Зимний Дворец в Санкт-Петербурге. Описание, история, как добраться

Зимний дворец

Фото Зимнего дворца

Время: 09:00 – 21:00.

Стоимость: от 300 руб.

Зимний дворец – Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 32

Зимний дворец – ключевая достопримечательность Санкт-Петербурга. Расположен на Дворцовой площади, ближайшая станция метро – Невский Проспект.

С 1762 по 1904-й год Зимний дворец являлся основной резиденцией императора и его семьи. По архитектурным особенностям, количеству и качеству скульптур, лепнине и декору дворец не имеет равных не только в России, но и во всей Европе.

Строительство уникального здания, которое должно было поразить весь мир и стать украшением Северной столицы, началось в 1754-ом году. Проект дворца создал великий архитектор Б. Растрелли, он же руководил строительными работами на месте.

В архитектурном отношении Зимний дворец – ярчайший представитель барокко с вкраплениями изысканного рококо. Заказчицей строительства была императрица Елизавета Петровна, но ей так и не удалось пожить в Зимнем: сдача объекта произошла лишь во времена Екатерины Второй.

Зимний дворец насчитывает свыше 1000 просторных комнат, 117 широких лестничных пролетов и более 4 тысяч дверных и оконных проемов.

Здание Зимнего дворца – туристический объект высшей степени узнаваемости. Кроме того, в Зимнем находится главный российский музей – Петербургский Эрмитаж: собрание предметов искусства, равное по значению коллекциям Лувра и музея Метрополитен (Нью-Йорк).

Эрмитаж был создан при Екатерине Второй, когда императрица повелела построить поблизости от Зимнего Дворца специальное хранилище для принадлежащих ей картин. Это собрание получило название Малый Эрмитаж. В дальнейшем к Зимнему дворцу были пристроены еще два здания – Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр.

Последняя часть дворцового комплекса была возведена в 19-ом веке: это здание было названо Новым Эрмитажем.

Зимний дворец пережил немало пожаров, ремонтов, переделок интерьера. В изначальном виде до нас дошла Иорданская лестница. По этой лестнице представители императорской фамилии в компании высших духовных лиц спускались к проруби на Неве для религиозных обрядов.

В 1826-ом году в Зимнем дворце была открыта галерея портретов героев войны с Наполеоном.

В 1837 году дворец пережил самый сильный пожар в своей истории: от строения, по сути дела, остались лишь стены. Три года шла реконструкция Зимнего, после которой он стал еще красивее и величественней.

В 1917 году большевики распорядились передать все дворцовые помещения под государственный музей Эрмитаж, хотя свободный осмотр экспозиций был открыт еще в 1863-м году императором Александром Вторым.

Для гостей открыты многие покои Зимнего дворца, в том числе, Большой тронный зал, в котором проходили коронации. Посетители могут пройти в Золотую гостиную, сплошь покрытую позолотой, в Будуар с зеркалами и статуями, в Малахитовый и Концертный залы.

Музей Петербургский Эрмитаж в Зимнем дворце – это свыше трех миллионов уникальных произведений искусства, палеонтологических находок, оружия, доспехов, драгоценностей и многого другого. Чтобы бегло осмотреть все представленные в Эрмитаже экспонаты понадобится больше 9 лет.

Гостям Эрмитажа нужно помнить, что осуществление фотосъемки в помещениях Зимнего дворца возможно только по купленным в кассе билетам.

Сегодня Эрмитаж – один из самых популярных музеев мира, ежегодно привлекающий миллионы туристов из разных стран света. Предметы искусства расположены в парадных залах Зимнего дворца, которые сами по себе являются мировым архитектурно-художественным достоянием.

Особой популярностью пользуется Лоджия Рафаэля, представляющая точную копию ватиканской галереи. В Рыцарском зале можно увидеть оружие и доспехи Средних веков. В Золотой Кладовой хранятся драгоценности 16-го века, скифское и древнегреческое золото, найденное в причерноморских полисах.

Символом Эрмитажа, таким же, как «Джоконда» в Лувре, является картина Рембрандта «Даная» – одно из величайших полотен, когда-либо созданных живописцами. «Даная» входит в тройку самых узнаваемых произведений искусства.

Посетительницам Зимнего дворца не стоит надевать туфли на каблуках – такая обувь может испортить уникальное покрытие пола. Еду и воду в музей пронести не удастся – все сумки проверяются на входе.

Видео:

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зимний дворец был построен для Елизаветы Петровны по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в середине восемнадцатого века и до революции семнадцатого года оставался главной императорской резиденцией. Это четвертый по счету каменный Зимний дворец.

История Зимнего дворца

Зимний дворец был построен в пятьдесят четвертом – шестьдесят втором годах итальянским архитектором Растрелли. Грандиозное здание, в котором больше тысячи помещений и в десять раз меньше лестниц, северным фасадом обращено к Неве, южным – к Дворцовой площади. Разнообразные сочетания ризалитов, портиков, подчеркнутые линиями карниза и балюстрады, делают фасад необычайно живописным.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Над оформлением дворцовых интерьеров в разные годы работали Джакомо Кваренги, Огюст Монферран, Карл Росси. На втором этаже, куда ведет построенная Растрелли и переделанная после пожара тридцать седьмого года девятнадцатого века Иорданская лестница – анфилады парадных залов, преимущественно оформленные Джакомо Кваренги и Иваном Старовым во второй половине восемнадцатого века. При пожаре дворец сильно пострадал, но был заново отстроен за два года. Многие помещения были оформлены в соответствии с новыми вкусами тридцатых годов восемнадцатого века, но фасад здания и отдельные помещения были восстановлены в прежнем виде.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Дворец долгое время был зимней резиденцией российских императоров, а с июля по ноябрь семнадцатого года двадцатого века служил залом заседания Временного правительства. Через год часть, а через четыре года всё здание передано Государственному Эрмитажу.

В начале девятнадцатого века для окончательного оформления архитектурного ансамбля Дворцовой площади, на которой и расположен Зимний дворец, напротив него архитектор Карл Росси спроектировал здание Главного штаба. Два громадных дугообразных здания, обрамляющих площадь, связывает триумфальная арка – памятник в честь победы над Наполеоном. Арку украшают композиции из воинских доспехов, а завершает ее колесница, управляемая богиней победы Никой.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В центре Дворцовой площади возвышается Александровская колонна, воздвигнутая в стиле ампир в тридцать четвертом году девятнадцатого века французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая Первого в память о победе его старшего брата Александра Первого над Наполеоном.

Архитектурные особенности здания

Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот — не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.

К шестьдесят второму году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр Третий.

Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти две сотни метров, ширина сто шестьдесят метров, высота двадцать два метра, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади. На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В восемнадцатом веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником.

Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Большая часть колонн этого фасада как бы “сбежалась” к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.

Теперь посмотрим на дворец со стороны Невы. Перед нами вновь фасад такой громадной длины, что на близком расстоянии его трудно охватить одним взглядом. В центре — выступающая колоннада подъезда; ныне здесь главный вход в музей.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

На крыше здания расставлено более сотни скульптур. Среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне у Главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела Вулкана и бога морей Нептуна. Придавая зданию еще большую парадность, фигуры как бы смягчают однообразие горизонтальной линии крыши. В восемнадцатом веке статуи и вазы были высечены из камня. В конце прошлого столетия сильно обветшавшую каменную скульптуру заменили металлической.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Зимний дворец

Музеи Санкт-Петербурга

Краткое описание

Зимний дворец – это одно из главных украшений Санкт-Петербурга, бывшая императорская резиденция. Сегодня посетить памятник истории и архитектуры может любой желающий. Постройка в самом центре культурной столицы входит в состав государственного музейного комплекса Эрмитаж.

История

Зимний дворец или бывшая парадная резиденция дома Романовых это одна из главных достопримечательностей Северной столицы.
История постройки начинается со времен правления Петра I.

В 1711 году по велению основателя Санкт-Петербурга появилось первое здание Зимнего дворца

По его распоряжению между улицей Миллионной и главной водной артерией города – рекой Невой появился двухэтажный дом. В качестве подарка на бракосочетание Петра с Екатериной Алексеевной Меньшиков распорядился о том, чтобы деревянное здание построили заново — в камне. К 1712 году здание свадебных палат возводили на прежнем месте.

Новое здание Зимнего Дворца Петр приказал водворить в 1716 году. Работы велись под руководством зодчего Маттарнови. К 1720 году строительство завершилось, и царская семья могла свободно проживать во дворце в зимний период. Благодаря предназначению дворца за ним закрепилось название Зимний. В 1725 году в стенах дворца скончался первый российский император Петр I.

В правлении Анны Иоанновны состоялось переустройство резиденции по проекту Растрелли. В 30-е годы XVIII века место для застройки было увеличено, и постройка существенно преобразилась. У нового здания появилось 4 фасада. Новая постройка отличалась размахом, в здании насчитывалось 100 спален и 70 парадных залов.

Четвертое здание дворца стало временным и использовалось на этапе возведения главной царской резиденции. Его строительство велось с 1754 по 1755 год. Постройка между рекой Мойкой и Невским проспектом просуществовала семь лет.

Во время правления Елизаветы Петровны началось формирование современного Зимнего дворца. Созданием царской резиденции занимались лучшие зодчие страны:

  • Б. Растрелли
  • А. Ринальди
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • И. И. Бецкой

Отделкой жилой площади в 60 000 м 2 занимались Старов и Кваренги. В общей сложности во дворце насчитывается 1084 комнат. Самыми известными парадными залами бывшей императорской резиденции стали залы:

  • Большой тронный
  • Фельдмаршальский
  • Малый тронный
  • Гербовый
  • Военная галерея
  • Александровский
  • Белый
  • Золотая гостиная
  • Малиновый кабинет
  • Будуар
  • Синяя спальня
  • Концертный
  • Николаевский

Большинство интерьеров не удалось сохранить до наших дней.

Зимой 1837 года Зимний дворец охватил пожар. Огонь не удавалось потушить в течение трех дней. За это время он практически полностью уничтожил все внутреннее убранство, было утрачено большое количество мебели и картин. Восстановительные работы под руководством Стасова продолжались три года.

История Зимнего дворца была насыщена событиями. По прямому назначению его начали использовать с 1762 года, с этого времени он неоднократно становился участником важных событий в жизни страны:

  1. 1880 год – покушение на императора Александра II, взрыв в ходе террористического акта
  2. 1905 год – расстрел мирной демонстрации
  3. 1917 год – использование залов под квартиру временного правительства
  4. 1917 год – штурм дворца, ознаменовавший начало революции
  5. С первой половины XX века залы начинают использоваться для хранения музейной коллекции

Архитектура

Строительство нынешнего, пятого по счету Зимнего дворца – одного из главных украшений города на Неве началось в 1754 году. Проект разработал Бартоломео Франческо Растрелли, зодчий создавал доминанту центрального района города. Архитектор проектировал каждый фасад с учетом окружения. По фасаду длина постройки также различалась:

  • Со стороны Невы — 210 м
  • Со стороны здания Адмиралтейства – 175 м

При строительстве выдающегося памятника в стиле барокко впервые использована схема дома-блока. Постройка состоит из четырех массивных объемов, соединенных между собой корпусами- галереями.

Каждый фасад разделен на две части по горизонтали. Нижняя часть состоит из цокольного и первого этажа, украшенного колоннами ионического ордена. Верхнюю часть фасадов украшают колонны более пышного ордера, что подчеркивает важность последних этажей.

Силуэт здания усложняют статуи и вазы, установленные на балюстраде крыши.

Общая площадь помещений дворца составила 60 тысяч м 2 .

Внутреннее убранство

После пожара 1837 года внутреннее убранство Зимнего дворца практически не сохранилось. До наших дней уцелели несущие стены и галерея первого этажа. Работами по реконструкции занимались архитекторы Стасов, Брюллов и Штауберт. Главные парадные залы сохранили свой первоначальный стиль. Стасов сделал ряд изменения в военной галерее Зимнего дворца 1812 года. Она была увеличена в длину, исчезли арки. Существенные изменения претерпели личные покои правящих особ. Брюллов сделал акцент на функциональность. Каждое помещение получило различное стилевое решение. В создании интерьера использованы различные приемы:

  • Готика
  • Неогреческий стиль
  • Неоренессанс

Восстановительные работы длились всего два года, открытие произошло в 1839 году.

Музей

Осенью 1917 года резиденция Романовых получила статус музея. Постройка входит в ансамбль большого музейного комплекса Эрмитаж.

Ежегодно осмотреть коллекцию живописи и предметов декоративно прикладного искусства приезжает более 4 миллионов туристов

В его стенах регулярно проходят экскурсионные программы. Одиночные посетители могут попасть на обзорную экскурсию по главному музейному комплексу в любой день кроме понедельника. На выбор гостей предложены:

  • Авторские тематические программы для взрослых или для родителей с детьми
  • Тематические экскурсии по экспозициям

Группы школьников или дошкольников могут приобрести абонемент для знакомства с основной коллекцией Эрмитажа.

Современные технологии позволяют осмотреть залы Зимнего дворца, не покидая стен собственного дома. На официальной странице государственного Эрмитажа работает специальная программа Виртуальный тур. С ее помощью любой желающий сможет составить общее впечатление об интерьерах бывшей императорской резиденции. Достаточно навести курсор на отдельные экспонаты и всплывает информационное окно с указанием общих сведений о музейном предмете.

Режим работы в 2022 году

  • Понедельник – выходной
  • Вторник – с 10.30 до 18.30
  • Среда – с 10.30 до 21.00
  • Четверг – с 10.30 до 18.00
  • Пятница – с 10.20 до 21.00
  • Суббота, воскресенье – с 10.30 до 18.30

Стоимость билетов в 2022 году

  • комплексный входной билет – 700 рублей
  • комплексный входной билет для жителей Белоруссии и России – 400 рублей
  • пенсионеры, школьники, студенты, курсанты, инвалиды — бесплатно

Где находится

Адрес

Дворцовая Набережная, 32

Метро

Адмиралтейская, Невский проспект

Как добраться

При выходе с адмиралтейской станции нужно повернуть налево, затем направо на Невский проспект. Перейти Невский и пройти через триумфальную арку на дворцовую площадь.

Интересные факты

Зимний дворец это одно из главных украшений города. За свою историю постройка успела побывать императорской резиденцией, военным госпиталем, местом для заседаний Временного правительства и стало одним из пяти главных зданий государственного музейного комплекса Эрмитаж. Во время Отечественной войны в бывшей царской резиденции находилось 12 бомбоубежищ. Здание серьезно пострадало во время военных действий, в постройку попало 17 снарядов и 2 авиабомбы. После войны удалось быстро восстановить дворец, работы длились всего 1,5 года.

Сегодня в стенах Эрмитажа официально работает около 50 котов. Необычные сотрудники берегут бесценные экспонаты от посягательства крыс и мышей. Первого апреля в музее официально устраивают для животных праздник.

Зимний дворец Елизаветы Петровны

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (261)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (18)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Площади (6)
    • Небоскрёбы (1)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (47)
    • Рестораны и кафе (46)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Зоопарки (3)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Метро Ст. «Адмиралтейская» (900 м) фиолетовая линия, ст. «Невский проспект» (1,1 км) синяя линия, ст. «Гостиный Двор» (1,6 км) зеленая линия
Автобус Ост. «Дворцовая площадь», № 7, 10, 24, 191
Троллейбус Ост. «Дворцовая площадь», № 1, 7, 10, 11

Зимний дворец Елизаветы Петровны — шедевр барочной архитектуры и главный дворец России, располагается на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Дома, как люди, имеют свою судьбу. Эти судьбы могут быть самыми разнообразными, известными и не очень, яркими и едва заметными. Зато императорские дворцы по определению имеют всеобщую известность.

Обычай делить дворцы на летние и зимние уходит своими корнями во времена Московского царства — из Теремного дворца Московского кремля царские семьи весной уезжали в Измайловское или Коломенское. Так же и мы сейчас с радостью стараемся переехать в теплое время года на свои дачи.

История

1 января 1752 года императрица Елизавета Петровна решила расширять Зимний дворец и сделать свою главную парадную резиденцию. Для этого были нужны окружающие участки, ими оказались дома Рагузинского и Ягужинского на Дворцовой набережной — их выкупили. Проект утверждался до июня 1752 года, после этого началось грандиозное строительство, которое продлилось 8 лет.

Работа продвигалась невероятными темпами, так как стареющая императрица горячо желала занять свою новую резиденцию и поселилась в ней задолго до окончания строительства, но принимал готовый дворец уже император Петр III в. апреле 1762 года.

В 1754 году на строительстве работали 1000 каменщиков, в 1756 году их было уже 1900 душ, в 1757 году — 2323, а в 1758 году — 2250. Стоит отметить, что большинство каменщиков, трудившихся на строительстве, были профессионалами из разных губерний. Еще для большей скорости использовался труд арестантов, так как условия работы и существования были крайне тяжелы. Таким образом, к 1759 году этап кладки каменных стен был завешен, дворец подвели под крышу, до 1762 года велись фасадные и отделочные работы.

Завершенный Зимний дворец Елизаветы Петровны стал представлять собой прямоугольник длиной 152 метра, шириной 117 метров и высотой 23,5 метра, внутри которого расположен большой двор. Примечательно то, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строили сооружений выше Зимнего дворца.

Важно разобраться — сейчас здание Зимнего дворца Елизаветы Петровны воспринимается как Государственный Эрмитаж (в его залах расположена коллекция одного из крупнейших музеев России и мира. Эрмитаж от французского l’Ermitage, то есть «уединенный»), но это не так. Эрмитаж — это архитектурный комплекс, который формировался на протяжении почти ста лет, он включает здания:

  • Зимнего дворца (1754—1762 гг.)
  • Малого Эрмитажа (1764—1775 гг.)
  • Старого Эрмитажа (1771—1787 гг.)
  • Эрмитажного театра (1783—1787 гг.)
  • Нового Эрмитажа (1839—1851 гг.)

У каждой из этих архитектурных жемчужин своя история. Тем не менее, Зимний дворец до сегодняшнего дня является сердцем этого комплекса.

Главные помещения дворца

Дворец имеет 4 угловых корпуса (ризалита) — парадная лестница, тронный зал, театр, собор, их соединяют остальные залы, галереи, жилые помещения, кладовые — более 460 комнат.

Когда попадаем в здание в северо-восточном ризалите, первое, что видим — парадную Иорданскую лестницу, сохранившую барочный декор (в Крещение крестный ход спускался к Неве, чтобы окунуться в иордань от этого лестница получила свое имя). Лестница обладает исключительным множеством декоративных элементов: колонны, лепнина, зеркала, статуи, огромный плафон, созданный живописцами из Италии.

Большой тронный или Георгиевский Зал

Расположен в северо-западном ризалите. В этом зале находится главный трон Российской империи. Строгая и величественная архитектура, отделка белым каррарским мрамором, колонны коринфского ордера, пилястры, кессонированный потолок, подвешенный к железным конструкция, золоченая бронза и цветной мрамор.

Дворцовый театр

Театр размещается в юго-западном ризалите. Он претерпел больше всего изменений и перестроек. Зрительный зал в виде амфитеатра, полуколонны, лепная гирлянда. Сейчас здесь проходят выступления знаменитых музыкантов, спектакли Мариинского театра, проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы. В фойе — выставки.

Большая церковь Зимнего дворца

В юго-восточном ризалите находится собор. Большая церковь — самое торжественное и пышное помещение в Зимнем дворце.

Стены декорированы орнаментами и порхающими «путти» (декоративные изображения маленьких мальчиков, характерные для искусства барокко и ренессанса).

Резьба и живопись иконостаса гармонично сочетаются с росписью и лепкой парусов и стен, позолоченный купол виден над крышей дворца, поражает каждого смотрящего изяществом барокко.

Во время экскурсии в Зимнем дворце нужно постоянно поднимать голову и смотреть наверх: все своды покрыты великолепными, поразительными орнаментами. Оконные рамы и многие стекла царских времен, интерьеры в разных стилях — пышное барокко, строгая классика, имперский стиль, готика, рококо, русский интерьер и даже будуар с восточным колоритом.

Все это великолепие сложно описать словами, лучше увидеть собственными глазами.

Как добраться

До Дворцовой площади можно добраться на метро — Станция «Адмиралтейская» (900 м пешком) фиолетовая линия, станция «Невский проспект» (1,1 км.) синяя линия, станция «Гостиный Двор» (1,6 км) зеленая линия.

Наземным транспортом

  • На автобусе — остановка «Дворцовая площадь», № 7, 10, 24, 191
  • На троллейбусе — остановка «Дворцовая площадь», № 1, 7, 10, 11
  • На маршрутном такси — остановка «Дворцовая площадь», № К28, К90, К252

От аэропорта и вокзалов

Из аэропорта Пулково нужно доехать до станции метро «Московская» (синяя линия) — это просто, все автобусы и маршрутные такси идут к этой станции, до «Невского проспекта» (синяя линия) вы доберетесь без пересадок. Выйти следует на канал Грибоедова и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства, справа покажется арка Генерального штаба, которая выводит на Дворцовую площадь.

От Московского вокзала вам нужно попасть на зеленую линию. Для этого переходите на станцию «Маяковская». Через одну остановку вы доберетесь на станции «Гостиный двор», зеленая линия, которая так же, как и «Невский проспект», синяя линия, выходит на канал Грибоедова. От Финляндского вокзала нужно проехать две остановки по красной линии до станции «Площадь Восстания», переходите на «Маяковскую» и добираетесь до «Гостиного двора». От Балтийского и Витебского вокзалов проезжаете одну остановку до станции «Технологический институт» красная линия, пересаживаетесь на синюю линию, и проехать две остановки до станции «Невский проспект». От Ладожского вокзала, станция «Ладожская», желтая линия, две остановки до станции «Площадь Александра Невского», пересесть на зеленую линию и проехать две остановки до станции «Гостиный двор».

На машине

На автомобиле парковаться можно на улице Миллионной, ближе к Мраморному дворцу или на Аптекарском переулке (от него идти чуть дальше, чем от Миллионной).

Еще в Санкт-Петербурге удобно пользоваться приложениями такси — Uber, Gett, Яндекс. Такси и другими.

Вид на Зимний дворец Елизаветы Петровны со стороны Дворцовой набережной от Google-maps:

Зимний дворец: краткая история

Зимний дворец историческое здание в Петербурге, богатое своей историей. сегодня мы не будем вдаваться в подробности и мельчайшие детали, а расскажем краткую историю Зимнего дворца.

Свадебные палаты

Петр I был владельцем земель между Невой и Миллионной улицей (где в наши дни расположен Эрмитажный театр). В 1708 году на этом участке, в самом центре владения, возводится «Зимний дом» — невысокое здание в два этажа с большим крыльцом, крытое черепицей. Спустя 4 года были возведены Свадебные палаты государя, из камня, подаренные губернатором будущей столицы Александром Меншиковым, правителю России в честь венчания царя с Екатериной Алексеевной.

Зимний дворец Петра I

В 1716 году по указу Петра I развернулось сооружение Второго Зимнего дворца под руководством Г. Маттарнови. Дворец строился там, где пересекается Нева с Зимней канавкой. Спустя 4 года, Петр I с семьёй переезжает в новое дворцовое здание, а еще через 5 лет здесь же и умирает.

Третий Зимний дворец, перестроенный Анной Иоанновной

В начале 30-х годов XVIII столетия, сочтя Зимний дворец слишком маленьким для царской особы, Анна Иоанновна поручает его перестройку Б. Растрелли, разработавшему собственный план переустройства. Для осуществления плана необходимо было выкупить помещения (эти помещения являлись собственностью Апраксина, Морской Академии, Рагузинского и Чернышева), располагавшиеся тогда на месте сегодняшнего дворца. Сразу после одобрения проекта Анной Иоанновной, помещения были куплены, их снесли и начали возводить новые постройки.

Своей лицевой стороной здание дворца было развернуто к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. К середине 30-х годов дворец достроили, и в нём поселилась государыня. Теперь сооружение стало четырёхэтажным, состояло из 70 парадных, более сотни спален, галереи, театра, капеллы, многочисленных лестничных площадок, канцелярских, помещений для служащих. Одновременно начата перестройка дворцового сооружения – к основному зданию пристраивались помещения технического назначения: сараи и конюшни.

В Зимнем дворце летом 1739 года принцесса Анна Леопольдовна обручилась со своим мужем. После кончины Анны Иоанновны сюда был привезён император-младенец Иоанн Антонович, пробывший здесь чуть дольше года, до начала правления в России государыни Елизаветы.

При этой императрице пристройка к основному зданию служебных строений было продолжено. С первого дня 1752 года, императрицей Елизаветой решаются вопросы, связанные с увеличением дворца. На свободных площадях под руководством Растрелли пристраивались новые помещения. По разработанному им плану все постройки: старые и новые, оформлялись в одном общем стиле.

К концу 1752 года, Елизавета задумала увеличение высоты Зимнего дворца. Растрелли пришлось изменить план. После этого от архитектора поступает предложение возвести дворец в другом месте, но государыня не одобряет этого. В итоге архитектор с согласия Елизаветы решает начать возведение абсолютно нового Зимнего дворца.

Временный Зимний дворец

Возведение четвёртого Зимнего дворца завершается к середине 50-х годов XVIII столетия. Дворцовое сооружение возводилось там, где пересекаются Невский проспект и набережная Мойки. А в самом начале 60-х годов здание было разрушено.

Современный Зимний дворец

Почти 9 лет (1754-1762 года) строилось современное здание дворца, который тогда был наиболее высокой жилой постройкой Северной столицы. В нём было около полутора тысяч комнат общей площадью порядка 60 тысяч квадратных метров. Императрице Елизавете не суждено было увидеть постройку завершённой, строительные работы завершились при Петре III в апреле 1762 года. На тот момент закончили отделку фасадов, но внутренняя отделка большей части помещений не была завершена. Через несколько месяцев Петр III был, свергнут с престола, окончание строительных работ приходится на времена Екатерины Великой.

Екатерина II внесла свои изменения в организацию застройки, не воспользовавшись услугами Растрелли. Теперь эту работу выполняли другие архитекторы во главе с Бецким.

В начале 60-х годов XVIII столетия государыня Екатерина II поселилась во дворце, этажом ниже по её приказу расположился её приближённый Г. Г. Орлов (уже спустя год для фаворита императрицы начнётся строительство Южного павильона Малого Эрмитажа, соединённого с покоями государыни специальной галерейкой). В северо-западной части строения, обустроили «Тронный зал», здесь же сделали помещение для ожидающих — «Белый зал», открыли столовую, а чуть дальше – «Светлый кабинет».

Затем располагалась «Парадная опочивальня», её позже, спустя год, переделали в «Алмазный покой». Царица отдала приказ устроить книгохранилище, рабочий кабинет, гостиную, 2 спальные и туалетную комнату.

В 1764 году государыня получает, присланные ей из Берлина, более трехсот дорогих полотен, принадлежавших коллекционеру живописи Йоханну Эрнсту Гоцковскому, в качестве его долга В. Долгорукову. Эти картины (есть мнение, что полотен было чуть больше двухсот) стали началом коллекций Эрмитажа. В наше время около ста из них находятся в Эрмитаже.

Во времена Екатерины полотна были помещены в уединенных дворцовых апартаментах, названных «Эрмитажем» (от франц. ermitage «одинокий сельский домик, пустынное место, место для уединения»). Позднее для них был построен корпус с восточной стороны. В 80–90-е года отделывать дворцовые помещения было поручено И. Е. Старову и Дж. Кваренги.

В 1783 году, следуя указу Екатерины Великой, во дворце был разобран театр.

В 90-е годы XVIII века по указанию государыни, которую не устраивало хождение посетителей Эрмитажа через царские апартаменты, обустраивается «Аполлонов зал», — через него посетители обходили покои государыни. Одновременно возводился и новый «Тронный» зал. Предыдущий зал переделали в жилые помещения для семьи князя Александра. Закончилось обустройство «Мраморной галереи».

В 1826 году согласно архитектурному плану К. Росси была доделана Военная галерея, в ней размещались созданные за десятилетие Д. Доу портретные полотна. К началу 1830-х годов во дворце, в его восточной части, О. Монферран создаёт ещё три зала: «Петровский», «Фельдмаршальский» и «Гербовый».

Пожар 1837 года уничтожил практически все интерьеры, начинаются работы по воссозданию Зимнего дворца, руководство этими работами осуществлялось В. П. Стасовым, А. П. Брюлловым и А. Е. Штаубертом.

7 интересных фактов о Зимнем дворце

В Петербурге на главной площади находиться самый знаменитый и красивый дворец города . Именно поэтому туда стекается, так много туристов . Но все ли вы о нем знаете? Даже жители города иногда удивляются, когда слышат невероятные истории о столь древнем и прекрасном месте .

По архитектуре , дизайну и декоры дворец не имеет себе равных . Ведь не зря же российские императоры выбрали его своей резиденцией .

  1. Зимний дворец в Санкт-Петербурге , фото которого есть у каждого туриста в путеводителе имеет 176 скульптур на своей крыше .
  2. Строили столь красивое и величественное здание более 4 тыс. каменщиков , штукатуров , лепщиков и живописцев . При этом они получали мизерную плату и жили прямо на площади в самодельных шалашах .
  3. Когда закончилось строительство вся Дворцовая площадь оказалась завалена хламом и мусором . Тогда Петр III объявил , что каждый желающий может взять все что угодно совершенно бесплатно . К вечеру площадь стала абсолютно чистой .
  4. За все время существования здание постоянно перекрашивали. Был он и розовым и красным , но свой оригинальный окрас приобрел в 1946 году и в таком виде стоит он на Дворцовой площади и по сей день.
  5. В 1837-ом приключилась беда — дворец сгорел . Но 6 тысяч наемных работников смогли восстановить его из пепла всего за 15 месяцев .
  6. Екатерина II устроила в Зимнем дворце свой “ эрмитаж ”, который с французского переводится , как “уединенный уголок ”, куда императрица приходила отдыхать от государственных забот .
  7. Изначально был , воздвигнут Зимней дворец , к которому со временем стал достраиваться Эрмитаж . Но история перевернулась с ног на голову и теперь дворец является пристройкой к Эрмитажу , а не наоборот.

Вы узнали основные факты о Зимнем дворце , надеемся они оказались интересными и познавательными .

Родилась и живу в Петербурге. Очень люблю свой город. Здесь я смогла получить достойное образование, построить личную жизнь и найти интересную работу. Мне нравится рассказывать про Санкт-Петербург. Всегда рада поделиться интересной и актуальной информацией. Надеюсь была для вас полезной!

Зимний дворец

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зимний дворец – парадная резиденция дома Романовых, построенная в середине XVIII века в Санкт-Петербурге по приказу императрицы Елизаветы. Эффектное барочное здание стало первым в комплексе строений, образующих современный Эрмитаж. Главный фасад Зимнего дворца выходит на Дворцовую площадь – самую посещаемую достопримечательность Северной столицы.

Сэкономь на путешествии!

История Зимнего дворца

Императрица Елизавета, желая превзойти роскошь дворцов европейских монархов, приказала обер-архитектору Бартоломео Растрелли построить грандиозное здание в центре Санкт-Петербурга. В 1754 году проект Зимнего дворца, выдержанный в пышном барочном стиле, был утвержден. В дальнейшем в него внесли некоторые изменения, приближавшие барочные вольности к строгим стандартам классицизма. Масштабное строительство не было завершено в царствование Елизаветы, и первой полновластной хозяйкой Зимнего дворца стала только Екатерина II. При ней продолжались работы по обустройству внутренних помещений. Так, был оформлен Большой Тронный зал, известный как Георгиевский. С 1764 года Екатерина начала собирать коллекцию живописи Эрмитажа и заказывать архитекторам строительство дополнительных зданий в непосредственной близости от Зимнего дворца. В дальнейшем они будут объединены системой переходов в дворцовый комплекс.

Первый дворец — Свадебные палаты Второй дворец — Зимний дворец Петра I Третий дворец — дворец Анны Иоанновны Первоначально окраска Зимнего дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна

При Николае I работа над интерьерами Зимнего дворца была продолжена. В 1837 году из-за неисправности дымохода в здании произошел страшный пожар, уничтоживший историческое убранство залов – проекты Кваренги, Росси, Монферрана. Кроме того, необходимо было оборудовать юго-западное крыло второго этажа под покои для собиравшегося жениться наследника престола – Александра II. Большинство работ этого периода выполнено Василием Стасовым и Александром Брюлл овым.

В 1904 году, при Николае II, Зимний дворец уступил право называться императорской резиденцией Александровскому дворцу в Царском Селе. Здание продолжало использоваться в музейных целях. С началом Первой мировой войны часть коллекций была вывезена в Москву, а просторные залы отдали под госпитали. После Февральской революции Зимний дворец стал местом заседаний Временного правительства. Именно здесь, в Малой столовой на втором этаже, во время Октябрьского переворота были арестованы его министры. Через неделю все коллекции были объявлены государственной собственностью и Зимний дворец официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Во время Второй мировой все коллекции были эвакуированы на Урал. С осени 1945 года Зимний дворец в Санкт-Петербурге принимает посетителей в обычном режиме. Сейчас здесь хранятся археологические собрания, работы художников и скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства стран Азии, Англии и Франции.

В середине XIX века в окраске дворца появились красные оттенки Пожар в Зимнем дворце Фасад, обращённый к Неве

Архитектурные особенности здания

К моменту получения заказа Растрелли уже воздвиг в Санкт-Петербурге два Зимних дворца, но их размеры и убранство залов не соответствовали высокому статусу императорской резиденции. Новое здание, по требованию Елизаветы, отличалось высотой потолков и характерной для барокко пышностью декора – лепнины, скульптур, позолоты, драпировок из дорогих тканей. Фасад Зимнего дворца украсили два яруса белоснежных колонн с золотой лепниной. Расстояния между колоннами разные – так архитектор, умело используя игру света и тени, создал сложный ритмический рисунок. Места на крыше заняли патинированные античные статуи, вазы, сюда же были водружены символы российской государственности. Кстати, зеленовато-голубыми фасады стали только в наше время. Исторически стены были желтовато-песочные, позднее их красили в более насыщенные желтые и коричневые тона.

Размеры Зимнего дворца

Елизавета настаивала на том, что высота Зимнего дворца должна составлять 22 м, – размеры для Санкт-Петербурга беспрецедентные. В результате здание превысило заданную планку на еще 1,5 м. Фасад, обращенный к Неве, вытянут на 210 м, адмиралтейская сторона чуть короче – 175 м. Впоследствии Николай I позаботился о том, чтобы в столице не появилось конкурентов дворцу, ограничив высоту новых зданий.

Всего в Зимнем дворце было более 1000 помещений – для официальных церемоний, для хранения коллекций, личные покои императора и наследников престола и их свиты и огромное количество подсобных помещений для обслуживания нужд проживающих здесь людей.

Экскурсии по Зимнему дворцу

За один раз осмотреть все залы Зимнего дворца крайне затруднительно, поэтому туристам следует заранее продумывать маршруты. На первом этаже представлены археологические коллекции, собранные со всех уголков бывшего Советского Союза. С архитектурной точки зрения интересны апартаменты дочерей Николая I, расположенные в крыле, выходящем на Неву. На втором этаже расположены залы, ставшие визитной карточкой Зимнего дворца: Тронный, Большой, Петровский – и частные помещения членов императорской семьи, в которых экспонируются предметы западноевропейского искусства. Третий этаж посвящен Азии.

Расчистка исторической окраски Скрепа, несущая карниз. 1752 г.

Залы первого этажа

Нижний этаж не так популярен среди посетителей, как второй, однако и здесь в каждом зале содержатся уникальные экспонаты, добытые археологами.

Личные покои дочерей императора

Бывшие апартаменты дочерей Николая I в Зимнем дворце отданы под археологическую коллекцию. В передней – находки эпохи палеолита, в светлой Готической гостиной со стрельчатыми арками и средневековыми растительными рельефами – неолит и ранняя бронза. Декор «Гостиной с амурами» появился в 50-е годы XIX века. Архитектор Штакеншнейдер не поскупился на толстощеких амуров: младенцы с крылышками спрятались в арках, рельефы с их изображениями украсили потолок. Сейчас в этих декорациях хранится коллекция древностей эпохи бронзы. В рабочем кабинете Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртемберга, архитектор действовал гораздо деликатнее: тонкие золотые изгибы в верхней части потолочных сводов оттеняют артефакты бронзового века. Рядом расположены простые помещения без декора, отданные под скифские археологические коллекции оружия, керамики, украшений.

Фрагмент фасада Зимний дворец

Помещения гауптвахты

От «женского» крыла Кутузовский коридор со скромными колоннами ведет гостей Зимнего дворца мимо бывшей гауптвахты, ныне отданной под залы искусства народов Алтая и других регионов Сибири. Здесь хранится самый древний в мире ковер с ворсом, сотканный в IV-III вв. до н. э. В середине коридор выходит в вестибюль Салтыковского подъезда, выдержанный в том же стиле, из него ведут двери в залы древнего алтайского и тувинского искусства, кочевых племен Южной Сибири.

Собрание среднеазиатских и кавказских древностей

Кутузовский коридор приводит посетителей в юго-западное крыло, посвященное искусству Средней Азии доисламского периода. Здесь собраны буддийские святыни, фрагменты настенной росписи, ткани, предметы быта, серебро, каменные изваяния, элементы декора зданий из Согдианы и Хорезма. В другом конце крыла – залы, посвященные культуре Кавказа. Наибольшую ценность представляют артефакты, оставшиеся от государства Урарту. Они были найдены под руководством академика Бориса Пиотровского, бывшего директора музея, отца нынешнего, Михаила Пиотровского. Рядом выставлены прекрасно сохранившиеся драгоценные ткани из осетинской Мощевой Балки – важной кавказской точки Шелкового пути. Дагестанские залы демонстрирует бронзовые котлы тонкой работы, оружие и вышивку медной нитью, выполненную в XIX веке. Волжская Булгария, государство «Золотой орды» на территории современного Поволжья, представлено в Зимнем дворце серебряными и золотыми украшениями и оружием, расписной подглазурной керамикой. В закавказских залах можно увидеть грузинское средневековое оружие, предметы религиозного культа, армянскую книжную миниатюру и фрагменты архитектурных сооружений.

Ближний Восток и Северная Африка

В противоположном крыле расположен зал культуры Пальмиры, древнего сирийского города, руины которого серьезно пострадали во время недавних военных действий на территории этой страны. В собрании Эрмитажа – погребальные стелы, таможенная документация, выбитая на камне. В зале Месопотамии можно увидеть подлинные клинописные таблички Ассирии и Вавилона. Сводчатый Египетский зал, переделанный в 1940 году из Главного буфета Зимнего дворца, находится перед переходом в здание Малого Эрмитажа. Среди шедевров собрания – каменная статуя царя Аменехмета III, созданная почти 4000 лет назад.

Второй этаж Зимнего дворца

Северо-восточное крыло второго этажа временно закрыто – его коллекции переехали в здание Главного штаба. Рядом с ним расположен Большой тронный, или Георгиевский зал Зимнего дворца, созданный по проекту Джакомо Кваренги и переделанный после пожара Василием Стасовым. Каррарский мрамор, уникальный паркет из 16 пород древесины, обилие колонн с бронзовой позолотой, зеркала и мощные светильники призваны привлечь внимание к стоящему на возвышении трону, заказанному в Англии еще для императрицы Анны Иоанновны. Огромное помещение переходит в сравнительно небольшой Аполлонов зал, соединяющий Зимний дворец с Малым Эрмитажем.

Военная галерея Зимнего дворца

Большая парадная анфилада

Попасть в Тронный зал можно по Военной галерее 1812 года, содержащей работы Джорджа Доу и художников его мастерской – более 300 портретов российских генералов, участников Наполеоновских войн. Дизайнером галереи стал архитектор Карло Росси. С другой стороны галереи – анфилада парадных залов. Гербовый зал Зимнего дворца, созданный по проекту Стасова, содержит символику российских губерний и цельные каменные чаши из авантюрина. Петровский, или Малый тронный зал, задуманный Монферраном и восстановленный Стасовым, посвящен Петру I. Его стены декорированы бордовым лионским бархатом, шитым золотом, потолок покрыт золотыми рельефами. Трон был заказан для императорской семьи в конце XVIII века. Белый Фельдмаршальский зал хранит западноевропейские фарфоровые изделия и скульптуру.

А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца. 1834 г.

Невская анфилада

Аванзал – первый в ряду парадных помещений, выходящих на Неву. Главная его достопримечательность – французская ротонда с 8 малахитовыми колоннами, поддерживающими бронзовый позолоченный купол – была поставлена здесь в середине прошлого века. Через Аванзал открывается вход в самое большое помещение Зимнего дворца – Николаевский зал, с коринфскими колоннами и монохромной росписью потолка. В нем нет постоянной экспозиции, организуются только временные выставки. С противоположной стороны Николаевского зала – белоснежный Концертный зал с парными коринфскими колоннами и античными рельефами. К Невской анфиладе примыкает портретная галерея Романовых, хранящая портреты членов императорской семьи, начиная с Петра I.

Часть северо-западного крыла временно закрыта, в том числе служивший столовой Арапский зал с греческим декором. Ждет гостей Ротонда – просторный круглый зал с прямоугольными и круглыми коринфскими колоннами, простым круговым балконом во втором ярусе, потолком с выемками-кессонами, украшенными рельефами. Особенно эффектен пол с круговыми инкрустациями ценных пород древесины. Идущие от Невской анфилады к покоям наследника престола небольшие залы, выходящие в Темный коридор, отданы под предметы искусства XVIII века.

Личные покои императора и императрицы

Император Николай I не жалел средств на интерьеры, поэтому каждое помещение личных покоев представляет собой настоящий шедевр дизайнерского искусства. Малахитовую гостиную Александры Федоровны украшают изумрудно-зеленые вазы, колонны, камин. Богато орнаментированный пол и резной потолок прекрасно гармонируют с выставкой – предметами декоративно-прикладного искусства. Рядом расположена Малая столовая, оформленная в стиле рококо. Для кабинета императрицы выбрана мебель Гамбса – лучшего мастера этой эпохи. Эскизы мебели для соседнего зала делал архитектор Карло Росси. Курительная комната императора поражает восточной пышностью и яркими красками. С именем Николая II в Зимнем дворце связано не так много залов – последний император предпочитал другие резиденции. Сохранилась его библиотека с высокими окнами в стиле английской готики и резным камином, имитирующая средневековое книгохранилище.

Интерьеры русских домов в Зимнем дворце

В императорском крыле обустроены помещения, воспроизводящие интерьеры городских зажиточных домов XIX – начала ХХ века. Неорусский стиль представлен предметами мебели 1900-х годов со сказочными фольклорными мотивами. В бывшей Адъютантской стоит оригинальный ясеневый гарнитур в стиле модерн. Строгий неоклассический интерьер оживляет светлый портрет княгини Юсуповой. «Второе» рококо середины XIX века не менее пышно, чем образцы столетней давности. «Помпейская столовая» с мебелью Гамбса отсылает зрителя к археологическим находкам. Готический кабинет оформлен мебелью из усадьбы Голицыных-Строгановых, воспроизводящей формы европейского рыцарского средневековья – резные спинки и подлокотники кресел, мрачные тона древесины. Будуар – бывшая уборная Александры Федоровны c яркой расписной мебелью 40-50-х гг. XIX века. Гостиная усадебного дома с белыми колоннами демонстрирует строгий классический интерьер.

Покои будущего императора Александра II и его жены

В юго-западной части второго этажа Зимнего дворца расположены покои Александра II, обустроенные в те времена, когда он был наследником престола и готовился к свадьбе. В архитектурном отношении примечательны комнаты, которые занимала будущая императрица Мария Александровна: Зеленая столовая с пышным декором в стиле рококо, Белый зал со множеством рельефов и скульптур, Золотая гостиная со сложным лепным орнаментом, наборным паркетом и яшмовым камином, Малиновый кабинет с текстильными обоями, Синяя спальня с золотыми колоннами.

Белый зал Золотая гостиная

Собрание западноевропейского искусства

В крыле наследника престола и в анфиладе, посвященной победе в войне 1812 года, хранятся картины и произведения декоративно-прикладного искусства Великобритании и Франции: работы Рейнолдса, Гейнсборо, Ватто, Буше, Греза, Фрагонара, Лоррена, знаменитый бюст Вольтера, выполненный Гудоном. В юго-восточном крыле расположен выдержанный в благородных бело-голубых тонах, сочетающий элементы готики и классицизма Александровский зал с коллекцией изделий из серебра. Рядом с ним – Большая церковь, спроектированная Растрелли в стиле барокко. Пикетный зал, где разводили дворцовый караул, временно закрыт.

Большая церковь Александровский зал

Третий этаж

Функционирующие залы третьего этажа в Зимнем дворце отданы под исламское искусство Ближнего востока, Византии, государства гуннов, Индии, Китая, Японии. Среди наиболее ценных экспонатов – находки из «Пещеры 1000 будд», древняя китайская мебель и керамика, буддистские реликвии, сокровища Тибета.

Информация для туристов

Как добраться

Официальный адрес Зимнего дворца в Санкт-Петербурге: Дворцовая площадь, 2. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», от нее нужно пройти чуть более 100 м на север. Остановка автобусов «Дворцовая набережная» расположена к западу от Зимнего. Внутри дворца предусмотрены подъемники для инвалидов-колясочников и лифты. Заходить в музей необходимо через главный турникет.

Зимний дворец Елизаветы Петровны

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (261)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (18)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Площади (6)
    • Небоскрёбы (1)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (47)
    • Рестораны и кафе (46)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Зоопарки (3)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Метро Ст. «Адмиралтейская» (900 м) фиолетовая линия, ст. «Невский проспект» (1,1 км) синяя линия, ст. «Гостиный Двор» (1,6 км) зеленая линия
Автобус Ост. «Дворцовая площадь», № 7, 10, 24, 191
Троллейбус Ост. «Дворцовая площадь», № 1, 7, 10, 11

Зимний дворец Елизаветы Петровны — шедевр барочной архитектуры и главный дворец России, располагается на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Дома, как люди, имеют свою судьбу. Эти судьбы могут быть самыми разнообразными, известными и не очень, яркими и едва заметными. Зато императорские дворцы по определению имеют всеобщую известность.

Обычай делить дворцы на летние и зимние уходит своими корнями во времена Московского царства — из Теремного дворца Московского кремля царские семьи весной уезжали в Измайловское или Коломенское. Так же и мы сейчас с радостью стараемся переехать в теплое время года на свои дачи.

История

1 января 1752 года императрица Елизавета Петровна решила расширять Зимний дворец и сделать свою главную парадную резиденцию. Для этого были нужны окружающие участки, ими оказались дома Рагузинского и Ягужинского на Дворцовой набережной — их выкупили. Проект утверждался до июня 1752 года, после этого началось грандиозное строительство, которое продлилось 8 лет.

Работа продвигалась невероятными темпами, так как стареющая императрица горячо желала занять свою новую резиденцию и поселилась в ней задолго до окончания строительства, но принимал готовый дворец уже император Петр III в. апреле 1762 года.

В 1754 году на строительстве работали 1000 каменщиков, в 1756 году их было уже 1900 душ, в 1757 году — 2323, а в 1758 году — 2250. Стоит отметить, что большинство каменщиков, трудившихся на строительстве, были профессионалами из разных губерний. Еще для большей скорости использовался труд арестантов, так как условия работы и существования были крайне тяжелы. Таким образом, к 1759 году этап кладки каменных стен был завешен, дворец подвели под крышу, до 1762 года велись фасадные и отделочные работы.

Завершенный Зимний дворец Елизаветы Петровны стал представлять собой прямоугольник длиной 152 метра, шириной 117 метров и высотой 23,5 метра, внутри которого расположен большой двор. Примечательно то, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строили сооружений выше Зимнего дворца.

Важно разобраться — сейчас здание Зимнего дворца Елизаветы Петровны воспринимается как Государственный Эрмитаж (в его залах расположена коллекция одного из крупнейших музеев России и мира. Эрмитаж от французского l’Ermitage, то есть «уединенный»), но это не так. Эрмитаж — это архитектурный комплекс, который формировался на протяжении почти ста лет, он включает здания:

  • Зимнего дворца (1754—1762 гг.)
  • Малого Эрмитажа (1764—1775 гг.)
  • Старого Эрмитажа (1771—1787 гг.)
  • Эрмитажного театра (1783—1787 гг.)
  • Нового Эрмитажа (1839—1851 гг.)

У каждой из этих архитектурных жемчужин своя история. Тем не менее, Зимний дворец до сегодняшнего дня является сердцем этого комплекса.

Главные помещения дворца

Дворец имеет 4 угловых корпуса (ризалита) — парадная лестница, тронный зал, театр, собор, их соединяют остальные залы, галереи, жилые помещения, кладовые — более 460 комнат.

Когда попадаем в здание в северо-восточном ризалите, первое, что видим — парадную Иорданскую лестницу, сохранившую барочный декор (в Крещение крестный ход спускался к Неве, чтобы окунуться в иордань от этого лестница получила свое имя). Лестница обладает исключительным множеством декоративных элементов: колонны, лепнина, зеркала, статуи, огромный плафон, созданный живописцами из Италии.

Большой тронный или Георгиевский Зал

Расположен в северо-западном ризалите. В этом зале находится главный трон Российской империи. Строгая и величественная архитектура, отделка белым каррарским мрамором, колонны коринфского ордера, пилястры, кессонированный потолок, подвешенный к железным конструкция, золоченая бронза и цветной мрамор.

Дворцовый театр

Театр размещается в юго-западном ризалите. Он претерпел больше всего изменений и перестроек. Зрительный зал в виде амфитеатра, полуколонны, лепная гирлянда. Сейчас здесь проходят выступления знаменитых музыкантов, спектакли Мариинского театра, проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы. В фойе — выставки.

Большая церковь Зимнего дворца

В юго-восточном ризалите находится собор. Большая церковь — самое торжественное и пышное помещение в Зимнем дворце.

Стены декорированы орнаментами и порхающими «путти» (декоративные изображения маленьких мальчиков, характерные для искусства барокко и ренессанса).

Резьба и живопись иконостаса гармонично сочетаются с росписью и лепкой парусов и стен, позолоченный купол виден над крышей дворца, поражает каждого смотрящего изяществом барокко.

Во время экскурсии в Зимнем дворце нужно постоянно поднимать голову и смотреть наверх: все своды покрыты великолепными, поразительными орнаментами. Оконные рамы и многие стекла царских времен, интерьеры в разных стилях — пышное барокко, строгая классика, имперский стиль, готика, рококо, русский интерьер и даже будуар с восточным колоритом.

Все это великолепие сложно описать словами, лучше увидеть собственными глазами.

Как добраться

До Дворцовой площади можно добраться на метро — Станция «Адмиралтейская» (900 м пешком) фиолетовая линия, станция «Невский проспект» (1,1 км.) синяя линия, станция «Гостиный Двор» (1,6 км) зеленая линия.

Наземным транспортом

  • На автобусе — остановка «Дворцовая площадь», № 7, 10, 24, 191
  • На троллейбусе — остановка «Дворцовая площадь», № 1, 7, 10, 11
  • На маршрутном такси — остановка «Дворцовая площадь», № К28, К90, К252

От аэропорта и вокзалов

Из аэропорта Пулково нужно доехать до станции метро «Московская» (синяя линия) — это просто, все автобусы и маршрутные такси идут к этой станции, до «Невского проспекта» (синяя линия) вы доберетесь без пересадок. Выйти следует на канал Грибоедова и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства, справа покажется арка Генерального штаба, которая выводит на Дворцовую площадь.

От Московского вокзала вам нужно попасть на зеленую линию. Для этого переходите на станцию «Маяковская». Через одну остановку вы доберетесь на станции «Гостиный двор», зеленая линия, которая так же, как и «Невский проспект», синяя линия, выходит на канал Грибоедова. От Финляндского вокзала нужно проехать две остановки по красной линии до станции «Площадь Восстания», переходите на «Маяковскую» и добираетесь до «Гостиного двора». От Балтийского и Витебского вокзалов проезжаете одну остановку до станции «Технологический институт» красная линия, пересаживаетесь на синюю линию, и проехать две остановки до станции «Невский проспект». От Ладожского вокзала, станция «Ладожская», желтая линия, две остановки до станции «Площадь Александра Невского», пересесть на зеленую линию и проехать две остановки до станции «Гостиный двор».

На машине

На автомобиле парковаться можно на улице Миллионной, ближе к Мраморному дворцу или на Аптекарском переулке (от него идти чуть дальше, чем от Миллионной).

Еще в Санкт-Петербурге удобно пользоваться приложениями такси — Uber, Gett, Яндекс. Такси и другими.

Вид на Зимний дворец Елизаветы Петровны со стороны Дворцовой набережной от Google-maps:

Источники:
http://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/puteshestviya-po-rossii/zimnij-dvorets.html
http://peterburg.guide/muzei/zimnij-dvorec/
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/castles/12807
http://spbinteres.ru/zimnij-dvorec-kratkaya-istoriya.html
http://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/zimniy-dvorets/
http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/castles/12807
http://www.arrivo.ru/partners/2015-05/samye-izvestnye-ulicy-sankt-peterburga.html

Ссылка на основную публикацию