Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный Мужской Монастырь. Где находится, история

Соловецкие острова. Соловецкий монастырь, история

Соловецкие острова находятся в Архангельской области, в Белом море (внутреннее море на севере европейской части России) на входе в Онежскую губу. Своё название получили от помор — Соловки. Поморы взяли название от саамского Suollek — «острова». Состоят из шести крупных островов и более 100 малых островков. Первые стоянки человека со следами каменных орудий на Соловецком архипелаге датируются серединой VI тысячелетия до н. э. Здесь также находятся одни из самых древних и загадочных сооружений «Северные лабиринты» 1-2 века до н.э.

Постройки Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря разбросаны по четырём основным островам Соловецкого архипелага (площадь которого составляет 347 кв. км.).

Главный архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова (это самый крупный по площади остров — 246 кв. км.). Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584-1594 гг. зодчим Трифоном. Стены имеют протяженность в 1084 метра, и сооружены из огромных камней размером до 5 метров.

На территории монастыря сохранились храмы и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями, среди которых наиболее значимыми являются: Трёхглавый Успенский собор (1552—57 гг.) с огромной трапезной (475 кв. м.) и келарской палатами; Преображенский собор (1558—66); церковь Благовещения (1596—1601), каменные палаты (1615), водяная мельница (начало XVII века), колокольня (1777), Николаевская церковь (1834), Троицкая церковь (1856-59). Перед монастырём сохранились две часовни, Александровская и Петровская, установленные в середине XIX века в память о посещении обители царями Петром и Александром II

При входе в монастырь на стене имеется весьма редкий для православной традиции элемент оформления – солнечные часы, на которых циферблат отображает время от 7-ми утра до 5-ти вечера (см. нижнее фото).
В настоящее время Соловецкий монастырь является действующим (25 октября 1990 года Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря). В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Из истории Соловецкого монастыря

Монастырское поселение на Соловках было основано монахами Германом и Савватием в 1429-1430 годы. В 1436 году монахами Зосимой и Германом был основан монастырь, тогда он находился в землях Новгородской республики.

Икона из Храма Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (Троице-Стефано-Ульяновский монастырь)

Расцвет обители в XVI веке пришелся на время игумена Филиппа (Колычева) которого в 1548 году избрали монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием. В это время монастырь был «отстроен в камне».

В допетровское время Соловецкий монастырь являлся одним из крупнейших землевладельцев государства. В монастыре процветали ремёсла. Монастырь владел солеварениями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-1626 гг.).

Во времена Русско-шведской войны (1656-1658 гг.) Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией. Монастырь стал важной приграничной крепостью, был хорошо укреплён и вооружён гарнизоном и артиллерией, а его насельники (425 человек на 1657 год) и 600—700 послушников и крестьян владели воинскими навыками. Влияние монастыря широко распространялось по берегам Белого моря.

В 1668-1676 гг. Монастырь был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления церковным реформам патриарха Никона. (следует заметить что будущий Патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря, но в 1639 году Никон вступив в конфликт с Елеазаром, после которого Никону пришлось бежать из скита и искать приют в другой обители — в Кожеозерском монастыре).

Из-за отказа монастыря принять нововведения (Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь) правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря, а в 1668 году на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря, которая длилась до 1676 года и вошла в историю как «соловецкое сидение». В 1676 году крепость-монастырь, в результате предательства одного из монахов, была взята. Почти все мятежные монахи были убиты.

До марта 1682 года монастырь находился в ведении Новгородской епархии. А в марте 1682 г., монастырь отходит в вновь учрежденную Холмогорскую епархию. В 1765 году монастырь становится ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно Синоду.

После посещения монастыря Петром I в конце XVII века к Соловецкому монастырю было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В монастыре находилась обширная библиотека.

Монастырь и в XIX веке оставался важным приграничной крепостью. Так, к примеру, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». После девятичасовой канонады, и выпущенных около 2000 ядер и бомб, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям англичане вынуждены были оставить монастырь в покое. Отчасти неудачная осада объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна.

Вид на Соловецкий монастырь из Преображенской гостиницы. Фото: С. М. Прокудин-Горский, 1916 год

Монастырь развивался и в начале XX века, к примеру, в это время в нем появилась собственная гидроэлектростанция. См. Монастырь в фотографиях С.М. Проскудина-Горского, который посетил монастырь в 1916 году.

Электростанция, Спасо-Преображенский собор и Филипповская церковь. Соловецкий монастырь. С. М. Прокудин-Горский, 1916 год.

При советской власти монастырь в 1920 году был ликвидирован приказом М.С. Кедровым, и с этого года на территории монастыря начал действовать 1-й в стране лагерь особого назначения. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы. В 1923 был учреждён СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения).

Бараки на соловках. Здесь жили заключенные. В наше время эти бараки также заселены.

Значительную часть заключённых составляли так называемые «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры, интеллигенция. В том же, 1923 году, на монастырской колокольне произошёл большой пожар, причём такой силы, что некоторые колокола даже оплавились. Сгорел длинный шпиль колокольни. Администрация лагерей не стала проводить реставрацию и вместо сброшенного креста над куполом колокольни решила установить сваренную из металлических конструкций звезду (звезду в 1985 году сняли и теперь она хранится в Соловецком музее). В 1937 году СЛОН был преобразован в СТОН (Соловецкую тюрьму особого назначения). А в 1939 году лагерь был расформирован.

Корожная башня и Поклонный крест, встречает приезжающих на Соловки в гавани Благополучия

С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре базировалась часть Соловецкой школы юнг при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

В декабре 1988 года был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь), который 4 июля 1989 года освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.

В 2003 году началась полномасштабная реконструкция шпиля колокольни. В 2006 году реставрация верхней части колокольни была завершена. С полностью восстановленного шпиля были сняты леса и водружён новый 4-метровый титановый крест.

В настоящее время Соловецкий монастырь является популярным местом для туристов и паломников.

Солнечные часы на стене монастыря. Созданы примерно в 15 веке. При перестройке монастыря часы сохранялись в форме близкой к первоначальной

Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный Мужской Монастырь. Где находится, история

II –I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.

Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.

Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.

Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.

С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.

Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.

Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.

Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца Х VI века, он становится защитником северных рубежей России.

Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.

В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.

Соловецкий монастырь был и важным экономическим центром, его вотчины в XVI -Х VIII веках, не ограничиваясь Поморьем, простирались до Онежского озера. В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком соли на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. По словам историка В. О. Ключевского, вместе с монастырем «возник центр и двигатель разнообразной деятельности в окружающем его Беломорском крае».

После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.

Волков А. Соловки. Краткая история монастыря

Миссионерский медиа-проект «ВПравославии» предлагает вниманию серию фильмов, посвященных Соловецким островам. Постоянный ведущий нашего канала катехизатор Алексей Волков, восемь лет работавший на Соловках экскурсоводом, менее чем за 20 минут в живой увлекательной форме расскажет историю этого удивительного места.

Богданова А.В. Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)

16 февраля 2016 года на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)».

Соловки. Преображение

Картина охватывает столетний период истории Соловецкого архипелага: с середины XIX до 40-х гг. XX в. В ее основе – три знаковых эпизода. Крымская война, которая по признанию авторитетных историков явилась прообразом Мировой войны. Соловецкое мужицкое царство второй половины XIX в., земной рай, где все трудятся во славу Божью. И, наконец, масштабный эксперимент ХХ в. по построению коммунистического рая на земле, когда здесь, на Соловках, выковывался Новый Человек, неведомый и непредсказуемый…

У истоков Русской Арктики

Российский институт стратегических исследований при Администрации Президента РФ представляет фильм «У истоков Русской Арктики». По мнению создателей и участников картины именно под властью Московской Руси в XVI веке, и даже еще раньше, началось планомерное освоение этого региона.

Рябиков В.В. Наследие Соловецкого архипелага как сложная человекоразмерная система: постановка проблемы

В статье предпринята попытка дать описание Соловецкого архипелага как сложной мультикомпонентной самоорганизующийся системы, неразрывно связанной как с природой, так и с деятельностью человека. Такие системы получили название человекоразмерные. Они требуют особых стратегий деятельности. Эти системы наделены синергетическими характеристиками, в них существенную роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах.

Гуреев М. Путь одинокого странствия

11 января 2015 года на Соловецком вечере в Малом зале Центрального дома работников Искусств (ЦДРИ) состоялся премьерный показ документального фильма режиссера М. Гуреева «Русская Фиваида», вторая часть которого посвящена Соловкам. В картине снимались: духовник Соловецкого монастыря архимандрит Герман (Чеботарь), научный руководитель Соловецкого морского музея, к.и.н. А.В. Лаушкин (МГУ, ПСТГУ), ответственный редактор книжной серии «Воспоминания соловецких узников» иерей Вячеслав Умнягин.

Соловецкое чудо

Не все помнят, что знаменитая Крымская война шла не только в Крыму, но и на далеком севере – в июле 1854 года атаке английских войск подвергся Соловецкий монастырь. За время многочасового обстрела по обители было выпущено 1800 бомб и ядер, но они не причинили существенного вреда и не оставили ни одного убитого и раненого! Монахи, разумеется, сочли, что это одно из ниспосланных им чудес. Но и на мирян это событие произвело грандиозное впечатление, ведь к тому времени Соловецкая обитель была разоружена – в распоряжении монастыря не было никаких средств военной защиты. Искатели разберутся во всех обстоятельствах этой осады, узнают, какую роль сыграла она в русской истории и каковы же все-таки были предпосылки необыкновенного везения монастыря, где находится грань между реальностью и соловецким чудом…

Загадка русского Нострдамуса

В XIX веке легендарный монах Авель якобы предсказал ряд исторических событий, включая даты смертей русских императоров и падение царской России в начале XX века. Александр I сослал монаха в Соловецкий монастырь, где Авель написал новую книгу, в которой предсказал сожжение Москвы французами, и после того, как предсказание сбылось, он был выпущен на свободу. Мы постараемся узнать, существуют ли реальные подтверждения всей этой захватывающей истории, а, может, не было не только предсказаний, но и самого русского Нострадамуса? И почему тысячи людей поверили в существование монаха-прорицателя?

Куда ведут Соловецкие лабиринты?

Соловецкие острова знамениты прежде всего массивными стенами древнего монастыря, однако на архипелаге есть более древние постройки – каменные сооружения в виде таинственных лабиринтов. Несмотря на то, что изучать лабиринты на нашей планете начали уже давно, единого мнения на историю и время их создания нет. Горячие споры ведутся также о том, для чего они были созданы. Существуют самые разные версии: от прагматических – якобы лабиринты каким-то образом использовались для ловли рыбы, до фантастических – что это были «места силы» и точки перехода в загробный мир… «Искатели» постараются разобраться в хитросплетениях Соловецких лабиринтов и попробуют выдвинуть свою версию о том, кем и с какой целью были созданы эти необыкновенные каменные кладки.

Тайна монастырской звонницы

26 мая 1923 года в Соловецком кремле случился такой сильный пожар, что расплавились даже малые колокола звонницы. И хотя сохранились свидетельства, что не все колокола пострадали во время пожара, в 20-е годы они пропали, и с тех пор звон на архипелаге не раздавался почти полвека. Кто-то говорит, что колокола были отправлены на материк на переплавку, но по дороге баржа затонула, другие – что они были затоплены монахами, чтобы спасти их от поругания. Все последние годы историки пытаются найти следы пропавших колоколов, но пока безрезультатно. Искатели отправляются в Соловецкий монастырь, чтобы расследовать все детали этой истории и попытаться узнать, куда пропали колокола, которые звонили несколько веков.

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

Вся жизнь на Большом Соловецком острове движется вокруг монастыря. Рядом с ним построены дома и отели, аэропорт в 15 минутах ходьбы, напротив – экскурсионное бюро. Круглый год в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь едут паломники и туристы.

Главный храм находится за крепостной стеной. По одну ее сторону – Святое озеро, по другую начинается Соловецкий залив. Вдоль стены ведет проселочная дорога, а берега водоемов летом покрыты густой травой. С июня по начало августа стоят белые ночи, и любоваться северными пейзажами приезжает больше всего людей.

Из-за каменной стены выглядывают белые стены и черные купола главного собора. Такой контраст цветов придает ему большей строгости и торжественности. За долгие годы он много раз перестраивался, и до сих пор на территории часть здания реставрируется.

Соловецкий мужской монастырь особняком стоит среди всех достопримечательностей островов, а интересных мест здесь немало. Именно с ним связана вековая история, в которой отразились и крайне сложные времена, когда здесь находились монастырская тюрьма и лагерь особого назначения, и расцвет обители.

Адрес: Архангельская область, п. Соловецкий

Координаты: 65.026802, 35.709128

Официальный сайт: solovki-monastyr.ru

История

Краткая история Соловецкого монастыря укладывается в пятичасовую экскурсию. Столько длится обзорный рассказ гида туристам.

В 1429 году на островах поселились монахи-отшельники Герман и Савватий. Тогда ни о каком монастыре не шло и речи. Они жили у озера рядом с Секирной горой. Но через некоторое время Герман решил покинуть эти места. Савватий прожил без него на Соловках два года и потом вернулся в Карелию, откуда приехал.

Спустя семь лет после того, как на островах образовалось первое монашеское поселение, Герман вернулся сюда, но уже с другим своим духовным братом — Зосимой. Монахи построили келью, а через некоторое время к Зосиме начали приезжать ученики. Они и решили построить тут первый храм — церковь Преображения Господня. Но случилось несчастье. Известно, что на Соловецких островах очень много комаров, и во время их выкуривания в храме произошел пожар. После это начали возводить новую обитель.

Савватий, Герман и Зосима впоследствии были канонизированы, их мощи сейчас хранятся на территории Соловецкого мужского монастыря. Паломники едут к ним круглый год, чтобы попросить о помощи.

В мягком свете незаходящего летом солнца монастырь выглядит величественно и загадочно.
Фото: Влад СОКОЛОВСКИЙ, commons.wikimedia.org

Лучшие годы обители, практически расцвет, относят к 16 веку когда здесь жил игумен Филипп. Он много сделал для того, чтобы благоустроить территорию. Появились хозяйственные постройки, мельницы и каналы, которые снабжали Большой Соловецкий остров пресной водой. При Филиппе построили две церкви. Игумен сделал так много, что о нем узнал Иван Грозный и предложил занять место митрополита Московского.

С 1718 по 1903 год на Соловках была монастырская тюрьма. Только вдумайтесь: почти 200 лет! В камеры отправляли еретиков и сектантов, а также “политически неблагонадежных”. Когда, казалось бы, трагический период наконец закончился, началась другая страшная история Соловецкого мужского монастыря, она пришлась на 1920-1930-е годы. Здесь устроили трудовой лагерь СЛОН, самый большой в СССР. Именно он описан в романе “Обитель” Захара Прилепина. К 1933 году в лагере содержалось 19287 заключенных. Большая их часть — по политическим мотивам. Многие не вернулись отсюда. Одни не выдерживали пыток, других расстреляли на Секирной горе. Их тела сбрасывали в общую яму, которую обнаружили только в 2005 году. Тогда же в лесу сделали кладбище, сейчас здесь стоит табличка, чтобы туристы в этом месте не шумели.

В 1990-е на Соловки вернулась монашеская жизнь. Тогда же монастырь получил статус “ставропигиальный”, то есть подчиняющийся напрямую патриарху. Сейчас он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интересные факты

  • Соловецкий мужской монастырь изображен на 500-рублевой купюре. Любопытно, что до 2010 года изображение на ней отличалось. Вместо куполов собора — крыши, напоминающие о том периоде времени, когда тут был лагерь СЛОН. Именно так выглядела тогда обитель. Но в 2011-м купюры перевыпустили, и теперь на них более узнаваемая картинка монастыря.
  • В 17 веке монахи не только исполняли свой основной долг — возносили молитвы, но и занимались военной подготовкой. Дело в том, что монастырь не раз подвергался осаде английских и шведских войск. На Большом Соловецком сохранился Переговорный камень — прочитать его надпись сейчас невозможно, но, по документам, тут встречались настоятель Соловецкого монастыря и английский офицер, который требовал выдать скот его войску. Настоятель не согласился, и тогда иностранцы стали самовольно забивать баранов. Английское войско так и не ступило на Большой Соловецкий, а некоторое время провело на Большом Заяцком острове.

Что посмотреть на территории монастыря

Соловецкий монастырь с высоты выглядит как маленький город, окруженный водой. И действительно — внутри есть все для жизни. Рассказывают, даже подземные ходы сохранились, что не удивительно, если учитывать, как монахи многократно подвергались нападениям.

Святые ворота

Прототипом для строительства Святых ворот послужили Золотые ворота Иерусалиме.
Фото: globallookpress.com

Через них вы попадете на территорию монастыря. Святые ворота венчает крест. Белые колонны подпирают купол: раньше при входе в обитель строили надвратную церковь. Вы поразитесь толщине ворот, сделанных из огромных камней. Над аркой, через которую будете проходить, висит образ Спаса Нерукотворного. Паломники останавливаются перед ним и крестятся. Женщины уже на входе надевают платки — несмотря на то, что место туристическое, действующий храм обязывает соблюдать православные каноны.

Двор монастыря

Проходите в ворота — и попадаете во двор, сразу перед вами будет Спасо-Преображенский собор. Дорожки выложены камнем. Летом зеленые ухоженные газоны и много цветов, стоит аромат роз в воздухе. Отсюда начинается экскурсия по монастырю. Но зайти и посмотреть все разрешается также самостоятельно. Вход на территорию и в здания монастыря свободный.

Спасо-Преображенский собор

Пройдя через Святые ворота вы увидите большой Спасо-Преображенский собор.
Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Он начал возводиться при том самом игумене Филиппе, в 1558-1566 годах. Много раз переделывался и надстраивался, так что, если сравнивать с его образом прошлых веков, вы найдете массу отличий. Для нас необычным является вход на якобы второй этаж, то есть, заходя в церковь, вы попадаете не в помещение с иконостасом и алтарем, а на нижний ярус, с которого в основной зал нужно подняться по лестнице. Здесь проводятся богослужения, работает церковная лавка, где можно купить свечи и заказать молебны. На том же этаже в отдельном зале устраиваются выставки. В 2017 году, например, экспозицию посвятили 100-летию расстрела царской семьи Романовых, члены которой впоследствии были канонизированы.

Успенский трапезный комплекс

Первые каменные строения в Соловецком мужском монастыре как раз были возведены в этом комплексе. Он строился в 1552-1557 годах. Успенская церковь изначально была деревянной — такой ее строили несколько раз, но она не пережила случившихся пожаров. Тогда и стали возводить комплекс из валуна, камня и кирпича — недалеко отсюда специально построили кирпичный завод. Сейчас в трапезной этого комплекса обедают все паломники и туристы, которые приезжают на Соловки. Здесь готовят постные блюда: рыбу, грибы, овощные супы и салаты, компоты из местных ягод, сладкую выпечку.

Никольский храм

Никольский храм (справа от колокольни) появился одним из первых на территории монастыря.
Фото: globallookpress.com

Он появился одним из первых в монастыре. Известно, что Николай Чудотворец — покровитель путешественников и мореплавателей. На Соловках его особо почитают, ведь жизнь островов неразрывно связана с водой — озерами, каналами и Белым морем. Никольский храм стоит между колокольней и Троицким собором.

Колокольня

Традиционно самое высокое здание в любом монастыре — колокольня, на Соловках ее высота 50 метров. Ту, что мы наблюдаем сейчас, относят к 1777 году. В начале 20 века тут было 35 колоколов, сейчас их меньше, но ведутся реставрационные работы, привозят новые колокола. И как же красиво разливается звон по всему монастырю и его окрестностям, когда в них бьют звонари.

Монастырская тюрьма

Сюда вы попадете с экскурсией. Гид проведет внутрь, где вы увидите крошечные помещения, в которых содержались заключенные монахи, а также расскажет о судьбе графа Петра Толстого.

Дело в том, что в определенный период Толстой и его некогда друг Петр Меншиков разошлись во взглядах — кто должен стать преемником Екатерины I. Мнение Меншикова взяло верх, а Толстого по “политическим соображениям” приговорили к смертной казни. Ему было 82 года. Казнь через некоторое время заменили пожизненным заключением, осужденного отправили в соловецкую тюрьму. Толстого лишили графского титула, а следом за ним на Соловки отправили и его сына Ивана.

Петр Толстой продержался в заключении полтора года и умер, когда ему было 84. Его сына не стало за восемь месяцев до этого.

Соловецкий монастырь

Фёдор Степанович Колычев родился 11 февраля 1507 года в Москве, происходил из знатного боярского рода Колычевых, принадлежал к образованнейшим и учёнейшим людям своего времени. До 30 лет он находился при великокняжеском дворе Василия III. В 1537 г. после подавления мятежа Андрея Ивановича Старицкого, поддержанного Колычевыми, тайно покинул Москву и через год в Соловецком монастыре постригся в иноки с именем Филипп. В 1548 году Филипп был поставлен игуменом Соловецкой обители; в 1566-м – по настоянию Ивана Грозного принял сан митрополита Московского и всея Руси. Будучи митрополитом публично выступил перед царём с осуждением опричных казней. Был заточён в Отроч-Успенский монастырь (Тверь), где был задушен Малютой Скуратовым (по приказу ли царя?). Канонизирован Русской православной церковью.

“Соловецкая обитель – это республика, соборная республика, в роде вечевой новгородской… Власть здешнего архимандрита огромна, но более важные дела все-таки решаются им не единолично, а советом.

… этот почти вековой братский и равноправный союз с одной стороны: ума, опыта, знаний, энергии и материальных средств, с несокрушимой физической, но, осмысленной идеей силой – с другой, союз слова с делом непосредственно, союз, основанный на духовной почве, любви к ближнему, к мировой правде и справедливости, эта тесно сплоченная корпорация, где каждый брат равная часть целого. ; словом, эта идеальная, духовная, братски-равноправная община есть в то же время и идеальная форма правления, к сожалению, только ни в каком другом месте и ни при каких других условиях невообразимая, неприменимая и неосуществимая.”

“О, мастера по разорению цветущей земли! Чтобы так быстро – за год, за два – привести образцовое монастырское хозяйство в полный и необратимый упадок! Как же это удалось? Грабили и вывозили? Или доконали всё на месте? И тысячи имея незанятых рук – ничего не уметь добыть из земли!” (А.Солженицын)

“Стол для богомольцев поставлен отдельно. Богомольцу дают обед и ужин. Перед каждым – оловянная тарелка, деревянная ложка, вилка и нож. На каждые четыре человека подаётся одна общая миска с варевом. Сначала все, стоя у своих мест, ждут колокола. При первом ударе все молятся и садятся, но есть ещё не начинают. Лишь при третьем ударе ложки опускаются в миски, и вдоль всех столов послушники разносят небольшие куски благословенного белого хлеба. Каждая перемена блюд возвещается колоколом. Хорошенькие монашки-подростки, похожие на девочек, разносят миски с кушаньем. По окончании обеда все строятся у своих столов в два ряда, и поётся благодарственная молитва. Затем опять раздача благословенного хлеба и вновь пение псалма. Во время обеда читается св. Писание. При мне на обед было подано: соленая сельдь, окрошка из щуки со свежими огурцами, суп из палтуса, уха из свежих сельдей, пшённая каша с маслом и молоко. Кроме того перед каждым лежал громадный кусок хлеба, фунта в 2 ?. Мяса, разумеется, не подаётся никогда, и монахи быстро привыкают к этому. “

Соловецкие острова. Соловецкий монастырь, история

Соловецкие острова находятся в Архангельской области, в Белом море (внутреннее море на севере европейской части России) на входе в Онежскую губу. Своё название получили от помор — Соловки. Поморы взяли название от саамского Suollek — «острова». Состоят из шести крупных островов и более 100 малых островков. Первые стоянки человека со следами каменных орудий на Соловецком архипелаге датируются серединой VI тысячелетия до н. э. Здесь также находятся одни из самых древних и загадочных сооружений «Северные лабиринты» 1-2 века до н.э.

Постройки Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря разбросаны по четырём основным островам Соловецкого архипелага (площадь которого составляет 347 кв. км.).

Главный архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова (это самый крупный по площади остров — 246 кв. км.). Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584-1594 гг. зодчим Трифоном. Стены имеют протяженность в 1084 метра, и сооружены из огромных камней размером до 5 метров.

На территории монастыря сохранились храмы и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями, среди которых наиболее значимыми являются: Трёхглавый Успенский собор (1552—57 гг.) с огромной трапезной (475 кв. м.) и келарской палатами; Преображенский собор (1558—66); церковь Благовещения (1596—1601), каменные палаты (1615), водяная мельница (начало XVII века), колокольня (1777), Николаевская церковь (1834), Троицкая церковь (1856-59). Перед монастырём сохранились две часовни, Александровская и Петровская, установленные в середине XIX века в память о посещении обители царями Петром и Александром II

При входе в монастырь на стене имеется весьма редкий для православной традиции элемент оформления – солнечные часы, на которых циферблат отображает время от 7-ми утра до 5-ти вечера (см. нижнее фото).
В настоящее время Соловецкий монастырь является действующим (25 октября 1990 года Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря). В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Из истории Соловецкого монастыря

Монастырское поселение на Соловках было основано монахами Германом и Савватием в 1429-1430 годы. В 1436 году монахами Зосимой и Германом был основан монастырь, тогда он находился в землях Новгородской республики.

Икона из Храма Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (Троице-Стефано-Ульяновский монастырь)

Расцвет обители в XVI веке пришелся на время игумена Филиппа (Колычева) которого в 1548 году избрали монастырским собором и возведённым в сан игумена новгородским архиепископом Феодосием. В это время монастырь был «отстроен в камне».

В допетровское время Соловецкий монастырь являлся одним из крупнейших землевладельцев государства. В монастыре процветали ремёсла. Монастырь владел солеварениями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-1626 гг.).

Во времена Русско-шведской войны (1656-1658 гг.) Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией. Монастырь стал важной приграничной крепостью, был хорошо укреплён и вооружён гарнизоном и артиллерией, а его насельники (425 человек на 1657 год) и 600—700 послушников и крестьян владели воинскими навыками. Влияние монастыря широко распространялось по берегам Белого моря.

В 1668-1676 гг. Монастырь был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления церковным реформам патриарха Никона. (следует заметить что будущий Патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря, но в 1639 году Никон вступив в конфликт с Елеазаром, после которого Никону пришлось бежать из скита и искать приют в другой обители — в Кожеозерском монастыре).

Из-за отказа монастыря принять нововведения (Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь) правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря, а в 1668 году на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря, которая длилась до 1676 года и вошла в историю как «соловецкое сидение». В 1676 году крепость-монастырь, в результате предательства одного из монахов, была взята. Почти все мятежные монахи были убиты.

До марта 1682 года монастырь находился в ведении Новгородской епархии. А в марте 1682 г., монастырь отходит в вновь учрежденную Холмогорскую епархию. В 1765 году монастырь становится ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно Синоду.

После посещения монастыря Петром I в конце XVII века к Соловецкому монастырю было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В монастыре находилась обширная библиотека.

Монастырь и в XIX веке оставался важным приграничной крепостью. Так, к примеру, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». После девятичасовой канонады, и выпущенных около 2000 ядер и бомб, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям англичане вынуждены были оставить монастырь в покое. Отчасти неудачная осада объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна.

Вид на Соловецкий монастырь из Преображенской гостиницы. Фото: С. М. Прокудин-Горский, 1916 год

Монастырь развивался и в начале XX века, к примеру, в это время в нем появилась собственная гидроэлектростанция. См. Монастырь в фотографиях С.М. Проскудина-Горского, который посетил монастырь в 1916 году.

Электростанция, Спасо-Преображенский собор и Филипповская церковь. Соловецкий монастырь. С. М. Прокудин-Горский, 1916 год.

При советской власти монастырь в 1920 году был ликвидирован приказом М.С. Кедровым, и с этого года на территории монастыря начал действовать 1-й в стране лагерь особого назначения. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы. В 1923 был учреждён СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения).

Бараки на соловках. Здесь жили заключенные. В наше время эти бараки также заселены.

Значительную часть заключённых составляли так называемые «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры, интеллигенция. В том же, 1923 году, на монастырской колокольне произошёл большой пожар, причём такой силы, что некоторые колокола даже оплавились. Сгорел длинный шпиль колокольни. Администрация лагерей не стала проводить реставрацию и вместо сброшенного креста над куполом колокольни решила установить сваренную из металлических конструкций звезду (звезду в 1985 году сняли и теперь она хранится в Соловецком музее). В 1937 году СЛОН был преобразован в СТОН (Соловецкую тюрьму особого назначения). А в 1939 году лагерь был расформирован.

Корожная башня и Поклонный крест, встречает приезжающих на Соловки в гавани Благополучия

С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре базировалась часть Соловецкой школы юнг при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

В декабре 1988 года был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь), который 4 июля 1989 года освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.

В 2003 году началась полномасштабная реконструкция шпиля колокольни. В 2006 году реставрация верхней части колокольни была завершена. С полностью восстановленного шпиля были сняты леса и водружён новый 4-метровый титановый крест.

В настоящее время Соловецкий монастырь является популярным местом для туристов и паломников.

Солнечные часы на стене монастыря. Созданы примерно в 15 веке. При перестройке монастыря часы сохранялись в форме близкой к первоначальной

Соловки

Соловки

Июнь — 05, 13, 20, 27
Июль — 04, 11, 18, 25
Август — 15, 22, 29
Сентябрь — 05, 12
Продолжительность 8 дней. Стоимость: от18200руб.+дорога. Программа:Соловки

Внимательно ознакомьтесь с памяткой паломника:Памятка-паломника.Соловки
Что такое паломничество
Зачем в паломничество
Памятка паломника
Пост+молитва+исповедь

Краткая информация о Соловецком монастыре.

Соловецкий монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море.

Основан в 1420-е — 1430-е.

В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

25 октября 1990 года Священный Синод постановил открыть Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году монахами Зосимой, Савватием и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. До марта 1682, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычева), избранного в 1548 монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Иоанна Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.
Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (С. Милорадович, 1885 год)

Во время старообрядческого раскола монастырь принял сторону старообрядцев. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов.

В 1765 монастырь становится ставропигиальным, то есть переходит под непосредственное подчинение Синоду.

В монастыре процветали ремесла — он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-1626).

К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600-700 послушников и крестьян.

Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией.

В XVI-XVII веках монастырь выдержал несколько нападений Ливонских рыцарей и шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854, монастырь был атакован тремя английскими кораблями. После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

В монастыре имелась огромная библиотека.

К началу XX века в монастыре имелась собственная гидроэлектростанция.

В 1918-1920 настоятелем обители был преподобномученик архимандрит Вениамин (Кононов).

В 1920 монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал знаменитый северный большевик, участник Гражданской войны, архангелогородец А. Н. Кедров (расстрелян в 1937). Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы.

В 1920 на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 был учереждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую Тюрьму Особого Назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, дворяне, эсеры, интеллигенция.

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

В декабре 1988 был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.

25 октября 1990 Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенский ставропигиального мужского монастыря; исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Осенью того же года появились первые послушники.

Указом от 9 февраля 1992 Патриарха Алексия II наместником монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил Преосвященный Евлогий, епископ (ныне архиепископ) Владимирский и Суздальский.

19 — 21 августа 1992 мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в обитель. Торжества возглавлял Патриарх Алексий II; 22 августа (по н. ст.) стало праздноваться как Собор Соловецких святых.

22 августа 1992 Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Патриарха Алексия II, с 1993 установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память Собора Соловецких святых.

В ноябре 2007 года было объявлено о принятии решения о полном выводе музея из стен монастыря.

Однако же после смещения М.Швыдкого с поста министра культуры речь о выводе музея из стен монастыря не ведется. По мнению работников музея, данное решение весьма маловероятно.

Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный Мужской Монастырь. Где находится, история

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва), избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.

Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты [1] .

В 1765 монастырь становится ставропигиальным, то есть переходит под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре процветали ремёсла: он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613—1626).

Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией. К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. После посещения монастыря Петром I в конце XVII века к Соловецкому было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В монастыре имелась обширная библиотека, а к XX веку появилась и собственная гидроэлектростанция.

В XVI—XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

Монастырская тюрьма

С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. В верхних этажах Головленковской башни Соловецкого монастыря камеры были ещё теснее: 1,4 метра в длину, 1 метр в ширину и высоту. Маленькое оконце служило не для освещения, а только для подачи пищи. В камере нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии. В приговорах писалось: «Посадить его (то есть заключённого) в Головленковскую тюрьму вечно и пребывати ему в некоей келии молчательной во все дни живота и никого к нему не допускать, ниже его не выпускать никуда же, но точно затворену и зоточену быть, в молчании каяться о прелести живота своего и питаему быть хлебом слезным».

В башне Соловецкого монастыря, носившей название Корожня, тюремные кельи были устроены на каждом этаже. Это были маленькие и тёмные каморки с небольшими отверстиями вместо двери, через которые узник с трудом мог пролезть внутрь. Тюрьма Соловецкого монастыря постоянно расширялась. В 1798 г. под тюрьму было приспособлено выстроенное ранее здание, а в 1842 г. для узников построили специальное трёхэтажное здание и особые казармы для тюремной охраны. В новой тюрьме в полуподземном нижнем этаже были небольшие чуланы без лавок и окон, куда помещали особо важных преступников.

Одним из первых соловецких узников был последователь известного публициста и философа Максима Грека, сторонник нестяжательного движения Сильван (умер в монастыре в конце 20-х гг. XVI столетия). В середине XVI века в Соловки был сослан бывший игумен Троице-Сергиевой Лавры нестяжатель Артемий, активно ратовавший за небогатую Церковь и сознательное постижение религиозного учения.

В 1554 г. в Соловецкую тюрьму были брошены участники антицерковного движения, возглавлявшегося Матвеем Башкиным. Церковный собор 1554 г. приговорил Башкина к сожжению, а его соучастников к заточению в «молчательные кельи» с «великой крепостью».

В начале XVII века в обители провёл шесть лет крещёный татарский царевич, слуга Ивана Грозного, а одно время даже его соправитель, князь Симеон Бекбулатович.

Некоторое время в качестве заключённого здесь находился автор известного «Сказания» о событиях Смутного времени Авраамий (Палицын). Прощённый, он с почётом был захоронен у собора Преображения Господня.

Во второй половине XVII века за несогласие с никоновскими реформами сюда были сосланы управляющий печатным двором князь Львов и бывший царский любимец архимандрит подмосковного Саввино-Сторожевского монастыря Никанор, принявшие активное участие в соловецком восстании.

Участники крестьянской войны под предводительством Степана Разина, сотники Исачко Воронин и Сашко Васильев были брошены в Головленковскую тюрьму Соловецкого монастыря. Во время соловецкого восстания они приняли в нём активное участие.

В XVIII веке в обитель стали поступать заключённые по решению Синода и Тайной канцелярии.

С 1701 г. в Головленковой башне монастыря содержались единомышленники Григория Талицкого — тамбовский епископ Игнатий, поп Иванов и др.

В 1721 г. в Соловецкую земляную тюрьму был заключён Федот Костромин, обвинённый в произнесении «непристойных слов» против царя Петра I. Он умер в тюрьме. Здесь же закончил свою жизнь Пётр Толстой. Девять лет ссылки здесь провёл член Верховного тайного совета Василий Долгорукий.

В 1752 г. за «важную вину» против царской власти в Соловецкую тюрьму был сослан навечно крестьянин Василий Щербаков. В Соловецкой тюрьме закончил свою жизнь самозванец Тимофей Курдинов, называвший себя Принцем Иоанном и пытавшийся вызвать народное возмущение.

В 1744 г. в Соловецкую тюрьму попал Афанасий Белокопытов, обвинённый в «непокорстве» православной церкви. В 1786 г. среди узников Соловецкой тюрьмы были принявшие православие еврей Павел Федоров и перс Александр Михайлов. Опасаясь, как бы новообращённые не вернулись к вере своих отцов, Синод распорядился заключить их до самой смерти в монастырскую тюрьму.

Во второй половине XVIII века число заключаемых в монастыри стало сокращаться. По ведомости 1786 г. в Соловецкой тюрьме содержались всего 16 заключённых. С последней четверти 18-го века основной контингент заточённых уже составляли «преступники по делам Веры»: старообрядцы разных толков (т. н. «лица, приверженные расколу»), скопцы, хлысты, субботники и другие.

В 1776 г., после уничтожения Запорожской Сечи, в Соловецкий монастырь отправлен ее последний атаман Пётр Калнышевский, где он провёл около 26 лет в холодной камере размером 1 на 2 м. После помилования императором Александром Пётр Калнишевский в возрасте 110 лет, будучи практически слепым, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре, где скончался через 2 года (в 1803 году).

В 1815 г. в монастырь был заключён агент наполеоновской разведки Август Турнель. В 1820 г. его перевели в Архангельск.

В 1812 г. в тюрьму Соловецкого монастыря был помещён «приверженный к расколу» Семён Шубин. Он пробыл в заключении 63 года и, несмотря на увещевания монахов, сохранил приверженность своим взглядам. В 1874 г. в возрасте 88 лет его разбил паралич, и на следующий год он скончался. В 1818 г. в тюрьму был помещён скопец Антон Дмитриев, кастрировавший себя и своего помещика. Он пробыл в заточении 60 календарных лет. В 1878 г. он был помилован, но попросил власти не выдворять его из монастыря. Вплоть до самой смерти в 1880 г. он жил при монастыре в гостинице для паломников.

В начале 1830 г. на основании секретного предписания генерала Бенкендорфа в Соловецкую тюрьму был помещён иеромонах Иероним. Официально его ни в чём не обвиняли, и было объявлено, что он выехал с паломнической миссией в Святую землю, в Иерусалим. Более двух лет он пробыл в соловецкой тюрьме, прозванной «Голгофская каланча». Преследование Иеронима властью было вызвано интригами «масонской партии» при императорском дворе, которая стремилась изолировать архимандрита Фотия, настоятеля Юрьевского монастыря. Благодаря заступничеству архимандрита Юрьевского Фотия в 1832 г. Иероним был освобождён из заключения. Но, восхищённый красотой северной природы, он решил поселиться на Соловках, где прожил до своей смерти в 1847 г.

В 1821 г. в Соловецкую тюрьму на 15 лет был заключён солдат Иван Кузнецов за пропаганду раскола среди солдат.

В Соловецкую тюрьму из Красноярска был переведён декабрист Ф. П. Шаховской, после того как он заболел там психическим расстройством. Сюда же были посажены участники тайного общества, студенты московского университета Николай Попов и Михаил Критский, сочувствовавшие декабристам.

Режим в Соловецкой тюрьме был настолько суров, что в 1835 г. правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников. Проводивший ревизию жандармский полковник Озерецковский был вынужден признать, что узники Соловецкой тюрьмы несли наказание, значительно превышавшее их вины. В результате ревизии некоторые узники были освобождены, других из монастырской тюрьмы перевели в обычные кельи. Облегчение режима продолжалось, однако недолго. Камеры Соловецкой тюрьмы вскоре вновь заполнились узниками.

Находившийся в ссылке в Петрозаводске студент Киевского университета Св. Владимира, член Кирилло-Мефодиевского братства Георгий Андрузский, после произведённого в марте 1850 года обыска, во время которого у него были изъяты Наброски Конституции Республики [2] , был арестован и заключён в тюрьму Соловецкого монастыря, где находился до лета 1854 года. Губернатор Н. Е. Писарев доносил шефу жандармов графу А. Ф. Орлову: «Андрузский, как упорный малоросс, остался при тех же нелепых и преступных мыслях, которые обнаруживал в учреждённой в 1847 году под начальством Вашим комиссии, в которой я имел честь находиться» [3] .

В 1857 г. за «противозаконные по расколу проступки» в тюрьму попал самарский мещанин Лазарь Шепелев. Он вскоре умер. В 1859 г. в Соловецкую тюрьму был заключён под строгий надзор капитан артиллерии Николай Ильин — основатель религиозной секты. Он провёл в монастырских тюрьмах 20 лет.

В 1860 г. в эту же тюрьму посадили основателя секты прыгунов Максима Рудометкина. Он пробыл в суровом одиночном заключении 17 лет, до своей смерти. В Соловецкой тюрьме в 1864 г. находился студент Казанской духовной академии Яхонтов. Он принимал участие в организации панихиды по крестьянине Антоне Павлове, казнённом после подавления крестьянского восстания в деревне Бездна Пензенской губернии.

В 1867—1881 гг. в тюрьме Соловецкого монастыря содержался Адриан Пушкин, который выдвинул самобытную концепцию объединения мировых церквей.

В Соловецкой тюрьме содержались рабочие Яков Потапов и Матвей Григорьев, осуждённые на пять лет монастырской тюрьмы «для исправления их нравственности и утверждения в правилах христианского долга» за антиправительственную демонстрацию 6 декабря 1876 г. на Казанской площади в Петербурге.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников.

Источники:
http://solovki-monastyr.ru/abbey/history
http://www.kp.ru/russia/solovetskie-ostrova/mesta/spaso-preobrazhenskij-solovetskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr/
http://n-elena.livejournal.com/89323.html
http://juicyworld.org/solovki/
http://putnik.cerkov.ru/solovki/
http://dik.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/41970
http://www.blogoitaliano.com/regions-of-italy/liguria/la-speciya-%E2%80%93-samyj-vostochnyj-kurort-ligurii.html

Ссылка на основную публикацию