Священные сооружения буддизма и духовные наставники. Презентация, фото, история

Презентация к уроку основы религиозных культур и светской этики по теме “Буддизм”
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Данная презентация поможет познакомить учащихся с мировой религией – Буддизм. В презентации отражены основные учения буддизма, фотогрфии храмов, рассказывается о праздниках. В конце предлагается небольшой тест на закрепление материала.

Скачать:

Вложение Размер
buddizm.pptx 2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Религия, основанная в Индии в VI в. до н.э.

Вероучение буддизма Буддизм – первая мировая религия по времени возникновения. Основатель учения – Будда Шакьямуни (просветленный, мудрый) или Сиддхартх Гаутама (успешный)

Четыре благородные истины 1 . Существует страдание. 2. Страдание имеет причину. 3. Существует прекращение страдания. 4. Существует путь к прекращению страдания.

Понятия добра и зла в буддизме ЗЛО Лишение жизни живого существа Воровство Ложь Употребление грубых слов Пустословие Алчность Гнев ДОБРО Защита и охрана чужой жизни Примирение враждующих Правдивость Терпимость Полезные беседы Умеренность Милосердие Вера в Будду и его учение

Виная – питака (корзина устава, правил поведения) Сутра-питака (корзина бесед, проповедей) Абхидхамма-питака (корзина учений Закона) Типитака – буддийское священное писание, оно означает «Три корзинымудрости »

Праздники буддистов День рождения Б удды

Буддийский Новый год- Сагаалган

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Основатель Буддизма родился в Индии Палестине Аравии

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Основатель Буддизма родился в Индии Палестине Аравии

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Буддийское священное писание называется – Тора Типитака Коран

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Буддийское священное писание называется – Тора Типитака Коран

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Авторитетные учителя, которые ведут верующих по пути, указанному Буддой, называются – Раввины Митрополиты Ламы

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Авторитетные учителя, которые ведут верующих по пути, указанному Буддой, называются – Раввины Митрополиты Ламы

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Буддийский храм называется – Минарет Пагода Синагога

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Буддийский храм называется – Минарет Пагода Синагога

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы религиозных культур и светской этики.Крещение.

Предмет “Основы православной культуры и светской этики” введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св.

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных .

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему “Совесть” и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр.

Презентация описывает основные этапы жизненного пути Преподобного Сергия Радонежского. выраженные в картинах известных русских художников и значение этого величайшего русского святого в духовной жизни.

Автор рассказывает о проведении уроков модуля “ОРКиСЭ” с использованием ИКТ.

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме “Добро и зло” с презентацией для учащихся 4 класса.

Презентация ОРКСЭ “Священные сооружения” 4 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: Баранова Оксана Геннадиевна

Место работы: ГБОУ Школа № 1362

Год создания: 2014

Место создания: ГБОУ Школа № 428

Повторение Повторение Понятийный словарь Религия – это связь человека с Богом. Религиозные действия – это действия, совершаемые верующими с целью общения с Богом. Священные сооружения – это специально созданные сооружения для совместного совершения верующими ритуальных действий. Священные сооружения древности Священные сооружения древности Древние люди собирались вместе с целью молиться своим богам и приносить им жертвы. Скиния – переносной шатёр у древних иудеев. Стоунхендж в Англии Стоунхендж в Англии Древнее молельное сооружение из камней, расположенных в определённом порядке. Стоун – по-английски «камень». Храмы, посвященные богам в Древней Греции, древнем Риме, древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии. Храмы, посвященные богам в Древней Греции, древнем Риме, древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии.

Парфенон в Древней Греции

Священные сооружения иудаизма Священные сооружения иудаизма Храм Единого Бога в Иерусалиме был единственным и основным институтом еврейской религии и вокруг него проходила вся их жизнь. Разрушение Храма завоевателями иудеи воспринимали как страшную трагедию. Синагоги «дома собраний» – священные здания иудеев для совместных молитв и чтения Священного писания. Синагога Синагога Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство подчинено определённым правилам и в основе лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство скинии.. Словарь терминов Тора – Пятикнижие Моисеево или Книги Моисеевы. В самом Пятикнижие «Торой» часто называют отдельные предписания Бога, отдельные заповеди или совокупность законов. Свиток Торы– пергаментный свиток с текстом Торы, используемый главным образом для чтения в синагоге, является наиболее священным предметом еврейского религиозного культа. Синагога Синагога У одной из стен здания стоит шкаф, в котором хранится свиток Торы. В центре синагоги находится возвышение. С него читается Тора. Также есть «негасимый светильник» – символизирует менору, масляный светильник (семисвечник) Храма и каменная или бронзовая доска с выгравированными на ней Десятью заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. Христианские храмы Христианские храмы Для совершения богослужений и молитв первые христиане не строили специальных храмов, они собирались в обычных жилых домах. Другим местом совершения богослужений были места захоронения тех христиан, которые пострадали за веру. Они обычно располагались в подземных гробницах – катакомбах. Позднее появились христианские храмы – церкви. Христианские Храмы Христианские Храмы Устройство Христианского Храма

Храм Христа Спасителя

Мечеть – Мечеть – молитвенное здание мусульман

Мечеть Кул – Шириф

Устройство мечети Устройство мечети Минарет – специальная башня, с которой верующих призывают на молитву. Ниша (михраб) – есть в каждой мечети, всегда обращена в сторону Мекки, священного города для мусульман. Она указывает, куда должен повернуться мусульманин во время молитвы. Трибуна, на которой стоит проповедник. Молитвой в мечети руководит имам. Дословно Корна – это слова бБга (Аллаха). В мечети нет картин, скульптур и вообще изображения живых существ. Она украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами. Правила посещения мусульманами мечети Правила посещения мусульманами мечети

  • Входить без обуви, перед молитвой совершать омовение, становиться желательно в чистой одежде.
  • Женщины молятся в отдельном помещении от мужчин, на балконе или в конце зала за занавесом.
  • Одежда женщин должна закрывать всё их тело. Кроме лица и кистей рук.

Буддийские священные сооружения Буддийские священные сооружения Ступы – специальное сооружение, в которое помещен прах Будды. Первоначально ступ было восемь и состоял из трёх частей. Именно они стали предметом поклонения буддистов. В дальнейшем стали строить всё более сложные ступы. Они превратились в высокие многоярусные строения – пагоды. Алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Устанавливается стол перед изображением божеств над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи. С потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шёлковые платки, зонты, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета. Алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Устанавливается стол перед изображением божеств над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи. С потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шёлковые платки, зонты, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета. Правила посещения буддийского храма. Правила посещения буддийского храма.

  • Необходимо снимать головной убор.
  • В храме можно сидеть на скамейках и на полу.
  • Лучше всего во время службы совершать обход храма, стараясь при этом не поворачиваться спиной к алтарю. Самый большой храм в Европе.Калмыкия. Г. Элиста.

Рефлексия Рефлексия

  • Для чего люди начали создавать священные сооружения? Могли они обойтись без них?
  • Почему синагога не считается у иудеев храмом?
  • Что такое икона?
  • Как должен вести себя мусульманин в мечети?
  • Почему в мечети нет изображений, а только орнамент и слова из Корана?
  • Как возникли буддийские храмы?

Ответы на вопросы Ответы на вопросы Священные сооружения – это специально созданные сооружения для совместных ритуальных действий. После того, как человек стал вести оседлый образ жизни, молельни неизменно претендовали на лучшее место в жизни человека. Слово синагога буквально означает «собрание». В синагогах читают Священное писание, даётся духовное наставление и обучение. Слово синагога буквально означает «собрание». В синагогах читают Священное писание, даётся духовное наставление и обучение. А Храм был один, Храм Единого Бога, который был разрушен. От него осталась одна стена. Стена Плача – священное место иудеев. Находится в Иерусалиме на храмовой горе. Икона («изображение») – в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории. Икона («изображение») – в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории.

Перед иконой Богородицы «Прибавление ума» молятся Богородице о вразумлении детей, подвизающихся в учении.

Икона Божией матери «Скоропослушница».

Перед иконой молятся о духовном прозрении, при разных немощах, при онкологической болезни, о помощи при родах и кормлении молоком, о детях. Молятся, когда не знают как поступить, о чём спросить, в растерянности и недоумении.

4. Внутренне убранство мечети отличается тем, что нет картин, скульптур и вообще изображения живых существ. Она украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами. 4. Внутренне убранство мечети отличается тем, что нет картин, скульптур и вообще изображения живых существ. Она украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами. Коран, согласно по исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Бога пророком Мухаммедом, божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание ниспосланное Аллахом. Коран – «Речь Аллаха»

Презентация по ОРКСЭ “Ступа – священное сооружение Буддизма” (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основы мировых культур. Ступа – священное сооружение Буддизма. МБОУ Легостаевская СОШ №11 Варочкина О.А.

Разновидностью культовых сооружений Буддизма являются СТУПЫ. СТУПЫ – это специальные сооружения, в которых находятся останки святых людей или предметы, связанные с их жизнью.

В Буддизме ступа является символом Будды и его учения.

Согласно преданию, тело Будды было сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в специальные сооружения – СТУПЫ.

Первоначально ступ было 8, и именно они стали предметом поклонения буддистов. Затем ступы стали сооружать в честь буддийских святых и для хранения других реликвий.

Архитектура ступ в разных странах неодинакова. Но у всех ступ имеются пять обязательных элементов:основание, лестница(ступени), купол (полушарие), шпиль и навершие.

Строительство ступы начинают с очень сложного ритуала очищения местности от негативных энергий. После строительства проводят обряд освящения (буддийские монахи читают специальные мантры). Это имеет большое значение, т.к. ступа – буддийский символ который способствует сохранению мира на земле.

После освещения верующие подходят к ступе и просят здоровья, счастья, благополучия.

Считается, что буддийские ступы разрушают все препятствия в мире, благоприятствуют процветанию местности, где сооружены. Тем, кто посещает ступы осознанно, они приносят большую пользу.

Ступа великого просветления в Бодхгае.

Спасибо за внимание.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

  • Начальные классы

Предмет “Основы религиозных культур и светской этики” был введён в школы 1 апреля 2010 года по указу президента Д.А.Медведева.

Когда я начала работать по модулю “Основы мировых культур” ощутила недостаточность наглядного материала. Это подтолкнуло меня к их созданию.

Буддизм – загадочная, но очень интересная культура. Изучая её хотелось поделиться с учениками самым интересным. Предлагаю вашему вниманию презентацию “Ступа – священное сооружение Буддизма”. В ней представлена история возникновения и создания священных сооружений Буддизма. Красочный материал позволяет увидеть всю красоту этих удивидельных сооружений.

Священные сооружения буддистов

Скачать
презентацию Воссоединение человека с богом >>

Священные сооружения буддистов. Как вы уже знаете, тело будды было сожжено на костре, а прах его отдали ученикам и они поместили его в сооружения – ступы. Изначально их было восемь. Но в процессе революции ступы стали строить, чтоб помещать туда реликвии или их строили в качестве памятных событий. Ступы основаны так, что сначала идет ступенчатое основание, после купол ,а затем крыша в виде зонтика. Внутри ступа – большой прямоугольный зал, где перед ликом святого стоит стол, на котором лежат ритуальные предметы. Это алтарь.

Слайд 10 из презентации «Основные религии мира». Размер архива с презентацией 1952 КБ.

Религия и этика 4 класс

«История религий в России» – Ключевые понятия. История религий в России. Выбор веры. Выборочное чтение. Религии мира и их основатели. Православное христианство в истории России. Групповая работа. Основы мировых религиозных культур. Если бы я писал картину на сюжет выбора веры. Словарная работа. Знакомство с историей возникновения религий России.

«Духовная культура в России» – Концепция предмета. Почему вводится новый предмет. Содержание учебников, их методическое обеспечение. Ценностный смысл. Основы духовно-нравственной культуры. Тематические «блоки». У человечества накопился богатый опыт знакомства с культурами. Положение о возрастосообразности. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Термин «духовно-нравственное воспитание». Культура. Традиции почитания Бога составляют религиозную культуру.

«Религия как феномен культуры» – Каждая религия – часть мировой истории и культуры. Предложения со словами культура, религия. Что такое религия. Культура – что это такое. Как называется страна, в которой мы живем. Какие города вам известны. Культура и религия. Суворов. Покажите на карте Россию. Основные религии. Что значит быть культурным.

«Основные религии мира» – Священные сооружение мусульман. Религии мира. Легенды. Священные сооружения буддистов. Ислам. Христианство. Воссоединение человека с богом. История христианства. Буддизм. Священные сооружения христиан. Будда.

««Религии» 4 класс» – Ислам. Иудаизм. Пасха. Ту Би-Шват. Религии. Религии мира. Буддизм. Курбан-байрам. Весак. Христианство.

«Проблема совести» – Сходство и отличие понятий. Небольшая семья. Водоворот. Закончи предложение. Осознание чувства чуткости. Можно прожить без совести. Жить по совести. Добро. Стыд. Совесть. Светская этика. Основы светской этики. Демокрит. Случай на дороге.

Всего в теме «Религия и этика 4 класс» 14 презентаций

Конспект урока по теме «Священные сооружения». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Формирование понятия «священные сооружения» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с такими священными сооружениями как храм, мечеть, синагога, дацан. Пробудить познавательный интерес к этим культовым постройкам, к культуре народов мира.
  • Развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей; способности к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения;
  • Содействовать воспитанию уважительного отношения к священным религиозным сооружениям.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа с текстом.

Основные термины и понятия: православный храм, мечеть, синагога, дацан.

Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур» А.А.Беглов, Е.В.Саплина и др., мультимедийный проектор, презентация, карточки с таблицей, карточки с текстом.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Как вы считаете, что такое священные сооружения? Могут ли люди обойтись без них? (Сооружения, где происходят совместные ритуальные действия, там люди молятся Богу, без них обойтись нельзя.)

– Верно. В древние времена люди собирались вместе, молились и приносили жертвы своим богам. Так у древних евреев для этих целей был переносной шатёр, который назывался скиния. Другие племена поклонялись камням или деревянным идолам, обожествляли природу.

– В дальнейшем в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии люди стали сооружать храмы, посвящённые своим богам.

– Как вы думаете, почему люди стали строить огромные каменные сооружения? С чем это было связано?

(Люди стали жить на одном месте, возделывать землю, научились обрабатывать камни, улучшились орудия труда, люди хотели возблагодарить Бога, поэтому в честь Него стали возводить красивые сооружения).

3. Сообщение темы урока

– Прочитайте слова на доске (синагога, храм, мечеть, дацан).

– Предположите, как связаны эти слова с нашим уроком.

– О чём узнаем на уроке?

– Мы продолжаем знакомство со священными сооружениями религий мира.

4. Изучение нового материала

– Рассказ о синагоге.

– В царствование царя Соломона в Иерусалиме был построен Храм Единого Бога (слайд 2). Но завоеватели разрушили этот Храм. Иудеи восприняли это как страшную трагедию. Всё же их совместные молитвы не прекратились. Ещё раньше расселившись по разным странам, группы евреев использовали для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний» – синагоги.

Архитектура синагог очень разнообразна, что же касается внутреннего убранства, то оно всегда подчинено определённым правилам. У восточной стены зала для молитвы стоит специальный шкаф – арон-ха-кодеш, в котором хранятся пергаментные свитки Торы. Свитки должны быть рукописными. Переписыванием Торы занимается софер (писец). Он не должен допускать ошибок, потому что их наличие делает текст непригодным для богослужения.

В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Внутри молельного дома часто располагается светильник – менора, в котором всегда должно быть семь фитилей.

Здесь же помещается каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней десятью заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. Каждая еврейская семья стремится в своём доме воссоздать элементы храма, который был разрушен.

– Сейчас поговорим о православных храмах. Что такое храм?

(Храм – Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окружённый ангелами и святыми). Давайте подумаем, есть ли связь между словом храм и хоромы. Действительно, хоромы – это богатые красивые строения на Руси. Храмы – Дома Божьи, построенные с любовью и красиво украшенные.

Перед вами три иллюстрации. (На доске иллюстрации с изображением дворца, высотного здания, храма)

Какое из них храм? Чем внешне оно отличается от остальных? (На храмах купола с православными крестами)

– В древние времена наши предки поклонялись многим богам. Но в Х веке князь Владимир среди многих религий выбирает православие. А в ХI веке по всей Руси начинают возводить великолепные храмы, украшенные мозаиками, росписями (фресками), иконами. Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам.

(слайд 6). Все храмы построены по канонам. Канон – образец, твёрдо установленные правила. Поэтому в строении храма нет ничего случайного. Всё имеет свой символический смысл.

Работа с иллюстрациями

– Посмотрите внимательно на изображения храмов. Что их объединяет? (Купола, кресты)

– Чем внешне отличаются эти храмы? (Формой, цветом, количеством куполов)

Посмотрите на представленные схемы. Какие формы они напоминают? (Восьмиугольник, корабль, крест, круг)

– Восьмиугольник символизирует Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению. Круг – это символ вечности Церкви и Царства Небесного. Крест и корабль также являются символами спасения.

Здание Храма обычно завершается куполом. На что похожи луковичные главки этого храма? (На свечу, огонь, пламя)

Что напоминает такая форма куполов? (Шлем богатыря)

Действительно, шлемовидные купола делают храмы похожими на русских богатырей – защитников. Такие купола символизируют духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведёт с силами зла.

– Что мы видим над куполом храма? (Крест)

Крест главный символ христианства. Крест – соединение земли и неба, призвание к духовной высоте.

– Куда устремлён храм? (Вверх)

Куда он указывает путь? (В небо)

– Какой должна быть цель жизни человека? (Возвышение души, совершенствование)

– Посмотрим внутреннее устройство православного храма.

(слайд 7). Храм имеет притвор, среднюю часть, где стоят люди и молятся и самое священное место в храме – это алтарь. Алтарь обращён всегда на восток, там был Эдем, место рая на земле.

(слайд 8). Перед алтарём иконостас, где расположены иконы Иисуса Христа, Богородицы, святых.

(слайд 9). К храму часто примыкает колокольня или звонница, на которой находятся колокола. Звонница может стоять и отдельно. Она не является священным сооружением. Колокольный звон призывает людей на молитву, на встречу с Богом.

– Рассказ о мечети.

Мечеть – это молитвенное здание в исламе. Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву. Минарет также не является священным сооружением, но он часто входит в комплекс религиозных построек. Его строят высоким, как маяк, чтобы все люди видели и слышали призывной голос муэдзина.

В каждой мечети есть ниша (михраб), всегда обращённая в сторону Мекки, священного города для мусульман. Становясь на молитву, мусульманин снимает обувь и обращается лицом в сторону Мекки. Молитва должна совершаться в чистоте помыслов и тела, одежды и места. Поэтому перед молитвой мусульманин должен совершить омовение. Для этого в мечети есть оборудованное место. Женщины должны располагаться на балконе или в конце зала за занавесом. Одежда женщин должна закрывать всё их тело, кроме лица и кистей рук.

Соборные молитвы у мусульман проходят по пятницам. Мечеть занимает особое место в жизни верующих. Это не только молитвенное, но и общественное здание с самыми разнообразными функциями.

В исламе не принято изображать Аллаха, поэтому мечеть внутри украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

Физкультминутка

– Работа с текстом. (Учащимся предлагается карточка, на котором написан текст о буддийском монастыре).

Главные центры религиозной жизни буддистов – это монастыри, у бурятов они называются дацаны. Буддийский монастырь всегда выглядит как величественный комплекс с белокаменными стенами и четырёхскатными крышами с загнутыми вверх краями.

Главный храм обязательно обнесён оградой. По углам ограды на высоких шестах развеваются разноцветные лоскуты материи с написанными на них текстами. Они называются дарцоки и призваны отгонять злые силы от монастыря. По обе стороны ограды тянутся ряды молитвенных барабанов, которые насажены на вертикальную ось. В них находятся молитвенные тексты. Прежде чем зайти в монастырь, верующие обходят ограду и вращают эти цилиндры. Считается, что один поворот цилиндра равнозначен прочтению всех заложенных в него молитв.

Центральный вход расположен посредине южной стены. Ворота обычно раскрашены в красный цвет и расписаны изображениями драконов. В центре находится курильница, откуда струится ароматный дым. Напротив курильницы располагается помост. На него поднимаются ламы, и трубят в горн, изготовленный из морской раковины.

Внутри у северной стены буддийского храма устанавливают застеклённые шкафы, заполненные скульптурами божеств и самого Будды. Они могут быть из золота, серебра, меди, дерева, камня. Сверху и по стенам висят живописные изображения. Они называются танка.
Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор. В храме можно сидеть на скамейках или на полу. В буддийском храме ламы читают молитвы, сидя на специальных подушках (олбоках). Во время молебна мелодично звучат колокольчики, медные тарелочки, дробные звуки барабанов.

Вопросы для обсуждения:

– Что такое дацан? (буддийский монастырь)

– Как отделён главный храм от остальных построек? (оградой)

– Что такое дарцоки и для чего они предназначены? (лоскуты материи с текстами молитвы, они охраняют монастырь от злых духов)

– Предположите, что можно положить в курильницу, чтобы возжечь её и наполнить воздух ароматом (благовония, ароматные палочки (слайд 16)

5. Обобщение изученного материала

– Давайте обобщим изученное сегодня. Я предлагаю вам поработать в группах и заполнить таблицу, пользуясь текстом учебника.

Священные здания буддизма

Буддийский храм

Существует два основных типа буддийских сооружений:

Первый тип – предназначенные для поддержания жизни монастыря: храмы, порой достигающие огромных размеров, помещения для монахов, зал для верующих, библиотеки.

Второй тип – сооружения, которые сами по себе являются объектом поклонения: ступа, алтарь. Они являются центром монастыря и выполняют роль хранителя священных реликвий.

Храм Дацан.

В буддизме священные храмы называются “дацаны”. Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны – хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники.

Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее.

Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных.

У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист “прочитал” молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке.

Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются “танки” – изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов.

Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там. После этого сложить ладошки вместе. Это напоминает цветок лотоса – символа мудрости и милосердия (буддисты представляют, что внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу).

Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны (простирания). При поклоне буддист обязательно должен желать всем живым существам избавления то страданий.

Ступа – (в переводе с санскрита – куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии.

“Хурдэ” (в переводе – “молитвенный барабан”) – в таких барабанах находятся написанные на бумаге молитвы.

Презентация – Буддийские храмы и постройки ислама

Текст этой презентации

Тема: Особенности храмового зодчества Буддийские храмы и постройки ислама
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания.
Групповая работа по карточкам

В Юго-Восточной Азии, на острове Ява в Индоне­зии, наиболее полно представлены традиции буддийской храмовой архитектуры.
Я́ва — остров в составе Индонезии (столица Индонезии, Джакарта, расположена на этом острове). Площадь — 132 тыс. км².

В центральной части острова находится один из крупней­ших памятников буддизма – Боробудур – «мно­жество Будд». Храм расположен на вершине холма, поэтому хорошо виден издали.
Боробудур. VIII век.

Храмовые постройки Боробудура представляют кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием. Боробудур состо­ит из девяти частей: из прямоугольного основания, пяти квадратных тер­рас трёх круглых ярусов, нанизанных на одну ось.
Боробудур. VIII век. Общий вид.

Храм Боробудур воспринимался как центр мира, в котором нахо­дится дом Будды.
Его постройки и убранство имели сим­волический смысл, отражающий предс-тавления верующих об устройстве мироздания.

На плане Боробудура видны круги внутри нескольких квадратов. Древние мудрецы считали, что мир держится на равновесии добра и зла, неба и земли. Квадрат – знак зем­ли, Круг – знак неба, Круг, вписанный в квадрат, сим­волизировал Вселенную.
Боробудур. VIII век. Общий вид сверху.

Боробудур связан с идеей ступенчатого восхождения наверх – путь к просветле­нию. Паломники, преодолевая путь по открытым галереям, на разных уровнях, обретали различную степень такого просветле­ния.
Цель их восхождения – посещение ступы – колоколообразной башни со шпилем.
Боробудур. VIII век. Верхняя ступа.

Скульп­тура и рельефы, также призваны были воплощать буддийское «постижение истины». В них воспроизведены многочисленные сцены из земной жизни Будды.

В X-XI вв. Боробудур был заброшен. Лишь в 70-е годы XX века Боробудур отреставрирова­ли. И вновь он обрёл множество паломников и посетителей со всех концов света.

Культовые постройки ислама
Основной храмовой постройкой мусульман является мечеть («место для совершения земных поклонов»). Первоначально это был открытый, ого­роженный участок, где молящиеся, разместившись поперечны­ми рядами, обращались лицом в сторону Мекки.

С VII века сложился тип колонной арабской мечети, напомина­ющей крепость, окружённую глухими стенами, в которой намечены вхо­ды. Богослужение осуществлялось внутри открытого квадратного или прямоугольного двора, обнесённого арочными галереями.
Вид колонной арабской мечети

Михраб – ниша, обозначающая направление в сторону Мекки. Минбар – возвышение, предназначенное для проповедей священника. Пол мечети, на котором сидели мусульмане, застилался коврами или тростниковыми циновками.
Михраб
Минбар

Мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием. В первые столетия существования ислама рядом с резиденцией правителя строили соборные мечети, в ко­торых хранили казну и важнейшие документы.
Соборная мечеть (макет)

Главный фасад всего сооружения со сто­роны улицы оформлялся айваном – арочным порталом больших масш­-табов. Вход в мечеть держали открытым, это означало вступление в пределы счастья, т.е. во владения Аллаха.
Мечеть Джама Масджид. Дели. Индия.

С VIII в. рядом с мечетью стали возводить минареты («маяк») – башни, с верхней площадки которых священник (муэд­зин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов (не более 8). Минарет и мечеть составляют единый ансамбль.
Мече́ть Сулеймание́. 1550-57гг. Стамбул. Турция.
Минарет Кутлуг-Тимура. XII-XIV вв.
Мечеть Кул Шариф. 1996г. Казань

Минарет Кутб-Минар («мощь ислама») в Индии имеет второе название – Башня Победы. Чрезвычайно строгий по архитектуре, высота – 73 м, диаметр основания – 16 м. До сих пор Кутб-Минар считается одним из самых красивых и высоких сооружений исламского зодчества.
Минарет Кутб-Минар. 1191-1236гг. Дели. Индия.

Мечеть-медресе султана Хасана. XII в. Каир. Египет
В подобный архитектурный комплекс нередко входят и медресе – мусульманские учебные заведения. От мечети они отличаются тем, что галереи двора делятся на небольшие помещения – худжры, в которых проживают семинаристы.

Медресе Улугбека и Ширдор. 1619-1636гг. Самарканд. Узбекистан
Медресе Улугбека и Ширдор – жемчужины архитектуры Средней Азии. Выходящий на площадь фасад здания украшает грандиозный портал.

Портальная ниша и дверь открывают путь в глубину пространства, а высокая стена фасада заставляет входящего сюда оста­новиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. По углам всего ан­самбля возвышаются четыре стройных минарета.
Медресе Улугбека
Медресе Ширдор

Закрепление материала. Что обозначают понятия: Боробудур, медресе, худжры, минареты, муэд­зин? Каково устройство традиционных буддийских храмов? Что представляет собой Боробудур – крупнейший памятник буддийской архитектуры? Ка­кое отражение в нём нашли представления верующих об устройстве ми­роздания? Какие шедевры исламской архитектуры вам извест­ны?

Источники:
http://uchitelya.com/orkse/56571-prezentaciya-orkse-svyaschennye-sooruzheniya-4-klass.html
http://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_orkse_quotstupa_-_svyaschennoe_sooruzhenie_buddizmaquot_4_klass-34943.htm
http://5klass.net/religii-i-etika-4-klass/Osnovnye-religii-mira/010-Svjaschennye-sooruzhenija-buddistov.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/669951/
http://studwood.ru/526596/religiovedenie/svyaschennye_zdaniya_buddizma
http://topslide.ru/mhk-izo/buddiiskiie-khramy-i-postroiki-islama
http://www.msk-guide.ru/danilovskiy_monastir.htm

Ссылка на основную публикацию