Шартрский собор во Франции. Фото, история, витражи, лабиринт, интересные факты

Историческая судьба и удивительная архитектура Шартрского Собора Нотр Дам

На узеньких улочках Шартра встречаются старинные фахверковые дома XII столетия и даже здания, сохранившиеся со времен римского владычества. Есть живописные виды на канал и арочные мосты, но главная гордость Шартра — это двуглавый красавец-собор, украшенный изумительными синими витражами. Его огромный острый шпиль виден из любого уголка города: за домами, в просветах улиц и из окон ресторанов.

История собора

Судьба Шартрского храма полна тайн. Доподлинно неизвестно, когда именно было возведено первое здание. Современный собор является пятым вариантом сооружения — постройки зачастую уничтожал пожар.

Давние времена

Предыстория возведения Нотр-Дама в Шартре началась задолго до официальной даты строительных работ и закладки первого камня в его основании. В середине первого тысячелетия стояла большая христианская базилика прямо на том месте, где сейчас расположен нынешний собор. Она была построена на развалинах языческого капища. Такое место было выбрано специально: оно знаменовало собой победу над заблуждениями язычников и восхваление веры в истинного Бога.

Сами галльские друиды это место выбрали, руководствуясь необычайной энергетикой, которая прославила гору в Шартре. Внимание привлекли и целебные воды источника неподалеку. Город со временем стал центром паломничества друидов со всей Европы и местом, где проходил обмен опытом и передача секретов своей магии молодому поколению.

Возведение и основание

Первая христианская церковь Шартра пала жертвой междоусобиц. За время своего существования храм несколько раз был разорен и практически полностью разрушен. В 734 году войска герцога Аквитании разграбили и сожгли город. Вместе с ним сгорел и храм. Церковь была восстановлена, но менее чем через сотню лет постройку вновь разрушили воинственные племена норманнов во время очередного опустошительного набега в 858 году.

После бесчинств, устроенных викингами, было решено снова восстановить церковь. Местный епископ Жильбер стал первым, кто изъявил это желание. Несколько десятков лет продолжалось строительство нового собора, значительно отличавшегося от своих предшественников: в нем сделали перепланировку и расширили. Выполнили храм в романском архитектурном стиле.

В это же время в нем появился покров Девы Марии. Знаменитая реликвия прославила Шартр в веках. Согласно легенде, кафедральному собору пожертвовал ее Король Франции Карл II Лысый. Кусок ткани был в длину более пяти метров при передаче покрова епископу Жильберу. Во времена Великой французской революции настоятель приказал разделить сорочку на несколько частей, а после спрятать их в разные места. Служители надеялись сохранить таким образом хотя бы часть христианской святыни.

Выставленный сегодня в храме покров — это ткань бежевого цвета, в длину около двух метров и ширину около полуметра. Свои чудесные свойства реликвия проявила уже в 911 году. В то время под городом вновь появились орды враждебных норманнов.

Усердно помолившись, Городской епископ Жантельм вынес на городские стены Покров, после чего неустрашимые викинги обратились в бегство, поддавшись панике.

Через некоторое время предводитель норманнов Рольф Ходок уверовал и принял обряд крещения. Он получил новое христианское имя — Роллон. После женитьбы на дочери короля Франции Карла Простоватого Роллон получил в свое владение Нормандию и стал одним из вассалов главы франкского государства.

Историческая судьба

Большой головной болью для строителей собора стала серия разрушительных пожаров. Первый произошел в 962 году, не оставив камня на камня от церкви. Восстановительные работы поручили знаменитому в то время архитектору Бернаже. Он принял решение строить башни и объединяющий их западный фасад. Постройка по планам должна была находиться отдельно от главного тела здания.

Такое архитектурное решение очень помогло храму во время второго пожара 1194 года: башни остались нетронутыми, но сгорел сам собор и почти весь Шартр. Чудесным образом огонь не тронул ларец, в котором хранился Покров, и служителей, которые его охраняли.

Уцелевшие священники восприняли свое чудесное спасение как откровенный знак со стороны Небесной Заступницы, которая повелевала им немедленно взяться за сооружение нового собора.

Восстановление и реставрация

Новый величественный Шартрский храм, посвященный Деве Марии, возвели необычно быстро — ушел всего 31 год. Одно из объяснений таких быстрых темпов — огромное количество желающих участвовать в этом богоугодном деле. Вместе с западным фасадом от старого романского костела остались только знаменитый «Королевский портал» и подземная часовня.

Самые известные архитекторы пребывали из Сен-Дени, чтобы поработать над этим удивительным собором. Они удачно встроили в новый готических облик церкви старые романские элементы. Сам храм покрыт полукруглыми сводами, в нем расположены хоры с галереей, капеллы и поперечный трансепт.

В освящении 1260 года собор получил название Нотр-Дам де Шартр ( Notre-Dame de Chartres). Торжество произошло при личном присутствие короля Франции Людовика IX «Святого». Именно на его личные средства изготовлено витражное окно-роза. Его украшают гербы Франции и Кастилии — родных мест его супруги.

Современное положение

Шартрский соборе Пресвятой Богородицы ( Cathédrale Notre-Dame de Chartres) сохранился с XIII столетия почти в неизменном виде, представляя собой уникальный образец чистой ранней готической архитектуры. По словам служителей, церковь заботливо сохраняло провидение или высокие небесные покровители. Этот факт и поразительная красота и величие самого храма привлекают ежегодно в Шартр сотни тысяч туристов со всех сторон Света.

В 1979 году комиссия ЮНЕСКО внесла храм в число памятников архитектуры, представляющих собой особую историческую ценность.

Архитектура и убранство сооружения

Шартрский храм входит в число самых великих творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья. Это один из немногих французских соборов, почти полностью сохранивший свое убранство.

Внешний вид

Здание имеет форму латинского креста, в основании которого чуть больше 130 метров. Над полом возвышается свод главного нефа, он имеет длину 37 и ширину 16 метров. Именно поперечный трансепт придает зданию форму креста, его длина — 65 метров, а ширина — 46. Каждый фасад оборудован тремя порталами, богато отделанными скульптурными группами в стиле ранней готики.

Две величественные башни украшают западный фасад. Они отличаются между собой по размерам и архитектурному исполнению. Северная башня является более старой — ее построили в первой половине XII столетия. В основании расположена романская часть, украшенная великолепным ажурным каменным шатром в стиле «пламенеющей готики». Южная башня построена чуть позднее. Ее основание выполнено в готическом стиле. Башня увенчана более простым шпилем и выдержана в едином стиле с самим собором. Ее иногда называют старой колокольней.

Фасад со скульптурами

Фасад, соединяющий обе башни, построен в тяжеловесном романском стиле. Он содержит в своем составе три портала, которые вырезали чуть позже. Расположенный над главным королевским порталом центральный тимпан украшен великолепной скульптурной композицией «Христос во славе». Спаситель имеет вид милосердного учителя, желающего привести всех ко спасению.

Сам Христос находится в окружении сонма святых и крылатых фантастических существ. Внизу расположены скульптуры ветхозаветных персонажей и предков Христа. На центральном и боковых тимпанах находятся персонажи из Нового Завета. Все это четко передает духовную связь между поколениями и роль древних пророков.

Рельеф, расположенный в центральном портале с южной стороны храма, датируется самым началом XII столетия. Он посвящен картине Страшного суда, который ожидает мир в конце земной истории. Рельеф считается самым ярким образцом средневековой готики во всем мире. Все фигуры имеют типичные для романского стиля пропорции, но каждая из них отличается индивидуальными чертами. Боковые порталы содержат в себе целые скульптурные композиции, объединенные единым библейским сюжетом.

Внутреннее оформление

Изнутри Шартрский храм выглядит потрясающе. Из-за необычно большого размера хора алтарную часть пришлось поместить более глубоко в апсиду. По той же причине расширили транспет на три нефа. Все это сделало собор более просторным и воздушным. Опорные своды имеют вид цилиндрических столбов. Они укреплены полукруглыми колонками с четырех сторон. Сами своды и арки храма имеют стрельчатую форму.

В Нотр-Даме расположено огромное количество резных фигур, всего их насчитывают более десяти тысяч (вместе с внешними скульптурами). В центральном алтаре можно насчитать более сорока сцен из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Все фигуры выполнены талантливыми резчиками по дереву.

Лабиринт особо популярен у посетителей. Он расположен в центре зала, представляя собой выложенный из разноцветного камня узор. «Путь в Иерусалим» (как называют лабиринт в церковных книгах) олицетворяет долгий путь к спасению и равняется крестному пути самого Христа на Голгофу.

Витражи собора

«Окна-розы» выполнены в оригинальном витражном стиле. Они размещены на предельной высоте в центральном нефе церкви. Созданное в конце XII века витражное остекление является самым большим ансамблем, дошедшим до нашего времени. Его общая площадь составляет две тысячи квадратных метров.

Сами витражи отличаются особенной чистотой красок и богатой тематикой изображенных сюжетов на них. Вместе с традиционными библейскими сюжетами можно увидеть описание быта рыцарей, сановников и всех тех, кто принимал участие в строительстве храма лично или просто вносил пожертвования. Всего в церкви имеется 146 витражных проемов, описывающих 1359 разнообразных сюжетных линий.

Святыни храма

С первых дней своего создания Шартрский собор во Франции притягивал паломников со всей Европы. Самая знаменитая святыня — Покров Девы Марии. Изначально он имел длину 5.5 метров, потом его разрезали в годы Великой французской революции и спрятали в разных местах. Самый большой фрагмент вернули в церковь в 1819 году. Сейчас его длина составляет два метра, а ширина — 46 сантиметров. Проведенная в 1927 экспертиза показала, что ткань куда старше, чем предполагалось. Она была изготовлена в I веке нашей эры.

Еще одним объектом притяжения для паломников является лабиринт, именуемый «Путь в Иерусалим». Пилигримы, не имевшие возможности поклониться Гробу Господню, но желавшие покаяться и получить отпущение грехов, могли прийти в Шартр и проделать на коленях весь путь по лабиринту, читая молитвы.

Шартрский храм хранил в себе еще одну реликвию — «Черную Марию», статуэтку, изображающую Богоматерь, когда она носила под сердцем Иисуса. К сожалению, святыня сгорела в революционное время при погромах. Сохранилось только несколько рисунков с ее изображением. Одни историки считают, что фигурка создана в первые века христианства. Другие исследователи полагают, что она была вырезана в языческий период и изображает вовсе не Марию.

Как проходят богослужения

В день праздника Покрова в кафедральном соборе Нотр-Дам в Шартре каждый год проходит Божественная литургия. В нем с IX столетия поклоняются одной из самых громких православных святынь — Плату (Покрову) Божией Матери. Собирается около ста паломников со всей Франции. Сначала в проповеди идут исторические аргументы в пользу подлинности святыни. Она и сейчас являет свою силу и благодать.

За 15 лет православных богослужений имеется множество свидетельств чудотворного участия этого материального видимого Покрова, который стал символом заступничества Пресвятой Богородицы в жизни молящихся перед ним паломников. По окончании литургии служится акафист перед святым Платом. Также в церкви проходят регулярные богослужения по традиционному обряду.

Как добраться до церкви

В будни поезда на Шартр отходят с вокзала Монпарнас каждый час, однако в выходные, особенно в воскресенье, поездов немного меньше. Время в пути до Шартра около часа. От вокзала в Шартре легче всего добраться до туристического бюро, которое находится рядом с собором в пяти минутах ходьбы. Ориентировочное время автобусов с понедельника по субботу — 9.00-19.00, в воскресенье — 9.30-17.30.

Видео

В данном ролике представлен краткий обзор Нотр-Дама в Шартре.

Шартрский собор

Кафедральный Шартрский собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres) или Нотр-Дам-де-Шартр — один из трех самых красивых готических храмов Франции. Одно время среди зодчих даже ходила поговорка, что если взять величественные башни Шартра, скульптурное разнообразие Реймса и огромные, но гармоничные формы Амьенской базилики — можно получить идеальный храм. Да, все три шедевра средневековой готики во многом похожи, но именно в Шартре некоторые особенности архитектуры были использованы впервые. Наибольшую же известность ему принесла ценнейшая реликвия — плащаница Девы Марии. Согласно легенде, в нее была одета Богородица в момент рождения Иисуса Христа.

История

История Шартрского собора тесно связана с его главной ценностью. В 876 году французский король Карл II пожертвовал городу Шартру легендарную плащаницу Богоматери, и для ее хранения был построен большой храм. На сегодняшний день сведений о нем практически не сохранилось — известно лишь, что в 1020 году он сгорел и был заменен столь же величественной романской базиликой. Спустя полтора века город снова настиг разрушительный пожар, но плащанице вновь удалось чудом спастись из огня. И тогда в честь нее началось возведение еще одного, на этот раз уже готического храма. Удивительно, но он дошел до наших дней без значительных переделок и реконструкций.

Плащаница Девы Марии — главная реликвия Шартрского собора

Для возведения Нотр-Дам-де-Шартр в 1194 году по всей Франции был объявлен сбор пожертвований, а жители самого Шартра помогали строительству, привозя материалы из ближайших каменоломен. В истории не сохранилось имя первого архитектора, который смог гармонично вписать уцелевший западный фасад в облик нового здания. Но мастер явно знал свое дело, ведь, несмотря на всю сложность архитектуры, Нотр-Дам-де-Шартр был построен очень быстро (для тех времен). В 1220 году он уже был практически готов, а в 1260 году — освящен в присутствии королевских особ.

Как добраться до Шартрского собора

Один из легендарных готических храмов Франции находится в старинном городе Шартре. Он расположен на территории департамента Эр и Луар всего в 90 километрах от Парижа, поэтому сюда легко доехать как на автомобиле, так и другим транспортом.

Точный адрес: 16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция.

Как добраться от ж/д вокзала Шартра:

Пешком:расстояние от вокзала Gare de Chartres до Нотр-Дам-де-Шартр около 650 метров.

Как добраться из Парижа — от аэропорта Шарль-де-Голль:

Электричка:от 2-го терминала городской электричкой RER по ветке B ехать до площади Denfert-Rochereau, в пути 46 минут.

Метро:от станции Denfert-Rochereau по ветке 6 ехать до станции Montparnasse, в пути 5 минут.

Поезд:от ж/д вокзала Montparnasse поездом TER добраться до Шартра, в пути 1 час и 15 минут (поезд отправляется каждый час).

Пешком:от ж/д вокзала Gare de Chartres пройти 650 метров.

Автомобиль:по трассе А10 расстояние около 117 километров, по трассе N10 — около 124 километров.

Шартрский собор на карте

Что посмотреть

Шартрский собор, как и его собратья в Амьене и Реймсе, построен в форме латинского креста. Однако есть одна существенная разница — в отличие от двух других знаменитых базилик, он несимметричен. Башни по обе стороны центрального нефа имеют не только разную высоту (113 и 105 метров), но также разные очертания, поскольку одна из них выполнена в стиле пламенеющей готики, другая же близка к романскому стилю. Готическая северная башня отличается затейливым каменным кружевом, над которым в начале 16 века работал архитектор Жан Тексие. Южная же романская башня смотрится более скромно и строго.

Как и положено готическому храму, Нотр-Дам-де-Шартр имеет несколько богато украшенных порталов, всего их насчитывается девять. Из них три портала остались еще со времен старого собора:

  • Северный портал — оформлен в тематике Ветхого завета;

  • Южный портал — посвящен Новому Завету и теме Страшного суда;

  • Западный или Королевский портал — украшен сюжетами из жизни Богоматери и Христа;

В оформлении северного и западного фасадов сохранились оригинальные статуи 13 века — эпохи, когда новая базилика только-только явилась миру. Особенно много их со стороны главного западного фасада, где находится Королевский портал. Но и северная часть тоже стоит внимания — там находится ажурное окно-роза, традиционный элемент французских готических храмов. Промежутки между изящными переплетениями каменного «цветка» заполнены витражами, которые представляют собой еще одну гордость Нотр-Дам-де-Шартр.

С южной же стороны нет роскошных порталов и обилия статуй, однако здесь расположены астрономические часы 16 века. Сложное устройство циферблата с обилием обозначений позволяло с их помощью узнать не только текущее время и дату, но также фазу Луны. И так было до 1793 года, когда часовой механизм, к сожалению, вышел из строя. С тех пор часы являются лишь красивым элементом фасада.

Интерьер Шартрского собора

Начать описание внутреннего убранства храма можно с простого, но важного факта — он обладает самым большим нефом во Франции. Величественный, огромный, полный причудливых бликов света от цветных витражей, он производит неизгладимое впечатление. Недаром это здание называют «Стеклянной Библией», ведь площадь остекления здесь действительно велика — более 2 000 квадратных метров. При этом некоторые витражи сохранились еще с 12-13 столетия. Самым известным из них является витражное окно с изображением Богородицы начала 12 века, а также цветная композиция «Древо Иесеево».

Интересно: насыщенный синий оттенок, который можно увидеть на всех древних витражах собора, имеет собственное название — «Шартрская синь». Его секрет так и остался неизвестным, получить стекло того же цвета современным мастерам не удалось.

Фрагмент витража о жизни святого Евстафия

Рассмотрев же верхнее убранство, стоит обратить свое внимание и вниз. Примерно треть пола на территории нефа занимает круглый черно-белый лабиринт, который является древним эзотерическим символом. Прохождение по нему для средневековых христиан было своего рода заменой паломничеству. Считалось, что паломник должен проделать путь к его центру на коленях, и это будет символизировать путь к городу Иерусалиму. К сожалению, пространство внутри собора часто занято скамейками для прихожан, и потому лабиринт не всегда удается полностью рассмотреть.

Лабиринт, выложенный в 1200 году, является самым большим символическим элементом Шартрского собора

Часы работы и стоимость билетов

Нотр-Дам-де-Шартр открыт ежедневно с 08:30 до 19:30.

В июле и августе здесь проводятся регулярные мероприятия:

  • Каждый вторник с 21:00 — чтение Евангелия;
  • Каждую пятницу с 21:00 — показ фильма об истории витражей;
  • Каждое воскресенье с 21:00 — музыкальный вечер;

Собор можно посетить самостоятельно с аудиогидом на русском языке. Для желающих также есть экскурсии длительностью 1,5 часа на французском языке.

График экскурсий:

  • С 1 апреля по 31 октября — в 10:30 (кроме вс и пн) и в 15:00 (ежедневно);
  • С 1 ноября по 31 марта — в 14:30 (ежедневно);

Стоимость экскурсии:

    Взрослый билет — 7 € (

493 руб. ) ;
Дети от 10 до 18 лет — 5 € (

352 руб. ) ;

  • Дети до 10 лет — бесплатно;
  • Подъем на смотровую площадку на башне:

    • В 11:00 (кроме воскресений);
    • В 15:00 (ежедневно);

    Стоимость подъема на башню:

      Взрослый билет — 6 € (

    423 руб. ) ;
    Льготный билет от 18 до 26 лет — 5 € (

    352 руб. ) ;

  • Дети до 18 лет — бесплатно;
  • Стоимость аудиогида:

      Лекция о храме и хоровой башне — 6,2 € (

    437 руб. ) ;
    Лекция о храме — 4,2 € (

    296 руб. ) ;
    Лекция о хоровой башне — 3,2 € (

    Все экскурсии Шартрского собора можно посмотреть в расписании на сайте Нотр-Дам-де-Шартр.

    Подсветка Шартрского собора ночью

    Правила посещения

    • Как и все католические базилики, Нотр-Дам-де-Шартр не предъявляет строгих требований к внешнему виду посетителей, однако рекомендуется выбрать одежду, прикрывающую ноги минимум до колен и область декольте.
    • В соборе разрешено фотографировать, но без использования профессионального оборудования: штативов, вспышки и т.д. Фотосъемка не должна мешать прихожанам.
    • Во время мессы следует ограничить передвижения по храму. Допустимо лишь пройти к своему месту, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания.
    • При входе мужчинам необходимо снять головной убор, для женщин же это не обязательно. Более того, в католических церквях, в отличие от православных, женщинам не обязательно надевать на голову косынку или платок.

    Праздничная подсветка собора

    Интересные факты

    • Лабиринт в Шартрском соборе — наиболее известный и древний среди аналогичных лабиринтов французских готических храмов. Он также обладает самыми большими размерами и является единственным сохранившимся в своем первоначальном виде. Ведь в Амьене и в Реймсе средневековые лабиринты были разрушены, а нынешние представляют собой лишь воссозданные копии.
    • В крипте собора хранится уникальная деревянная скульптура Девы Марии, созданная еще в 1540 году. Ее можно увидеть в рамках экскурсии по этой части храма.

    Деревянная скульптура Мадонны с младенцем в образе Царя и Царицы небесных

    • Из двух башен Нотр-Дам-де-Шартр одна (южная) является полой, а вторая (северная) содержит лестницу и смотровую площадку на самом верху. Последняя также играет роль колокольни — в ней находится 7 колоколов, и каждый обладает своим именем.
    • У Шартрского собора есть свои легенды и тайны. Одна из них гласит, что храм был построен на месте древнего святилища друидов, и каждый, кто здесь находится — особенно подвержен таинственным природным силам. Более того, согласно одному преданию, сильные пожары, которые преследовали здание в первые годы строительства, были вызваны древней кельтской статуэткой Черной Девы, случайно попавшей в храм.
    • Есть мнение, что для строительства собора такого уровня у средневековых французских мастеров не было достаточно знаний и опыта. И необходимые сведения принесли рыцари-тамплиеры, вернувшиеся во Францию из Иерусалима. Якобы, они узнали тайну «Золотого сечения», благодаря которой и был выполнен столь гармоничный и совершенный готический храм.
    • С возведением Нотр-Дам-де-Шартр связывают известную притчу: как-то раз мудрец подошел к строителям и спросил у них: «Что вы делаете здесь?». Один из мастеров ответил, что он переносит камни и трудится, другой — что работает ради денег для семьи, а третий сказал просто: «Я строю храм». Притча рассказывает о том, как одним и тем же делом можно заниматься с разной мотивацией.
    Панорама Шартрского собора

    Грандиозный Шартрский собор послужил образцом при строительстве многих других храмов. Он не только был настоящим шедевром для своей эпохи, но и является таковым даже в наши дни. Это произведение искусства веками притягивает людей из разных стран в небольшой городок Шартр — кто-то едет для поклонения знаменитой плащанице Девы Марии, а кто-то для того, чтобы полюбоваться затейливыми кружевами готической архитектуры. Впрочем, в самом городе тоже не придется скучать, ведь кроме храма здесь есть еще Международный центр витражей, художественный музей Museum of Fine Arts и уникальный Дом Пикассетт, целиком выложенный из цветной мозаики. Эти достопримечательности пусть и не отличаются такой уж древностью, однако не менее интересны.

    Визитная карточка

    Адрес

    16 Cloître Notre Dame, 28000 Chartres, Франция

    Шартрский собор

    Шартрский собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres)

    Шартрский собор – сохранившийся в первозданном виде готический католический храм, построенный в начале XIII века в 96 км к юго-западу от Парижа. Возведенное на холме в западной части Шартра величественное здание возвышается над старинным городком.

    Сегодня это действующий храм, в который стекаются паломники со всего мира поклониться тунике Девы Марии. По преданию, именно в этом одеянии Богоматерь родила Иисуса. В честь Марии храму дано официальное название собор Шартрской Богоматери, или Норт-Дам-де-Шартр. В 1979 году он был по достоинству оценен мировым сообществом, когда его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Сэкономь на путешествии!

    Видео: Шартрский собор

    История достопримечательности

    По мнению археологов, Шартрский собор, как минимум пятый храм на холме, который облюбовали христиане еще с IV века, изгнав оттуда друидов. В 876 году очередному храму досталась туника Девы Марии, главная святыня Шартра до наших дней. Последнему собору, освященному в 1260 году, поразительно везло. Для начала его статус в глазах общественности повысил Генрих IV Бурбон, первый король после ухода с исторической сцены династии Валуа.В 1594 году он предпочел Шартр традиционному Реймсу, лежащему несколько дальше от Парижа, и короновался здесь.

    Фотография Шартского собора в 1910 году

    За годы существования готического здания Шартр пережил множество военных конфликтов, в числе последних – массированные бомбардировки союзников, вытеснявших немцев из Франции во время Второй мировой. Город сильно пострадал, но собор не только не был разрушен, но даже не нуждался в реставрации.

    Архитектурные особенности

    Шартрский собор представляет собой классический образец готической церкви. Единое архитектурное решение воплощали бригады из 300 рабочих примерно в течение 40 лет – срок для XIII века весьма скромный. Массивный при ближайшем рассмотрении, на расстоянии собор кажется парящим в воздухе благодаря устремленным ввысь симметричным башням с ажурными окнами. Максимальная высота здания составляет 113 м, в длину оно вытянуто на 130 м. Гигантский фасад и боковые стены из ценного известняка украшены 200 резными фигурами большой художественной ценности, иллюстрирующими события библейской истории.

    Вход в Шартрский собор Окно-роза северного трансепта Аркбутаны Шартрского собора

    Интерьер собора

    В соборе до сих пор заметны следы первоначальной постройки романского стиля – небольшая восьмиугольная башня, королевский портал и закругленные арки. Крестообразный в плане храм привлекает туристов двумя вещами – замысловатым черно-белым «лабиринтом», выложенным на полу нефа, и витражными окнами. Круглый лабиринт, который могут пройти все желающие, символизирует путь паломников в Святую землю, причем предполагалось, что верующие будут следовать по нему на коленях, опираясь на руки. Летом его копии украшают газоны в окрестностях Нотр-Дам-де-Шартр.

    На трехъярусных стенах расположены 176 витражей в насыщенных ярко-красных и синих тонах. Секрет производства стекла для них утрачен, поэтому в случае разрушения витражей восстановить их в первоначальном виде не удастся. Сюжеты для окон выбирали самые разнообразные: наряду с классическими библейскими сценами на них запечатлены эпизоды из жизни знати, простых горожан и крестьян. Внутри почти нет резных фигур: для облицовки использован местный камень, который сложно обрабатывать. Несмотря на обилие окон, внутри собора царит таинственный полумрак: солнечный свет приглушают цветные витражные стекла. Стекло постоянно реставрируют и очищают, так что оно по-прежнему сияет насыщенными оттенками красного, зеленого и знаменитым оттенком шартрского синего цвета.

    Скульптуры на резной стене, отделяющей алтарную часть Фрагмент лабиринта символизирующего путь паломников в Святую землю Внутри собора

    Шартр для паломников

    Пик паломничества приходился на начало строительства Шартрского собора; после Французской революции до середины XVIII века практика религиозных поклонений была прекращена. В наше время Шартр снова стал центром притяжения католиков со всего мира. В год на поклонение приезжает около 18000 гостей. Верующие мирно соседствуют с обычными туристами, но последних просят соблюдать несложные правила поведения. Дресс-кода не существует, можно заходить в любой опрятной одежде. Туристов просят не шуметь во время мессы, когда осмотр алтарной части может быть затруднен. Вечерняя служба в будни проходит в 19:00, по праздникам и выходным она начинается на час-полтора раньше, утренние мессы проводятся до открытия храма для туристов.

    Хор Шартрского собора

    Информация для туристов

    Шартрский собор – главная достопримечательность города, вокруг которого сосредоточены все заведения, обслуживающие туристов. В 100 м от юго-восточного придела здания в доме с пятисотлетней историей на Рю де ла Пуассонри 8-10 расположен туристический офис. Здесь гостям города подскажут, где остановиться, перекусить, что еще стоит осмотреть в Шартре и его окрестностях, предложат сувениры, печатные, электронные путеводители, экскурсии с гидом. Офис открыт ежедневно до 5-6 часов вечера.

    В шаговой доступности от собора действуют 4 небольших отеля, еще несколько открыто в 10 минутах ходьбы от него. Рядом с храмом, в бывшем дворце шартрского епископа, работает Музей изящных искусств с неплохим собранием живописи XVIII века и старинных клавесинов. Перекусить можно в любом из десятков ближайших кафе и ресторанов, самый бюджетный вариант – построенный в 300 м к юго-западу от достопримечательности «Мак-Доналдс».

    Время работы и услуги

    Доступ в Шартрский собор туристам открыт ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход оборудован пандусом для маломобильных граждан, им доступны все уголки базового уровня собора. У входа работает сувенирная лавка, магазин «Склеп» расположен вне здания, в южном портале. Кроме традиционных магнитов и открыток в ассортименте представлены макеты собора, сувениры в виде витражей и лабиринтов. Кстати, традиция торговли в храме продолжается с момента его постройки: когда-то прямо в здании был продуктовый рынок, ничуть не мешавший проведению службы.

    Астрономические часы Фасад Шартского собора

    Как добраться до Шартрского собора

    Автомобилем из Парижа до Шартра можно добраться по шоссе А6 в направлении Бордо, затем по шоссе А10 и А11 в направлении Нанта. Время в пути составит чуть более часа, есть платные отрезки дороги. Бесплатная альтернатива проходит через Дрё по N12, по протяженности дорога в полтора раза длиннее. Возле собора есть вместительные парковки.

    С парижского вокзала Монпарнас поезда в Шартр отправляются в среднем один раз в час. Туристические автобусы из столицы останавливаются примерно в 300 м от Нотр-Дам-де-Шартр, на Рю Жорж Фессар. Из парижского Орли в Шартр летают самолеты, но экономия времени на дорогу составит всего около 20 минут. Бесплатный местный автобус характерного желтого цвета курсирует по городу с раннего утра до семи вечера между основными достопримечательностями каждые 20 минут.

    Шартрский собор

    Собственный оттенок синего цвета, таинственный гигантский лабиринт на полу и одна из самых почитаемых христианских реликвий — плащаница Девы Марии — немногие соборы мира могут похвастать таким собранием уникальных особенностей. А вот душе и символу города Шартр — Шартрскому собору — это удалось. Невероятный готический шедевр в 1979 году был включен в Список ЮНЕСКО и ежегодно привлекает тысячи туристов под свои летящие своды.

    Немного истории

    На месте нынешнего собора с 9 века стояли церкви, в которых хранилась плащаница Богоматери. Первый собор был возведён в начале 11 века, но совсем скоро он сгорел, уступив место храму в романском стиле, которого, впрочем, дважды постигала такая же участь. Строительство современного собора началось в конце 12 века, причём в работах добровольно принимала участие чуть ли не вся Франция. Открытие же храма состоялось в 1260 году при короле Людовике IX. Примечательно, что с тех пор облик Шартрского собора не претерпел практически никаких изменений, не считая незначительных реставраций в новейшее время.

    Что посмотреть

    Знакомство с Шартрским собором традиционно начинается снаружи — от его величественных летящих ввысь башен буквально захватывает дух. Кстати, определённая асимметрия — вовсе не оптический обман: правая от входа башня возвышается на 105 метров, а левая — на целых 113. Кроме этого, и стиль башен разнится: правая построена в изящном и строгом романском стиле, а левая — в «колючем» стиле пламенеющей готики.

    Находясь на площади перед собором также невозможно не обратить внимание на великолепную готическую розетку, пространство между каменной резьбой которой заполнено витражами. Помимо розетки заслуживают внимания и астрономические часы на южном фасаде, помещённые туда в 16 веке. Ныне они показывают только время, а до конца 18 века, когда механизм, увы, сломался, давали информацию также о дне недели, месяце, времени восхода и заката Солнца, фазах Луны и текущем знаке зодиака.

    Оттенок синего цвета на витражах собора получил собственное название — «Шартрская синь», а секрет его получения до сих пор не разгадан.

    Вообще, витражи считаются самым уникальным атрибутом Шартрского собора — их общая площадь превышает 2000 кв. м, а число — более 170. При этом самые древние из них относятся ко времени строительства собора — 12 веку. По витражам, кстати, можно проследить всю библейскую историю — для этого рассматривать их нужно снизу вверх, слева направо от центрального входа.

    Находясь в Шартрском соборе, нужно ни в коем случае не забыть также смотреть себе под ноги: на полу выложен огромный лабиринт, символизирующий путь верующего к Богу, «выбраться» из которого можно лишь одним путём, длина которого — 294 метра. Кстати, пилигримы до сих пор используют прохождение по лабиринту как элемент медитации.

    Обозреть окрестности можно, поднявшись на одну из башен собора.

    Адрес и часы работы

    Адрес: 16 cloitre Notre-Dame

    Часы работы: ежедневно с 8:3 до 19:30. Лабиринт открыт для медитативных прогулок только по пятницам с 10:00 до 17:00. Подъём на башню разрешается до 17:30.

    Шартрский собор

    С незапамятных времен ещё друиды считали этот холм священным и проводили здесь свои обряды, позднее римляне отправляли сюда христиан на мучительную смерть. Первая христианская церковь была основана на этом месте в IV в. двумя святыми (Saint Altin и Saint Eodald). Дальнейшая судьба собора была постоянно сопряжена с большим количеством страшных пожаров. В 743 г. Гунальд I, герцог Аквитании и Васконии, который сражался с франкскими королями Пепином и Карломаном, сжёг Шартр во время своего похода на Нейстрию. [Нейстрия со столицей в Лютеции (Париж) – это юго-западная часть франкского королевства, принадлежавшего Меровингам, другая часть королевства, северно-восточная, назвалась Австразией].

    Следующий важный и трагический момент происходит в IX в., когда датские викинги во главе с Гастингом (Hasting) совершали военные походы на французские города – Амбуаз, Блуа, Орлеан, Лимож, Пуатье и многие другие. Не обходили они стороной и итальянские земли, и испанские, прошлись вдоль берегов Пиренейского полуострова, заглянули даже в Марокко. Русская википедия почему-то так пишет о Гастинге «Род деятельности: путешественник-исследователь», оригинальная точка зрения, но может в чем-то они и правы. 🙂

    Итак, 12 июня 858 г. в Шартр вошли грозные викинги. Они проникли в заново отстроенную церковь, где расправились с епископом, монахами и верующими и сожгли церковь. Кстати, сожжённый несколькими годами ранее собор в Орлеане – это тоже они. Варвары, что тут говорить! После пожара 858 г. жители Шартра возвели новое здание церкви, а в 876 г. король Карл II Лысый преподнёс в дар священную реликвию – шёлковый Покров Святой Девы Марии, который по преданию был на Богоматери в момент рождения Иисуса. Считалось, что Покров дарит защиту от войн и разрушений. Это фрагмент шёлковой ткани и первоначально его длина была 5,5 м. Покров сохранился, несмотря на многочисленные разрушительные пожары. Во время ВФР священники, опасавшиеся за сохранность Покрова, разделили его не несколько частей, причём самый большой (2 х 0,46) остался в Шартре, где находится по сей день.

    Столетие спустя, 5 августа 962 г. город был захвачен войсками под предводительством герцога Нормандии Ричарда I Бесстрашного, который находился в состоянии войны с Тибо I, графом Блуа и Шартра. И собор опять был предан огню. Под руководством епископа Вульфальда (Wulphard) строят новый собор. Но в сентябре 1020 г. от удара молнии начинается пожар – собор снова принесен в жертву огненной стихии.

    Сразу же после пожара в 1020 г. началось новое строительство под руководством епископа Фульберта Шартрского. Надо сказать, что Фульберт был выдающимся человеком своего времени – учёный, поэт и музыкант. Он принимал участие в Первом крестовом походе (1095–1099 гг.), о котором оставил подробные записи. Он же был основоположником знаменитой Шартрской философской школы – научного центра Франции XI–XII вв. Молодые люди стремились сюда попасть, чтобы получить прекрасное образование. Здесь преподавали грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку, право, медицину и астрономию.

    Тогда и построили собор, части которого сохранились до наших дней. Работы начались с создания Крипты, затем возвели две колокольни и главный фасад. Сильные мира сего жертвовали деньги на постройку: король Франции Роберт II Благочестивый, король Дании, Англии и Норвегии Кнуд II Великий, герцог Аквитании Гильом V Великий направили значительные суммы.

    После смерти Фульберта в 1028 г. работы продолжились, несмотря на периодически возникающие пожары. В этот период были построены два боковых портала и главный портал. В конце XI – начале XII вв. строительство и оформление внутреннего убранства собора шло в том числе на деньги герцога Нормандского и короля Англии Генриха I Боклерка и его супруги Матильды Шотландской. Новый собор, уже пятый по счёту, торжественно открыли 17 октября 1037 г.

    Весной 1106 г. в Шартре состоялась свадьба Боэмунда, князь Антиохии и Констанции, дочери короля Франции Филиппа I (который в свою очередь был сыном Генриха I и Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого – вот такие переплетения судеб!). Как писал позднее аббат Сен-Дени Сугерий: «Ловкий князь Антиохии так сумел покорить всех подношениями и обещаниями, что был признан весьма достойным торжественно соединиться с принцессой в городе Шартре, в присутствии короля, сеньора Людовика [будущий король Франции Людовик VI Толстый], многих архиепископов, епископов и вельмож». По словам Сугерия грандиозный свадебный праздник, иногда разбавляемый кровавыми драками, длился несколько дней.

    5 сентября 1134 г. пожар опустошил город и повредил часть собора, что послужило поводом к интенсивному строительству. И вскоре перед взорами людей предстала Новая башня-колокольня (1134 – 1150 гг.), затем Западный фасад (1134 – 1160 гг.) и Старая башня-колокольня (1145 – 1165 гг.). Первые витражи установили в соборе примерно в 1150 – 1175 гг.

    Средневековый нормандский хронист Робер де Ториньи писал об этом строительстве: «Люди принялись тащить на своих плечах телеги, гружённые камнем, лесом, съестными припасами и другими предметами для сооружения церковных башен. Сначала это происходило в Шартре, а затем почти во всем Иль-де-Франсе, Нормандии и во многих других местах. ».

    1194 г. ознаменовался большими пожарами, которые охватили целый ряд городов и деревень. Людская молва утверждала, что виной тому были чёрные вороны, которые подхватывали горящие головешки, перелетали из города в город и поджигали дома. В июне пожары добрались и до Шартра. В ночь с 10 на 11 июня 1194 г. огонь разрушил почти весь собор кроме Крипты, нижней части Западного фасада, Старой колокольни и фундамента Новой. Невероятно, но огонь также пощадил витраж XII в., на котором изображена Дева Мария, и священную реликвию – Покров Девы Марии.

    По инициативе папского легата Мелиора, бывшего в то время в Шартре, и епископа Рено де Мусона начинаются работы по восстановлению собора. Король Франции Филипп II Август (а позднее короли Людовик VIII и Людовик Святой) и церковники делали значительные денежные пожертвования на новое строительство. К 1200 г. построили основные стены из камня, который привозили из деревни Berchères, находящейся в 12 км от Шартра по направлению к Орлеану, причем размер некоторых блоков составлял более 2 м в длину и 1 м в высоту.

    Считается, что собор был построен уже к 1240 г. (невероятно быстро!), а во второй половине XIII в. и в XIV в. возводили уже дополнительные строения, как например, ризницу, алтарную преграду, часовни и т.д. Великий французский архитектор и реставратор XIX в. Виолле-Ле-Дюк писал: «В общей сложности собор в Шартре [на плане] был украшен девятью башнями. Если бы этот архитектурный памятник был полностью достроен, включая все девять шпилей, которые возвышаются один над другим вплоть до центрального самого высокого шпиля, то это было бы необычайное зрелище».

    С 1200 по 1236 гг. в соборе было установлено 164 витража (конечно, витражи устанавливали и позднее). Выполняя ту же роль, какую ранее играла стенная роспись, они повествовали прихожанам о библейских сюжетах, знаках Зодиака, житие святых и исторических персонажей, в частности, о Карле Великом – о событиях, связанных с борьбой с сарацинами, и о смерти легендарного Роланда в Ронсевальском ущелье. Большая часть витражей – это дары от французских королей и членов королевской семьи, но витражи приносили в дар и другие представители знати, а также богатые и влиятельные жители Шартра.

    Отличительной чертой этих витражей является неповторимый сине-голубой цвет, получивший название «bleu de Chartres» (Шартрская синь). Рецепт изготовления такого оттенка синего цвета, который был изобретен в 1140 г. во время постройки базилики Сен-Дени, до наших времён не сохранился. Но может быть эту загадку кто-нибудь разгадает?

    А ещё существует легенда, что в Шартрском соборе в тайнике спрятан философский камень. Найти тайник можно в день летнего солнцестояния, когда солнечные лучи, проникая через маленькое отверстие одного из витражей, падают то ли на пол, то ли на колонну, тем самым точно указывая месторасположение тайника. Только вот незадача – никто не знает, что это за витраж.

    Нельзя не упомянуть еще о знаменитом Шартрском лабиринте, созданном в 1205 – 1215 гг. Подобные лабиринты раньше существовали во многих готических соборах и представляли собой символическое паломничество в Святую Землю. Лабиринты располагались не только на полу, но и на стенах, и прихожанин мог «пройти путь» с помощью пальцев.

    Шартрский лабиринт, выложенный на полу цветными плитами, состоит из 11 кругов, разделённых на четыре части. Его длина составляет 12,9 м, а протяженность – 261,55 м. Центральную часть лабиринта иногда сравнивают с лотосом с шестью лепестками – символом чистоты и озарения. В самом центре была установлена металлическая пластина, которая в наполеоновские времена была демонтирована и отправлена на переплавку. Некоторые считают, что этот лабиринт позволял вычислять день Пасхи, а также являлся специальной частью Пасхальной литургии.

    15

    “Notre-Dame-de-la-Belle-Verrière”, 1180 г.

    24 октября 1260 г. собор был освящен епископом Пьером де Манси в присутствии короля Франции Людовика Святого. Хронист и поэт XIII в. Гийом Бретонец (Guillaume le Breton) так говорил о новом соборе: «Это шедевр, равного которому нет в целом мире. Он может не бояться пожара до самого Судного Дня». Он сравнивал своды собора с панцирем черепахи, а также писал о том, что огонь, которым была уничтожена старая церковь, спас души всех, кто помог своими деньгами строительству новой.

    Шартрский собор удостаивали своим посещением разные исторические личности. Известно, что в 1254 г., в город прибыл король Англии Генрих III во время своей поездки из Испании в Англию. Позднее, несколько десятилетий спустя, здесь побывал король Франции Филипп IV Красивый. А 21–24 марта 1314 г. сюда приезжала дочь Филиппа Красивого Изабелла, королева Англии, она подарила собору несколько отрезов из дорогих тканей.

    В 1407 г. впервые упоминаются астрономические часы, расположенные с южной стороны внутри собора. Часы показывали время, день недели, месяц, фазы луны, восход и закат Солнца и знаки Зодиака, а циферблат составляет около метра в диаметре. Часы сохранились до наших дней.

    В 1417 г. собор пополнился небольшой часовней с южной стороны. История её создания такова. В битве при Азенкуре (25 октября 1415 г.) Людовик де Бурбон, граф Вандомский попал в плен к англичанам и будучи в плену дал обет выстроить часовню, что и было исполнено уже к 1417 г.

    26 июля 1506 г. разбушевавшаяся гроза послужила причиной пожара Новой башни-колокольни. Капитул поручил реконструкцию Jehan de Beauce (настоящее имя Jean Tixier), который построил новый шпиль с 1507 по 1513 г. Этот же мастер создал в 1519–1520 гг. часы, которые расположены с внешней стороны северной стороне собора (эти часы – на фото). Часы указывали время с помощью единственной стрелки и были соединены с колоколами Северной башни. В 1676 г. они были снабжены маятником, а к 1887 г. добавляют электромеханизм. В настоящий момент ни одни, ни вторые часы Шартрского собора они не функционируют.

    В 1519 г. начинается строительство хора (стена из резных фигур, огибающая алтарную часть), который впоследствии станет самым большим во Франции. Работы по его созданию будут продолжены до 1716 г. И сегодня в нём насчитывается 200 скульптур. К слову сказать, во всем соборе – около 3 500 скульптур. Примерно в этот же период в соборе появляется новый орган, вместо старого, построенного ещё в XIV в. Однако современный нам орган установили лишь в 1971 г.

    Собор упоминается в письме от 10 августа 1558 г. Генриха II к своей фаворитке Диане де Пуатье: «Мадам, вчера я получил ваши письма, доставленные Менардьером, а также ладанки из Нотр-Дам де Шартр». Французский историк и архивист Иван Клулас приводит их описание: «эти ладанки представляли собой металлические медальоны квадратной формы с отверстиями по углам, чтобы их можно было пришить к одежде». Письмо Генриха к своей возлюбленной заканчивается такими словами: «Умоляю вас не забывать того, который всегда любил и всегда любить будет только вас. Г.».

    26 марта 1586 г. – в самый разгар Религиозных войн – король Франции Генрих III (четвёртый сын Генриха II и Екатерины Медичи) с двумя сотнями подданных совершил пешее паломничество из Парижа в Шартр. Можно предположить, что он побывал в соборе и два года спустя, когда в мае 1588 г. бежал в Шартр после парижского восстания, известного в истории как «День баррикад».

    Шартрский собор был свидетелем коронации основателя династии Бурбонов Генриха IV. Традиционно короли Франции короновались в Реймсе – там хранилось миро, которое по преданию было передано ангелом для коронации легендарного Хлодвига. Но Реймс находился под властью Католической Лиги, и тогда к счастью для Генриха было обнаружено другое миро – его привезли из какого-то аббатства. Наверное, это был «госзаказ» – найти альтернативный вариант, раз уж в Реймс никак нельзя. И 27 февраля 1594 г. здесь прошла торжественная церемония.

    В время Французской революции Шартрский собор чудом избежал разрушения, поскольку было принято окончательное и бесповоротное решение о его сносе. К счастью, архитектор, которому поручили это ответственное задание, сумел убедить власти отказаться от этой идеи. Главным аргументом послужило то, что обломки здания и строительная пыль могут усеять весь город. В 1790 г капитул собора был распущен, а через два года городской муниципалитет выставил на продажу сокровищницу собора и некоторые скульптуры. В конце 1793 г. собор был «переориентирован» – в нём расположился Temple de la Raison (Храм Разума), а затем 19 мая 1794 г. – в Culte de l’Etre Supreme (Культ Верховного Божества). 31 мая 1795 г. собор был передан католической церкви.

    4 июня 1836 г. ремонтными работами был спровоцирован сильный пожар. Пострадали основания нефы, хоры, орган, была уничтожена кровля собора, повреждена Старая башня. Однако собор уцелел, и его стали приводить в порядок, в том числе установили медную кровлю. К концу XIX в. встал вопрос о реставрации витражей. Всего в Шартрском соборе 176 витражей (общая площадь 2 600 кв.м), которые признаны одними из самых прекрасных, дошедших из далекого Средневековья до наших дней. И все же за столь долгий срок часть витражей пострадала. В 1896 г. французский художник по стеклу и мозаист Феликс Годен (Félix Gaudin) приступил к восстановлению утерянных и пострадавших фрагментов. Работы заняли несколько лет, но Годен мастерски справился с этой сложнейшей задачей.

    33

    Фотография сделана около 1890 г.: мост через речку Эр, за которым виден Шартрский собор с его южной стороны

    Начиная с 1997 г. и по сегодняшний день ведутся грандиозные работы по реконструкции, которые позволят увидеть собор в том виде, каким он был много столетий назад. Глядя на эти фотографии, можно оценить всю искусность реставраторов, которые сейчас работают над восстановлением облика собора.

    Сегодня Шартрский собор известен еще и ночными световыми представлениями, когда его стены озаряются всеми красками и перед взором зрителей возникают волшебные образы.

    Шартрский лабиринт – настройка на божественную любовь

    Шартрский собор во Франции – один из самых известных готических соборов. Как уже говорилось (“Готический собор”), в средние века помимо официального христианства существовали скрытые организации, задачей которых было доносить до людей истинные энергии любви Бога без искажений церковного эгрегора.

    О ранней истории Шартрского собора сейчас известно только то, что он после своего основания в начале 900-х годов несколько раз разрушался и перестраивался. Изначально он нес в себе только изначальные образы и энергии Христа и Марии, без привязки к библейским сюжетам. Позже он был переделан в соответствии с требованиями религии, но один из изначальных элементов остался нетронутым: это так называемый Шартрский лабиринт.

    Образ этой структуры восходит к 143 уровню, к Марии в Божественной сфере. Оттуда он фрактально отражается во всем мироздании. По своей сути это структура, которая отвечает за связь людей с энергиями любви Бога. Она соответсвует уровням мироздания: 11 концентрических кругов (143 кратно 11) и центр – Абсолют как 12-й элемент. Здесь и 12 пирамид мироздания и 12 уровней в нижней пирамиде.

    Структура, подобная лабиринту есть и внутри сердечной чакры каждого человека, что является и одной из сторон связи с Богом через сердце.

    Движение по лабиринту от входа к центру – это и особый ритм, и путь, который энергия любви проделывает для того, чтобы реализоваться в мироздании. Проследив этот путь, можно рассмотреть подробнее, какие энергии и на каких уровнях активируются. Начиная с устремления к Богу (“вход”), человек воспламеняется на уровне души, проживает эти энергии (поворот в районе 6-го уровня), затем активируется восходящий поток по 11 уровню. В какой-то момент путь приближается к цели, как бы прикасается к ней, но затем идет отдаление. За “прикосновением” к энергии идет длительный период ее осмысления, проработки на всех уровнях, и только после этого, уже на новом уровне, идет достижение цели. Эта закономерность работает и в духовных практиках: многие поначалу испытывают восторг, прикоснувшись к высшим энергиям или знаниям, но потом эти ощущения пропадают, и тогда наступает разочарование. Но впадать в подобные переживания является ошибкой: просто человек находится на той стадии пути, которая связана с проработкой нижних уровней, отклонения от пути на самом деле не произошло.

    Существовали различные практики, связанные с лабиринтом.

    Основная. 1) Сосредоточиться на сердечной чакре и направить из нее поток света на вход в лабиринт. 2) Медленно заполнять этим потоком весь лабиринт, постепенно двигаясь от начала до конца.
    Вначале может постоянно сбиваться зрение, либо наполнения потоком происходить не будет. Нужно держать внимание на потоке и удерживать его правильном направлении.
    Там, где идут сбои – будут всплывать блокировки сердечного центра, высплывать негативные моменты из прошлого, личные качества, мешающие обрести связь с Абсолютом (может быть излишняя заземленность, эгоцентризм, неверие или что-то еще). Можно мысленно выбрасывать эти проявления из сердца или растворять их светом. Если причины препятствий в “лабиринте” не всплывают, можно задавать намерение показать их и усиливать поток излучения из сердечной чакры.
    Таким образом очищается личная связь с энергией любви Бога, в частности с энергией Марии – для тех, кто целенаправленно работает с ее энергиями.

    Более простая практика, но с меньшими возможностями для проработки отдельных моментов: направить поток из анахаты сразу в центр цветка в лабиринте. Намерение – сонастроиться с энергией любви Бога. Далее – внимательно следить за ощущениями, стараться принимать приходящие энергии и усиливать энергообмен с цветком своей волей.

    Общеизвестная практика проводилась в самом храме всеми желающими – физическое прохождение лабиринта. Так как храм находился в месте силой, связанным с Венерой – проводником энергии любви – и такой вариант уже давал ощущение высших энергий.

    Шартрский собор Богоматери — «Стеклянная Библия»

    Адрес: Франция, Шартр, улица Клуатр Нотр Дам (Cloître Notre Dame), 16
    Начало строительства: 1194 год
    Окончание строительства: 1260 год
    Координаты: 48°26′50″N,1°29′16″E
    Высота башен: северная 113 м., южная 105
    Основные достопримечательности: витражи XII-XIII веков

    Всего 1 час езды на электричке из Парижа, и пассажир пребывает в тихую очаровательную провинцию — Шартр.

    На узеньких улочках Шартра встречаются здания, сохранившиеся со времён римского владычества, и старинные фахверковые дома XII века. Есть и арочные мосты, и живописные виды на канал. Но главная гордость Шартра — это двуглавый красавец-собор, украшенный изумительными синими витражами. Его огромный острый шпиль виден из любого уголка города — за домами, в просветах улиц и из окон ресторанов.

    Западный фасад собора

    Плащаница Девы Марии — реликвия Шартрского собора

    На месте Шартрского собора издавна находилось святилище друидов — кельтских жрецов. В VIII веке здесь уже существовал алтарь, построенный в честь Св. Марии Шартрской, а в 876 году в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства — плащаница (покров) Богородицы.

    Предание гласит, что именно в это одеяние была облачена Дева Мария в момент рождения И. Христа. В Шартре же реликвия оказалась благодаря французскому королю Карлу II Лысому, пожертвовавшему её городскому храму.

    Вид на южный фасад здания

    В 1194 году в городе случился пожар, который практически полностью уничтожил первый кафедральный собор Шартра, возведенный в 1020 году, но ларец, где хранилась святыня, чудом уцелел, и это событие сочли знамением свыше.

    Рекордно короткое строительство

    Строительство нового собора началось сразу же после пожара. Пожертвования стекались со всей Франции . На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях. По сравнению с другими готическими храмами, которые возводились веками, Шартрский собор создан в рекордно короткие сроки.

    Вид на северную и южную башни Шартрского собора

    К 1220 году основная часть здания была готова, а 24 октября 1260 года храм был освящён в присутствии короля Людовика IX. Некоторые источники утверждают, что грандиозную стройку профинансировали рыцари Ордена тамплиеров.

    Сторонники этой гипотезы считают, что загадочный лабиринт 1205 года, выложенный мозаикой на полу собора, отмечен символами тамплиеров, которые также присутствуют на некоторых других деталях интерьера.

    Скульптуры и витражи — сокровища Шартрского собора

    Южное крыльцо Шартского собора

    Грандиозный готический храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, сохранился до наших дней практически в том виде, в каком и был построен 800 лет назад. Две башни Шартрского собора поразительно различаются между собой. 113-метровая Северная башня возвышается на древнеготическом основании и имеет ажурный шпиль, украшенный затейливым каменным кружевом. Южная башня высотой 105 метров увенчана простым романским шпилем в форме пирамиды. Фасад собора «изрезан» барельефами, а интерьер декорирован высеченными из камня скульптурами.

    Северное крыльцо Шартского собора

    В общей сложности в Нотр-Дам де Шартр насчитывается 10 000 скульптурных композиций. Внутри собора — цветные витражи XII-XIII веков. Ансамбль шартрских витражей абсолютно уникален: на 146 окнах изображены 1359 различных сюжетов. Они повествуют о библейских событиях и о жизни людей всех сословий — королей, рыцарей, ремесленников, крестьян. Помимо больших витражей на оконных розах главного фасада и трансептах, наиболее известным является витраж с Богоматерью в облачении уникального оттенка, «шартрского синего».

    Цветные витражи Шартского собора

    Шартрские витражи отличаются яркостью и чистотой красок, секрет изготовления которых средневековые стеклодувы унесли с собой в могилу. Собор ещё называют «Стеклянной Библией», и чтобы прочитать её, потребуются годы и годы.

    Источники:
    http://theplacement.ru/travel-directory/shartrskij-sobor/
    http://wikiway.com/france/shartr/shartrskiy-sobor/
    http://tonkosti.ru/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80
    http://aisses-s.livejournal.com/13207.html
    http://mirai8.livejournal.com/76031.html
    http://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/370-shartrskiy-sobor-bogomateri
    http://www.openarium.ru/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9/%D0%A8%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%87%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%8C/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

    Ссылка на основную публикацию