Серафимович женский монастырь Волгоградская область Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий. История, описание

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в городе Серафимович

Женская обитель, расположенная в городе Серафимович (Волгоградская область), который ранее назывался Усть-Медведицкой донской станицей. Основание монастырского комплекса произошло в середине XVII столетия, возведение благословил преподобный патриарх Иоаким. Сегодня женская обитель полностью восстановлена после репрессий и угнетений большевистского периода, здесь проживают добродетельные монахини.

История обители

Монастырь считается самым посещаемым религиозным местом на правом берегу Дона. Его называют исторической жемчужиной края: постройки напоминают о духовном призвании, а стены своей белизной вызывают непомерный архитектурный восторг.

Своему первичному основанию обитель обязана донским казакам, заложившим первый камень в 1638 г. Так как монгольские неприятели совершали постоянные набеги на сооружение, монастырь решили перенести в более укрепленную местность. Второе строительство состоялось в период с 1652 по 1665 год.

Освящение новоявленного комплекса состоялось только в 1670 г., обитель получила название Преображения Господня. Архитектором сооружения являлся игумен Исайя, ему помогали три почетных старца.

Читайте также похожие статьи:

В 1752 г. на Пасху воды Дона вышли из берегов и затопили Усть-Медведицкую обитель, она фактически полностью ушла в речное пространство. Монашеская братия приняла решение о переносе строений дальше от берега и на более высокую местность. Через семь лет комплекс был вновь полностью восстановлен.

Преобразование в женскую обитель

В 1785 г. мужская обитель стала женской при содействии атамана А. Иловайского, отличившегося в баталиях против Турции и Польши. В монастырь пришли на служение четыре десятка монахинь, настоятелем являлся батюшка В. Михайлов. Первой игуменьей женского монастыря назначили матушку Марию (Карпову).

Деятельность монахинь регулировал батюшка В. Михайлов, которого назначил епископ Тихон III. Однако женская обитель действовала только несколько лет, Екатерина II в 1788 г. издала указ о закрытии нескольких комплексов Воронежской епархии. Открытие монастыря произошло осенью 1789 г., сюда стали принимать вдов и девочек-сирот. Руководила общиной та же матушка Мария, которая скончалась в 1827 г., её место заняла игуменья Августа. Новая настоятельница руководила монастырем восемь лет, в этот период здесь стали принимать дочерей донских казаков.

В 1835 г. игуменья Августа покинула бренный мир, её место заняла матушка Афанасия. В этот период Синод обновил письменный указ о правах Преображенской обители (первый экземпляр был создан еще в 1789 г.) Второе издание законодательного постановления исключило позиции, которые обеспечивали монастырскому комплексу содержание за счет государства. За монахинь вступился архиепископ Игнатий, возглавлявший в тот период Воронежскую епархию. Святитель лично составил положение в пользу общины и передал письмо царю. Николай I, рассмотревший прошение, восстановил насельниц в их государственных правах.

Интересно! В истории сохранилась легенда о том, что С. Разин (известный донской казак, возглавивший крупнейшее до XVIII в. восстание на территории Отечества) угрожал разорить монастырский комплекс. Однако Господь воспрепятствовал атаману совершить злодеяние. В день запланированной атаки поднялась сильнейшая буря, которая не позволила войскам Разина переправиться через Дон. На утро этот человек раскаялся в стремлении навредить Божьему дому, он сделал дорогие пожертвования обители в знак своей признательности.

Дальнейшая история

Наставница Афанасия умерла в 1847 г., игуменство перешло к матушке Вирсавии. Под управлением последней на территории монастырского комплекса воздвигли двухъярусную трапезную, увеличилось число монахинь. Матушка Версавия скончалась в конце осени 1863 г.

  • Монастырь достиг наивысшего расцвета при настоятельнице Арсении, родившейся в богатой семье донского купца и получившей достойное образование. В миру игуменью звали Анной, в 17-летнем возрасте отец отправил её в обитель. Девушка отличалась рассудительность, кротким нравом и любовью к труду. В 1854 г. Анна приняла постриг с именем Арсении. В начале 1864 г. матушка стала настоятельницей женского монастыря, в этом чине она служила до 1905 г.
  • При Арсении обитель превратилась в большой духовный центр епархии. На территории открыли школу для девочек, где обучали грамоте и наукам; устроили библиотечный корпус, а также студию для занятий живописью. Монастырский комплекс обогатился домами для священников, двухэтажными монашескими корпусами, хозяйственными помещениями, произошло обновление подворья, за оградой построили паломническую гостиницу.
  • В 1867 г. настоятельница Арсения распорядилась начать воздвижение женского училища, где имели возможность получить образование дети разных сословий. Преподавание материала было бесплатным, оно длилось четыре года. Здесь девочек обучали Закону Божьему, церковнославянскому и русскому языку, математике, истории, географии. Образовательное учреждение существовало до 1918 г.

Игуменья лично создала несколько красивых икон, до настоящего времени сохранилась только одна, её название — «Плащаница Христа». В 1871 г. матушка-настоятельница испросила у архиепископа Платона благословение на постройку в обители Казанского собора. План здания создал московский архитектор И. Горностаев, строительство окончили в 1885 г., а в сентябре храм освятили.

Трудный период и новое время

Обитель официально закрыли в 1928 г., нескольких насельниц отправили в ссылку. Оставшиеся монахини учредили сельскую коммуну и купили дом, где могли жить и молится. Они старательно зарабатывали деньги на пропитание.

После закрытия на монастырской территории организовали колонию для несовершеннолетних преступников. В период с 1942 по 1943 год. здесь располагался военный штаб генерала Н. Ватутина. Женскую обитель в значительной степени разрушили бомбардировки немецких войск в битвах за Сталинград.

В Казанском храме монастыря действовал пионерлагерь, зерновой склад, а спустя время и птицефабрика. Позже грубым способом демонтировали электростанцию в Казанском соборе: строение взорвали так, что остались только голые стены и мраморные колонны.

Возрождение монастырского комплекса началось в 1992 г. Первыми насельниками значились три иеромонаха, несколько послушников, а также два иеродиакона. Братия осуществила ремонт кровли некоторых строений, отреставрировала перекрытия.

Ещё интересные статьи о православии:

С территории убрали оставшиеся элементы электростанции, монахи починили хозяйственные строения, возродили пещеры, благоустроили домовой храм, а также воздвигли настоятельские покои с трапезной.

Женская община вернулась в монастырь в 2001 г., настоятельницей назначили матушку Георгию. Эта группа монахинь прибыла в обитель из Украины. Открытие и освящение Казанской церкви состоялось в начале осени 2012 г., реставрация собора заняла более двух десятков лет. В 2002 г. в нижнем ярусе восстановили храм, освященный в честь Арсения Великого. Преображенскую церковь строили в течение десяти лет, в это же время на территории воздвигли часовню Серафима Саровского.

Святыня монастыря — чудотворный камень Девы Марии

Большинство паломников приезжают сюда, чтобы лицезреть чудотворный камень Пречистой Девы. Он представляет собой твердую монолитную плиту прямоугольной формы, на которой отпечатались следы женских коленей и ладоней.

Одна из легенд гласит, что отпечатки на камне принадлежать игуменьи Арсении, получившей реликвию с небес после горячей молитвы к Деве Марии.

В 70-е годы XX столетия отечественные ученые проводили исследования этой монолитной глыбы. Выяснилось, что каменная порода под следами будто бы запеклась, минералы здесь находятся более плотно, чем на краях плиты. К тому же ученые не смогли определить породу камня, они утверждали: наука не знает подобных минералов на нашей планете.

После того как в окрестностях распространился слух о чудотворных эффектах камня Богородицы, монахини несколько раз пытались вынести эту монолитную плиту из пещеры на поверхность. Однако реликвия не желала покидать своего укромного места, и у инокинь не получалась вытащить его на свет.

Интересно, что его находили в разных местах подземелья, будто бы он самолично разгуливал по катакомбам.

На заметку! Камень часто выделяет чудотворное миро, на нем проводят ритуалы освящения православной атрибутики. Монолитная плита избавляет от бесплодия и множества различных недугов.

Архитектурная композиция

Женский монастырь привлекателен для туристов за счет строений, выполненных в стилистике неповторимого зодчества.

  • Главное здание — Казанский собор, созданный по русско-византийским канонам. Храм имеет крестообразную форму, разделен на два яруса. В нижней части расположена построенная в 1888 г. церковь святителя Арсения. Казанский собор привлекателен не только внешним видом, но и интерьером. Внутри стоят изящные колонны, декорированные капителями. Мрамор для их создания привозили из Италии, изготовление проходило в петербуржской мастерского знаменитого русского скульптора А. Баринова. Центральное сооружение имеет просторную площадь и может вместить до 5 тысяч прихожан.
  • Преображенский храм создавали в стилистике барокко, уникальной особенностью церкви являются установленные в четыре яруса 33 купола, которые символизируют прожитые Христом годы на земле. Внутренняя часть сводов расписана живописными фресками.

Как добраться

Женский монастырь находится на юго-западе Серафимовича, на улице Преображенская, дом № 7. Чтобы добраться из Волгограда до Божьего дома, необходимо ехать по трассе Р-22. Время поездки на личном автомобиле — примерно 4 часа.

Обитель открыта для каждого желающего, богослужения совершаются ежедневно с 7:30 до 18:00.

На заметку! На территории располагается паломническая трапезная, разрешено делать фотоснимки внешнего облика строений.

Обитель, построенная казаками, изначально являлась духовным оплотом донского казачества. Пережив немало суровых испытаний, монастырский комплекс продолжает возрождаться и ежедневно открыт для посещения православными людьми. Паломники приезжают сюда, чтобы полюбоваться прекрасной архитектурой, живописными местами, а также воочию увидеть чудотворный камень Пречистой Девы.

Святыни и достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – православный храм, который расположен на юго-западной окраине города Серафимович.

Благодаря своей уникальной архитектуре и бурной истории, является популярным среди туристов и паломников местом.

В него регулярно приезжают экскурсионные группы из Волгограда, Ростова-на-Дону и других крупных городов России.

История обители

Первый монастырь у реки Дон возле станицы Усть-Медведицкой построен по благословению патриарха Никона в 1552-1662 г. и освящен в 1670.

В 1752, из-за размытия и обрушения берегов реки, сооружение перенесли на нынешнее место, в устье балки. По легенде на комплекс хотел напасть бунтовщик Стенька Разин, но внезапно отказался от своих намерений и послал богатые подарки.

В 1785 г., по просьбе атамана Войска Донского А. И. Иловайского, монастырь из мужского преобразован в женский.

В нем разместились 40 монахинь из Сиротского девичьего собрания. В 1871-1885 г. на территории был построен собор в честь Казанской иконы, оформленный в византийском стиле.

Судьба после революции

С приходом советской власти святыня продолжила свое существование, но в 1928 г. власти добрались и до неё — закрыли, многие монахини подверглись репрессиям.

Сооружения частично разрушались сами, частично были взорваны или уничтожены советской администрацией. Значительные повреждения комплекс получил во время битвы за Сталинград.

Летом-осенью 1942 г. недалеко от здешних стен кипели жаркие бои и располагался штаб генерала Ватутина. После войны о храме никто не заботился и восстановительные работы на его территории не проводились. Из всего комплекса построек до 1992 года сохранился храм Казанской иконы Божией Матери.

Восстановление

В 1992 началось восстановление обители. Первые 10 лет оно проходило очень медленно и финансировалось только на средства прихожан.

Только с начала 2000-х г., когда местность стала популярным туристическим объектом, работы значительно ускорились. После развала СССР обитель была мужской, и только с 2004 она стала женской.

Ныне монастырь вновь работает. Освящение и открытие для прихожан храма Казанской Божией Матери было совершено 9 сентября 2012 г. Тогда же были открыты обе его части: верхняя и нижняя.

С 2004 по 2014 г. были построены храм Преображения Господня и часовня в честь Серафима Саровского. Оба этих объекта дополнили комплекс и сделали его еще более прекрасным.

Архитектурные особенности

На территории находятся 2 храма, которые освящены в честь:

  • Казанской иконы Божией Матери;
  • Преображения Господня.

Размеры первого, оформленного в византийском стиле и имеющего форму креста, позволяют вместить для молитвы более 5000 человек. Для возведения собора использовался итальянский мрамор, обтесанный в Петербурге, в мастерской Баринова.

Второй построен в стиле барокко и имеет 33 главы, установленных в 4 ярусах (по 8 в трёх нижних и 1 на верхушке). Особенно красив он бывает в солнечные дни, когда блистает под лучами небесного светила позолота.

Также в комплекс входят:

  • Арка-звонница;
  • Часовня Серафима Саровского;
  • Дом игуменьи;
  • Колокольня и храм над воротами;
  • Дом для гостей.

Все эти здания оформлены относительно скромно и используются только по своему прямому назначению.

Достопримечательности

Пещеры

По официальной версии пещеры были открыты с 1874 по 1890 г., когда настоятельницей обители была игуменья Арсения.

Пещера которую выкопала Игуменья Арсения.

Но, по свидетельствам археологов и историков, несколько монахинь выполнить огромный объем земляных работ самостоятельно не могли физически, и скорее всего Серафимовичский подземный городок начал существование гораздо раньше.

В 30-е годы прошлого века пещеры были засыпаны, а в 70-е годы вновь откопаны. Общая длина подземных ходов – 165 метров. Для посещения открыты только первые 50 из них.

Попасть внутрь подземного городка можно, спустившись в подвал.

Каменная плита

Это главная святыня ходов, содержащая следы ладоней и коленей. По преданиям, на ней посылала молитвы Богу игуменья Арсения по ночам, в одну из которых ей было ниспослано явление Богородицы.

Святой камень Пресвятой Богородицы.

По официальной версии отпечатки на глыбе оставила сама монахиня, но обитательницы считают, что это сделала Богородица. Согласно рассказам священнослужителей святой камень сам «путешествует» по подземельям, но всегда возвращается на место.

Также, по поверьям, молитвы на святой плите помогают женщинам избавится от бесплодия и калекам снова встать на ноги. С надеждой на исцеление к глыбе ежегодно приходят тысячи паломников.

Грот

Одно из природных сокровищ – грот, посвященный святой грузинской царице Шушанике или Сусанне, которая даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру.

Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещения. В дальнейшем планируется реконструкция памятника природы и проведение экскурсий по нему.

Арка-звонница

Арка-звонница – это остатки постройки XVII века, когда обитель была мужской. В 1934 году это сооружение взорвали и от него осталась только небольшая арка.

При возрождении монастыря она была приспособлена под звонницу. На перекладине, установленной поперек портала, подвешены 7 небольших колоколов, которые издают чудесные звуки во время больших церковных праздников.

Верхушку арки украшают 2 небольших, окрашенных в лазоревый цвет, купола со шпилем. Для того чтобы монахиням было удобно звонить, под порталом сооружен небольшой деревянный помост и лестница.

Источник

Источник известен уже более 200 лет.

Первые письменные свидетельства о нем датируются временем, когда игуменьей была Августа (конец XVIII века). В 1830 году от к роднику была построена каменная лестница.

Некоторые ее фрагменты можно сохранились до наших дней.

Могила семи монахинь

Могила семи монахинь – относительно новый памятник в Усть-Медведицкой обители.

Он был образован в 2014 году, когда на территорию перенесли останки семи его обитательниц, живших в монастыре до 1928 года. После закрытия они образовали коммуну и трудились в ней и постройках комплекса.

Пережили несколько волн репрессий и расстрелов. После смерти монахинь похоронили на городском кладбище Серафимовича и только недавно положили в землю обители.

Адрес и другая полезная информация

Адрес монастыря: Волгоградская обл, г. Серафимович, ул. Преображенская 7. Телефон: +7 (84464) 4-45-44. Добраться до храма можно в составе группы путешественников или самостоятельно на автобусе до города Серафимович, а оттуда пешком.

Официальную информацию о монастыре можно найти на сайте.

Если планируется поездка в монастырь, узнать график работы и расписание богослужений можно здесь

Чтобы доехать до комплекса на автомобиле из Волгограда нужно следовать по трассе Е40 (М21) «Волгоград – Донецк» на запад и повернуть направо за поселком Жирковский, возле небольшой закусочной. У въезда в Серафимович необходимо съехать вправо, на улицы Донскую и 68-й гвардейской дивизии. Общее расстояние от Волгограда до обители составляет 245 км. Время в пути – 3-3,5 часа.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – красивый и интересный храм. Судя по отзывам, посетить его стоит обязательно как верующим, так и не верующим людям. Полезным и приятным будет созерцание архитектуры комплекса религиозных сооружений и живописных берегов Дона возле города Серафимович.

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

Камень Пресвятой Богородицы

Один на весь мир

Сотни паломников ежедневно едут в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь под Серафимовичем, что на территории современной Волгоградской области, чтобы своими глазами увидеть чудесный камень Пресвятой Богородицы. Его ещё называют Монашкин камень или камень Арсении. Это очень твёрдая прямоугольная монолитная глыба, на которой, словно следы на снегу или на сыром бетоне, отпечатались узкие ладони и колени худенькой женщины.

По одной версии, отпечатки принадлежат игуменье Арсении, которой явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне. Молитва монахини была столь горяча, что камень под ней размягчился, как кусок сливочного масла на солнцепёке.

По другому преданию, это след самой Девы Марии. А камень плавно спустился с небес прямо в руки Арсении во время её молитвы Богородице.

Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. Ещё в 70-е годы прошлого века советские учёные проводили ультразвуковые исследования камня, чтобы «развенчать суеверия». Как рассказывают монахини, эти труды дали неожиданные результаты. Во-первых, камень под следами ладоней и колен оказался будто бы спёкшимся — тонкие слои минерала были намного плотнее, чем края глыбы. Во-вторых, так и не смогли определить породу камня. Похож на гранит, но не он. Говорят, на Земле таких больше нет. Может, действительно с неба прилетел?

Страшный суд под землёй

Это главное чудо обители находится в не менее чудесном месте — в рукотворных пещерах под монастырём. Молва накрепко связывает их с именем легендарной подвижницы настоятельницы монастыря игуменьи Арсении.

Дочь знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова Анна, умница и красавица, в 17 лет ушла в монастырь и стала сестрой Арсенией. Не гнушаясь грязной работы, она прошла путь от простой послушницы до настоятельницы монастыря. Так, словно была рождена не в богатой дворянской семье, а в бедной крестьянской. В 1863 году игуменья по просьбам сестёр обители возглавила монастырь. Кроме того, она прославилась как замечательная художница и иконописец.

Первым делом Арсения устроила при монастыре школу, чтобы обучать грамоте девочек из окрестных сёл и неграмотных монахинь, которых в обители было множество. Потом собрала средства и начала на территории монастыря строительство Казанского храма в форме креста, который и поныне украшает берег Дона. Колонны для храма везли из самой Венеции!

А в 1874 году Арсения решила устроить под ним ещё один храм — пещерный.

По преданию, в один прекрасный день монашки заметили холмик свежевырытой земли; каждое утро он становился всё больше и больше. Выяснилось: матушка Арсения копает. пещеры. Руками! Монахини — а их тогда в обители было шестьсот — стали проситься к ней в помощницы. Но она отобрала только троих — своих духовных дочерей Никодиму, Агнию и Викторину.

Длина вырытых ходов впечатляет — около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9°С. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены. Но, говорят, во времена Арсении ходы были гораздо длиннее. Они соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Был также тоннель под Доном, который в этом месте, где соединяются устье реки Медведицы и донские воды, довольно широк. Тоннель вёл в Монастырский лес на другой стороне реки.

Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. В советские годы чего там только не устраивали: и тюрьму, и пионерский лагерь. Так вот, действительно обнаружился ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили.

Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.

Попасть в пещеры можно из притвора церкви Арсения Великого. Главный ход назван самой матушкой Арсенией «Крестный путь Спасителя»; часть пещер, идущая вокруг главного хода, называется «Страстной путь Божией Матери». Арсения намеревалась создать под землёй пещерный храм, но не успела.

Перед входом в подземелье под Казанским собором находится небольшое помещение. Из исторического описания известно, что в нём раздавались свечи и что на западной стене было изображение Страшного суда. Затем шла ещё одна комнатка с иконой «Вход Господень в Иерусалим». Дальше начинается спуск.

В ходах по стенам встречаются различные ниши — ранее в них находились иконы, изображавшие путь Христа на Голгофу. Кое-где остались следы креплений для решёток: очевидно, иконы запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», кельей Троицы. Ходы сходятся в южном секторе и ведут к отдельному помещению, называемому Голгофой.

Следы уходят в древность?

Впрочем, историки сомневаются, что пещерный комплекс был вырыт самой Арсенией и тремя монахинями — слишком уж неподъёмный труд для четырёх женщин.

Надо сказать, древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области множество. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трёхостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжёлую плиту, замуровав себя заживо.

И разбойники Стеньки Разина изрыли Ураков бугор, как мыши головку твёрдого сыра. Всё искали удобное место для клада.

А в Каменнобродском монастыре рукотворный четырёхъярусный комплекс пещер протяжённостью 140 метров вообще вырублен в твёрдых меловых скалах. По легенде, в одной из пещер, дно которой дошло до песчаного грунта, до сих пор хранятся сокровища монастыря — золотые паникадила и подсвечники, которые монашки спрятали от разбойников. Рассказывают, когда закрывали входы в нижние ярусы, 12 монахинь добровольно ушли под землю и остались там. Этот скальный комплекс близ монастыря, который сейчас является не женским, а мужским, был вырыт задолго до появления здесь христиан. Возможно, ещё во времена татаро-монгольского ига.

Вероятно, поэтому кандидат исторических наук Людмила Курышова пишет в своём научном труде: «Для того чтобы устроить подземный монастырь, необходимо приложить огромный труд. Могла ли Арсения со своими монашками проделать такую работу, ведь к тому времени ей было уже за сорок. И ещё один вопрос — почему Арсения не приступала к этой работе раньше? К 1874 году она уже одиннадцать лет была настоятельницей монастыря, и двадцать лет прошло с того дня, когда ею было совершено богомолье в Киев, где она впервые увидела Киево-Печерские пещеры. Скорее всего, связанные со строительством собора работы коснулись и подземелья. Арсения занималась обновлением уже существующих пещер — цементированием потолков, заливкой цементом кирпичных полов. Можно предположить, что пещерный комплекс сформировался раньше. Окончательно точную дату их возникновения сможет дать только очень тщательное обследование и изучение пещер».

Но даже если матушка Арсения не вырыла все ходы сама, а лишь реставрировала и реконструировала по своему плану часть пещерных ходов, потрудиться ей пришлось всё равно немало.

Глыба с характером

Камень Пресвятой Богородицы с отпечатками ладоней и колен нашли в подземной келье игуменьи. Впоследствии, когда распространился слух о его исцеляющих свойствах, монашки много раз пытались вынести камень на поверхность. Ведь к нему нескончаемым потоком потянулись болящие и калеки.

Однако камень проявил характер: только его передвинут поближе ко входу, а он за ночь, оставшись без присмотра, возвращается на прежнее место! Более того, его находили в разных местах и даже в разных ходах пещерного комплекса, словно по ночам он гуляет сам по себе.

Исцеляет ли он? Считается, что, помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от болезней. На нём освящают иконы и нательные кресты. Иногда камень мироточит. Я сама видела: он влажный, словно на нём выступила роса. Случаев исцеления верой после посещения святыни к сегодняшнему дню зафиксировано множество.

Особенно охотно помогает камень женщинам, отчаявшимся забеременеть. Будучи в Усть-Медведицком монастыре, куда я приплыла по Медведице на байдарках с группой туристов-водников, я разговорилась с тридцатитрёхлетней Ириной. Женщина много лет лечилась от бесплодия. Врачи говорили: иметь наследника ей не суждено. Однако пару лет назад Ирина уже побывала в Усть-Медведицком монастыре. Спустилась в пещеры. Горячо помолилась у камня и поцеловала его. И её мечта сбылась: она родила здоровую девочку. В этот раз приехала помолиться и поблагодарить Богоматерь.

А священник Игорь из Палласовского района Волгоградской области так ответил на вопрос об исцеляющих свойствах камня: «Бог в силах даровать благодать через любой предмет. Тем более через иконы, перед которыми молятся, или через мощи угодников Божьих, или через камень, на котором молился святой. Известны случаи чудесного исцеления. Но причина их не в камне, не в иконе. Чудеса не происходят по мановению волшебной палочки, это неправильное, магическое представление. Чудо — это когда живой Бог встречается с живым человеком».

Монашки рассказывали мне, что в монастыре наблюдалось ещё одно необъяснимое с точки зрения науки явление. В советские годы в стенах монастыря был размещён пионерский лагерь, и юные ленинцы порядком изгадили стены храма и прилегающих построек нецензурными надписями.

Когда монастырь вернули Церкви, сёстры первым делом принялись наводить чистоту и порядок. Белить стены. Закрашивать надписи. Однако на колокольне ругательства стали исчезать сами. «Ой, как вы быстро и чисто всё побелили!» — похвалила как-то одна сестра другую. Но оказалось, за колокольню ещё никто и не принимался! По уверению монашек, её белоснежный облик вернулся сам собой. Некоторые из сестёр даже видели, как непристойные надписи блёкли и исчезали на глазах.

Разве не по праву Усть-Медведицкий монастырь считается не только самым красивым, но и самым чудесным в Волгоградской области?

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь был основан 1638 году как донской “Межигорский монастырь”, предназначался для донских казаков.

Содержание

История

По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начинается строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821-1874). Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён предел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Этот храм построен в византийском стиле в форме креста и расчитан на 5000 человек. Колонны с капителями в Казанском храме изготовлены из мрамора привезённого из Италии и обработанного в Санкт-Петербурге в мастерской Баринова.

В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало “коммуну”. Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места.

В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.

Храмы

  • Собор Казанской иконы Божией Матери

Храм Казанской иконы Божией Матери на территории монастыря строился с 1874 года по 1885 год под руководством настоятельницы Арсении. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев.

Матушка Арсения была дочерью предводителя Войска Донского, знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова, который тоже жертвовал деньги на храм. Когда храм был построен и освящен, Арсения вместе с тремя сёстрами-монашками стала рыть пещеры под ним. По замыслу матушки лабиринт отобразил историю последних дней Христа: Страстную неделю, предательство Иуды и казнь Иисуса. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Христа, а другой — Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе.

В 1905 году Арсения преставилась на 72 году жизни. Похоронили её в склепе нижней церкви монастыря.

С приходом советской власти монастырь был закрыт, храм разграблен , гроб игуменьи Арсении был вскрыт, тело ее оказалось нетленным. Наутро гроб с телом исчез и не найден до сих пор.

В настоящее время Собор Иконы Божией Матери Казанская в Спасо-Преображенском Усть-Медведицком монастыре – это верхний храм Казанской иконы Божьей Матери и нижний храм пр. Арсения Великого.

Необыкновенной красоты храм с 33 куполами (по числу лет земной жизни Христа) появился в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре, который расположен в городе Серафимовиче Волгоградской области. Возведение храма в честь Преображения Господня началось по инициативе митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в 2003 году.

При составлении проекта прототипом этого храма послужил Преображенский храм в Кижах, который также является деревянным и многокупольным (33 купола с крестами).

Праздничная церемония освящения храма Господня с 33 куполами состоялась 7 сентября 2014 г.

В честь открытия храма в монастыре состоялся праздник, в котором приняли участие около 10 тысяч паломников. Во время торжеств, в храме пели певчие из Киево-Печерской лавры. Литургию исполняли редким Киевским распевом Х века.

Святыни

10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путём Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путём Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы.

Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер.

Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсении. По преданию, игуменья Арсения молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников.

На этом месте, тогда ещё в мужском монастыре, стоял каменный храм с середины 18-го века. В 1934 году он был взорван и осталась только арка. Игумения Георгия решила переделать оставшуюся арку под звонницу.

На территории монастыря есть грот в память о стойкости грузинской святой Шушаники.

В 2014 году в монастырь перезахоронены с городского кладбища города Серафимовича останков семерых монахинь — Анимаиды, Афанасии, Варсонофии, Евфалии, Евфрасии, Надежды, Раисы. Эти монахини жили в монастыре до 1928 года.

Существовал ещё при игумении Августе. Остался фрагмент лестницы к источнику, которая была построена около 1830 года.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 403441 Волгоградская обл., г.Серафимович, ул. Преображенская, 7

Телефоны: +7 (903) 371-70-49 (мобильный); +7 (84464) 4-45-44

Электронная почта: ust-medveditskymonastery@mail.ru

Паломнику

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Видео






Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (Серафимович)

Координаты: N49 33.978 E42 41.874.

У западной части города Серафимович, недалеко от Дона, стоит Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Момент его возведения ориентировочно датируется 1652 годом и связан с благословлением Св. патриарха Иоакима. В настоящее время обитель практически полностью отреставрирована и заселена монахинями. Усть-Медведицкий монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Это своего рода донская жемчужина, как по духовному значению, так и по внешнему виду (сегодня стены монастыря белоснежны).

Ежедневно сотни туристов и паломников приезжают в Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче — одни помолиться, другие воочию увидеть достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря. Среди них наиболее будоражащими воображение являются выкопанные в 1874 году подземные ходы общей длиной 150 метров. Существует мнение, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона, давая таким образом возможность перебираться на левый берег. В одной из частей пещер и ныне находится главная святыня обители — «монашкин камень». На нем, словно по велению каких-то чудесных сил, остались отпечатки двух ладоней и коленей, по преданию они принадлежат Богородице, которая явилась молившейся здесь матушке Арсении. Другая версия заключается в том, что отпечатки — это следы от молитв самой матушки Арсении. Считается, что если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней.

Во времена Арсении вход в пещеры был оформлен несколько иначе, чем сегодня: «Перед входом – маленькая комната. В этой комнате над дверьми, ведущими в пещеры, ранее висело изображение страшного суда. Пройдя из них узким коридором несколько шагов, встречаются другие двери с иконой над ними – Вход Господень в Иерусалим. Отсюда начинается спуск в пещеры, которые имеют направление в гору на юг. ». Грунт, в котором были ископаны пещеры, требовал дополнительной облицовки, поэтому грунтовые стены, потолки, пол были выложены кирпичом. Главный ход пещер назван «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер наименована «Страстным путем Божьей Матери». В ходах по стенам встречаются различные ниши, где ранее находились иконы, воспроизводящие путь Христа на Голгофу. На некоторых нишах остались следы креплений для решеток, очевидно, что иконы, которые в них находились, запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями: «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», «келья Троицы». Ходы соединяются в южном секторе и ведут к Голгофе, выделенной как отдельное помещение.

История Усть-Медведицкого монастыря Серафимовича тесно переплетается с историей здешних краев, неразрывно связана с ней, и столь же богата событиями, многие из которых подчас очень трагичны. Созданный в 1652 году, спустя 100 лет, в ночь под Пасху 1752 года при разливе Дона он целиком сползает в воду и разрушается. К 1759 году Усть-Медведицкий монастырь отстраивается заново. Были карательные экспедиции, направляемые сюда Петром Первым в годы Булавинского восстания, и упразднение обители в 1788 году, и гремевшие здесь сражения во время Великой Отечественной войны. Но всегда, в любые эпохи и при любых событиях Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче имел большое значение для казачества, служа оплотом православия и защиты Отечества на окраине Донской земли, оставаясь надежным прибежищем для людских душ.

В 1863 году настоятельницей Серафимовичского Усть-Медведицкого монастыря становится мать Арсения, с именем которой связаны времена самого расцвета деятельности Спасо-Преображенского монастыря. Родившаяся в богатой и знатной семье помещика М. С. Себрякова, она в юном возрасте решила удалиться в монастырь. 30 декабря 1850 г. Себряков привез 17-летнюю дочь Анну в Усть-Медведицкую обитель и через 4 года она была пострижена с именем Арсения. Юная, изящная, красивая, она вызывала в сердцах простодушных инокинь благоговейное чувство, казалась им Ангелом Божиим. Жизнь вела самую строгую, подвижническую. Она написала плащаницу и 6 больших икон. В 1863 г. по просьбе сестер мать Арсения приняла начальство над монастырем. При ней Усть-Медведицкий монастырь (Серафимович) достиг своего наивысшего расцвета. В нем открылось бесплатное 4-классное женское училище.

После октябрьского переворота обитель была закрыта и подверглась осквернению и разорению. Более 50 построек на территории Усть-Медведицкого монастыря были разрушены. В годы Великой Отечественной войны город Серафимович несколько раз переходил из рук в руки. Бои продолжили разрушение обители. После войны в обители расположилась исправительная колония, потом в единственном уцелевшем храме – иконы Казанской Божией Матери – местная электростанция. В конце 60-х годов ее демонтируют весьма радикальным способом — с помощью проведения взрывных работ. В результате от здания монастыря уцелели лишь стены и мраморные колонны. В послевоенные годы в бесхозное для Усть-Медведицкого монастыря в Серафимовиче время немалый ущерб храму нанесли случайные недоброжелатели.

В начале 90-х годов прошлого века Священным Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия, главой которой назначен архиепископ Герман. В 1991 году на заседании Синода Русской Православной Церкви, по ходатайству Германа, было постановлено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии». Таким образом, в 1992 году начинается деятельность по восстановлению в Серафимовиче Усть-Медведицкого монастыря.

Пожалуй, самым первым шагом к поднятию из руин Преображенского храма и возвращению ему былого облика, стало закрытие в него доступа — дабы исключить проникновение вандалов, были заграждены оконные и дверные проемы. Далее, буквально по крупицам, началось непосредственное восстановление некогда блиставшей донской жемчужины. Первоначально к участию в строительстве храма предполагалось привлечь молодежь. Но местные власти отклонили вариант любительского благоустройства, предпочтя ему профессиональную реставрацию.

Изначально, в процессе работ по восстановлению и отделке, Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче функционировал как мужской. Первыми его насельниками стали настоятель иеромонах Савин (Аганин), два штатных иеромонаха, один иеродиакон, один монах и несколько послушников. При их непосредственном участии в монастыре были произведены хозяйственные работы, восстановлена крыша храма, своды между нижним и верхним храмами, демонтирована электростанция, восстановлены пещеры (в пещерах хранится икона Св. Троицы, написанная братией). Также был отстроен игуменский дом (где оборудована трапезная), а для совершения богослужения оборудовали домовую церковь. Сегодня рядом с восстановленным и отреставрированным зданием Усть-Медведицкого монастыря красуется Храм Казанской Божьей Матери с верхним и нижним храмом, также уничтоженный во время Великой Отечественной войны. Серафимовичский монастырь имеет подворье в Волгограде – храм Параскевы Пятницы.

Построен Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче в стиле итальянской базилики и поистине восхищает своей красотой. Нынешний храм уже третий по счёту отстроенный при монастыре. Первый храм был привален горой и в результате был построен второй подальше от горы и ближе к Дону, но при большом половодье рек Дон и Медведица произошло подмывание фундамента храма и храм “сполз” в Дон. Третий храм был построен уже выше по склону, где стоит и сейчас. По такому проекту построено всего два храма. Храм имеет форму креста. Колонны, поддерживающие храм изнутри, были доставлены из Венеции за 1,5 года и обрабатывались в Петербурге . Уже в наше время за эти колонны немцы предлагали заасфальтировать все дороги г. Серафимовича, но администрация города отказала предприимчивым немцам. Некогда вершину храма украшали пять позолоченных куполов, в отличие от нынешнего одного. Перекрытие между нижним и верхним храмами использовалось ещё и для обогрева – в нём была сделана система воздуховодов, а в нижнем храме стояла печь, которая и обогревала перекрытие. В Советские времена храм превратили в груду обветшалого камня. Не было ни крыши, ни перекрытия между верхним и нижним храмами, все оставшиеся стены были изгажены надписями, а фрески расстреляны и закрашены. Всё, что содержало золото, было распилено и растащено (купола, алтарь, иконостас) До нынешнего времени ещё остался дом игуменьи Арсении, арка бывшей колокольни, часть пещер с главной святыней монастыря чудо-камнем игуменьи Арсении. Сейчас, благодаря вниманию верующих, Усть-Медведицкий монастырь постепенно восстанавливается. Удалось так же привлечь внимание Москвы к удивительному памятнику архитектуры.

В августе 2001 года Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (Серафимович) был преобразован в женский.

Святыни и достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – православный храм, который расположен на юго-западной окраине города Серафимович.

Благодаря своей уникальной архитектуре и бурной истории, является популярным среди туристов и паломников местом.

В него регулярно приезжают экскурсионные группы из Волгограда, Ростова-на-Дону и других крупных городов России.

История обители

Первый монастырь у реки Дон возле станицы Усть-Медведицкой построен по благословению патриарха Никона в 1552-1662 г. и освящен в 1670.

В 1752, из-за размытия и обрушения берегов реки, сооружение перенесли на нынешнее место, в устье балки. По легенде на комплекс хотел напасть бунтовщик Стенька Разин, но внезапно отказался от своих намерений и послал богатые подарки.

В 1785 г., по просьбе атамана Войска Донского А. И. Иловайского, монастырь из мужского преобразован в женский.

В нем разместились 40 монахинь из Сиротского девичьего собрания. В 1871-1885 г. на территории был построен собор в честь Казанской иконы, оформленный в византийском стиле.

Судьба после революции

С приходом советской власти святыня продолжила свое существование, но в 1928 г. власти добрались и до неё — закрыли, многие монахини подверглись репрессиям.

Сооружения частично разрушались сами, частично были взорваны или уничтожены советской администрацией. Значительные повреждения комплекс получил во время битвы за Сталинград.

Летом-осенью 1942 г. недалеко от здешних стен кипели жаркие бои и располагался штаб генерала Ватутина. После войны о храме никто не заботился и восстановительные работы на его территории не проводились. Из всего комплекса построек до 1992 года сохранился храм Казанской иконы Божией Матери.

Восстановление

В 1992 началось восстановление обители. Первые 10 лет оно проходило очень медленно и финансировалось только на средства прихожан.

Только с начала 2000-х г., когда местность стала популярным туристическим объектом, работы значительно ускорились. После развала СССР обитель была мужской, и только с 2004 она стала женской.

Ныне монастырь вновь работает. Освящение и открытие для прихожан храма Казанской Божией Матери было совершено 9 сентября 2012 г. Тогда же были открыты обе его части: верхняя и нижняя.

С 2004 по 2014 г. были построены храм Преображения Господня и часовня в честь Серафима Саровского. Оба этих объекта дополнили комплекс и сделали его еще более прекрасным.

Архитектурные особенности

На территории находятся 2 храма, которые освящены в честь:

  • Казанской иконы Божией Матери;
  • Преображения Господня.

Размеры первого, оформленного в византийском стиле и имеющего форму креста, позволяют вместить для молитвы более 5000 человек. Для возведения собора использовался итальянский мрамор, обтесанный в Петербурге, в мастерской Баринова.

Второй построен в стиле барокко и имеет 33 главы, установленных в 4 ярусах (по 8 в трёх нижних и 1 на верхушке). Особенно красив он бывает в солнечные дни, когда блистает под лучами небесного светила позолота.

Также в комплекс входят:

  • Арка-звонница;
  • Часовня Серафима Саровского;
  • Дом игуменьи;
  • Колокольня и храм над воротами;
  • Дом для гостей.

Все эти здания оформлены относительно скромно и используются только по своему прямому назначению.

Достопримечательности

Пещеры

По официальной версии пещеры были открыты с 1874 по 1890 г., когда настоятельницей обители была игуменья Арсения.

Пещера которую выкопала Игуменья Арсения.

Но, по свидетельствам археологов и историков, несколько монахинь выполнить огромный объем земляных работ самостоятельно не могли физически, и скорее всего Серафимовичский подземный городок начал существование гораздо раньше.

В 30-е годы прошлого века пещеры были засыпаны, а в 70-е годы вновь откопаны. Общая длина подземных ходов – 165 метров. Для посещения открыты только первые 50 из них.

Попасть внутрь подземного городка можно, спустившись в подвал.

Каменная плита

Это главная святыня ходов, содержащая следы ладоней и коленей. По преданиям, на ней посылала молитвы Богу игуменья Арсения по ночам, в одну из которых ей было ниспослано явление Богородицы.

Святой камень Пресвятой Богородицы.

По официальной версии отпечатки на глыбе оставила сама монахиня, но обитательницы считают, что это сделала Богородица. Согласно рассказам священнослужителей святой камень сам «путешествует» по подземельям, но всегда возвращается на место.

Также, по поверьям, молитвы на святой плите помогают женщинам избавится от бесплодия и калекам снова встать на ноги. С надеждой на исцеление к глыбе ежегодно приходят тысячи паломников.

Грот

Одно из природных сокровищ – грот, посвященный святой грузинской царице Шушанике или Сусанне, которая даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру.

Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещения. В дальнейшем планируется реконструкция памятника природы и проведение экскурсий по нему.

Арка-звонница

Арка-звонница – это остатки постройки XVII века, когда обитель была мужской. В 1934 году это сооружение взорвали и от него осталась только небольшая арка.

При возрождении монастыря она была приспособлена под звонницу. На перекладине, установленной поперек портала, подвешены 7 небольших колоколов, которые издают чудесные звуки во время больших церковных праздников.

Верхушку арки украшают 2 небольших, окрашенных в лазоревый цвет, купола со шпилем. Для того чтобы монахиням было удобно звонить, под порталом сооружен небольшой деревянный помост и лестница.

Источник

Источник известен уже более 200 лет.

Первые письменные свидетельства о нем датируются временем, когда игуменьей была Августа (конец XVIII века). В 1830 году от к роднику была построена каменная лестница.

Некоторые ее фрагменты можно сохранились до наших дней.

Могила семи монахинь

Могила семи монахинь – относительно новый памятник в Усть-Медведицкой обители.

Он был образован в 2014 году, когда на территорию перенесли останки семи его обитательниц, живших в монастыре до 1928 года. После закрытия они образовали коммуну и трудились в ней и постройках комплекса.

Пережили несколько волн репрессий и расстрелов. После смерти монахинь похоронили на городском кладбище Серафимовича и только недавно положили в землю обители.

Адрес и другая полезная информация

Адрес монастыря: Волгоградская обл, г. Серафимович, ул. Преображенская 7. Телефон: +7 (84464) 4-45-44. Добраться до храма можно в составе группы путешественников или самостоятельно на автобусе до города Серафимович, а оттуда пешком.

Официальную информацию о монастыре можно найти на сайте.

Если планируется поездка в монастырь, узнать график работы и расписание богослужений можно здесь

Чтобы доехать до комплекса на автомобиле из Волгограда нужно следовать по трассе Е40 (М21) «Волгоград – Донецк» на запад и повернуть направо за поселком Жирковский, возле небольшой закусочной. У въезда в Серафимович необходимо съехать вправо, на улицы Донскую и 68-й гвардейской дивизии. Общее расстояние от Волгограда до обители составляет 245 км. Время в пути – 3-3,5 часа.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – красивый и интересный храм. Судя по отзывам, посетить его стоит обязательно как верующим, так и не верующим людям. Полезным и приятным будет созерцание архитектуры комплекса религиозных сооружений и живописных берегов Дона возле города Серафимович.

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Это – рассказ путешественницы Светланы из Ростова-на-Дону, члена Клуба любителей Шевроле-Нивы (на форуме автолюбителей-шнивоводов она под ником Kusha69).

По пути на Медведицкую гряду в компании таких же автопутешественников она посетила удивительное место Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. И теперь делится своими впечатлениями с читателями сайта Дороги мира.

Прикосновение к чуду

В день отъезда в наше путешествие по Волгоградской области сижу на работе, и как добросовестный, трудолюбивый работник, в предвкушении поездки, листаю картинки в Одноклассниках. Вижу картинка – «Церковь с 33 куполами, такого чуда никто не видел». Никто не видел? Мы увидим. Решение принято, мы заезжаем в монастырь.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь основан по разным источникам примерно в 1638-1652 годах. Сначала он был мужской, а в 1784 стал женским.

Когда входишь в монастырь, в первую очередь видишь магазин, и конечно все, кто приехал в монастырь с мыслью поглазеть, идут в первую очередь туда за чем-то им, наверное, нужным. Товара в магазине много: начиная от свечей, книг, крестиков, заканчивая резными иконами. Я купила себе свечек, а всякие там иконки для машины и крестики у меня уже есть. Хотя в магазине услышала, что этот монастырь необычный и всё купленное здесь имеет особую священную силу (ну не верю я, что купленное имеет какую-то силу – коммерция есть коммерция, жить им на что-то надо). Я спросила: «А где тут свечки ставить?» На что мне монахиня ответила: «В храме Казанской Божией Матери». Так вот свечки были мной приобретены для посещения главного храма.

Монастырь более чем ухожен.

Дизайн, именно дизайн – на высшем уровне.

Цветы, камни, водопад – красота.

Церковь Преображения Господня, которая с 33 куполами (по числу лет жизни Христа на земле) была закрыта. Обидно.

Церковь с 33 куполами. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Церковь с 33 куполами

Но издалека сияла куполами на солнце и поражала своей необычностью и красотой.

Вид с холма, на котором расположен монастырь, тоже не поддается описанию. Дон, степи, леса – дух захватывает.

Что действительно велико духовно и больше всего впечатляет и запомнилось – так это Храм.

Как и половина монастыря, часть храма на ремонте.

Монахини с любовью благоустраивают территорию монастыря

На входе, на лесенке, как я понимаю в главный зал храма, висит табличка «Храм на реконструкции» и чуть ниже – табличка со стрелочкой «В храм» и мы пошли по направлению стрелочек. По стрелочкам спустились в подвал. Налево вход в большой зал, прямо вход в пещеры, перед пещерой табличка: «30 мин.».

Подвал – это, наверное, временное замещение главного зала (я не знаю, как называется главный зал в церкви), где висят иконы, а под ними стоят большие подсвечники, в которые тыкают свечи за здравие и упокой (куда я поставила купленные свечи). Так вот что меня поразило и потом мы это обсуждали, пока ждали очереди в пещеры: в храме, т. е. в его подвале на стенах никакой росписи, всё побелено и всё чистое (без копоти) – даже потолки. Иконы висят простые, оклады мне почему-то не запомнились (я так думаю что они или просто деревянные или иконы вообще просто под стеклом, что на этом даже взгляд не остановился, и в памяти не запечатлелось). Подсвечники такие же, как и во всех церквях, но свечек там немного, по 3-5 на каждом. Но больше всего меня поразил воздух – свежий, прохладный, чистый, прозрачный. Поискали с мужем глазами какую-нибудь вентиляцию или что-то подобное – не нашли, и дружно решили, что просто в те времена, когда строили, архитекторы и строители знали какие-то секреты и строили качественно и для себя, а не для людей.

Подошли Марина с Саней и уговорили нас подождать и всё-таки попасть в пещеру. Мы сели на лавочки возле входа в пещеру и стали ждать. Моему мужу стало скучно, и он стал вертеть табличку с надписью «30 мин.». На другой стороне таблички оказалась надпись «15 мин.». Ну, естественно, мы стали искать жертву кто же пойдет к монахине, что бы узнать, когда начались 30 мин. и когда можно попасть в пещеру. Марина узнала, что в пещеру можно будет попасть: «Когда соберётся народ». Мы сидим минут 20, а народа нет и нет. Вдруг откуда ни возьмись набежала толпа, то ли экскурсия приехала, то ли просто собрались.

Подошла монахиня (50-55 лет, в своеобразном головном уборе, платье и фартуке – головной убор поразил, я всё его стояла рассматривала, пока она говорила – капюшон с попоной (или как там называется эта косынка), сшитый по контуру головы, с дыркой для лица, дырка отстрочена тесьмой, причем явно на промышленной машинке, от ушей завязочки для того чтоб капюшон не спадал на лицо, хотя при разговоре она его постоянно поправляла) и спросила: «У всех есть свечи для входа в пещеру?» Её голос! Высокий, нежный, певучий, не соответствующий её внешнему облику. Естественно у нас свечей не оказалось, но проблема решались очень просто: «Можете купить у меня». Когда покупали свечи, она порекомендовала взять больше, чем по одной на человека. Мы пошли ко входу в пещеру, а монахиня опять куда-то таинственно растворилась.

Вернулась она минут через 10, народу собралось уже полный тамбур. «Перед входом в пещеру висит свеча – от неё зажигаете свои свечи и проходите по пещере. Держитесь правой стороны, когда заходите и выходите, чтоб не было столпотворения. И не мешать людям, которые заходят или выходят. В комнату с камнем заходит 4 человека, а потом один выходит и заходит сразу следующий. Когда идёшь по пещере нужно читать молитву Пресвятой Богородице. Все знают молитву?» (все промолчали). Она посетовала о том, как можно не знать такую молитву. Прочитала несколько строк молитвы и продолжила: «Ну, тогда, кто не знает молитву, просто молитесь и заходите с чистыми мыслями, потому что Господь всё слышит. Камень имеет целебные свойства, раньше мы записывали все чудеса, потом перестали, а сейчас вроде опять нам пишут люди и чудеса записываются, но я этого не знаю. Не знаю. Не знаю» (качая головой).

Она повернулась, прошла вглубь пещеры, увидела на двери большой амбарный замок и вспомнила, что ключи она где-то оставила и опять ушла. В этот раз она вернулась быстро и продолжила: «Вот тут зажигаете свечу, проходите за мной. Подходите к камню дважды креститесь, прикасаетесь лбом к камню, ещё раз креститесь и выходите, как уже говорила по правой стеночке. А свечечки когда выйдете, потушите, никуда не девайте, они тоже целебные. У нас одна женщина каждые полгода приезжает и по 10 штук увозит. Мы спросили «Зачем?», она ответила, что когда ей плохо или давление повышается, она зажигает дома свечу и ей сразу становится легче». Тогда мы и поняли, почему она порекомендовала взять больше свечей.

И, наконец, мы пошли в пещеру. Узкий проход, сквозняк, свечу надо было прикрывать рукой, чтоб не потухла. Холодно, именно холодно, а не прохладно. Освещение только от свечи, что в руках. Стены каменные, гладкие, когда к ним прикасаешься – ледяные, темно-коричневого цвета (ну так показалось при свете свечи). Жуть. Проходы в другие коридоры огорожены верёвочкой.

Комната с камнем размером примерно 2х2. Посередине на постаменте камень – прямоугольный, на верхнем основании четыре вмятины, причем прямо видно ладони с пальцами и ноги, в районе коленей вдавлено сильней. На нём игуменья Арсения молилась. На стене иконы, кажется три штуки, а по бокам икон горят свечи. Каждый подходит, крестится, стукается лбом, крестится и выходит – своеобразный поток людской. Монахиня берёт свечи подержать, чтоб они не мешали при преклонении.

Когда находишься в пещере, на тебя действительно наваливается ощущение ответственности, и веры во что-то сверхъестественное, в какое-то чудо. Стараешься думать только о хорошем, всех простить. Выходишь из пещеры, сердце стучит, дыхание учащённое и на мир смотришь другими глазами – светлее всё становится (а может просто из темной пещеры вышла), но ощущение чуда остается.

Вот так и получилось – ехала на одно чудо посмотреть, а получила другое.

P.S. Это — рассказ читательницы (а теперь — и ещё одного соавтора) этого сайта, ростовчанки Светланы, известной в среде любителей «Нивы-Шевроле» и ралли на внедорожниках под ником Kusha69. Вы также можете почитать цикл рассказов Светланы о Таиланде. Увлечения Светланы: путешествия и покатушки по грязи.

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

© Светлана Kusha69, сайт «Дороги мира», 2014. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

Схожие записи:

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!

Источники:
http://101mesto.com/svyatye-mesta/ust-medveditskij-monastyr.html
http://chudesamag.ru/neobyichnoe-ryadom/kamen-presvyatoy-bogoroditsyi.html
http://azbyka.ru/palomnik/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/49-ust-medvedickij-spaso-preobrazhenskij-monastyr.php
http://101mesto.com/svyatye-mesta/ust-medveditskij-monastyr.html
http://worldroads.ru/ust-medveditskiy-spaso-preobrazhenskiy-monastyir
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/beachs/32779

Ссылка на основную публикацию