Расписание богослужений
29 июля, понедельник. Седмица 7-я по Пятидесятнице. Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (ок. 440 или 613). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451).
Богослужения совершаться не будут.
30 июля, вторник. Вмц. Марины (Маргариты) (IV). Прп. Иринарха Соловецкого (1628). Прп. Леонида Устьнедумского (1654). Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского. Святогорской иконы Божией Матери (1569).
08:00 Утреня. Литургия
31 июля, среда. Мч. Емилиана (363). Мч. Иакинфа Амастридского (IV). Прп. Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах (1160). Прп. Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Памвы пустынника (IV).
08:00 Утреня. Литургия
17:00 Всенощное бдение.
1 августа, четверг. Прп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Прп. Дия (ок. 430). Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца (1903). Собор Курских святых. Блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Прп. Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блж. Стефана (1427) и матери его Ми́лицы (1405), Сербских.
17:00 Всенощное бдение.
2 августа, пятница. Пророка Илии (IX в. до Р. Х.). Прп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375).
08:00 Водосвятный молебен.
17:00 Вечерня. Утреня.
3 августа, суббота. Пророка Иезекииля (VI в. до Р. Х.). Прпп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Мч. Виктора Марсельского (ок. 290). Сщмч. Петра Голубева пресвитера (1938). Обре́тение мощей св. Романа Медведя исп., пресвитера (1999).
17:00 Всенощное бдение.
4 августа, воскресенье. Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403–404). Прп. Корнилия Переяславского (1693).
09:00 Литургия.
18:00 Вечерня с акафистом.
5 августа, понедельник. Седмица 8-я по Пятидесятнице. Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284–305). Прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001). Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75).
Богослужения совершаться не будут.
6 августа, вторник. Мц. Христины (ок. 300). Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1015). Прп. Поликарпа, архим. Печерского (1182). Свт. Георгия, архиеп. Могилевского (1795). Обретение мощей прп. Далмата Исетского (1994). Сщмч. Алфея Корбанского диакона (1937); свв. Николая Понгильского (1942) и Иоанна Калинина (1951) испп., пресвитеров.
08:00 Утреня. Литургия
7 августа , среда. Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Память V Вселенского Собора (553).
08:00 Утреня. Литургия
8 августа, четверг. Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
08:00 Утреня. Литургия
17:00 Всенощное бдение.
9 августа, пятница. Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Прп. Германа Аляскинского (1837). Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Свт. Иоасафа, митр. Московского и всея России (1555). Прп. Анфисы исп., игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапп. Климента, еп. Охридского (916) 1 , Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.). Сщмчч. Амвросия, еп. Сарапульского, Платона Горных и Пантелеимона Богоявленского пресвитеров (1918); сщмч. Иоанна Соловьева пресвитера (1941).
17:00 Вечерня. Утреня.
10 августа, суббота. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых. Прп. Моисея чудотворца, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Прп. Павла Ксиропотамского (820). Сщмч. Николая Пономарева диакона (1918); прмч. Василия Эрекаева, прмцц. Анастасии Камаевой и Елены Асташкиной, мчч. Арефы Ерёмкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милешкина и мц. Мавры Моисеевой (1937).
17:00 Всенощное бдение.
11 августа, воскресенье. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Мч. Каллиника (III–IV). Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мч. Даниила Черкасского (1776). Мц. Серафимы девы (117–138). Мц. Феодотии и трех чад ее (304). Свт. Лупа, еп. Труа (479). Прмч. Михаила (IX). Мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).
09:00 Литургия.
18:00 Вечерня с акафистом.
12 августа, понедельник. Седмица 9-я по Пятидесятнице. Апп. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мч. Иоанна Воина (IV). Прп. Анатолия Оптинского, Младшего (1922). Обре́тение мощей прп. Германа Соловецкого (1484). Мчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251). Сщмч. Валентина (Уалентина) епископа и трех учеников его мчч. Прокула, Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273). Собор Самарских святых. Прп. Ангелины, деспотисы Сербской (ок. 1520) 1 . Сщмч. Иоанна Плотникова диакона (1918).
Богослужения совершаться не будут.
13 августа, вторник. Предпразднство Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX).
08:00 Утреня. Литургия
17:00 Всенощное бдение.
14 августа , среда. Происхождение (изнесение) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.). Обретение мощей прп. Софии Суздальской (1995). Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III). Сщмч. Димитрия Павского пресвитера (1937).
15 августа, четверг. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обре́тение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца (1557). Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Сщмч. Стефана, папы Римского, и иже с ним (257). Мч. Афанасия Жуланова (1918); прмч. Платона Колегова (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI).
08:00 Утреня. Литургия
16 августа, пятница. Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV–V). Прп. Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца (1147). Св. Раждена Перса, первомч. Грузинского (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава Луканина диакона (1918); сщмч. Николая Померанцева пресвитера (1938).
08:00 Утреня. Литургия
17:00 Вечерня. Утреня.
17 августа, суббота. Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Обре́тение мощей прав. Алексия Бортсурманского (2000). Прмц. Евдокии (362–364). Мч. Елевферия (IV). Обре́тение мощей свт. Арсения Элассонского1. Прмч. Михаила Жука, мчч. Симеона Воробьева и Димитрия Воробьева (1937). Пензенской-Казанской иконы Божией Матери (1717).
17:00 Всенощное бдение.
18 августа, воскресенье. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигния (362). Прп. Иова Ущельского (1628). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте. Прав. Нонны, матери свт. Григория Богослова (374). Сщмч. Стефана Хитрова пресвитера (1918); мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919); сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921); сщмч. Иоанна Смирнова диакона (1939).
09:00 Литургия.
17:00 Вечерня с акафистом.
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Свежие записи
Икона дня
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794).
Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361–363). Мч. Димитрия (ок. 307).
Сщмчч. Николая Щербакова и Петра Конардова пресвитеров, Никиты Алмазова диакона и мч. Григория Долинина (1937).
Купятицкой иконы Божией Матери (1182).
1 Сол., 271 зач., V, 1–8. Лк., 80 зач., XVI, 1–9. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 64 зач., XII, 8–12.
Спасо-Преображенский собор, Кимры. Расписание богослужений, фото, история, адрес, как добраться
Спасо-Преображенский собор, расположенный в г. Кимры, является одним из крупнейших храмов Тверской епархии.
Спасо-Преображенский собор в Кимрах сегодня
Собор построен в сочетании неорусского стиля и модерна. Церковь является красивым памятником архитектуры начала XX в.
Она давно стала одним из символов исторической части города. Собор назван в честь одного из главных праздников православной веры — Преображения Иисуса Христа.
История основания, строительства
Спасо-Преображенский собор в Кимрах построен на современной улице Урицкого. В нем есть 3 престола, названные в честь разных событий и святых. Главный престол, по которому храм и получил свое название, назван в честь Преображения Господа. Помимо него в церкви находятся боковые пределы. Они носят имена Ильи Пророка и трех святителей Церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
Первый камень на месте строительства был заложен 21 июля 1902 г., в память об избавлении от тяжелой болезни российского императора Николая II.На месте основания храма бил ключ. Люди считали, что вода из этого ключа исцеляет болезни. Завершение работ планировалось к 1904 г., но к тому моменту храм был готов лишь в общих чертах.
Главы собора были не достроены, а к отделке внутреннего убранства даже не приступали. Освящен храм был лишь в 1911 г. После открытия церкви ее стали посещать люди, живущие в самых ближайших улицах села Кимры, а также нескольких местных деревень. Расположенная рядом с храмом улица стала носить название Преображенской (в настоящее время — ул. Вагжанова).
Приходское кладбище, под которое отвели место за селом, сейчас утрачено.
Судьба Преображенского собора в советский период
После того, как в стране началась революция, от властей поступил запрет на достраивание каменной колокольни Преображенской Церкви. Это объяснялось остро стоящей проблемой нехватки жилья, из-за которого не хватало материалов для строительства. Кроме того, верующим выдвигались претензии по поводу колокольного звона, который, якобы, нарушал покой пациентов находящейся рядом больницы.
Верующие попытались прийти к компромиссу с городскими властями, но решение о закрытии храма было уже принято. 19 мая 1927 г. в церкви состоялась последняя служба перед закрытием. На следующий день в храм пришла комиссия горсовета, для того чтобы провести опись церковного имущества. Однако к тому моменту около собора начались беспорядки.
Верующие не хотели пускать в храм безбожников. На первый взгляд, собор получилось защитить. Но совсем скоро зачинщики бунта попали под арест. 27 октября 1929 г. духовенство Преображенской церкви было приговорено к казни. Священники Ананий Бойков, Феодор Колеров и Михаил Болдаков были расстреляны. В настоящее время они причислены к лику святых в качестве новомучеников.
Весной 1947 г., когда отношение властей к церкви после войны несколько потеплело, по просьбе православных храм вернули верующим. В 1948 г. совершил литургию Игумен Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси. Богослужения возобновились, а храм стал одним из немногих действующих в Тверской епархии до конца советского периода.
Статус собора Преображенский храм получил в 1973 г, став центром Кимрского благочиния. Сейчас в нем по-прежнему идут реставрационные работы.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Спасо-Преображенский собор в Кимрах выполнен в неорусском стиле. Церковь спроектирована Ф. В. Рыбинским, а главным архитектором выступил В. И. Назарин. Строгая сдержанность, присущая старым русским храмам сочетается с грандиозным и роскошным декором. Арочные ниши фасада украшены мозаичными иконами.
Композиционно собор в себя включает непосредственно саму храмовую часть, которая увенчана пятью главами в виде невысоких шатров со световыми барабанами, апсиду и трапезную.
Внутреннее убранство
При оформлении стен собора использованы светлые, нежно-голубые и розовые цвета.
Ажурный, покрытый позолотой иконостас и богато украшенные иконы придают церкви дух торжественности и легкости.
Святыни и мощи
Одной из главных святынь церкви — список Иверской иконы Божией матери, подаренная городу афонскими монахами в 1901 г.
Икона изначально была в Покровском соборе, но поскольку в 1936 его взорвали, реликвию перенесли. Также очень чтят в храме икону местных святых: священномученика Феодора и мучеников Михаила и Анании.
Спасо-Преображенский собор, Кимры. Икона Пречистой Девы.
Иверская икона Пречистой Девы получила свое имя в честь одноименной обители на Афоне. Первые упоминаний об этой иконе относится к IX в. Тогда бушевали времена борьбы с иконами, святые образа отдавались на поругание еретикам. Согласно преданию, одна благочестивая вдова, которая жила рядом с древним городом Никея, сохранила у себя икону Борогодицы.
Однажды это стало известно властям. Вооруженные солдаты вознамерились отнять икону у женщины. Один воин набросился на образ с копьем и из лика Пречистой Девы хлынула кровь. После этого вдова пошла к морю, предав образ волнам. Тот не утонул, а сверхъестественным образом двинулся прочь от берега. Через некоторое время икону заметили на Афоне. С тех пор святыня стала хранится там.
Духовенство храма
Перечень служителей храма:
- Настоятель церкви — протоиерей Евгений (Морковкин). Родился в 1959 г. Окончил Тверской медицинский институт и Московскую духовная семинария. В 1994 году принял священнический сан. Рукоположен в диаконы, а затем во священники епископом Тверским Виктором (Олейником). С 1995 г. исполняет обязанности настоятеля Спасо-Преображенского собора в Кимрах. В настоящее время также является благочинным храмов Кимрского округа и входит в епархиальный совет Тверской епархии.
- Протоиерей Алексий (Шевчук). Родился 22 января 1965 г. Светское образование: окончил в 1991 г. Тверской государственный университет. Позже учился в Московской духовнай семинарии (1997 г.) и Московской духовной академии (2002 г.). В 2012 г. завершил обучение в аспирантуре Университета Российской Академии Образования г. Москвы. Рукоположен во священнический чин в 1993 г. В 2010 г. удостоен палицы.
- Протоиерей Борис (Колышкин). Родился 5 января 1976 г. Окончил общеобразовательную школу г. Кимры в 1993 г. До 1997 г. обучался в православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. 26 октября 1999 г. рукоположен в диаконы, а 19 января 2001 г. во священники. В 2015 г. удостоен палицы.
- Протоиерей Владимир (Кириллов). Дата рождения — 15 сентября 1974 г. Окончил в 1996 г. 2 класса Костромской духовной семинарии, после, в 2003 г. Тверской государственный университет, в 2006 г. Свято-Тихоновский Богословский университет. 20 августа 1998 г. посвящен в диаконы, а 16 апреля 2005 г. стал священником. В 2015 г. за добросовестное служение получил сан протоиерея.
- Диакон Алексий (Хомутов). Родился 8 декабря 1987 г. Рукоположен в диаконы 27 марта 2016 г. Ризничный собора.
Социальная работа, повседневная жизнь
На приходе ведётся активное социальное служение, оказывается помощь всем нуждающимся индивидуально, исходя из каждого конкретного случая и ситуации. Выдается материальная помощь многодетным и малообеспеченным семьям, детям из неполных семей, людям, оказавшимся в бедственном положении, которые нуждаются в решении экстренных проблем.
Для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации, есть возможность консультации с православным психологом. Для пострадавших в военных конфликтах и стихийных бедствиях проводится сбор средств, вещей и продуктов.
Воскресная школа
Спасо-Преображенский собор в Кимрах также имеет воскресную школу, набор в которую проводится с началом каждого учебного года. Принимать детей в воскресную школу начинают с 5 лет. Для учеников устраиваются поездки на спортивные фестивали, праздничные чаепития и другие культурные мероприятия.
В воскресной школе детям преподаются основные знания христианской веры:
- смысл православных богослужений;
- церковнославянский язык;
- катехизис и история Церкви;
- творческие занятия (рисование, изготовление поделок).
При школе действует детско-юношеский хор. С родителями учеников проводятся двухгодичные курсы по основам православной веры.
Престольные праздники
У церкви есть три престольных праздника. Первый отмечается 19 августа, во время празднования Преображения. Второй — 12 февраля. В этот день Церковь вспоминает Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
А третьим днем празднования считается 2 августа, когда по церковному календарю совершается память ветхозаветного пророка Ильи.
Режим работы для посетителей
Богослужения в храме совершаются каждый день с 8 часов утра:
Вид службы | Время начала | ||||||||
Всенощное бдение | 17:00 | ||||||||
Литургия (в будние дни) | 08:00 | ||||||||
Литургия (в воскресенье и праздничные дни) | 07:00
Интересные факты про соборНесколько фактов о соборе:
Где находится, что в окрестностях, как добратьсяНаходится собор в историческом центре Кимр. В городе можно увидеть уникальные сохранившиеся деревянные и каменные дома стиля модерн, начала XX века. Достойны внимания улицы Орджоникидзе, Московская, Володарского и Кирова. На них можно прочувствовать всю атмосферу старого города. Также есть замечательный краеведческий музей, где можно узнать много интересного об истории края — с древнейших времен и до наших дней. В Кимрском поволжье раскопаны многие уникальные археологические памятники: поселения эпохи мезолита, городища раннего железного века, курганы и селища древнерусского времени. Как доехать:
Информация для паломниковГостиницы в городе Кимры по большей части расположены на берегу Волги. Ближе всего к храму будет отель «Чайка», находящийся по адресу: набережная Фадеева д. 1/1. Двухместный номер с 1 кроватью обойдется туристу в 2500 р. При посещении церкви рекомендуется соблюдать следующие правила:
Автор: Вероника (kukuruzova) Оформление статьи: Ильченко Оксана Видео о Спасо-Преображенском соборе в КимрахВидеообзор Спасо-Преображенского собореа, Кимры: Собор в честь Преображения Господня г. КимрыМестная религиозная организация православный Приход Преображенского собора г. Кимры Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) История и описание: Преображенский собор был заложен 21 июля 1902 г. над ключом (родником) слывущим по преданию, целебным. Проект новой церкви на 1000 мест был составлен архитектором Рыбинским в 1901 г. Точной даты освящения новопостроенной церкви пока установить не удалось, однако известно, что с 1911 г. для службы в храме был утвержден притч в лице священника, дьякона и псаломщика. Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших начинаются с октября месяца 1911 г. Храм был трехпрестольный в честь Преображения Господня, святого пророка Ильи и трех вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Выстроен храм был в древнерусских традициях. Композиционно он состоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена калориферная печь для обогрева здания. По проекту храм должен быть был возведен с встроенной колокольней, но последнюю в связи с трудностями того времени построить не удалось. Поэтому-то по соседству с храмом и была возведена временная небольшая деревянная колоколенка, с которой звонили восемь колоколов. Первыми служителями церкви стали священник Ф. К. Колеров, дьякон Н. Д. Завьялов, псаломщики В. Никольский, Г. Егоров, которых с 1913 г. сменил И. Муратов. К церкви были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры и нескольких окрестных деревень. Улица, проходящая мимо храма, была названа Преображенской (ныне ул. Вагжанова). Место для приходского кладбища было отведено за селом, но левой стороне тракта Кимры – Ильинское (сейчас этого кладбища нет). После революции местные власти запретили достраивать каменную колокольню Преображенского храма. Они мотивировали это тем, что в городе испытывается острая потребность в жилье, не хватает строительных материалов, и вообще возражали против колокольного звона, якобы мешающего больным расположенной по соседству больницы. Чтобы добиться от властей разрешения на достройку каменной колокольни, верующие на своем собрании согласились на прекращение колокольного звона и кроме того обязались собрать крупную сумму денег для строительства столь нужного в то время в Кимрах родильного дома. Но власти, уже приняв решение о закрытии церкви, отклонили просьбы и предложения верующих. В 1927 г. Кимрский горсовет направил в Тверской губисполком ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссылаясь при том на пожелания трудящихся, нехватку жилья в городе и острую нужду в строительных материалах. Тверской губисполком одобрив ходатайство, в свою очередь направил его далее в Москву. В столице, естественно, вопрос этот был решен положительно. Прихожане в свою очередь обратились к властям с ходатайством о оставлении храма их религиозной общине. 9 мая председатель ВЦИКа М.И. Калинин подписал документ, отклоняющий просьбу верующих (копия документа хранится в Кимрском музее). Узнав, о решении закрыть храм прихожане заволновались. 19 мая в церкви состоялось прощальное богослужение. 20 мая специальная комиссия горсовета прибыла к храму с целью провести опись церковного имущества. Однако собравшаяся толпа прихожан не допустила ее в храм. Таким своим поведением верующие выражали протест против его закрытия. Видя подобную реакцию власти благоразумно отступили, но ненадолго. Вскоре милиция арестовала большую группу лиц подозревавшихся как зачинщиков беспорядка. После нескольких томительных месяцев ожидания в Кимрах состоялся показательный судебный процесс. 27 октября 1929 г. суд приговорил к высшей мере: священника Колерова, А. Бойкова и Болдакова. Спасо-Преображенский храм был закрыт и за считанные месяцы был переоборудован под культурный очаг — клуб кустарей. В клубе были оборудованы зрительный зал на 450 мест, читальня, три комнаты для кружковой работы, киноустановка. Кресты с храма были сняты, главы укорочены, на центральной его главе была укреплена огромная красная пятиконечная звезда. В культурном новоявленном очаге, разместившемся в бывшем храме, почему-то было не весело. Через несколько лет клуб закрыли, и в освободившихся помещениях был устроен склад зерновых культур. Проходили годы, здание ветшало, требовало ремонта. В годы Великой Отечественной войны церковь разделила все тяготы военного времени со своим народом, внесла ощутимый вклад в конечную победу над фашистской Германией. Высшие власти страны оценили это, стали более терпимыми к церкви и ее деятельности. В стране было восстановлено патриаршество и осуществлен ряд других мероприятий, направленных на частичную реабилитацию попранных прав церкви. В Кимрах в 1947 г. в ответ на просьбу группы верующих власти возвратили им Преображенский храм. В нем начались богослужения. В 1948 г. по приглашению иеродьякона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен впоследствии Патриарх Всея Руси. Первым настоятелем храма (после его возвращения верующим) стал протоиерей Стефан Кондратьев. Затем эту должность занимали; епископ Никифор Никольский, протоиереи Сергей Бойков, Владимир Троицкий, Георгий Цинцевич и некоторые другие. Дольше всех (более 20 лет) настоятелем храма был протоиерей Иоанн Басюк (1940-1995). Имя этого видного и авторитетного священнослужителя было широко известно и почитаемо среди верующих. Не случайно после скоропостижной кончины проститься с ним пришли тысячи горожан, с выражением скорби и уважения к человеку, много сделавшему во имя православной церкви, самих верующих, возрождения храмов на кимрской земле. В храме не прекращаются работы по его восстановлению в первоначальном виде и украшению. Еще в 1980-х годах его западная часть была расширена за счет кирпичной пристройки; в начале 1990-х годов собор был подключен к центральному отоплению. Особенно видимые изменения в его внешнем облике произошли за последние годы. Были восстановлены 4 главы с барабанами (включая центральную) и небольшая главка на апсиде (алтаре), снесенные после закрытия властями храма в 1929 г. В будущем будет восстановлена и последняя оставшаяся глава храма. В результате восстановительных работ храм стал выше, величественнее, приобрел свой первоначальный облик. По материалам издания Коркунов В.И. Судьбы Кимрских Храмов. – Кимры, 1999. 1) Часовня в честь Феодора, Михаила и Анании новомучеников Кимрских г. Кимры 1) на месте дома свщмч. прот. Феодора Колерова Спасо-Преображенский собор в КимрахСпасо-Преображенский собор в Кимрах не только один из крупнейших храмов Тверской области, вмещающий до тысячи человек, но и невероятно красивый памятник архитектуры начала 20 века. В его почти сказочном облике сплелись черты изысканного модерна и фантазийного неорусского стиля. В историю города собор вошел по двум причинам: во-первых, в доме, стоявшем на его территории, родился автор «Молодой гвардии» А. А. Фадеев, во-вторых, некогда здесь бил мощный подземный источник, вода которого славилась своими чудодейственными свойствами. Ну а сегодня сюда приезжают, чтобы оценить великолепие внешнего и внутреннего убранства храма и поклониться древней иконе Иверской Богоматери. Немного историиСобор Преображения Господня был заложен в 1902 г. по проекту архитектора Рыбинского, который взял за основу классическую русскую планировку церквей и разработал ее в стиле модерн с щедрыми включениями неорусских черт. Храм открыл двери для прихожан в 1911 г., однако просуществовал, увы, недолго: в связи с послереволюционными гонениями на церковь он закрылся уже в 1929-м. По этой же причине колокольню так и не успели построить. В помещениях церкви разместилась сначала кустарная артель, затем зернохранилище. Богослужения, впрочем, возобновились сразу после Великой Отечественной войны. В 1973 г. храм приобрел статус собора, а в 1990-х был отреставрирован. Что посмотретьСпасо-Преображенский собор — настоящий пир для глаз: рассматривать его внешнее убранство можно бесконечно, каждый раз находя все новые интересные черты. Первое, что обращает на себя внимание, — его контрастность: собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов. Терракотовый цвет его фасада оттеняется щедрой белой лепниной, узкие и высокие окна световых барабанов украшены псевдорусскими «кокошниками», а на крытых темно-серой черепицей куполах сияют золоченые маковки. Пять глав собора возвышаются над тремя приделами: помимо основного, посвященного Преображению Господню, здесь есть два меньших — в честь пророка Илии и Трех святителей. Главная святыня собора — старинная икона Иверской Божией Матери, полученная в дар от афонских монахов в 1901 г. и возвращенная собору ровно через сто лет. Интерьеры собора украшены богатой стенописью в небесно-голубых и пастельно-розовых тонах. Ажурный золоченый иконостас приобрел особую торжественность благодаря белому фону; везде множество старинных икон в богатых окладах. Обратите внимание на масштабное четырехъярусное паникадило и многоцветную декоративную плитку, которой выложен пол собора. Практическая информацияАдрес: Тверская область, Кимрский район, г. Кимры, ул. Урицкого, 65. Веб-сайт. Храм открыт с 7:30 до окончания вечернего богослужения. Службы проводятся ежедневно в 8:00 и 17:00. В праздники особый режим богослужений. Кимры & РасписанияОчерки историиКимрский крайЧто мы имеем из сохранившегося в КимрахКак свидетельство уничтоженной красоты стоят сегодня в Кимрском музее церковные двери XVII века. Изготовлены они кузнечным способом и состоят из ажурных металлических пластин на кованых плоских брусках. Под пластины была положена слюда и куски кожи темно-красного и зеленого цветов — в шахматном порядке. На пластинах и брусках множество кованых, различной формы и величины розеток, которые, как и пластины, покрыты составом золотистого цвета. На дверях мощный засов. По словам реставраторов, это очень редкая вещь. Известны сундуки и ларцы, выполненные в той же технике. По мнению работников музея, двери принадлежали Троицкой церкви. Церковь была «итальянской архитектуры», но в её декоре использовались работы русских мастеров. Вот и все, что осталось потомкам от того прекрасного, что они по праву должны были иметь. Спасибо варварам! Вознесенская церковьХрам Вознесения. Господня имеет более счастливую судьбу, потому как «до основанья» разрушен не был. Построен в 1813-м году прошлого века на месте деревянной церкви. В 1829-м к нему была пристроена колокольня, возведенная в основном на деньги зажиточного крестьянина А.С. Мошкина. В 1941 году храм «по просьбе трудящихся» был закрыт. Ему нашли «должное» применение: использовали под склад, электроподстанцию, маслозавод. В 1990 году церковь вновь возвратили религиозной общине, с тех пор в ней совершаются службы, одновременно она реставрируется. Преображенский храмПри въезде в Кимры со стороны Твери радуют взор позолоченные кресты на пятиглавом Спасо-Преображенском соборе, главном храме города и района. Закладка Преображенской церкви состоялась в 1902 году, а службы начались в 1911-м. Через шестнадцать лет все тот же Кимрский горсовет ходатайствует о закрытии храма. Тверь и Москва поддержали «благое начинание», но верующие были искренне возмущены таким решением. Кимряки оказали противодействие специальной комиссии горсовета, которая пришла в храм 20 мая 1929 года. Власти арестовали группу лиц, подозреваемых в «организации беспорядков». Последовал показательный процесс. Приговор гласил: «. суд вынес приговор по делу контрреволюционного выступления Преображенских церковников. Главные организаторы и Руководители выступления поп Колеров, кулак Болдаков, член Церковного совета Бойков, Дмитриев и Закурин приговорены к высшей мере социальной защиты. » Власти показали всем, что несогласия со своей варварской политикой не потерпят. Остальные храмы закрывались уже без протестов. Местночтимые святые«Учитывая исповедничество и мученичество даже до смерти присно памяти протоирея Колерова и мирян Анании Бойкова и Михаила Болдакова, настоящим благословляем. совершить их канонизацию в лике местночтимых святых Тверской епархии» Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй 17 сентября 1997 года: “Наш город теперь имеет своих небесных покровителей. Определено «память священномученика Феодора и иже с ним убиенных Анании и Михаила праздновать в день их мученической кончины — 29 ноября по новому стилю. » ПодворьеПодворье Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря — храм был открыт в 1915 году и через десять лет закрыт. В дальнейшем использовался как Дом просвещения, кинотеатр, потом стал спортзалом обувной фабрики «Красная звезда». СкорбященскаяВ 1875 году благословляется строительство церкви при новом кладбище — сейчас там с «благословения» Советской власти располагается горпарк (точнее, его останки). Построенную церковь нарекли Скорбященской. Взорвана в 1933 году. Иоанна ПредтечиВ районе нынешней горбольницы №1 стояла церковь Иоанна Предтечи, появившаяся там в 1875 году на месте старой деревянной по инициативе крестьянина-сапожника С.А. Волкова. Через десять лет при храме стараниями того же крестьянина была открыта церковно-приходская школа. В 1931 году храм перестал существовать. В стороне от села Ильинское хорошо видны контуры разрушающегося Свято-Троицкого женского монастыря. На сегодняшний день в Кимрах и районе действуют храмы:
Те, кому посчастливилось побывать хотя бы в одном из старинных городов Тверской области, к примеру, в Старице или Торжке, не могли не восхищаться замечательными архитектурными ансамблями соборов, церквей, монастырей. Невольно возникает вопрос — как же они сохранились, все ведь жили при одной власти, подчинялись одним законам. Но в то время, когда одни рушили, другие сохраняли. Имена местных разрушителей известны. Но мы не будем уподобляться им, злобствуя на тему их скудоумия. Бог им судья. Чтобы закончить рассказ о храмах, мы поинтересовались мнением священнослужителей на роль и значение православия в истории России. С этой просьбой обратились к протоиерею Преображенского храма отцу Евгению. Предлагаем вашему вниманию текст его ответа. «История — память человечества, является одной из двух составляющих откровения Божия. Первая — окружающая нас природа с мудростью и непостижимостью её законов. Вторая — история человеческой цивилизации. И мы, находясь в нашей исторической точке, многому можем научиться и сделать определенные выводы. Десятый век в истории отчизны стал поворотным. В его начале на территории европейской части нашего теперешнего государства не было как такового государства с едиными границами, правлением, религией, культурой. Славянские племена не могли соединиться в единое целое, так как языческая религия многобожия только усиливала вражду. У каждого племени был свой языческий бог (Перун, Даждь-бог и пр.), а единство крови, политические интересы не надолго сохраняли хрупкий мир. Шла постоянная вражда с уничтожением друг друга. И только когда свет Христовой веры пролился в сердца наших предков, они стали соединяться в единый могучий народ. Скрещения славян началась и сама история Руси как единого государства — Святая Русь Март, 26, 1999 г. Прот. Евгений Морковин». Спасо-Преображенский собор в КимрахОписаниеСпа́со-Преображе́нский собо́р (Собор во имя Преображения Господня) в городе Кимры — соборный храм Тверской и Кашинской епархии Тверской митрополии Русской православной церкви. ИсторияСоздание храмаПроект собора вместимостью 1000 человек был составлен архитектором Фёдором Рыбинским в 1901 году. Первый камень храма был заложен в 1902 году на месте источника, который, по рассказам старожилов, был целебным. Примечательно, что на территории храма стоял дом, в котором родился писатель Александр Александрович Фадеев. Строительство было закончено в 1911 году, в том же году храм был освящён. Первыми служителями церкви стали священник Ф. К. Колеров, дьякон Н. Д. Завьялов, псаломщик В. Никольский (его вскоре сменил Г. Егоров). К храму были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры, нескольких окрестных деревень. Советский периодПосле прихода советской власти храм некоторое время работал, однако в 1928 году местные власти решили закрыть храм. 19 мая 1929 года состоялось последнее богослужение, уже 20 мая власти направили команду для закрытия храма, однако верующие пришли к церкви и устроили пикет в его защиту. Специальную комиссию из Калинина прихожане в здание собора не пустили.. Вскоре ВЧК арестовало настоятеля храма Фёдора Колерова и остальных священнослужителей (в 1929 году их расстреляли). Храм был закрыт, в нём разместился клуб кустарей. На главном куполе была установлена красная металлическая звезда. В 1934 году клуб переехал, в соборе разместился склад зерна. В 1947 году храм был вновь открыт, в этом же году купола вновь увенчали православные кресты. В 1948 году в храме совершил службу игумен Пимен, в дальнейшем ставший Патриархом Всея Руси. В 1973 году жизнь храма активизировалась, он приобрел статус собора и стал центром благочиния. В 1996 году началась реставрация собора, которая завершилась в 2000 году. В 2001 году Кимрский краеведческий музей передал Преображенскому храму Иверскую икону Богоматери — реликвию, которая в 1901 году была подарена Кимрам монахами Афонского монастыря (ранее эта икона располагалась в Покровском соборе села Кимры, взорванном в 1936 году). В настоящее время храм активно работает. Настоятель — протоиерей Евгений Юрьевич Морковин. АрхитектураХрам пятиглавый, трёхпрестольный. Кроме главного престола Преображения Господня, два придела — Ильи Пророка и Трёх святителей. Храм выдержан в неорусском стиле и в стиле модерн и рассчитан на тысячу молящихся. Композиционно состоит из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан пятью шатрами со световыми барабанами. Приписанные строения
КИМРСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР
Собор в честь Преображения Господня в городе Кимрах Тверской епархии
|