Пролив Дрейка. Где находится на карте мира, какие океаны соединяет, описание

Пролив Дрейка. Где находится на карте мира, какие океаны соединяет, описание

В начале XX века на карте мира появился названный именем знаменитого английского авантюриста, работорговца, капера, естествоиспытателя и вице-адмирала – пролив Дрейка.

Расположение пролива

Он разделяет Южную Америку и Антарктиду (точнее, архипелаги Огненная Земля и Южные Шетландские острова). Это незамерзающий проход из Атлантического океана в Тихий. До постройки Панамского канала это был единственный проход для парусников.

Происхождение названия

Сэр Френсис Дрейк считался первым мореплавателем, чей корабль прошёл через этот пролив. Назвать его в честь пирата предложил сэр Шеклтон, командовавший британской географической экспедицией в Антарктику в 1914–17 гг.

В 1578 г. капитан Дрейк на пяти превосходно снаряжённых кораблях пришёл к Южной Америке в поисках несметных сокровищ, поскольку королева Елизавета поддержала грабительские планы пирата-адмирала. Испанские колонии Нового света казались лакомым и беззащитным куском.

На выходе из Магелланова пролива сильнейшая зимняя буря (июль – самый ветреный и холодный месяц) разметала флотилию, а флагманский трёхмачтовый галеон «Пеликан» забросила намного южнее. Стихийность этого события не смутила Железного Пирата, и он объявил первооткрывателем пролива себя.

Пролив Дрейка на карте мира

Вероятно, не он был первым европейцем, побывавшим в этих грозных водах. За 50 лет до него здесь проходил испанский «Сан Лесмес», которым командовал Франсиско де Осис, направлявшийся к Молуккским островам. Так же, как корабли Дрейка, его судно попало в шторм, и было унесено к югу. Сохранились записи, в которых капитан упоминает, что матросы видели «край земли», то есть отрытое водное пространство.

Пролив Дрейка на карте мира в испаноязычных странах называется морем Осиса. В остальном мире победила британская точка зрения на историю великих географических открытий.

Капитан Дрейк отправился на север вдоль тихоокеанского берега обеих Америк. Есть исторические записи, которые позволяют предположить, что сэр Френсис отправился к северу, потому что пожелал совершить ещё одно великое географическое открытие, а именно, проход из Тихого океана в Атлантику вокруг северного побережья Америки.

На широте штата Вирджиния, где берег круто сворачивает к западу, он передумал, и отправился домой через Тихий океан. Таким образом пиратский рейд превратился в первое для английских мореплавателей кругосветное путешествие.

История пролива Дрейка

Теория движущихся литосферных плит объясняет возникновение проливов, морей и океанов тем, что некогда существовавший сверхматерик разделился на части. Они стали континентами, которые привычны на карте мира.

Исследования химического состава зубов ископаемых рыб, найденных в осадочных породах в проливе Дрейка, подтвердили, что 41 млн. лет назад пролив Дрейка не существовал. Антарктида была огромным полуостровом, и климат там был намного теплее, до умеренного.

Разрыв между Америкой и Антарктидой произошёл около 40 млн. лет назад, когда остальные части света уже имели почти современные очертания.

Географические особенности пролива

Уникальность географического положения пролива Дрейка заключается в том, что он является самым узким участком Мирового океана, чем-то вроде «форточки», через которую дует непрерывный «сквозняк». Пролив Дрейка на карте мира – самый глубокий, широкий и опасный: береговая линия обрывистая, скалистая, сильно изрезана узкими заливами-фьордами.

Глубина, м 276–5269
Ширина, км 820–1150
Длина, км 460
Средняя скорость течения, км/ч 2
Скорость движения воды, м/с 0,4–1

Рельеф дна неровный; к востоку глубина уменьшается. Подводный хребет продолжает Анды, и вместе с Кордильерами они образуют единую горную систему.

Отложения на морском дне южнее Огненной Земли – песчаный и глинистый ил. Ближе к берегам Антарктиды повышается содержание материала, подвергшегося ледовому расплавлению (сброшенного айсбергами). Дополнительный компонент отложений – остатки планктона.

Гидрометеорология пролива

Пролив Дрейка на карте мира в прежние времена считали частью Южного океана. Позже это название вышло из научного оборота, но во второй половине 20 в. вернулось, потому что особенности циркуляции воды и воздушных масс в южных частях Индийского, Атлантического и Тихого океанов (выше 60 параллели) позволяют рассматривать их как единую систему.

Здесь походит мощное (расход воды 125 млн куб. км) течение. На старых картах оно носило поэтическое имя «Западных ветров», что связано с другой климатической особенностью – здесь почти всегда дует сильный ветер с запада.

Современное название – Антарктическое циркумполярное течение – отражает движение воды по окружности, вокруг полюса. Его появление после разделения материков связывают (не вполне обоснованно) с падением крупного метеорита, след которого обнаружен геофизическими методами в море Росса у берегов земли Виктории.

Направление течения совпадает с вращением Земли, что даёт течению дополнительный импульс. Возможно, именно поэтому оно существует до сих пор.

Вместе с постоянными ветрами течение создаёт преграду для более тёплых вод умеренных широт. С ним связывают глобальные изменения климата Антарктики. До образования пролива там было намного теплее, что подтверждается многочисленными находками остатков ископаемой жизни.

Циркумполярное течение, пересекающее все меридианы, постепенно превратило окружённый им материк в планетарный «холодильник».

Климат пролива Дрейка

Погодные показатели обычно не выходят за пределы, соответствующие умеренному климату. В южной части климат приближается к субантарктическому. Географическое положение пролива порождает ряд важных особенностей многолетних изменений погоды, которые имеют решающее значение для судоходства.

Скорость воздушных потоков резко возрастает, когда они, наталкиваясь на Анды, огибают их с юга и проходят через узкий просвет в проливе Дрейка. Поэтому здесь находится самый «штормовой» регион планеты.

Штормы налетают 1–2 раза в неделю, а зимой почти ежедневно. Самые сильные ветры (с порывами до 40 м/с) зафиксированы к северу от мыса Горн. Ветер такой силы называется ураганным и соответствует максимальному значению по шкале Бофорта – 12 баллам. Высота волн в шторм может достигать 12–15 м (примерно с пятиэтажный дом).

Показатель min max
Температура воздуха в декабре-апреле, град. Цельсия -2 +14
Температура воздуха в апреле-декабре, град. Цельсия -5 +7
Температура воды на поверхности, град. Цельсия -1 +5,9
Max скорость ветра, м/с 35
Осадки, мм/год 1000 1500
Средняя солёность воды, % 35

Граница плавучих льдов находится между 35 и 56 параллелями, поэтому в проливе, особенно в южной его части, встречаются айсберги, дрейфующие вслед за течением к востоку. В 2011 г. появились сделанные из космоса снимки гигантской ледяной глыбы. Площадь её видимой поверхности была сравнима с размерами княжества Люксембург.

Пролив находится в зоне конвергенции, которая может считаться границей Южного океана. Здесь встречаются холодные антарктические воды с более тёплыми течениями умеренных широт.

Эта полоса проходит между северной границей плавучих льдов и линией наибольшего оледенения, в среднем на 53 градусе ю. ш. Граница эта невидима, но вовсе не воображаема. Она разделяет акватории с различными составами воды, флорой и фауной, климатическими условиями.

Несмотря на свою грозную и заслуженную славу «кладбища кораблей», пролив Дрейка может быть тихим в течение двух дней, которые нужны, чтобы пройти через него. Погода здесь меняется часто и резко. Это отражено в поговорке моряков: «drake maybe shake or lake» («Дрейк может быть трясучкой или озером»).

Около 25% водной поверхности покрыто льдом. Зимой граница замерзания смещается к северу, изредка, в самые холодные годы, доходя до Патагонии. В конце лета (февраль) пролив обычно освобождается от льда. Здесь часто бывают густые туманы и фантастически прекрасные кратные радуги.

Природные особенности

Растительность на берегах скудная. Кроме небольших лесов антарктического бука, флора представлена в основном несколькими видами лишайников.

Воды пролива Дрейка богаты планктоном. Особенно много здесь мельчайших ракообразных, называемых крилем. Он имеет огромное значение в питании синих и плавниковых китов, кальмаров, императорских пингвинов, тюленей-крабоедов. Из рыб самый массовый вид – антарктическая треска.

Здесь обитают удивительные хладнокровные виды, «ледяные рыбы». Их называют бескровными, потому что в их крови нет гемоглобина. Встречается несколько видов дельфинов.

Многочисленные острова в проливе служат приютом для птичьих базаров (буревестники, поморники, альбатросы, фрегаты). Морские котики и другие тюленеобразные (например, морской леопард, который умеет прогрызать полынью в ледяном покрове) часть года проводят здесь, потому что холодные антарктические воды, богатые планктоном, обеспечивают им надёжную кормовую базу.

Пингвины (антарктический, Адели, золотоволосый) делят холодные пляжи с тюленями. Отмели на побережьях пролива заселены и более мелкими животными. Здесь обитают осьминоги, мидии, баланусы, крабы, креветки.

Интересные факты о проливе

  1. Пролив Дрейка настолько велик, что не все учёные соглашаются считать его проливом.
  2. Моряки эпохи великих географических открытий называли мыс Горн «Дьяволовой пастью» и «Старым людоедом» и сложили множество страшных легенд о нём.
  3. Этим водам присвоены почётные титулы «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые».
  4. Английская королева Елизавета I высоко ценила мужество людей, совершивших трудный и опасный проход через пролив. Она повелела выдавать медную серьгу всем морякам, обогнувшим мыс Горн. Обладателям этой награды полагалась бесплатная выпивка в трактирах по всему миру. Позже появились серебряные и золотые серьги для тех, кто прошёл проливом дважды и трижды.
  5. Френсис Дрейк в этом походе нашел столь богатую добычу, что её хватило на приобретение собственного замка, Бакленд-эбби в Девоншире.
  6. В современном мире проход через пролив по-прежнему считается трудным и чрезвычайно почётным. Возник аналог елизаветинской серьге. Туристам, прошедшим пролив Дрейка, выдают специальный сертификат; правда, бесплатным пивом он не обеспечивается.
  7. Регулярного морского сообщения через пролив по-прежнему нет, и круизные линии здесь не проходят. Только крупные суда класса «Панамакс» могут относительно безопасно пользоваться этим путём.
  8. Мировое океанографическое сообщество ведёт здесь постоянные наблюдения. Данные, полученные научными станциями в проливе Дрейка, позволили уточнить картину океанических течений и создать ряд совершенно новых моделей глобальной циркуляции.
  9. Город Ушуайя на Огненной Земле (северная граница пролива) с населением 60 тыс. человек – самый южный в мире. Отсюда идёт сообщение (в том числе, туристическое) с Антарктидой через пролив Дрейка.
  10. Поблизости от Ушуайи находится самая южная в мире железная дорога (7 км путей соединяют город и Национальный парк).
  11. Остров и мыс Горн в 1945 г. стали территорией Национального парка Кабо-де-Орнос. Здесь же находятся знаменитый чилийский маяк и станция ВМФ Чили.
  12. В 2010 г. русский путешественник Фёдор Конюхов, совершивший более 50 уникальных экспедиций, поставил на мысе Горн деревянный крест православного образца в память о всех моряках, чьи жизни забрал суровый мыс Горн.
  13. Проливы Магеллана и Бигля, расположенные севернее, намного спокойнее, так как защищены островами Огненной Земли. Но по этой же причине они часто покрыты льдом. Кроме того, они проходимы только для пароходов, а парусникам в тесных извилистых протоках между островами не хватает места для маневрирования.

Ураганный ветер и сильное течение препятствуют в проливе судоходству. Дрейк, пусть и случайно, нашёл новый путь из океана в океан. На карте мира появился проход, не ограничивающий размер судна (как Панамский канал) или его тип, или сезон.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о проливе Дрейка

Пролив Дрейка — самое штормовое место на земле:

Пролив Дрейка: «Форточка Ревущих 40-х Ветров»

Пролив Дрейка (англ. Drake Passage), «перемычка» между Атлантическим и Тихим океанами, является самым широким проливом: его ширина составляет 820 км в самой узкой части, местами достигая 1120 км. Протяженность — 460 км, глубина – от 276 до 5250 м. Основное направление течения: северо-восток. Средняя скорость движения воды: около 2 км/ч. Пролив расположен между южноамериканским архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами (Антарктида), омывая берега Аргентины, Чили и Антарктиды (не принадлежащей ни одному государству).

Погода в этом районе крайне неустойчива, часты сильные штормы. До 25% южной части пролива с апреля по ноябрь покрыто льдом, летом там много айсбергов.

Дрейфующие льды достигают Южноамериканского материка.

«Нечаянное» географическое открытие

До официального открытия Панамского канала (1920 г.), основными морскими путями из Атлантического океана в Тихий были проливы Магелланов, Бигля и Дрейка. Бесспорно, проливы Магеллана и Бигля значительно сокращают путь и намного безопаснее пролива Дрейка, особенно у мыса Горн, прозванного моряками мысом Дьявола. Но парусникам сложно было лавировать в этих узких проливах, а зимой они часто скованы льдами. Поэтому корабли, на свой страх и риск решившие обогнуть Южноамериканский материк со стороны Атлантики, невзирая на плотные туманы, дожди, на постоянную угрозу шторма и встречи с айсбергом, вынуждены были идти по широкому, никогда не замерзающему проливу Дрейка.

Пролив получил свое имя в честь английского пирата и работорговца (позже вице-адмирала) Френсиса Дрейка, обогнувшего коварный мыс Горн в 1578 году во время совершения кругосветного путешествия, которое, в сущности, являлось пиратским рейдом по побережью Тихого океана. Но моряки и географы той эпохи обязаны именно этому «властному, жадному, мстительному человеку с бешеным нравом» (по свидетельству современников) многими важными уточнениями карты мира.

В погоне за драгоценными камнями, золотом, серебром, пряностями и рабами, мимоходом, случайно было совершено много великих географических открытий. Так и встреча с проливом, получившим имя Дрейка, произошла по воле случая. Сэр Френсис Дрейк, официальный его первооткрыватель, шел через Магелланов пролив, на выходе из которого корабли расшвыряло бурей. Одному из трех кораблей, флагману «Пеликан», удалось прорваться к Тихому океану, но его отбросило далеко на юг, где за безымянным утесом открывались бескрайние океанские просторы. На радостях «Пеликан» был переименован экипажем в «Золотую лань», которая, после мародерства и разбоя на тихоокеанском побережье, вернулась домой, нагруженная золотом и пряностями.

Пролив Дрейка — «Форточка» для западных ветров

Условная линия границы между Атлантическим и Тихим океанами проходит в проливе Дрейка, от мыса Горн до о. Снежный (Южные Шетландские о-ва).

Сильнейшие западные ветры (превалирующие между 40° и 55° ю. ш.), известные как «ревущие сороковые», дойдя до Южноамериканского континента, наталкиваются на могучую стену Анд. Единственным проходом для них становится пролив Дрейка, где возникает грандиозный «сквозняк», осложненный встречными ветрами и циклонами, спускающимися с Анд.

Эти ветры порождают циркумполярное Антарктическое течение, называемое течением Западных Ветров, – исполинскую «реку», опоясывающую Антарктику.

Мировая ассоциация океанологов ведет изучение гидрологии в проливе с 1993 года, потому что в этом районе удобнее всего наблюдать за могучим Антарктическим течением, которое по расходу воды превышает Амазонку почти в 600 раз!

Природные достопримечательности

  • густые туманы и фантастические радуги;
  • самые мощные в мире ветра и сильнейшие штормы вблизи мыса Горн;
  • многочисленные айсберги;
  • морская фауна представлена огромным количеством осьминогов, крабов, баланусов, мидий и креветок;
  • на побережье и островах живут громадные колонии пингвинов, буревестников, альбатросов и множество других морских птиц;
  • здесь водятся киты и дельфины.


Пролив Дрейка. Какой морской пролив является самым широким в мире?

Сэр Френсис Дрейк был очень удачливым человеком. Один из величайших землепроходцев в истории нашей планеты волей судьбы стал не менее великим и знаменитым пиратом, получившим вначале лицензию на каперство из рук английской королевы Елизаветы, а затем удостоенный ею же за подвиги во имя Британской империи почетного титула и ставший вице-адмиралом.

Удача сопутствовала ему и в 1578 году, когда влекомый волею штормового ветра его корабль пронесло мимо Магелланова пролива, куда он направлялся, чтобы осуществить кругосветное путешествие, и вынесло в открытое море.

Так невольно впервые был осуществлен проход по самому широкому в мире проливу, соединяющему воды Атлантического и Тихого океанов, который на всех картах мира именуется проливом Дрейка. Правда, испанцы полагают, что приоритет в открытии этого пролива должен принадлежать прошедшему по этому маршруту еще в 1526 году испанскому капитану Франциско Осесу. Однако «везунку» Дрейку и здесь способствовала удача, и если об Осесе знают единицы, то имя Дрейка — вот оно, перед нами, на большинстве географических карт мира.

Во время того плавания из шести кораблей только флагманскому судну удалось пройти вновь открытым проливом в Тихий океан. Один корабль вернулся в Англию, остальные погибли. Флагман, первоначально называемый «Пеликан», штормом был отнесен далеко на юг, где его сильным течением пронесло мимо небольшого островка, и вскоре он попал в безбрежные просторы Тихого океана.

В честь счастливого спасения «Пеликан» был переименован в «Золотую лань». Причина выбора нового названия проста. Френсис Дрейк имел богатого покровителя Кристофера Хаттона, на гербе которого была изображена золотая лань. Суеверный, как все моряки, Дрейк, увидев в спасении некий знак, изменил имя своему судну, которое после этого еще много лет честью и правдой служило своему хозяину.

Ширина пролива Дрейка в самом узком месте составляет 820 км, достигая в отдельных местах 1120 км. В то же время его длина всего 460 км, а глубина от 276 до 5250 м. Часть пролива относится к акватории Атлантического океана, а часть — Тихого. Условную границу решили провести от острова Горн Огненной Земли до острова Снежный Южных Шетландских островов, являющихся частью Антарктиды.

Близость к Антарктиде накладывает свой отпечаток на пролив и все, что его окружает. В теплое время года вода еле-еле достигает 6 °C. Правда, зимой она тоже не критически холодная, и удерживается в среднем на уровне 3 °C. Поэтому замерзает пролив, в отличие от своих ближайших соседей, не более чем на четверть, что делает его судоходным круглый год. Температура воды в проливах Магеллана и Бигля примерно такая же, но там почти нет течения, в связи с чем они несколько месяцев скованы льдом.

В отличие от них через пролив Дрейка мчится громадная масса воды, нагнетаемая сильнейшими западными ветрами, бушующими между 40° и 55° южной широты и названными «ревущие сороковые». Ветра упираются в непреодолимую для них изогнутую цепь Анд, протянувшуюся от панамского перешейка до самой южной окраины материка, и в попытке найти «лазейку» устремляются на юг, создавая мощнейшее Антарктическое циркумполярное течение, или течение Западных Ветров. Эта река, несущаяся по бурному морю, перемещает воды примерно в 600 раз больше, чем Амазонка, при скорости течения до 4 метров в секунду.

Долгое время никто не рисковал пройти из океана в океан проливом Дрейка, и лишь в 1616 году голландская шхуна капитана Виллема Схоутена обогнула Южную Америку по самому короткому пути. Ими же было дано название крайней точки архипелага — мыс Горн.

С этого момента началась бурная жизнь пролива Дрейка, которая продолжалась немногим более трех сотен лет до официального открытия Панамского канала. С 1920 года проливы Дрейка, Магеллана и Бигля, дававшие до той поры единственную возможность для прохода судов из Атлантики в Тихий океан и обратно, потеряли свое значение, и о них, возможно, совсем забыли бы, если бы не присущее человечеству любопытство.

Речь идет о развитии круизного флота и появлении гигантских пассажирских судов, которым не страшны ни «бушующие сороковые», ни «неистовые пятидесятые». Пассажиры этих судов жаждут пройти по легендарному маршруту, мимо «старого людоеда» или «мыса дьявола», как моряки некогда называли мыс Горн. Ведь там западные ветры дуют с немыслимой скоростью — 35 метров в секунду, и это не предел. А волны вздымаются на высоту пятиэтажного дома, и море при этом считается довольно-таки спокойным. Летом там штормит еженедельно. Весной эта цифра доходит до двух раз в неделю, а уж зимой — шторма вообще не прекращаются.

Конечно, сидя в удобном кресле, смотреть на бушующее где-то там глубоко внизу море — это не то, что цепляться обледеневшей рукой за леера, стоя на шканцах утлого парусного суденышка, но все равно способствует обильному выбросу адреналина в кровь. Поэтому на самые популярные морские круизы, маршрут которых проложен через пролив Дрейка, путевки закупаются заблаговременно.

В эпоху Великих Географических открытий парусные суда, следующие из Тихого в Атлантический океан, постоянно шли через самый широкий пролив в мире и моряки никогда не были уверены, что им удастся покорить эту коварную водную преграду. До сих пор прохождение на паруснике через пролив Дрейка ценится среди яхтсменов подобно восхождению на Джомолунгму среди альпинистов.

Много обычаев, связанных с проливом Дрейка и мысом Горн, родилось у моряков. Самый известный среди них — следующий: якобы британская королева Елизавета I повелела, чтобы после первого прохождения по данному маршруту, английские моряки прокалывали левое ухо и вдевали в него медную серьгу, что давало им право на бесплатное посещение всех пивных на своем пути. И морякам следовало повторить этот подвиг, чтобы поменять медную серьгу на серебряную. Ну, а золотая серьга в ухе давала право считать моряка «морским волком», поскольку он три и более раз побывал на краю гибели в морской пучине.

Говорят, что всем туристам, прошедшим через пролив Дрейка и обогнувшим при этом мыс Горн, вручают специальный памятный сертификат. Мы тоже надеялись пополнить свою домашнюю коллекцию подобным документом, но нам его, к сожалению, так и не вручили.

Пролив Дрейка. Какой морской пролив является самым широким в мире?

Сэр Френсис Дрейк был очень удачливым человеком. Один из величайших землепроходцев в истории нашей планеты волей судьбы стал не менее великим и знаменитым пиратом, получившим вначале лицензию на каперство из рук английской королевы Елизаветы, а затем удостоенный ею же за подвиги во имя Британской империи почетного титула и ставший вице-адмиралом.

Удача сопутствовала ему и в 1578 году, когда влекомый волею штормового ветра его корабль пронесло мимо Магелланова пролива, куда он направлялся, чтобы осуществить кругосветное путешествие, и вынесло в открытое море.

Так невольно впервые был осуществлен проход по самому широкому в мире проливу, соединяющему воды Атлантического и Тихого океанов, который на всех картах мира именуется проливом Дрейка. Правда, испанцы полагают, что приоритет в открытии этого пролива должен принадлежать прошедшему по этому маршруту еще в 1526 году испанскому капитану Франциско Осесу. Однако «везунку» Дрейку и здесь способствовала удача, и если об Осесе знают единицы, то имя Дрейка — вот оно, перед нами, на большинстве географических карт мира.

Во время того плавания из шести кораблей только флагманскому судну удалось пройти вновь открытым проливом в Тихий океан. Один корабль вернулся в Англию, остальные погибли. Флагман, первоначально называемый «Пеликан», штормом был отнесен далеко на юг, где его сильным течением пронесло мимо небольшого островка, и вскоре он попал в безбрежные просторы Тихого океана.

В честь счастливого спасения «Пеликан» был переименован в «Золотую лань». Причина выбора нового названия проста. Френсис Дрейк имел богатого покровителя Кристофера Хаттона, на гербе которого была изображена золотая лань. Суеверный, как все моряки, Дрейк, увидев в спасении некий знак, изменил имя своему судну, которое после этого еще много лет честью и правдой служило своему хозяину.

Ширина пролива Дрейка в самом узком месте составляет 820 км, достигая в отдельных местах 1120 км. В то же время его длина всего 460 км, а глубина от 276 до 5250 м. Часть пролива относится к акватории Атлантического океана, а часть — Тихого. Условную границу решили провести от острова Горн Огненной Земли до острова Снежный Южных Шетландских островов, являющихся частью Антарктиды.

Близость к Антарктиде накладывает свой отпечаток на пролив и все, что его окружает. В теплое время года вода еле-еле достигает 6 °C. Правда, зимой она тоже не критически холодная, и удерживается в среднем на уровне 3 °C. Поэтому замерзает пролив, в отличие от своих ближайших соседей, не более чем на четверть, что делает его судоходным круглый год. Температура воды в проливах Магеллана и Бигля примерно такая же, но там почти нет течения, в связи с чем они несколько месяцев скованы льдом.

В отличие от них через пролив Дрейка мчится громадная масса воды, нагнетаемая сильнейшими западными ветрами, бушующими между 40° и 55° южной широты и названными «ревущие сороковые». Ветра упираются в непреодолимую для них изогнутую цепь Анд, протянувшуюся от панамского перешейка до самой южной окраины материка, и в попытке найти «лазейку» устремляются на юг, создавая мощнейшее Антарктическое циркумполярное течение, или течение Западных Ветров. Эта река, несущаяся по бурному морю, перемещает воды примерно в 600 раз больше, чем Амазонка, при скорости течения до 4 метров в секунду.

Долгое время никто не рисковал пройти из океана в океан проливом Дрейка, и лишь в 1616 году голландская шхуна капитана Виллема Схоутена обогнула Южную Америку по самому короткому пути. Ими же было дано название крайней точки архипелага — мыс Горн.

С этого момента началась бурная жизнь пролива Дрейка, которая продолжалась немногим более трех сотен лет до официального открытия Панамского канала. С 1920 года проливы Дрейка, Магеллана и Бигля, дававшие до той поры единственную возможность для прохода судов из Атлантики в Тихий океан и обратно, потеряли свое значение, и о них, возможно, совсем забыли бы, если бы не присущее человечеству любопытство.

Речь идет о развитии круизного флота и появлении гигантских пассажирских судов, которым не страшны ни «бушующие сороковые», ни «неистовые пятидесятые». Пассажиры этих судов жаждут пройти по легендарному маршруту, мимо «старого людоеда» или «мыса дьявола», как моряки некогда называли мыс Горн. Ведь там западные ветры дуют с немыслимой скоростью — 35 метров в секунду, и это не предел. А волны вздымаются на высоту пятиэтажного дома, и море при этом считается довольно-таки спокойным. Летом там штормит еженедельно. Весной эта цифра доходит до двух раз в неделю, а уж зимой — шторма вообще не прекращаются.

Конечно, сидя в удобном кресле, смотреть на бушующее где-то там глубоко внизу море — это не то, что цепляться обледеневшей рукой за леера, стоя на шканцах утлого парусного суденышка, но все равно способствует обильному выбросу адреналина в кровь. Поэтому на самые популярные морские круизы, маршрут которых проложен через пролив Дрейка, путевки закупаются заблаговременно.

В эпоху Великих Географических открытий парусные суда, следующие из Тихого в Атлантический океан, постоянно шли через самый широкий пролив в мире и моряки никогда не были уверены, что им удастся покорить эту коварную водную преграду. До сих пор прохождение на паруснике через пролив Дрейка ценится среди яхтсменов подобно восхождению на Джомолунгму среди альпинистов.

Много обычаев, связанных с проливом Дрейка и мысом Горн, родилось у моряков. Самый известный среди них — следующий: якобы британская королева Елизавета I повелела, чтобы после первого прохождения по данному маршруту, английские моряки прокалывали левое ухо и вдевали в него медную серьгу, что давало им право на бесплатное посещение всех пивных на своем пути. И морякам следовало повторить этот подвиг, чтобы поменять медную серьгу на серебряную. Ну, а золотая серьга в ухе давала право считать моряка «морским волком», поскольку он три и более раз побывал на краю гибели в морской пучине.

Говорят, что всем туристам, прошедшим через пролив Дрейка и обогнувшим при этом мыс Горн, вручают специальный памятный сертификат. Мы тоже надеялись пополнить свою домашнюю коллекцию подобным документом, но нам его, к сожалению, так и не вручили.

Пролив Дрейка. Где находится на карте мира, какие океаны соединяет, описание

Пролив назван в честь английского мореплавателя пирата Фрэнсиса Дрейка, который прошёл этим проливом в 1578 году.

Ссылки

  • Пролив Дрейка — статья из Большой советской энциклопедии
  • Пролив Дрейка на сайте Национального океанографического центра в Саутгемптоне
  • Самый широкий пролив на Земле: пират разбушевался
Атлантический океан
Моря Азовское море · Балтийское море · Ирландское море · Карибское море · море Лабрадор · море Лазарева · Мраморное море · море Рисер-Ларсена · Саргассово море · Северное море · Море Скоша · Средиземное море (Альборан, Балеарское море, Лигурийское море, Тирренское море, Адриатическое море, Ионическое море, Эгейское море) · море Уэдделла · Чёрное море
Важнейшие заливы Бискайский залив · Бристольский залив · Гвинейский залив · Мексиканский залив · залив Мэн · залив Святого Лаврентия
Важнейшие проливы Большой Бельт · Босфор · Гибралтарский · Дарданеллы · Датский · Дейвисов · Дрейка · Кабота · Каттегат · Керченский · Ла-Манш · Малый Бельт · Мессинский · Скагеррак · Флоридский · Эресунн · Юкатанский
Рельеф дна хребет Авес · Азорское плато · Ангольская котловина · Аргентинская котловина · Африканско-Антарктический хребет · Балеарская котловина · хребет Баракуда · хребет Беата · Бермудское плато · плато Блейк · Блейк-Багамский хребет · Бразильская котловина · Венесуэльская котловина · плато Вознесения · Гвианская котловина · Гвинейская котловина · Гвинейское поднятие · Гелленский жёлоб · разлом Гиббс · плато Гобан · Западно-Европейская котловина · котловина Зелёного мыса · Иберийская котловина · жёлоб Кайман · хребет Кайман · Капская котловина · жёлоб Кингс · Китовый хребет · Критская котловина · Лабрадорская котловина · Ливийский жёлоб · возвышенность Мод · возвышенность Никарагуа · Ньюфаундлендская котловина · Ньюфаунлендский хребет · плато Подкупайн · жёлоб Пуэрто-Рико · разлом Рейкьянес · хребет Рейкьянес · плато Риу-Гранди · возвышенность Роколл · впадина Романш · жёлоб Романш · плато Сан-Паулу · поднятие Сеара · Северо-Американская котловина · Северо-Атлантический хребет · Северо-Африканская котловина · Срединно-Атлантический хребет · котловина Сьерра-Леоне · Тирренская котловина · Фарреро-Исландский порог · Фолклендское плато · хребет Хоттон · Центральная котловина (Средиземное море) · Эллинский жёлоб · Южно-Антильский хребет · Южно-Атлантический хребет · Южно-Сандвичев жёлоб
Крупнейшие острова и архипелаги Азорские острова · Аландские острова · Антикости · Багамские острова · Балеарские острова · Бермудские острова · острова Бижагош · Биоко · Большие Антильские острова · Британские острова · Вознесения · Готланд · Зеландия · острова Зелёного Мыса · Ионические острова · Исландия · Канарские острова · Кейп-Бретон · острова Киклады · Кипр · Корсика · Крит · Лесбос · Лолланн · Лонг-Айленд · архипелаг Мадейра · Малые Антильские острова · Маражо · Моонзундский архипелаг · Ньюфаундленд · архипелаг Огненная Земля · Мальта · Принсипи · Принца Эдуарда · Сан-Томе · Сардиния · Святой Елены · Сицилия · Фарерские острова · Фолклендские (Мальвинские) острова · Фюн · Эвбея · Эланд · Южная Георгия · Южные Оркнейские острова · Южные Сандвичевы острова · Южные Спорады · Южные Шетландские острова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Пролив Дрейка” в других словарях:

Дрейка — пролив, между архипелагом Огненная Земля и Юж. Шетландскими о вами, соединяет Атлантический и Тихий океаны. Англ, мореплаватель Френсис Дрейк (1540 1596), пройдя в 1578 г. Магеллановым проливом из Атлантического океана в Тихий, в результате бури… … Географическая энциклопедия

Дрейка — пролив, между архипелагом Огненная Земля и Юж. Шетландскими о вами, соединяет Атлантический и Тихий океаны. Англ, мореплаватель Френсис Дрейк (1540 1596), пройдя в 1578 г. Магеллановым проливом из Атлантического океана в Тихий, в результате бури… … Топонимический словарь

Дрейка (пролив) — Координаты: 58°34′49″ ю. ш. 62°54′34″ з. д. / 58.580278° ю. ш. 62.909444° з. д. … Википедия

Дрейка пролив — Координаты: 58°34′49″ ю. ш. 62°54′34″ з. д. / 58.580278° ю. ш. 62.909444° з. д. … Википедия

Дрейка — Координаты: 58°34′49″ ю. ш. 62°54′34″ з. д. / 58.580278° ю. ш. 62.909444° з. д. … Википедия

Пролив — Керченский пролив. Вид с крымского берега. Пролив водное пространство, расположенное между двумя участками суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части … Википедия

Пролив — относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее водные бассейны или их части. В типичных случаях П. имеют свой особый гидрологический режим, что отличает их от проходов (обычно в архипелагах… … Большая советская энциклопедия

ДРЕЙКА ПРОЛИВ — ДРЕЙКА пролив, между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетлендскими островами. Соединяет Атлантический и Тихий океаны. Длина 460 км. Самый широкий (до 1120 км) пролив на Земле. Глубина до 5249 м. Штормы; айсберги … Современная энциклопедия

ДРЕЙКА ПРОЛИВ — между арх. Огненная Земля и Юж. Шетлендскими о вами, соединяет Атлантический и Тихий ок. Длина 460 км. Самый широкий (до 1120 км) пролив на Земле; глубина до 5249 м. Штормы; айсберги … Большой Энциклопедический словарь

Дрейка пролив — ДРЕЙКА ПРОЛИВ, между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетлендскими островами. Соединяет Атлантический и Тихий океаны. Длина 460 км. Самый широкий (до 1120 км) пролив на Земле. Глубина до 5249 м. Штормы; айсберги. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Пролив Дрейка

Пролив Дрейка самый широкий пролив в мире, находится между Южной Америкой и Антарктидой.

Это водоразделительная линия между Тихим и Атлантическим океанами, довольно опасное место для путешественников и кораблей.

Открытие пролива

Еще в середине 1520-х гг. здесь оказался испанский мореплаватель Франциско де Осес. Из-за сильного шторма его корабль был выброшен к южным берегам Огненной Земли. Возможно, что именно тогда он вошел в пролив.

Картографы из Испании наносили на карту это место как пролив или море Осеса. Официальное открытие произошло случайно в 1578 г. Авторство приписывают известному пирату и мореплавателю Фрэнсису Дрейку, который, попав в бурю в Магеллановом проливе, оказался далеко в южной части океана.

Пролив Дрейка на карте фото

Дрейк стремился просто найти путь домой, чтобы добраться до Британских островов. Так он открыл пролив, получивший его имя.

Исторические события

До 1920 г. корабли переходили из Атлантики в Тихий океан через три пролива: Бигля; Дрейка; Магелланов. Наиболее короткими путями считались проливы Бигля и Магелланов, но они очень узкие, особенно около мыса Горна. Здесь много раз происходили кораблекрушения, поэтому моряки называли его Дьявольским мысом.

Зимой эти проливы сковывает льдом, поэтому судоходство тут становится невозможным. Из-за этого корабли отправлялись в плавание по проливу Дрейка, который никогда не замерзает. Это были опасные путешествия, поскольку в этой части океана и Южной Америки наблюдались дожди, штормы, очень густые туманы, дрейфующие айсберги.

Пролив Дрейка фото

Современники Дрейка, который активно занимался пиратской деятельностью, считали, что пролив отвечает нраву мореплавателя. Он отличался властным, жадным, бешеным нравом, почти как открытый им пролив. Но результаты кругосветного путешествия имели важное историческое и географическое значение для мира и науки.

Благодаря сделанным открытиям, были нанесены важные уточняющие факты на физическую карту мира. За это королева Елизавета Первая присвоила Дрейку титул вице-адмирала, и это при том, что из экспедиции выстоял только один корабль Пеликан. Его трюмы были забиты следующими вещами:

  • Золотом;
  • Серебром;
  • Пряностями;
  • Драгоценностями и камнями.

Особую ценность составляли рабы, которых Дрейк привез в Англию.

Характеристика

Минимальная ширина пролива составляет почти 820 километров, максимальная – достигает 900 и более километров. Дно располагается очень глубоко. Средняя величина составляет 4 километра, а в некоторых участках достигает 5км и более. Волны тут поднимаются до 15 метров, а иногда и выше.

пролив Дрейка. шторм начинается фото

По проливу проходит течение Западных Ветров или Антарктическое циркумполярное течение, которое проходит по всем земным меридианам. Водные потоки тут постоянно циркулируют, что является уникальным и неповторимым явлением в мире. Это мощное течение, обеспечивающее сильные штормы и ветра в проливе. Скорость воздушных масс составляет 35 метров в секунду.

Антарктида обеспечивает пролив постоянными дрейфующими айсбергами, большая часть которых находится в южной части. Температура воздуха составляет всего +5 градусов, а воды колеблется между -2 и +10. Климат в проливе дождливый и ветреный, зима холодная, лето прохладное.

Рельеф

Пролив Дрейка ограничен с северной стороны архипелагом Огненная Земля, принадлежащий Чили и Аргентине. С южной стороны находятся Южные Шетландские острова, которые географы отнесли к Антарктиде. Берега архипелага и островов скалистые, высокогорные, разделенные ледниками и долинами. Между ними встречаются фьорды.

пролив Дрейка. закат фото

На островах Огненной Земли большая часть рельефа покрыта горами и горными массивами, сформированные, как валуны, долины, моренные озера. Горы поднимаются с дна океана, что делает проход по проливу опасными и непредсказуемым.

Города

В проливе Дрейка между двумя океанами находится мыс Горн и группа небольших островов, которые называются Диего-Рамирес. Единственным городом, который построен на берегах архипелага, является Ушуайя. Его население составляет около 60 тысяч человек.

город Ушуайя фото

Несколько южнее от города находятся Пуэрто-Уильямс – небольшой рыбацкий поселок, который соседствует с деревней Поэрто-Торо. Стационарное население составляет всего 50 человек. В основном, это рыбаки.

Ушуайя является крупным портом, центром частного яхтинга и экстремального туризма. С противоположной стороны – на Южных Шетландских островах – расположено около 10 научно-исследовательских станций.

Животный мир

В проливе живут множество видов животных, хотя климат тут не самый приветливый и благоприятный. В первую очередь, это разнообразные виды пингвинов, самыми крупными из которых являются антарктический, магелланов, папуанский, Адели, золотоволосый. Живут они в Антарктиде и берегах южноамериканского континента.

морские котики и пингвины в проливе Дрейка фото

Много тут и птиц, например, буревестники или поморники. В воде плавает различные виды планктона – фито- и зоологический. Например, диатомовые сине-зеленые водоросли, веслоногие.

Встречаются и более крупные животные – синий кит, тюлени, морские леопарды, питающиеся рыбой, моллюсками, пингвинами, более мелкими видами тюленей.

Интересные факты

В проливе наблюдаются очень красивые разноцветные радуги, довольно густые туманы, пройти через которые можно с помощью дополнительного освещения. В воде водятся огромное количество разновидностей осьминогов, крабов, мидий и креветок. Самые сильные порывы ветра наблюдаются около берегов мыса Горн.

Пролив Дрейка

Пролив Дрейка самый широкий пролив в мире, находится между Южной Америкой и Антарктидой.

Это водоразделительная линия между Тихим и Атлантическим океанами, довольно опасное место для путешественников и кораблей.

Открытие пролива

Еще в середине 1520-х гг. здесь оказался испанский мореплаватель Франциско де Осес. Из-за сильного шторма его корабль был выброшен к южным берегам Огненной Земли. Возможно, что именно тогда он вошел в пролив.

Картографы из Испании наносили на карту это место как пролив или море Осеса. Официальное открытие произошло случайно в 1578 г. Авторство приписывают известному пирату и мореплавателю Фрэнсису Дрейку, который, попав в бурю в Магеллановом проливе, оказался далеко в южной части океана.

Пролив Дрейка на карте фото

Дрейк стремился просто найти путь домой, чтобы добраться до Британских островов. Так он открыл пролив, получивший его имя.

Исторические события

До 1920 г. корабли переходили из Атлантики в Тихий океан через три пролива: Бигля; Дрейка; Магелланов. Наиболее короткими путями считались проливы Бигля и Магелланов, но они очень узкие, особенно около мыса Горна. Здесь много раз происходили кораблекрушения, поэтому моряки называли его Дьявольским мысом.

Зимой эти проливы сковывает льдом, поэтому судоходство тут становится невозможным. Из-за этого корабли отправлялись в плавание по проливу Дрейка, который никогда не замерзает. Это были опасные путешествия, поскольку в этой части океана и Южной Америки наблюдались дожди, штормы, очень густые туманы, дрейфующие айсберги.

Пролив Дрейка фото

Современники Дрейка, который активно занимался пиратской деятельностью, считали, что пролив отвечает нраву мореплавателя. Он отличался властным, жадным, бешеным нравом, почти как открытый им пролив. Но результаты кругосветного путешествия имели важное историческое и географическое значение для мира и науки.

Благодаря сделанным открытиям, были нанесены важные уточняющие факты на физическую карту мира. За это королева Елизавета Первая присвоила Дрейку титул вице-адмирала, и это при том, что из экспедиции выстоял только один корабль Пеликан. Его трюмы были забиты следующими вещами:

  • Золотом;
  • Серебром;
  • Пряностями;
  • Драгоценностями и камнями.

Особую ценность составляли рабы, которых Дрейк привез в Англию.

Характеристика

Минимальная ширина пролива составляет почти 820 километров, максимальная – достигает 900 и более километров. Дно располагается очень глубоко. Средняя величина составляет 4 километра, а в некоторых участках достигает 5км и более. Волны тут поднимаются до 15 метров, а иногда и выше.

пролив Дрейка. шторм начинается фото

По проливу проходит течение Западных Ветров или Антарктическое циркумполярное течение, которое проходит по всем земным меридианам. Водные потоки тут постоянно циркулируют, что является уникальным и неповторимым явлением в мире. Это мощное течение, обеспечивающее сильные штормы и ветра в проливе. Скорость воздушных масс составляет 35 метров в секунду.

Антарктида обеспечивает пролив постоянными дрейфующими айсбергами, большая часть которых находится в южной части. Температура воздуха составляет всего +5 градусов, а воды колеблется между -2 и +10. Климат в проливе дождливый и ветреный, зима холодная, лето прохладное.

Рельеф

Пролив Дрейка ограничен с северной стороны архипелагом Огненная Земля, принадлежащий Чили и Аргентине. С южной стороны находятся Южные Шетландские острова, которые географы отнесли к Антарктиде. Берега архипелага и островов скалистые, высокогорные, разделенные ледниками и долинами. Между ними встречаются фьорды.

пролив Дрейка. закат фото

На островах Огненной Земли большая часть рельефа покрыта горами и горными массивами, сформированные, как валуны, долины, моренные озера. Горы поднимаются с дна океана, что делает проход по проливу опасными и непредсказуемым.

Города

В проливе Дрейка между двумя океанами находится мыс Горн и группа небольших островов, которые называются Диего-Рамирес. Единственным городом, который построен на берегах архипелага, является Ушуайя. Его население составляет около 60 тысяч человек.

город Ушуайя фото

Несколько южнее от города находятся Пуэрто-Уильямс – небольшой рыбацкий поселок, который соседствует с деревней Поэрто-Торо. Стационарное население составляет всего 50 человек. В основном, это рыбаки.

Ушуайя является крупным портом, центром частного яхтинга и экстремального туризма. С противоположной стороны – на Южных Шетландских островах – расположено около 10 научно-исследовательских станций.

Животный мир

В проливе живут множество видов животных, хотя климат тут не самый приветливый и благоприятный. В первую очередь, это разнообразные виды пингвинов, самыми крупными из которых являются антарктический, магелланов, папуанский, Адели, золотоволосый. Живут они в Антарктиде и берегах южноамериканского континента.

морские котики и пингвины в проливе Дрейка фото

Много тут и птиц, например, буревестники или поморники. В воде плавает различные виды планктона – фито- и зоологический. Например, диатомовые сине-зеленые водоросли, веслоногие.

Встречаются и более крупные животные – синий кит, тюлени, морские леопарды, питающиеся рыбой, моллюсками, пингвинами, более мелкими видами тюленей.

Интересные факты

В проливе наблюдаются очень красивые разноцветные радуги, довольно густые туманы, пройти через которые можно с помощью дополнительного освещения. В воде водятся огромное количество разновидностей осьминогов, крабов, мидий и креветок. Самые сильные порывы ветра наблюдаются около берегов мыса Горн.

Источники:
http://hasta-pronto.ru/drake-passage/
http://shkolazhizni.ru/world/articles/72759/
http://shkolazhizni.ru/world/articles/72759/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/96154
http://2mir-istorii.ru/morya/8917-proliv-dreyka.html
http://2mir-istorii.ru/morya/8917-proliv-dreyka.html
http://990x.top/chto-oznachaet-promo-rum-v-otele.html

Ссылка на основную публикацию