонова. С позволения царя он прямо намекнул членам Антанты, что Россия может заключить сепаратный мир с Германией и Австро-Венгрией.

Угрозы подействовали, и 12 марта 1915 года Лондон официальной нотой гарантировал передачу России города Константинополя с прилегающими территориями, которые включали в себя западное побережье Босфора и Мраморного моря, Галлипольский полуостров, Южную Фракию по линии Энос — Мидия и кроме того восточное побережье Босфора и Мраморного моря до Исмит-кого залива, все острова Мраморного моря, а также острова Имброс и Тенедос в Эгейском.

Англичане серьёзным своё обещание России о передаче Проливов не считали. Лорд Берти, британский посол в Париже, писал об этих договорённостях в своём дневнике:

«17 декабря. Я беседовал с Греем также о положении во Франции, об американском посредничестве, о будущей Бельгии, об Италии и т.д. Я указал на русские претензии относительно Константинополя и проливов. Грей сказал, что мы должны выполнить обещания, данные нами, а именно, Россия должна получить право свободного прохода своих военных судов из Черного моря в Средиземное и обратно в мирное время, в военное же время участники войны будут пользоваться равными правами. Я заметил, что в случае ухода турок из Константинополя создается положение, совершенно отличное от того, при котором давались все эти обещания; что в правах и привилегиях, предоставляемых России, нельзя отказать Румынии, имеющей границу по Черному морю, или Болгарии. Правильное решение заключалось бы в следующем: Константинополь превращается в вольный город, все форты на Дарданеллах и Босфоре разрушаются, к Дарданеллам и Босфору применяется под европейской гарантией режим Суэцкого канала. Грей сомневается в согласии России на такие условия. Вообще вопрос о распоряжении Константинополем и проливами явится камнем преткновения, когда настанет время для обсуждения подобных предметов.

22 февраля…Я надеюсь, что общественное мнение в Англии и за границей заставит державы отвергнуть в принципе русскую точку зрения о правах москвичей в отношении Константинополя и проливов между Чёрным и Средиземным морями. Боюсь, что Грей в этом вопросе не занимает такой твердой позиции, какой я желал бы; я имею в виду интернационализацию по принципам режима Суэцкого канала; это не удовлетворило бы Извольского (посол России во Франции – БТ) и его хозяина. Наше новейшее и крупнейшее судно «Королева Елизавета» в Дарданеллах; у нас там очень крупные силы.

26 февраля…Здесь всё больше возрастает подозрительность касательно намерений России в отношении Константинополя. Считают целесообразным, чтобы Англия и Франция (в этом вопросе Англия ставится вне Франции) заняли Константинополь раньше России, дабы московит не имел возможности совершенно самостоятельно решить вопрос о будущем этого города и проливов — Дарданелл и Босфора».

Выход России из войны, или, хуже того, переориентировка её на Германию, грозил крахом Антанте. В английских правящих кругах возник раскол по этому вопросу. Уинстон Черчилль предлагал ограничиться общими заверениями русским о симпатии к поставленным вопросам; Бонар Лоу уверял, что «если Россия будет иметь всё, что она пожелает, результатом явится отчуждение Италии и балканских государств». Им возражал сэр Эдуард Грей, который указывал, что если Англия не поддержит Россию в вопросах о проливах, то её поддержит Германия, и тогда сепаратный мир между ними неизбежен. «Абсурдно, — говорил Грей, — что такая гигантская империя, как Россия, обречена иметь порты, перекрытые льдами на протяжении значительной части года, или такие порты, как на Черном море, которые закрыты в случае любой войны».

В результате мнение Грея победило в британском кабинете. Его поддержал и Ллойд Джордж, который полагал, что за Константинополь и проливы русские будут готовы на огромные уступки в других вопросах. «Русские настолько стремятся овладеть Константинополем, что будут щедры в отношении уступок во всех прочих местах».

Россия имела все основания не верить англичанам и французам. И для гарантии своих интересов в Проливах ей надо было начинать «встречную» операцию – с востока Стамбула. Ситуацию можно было объяснить кратко: кто из членов Антанты первым овладеет Стамбулом и Проливами, тому они и будут принадлежать по итогам войны. Уже в 1915 году российским Генштабом стала разрабатываться операция по десантированию войск на западном берегу Чёрного моря.

Для успеха операции важнейшим обстоятельством для русских было бы обладание болгарским городом Бургасом. Николай II вообще считал весьма желательным вступление Болгарии в войну на стороне Антанты и вёл с болгарским Царем переговоры по этому поводу. Адмирал Бубнов так описывал свой разговор с Николаем II по поводу Бургоса осенью 1915 года: «Болгарский порт этот имел значение огромной важности для Босфорской операции, горячим сторонником которой был Государь. Дело в том, что Бургас был единственным портом вблизи Босфора, где можно было высадить крупный десантный отряд, без коего наш Генеральный Штаб и, в частности ген. Алексеев, категорически не считал возможным предпринять операцию для завладения Босфором. Об этом порте давно уже велись секретные переговоры с Болгарией, которые, однако, были безуспешными, ибо Болгария требовала себе, за вступление на нашей стороне и представление нам Бургоса, Македонию, на что Сербия своего согласия ни за что давать не хотела».

Босфорская операция не раз переносилась с 1915 года – на лето 1916-го, с лета 1916-го – на лето 1917-го. Было очевидно, что у России нет сил провести её. Крест на операции поставила гибель линкора «Императрица Мария» – самого современного корабля на Черноморском флоте, спущенном на воду в 1913 году. Именно ему отводилась основная роль в поддержке десанта на турецкий берег.

Линкор находился в порту Севастополя, готовый выйти в море, когда 7 октября 1916 года на его борту вспыхнул страшный пожар, унесший жизнь 152 моряков. Из-за опасения, что пламя перебросится на пороховые склады порта, командование приказало линкор затопить. Это была большая потеря для ВМФ России. В народе заговорили о диверсии и бунте на корабле. Пожар на «Императрице Марии» стал раздуваться оппозицией, которая подозревала в его гибели «немецкую руку при дворе Николая II».

Позже, в эмиграции, часть белого офицерства высказывала мнение, что гибель линкора «Императрица Мария» была гораздо выгоднее Англии и Франции, поскольку без него Босфорская операция была невозможна для России.

Сейчас проход судов через проливы, согласно международной конвенции, является свободным и бесплатным. Однако регулятором движения через Босфор является Турция, что дает ей пользоваться ситуацией в свою пользу. Например, в 2004г., когда существенно возрос объем российского нефтеэкспорта, Турция ввела ограничения движения судов в Босфоре. Это привело к пробкам в проливе, а нефтяники несли убытки за простой танкеров и срыв сроков поставок в размере, превышающем 100 тыс. долл. в сутки. Тогда Россия выдвинула обвинения против Турции за искусственное ограничение продвижения судов в проливах, что является политическим решением с целью перенаправить экспортный грузопоток российской нефти в турецкий порт Джейхан, услуги которого, конечно, являются не бесплатными.

Но это не единственная идея Турции получать выгоду благодаря своему геофизическому положению. Страна выдвинула и даже успешно разработала идею строительства параллельно проливу Босфорского канала, услуги которого будут платными. Идея хорошая, и стоить транспортировка по воде будет существенно дешевле, чем по нефтепроводу. Однако проект, оцениваемый предварительно в 20 млрд долл., пока не вдохновил инвесторов, и денег на его реализацию тоже пока не нашли.

А я вам напомню, как осуществлялась Организация личной охраны российских монархов и действительно ли Опричнина: царство террора?

Пролив Босфор

Он находится под юрисдикцией нашего соседа – Турции. Является связующим звеном между Европой и Малой Азией. Соединяет Черное море с Мраморным. А вместе с другим проливом – Дарданеллы – соединяет Черное море с Эгейским, которое является частью Средиземного. Длинна пролива – около 30 километров. Глубина в пределах 120 метров. Максимальная ширина в северной части 3700 метров, минимальная – 700 метров. Есть у него и иное название – Стамбульский пролив. Ибо по обе его стороны просторно раскинулся турецкий город Стамбул практически с тринадцатью миллионами населения. Один из привлекательнейших мегаполисов, пользующийся огромной популярностью как у местных, так и у зарубежных туристов. Ежегодно через пролив проходит более пятидесяти тысяч больших и малых торговых и военных судов.

Босфор – дитя мирового океана Тетис

Существовал такой океан с удивительно емким и загадочным названием еще в эру мезозоя – около миллиарда лет назад. И простирался между тогдашними древними континентами Гондвана и Лавразия. Постоянно менял свои очертания. От широкого экваториального океана Старого света, то вдруг превращаясь в залив Тихого океана, то в Атланто-Индийскую протоку. Пока не распался на ряд морей. Конечно, применение слова “вдруг” во времени весьма протяженно: проходили целые века пока становились заметны изменения в его конфигурации. И картина менялась благодаря разным природным катаклизмам. Теперь мировой океан, что называется, канул в Лету. А вместо него непрерывно катят свои воды Средиземное, Мраморное, Черное, Каспийское и даже Азовское и другие моря. Кстати, все они (кроме седого Каспия) связаны между собой проливами. Так что из того же Азовского моря через Керченский пролив можно попасть в Черное, потом в Средиземное и так далее и в окончательном варианте очутиться в Атлантическом океане. Вот только Каспийское море, которое иначе называют еще озером, стало замкнутым водоемом.

Босфору – 7600 лет с гаком

Природные катаклизмы, как и пути Господа Бога, неисповедимы. До ледникового периода Стамбульского пролива, тем более мегаполиса по обе его стороны на белом свете не существовало. Правда, моря Средиземное, Черное, Мраморное и то же Азовское уже беспрерывно катили свои воды. И уровень Средиземного все поднимался и поднимался. За счет таяния огромной массы снега и льда. Водам стало просто тесно в своем ложе. И они пробили в горных породах себе путь к морю Черному. Некоторые ученые считают, что помогло в этом и древнее русло некой реки. Как бы там ни было на самом деле, но миру явился пролив как рас длинной, если быть уж совсем точным, в 29,9 километра. Древние греки назвали его Босфор Франкийский. А вот Керченский пролив получил у них имя Киммерийского. Кстати, у Босфора два течения. Верхнее, устремляющееся из Черного моря – соленое. Нижнее – из Мраморного моря в Черное – опресненное.

Босфор по легенде есть Коровий брод

И связано это диковинное название с дочерью аргивского царя (и речного божества Инаха), правившего в очень далекие времена Ио. Из древней мифологии известно, на сколько любви обильным бы главный Бог Олимпа громовержец Зевс. Вот он и влюбился по уши в Ио. Но ведь у него была законная супруга – Гера. Разумеется, ей не понравился очередной роман с молодой девушкой. Чтобы отвести от последней беду, Зевс превратил Ио в белую корову. Во избежание гнева Геры Ио (белая корова) устремилась в воды пролива. Потому-то Босфор еще и называют Коровьим бродом. Но по легенде, когда это было?! В наши времена Босфор обеспечивает доступ и к Средиземному морю, и к мировым океанам. С помощью его можно попасть и в Россию, и в Украину, и в Закавказье, и в юго-восточную Европу. А если попросту, то это один из оживленных торговых (и не только) путей. По нему, кстати, доставляются и нефтепродукты, и продовольственные, и промышленные, и прочие товары. Движение судов весьма интенсивно. Используются лоцманы. Скорость не более десяти узлов в час. Плата прохода судов через пролив от тысячи долларов и в зависимости от их класса. Уместно сказать, что в его водах уже становится тесновато. Потому в планах строительство судоходного канала протяженностью в пятьдесят-сто километров к западу от Стамбула. И здесь надо напомнить – в зимы 1621-1669 годов Босфор покрывался льдом. И называлось то далекое от нас время Малым ледниковым периодом. Теперь окрестности пролива, по сути своей, субтропики. Как, к примеру, и наш Сочи. В них растут многие виды пальм, магнолии и прочие виды южных пород деревьев. Обилие овощей и фруктов. Которые доставляются и в Россию – между странами ведется оживленная торговля. А из того же Большого Сочи можно совершить круиз к Стамбулу и по самому Босфору. Примечательно, что благодаря проливу, Стамбул одновременно расположен и в Европе, и в Азии. А его морской порт Каракей – центр, организующий морские круизы. Так вот относительно субтропиков. Весна в Стамбул и окрестности Босфора приходит уже в апреле. В мае-октябре здесь плюс 19-25 градусов. Самые теплые месяцы август и сентябрь – выше тридцати градусов тепла. Вода летом прогревается до 23-26градусов. Зимой остывает до 5-6. Почти как у российского Черноморского побережья. Фантастически выглядит бухта Золотой рог в городской черте Стамбула. Балконы жилых и прочих зданий буквально нависают над проливом. Дома то взбираются верх, то устремляются к побережью. Утопают в южной растительности. Волшебная красота! Кстати, с одного берега на другой не так уж и трудно попасть.

Мосты возводились еще со времен Геродота

Об этом древнегреческом историке, ученом и так далее и так далее не наслышан разве что глубоко ленивый. Так вот, по его источникам, первый мост между берегами Босфора был построен в 514 году до новой эры. Понтонный. Из лодок и канатов.Инженером с острова Самос Мандроклом и по приказу царя Дария. Когда он ходил походами, чтобы покорить скифов. А через четверть века его сын Ксеркс отважился завоевать Грецию. Тоже построил мост. Но тот стихией был разрушен. Царь настолько осерчал, что в гневе собственноручно высек воды пролива. Плетью! И те, будто, смирились. Войска прошли по третьему мосту. На свою погибель. В Европе в битве под Марафоном. Потом люди для переправы пользовались лодками и паромами. Строить капитальные мосты было весьма проблематично – сильное течение, большая глубина. Капитальные мосты через пролив появились ближе к нашему времени. В частности, один из них появился в 1979 году. Его опоры были возведены по обе стороны берегов, а дорожное полотно весело на тросах. Второй (вантовый) мост появился в 1988 году. А в 2017 году на южной оконечности Босфора у Мраморного моря был заложен символичный камень нового вантового моста “Чанаккале”, который станет самым протяженным в мире. Северный вход в пролив отмечен двумя мощными маяками. Один стоит на европейском, другой на азиатском берегу. У левого – корабли военно-морского флота Турции. Они охраняют вход из Черного моря в Босфор. И главная достопримечательность мегаполиса связаны с мостом. Носящим имя султана Селима. Вантовым. Шириной в 59 метров. С восемью полосами. Плюс железнодорожным полотном. С пилонами высотой в 322 метра. Снизу тросы, на которых мост висит, выглядят чисто паутинки. В то время как вес их канатов – 28 тысяч тонн! Вот это инженеры постарались!

Еще раз мостах и туннелях

Пока на сегодняшний день моста через пролив три. Автомобильный плюс железнодорожный Султана Селима Грозного был сдан в эксплуатацию в 2016 году. Длинна его 1408 метров. А вот автомобильный мост султана Мехмеда Фатиха протяженностью поменьше – 1090 метров, но не менее грандиозный был возведен в 1988 году. В пяти километрах от первого моста. Наконец, третий мост, чуть короче второго (1074 метра) был построен в 1979 году. Что касается туннелей, то они тоже имеют место быть. Один из них, в частности, между двумя районами Стамбула -Казлычешме на европейском берегу и Айрылыкчешме на азиатском был открыт в 2013 году. 13,6 километра его проходят под водой и на поверхности 1,4 километра. Есть еще туннель “Евразия” между районами Стамбула Казлычешме и Гезтепе. Протянулся он на 14,5 километра. Из них 5,4 под проливом на глубине в 106 метров. Открыт в 2016 году.

Кто отважится переплыть Босфор?!

Удивительно, но такие соревнования в Стамбуле проводятся. Олимпийским комитетом Турции. И в них много желающих участвовать. А связаны состязания пловцов с древней легендой. Жил-был некогда на свете юноша Леандр. Он беззаветно любил жрицу храма Афродиты Геро. И каждую ночь приплывал к ней через пролив на свидания. Чтобы насладиться ее жаркими объятьями и поцелуями. Дабы возлюбленный не заблудился в ночи среди вод, Геро выставляла на башне горящий факел. Но однажды случилось так, что сильный порыв ветра затушил его. Ориентир был потерян, и Леандр утонул. Геро не вынесла горя. И бросилась с вершины башни в Босфор. В память о двух трагически погибших влюбленных и проводятся соревнования.

ПРОЛИВЫ, Босфор и Дарданеллы

Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое “ПРОЛИВЫ, Босфор и Дарданеллы” в других словарях:

Дарданеллы — Координаты: 40°13′06″ с. ш. 26°27′29″ в. д. / 40.218333° с. ш. 26.458056° в. д. … Википедия

Босфор — Пролив Босфор тур. İstanbul Boğazı … Википедия

Дарданеллы — пролив, соединяет Мраморное и Эгейское моря, Турция. Упоминается Геродотом, V в. до н. э., как Геллеспонт; в названии понт др. греч. море , первый элемент неясен. Легенда связывает его с именем героини мифа Геллы, утонувшей в этом проливе.… … Географическая энциклопедия

Дарданеллы — с точки зрения международного права. В то время, когдаТурция владела берегами Черного моря, право ее распоряжатьсясудоходством в проливах Дарданельском и Босфорском не возбуждало споров.После завоевания Россией сев. берега этого моря, ее… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Дарданеллы — (Dardanelles), пролив протяженностью 61 км между Европой и азиатской частью Турции, соединяющий Эгейское море с Мраморным (в древности назывался Геллеспонтом). По Лондонской конвенции 1841 г. черноморские прол. Босфор и Д. были закрыты для воен.… … Всемирная история

ПРОЛИВЫ — Название Наименьшая ширина в км Наибольшая глубина в метрах Баб эль Мандебский 26 323 Бассов 26 323 Берингов 86 70 Большой Бельт 11 58 Босфор 0,7 80 Гибралтарский 14 1 181 … Географический атлас

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЛИВЫ — – естественные морские пути, соединяющие между собой воды морей и океанов. Правовой режим М. п. определяется в зависимости от режима соединяемых ими морей и от значения данных М. п. в системе морских путей. Естественные морские пути, ведущие во… … Советский юридический словарь

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ — Босфор и Дарданеллы, соединяют Черное м. со Средиземным. Правовой режим регулируется конвенцией, принятой Монтре конференцией 1936 … Большой Энциклопедический словарь

Черноморские проливы — Координаты: 40°43′21″ с. ш. 28°13′29″ в. д. / 40.7225° с. ш. 28.224722° в. д. … Википедия

Черноморские проливы — общее название проливов Босфор, Дарданеллы и расположенного между ними Мраморного моря. Ч. п. единственный путь сообщения между Чёрным и Средиземным морями. Ч. п. в системе международных морских путей занимают особое положение. Пока… … Большая советская энциклопедия

kucheryavchik

кучерявый гид

хочется быть серьёзным, но ты кучерявый

Иногда, глядя на карту мира, кажется, что все войны, сражения, территориальные распри и этнические конфликты можно объяснить с точки зрения одной географии. Есть места на глобусе, стратегическая выгода от владения которыми вынуждала армии сражаться за них, невзирая на потери солдатской крови. Одно из таких сражений произошло в 1915 году, длилось 9 месяцев, унесло жизни ста тысяч солдат. Речь идёт о Битве за Дарданеллы.

Пляж на берегу Эгейского моря скрывает тёмное прошлое.

Пролив Дарданеллы разделяет Европу и Азию. Не Босфор, а Дарданеллы – самый узкий перешеек между двумя континентами. Расположенный к югу от Стамбула, на южной оконечности Мраморного моря, пролив много раз на протяжении истории становился ареной битв.

Пролив Дарданеллы – самый узкий переход между Европой и Азией. Ширина пролива колеблется от 1,2 до 6 км.
Александр Македонский начинал азиатский поход переходом через Дарданеллы. Царь Ксеркс соорудил здесь наводной мост из кораблей, чтобы персидская армия перешла на европейский берег и завоевала Грецию. Из школьных уроков истории и голливудского блокбастера «300 спартанцев» мы знаем, что ему это не удалось. На спор пролив пересёк вплавь 22-летний лорд Байрон.

Крепость Килитбахыр находится в самой узкой точке пролива Дарданеллы.
1200-метровая полоса воды не только разделяет континенты, но и таит загадку, как добраться из Эгейского моря в Чёрное. Основное время течение направлено с севера на юг, но иногда течение разворачивается, позволяя кораблям доиндустриального века пройти в Мраморное, а оттуда – в Чёрное море. Веками тайну переменчивого течения хранили жители города Троя, расположенного ныне в нескольких километрах от берега. Раньше троянская крепость возвышалась над самым берегом пролива, который лишь иногда позволял подняться в Чёрное море.

Вид на пролив Дарданеллы из Трои. Раньше вода доходила до основания Трои.
Император Константин (впоследствии прозванный Великим) в поисках подходящей площадки для строительства новой столицы Римской империи рассматривал два варианта. Константинополь должен был бы возникнуть на месте Трои, здесь существовала развитая инфраструктура, но из-за болотистой местности (и неразлучно связанной с ней малярии) Новый Рим был построен в 250 километрах к северо-востоку отсюда, на западном берегу пролива Босфор.

Пролив Босфор в Стамбуле и Первый Босфорский мост.
Сегодня пролив Дарданеллы – одна из самых загруженных водных магистралей мира. Один корабль проходит здесь, в среднем, раз в десять минут, что за год составляет нешуточный трафик в 50 000 суден. Важная экономическая магистраль была тем важнее в годы Первой мировой войны.

Дарданеллы – важный транспортный путь для кораблей.
В 1915 году политическая карта Европы выглядела иначе, чем сегодня. Османская империя, в прошлом могущественное объединение на востоке Европы, постепенно теряла земли на Балканском полуострове. Один за другим народы на подъёме патриотизма (и национализма, их трудно отличить друг от друга) отделялись и создавали собственные государства. Греция стала независимой от Османского султана в 1832 году, Сербия – в 1835, Болгария – в 1908, Албания – в 1912 году. Европейские владения Османской империи сократились до тех 3% европейской территории современно Турции, которые позволяют ей участвовать в европейских соревнования и претендовать на членство в Евросоюзе. Контроль над проходом кораблей между Чёрным и Средиземным морями всё ещё находился в руках Османской империи. Это осложняло ведение общих военных действий армиями Антанты. Напомню, в Антанту входили Англия, Франция и Россия. В противоположном углу ринга собрались страны-участницы Тройственного (впоследствии Четвертного) Союза: Германская, Австрийская и Османская империи, а также Италия, в 1915 году сменившая лагерь.

Западное побережье полуострова Галлиполи выходит к Эгейскому морю.
Российская армия с большими потерями сражалась против Германского Рейха на восточном фронте, Франция боролась за честь Третьей Республики на западном фронте. Османская империя вела боевые действия на Ближнем Востоке и Кавказе. Стратегическое сообщение между английским, французским и русским флотами усложнял факт контроля Турции над проливами Босфор и Дарданеллы.

Английское военное главнокомандование рассматривало варианты получения контроля над обоими проливами. Автором высадки в районе пролива Дарданеллы был Первый лорд адмиралтейства Уинстон Черчилль. Его идея заключалась в выталкивании слабой Османской империи из войны и облегчении морского прохода из Средиземного в Чёрное море, что требовало захвата контроля над проливом Дарданеллы.

Первая попытка морского сражения провалилась, 4 британских и французских судна были потоплены, ещё столько же были повреждены подводными минами, заложенными турецким миноносцем за 10 дней до начала операции. Тогда было решено в пользу высадки солдат на полуострове Галлиполи и захвата контроля над проливом Дарданеллы со стороны суши.

Туристы фотографируют места, где 98 лет тому назад велась ожесточённая битва.
Пока немецкие суда охраняли устье Босфора со стороны Чёрного моря, ожидая атаки российского флота с севера, силы объединённой британской и французской армий высадились в апреле 1915 года на необитаемом пляже на гористом полуострове Галлиполи, с вершины которого открывался вид на пролив Дарданеллы. Военные стратеги планировали захватить единственное укрепление на полуострове за несколько дней, после чего установить пушки на вершине горы и подвергнуть все проходящие по проливу турецкие и немецкие суда обстрелу.

С вершины Чунук Баир можно было контроллировать пролив Дарданеллы.

Укрепление Чунук Баир – самая высокая точка полуострова Галлиполи.
После победы в морском сражении в проливе Дарданеллы турецкие военачальники рассматривали возможную высадку войск союзников на полуострове Галлиполи. Наиболее вероятным им казалась высадка на южной оконечности полуострова. Было принято решение следить за побережьем из единого укреплённого пункта на самой высокой точке полуострова, крепости Чунук Баир. Именно за эту высоту будет вестись девятимесячная битва.

На длинной береговой дуге вдоль Эгейского побережья должны были высадиться австалйиские и новозеландские войска, ...
. но по ошибке солдаты оказались на вот этом клочке суши, с которого было намного труднее завовевать горную вершину.

И теперь здесь музей.
Высадка союзников началась на рассвете 25 апреля. Французские войска высадились на хорошо укреплённой южной оконечности Галлиполи. Британские войска также встретили готовое сопротивление. Из каждых 100 солдат лишь 12 достигли берега. Большинство солдат гибло в воде, даже не достигнув пляжа. Австралийские солдаты высадились в самой северной бухте и встретили здесь малочисленное сопротивление. За несколько часов были убиты все турецкие солдаты 57-го полка, которым был дан приказ стоять насмерть. В знак уважения к падшим товарищам в турецкой армии до сих пор нет 57-го полка.

Самая южная точка полуострова Галлиполи, пляж Хеллес, стал местом высадки французских солдат.
Несколько грубых стратегических ошибок и сложные, непроработанные планы атаки союзников расстроили операцию и сыграли на руку оборонявшимся. Пока первые австралийские солдаты ждали сигнал от командования к взятию высоты, турки выиграли время и успели позвать на помощь.

Такой вид открылся австралийским солдатам, высадившимся на пляже ANZAC. Небольшое расстояние до вершины Чунук Баир солдаты так никогда и не предолели, встретив отпор турецких солдат, стоявших по приказу Ататюрка насмерть.
Сражение за Чунук Баир затянулось на целых девять месяцев. У солдат не хватало еды, даже питьевая вода была в недостатке. Галлиполи – крайне неблагоприятное место для того, чтобы провести здесь жаркое лето, но и зима оказалась не менее суровой. К 9 января 1916 года последний живой солдат Антанты был эвакуирован. В турецкой земле остались лежать 53 000 солдат союзников, и ещё столько же солдат османской армии.

Кладбище на пляже ANZAC.
На стороне Антанты в битве за Галлиполи сражались армии двух европейских империй, включая подданных короны из колоний. На стороне британской армии отдельным полком сражались контингенты добровольцев из Австралии и Новой Зеландии, известные под общим названием ANZAC (Australian and New Zealand Army Corps). Сражение Галлиполи, унесшее десятки тысяч жизней молодых ребят, считается в Австралии датой рождения национальной идентичности.

Одно из кладбищ бойцов ANZAC на берегу Эгейского моря. Высокая скала слева на фото – скала Сфинкс.
Молодые европейцы и австралийцы, вступившие на путь войны из собственных убеждений, верили, что Первая мировая война, поглотившая все основные мировые страны, была битвой за честь государства. Уверенные в позитивном исходе войны, австралийские и новозеландские подростки записывались в ряды британской армии, нередко искажая для этого свой возраст.

Одно из береговых кладбищ.
В Дарданелльской операции погибло 8709 австралийских и 2721 новозеландский солдат. 25-ое апреля (день начала Дарданелльской операции) является днём государственного траура в Австралии. Память о сражении девяностовосьмилетней давности живёт в памяти австралийцев. Многие австралийцы настолько патриотичны, что приезжают в Турцию исключительно ради того, чтобы посетить место боевой славы. На церемонию 95-летия памяти сражения в Галлиполи собралось 4 тысячи гостей из Австралии. Неблизкий путь для тех, у кого ни один родственник не погиб в сражении!

В непосредственной близости от пляжа ANZAC находится мемориал, куда каждый год в день памяти съезжаются австралийцы, чтобы почтить память погибших солдат в битве, которую они считают этапом рождения национальной идентичности.
С 1920-х годов полуостров Галлиполи находится под охраной государства, здесь запрещены строительство и другая экономическая деятельность. Весь полуостров – это мемориал памяти погибшим солдатам с обеих сторон. На памятной стеле, установленной рядом с пляжем, на котором высадились солдаты ANZAC, написаны слова Ататюрка, которыми он примиряет воинов, сражавшихся друг с другом, и принимает останки австралийских солдат, павших на турецкой земле, под опеку государства. Турецкая сторона следит за соблюдением мира и порядка на территории заповедника, а специальная организация стран Британского Содружества (Commonwealth War Graves Commission) ухаживает за могилами солдат.

Мемориал Lone Pine. На стенах из белого мрамора написаны имена всех погибших австралийских и новозеландских солдат.
Мемориалы Галлиполи посвящены как австралийским, так и турецким солдатам. Многие кладбища находятся совсем близко друг к другу – совсем так, как и тогдашние окопы, некоторые из которых тоже сохранились до сих пор. Места памяти разбросаны по всему полуострову. Всего в музее под открытым небом насчитывается 31 кладбище союзников и 1 турецкий мемориал Чунук Баир.

Турецкий мемориал Галлиполийской операции. В Турции это сражение называется битвой при Чанаккале, по названию ближайшего крупного города.
На самой высокой точке Галлиполи, Чунук Баир, в месте, которое армия Антанты так и не смогла завоевать, установлена башня, напоминающая по форме китайскую пагоду. Рядом с ней расположено турецкой захоронение. Неподалёку установлен огромный памятник Ататюрку, а всего в сотне метров отсюда находятся могилы австралийских солдат.

Часть окопов сохранилась до сих пор. Вдалеке виднеется памятник Ататюрку, прославившемуся в этом сражении.
Месяцами вражеские окопы находились в сотне метров друг от друга. Легенды рассказывают, что в перерывах между сражениями солдаты перебрасывались между вражескими окопами табаком и шоколадом, турецкие солдаты пели, а австралийские – аплодировали. Насколько ладно дружили солдаты в мирное время, судить трудно, но как только начиналась война, пощады не было. С обеих сторон пострадало полмиллиона солдат. Далеко не все погибшие были идентифицированы, лишь некоторые из них удостоились таблички на одном из кладбищ с именем и годами жизни.

На обоих берегах пролива Дарданеллы находятся мемориалы в форме гигантских турецких флагов, символизирующих победу в сражении за пролив Дарданеллы и защиту национальной чести.
Для Антанты и главного планировщика операции Уинстона Черчилля сражение на полуострове Галлиполи стало политическим фиаско, для Османской империи, жить которой оставалось считанные месяцы, эта битва стали последним триумфом. В защите чести султана прославился Мустафа Кемаль, будущий лидер новой Турции, отец всех турок Ататюрк. Он показал себя толковым военачальником и внимательным к солдатам командиром, чем завоевал расположение армии. В 1919 году он возглавил войну за независимость Турции от британско-французской оккупации, а в 1922 году пришёл к власти и запустил длинный ряд реформ. Реформы Ататюрка модернизировали Турцию, приблизив её к Европе, дали толчок промышленному и научному развитию, при этом сохранив турецкую идентичность. Портрет Ататюрка висит на стене в каждой гостинице, офисе, кассе и будке охранника. Беспрекословное уважение к Отцу Нации в Турции граничит с культом личности. О плохих чертах Ататюрка говорить не принято, помнят только хорошее. История может сказать о нём как о примере удачного диктатора, способного в нужное время спасти страну и вывести её из кризиса.

Политическая карьера Ататюрка началась именно здесь, на полуострове Галлиполи, в сражении, исход которого казался стратегам Антанты заранее предопределённым. То, что стало поражением и глубокой психологической травмой для Черчилля, трагедией – для десятков тысяч семей, потерявших сыновей в этом неблагоприятном песчаном ландшафте, для Ататюрка стало пусковой площадкой для яркой политической карьеры, ареной для защиты чести страны и в каком-то смысле изменения хода истории.

Больше репортажей о Турции – по ссылке!

Источники:
http://posmotrim.by/article/proliv-dardanelly-i-poluostrov-gallipoli.html
http://masterok.livejournal.com/1041990.html
http://anapacity.com/chernoe-more/proliv-bosfor.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/1031/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%9B%D0%98%D0%92%D0%AB
http://kucheryavchik.livejournal.com/219439.html
http://touristam.com/proliv-dreyka-gde-nahoditsya-na-karte-mira.html

Ссылка на основную публикацию