Способы ориентирования на местности по карте и без, местным природным признакам. Презентация для детей

Способы ориентирования на местности. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемДаша Арменшина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Способы ориентирования на местности.” — Транскрипт:

1 Способы ориентирования на местности.

2 Ориентироваться на местности – это значит определить свое местоположение и направления на стороны горизонта относительно окружающих местных предметов и форм рельефа, найти указанное направление движения и точно выдержать его в пути.

3 Сущность ориентирования составляет три основных элемента: опознавание местности, на которой находишься, по характерным ее признакам и ориентирам; определение мест положения (своего, наблюдаемых целей и других интересующих объектов); отыскание и определение нужных направлений на местности.

4 Способы ориентирования – это способы использования различных приемов техники ориентирования на местности и различных технических средств и местных предметов. Ориентироваться на местности можно различными способами: по карте; с помощью компаса; по небесным светилам; по местным предметам (по признакам местных предметов).

5 Ориентирование по карте. При ориентировании по карте необходимо связать изображение на карте с реальным объектом. Проще всего выйти на берег реки или дорогу, а затем поворачивать карту до тех пор, пока направление линии (дороги, реки) на карте не совпадет с направлением линии на местности. Предметы, расположенные справа и слева от линии, на местности должны находиться с тех же сторон, что и на карте.

6 Ориентирование карты по компасу применяется в основном на местности, затруднительной для ориентирования (в лесу, в пустыне). В этих условиях компасом определяют направление на север, а карту располагают верхней стороной рамки в сторону севера так, чтобы вертикальная линия координатной сетки карты совпадала с продольной осью магнитной стрелки компаса. После того, как местонахождение на местности определено, нужно определить направление движения и азимут (отклонение направления движения в градусах от северного полюса компаса по часовой стрелке). Если маршрут не является прямой линией, то нужно точно определить расстояние, после прохождения которого необходимо изменить направление движения. Можно также выбрать определённый ориентир на карте и, отыскав его затем на местности, изменить направление движения от него.

7 Ориентирование по Солнцу. Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо- западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север. Если солнце скрыто облаками, поставьте нож на ноготь пальца – хотя бы небольшая, но тень появится и станет ясно, где солнце.

8 Ориентирование по Солнцу и часам. Надо направить часовую стрелку на Солнце, и угол, образуемый между направлением часовой стрелки и цифрой 1 (13 часов) циферблата, разделить воображаемой линией пополам. Линия, разделяющая этот угол, укажет направление: впереди – юг, сзади – север. При этом надо помнить, что до 13 часов нужно делить левый угол, а во вторую половину дня – правый угол.

9 Ориентирование по Полярной звезде. Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.

10 Ориентирование по луне. Для приблизительного ориентирования нужно знать, что летом в первую четверть Луна в 20 часов находится на юге, в 2 часа ночи – на западе, в последнюю четверть в 2 часа ночи – на востоке, в 8 часов утра – на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце. Необходимо помнить, что полная Луна противостоит Солнцу, т.е. находится против него.

11 При отсутствии компаса стороны света можно определить следующим образом: кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне; на деревьях хвойных пород смола более обычно накапливается с южной стороны; годовые кольца на свежих пнях с северной стороны расположены ближе друг к другу; с северной стороны деревья, камни, пни и т.д. раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками; муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, южный скат муравейников пологий, северный крутой; летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны; у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны; алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны; приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север.

12 Спасибо за внимание! Презентацию подготовили ученицы 10 «И» класса: Арменшина Дарья и Шергина Софья.

Ориентирование на местности
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Ориентирование на местности

Скачать:

Вложение Размер
orientirovanie_na_mestnosti.ppt 1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе

Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления пути.

Представьте себе ситуацию: В лес пошли мы за грибами, Очень весело с друзьями. Тут грибок и там грибок Положили в кузовок. Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны. – Ау! – закричали мы. Но никто не отозвался. – Что делать?

И в тайге, и в океане На ладонь он ляжет весь. Он отыщет путь любой. Не часы, а стрелка есть. Умещается в кармане, Он в дороге пригодиться – А ведёт нас за собой. С ним нигде не заблудиться.

Ориентирование по компасу Компас – прибор для определения сторон горизонта. предохранитель магнитная стрелка корпус

Правила пользования компасом 1) Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. 2) Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановиться. 3) Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта. 4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

Ориентирование по солнцу Утром (в 7 часов) солнце примерно находится на востоке, в полдень (12 часов) – на юге, вечером (в 19 часов) – на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Если в полдень встать спиной к Солнцу, то впереди будет север, сзади – юг, справа – восток, а слева – запад.

Определить стороны горизонта по Солнцу можно только днём и только в ясную погоду.

Ориентирование по местным природным признакам У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны. У берёзы кора белее и чище с южной стороны, чем с северной. Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны. Ю С Ю

4. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона Муравейник расположен с южной стороны ближайшего дерева. Грибы предпочитают расти с северной стороны пней и деревьев С Ю Ю

Ориентирование по тени Если встать лицом к солнцу в полдень, твоя тень будет указывать на север, впереди будет юг, справа – запад, а слева – восток. В полдень самая короткая тень от предметов. В полдень тень показывает на север.

Ориентирование по звездам Чаще ориентируются по Полярной звезде. Она находится на севере. Станем лицом к Полярной звезде, впереди будет север.

Проверь себя: Что такое компас? Как пользоваться компасом? Какие способы ориентирования на местности ты знаешь!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный тест по окружающему миру позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся. Тест составлен по новому образовательному стандарту (второго поколения) Е.М.Тихомирова.

В этой работе проверяются знания детей о строении планеты Земля, названии оболочек Земли. Ребята должны назвать, на какие полушария делится Земля и как называются линии, делящие её, дают определение п.

Тест к уроку окружающего мира во 2 классе по проверке домашнего задания.”Школа России” А.А. Плешаков 2 класс.

Ознакомиться с презентацией и дополнительными материалами Вы можете, скачав файл по ссылке http://files.mail.ru/816BBD85B01041228E190F6EC95B6374.

УМК “Школа России”. Окружающий мир.2 класс (Плешаков А.А.) Урок на основе системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.

эта тема является дополнением к теме “Ориентирование на местности” или же этот материал можно использовать для прведения конкурсов на свежем воздухе в таких соревнованиях ка “Тропа здоровья”, “отправл.

Презентация на тему: Ориентирование по местным признакам

Ориентирование по местным признакам Выполнила Собенина Н.А. учитель нач. классов МОУ СОШ № 19 г. Верхняя Тура

Цель: Познакомить со способами ориентирования по местным признакам

Компас – это прибор, который помогает определить стороны света.

Местность, изображённая условными знаками на листе бумаги, называется картой. На ней вверху –север, внизу – юг, справа – восток, слева – запад.

Без карты и компаса не отправятся в полёт самолёты, не поплывут корабли по морям, не поедут автомобили в дальнюю дорогу.

В глубокой древности, когда не было ещё компасов, люди находили путь по солнцу и по звёздам.

Самый безотказный небесный «компас» – солнце. Каждое утро поднимается оно над горизонтом, в полдень достигает наибольшей высоты и затем опускается всё ниже и ниже, пока вновь не спрячется за горизонтом. То место, где солнце появляется над горизонтом, называется востоком, а где заходит – западом.

Тюлени совершают сезонные кочевья с севера на юг.Наступление холодов заставляет тюленей отправляться на юг. Самцы покидают лежбища раньше самок, чтобы на новом месте занять и подготовить территорию.

Грибы растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников.

Годовые кольца на спине пня отдельно стоящего дерева располагаются неравномерно: с южной стороны они обычно толще.

Если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень с севера на юг.

Определить стороны света можно по направлению полёта птиц. Осенью они летят на юг, а весной на север.

Правильно определить направление в степи поможет норка суслика. Грызуны вход в своё жилище делают с южной стороны.

На открытой лесной поляне ягоды раньше созревают с юга.

В лесу у пней с южной стороны ягоды брусники, черники, морошки поспевают раньше, чем на северной.

Цветущий подсолнечник поворачивает свою головку за солнцем.

В большинстве случаев муравейники расположеныс южной стороны деревьев, пней, кустарников.

Линии электропередач всегда ведут к людям.

Если вы заблудились, то при отсутствии дорог вам надо выходить на «воду» и идти вдоль нее вниз по течению: ручей приведет к речке, та — к большой реке, на которой вы обязательно встретите человека, жилье, получите необходимую помощь. По пути следует оставлять на видных местах пометки, записки — это облегчит и ускорит ваш поиск.

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

“Ориентирование на местности”. Презентация
презентация к уроку по географии (5, 6, 7 класс) на тему

Презентация дает основные понятия и способы ориентирования на местности для школьников, туристов и всех, интересующихся данной темой людей. Материал представлен наглядно, презентация интерактивная. На слайдах 16-18 даны задания для проверки усвоенного материала.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_orientirovanie_na_mestnosti.pptx 2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ Презентация составлена инструктором по труду ГБУСОН РО «СРЦ Кашарского района» Савкусан С.Н.

Содержание Вводное слово 1 Способы ориентирования на местности 2 Цель и оборудование 3 Проверка усвоения материла 4

Вводное слово Что такое ориентирование? Ориентирование – это умение определять свое местоположение относительно других объектов на местности . Слово «ориентирование» происходит от латинского слова « oriens », что в переводе означает «восток». С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце — источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону некоторые алтари православных церквей.

Цель занятия Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; научить определять стороны света в различных ситуациях. Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию , внимательность, наблюдательность .

Оборудование План Местности Карта топографическая Компас

Отличие плана от карты Масштаб крупный Изображена небольшая территория Подробно наносятся все географические объекты Отсутствует градусная сеть. Направление на север отображают стрелкой Масштаб мелкий Может быть изображен и целый земной шар Отображаются наиболее существенные объекты Стороны горизонта определяют по нанесенным параллелям и меридианам

Способы ориентирования Можно Ориентироваться По местным признакам По звездам По Солнцу По Луне По компасу

Ориентирование по компасу Компас – это прибор для определения направления на магнитный полюс земли. Основное предназначение компаса – определять направление на какой-либо объект. М агнитная стрелка компаса всегда указывает на Север. На компасе Север обозначается латинской буквой N , Юг – S , Запад – W , Восток – E . Вблизи линий электропередачи и электрифицированных железных дорог, во время грозы показания компаса искажаются, и ориентироваться на местности приходится другими способами Чтобы проверить исправность компаса, положи его на ровную поверхность. Затем, поднося к стрелке любой железный предмет, выведи ее из равновесия. Убрав этот предмет, проследи, остановится ли стрелка компаса на прежнем месте. Если этого не произойдет— использовать компас нельзя.

Ориентирование по светилам Шаг за шагом люди познавали Землю — свой дом. Уже в далеком прошлом они пускались в дальние плавания через бурные моря и открывали неведомые земли. В этих путешествиях надежными путеводителями людям служили солнце, луна и звезды. По ним смелые мореходы вели свои корабли в нужном направлении

Ориентирование по Солнцу Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. В другое время юг можно определить с помощью часов со стрелками Направляем часовую стрелку на Солнце, делим угол между ней и цифрой 1 зимой или 2 летом пополам и получаем направление на юг. Север – в противоположном направлении

Ориентирование по звездам Для того, чтобы определить направление на север при звездном небе, необходимо отыскать яркие звезды, как бы образующие ковш с ручкой — это созвездие Большой Медведицы. С его помощью не трудно отыскать и Полярную звезду — последнюю в хвосте Малой Медведицы. Ее находят, продолжив линию, соединяющую две крайние звезды (А и Б) ковша Большой Медведицы, и отложив на ней расстояние, в пять раз большее, чем отрезок между этими звездами.

Ориентирование по Луне Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге. Убывающая (старая)Луна (острые кон­цы направлены вправо, как у буквы С) — на востоке тарая Растущая Луна (острые концы направлены влево, как у буквы Р) находится на западе.

Ориентирование по местным признакам Лишайники всегда развиты преимущественно на северной стороне Кора многих деревьев грубее и темнее с северной стороны. Особенно хорошо это видно на березе В жаркое время смола на стволах хвойных деревьев выступает обильнее с южной стороны.

Муравейники почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней, кустов. Кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный – крутой

По растительному покрову На отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета – на южных, затененных С Ю С

Проверка усвоения материала Какой буквой обозначается на компасе Север? латинской буквой N

Проверка усвоения материала Как определить направление на Север по Солнцу и часам? Направляем часовую стрелку на Солнце, делим угол между ней и цифрой 1 зимой или 2 летом пополам и получаем направление на юг. Север – в противоположном направлении

Проверка усвоения материала Определите, к какой стороне света мы стоим лицом? Муравейники почти всегда построены к югу от ближайших деревьев, пней, кустов. Поскольку муравейник с южной сторон (справа от нас), то мы смотрим на ВОСТОК

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме “Ориентирование на местности” 6 класс.

В презентации наглядно показаны способы ориентирования на местности по местным признакам, по звездам, солнцу и луне, при помощи часов и подручных средств.

Презентация для урока ОБЖ. Больше внимания уделено движению по азимуту.

Презентация для 5 класса.

Презентация расчитана на целый урок и охватавает все темы раздела Ориентирование на местности. Предназначена для обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Рекомендуется ска.

Презентация содержит в себе материалы по новой теме, а так же практическую работу по определению сторон горизонта с использованием компаса.

Конспект по военной топографии: “Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности”.

План-конспект урока Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам

План-конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

Тема урока: Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам

— формировать представление о различных способах ориентирования на местности, учить ориентироваться по Солнцу, компасу, природным признакам;

— содействовать осознанию учащимися того, что умение ориентироваться на местности имеет важное практическое значение;

— развивать познавательный интерес к изучению предмета;

— воспитывать уважение друг к другу в процессе совместной работы, продолжить развитие коммуникативных умений.

Оборудование: мультимедийная система; карточки с заданиями для самостоятельной работы; индивидуальные компасы; цветные полоски для игры «Палитра», презентация Ориентирование на местности (скачать презентацию)

Ход урока

I. Организационный момент

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II. Информация об окружающем мире (слайд 1)

Сегодня … . День недели — … . Температура воздуха … , осадки в виде… Дни становятся короче, а ночи — длиннее, солнце поднимается ниже над горизонтом.

Перелётные птицы собираются в стаи и улетают на зимовку. Стрижи и ласточки первыми улетели в тёплые края. Эти птицы охотятся на насекомых, а так как воздух становится холодным и насекомые прячутся в кору деревьев, пищи нет, и птицы улетают на юг. Практически последними улетают грачи, потому что они ищут корм в почве, а она промерзает к концу осени.

В лесу преобладают жёлтые, красные, коричневые краски. Это наступает золотая осень. К зиме в тёплые шубы переодеваются зимующие в наших краях звери: зайцы, лисы, горностаи, ласки. Накапливают жир и засыпают в своих норах медведь, ёж, барсук. Поглубже в ил на дне водоёма забираются лягушки и там засыпают.

Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов, подготавливают почву к зиме. Они убирают мусор с огородов, перекапывают почву, вносят удобрения, сеют озимую рожь.

Много жёлудей на дубе — к лютой зиме.

Если листопад пройдёт скоро — надо ожидать крутой зимы.

Если в сентябре лист с берёзы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы.

III. Проверка домашнего задания (слайд 2)

Восстановите схему, расположите объекты (у доски):

— облако — на юго-западе;

На местах учащиеся выполняют задания на карточках.

На рисунке по указанным сторонам горизонта определите направление.

Определите направление, в котором будут возвращаться ученики с экскурсии в лес, если он расположен на северо-западе от школы.

На экскурсию в лес школьники сначала шли на юго-восток, потом — на юг, далее — на запад. В каком направлении они будут возвращаться обратно, если пойдут тем же путём?

Туристы пошли с севера два часа на восток, затем два часа на юг, затем два часа на запад, а потом два часа на север. Где они оказались к концу похода?

Определите, в какой стороне горизонта находятся предметы. Ответ запишите.

В то время, пока ученики выполняют задания у доски и на карточках, остальные учащиеся класса отвечают на вопросы учителя. (слайды 3-5)

— Что называется горизонтом?

— Что такое линия горизонта?

— Когда человек видит горизонт в виде большого круга?

— Назовите основные стороны горизонта.

— Какие стороны, кроме основных, вы знаете?

Учитель проверяет карточки, оценивает ответы учащихся, а остальные дети решают выражения и расшифровывают слово. (слайд 6)

— Какое слово у вас получилось? (ПУТЕШЕСТВЕННИКИ)

— Хорошо, отправляемся в путешествие.

— Возьмите листочки. От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага на восток. В какую цифру вы пришли? (10.) Вы хорошо знаете стороны горизонта.

IV. Изучение нового материала (слайд 7)

Встаю я пораньше

И в путь отправляюсь.

— Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. А начнём его с древнегреческого мифа.

Миф — древнее народное сказание о происхождении явлений природы и общества.

Лабиринт — в Древнем Египте и Древней Греции: сооружение со сложно расположенными и запутанными ходами.

— Некогда на берегу синего моря, на острове Крит, жил царь Минос со своею дочерью, прекрасной и мудрой Ариадной. В его владениях построили большой белый дворец, в котором был устроен лабиринт. В центре лабиринта жило чудовище. МИНОТАВР.

Каждые девять лет семь юношей и семь девушек были вынуждены отправляться в лабиринт. Кто не мог найти дорогу обратно из лабиринта, того чудовище убивало. Такая же участь ждала и царевича Тесея.

Предположите, смог ли Тесей выбраться из лабиринта? Каким образом?

— Но полюбила Тесея прекрасная Ариадна. Дала она ему большой клубок ниток.

— Привязал Тесей конец нити у входа в лабиринт и нашёл по ней обратную дорогу.

— С тех пор путешественники называют ориентиры путеводной нитью Ариадны.

Формулировка темы урока (слайд 12)

— Что такое ориентиры?

— Что значит «ориентироваться»? (слайд 13)

— Тема нашего урока — ориентирование на местности. (слайд 14)

Обратимся к толковому словарю.

Ориентирование — определение своего местоположения относительно каких-либо предметов, а также сторон горизонта.

— Скажите, почему надо уметь ориентироваться?

Самостоятельная работа с учебником (с. 8) (слайд 15)

— Какие существуют способы ориентирования? (ориентирование по Солнцу, ориентирование по компасу, ориентирование по местным признакам)

Класс делится на три группы, лидеры каждой группы получают задания.

Задание для группы № 1

Ориентирование по Солнцу

Прочитайте статью «Ориентирование по Солнцу» (с. 89).

Постарайтесь запомнить правило определения сторон горизонта по Солнцу.

Задание для группы № 2

Ориентирование по компасу

Прочитайте статью учебника «Ориентирование по компасу» (с. 9).

Рассмотрите, из каких частей состоит компас. Научитесь определять с помощью компаса стороны горизонта.

Задание для группы № 3

Ориентирование по местным природным признакам

Прочитайте статью «Ориентирование по местным природным признакам» (с. 10-11).

Расскажите, по каким местным природным признакам можно определять стороны горизонта.

Ответы групп. Проверка по слайду. (слайды 16-17)

1-я группа : ориентирование по Солнцу. Отвечает ученик.

Практическая работа (весь класс)

Определить стороны горизонта по Солнцу (условная тень).

Разгадывание кроссворда (слайд 18)

1) Сторона восхода Солнца.
2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.
3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана.
4) Противоположная сторона востоку.
5) Юг — это … горизонта.
6) Направление полуденной тени.

— Прочитайте получившееся слово. (КОМПАС)

Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.

Из истории возникновения компаса (рассказывает ученик) (слайды 19-26)

Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.

2-я группа : ориентирование по компасу.

Практическая работа (весь класс)

Из каких частей состоит компас?

Отвечают ученики. Основная часть компаса — это намагниченная стрелка, она поставлена на остриё и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный её конец повёрнут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке — корпусе. На дне её находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В.

— Что означают буквы С, Ю, З, В?

Ученица. (слайд 27)

Есть компас и можно за кладом идти.

Но нет, не спеши, погоди!

Без знаний дорога длинна и трудна.

Как компас работает, не знаю — беда.

Друзья, помогите, скорей подскажите,

Дорогу по компасу мне объясните.

Правила работы с компасом (слайд 28)

Ученик показывает, каждый ребёнок держит компас и повторяет за ним.

1) Положить компас на ладонь.
2) Освободить стрелку компаса от предохранителя.
3) Повернуть корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С — север.

Практическая работа (весь класс)

Определение местонахождения предметов с помощью компаса (доска, дверь, календарь природы, окно).

3-я группа : ориентирование по местным признакам. (слайд 29)

— Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? (Надо уметь пользоваться природным «компасами».)

— По каким местным признакам можно определять стороны горизонта? (слайд 30)

— Можно ли по одному из этих природных признаков найти правильное направление в лесу? Нет. Если у вас нет компаса, нужно воспользоваться несколькими признаками. (слайд 31)

Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего дома. В каком направлении они должны возвращаться домой?

В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?

Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?

Мох растёт с … стороны?

VI. Итог урока (слайд 34)

— Какие виды ориентирования вы знаете?

— Какое ориентирование будет самым точным? Почему?

Рассказывают дети, класс отвечает и доказывает, если не согласен.

Годовые кольца шире

С южной стороны берёз.

Это знают во всем мире —

Говорю я вам всерьёз.

Удалой молодец на тропинке стоит,

Но куда же пойти, он никак не решит.

Посредине тропы серый камень лежит,

Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.

Рядом с камнем дубы на поляне шумят,

И прохожим они свою речь говорят:

«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,

Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.

С юга много ветвей, и длинней, и пышней,

В ту сторонку иди, будь смелей и умней».

Полдень летний, полдень жаркий,

Солнце светит за спиной.

Лето дарит нам подарки,

Справа — запад, юг — за мной.

(Неверно, слева — запад.)

Игра «Палитра» (слайды 36-37)

Ученики выкладывают цветные полоски.

1. Основные стороны горизонта.

2. Прибор для определения сторон горизонта.

3. Сторона горизонта, с которой мхи и лишайники покрывают деревья.

4. Сторона горизонта, противоположная той, где восходит Солнце.

5. Сторона дерева, с которой муравьи строят свой дом.

6. Умение определить стороны горизонта.

7. Видимое вокруг нас пространство.

Если ученики правильно ответили на все вопросы, у них получится радуга. Если эти полоски перевернутьсложится слово МОЛОДЦЫ.

VII. Домашнее задание

Прочитать статьи «Почему надо уметь ориентироваться», «Ориентирование по Солнцу», ответить на вопросы к ним.

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий Я ценю ваше мнение!

Источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/11/13/orientirovanie-na-mestnosti
http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/orientirovanie-po-mestnym-priznakam.html
http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/06/07/orientirovanie-na-mestnosti-prezentatsiya
http://lit-dety.ru/uroki-2/orientirovanie-na-mestnosti.html/
http://nowifi.ru/vyzhivanie-v-dikoy-prirode/orientirovanie/95-orientirovanie-po-lune.html

Ссылка на основную публикацию