Культура государства Урарту
Культура Урарту была смешанной, что отражает многонациональный состав населения этой державы. Весьма ощутимым было влияние соседней Ассирии.
Расцвет урартского изобразительного и декоративно-прикладного искусства приходится на конец IX — середину VIII вв. до н. э. До нашего времени дошло относительно небольшое количество памятников. Это небольшие бронзовые статуэтки, чаши и блюда, предметы парадного вооружения, ювелирные изделия, образцы керамики, цилиндрические печати. Известно, что у урартов существовала монументальная каменная и бронзовая скульптура. В развалинах крепости Эребуни обнаружены чудом сохранившиеся образцы настенных фресок (рис. 4.3).
Урартская архитектура известна по руинам дворцовых комплексов, храмов и городов-крепостей (Эребуни, Тейшебаини и др.). В качестве строительных материалов использовались тесаный камень и кирпич- сырец. Известны также сооруженные урартами искусственные пещеры, высеченные в скале. Назначение их неизвестно: возможно, они использовались для культовых целей или служили гробницами урартских царей. Техника строительства оборонительных сооружений находилась на очень высоком уровне. Весьма многочисленны сохранившиеся до нашего времени остатки урартских ирригационных сооружений — каналов, плотин, водохранилищ.
Древнейшие памятники урартской письменности относятся к IX в. до н. э. В Урарту использовалась упрощенная версия ассирийской клики
нописи. Кроме того, сохранилось несколько десятков памятников иероглифической письменности, которая до сих пор до конца не расшифрована. Письменность, видимо, не имела широкого распространения в быту и повседневной жизни. Подавляющее большинство дошедших до нас урартских надписей носят официальный характер.
Рис. 4.3. Фрагмент урартской настенной росписи из крепости Эребуни 1
О религии Урарту сохранилось не слишком много сведений. Известно, что она имела немало общих черт с древними религиями Месопотамии (ассирийской и вавилонской), Малой Азии (хурритской и хеттской), Ирана. Окончательное оформление государственной религии Урарту приходится, вероятно, на время правления царя Ишпуини. Известно несколько десятков имен урартских богов и богинь. Первое место среди них занимает Халди. Он почитался и в некоторых пограничных с Урарту областях Ассирии. Именно обращением к Халди начинается подавляющее большинство урартских надписей. Главный храм бога Халди находился в городе Мусасир, к юго-востоку от озера Ван. В нем были накоплены огромные богатства: разграбившие святилище в 714 г. до н. э. ассирийцы вынесли из него много золота, около 500 кг серебра и 109 т меди в слитках, не считая прочей добычи. Из основных божеств урартского пантеона только Халди, по всей видимости, имеет исконно урартское происхождение. Наряду с ним особенно почитались [1]
бог бури и войны Тейшеба (вероятно, хуррито-хеттского происхождения) и бог солнца Шивини (связанный с месопотамским Шамашем). В жертву этим и другим божествам приносили быков, коров и овец. Иногда практиковались и человеческие жертвоприношения. Божества изображались в облике людей, но зачастую в их изображениях можно найти отдельные зооморфные элементы (например, рога — у богов и крылья — у богинь). Чрезвычайно часто встречаются изображения богов, стоящих на животных: Халди — на льве, Тейшебы — на быке и т. д. Письменные источники не содержат никаких сведений об урартской мифологии, однако памятники изобразительного искусства позволяют предположить, что она имела много общего с ассирийской и шире — с месопотамской.
История и культура Урарту.
Государство Урарту имело ряд своих определенных качеств. Вообще государство сформировалось после длительных набегов на соседние территории и дальнейшему объединению завоеванных участков в одно целое. Называется город Урарту, потому что его создание припало на правление династии Ура.
Консолидация первых урартских государственных образований в середине IX в. до н. э. была вызвана необходимостью объединения усилий в борьбе с ассирийской агрессией. Первым правителем объединенного Урарту стал царь Араму, против владений которого были направлены походы армии Салманасара III. Однако, хотя в ассирийских летописях результаты этих вторжений оцениваются как весьма успешные, очевидно, что они не затронули основных областей Урарту и Му-цацира, и вопреки надеждам ассирийских владык рост и усиление нового государства продолжались.
Урартский правитель Сардури I уже официально оформляет свои великодержавные претензии. Он принимает пышный титул, полностью заимствованный у ассирийских царей, в котором только название Ассирия заменено именем Урарту. Это был прямой вызов могущественнейшей державе Древнего Востока. Столицей Урартского государства становится город Тушпа, вокруг которого возводятся мощные каменные стены. Под эгидой правителя Тушпы объединяются мелкие владения, сплачиваясь в единый государственный организм. Недаром Сардури I именует себя «царем царей, который от всех царей получал дань».
Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то при его преемниках все официальные тексты составляются на урартском языке, для которого была использована чуть измененная ассирийская клинопись. Границы владений правителей Тушпы расширяются до озера Урмия, и второе урартское государственное образование Му-цацир становится зависимым владением. Теперь уже все урартские племена объединены в одном государстве.
С целью идеологического сплочения разноплеменной державы проводится и своего рода религиозная реформа с выделением трех главных божеств: Халди — бога неба, Тейшебы — бога грома и дождя, Шивини — бога солнца. В древнем религиозном центре Муцацире возводятся культовые строения, храму Халди жертвуются богатые дары.
Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства. Многочисленные царские надписи сообщают о возведении храмов и дворцов, организации храмовых хозяйств. Однако это была лишь одна сторона энергичной деятельности молодого государства. Надписи повествуют и о многочисленных походах. Урартские войска проникают в царство Манна, расположенное южнее озера Урмия, стремятся обойти с фланга Ассирийскую державу. Урарты уводили из захваченных областей в качестве добычи многочисленные стада, но в отличие от большинства ассирийских набегов не разоряли присоединяемые территории. В надписях оговаривается, что часть имущества оставлялась покоренным странам, которые отныне должны были представлять надежный оплот Урартского государства.
Ванское царство на вершине могущества. Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа (810—786 гг. до н. э.). Официальные анналы год за годом описывают деятельность этого инициативного правителя. Анналы были тоже одним из государственных нововведений, и отныне все урартские цари составляют подобные официальные летописи, освещающие события их царствования. Большое внимание Менуа уделял организации армии. Есть основания полагать, что со времени его правления центральная власть полностью взяла на себя заботы по экипировке войск, ранее частично возлагавшейся на подвластных правителей. Урартская армия переходит на лучшие в Передней Азии ассирийское вооружение и ассирийские военные доспехи. Военные походы Менуа, в которых он принимал личное участие, идут в двух направлениях — на юго-запад, в сторону Сирии, где его войска овладевают левобережьем Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. В походах захватываются пленные, богатая добыча, сжигаются вражеские города. Но примечательна и другая особенность, наметившаяся уже ранее,— покоренные владения целиком не разоряются, а, наоборот, сохраняются при условии признания политической гегемонии Урарту и выплаты дани.
Большое внимание уделял Менуа организации зависимых владений. Видимо, в ряде из них оставались местные правители («под условием выплаты дани»), но одновременно назначались и представители центральной власти — областеначальники. Возможно, именно с Менуа связана своего рода административная реформа — разделение Урартского государства на области, во главе которых стояли представители центрального правительства. Часто во вновь присоединенных областях строились урартские крепости, утверждавшие военное присутствие Урарту и становившиеся центрами административно-хозяйственной деятельности. Так, на левом берегу Аракса была возведена крепость Менуахинили, ставшая важным опорным пунктом для дальнейшего продвижения в Закавказье.
Строительная деятельность Менуа отличается большим размахом и масштабностью. Сохранилось около ста надписей с его именем, и большинство из них связано с тем или иным строительством. Особенно большие работы были осуществлены в центральной части урартских владений — в районе столичного города Тушпы. Здесь был проведен канал длиной в 70 км, представлявший собой сложное ирригационное сооружение, которое урартский царь назвал своим именем («канал Менуа»). Есть упоминания о строительстве каналов и в других районах урартского царства.
История Урарту – древнего государства кузнецов
Около 2900 лет назад, то есть, в 900-х гг. до н.э. на землях, где сходятся границы современных стран Армении, Турции и Ирана, в результате объединения местных родственных индоевропейских племен сложились два государственных образования: Урарту и Манна. Их центрами были горные долины озера Ван и озера Урмия. Около столетия эти государства ничем особенным не выделялись среди других цивилизаций степных нагорий Передней Азии. В то время в этом регионе доминировала грозная Ассирия – страна бесстрашных завоевателей, безжалостно обращавшая в руины древние города и порабощавшая соседние народы. В VIII в. до н.э. в Переднюю Азию началась интенсивная миграция племен, говоривших на языках индоевропейской языковой семьи, из Причерноморья и с Балканского полуострова. Чтобы не попасть в рабство к Ассирии, индоевропейцы были вынуждены примыкать к местным племенным союзам, говорившим на родственных языках. Ассирийцы же говорили на аккадском языке семитской группы – на том же языке, что и древние вавилоняне, которым они были этнически близки. Благодаря примыканию к ним искавших защиты от ассирийцев различных индоевропейских племен, в том числе потомков населения распавшегося примерно в 1200 г. до н.э. Хеттского царства, цари Урарту и достигли своего политического могущества. Постепенно цари Урарту Менуа (786 – 784 гг. до н.э.) и Аргишти I (786 – 764 гг. до н.э.), его сын, подчинили своей власти индоевропейские области Муцацир, лежавший на восток от Ассирии, и Северную Сирию, что лежала к западу от ассирийских владений.
Так Ассирия оказалась с двух сторон обложена владениями недружелюбного индоевропейского государства, отчего оказались перерезанными все ее традиционные торговые пути, кроме южного, ведущего в Вавилон. Но и с Вавилоном у воинственных ассирийцев отношения ровностью не отличались. После 730 г. до н.э. Закавказье и Малая Азия оказались охваченными миграцией индоевропейских кочевых племен киммерийцев и скифов, отчего возросла угроза для ассирийских рубежей. Прежде ассирийцы, в стране которых не имелось собственных рудников, закупали металлы у малоазиатских и закавказских народов по удобной им цене, так как соседи боялись Ассирию и старались не вступать с ней в лишние споры. Теперь же объединение индоевропейских племен, обладавших собственными рудниками, под властью царей Урарту позволяло им самим диктовать условия Ассирии. А им было выгодно ослабление ассирийского войска, в том числе за счет повышения цен на металл: ведь нехватка в Ассирии металла означала снижение производства оружия. Поэтому вся история урартов характеризуется их постоянными жестокими войнами с ассирийцами, которые пытались сокрушить сумевшую пошатнуть их господство в переднеазиатском регионе державу. Эти кровопролитные войны, в которых успех одерживала то одна, то другая сторона, длились почти двести лет.
Чтобы перенести обеспечивавшие жизнеспособность урартского государства кузницы и зернохранилища подальше от ассирийской границы, царь Аргишти I начал освоение земель между реками Курой и Араксом, которые впадают в Каспийское море, в Закавказье. Это дело продолжил Сардури II (764 – 735 гг. до н.э.), сын Аргишти. Земли, прежде представлявшие собой обширную степь, по которой бродили стада диких лошадей и охотились гепарды, за несколько десятилетий покрылись богатыми садами и пышными виноградниками, среди которых выросли крупные процветающие города.
Развалины древнего урартского дворца
Хотя основным делом, приносившим доход и могущество государству Урартов, были добыча руды, кузнечное дело и металлургия, урарты активно трудились и в других отраслях производства. Будучи усердными земледельцами, урарты создали в своей стране сложную ирригационную систему, отдельные каналы которой протягивались на 70 км. Хорошо орошаемые, поэтому не боящиеся свойственных Передней Азии периодических засух поля урартов располагались в горных долинах и давали высокие урожаи. Это способствовало укреплению государственной мощи, так как позволяло содержать большое число воинов и царских чиновников. В стране урартов было много городов, укрепленных исключительно мощными стенами. Случалось, что ассирийцы, вторгаясь в земли Урарту, разоряли сельские районы, но даже не пытались штурмовать города. Так поступил, к примеру, опустошивший в 714 г. до н.э. всю территорию государства ассирийский царь Саргон II, не решившийся осаждать урартский город Тушпу, под которой в 735 г. до н.э. потерпел поражение его предшественник Тиглатпаласар III. В градостроительстве урарты проявляли высокое по тому времени искусство. Существовали города, имевшие правильную прямоугольную планировку, что облегчало перевозку грузов по их территории. Не случайно некоторые основанные уратами города, например, столица современной Армении Ереван, стоят и полной жизнью живут до сих пор.
Ереван. Современная столица Армении
В своем противостоянии с ассирийцами урарты придерживались в основном оборонительной тактики. Не идя на уступки воинственной Ассирии, они провоцировали ее вторжения, после чего, не испытывая благодаря собственным рудникам недостатка в вооружении, на своей территории хитрыми маневрами изматывали ассирийскую армию. Ассирийцы, страдая от дефицита оружия, всегда стремились захватить в ходе военных действий побольше урартских мечей, кинжалов, копий. И это стало приносить свои плоды: из-за изнурительных военных походов с большими потерями ассирийское государство стало ослабевать изнутри, его казна истощалась, происходили внутренние смуты. Однако цари Урарту не воспользовались ослаблением своего векового противника, чтобы нанести ему решительный удар. Возможно, внутреннее единство самого индоевропейского союза оказалось непрочным, и большинство племен было удовлетворено тем, что им удается отражать вторжения ассирийцев, а о собственном походе «во вражеское гнездо» они не думали. После укрепления Ассирии при ее правителе Тиглатпаласаре III, пришедшем к власти в 745 г. до н.э., и реорганизации ассирийского войска войны между ассирийцами и урартами стали намного тяжелее для последних. В 713 г. до н.э. войско урартского царя Русы I потерпело жестокое поражение от преемника Тиглатпаласара III Саргона II. Традиционный урартский метод заманивания вражеского войска в засаду на этот раз не сработал: Саргон оказался слишком опытным воином, и сам обманул пытавшихся зайти к нему в тыл в районе озера Урмия урартов. Когда урартское войско было разбито, Руса I бежал в город Тушпу и там покончил с собой.
Карта государства Урарту
В конце VIII – начале VII вв. до н.э. государство Урарту понесло тяжелый урон от вторжений индоевропейцев-кочевников – киммерийцев и скифов, которые во множестве заселили тогда Малую Азию и Закавказье. Объединение индоевропейцев под верховенством Урарту стало распадаться. Скифы даже заключили союз с ассирийцами. Около 640 г. царь Урарту Сардури III, будучи не в силах защитить свое государство от многочисленных врагов, добровольно признал себя подданным Ассирии. Но и это не спасло погибающую цивилизацию: через 30 лет Урарту было завоевано ираноязычными мидянами и прекратило свое существование.
УРАРТУ
УРАРТУ – могущественное рабовладельческое государство Древнего мира в IX–VI вв. до н.э. Располагалось на территории Армянского нагорья, в районе озер Ван (совр. Турция), Урмия (северо-запад Ирана), Гокча (Севан), включая бассейн реки Аракс и вплоть до реки Куры на севере.
Армянское нагорье населяли племена урартов и наири, лингвистически близкие к хурритам, жителям древнего государство Митанни на территории северной Месопотамии (середина 2-го тыс. до н.э.).
Первые ассирийские упоминания об Урарту относятся к Х в. до н.э. К середине IX в. до н.э. начинает складываться государство Урарту. Древние надписи в Тушпе (современный Ван), столице Урарту, упоминают о царе урартов Сардури I.
Ок. 832 до н.э. вновь встречаются упоминания о набегах ассирийцев на Урарту. Вероятно, ассирийцы хотели взять под свой контроль торговые пути, по которым Месопотамия снабжалась железом из юго-восточной Малой Азии (современная Турция). Впрочем, ассирийские походы 856 и 832 до н.э. против Урарту не были удачными. Поэтому ассирийский царь Салманасар III в 829 до н.э. вновь вторгается в район озера Урмия для подавления урартов, стремящихся к независимости. По всей вероятности, ассирийцы были в очередной раз отброшены, и Сардури I объявил себя «царем великим, царем сильным, царем множеств, царем Наири», бросив тем самым вызов могущественной Ассирии за господство в Передней Азии. См. также Салманасар III. Эти ассирийские походы против Урарту изображены на барельефах храмовых ворот в ассирийском городе Имгур-Эллиль (совр. Балават на севере Ирака).
Ослабив некогда могущественную Ассирийскую державу к концу IX – началу VIII вв., государство Урарту вступает в период своего расцвета. С этого времени начинается экспансия урартийских царей Ишпуини и Менуа. Утвердившись на территориях вокруг озер Ван и Урмия, урарты совершили ряд удачных походов на страну Диаухи (территория современной восточной Турции в районе Карса и Эрзерума) и Южное Закавказье (современная Армения и часть южной Грузии). В араратской долине была построена крепость Менуахинили как форпост для предстоящей экспансии урартов вглубь Закавказья.
Преемник Менуа – его сын Аргишти I – продолжил завоевательную политику своего отца. Он основал хорошо укрепленные крепости Эребуни (окраина Еревана) и Аргиштихинили (впоследствии Армавир) на левом берегу Аракса. Аргишти I разгромил страну Диаухи и вплотную приблизился к «стране Кулха» (Колхида). Походы Аргишти I сопровождались захватом большого количества рабов и скота. Об этих событиях нам повествует т.н. «Хорхорская летопись», высеченная на отвесных склонах Ванской скалы в Тушпе.
В 764–735 до н.э. на урартийском престоле воцаряется Сардури II, сын Аргишти I. Передовая армия урартов, созданная по образцу ассирийской (большие круглые щиты, остроконечные шлемы из бронзы, защитные пластинчатые доспехи и.д.), совершила ряд успешных походов в северное Закавказье, Ману (страна манеев на территории современного Южного Азербайджана в Иране) и Кумаху (Коммагену – турецкий анклав Курдистана). Сардури II заключил ряд союзов с сирийцами и стал угрожать Ассирийской державе с запада.
Неизбежная схватка между Урарту и Ассирией началась после восшествия на ассирийский престол Тиглатпаласара III, положившего конец междоусобным войнам и смутам внутри самой Ассирийской державы. Ок. 740 до н.э. Тиглатпаласар III направил свое войско в Кумаху, и в битве при Киштане и Халпе нанес серьезное поражение объединенной союзной армии урартов и сирийцев. Сардури II был вынужден отступить за Евфрат. Ассирийцы вытеснили урартов из Северной Месопотамии и Северной Сирии. По всей вероятности, Тиглатпаласар III ок. 735 до н.э. осадил урартийскую столицу Тушпу, но захватить цитадель на Ванской скале ассирийцы не смогли.
После смерти Сардури II (30-е годы VIII в. до н.э.) в Урарту воцарился Руса I, который провел ряд реформ для укрепления центральной власти и воздвиг новые крепости (на берегу Севанского озера и др.).
В это время в Урарту вторгаются кочевые племена киммерийцев из Закавказья. Руса I ценой огромных потерь смог противостоять опустошительным набегам киммерийцев и успешно вывести Урарту из этого кризиса.
После этого столкновение с Ассирией вновь становится неизбежным. Ок. 715 до н.э. ассирийский правитель Саргон II выдвинулся к озеру Урмия. В генеральном сражении при Уауш (близ оз. Урмия) ассирийцы наголову разбили войско Руса I и его союзников. Царь Урарту бежал в Тушпу, где покончил жизнь самоубийством. После этого ассирийцы жестоко разграбили и опустошили Урарту.
В начале VII в. до н.э. урартийский царь Руса II попытался восстановить относительное могущество Урарту. Им были построены ряд крепостей (в т.ч. Тейшебаини в Араратской долине). В союзе с киммерийскими племенами Руса II совершил ряд походов во Фригию. Между Урарту и Ассирией в целом сохранялись мирные отношения.
Во второй половине VII до. н.э. у северных закавказских границ Урарту появляются племена скифов, разгромившие и поглотившие киммерийцев. Над некогда могущественным государством Урарту нависла смертельная опасность вторжения скифов. Ок 630 до н.э. царь Урарту Сардури III обращается за помощью к ассирийскому царю Ашшурбанапалу (см. АШШУРБАНАПАЛ) за помощью, называя себя уже не «братом» как ранее, а «сыном», признав тем самым главенство Ассирии. Однако вскоре Ассирия была сама разгромлена возвысившимся Мидийским царством, существовавшим в северо-западных областях Иранского нагорья. После падения Ассирийской державы, ок. 609 до н.э. мидийские войска вторглись в Урарту и заняли Тушпу. К 590 до н.э. государство Урарту, очевидно, полностью утратило свою независимость.
Урарту было скорее государственным объединением различных этнических племен и народов. Геродот в V в. до н.э. рассказывает о четырех основных этнических группах населения Урарту – алародиев (собственно урартов), армениев (армян), матиенов (родственных хурритам) и саспейров (соответствующих картвельским племенам). Несомненно, государство Урарту сыграло огромную роль в формировании и становлении народов Армянского нагорья и Закавказья. Можно предположить, что конец истории Урарту является началом истории армянского и картвельского (восточно-грузинского) народов.
УРАРТУ
УРАРТУ – могущественное рабовладельческое государство Древнего мира в IX–VI вв. до н.э. Располагалось на территории Армянского нагорья, в районе озер Ван (совр. Турция), Урмия (северо-запад Ирана), Гокча (Севан), включая бассейн реки Аракс и вплоть до реки Куры на севере.
Армянское нагорье населяли племена урартов и наири, лингвистически близкие к хурритам, жителям древнего государство Митанни на территории северной Месопотамии (середина 2-го тыс. до н.э.).
Первые ассирийские упоминания об Урарту относятся к Х в. до н.э. К середине IX в. до н.э. начинает складываться государство Урарту. Древние надписи в Тушпе (современный Ван), столице Урарту, упоминают о царе урартов Сардури I.
Ок. 832 до н.э. вновь встречаются упоминания о набегах ассирийцев на Урарту. Вероятно, ассирийцы хотели взять под свой контроль торговые пути, по которым Месопотамия снабжалась железом из юго-восточной Малой Азии (современная Турция). Впрочем, ассирийские походы 856 и 832 до н.э. против Урарту не были удачными. Поэтому ассирийский царь Салманасар III в 829 до н.э. вновь вторгается в район озера Урмия для подавления урартов, стремящихся к независимости. По всей вероятности, ассирийцы были в очередной раз отброшены, и Сардури I объявил себя «царем великим, царем сильным, царем множеств, царем Наири», бросив тем самым вызов могущественной Ассирии за господство в Передней Азии. См. также Салманасар III. Эти ассирийские походы против Урарту изображены на барельефах храмовых ворот в ассирийском городе Имгур-Эллиль (совр. Балават на севере Ирака).
Ослабив некогда могущественную Ассирийскую державу к концу IX – началу VIII вв., государство Урарту вступает в период своего расцвета. С этого времени начинается экспансия урартийских царей Ишпуини и Менуа. Утвердившись на территориях вокруг озер Ван и Урмия, урарты совершили ряд удачных походов на страну Диаухи (территория современной восточной Турции в районе Карса и Эрзерума) и Южное Закавказье (современная Армения и часть южной Грузии). В араратской долине была построена крепость Менуахинили как форпост для предстоящей экспансии урартов вглубь Закавказья.
Преемник Менуа – его сын Аргишти I – продолжил завоевательную политику своего отца. Он основал хорошо укрепленные крепости Эребуни (окраина Еревана) и Аргиштихинили (впоследствии Армавир) на левом берегу Аракса. Аргишти I разгромил страну Диаухи и вплотную приблизился к «стране Кулха» (Колхида). Походы Аргишти I сопровождались захватом большого количества рабов и скота. Об этих событиях нам повествует т.н. «Хорхорская летопись», высеченная на отвесных склонах Ванской скалы в Тушпе.
В 764–735 до н.э. на урартийском престоле воцаряется Сардури II, сын Аргишти I. Передовая армия урартов, созданная по образцу ассирийской (большие круглые щиты, остроконечные шлемы из бронзы, защитные пластинчатые доспехи и.д.), совершила ряд успешных походов в северное Закавказье, Ману (страна манеев на территории современного Южного Азербайджана в Иране) и Кумаху (Коммагену – турецкий анклав Курдистана). Сардури II заключил ряд союзов с сирийцами и стал угрожать Ассирийской державе с запада.
Неизбежная схватка между Урарту и Ассирией началась после восшествия на ассирийский престол Тиглатпаласара III, положившего конец междоусобным войнам и смутам внутри самой Ассирийской державы. Ок. 740 до н.э. Тиглатпаласар III направил свое войско в Кумаху, и в битве при Киштане и Халпе нанес серьезное поражение объединенной союзной армии урартов и сирийцев. Сардури II был вынужден отступить за Евфрат. Ассирийцы вытеснили урартов из Северной Месопотамии и Северной Сирии. По всей вероятности, Тиглатпаласар III ок. 735 до н.э. осадил урартийскую столицу Тушпу, но захватить цитадель на Ванской скале ассирийцы не смогли.
После смерти Сардури II (30-е годы VIII в. до н.э.) в Урарту воцарился Руса I, который провел ряд реформ для укрепления центральной власти и воздвиг новые крепости (на берегу Севанского озера и др.).
В это время в Урарту вторгаются кочевые племена киммерийцев из Закавказья. Руса I ценой огромных потерь смог противостоять опустошительным набегам киммерийцев и успешно вывести Урарту из этого кризиса.
После этого столкновение с Ассирией вновь становится неизбежным. Ок. 715 до н.э. ассирийский правитель Саргон II выдвинулся к озеру Урмия. В генеральном сражении при Уауш (близ оз. Урмия) ассирийцы наголову разбили войско Руса I и его союзников. Царь Урарту бежал в Тушпу, где покончил жизнь самоубийством. После этого ассирийцы жестоко разграбили и опустошили Урарту.
В начале VII в. до н.э. урартийский царь Руса II попытался восстановить относительное могущество Урарту. Им были построены ряд крепостей (в т.ч. Тейшебаини в Араратской долине). В союзе с киммерийскими племенами Руса II совершил ряд походов во Фригию. Между Урарту и Ассирией в целом сохранялись мирные отношения.
Во второй половине VII до. н.э. у северных закавказских границ Урарту появляются племена скифов, разгромившие и поглотившие киммерийцев. Над некогда могущественным государством Урарту нависла смертельная опасность вторжения скифов. Ок 630 до н.э. царь Урарту Сардури III обращается за помощью к ассирийскому царю Ашшурбанапалу (см. АШШУРБАНАПАЛ) за помощью, называя себя уже не «братом» как ранее, а «сыном», признав тем самым главенство Ассирии. Однако вскоре Ассирия была сама разгромлена возвысившимся Мидийским царством, существовавшим в северо-западных областях Иранского нагорья. После падения Ассирийской державы, ок. 609 до н.э. мидийские войска вторглись в Урарту и заняли Тушпу. К 590 до н.э. государство Урарту, очевидно, полностью утратило свою независимость.
Урарту было скорее государственным объединением различных этнических племен и народов. Геродот в V в. до н.э. рассказывает о четырех основных этнических группах населения Урарту – алародиев (собственно урартов), армениев (армян), матиенов (родственных хурритам) и саспейров (соответствующих картвельским племенам). Несомненно, государство Урарту сыграло огромную роль в формировании и становлении народов Армянского нагорья и Закавказья. Можно предположить, что конец истории Урарту является началом истории армянского и картвельского (восточно-грузинского) народов.
Урарту государство древней цивилизации. Столица, история, искусство, культура, достижения, правители
Культура
Изображение священных деревьев и божеств на
шлеме царя Аргишти I. VIII в. до н.э.
Урартская культура ещё мало изучена. Однако уже теперь совершенно ясно, что урарты создали высокую культуру, тесно связанную с культурным творчеством других народов Передней Азии, и тем самым сделали ценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Многие черты урартской культуры отличаются большой самобытностью. Урарты имели свою собственную древнюю иероглифическую письменность, некоторые картинные знаки которой обнаружены на отдельных предметах и на одной глиняной табличке. Архитектура и металлургия достигли у них высокого совершенства. С художественной точки зрения особенный интерес представляет изображение мусасирского храма, сохранившееся на стенах дворца Саргона. Этот храм был построен в IX—VIII вв. до н.э. на высокой платформе. Со своей двускатной крышей, с фронтоном и с шестью колоннами, украшавшими фасад, он живо напоминает древнегреческие здания, возможно, являясь их переднеазиатским прототипом. На применение в архитектуре колонн указывают сохранившиеся базы, некоторые из которых хранятся в Музее Грузии. Высокое развитие металлургии нашло своё отражение в целом ряде художественных изделий из бронзы. Среди них выделяются скульптурные части роскошных тронов, воспроизводящие фигуры крылатых быков с лицом человека. Эти изящно сделанные предметы были отлиты из бронзы по восковой модели, дополнительно моделированы при помощи чеканки и покрыты тончайшим листовым золотом, пластично воспроизводившим все орнаментальные подробности бронзовой основы. Лица, сделанные из белого камня, инкрустированные глаза и брови и углубления крыльев, украшенные красной пастой, создавали яркий красочный эффект. Такого рода выразительные произведения урартской металлургической пластики занимали совершенно особое место в искусстве древневосточных народов.
Бронзовый пояс (?) с изображением охоты. Начало I тыс. до н.э.
Некоторое представление об урартской живописи дают остатки стенных росписей, обнаруженные на холме Арин-берд в развалинах крепости, построенной в VIII в. до н. э. Судя по этим обломкам, оригинальный многокрасочный фриз высотой до 1 м украшал стены древнего зала. Фриз этот состоял из изображений бегущих коз, священного дерева жизни, около которого стояли молящиеся люди, быков, крылатых дисков, наконец, растительного и геометрического орнамента. Эти художественные сюжеты типичны для древневосточного искусства, но в то же время отличаются некоторым своеобразием, характерным для всей урартской культуры.
Урарты сумели использовать и высокие достижения ассиро-вавилонской цивилизации. Они заимствовали у ассирийцев клинопись, но упростили и несколько усовершенствовали её. Металлургия и изобразительное искусство урартов развивались в тесной связи с техникой металлического производства и художественным творчеством ассирийцев и хеттов. Художественные образы крылатых быков сохранились в искусстве целого ряда народов Передней Азии: ассирийцев, хеттов и митаннийцев.
Разграбление ассирийскими воинами храма в Мусасире. Рельеф из дворца ассирийского царя Саргона II в Дур-Шаррукине (Хорсабад). VIII век до н.э.
Урартская религия прошла весь путь развития от древнего фетишизма и культа природы до культа богов — покровителей царя и государства. Урарты обоготворяли деревья и в особенности горы. Одним из эпитетов бога Халда был “гора Халда”. В перечне урартских богов (Мхер Капуси) упоминаются ворота Халда и боги ворот Халда. Очевидно, здесь имеются в виду ниши, высеченные в скалах, через которые, по религиозным воззрениям урартов, выходило из священной скалы божество, обитавшее в горе. Широко распространён был в стране Урарту и культ священного дерева. На различных предметах властности, на оттисках печатей сохранились сцены поклонения священному дереву, причём этот обряд иногда совершал сам царь. Характерно отметить, что около изображения священного дерева сохранились изображения священных каменных столбов, а также грифона. Наряду с культом бога горы Халда в Урарту существовал и культ богини природы и плодородия, которая считалась покровительницей зверей и растений. Видное место в пантеоне урартов занимали бог грозы и бури Тейшеба и бог солнца Ард. В урартских надписях особенно часто встречаются имена трёх основных богов: Халда, Тейшебы и Арда. Однако среди них первое место занимал бог Халд, считавшийся верховным богом урартов. С течением времени, бог Халд превращается в бога войны и покровителя царя Урартского государства. Копьё и щит, считались символами божественной власти воинственного бога и его наместника на земле. Царь урартов изображался иногда в виде верховного жреца.
Урарты оказали влияние на развитие культуры соседних народов, в частности, ассирийцев. Урартская культура оказала несомненное влияние на развитие ассирийской металлургии и ассирийского искусства. Особенно сильное культурное влияние оказали урарты на развитие соседних народов Закавказья. На территории Армении сохранились развалины крепостей, построенных под влиянием урартской архитектуры. Урартский язык, религия и мифология, сохранив многие черты ассиро-вавилонской культуры, оказали большое влияние на развитие культуры древнеармянского народа. Армянский историк VIII в. Моисей Хоренский сохранил воспоминания о легендах, описывающих борьбу древнего героя Хайка с Бэлом, предводителем полубогов-полувеликанов, и не менее древнюю легенду о царице Шамирам, которую ещё долго впоследствии считали строительницей большого ванского канала. Таким образом, урарты передали многие элементы древневосточной культуры более поздним народам, в частности, древним армянам и другим народам Закавказья.
Источник: Всемирная история” Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.
Государство урарту
Племена Закавказья в V—II тысячелетиях до н. Э.
Возникновение государства Урарту
В районах Армянского нагорья и Закавказья, где природные условия не благоприятствовали прогрессу поливного земледелия, важную роль играло наличие рудных богатств, главным образом меди и железа; на степных нагорьях и лугах развивалось скотоводство.
Проводятся раскопки урартских памятников на территории Турции и Ирана.
В V—IV тыс. до н. э. долины Куры и Аракса были заселены оседлыми земледельцами и скотоводами в Шому-тепе в Азербайджане, Шулавери в Грузии и Техут в Армении. Поселения состояли из круглых в плане глинобитных жилых и хозяйственных строений, что является специфической чертой культуры закавказских земледельцев, поскольку в большинстве других раннеземледельческих культур Древнего Востока строения имеют квадратную или прямоугольную планировку. Большую роль играли каменные, кремневые и костяные орудия, появляются и медные изделия. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие с возделыванием пшеницы, ячменя, проса и полбы, разведение крупного и мелкого рогатого скота. В небольших поселках площадью в 0,5—1 га проживало по 100—300 человек. Культура земледельцев Закавказья уступала культурам Северной и Южной Месопотамии — Халафу и Убейду.
В III тыс. до н. э. распространяется культура раннебронзового века, названная куро-аракской. Значительное развитие получает земледелие; при обработке полей используется примитивная соха, урожай убирается с помощью серпов. В каждом поселении был дом-мастерская ремесленника, где изготовлялись из различных сплавов украшения, керамика, орудия труда и оружие — топоры, кинжалы и копья. Высоко в горах складывается отгонное скотоводство.
Интенсивно идет разложение первобытного строя. В горах строятся крепости из каменных глыб. Выделяется оружейное дело. В конце II тыс-я до н. э. появляется оружие из железа. Оснащенные этим оружием воины образовывали боевую дружину племенных вождей.
Особенно интенсивным процесс разложения первобытных порядков был у племен урартов, обитавших в районе озера Ван. Восемь стран под общим наименованием Урарту упоминаются в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В конце XII в. до н. э. поход к озеру Ван совершил ассирийский царь Тиглатпаласар I.
В XI—X вв. до н. э. здесь идет объединение мелких владений в государство. Первые попытки создания письменности, близкой к хеттской.
Консолидация первых урартских государственных образований в середине IX в. до н. э. была вызвана необходимостью борьбы с ассирийской агрессией. Первым правителем Урарту стал царь Араму (864—845 гг. до н. э.), против которого совершал походы Салманасар III. Урартский правитель Сардури I (835— 825 гг. до н. э.) принимает пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Столицей становится город Тушпа, вокруг которого возводятся каменные стены. Объединяются мелкие владения.
Границы владений правителей Тушпы расширяются до озера Урмия, и второе урартское государственное образование Муцацир становится зависимым владением. Теперь все урартские племена объединены.
3 главных божества: Халди — бога неба, Тейшебы — бога грома и дождя, Шивини — бога солнца.
Интенсивное строительство охватывает почти всё государство: возведение храмов и дворцов, организация храмовых хозяйств. Урартские войска проникают в царство Манна, стремятся обойти с фланга Ассирию.
Ванское царство на вершине могущества.
Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа (810—786 гг. до н. э.). Теперь все урартские цари составляют официальные летописи, освещающие события их царствования. Менуа занимался организацией армии. Урартская армия переходит на лучшие в Передней Азии ассирийское вооружение и доспехи. Военные походы Менуа идут в двух направлениях — на юго-запад, в сторону Сирии, где его войска овладевают левобережьем Евфрата, и на север, в сторону Закавказья.
Большое внимание уделял Менуа организации зависимых владений. В них оставались местные правители («под условием выплаты дани»), но назначались и представители центральной власти — областеначальники. Административная реформа — разделение Урартского государства на области, во главе которых стояли представители центрального правительства. В районе столичного города Тушпы был проведен канал длиной в 70 км («канал Менуа»).
При сыне и преемнике Менуа — Аргишти I (786—764 гг. до н. э.). Правление Аргишти — это зенит могущества Урартского государства. Сам он даже сообщает о победе над войсками Ассирии. Его войска проникают в Северную Сирию. На юго-востоке урарты, устанавливают своё влияние на Маннейское царство, выходят на границы Вавилонии.
Урартские войска доходят до границ Колхиды (Колхи) в Западной Грузии и овладевают, обширной территорией до озера Севан. Здесь осуществляется обширная программа хозяйственно-строительной деятельности. На месте современного Еревана в 782 г. до н. э. возводится город Еребуни, а в районе Армавира в 776 г. до н. э. строится крупный городской центр Аргиштихинили. Военные походы не только расширяли территориальные границы и увеличивали политическое влияние Урарту, но и служили постоянным источником поступления рабов-военнопленных. Военные успехи Урартского государства были связаны со всей социально-экономической системой общества, что и объясняет его расцвет в VIII в. до н. э.
В 743 г. до н. э. обновленная Тиглатпаласаром III ассирийская армия побеждает в решительном сражении возглавляемую Урарту коалицию в Северной Сирии около города Арпада. В 735 г. до н. э. Тиглатпаласар III осуществляет поход в центр Урартской державы, в район озера Ван. Несмотря на осаду урартской столицы Тушпы, ассирийцы так и не смогли овладеть ее цитаделью. В открытом военном противоборстве с Ассирией Урарту потерпело первое поражение.
Вступив на престол, Руса I (735—714 гг. до н. э.) застал державу поколебленной военными неудачами, но вскоре овладел положением.
Руса I старался избегать противоборства с Ассирией, продолжает расширять свои владения в Закавказье к северо-востоку от озера Севан. К северу от озера Урмия: проведены многочисленные каналы, построены крепости-города, на восточном побережье Вана строится обширное водохранилище, создаются виноградники и поля, возводится город Русахинили.
В 714 г. до н. э. ассирийская армия, возглавляемая Саргоном II, двинулась к востоку от озера Урмия против местных правителей, натравливаемых на Ассирию урартским царем. Битва кончилась поражением урартов. На обратном пути в Ассирию Саргон II во главе 1000 всадников захватил урартский культовый центр Муцацир, где победителям достались храмовые сокровища. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой Ассирийской военной державы.
Источники:
http://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/7311-istoriya-i-kultura-urartu.html
http://history-thema.com/istoriya-urartu-drevnego-gosudarstva-kuznetsov/
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/urartu
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/urartu
http://ancient.gerodot.ru/topics/data/urartu/urartu06.htm
http://studfile.net/preview/4193448/
http://kuku.travel/country/georgia/city-france/ureki/ureki-kurort-gruzii-s-plyazhem-iz-magnitnyx-peskov/