Конспект урока по теме “Субрегионы Латинской Америки”
методическая разработка по географии (11 класс) на тему
Конспект урока с обозначением ожидаемых результатов. Предусматривает работу по материалам учебника Ю.Н. Гладкого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
subregiony_latinskoy_ameriki.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Коми.
Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Республиканский центр образования»
УКП «Верхний Чов»
Конспект урока по географии.
Тема: «Субрегионы Латинской Америки».
Автор: учитель географии УКП «Верхний Чов» Потемкина Ольга Алексеевна
Тема: Субрегионы Латинской Америки.
Тип урока : урок применения умений и знаний.
Главная дидактическая цель : создать условия для применения знаний об особенностях населения и хозяйства стран, как основе метода районирования.
Цели урока по функциям:
- Продолжить формирование умения применять различные источники географических
знаний при составлении сравнительной экономико-географической характеристики
регионов и стран (Мексики и Аргентины).
2.Закреплять умения называть и показывать на картах регионы и страны мира.
3.Применение географических знаний в нестандартной ситуации.
1.Развивать умение составлять сравнительную характеристику регионов и стран мира.
2. Определять географические карты, таблицы и другие материалы школьного учебника и
атласа, а так же другие источники географической информации для составления
географической характеристики стран.
1. Убедить в практической значимости географических знаний об особенностях
населения и хозяйства отдельных стран мира.
2. Способствовать выявлению творческих способностей учащихся.
Учащиеся назовут и покажут по карте Субрегионы Латинской Америки; проанализируют наиболее яркие особенности населения и хозяйства каждого субрегиона, составят сравнительную характеристику Мексики и Аргентины, используя различные источники географической информации; применят свои знания для продуктивного прочтения слоганов туристических фирм.
Обоснование применения системно-деятельностного подхода при изучении данной темы:
Тема «Субрегионы Латинской Америки» – третья в блоке изучения стран Латинской Америки, поэтому учащиеся имеют достаточно знаний об особенностях населения и хозяйства данного региона, что позволяет им анализировать, проводить сравнения с выявлением внутренних различий на территории Латинской Америки. В соответствии с рабочей учебной программой по географии на этом уроке предусмотрено выполнение практической работы «Составление сравнительной характеристики двух стран», главной дидактической целью курса «Региональная география мира» является создание условий для полного освоения учащимися метода регионов, как специфического метода познания мира, а сам процесс познания предполагает деятельность.
1.Типовой план изучения страны, района (региона)
2.Карточка с описанием внутренних географических различий Латинской Америки без указания субрегиона.
3. Карточка: Задания для самостоятельной работы по теме «Субрегионы Латинской Америки».
4.Атлас для 7 класса изд. «Дрофа»
5 Атлас для 10 класса изд. «Дрофа»
6. Учебник Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Изд. – М.,
7. Учебник Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., Экономическая и социальная география мира.
Изд. – М., Просвещение, 2009
8. Политическая карта мира (настенная)
9. Фильм «Южная Америка. Затерянные миры» эпизод № 6 (Мачу Пикчу)
10. Книга «Города мира» ред.группа, Изд.- М., «Мир энциклопедий Аванта+ (Мехико)
11. Книга «Самые красивые места мира», Изд.- М., «Мир энциклопедий Аванта+ (По следам затерянного мира. Хребет Рорайма)
12. Карточка – текст слоганы туристических фирм «Латинская Америка». (разработана с использованием тематических тестов для подготовки к ЕГЭ)
Использованная литература и источники:
1. Максаковский В.П., Петрова Н.Н «Экономическая география мира. Домашний репетитор» – М.: Айрис-пресс, 2010
2. Эртель «География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9» – Ростов н/Д Легион, 2010
3. Книга «Города мира» ред.группа, Изд.- М., «Мир энциклопедий Аванта+ (Мехико)
4. Книга «Самые красивые места мира», Изд.- М., «Мир энциклопедий Аванта+ (По следам затерянного мира. Хребет Рорайма).
5. Фильм «Южная Америка. Затерянные миры» эпизод № 6 (Мачу Пикчу).
Ход урока: Тема: Субрегионы Латинской Америки.
Первичная диагностика готовности учащихся к учебной деятельности.
Постановка учебной цели и задач урока
а) Составление логической цепочки изученных вопросов по теме «Латинская Америка», сопоставление с планом изучения региона для коллективного определения темы урока и постановки задач на урок.
б) Попытка составления карто-схемы субрегионов Латинской Америки.
-Установливает правильность и осознанность использования типового плана изучения страны, региона
-блиц диагностика знаний о регионе.
– Закрепление умения логично и последовательно давать характеристику географического объекта
– осознание недостаточности знаний об особенностях субрегионов Латинской Америки
а) анализ информации о Латинской Америке путём выявления наиболее характерных черт отдельных территорий данного региона.
б) выявление специфики субрегионов
в) формулирование вывода о месте региона в группе Развивающихся стран и о различиях в уровнях развития между отдельными странами региона.
– организация деятельности учащихся по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия
– предоставление ин карточка описанием внутренних географических различий Латинской Америки без указания субрегиона.
– выявление алгоритма действий
– определение источников информации (карт атласа, текста учебника, карто-схем, таблиц и др.
– распределение вопросов для изучения одной из стран индивидуально, по группам для последующего коллективного обсуждения и
– изучение субрегионов Латинской Америки
Устное проговаривание особенностей субрегионов по принципу сравнения (по результатам отбора характерных черт каждой группой)
– проверка и при необходимости корректировка результатов.
– в процессе завершения группой учащихся характеристики субрегионов предоставляет информацию об объектах всемирного наследия:
Рассказ с опорой на видеоряд (Мехико-под крылом золотого ангела, Страны Ц.Америки и Вест-Индии – Тегусигальпа, Страны бассейна Амазонки – хребет Рорайма,) просмотр фрагмента фильма «Мачу Пикчу» – уникум в Андских странах.
– работа в группе по составлению характеристики одного из субрегионов методоми анализа, синтеза учебной информации
– применение умений и знаний, самооценка, самокорректировка результатов деятельности.
Самоконтроль и самооценка
– выполнение задания 1.«найдите соответствия» и задания 2 (карточка «задания для самостоятельной работы»
– оформление в рабочей тетради таблицы «Сравнительная характеристика субрегионов Латинской Америки»
-оценивание знаний, умений, стимулирование творческого подхода к учебной деятельности
– предоставление группой обработанных материалов для оформления таблицы
– формулирование достоинств и недочётов учебной деятельности на уроке
– выполнение домашнего задания: оформление практической работы
«Сравнительная характеристика Мексики и Аргентины»
Формулируется в соответствии с Карточка: Задания для самостоятельной работы по теме «Субрегионы Латинской Америки».
– выполнение домашнего задания: оформление практической работы
«Сравнительная характеристика Мексики и Аргентины»
Приложение № 1. Карточка с описанием внутренних географических различий Латинской Америки без указания субрегиона.
Приложение № 2 Карточка: Задания для самостоятельной работы по теме «Субрегионы Латинской Америки».
Внутренние географические различия на территории Латинской Америки.
Из представленной информации выберете ту, которая соответствует образу субрегиона, характеризуемому Вашей группой. Записи предлагаю оформить в виде таблицы
1.Из-за исключительной выгодности географического положения страны этого субрегиона часто оказывались объектом колониального захвата. На гербе одной из стран изображён ключ.
2.Истоки государственного существования этого субрегиона восходят корнями к государствам ацтеков и майя, уничтоженных испанскими конкистадорами.
3.Особенности географического положения этого субрегиона позволило двум странам сохранить с одной стороны численное преобладание коренного населения, а с другой создаёт препятствие для освоения в виде чрезвычайной сейсмической активности.
4.Этот самый обширный субрегион расположен в пределах равнин.
Природные условия и ресурсы:
1.Самые суровые природные условия характерны для юга субрегиона, но их изменения по вертикали впечатляют неменее. Два государства имеют огромные запасы меди.
2.Сельскохозяйственное освоение затруднено горным рельефом, а одной из основ добывающей промышленности составляют запасы нефти и газа, добыча которых ведётся на шельфе известнейшего в мире залива.
3.Истиным природным богатством субрегиона являются рекреационные ресурсы: роскошные пляжи, живописные ландшафты и благодатный климат. Одна из стран выделяется запасами бокситов.
4.По обеспеченности почвенными, водными, лесными ресурсами две страны этого субрегиона входят в первую десятку стран мира. Мировое значение имеют также запасы железной руды, бокситов и марганцевых руд.
1.Население этого субрегиона являются потомками цивилизации инков, но в настоящее время отличается большой пестротой в силу того, что длительное время регион служил «перевалочной базой» работорговли. Здесь находится единственное социалистическое государство Америки.
2.В этническом составе преобладают индейцы и метисы. В горах на высоте 3000м сохранился город-крепость инков, включённый в Список Всемирного наследия человечества.
3.Большую долю населения составляют креолы (потомки испанцев и португальцев), а также мулаты и самбо, предки которых были завезены сюда для рабского труда на плантациях. Регион известен своими карнавалами.
4.Плотность населения на севере субрегиона значительно выше, чем в других частях. Здесь за счёт ложной урбанизации сформировалась одна из крупнейших агломераций мира и это самая древняя из существующих столиц Америки.
1.Обрабатывающая промышленность даёт 2/3 национального производства. Сформирован крупный нефтегазопромышленный комплекс, но в субрегионе нет стран-членов ОПЕК. Главная продовольственная культура – кукуруза, также выращиваются пшеница, бобовые, соя, сорго, хлопчатник. Горный рельеф препятствует внутрирайонным связям.
2.Две страны этого субрегиона являются наиболее экономически развитыми странами Латинской Америки. Они являются крупными производителями морских и речных судов, автомобилей, Металлопроката, одновременно именно они лидируют среди стран-должников. Плантационное сельское хозяйство всех стран и мощный агропромышленный комплекс создали условия для мирового экспорта зерна, продуктов животноводства, тропических культур.
3.О специализации хозяйства этих стран говорит их образное название «банановые республики», в котором особое значение имеют сахарный тростник, кофе, ананасы и бананы, а хозяйственное лицо во многом определяется мощной нефтеперерабатывающей промышленностью, которая работает на привозной нефти. Субрегион является транзитным для мирового судоходства.
4.Добывающая промышленность стран этого субрегиона имеет большое значение для мирового хозяйства (особенно добыча меди, олова, нефти и две из этих стран являются членами ОПЕК). В тропиках развивается плантационное сельское хозяйство (кофе, бананы, сахарный тростник). Одна из стран является лидером в мировом рыболовстве. Одновременно межгосударственные связи затруднены из-за особенностей рельефа.
Латинская Америка
Регионы Латинской Америки
Латинская Америка – регион, который находится в Западном полушарии. В его состав включены следующие субрегионы Латинской Америки:
- южная оконечность материка Северная Америка;
- Центральная Америка;
- острова Вест-Индии;
- материк Южная Америка.
Западные рубежи территорий омываются Тихим океаном, восток находится во власти Атлантического океана.
Государства Латинской Америки имеют следующий состав: 33 суверенные страны (всего 46); 13 колоний включая зависимые территории.
Общая площадь региона, составляет 21 млн. кв. км, а это свыше 15% от всей суши.
Рис. 1. Латинская Америка на карте.
7 июля 2007 года, в столице Португалии были названы новые семь чудес света.
Латинская Америка как никакая другая часть земного шара щедра на занимательные места. Здесь находятся 3 из 7 новых чудес мира:
- статуя Христа в Рио-де-Жанейро;
- город индейцев Мачу-Пикчу в Перу;
- пирамида Майя в городе Чичен-Ица Мексика.
Достопримечательности региона делятся на природные и созданные человеком объекты, среди которых древние города и поселения исчезнувших цивилизаций.
Наименование «Латинская Америка» было введено императором Франции Наполеоном III как термин имеющий политический контекст.
Рис. 2. Город индейцев Мачу-Пикчу в Перу.
Общая характеристика региона
Территория имеет протяженность в направлении с севера на юг на 13 тыс. км. Большое значение здесь отведено морю, особенно относительно вопросов заселения и экономического развития территории. Только Парагвай и Боливия не имеют естественного выхода к морю. ЭГП Латинской Америки обусловливаться также тем, что она размещена достаточно близко относительно США, но находится на значительном удалении от иных крупных регионов.
Территория достаточно богата разнообразными природными ресурсами. Они способствуют эффективному развитию сельского хозяйства и промышленности. Основной промышленной отраслью является горнодобывающая ориентированность. Интенсивно прогрессирует сельское хозяйство, где ведущей отраслью признано растениеводство. Преобладающими сельскохозяйственными культурами здесь являются пшеница и кукуруза.
На долю животноводческого комплекса выпадает 1/3 от всего оборота сельскохозяйственной продукции.
Неустойчивость латиноамериканского общества в политическом смысле, а также и специфическая политическая культура, вызывали высокую степень нестабильности политических систем стран Латинской Америки. Политическое развитие сопровождалось частыми государственными переворотами, восстаниями и революциями.
Семь стран из состава Латинской Америки подписали проект о введении электронной виртуальной валюты сукре для осуществления взаиморасчетов.
Кроме того, Сукре – столица Боливии
Рис. 3. Город Сукре.
Значимым фактором экономического развития Латинской Америки за последнее время является рост сотрудничества между регионами. Интеграционный вектор свойственный экономике региона во второй половине XX столетия потребовал поэтапного движения.
Что мы узнали?
Выяснили сколько стран в составе региона. Узнали, сколько из них имеют независимость. Ознакомились с интересными фактами, которые характеризуют Латинскую Америку как уникальную территорию.
Хозяйство стран Латинской Америки
Разделы: География
Технологическая карта урока. Приложение
Цель урока: сформировать представления о хозяйстве стран Латинской Америки.
обучающие: углубить знания странах Латинской Америки;
развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом;
воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, Интернет, ЭОР, персональный компьютер.
I. Презентация, подготовленная обучающимися, как опережающее задание, на тему “Формирование политической карты Латинской Америки”
Опрос.
II. Изучение нового материала.
Вопрос. К каким группам по социально-экономическому делению можно отнести страны Латинской Америки? (НИС – Мексика, промежуточные – Бразилия, Аргентина, Чили, Перу, отстающие – Сальвадор, Гондурас, наиболее бедные и отсталые – Гаити)
Особенности развития экономики стран Латинской Америки.
Индустриализация стран Латинской Америки шла поэтапно: наиболее сильные толчки для развития экономики давали мировые войны, которые положительно воздействовали на экономику стран. Латинская Америка выступала крупным поставщиком сырья, питания, а экономические кризисы в развитых странах вызванные войнами, заставляли развивать свою промышленность.
Природные условия и ресурсы.
Задание. Класс делится на три группы, каждая группа получает задание охарактеризовать природные условия и природные ресурсы субрегионов Латинской Америки. Выделить группы природных условий, которыми богата территория, дать количественную и качественную характеристику. 1–2 человека от группы выступают, остальные заполняют таблицу. На основе получившейся таблицы делается вывод об обеспеченности Латинской Америки данным ресурсом, и отмечаются черты сходства и различия.
Природные ресурсы | Андские страны | Ла-Платские страны | Страны Карибского бассейна | Вывод |
Минеральные | Обеспечены медными рудами, селитрой, золотом, серебром, железными рудами, свинцовыми, вольфрамовыми. | Марганец, бокситы | Алюминиевые руды, нефть, никель, сера | Южная Америка обеспечена минеральными ресурсами достаточно, особенно богаты запасы магматических полезных ископаемых, на севере находится крупный нефте-газовый бассейн. Хозяйство стран опирается на собственные резервы. |
Лесные | Лесные ресурсы в следствие высотной поясности разнообразны, но не богаты. Встречаются смешанные и хвойные леса. | Лесные ресурсы богаты и разнообразны, особенно выделяется район. Амазонии и побережье. Атлантического океана. | Лесные ресурсы богаты и разнообразны. Преобладают леса. тропического пояса. | Латинская Америка обеспечена лесными ресурсами. Лесная промышленность ориентируется на собственные резервы. |
Земельные | Малоплодородные почвы. | Плодородные почвы находятся на юге Бразилии, в степях Аргентины. | Почвы плодородные с хорошим увлажнением. | Плодородные почвы находятся на востоке и в центре материка, в Карибском районе. |
Водные | Реки горные и порожистые, есть горные озера. | Самые крупные и полноводные реки Южной Америки. | Реки небольшие, но территория достаточно увлажнена. | Обеспеченность водными ресурсами в целом достаточна. |
Агроклима- тические |
Сухой, суровый климат, малопригодный для ратениеводства, возможно мясное животноводство. | Исключительно благоприятные климатические условия. Причем территории с различным климатом чередуются. | Агроклиматические условия исключительно благоприятны для выращивания тропических культур. | Можно выращивать культуры экваториального, субэкваториального, тропического и субтропического поясов. |
После заполнения таблицы результат обсуждается в классе. Совместные выводы заносятся в графу выводы.
Задание. Работа в парах. Каждая пара получает для характеристики по одной отрасли промышленности. Затем идет выступление. Все остальные обучающиеся заносят информацию в заранее заготовленную таблицу.
Отрасли экономики | Андские страны | Ла-Платские страны | Страны Карибского бассейна, Центральная Америка |
Горно- добывающая промышленность |
Ведется добыча медных руд, селитры, золота, серебра, железных руд, свинцовых, вольфрамовых | Добывается марганец, бокситы, железные руды | Алюминиевые руды, нефть, никель, сера |
Электроэнергетика | Преобладают ГЭС | ||
Машино- строение |
Судостроение, горно- добывающее оборудование |
В Бразилии получили развитие электроника, автомобилестроение, судостроение, в Аргентине – автомобиле- и станкостроение | Судостроение. В Мексике большое количество сборочных цехов американских компаний: Дженерал, Форд, ИБМ |
Черная металлургия | Металлургия развита в Бразилии, в которой имеются крупные запасы железной руды, но нет каменного угля | Черная металлургия представлена в Мексике и Венесуэле | |
Цветная металлургия | Начальные стадии производства цветных металлов в Чили, Перу – медная промышленность, в Боливии – оловянная | Производство алюминия в Бразилии | Производство глинозема на Ямайке, чистый алюминий в Венесуэле. |
Химическая промышленность | Производство минеральных удобрений из селитры | Нефтепереработка, производство минеральных удобрений | Нефтехимия на собственном сырье. НПЗ развитых стран: Нидерландов, США |
Легкая промышленность | Кожевенно-обувная – Аргентина, Перу | Легкая промышленность представлена хорошо. Размещена на побережье. | Много предприятий иностранного капитала, опирающийся на дешевую рабочую силу |
Сфера услуг | Туристическая инфраструктура развита плохо, но есть предпосылки для горного туризма. | В Бразилии развит туризм развлечений. Бразильские карнавалы | Особенно хорошо развита сфера услуг в странах Карибского бассейна. Преобладает приморский туризм. |
Общий вывод и сходстве и различии регионов в промышленности: регионы резко отличаются по уровню развития промышленности, объединяет их то, что во всех субрегионах представлена горнодобывающая промышленность, традиционные отрасли. | |||
Сельское хозяйство | Преобладает мясное животноводство | В Аргентине – животноводство, в остальных странах – растениеводство | Преобладает растение- водство |
Товарные культуры | Просо, ячмень | Кофе, какао, гевея, сахарный тростник | Сахарный тростник, бананы, кофе, хлопок, какао. |
Потребительские культуры | Картофель, ячмень, пшеница, томаты | Кукуруза, просо, сорго, рис, фасоль, маниока, батат, тыква | Бананы, рис, кукуруза, фрукты |
Формы собственности | Мелкие крестьянские хозяйства занимаются выращиванием потребительских культур. Крупные монополии являются иностранным капиталом | Мелкие крестьянские хозяйства занимаются выращиванием потребительских культур. |
Крупные монополии являются иностранным капиталом
Крупные монополии являются иностранным капиталом
Характеристика отраслей промышленности:
Традиционные отрасли – легкая, пищевая, добывающая
Старые отрасли: черная и цветная металлургия
Новые отрасли – машиностроение, электроэнергетика, химическая промышленность
Новейшие отрасли – электротехника
III. Закрепление изученного материала
Вопрос. Какие черты характеризуют отсталость стран Латинской Америки? (Многоукладность, преобладание добывающих отраслей над перерабатывающими, монокультурная специализация, колониальный тип рисунка хозяйства и колониальный тип структуры хозяйства)
Задание. Составить модель экономики стран Латинской Америки.
IV. Домашнее задание
Билет№7. Деление Америки на субрегионы
Деление Америки на субрегионы. Экономико-географические особенности каждого субрегиона.
Америка подразделяется на два крупных региона: на Северную Америку и Латинскую Америку. Северная Америка включает в себя две высокоразвитые страны рыночной экономики – США и Канаду. Эти страны находятся в умеренном и холодных поясах между тремя океанами(Северно-Ледовитым, Атлантическим и Тихим). В мировом хозяйстве особую роль сыграли США , ставшие лидером капиталистического мира. Богатые минеральные, лесные, энергетические ресурсы стали базой для формирования разнообразной обрабатывающей промышленности в странах северной Америки. Плодородные почвы и агроклиматический условия в южной половине региона способствовали созданию одной из крупнейших мировых зон товарного с/х со специализированными сельскохозяйственными районами, поставляющих ️и продукцию как на внутренний, так и на международный рынки. В северной Америки высокий уровень жизнь и высокая производительность труда.
Латинская Америка. Этот регион расположен между США И Антарктидой. В него входят: Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индия и Южная Америка. Мексику, Центральную Америку и Вест-Индию объединяют в субрегион Мезоамерику (Среднюю Америку). В Южной Америке выделяют два субрегиона:
1. Андских стран (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили)
2. Лаплатских стран или Атлантический субрегион ( Аргентина, Уругвай, Парагвай, Бразилия). Аргентина, Уругвай и Парагвай вместе с Чили объединяются в субрегион Южный конус.
Наиболее экономически развитым считаются субрегионы, в которые входят Аргентина и Бразилия. Действительно, показатели развития именно этих стран остаются наиболее высокими среди другим латино-американских государств. К экономически нестабильным субрегионам относится Средняя Америка. Несмотря на то, что в него входит Мексика – одна из достаточно динамичных экономик Центральной Америки, остальные государства не могут похвастаться бурными темпами финансового развития и высоким уровнем жизни. Такие государства как Куба, где до сих пор официально запрещена частная собственность. Наиболее успешным с точки зрения животноводства и растениеводства в Латинской Америке является лаплатский субрегион. Здесь на территории одной лишь Аргентины выращивается по несколько миллионов голов крупного рогатого скота для экспорта говядины в различные страны мира, в том числе и в Россию.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8432 – | 8045 –
или читать все.
188.163.65.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Субрегионы латинской америки
Министерство образования Республики Коми.
Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Республиканский центр образования»
УКП «Верхний Чов»
Конспект урока по географии.
Тема: «Субрегионы Латинской Америки».
Автор: учитель географии УКП «Верхний Чов» Потемкина Ольга Алексеевна
Тема: Субрегионы Латинской Америки.
Тип урока: урок применения умений и знаний.
Главная дидактическая цель: создать условия для применения знаний об особенностях населения и хозяйства стран, как основе метода районирования.
Цели урока по функциям:
Обучающие
Продолжить формирование умения применять различные источники географических
знаний при составлении сравнительной экономико-географической характеристики
регионов и стран (Мексики и Аргентины).
2.Закреплять умения называть и показывать на картах регионы и страны мира.
3.Применение географических знаний в нестандартной ситуации.
Развивающие
1.Развивать умение составлять сравнительную характеристику регионов и стран мира.
2. Определять географические карты, таблицы и другие материалы школьного учебника и
атласа, а так же другие источники географической информации для составления
географической характеристики стран.
Воспитывающие
1. Убедить в практической значимости географических знаний об особенностях
населения и хозяйства отдельных стран мира.
2. Способствовать выявлению творческих способностей учащихся.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся назовут и покажут по карте Субрегионы Латинской Америки; проанализируют наиболее яркие особенности населения и хозяйства каждого субрегиона, составят сравнительную характеристику Мексики и Аргентины, используя различные источники географической информации; применят свои знания для продуктивного прочтения слоганов туристических фирм.
Обоснование применения системно-деятельностного подхода при изучении данной темы:
Тема «Субрегионы Латинской Америки» – третья в блоке изучения стран Латинской Америки, поэтому учащиеся имеют достаточно знаний об особенностях населения и хозяйства данного региона, что позволяет им анализировать, проводить сравнения с выявлением внутренних различий на территории Латинской Америки. В соответствии с рабочей учебной программой по географии на этом уроке предусмотрено выполнение практической работы «Составление сравнительной характеристики двух стран», главной дидактической целью курса «Региональная география мира» является создание условий для полного освоения учащимися метода регионов, как специфического метода познания мира, а сам процесс познания предполагает деятельность.
1.Типовой план изучения страны, района (региона)
2.Карточка с описанием внутренних географических различий Латинской Америки без указания субрегиона.
3. Карточка: Задания для самостоятельной работы по теме «Субрегионы Латинской Америки».
4.Атлас для 7 класса изд. «Дрофа»
5 Атлас для 10 класса изд. «Дрофа»
6. Учебник Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Изд. – М.,
Просвещение, 2010
7. Учебник Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., Экономическая и социальная география мира.
Изд. – М., Просвещение, 2009
8. Политическая карта мира (настенная)
9. Фильм «Южная Америка. Затерянные миры» эпизод № 6 (Мачу Пикчу)
10. Книга «Города мира» ред.группа, Изд.- М., «Мир энциклопедий Аванта+ (Мехико)
11. Книга «Самые красивые места мира», Изд.- М., «Мир энциклопедий Аванта+ (По следам затерянного мира. Хребет Рорайма)
12. Карточка – текст слоганы туристических фирм «Латинская Америка». (разработана с использованием тематических тестов для подготовки к ЕГЭ)
Использованная литература и источники:
1. Максаковский В.П., Петрова Н.Н «Экономическая география мира. Домашний репетитор» – М.: Айрис-пресс, 2010
2. Эртель «География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9» – Ростов н/Д Легион, 2010
3. Книга «Города мира» ред.группа, Изд.- М., «Мир энциклопедий Аванта+ (Мехико)
4. Книга «Самые красивые места мира», Изд.- М., «Мир энциклопедий Аванта+ (По следам затерянного мира. Хребет Рорайма).
5. Фильм «Южная Америка. Затерянные миры» эпизод № 6 (Мачу Пикчу).
Ход урока: Тема: Субрегионы Латинской Америки.
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Первичная диагностика готовности учащихся к учебной деятельности.
Постановка учебной цели и задач урока
а) Составление логической цепочки изученных вопросов по теме «Латинская Америка», сопоставление с планом изучения региона для коллективного определения темы урока и постановки задач на урок.
б) Попытка составления карто-схемы субрегионов Латинской Америки.
-Установливает правильность и осознанность использования типового плана изучения страны, региона
-блиц диагностика знаний о регионе.
– Закрепление умения логично и последовательно давать характеристику географического объекта
– осознание недостаточности знаний об особенностях субрегионов Латинской Америки
Решение проблемы
а) анализ информации о Латинской Америке путём выявления наиболее характерных черт отдельных территорий данного региона.
б) выявление специфики субрегионов
в) формулирование вывода о месте региона в группе Развивающихся стран и о различиях в уровнях развития между отдельными странами региона.
– организация деятельности учащихся по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия
– предоставление ин карточка описанием внутренних географических различий Латинской Америки без указания субрегиона.
– выявление алгоритма действий
– определение источников информации (карт атласа, текста учебника, карто-схем, таблиц и др.
– распределение вопросов для изучения одной из стран индивидуально, по группам для последующего коллективного обсуждения и
– изучение субрегионов Латинской Америки
Первичное закрепление
Устное проговаривание особенностей субрегионов по принципу сравнения (по результатам отбора характерных черт каждой группой)
– проверка и при необходимости корректировка результатов.
– в процессе завершения группой учащихся характеристики субрегионов предоставляет информацию об объектах всемирного наследия:
Рассказ с опорой на видеоряд (Мехико-под крылом золотого ангела, Страны Ц.Америки и Вест-Индии – Тегусигальпа, Страны бассейна Амазонки – хребет Рорайма,) просмотр фрагмента фильма «Мачу Пикчу» – уникум в Андских странах.
– работа в группе по составлению характеристики одного из субрегионов методоми анализа, синтеза учебной информации
– применение умений и знаний, самооценка, самокорректировка результатов деятельности.
Самоконтроль и самооценка
– выполнение задания 1.«найдите соответствия» и задания 2 (карточка «задания для самостоятельной работы»
– оформление в рабочей тетради таблицы «Сравнительная характеристика субрегионов Латинской Америки»
-оценивание знаний, умений, стимулирование творческого подхода к учебной деятельности
– предоставление группой обработанных материалов для оформления таблицы
– формулирование достоинств и недочётов учебной деятельности на уроке
– выполнение домашнего задания: оформление практической работы
«Сравнительная характеристика Мексики и Аргентины»
Формулируется в соответствии с Карточка: Задания для самостоятельной работы по теме «Субрегионы Латинской Америки».
– выполнение домашнего задания: оформление практической работы
«Сравнительная характеристика Мексики и Аргентины»
Приложение № 1. Карточка с описанием внутренних географических различий Латинской Америки без указания субрегиона.
Приложение № 2 Карточка: Задания для самостоятельной работы по теме «Субрегионы Латинской Америки».
Субрегионы Латинской Америки. Список стран, таблица с описанием, характеристики
Подробное решение параграф 42 по географии для учащихся 10 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Базовый уровень 2016
Вопрос 1. Какие субрегионы выделяют в составе Латинской Америки?
Ответ. Латинская Америка делится на несколько субрегионов: страны Бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские страны, Центральная Америка и Вест-Индия, Мексика.
Вопрос 2. Каковы особенности населения стран региона?
Ответ. Исключительно сложен этнический состав населения Латинской Америки. Более половины ее населения — потомки смешанных браков: метисы, мулаты. На Гаити, Ямайке и Малых Антильских островах основную часть населения составляют негры. В большинстве Андских стран преобладают индейцы, а в Бразилии, помимо мулатов и негров, велика доля «белых».
Латинская Америка — один из наименее заселенных регионов мира. Средняя плотность населения составляет всего 24 человека на 1 кв. км. Наряду с густонаселенными районами (островные государства Карибского моря, Атлантическое побережье Бразилии, большинство столичных районов и др.) огромные пространства почти безлюдны. Большая часть (72%) населения сконцентрирована в городах.
Как вы думаете
Вопрос. Возможно ли альтернативное деление Латинской Америки на субрегионы?
Ответ. Разделение на субрегионы предполагает выделение основного признака. По этническому признаку разделение невозможно, потому что этнический состав однороден. По экономическому развитию страны тоже разделить сложно, т.к. все они относятся к развивающимся странам. Возможно разделение по языковому принципу: страны говорящие на испанском языке, страны говорящие на португальском языке и другие страны.
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
Вопрос 1. Какие субрегионы выделяют в составе Латинской Америки?
Ответ. Латинская Америка делится на несколько субрегионов: страны Бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские страны, Центральная Америка и Вест-Индия, Мексика.
Вопрос 2. Какие древние цивилизации располагались на территории региона?
Ответ. Древние цивилизации региона: инки, ацтеки, майя, тольтеки и ольмеки.
Вопрос 3. Какими природными объектами мирового значения знаменит регион?
Ответ. Страны Бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности.
По количеству объектов Всемирного наследия в регионе доминируют Бразилия и Аргентина — крупные страны с богатой историей и разнообразной природой. Древних индейских цивилизаций на равнинах Южной Америки не было, поэтому исторические памятники региона относятся к послеколумбовой эпохе. Это исторические центры городов Парамарибо (Суринам), Кордова (Аргентина), Ору-Прету и Диамантина (Бразилия); средневековые миссии иезуитов в Парагвае и Аргентине. Знаменитыми на весь мир природными объектами субрегиона являются водопад Игуасу, леса Центральной Амазонии (Бразилия) и национальный парк Лос-Гласьярес (Аргентина).
В Андах находится треть всех объектов Всемирного наследия Латинской Америки. Это прежде всего индейские города доколумбовой эпохи: столица империи инков Тиуанако (Боливия) и Мачу-Пикчу (Перу). На весь мир знамениты гигантские рисунки в пустыне Наска (Перу). Природными памятниками региона являются Галапагосские острова (Эквадор) и национальный парк Уаскаран (Перу).
Центральная Америка и Вест-Индия.
Копан — древний город цивилизации майя (Гондурас). Но особенно много памятников колониальных времён. Это старинные испанские города Гавана и Сантьяго (Куба), Санто-Доминго (Доминиканская Республика), Портобелло (Панама). К числу исторических памятников относится и одна из самых старых в Америке кофейных плантаций (Куба). Много в субрегионе и природных памятни ков, среди которых самым известным является морской национальный парк Барьерного рифа (Белиз).
Мексика не имеет себе равных в Америке по количеству объектов Всемирного наследия. В горах Сьерра-де-Сан-Франциско есть великолепные образцы наскальной живописи доисторических времён. Огромное число туристов привлекают руины городов империи ацтеков в центральной части страны: Паленке, Теотиуакан, Чичен-Ица. На юге страны сохранились города империи майя: Калакмуль и Кампече. И конечно, как везде в Латинской Америке, много памятников времён испанского господства. Это старинные кварталы Мехико, Гвадалахары. На склонах вулкана Попокатепетль сохранился иезуитский монастырь XVI века.
Вопрос 4. Какая страна образует самостоятельный субрегион?
Ответ. Мексика — страна, которая образует самостоятельный субрегион.
Вопрос 5. Что отличает страны Вест-Индии?
Ответ. Вест-Индия — множество островных стран Карибского бассейна. Они относительно малы по площади и не отличаются высоким уровнем экономического развития. Основа их хозяйства — тропическое сельское хозяйство, производящее в основном бананы и кофе. Кроме того, важную роль играют их прекрасные рекреационные ресурсы. Приморский отдых на островах привлекает главным образом жителей США, но из года в год растёт количество туристов из Европы.
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Вопрос 1. Почему Мексику выделяют в самостоятельный субрегион?
Ответ. В основе разделения Латинской Америки на субрегионы лежит географическое расположение стран. Так как Мексика расположена в южной части материка Северная Америка, а все остальные страны в Южной Америке, эту страну выделяют отдельным субрегионом.
Вопрос 2. Что может служить причиной бедности стран Вест-Индии?
Ответ. Причины бедности стран Вест-Индии:
1. Малая обеспеченность минеральными ресурсами, как следствие отсутствие добывающей и обрабатывающей промышленности.
2. Основа хозяйства — тропическое сельское хозяйство, производящее в основном бананы и кофе.
3. Малые площади стран, низкая заселенность территорий.
Вопрос 3. В состав какого из субрегионов входит наибольшее количество стран?
Ответ. Центральная Америка и Вест-Индия включает в себя наибольшее количество стран.
Вопрос 4. Какой из субрегионов и почему обладает наибольшим разнообразием природных ресурсов?
Ответ. Наибольшим разнообразием природных ресурсов обладают Андские страны. Главное богатство этих стран — разнообразные минеральные ресурсы самого различного происхождения: от нефти до руд многих металлов, и среди них прежде всего медь.
Это область молодой складчатости, входящая в состав Тихоокеанского рудного (металлогенического) пояса, обрамляющего побережья Тихого океана и в Америке, и в Азии. Она особенно богата разнообразными рудными полезными ископаемыми, которые в большинстве случаев обязаны своим возникновением магматическим интрузиям и древнему вулканизму. Даже неполный перечень их включает в себя медные, оловянные, железные, свинцово-цинковые, молибденовые, вольфрамовые, сурьмяные руды, руды благородных металлов. Однако по размерам и значению среди них выделяются медные и оловянные руды.
Вопрос 5. Что является причиной туристической привлекательности стран Вест-Индии?
Ответ. Причина привлекательности стран Вест-Индии — благоприятные природные и климатические условия, развитый пляжный туризм, низкие цены на проживание.
Небольшие острова Вест-Индии — настоящий тропический рай. Это и Доминикана со своим знаменитым водопадом Эль-Лимон, дорога к которому проходит через густые тропические леса. И Багамские острова Эксума — цепочка почти из 400 мелких островов, ожерельем вытянувшаяся в водах Карибского моря. И конечно, Каймановы острова с великолепным Семимильным пляжем — излюбленным местом отдыха дайверов. Субрегион, состоящий из множества небольших стран, отличается древней историей, богатой и разнообразной природой. Здесь немало исторических памятников разных эпох.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Вопрос 1. Используя дополнительные источники географической информации, нанесите на контурную карту объекты Всемирного наследия, перечисленные в тексте параграфа. Сформулируйте вывод об особенностях их географического положения.
Ответ. Вывод: объекты Всемирного наследия расположены в исторических центрах цивилизации и в местах с уникальной природой.
Страны Латинской Америки
Латинская Америка – регион, который граничит с США и Антарктидой. В него входит часть Северной и Южной Америки. Перечень стран Латинской Америки состоит из тридцати трех государств и тринадцати колоний. Площадь этого региона составляет 21 кв. млн.
Подробная карта Латинской Америки
Развитие всех стран Латинской Америки различается. В них проживают люди разных национальностей, в том числе индейцы и испанцы. Из-за этого латиноамериканские страны поражают разнообразием традиций и обычаев, которые соблюдаются везде.
Перечень стран
Список стран Латинской Америки.
- Аргентина – одно из самых крупных государств мира. Страна прославилась любовью к футболу и энергичному танцу под названием «танго». В Аргентине путешественников ждут старинные монастыри, театры и многокилометровые пляжи Буэнос-Айреса.
- Боливия – бедная, но безопасная для туристов страна. Для её посещения гражданам России и населению государств СНГ потребуется виза. На территории Боливии располагается шесть объектов, которые входят в список ЮНЕСКО.
- Бразилия – страна карнавалов и беззаботности. Она притягивает миллионы путешественников со всего мира, которым хочется отдохнуть под палящим солнцем. Виза для поездки в Бразилию россиянам не нужна.
В этом видео смотрите о том, кок оформить визу в Бразилию. - Венесуэла – страна, в которой находится самый высокий водопад во всем мире. Государство богато национальными парками и заповедными территориями. Отправляться в путешествие рекомендуется с декабря по март. В это время царят идеальные климатические условия.
- Гаити – государство, которое стало известно из-за своей бедности. Развитие в стране практически остановилось. Однако уникальная традиция и культура населения Гаити притягивают туристов со всех уголков земного шара.
- Гватемала – небольшое по площади государство в Латинской Америке, которое обладает богатой историей. Вулканы и нетронутая природа – вот, что притягивает в это место потоки путешественников.
- Гондурас – государство, продолжающее список латиноамериканских стран. В его состав входят острова, расположенные в Карибском море. Главная проблема государства – преступность.
- Доминиканская республика славится своими пляжами и ласковым морем. Государственный язык – испанский. Туристов ожидает приветливое население. Совершать поездки в Доминиканскую республику рекомендуется с декабря по март.
- Колумбия – государство, для посещения которого россиянам не потребуется виза. Находиться в стране разрешено в течение 90 дней. Обширные равнины страны и горы Анд не оставят равнодушным ни одного путешественника.
- Коста-Рика – государство, прославившееся своими разнообразными и великолепными пляжами. В стране есть все условия, которые требуются для занятий подводным плаванием и серфингом.
- Куба – страна, в которой в качестве государственного языка признан испанский. Несмотря на это, практически все работники отелей, ресторанов и магазинов в совершенстве владеют английским языком. Курортный сезон на Кубе длится с ноября по апрель.
- Мексика – государство, для посещения которого жители России и Украины могут получить визу в электронном виде. Эта страна – настоящий рай для любителей дайвинга и серфинга.
- Никарагуа – страна с большими политическими и экономическими проблемами. Несмотря на это, она является очаровательным местом для путешествия. Живописная природа и разнообразные ландшафты – главные преимущества государства.
- Панама – интересная страна Латинской Америки, в которой располагается известный всем курорт под названием Бокас-дель-Торо. Панама понравится любителям экотуризма и пеших прогулок;
- Парагвай – государство, для посещения которого необходимо сделать вакцинацию от желтой лихорадки. Колониальная архитектура – именно она привлекает многих туристов.
- Перу – страна, которая может гордиться богатой экосистемой. Для посещения страны гражданам России и Украины виза не потребуется. Находиться в Перу без визы разрешено 90 дней.
- Сальвадор – государство, которое практически не ориентировано на туризм. Обусловлено это активностью местных вулканов и частые землетрясения. В Сальвадоре большую распространенность после бедствия в 2001 году получили волонтерские программы.
- Уругвай – одна из самых маленьких по площади стран Латинской Америки. Она располагается на побережье Атлантического океана. Несмотря на постоянные потоки туристов, в Уругвае абсолютно безопасно.
- Эквадор – страна, которая располагается не только на материке, но и на Галапагосских островах. Россиянам и населению государств СНГ виза для посещения страны не потребуется. Разрешенный период пребывания составляет 90 суток. Эквадор относится к числу самых безопасных стран мира.
- Чили – государство, для посещения которого россиянам нет необходимости оформлять визу. Озеро Чунгара и Мисканти – главные достопримечательности.
- Мартиника – государство, располагающееся на острове. Главной достопримечательностью стан является природы – пляжи и бухты. Здесь созданы все условия для занятий водным спортом или плаванием.
- Гваделупа – страна, для посещения которой потребуется оформление визы. Государство состоит из восьми островов, в которых немало заповедных зон.
- Пуэрто-Рико – страна, богатая испанской архитектурой и старинными крепостями, расположенными на морском побережье. Туристов привлекают сезонные соревнования по ловле рыбы и передвижению на каноэ.
- Сен-Барт – остров, поражающий своей красотой. Проживают на его территории в основном олигархи разных национальностей, в том числе русские. Высокие цены являются причиной отсутствия огромных масс туристов.
- Сен-Мартен – один из маленьких, но обитаемых островов мира. Туристов привлекают километровые пляжи, голубое и теплое море, все условия, необходимые для занятий дайвингом, ловлей рыбы и водным спортом.
- Французская Гвиана – государство, которое идеально подходит для любителей активного отдыха. Интересные поездки на пирогах, увлекательные приключения во время пешего туризма – все это и многое другое привлекает туристов со всех стран мира. Чтобы пересечь границу можно воспользоваться шенгенской визой.
Расположение Французской Гвианы на карте
Общая информация
После индустриализации в Латинской Америке были сформированы промышленные районы, которые продолжаю свою работу и сегодня. Все они имеют отличающиеся друг от друга специализации, которые возникают из-за выгодного географического положения. К полезным добываемым продуктам относятся: сырье, топливо, энергия.
Слабое развитие сельского хозяйства связано с климатическими условиями.
Латинская Америка расположена в засушливом регионе, из-за чего население многих стран, в том числе Гаити, страдает из-за своей бедности и нищеты.
Состав Латинской Америки:
Одной из главных специализаций является туризм. Его развитие осуществляется на всех уровнях. Происходит постоянное преобразование курортов, открытие новых ресторанов, магазинов и сувенирных лавок.
Вся Латинская Америка – настоящий природный кладезь, способный впечатлить каждого туриста. Песчаные пляжи, моря, заповедные зоны – все это привлекает путешественников со всего мира.
Источники:
http://obrazovaka.ru/geografiya/latinskaya-amerika.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641551/
http://studopedia.ru/10_144695_bilet.html
http://educontest.net/ru/3219529/%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8/
http://resheba.me/gdz/geografija/10-klass/domogackih-bazovyj/42
http://visasam.ru/oformlenie/latamerica/strany-latinskoy-ameriki.html
http://top10.travel/dostoprimechatelnosti-sudaka/