Успенский Собор во Владимире. Строительство, архитектор, описание, интересные факты, как работает, как добраться

ЕГЭ. Культура. Архитектура. Успенский собор во Владимире. 10 вопросов- 10 ответов.

Успенский собор во Владимире.

10 вопросов и ответов, которые помогут при подготовке к урокам и ЕГЭ по истории .

Вопросы

Ответы

1.Где находится?

Россия, г. Владимир.

2. Автор?

А.Боголюбский «привёл мастеров из всех земель»- Киева, Галича, Греции. Германский король Фридрих Барбаросса прислал немецких мастеров.

3.Век и дата постройки?

12 век, 1158 – 1189.

В 1185 г. храм пострадал от пожара.

4.При каком правителе?

Годы его правления и современники.

Алексей Боголюбский(1157-1174)-задумал собор как главный храм Руси.

Всеволод Большое Гнездо

( 1176- 1212).При нём после пожара собор значительно расширили, убранство сделали более пышным и дорогим.

Современники:

Ярослав Осмомысл ( 1153-1187)

Фридрих Барбаросса – король Германии( 1152-1190).

5.В честь (или память) о каком событии?

Собор построен для хранения иконы Владимирской Божьей Матери, которая много веков считалась покровительницей Руси и которая, по преданию, на раз спасала Андрея Боголюбского от несчастий, уцелела во время пожара при Батые.

Из истории: иконы написана при жизни самой Богородицы, передана в Константинополь в 450 г. а затем – в дар Юрию Долгорукому- отцу А.Боголюбского.

6.Особенности сооружения?

До возвышения Москвы – главный собор Владимиро-Суздальского княжества. В нём венчались на княжение владимирские и московские князья. Здесь хранилась икона Владимирской Божьей Матери( с 1521 года икона находится в в Москве, сегодня- в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее).

Белокаменный собор крестово-купольной формы.

Шестистопный, трёхаспидный, вдоль столпов – лопатки, по высоте(32.3.метра) превосходил Софийские соборы в Киеве и Новгороде).

7.Внутреннее оформление?

Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, начало 15-го века (первоначальные фрески сохранились фрагментарно). Мастера приглашены по приказу Д.Донского в 1408г.

8.Судьба памятника?

Собор не раз реставрировался.

При Екатерине 2 иконостас А.Рублёва заменён новым в стиле барокко.

В 1810 г. рядом с собором сооружена колокольня.

Последняя реставрация – в конце 1970-х – начале 1980-х годов.

9.Проводится ли сегодня богослужения?

Кафедральный собор Владимирской митрополии + музей.

10.Совремнное состояние?

Включён в список памятников Всемирного наследства ЮНЕСКО

в 1992 г.

Термины

Столп (столб)- архитектурный элемент вертикальной формы, несущая часть конструкции здания.

Апсида – от греч. свод- выступ здания, примыкающий к основному, полукруглой формы.

Фреска – живопись по сырой штукатурке.

Лопатки (лизена)- вертикальный плоский выступ стены, служащий для декора и усиления стены.

Успенский собор во Владимире.

Общий вид на Успенский собор

Колокольня Успенского собора

Фрески Андрея Рублёва в Успенском соборе.

Владимирская икона Божьей Матери.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Белокаменная история древней Руси: Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире

Во времена княжения Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, Владимиро-Суздальские земли находились на пике своего развития. Используя умную, ловкую политику, Всеволод наводил порядок в княжестве. Он умел ладить со знатными боярами, чтил дружинные обычаи.

Военные походы не мешали князю заниматься хозяйственными делами. Всеволод не сидел в столице, разъезжал по своему княжеству: судил преступников, разбирал жалобы, следил за законностью сбора податей. Великий князь много строил. Одна из известнейших построек Всеволода – Дмитриевский собор во Владимире.

История собора

Иногда собор называют Дмитровским.

Возведение и основание

В девяностых годах прошлого века были обнаружены летописные данные, в которых указывается дата постройки 1191 год, хотя ранее считалось, что годы создания 1194—1197. Всеволод повелел строить храм в городе Владимире на княжеском дворе как дворцовую церковь для членов своей семьи. Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Возможно, вместе с ними работали болгары, сербы и другие выходцы с Балканского полуострова.

Происхождение название

Свое детство Всеволод провел в Константинополе. Его мать, византийская принцесса, после разногласий с Андреем Боголюбским, была вынуждена уехать с младшими детьми и жила при дворе императора в Константинополе. Большим почтением там пользовался святой Дмитрий Солунский, он считался покровителем императорской семьи.

Святого казнили в 306 году из-за христианской веры. Дмитрий был проконсулом в Фессалониках (Солунь). Он должен был оборонять город, управлять им и истреблять христиан. Однако сам был христианином и проповедовал веру среди жителей. За это по приказу императора был заколот и брошен на съедение диким зверям. По преданию, зверье не тронуло тела Дмитрия. Он был похоронен последователями. Позже христианский император Константин воздвиг в честь святого храм в Фессалониках, где и сейчас хранятся мощи Дмитрия Солунского.

Долгих 7 лет прожил в Константинополе Всеволод, он был там крещен под именем Дмитрий. Понятно, что свой главный храм князь посвятил этому святому. Когда собор был построен, Всеволод поехал в Солунь и привез святыни из греческого храма.

  1. Икона великомученика Дмитрия, написанная на доске, взятой из гроба святого.
  2. Ларец-ковчег из серебра, в котором хранились части одежды Дмитрия, пропитанные его кровью.

Историческая судьба

В 1237 году Владимирское княжество было разграблено и разрушено монголо-татарским нашествием. Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 12 веке, очень сильно пострадал. Его восстановили. В 16 и 17 веках в храме были большие пожары, однако храм ремонтировали, и он продолжал работать.

Но больше всего собор пострадал в 19 веке. В 1834 году храм посетил император Николай I. Он отметил ветхость здания и повелел отреставрировать строение. Из-за этой варварской реставрации собор чуть не разрушился. Были навсегда уничтожены важные конструкции, без которых здание пошло трещинами и стало разрушаться.

Были внесены изменения:

  • уничтожена древняя галерея, которая была построена вокруг храма и вела в княжеские покои;
  • разобраны северная и южная башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры;
  • опущен пол;
  • для подъема на хоры были сооружены внутри храма винтовые лестницы;
  • поставлен новый иконостас;
  • сбиты и закрашены масляными красками старинные фрески, а на их месте теперь была новая роспись.

Таким образом, храм изменился до неузнаваемости и едва не обрушился.

Послереволюционная реставрация

В годы Советского Союза древнему собору несказанно повезло. В 1918 году службы были прекращены, а здание передано музею. Его объявили памятником древнерусского искусства. Созданная комиссия под руководством Игоря Грабаря начала работы по восстановлению храма. В это время под хорами были обнаружены чудом сохранившиеся древние фрески 12 века.

В 1937 году работы были продолжены. Сохранение древнего памятника считалось настолько важным, что реставрация не прекращалась даже во время войны 1941—1945 годов. Реставраторы под руководством архитектора В.А.Столетова трудились над проблемой сохранения уникального белого камня, из которого было построено здание. Памятник был укреплен, и ему вернули первоначальный вид.

Современное положение

Решить задачу сохранения строения удалось лишь в 2004 году. Известняк покрыли защитой – специальной пластиковой смесью. Были построены водосточные трубы, внутри помещения проведены работы по созданию микроклимата. Все это предотвратило дальнейшее разрушение собора. На куполе был поставлен новый крест.

Сейчас древняя церковь внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания расположился музей.

Архитектура и убранство сооружения

По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.

Внешний вид

Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.

Фасад делится на 3 яруса:

  1. Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
  2. Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
  3. Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.

На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.

Особенности наружного рельефа

Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.

Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:

  1. Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
  2. Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико — 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
  3. Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
  4. На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди — его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.

Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.

Внутреннее оформление

Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.

В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.

По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:

  1. На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
  2. На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
  3. На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.

Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.

Святыни и реликвии храма

В экспозиции музея представлены реликвии:

  • икона святого Дмитрия Солунского (копия);
  • ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
  • на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.

Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.

Как проходят богослужения

В Дмитровском соборе 5 раз в год проводятся богослужения. Престольный праздник – день памяти святого Дмитрия Солунского.

В остальное время здесь музей.

  • понедельник, вторник, среда, четверг – с 10 до 16 часов;
  • пятница и воскресенье – с 10 до 17 часов;
  • суббота – с 10 до 18 часов.

Музей работает с апреля по октябрь.

Как добраться до храма

Каждый день от Курского вокзала Москвы до Владимира ходят электрички. Время в дороге примерно 3 часа. Доехать можно на фирменном поезде или на скоростном поезде «Сапсан», но это будет несколько дороже. От Центрального автовокзала, что у метро «Щелоково», ходят рейсовые автобусы. На дорогу уйдет столько же времени, что и на электричке.

До Соборной площади Владимира, где находится Дмитриевский собор, можно доехать на автобусах и троллейбусах.

История и архитектура Успенского собора

В 1158 году князь Андрей Боголюбский, старший брат Всеволода, заложил во Владимире собор, который мог вмещать весь город. После большого пожара, случившегося в 1185 году, Всеволод восстановил храм и значительно расширил его. Теперь здесь могли молиться до 4000 человек.

Когда был построен Успенский собор, он стал не только главным на Руси, он стал ее символом. Здесь находилась резиденция митрополитов и хранилась самая главная русская святыня – чудотворная икона Божией Матери. С тех пор икона именуется Владимирской.

В 1161 году собор расписали, но от первоначальных фресок почти ничего не осталось. В 15 веке храм был расписан заново. Фрески писали Иван Рублев и Даниил Черный. И их работа сохранилась только фрагментами. В основном все фрески собора относятся к 19 веку.

В соборе захоронены многие великие князья и духовенство, некоторые из них великомученики. Здесь же покоятся Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В храме хранятся частицы мощей Святого Александра Невского. Собор действующий, в нем проводятся богослужения. Прийти сюда может любой желающий.

Белокаменные соборы Дмитриевский и Успенский – расскажут вам древнюю историю Руси. Это драгоценные камни древнерусского зодчества на Золотом Кольце России.

Видео о внешнем убранстве собора

Посмотрев это видео, вы сможете оценить внешний вид Дмитриевского собора.

Успенский собор во Владимире – режим работы 2020 и стоимость билетов, история и официальный сайт

Успенский собор – это главный кафедральный собор Владимирской епархии. Его история началась более 850 лет назад, когда он стал главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Успенский собор был свидетелем многих исторических событий.

Здесь великие князья венчались на княжество, а в трагические дни 1238 года жители прятались от воинов Батыя. В храме похоронены великие князья, в том числе Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, а также погибшие во время нашествия монголо-татар епископ Митрофан, великий князь Георгий и другие князья и княгини.

В Успенском соборе более 200 лет хранилась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, привезенная князем Андреем из Вышгорода и позже отданная в Москву. По преданию, эту икону написал сам евангелист Лука.

Архитектура Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Храм стал примером сооружения многих московских построек, в том числе Успенского собора, созданного архитектором Аристотелем Фьораванти.

Адрес Успенского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15-20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

Режим работы Успенского собора во Владимире в 2020 г.

Храм находится в совместном ведении русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Во время проведения служб вход в храм свободный. Храм открывается с утренней службой – обычно около 7 утра и закрывается с окончанием вечерней службы, обычно в 20:00.

Часы работы музея:

  • С 13:00 до 16:45
  • Выходной день – понедельник

Стоимость билетов в Успенский собор Владимира в 2020 г.

В часы работы музея вход в Успенский собор платный и составляет:

  • Для взрослых – 150 рублей
  • Для детей до 16 лет – бесплатно
  • Для детей с 16 лет и студентов – 100 рублей
  • Фотосъемка в храме запрещена!

Если время Вашего визита приходится на часы работы музея, то настоятельно рекомендуем взять билеты с экскурсионным обслуживанием. Они лишь немного дороже, но посещение этой уникальной достопримечательности Владимира, содержащей в себе, например, фрески знаменитого Андрея Рублева, станет намного интереснее.

Из истории

В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.

Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.

Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» – Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.

Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.

Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления – на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней. “

Успенский собор при Андрее Боголюбском

Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора – 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.

Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:

  • Три отрока в печи огненной
  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо.

Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.

Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.

Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.

Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы – драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.

Перестройка Успенского собора

Уже через 15 лет после возведения храма в 1185 году при князе Всеволоде III Успенский собор серьезно пострадал от пожара – сгорели все деревянные конструкции, а стены были сильно повреждены. На этот раз на восстановление и перестройку храма не стали приглашать иностранных специалистов, все работы выполнялись русскими мастерами.

К храму Боголюбского строители пристроили боковые галереи так, что старое сооружение оказалось как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, а по углам были установлены четыре малые главы. Храм стал пятинефным и более вместительным, его ширина составила 30,8 метра, длина без учета апсид – 30 метров. Теперь в нем могли находиться до четырех тысяч человек.

В ходе строительных работ убранство храма было не только восстановлено, но и стало более дорогим и красочным.

В феврале 1238 года во время нашествия монголо-татарского ига и взятия Владимира многие прихожане, княжеская семья и митрополит Митрофан укрылись в храме. Воины Батыя обложили церковь хворостом и подожгли ее, в результате укрывшиеся здесь владимирцы погибли от дыма и огня. Все реликвии и утварь храма были похищены.

Только к концу XIII века Успенский собор был восстановлен. В это же время с юго-западной его стороны пристроен придел Святого Пантелеймона (не существующий ныне).

В 1410 году полчища Орды вновь напали на город, они не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.

Согласно легенде, главные реликвии собора и драгоценности были надежно укрыты в тайнике внутри храма. Монголо-татары пытали священника Патрикия, но тот не выдал тайну хранения реликвий.

В 1536 году Успенский собор во Владимире вновь пострадал от пожара.

Фрески Успенского собора

Первая роспись была выполнена в 1161 году, но от нее сохранился лишь небольшой фрагмент, это два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент и фигуры пророков со свитками в руках.

После пожара 1185 года роспись выполняется заново. От этих фресок, написанных в 1189 году, до наших дней дошло лишь несколько фрагментов.

В 1237 году, за год до монголо-татарского нашествия, живопись храма была вновь обновлена, но после грабежа, разорения и пожара большая часть фресок погибла.

После этих трагических событий почти два столетия Успенский собор стоял в запустении. В 1408 году храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В западной части легендарные московские мастера выполнили роспись композиции «Страшного суда», от которой до нашего времени сохранились отдельные изображения.

Фрески храма, созданные Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, являются главной ценностью Успенского собора. Кроме того, великие мастера написали иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками храма.

Для справки: иконостас Успенского собора во Владимире состоял из икон деисусного, праздничного и пророческого рядов. Это был один из самых больших дошедших до нас иконостасов, соответствующий размерам храма. Так, деисусные иконы имеют высоту 3,14 метров.

В 1773-1774 годах старый иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был разобран и вывезен в село Васильевское в Ивановскую область, а позже иконы были переданы в Русский музей и Третьяковскую галерею, где в настоящее время их можно увидеть.

Для Успенского собора в конце XVIII века был создан новый иконостас, который сохранился до настоящего времени.

С тех пор Успенский собор еще несколько раз горел и подвергался разорению и, как следствие, состояние росписей стало плачевным. Поэтому в XVII веке патриарх московский Иосиф, родившийся во Владимире, послал мастеров для обновления живописи.

Большинство же дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Дальнейшая история

В 1810 году рядом с собором была построена стройная четырёхъярусная колокольня с высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был сооружен Георгиевский придел, переходящий с севера в нижний ярус колокольни.

В 1888-1891 годах проведена научная реставрация Успенского собора, вернувшая ему первоначальный вид. Во многих местах была заменена облицовка стен, проведено восстановление утраченных на фасадах рельефов.

Официальный сайт Успенского собора во Владимире

Храм находится в совместном ведении:

  • Русской православной церкви: sobor33.ru
  • Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru

В создание Успенского собора неизвестные мастера XII века вложили всю свою любовь и талант. Храм прошел через погромы и пожары, много раз восстанавливался, он овеян гением великих мастеров, среди которых Андрей Рублев и Даниил Черный.

Успенский собор является памятником архитектуры мирового значения. В настоящее время он находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, это одна из главных достопримечательностей Владимира. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт и работает как государственный музей.

Успенский кафедральный собор во Владимире

Успенский собор во Владимире – один из выдающихся памятников русского белокаменного зодчества, основанный в период домонгольской Руси. Сегодня здание представляет собой государственный музей и в то же время является кафедральным собором городской митрополии РПЦ. Церковь ныне функционирует и принимает прихожан шесть дней в неделю.

История

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Описание собора

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

Строительство

Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофиллированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.

Архитектурные особенности

Большинство церквей двенадцатого века строились в русском стиле, а материалом для строительство чаще служило дерево. Успенский собор изначально, при первых князьях, принял палатный вид архитектуры, из-за чего все нефы имеют равную величину. Существуют непроверенные данные о том, что в пространстве между стенами главы, находящейся в центре, располагается тайник, в котором пряталась государственная казна.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Сегодня Успенский собор посещают как одну из главных достопримечательностей города, однако в нем по сей день продолжаются службы, на которые также возможно попасть. Здание располагается по адресу: г. Владимир, улица Большая Московская, д. 56. При необходимости с представителями собора возможно связаться по номеру +7 (4922) 32‑52-01 и e-mail: uspenskysobor33@yandex.ru.

Время работы: с 7 утра до 20 часов вечера, выходной – понедельник.

Добраться до храма возможно на автобусе №12С, №15, №22, №25, №26 или №28, а также на троллейбусе №1 или №5. Остановка – «Соборная площадь».

Успенский собор Владимира

Владимир: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Владимира
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (21)
    • Музеи (11)
    • Храмы, соборы, мечети (7)
    • Парки развлечений (1)
    • Автовокзалы (1)
    • Рестораны и кафе (3)
    • Парки (2)
    • Театры (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Центры активного отдыха (1)
  • Забронировать отель в Владимире
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Владимира
  • Советы о Владимире
  • Экскурсии в Владимире

Автобус ост. «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» – № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139
Автобус ост. «пл. Соборная» – № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152
Автобус ост. «ул. Гагарина» – № 1С, 6С, 17, 27
Троллейбус ост. «пл. Соборная» – № 1, 5
Троллейбус ост. «ул. Гагарина» – № 2, 7, 8
Маршрутное такси ост. «ул. Гагарина» – № 5, 36

Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов. Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

  • Основание Свято-Успенского собора — 1158 год.
  • Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
  • Статус — объект культурного наследия государственного значения.
  • Состояние — действующий храм с музейной экспозицией.

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

  • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
  • длина — 22,5 и 30 метров.

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

  • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
  • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
  • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
  • начало XVII века — запустение;
  • 1774 г. — новый иконостас;
  • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
  • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
  • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Фрески Успенского собора

В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

Режим работы

Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

Что посмотреть рядом

Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.

  • Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
  • Дмитриевский собор;
  • парк имени Пушкина;
  • Дмитриевский парк;
  • Соборная площадь с памятником 850-летия Владимира;
  • памятник Андрею Рублеву;
  • памятник князю Владимиру и святителю Федору.

Как добраться до Успенского собора Владимира

До остановки «пл. Соборная» следуют:

  • автобусные маршруты — № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152;
  • троллейбусные маршруты — № 1, 5.

До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139.

В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

  • с автобусов — № 1С, 6С, 17, 27;
  • маршрутные такси — № 5, 36;
  • с троллейбусов — № 2, 7, 8.

На сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.

От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 15 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс. Такси, Gett и др.

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

Успенский Собор во Владимире — белокаменное чудо Древней Руси

На российских просторах немного таких архитектурных шедевров, как Свято-Успенский Кафедральный Собор во Владимире.

Его уникальность в том, что это монументальное строение возведено в 12 веке и является свидетелем всей истории русской государственности. «Златоглавое чудо» — так кратко отзываются многие туристы, побывавшие в его белокаменных стенах. Познакомиться поближе с этой святыней вам поможет наша статья-презентация.

Описание и история

На берегу Клязьмы Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в 1158 г. положил начало строительству собора Успения Пресвятой Богородицы как главного храма своего княжества.

Собор являлся символом независимости Владимира от Киевского княжества. Его построили из белого известняка.

Декор выполнен кружевной резьбой по камню. С ее помощью изображены некоторые библейские сюжеты, это не просто картинки — это сообщение в камне, предназначенное потомкам. Главный купол покрыт сусальным золотом, имеет высоту 33 м.

Таким образом, он возвышается над Киевским главным собором. Богато украшенная снаружи и внутри, церковь стала одним из выдающихся архитектурных достижений того времени. Да и в наши времена от самого основания до ярко горящих на солнце позолоченных крестов собор выглядит настоящим шедевром русского зодчества.

Строительство и внутреннее убранство

У него было три равнозначных входа, каждый был украшен торжественным порталом из золоченых медных листов. Полукруглые капители опоясывали фасады.

Внутреннее оформление до сих пор поражает мастерством и тщательностью выполнения работ. Пол выложен цветной мозаикой и золочеными листами. Он сверкал и отражал свет свечей огромных золотых и серебряных люстр под потолком. Светильники свисали на длинных цепях.

Над алтарем Андрей Боголюбский приказал возвести площадку для чтения проповедей и священных текстов. По роскоши убранства Успенский не уступал иерусалимскому храму Соломона.

Строительные и оформительские работы длились 31 год. В 1185 г. в здании произошел пожар. В связи с этим стены укрепили еще одним рядом кладки и соединили новое обрамление со старыми стенами небольшими арками. Получилось сложное инженерное сооружение.

Потомки князя расширили помещение, богато его оформили. Владимирские князья венчались здесь на княжение. В период упадка Киевской Руси князья подняли знамя объединения русских земель вокруг новых княжеств в сердце Руси, одним из которых было молодое Московское княжество.

В 1238 г. хан Батый разорил Рязань и вторгся во Владимирские земли. Опасаясь позорного плена и надругательства, жители города закрылись в соборе вместе с настоятелем Митрофаном и приняли мученическую смерть. Напавшие сожгли их заживо.

Все иконы, утварь были разграблены, фрески опалены огнем. Но стены выстояли в пожаре. После изгнания татаро-монголов русские князья стали восстанавливать храмы и городские постройки.

В 1408 г. князь Василий выписал из Москвы знаменитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, которые заново расписали фресками стены здания. В 1927 г. большевики закрыли здание для верующих, службы были прекращены. В нем 15 лет располагался музей атеизма.

Архитектурные особенности

Храм по тем временам был монументальным сооружением. Он вмещал 2000 молящихся одновременно. После расширения его пределов возможности по вместительности помещений удвоились.

В конце 19 век начались реставрационные работы по восстановлению здания. Тогда его вновь открыли для богослужений.

За многие столетия здание видоизменялось и реконструировалось. Первоначально это была одноглавая церковь с тремя нефами.

Со всех сторон, кроме восточной, были пристроены притворы. Западная стена украшалась башнями. При княжении Всеволода они были разобраны. Второй ряд стен представлял высокую галерею, соединенную арками с основными стенами. По углам поставили 4 золоченые главы.

Колокольня пристроена в 1810 году. Ее высота – 55 метров. Это монументальное сооружение, сочетающееся по стилю и материалу исполнения с древним храмом.

Между Успенским собором и его звонницей пристроена небольшая Георгиевская церковь. С северной стороны к зданию поднимается обширная городская площадь.

Реликвии

Древние фрески в большинстве не сохранились. Но фрагмент работы Рублева «Страшный суд», написанной в 1408 году, реставрирован и сохранен. Остальная стенная роспись относится к 19 веку.

Икона Богоматери Максимовской

Ее привез с собой Андрей Боголюбский из Вышгорода. Древний лик по преданию был написан Лукой-евангелистом на фрагменте деревянного стола, за которым трапезничали Богоматерь, Иисус и Иосиф. Третьяковская галерея в Москве является хранительницей древней ценной реликвии сегодня.

В решающие дни сражения за Москву в Великую Отечественную войну икону Владимирской Богоматери вынесли на крестный ход. Хранится в храме Боголюбская икона Божией Матери.

История ее такова – Андрей ехал по дороге из Вышгорода в Ростов. Недалеко от Владимира кони встали и не шли дальше. Князь молился, и ночью ему было ведение Божией Матери, которая указала ему место его княжения – Владимир.

Поутру Андрей въехал во Владимир, а на месте явления Богородицы основал обитель. На иконе Мария изображена в том виде, как она явилась Андрею. Икона чудотворная – она избавила город от мора в 1771 году. Случаи исцеления от болезней и бесплодия фиксируются в летописи храма.

В приделах церкви похоронены легендарные правители Руси: князья — Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, его сын Юрий. В 1299 году митрополит Максим перенес русскую патриархию из Киева во Владимир. Сам он похоронен здесь же.

Интересные факты

Самые удивительные факты, которые полезно знать:

  • дата постройки — 1158-1189 г.;
  • у иконы Владимирской Божией Матери венчались на княжение Александр Невский и Дмитрий Донской;
  • при реставрации кровли открылись ранее невидимые элементы строения, которые напоминают византийские угловатые фронтоны;
  • колокольня является центром города, хотя специально ее местоположение никто не высчитывал;
  • в годы Великой Отечественной войны прихожане храма и его служители собрали ценностей, которых хватило на создание целой танковой колонны, за что церковь была награждена благодарностью Сталина;
  • наплечники Андрея, подаренные Фридрихом Барбароссой, найдены среди экспонатов Лувра.

Адрес: город Владимир, улица Большая Московская, дом 56. Официальный сайт.

Красивое видео об Успенском соборе во Владимире смотрите в следующем видео:

Успенский собор во Владимире – режим работы 2020 и стоимость билетов, история и официальный сайт

Успенский собор – это главный кафедральный собор Владимирской епархии. Его история началась более 850 лет назад, когда он стал главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Успенский собор был свидетелем многих исторических событий.

Здесь великие князья венчались на княжество, а в трагические дни 1238 года жители прятались от воинов Батыя. В храме похоронены великие князья, в том числе Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, а также погибшие во время нашествия монголо-татар епископ Митрофан, великий князь Георгий и другие князья и княгини.

В Успенском соборе более 200 лет хранилась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, привезенная князем Андреем из Вышгорода и позже отданная в Москву. По преданию, эту икону написал сам евангелист Лука.

Архитектура Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Храм стал примером сооружения многих московских построек, в том числе Успенского собора, созданного архитектором Аристотелем Фьораванти.

Адрес Успенского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15-20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

Режим работы Успенского собора во Владимире в 2020 г.

Храм находится в совместном ведении русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Во время проведения служб вход в храм свободный. Храм открывается с утренней службой – обычно около 7 утра и закрывается с окончанием вечерней службы, обычно в 20:00.

Часы работы музея:

  • С 13:00 до 16:45
  • Выходной день – понедельник

Стоимость билетов в Успенский собор Владимира в 2020 г.

В часы работы музея вход в Успенский собор платный и составляет:

  • Для взрослых – 150 рублей
  • Для детей до 16 лет – бесплатно
  • Для детей с 16 лет и студентов – 100 рублей
  • Фотосъемка в храме запрещена!

Если время Вашего визита приходится на часы работы музея, то настоятельно рекомендуем взять билеты с экскурсионным обслуживанием. Они лишь немного дороже, но посещение этой уникальной достопримечательности Владимира, содержащей в себе, например, фрески знаменитого Андрея Рублева, станет намного интереснее.

Из истории

В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.

Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.

Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» – Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.

Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.

Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления – на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней. “

Успенский собор при Андрее Боголюбском

Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора – 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.

Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:

  • Три отрока в печи огненной
  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо.

Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.

Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.

Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.

Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы – драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.

Перестройка Успенского собора

Уже через 15 лет после возведения храма в 1185 году при князе Всеволоде III Успенский собор серьезно пострадал от пожара – сгорели все деревянные конструкции, а стены были сильно повреждены. На этот раз на восстановление и перестройку храма не стали приглашать иностранных специалистов, все работы выполнялись русскими мастерами.

К храму Боголюбского строители пристроили боковые галереи так, что старое сооружение оказалось как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, а по углам были установлены четыре малые главы. Храм стал пятинефным и более вместительным, его ширина составила 30,8 метра, длина без учета апсид – 30 метров. Теперь в нем могли находиться до четырех тысяч человек.

В ходе строительных работ убранство храма было не только восстановлено, но и стало более дорогим и красочным.

В феврале 1238 года во время нашествия монголо-татарского ига и взятия Владимира многие прихожане, княжеская семья и митрополит Митрофан укрылись в храме. Воины Батыя обложили церковь хворостом и подожгли ее, в результате укрывшиеся здесь владимирцы погибли от дыма и огня. Все реликвии и утварь храма были похищены.

Только к концу XIII века Успенский собор был восстановлен. В это же время с юго-западной его стороны пристроен придел Святого Пантелеймона (не существующий ныне).

В 1410 году полчища Орды вновь напали на город, они не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.

Согласно легенде, главные реликвии собора и драгоценности были надежно укрыты в тайнике внутри храма. Монголо-татары пытали священника Патрикия, но тот не выдал тайну хранения реликвий.

В 1536 году Успенский собор во Владимире вновь пострадал от пожара.

Фрески Успенского собора

Первая роспись была выполнена в 1161 году, но от нее сохранился лишь небольшой фрагмент, это два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент и фигуры пророков со свитками в руках.

После пожара 1185 года роспись выполняется заново. От этих фресок, написанных в 1189 году, до наших дней дошло лишь несколько фрагментов.

В 1237 году, за год до монголо-татарского нашествия, живопись храма была вновь обновлена, но после грабежа, разорения и пожара большая часть фресок погибла.

После этих трагических событий почти два столетия Успенский собор стоял в запустении. В 1408 году храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В западной части легендарные московские мастера выполнили роспись композиции «Страшного суда», от которой до нашего времени сохранились отдельные изображения.

Фрески храма, созданные Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, являются главной ценностью Успенского собора. Кроме того, великие мастера написали иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками храма.

Для справки: иконостас Успенского собора во Владимире состоял из икон деисусного, праздничного и пророческого рядов. Это был один из самых больших дошедших до нас иконостасов, соответствующий размерам храма. Так, деисусные иконы имеют высоту 3,14 метров.

В 1773-1774 годах старый иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был разобран и вывезен в село Васильевское в Ивановскую область, а позже иконы были переданы в Русский музей и Третьяковскую галерею, где в настоящее время их можно увидеть.

Для Успенского собора в конце XVIII века был создан новый иконостас, который сохранился до настоящего времени.

С тех пор Успенский собор еще несколько раз горел и подвергался разорению и, как следствие, состояние росписей стало плачевным. Поэтому в XVII веке патриарх московский Иосиф, родившийся во Владимире, послал мастеров для обновления живописи.

Большинство же дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Дальнейшая история

В 1810 году рядом с собором была построена стройная четырёхъярусная колокольня с высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был сооружен Георгиевский придел, переходящий с севера в нижний ярус колокольни.

В 1888-1891 годах проведена научная реставрация Успенского собора, вернувшая ему первоначальный вид. Во многих местах была заменена облицовка стен, проведено восстановление утраченных на фасадах рельефов.

Официальный сайт Успенского собора во Владимире

Храм находится в совместном ведении:

  • Русской православной церкви: sobor33.ru
  • Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru

В создание Успенского собора неизвестные мастера XII века вложили всю свою любовь и талант. Храм прошел через погромы и пожары, много раз восстанавливался, он овеян гением великих мастеров, среди которых Андрей Рублев и Даниил Черный.

Успенский собор является памятником архитектуры мирового значения. В настоящее время он находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, это одна из главных достопримечательностей Владимира. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт и работает как государственный музей.

Источники:
http://proreligiu.club/hramy/rossiya/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html
http://tripguide.ru/page_136.htm
http://pravednik.info/uspenskij-kafedralnyj-sobor-vo-vladimire.html
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladimir/temples/21803
http://101mesto.com/svyatye-mesta/uspenskij-sobor-vo-vladimire.html
http://tripguide.ru/page_136.htm
http://wikiway.com/kazakhstan/ust-kamenogorsk/

Ссылка на основную публикацию