Статуя Родина мать в Волгограде. Высота, сравнение с Свободы, Христа, Будды. История и описание

Самые интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет!»

«15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане , на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине», – сказал на открытии мемориала великий советский скульптор Евгений Вучетич.

До построения мемориала, вершиной кургана была местность, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас на ней расположен Храм Всех Святых. Нынешнюю вершину сформировали искусственно для построения памятника.

На этапе проектирования Вучетич постоянно вносил изменения. Изначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), а в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя. Но от него отказались, как и от пышно украшенного постамента. Монументальные лестницы, которые уже были построены, заменили дорожкой-серпантином, которая словно лента опоясывает статую. Изменились и размеры – Родина-мать выросла с 36 метров до 52. Хотя замысел скульптора здесь не причем, просто Никита Хрущев в ультимативной форме заявил, что она непременно должна быть выше Статуи Свободы.

Ее строили 8 лет.

Мамаев Курган, на котором расположен памятник, всегда был стратегическим объектом, с него открывалась панорама города. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток. Он и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял от разрыва бомб. На каждый квадратный метр приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел, на сгоревшей земле не выросла даже трава.

По самым скромным подсчетам, на Мамаевом кургане похоронено около 35 тысяч человек. На месте этой огромной братской могилы и возвели главный монумент России .

Родина-мать занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Ее общая высота – 85 метров, вес – 8 тысяч тонн. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции сделал доктор технических наук Николай Никитин ( он же участвовал в проектировании МГУ и Останкинской башни). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Самую высокую скульптуру построили в 2008 году. Это статуя Будды в китайской провинции Хэнань, ее высота вместе с пьедесталом – 153 метра.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Но ветру листы титановой обшивки гремели, и дополнительно нагружали руку. В результате лезвие заменили на другое – целиком состоящее из фторированной стали.

Люк есть в мече и на макушке. Фото: Андрей МИРЕЙКО

Во время строительства памятника была необходима стабильная поставка бетона, иначе швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. Грузовики, осуществлявшие доставку бетона для строительства памятника, были помечены лентами определённого цвета. Водителям разрешалось проезжать «на красный», сотрудникам ГАИ запрещалось их останавливать.

Юлагодаря этим тросам обеспечивается устойчивость. Фото: Андрей МИРЕЙКО

От подножия к верхней площадке ведет 200 степеней, по количеству дней Сталинградской битвы. Внутри самой статуи тоже должно было быть 200 степеней. Но за счет пролетов их количество увеличилось до 203.

Зато есть комнаты. Фото: Андрей МИРЕЙКО

Вход внутрь для посторонних строго запрещен, именно поэтому она обросла слухами и загадками. Многие думают, что во рту находится смотровая площадка, а ближе к уху ресторанчик для VIP-персон. Однако это не так. Согласно еще одной легенде, вскоре после создания в скульптуре потерялся человек, после этого его никто не видел.

Смотровой площадки во рту нет. Фото: Андрей МИРЕЙКО

У памятника на Мамаевом кургане — бойца с автоматом и гранатой и надписью на постаменте «Стоять насмерть!» лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова . Он был главным военным консультантом мемориала. Согласно завещанию командующего 62-й армией похоронили на Мамаевом кургане.

По воспоминаниям советского физика, академика Андрея Сахарова , Евгений Вучетич, автор мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде , поделился с ним в приватном разговоре: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!»

Монумент является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала , потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине .

Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.

9 мая 2045 года к 100-летию победы в Великой Отечественной войне на Мамаевом кургане в Волгограде должна быть вскрыта капсула с обращением участников войны к потомкам.

Есть еще одна Родина-мать – в Киеве , это также творение Вучетича. Стоит на правом берегу Днепра . Она на 23 метра меньше своей соратницы, однако стоит на огромном постаменте, внутри которого расположен музей. За счет этого общая высота у нее выше.

Мамаев курган – одна из самых посещаемых достопримечательностей страны. Фото: Андрей МИРЕЙКО

В Москве есть копия головы волгоградской Родины-матери. Она прячется за забором мастерской Вучетича на улице Вучетича, и смотреть на нее никого не пускают, но, поскольку голова – здоровенная, а забор – маленький, то и голову, и ее коллег из-за забора видно довольно неплохо.

Пожалуй, самая большая загадка – с кого лепили Родину-мать, претенденток хватает. 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова накануне празднования 70-летия Победы под Сталинградом объявила, что она стала прообразом знаменитой скульптуры Вучетича. В 2003 году такое же заявление сделала Валентина Изотова . Она работала официанткой в ресторане «Волгоград» и утверждала, что ее пригласил поработать натурщицей сам Вучетич. «Мне платили по 3 рубля в час. В ней много от меня – шея, изломы рук, ноги, бедра – все мое!» – говорила Изотова. Еще одна претендентка – Екатерина Гребнева , спортивная гимнастка, а ныне заслуженный педагог на пенсии. Она также позировала Вучетичу, но на уникальность не претендует: «Это собирательный образ. Думаю, что я не одна позировала для скульпторов».

Однако бывший замдиректора памятника-ансамбля “Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина всех претенденток называет самозванками: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе , знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».

Фигура знаменитой дискоболки действительно напоминает стать скульптуры.

ТТХ

Сделана из предварительно напряжённого железобетона – 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника – 87 метров. Он установлен на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой 16 метров, большая часть которого скрыта под землёй.

Высота женской фигуры – 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн). Статуя стоит Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер. Жёсткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Скульптуре «Родина-мать зовет!», исполнилось 45 лет. Андрей МИРЕЙКО

Статуя Свободы vs Родина-Мать Зовёт

Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Искренне надеюсь, что тех, кому эта статья не нужна, особенно до 30 лет, большинство. Надеюсь, но не очень верю. Но если даже и так – публикую её всё равно для этого меньшества. Патриотизма много не бывает.

Если задать среднему жителю любой страны вопрос про самые высокие в мире статуи, он, скорее всего, вспомнит статуи Будды, высеченные из скал, статую Свободы в Новом Йорке, статую Христа-Искупителя в Рио – ну, ту, что из сериалов ; возможно кто-то вспомнит Колос Родосский – он же, наверное, был огромным, чего ж не вспомнить . Да и, пожалуй, всё. В России поколение постарше ещё вспомнит Мамаев Курган, но киевскую Родину-Мать уже, наверное, вспомнит далеко не каждый, как минимум в контексте самых больших в мире. Где там нашим до ихних, до Западных (с придыханием). Вон, Христа-Искупителя в 2007м признали одним из семи Новых Чудес Света, статуя Свободы в финалистах претендентов на это почётное звание, А наших там и близко нет. Кремль только попал в финалисты претендентов.

Статуя Свободы. Нью Йорк. Кто не мечтал побывать на острове Свободы или хотя бы сесть на тот знаменитый беcплатный паром и проплывать прямо возле островка Свободы беcконечное количество раз. Да, мечты .

Мы знаем о ней всё. Что её полное название “Свобода, озаряющая мир”, знаем Когда и кто её создавал, когда и где выставляли отдельно руку с факелом, к какой дате вся статуя была подарена и кем. Даже знаем, что опоздали с ней на 10 лет. Статую Свободы без преувеличения можно назвать наиболее известной статуей в мире и наш человек тут исключением не является.Знает об этой заокеанской красавице больше чем о своих родных.

Какая огромная – посмотрите на людишек у основания статуи – их практически не видно, если специально не присматриваться. Она стоит на разорваных оковах, держит в руках факел и скрижаль с датой 4 июля 1776 года. Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов). Она не просто символ США, она символ Мирового масштаба. Но, на мой взгляд, сегодня она символ оканчивающегося мирового порядка , и памятник на могиле свободы, которой, по сути, никогда и не было.

Но вернёмся к фактам. Итак.

У большинства наших соотечественников даже мысли не возникает, что наши-то статуи помассивнее западных будут. Тем более, после таких пропагандистских картинок, что сотнями гуляют по нэту, у нас и мысли не возникает сомневаться в этом.

Какая огромная статуя Христа-Искупителя обнимающая. А на последней картинке – статуя Свободы выглядит даже больше статуи Киевской Родины-Матери, которая даже здесь выше на 9 метров.

А так ли это ? На следующей фотографии мы увидим реальный размер Статуи Свободы в Нью Йорке по сравнению с фигурой в Волгограде и той самой обнимающей статуей в Рио и видим, что этот Христос если бы кого-нибудь и мог обнять, то точно не наших девочек. Со своим размером, он мог бы обнимать разве что бегущих из Украины памятников Ленину.

А на следующей фотографии мы увидим уже реальные размеры статуй без постаментов. Кроме Нового Чуда Света – статуи Христа-Искупителя , которой, видимо, пришлось оставить постамент чтобы она не была самой маленькой на фотографии. Ведь и с постаментом она всего 38 метров в высоту. Мимику Владимира Ильича на этой фотографии, конечно, плохо видно, но, мне кажется, он ухмыляется.

Сейчас кто-то, конечно, скажет, что наши статуи всё равно не дотягивают до огромных буддистских. Тут спорить сложно, ведь цифры говорят сами за себя. Но я, с вашего позволения, позволю себе поспорить с уровнем сложности возведения данных изваяний. Итак, скульптура Родина-Мать Зовёт – ЕДИНСТВЕННАЯ ДИНАМИЧНАЯ статуя такой величины в МИРЕ ! ! ! Подчёркиваю – Единственная .

Статуя работы скульптора Вучетича и инженера Никитина сделана из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Высота памятника – 86 метров, высота самой скульптуры – 53 метра. При этом толщина стенок скульптуры – не более 30 сантиметров. Меч в руке Родины-матери весит 14 тонн и имеет длину 33 метра. Говорят, что в ладони статуи свободно помещается автомобиль. В 2008 году статуя Родины-матери на Мамаевом кургане признана одним из Семи чудес России.

В 1972 году реставраторы заменили меч в руке статуи на более легкий из нержавейки. Еще и отверстия в нем сделали, чтобы уменьшить напор ветра. Старый меч был сделан из титана и гремел на ветру. В середине шестидесятых, когда открыли монумент, это был самый высокий памятник на планете. Статуя Свободы никогда не была ничем “самым”, кроме, пожалуй, самого узнаваемого в мире.

На данный момент статуя входит в десятку самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины.

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру “Родина-мать зовет”. Валентина Ивановна — человек скромный, работала в то время официанткой в ресторане “Волгоград”. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России — Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на “Родину” развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги — все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.

Итак, высота женской фигуры скульптуры Родина-Мать Зовёт ! 52 м, высота статуи Свободы 46 м. и это до факела. То есть, самой фигуры там не более 40 метров.

И последнее. Предназначение.

Статуя Свободы известна на весь мир и многие, как я уже писал, мечтают увидеть её в яви. Увидя, минимум, люди чувствуют некую пустоту – вот и всё ? это и есть “великое изваяние” ? а, максимум, чувствуют разочарование. Нет там души. Возможно, американцы и чувствуют наплыв патриотизма под или в этой статуе, но наш человек, совершенно точно, ничего подобного не чувствует.

И диаметрально противоположное можно сказать о нашей Родной статуе. У неё обратный эффект. Зовущая Родина-Мать обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Чувств настолько много, что не замечать их ни у кого не получается. Люди после первого свидания с обличием своей Родины ещё долго ходят под впечатлением. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться.

Думаю, это у нас в крови. Проверим ?

Сколько не включай песню Хасбулат Удалой (гимн США), не усиливается воздействие памятника Свободе на человека.

Зато, я тихонечко так включу вам нашу, патриотичную маленькими буковками, а у вас в головах как Бабахнет сейчас у всех кто духом своим настоящий патриот .

AlexeyKov › Блог › Как выглядит Родина-мать в Волгограде изнутри

В канун 70-летия Победы корреспонденты «Комсомолки» заглянули в историю, побывали внутри монумента и узнали, как сегодня чувствует себя одна из самых высоких статуй в мире [фоторепортаж]
Скульптура «Родина-мать зовет!» уже почти полвека возвышается над главной высотой России. Мамаев курган — место святое не только для Волгограда, но и для всей страны. Здесь особенно остро ощущаешь гордость за своих предков, которые выстояли и победили в страшной войне. Именно здесь как нигде осознаешь цену жизни и смерти. 140 дней шли ожесточенные бои за 102-ю высоту. Каждый клочок земли здесь пропитан кровью и до сих пор хранит опасное «наследство». Даже спустя 73 года после того, как стихли последние бои, на Мамаевом кургане находят неразорвавшиеся снаряды.
Именно здесь после войны решили увековечить подвиг советского народа. Венчать мемориал на Мамаевом кургане должна была самая высокая статуя в мире — под стать значению самой победы. Такой Родина-мать и была в то время. Да и сейчас она остается одним из самых грандиозных творений на планете.

ТТХ
Высота с постаментом — 85 метров
Высота фигуры Родины-матери — 52 метра
Вес — 8000 тонн
Высота фундамента — 16 метров
Длина меча — 33 метра
Вес меча — 14 тонн
Работа скульптора Евгения Вучетича и инженера Николая Никитина. Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года.

В течение восьми с лишним лет возводили монумент. Это была по-настоящему народная стройка. Сначала уложили бетонный фундамент, сверху — коробку основания, которую также венчает полутораметровая плита. Предполагалось, что основание обложат камнем, но пока шли работы, скульптура по велению Хрущева «подросла» в полтора раза. Чтобы укрепить фундамент, сверху насыпали 150 тысяч тонн земли. Так что вершина Мамаева кургана — насыпная. А историческая высота 102 находится метрах в 200 от нее.
Под скульптурой 1,5 метровая плита и 16-метровое основание. Оно начинается примерно там же, где и подъем к монументу.
Путь наверх лежит через неприметную дверцу с тыльной стороны постамента.
Фото: Юлия ЕРМАКОВА
Побывать внутри грандиозного монумента удается немногим. Помимо ученых сюда лишь иногда пускают вип-персон и журналистов. На экскурсию в святая святых нас ведет Александр Чернов, ведущий научный сотрудник ОАО «НИИЭС». Это он каждую неделю поднимается наверх Родины-матери и справляется о ее самочувствии. А около десяти раз в год ему приходится забираться вплоть до кончика меча. Там установлены датчики, показания которых он снимает.
— Внутри нет никаких смотровых площадок. На руку выйти нельзя, в рот выйти или посидеть там, свесив ноги, тоже нельзя. Лифта нет, так что подниматься придется пешком. Нет здесь и подземелий. В 2010 году прорыли вглубь фундамента на 16 метров и ничего — чистый песок, — первым делом наш гид один за другим развенчивает мифы.

Отливали Родину-мать прямо на месте. Рядом стоял уменьшенный в 10 раз макет. И по трафарету статую потихоньку собирали, заливая ярус за ярусом. День и ночь шла на Мамаев курган вереница машин, которым обеспечивали «зеленый коридор». Бетон использовали такой же, как и при строительстве Волжской ГЭС. Наполнители подбирались очень тщательно — все самое лучшее.
Только голову Родины-матери отлили отдельно и поднимали наверх при помощи вертолета. Да еще меч.

Изначально меч был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но на ветру он раскачивался и гремел. Поэтому в 1972 году меч заменили на стальную аэродинамическую конструкцию. Чтобы гасить колебания от ветра в верхней части сделали специальные жалюзи — демпферы. На старом мече их не было.
— Хуже всего меч переносит как раз слабый ветер, 5 — 8 метров в секунду, какой чаще всего и бывает в Волгограде. А сильные порывы гасит демпфер, — поясняет Александр Чернов. — Колебания меча снимаются дважды за квартал. Они составляют всего 12 миллиметров. Хотя когда ты внутри, кажется, что раскачивается он на метры.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряженного бетона. К основанию она никак не прикреплена и держится только благодаря собственной тяжести.
Внутри Родина-мать напоминает необустроенную многоэтажку с множеством комнаток размером 3х3 и высотой 4 метра. Таких «этажей» внутри монумента одиннадцать.

Монумент Родины-матери в отличие от статуи Свободы изначально не предназначался для того, чтобы проводить экскурсии внутри. Поэтому здесь нет внутренней отделки. Даже опалубку со стен сняли только после пожара в Останкинской телебашне. Сооружались эти два гиганта советской эпохи по одной технологии. Остатки досок кое-где на стенах до сих пор остались.
Бетонные стенки не очень толстые, всего 15 — 20 сантиметров. Системы вентиляции внутри скульптуры нет. Поэтому летом здесь жарко и душно. Зимой монумент насквозь промерзает, образуется наледь. А на солнышке Родина-мать моментально нагревается снаружи. Такие перепады температур на пользу величавой громадине вовсе не идут.

— Как-то у Евгения Вучетича спросили, что будет, если Родина-мать начнет падать. Он ответил — ничего страшного. Для этого у подножия скульптуры есть специальные ниши, куда можно поставить домкраты и выпрямить ее, — с удовольствием рассказывает очрередную байку Александр Чернов. — Каких-то специальных домкратов на данный момент нет. И я думаю, что это, скорее, была уловка Вучетича, чтобы быстрее сдать объект.
Но ниши эти все же существуют.

Бетон хорошо себя чувствует на сжатии, но не на растяжении. Для того чтобы предотвратить растрескивание конструкции и обеспечить жесткость, ее стянули стальными тросами. В трех секциях 99 канатов, которые идут от пяток до уровня груди. Каждый из них выдерживает нагрузку в 60 тонн. На тросах установлены специальные электромагнитные датчики. Они записывают частоту колебаний, по которой специалисты НИИ энергетических сооружений контролируют натяжение.
Вверх ведет бетонная лестница, есть даже перила. Мы взлетаем по крутым ступенькам, не замечая пройденного расстояния. Сориентироваться внутри очень тяжело. Лестницы и переходы постоянно петляют, поднимаясь все выше и выше.

Эту комнату на уровне груди монумента вполне можно назвать сердцем Родины-Матери. Здесь расположена аппаратура, куда стекаются данные с сотен датчиков, размещенных на тросах и по всей поверхности статуи. Система контролирует натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации.

Руки монумента тоже стягивают стальные тросы. Небольшой лаз в правую руку выводит в большое помещение, дальше путь лежит в меч. Но туда мы не идем. Пролезть внутрь острия может только очень стройный человек при минимуме одежды.

Также на эфесе меча есть выходы для промышленных альпинистов. Оттуда видно тот самый люк, к которому мы направляемся.

Постепенно проходы все уже, подъемы круче. В некоторых местах приходится пригибаться.

От уровня из груди наверх ведут уже лестницы из металлических прутьев. Они тоже меняют направление.

Наконец, мы преодолеваем самое узкое место.

И вот мы в голове. Удивительно, но поднявшись на высоту 50 метров и одолев более 200 ступеней, мы этого даже не заметили.
А стены здесь успели пометить много лет назад какие-то «художники».

Трехметровая лесенка ведет к люку на макушке Родины-матери. Еще несколько шагов вверх и весь Волгоград, и Заволжье перед тобой, как на ладони.

Фото: Юлия ЕРМАКОВА
Взгляд на Храм Всех Святых на Мамаевом кургане и центр города.

Отсюда, как на ладони, видны и реставрационные работы, которые ведутся на Мамаевом кургане. Стены бассейна на площади Героев облицовывают мрамором. До этого в чаше заменили гидроизоляцию. Работы ведутся и на большой подпорной стене, которую подпортили грунтовые воды. В зале Воинской Славы обновляют крышу, пол, частично стены и фасад.
Столь масштабные работы на главной высоте России проводят впервые. И одна из задач реставраторов — сохранить мемориал в первозданном виде. Для этого используют те же материалы, что и полвека назад.
Закончить этот этап планируют к 70-летию Победы. В канун праздника в зале Воинской Славы на Мамаевом кургане вновь зажгут Вечный огонь.

Затем реставрация ждет и саму Родину-мать. В планах замена тросов, которые стягивают монумент изнутри, и обновление покрытия снаружи.
— Дожди и снег, перепады температур и возраст — монумент протекает. В этом году из-за теплой зимы Родине-матери было особенно плохо. Снаружи ее пора покрыть гидрофобным раствором, — поделился с «КП» Александр Чернов. — В этом году проектировщики должны дать заключение, после чего начнутся работы.
В общем, как и любой женщине под пятьдесят, скульптуре требуется «косметика» и легкая «пластика». Но на это уйдут годы. Верхний слой нужно будет снять, зачистить и только потом покрывать. Чтобы провести эти работы, Родину-мать придется одеть в строительные леса.
Проблема еще и в том, что с годами проектная документация оказалась потеряна. Создавали Родину-мать десятки авторов и институтов из разных уголков СССР. У них и хранилась своя часть бумаг. В 90-е годы многие институты были расформированы, документы исчезли. Теперь их восстанавливают по крупицам.

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Источники:
http://cont.ws/post/215813
http://www.drive2.ru/b/2581527/
http://www.culture.ru/materials/159169/rodina-mat-zovet-10-faktov-o-monumente
http://gkd.ru/429804a-statuya-svobodyi-v-nyu-yorke-opisanie-istoriya-sozdaniya-interesnyie-faktyi

Ссылка на основную публикацию