Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря, Истра. Архитектор, где находится, фото, история

Содержание

Воскресенский собор

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским Патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» – книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном, название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».

Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.

В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.

Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.

1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.

2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.

3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)

4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.

5.Историческая справка об Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим».

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в Истре: фото, описание, история и интересные факты

Заветной мечтой патриарха Никона, возглавлявшего Русскую православную церковь с 1652 по 1666 год, было воссоздание вблизи Москвы комплекса святых мест Палестины. К ее воплощению в жизнь он приступил в 1656 году, основав на берегу реки Истры обитель, получившую впоследствии название Свято-Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В его главном соборе были воспроизведены образы, как бы сошедшие со страниц Евангелия: гора Голгофа и пещера Гроба Господня, ставшая местом погребения и последующего воскресения Иисуса Христа. По замыслу святейшего, православный люд должен был воочию созерцать место, где Спаситель принес за них искупительную жертву.

Детище предстоятеля Русской церкви

Историки указывают на то, что патриарх Никон был не первым, кому пришла в голову идея перенести образ Храма Господня и его святынь на Русскую землю. Существует целый ряд памятников, отразивших в себе влияние иерусалимского «первообраза». Наиболее яркими среди них являются храм Покрова на Рву и задуманный Борисом Годуновым, но так и не осуществленный план создания в Московском Кремле религиозного комплекса «Святая Святых», прообразом которого должны были послужить подлинные места Христовых страстей.

Однако реальное воплощение идея получила в создании Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, ставшего любимым детищем патриарха Никона. В его стенах святейший провел восемь лет, последовавших после своего удаления из столицы, а в августе 1681 года скончался на пути к нему, возвращаясь из ссылки, которую отбывал в Кирилло-Белозерском монастыре.

От замысла к конкретным действиям

Возведение обители началось в 1656 году, еще до того, как патриарх Никон навлек на себя гнев государя Алексея Михайловича. Пользуясь монаршим расположением, он сумел приобрести для будущего строительства земли, находившиеся до этого в вотчинном владении и передававшиеся исключительно по наследству. Они находились в 60 верстах (около 64 км) от столицы на берегу реки Истры.

После оформления всех документов на владение землей, выбранный участок подвергся тщательной перепланировке. Лес вырубили, а холм, ставший местом будущей обители, досыпали и основательно укрепили. Отныне он стал именоваться Сионом, а две другие близлежащие возвышенности – Фавором и Елеоном. Была переименована даже река Истра, которую патриарх велел называть Иорданом.

Первые этапы начатого строительства

В 1662 году на ее берегу появился первый скит, в котором построили две небольшие церкви: Богоявленскую и Петра и Павла. Тогда же неподалеку была основана небольшая женская обитель, получившая не менее звучное библейское название «Вифания».

Поскольку строительство Воскресенского Новоиерусалимского монастыря представляло собой весьма масштабную техническую задачу, то для ее выполнения потребовалось большое количество рабочей силы, включавшей в себя как подсобников, так и квалифицированных мастеров. По этой причине на берега Истры из разных районов Подмосковья согнали множество монастырских и вотчинных крестьян. Это вызывало с их стороны крайнее недовольство, потому что, находясь в отрыве от дома, они теряли возможность заниматься собственным хозяйством и обрекали свои семьи на голод.

Деревянная предшественница каменного собора

Как это бывало в истории большинства обителей, возведение Воскресенского Новоиерусалимского мужского монастыря начиналось с появления деревянных построек, выполненных в традиционном стиле русского зодчества. При участии патриарха Никона был создан целый комплекс таких сооружений, центром которого являлась Воскресенская церковь.

На ее освящении, состоявшемся в октябре 1657 года, присутствовал государь Алексей Михайлович, впервые назвавший обитель, возводимую в 60-верстах от Москвы, Новым Иерусалимом. С его легкой руки это словосочетание прижилось и, получив официальный статус, сохранилось до наших дней. Находясь под патронажем государя, новый монастырь в короткий срок стал крупным землевладельцем. В различных уездах России, даже находившихся на значительном расстоянии, для него приобретались вотчины вместе с приписанными к ним крепостными крестьянами.

Опала патриарха Никона

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, сохранившийся до наших дней и являющийся главным сооружением всего архитектурного комплекса, был заложен в сентябре 1658 года. По роковому стечению обстоятельств, тогда же попал в царскую опалу и был удален из столицы сам инициатор строительства – патриарх Никон. Однако по монаршему дозволению он в течение последующих восьми лет имел возможность находиться в стенах обители и лично руководить всеми производившимися работами.

Так продолжалось вплоть до 1666 года, когда решением церковного суда опальный патриарх был извержен из священства и отправлен простым монахом-чернецом в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. С его отъездом все работы в еще недостроенном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре были прекращены и возобновились лишь после кончины государя и восшествия на трон его наследника, молодого царя Федора Алексеевича.

Смерть патриарха и возобновление строительных работ

Как уже говорилось выше, в 1681 году, возвращаясь из ссылки и направляясь на Истру, 76-летний Никон – бывший патриарх, а к тому времени уже простой монах-чернец – заболел и скончался вблизи Ярославля. Однако его тело было доставлено в обитель и, согласно завещанию, погребено в Южном приделе храма.

После смерти Никона строительство Воскресенского храма Новоиерусалимского монастыря было продолжено, и в январе 1685 года состоялось его торжественное освящение. К этому времени бразды правления Российского государства оказались в руках царевны Софьи. Посетив обитель в качестве почетной гостьи, она лично указала место для возведения еще одной святыни – церкви Рождества Христова, построенной в 1692 году.

Монастырь в периоды правления Петра I

Годы правления Петра I были трудным периодом в жизни большинства российских обителей. Не обошли беды стороной и Новоиерусалимскую обитель. Численность братии уменьшилась, и на ее содержание отпускались весьма скудные средства, тогда как большая часть их собственных доходов отправлялась в казну. Кроме того, божьи люди были обязаны поставлять для армии лошадей и фураж, а при необходимости и рекрутов.

Под покровительством государыни Елизаветы

Несколько свободней монахи вздохнули, когда на российский престол взошла императрица Елизавета Петровна. Благодаря тому, что, взяв обитель под свое покровительство, государыня выделила ей 30 тыс. рублей – огромную по тем временам сумму, – удалось отремонтировать начавшие ветшать постройки, а также восстановить кровлю обрушившейся в 1723 году ротонды. Существует мнение, что в период проведения этих работ был частично изменен стиль Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, которому строители предали черты модного в то время московского барокко. Как характерную черту того времени можно вспомнить также снижение налогов, отчисляемых государству, что позволило значительно улучшить питание насельников.

Новые беды, выпавшие на долю монастыря

Однако земное благополучие иноков оказалось недолговечным и с приходом к власти императрицы Екатерины II вновь сменилось полосой невзгод. Начало им было положено знаменитым Манифестом от 26 февраля (8 марта) 1764 года, согласно которому большая часть монастырских земель подлежала секуляризации, то есть изъятию в пользу государства. Начался период материального упадка большинства российских обителей.

Из истории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря известно, что в начале 60-х годов XVIII века ему принадлежало 22 тыс. десятин земли, на которой проживало около 14 тыс. крестьян. Но после вступления в силу Манифеста все это богатство было отобрано, и во владении монахов остались только 30 десятин пахотных угодий и два подворья, расположенных в Москве. В этот трудный для них период основными статьями доходов являлись денежные поступления от паломников и пожертвования частных лиц. Что же касается средств, получаемых от государства, то их объем составил не более 30 % от прежних дотаций.

Благодатный XIX век

На протяжении всего XIX века Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (г. Истра) входил в число наиболее посещаемых центров российского паломничества. Особенно интенсивным стал поток богомольцев после того, как в 1870 годах была построена проходившая вблизи него ветка Московско-Рыбинской железной дороги. Увеличившиеся поступления средств позволили монахам произвести ряд строительных работ. Так, была возведена каменная гостиница для состоятельных паломников и странноприимный дом, в котором останавливалась беднота. Кроме того, для детей из малоимущих семей открыли бесплатное училище, где они получали начальное образование.

Сохранились сведения, согласно которым во второй половине XIX века обитель ежегодно принимала у себя до 35 тыс. человек. Столь высокую популярность можно объяснить, во-первых, уникальной возможностью увидеть воссозданное подобие святых евангельских мест, а во-вторых, тем, что расстояние до Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, составлявшее от Москвы около 64 км, можно было без труда преодолеть по железной дороге.

Святыня, превращенная в музей

Та же картина материального благополучия и непрекращавшейся духовной жизни наблюдалась в обители и в начале XX века. Конец ей был положен лишь с приходом к власти большевиков. Уже в 1919 году распоряжением Совнаркома монастырь был закрыт, а его помещения использованы для создания двух музеев, один из которых посвящался истории края, а второй имел сугубо художественное направление. Со временем эти два очага культуры объединились и появился сохранившийся до наших дней Государственный художественно-исторический музей. В экспонатах для него не было недостатка.

Посетители могли увидеть обширную коллекцию церковной утвари, изъятой «новыми хозяевами жизни» из находившихся здесь же монастырских храмов, церковных ризниц, а также из ранее действовавшего мемориального музея, посвященного памяти того, кто явился основателем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Кроме того, значительное место в экспозиции было отведено произведениям искусства, изъятым из богатых дворянских и купеческих усадеб Московской губернии.

Годы войны и последующее восстановление музея

К сожалению, часть экспонатов не сохранилась до настоящего времени, поскольку в годы Великой Отечественной войны территория бывшего монастыря оказалась в зоне оккупации, и фашисты, взорвав Воскресенский собор, уничтожили многие хранившиеся в нем исторические памятники. Известно, что материалы, свидетельствовавшие об этом варварстве, были оглашены в ходе Нюрнбергского процесса.

В первые послевоенные годы, когда вся страна залечивала раны прошедших лет, началось плановое восстановление разрушенного музейного комплекса в городе Истре, однако объем работ был столь велик, что завершены они были лишь в 1959 году. В ту пору не удалось вернуть к жизни лишь главную архитектурную доминанту, которой славился некогда Воскресенский Новоиерусалимский монастырь – многоярусную колокольню XVII века.

Новая жизнь древней святыни

Возрождение обители в ее исконном предназначении началось в 1993 году с того, что патриарх Алексий II уполномочил своего представителя – архимандрита Никиту (Латушко) – вести переговоры с руководством Истринского района Московской области и администрацией музея о передачи Церкви принадлежавшей ей ранее монастырской территории со всеми сохранившимися на ней постройками. Момент для этого был выбран весьма удачный, поскольку на волне перестройки по всей стране развернулось движение по возвращению верующим незаконно отнятого у них имущества.

Переговоры и оформление соответствующих документов не заняли много времени, и уже на следующий год духовная жизнь в стенах древней обители начала возобновляться. С первых дней возрожденный монастырь получил статус ставропигиального, то есть независимого от епархиальных властей и подчиненного непосредственно патриарху. В июле того же года состоялось заседание Священного синода, на котором было принято решение о назначении архимандрита Никиты, столь много сделавшего для возвращения народу его святыни, настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

В настоящее время в городе Истре Московской области, наряду с возрожденной обителью, действует Историко-художественный музей. В его собрании насчитывается почти 180 тыс. экспонатов, для которых было построено удобное современное здание. Таким образом, старинный русский город Истру можно по праву назвать центром религиозной и культурно-просветительской жизни.

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Когда патриарх Никон еще в 17-м веке задумал построить в России Новый Иерусалим, он знал: рано или поздно сюда поедут со всей страны. Ведь это уникальное место, полное название которого — Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, в 50 километрах от Москвы, своим пейзажем очень напоминает израильские земли. Те самые, где стоит Храм Гроба Господня. И свой Гефсиманский сад здесь есть (подобие того, где Иисус молился перед казнью). И река называется не Истра, как написано на картах, а Иордан (где крестился Христос).

В Воскресенском соборе, по задумке патриарха Никона, все должно было рассказывать о пути Христа. Поэтому внутри храма мы видим кувуклию (от греч. «опочивальня») — часовню, в которой находится Гроб Господень. У нас это как бы копия, символ того самого святого места. У входа — камень, подобный тому, с которого Ангел указал на место захоронения Христа, возле него обычно встают на колени и молятся.

Если обходить храм по кругу, увидишь все этапы последних дней Иисуса. Это так называемые храмы Скорбного пути. Вот – храм-темница. В ней, с закованными ногами, он провел ночь перед казнью. Наверху — Голгофа. Крест для нее привезли по заказу самого Никона — из Иерусалима.

А напротив входа в храм установлен камень миропомазания, на котором лежал Иисус, снятый с креста. На камне видна трещина — от фашистского взрыва. А справа от входа был похоронен патриарх Никон.

Адрес: Истра, ул. Советская, 2

Координаты: 55.921516, 36.852486

Режим работы: 7:30-18:30 (пн.-пт.); 7:30-20:00 (сб.),

Официальный сайт: n-jerusalem.ru

Видеоэкскурсия по Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю

Видео: Рушан КАЮМОВ

История

Монастырь начали строить при патриархе Никоне в 1656 году. Работали и в то время, когда тот попал в опалу у царя Алексея Михайловича. Работы продолжались при Елизавете Петровне (18-й век) и при Екатерине Второй, после того, как монастырь пережил сильный пожар. В 19-м веке это был центр паломничества.

Во время богоборческих 1930-х, когда монастырь был уже давно закрыт, расстреляли местных монахов. И вдруг… пропала вода в святом источнике. Люди до сих пор не могут понять, как такое произошло. Рассказывают только, что вода появилась вновь, едва в конце 1990-х монастырь вернули церкви и освятили.

С тех пор принялись за восстановление былой мощи и красоты. Говорят, были случаи исцеления от самых страшных недугов. Но для этого, как уточняют местные, надо не только молиться с верой, но и делать по жизни добрые дела.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

Вот что рассказал о Новом Иерусалиме Владимир Егоров, экскурсовод из Истры.

  • У одной из башен по периметру стены осиновая крыша. Как напоминание о предательстве: ведь Иуда повесился на осине. Именуется башня Гефсиманская, по названию сада, где предали Христа.
  • Крест для Голгофы привезли из Иерусалима. Во время Великой Отечественной, когда немцы взорвали Воскресенский собор и все было объято огнем, крест рухнул на землю, но не сгорел! После взрыва собора кувуклия с Гробом Господнем тоже уцелела. Предполагается, что люди будут приезжать не просто посмотреть на архитектуру, но и помолиться. Ведь человек приходит в дом к Богу, как ребенок приходит к отцу. У патриарха Никона была идея объединить здесь людей, чтоб они вместе приезжали, молились, ценили жизнь и друг друга, желали друг другу добра.

Что посмотреть на территории монастыря

Воскресенский собор

На первом и втором ярусах Воскресенского собора находятся 44 церкви.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Внутри него находятся 44 церкви на первом и втором этажах. Поочередно в них (но не во всех) идут службы. Здесь же находится кувуклия с Гробом Господнем. Туда всегда стоит очередь: не пугайтесь, идет она быстро. У входа в кувуклию внимательно посмотрите на пол: реставраторы оставили часть старого настила из булыжников. Представьте, сколько веков до вас по нему ходили люди! И сам Никон, и царь Алексей Михайлович. Не забудьте запрокинуть голову вверх: над вами раскинется невероятной красоты купол высотой примерно с 12-этажный дом. В диаметре он 28 метров, это почти десятиэтажка.

Иордан

По пути к Иордану вы увидите скит патриарха Никона. Сейчас его можно осмотреть только снаружи.
Фото: Ирина БЫСТРОВА, lori.ru

По пути к реке вы увидите скит патриарха Никона. Внутрь никого не пускают, но вы отчетливо представите, как он жил тут, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая… им ноги. Да-да, была такая традиция.

Храм Константина и Елены

С восточной стороны к Воскресенскому собору примыкает церковь Константина и Елены.
Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

Римский император, принявший христианство, и его мать, которая в четвертом веке нашла место погребения Иисуса, — храм их имен стоит в Новом Иерусалиме.

Святой источник

В 1930-х годах вода в источнике вдруг пропала и появилась вновь в конце 20 века, когда монастырь был возвращен верующим.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

33 ступени вниз (по числу земных лет Христа) от храма Константина и Елены — и вы у источника. Того самого, который вдруг заглох в годы богоборчества, будто наказывая за неверие и издевательство над храмами. Источника, в котором больше никогда не должна пропасть вода.

Какие святыни хранятся

  • Гроб Господень. Главная святыня, которая есть в Ново-Иерусалимском монастыре. Он находится в кувуклии — небольшой купольной часовне: точь-в-точь такой же, как в израильском Иерусалиме.
  • Голгофа с крестом. «Голгофа» с еврейского переводится как «лобное место». То место, где был распят Иисус. Обратите внимание на кипарисовый крест внутри Голгофы. Патриарх Никон заказал его в Палестине.
  • Мощи Святой Татьяны, привезенные из Иерусалима еще при царе Алексее Михайловиче его сестрой. Она сама паломником ездила в святые места. Достоверно неизвестно, как именно она добиралась, но есть свидетельства, что в те времена многие паломники шли на палестинские земли пешком.

Ново-Иерусалимский монастырь в культуре и искусстве

Колокольни монастыря обожал писать кубист Аристарх Лентулов, четыре его работы посвящены “копии святой Земли”. Вспоминали золотые купола, мелодичный говор звонницы и камень миропомазания поэты Сергей Панченко, Федор Кормухин, Александр Бобров.

Впрочем, Ново-Иерусалимский монастырь и сам по себе является храмом искусства, ведь еще недавно в его стенах располагался музей с одноименным названием. Его фондовое собрание насчитывает 180 тысяч единиц и включает археологические, исторические, этнографические и художественные коллекции. Посмотреть на шедевры Айвазовского, Шишкина, Левитана, Пикассо, Кустодиева, Дюрера, Фалька, Фаберже приезжали из Москвы и многих других городов.

Слева: фрагмент картины А. Лентулова «Церкви. Новый Иерусалим» (1917)/Репродукция
Справа: фрагмент картины А. Лентулова «Ворота с башней. Новый Иерусалим» (1917)/Репродукция

Три года назад музей получил собственное здание в 300 метрах от монастыря, и почти сразу же здесь открылась постоянная экспозиция “Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века”. Здесь собраны предметы живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства из коллекции музея. Большая часть поступила в собрание музея в послереволюционный период.

Теперь посетители могут увидеть еще и экспозицию “Особая кладовая”. Она объединяет предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов 16–20 веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров эмали и бытового серебра.

Экспертное мнение

Архимандрит Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря:

«Окрестности Истры изменили на библейские прообразы»

— Новый Иерусалим — живое воплощение пятого Евангелия (так называют Святую Землю), в котором сама земля и все, что на ней благовествуют о днях земной жизни Иисуса Христа. Явление уникальное, не имеющее аналогов в мировой христианской культуре. Здесь даже названия окрестностей Истры были условно изменены на евангельские или библейские прообразы. Так река Истра становится Иорданом, четыре холма под монастырем стали горами Сион, Елеон, Фавор и Ермон, появляется Гефсиманский сад и Кедронский поток, образуются свои Вифлеем, Назарет, Галилея и Вифания, возникает Иудина земля и Иосафатова долина.

Для Нового Иерусалима очень актуальны слова народной мудрости: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому, чтобы лучше понять феномен личности Святейшего Патриарха Никона и оценить его грандиозный замысел, увидеть красоту и благолепие созданной им святой обители, стоит посетить этот монастырь.

Александр Авдеев, доцент кафедры истории России и архивоведения исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университет:

«Надписи в Воскресенском соборе содержат шифр»

— В стенах монастыря патриарх Никон создал интеллектуальную школу, и с произведениями его учеников, вырезанными на белокаменных плитах, можно ознакомиться в Воскресенском соборе. Справа от южного входа в собор можно увидеть огромную надпись – стихотворную летопись, посвященную истории создания Воскресенского монастыря. А на белокаменной плите, установленной в изножии гробницы патриарха Никона, высечена стихотворная эпитафия Святейшему, автором которой был его ученик, архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря Герман. Обе надписи содержат загадку для любознательного читателя: по первым буквам каждой строки можно прочитать, кто и с какой целью создал эти произведения.

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря, Истра. Архитектор, где находится, фото, история

Воскресенский Собор — главная доминанта ансамбля Новоиерусалимского монастыря, который, по замыслу создателей, должен был стать ландшафтной иконой Святой земли и центром всего Православия. В комплекс также входят две церкви, больничные и кузничные палаты, трапезные, настоятельские покои, погреба для кваса и оборонительные сооружения.

Адрес Воскресенского Собора

Собор располагается по адресу: Московская область, город Истра, улица Советская.

Как добраться на машине

Автомобилем из Москвы нужно ехать по Волоколамскому шоссе до города Истры. Затем по центральным улицам Истры около 5 км, следуя указателям.

Как доехать на общественном транспорте

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря находится в исторической части города. Расстояние от станции Истра до святыни составляет не более 2 км. В нужном направлении ходят автобусы № 4, 22, 25, 33, 34.

Из Москвы до станции Истра можно добраться с Рижского вокзала. Туда следуют поезда № 6123, 6527 и 6529. Время в пути составляет около 1 ч. 30 мин.

История храма

Строительство монастыря близ реки Истры началось в 1656 году под руководством великого русского патриарха Никона и длилось 113 лет. Недостаток знаний мастеров в области архитектуры с лихвой компенсировали многочисленные эксперименты: построенные части разбирались, а на их месте взводились новые. В 1666 году были закончены последние элементы здания: большая глава и шатер над ротондой.

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря история культурного достояния.

А зимой 1685 года его освятили в присутствии представителей царской семьи. После освящения монастырь неоднократно преследовали несчастья. В 1723 году упало шатровое завершение ротонды. В 1726 году вспыхнул пожар. А в 1759 здание оказалось практически полностью уничтоженным.

Первая реконструкция началась во времена царствования Императрицы Елизаветы Петровны. На ее пожертвования внутренние интерьеры украсили росписями, мозаиками и лепниной, а территорию благоустроили.

В 1780 — 1792 год по велению Императрицы Екатерины II были отстроены все сгоревшие постройки, а на первом этаже Рождественского храма обители появились Рождественский вертеп, приделы Обрезания Господня и Поклонения волхвов. В XIX — ХХ веках монастырь стал самым популярным и посещаемым центром паломничества во всем мире.

Во время Второй мировой войны отступающие войска нацистской Германии взорвали монастырь. Большая часть здания была разрушена, а большая часть святынь утеряна. Чудом уцелели лишь Часовня Гроба Господня и распятый Христос на Голгофе.

Второе полномасштабное восстановление монастыря началось только в середине 90-х годов ХХ века. В 2011 году привели в порядок и всю прилегающую территорию: образа Богородицы с ребенком на руках и ценные мозаики художника Васнецова. Сейчас историю собора и его святынь можно прочесть на белоснежных плитах, украшающих арочные своды у центрального входа в храм.

Архитектор и внешняя отделка собора

Внешняя отделка всех зданий комплекса выполнена в классическом национальном варианте барокко. Они выглядят нарядно и вызывают ассоциацию со сказочными теремами. Главный автор архитектурного ансамбля – Патриарх Никон.

Над керамикой работали такие великие мастера как Степан Полубес, Пётр Заборский и Игнатий Максимов.

Архитектурный ансамбль собора

Помимо собора в ансамбль монастырского комплекса входит более десятка других построек, выполненных в едином стиле:

  • Церковь Рождества Христова и трапезные палаты. Комплекс в стиле московского барокко, состоящий из расположенных в линию просторных помещений, к фасаду которых примыкает одноглавая двухэтажная церковь. В XVIII веке барочную галерею заменила аркада в классическом стиле, а на нижнем ярусе церкви появилось четыре придела, посвященных евангельским сюжетам. В 1941 году трапезные палаты уничтожил пожар, а храм чудом уцелел. На его фасаде сохранились детали XVII века и ценные росписи.
  • Подземный храм. Заглубленный в землю одноглавый храм, примыкающий к центральному собору с востока. Появился в столь необычном месте в связи с легендой о распятии, найденном на глубине шести метров.
  • Церковь Входа Господня. Была возведена вместе с воротами, являющимися ее составной частью, и освящена зимой 1697 года. Служит символом входа Иисуса Христа в Иерусалим. В ходе Второй мировой войны была уничтожена, а в конце ХХ века восстановлена и отдана историческому и художественному музею.
  • Крепостные ограды. Каменные ограды, возведенные на месте деревянных в 1690 -1697 годах под руководством Якова Бухвостова. Имеют девять метров в высоту и протяженность более километра. На верхушке стен установлен ряд бойниц, а на изломах находится семь башен с необычными палестинскими названиями.
  • Богоявленский скит. Примыкающие к церкви и звоннице палаты, датируемые 1657 годом: для хозяйственных нужд, для келейников, для трапез и для «приемов» прихожан.
  • Елеонская гора. Высокий холм, на котором находится небольшая часовня и установлен каменный поклонный крест, обозначающий место, где произошло Вознесения Спасителя.
  • Некрополь. Старые захоронения по обеим сторонам от Подземной церкви, где находится более сотни хорошо сохранившихся надгробных памятников.

Внутреннее убранство

У входа располагается Камень миропомазания, представляющий собой копию каменной плиты, на которую было положено тело Иисуса после снятия с Креста. Алтарь храма, символизирующий единство земли и неба, украшают Врата, проходя через которые Христос обретает человеческую плоть.

Богатые растительные орнаменты, покрывающие Врата, посвящены явлению Божьему при Неопалимой купине и непорочному зачатию. На месте Гроба Господня установлена небольшая Кувуклия. Близкая к оригиналу часовня, внутри которой находится копия камня, на который было положено Его тело.

А над местом погребения Спасителя возведена роскошная ротонда, соединяющаяся двухъярусной аркой с основным пространством храма. Интерьеры выдержаны в строгой цветовой гамме. Барочная лепнина соседствует с монохромными скульптурами и светлыми сводами. Резная лестница ведет на второй этаж, к Голгофе. Отдельному храму, расположенному на месте горы Распятия.

Святыни и мощи храма

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря бережно хранит святыни, имеющие мировую ценность:

  • Модель Храма Гроба. Копия оригинального храма, выполненная из слоновой кости с перламутром. Применялась в качестве образца во время строительства собора. Датируется первой половиной XVII века.
  • Часть омофоры Никона. Фрагмент епископского облачения из итальянской ткани XVI века, расшитой золотными нитями и пряденым серебром.
  • Дарохранительница Марии Магдалины. Кивот (сосуд) святой равноапостольной, предназначенный для хранения Тела Господнего, украшенный серебром и золочением. Датируется XVIII веком.
  • Иконы, являющиеся списками со старинных православных святынь. Образ Смоленской Богоматери, к которому приходят просить избавления от болезней и проблем в семье, предположительно списанный с икон XVII века. Образ Святой Троицы, содействующий верующим в преодолении сложных жизненных испытаний, скопированный с иконы Дионисия начала XVI века.
  • Старинный антиминс. Подписанный Патриархом плат XVII века, изображающий положение Иисуса Христа в гроб. Используется в совершении литургии.

Наставники

О благополучии обители и братии Воскресенского Собора заботятся многочисленные наставники. Наместники следят за поддержанием дисциплины и порядка, наблюдают за благолепием Богослужений, исполнением послушаний, покаяний и причастий Святых Тайн.

Благочинные отвечают за сохранение порядка и нравственное поведение братии, следят за тишиной во время Богослужений, своевременности посещений служб и общих трапез, чистотой келий и времяпровождением братии. Духовники совершают таинства Покаяния и руководят братией, утешают душевно и телесно больных, назначают наставников над новыми иноками.

Уставщики наблюдают за чином церковных служб и суточными чтецами: исправностью чтения синодик, поданных поминальников на литургиях, проскомидиях, молебнах и панихидах. Ризничие заботятся о хранении церковной утвари, облачением священнослужителей, освещением алтаря и работой звонарей.

Наставники монастыря:

Патриарх Кирилл Священноархимандрит
Безукладников Феофилакт Наместник монастыря
Даниил Игумен Насельник. Благочинный монастыря
Соловьёв Диодор Духовник монастыря
Баглай Гавриил Уставщик монастыря
Михеев Анастасий Ризничий монастыря
Коноваленко Паисий Насельник монастыря

Расписание служб, режим работы

Воскресенский Собор открыт для посетителей с 10.00 до 18.00 со вторника по пятницу. По субботам собор Новоиерусалимского монастыря работает до 21:00, а по воскресеньям до 19:00.Ежедневно проводятся различные Таинства и требы: Крещение, Очное или заочное отпевание, Исповеди, Освящение икон, нательных крестов и автомобилей. Венчания возможны в разрешенные Церковью дни.

Купить билет на экскурсию можно на месте, но касса закрывается на 30 мин. раньше. Время работы экскурсоводов совпадает со временем работы храмов комплекса.

Стоимость посещения музеев и прилегающей территории составляет от 250 до 450 руб. в зависимости от количества объектов. Группы набираются по месту из тех, кто уже приобрел входной билет. Бесплатно осмотреть комплекс без экскурсовода можно при помощи подробных схем храма и монастырского подворья.

Правила посещения храма

Отправляясь на экскурсию в собор, следует одеться подобающим образом и придерживаться определенных правил поведения:

  • Женщинам рекомендованы головные уборы и длинные юбки. Никакой чрезмерно облегающей или укороченной одежды.
  • Мужчинам следует избегать футболок с вызывающими или провокационными надписями.
  • На территории комплекса запрещено курить и употреблять спиртные напитки. Не приветствуется чрезмерно громкие разговоры, смех и нецензурная брань.

Престольные праздники

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря отмечает более четырех десятков праздников, крупнейшими из которых являются Пасха, Рождество, Вход Господень в Иерусалим и День Елены и Константина равноапостольных.

На Пасху проводятся многочисленные богослужения и проповеди: «Огласительное Слово», «Кондак, тропарь и стихиры», «Пасхальные часы», «Канон с толкованием», «Пасхальное Евангелие».

Празднование Рождества начинается малым колокольным звоном, произнесением псалмов и молитв. Затем под большой колокольный звон зажигают лампады и устанавливают перед центральными вратами иконостаса горящие свечи. Наставники совершают молитву, окуривают кадилом всех собравшихся, читают священное послание к Всевышнему и светильничные молитвы.

На праздник Входа Господнего в Иерусалим проводятся молитвы благословения и освящение ваий. Чтение молитв предваряется окуриванием ветвей, а завершается их окроплением святой водой.

В День равноапостольных Константина и Елены можно посетить службу, посвященную торжеству церкви над ересями и расколами. Послушать учение об иконопочитании и проповедь, рассказывающую об истории праздника.

Интересные факты про собор

Во время Второй мировой войны внешнее и внутреннее убранство комплекса сильно пострадало. На состоявшемся вскоре после ее окончания Международном судебном процессе факт разрушения монастыря войсками нацистской Германии был признан тяжким преступлением против человечества.

Коллекция святынь храма значительно пополнилась в июне 2015 года, когда российский бизнесмен Феликс Комаров, потрясенный величием монастыря и объемом выполненных реставрационных работ, передал ему в безвозмездный дар пять ценных икон возрастом не менее 100 лет.

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря и прилегающие к нему постройки иногда называют царскими палатами Татьяны Михайловны, так как многие архитектурные элементы были построены благодаря ее пожертвованиям и с учетом ее пожеланий.

Информация для посетителей

Воскресенский Собор Нового иерусалимского монастыря всегда открыт для паломников, желающих поклониться святым и поучаствовать в богослужениях. А желающих познакомиться с культурным наследием, архитектурой и древней историей монастыря ждут на экскурсии.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Воскресенском Соборе Новоиерусалимского монастыря

Новоиерусалимский монастырь, Истра, обзор:

Новоиерусалимский монастырь в Истре – частичка Палестины на московской земле

Адрес: Россия, Московская область, Истра, улица Советская, 2
Дата основания: 1656 год
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова (1685 год), церковь Рождества Христова (1692 год), надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим (1697 год), церковь Константина и Елены (1690 год)
Святыни: фрагмент омофора Патриарха Никона (1597 год), Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины, икона Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном (1657 год)
Координаты: 55°55’17.3″N 36°50’43.2″E
Объект культурного наследия Росcийской Федерации

Краткая история монастыря

Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле. При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

Вид на монастырь со стороны деревни Никулино

С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Вид на главный вход в монастырь

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря

Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор

По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.

Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.

На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора

Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.

Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.

Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены

Палаты «Нового Иерусалима»

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.

Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Внутренний двор монастыря

Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины

Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Вид западной стороны Воскресенского собора

Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря

На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:

  • высота – около 9 м;
  • толщина – 3 м;
  • общая протяженность – 920 м.

Вид на монастырские стены с башнями

Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.

3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.

Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк

В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.

Церковь Рождества Христова

На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница. До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело. Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.

История Ново-Иерусалимского монастыря

История Ново-Иерусалимского монастыря основанного в 1656 году патриархом Никоном, являющегося уникальным памятником русской духовной культуры и подлинной жемчужиной монастырской архитектуры. Он был выстроен в не бывало короткие для своего времени сроки стараниями двух великих деятелей русской истории — царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Строительству монастыря в условиях интенсивного укрепления самодержавной царской власти придавалось государственное значение.

История Ново-Иерусалимского монастыря

Новый Иерусалим стал воплощением идеи Патриарха Никона о единении мирового православия и утверждении русского государства, как его центра. В соответствии с этим замыслом он основал три обители. Иверский Богородицкий монастырь на озере Валдай (1652). Крестный монастырь на острове Кий в Онежской губе Белого моря (1656). И образно воспроизводили одноименные монастыри Афона и Палестины.

Воскресенский монастырь был задуман, как пространственная икона всей Святой Земли. Более того, сам полуостров в излучине Истры, избранный для строительства обители, представлял собой идеальный постамент для «великой церкви»: изгиб реки и очертания холма повторяли подковообразные планы христианской Палестины. Словно это место изначально было предуготовано Промыслом Божиим для воплощения замысла Патриарха Никона.

Топография ближних окрестностей настолько соответствовала иконописному восприятию палестинских первообразов, что реке, холмам и селениям следовало лишь дать евангельские наименования.

История христианского мира знает немало примеров воспроизведения палестинских святынь. Но только в Новом Иерусалиме образ Святой Земли был воссоздан в полном иконографическом изводе, со всеми местами земной жизни Христа.

Эта Русская Палестина с самого начала почиталась как святыня всего православного мира, как особое место благодатного присутствия Божия.

Главный собор Воскресенского мужского монастыря, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, являлся храмом-проповедью. Поскольку наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством его украшало множество священных текстов, которые способствовали духовному просвещению богомольцев.

Это был единственный храм в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, в Кувуклии Гроба Господня совершалось пасхальное богослужение и звучало всерадостное приветствие «Христос Воскресе!».

Новый Иерусалим стал крупнейшим паломническим центром. Десятки тысяч людей приезжали сюда, чтобы поклониться священным подобиям Иерусалимских святынь и принять участие в богослужениях, совершавшихся по особому уставу. Привлекала богомольцев в обитель и высокая духовная жизнь монашествующих.

Монастырь являлся также важным духовно-культурным центром. В его уникальной библиотеке хранились «Изборник Святослава» 1073 года, «Юрьевское евангелие» (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов и много других ценнейших изданий.

Уже во второй половине XVII века усилиями насельников обители в русской литературе и музыке появился целый ряд новый направлений. Многообразие церковно-исторических ценностей, а также богословских и архитектурно-художественных особенностей Нового Иерусалима определило в свое время масштаб его влияния на русское самосознание.

Наследники царей и монастырь

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители.

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня. И пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749–1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли. Под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа.

Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника. Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году). И придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

В разное время в Новом Иерусалиме несли послушание такие светильники Русской Православной Церкви, прославленные ныне в лике святых, как святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), священномученики Тихон (Никаноров; †1919), Иона (Лазарев; †1937), Серафим (Чичагов; †1937).

Печальные страницы истории монастыря

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей.

В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы. Экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Дас Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены.

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.

10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал «Удостоверение» своему представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении монастыря.

Возрождение обители

В 1994 году возобновлён Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

23 июня 2008 года Cвященный Синод Русской Православной Церкви утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Новои-Ирусалимского монастыря. А 23 июля того же года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Было принято решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

В 2013 году была полностью восстановлена уникальная семиярусная колокольня – стержень Воскресенского собора. В свое время она лишь отчасти была построена по образу и подобию своей старшей иерусалимской сестры, завершающим ярусам придали облик колокольни Ивана Великого.

Надеемся, что восстанавливаемый сегодня усилиями государства, Церкви и всех, кто дорожит историей нашего Отечества, Ново-Иерусалимский монастырь вновь обретет то величие, которым он славился в XVII — начале XX в. и которое подобает сокровищнице Вселенского Православия.

Новый Иерусалим в Истре. Фото

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на берегу реки Истры в одноименном городе.

В 2007 году я уже посещал Новый Иерусалим, однако за прошедшие годы монастырь очень изменился. Была проведена масштабная реставрация и выстроена колокольня. Потому был повод приехать сюда снова.

Кроме того, мой друг, живущий в Истре любезно согласился устроить небольшую экскурсию и показать наиболее эффектные виды на монастырь.

Без него отыскать вот такой кадр я бы не смог. Если Вы захотите посмотреть на монастырь с этой точки, Вам надо зайти за местный дом культуры (он находится на улице Первомайская).

И потом пройти мимо этого Храма-часовни Вознесения Господня вдоль забора.

Перейдем к монастырю. Главный вход в него ведёт с Советской улицы, в которую в черте Истры превращается Волоколамское шоссе.

Как видно, реставрация построек, находящихся возле входа в монастырь, осенью 2016 года ещё продолжалась.

Входим через надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим.

Эта церковь построена между 1690 и 1697 годами и недавно отреставрирована. Раньше на неё можно было подняться и походить по стенам. Возможно, после завершения реставрации на стены вновь будут пускать посетителей.

Войдя в монастырь справа видны Солодёжные и кузнечные палаты и Братский корпус XVIIв.

Но главное что впечатляет – сам отреставрированный Воскресенский собор с колокольней и церковь Константина и Елены.

Возле них находятся остатки старого кладбища.

Церковь Константина и Елены “подземная”. Она как бы опущена в землю на несколько метров.

При строительстве храма при рытье котлована из земли забил ключ. И по сей день именно здесь набирают святую воду.

Колокольня собора восстановлена лишь в середине 2010-х годов. До этого монастырь долго обходился без неё.

Старая колокольня была разрушена ещё во время Великой Отечественной войны, в 1941 году.

Все элементы на фасадах Воскресенского собора, необыкновенные художественные изразцы, во время реставрации также обновили.

Но самые разительные перемены, конечо, произошли в интерьерах храма.

Все барочные скульптуры приведены в идеальное состояние.

Все росписи обновлены, а большей частью воссозданы.

Даже не верится, что всего за 10 лет до этого интерьеры собора были в плачевном состоянии. Ради интереса увидеть какими они были можно по ссылке.

Чего стоит только многоярусный купол с росписями по библейскм сюжетам!

Немного об истории. Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656 году Святейшим Патриархом Никоном.

Патриарх планировал как бы воссоздать здесь святыни Иерусалима. Сам собор построен по образцу иерусалимского храма Воскресения Христова. Река Истра наречена в этом месте Иорданом. Ручей, обтекающий монастырь с трех сторон, – потоком Кедронским; роща на берегах его – садом Гефсиманским. Также и остальные окрестности: села и географические наименования получили в те времена палестинские наименования.

В 1666 году строительство собора приостановилось – Патриарх Никон был сослан на Белоозеро.

Лишь через 13 лет царь Федор Алексеевич повелел продолжить строительство.

Завершен собор был к 1685 году, при царях Иоанне и Петре Алексеевичах. Храм был освящен в их присутствии патриархом Иоакимом.

Приделы, устроенные в XVII веке, освящались и в 1690-е годы, и в следующем столетии.

23 мая 1723 года произошло обрушение кирпичного шатра ротонды, а через 3 года в 1726г произошёл пожар, который повредил все монастырские строения. Работы по восстановлению закончились только в 1759-60 годах при инператрице Елизавете Петровне.

В конце 18 – 19-м веке продолжалось строительство и благоустройство монастыря. Монастырь пользовался вниманием императорской семьи и иных богатых благодетелй.

После революции? 4 июля 1919 года монастырь был закрыт, а в его стенах разместился музей.

Во время Великой Отечественной войны Истра и Новоиерусалимский монастырь попали под оккупацию. Фашисты разрушили монастырь, но смогли продвинуться от Истры к Москве лишь километров на 10 и были остановлены в районе н.п. Снегири.

С 1956 года в монастыре начались восстановительные и реставрационные работы. Однако продвигались они медленно.

В 2007 году Новый Иерусалим посетил Владимир Путин и поручил более интенсивно взяться за дело.

И вот в 2016 году реставрационные работы уже близится к завершению.

Основные здания уже воссозданы. Дело за благоустройством и реставрацией некоторых “вспомогательных” исторических строений.

Вдоль стен прокладываются гранитные дорожки.

Установлена система подсветки, благодаря которой монастырь должен красиво подсвечиваться по вечерам.

Ещё ведутся земляные работы.

В ходе реставрации часть деревьев была вырублена. Раньше стены “утопали” в зелени.

Со стороны “Гефсиманского сада” и музея деревянного зодчества ещё остаётся большой фронт работ по благоустройству.

Купола и крыши отсюда смотрятся весьма празднично.

Но вход через Елизаветинскую башню пока закрыт.

Да и в саду в дождливую погоду грунт превращается в грязь и пройти к источнику и к скиту Патриарха Никона пока непросто. Но, думается, что это временно.

Почти на самом берегу речки Истра находится скит Патриарха Никона.

Этот скит устроен в первый же год по переселении святейшего патриарха из Москвы в Воскресенский монастырь в 1658 году.

Сюда Патриарх удалялся во время постов из своей обители.

А рядом находится река Истра. Здесь одно из самых популярных в Подмосковье мест для крещенских купаний.

Рядом со спуском в воду установлен поклонный крест.

Пройдя немного от монастыря, попадаем на территорию небольшого музея деревянного зодчества.

Здесь находится часовня из села Сокольники (копия сгоревшей в 1970 году).

Усадьба Кокориных из села Выхино Люберецкого района.

В доме небольшая экспозиция крестьянского быта. Правда в наш визит она была закрыта.

Также тут есть деревяная мельница.

В мельнице тоже сделан музей. Потому вход в неё платный.

С поля от мельницы можно найти точку, откуда видно купола собора и колокольни монастыря.

Недалеко от Новоиерусалимского монастыря находится истринский ПАТП, около которого выставлены раритетные машины.

Также отсюда открывается хороший вид на новостройки Истры.

Сейчас более активно застраивается восточная окраина города, которая находится ближе к Москве.

Город постепенно вытесняет частный сектор. Однако из-за некоторой удаленности Истры от столицы, делает это совсемм неспешно. Например, этот дом строится уже много лет.

И напоследок традиционное животное. Курица, встреченная нами у кузницы возле Новоиерусалимского монастыря.

Выражаю отдельную благодарность Петру и Галине Никоновым за экскурсию по Истре и встречу ;).

Источники:
http://www.syl.ru/article/378139/voskresenskiy-novoierusalimskiy-monastyir-v-istre-foto-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi
http://www.kp.ru/russia/podmoskove/mesta/voskresenskij-novo-ierusalimskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr/
http://touristam.com/voskresenskiy-sobor-novoierusalimskogo-monastyrya.html
http://putidorogi-nn.ru/evropa/827-novoierusalimskij-monastyr-v-istre
http://xn--e1abhtc5bxe.xn--p1ai/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D0%BD/
http://www.mochaloff.ru/noviyierusalim/
http://obrazovaka.ru/geografiya/vostochno-evropeyskaya-ravnina-russkaya.html

Ссылка на основную публикацию