Высоцкий мужской монастырь (Серпухов)
Высоцкий монастырь – православный монастырь в городе Серпухов, Московской области. Возобновлен в 1991 году. При монастыре действует гостиница для паломников.
Содержание
История
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов.
Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.
Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.
8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.
В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался.
Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.
По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.
Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.
В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Сер-пуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.
Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.
Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.
К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.
С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.
В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.
К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.
В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.
25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.
24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.
Современное состояние
В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.
В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.
В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».
Икона «Неупиваемая Чаша» в Серпухове: где находится и как молиться
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Если поискать на просторах интернета, чем знаменит Серпухов, открывается множество страниц, на которых в первую очередь храмы, древняя архитектура, история строительства города и борьбы с нашествиями врагов, и святыни, святыни… Не только современные предприятия, промышленные производства, но и древняя славная история у этого города. Есть на что посмотреть. Недаром на гербе Серпухова красуется павлин. Слава и красота! Одной из главных святынь города является икона Богородицы «Неупиваемая Чаша».
Содержание страницы
Монастыри Серпухова
В Серпухове два монастыря – мужской и женский — оба древние и оба родом из благодатного XIV века, когда щедро сеял по земле русской игумен Сергий своих учеников и Христову веру. Один из этих монастырей был основан как раз учеником Сергия Радонежского, а другой — его современником, тоже святым – святителем Московским митрополитом Алексием.
А на другом берегу спасительное место Своей обители святителю Алексею Московскому указала сама Богородица. В честь введения Пречистой Девы во храм ученик святителя Варлаам здесь сначала срубил церковку, через два года поставил каменный храм, а позже вырос монастырь, который в честь Небесной Владычицы и называется Владычним или Введенским.
Введенский Владычный монастырь г. Серпухов
Эти обители стали центрами русской жизни, духовными школами, питомниками культуры и образования, крепостями для защиты от врагов. Прежде монастыри стояли в глухих лесах, а неподалеку строился и город, но сейчас они оба находятся в городской черте.
Полезные материалы
Серпуховский мужской монастырь: история становления
Случилось так, что в становлении монастыря участвовали два Афанасия. Первый, как говорят – старший — любимый ученик Сергия Радонежского, был отправлен им в помощь местному князю Владимиру, ратующему об устройстве близ Серпухова новой обители. Вылетев из «Сергиева гнезда», первый настоятель нового монастыря не только занимался строительством, но и принес сюда благочестивые уставы, порядки и обычаи, усвоенные в русской духовной кузнице – Троицкой Лавре.
Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов
А второй Афанасий – отпрыск благочестивой и знатной семьи, пришел в новый монастырь к Сергиеву наперснику учиться духовной жизни. Игумен постриг его и дал в иночестве свое имя. Старший позже ушел в Константинополь, поручив обитель своему младшему преемнику – Афанасию Высоцкому. Очень молодым отошел второй игумен ко Господу, но успел за свою короткую жизнь много сделать для устроения монастырской жизни на берегу реки Нары, прославился чудотворениями.
По завещанию игумен был погребен под лестницей соборного храма.
Сразу после открытия и в наше время у мощей преподобного стали происходить чудесные исцеления.
Высоцкий монастырь в настоящее время
Восстановление Высоцкого мужского монастыря началось в 1991 году. Здесь по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был написан новый образ Богородицы, и, таким образом, вернулась ее икона «Неупиваемая Чаша», были обретены святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого (день памяти 24 сентября).
С благоговением хранятся здесь многие святыни – частица Животворящего Креста Господня с Голгофы, частицы от Гвоздя и от Гроба Господа Иисуса Христа. Часть нательной рубашки батюшки Серафима с его кровью, когда он был избит, вещи праведного Иоанна Кронштадтского чудотворца, множество святых мощей.
Действующие храмы монастыря: Никольский, Зачатьевский, Покровский, Сергиевский, во имя Трёх святителей (в колокольне) и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (в настоятельском корпусе).
Покровский храм и его святыни
Слева от входа в монастырскую ограду расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Часовня преп. Афанасия Серпуховского
Между Покровским храмом и Зачатьевским собором высокая лестница подымается на галерею собора. Здесь между храмами стоял еще один – в честь Афанасия Афонского, но был разрушен. В разобранном основании храма в 1994 году были обретены мощи Афанасия Высоцкого младшего. Он ведь и завещал похоронить его под лестницей храма, так что по завещанию святого, здесь после многих перестроек опять лестница. А мощи святого теперь покоятся в часовне в его память – приделе Покровского храма, вход как раз слева от лестницы.
Зачатьевский собор
Это памятник XIV века. Князь Владимир Серпуховской после победы на Куликовом поле посвятил собор Зачатию Пресвятой Богородицы праведной Анной. На освящение храма прибыл сам преподобный Сергий Радонежский. Не прибыл – пешком пришел. И по преданию возжег неугасимую лампаду, как символ Христова Света.
Храм перестраивался и достраивался, но центральная внутренняя часть сохранилась, в особенности нижняя кладка. Храм обнесен крытой каменной галереей с двумя пределами – один Рождества Богородицы, а другой – более поздний — Никольский, превращен в самостоятельную церковь. На высоченных сводах Зачатьевского собора имеются только небольшие фрагменты настенной росписи 16 века, после реставрации все расписано заново, в соборе устроен высокий пятиярусный иконостас. Белокаменный собор под голубыми куполами – Зачатьевский, а рядом Никольский и Сергиевский храмы составляют единый архитектурный комплекс.
Зачатьевский собор заново был освящен в 2002 г.
Храм святителя Николая Чудотворца
Никольский храм расположен в южной части Зачатьевского собора, как раз на месте начала строительства монастыря, где еще преподобным Сергием был водружен первый деревянный крест. В эпоху гонений 20 века храм был очень сильно разрушен, в девяностые годы приведен в порядок, и полностью восстановлен.
Храм первоначально устроен как зимний, потолок невысокий сводчатый, поэтому в храме очень уютно. Внутри вдоль всех стен храма стоят ковчежцы, и маленькие и побольше, и круглые, и квадратные – все это мощевики. Всего в храме более 350 частиц мощей разных святых.
Всехсвятская церковь
Самое дальнее строение комплекса монастыря – церковь Всех Святых. Церковь стоит вдалеке от входа на территорию монастыря, но ее трудно не заменить – с декоративным шатровым верхом, с каменной галереей, двумя лестницами, с массивным каменным крестом. Построена в 1896 г. для семьи местных дворян Коншиных по проекту архитектора Р.И.Клейна, как усыпальница, на месте тогдашнего кладбища, которое было за пределами монастыря. Позже и кладбище и церковь включили в монастырскую ограду. Кладбище пришлось приводить в порядок, потому что все захоронения были разорены.
Как доехать
Доехать до Серпуховского Высоцкого монастыря можно на автомобиле из Москвы на юг, на Тулу по трассе М2, расстояние около 100 км, чуть больше часа в пути. Обязательно соблюдайте правила движения и, выезжая, помолитесь Богородице, святителю Николаю, Ангелу Хранителю.
В Серпухове у монастыря следует парковаться на обозначенных местах. В интернете есть отзывы паломников, машины которых с неустановленных мест забирал эвакуатор.
Из Москвы можно добраться до Серпухова также на электричке или автобусе. Электрички с Курского вокзала идут каждые 30 минут с 7 утра. Время в пути 1ч 50 мин.; стоимость проезда 242 руб. Автобусы идут от метро Лесопарковая с 7 часов каждые 30мин, время в пути 1 ч. 35 мин. В Серпухове от вокзала до монастыря можно добраться автобусами №№ 3, 8, 20, или на маршрутном такси «Высоцкий монастырь».
Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша»
Чтимый, вновь написанный известным иконописцем Александром Соколовым в 1992 году образ торжественно пронесли крестным ходом по городу. Икона находится в Покровском храме и всегда украшена цветами.
Чудо, которое предшествовало открытию первообраза в конце 19 века, до сих пор передают из уст в уста. Когда некто пришел в сонном видении пропащему больному забулдыге – отставному солдату, отчаявшемуся избавиться от своего беспробудного пьянства, окончательно обезножившему, — пришел и велел идти взять икону Богородицы во Владычнем женском монастыре. А как идти? Ноги не идут… Пополз. И – чудо, дополз с Божией помощью!
На ночлеге старушка-хозяйка помазала чем-то ноги больному паломнику, на утро солдатик стал на ноги приступать, да и доковылял кое-как до монастыря. А там долго искали всем миром — что за икону спрашивает солдат?! Но все же по рассказам и указанию приснившегося старца был найден где-то на стене в переходе темный образ Богородицы с Чашей. Солдатик окончательно исцелился, не переставал молиться Владычице Богородице, удивляя и вдохновляя окружающих. А старца он узнал на иконе – преподобный Варлаам, первый строитель Владычнего монстрыря.
Потянулись и другие богомольцы к иконе, и пошли исцеления от греха винопития. Народ трезвел и молился. Так появился в Церкви необыкновенный образ Богородицы, близкий по изображению к типу икон «Оранта» — Молящаяся, где Пречистая Дева воздевает в молитве за людей руки Свои, а перед ней Чаша с Младенцем Спасителем.
На иконе перед нами Чаша Жизни, в которой Христос, он дает нам Свою Животворящую Кровь. Что выберет человек – Чашу спасения, или рюмку? От этого выбора зависит Вечное будущее. А выбор в свободной воле человека.
Слава о благодатной помощи Царицы Небесной через этот чудотворный образ распространяется уже за пределами нашей страны. Едут отовсюду. Исцеления получают по вере и, конечно, по тем усилиям, которые готовы совершить над собой. Многие остаются при монастыре на трудничество – пожить, помолиться, попоститься и потрудиться для обители и во славу Божию. Много сделано для благоустроения монастыря, но работы всегда хватает. А труд до пота во славу Божию тоже лекарство.
Случаи чудесной помощи
Примеров первого волевого усилия над собой, хотя бы первого движения к свету, и тут же получения чудесной помощи и поддержки — сотни. Мужской монастырь перестал вести учет исцелениям и чудесным случаям помощи, больше примеров записано на сайте женского монастыря, где тоже есть мироточивый образ Богородицы «Неупиваемая Чаша».
Вот несколько примеров с сайта Владычнего монастыря:
Мой сын Евгений курил и очень сильно пил. Заказывала на молебен Матери Божией «Неупиваемая Чаша». Псалтирь сорокоусты читали в женском монастыре. Сейчас, Слава Богу, не курит и не пьет.
Я, М.Н.И., 1952 года рождения, проживающая в городе Москва, имею сына Андрея, 1973 года рождения, который страдал пристрастием к вину с 1995 года. О благодатной помощи иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша» я узнала из передачи по телевидению и обратилась с молитвами к ней и прошениями об исцелении сына. В октябре 1996 года впервые приезжала в Серпуховской монастырь помолиться у чудотворной иконы. Молясь за сына своими словами, я всякий раз начинала путаться и вспоминать свои(!) грехи, а тем временем сын пил ещё сильней. Тогда я пошла к батюшке в храм у Речного вокзала. Он мне велел приготовиться к серьезной исповеди и молиться «Неупиваемой Чаше». После чего я начала каяться со слезами в своих грехах и просить помиловать мое чадо. В этом году 18 мая я опять была в обители и молилась об избавлении сына от страсти пьянства. И с того времени сын не пьёт. Заказываю сорокоусты иконе Матери Божией «Неупиваемая Чаша» и благодарю Царицу Небесную за ходатайство и милость ко мне грешной.
Мой племянник Дмитрий страдал героинозависимой наркоманией в течении 3-х лет. Мы в Вашем монастыре заказывали сорокоусты, поили больного водой с молебнов. Сейчас он здоров после 2-х лет молитв. Оканчивает Московский юридический институт.
Я, раба Божия Нина, хотела бы описать чудо, происшедшее со мною после посещения Владычного монастыря в августе 2000г. Мне 50 лет, 10 лет я курила. Очень хотела бросить, обращалась к целителям, платила большие деньги, а так же к иглотерапевтам. С 1999 года я хожу в храм д.Акулово Одинцовского района, к отцу духовному Игорю. Он то и благословил меня на паломническую поездку в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». После поездки я еще читала дома 40 дней акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша». И, по милости Божией, перестала курить. А также по молитвам Божией Матери.
Апостольским словом Церковь учит: «…не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу…»(Еф.5:18-19).
Слышащие слово Божие наполняют храмы, текут в монастыри. И возрожденный Высоцкий монастырь полон паломниками, доброхотными трудниками, туристами – круглый год. Все время идет строительство или какие-то ремонтные хозяйственные работы. Все по народной поговорке: «свято место пусто не бывает». А это место свято от того, что находится под покровом Царицы Небесной, которая подает всем с верой приступающим благодатную помощь через Свой образ «Неупиваемая Чаша». В лавке монастыря можно заказать Сорокоуст на Литургии (40 дней). Записки подаются только о крещеных.
Тропарь, кондак, величание
Днесь притецем вернии / к божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматере, / напаяющей сердца верных неупиваемой чашей небеснаго Своего милосердия. / И людем верным чудеса показующей. / Яже видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице милосердная, / исцели наша недуги и страсти, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, // и спаси души наша.
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Молитва
О, Премилосердая Дева Мария! К Твоему заступничеству ныне взываем, молитву нашу не презри, но услышь нас: детей, матерей, жен и тяжкою болезнью пьянства одержимых, и того ради братьев и сестер, и родичей наших исцели и спаси.О, Милостивая Богородица, прикоснись к сердцам их и к спасительному воздержанию направь и приведи. Упроси Христа Бога нашего, пусть простит нам прегрешения и укрепит нас в целомудрии и трезвости. Прими, Матерь Божья, молитвы матерей, жен, чад, заблудшими, пьющими водку горькую оставленных, и всех нас, к ногам Твоим припадающих. И да дойдет вопль и плач наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышнего. Амин.
Сказание об иконе
Божией Матери “Неупиваемая Чаша”
В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери “Неупиваемая Чаша” день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой.
“Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит, – есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие” (Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210).
Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, – в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо “пьяницы… Царствия Божия не наследуют” (1 Кор. 6,10). Но Божие милосердие безгранично. Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы. И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой Своей Матери, именуемую “Неупиваемая Чаша”, как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.
По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша” особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: “Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего…”. По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери – “Оранта”, только Богомладенец написан стоящим в чаше. Несомненно, благочестивая мысль изографа переносилась к святейшему таинству Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, неистощимая, потому что Агнец ее “всегда ядомый и никогдаже иждеваемый”. А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит к Богу эту Жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего Плоть и Кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спастись и вместо низких губительных пристрастий призывает всех к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.
Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”.
Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.
Читать далее.
Придя во Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: “Неупиваемая Чаша”! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.
Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).
В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.
В 1990 году архимандрит Иосиф, ныне, митрополит Курганский и Белозерский выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф возобновил молебное служение иконе “Неупиваемая Чаша” в Высоцком монастыре, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. “И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая” (Ак., 12 конд.).
Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.
В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, ранее существовавший в нескольких различных рукописях.
30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона “Неупиваемая Чаша” была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы.
Множество списков с иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.
Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери “Неупиваемая Чаша”, находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.
В День празднования чудотворной иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный крестный ход с Чудотворным образом.
Свернуть.
Акафист (часть первая)
Высоцкий мужской монастырь в Серпухове
Монастырь в Серпухове потому и Высоцкий, что находится на месте, которое в старину называли Высоким. С него на десятки километров просматриваются и дороги, по которым из века в век наступали враги, и Соборная гора, на которой одновременно с монастырем — в 1374 году — затеяли строительство Серпуховского кремля. Чтобы благословить строительство, сам Сергий Радонежский пришел сюда пешком из своей лавры — а это, между прочим, около 200 километров! Увы, в 1930-е стены разобрали на стройматериал для московского метрополитена — станции Серпуховская.
Высоцкий монастырь разделил все тяготы и лишения со своей страной: и частые набеги неприятеля, и разорение, и подъем, и революционную ломку, и расстрелы, и возрождение. Удивительно, но именно после советского вторжения было соблюдено завещание одного из создателей, игумена монастыря Афанасия Младшего (14-й век). Дело в том, что изначально он просил похоронить его под лестницей Зачатьевского собора. Так и сделали. Спустя некоторое время царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, лестницу разобрала, а на ее месте поставила часовню. Однако советские реставраторы решили, что та не представляет никакой ценности — да и снесли постройку, вернув на место лестницу.
В 1990-х тут возобновились службы. Высоцкий мужской монастырь в Серпухове считается местом исцеления — в частности, от алкогольной зависимости.
Адрес: Серпухов, ул. Калужская, 5/3
Координаты: 54.9015797, 37.4189457
Режим работы: 5:30–19:00 (пн.-сб.), 7:30–20:00 (вскр., праздники)
Официальный сайт: visotskymonastir.ru
Карта намоленных мест Подмосковья
История
Серпуховский кремль был задуман, чтобы противостоять набегам монголо-татар. Строить его начал хозяин этих мест князь Владимир Храбрый, двоюродный брат Дмитрия Донского. А где кремль — там и монастырь.
Князь пригласил благословить стройку своего духовника Сергия Радонежского. Тот пришел с учеником Афанасием. Нашли место на высотах побережья реки Нары и освятили тут будущий монастырь. Афанасий остался его наместником, но вскоре уехал служить в Константинополь, и на его место встал другой игумен — Афанасий Младший.
Когда Владимир Храбрый вернулся с Куликовской битвы, то велел похоронить останки серпуховских воинов на освещенном Сергием Радонежским месте и воздвиг над ними собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной (так звучит его полное название).
Монастырь не раз подвергался атакам врага. В 1918-м обитель заняли латышские стрелки — те, кто во время Первой мировой перешел на сторону большевиков. Они осквернили храм Всех святых, он же — семейная усыпальница местных предпринимателей и благотворителей Коншиных: выбросили мертвых на улицу. А под стенами монастыря устраивали расстрелы людей, которых подозревали в дезертирстве или пособничестве царской власти. Часть монастыря превратилась в изолятор для тех самых «пособников», часть — в коммунальные квартиры…
Сейчас обитель восстановлена.
Интересные факты
- После смерти второй игумен монастыря Афанасий Младший стал почитаться верующими как чудотворец и небесный покровитель жителей Серпухова. В 1571 году случилось очередное нашествие — на город наступило войско крымского хана Девлета I Герая. И тогда, как гласит легенда, перед завоевателями вдруг возник святой Афанасий в образе грозного всадника с жезлом, на белом коне. Враг испугался и бежал.
- В 1920-х закрылась соседняя женская обитель (там расквартировали военное училище), и монахинь перевели в Высоцкий мужской монастырь. Его настоятель архимандрит Пантелеимон переселился в верхние комнаты Покровского храма, братию же вынудили покинуть обитель, а их корпуса заняли те самые латышские стрелки. До 1931 года, пока архимандрита не арестовали, он упорно совершал богослужения, а монахини пели…
- В начале XX века — вплоть до революции 1917 года — Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроенных во всей России.
Что посмотреть на территории монастыря
Храм во имя Всех Святых
Мимо храма во имя Всех Святых вы не пройдете мимо: его необычная архитектура сразу привлекает внимание.
Фото: Наталья СИДОРОВА, lori.ru
Необычная архитектура сразу привлечет ваше внимание, если пройдете всю территорию монастыря до конца. Храм построен в 1896 году на средства серпуховского фабриканта и мецената Николая Коншина по проекту архитектора Романа Клейна — именно он, к слову, построил в Москве Музей изящных искусств — нынешний Музей изобразительного искусства имени Пушкина на Волхонке. На нижнем этаже храма была семейная усыпальница Коншиных, которую разгромили латышские стрелки.
Зачатьевский собор
Своды и купола Зачатьевского собора переложены в 1697 году.
Фото: Наталья ВОЛКОВА, lori.ru
Своды и купола переложены в 1697 году на средства Льва Нарышкина, родного брата царицы Натальи Кирилловны и дяди царя Петра Великого.
Какие святыни хранятся
- В Покровской церкви (чтобы попасть в нее, надо подняться на второй этаж) центрального храма находится знаменитая чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Ежедневно после литургии здесь служат молебны. Увы, оригинал иконы был утерян в советское время. Но в начале 1990-х по благословению был сделан список с этой иконы (ее воспроизведение), и он тоже считается чудотворным. Автор этих строк видела у храма молодого человека, который признался, что пил по 1,5 литра водки в день, но когда начал усердно молиться перед «Неупиваемой Чашей», так в сторону бутылки глядеть не может. «Надеюсь, это навсегда», — добавил он и пошел мыть в храме пол.
В день празднования иконы «Неупиваемая Чаша» в Серпухове устраивают крестный ход.
Фото: Дмитрий НЕУМОИН, lori.ru
- Мощи игумена обители Афанасия Серпуховского Младшего, которые были обретены в 1990-х годах. Их рака — слева от алтаря Покровского придела храма.
- Икона преподобного Сергия Радонежского. Ее привезли из Троице-Сергиевой Лавры. Икона была написана на крышке его деревянной раки, в которой находились мощи преподобного.
- Необычная икона — голова Иоанна Предтечи, сделанная объемно. Во лбу есть частица мощей святого.
Расписание служб
6:00 | Утренние молитвы, полунощница, утреня |
8:00 | Молитвы к исповеди, часы, Литургия По окончании Литургии служится панихида (или отпевание) Затем молебен перед Чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и другие заказные молебны |
17:00 | Вечерня |
21:00 | Повечерие (для братии), вечерние молитвы для паломников |
Экскурсии для паломнических групп проводятся по окончании молебна до 14:00 (по предварительному заказу в иконной лавке).
В колокольне есть небольшая чайная, где можно быстро и недорого перекусить, там же всегда есть монастырская выпечка. Работает с 10:00 до 16:00.
Экспертное мнение
Кирилл Соловьев, кандидат культурологии:
«Высоцкий монастырь был центром книгописания»
— В Византии существовала традиция: в городских монастырях писали книги. Позже она появилась на Руси, и первым ее перенял именно Высоцкий монастырь — он стал центром книгописания. Здесь же сформировался особый стиль иконописи — высоцкий чин, в котором выполнены семь икон деисусного (второго) ряда иконостаса в Зачатьевском соборе монастыря. Считается, что стиль письма оказал сильное влияние на иконописца Андрея Рублева.
Интересно, что Высоцкий монастырь входил в число так называемого государева богомолья: это был один из монастырей, куда монархи любили приезжать на службы. Для них здесь возвели Царские палаты, которые мы можем видеть и сейчас. Кроме Высоцкого, они сохранились только в Троице-Сергиевой Лавре и в Саввино-Сторожевском монастыре.
Высоцкий монастырь в Серпухове. Икона Богородицы Неупиваемая чаша
Чтобы совершить паломничество, ощутить благодать, прикоснуться к чудесам, которые щедро дарует нам Господь, не обязательно ехать за тридевять земель — в Палестину, Израиль, Турцию, Грузию и другие страны. Россия издревле считается осененной особой благодатью Всевышнего, и святых чудотворных мест, монастырей, икон явлено нам в изобилии.
Высоцкий монастырь
Неподалеку от Москвы, на окраине старинного города Серпухове, на высоком берегу реки стоит величественный монастырь. Издалека видны белокаменные стены и башни Высоцкого мужского монастыря, устремленные к небу главы соборов возвышающиеся над рекой и окрестностями. Серпуховский монастырь считается одним из наиболее древних не только в Подмосковье, но и во всей России. Он входит в число девяти обителей, основанных на земле русской по благословению самого Сергия Радонежского.
Строительство начал князь Владимир Храбрый, ближайший сподвижник и брат благоверного князя Дмитрия Донского.
По его просьбе Сергий Радонежский сам выбрал место для будущего монастыря — на красивом холме, который назывался «Высокое». По именованию места стали называть и Высоцкий монастырь в Серпухове. Сотворив молитву на месте, выбранном под строительство будущего монастырского подворья, преподобный Сергий уехал, оставив для ведения строительства своего ученика Афанасия. Он же возглавил новопостроенный монастырь.
В 1991 году настоятелем в открытом после многих лет упадка и гонения на религию советских времен монастыре стал архимандрит Иосиф. Его стараниями было возобновлено в храме служение чудотворной иконе, почитаемой в этой местности. Новый образ Неупиваемой чаши, взамен пропавшего был написан Александром Соколовым, известным иконописцем. Списки ее сегодня распространены в России и по всему миру. Многие из них известны и чудом мироточения.
Неупиваемая чаша
Высоцкий мужской монастырь, где ныне хранится чудотворная икона Неупиваемой чаши изначально не был местом ее обретения и почитания. С момента явления и до советских времен образ содержался в женском Введенском монастыре, также находящемся в Серпухове.
Явление Неупиваемой чаши относят к 1878 году. Тогда бывшему солдату был сон – к нему явился схимник, который велел идти из Тульской губернии, где он проживал, в Серпухов, чтобы помолиться образу Богородицы “Неупиваемая чаша”. Бывший солдат был пьяницей, дошедшим до такой степени, что пропил все свое имущество, и даже лишился здоровья — обезножел. Трижды являлся к нему схимник, после чего измученный калека как мог пополз в сторону, указанную старцем. Но, добравшись до указанного монастыря, он не нашел названный старцем образ. Не сразу смогли найти его, висящим в проходе из собора в ризницу. На иконе действительно была изображена чаша, а в одном из ликов бывший солдат узнал схимника, являвшегося в снах.
Отстояв перед новоприобретенной иконой молебен, страждущий получил не только избавление от алкогольной зависимости, но и телесное исцеление, а слава о чудотворной иконе стала расходиться по городу и далеко за его пределы. К Неупиваемой чаше стремились одержимые грехом пьянства и члены их семей, желающие исцеления от страшного недуга. Множество людей возвращались в храм снова — вознести благодарность за свершившееся чудо исцеления.
Особым почитанием Неупиваемая чаша была окружена в Серпухове, где была расположена. При центральном храме города было основано общество трезвости, проводились молебны, читались акафисты, проводились беседы о нравственности.
Утрата и обретение иконы
Послереволюционные гонения на церковь сильно коснулись подмосковного Серпухова. Был закрыт Владычный монастырь. Чудотворную икону при закрытии переместили в Никольский кафедральный собор, который позднее был также закрыт, а все святыни – вынесены и сожжены. Явленная чудотворная икона и списки с нее исчезли.
Восстановление храмов и монастырей в Серпухове возродило память о почитаемой здесь иконе. Во вновь открытом в 1991 году Высоцком монастыре начались молитвенные служения образу. К сожалению, первообраз иконы так и не был найден — в 1992 году был написан новый, известный ныне всему православному миру.
По иконографии икону Неупиваемая чаша относят к древнейшему типу изображения человеческой фигуры (святых, мучеников, Богородицы) на иконах «Оранта» (от лат. Молящийся). Богоматерь изображена в традиционной позе заступнической молитвы — с поднятыми вверх раскинутыми руками.
По иконописному и сюжетному содержанию отмечают близость ее с другим чудотворным образом — Никейской иконой, прославившейся в начале IV века н.э. Благословляющий младенец Христос на иконе написан стоящим в чаше, а Богоматерь с воздетыми вверх руками, молящаяся за всех грешников и предлагающая им вместо низменных страстей припасть к источнику утешения и чистой духовной радости.
Паломничество к Неупиваемой чаше
Вопрос как доехать из Москвы в Серпухов не вызовет сложностей даже у людей, не обремененных опытом путешествий, расстояние невелико и все путешествие займет не более 2,5 -3 часов в одну сторону:
- На автомобиле — от МКАД свернуть на трассу М2 (автодорога Крым) и доехать до Серпухова. Монастырь расположен на окраине города, у берега реки Нара. Чтобы добраться до него, от центральной площади поверните направо и следуйте по 2ой Московской улице до поворота на Большой Высоцкий переулок. Он приведет вас прямо к стенам монастыря.
- Электричкой до ст. Серпухов можно доехать от Царицыно или с Курского вокзала. От станции автобусом No 20 до остановки «Высоцкий монастырь».
- Автобусом No 458 на Серпухов или No 363 на Протвино от м. Южная. От автостанции местным автобусом No20 до остановки «Высоцкий монастырь».
Но лучше посетить Серпуховский монастырь и поклониться чудотворной иконе в ходе организованной поездки с паломнической службой Товия. Наша служба создана для обеспечения безопасности и комфорта паломников, решивших посетить святые места
России, ближнего и дальнего зарубежья, мы предлагаем:
- поездки на комфортабельных автобусах;
- сопровождение православного экскурсовода;
- программы, учитывающую все особенности паломнических поездок.
Если вы впервые предпринимаете паломничество, поездка с паломнической службой Товия откроет вам мир духовного путешествия, поможет создать особый молитвенный настрой, позволяющий ощутить всю благодать, нисходящую на человека при поклонении святым местам. Православный экскурсовод ответит на все возникающие вопросы, окажет необходимую поддержку. Те, кто уже бывал в паломнических поездках, оценят удобство и комфорт, поддерживаемую в поездках атмосферу истинного православного путешествия.
В ходе однодневной поездки вы сможете:
- посетить Высоцкий мужской монастырь и прикоснуться к его святыням;
- отстоять молебен у иконы Неупиваемой чаши, испросить чудо исцеления от пагубного пристрастия к алкоголю (наркомании, табакокурению) для себя и своих близких;
- посетить с экскурсией Введенский женский монастырь — место явления первообраза чудотворной иконы Неупиваемой чаши;
- поклониться мощам преподобного Варлаама Серпуховского;
- прикоснуться к благодати мироточивых икон,
- посетить монастырь 16 века – Вознесенскую Давидову пустынь;
Чтобы принять участие в наших поездках, забронируйте место, воспользовавшись формой на сайте или свяжитесь с нами по телефону.
Высоцкий монастырь
Православный мужской Высоцкий монастырь расположен в городе Серпухове и известен с 1374 года. На левом берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, стоит этот монастырь уже несколько веков, несмотря на все исторические перипетии, и по-прежнему является духовным центром, местом паломничества и укрепления веры. Название «высоцкий» происходит от самого места, где был заложен монастырь — высокий холм в Серпухове.
История монастыря
Основание
Основание монастыря совпало с нелегким, но героическим временем возрождения русского национального самосознания.
В 1374 году серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, двоюродный брат Юрия Долгорукого, решил построить в родном городе новый православный монастырь. Преподобный Сергий Радонежский лично одобрил выбор места и благословил князя на строительство. Кроме того, прибывший вместе с Сергием Афанасий, его ученик, остался в Серпухове по просьбе князя, чтобы руководить организацией монастыря.
Афанасий стал и первым игуменом Высоцкого монастыря. Вся эта история была подробно описана на стене Церкви Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, которая входила в монастырский комплекс до 1967 года. Практически сразу после благословения на месте будущей обители была выстроена деревянная церковь.
Строительство храма Зачатия Пресвятой Богородицы
Князь никогда не жалел денег на строительство. После победы русского войска на Куликовом поле, где князь Владимир Храбрый отличился особо, был построен первый каменный храм Зачатия Пресвятой Богородицы. Храм поставили над братской могилой погибших на Куликовом поле серпуховчан.
Сожжение монастыря
Город Серпухов всегда занимал приграничное положение, первым отражая атаки Орды. Фактически, это была крепость. Когда в 1382 году хан Тохтамыш решил отомстить за поражение на Куликовом поле, первый удар получил именно Серпухов. Монастырь был разграблен и сожжен.
Строительство нового храма
Чуть позже была сожжена и Москва. К сожалению, ордынские набеги не закончились с Куликовской битвой и продолжались еще столетие. Монастырь, как и большинство православных монастырей, пришел в запустение, и возрождаться стал лишь при Иване Грозном в 16 веке. Старый Зачатьевский храм был разрушен, а на его месте построен новый, который и дожил до наших дней.
Смутное время
В начале 17 века наступили тяжелые времена для всей Московии. В историю это время вошло под названием «Смутное». Монастырь не раз подвергался набегам ногайских татар, поляков и запорожских казаков. Лишь при царе Алексее Михайловиче Романове здесь заново возвели монастырские стены, Церковь Покрова и обновлен Зачатьевский храм.
XIX — XX века
С начала 19 века монастырь активно строился. Была сооружена трехъярусная колокольня с Трехсвятительским храмом на втором ярусе, построены трапезные и величественный храм Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. С 1823 по 1826 год здесь жил знаменитый прорицатель Авель. Записей его прорицаний не сохранилось, но известно, что по просьбе Павла первого Авель записал свои предсказания о судьбе династии и России.
Пророчества спрятали в ларце, и император приказал открыть их ровно через 100 лет после своей смерти. Что было в тех записях и насколько они соответствовали действительности, сказать сложно. Но таинственность породила множество слухов и Авелю приписывали предсказания обо всех важных событиях в истории России.
После Октябрьской революции монастырь, как и тысячи других обителей, был расформирован, уничтожены иконы и колокольни, а в монастыре в разное время располагались казармы латышских стрелков, концлагерь, военное училище, склады и коммунальные квартиры.
Очередное возрождение монастыря началось после развала СССР. В 1991 году начались восстановительные и реставрационные работы, а в 1994 году обитель обрела мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. Этот настоятель не только внес огромный вклад в развитие монастыря, но и не раз защищал Серпухов от многочисленных набегов вместе с жителями города.
В 2002 году прошло торжественное освящение главного храма – Зачатьевского собора.
Высоцкий монастырь сегодня
Древняя обитель переживает сейчас второе рождение. В монастырский комплекс входят шесть действующих храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех Святителей, в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Еще в трех продолжаются реставрационные работы. Также в монастыре находится одна из копий с иконы «Неупиваемая чаша», в которую вставлен ковш с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Чтобы помолиться об исцелении, в монастырь приезжают паломники и верующие со всех концов России.
Монастырь на карте
Адрес
- Официальный адрес монастыря – Город Серпухов, улица Калужская, д 5/3.
Как добраться
- Добраться до Серпухова из Москвы можно либо на электричке с Курского вокзала, либо на автобусе со станции метро Южная.
- От вокзала в Серпухове до монастыря едут автобусы №8,№3, №20.
- Можно доехать и на маршрутном такси с названием «Высоцкий монастырь».
Часы работы и расписание богослужений
- Монастырь открыт для свободного посещения круглый год. В будние дни можно посетить храмы с 5.30 утра до 19.00. В выходные и праздничные дни монастырь открыт с 7.30
- Богослужения в монастыре проходят по так называемому полному суточному кругу: в 6.00 утренняя молитва, в 8.00 молитвы к исповеди и Литургия, затем до 17.00 проходят панихиды, заказные молебны, в 17.00 вечерняя молитва, и в 21.00 вечерняя молитва для монахов и паломников.
Стоимость посещения
- В иконной лавке монастыря можно заказать экскурсию, которую проведут братья монастыря. Можно остановиться в монастыре на несколько дней. Для проживания паломникам предоставляют отдельные кельи.
- За сутки с паломников просят пожертвование на развитие монастыря. В монастыре можно вкусно и недорого перекусить в чайной, а пообедать и поужинать можно в трапезной паломнического корпуса за символическую плату в 100 рублей.
В монастыри Серпухова стоит приехать не на один день. Чтобы почувствовать атмосферу монашеских будней, лучше понять людей, посвятивших свою жизнь служению Богу, нужно остаться здесь хотя бы на пару дней.
Но совсем не обязательно быть верующим, чтобы посещать такие места. В православных монастырях и храмах сосредоточена вся история и культура нашей страны. И это тоже хороший повод, чтобы приехать сюда хотя бы на пару дней.
Икона Божией Матери
«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
18 мая – празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Православные верят, что этот образ дарован Богом для спасения, исправления и исцеления пьяниц.
Явление святого образа Божией Матери «Неупиваемая чаша» произошло в 1878 году.
Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» совершались молебны, завершавшиеся нравственными беседами.
Сами одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Небесную Владычицу.
По иконографии икона «Неупиваемая Чаша» относится к одному из древнейших типов изображения Божией Матери, называемому «Оранта», то есть «Молящаяся», – когда Богородица изображается с воздетыми руками. В русской традиции эта иконография получила также название «Знамение». Отличием иконы является изображение Богомладенца не на руках Пресвятой Девы, а стоящим в Чаше.
Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. А Матерь Божия с воздетыми руками выступает молитвенным ходатаем за род человеческий. Иконой этой свидетельствуется, что нет другого, более верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как через Причащение Святых Христовых Таин.
Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» была обретена в 1878 г. в Серпухове и находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия советской властью – в кафедральном соборе Николы Белого в Серпухове. В 1929 году Никольский собор был также закрыт. Все иконы после закрытия Серпуховских монастырей сожгли на берегу реки Нара. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и несколько списков с нее бесследно исчезли, молебные служения пред чудотворным образом прекратились.
Сейчас существуют два почитаемых чудотворных списка с иконы. Оба находятся в Серпухове – один в Высоцком мужском монастыре , другой – во Владычном женском монастыре .
В Высоцком мужском монастыре, список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» был написан в 1993 году, через два года после открытия монастыря. Это послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.
Образ «Неупиваемая Чаша» находится в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря . Список тоже чудотворный, перед ним неугасимо горит лампада как символ всех молитв к Божией Матери.
Серпухов. Высоцкий мужской монастырь
Высоцкий монастырь под Серпуховым. Интерьер храма
Чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.
А в 1996 г. сразу по возрождении Владычного монастыря со старой фотографии чудотворной иконы был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша» и освящен в том месте, где больше столетия назад явилась икона, и сейчас проводится почитание иконы так же, как и прежде. При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника. Икона находится в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Она периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях. Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран.
Владычный монастырь. Серпухов
Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем . Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.
К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.
В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 18 мая (н.ст.), так как иконы была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.).
Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 10 декабря (н.ст.), как это было в XIX веке.
Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии / к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, / напояющей верных сердца / небесною неупиваемою чашею Своего милосердия / и людям верным чудеса показующей. / Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице Премилостивая, / исцели наша недуги и страсти, / моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак, глас 6
Бысть чрево Твое святая Трапеза, / имущая Небеснаго Хлеба, / Христа Бога нашего, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.
Стихира по 50-м псалме, глас 6
Днесь Владычицы чудотворная икона прославляется, / днесь вернии на молитву пред нею отовсюду собираются, / днесь и маловернии помыслми покаяния озаряются, / силы Небесныя о славе Пречистыя радуются, / мы же, яко Ангелом научихомся, тако вопием: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / благословена Ты в женах, / благословено Твое к нам милосердие, / благословен Плод чрева Твоего, слава Тебе.
Молитва
О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.
О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.
Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.
Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.
Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.
Источники:
http://pravoslavie.wiki/ikona-neupivaemaja-chasha-v-serpuhove-gde-nahoditsja-i-kak-molitsja.html
http://visotskymonastir.ru/sv1.php
http://www.kp.ru/russia/podmoskove/mesta/vysotskij-muzhskoj-monastyr/
http://tovia.ru/blog/svyatye-mesta-rossii/vysotskiy-monastyr-v-serpukhove-ikona-bogoroditsy-neupivaemaya-chasha/
http://narslovar.ru/vyisotskiy-monastyir.html
http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1124450
http://hendmeid24.ru/interesnoe/chto-delat-na-neobitaemom-ostrove