Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Мордовия. Фото, святыни, описание, как добраться

Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь

Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь – православная женская обитель в республике Мордовия. Монастырь основан в 1996 году. Сестры монастыря активно занимаются хозяйственной деятельностью и социальным служением.

Содержание

История

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году на месте обычного прихода, в селе Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия, на расстоянии 186 км от г. Саранска, 15 км от районного центра Зубова Поляна и 450 км от г. Москвы. Монастырь расположен на возвышенности, на фоне спокойного равнинного сельского пейзажа. В центре монастыря находится храм, освященный в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

Недалеко от ограды возведен благолепный десятиглавый собор Воскресения Христова, высота которого достигает 37 метров, заложена монастырская стена с построенными надвратной церковью Архангела Михаила, Святыми вратами и одной башней. Вся площадь монастыря составляет около 3 тыс.

Свято-Варсонофиевский монастырь — самый молодой в Саранской епархии. Селищенские мокшане, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1740-х годах, уже вскоре проявили себя как хорошие православные христиане, построив себе сразу два деревянных храма — холодный Покровский и теплый Никольский (1756 год). От летнего Покровского храма пошло второе, церковное, название села — Покровские Селищи.

К началу XIX века образовался большой Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 человек. Постепенно он разделился на два прихода: в селе Покровские Селищи — теплый Никольский храм, а в соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшим 3900 жителей, осталась деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В 1854 году в с. Новые Выселки на собранные жителями села пожертвования был возведен грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой великомученицы Ирины. Храм был спроектирован по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря.

В 1903 году, по милости Божией, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор иконы преподобного Серафима Саровского особо почитаются местными прихожанами.

В 1920-е годы верующим еще удавалось отстаивать свои храмы. В 1934 году в Новых Выселках каменный храм был полностью разрушен, до фундамента. Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны историческими памятниками архитектуры XVIII века и поставлены под государственную охрану. Однако вскоре Покровский храм был снесен.

В 1991 году образовалась самостоятельная Саранская епархия. В том же году жители села Покровские Селищи ходатайствовали к светским властям о возвращении церкви и к владыке Варсонофию с просьбой о возрождении прихода.

В 1992 году была возвращена Никольская церковь, полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. В честь открытия Саранской епархии под руководством владыки Варсонофия старый приход стал именоваться Свято-Варсонофиевским. 7 февраля 1992 года во вновь освященной церкви в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) совершилась первая Божественная литургия.

Постепенно при приходе образовалась сестринская община. Активное участие в этом принял настоятель и духовник отец Алексий: воспитывая сестер, он был первым во всех работах и молитве.

21 января 1997 года образовалось Подворье Свято-Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи Зубово-Полянского района в селе Покассы, с приписанным к нему деревянным храмом в честь Рождества Христова.

Современное состояние

В настоящее время в монастыре подвизается 60 сестер: монахинь, инокинь и послушниц по происхождению как местные жительницы, так и выходцы из других областей России.

В обители каждодневно совершаются церковные службы по общему Уставу церкви: водосвятные молебны, молебны на начало и конец учебного года, молебны в теплое время года на святом источнике, утренние и вечерние правила; установлено чтение неусыпаемой Псалтыри, помимо этого, по усопшему читается псалтырь за трапезой с последующими краткими молитвами; кроме того, священники с сестрами выезжают по приглашению мирян по их нуждам; существует вечное поминовение о здравии и о упокоении (ежедневно). По традиции на Пасху, Крещение, Покров священники с сестрами монастыря обходят окрестные дома с молебном, а сельские жители, в свою очередь, с нетерпением ожидают их прихода и встречают хлебом-солью. По окончании вечерней службы и трапезы совершается Крестный ход вокруг монастыря с иконой в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

В праздничные и воскресные дни служатся две Божественные литургии (на одной из них поют дети), а после богослужения проводятся чтения религиозно-нравственных книг, статей поучительно го характера. Трапеза всеобщая. Имеется библиотека с книгами Святого Писания, Святых Отцов, древне-иноческие уставы, святоотеческие наставления, поучения и беседы на русском и церковно славянском языках, детская церковно-православная литература.

Храмы

  • Собор Воскресения Христова
  • Церковь Михаила Архангела
  • Церковь Варсонофия Тверского

Святыни

  • Икона с частицей святых мощей святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца
  • Икона с частицами мощей Оптинских старцев
  • Мощевик со святыми мощами и святынями
  • Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Престольные праздники

  • Церковь Варсонофия Тверского – 11 апреля

Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Мордовия. Фото, святыни, описание, как добраться

Начало этого монастыря старожилы села Покровские Селищи полагают с предсказания блаженной девицы Дарии, уроженки этого села. 80 лет тому назад она прозрела духовными очами, что на месте приходской церкви во имя Покрова Божией Матери «возгорится свеча от земли до неба».

Давно уж нет блаженной, а о предсказании люди не забыли. И в самые темные и страшные времена гонений на веру православную согревало оно людям сердца. Храм Покрова Божией Матери большевики отобрали под клуб.

Но прошло злое наваждение, и в 1992 году храм возвратили верующим. Служили первое время буквально под открытым небом, но постепенно трудами прихожан и пожертвованиями храм преобразился.

Много сил и духовного труда положил на восстановление храма отец Алексий. Собирали материалы для церкви, словно с «миру по нитке», ходили по селу, просили, кто что даст.

Видя, как батюшка отдает себя на служение Богу и людям, его ревность в служении, его попечение о людях, многие захотели разделить с ним молитвенный подвиг.

Так сбывается предсказание блаженной девицы Дарии: в 1996 году в старинном селе Покровские Селищи, по благословению архиепископа Саранского и мордовского Варсонофия, открылся новый женский монастырь, духовником которого и стал отец Алексий.

Предельного штата в монастыре не положено. В настоящее время в монастыре подвизается 60 сестер: монахинь, инокинь и послушниц по происхождению как местные жительницы, так и выходцы из других областей России. В обители каждодневно совершаются церковные службы по общему Уставу церкви: водосвятные молебны, молебны на начало и конец учебного года, молебны в теплое время года на святом источнике, утренние и вечерние правила; установлено чтение неусыпаемой Псалтыри, помимо этого, по усопшему читается псалтырь за трапезой с последующими краткими молитвами; кроме того, священники с сестрами выезжают по приглашению мирян по их нуждам; существует вечное поминовение о здравии и о упокоении (ежедневно). По традиции на Пасху, Крещение, Покров священники с сестрами монастыря обходят окрестные дома с молебном, а сельские жители, в свою очередь, с нетерпением ожидают их прихода и встречают хлебом-солью. По окончании вечерней службы и трапезы совершается Крестный ход вокруг монастыря с иконой в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца. Особенно торжественно отмечаются престольные праздники 4/17 октября — святителя Варсонофия, Казанского чудотворца; 1/14 октября и 25/7 февраля — чтимых икон «Покрова Пресвятой Богородицы» и иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

В праздничные и воскресные дни служатся две Божественные литургии (на одной из них поют дети), а после богослужения проводятся чтения религиозно-нравственных книг, статей поучительно го характера. Трапеза всеобщая. Имеется библиотека с книгами Святого Писания, Святых Отцов, древне-иноческие уставы, святоотеческие наставления, поучения и беседы на русском и церковно славянском языках, детская церковно-православная литература.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году на месте обычного прихода, в селе Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия, на расстоянии 186 км от г. Саранска, 15 км от районного центра Зубова Поляна и 450 км от г. Москвы. Монастырь расположен на возвышенности, на фоне спокойного равнинного сельского пейзажа. В центре монастыря находится храм, освященный в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

Недалеко от ограды возведен благолепный десятиглавый собор Воскресения Христова, высота которого достигает 37 метров, заложена монастырская стена с построенными надвратной церковью Архангела Михаила, Святыми вратами и одной башней. Вся площадь монастыря составляет около 3 тыс.

Свято-Варсонофиевский монастырь — самый молодой в Саранской епархии. Селищенские мокшане, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1740-х годах, уже вскоре проявили себя как хорошие православные христиане, построив себе сразу два деревянных храма — холодный Покровский и теплый Никольский (1756 год). От летнего Покровского храма пошло второе, церковное, название села — Покровские Селищи.

К началу XIX века образовался большой Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 человек. Постепенно он разделился на два прихода: в селе Покровские Селищи — теплый Никольский храм, а в соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшим 3900 жителей, осталась деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В 1854 году в с. Новые Выселки на собранные жителями села пожертвования был возведен грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой великомученицы Ирины. Храм был спроектирован по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря.

В 1903 году, по милости Божией, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор иконы преподобного Серафима Саровского особо почитаются местными прихожанами.

В 1920-е годы верующим еще удавалось отстаивать свои храмы. В 1934 году в Новых Выселках каменный храм был полностью разрушен, до фундамента. Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны историческими памятниками архитектуры XVIII века и поставлены под государственную охрану. Однако вскоре Покровский храм был снесен.

В 1991 году образовалась самостоятельная Саранская епархия. В том же году жители села Покровские Селищи ходатайствовали к светским властям о возвращении церкви и к владыке Варсонофию с просьбой о возрождении прихода.

В 1992 году была возвращена Никольская церковь, полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. В честь открытия Саранской епархии под руководством владыки Варсонофия старый приход стал именоваться Свято-Варсонофиевским. 7 февраля 1992 года во вновь освященной церкви в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) совершилась первая Божественная литургия.

Постепенно при приходе образовалась сестринская община. Активное участие в этом принял настоятель и духовник отец Алексий: воспитывая сестер, он был первым во всех работах и молитве.

Община постепенно увеличивалась и под руководством настоятеля храма иеромонаха Алексия обустраивала территорию будущего монастыря. Вся обитель была огорожена бетонной стеной высотой в 2,5 метра, с железными вратами арочного типа. Построены корпус для настоятеля (ныне игуменский), просфорная, отремонтирован корпус бывшей библиотеки для первых сестринских келий. Началось строительство пекарни, молочного цеха, бани, жилого дома для послушниц, коровника. Стали разбивать огород и фруктовый сад.

К 1996 году под руководством отца Алексия было уже 20 сестер, и такое количество насельниц позволило общине обратиться к владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать перед высшим начальством о переименовании общины в женский монастырь.

Вскоре сестры и их духовник иеромонах Алексий (Дегаев) получили радостное извещение, что определением Священного синода Русской православной церкви № 609 (выписка из журнала № 9) и Указом № 26 Управляющего Саранской епархией епископа Саранского и Мордовского Варсонофия в формулировке: «С 22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия с. Покровские Селищи Зубово-Полянского района преобразуется в Свято-Варсонофиевский женский монастырь». А поскольку на тот момент не было настоятельниц с именем Варсонофия, то в честь открытия Саранской епархии будущей игумений дали имя Варсонофия. Таким образом, обитель возглавила игумения Варсонофия (в миру Кузьмичева Валентина Кузьминична).

“У живущих в монастыре главный крест: повиновение, отсечение своей воли, послушание.”

Совершая поездку в монастырь, к источнику духовной и нравственной чистоты, многие как будто заново открывают мир. Всякий монастырь имеет свою, не схожую с другими монастырями историю.

По предсказанию старицы Дарии еще 80 лет тому назад на этом месте «возсияет Божья благодать, и будет здесь гореть огромная свеча от земли до самого неба!»

В настоящее время в Свято-Варсонофиевском женском монастыре пять храмов. Первый, главный, – собор Воскресения Христова, заложен в 2002 году.

Это величественный десятиглавый белокаменный собор в форме креста. Собор имеет колокольню, высота которой достигает 39 метров. На ней установлены 8 колоколов различной величины, общим весом в 200 пудов. На самом большом колоколе в 100 пудов сделана надпись: «Во Славу Господа Бога и Спаса нашего в дар храму Воскресения Христова при игумене Алексие в 2004 году слит сей звон».

Нижняя церковь будет освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение», с приделами в честь святой великомученицы Варвары и святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Верхняя церковь – во имя Воскресения Христова, с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Длина собора с востока на запад вместе с алтарным выступом и притвором 35 метров, ширина 20 метров, общая площадь около 680 кв. метров.

О явлении святого места под строительство собора Воскресения Христова рассказывают сами очевидцы — насельницы монастыря и духовник обители игумен Алексий: «Монастырь выкупил дом и участок, который стоял на месте нынешнего собора. Дом этот принадлежал одному из самых ярых гонителей веры Христовой — директору школы. Дом был каменный, а постройки деревянные. Когда был уже задуман проект собора, сестры и отец Алексий начали усиленно молиться и просить Господа послать знамение. Владыка Варсонофий советовал построить соборный храм на месте кладбища на территории монастыря. Были и другие предложения. И вот однажды ночью произошел пожар, дом остался цел, а двор и деревянная баня сгорели дотла. Оказалось, что в качестве строительного материала для бани использовались бревна старого храма. Таким образом, мы восприняли этот пожар как знамение — Господь огнём просветил место будущего собора. По возведении первого этажа собора на потолке будущей церкви с началом Рождественского поста чудным образом проявился огромный Нерукотворный Крест правильной формы, который сохранялся до начала Великого поста. Таким образом, Господь еще раз явил знамение для укрепления нашей веры».

По благодати Божией точно выбранное местоположение для строительства собора Воскресения Христова, значительная высота и характерный силуэт, позволяет храмовым постройкам выделяться на фоне мягкого естественного ландшафта. Высота собора достигает 37 метров, с колокольней — 39 метров. С учетом же естественного основания, возвышенности, на котором возводился собор Воскресения Христова, его высота значительно возрастает. Внутри собора расположены четыре массивных столба, которые поддерживают всю тяжесть сводов. С южной и северной стороны пристроены паперти, крытые железом и поддерживаемые каменными столбами. В настоящее время продолжаются внутренние работы по обустройству собора: отделочные, роспись, обустройство иконостаса и другие. Близ Воскресенского собора расположена вторая однокупольная церковь базиликального типа с колокольней в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, построенная в 1740-х годах. Покровская и Никольская домовые церкви построены в 1999 году и в 2000 году. Пятый – надвратный храм Архангела Михаила, однокупольный, построен в 2005 году. В нем предстоят внутренние отделочные работы и обустройство храма. Планируется дальнейшее расширение территории монастыря. Возводится монастырская стена, и по образцу древних построек в ней разместятся монастырские кельи, мастерские, гаражи и другие подсобные помещения.

Местность, на которой расположен весь ансамбль монастыря, по площади будет составлять примерно 3 тыс. кв. метров. В центре расположен десятиглавый собор с колокольней, на ней установлены 8 колоколов различной величины. С восточной стороны относительно собора, за бетонной стеной, на площади около 1,2 тыс. кв. метров расположены все ныне функционирующие здания монастыря:
— однокупольная церковь с колокольней (32 х 11,5 м);
— кирпичный одноэтажный игуменский корпус (13 х 9 м);
— монашеский кирпичный 2-этажный корпус с кельями и трапезной (25 х 13 м);
— монашеский кирпичный 2-этажный корпус с кельями и храмом (25 х 12 м),
— монашеский кирпичный 2-этажный корпус с кельями и храмом (16 х 12 м);
— кирпичный корпус-просфорная (12 х 5 м);
— часовня (3×3 м);
— колодец (3 х 3 м),
— одноэтажный кирпичный корпус с монастырскими мастерскими, медицинскими кабинетами. С северной стороны построена надвратная церковь и часть кирпичной монастырской стены со Святыми вратами и одной башней.

Напротив монастыря с восточной стороны построены
— кирпичная 2-этажная гостиница с трапезной для паломников (26 х 12 м),
— монастырская лавка;
— монастырский магазин;
— кирпичный дом детского сада (17 х 13 м);
— жилой дом для послушниц (12 х 9 м);
— жилой дом для послушниц скотного двора (17 х 9 м);
— деревянный дом-богадельня (16 х 11 м);
— баня;
— дом под пекарню и молочный цех (13 х 9 м);
— дом под пчельник (14 х 12 м);
— кирпичное строение под овощехранилище (13 х 7 м);
— зерносклад (2 вагона);
— кирпичное строение зерносклада (25 х 6 м);
— кирпичное строение-мельница (13 х 7 м);
— кирпичный гараж (20 х 10 м);
— дровяной склад;
— теплица (30 х 8 м);
— три склада;
— два кирпичных коровника (30 х 11 м);
— две кирпичные овчарни (26 х 9 м);
— кирпичная конюшня (16 х 5 м);
— пилорама.

В монастыре проведен газ и водопровод. Собран парк авто- и сельхозмашин. Приобретены мельница и оборудование для изготовления макаронных изделий.

21 января 1997 года образовалось Подворье Свято-Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи Зубово-Полянского района в селе Покассы, с приписанным к нему деревянным храмом в честь Рождества Христова.

Адрес: 431121, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, с. Покровские Селищи, Свято-Варсонофиевский женский монастырь
Телефон: +7 (834 58) 3 84 23

Как добраться: на общественном транспорте поездом до поселка Зубова Поляна, далее автобусом с автостанции отправляющемся в направлении села Пичпанда или города Спасск (Беднодемьяновск), до остановки Новые Выселки

Для желающих сделать пожертвования Банковские реквизиты

отделение СБ РФ №4299 Зубово-Полянское
Расчетный счет 40703810339190100001
ИНН 1308049709
Мордовское отделение №8589 АК СБ РФ (ОАО) г.Саранск
Корсчет 30101810100000000615
БИК 048952615

Свято-Варсонофиевский женский монастырь в с. Покровские Селищи Епархиальный женский монастырь

История

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году вокруг обычного приходского храма села Покровские Селищи Зубово-Полянского района республики Мордовия и расположен на расстоянии 186 км от г. Саранска, в 15-ти км от районного центра Зубова Поляна и 450 км от г. Москвы.

Селищи упоминаются в связи с указом императрицы Анны Иоановны, по которому в 1740-х годах приняли крещение жители всех окружающих мордовских сел. Вскоре селищенские мокшане проявили себя как добрые христиане, построив в 1756 году сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский. От летнего Покровского храма пошло второе, церковное, наименование села – Покровские Селищи.

В XIX веке Покрово-Селищенский приход, насчитывавший уже более 5500 человек, разделился на два. В соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка) в 1854 году была выстроена на средства прихожан теплая деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В ней настоятельствовал старший брат священномученика Владимира (Богоявленского) протоиерей Иоанн (Богоявленский). У ее алтаря упокоилась их мать Ирина Антоновна. На рубеже веков в 1899 году митрополитом Владимиром был заложен грандиозный по размерам и облику каменный храм с престолом Покрова Пресвятой Богородицы и приделами в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой мученицы Ирины. Храм был спроектирован архитектором А.С.Каминским по образцу Спасо-Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря. На освящении храма, состоявшемся в 1907 году, блаженная девица Дарья, уроженка села Покровские Селищи, предрекла скорое его поругание и разрушение, но так же и провидела, что на Покровских Селищах почиет благодать и «возгорится свеча от земли до неба».

В 1903 году, в канун канонизации старца Серафима, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова. С тех пор святой преподобный Серафим Саровский особо почитается местными жителями, и некоторые из них бережно хранят золотые монеты с профилем святого царя-мученика Николая II, раздававшиеся на праздовании .

В 20-е годы прошлого столетия верующим еще удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 году селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб, а каменный храм в Новых Выселках весной 1943 года был взорван. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны памятниками архитектуры XVIII века и поставлены на государственную охрану, что не помешало властям вскоре снести обветшавший Покровский храм.

В 1991 г. образовалась самостоятельная Саранская епархия, которую возглавил архиепископ Варсонофий (ныне митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии). В том же году жители села Покровские Селищи обратились к церковным и светским властям с просьбой о возвращении церкви. В 1992 г. верующим была возвращена Никольская церковь – полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. 7 февраля 1992 года в церкви, вновь освященной в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) была отслужена первая Божественная литургия.

Постепенно при приходе образовалась сестринская община.К 1996 году община, официально признанная как скит, насчитывала 20 сестер. Такое количество насельниц позволило обратиться к Владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать перед высшим начальством о переименовании общины в женский монастырь.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви № 609 (выписка из журнала № 9) и Указом № 26 Управляющего Саранской епархией епископа Саранского и Мордовского Варсонофия «с 22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия с. Покровские Селищи Зубово-Полянского района преобразуется в Свято-Варсонофиевский женский монастырь».

21 января 1997 г. образовалось Подворье Свято-Васонофиевского женского монастыря в селе Покассы с приписанным к нему деревянным храмом в честь Рождества Христова.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Мордовия. Фото, святыни, описание, как добраться

СВЯТО-ВАРСОНОФИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Начало этого монастыря старожилы села Покровские Селищи полагают с предсказания блаженной девицы Дарии, уроженки этого села. Около 100 лет назад она прозрела духовными очами, что на месте приходской церкви во имя Покрова Божией Матери «возгорится свеча от земли до неба».

Давно уж нет блаженной, разрушен Покровский храм, а о предсказании люди не забывали, и в самые темные и смутные времена гонений на православную веру оно согревало сердца.

Прошло злое наваждение, и в 1992 году Никольскую церковь возвратили верующим. Служили первое время буквально под открытым небом, но постепенно трудами и пожертвованиями прихожан храм преобразился. Много сил и духовного труда положил на восстановление храма его настоятель иеромонах Алексий. Собирали материалы для церкви буквально с «миру по нитке.

Видя ревностное служение батюшки Богу, его попечение о людях, многие захотели разделить с ним молитвенный подвиг и оставить мир.

Так сбывается предсказание блаженной девицы Дарии: в 1996 году в старинном селе Покровские Селищи открылся новый женский монастырь, духовником которого стал отец Алексий. А на месте разрушенного храма Покрова Пресвятой Богородицы вознесся свечой собор Воскресения Христова.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году вокруг обычного приходского храма села Покровские Селищи Зубово-Полянского района республики Мордовия и расположен на расстоянии 186 км от г. Саранска, в 15-ти км от районного центра Зубова Поляна и 450 км от г. Москвы.

Монастырь – самый молодой и активно развивающийся в епархии, однако история села насчитывает не одно столетие. Селищи упоминаются в связи с указом императрицы Анны Иоановны, по которому в 1740-х годах приняли крещение жители всех окружающих мордовских сел. Вскоре селищенские мокшане проявили себя как добрые христиане, построив в 1756 году сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский. От летнего Покровского храма пошло второе, церковное, наименование села – Покровские Селищи.

В XIX веке Покрово-Селищенский приход, насчитывавший уже более 5500 человек, разделился на два. В соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка) в 1854 году была выстроена на средства прихожан теплая деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В ней настоятельствовал старший брат священномученика Владимира (Богоявленского) протоиерей Иоанн (Богоявленский). У ее алтаря упокоилась их мать Ирина Антоновна. На рубеже веков в 1899 году митрополитом Владимиром был заложен грандиозный по размерам и облику каменный храм с престолом Покрова Пресвятой Богородицы и приделами в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой мученицы Ирины. Храм был спроектирован архитектором А.С.Каминским по образцу Спасо-Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря. На освящении храма, состоявшемся в 1907 году, блаженная девица Дарья, уроженка села Покровские Селищи, предрекла скорое его поругание и разрушение, но так же и провидела, что на Покровских Селищах почиет благодать и «возгорится свеча от земли до неба».

В 1903 году, в канун канонизации старца Серафима, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова. С тех пор святой преподобный Серафим Саровский особо почитается местными жителями, и некоторые из них бережно хранят золотые монеты с профилем святого царя-мученика Николая II, раздававшиеся на праздовании .

В 20-е годы прошлого столетия верующим еще удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 году селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб, а каменный храм в Новых Выселках весной 1943 года был взорван. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны памятниками архитектуры XVIII века и поставлены на государственную охрану, что не помешало властям вскоре снести обветшавший Покровский храм.

В 1991 г. образовалась самостоятельная Саранская епархия, которую возглавил архиепископ Варсонофий (ныне митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии). В том же году жители села Покровские Селищи обратились к церковным и светским властям с просьбой о возвращении церкви. В 1992 г. верующим была возвращена Никольская церковь – полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. 7 февраля 1992 года в церкви, вновь освященной в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) была отслужена первая Божественная литургия.

Постепенно, благодаря духовному окормлению и заботам отца Алексия, при приходе образовалась сестринская община. Многие, видя ревностное служение батюшки, его любовь, неустанные молитвы и труды, решили оставить мир.

Община увеличивалась и под руководством настоятеля храма иеромонаха Алексия постепенно обустраивала территорию будущего монастыря. Обитель огородили стеной. Были построены настоятельский (ныне игуменский) корпус, кельи для первых сестер, просфорная, пекарня, молочный цех, баня и коровник. Разбили фруктовый сад, огород.

К 1996 году община, официально признанная как скит, насчитывала 20 сестер. Такое количество насельниц позволило обратиться к Владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать перед высшим начальством о переименовании общины в женский монастырь.

Вскоре сестры и их духовник иеромонах Алексий получили радостное известие о том, что определением Священного Синода Русской Православной Церкви № 609 (выписка из журнала № 9) и Указом № 26 Управляющего Саранской епархией епископа Саранского и Мордовского Варсонофия “с 22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия с. Покровские Селищи Зубово-Полянского района преобразуется в Свято-Варсонофиевский женский монастырь”

Еще совсем недавно единственным храмом обители была деревянная церковь святителя Варсонофия, епископа Тверского. В настоящее время на территории Свято-Варсонофиевского женского монастыря возведено семь храмов, еще один храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» находится на святом источнике в 2 км от обители. Заканчивается строительство деревянного храма-подворья в честь сщмч. Владимира, митрополита Киевского в селе Новые Выселки в полутора километрах от монастыря. Другой храм-подворье – деревянная Церковь Рождества Христова, памятник архитектуры XIX века расположился в селе Покассы.

«Жемчужиной обители» по праву называют собор Воскресения Христова – десятиглавый белоснежный крестово-купольный храм с колокольней. Храм по проекту доктора архитектуры, профессора Валентина Витальевича Курбатова был заложен в 2002 году.

Высота колокольни достигает 39 м. На ней – 8 колоколов различной величины, общим весом в 200 пудов. С колокольни открывается живописный вид на бескрайние сельские просторы. На праздничном стопудовом колоколе сделана надпись: “Во Славу Господа Бога и Спаса нашего в дар храму Воскресения Христова при игумене Алексии в 2004 году слит сей звон”. Длина собора с востока на запад, включая алтарную абсиду и притвор, составляет 35 метров, ширина – 20 метров, общая площадь собора – около 680 кв.м.

Проект собора был уже задуман, но выбрать место для строительства было непросто. Сестры и отец Алексий усиленно молились, прося Господа указать его.

О явлении места под строительство собора Воскресения Христова рассказывают сами очевидцы – насельницы монастыря и духовник обители игумен Алексий. «Монастырь выкупил дом и участок, на котором ныне находится собор, принадлежавший бывшему директору школы – одному из самых ярых противников веры Христовой. Дом был каменный, а постройки деревянные. И вот, однажды ночью произошел пожар, дом остался цел, а двор и деревянная баня сгорели дотла. Оказалось, что в качестве строительного материала для бани использовались бревна старого храма. Все восприняли этот пожар как знамение – Господь огнём очистил место для будущего собора».

По возведении нижнего храма собора, зимой 2003 года с началом Рождественского поста на его сводах проявился огромный крест правильной формы из сияющего инея, который сохранялся до начала Великого поста. Таким образом, Господь еще раз явил знамение для укрепления нашей веры .

«И откуда праведный гнев Свой за наши грехи испустил, оттуда же…показал нам и светящиеся благодатью лучи, и источник исцеления» -так пишет составитель жития свт. Варсонофия святитель Гермоген о явлении на пепелище чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

10 декабря 2007 года состоялось малое освящение нижнего храма собора в честь иконы Божией Матери Знамение, приделы которого буду освящены в честь святой великомученицы Варвары и святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Точно выбранное место для строительства собора Воскресения Христова, значительная высота и характерный силуэт, позволяют храмовым постройкам выделяться на фоне равнинного ландшафта.

Внутри четыре массивных столпа поддерживают тяжесть сводов. С южной и северной стороны пристроены притворы. Украшением верхнего храма собора стал четырехъярусный керамический иконостас, изготовленный в Екатеринбурге, иконы для которого были написаны московскими иконописцами Александром и Ксенией Мысык.

Великое освящение верхнего храма во имя Воскресения Христова с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было совершено 10 июня 2012 года, в Неделю всех Святых. Его возглавил высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии. Ему сослужили епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, секретари Саранской и Краснослободской епархии и сонм духовенства митрополии.

Близ Воскресенского собора расположена бывшая Никольская церковь базиликального типа с колокольней, построенная в 1756 году, а в 1992 году вновь освященнаяво имя святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

В 1999 году была освящена домовая церковь Святителя Николая, расположенная в мансардном этаже келейного корпуса, перестроенного из одноэтажного здания бывшей се В 2000 году в другом келейном корпусе была построена и освящена домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.льской библиотеки.

Домовая церковь великомученика и целителя Пантелеимона, расположенная в мансардном этаже здания богадельни, освящена высокопреосвященным Варсонофием митрополитом Саранским и Мордовским 14 декабря 2010 года.

Седьмой храм – надвратный, во имя Архангела Михаила, был построен в 2005 году, а 6 мая 2012 г. освящен епископом Краснослободским и Темниковским.

Церковь Рождества Христова села Покассы – деревянная церковь, была построена в 1873 году, постоянно действовала, является памятником архитектуры республиканского значения.

Перейти к экскурсии “Православная дорога к Сергию Радонежскому.”

Свято-Варсонофиевский женский монастырь

Об обители

Начало этого монастыря старожилы села Покровские Селищи полагают с предсказания блаженной девицы Дарии, уроженки этого села. Около 100 лет назад она прозрела духовными очами, что на месте приходской церкви во имя Покрова Божией Матери «возгорится свеча от земли до неба».

Давно уж нет блаженной, разрушен Покровский храм, а о предсказании люди не забывали, и в самые темные и смутные времена гонений на православную веру оно согревало сердца.

Прошло злое наваждение, и в 1992 году Никольскую церковь возвратили верующим. Служили первое время буквально под открытым небом, но постепенно трудами и пожертвованиями прихожан храм преобразился. Много сил и духовного труда положил на восстановление храма его настоятель иеромонах Алексий. Собирали материалы для церкви буквально с «миру по нитке.

Видя ревностное служение батюшки Богу, его попечение о людях, многие захотели разделить с ним молитвенный подвиг и оставить мир.

Так сбывается предсказание блаженной девицы Дарии: в 1996 году в старинном селе Покровские Селищи открылся новый женский монастырь, духовником которого стал отец Алексий. А на месте разрушенного храма Покрова Пресвятой Богородицы вознесся свечой собор Воскресения Христова.

Заступница Усердная, Мария Милосердная.

Милосердие, сострадание, жалость, любовь, – эти чувства переполняли сердца наших воспитанниц, приехавших 4 ноября 2020 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери в детское отделение Потьминского психоневрологического интерната.

Именины отца Алексия

Именины отца Алексия. Может, можно дальше и не продолжать?!

Потому что все, кто знаком с ним, знают, что день его тезоименитства 18 октября, а в монашестве он носит имя святителя Алексия Московского. Знают, что в этот день, чтобы не случилось, они сделают всё, чтобы добраться до Покровских Селищ.

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • Вперёд
  • В конец
  • Контакты
  • Новости
  • Анонсы
  • Календарь

Адрес:
431121, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, село Покровские Селищи, Свято- Варсонофиевский женский монастырь.

– Тел./ факс 8 (83458) 3-59-03 – канцелярия,
– Тел. 8 (83458) 3-84-23 – церковная лавка,
– 8 (83458) 3-84-20 – настоятельница игумения Варсонофия,
– тел. гостиничной: 8 (987) 683-03-94 – посл. Елена
– e-mail varsonofymon@gmail.com

Реквизиты:
– Свято – Варсонофиевский женский монастырь
– Расчетный счет 40703810339190100001,
– ИНН 1308049709
– Отделение № 8589 Сбербанка России г. Саранск
– Кор. счет 30101810100000000615,
– БИК 048952615,
– КПП 130801001
– ОГРН -1021300003977

Религиозная организация «Свято-Варсонофиевский женский монастырь с. Покровские Селищи Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Краснослободской епархии РПЦ (МП)».

Проезд:
От железнодорожной станции Зубова Поляна (Казанское направление) на такси до монастыря или пригородном автобусе на г. Спасск до ост. Новые Выселки, далее около 2 км пешком.

Расписание автобусов.
– п. Зубова Поляна г. Спасск: 06.45, 08.30, 10.00, 10.55, 12.30, 13.10, 14.55, 15.55.
– п. Зубова Поляна Пичпанда: 06.00, 11.20, 17.15.
– Стоимость билета 24 руб.

Милосердие, сострадание, жалость, любовь, – эти чувства переполняли сердца наших воспитанниц, приехавших 4 ноября 2020 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери в детское отделение Потьминского психоневрологического интерната.

Заступница Усердная, Мария Милосердная.

Именины отца Алексия. Может, можно дальше и не продолжать?!

Потому что все, кто знаком с ним, знают, что день его тезоименитства 18 октября, а в монашестве он носит имя святителя Алексия Московского. Знают, что в этот день, чтобы не случилось, они сделают всё, чтобы добраться до Покровских Селищ.

Именины отца Алексия

17 октября 2020 года. И снова солнце, редкие облачка и ветер, срывающий последние листья с деревьев, не успевающих удержать свои золотистые шуршащие одежды. Сегодня престольный праздник в Свято-Варсонофиевской обители и день тезоименитства ее настоятельницы – игумении Варсонофии.

Матушкины именины

Удивительно ясным, теплым и благодатным выдался в этом году день Покрова Пресвятой Богородицы в Покровских Селищах. В Свято-Варсонофиевском женском монастыре – престольный праздник. Еще в середине 18 века был здесь освящен престол в честь этого греческого праздника, так любимого на Руси. 14 октября 2020 года Божественную литургию в Знаменском храме Воскресенского собора совершил архимандрит Алексий в сослужении монастырского клира. По окончании богослужения духовник обители обратился к верующим с проповедью.

Покров Пресвятой Богородицы в Покровских Селищах

Традиционно, в Москве в КВЦ “Сокольники” прошла осенняя православная выставка-ярмарка “По завету князя Даниила”.
Наш Свято-Варсонофиевский монастырь представил на ней широкий ассортимент продукции. Собранные своими руками дары мордовской земли: цветы, травы, ягоды и овощи, – стали сборами, приправами, настойками, бальзамами и мазями, так полюбившимися жителям мегаполиса. Тепло встретили нас уже ставшие родными многочисленные покупатели и постоянные прихожане.

Свято-Варсонофиевский монастырь принял участие в.

С 24 по 30 марта в павильоне №2 КВЦ “Сокольники” (стенд 65) состоится православная выставка-ярмарка “Вербная неделя”. С 11 до 19 часов (30.03 —до 16:00) вы сможете приобрести продукцию Свято-Варсонофиевского монастыря, среди которой травяные сборы и чаи, мази, настойки и бальзамы.

Наши мази, настойки и бальзамы в Москве

Зааненская порода – одна из самых удойных в мире, молоко нубийских коз обладает высокой жирностью и плотностью.

Дополнительную информацию можно получить по тел.: (83458) 38423 (канцелярия)

В монастыре можно приобрести заанено-нубийских козлят

В Москве в КВЦ «Сокольники» (4 павильон) с 22 по 29 декабря 2017 г. проходит Православная выставка-ярмарка «Рождественский дар». На стенде № 157 Вы сможете приобрести продукцию Свято-Варсонофиевского монастыря, в числе которой бальзамы, настойки, мази и травяные чаи и сборы. Покупателей ждут новинки и Рождественские подарки.

Время работы выставки: 22.12 – 28.12 — с 11:00 до 19:00, 29.12 — с 11:00 до 16:00.

Во время работы выставки от метро курсирует бесплатная маршрутка.

Ждем Вас на Рождественской выставке в Сокольниках

Узнайте больше о культуре и традициях мордвы

В Москве с 4 по 20 ноября 2014 г. в ЦВЗ «Манеж» пройдет интерактивная выставка «Моя история. Рюриковичи». История Древней Руси, с ее взлетами и падениями, дорога длиной в семь столетий, представлена на выставке в 18 мультимедийных залах общей площадью 4000 квадратных метров

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 5 ноября 2014 года в центральном выставочном зале «Манеж» откроется выставка-форум «Православная Русь – к Дню народного единства. Рюриковичи». Экспозиция выставки станет одним из центральных мероприятий в рамках празднования этого события в России.

Свято-Варсонофиевский монастырь в Покровских Селищах

Свято-Варсонофиевский Покрово-Селищенский женский монастырь два десятилетия стоит на земле Мордовской.

Эдакое государство, как крепость, окруженное высокими стенами и башнями. Но историю он имеет гораздо более древнюю.

Описание и месторасположение

Свято Варсонофьевский монастырь появился в Покровских Селищах Зубово-Полянского района Республики Мордовия в месте, где раньше был приход.

Расстояние от крупных городов России: Москва в 450-ти километрах, Саранск – в 186-ти, а райцентр – в 15-ти.

Место, где стоит обитель, высокое. В самом центре — храм, освященный в честь святого Варсонофия. Если искать это место по карте, его координаты таковы: N54°0’12.72″ и E43°0’9.79″.

Основание монастыря

В Саранской епархии данная обитель считается самой молодой. Ведь появилась она всего двадцать лет назад, в 1996-ом.

История, о которой мы упоминали в самом начале, действительно более древняя, своими корнями уходит во времена царствования Елизаветы Петровны, когда, собственно, и произошло обращение местного народа в христианство. Мокшане выказали себя христианами усердными. В 1756-ом взялись они поставить не один храм, а целых два, оба деревянные. Сказано – сделано. Так вот и появились Покровская (холодная) и Никольская (теплая) церкви. А село получило название от одной из них – Покровские Селищи.

Уже далеко за 5,5 тысяч верующих насчитывалось в Покровско-Селищенском приходе к XIX-му столетию. Со временем он оказался разделенным надвое. Один остался в Покровских Селищах, где храм Никольской. А Покровская церковь со своими почти четырьмя тысячами местных жителей образовали второй – в соседних Новых Выселках (Бозуновке).

Накануне причисления к лику святых почтенного старца по имени Серафим (1903) случилось бозуновским и селищенским мужикам оказаться включенным в число охранников поезда, коим царственные особы до Сарова следовали от железнодорожной станции. И вот с той самой поры иконы того святого здесь стали почитать особенно.

Судьба во время революции и в советское время

До революционных событий обеим церквям довелось дожить без проблем. А дальше храмы отстаивать уже удавалось с трудом. Начались годы гонений.

Нет уже на этом свете блаженной Дарии. Только вот слова ее людьми помнились. В тяжкие годины грели они сердца людские.

Храмы закрыли. Тот, что из камня, в Новых Выселках, уничтожили вплоть до самого фундамента. Так и стоял он в аварийном состоянии. В Покровском большевики открыли клуб, здесь же разместили склады. К 1970‐м снесли и этот храм.

Знаковым стал 75-й год прошлого столетия. Храмы были объявлены памятниками и теперь охранялись государством. Лишь через семнадцать лет вернулись они в ведение Саранской епархии, с самого образования которой о том ходатайствовали жители из Покровских Селищ. Приходу дано было имя Свято-Варсонофиевского.

Еще в Никольской церкви, разрушенной и ограбленной, продолжались ремонтные работы, не было крыши, а служения уже проходили. Только благодаря трудам прихожан и верующих, многочисленным пожертвованиям, храм преображался. Уже в начале 1992-го совершил иеромонах Алексий в нем первую Божественную литургию. И сестринская община появилась его же стараниями. К 1996-му число сестер перевалило за двадцать. А вместо прихода появился женский монастырь, названный Свято-Варсонофиевским.

Восстановление и современность

Только не ограничивался он лишь ролью молитвенного места. Куда шире стояла задача – превратить его в настоящий центр духовно-просветительского и социального служения.

А при этом обитель продолжает строится и живет своими заботами:

  • Сельхозугодья обрабатываются со всем старанием и умением. Здесь возделывают культуры зерновые, кормовые и овощные, выращивают лекарственные травы. Есть сад и свои пчелы.
  • Скотный двор заполнен крупным рогатым скотом, овцами с козами. Есть птичник, где занимаются разведением кур и гусей, даже индюков и уток. А монастырские пруды полны рыбы.

О других послушаниях тоже сказать надобно. Здесь просфоры выпекают, ухаживают за старушками немощными, воспитывают и обучают монастырских деток, изучают историю церкви в мордовском крае и при этом иных дел не оставляют:

  • производят молокопродукты;
  • солят рыбу;
  • заготавливают консервы из овощей;
  • засушивают плоды разные и травы;
  • готовят целебные бальзамы и настойки, мази из лекарственных трав.

И это далеко не полный перечень дел, коими заняты дни монастырских сестер.

Трудятся монахини на других работах:

  • В собственной переплетной мастерской издают духовную литературу;
  • Сами шьют себе монашеские церковные и повседневные одежды, священнические облачения. Для этих целей имеется собственная пошивочная мастерская;
  • Сохраняют здесь и развивают древние традиции монашеского рукоделия. Занимаются иконописью и плетением поясов, вышиванием и вязанием.

Храмы монастыря

Обитель Свято-Варсонофиевская храмами да церквями богата.

Собор Воскресения Христова

Здесь их восемь:

  • Белоснежная «жемчужина» – Собор Воскресения Христова. Он главнейший. Закладывался в 2002-ом, совсем недавно;
  • Неподалеку расположилась однокупольная церковь, названная Варсонофиевской; в честь святителя, с колокольней, бывшая Никольская — та самая, что построена была в далеких 1740-х годах. Покровскую тоже подняли из руин. Домовую церковь Святителя Николая освятили в 99-м. Она расположилась в корпусе, перестроенном из старой библиотеки;
  • В декабре 2010-го прошло освящение домовой церкви целителя и великомученика Пантелеймона при богадельне, в мае 2012 – однокупольного надвратного храма Архангела Михаила, что построен был еще в 2005-ом. В нем еще будут продолжаться отделка и обустройство;
  • В Новых Выселках, в полутора километрах от обители, скоро достроится деревянный храм-подворье, нареченное в честь сщмч. Владимира, митрополита Киевского;
  • В Покассах находится еще один такой архитектурный памятник XIX столетия – деревянная Церковь Рождества Христова;
  • Ну и восьмой. Он поднялся в двух километрах у самого Святого источника.

Воскресенский собор

Десятиглавый белокаменный, по форме напоминающий крест – он был заложен в самом начале века.

Нижняя церковь освящена в честь иконы Богоматери «Знамение», а верхняя – Христова Воскресения.

Весь собор занимает площадь в 680 кв. м. Непросто выбиралось место под него. Были выкуплены для этого дела каменным дом с деревянными постройками и участок директора местной школы, который был ярым врагом веры Христовой. Владыка Варсонофий для храма предлагал другое место – кладбище, что на монастырской территории. И таких предложений было несколько.

Но знамение это было не единственным. Уже был возведен первый этаж, когда в Рождественский пост вдруг на потолке появился Нерукотворный Крест. Он был огромным, из инея, совершенно правильной формы, и буквально сиял. До самого начала Великого поста он оставался в неизменном виде. Это реально послужило укреплению веры.

До сих пор собор обустраивается: выполняются отделка и роспись, обустраивается иконостас и ведутся прочие работы.

Святой источник

Источник, источающий целебную воду, расположился в трёх километрах от обители.

Прославился он водами своими, чистыми и исцеляющими.

Иначе просто быть не могло.

В этом дивном месте трудились, постились и молились настоящие воины Христовы.

На этом месте стояла когда-то старая часовня, разрушенная после революции. Но, чтобы сохранить на века память о том чуде, выстроили новую в 2000-м, а через семь лет соорудили закрытую купальню.

С каждым годом растет число паломников. Нет сомнений в целебной силе Святого источника. Окунаются в его воды, просят о заступничестве в скорбях и недугах.

Социальное служения обители

С христианством на Русь пришла и благотворительность. Ей суждено было стать весьма важной традицией сострадания, жалости, сочувствия, любви к ближнему.

А Свято-Варсонофиевский монастырь – отличное тому подтверждение. С 2002 года на его территории работает богадельня.

Здесь живут одинокие старушки и насельницы-монахини числом около 20-ти. В обустроенном при монастыре домовом храме каждую неделю проходят богослужения. Всех, кто не может вставать и двигаться самостоятельно, причащают прямо в их кельях.

Приют для малолетних сирот обеспечивает воспитание двадцати пяти маленьких девочек 3-18 лет, оставшихся без родителей. Кто-то из них просто оказался в сложной ситуации, кто-то инвалид. У каждой есть свой дом – келья и собственная «мама», своя постелька и уголок с игрушками. А уход за больными такой, что отступает даже ДЦП.

На территории монастыря живут и детки насельниц. Потому тут открыли и детсад. Он мало отличается от других детских учреждений: те же воспитатели, нянечки, есть свой музыкальный работник, приходит медицинская сестра. Их матери находятся днем на своих послушаниях и по вечерам после работы забирают девочек из детского сада.

При обители есть и школа. Русский язык преподают, литературу, математику, здесь познают историю, в том числе православия.

Проект монастыря «Музей для друзей» стал участником конкурса «Православной инициативы 2015-16» и оказался лучшим. А в результате здесь случилось знаковое событие – открытие церковно-исторического музея с довольно разнообразными экспозициями. Они посвящены истории села и самого монастыря, культуре и традициям народа, его населяющего (мордва-мокша).

Информация для паломников и туристов

Почтовый адрес: с. Покровские Селищи, Зубово-Полянский район, Республика Мордовия, Россия.

Вы можете позвонить: (834-58) 3-84-23, 3-84-20 и 3-84-66.

Прием богомольцев в обители не прекращается никогда. По одиночке и группами, из разных российских городов, всех их ждет радушный прием, обеспечение питанием и проживанием. Послушницы проводят экскурсии по монастырю.

Правила посещения женской обители

Конечно, всякий, кто оказывается на территории обители, должен придерживаться определенных правил, чтобы его пребывание не нарушало ритма жизни и деятельности монастырского сообщества и не противоречило нормам жизни этого богоугодного места.

Здесь нельзя:

  • быть в шортах, спортивной форме, открытых платьях;
  • пить, курить и находиться в состоянии опьянения, алкогольного или наркотического;
  • заходить на газоны и срывать цветы;
  • не имея соответствующего позволения, фотографировать и снимать на видео;
  • женщине быть с непокрытой головой и в неприличной одежде;
  • мужчине в головном уборе находиться в храме;
  • разговаривать, пока идет богослужение;
  • включать мобильники.

Отзывы

Паломники, туристы, послушницы оставляют хорошие отзывы об обители. Это неудивительно, здесь каждый встретит любовь, заботу и помощь. Настоятель обители отец Алексей делает очень многое для этого. Благодаря стараниям батюшки, ежегодно сюда, в Святоварсонофеевский монастырь,приезжает большое число паломников.

Как доехать

До станции Зубова Поляна Казанского направления можно добраться на поезде.

А отсюда либо отправиться на такси, либо воспользоваться общественным транспортом: до Новых Выселок почти каждый час идут рейсовые автобусы в направлении Спасска или Пичпанды

А там до монастыря рукой подать, что-то около двух километров – отличная пешая прогулка.

Где остановиться

При монастыре для паломников открыта с 2000 года гостиница. Всех путников здесь примут бесплатно, ночлег предложат, питанием горячим обеспечат.

А совсем недалеко, в 14-ти километрах, есть база отдыха «Кленовая Роща». Можно с комфортом, при желании, разместиться и здесь.

Заключение

Каждая обитель, вне зависимости от своего возрастания, призвана служить главному делу – духовному просвещению всякого, кто утратил веру, и тех, кто стоит на пути ее обретения.

Все эти чудесные места тщательно оберегаются. Они – наследие, самое святое, чем богато христианство. Свято-Варсонофиевский женский монастырь просто хранит свою историю, живет своей жизнью, заботится о ближних, молится о нас.

О подробностях жизни в Свято-Варсонофиевском Покрово-Селищенском женском монастыре смотрите следующее видео:

Свято-Варсонофьевский женский монастырь

Святые обители всегда возводятся в тех местах, которые имеют глубокую историю и особенно важны для людей. Так и Свято-Варсонофиевский женский монастырь, несмотря на молодой возраст (ему всего около 20 лет), имеет долгую историю, корнями уходящую в 18 век.

Сегодня обитель возвышается высоко на холме возле поселка Покровские Селищи, который располагается в Мордовии. Монастырь был основан в 1996 году, место это считается святым из-за многочисленных легенд и святых предзнаменований. Посетить монастырь стоит каждому православному, чтобы окунуться в святость и тишину здешних мест.

История

Свято-Варсонофиевский женский монастырь основали на территории прихода села Покровские Селищи в 1743 году по указу императрицы Елизаветы. Изначально там построили два храма — Покровский и Никольский. С тех пор местное население укреплялось в православной вере и росло количественно, так что скоро приход был разделен на два новых.

В 1903 местные крестьяне участвовали в охране царского поезда до Сарова в канун канонизации святого Серафима. С началом революции верующие смогли отстоять свои церкви, но в 1934 здания были отняты для большевицких задач. Церковь в Новых Выселках была разрушена до фундамента.

Прочие здания были ограблены и стояли пустые, позже их использовали под склады. Несмотря на то, что историки в 1975 году признали здания историческими памятниками, Покровская церковь была полностью уничтожена.

Восстановление прихода началось в 1991 году, а после возникновения Саранской епархии началась реставрация и восстановления зданий. Повторное освящение Никольского храма произошло в 1992 году, когда он был переименован в честь святого Варсонофия. В 1996 году по указу Патриарха Руси местная община стала официально именоваться монастырем.

С тех пор было построено несколько новых келейных корпусов и гостиница для паломников, восстановлен основной храм и организованы несколько домовых. В настоящее время на территории постоянно проживают 45-60 насельниц.

Архитектурный ансамбль

Строения на территории монастыря отличаются по стилю, некоторые отделаны в традиционных минималистических русских линиях, другие — поражают яркими цветами и узорами. Всего в приходе 8 храмов, самый главный — это Собор Воскресения Христова, был построен в 2002 году и получил прозвище «Белоснежная жемчужина».

Спроектировал собор архитектор Курбатов, который решил воздвигнуть большой 10-главый храм с колокольней. Заложили собор в 2002 году, а окончательно он был освящен и введен в эксплуатацию в 2004 году. Высота его колокольни достигает 39 метров, а общий вес 8 колоколов — 200 пудов. В длину собор всего 35 метров, а в ширину — 20 м, его общая площадь около 680 кв. м, а по своей форме собор напоминает крест.

Варсонофиевская церковь, которая была построена самой первой в приходе в 1756 году и называлась ранее Никольской, за все время существования почти полностью разрушилась. Но после ухода советской власти монахини начали ее восстановление.

Интересно! После долгой реставрации храм вновь освятили в 1992 году (тогда же она стала Варсонофиевской) и сразу же начали проводить богослужения в ней. Она построена по типу базилики и имеет всего один купол.

Домовая церковь, которая была построена в 2010 году и освящена в честь целителя Пантелеимона. Она расположена в том же здании, где разместили и богадельню, только на его первом этаже.

Домовый храм, который был освящен в 2000 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы располагается в келейном корпусе, на нижних этажах. А в мансарде расположили храм Святителя Николая, который освятили в 1999 году. Здание с этими храмами было перестроено из сельской школы, оно претерпело многочисленные изменения и была восстановлена почти из руин.

На территории святого источника возвели церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» вместо старой деревянной часовни. Церковь, в здании которой также располагается закрытая часовня, была освящена в 2012 году епископом Климентом.

Надвратная церковь Архистратига Божия Михаила — одна из самых молодых на подворье,её построили в 2005 году и освятили в 2012 г. Она имеет также, как и Варсонофиевский храм всего один купол, но строительство его и отделка все еще продолжаются.

К приходу также относят деревянная церковь в честь священномученика Владимира в деревне Новые Выселки (1,5 км от монастырского подворья) и старый деревянный храм Рождества Христового в Покассах — он является архитектурным памятником XIX столетия.

Деятельность прихода

Руководит приходом с февраля 1992 года архимандрит Алексий (Дегаев). Он прошел путь от настоятеля монастыря, до духовника и игумена. Сегодня он руководит всей деятельностью прихода, проводит богослужения и встречи с паломниками и прихожанами.

Монахини проявляют особую заботу о подрастающем поколении, поэтому тут открыт приют для детей-сирот или тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Сегодня тут постоянно проживают и воспитываются 5 детей-инвалидов, а также от 3 до 18 девочек, нуждающихся в жилье и помощи.

Проживающие в приюте, часто живут в кельях с монахинями, чтобы те положительным примером помогали им расти духовно здоровыми людьми. На территории действует детсад для детей, чьи матери проживают в обители как монахини.

Работает при монастыре и богадельня — в ней проживает около 20 насельниц и престарелых женщин, которые нуждаются в уходе и заботе. Все проживающие регулярно посещают богослужения, а лежачие участвуют в Таинстве Евхаристии посредством помощи монахинь.

Сестры с медицинским образованием при богадельне открыли центр амбулаторного приема и принимают паломников, местных жителей и монахинь, стараясь облегчить болезни и оказать первую помощь. Монастырь полностью обеспечивает себя с помощью сельского хозяйства. Тут монахини занимаются:

  • выращиванием овощей и фруктов, а также пшеничных культур и кормовых;
  • разведением скота (производство молочных продуктов);
  • содержанием птичника (куры, утки, индюки);
  • пчеловодством;
  • травничеством (в местном саду выращиваются аптечные травы, делаются мази и бальзамы и составляются лечебные сборы);
  • рыболовством (в местном пруде выращивают карпов).

На подворье действует печатная, переплетная и пошивочная мастерская, пекарня (выпекается хлеб и просфоры), коптильня и посолочная (на зиму запасают рыбу, овощи фрукты). В 2016 году при приходе был открыт церковно-исторический музей, посвященный истории села, культуре Мордовии и традициям местного народа. Насельницы обязательно участвуют в работе, принимая обязанности в одном из направлений деятельности прихода.

Святыни и престольные праздники

В монастыре главной реликвией считается святой источник в честь Божьей Матери «Донская», чьи воды считаются чудодейственными и исцеляющими. При источнике построена небольшая одноименная часовня (в 2000 году) и закрытая купальня, которая пользуется для освящения воды на Крещение и в другие праздники.

Послушницы обители особо почитают святителя Варсонофия епископа Тверского, памятные дни о котором отмечают 11 апреля и 4 октября, а также священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского, памятные дни которого приходятся на 25 января и 14 июня. Отмечаются и праздники, в честь которых были названы местные церкви:

  • святого Иоанна Богослова (21 мая);
  • святого Иоанна Крестителя (6 октября);
  • иконы Богородицы «Знамение» (10 декабря);
  • святителя Николая (19 декабря);
  • Покров Богородицы (14 октября);
  • влмчн. Пантелеимона (9 августа);
  • Архангела Михаила (21 ноября);
  • иконы Богородицы «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы).

В обители наиболее почитаемы два образа святого Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

Чудеса

Все произошедшие тут чудесные события связаны со святым источником, который расположен на территории обители, но в некотором удалении от главных зданий. Началось все задолго до основания тут обители — когда тут была расположена лишь деревянная церквушка местная деревенская девочка, которая страдала от слепоты молилась и просила Божью Матерь исцелить ее.

Богородица услышала чистые и искренние молитвы ребенка и ночью явилась ей во сне, указав на источник. Ребенок пошел на указанное место и умылся там чистой водой. Девочка была исцелена сразу же и увидела явившуюся ей икону Богородицы Донской.

Интересно! С тех пор, источник считается чудесным, многие люди, молящиеся у него и пившие его воду, получали исцеления от болезней, освобождались от бесов и грехов.

Второе явное чудо произошло во время строительства собора в монастыре. Архитектор долго не мог выбрать правильное и хорошее место под здание. Он начал молиться, и просить у Бога мудрости, в ответ на молитву произошел страшный пожар на территории — сгорела постройка местного противника-атеиста, которую он построил из остатков старых церковных досок.

Тут и решили строить новый собор. Во время возведения, поздней осенью на потолке недостроенного строения вдруг проступил большой крест из инея, который оставался там вплоть до Великого поста.

Как добраться до обители?

Женская обитель располагается в деревне Покровские Селищи, Зубово-Полянского района в Мордовии. Добраться туда проще всего на машине или поезде. Для путешествия на автомобиле достаточно ввести координаты в навигатор — N54°0’12.72″ E43°0’9.79.

А на поезде надо доехать до станции Зубова Поляна (поезда следуют из Москвы, Самары, Тольятти, Саранска и Рязани), а там сделать пересадку на автобус, следующий до станции Спасск. Пригородные автобусы также ходят до остановки Новые Выселки (направление в сторону деревни Пичланда). С остановки можно добраться до подворья пешком (около 2 км).

Монастырь принимает одиноких паломников, а также группы, которые с удобством могут разместиться в гостинице при обители. Там же можно покушать и заказать экскурсию. Для согласований поездки лучше всего заранее позвонить в монастырь по номеру 8(987) 683-03-94. Другие контакты можно найти на сайте обители.

Источники:
http://svyato.info/4847-svjato-varsonofieuvskijj-zhenskijj-monastyr.html
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-varsonofievskiy-zhenskiy-monastyr-v-s-pokrovskie-selishchi/
http://travelclubonline.ru/pravoslavnaya-doroga-iz-penzy-k-sergiyu-radonezhskomu/svyato-varsonofievskiy-zhenskiy-monastyr/
http://varsonofy.ru/
http://101mesto.com/svyatye-mesta/svyato-varsonofievskij-monastyr.html
http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/varsonofevskij-monastyr.html
http://www.flagman-travel.ru/hotels/swandor-hotels-resorts-cam-ranh-5/

Ссылка на основную публикацию