Касты в Индии. Часть 2
Вайшьи
Вайшьи (в пер. с санскр. «зависимые, преданные») по преданию возникли из бёдер Брахмы. Это представители третьей по значимости варны. К вайшьям относятся: земледельцы, ремесленники, скотоводы, торговые работники, ростовщики.
В средние века процесс разделения труда привёл к тому, что вайшьи поделились на сотни каст. Касты земледельцев и скотоводов стали восприниматься как шудры, низшая по значимости из варн.
К самым знаменитым представителям варны можно отнести семейство Ганди. В своё время тот факт, что они породнились с брахманами Неру, вызвал большой скандал.
Смысл жизни вайшьи – артха. Это стремление к материальному благосостоянию, к достижению славы, обретение высокого положения в обществе.
Вайшьи признают превосходство брахманов, но не всегда также относятся к кшатриям. Обычно вайшьи строже соблюдают правила относительно разрешённой еды и особенно избегают ритуальных осквернений. Как правило, вайшьи занимаются торговлей, банковским делом. Стараются избегать физического труда. Иногда становятся управляющими на земельных наделах помещиков и крупных предпринимателей, но сами в обработке земли не участвуют.
Шудры
Выходцы из стоп Брахмы. Это самая низшая варна. К шудрам относятся крестьяне, слуги, батраки, мелкие ремесленники, рабочие.
Шудры стремятся к каме. Это элементарные земные удовольствия, приятные переживания, получаемые от органов чувств. Герой знаменитого индийского фильма «Танцор диско» Митхун Чакраборти – шудра.
Благодаря своей многочисленности и за счёт владения значительной частью земельных наделов, шудры принимают важное участие в социальной и политической жизни на местах.
В пищу шудрам разрешено употреблять мясо. Возможно повторное замужество вдов и разведённых.
Низшие шудры состоят из множества подкаст. Их профессия носит исключительно специализированный ремесленный характер и передаётся по наследству. Хотя если шудра обладает достаточным материальным состоянием, чтобы приобрести землю, он может заняться возделыванием земли и сельским хозяйством. Основной род деятельности шудров – гончарство, кузнечество, плотницкое и столярное дело, ткачество, виноделие, парикмахерские услуги, занятия музыкой.
Члены многих ремесленных каст находятся с представителями более высоких каст в отношениях обмена услуг на натуру. Товарно-денежные отношения практически исключены. Плата за услугу натурой производится в основном в сельской местности. Ремесленник нарабатывает свой круг клиентов, от которых получает в качестве оплаты некоторое количество зерна, молока, мяса, либо инвентарь для труда.
Неприкасаемые
К неприкасаемым относят нищих, побирающихся, бездомных, а также людей, занимающихся самыми грязными работами. Они не относятся ни к одной из каст и находятся за пределами индусского сообщества.
Занятия неприкасаемых считаются оскверняющими, даже несмотря на то, что их работа очень важна и необходима обществу. Это уборка территорий, туалетов, чистка канализаций, забой животных и выделка кож. Неприкасаемые нанимаются мусорщиками, дворниками, сапожниками, проститутками, им достаётся самая грязная и тяжёлая работа в шахтах и на стройках. Все, кто имеет дело хотя бы с одной из трёх грязных ипостасей по закону Ману – трупами, глиной или нечистотами, или кто влачит нищее существование - это неприкасаемые.
Неприкасаемые – это своего рода изгой в индусском обществе, их называют «отверженными», «низшими», «божьими детьми». Сами себя они именуют далитами - «сломанными». Этим людям предписано много запретов – нельзя пить из общественных колодцев и источников, ходить по одним дорогам с представителями высших каст. В некоторых городах и районах им запрещено даже показываться на глаза. Практически под запретом для них и посещение храмов. Пускают туда неприкасаемых лишь несколько раз в год, псле чего тщательно обрабатывают, очищают и окуривают. Если далиту понадобиться купить что-нибудь, он должен положить деньги у порога магазина и крикнуть, что ему нужно – покупку вынесут и также оставят на пороге. Далитам запрещено разговаривать с представителями высших каст даже по телефону.
Владельцы закусочных, как правило, имеют специальную отдельную посуду для неприкасаемых. Хотя, если таковой в столовой не найдётся, далиту придётся обедать на улице. За отказ кормить далита, законы многих штатов предписывают штрафные санкции хозяину заведения.
До недавнего времени для далитов существовал запрет подходить к представителю высших каст ближе, чем на определённое количество шагов. При определённых условиях и ситуациях, например в чужом промышленном городе или в поезде, далитам разрешаются физические контакты с членами высших каст. Это не будет приравниваться к осквернению. Но при нахождении в своем родном городе или деревне, неприкасаемость должна соблюдаться жесточайшим образом, чем бы далит ни занимался.
Одна журналистка из Британии индийского происхождения, Рамита Наваи, сняла документальный фильм, показывающий все ужасы жизни неприкасаемых. Во время съёмок её довелось испытать многое. Репортёры вдоволь насмотрелись на подростков, жарящих крыс и употребляющих их в пищу. На маленьких ребятишек, играющих в сточной канаве костями собаки. На женщину, копающуюся в мусорке и выбирающей на обед более-менее съедобные объедки. Но когда отчаянная журналистка решила в прямом смысле окунуться в быт нищих и отправилась вручную очищать общественные туалеты, ей стало до того плохо, что стошнило прямо перед камерой. В конце фильма журналистка недоумевает и задаёт зрителю риторический вопрос – «почему эти люди вынуждены так жить?» Да потому же, почему дети брахманов проводят утро в молитвах, а сыновья кшатриев с трёх лет учатся седлать лошадь и размахивать саблей. Для неприкасаемого жизнь в грязи – такое же естественное состояние. Это его мастерство и в этом заключается его сила. Далиты лучше всех знают, что те, кто страшится грязи, умрёт быстрее остальных.
Среди неприкасаемых насчитывается множество каст – несколько сотен. Каждый пятый индиец принадлежит к далитам, а это, по меньшей мере, двести миллионов человек.
По мнению индусов, тот далит, который соблюдает правила своей касты, живёт по чести и совести и чтит представителей высших каст, в следующей жизни непременно переродится в представителя более высокой касты. Тот же, кто не верен своему предназначению и нарушает законы, вообще непонятно кем станет, но обязательно будет наказан за свои проступки.
Заключение
Трём наивысшим сословиям варн предписано проходить обряд посвящения, после чего они становились «дважды рождёнными». Брахманам после посвящения накидывали через плечо священный шнур. Всем дважды рождённым разрешается изучать веды, однако проповедовать их могут только брахманы. Шудрам запрещено не только изучать, но и слушать слова ведических учений.
Одежда у разных каст и, тем более, варн разнится. Можно легко отличить члена высокой касты от низкой. Одни оборачивают бёдра куском ткани, ниспадающим до уровня лодыжек, у других такое одеяние не должно доходить до колен. У женщин разных каст – разные по длине сари. Одним положены отрезы ткани семи-девяти метров, другим – не больше четырёх-пяти. Украшения, аксессуары также разнятся. Даже пользоваться обычным зонтом имеют право не все касты.
Тип жилища, пищи, посуды – всё досконально описано с древности и преподносится индийцам с младых ногтей.
Выдать себя в Индии за члена другой касты практически не представляется возможным – самозванец тут же будет разоблачён. Лишь тот, кто намеренно годами изучал дхарму чужой касты, имеет такую возможность. Хотя в таком случае это нужно делать очень далеко от места жительства, чтобы не быть узнанным кем-то из знакомых. Если же это произойдёт, самозванца постигнет страшное наказание – исключение из касты, потеря своего социального статуса и разрыв всех связей и отношений.
Даже неприкасаемые, на протяжении веков несущие свою тяжёлую ношу, выполняющие всю грязную работу, унижаемые и эксплуатируемые членами остальных каст, и те считаются членами кастового сообщества. У них своя дхарма, приверженностью к правилам которой они могут гордиться. Они имеют вполне определённое кастовое местоположение и социальную роль, пусть даже и в самом низу этой многоступенчатой пирамиды.
Еще материалы из раздела Индия
Достопримечательности Индии – Аджанта
Разделы по теме:
|
||
Индийские Гималаи
Разделы по теме:
|
||
Города Индии – Бага
Разделы по теме:
|
||
Города Индии - Хампи
Разделы по теме:
|
||
Достопримечательности Индии – Гурудвара Бангла Сахиб
Разделы по теме:
|
||
Национальная индийская одежда
Разделы по теме:
|
||
Города Индии – Колва
Разделы по теме:
|
||
Отдых в Индии с детьми
Разделы по теме:
|
||
Экскурсии в Индии - Гоа Дорога к тиграм
Разделы по теме:
|
||
Туристические заметки о достопримечательностях Танджура (Индия)
Разделы по теме:
|
Коментарии пользователей:
Касты Разделение людей на
Опубликовано aleks2 (не проверено) в Вск, 05/19/2021 - 23:09.Касты
Разделение людей на отдельные группы на основе сознания, кругозора и возможностей человека, первоначально имело свою позитивную роль и часто позволяло подчеркнуть корни человека по профессиональной деятельности ближайших родственников. Но такой вариант подчеркивания социальных корней, по мере развития общества, все чаще становится способом закрепления человека в определенном социальном слое. В результате этого, сегодня появилось и такое понятие, как «архаичные касты», которое отражает способ закрепощения человека в определенных социальных сословиях, находящихся во взаимоотношениях средневекового типа. Наиболее выраженная форма социальной жизни, в которой касты играют большую роль, сохранилась в Индии. Здесь вы можете получить уникальный опыт общения с представителями из различных каст, если, конечно, такой опыт представляет для вас профессиональный или личностный интерес.