Военно-Грузинская дорога. Достопримечательности с описанием
У путешественников, которые едут в Грузию наземным транспортом из России, знакомство со страной начинается с Военно-Грузинской дороги. Путь в 208 км. проходит через главный Кавказский хребет и соединяет такие города, как Владикавказ и Тбилиси.
Военно-Грузинская дорога — это четыре часа захватывающих горных пейзажей. Всю поездку можно просидеть у окна, любуясь панорамой окрестных гор, но на этом приятности не заканчиваются… Дорога в Тбилиси богата и на достопримечательности, поэтому рекомендую не спешить сразу в столицу, а задержаться здесь хотя бы на один день.
Цминда Самеба (Троицкая церковь)
Первая достопримечательность, которая встречает гостей после прохождения грузинской границы — Троицкая церковь в Гергети, она же Цминда Самеба. Кроме своего религиозного значения, церковь привлекает туристов горными пейзажами и видом на гору Казбек.
Арка Дружбы Народов
Недалеко от Степанцминда расположена арка Дружбы Народов, которую установили ещё при Советском Союзе. Арка является отличной смотровой площадкой, где можно в очередной раз насладиться красотами Кавказа.
Гудаури
Военно-Грузинская дорога также проходит и через популярный горнолыжный курорт Гудаури. Отдых в зимнее время весьма предсказуем — лыжи, сноуборды, сани и любые другие активности связанные со снегом и холодом. Летом здесь тоже не придётся скучать. В тёплое время года в Гудаури популярны пешеходные и веломаршруты, параплайнинг, йога-туры и палаточные городки. Кроме того, летом здесь работает кресельный подъемник, который доставит вас на вершину Садзели.
Крепость Ананури и жинвальское водохранилище
Крепость Ананури находится в 70-ти километрах от Тбилиси, и привлекает внимание туристов красивой панорамой на Жинвальское водохранилище.
Крепость датируется XVII веком, а некоторые из башень приходятся на XIII век. Ананури была надежным укреплением эриставов в многочисленных войнах между местными князьями, а её выгодное расположение в ущелье двух рек, позволило контролировать единственный путь из Дарьяльского ущелья к Душети. С 2012 года крепость входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Минеральный источник
Ещё одна природная достопримечательность Военно-Грузинской дороги — минимальный источник. Каменный «водопад» коричневого цвета находится сразу у дороги, его невозможно не заметить. Здесь можно бесплатно набрать минеральной воды, и купить овощи и фрукты в дорогу.
Мцхета
Древний город Мцхета находится всего в 20-ти км. от столицы и является одним из самых посещаемых мест Грузии. Туристическую привлекательность Мцхета получила благодаря собору Светицховели, в котором хранится хитон Иисуса Христа, да и удобное расположение города, относительно других достопримечательностей, сыграло не последнюю роль.
- Посещение Мцхеты удобно для тех, кто едет по Военно-Грузинской дороге;
- В Мцхету удобно добираться тем, кто хочет уехать из Тбилиси на один день;
- Экскурсию в Мцхету удобно совместить с поездкой в Уплисцхихе и Гори;
Храм Джвари
Храм Джвари находится вблизи Мцхеты и славится уникальным видом на слияние двух рек — Куры и Арагви. Кроме того, возле Джвари был установлен первый в Грузии православный крест, поэтому для многих путешественников это ещё и место силы.
FAQ о Военно-Грузинской дороге
Другие статьи про Грузию
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями! Этим вы сделаете нас чуточку счастливее и у нас будет вдохновение писать ещё 😉
Военно-грузинская дорога на карте, фото, достопримечательности, путеводитель, ситуация сейчас
Мцхета
Очень симпатичное место, известное своими храмами Светицховели и Джвари, а также местом слияния Арагви и Куры. Святое и важное место для грузинов, занесено в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО.
Возвращаясь в Тбилиси по военно-грузинской дороге, мы решили остановится здесь на день — и остались довольны. Так что если вас тоже раздражает тбилисский трафик и стояние в пробках по несколько часов — остановиться в Мцхете вместо Тбилиси может оказаться прекрасной идеей.
О месте, где мы останавливались, а также и про Мцхету подробнее есть отдельный пост.
Военно-Грузинская дорога.
Мы же, прибывшие в Грузию авиасообщением, поедем по Военно-Грузинской дороге в качестве экскурсантов в обратном направлении от Тбилиси до границы Грузии и России. На границе развернёмся и вернёмся в Тбилиси тем же путём. Это путешествие займёт весь день. В путь!
Первые достопримечательности, которые встретились нам на пути, находятся всего в нескольких километрах от Тбилиси это первая столица Восточной Грузии город Мцхета,
храм Джвари и Земо-Авчальская ГЭС им. В. И. Ленина. Здесь задерживаться не стоит, так как для осмотра понадобиться целый день.
Почему у дороги такое название?История Военно-Грузинской дороги началась в 1783 году после того, как Россия взяла под свою защиту Грузию. Этот год является и годом основания крепости Владикавказ. Те времена для Грузии были тяжёлыми, с юга наседали османы и дорога служила порталом военной помощи от России. Отсюда и появилось её название.
Крепость Ананури.
Первую остановку сделаем в 60 километрах от Тбилиси у Жинвальского водохранилища, благодаря которому столица Грузии обеспечена электричеством.
Жинвальское водохранилище одно из самых красивейших мест Грузии.
Отсюда недалеко до ещё одной из главных достопримечательностей Военно-Грузинской дороги крепости Ананури XVI века.
Крепость обязательно нужно посетить хотя бы из-за потрясающих видов слияния двух рек Ветзатхеви и Арагви на фоне зелёных гор.
Впереди самый тяжёлый интервал Военно-Грузинской дороги Крестовый перевал Главного Кавказского Хребта.
По извилистому Земо-млетскому спуску, состоявшему из шести ярусов, поднимаемся на целый километр вверх. Спуск был выбит в лаве и открыт только в 1861 году.
Наверху можно передохнуть у источника воды. Вода стекает с гор в виде каскада, очень красиво.
Тут же недалеко до первой смотровой площадки на Гудаурскую пропасть.
Жинвальское водохранилище очень красиво.
Но мы — люди избалованные) И вы знаете, Пивское озеро в Черногории намного круче)
У них похожая история, оба — искусственные водохранилища, имеют огромное значение. Для их создания пришлось затопить несколько населенных пунктов.
Я не знаю, в чем именно заключается отличие — наверное, в цвете воды. На Пивском озере она бирюзовая, на Жинвальском — стандартного озерного цвета.
Это в любом случае красиво, просто у меня изначально были завышенные ожидания.
Вдоль водохранилища есть несколько смотровых площадок, чтобы съехать с трассы и полюбоваться. Еще есть места для купания.
А также на берегу стоит крепость Ананури.
Это супертуристическое место, древнее и красивое, с богатой историей и видами.
Гудаури.
Следом идёт посёлок и лучший горнолыжный курорт Грузии Гудаури. Лыжный сезон в Гудаури с декабря по апрель. Здесь несколько подъёмников (построены профессионалами своего дела австрийцами), современные отели и рестораны.
Следующую остановку делаем у монумента “Панорама дружбы между Россией и Грузией”. Построен он в 1983 году в честь 200-летия подписания трактата о помощи России Грузии. Здесь вторая и самая посещаемая смотровая площадка на Гудаурскую пропасть.
Гудаури интересен в основном зимой — это горнолыжный курорт. Летом туда можно заехать, если хотите вообще не напрягаясь побывать на трехтысячнике)
Дело в том, что летом тоже включают подъемники. Если не ошибаюсь, они работают с 10:00 до 16:00. И любой желающий, заплатив 12 лар, может прокатиться с нижней станции до самой вершины Садзеле.
Крестовый перевал.
На мой взгляд, самые красивые места начинаются именно здесь.
Во время нашей поездки, Арка Дружбы народов была на реконструкции и нас туда не пустили.
Но места в округе перекрыть невозможно, так что мы не сильно расстроились)
Там роскошные ущелья.
И еще есть места, где можно полетать на параплане. Мне кажется, это просто космос.
Просто пейзажи по пути.
Невзрачный обелиск указывает нам, что мы добрались до наивысшей точки Военно-Грузинской дороги. На высоте 2384 метра (официальные данные почему-то не совпадают с написанными на обелиске) находится Крестовый перевал.
Ещё несколько километров дороги и около вкуснейшего нарзанного источника наша следующая остановка.
В этих местах зимой очень часто сходят лавины. Построенные недавно туннели сделали более безопасным это место.
Вдоль ущелья реки Бейдара продолжается наш путь.
На протяжении всей Военно-Грузинской дороги встречаются старинные памятники: башни, церкви и крепости.
Здесь же недалеко от границы и вдоль дороги отстаиваются целые вереницы фур. Передвижения осуществляются в строго назначенное время.
И вот вдалеке перед нами открывается главная цель нашего путешествия. Величественная гора Казбек предстала перед нами во всей своей красе. На фоне голубого неба сверкает от белого, белого снега вершина 5037 метрового исполина.
Расположенная рядом церковь Святой Троицы возвышается над селом Гергети и посёлком Степанцминда и давно является символом здешних мест. Мы обязательно посетим это место. Фото и отчёт о посёлке Степанцминда и поездки к церкви Святой Троицы смотрите здесь.
Дарьяльское ущелье.
Последним участком нашего приключения по Военно-Грузинской дороге будет Дарьяльское ущелье или как его называли в древности “Кавказские ворота”.
Вся Военно-Грузинская дорога очень красива, но Дарьяльское ущелье это особенное место. В ущелье проходит тополиная река (в переводе с тюркского) Терек, а высокие скалы растут по бокам.
Здесь самое опасное место всего пути. Дорога прямой линией разрезает горы прямо посередине.
Сейчас в горах вырублены туннели и это намного увеличило безопасность дороги, а раньше Военно-Грузинская дорога шла прямо над обрывом.
Дариал в переводе с персидского означает “врата аланов”. Именно с аланами (старое название осетин) в средние века у иберов проходила борьба за господство над ущельем.
Для обороны была построена крепость, останки видны с дороги. Крепость называют “замком Тамары”, основываясь на стихи Михаила Лермонтова – В глубокой…..
На небольшом участке прямо перед контрольно-пропускным пунктом границы Грузии с Россией дорогу асфальтировать не имеет смысла. Здесь постоянно осыпаются камни и сходят сели. Для своевременной расчистки дороги здесь постоянно держат технику.
Перед самой границей строится шикарный храм Михаила и Гавриила, входящий в большой монастырский комплекс.
Истоки Военно-Грузинской дороги идут в далёкие времена до нашей эры. По ней ходили торговые караваны и совершали свои набеги кочевники. Наши знаменитые соотечественники ездили по ней: Маяковский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и другие, восхищались её красотами и посвящали ей стихи.
Очень плохо, что в последнее время Военно-Грузинская дорога “открыта только в одну сторону”. Россиян в Грузии ждут и любят, для этого сделали безвизовый для них проезд. Чего не скажешь про Россию. Чтобы въехать на территорию России грузинам нужно получить приглашение от ближайших родственников (родители, дети) и оформить визу в посольстве России.
Степанцминда, Гергети, Казбеги
Степанцминда была финальным пунктом нашего путешествия. Находится всего в 12 км от Владикавказа, так что мы доехали почти до России)
Это деревушка у подножья Казбека, знаменита своей Троицкой церковью.
Очень красивые места, особенно в ясную погоду.
Военно-грузинская дорога — это правда очень классный маршрут по Грузии. Мы проехали по самым попсовым местам, если еще здесь окажемся — я бы хотела покататься по менее популярным местам, полетать на параплане около Арки Дружбы народов и съездить в сторону ущелья Трусо, деревень Джуто, Сно и подняться на какую-нибудь гору там.
Как добраться
Не самый лучший вариант. Долго, неудобно, сложно спланировать, нужно брать запас времени. Но зато дешево.
Стоит 10 лар в одну сторону, отправляется в Тбилиси от метро Дидубе.
- Такси / авто с водителем.
Если не хотите / не можете ехать своим ходом, можно договориться с каким-нибудь таксистом или заказать авто с водителем через сервис gotrip.
Очень удобный сервис. Цены указаны за машину, плюс есть отзывы и описание каждого авто и водителя, даже уточняется, говорит ли он на русском.
- На своем / арендованном авто.
В теплое время годы добраться из Тбилиси до Гергети можно даже на легковушке. Можно поехать на собственной или взять напрокат.
- Можно заказать индивидуальную или групповую экскурсию.
Военно — грузинская дорога на карте
Природа Грузии не оставляет равнодушным ни одного из своих гостей, изобилие гор и равнин, необычайной красоты реки и леса, многообразие древнейших сооружений, пикантная и изысканная кухня — все это делает западное Закавказье особенно привлекательным для туристов. Особого внимания заслуживает грузинская дорога, получившая название Военно-грузинской.
На карте
Военно-грузинская трасса является одной из самых живописных дорог мира. Она пролегает от Владикавказа до современной столицы кавказского государства, Тбилиси, через Дарьяльское ущелье, представляя собой некий соединительный маршрут между двумя странами — России и Грузии. Протяженность ее составляет 208 км, на которых расположилось огромное количество достопримечательностей, обозначающихся на карте специальными значками.
Трасса пролегает в основном по ущельям, хребтам и вдоль рек, потому природа ее завораживает, выделяется и Кавказский хребет, разделяющий весь Кавказ на южный и северный. Помимо необычайной красоты, дорога является единственным легальным наземным вариантом пересечения российско-грузинской границы и входит в число дорог общего пользования федерального назначения. На карте можно увидеть, что по военно-грузинской дороге легко добраться из России в Закавказье, преодолев пограничный пункт в Верхнем Ларсе, оснащенный камерами наблюдения.
История
Для Грузии военно-грузинский тракт играет особую роль и многих интересует, почему он так называется. Если сегодня он привлекает немалое количество туристов, то в 1783 году, когда дорога только была построена и служила маршрутом для переправы продовольствия и другого вида помощи грузинам со стороны России. В то время между Грузией и османами на юге были очень напряженные отношения, велись военные действия, поэтому РФ стала покровителям для грузинского народа и оказывала значимую поддержу в конфликте, вот почему дорога носит такое название. В том же году была возведена крепость Владикавказ, где позднее был основан одноименный город.
Регулярно путь стал использоваться только в 1799 году, но старая дорога была настолько плохой и небезопасной, что преодоление ее могло занять больше месяца. А уже после присоединения Грузии к России в 1801 году трасса начала заметно улучшаться, ведь иного пути сообщения между двумя государствами просто не было.
Лишь в 1811 году над военно-грузинским проездом стали совершаться серьезные дорожные работы, включая строительство укреплений для предотвращения обвалов, позволяющие наиболее комфортно, быстро и безопасно преодолевать расстояние от Тбилиси до российской границы. Тогда же на маршруте были созданы точки для отдыха, дающие возможность путникам переночевать во время долгого путешествия.
На сегодняшний день дорога представляет из себя горный серпантин, передвижение по ней потребует от водителя хороших навыков управления транспортным средством. Ходить пешком или перемещаться на велосипеде здесь не рекомендуется, поскольку трасса имеет всего две узких полосы движение, а «горячая» кровь кавказцев нередко подталкивает их на совершение небезопасных маневров на машине, будь то обгон или быстрая езда. И если при таких условиях под угрозой находятся другие участники дорожного движения, то о пешеходах и говорить не стоит. Хоть и водителей, соблюдающих ПДД все-таки больше, нужно быть максимально осторожным, ведь по дороге также свободно передвигаются бараны, коровы и другие животные.
Прежде, чем отправиться в Грузию по военно-грузинской дороге, необходимо позаботиться о топливе для транспортного средства. Лучше заполнить бензобак и взять дополнительно канистру с собой. На маршруте редко встречаются заправочные станции, а бензин там гораздо дороже.
Достопримечательности
«Дорога небесного ущелья», как ее в старину называли грузины, хоть и имеет относительно небольшую протяженность, богата на захватывающие дух виды гор и расположенные рядом с ней исторических сооружения. Вдоль тракта имеются знаки с обозначением километра, поэтому ориентироваться становится гораздо легче. Если выезжать из Верхнего Ларса и следовать до Тбилиси, можно увидеть достопримечательности военно-грузинской дороги:
Дарьяльское ущелье (147км) располагается у самой границы Грузии с Россией. Сам по себе массив впечатляет туристов, а протекающая под ним река Терек придает картине суровости и загадочности, завершая образ. Пушкин и Лермонтов, чьи произведения пропитаны любовью к грузинской природе, запечатлели в своих трудах увиденную красоту. Тут же находится и Дарьяльская крепость, во время обостренной политической ситуации служившая защитой для военной помощи, отправленной грузинам. Однако попасть в нее можно только преодолев Терек, через которую нет ни одного моста.
Степанцминда (135км) раньше носила название Казбеги, это ближайший от границы крупный поселок. Здесь можно остаться на ночь и полюбоваться Казбеком, высота которого превышает 5000 км над уровнем моря, даже снег в марте здесь частый гость! Покорить такую громадину решается не каждый, поэтому большинство туристов поднимается лишь к Троицкой церкви Гергети, она открыта для посещений и располагается у подножия горы Казбек на высоте чуть более 2000 км. Церковь хранит чудом уцелевшую в пожаре икону Божьей матери, православные путешественники и старожилы с почтением относятся к постройке, воздвигнутой еще в 12-14 веке, где в полной мере можно насладиться атмосферой духовности и уединения.
Так как дорога, ведущая к Гергети довольно крутая, подняться по ней будет невозможно на обычном легковом автомобиле. Рекомендуется воспользоваться предлагаемыми в аренду внедорожниками у начала подъема или собственными силами. Выбрав второй вариант, по пути можно сделать немало великолепных фотографий.
Водопад Гвелети недалеко от Степанцминды, а также Долина Сно и ущелья Трусо также подарят путешественнику незабываемые впечатления от поездки, но посетить их лучше, если располагаете большим количеством времени для осмотра достопримечательностей.
Крестовый перевал (105км) — самая высокая точка на маршруте, где встречаются реки Терек и Арагви, откуда видно большую часть Закавказья. В 1824 году здесь был сооружен крест, благодаря которому перевал так называется, а через 1,5 века возвышенность была украшена аркой «Дружба народов» с изображением счастливых людей, символизирующей 200 лет доверительных отношений между Россией и Грузией.
Гадаури (100км) располагается чуть дальше перевала по военно-грузинской дороге и представляет собой один из зимних горнолыжных курортов, мимо которого не может пройти ни один любитель острых ощущений. Он же является самым популярным в Грузии среди туристов, поскольку располагается недалеко как российской границы, так и от Тбилиси. Помимо выплеска адреналина и непередаваемых эмоций от спусков на сноубордах или лыжах, здесь можно найти отличные места для отдыха во время путешествий. Качество, обслуживание, проживание и цены здесь достигли уровня Европы, поэтому немало экстремалов со всех концов света хотят побывать в Гадаури и испытать на себе целый спектр новых ощущений. Тем более горнолыжка доступна для катания даже в марте и апреле, а зимой просто яблоку негде упасть!
Летом виды на этом участке дороги не менее завораживающие, чем зимой, а туристам особенно рекомендуют посетить в теплое время года минеральные источники и водопад, находящиеся неподалеку от Гадаури.
Ломиси (85км) — гора, на которой красуется церковь Святого Георгия. Здесь грузины любят отмечать праздник Ломисоба, резать баранов в честь торжества, петь песни и пить хорошее грузинское вино. Однако стоит помнить, что посещение самой достопримечательности туристами возможно только на период празднования, только тогда она откроется для гостей. Гора расположена практически на границе с Осетией, поэтому при посещении храма в «неположенное» время, у полиции обоих государств могут возникнуть недопонимания, касаемые действий приезжих. Но у всех туристов, побывавших на Ломимобе, непременно появится желание рассказать об увиденном знакомым и близким и оставить для них свой отзыв и рекомендации.
Замок Ананури (43км) — один из популярнейших старых сооружений, воздвижение его приходится аж на 156 век. Именно из-за возраста, максимальной сохранности и удачного расположения туристы не могут пройти мимо постройки. Для удобства посещения грузины организовали автобусное сообщение с Тбилиси для проведения экскурсий, и расставили сувенирные лавки, чтобы гости могли увезти домой своеобразный кусочек воспоминаний.
Рядом с крепостью Ананури находится Жинвальское водохранилище, образовавшееся после воздвижения плотины ГЭС на реке Арагви. Находясь в этом живописном месте, нельзя отказать себе в удовольствии насладиться красотами местности и сделать несколько фотографий, глядя на которые можно предаться воспоминаниям, сопровождающимся внутренним спокойствием и умиротворением. Водохранилище заслуживает внимания не только как красивое место, но и способ снабдить Тбилиси электричеством и питьевой водой.
Мцхета (18км), древняя столица Грузии, станет последним пунктом в списке самых необычных, значимых и радующих глаз достопримечательностей военно-грузинском тракте. Особого внимания здесь заслуживает место слияния двух рек, Куры и Арагви, некогда описанного Лермонтовым в его поэме «Мцыри»:
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
А монастырь, упомянутый в предложенном отрывке — Джвари, построенный еще в 6 веке. Именно у стен этого собора сделано огромное количество фото, ведь здесь откроется панорама на встречу двух могучих рек и расположенный на их берегах небольшой городок. Мцхета, некогда бывшая столицей грузинского государства, сыграла значительную роль в развитии и становлении религии грузин, поэтому город по праву называется сердцем христианства Грузии.
От Мцхеты до Тбилиси добраться можно автомобилем всего за 15 минут, поэтому туристы не упускают возможности посетить центр духовенства, а совершая путешествие по военно-грузинской дороге, путники нередко останавливаются на ночь в этом древнем городке, хранящем в себе историческое наследие грузин. Уютные небольшие домики и улочки хоть и были отреставрированы, обстановка здесь все равно царит старинная, возвращающая гостей на несколько столетий назад.
Закрытие
Хоть сейчас переместиться по трассе не составляет труда сейчас, так было далеко не всегда. В 2006 году военно-грузинскую дорогу закрыли, причиной чего стала реконструкция пропускного пункта в Вернем Ларсе. Особенно пострадала от таких действий Армения, ведь целая треть грузов, поставляющаяся в страну, попадала в конечный пункт именно по военно-грузинской дороге. На время прекращения функкционирования транспортного сообщения, легальное пересечение российско-грузинской границы по земле было остановлено. Тот факт, что дорога закрыта, сильно подорвал экономическое состояние стран Закавказья.
Когда же в 2010 году трасса была вновь открыта, активировался поток российских туристов, наладились грузоперевозки по всему западному Закавказью, что не могло не порадовать как политических деятелей, так и простых граждан.
Хоть для пересечения границы путешественнику из России и не требуется иметь большое количество документов, в том числе и визу, но контрольно-пропускной пункт в Верхнем Ларсе работает круглосуточно и за день осматривает более сотни автомобилей, автобусов и фур с материалами, продовольствием. И если машины и другие легковые транспортные средства преодолевают пограничный пункт в порядке очереди, то для фур установлены определенные часы, поэтому нередко здесь можно наблюдать огромную по протяженности цепочку из громоздкого транспорта, ожидающего своего часа на обочине. Отзывы о пребывании на КПП оставляют желать лучшего, люди порой часами ждут пропуска, обстановка напряженная и угнетающая, но ситуация требует терпения.
Для соблюдения безопасности в Верхнем Ларсе установлены камеры видеонаблюдения, передающие прямую трансляцию в сеть Интернет. Это также дает возможность туристам получить информацию о загруженности КПП.
Фото военно-грузинской дороги заполонили просторы интернета, и это неудивительно, ведь природа здесь обладает невероятной притягательностью. Побывав в этих краях однажды, захочется повторять свое путешествие снова и снова. Изобилие древних построек, завораживающих видов гор, атмосфера могущества и власти природы над человечеством заставляет человека забыть обо всех проблемах и часами наслаждаться естественной красотой, открывается второе дыхание. Хоть протяженность серпантинового пути не так велика, стоит заранее спланировать поездку, чтобы успеть посетить наиболее интересные места и в спешке ничего не пропустить.
Военно-грузинская дорога. 200 км достопримечательностей
Доброго дня, дорогие любители путешествий!
Вот я и добралась до одного из своих самых ярких впечатлений от поездки в Грузию. День, когда мы выехали из поселка Степанцминда и доехали до Тбилиси, выдался самым интересным и насыщенным. Трасса Е117 от Владикавказа до Тбилиси (военно-грузинская дорога), сама по себе является достопримечательностью. Помимо того, что по обе стороны от дороги открываются великолепные виды, на трассе есть несколько интересных точек, в которых обязательно нужно остановиться.
Военно-грузинская дорога является основным транспортным маршрутом, связывающим Россию и Грузию. Начало строительства дороги связано с подписанием Георгиевского трактата в 1783 году, а через 16 лет открылось постоянное сообщение между странами.
Короче, если вы поедете в Грузию на авто, даже не думайте в темноте проскочить военно-грузинскую дорогу. Прокляну
На Google-карте отмечены все интересные объекты, около которых нужно обязательно притормозить. Надеюсь, так будет гораздо удобнее ориентироваться на местности.
Еще один небольшой совет — перед поездкой скачайте на телефон приложение maps me (да, да я не устаю его хвалить) + карту Грузии. Через функцию «поиск» нужно выбрать категорию «достопримечательность» и будет вам счастье
Степанцминда
Поселок Степанцминда, о котором я писала ранее, тоже относится к достопримечательностям военно-грузинской дороги. На этой точке маршрута подробно останавливаться не буду, все самое интересное читайте в этой статье — http://easy-going.ru/2015/10/stepantsminda-ili-kak-vlubitsa-v-gruziyu.html
На трассе была замечена целая вереница фур, мирно отдыхающих на обочине. Причина длительной стоянки не понятна.
Периодически нам встречались противолавинные тоннели, в них можно нырнуть в случае опасности.
Минеральный источник
Рыжий источник вы точно не проедете мимо. Он находится с правой стороны дороги.
Минерализованная вода потихоньку стекает с гор и получается такая солнечная красота. Мне сразу же вспомнился турецкий источник в Карахаите. Там была железосодержащая вода и явно чувствовался запах ржавчины. Здесь никакого резкого запаха не было.
Если внимательно присмотреться к фото, то можно увидеть еще один источник, только белый. В этом месте вода содержит большое количество кальция. Возможно, через много много лет на этом месте появится что-то вроде Памуккале.
Арка Дружбы Народов
Арка Дружбы Народов — не просто смотровая площадка. Это памятник, сооруженный в честь дружбы народов России и Грузии. С 1983 года арка возвышается над пропастью. Здесь нужно обязательно съехать с трассы, чтобы полюбоваться видами и купить немного чурчхелы.
По всему периметру диорамы выложено мозаичное панно с памятными событиями для народа Грузии.
От видов, открывающихся со смотровой площадки, захватывает дух.
Я вас немного попутаю). У меня есть два типа фотографий с военно-грузинской дороги. Когда мы ехали «туда», было очень солнечно и фото получились яркие и сочные. На обратно пути, нас всю дорогу преследовали сизые тучи и мы практически дотронулись до облаков.
Вот, для примера — дорога «обратно».
А это — начало пути.
Дальше проскакиваем Гудаури без остановки. Летом здесь делать нечего, а вот зимой — жизнь бьет ключом. Гудаури — известный грузинский горнолыжный курорт. Подъемников мы не наблюдали, зато на склонах гор отлично просматривались гостиницы, похожие на альпийские шале.
Смотровая площадка
На военно-грузинской дороге, после Гудаури, есть небольшой участок с резкими поворотами. В народе такие серпантины называют — «тещин язык». Здесь есть еще одна смотровая площадка. Если вы никуда не спешите, то не откажите себе в удовольствии полюбоваться красивым видами на горы.
«Ржавый» источник
С левой стороны дороги, на берегу Арагви стоит ржавый столб. Но если присмотреться внимательнее, то никакой это не столб, а минеральный источник. Вода бьет из недр земли под таким напором, что если бы не ноухау местного умельца, в виде пластиковой бутылки, никому бы не удалось испить той водицы.
Минеральная вода на вкус солоноватая, с ярким привкусом железа. Еще до дегустации было понятно, что вода будет именно такой на вкус. Цвет камней вокруг и запах «ржавчины» явно указывали на наличие примесей железа.
К сожалению, я не смогла найти на карте источник и потому не отметила его. Ориентируйтесь вот на этот памятник с левой стороны дороги.
Оставляйте автомобиль около памятника и топайте в обратном направлении. Кстати, местные грузины подъезжают непосредственно к источнику и наливают воду в пластиковые бутылки. Этот факт и может служить своеобразным ориентиром. Видите много грузинских мужчин с пластиковыми бутылками? Вам туда же)).
Слияние Белой и Черной Арагви
Я ожидала увидеть невероятное сплетение двух рек, десятки оттенков воды и конечно же — Черную Арагви (вдоль Белой Арагви мы ехали уже довольно давно). Но, то ли Арагви не так черна, то ли в горах давно не было дождей. Цвет воды в обоих реках абсолютно одинаковый.
Фотографии в интернете выглядят совершенно иначе. Посмотрите, если интересно.
Слияние двух Арагви отмечено вот такими оленями. Мужчина к оленям не прилагается.
Крепость Ананури и Жинвальское водохранилище
С XVIII века мощные каменные стены крепости Ананури охраняют дорогу из Дарьяльского ущелья. Вход в крепость бесплатный, что стало для нас приятной неожиданностью. Внутри можно свободно перемещаться, заходить в церкви и заглядывать внутрь старинных башен.
В центре комплекса — крестово-купольный храм в честь Успения Богородицы. Стены здания красиво декорированы. Рисунок на фасаде навевает мысли о Византии.
Рядом с церковью, самая древняя постройка комплекса — башня с пирамидальной крышей. Сколько я ее ни рассматривала, вход так и не нашла.
Большие круглый башни можно осмотреть изнутри и даже забраться наверх. Несмотря на то, что Жинвальское водохранилище является искусственным водоемом, выглядит очень живописно.
На улице стояла несусветная жара и мы решили спуститься к воде, чтобы хоть немного прикоснуться к прохладе.
И тут я увидела «его». Мост в никуда, буквально, заворожил меня. Я уже писала о нем в своих онлайн записках. Муж не выдержал и полез купаться, а я направилась к мосту, чтобы более внимательно рассмотреть строение.
Что это? Никакой вменяемой информации в интернете я не нашла. Остатки моста, причал или еще что-то? Если подойти к краю «моста», то видно, что дальше — глубина. Дно не просматривается вообще. Карты maps me показывали мне какую-то ерунду…
И только после того, как я посмотрела на это чудо с точки зрения спутника, пазл начал складываться. Смотрите!
Это затопленная дорога! Других вариантов у меня нет. Я находилась там, где зеленая стрелка. Только, фотография со спутника была сделана в тот момент, когда уровень воды в водохранилище был гораздо ниже. На карте отмечена река Аркала. Видимо, раньше через речку был перекинут мост, а дальше шла дорога. Во время нашего посещения, уровень воды в водохранилище подняли, подтопив дорогу и мост.
Жинвальское водохранилище отлично просматривается от плотины.
Монастырь Джвари
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь….
Думаю, вы без труда узнали отрывок из произведения «Мцыри».
С самого начала путешествия, монастырь Джвари был «Темной башней» для моего мужа. Те, кто читал Стивена Кинга, поймет о чем я говорю. Если коротко, то Темная башня это цель, то к чему стремишься всеми силами. Таким образом, в каждом нашем путешествии появляется своеобразная «Темная башня», ради которой стоит ехать в дальние дали.
Монастырь Джвари находится в Мцхете — древней столице Грузии. Точнее, монастырь расположился на холме, а Мцхета рассыпалась по берегам двух рек.
Внешние стены монастыря разрушены. Впрочем….
И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас.
В церкви, прямо посередине зала, установлен восьмиугольный камень с крестом. Джвари так и переводится — «монастырь креста». По преданию, в начале IV века святая Нина установила деревянный крест над языческим храмом. Крест тот, был вовсе не прост, творил чудеса и собирал вокруг себя паломников со всего Кавказа. Позже, на этом месте возвели церковь. Есть мнение, что восьмиугольный камень, который находится в центре храма, гораздо древнее самого храма и, чуть ли, не сохранился со времен самой Нины.
В одном из источников я прочитала, что Джвари для Грузии, то же самое, что пирамида Хеопса для Египта. Не в смысле популярности, а в смысле архитектурного эксперимента.
Там внизу Мцхета. Конечно, древняя столица Грузии требует отдельного посещения.
А вот на этом фото видно, как Арагви сливается с Курой. Арагви справа, вода с голубым оттенком, а Кура — с зеленоватым.
Следующая остановка нашего локомотива — Тбилиси. Про столицу Грузии отдельный пост.
На обратном пути в Россию, мы опять проехали по военно-грузинской дороге, но уже гораздо быстрее.
Подробнее, о том как спланировать путешествие по Грузии читайте в этой статье. Не все путешествуют на автомобиле, поэтому, также, предлагаю ознакомиться со статьей — как недорого добраться до Грузии.
Как еще можно добраться до военно-грузинской дороги?
1. Если вы прилетели в Грузию, а не путешествуете на своем авто, то для поездки по Военно-Грузинской дороге имеет смысл арендовать авто. Самый нормальный вариант по соотношению цена-качество у Myrentacar.me Более подробно взаимодействие с Майренткар описано в статье — куда поехать в Грузии на авто.
2. Либо, как вариант, забронировать экскурсию онлайн — Ананури — Гудаури — Казбеги. Групповая экскурсия стоит всего 29 евро. Конечно автобус не будут останавливать около всех, описанных мною путевых точек, но, возможно, местные гиды покажут что-то более интересное.
Маршрут по Военно-грузинской дороге
Военно-Грузинская дорога (а точнее, та часть, что начинается после Гудаури) — одно из самых красивых мест, что я видела.
Это трасса длиной примерно в 200 км, соединяющая Тбилиси с Владикавказом, а еще популярный туристический маршрут.
Если сильно постараться, можно проехать его за 1 день, но я не советую вам это делать — вы получите изматывающую дорогу, усталость и никакого удовольствия. Гораздо приятнее растянуть маршрут минимум на 2 дня.
Тогда вы не будете спешить, хорошо отдохнете, увидите намного больше. И еще приятный бонус — проснуться с шикарным видом из окна)
Дорога недоступна в зимнее время, а вот с мая по октябрь на ней можно без проблем проехать даже на легковушке.
По пути встречаются разные интересные места. Вот о них я и хочу сегодня рассказать.
Мцхета
Очень симпатичное место, известное своими храмами Светицховели и Джвари, а также местом слияния Арагви и Куры. Святое и важное место для грузинов, занесено в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО.
Возвращаясь в Тбилиси по военно-грузинской дороге, мы решили остановится здесь на день — и остались довольны. Так что если вас тоже раздражает тбилисский трафик и стояние в пробках по несколько часов — остановиться в Мцхете вместо Тбилиси может оказаться прекрасной идеей.
О месте, где мы останавливались, а также и про Мцхету подробнее есть отдельный пост.
Ананури и Жинвальское водохранилище
Жинвальское водохранилище очень красиво.
Но мы — люди избалованные) И вы знаете, Пивское озеро в Черногории намного круче)
У них похожая история, оба — искусственные водохранилища, имеют огромное значение. Для их создания пришлось затопить несколько населенных пунктов.
Я не знаю, в чем именно заключается отличие — наверное, в цвете воды. На Пивском озере она бирюзовая, на Жинвальском — стандартного озерного цвета.
Это в любом случае красиво, просто у меня изначально были завышенные ожидания.
Вдоль водохранилища есть несколько смотровых площадок, чтобы съехать с трассы и полюбоваться. Еще есть места для купания.
А также на берегу стоит крепость Ананури.
Это супертуристическое место, древнее и красивое, с богатой историей и видами.
Пасанаури
Пасанаури находится примерно на середине пути между Тбилиси и Степанцминдой. Ничем особо не примечателен (все те же горы-реки), кроме того, что этот регион называют родиной хинкали) И Пасанаури — по сути, хинкальная столица)
Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. Мы собирались там поесть, но заснул Лев — и мы решили не будить и не мучить человека.
Гудаури
Гудаури интересен в основном зимой — это горнолыжный курорт. Летом туда можно заехать, если хотите вообще не напрягаясь побывать на трехтысячнике)
Дело в том, что летом тоже включают подъемники. Если не ошибаюсь, они работают с 10:00 до 16:00. И любой желающий, заплатив 12 лар, может прокатиться с нижней станции до самой вершины Садзеле.
Крестовый перевал, Арка Дружбы народов
На мой взгляд, самые красивые места начинаются именно здесь.
Во время нашей поездки, Арка Дружбы народов была на реконструкции и нас туда не пустили.
Но места в округе перекрыть невозможно, так что мы не сильно расстроились)
Там роскошные ущелья.
И еще есть места, где можно полетать на параплане. Мне кажется, это просто космос.
Просто пейзажи по пути.
Оранжевая гора с минералкой
Прямо у дороги (если едете со стороны Тбилиси — по левой стороне) находится мокрая гора оранжевого цвета. Если прислонить к ней бутылку — вы наберете минеральную воду.
Кстати, по вкусу намного приятнее Боржоми) Насчет пользы — не знаю)
Судя по количеству палаток, место довольно популярное.
И в округе таких мест, похоже много. Видите снег на горе? Это не снег, это похожее мокрое место.
О, эти стога на фоне гор.
Степанцминда, Гергети, Казбеги
Степанцминда была финальным пунктом нашего путешествия. Находится всего в 12 км от Владикавказа, так что мы доехали почти до России)
Это деревушка у подножья Казбека, знаменита своей Троицкой церковью.
Очень красивые места, особенно в ясную погоду.
Военно-грузинская дорога — это правда очень классный маршрут по Грузии. Мы проехали по самым попсовым местам, если еще здесь окажемся — я бы хотела покататься по менее популярным местам, полетать на параплане около Арки Дружбы народов и съездить в сторону ущелья Трусо, деревень Джуто, Сно и подняться на какую-нибудь гору там.
Как добраться
- на маршрутке из Тбилиси.
Не самый лучший вариант. Долго, неудобно, сложно спланировать, нужно брать запас времени. Но зато дешево.
Стоит 10 лар в одну сторону, отправляется в Тбилиси от метро Дидубе.
- Такси / авто с водителем.
Если не хотите / не можете ехать своим ходом, можно договориться с каким-нибудь таксистом или заказать авто с водителем через сервис gotrip.
Очень удобный сервис. Цены указаны за машину, плюс есть отзывы и описание каждого авто и водителя, даже уточняется, говорит ли он на русском.
- На своем / арендованном авто.
В теплое время годы добраться из Тбилиси до Гергети можно даже на легковушке. Можно поехать на собственной или взять напрокат.
- Можно заказать индивидуальную или групповую экскурсию.
Грузия. Часть 3.В поисках достопримечательностей по Военно-Грузинской дороге.
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Высоко над семьёю гор,
Казбек, твой царственный шатёр
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
19.04.2016 г. (первая половина дня)
Во время нашего путешествия по провинции Мцхета-Мтианети, при посещении монастыря Джвари, парящем над слиянием Арагвы и Куры и церкви Гергети у подножия Казбека, вспомнились именно эти стихи. Не буду врать, естественно я не помню их наизусть, но по паре-тройке первых строчек вспомнил. А за тем по возвращении домой перечитал заново, сильно написано, не знаю, что этому виной, то ли талант этих двух великих русских поэтов, то ли величие этих мест, но читая эти произведения заново, все увиденное снова ярко встает перед глазами.
Итак в этой провинции мы посетили несколько очень красивых и интересных мест, во первых была Мцхета и Джвари. На их посещение у нас ушло полдня. Выдвинулись из отеля в семь утра, неспеша дошли до метро Марджанишвили и поехали до метро Дидубе-это четвертая остановка на той же ветке. Дидубе это и метро и автовокзал и рынок. Выйдя из метро сразу попадаешь в цепкие лапы Тбилисских таксистов, здесь необходимо с уверенной мордой лица проходить мимо, хотя цены они не сильно ломят, 30 лари($12,5) за поездку в Мцхету и подъем к Джвари, но есть ограничение по времени по 30–40 минут на осмотр. И если для Джвари 40 минут вполне достаточно, то для Мцхеты явно маловато. И после того, как мы проскочили таксистов попадаем на рынок у первой попавшейся бабушки-торговки интересуемся где маршрутка на Мцхету и получаем подробный маршрут (там кстати нужно пройти в проход через ряд ларьков и свернуть на лево, утыкаемся носом в кассу). Проезд стоит 1,5 лари итого 6 лари на двоих туда-обратно. Ехать до Мцхеты около 30 минут, но нужно попросить водителя остановиться на повороте к Светицховели иначе уедете в самый конец городка (он конечно не большой, но как то не прикольно еще 30 минут шлепать назад)
Светицховели- животворящий столп — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. 14 октября в Грузии отмечается праздник Хитона Господня — Светицховлоба, или Мцехтоба. Центр празднования — собор Светцховели в древней столице страны Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии. По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.
Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.
Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели. Собор выглядит впечатляюще,
и что немаловажно для туристов, в отличие от храмов в России, здесь совершенно спокойно и бесплатно можно вести фото и видео съемку. Светицховели, как я понял является еще и усыпальницей князей Багратиони,
надгробные плиты находятся прямо под ногами посетителей.
Ничего подобного в России я не встречал. Нет есть конечно могила Кутузова в Казанском соборе Питера, усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой Лавре и усыпальница русских царей в Архангельском соборе Кремля, но вряд ли какой-нибудь «умник» решится на то, чтобы потоптаться по их могилам. Кстати в Российской империи Багратионы стали одной из самых известных аристократических фамилий. Знаменитый представитель российских Багратионов — герой войны 1812 года, генерал от инфантерии князь Пётр Иванович Багратион участвовал в обороне моего города Смоленска от войск Наполеона, теперь он увековечен в сквере памяти героев отечественной войны 1812 года и почитается жителями наравне с Михаилом Илларионовичем Кутузовым.
Итак осмотрев собор Цветицховели
мы двинулись к монастырю Джвари. Джва́ри дословно «крест»-грузинский монастырь и храм VII века.
Расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где, согласно историческим источникам, воздвигла крест святая Нино. Джвари — один из шедевров архитектуры по совершенству архитектурных форм и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.
Надо сказать, что от Мцхеты до Джвари около семи километров причем большая часть дороги ведет в гору. Я читал в отчетах на AWD.ru (форум Винского), что кто то поднимался туда пешком, но потом настоятельно не рекомендовал этого делать никому, поэтому мы решили воспользоваться такси которые в достаточном количестве стоят прямо у стен Цветицховели.
Цена на их услуги фиксированная и составляет 20 лари ($ 8.3) в стоимость включены подъем к Джвари, возврат к Светицховели и ожидание 30–40 минут (как договоритесь), по пути мы проезжали памятник М. Ю. Лермонтову.
Поднявшись на вершину холма мы по достоинству оценили монастырь и прекрасные виды открывающиеся от него на слияние Арагвы с Курой и мирно лежавшую внизу Мцхету.
Также моя Галка увидев цветушие маки не преминула в них сфотографироваться.
Далее было возврашение в Мцхету,
а затем таким же путем (на маршрутке) в Тбилиси.
На следующий день у нас была намечена поездка из Тбилиси на север Грузии по Военно-Грузинской дороге с осмотром всех интересных мест по пути. Выезд как всегда был назначен на восемь часов утра. По хорошего качества дороге мы быстро домчались до первого пункта нашего путешествия-Жинвальского водохранилища.
Позволю себе небольшое отступление, о качестве грузинских дорог и стиле вождения грузин. Качество дорог мне понравилось, по ощущениям у нас в России они мало—мало похуже, и если федеральные трассы типа М-1 и М-4 вполне сравнимы, а кое-где даже превосходят грузинские, то в городах, даже небольших, дороги несравненно лучше российских. Ну, никак я не могу поставить в один ряд дороги в Гори и Телави с дорогами в Вязьме и родном Смоленске. Теперь о качестве и культуре вождения. Начитался я на туристических сайтах, включая наш очень много, мол, и подрезают и не соблюдают элементарные правила безопасности и в слепой поворот входят на большой скорости по встречке и пешеходов не пропускают. Практически единственное отличие, на мой взгляд, это правило обгона, здесь грузины конечно потемпераментнее будут, НО водители встречных машин, видя, что кто то совершает обгон, всегда снижают скорость и принимают вправо. Опять же это касается трасс и проспектов, на серпантинах же все ведут себя вполне адекватно и при входе в слепой поворот всегда подают сигнал и сбрасывают скорость, даже находясь на своей полосе. По переходу дорог, ну не заметил я ни одного случая, чтобы на зебре пешехода не пропустили, а вот если пешеход решил перейти там, где ему хочется, то настоятельно рекомендую потренироваться недельку, другую во Вьетнаме, а желательно именно в Ханое и тогда будет, Вам счастье.
Итак, вернемся к нашим баранам. В сорока километрах к северу от Тбилиси на реке Арагви располагается Жинвальское водохранилище,
обеспечивающее грузинскую столицу водой и электричеством. Плотина на Арагви была построена в 1985 году, ее высота превышает сто метров, ширина — четыреста метров. Объем воды в водохранилище составляет более полумиллиарда кубических метров.
Жинвальское водохранилище по праву считается одним из красивейших мест Грузии.
Раскинувшееся между горных вершин бирюзовое зеркало водохранилища необычайно живописно в любое время года. Вот здесь то-нам и не повезло, уровень воды был минимальным. Поэтому наслаждались мы бирюзовой водой и живописными видами только у самой плотины, в остальных же местах, включая крепость Ананури, вид был совершенно не такой как можно увидеть на фото в интернете.
Мы даже увидели остатки древнего моста, через Арагви, которые обычно находятся под толщей воды, видимо именно по нему, в свое время, штурмовали крепость Ананури лезгины, турки и иранцы. Итак, мы добрались до, наверное, самой популярной у туристов крепости в Грузии.
Благословенная земля —
Тут крепость с башнями стоит,
Как нос большого корабля
Вдаль по течению глядит…
Есть в Грузии такие места, которые притягивают к себе невероятным духом величия. Каждый человек, который по воле судьбы сможет прикоснуться к этим строениям не сможет не почувствовать как в него буквально вливается их мощь и сила. И одним из таких сооружений является крепость Ананури.
Крепость, которая никогда не перестанет будоражить людское воображение. Сегодня Ананури состоит в основном из двух частей: из цитадели и нижней крепости. Последняя сильно повреждена и на её территории, кроме единственной церкви, ничего не сохранилось.
Ведь когда-то Ананури пришлось яростно отбиваться сначала от турок и иранцев, которые мечтали о том, чтобы поделить Грузию, а потом она пережила и набег лезгин с Северного Кавказа.
В самой же цитадели можно посмотреть башню с пирамидально-ступенчатой крышей, небольшую купольную церковь, колокольню и большую купольную церковь.
Время не щадит ничего. От грозного замка Ананури мало что осталось.
Но и этого малого нам хватило, чтобы провести здесь пару часов. А ведь не так давно здесь ключом била жизнь, здесь кипели страсти, здесь, под стенами крепости велись ожесточенные бои. Сегодня Ананури — это просто место для туристов и их здесь много,
за два часа, что мы тут пробыли, заглядывая во все уголки и спускаясь, поднимаясь по всем лестницам в башне, приехали три больших туристических автобуса, и это несмотря на то, сезон практически не начался.
Кажется, что эти камни, из которых выложены, оставшиеся стоять, постройки, никогда и ни за что не откроют нам своих тайн,
которые так и останутся с ними до самого разрушения. Но жалеть об этом не стоит. Крепость — это война. Это сотни и тысячи убитых людей, это слёзы матерей и жён. И это история. История, которая так никогда и не будет познанной до конца.
Дальше мы продолжили свой путь вдоль Арагвийского ущелья до небольшой деревеньки Вемо Млета, где остановились посмотреть небольшую, но милую церквушку,
подивились, как на склонах гор интересно расположилась сама деревня, поделенная на три части между ущельями, по которым каждую весну сходят лавины, остатки последней из них ликвидировала в это время тяжелая техника. Мостов между ущельями замечено не было и для нас осталось загадкой, как жители деревни перемещаются с одного конца поселения в другой в период схода лавин. Наш друг и гид Резо, тоже не смог разогнать туман по этому вопросу, и мы двинулись дальше. На выезде из Вемо Млета остановились у небольшого горного ручья с рукотворным водопадом.
Где Резо предложил нам испить воды набрав её прямо из-под водопада, да еще и набрать её с собой в бутылку, что вызвало у нас неподдельное недоумение (все-таки глубоко в нашем подсознании сидит мысль о том, что воду в чужих странах можно пить только бутулированную). Но пока мы боролись со своими комплексами, из ручья успели попить воды несколько человек, что собственно и развенчало наши сомнения. Вода оказалось холодной и без посторонних запахов, не оказав никаких негативных последствий для желудка. Именно от этого ручейка Военно-Грузинская дорога начинает свое восхождение на отроги Большого Кавказского хребта. Здесь мы начали движение по серпантинам в сторону нашей следующей остановки-Гудаури.
Гудаури это посёлок, а также небольшой центр туризма и горнолыжный курорт, расположенный на южных склонах Большого Кавказского хребта в муниципалитете Степанцминда (бывший Казбекский район) Грузии, на Военно-Грузинской дороге, неподалеку от Крестового перевала (2379 м над уровнем моря). Еще в 1987 году в посёлке проживало около 10 человек. Расстояние от Гудаури до Тбилиси составляет около 120 км, и занимает около 2 часов на автомобиле(нам потребовалось несколько больше из-за остановок на осмотр интересностей). Лыжный сезон начинается в декабре, и длится до апреля, средняя толщина снежного покрова зимой достигает 1.5 метров. Трассы оборудованы подъемниками, нижняя станция на высоте 1990 метров, а верхняя на высоте 3307 метров. Приехав в Гудаури мы остановились на смотровой площадке, чтобы сделать несколько фото на окрестные горы,
а так как кататься на лыжах у нас в планах не было (канатка работала и снег на трассах был) то долго мы здесь не задержались и выдвинулись в сторону Крестового перевала
Грузинские каникулы. Часть 1. Военно-Грузинская дорога
24 августа 2018
Военно-Грузинская дорога соединяет Владикавказ и Тбилиси. Полный маршрут: “Владикавказ – Балта – Нижний Ларс – российско-грузинская граница – Степанцминда – Гудаури – Пасанаури – Ананури – Жинвали – Мцхета – Тбилиси”. Общая протяженность трассы – 208 км. по территории России и Грузии. Б о льшая и самая интересная для туристов и путешественников часть дороги – грузинская. 160 километров ошеломляющих красот, природных, исторических и архитектурных достопримечательностей.
Сегодня вы узнаете:
- что посмотреть на Военно-Грузинской дороге и сколько времени на это надо,
- где находятся лучшие смотровые площадки и самые романтические места,
- какой горнолыжный курорт здесь располагается, и что там делать летом,
- какой посёлок на ВГД считается родиной хинкали и меккой для рафтингистов,
- где остановиться в горах – переночевать, отдохнуть или попутешествовать (отели, гостевые дома, апартаменты),
- где вкусно поесть по пути в Тбилиси (кафе, рестораны).
Список населенных пунктов, мест и достопримечательностей на Военно-Грузинской дороге:
- Степанцминда (Казбеги),
- Сно (N 42° 36.282′ E 44° 38.223′),
- Минеральный источник (N 42° 31.900′ E 44° 28.350′),
- Смотровая площадка (42.49356, 44.45198),
- Арка Дружба народов (42.49254, 44.45306),
- Гудаури,
- Обзорная площадка “Крест” на перевале Гудаури (42.43859, 44.49382),
- Пасанаури,
- Место слияния Белой и Чёрной Арагви (42.34459, 44.69459),
- Крепость Ананури(N 42° 9.828′ E 44° 42.209′),
- Жинвальское водохранилище (обзорная площадка),
- Монастырь Джвари с видовой площадкой, где сливаются Кура и Арагви (41°50’17″N 44°44’0″E),
- Мцхета
- И это не всё. Можно съезить к Гергетской церкви, в высокогорную деревню Джута, посмотреть водопад Гвелети, Аршинские водопады, ущелье Трусо и многое другое. НО, имейте в виду, что к этим достопримечательностям можно добраться только на джипе и пешком. С Военно-Грузинской дороги их не увидишь. Нужно немало времени. Как вариант, можно приехать сюда на отдых (например, в Гудаури или Степанцминду) и спокойно ездить по окрестностям. Если это интересно, закладывайте в маршрут дополнительно 2-3 дня на удалённые достопримечательности – ущелья, водопады, храмы.
Достопримечательности, отели, кафе на Военно-Грузинской дороге на карте:
- Желтым цветом отмечены достопримечательности и смотровые площадки,
- красным – гостиницы,
- фиолетовым – кафе,
- коричневым – магазин в Гудаури,
- зелёным – водопады, ущелья, церкви, добираться к которым надо на джипах и (или) пешком.
Грузинские каникулы. Часть 1. Военно-Грузинская дорога
Степанцминда
65 руб./литр), но очень-очень качественный. Когда приехали в Казбеги, наши экипажи разделились – мы поехали искать АЗС, а Карина и Саша – смотреть гостевой дом “Гоги Алибегашвили”, место нашей заключительной ночёвки в Грузии.
В этот день Казбек (5 033 м.) нам не открылся. Мы решили не ездить к Троицкой церкви Гергети (видна на фото ниже). И времени потратили бы много (не меньше 2-2,5 час.), и пейзажи были бы не те. Берите себе на заметку на будущее – трансфер к Гергетской церкви платный, 50 лари за машину; и лучше ехать туда в ясную погоду. Машину легко найдёте на остановке маршруток.
2 100 руб. (80 лари), 3-мест.
2 600 руб. (100 лари).
Стоит ли вообще ночевать в Степанцминде? Вопрос неоднозначный. Если вы приехали сюда из Тбилиси вечером и утром хотите перейти границу, стоит. Если хотите полюбоваться Казбеком на закате и на рассвете, стоит. В других случаях можно поискать жильё получше и подешевле. Например, Tsar Bani Spa Resort в Гудаури. Выбор отелей в Гудаури очень большой, цены летом невысокие. Расстояние между Гудаури и Степанцминдой всего 30 км.
Источники:
http://aeroflot-trip.ru/voenno-gruzinskaya-doroga-karte/
http://gruziyagid.ru/dostoprimechatelnosti/voenno-gruzinskaya-doroga-na-karte
http://easy-going.ru/voenno-gruzinskaya-doroga-2015.html
http://loveinmonte.ru/voenno-gruzinskaya-doroga.html
http://www.tourister.ru/responses/id_15495
http://galina-lukas.ru/article/1544/gruzinskie-kanikuly-chast-1-voenno-gruzinskaya-doroga
http://www.sancrimea.ru/